Что означает когда икона мироточит. Почему икона мироточит: чудеса православного мира и растерянность ученых

С давних времен мироточение представляется людям чем-то загадочным и неизвестным, порой даже мистическим. Это связано с тем, что до сих пор не удалось до конца разгадать тайну этого явления. Многие ученые проводили эксперименты с целью выявления природы происхождения этого феномена, но по сей день он остается загадкой и чудом. Много встречается и фальсификаций, из-за чего некоторые даже глубоко верующие люди уже давно разуверились в правдивости «плачущих» икон.

Мироточение - явление, уникальное по своей природе. В христианском мире оно считается не чем иным, как чудом, а маслянистая жидкость, проступающая из них, - чудотворной.

Мирра - это масло с приятным запахом, которое изготавливается из зерен масленичных и эфирных растений . Именно эта жидкость проступает на поверхности образа, откуда и произошло само название. Она порой имеет различную консистенцию: густую, как еловая смола, либо более жидкую, напоминающую росу. Поэтому иногда этот процесс называют «елеоточение» или «росоточение».

Впрочем, кровотечение икон не стоит воспринимать буквально. На самом деле оно имеет под собой иную природу. Известно, что кровь из икон не сочится, как принято полагать. Как правило, это та же маслянистая жидкость, которая выступает на поверхности образа во время мироточения. Отличие лишь в том, что она смешивается с темной краской на полотне, ввиду чего образуются коричневатого оттенка подтеки, напоминающие кровь.

Считается, что подобный феномен выступает предвестником каких-либо кровавых событий: войн, терактов, болезней и так далее. Кровавые слезы могут служить напоминанием о том, что люди отдалились от Бога и совершают ужасные проступки, грешные деяния. Святые лики льют кровь как напоминание о том, чтобы человечество одумалось и стало гуманнее.

Обычно это происходит накануне каких-либо значимых событий в истории: войн, бедствий, катаклизмов . Это как будто ниспосланный с небес знак, чтобы люди задумались о своих деяниях. Были неоднократно зафиксированы случаи, когда иконы плакали за день до какого-либо происшествия. Так, в 2004 году замироточила икона с образом Тихона Задонского, а на следующий день потерпел крушение самолет ТУ-154 с пассажирами на борту.

За несколько дней до теракта в Беслане, а именно 29 августа 2004 года, стал мироточить святой лик, предупреждая о страшном событии, которое впоследствии ужаснуло мир.

Еще одним примером может служить кровоточащая икона женского монастыря в Ленинградской области в день, когда начался конфликт на Украине. И таких примеров очень много.

Однако не всегда такое явление может нести в себе негативное предзнаменование. Служители церкви утверждают, что такое знамение может означать Божью благодать, ниспосланную людям. Считается, что такое изображение является чудотворным, способным исцелить от любых болезней, защитить от опасности, отвести беды и несчастья от человека, который к нему прикоснется. Тысячи прихожан со всех окрестностей стекаются в монастырь, в котором иконы мироточат.

Впрочем, чудо мироточения может происходить как в монастыре, так и в доме у верующих. Известны случаи, когда не одна, а все иконы, находящиеся в доме или в церкви, начинали мироточить. Это поистине чудесное явление, однако люди всегда настороженно и двояко относились к такому событию.

С одной стороны, такой знак всегда несет в себе толику неизвестности: что предвещает это явление - добро или зло, и к чему следует готовиться, не знает никто. С другой стороны, даже глубоко верующие люди иногда сомневаются в подлинности такого явления. Все потому, что истории известно множество случаев, когда подобным образом священнослужители пытались обмануть народ и власть, чтобы добиться определенных целей.

Так, при Петре I священнослужители одной из церквей заявили, что у них в соборе произошло явление мироточения икон. Разоблачение не заставило себя долго ждать. Притом что царь был верующим человеком, он все же усомнился в подлинности происходящего. Попы в один голос заявляли, что таким образом Бог оплакивает старые порядки, которые были отменены Великим царем. Петр I смел предположить, что, используя это событие, попы хотят склонить его к отмене нововведений и возвращению былых порядков.

Он отнесся довольно скептически к подобному «божественному» проявлению и приказал забрать мироточащий образ из собора. После прибытия в свой дворец, царь разорил икону и обнаружил в ней капсулы с жидкостью, расположенные внутри ее в районе глаз. В свою очередь, в глазах были проделаны маленькие отверстия, через которые жидкость выходила наружу.

В связи с этим царь издал грозный указ, который гласил: «Если еще в какой-нибудь церкви заплачут иконы, то поповские задницы заплачут кровью» . С тех пор образы больше не «плакали».

Примечательно, что при появлении росы на иконе к месту события сразу же приезжает специальная комиссия, в состав которой входят ученые и священнослужители, чтобы засвидетельствовать подлинность этого факта. Для чистоты эксперимента ее помещают в специальную капсулу.

К сожалению, во все времена находились мошенники, которые пытались сфальсифицировать подобное чудо. Многим это удавалось: доверчивый народ толпами шел в церковь, где происходило подобное явление, и нес подаяния. Некоторые имитировали феномен из корыстных целей, другие - чтобы прославить себя и свою церковь. Однако существуют некие закономерности, благодаря которым можно определить, насколько подлинным выступает подобное явление:

  1. Мироточение не имеет привязки к определенному месту.
  2. Плач Святых ликов могут видеть все, а не один или несколько человек, так как это является истинным чудом.
  3. Образ не перестает мироточить оттого, что его перенесли в другое место.

Если случившийся феномен противоречит какому-либо из этих признаков, то, скорее всего, это обман.

Стараясь выяснить, почему мироточат иконы, люди выявили некоторые особенности этого процесса. На основе таких особенностей были составлены приметы, благодаря которым это проявление можно приурочить к тому или иному событию:

  • Плачущая икона - знак грядущих больших перемен. Светлые слезы - положительные перемены, темные или «кровавые» - плохие перемены.
  • Плачущая «росой» икона - хорошее предзнаменование, обещающее перемены к лучшему.
  • Обильно мироточащий лик святого - предвестник хороших новостей и событий.
  • Икона замироточила в церкви - благие вести для прихожан, церкви и города в целом.
  • Образ мироточит дома - чудо случится в семье, возможно, чудесное исцеление.
  • Плачет икона Вседержителя - к благоприятным событиям, переменам, ладу в делах и счастью в жизни.
  • Икона Николая Чудотворца - хороший знак, положительные перемены в жизни.
  • Лик Божьей Матери - рождение ребенка, здоровые дети, исцеление от недугов.
  • Семистрельная икона - мир и покой в семье, защита от сглаза.

Также известен факт, что мироточение может быть как единичным, когда плачет одна или несколько икон, так и массовым и распространяться даже на несколько государств.

Известно, что на Руси проводить опыты над иконами Святых, особенно теми, что находятся непосредственно в церкви, не разрешается. Однако некоторые факты все же были установлены экспериментальным путем. Что должно произойти с ликами святых, чтобы они «заплакали»? Нельзя ставить под сомнение тот факт, что действительно существуют образы, которые мироточат. Тем не менее многие ученые сомневаются в подлинности мироточения икон. Научное объяснение этому процессу пытаются найти многие десятки лет. Некоторые полагают, что это не что иное, как естественный процесс образования влаги в специфических условиях.

Также к появлению подобного феномена могут быть причастны следующие события:

  • Осаждение масла вследствие контакта прихожан со Святым ликом. После помазания елеем человек целует икону, оставляя на ней масляные капли.
  • Конденсация масляных паров: зачастую на образы капает масло из лампад, которые висят перед ними.
  • Капиллярный эффект: сквозь икону может просачиваться влага, поступающая к ней извне. Источники этой влаги могут быть самые разнообразные, в зависимости от конкретно взятого случая. Бывали ситуации, когда подобный эффект не был создан преднамеренно.

На сегодняшний день людей из разных уголков мира интересует тот факт, почему мироточат иконы, научное объяснение которому нельзя интерпретировать однозначно. Многие скептики ссылаются на то, что такое явление, с точки зрения науки и здравого смысла, невозможно. Однако, факт остается фактом: по всему миру время от времени находятся мироточивые иконы, над которыми проводят наблюдения и эксперименты с целью определения сущности такого явления.

Если вдруг в доме заплакала икона, то нужно отнестись к этому событию со всей серьезностью. Во-первых, ее не следует протирать и тем более мыть. Во-вторых, лучше всего не тревожить образ и пригласить в дом священника, который бы мог засвидетельствовать этот факт. Следует помнить, что подобное явление может длиться очень долго. Следует с почтением и уважением отнестись к той иконе, что принесла чудесное знамение.

Какую бы весть ни нес с собой плачущий лик Святого, людям стоит обратить пристальное внимание на подобный знак свыше. Возможно, стоит задуматься о миссии человека на Земле, о том, что мы несем в этот мир, и каким он будет после нас. Безусловно, это чудотворное явление - призыв соблюдать Божьи заповеди, о которых многие люди забыли, и напоминание о том, что жизнь дается человеку один раз. Нужно прожить ее достойно, оставив светлую память о себе у грядущих поколений.

Мироточение – взгляд скептика
На мой взгляд - это относительно лёгкое чудо для воспроизведения, но из-за множества технологий, каждый случай требует индивидуальной проверки.

Ныне в глаза бросается массовость мироточений. В постперестроичной России первопроходцем мироточений стало враждебное московской патриархии богородническое братство, которое и сейчас время от времени зазывает людей на очередное мироточение.

Когда речь идёт о массовых мироточениях, то на ум приходит самая простая технология - капнуть несколько капель масла на икону или разбрызгать масло из пульверизатора. След от масла будет оставаться на иконе довольно долго, и за ночь легко обработать огромное количество икон.

В интервью «Независимой газете», ныне покойный митрополит Нижегородский Николай Кутепов рассказывал случай из жизни его епархии:

«Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью» [НК].

ЖЖ Пишет Alex Kuleshov (journalru)
@ 2007-02-06 12:10:00
[journalru.livejournal.com ]
бабка, а ты маслице-то сегодня подливала?
«в моей почти 7-летней практике откровенных провалов было не так и много. так чтобы я не мог выполнить задание/заказ, было может раза три. сегодня добавился еще один такой случай. заказали мне фотографию иконы, которая замироточила.
приезжаю в церковь. ищу батюшку, надо получить разрешение, или если хотите благословение. подождать меня просят, поскольку исповедуются у него. мороз на улице дикий. заодно и объектив согреется, думаю я и иду поглядеть пока на саму икону. стою, смотрю. ничего не капает, не выделяется. испарины не замечаю. долго смотрю. сосредоточенно. боюсь пропустить тот самый момент мироточения. а тут бабка вокруг носиться, свечки меняет, пыль тряпицей смахивает. и вот бабка подходит ко мне и тоже в иконку взглядом своим набожным упирается. и тут меня как дернуло. не знаю что нашло. я себе такого не позволяю, хотя отношение ко всем этим РПЦшным атрибутам не очень лояльное. в общем, я возьми да и ляпни ни с того ни с сего:
- бабка, а ты маслице-то сегодня подливала?
а бабка, с просветленным своим взглядом, немедленно отвечает:
- нет, думала, хватит со вчерашнего...
и даже не осеклась. побежала дальше свечки менять и пыль стирать. правда через пару минут вернулась и выпинала меня из церкви. снимок я так и не сделал... не пустили больше.
блин, стыдоба-то какая...».

Другая технология мироточения описана Петром Первым. В 1720 году, замироточила одна из икон, он лично приехал на место, забрал икону, взял с собой несколько священников из того храма, приехал во дворец и в присутствие свидетелей, далее процитирую сам текст: «Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.

Потом мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом» [Б].

Ещё одну технологию мироточения раскрыл известный скептик и разоблачитель чудес Джо Никелл, член Общество скептиков США.

В сентябре 1996 года комиссия по научному исследованию паранормальных феноменов при газете "Toronto Sun" пригласила его в Канаду, где большую популярность приобрела плачущая икона Святой Девы в церковь Богоматери в Торонто.

Далее я процитирую самого исследователя «Наконец я увидел - капли разбрызгивала висевшая перед иконой масляная лампа! (На фотографии вы видите ее в правой руке священника - это не обычная лампада, а действительно масляная лампа. Если ее фитиль плохо прикручен, она действительно "плюется" горячим маслом, что я быстро проверил дома при помощи чашечки с подсолнечным маслом и фитиля из марли - прим. переводчика)» [Н].

Интересно, что нечто подобное произошло и в России.

ЖЖ Пишет bytopisatel (bytopisatel)
@ 2006-06-18 17:16:00
[bytopisatel.livejournal.com ]
Лично видел много случаев бесспорного мироточения, необъяснимого никакими физическими причинами. Но в наших палестинах случилось и одно очень сомнительное, послужившее, кстати, поводом к "рекламному" использованию иконы. Приведу ниже эту историю без комментариев - сапиенти сат, так сказать.

В одном из районов нашей области попы закупились партией лампадного масла (вроде бы у заезжего автокоробейника), которое при горении на фитиле стало мелко "постреливать"; если лампадка с таким маслом висела очень близко к иконе, то на поверхности образа оставались мельчайшие брызги, постепенно сливавшиеся в более-менее крупное пятно. Благочинный это дело приметил и предупредил в своем районном центре батьков, чтобы проследили за ситуацией для предотвращения нездорового ажиотажа. И - тут же в сельском храме недалеко от районного центра замироточила икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", естественно, современного письма (впрочем, о возможности существования таких икон, написанных ранее архимандритства Иосифа Балабанова, ныне епископа, в Серпухове, не мешало бы поговорить особо))). Писал ту икону сам местный батя, изрядный хитрец и демагог, не больно-то любимый собратьями по кадилу и кропилу. Сей отец тут же поднял изрядный шум в СМИ; в итоге наш святитель узнал о том, что в селе творится, из новостей местного ТВ и отправил того же благочинного для разбора ситуации.
Благочинный потом сам рассказывал:
"Приехал, смотрю на икону - перед ней висит лампадка и картина уж больно похожая на уже знакомые брызги масла. "Какое у тебя масло?" - спрашиваю настоятеля. Тот набычился: "Хорошее, софринское". "Ну ладно, - говорю, - давай так сделаем. Помещаем икону в киот со стеклом, закрываем его и опечатываем моей печатью, посмотрим, будет ли дальше мироточить". Так и сделали. Приезжаю через некоторое время опять. "Мироточит?" - "А как же!" Смотрю - а печати на киоте уже нет, да и сам киот открыт, и лампадка тут же... "А где печать?" Настоятель замялся: "Да тут... Мы икону-то двигали при уборке, да бабки печать и сорвали случайно... Да и вообще они обижаются, что икона закрыта, им приложиться хочется..." Ну я махнул рукой, написал архиерею докладную - хай сам разбирается".
Святитель прочитал докладную и стал думать. Помыслил-помыслил, смотрит опять местное ТВ - а там еще сюжет: мироточивую "Неупиваемую Чашу" из села Н. на время перенесли в один храм областного центра (где, кстати, настоятель весьма практичный и сам о себе говорит: "Я не жадный, я - экономный"), а народ туда на поклонение валит толпой...
Так эта история и осталась до конца не проясненной, хотя "турне" иконы по градам и весям волевым решением архиерея все же прекратили. Благочинный при своем мнении, поп-иконописец при своем, паства в ажиотаже, архиерей в раздумьях

Ещё из ЖЖ
Пишет Alex Kuleshov (journalru)
@ 2007-02-06 12:10:00

Интересную технологию мне рассказал пастор одной из протестантских церквей, которую в свою очередь ему поведал покаявшийся в их церкви православный батюшка.

Доску для иконы сушат, а затем вымачивают до тех пор, пока дерево не пропитается, в масле или веществе, которое будет истекать из неё. После вымачивания немного подсушивают, а потом покрывают как обычную икону. Надо заметить, что это покрытие защищает икону от выхода жидкости которую впитала доска. Лучше икону содержать в сыром помещение, вроде подвала. В нужный час икону выносят, в местах предположительного истечения мира точечно повреждают защитный слой и ставят в самое сухое место. Дерево начнёт отдавать жидкость, высыхать, а икона, соответственно, мироточить.
Эта технология основана на простых физических законах. Но пока я не видел чтоб кто-нибудь её воспроизвёл или использовал.

Кроме описанных технологий существует ещё множетсво других, не менее эффективных, но хочу подчеркнуть, что каждое мироточение по свое сути индивидуально и требует индивидуального анализа.

Что касается состава мира, то как правило мне попадались заключения о том, что используется оливковое, подсолнечное и другие, вполне известные науки вещества. Иногда можно прочитать о том, что из икон течёт нечто неземное, но заключений соответствующих лаборатории не предоставляются. Потому слова проверить невозможно.

Научное изучение
Для начало надо отметить, что научное изучение это не когда учёные изучают некоторое явление, а когда изучение ведётся по определённому протоколу, направленному на максимально объективное изучение. Такого изучения не проводилось в связи с мироточением. Существует комиссии по чудесным знамениям, происходящим в Православной Церкви в состав которой входят ряд православных учёных.
Но они занимаются не столько изучением, сколько описанием того, что им рассказывают или видят сами. Никаких протоколов исследования не ведут (по крайне мере нигде он них не говорили или не дали повода думать что они у них есть).
Пример их работы:
«Хозяйка постелила на стол чистую скатерть, потом лист бумаги, сверху положила привезенные коллегами Флоренского иконы. Край одного листа случайно выскользнул из-под доски. Батюшка отслужил молебен. И тут хозяева попросили гостей выйти из комнаты: мол, негоже присутствовать при чуде.
- Мы вернулись через час. Все иконы, разложенные на столе, были покрыты капельками. Важный момент - маслом покрылся и лист бумаги, но лишь тот край, который выступал из-под образа, а часть листа, лежавшая под иконой, была чистой. Какой мы делаем вывод? - На минуту Флоренский замолкает. - Вещество появилось не изнутри, а сверху. В этом случае произошло не источение, а маслопоявление на иконе».
[www.radonezh.ru ]
А почему не сделать вывод, что масло нанесли руками?

Что же показывает анализ вещества, собранного комиссией с мироточащих икон?
"Ученые собирают выделившееся масло в пробирку... А дальше его исследуют эксперты Института криминалистики ФСБ, которые всегда присутствуют при опытах. Их заключение: “...по составу вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному маслу... Мы брали на анализ масло с разных икон, - объясняет Павел Васильевич. - По составу оно всегда сродни подсолнечному или оливковому. Состав органических веществ масла настолько сложен, что вещества с разных икон всегда отличаются друг от друга. Это примерно то же самое, что и постное масло двух разных заводов-производителей, которое внешне одинаковое, но если его разложить на составляющие, то органические вещества окажутся различными. ”

И на какие мысли это наталкивает комиссию?
Там же.
«Допустим, мы провели анализы и показали, что миро, собранное с иконы, по составу - ароматизированное подсолнечное масло. Ну и что? Любой священник объяснит, что наша страна богоизбранна, поскольку у нас растут подсолнухи, из которых и получается миро. А вот, скажем, греческие иконы чаще источают оливковое масло, потому что их земля - родина оливок».

Среди всех исследователей мироточений, данная комиссия выделяется с положительной стороны. Но в ряду апологетов выявляется тенденция искажать результаты анализов.
Так вот в описание чудесных свойств мира мощей в Киево-Печёрской лавре можно найти такую ссылку на исследование учёных:

"Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер ознаменовалось Божиим знамением - три мироточивые главы начали источать миро. Был проведен химический анализ образцов, "взятых из чаш с мироточивыми главами №26, №9, №4". "Химический анализ образцов был произведен в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института... Результаты анализа показали: все образцы являются высоко очищенными маслами, которые не имеют в себе примесей высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции стерификации и метилирования. Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле. Низкая электропроводность образцов свидетельствует об отсутствии ионизированной среды (воды и ионизированных частиц). В образцах не выявлены неорганические фосфаты и ионы аммония (NH4OH, H3PO4), что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ, содержащих азот, и фосфатов. Исследование содержания белка (по Лоури) было проведено в водных вытяжках образцов.

Исследованием установлено, что образец №26 имеет 20 мг белка на 100 мг, образец №9 - 13 мг, а образец №4 - 73 мг. Такой показатель свойственен только живому организму"".
[lavra.kiev.ua ]

Масло не может быть высокоочищенным, если в нём содержаться значимая примесь белков, и уж тем более 13-72%. Это тоже самое, что если бы воду в литровой бутылке называли высокочистой, в которой всего 130-720 грамм вредных веществ находилось.

Поэтому, когда ссылаются на заключения подобного рода, стоит относится скептически и требовать указания места исследования и заключения лаборатории. Подобный случай не единичен. Мне приходилось беседовать с людьми, которые проводили анализ мира и выдав заключение обнаруживали, что люди, предоставившие миро на исследование, говорили совсем другое о результатах исследования.

Мироточение литература

Б. - «От Р.Х. 1720.
1 мая [Петр] присутствовал при спуске нового девяносто-шестипудового корабля, наименовав его Фридрнхштатом. По сем Великий Государь ездил на работу Ладожского канала. Присутствие его при сих работах оживотворяло, так сказать, вновь души работающих и вливало в них новые силы.
В сию бытность Монаршую при сих работах поместим мы происшедшее в отсутствие его в Петербурге и записанное у господина профессора Штелина. Известно, что в первые годы по застроении сего города были Великому его Строителю пре-многие и сильные препятствия не токмо от неприятеля, среди которого он его застроил, но и от злобы и суеверия и неразумия, все силы напрягавшего к воспрепятствованию оного; однако ж мужество и постоянство Великого Государя всего оного было сильнее. В сию же отлучку Его Величества вдруг разнесся слух, что в одной церкви, и именно Троицкой, на Петербургской стороне большой образ Богоматери проливает слезы. Народ начал в великом множестве туда собираться. Суеверие приплело к сему опасное толкование, что Мать недовольна сею страною, и слезами своими возвещает великое несчастье новому городу, а может быть и всему Государству. Канцлер граф Головкин, живший неподалеку от сей церкви, пошел туда, однако не токмо не мог разогнать сбежавшегося народа, но едва и сам мог сквозь тесноту назад выбиться. Он тотчас отправил гонца к Государю с известием о сем происшествии и о ропоте в народе.
Великий Государь, ведая из опыта, что и одна искра суеверия может произвести страшный пожар, ежели заблаговременно оная не будет затушена, тотчас отправился в путь, ехал всю ночь, и на другой день поутру, прибывши в Петербург, тотчас подошел в помянутую церковь, где встречен был тамошними священниками и отведен к плачущему образу. Его Величество хотя сам и не видел слез, но многие из бывших там уверяли его, что действительно недавно оные видели. Государь, рассматривая несколько времени образ весьма пристально, приметил нечто подозрительное в глазах. Однако, не давши другим того приметить, приказал он одному из священников снять икону с места и отнести за собою во дворец. Тамо прозорливый Монарх рассматривал сей покрытый лаком образ весьма тщательно в присутствии канцлера, некоторых из знатнейших придворных, высшего духовенства и священников той церкви, которые сняли образ с места и принесли во дворец.
Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.
По том мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом. Казалось, что Государь доволен был сим открытием и доказательством обмана. Он не дал никому приметить своего намерения исследовать далее сие дело и наказать выдумщиков, но сказал только присутствовавшим при том: «Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда. Образ же останется у Меня; Я поставлю его в своей Кунст-Камере».

Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России; собранные из достоверных источников н расположенные по годам. М., 1789. Ч. VII. С. 93-97.
Текст взят из Басов Д. Чудо мироточения. СПб: А.В.К. - Тимошка, 2001 г., с. 38-40.

Н. - Аномалия No 16(148), 1 сентября 1997, по материалам журнала "Skeptical Inquirer", N 2, 1997

НК. - Из интервью митр. Нижегородского Николая Кутепова (Независимая газета, раздел Фигуры и лица, 26.4.2001, с. 11) [www.krotov.info ]
Езё запись из ЖЖ
О люди!
Повелитель снеговиков, 16/01/08 14:44
Не то, чтобы я ненавижу попов и священников разного толка... но! Рассказываю, чему сам был свидетель и, если честно, помощником, что-ли? Есть у меня друг, его отец священник. Ну, не повезло парню в жизни, чего греха таить. Не хочет друг мой становиться "продавцом от храма" (его слова), а отец заставляет. Все слышали про всякие мироточивые иконы? Возможно, есть среди них и чудотворные, но точно не та, про которую ниже. Заказали её в Турции, с секретом икона. В неё масло заливается сверху и она "плачет". Так вот: заранее сообщается, что в церковь привезут такую икону, все в экстазе, все радуются. Приезжает икона, все ломятся прикоснуться к мироточениям этим, а это простое масло подсолнечное, рафинированное (без запаха, бля!). Тут же продаются маленькие бутылочки масла с якобы добавлением слез из иконы. 5 баксов бутылочка. И ЛЮДИ ПОКУПАЮТ! Да не по одной бутылочке. В общем, один литр подсолнечного масла "Олейна" уходит в среднем за 500 баксов. На следующий день народу еще больше... Я сам помогал разливать другу масло (не знал, правда, для чего, но факт есть факт). Почему у нас такой легковерный народ?

Как-то довелось мне в новостях увидеть позорный репортаж о том, как в одном российском то ли храме, то ли монастыре вдруг случилось диво дивное - замироточила икона. Я был поражен: ведь это же самое настоящее чудо - обман, постыдная нелепость которого была ясна людям уже лет триста тому назад, до сих пор работает!

А ведь еще Петр Первый предупреждал попов: если где икона замироточит, в том приходе поповская задница заплачет кровью! И иконы на Руси мироточить сразу перестали. Попы берегли свои задницы. Христианские чудеса, как видите, отменить очень просто. Католики, имеющие печальный и дискредитирующий религию опыт масштабных средневековых фальсификаций, еще в XVI веке решением высших чинов церкви «отменили» 90 % всех известных на тот момент чудес (о редких исключениях поговорим ниже). А у протестантов, которые вообще отрицают существование чудес, никаких чудес и не происходит. Только тот, кто имеет неразвитое сознание, может найти чудо везде - даже в церкви…

Петр Первый сам с удовольствием разоблачал поповские трюки. Однажды царю донесли, что в Петербурге народ волнуется: в Троицкой церкви заплакала икона Богородицы. Народ - он как ребенок, всему верит, поэтому в церковь тут же устремились толпы простаков. Устроители шоу потирали ручки. Тут же нашлись толкователи, которые утверждали, что Богородица плачет потому, что недовольна вновь отстроенным городом и царем-антихристом. А это было уже опасно! Поэтому Петр, которого могли, казалось бы, заботить более важные вопросы, например, подготовка к очередной войне, бросив все дела, лично кинулся к церкви. В отличие от тупой голытьбы, он-то знал, что чудес не бывает. А бывают провокации.

Войдя со свитой в храм, Петр некоторое время рассматривал икону, потом хмыкнул, велел снять ее со стены и доставить к нему во дворец. Там Петр при свидетелях отодрал оклад и, разорив икону, показал присутствующим две небольшие лунки в доске напротив глаз Богородицы. В них лежали кусочки масла. А в глазах Богородицы ушлые попы прокололи дырочки. Когда возле иконы ставили свечи и вешали лампаду, масло растапливалось и начинало потихоньку сочиться через дырочки в слое краски.

Есть и еще один способ, похожий. Доску, на которой пишется икона, пропитывают маслом. Затем, когда доска чуть просохнет, ее покрывают плотным слоем краски, в которой прокалывают иголкой две крохотные дырочки в районе зрачков. От тепла дерево начинает «потеть» маслом, которое находит выход через эти дырочки. Верующие в полном восторге!

Бывает и так, что икону замасливает недостаточно прикрученный фитиль масляной лампы, который разбрызгивает масло. В этом случае масло удается обнаружить не только на самой иконе, но и на окружающих предметах.

А почему, кстати, масло?… Если Богу надо показать чудо, то святые на иконах и плакать должны какой-нибудь чудесной жидкостью! Или хотя бы реальными слезами. А они текут подручными материалами, например, миро. Миро - это растительное масло, настоянное на ароматных травах. Подобное бальзамическое масло продают в крупных торговых сетях в качестве приправы к блюдам. Аналогичный продукт используется и в церкви для магических ритуалов жиро-помазания…

Пошлый трюк с мироточением уже настолько неприличен, что его стесняются даже многие церковные иерархи. В 2001 году «Независимая газета» опубликовала интервью митрополита Нижегородского Николая Кутепова, в котором тот рассказал следующую историю: «Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась!»

Вот так вот - образованные попы разоблачают своих вороватых провинциальных коллег, телевидение рассказывает о «чуде», а прихожане с безумными глазами устремляются в такой храм, неся туда свою кровную денежку…

На протяжении долгой истории христианства фанатики верили во все, что им показывали. В святые пеленки, в которые был завернут после рождения Иисус (они экспонировались еще в начале XX века в главном соборе германского города Аахена)… В подлинность Иисусовой колыбели, точнее, колыбелей (одна колыбель Иисуса хранится в Италии, а другая в Израиле)… И даже в сено (в Средние века во многих монастырях Европы прихожанам демонстрировали сено, в котором лежал младенец Иисус)!..

Французские монахи в течение нескольких веков промышляли тем, что показывали паломникам слезы Иисуса. Причем не просто слезы, а ту конкретную слезу, которую Иисус проронил, узнав о смерти святого Лазаря! Видимо, кто-то в этом момент стоял рядом с пробиркой наготове и тут же взял у Христа анализ выделений.

В Генуе долгое время хранился хвост осла, на котором Иисус въехал в Иерусалим. А испанские церкви демонстрировали отрубленные головы того самого петуха, который прокричал после того, как Петр трижды отрекся от Иисуса!

Помню, в Риме сестра упорно тащила меня в какую-то церковь, где хранится кусок креста, на котором распяли Иисуса, и гвоздь, которым его приколачивали. Она не знала, что в разных церквях и монастырях мира хранится более тысячи голгофских гвоздей! Видимо, римляне пришивали Иисуса к кресту с помощью строительного пистолета. Или даже пулемета…

И во все это верующие верили и верят! Даже после сенса ционных признаний иерусалимского иерарха Феофила о том что церемония зажжения благодатного огня есть всеголишь представление, на православных сайтах замелькали еле дующие сообщения от утопающих, хватающихся за соломинку:

А я все-таки уверен, что это истинное чудо!

Феофил мог сказать о зажигалке для того, чтобы про верить нашу веру.

На самом деле Феофил просто нас всех обманул!

А он вовсе этого и не говорил. Да, он заявил, что это всего лишь церемониальное представление. Но он же не сказал впрямую, что чуда не происходит! Слов «не чудо» не было сказано!

Он просто не употребил слово «чудо», потому что привык за много лет к чуду и воспринимает его как обыденность.

Даже если все патриархи признаются, что это мошенничество, я все равно буду верить в чудо, потому что люди могут лгать, а Господь нет.

Церковь рассматривает икону как особую форму откровения Божественной реальности.

Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, миро — вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего.

Лабораторные анализы показывают, что миро — жидкость органического происхождения, иногда напоминающая оливковое масло, но каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, установлено, что «это самые настоящие слезы». Миро не изводится из вещества иконы, а возникает на ней «из ничего». Бывает, влага появляется и набухает на стекле киота, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения; могут мироточить изображения на дереве, бумаге, стекле и т. п.

Вид, цвет, консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о «елеоточении» или «росоточении». Она может иметь благовонный аромат. Форма и размер капель также чрезвычайно различны. Иногда они покрывают все изображение, иногда как бы струятся из определенных точек. В широком смысле слова под мироточением понимается любое чудесное появление влаги на иконах и священных предметах. Нередко через помазание источившимся миром происходит исцеление недугов.

История православной церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их — образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная Радость», Серафимо-Понетаевская).

От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило от нанесенной образу раны — для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская- Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, «Умиление »-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение»-Новгородская, Корсунская -Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апреля 1662 плакала Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными свт. Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». В 1854 епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества».

Церковному преданию известно несколько икон, от которых источалось святое миро. Еще в древности, в VI в., на Писидийской иконе струился елей от руки Богородицы. Впоследствии это чудо было утверждено в своей истинности VII Вселенским Собором. В XIII в. после усердной молитвы блж. Прокопия и людей о спасении от каменного града Великого Устюга по иконе Благовещения («Устюжского») потекло миро — знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. 16 сентября 1392 года миро возникло от десницы Богоматери на Томской иконе. В 1592 образ «Похвалы Пресвятой Богородицы» был похищен с Афона разбойниками. Но когда икона покрылась благовонным миром, они раскаялись и вернули святыню. На пятой седмице Великого поста 1635 в Оранском Богородицком монастыре Нижегородской епархии во время вечернего славословия с акафистом на Владимирской-Оранской иконе от главы Младенца Иисуса истекло миро и весь храм наполнился благоуханием. В 1848 в Москве в доме полковника Д. Н. Бонческула находился только что написанный список чудотворной иконы «Споручница грешных». В Пасху икона заблестела, и на ней увидели капли, похожие на дождевые. На ощупь они были маслянисты и благоухали. Через помазание чудной влагой получили исцеление больные. Образ пожертвовали в храм, где он прославился другими чудотворениями.

Вплоть до XX в. мироточение или слезоточение иконы (в книге Е. Поселянина «Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому» описаны соответственно 6 случаев мироточения и 12 слезоточения — за почти 2000-летнюю историю Церкви) было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в XX в. Первый такой период приходится на начало 1920-х, когда наряду с многочисленными обновлениями икон происходили и мироточения (например, 25 июля 1921 в харбинском соборе из очей Спаса Нерукотворного истекли капли мира и оставались видны несколько месяцев).

1991 — начало времени повсеместных знамений от икон. Хотя отдельные случаи наблюдались и прежде (например, мироточение от икон Казанской Божией Матери и прп. Амвросия в Оптиной пустыни 16 ноября 1988), именно с 1991 сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест России. В последующее десятилетие зафиксированы сотни случаев. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат — в храмах, монастырях, в домах простых людей.

Судьбоносный для истории России 1991 положил начало расчленению собиравшегося веками государства. Огромная страна оказалась ввергнутой в пучину испытаний. На Светлой седмице 1991 источала благоуханное миро икона Божией Матери «Державная» из Николо-Перервинской обители в Москве. Летом 1991 в одном из старинных храмов Вологды текли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса. 18 августа в Грузии заплакала старинная икона Богоматери. 22 ноября 1991 в Смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери (Смоленск — ближайший русский город к Белоруссии, на чьей территории спустя две недели был заключен Беловежский сговор).

Явили скорбь сразу несколько икон в разных концах России и за ее пределами. «Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение, — пишет о плачущих иконах протоиерей Михаил Помазанский. — Оно свидетельствует, как близка миру Богородица. Но — пусть бы этих слез не было! Если в семье нет для детей большего горя, как видеть плачущую свою мать, то для христиан каким должно быть сильным и страшным потрясением знать, что о них и из-за них проливает слезы Матерь Божия!.. Свидетельствуют ли они о том, что Небеса видят скорби, что слышат плачущих и что Богородица через икону Свою вещает утешительное: «Я с вами»? Скорбит ли Божия Матерь о нестроениях в Православных Церквах? Не знаем. Но не станем отводить от себя мысль о великом значении данных знамений для всех нас и для каждого из нас, не допустим мысли, что «это к нам не относится». Укорительно для нас, и предостерегающе, и призывом к покаянию должны быть приняты нами слезы Богоматери!»

Как и в прежние века, знамения от икон чаще всего даются в дни Великого поста — время сугубого покаяния и сокрушения о грехах. В наши дни благодатная роса или миро часто выступает не на одной, а на нескольких иконах храма, на распятиях. Оно может исчезать и появляться вновь. Очевидцы будто призываются запечатлеть в сердце действие благой воли Господа, как бы освящающего кроплением мира «дом молитвы». И — согласно Оросу Вселенского Собора — «возвести честь на первообразная», в скорбное и трудное время еще раз увериться в том, что Отечество и Церковь не лишились своего небесного воинства.

В 1920-е обновления икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области. В 1990-е местом знамений стала вся Россия: городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей. Никогда еще Русская Православная Церковь не встречалась с тем, чтобы иконы плакали и мироточили повсеместно. Это небывалое явление в истории страны — несомненный исторический факт, имеющий огромное духовное значение. Это явный глас Божий, обращенный ко всему русскому народу.

Тем не менее, по сравнению с минувшими веками среди священнослужителей и мирян наблюдается умаление любви и внимания к святыне Господней. Далеко не всегда выполняются канонические правила: составление акта с подписью настоятеля храма и свидетелей чуда с последующей подачей его архиерею, который назначает комиссию для удостоверения подлинности происшедшего. Порой священнослужители остаются равнодушными к подобным явлениям, порой опасаются нездорового ажиотажа. Но практика показала неосновательность подобных опасений. Даже после сообщений в печати, по радио и телевидению об удостоверенном чуде никто не спешит в храм увидеть его. Лишь малая часть верующих мирян испытывают подлинное благоговение перед лицом таинственного знака Божия.

На протяжении нескольких лет происходит мироточение икон в центрах православной святости — Оптиной пустыни, Спасо-Преображенской пустыни Рижского Троице-Сергиева монастыря. Они зафиксированы на фотографиях и кинопленке. Мироточат, плачут иконы и в новоустроенных монастырях — обители во имя иконы «Скоропослушница» в г. Печоры (респ. Коми) — в 1994, в Покрово-Тервеническом монастыре Санкт-Петербургской епархии — в 1994 — 95 и в монастырском скиту — в 1997 и др.

В июле 1994 наблюдалось мироточение икон в храме с. Пучково Московской епархии, в том числе бумажной репродукции иконы св. Новомученников и Исповедников Российских. Мироточат сразу несколько икон в ряде московских храмов (свт. Николая в Пыжах, свт. Николая в Кузнецах и др.), в петербургском храме свв. прав. Симеона и Анны, в церквах Казани, Калуги, Набережных Челнов и множество других.

Мироточения удивительно разнообразны по своему характеру. На первой седмице Великого поста 1996 в храме с. Нижняя Байгора Воронежской обл. мироточила Иверская икона Божией Матери: 24 февраля, в канун Прощеного воскресенья, миро от образа текло потоком, так что под икону положили полотенце, а храм наполнился неизреченным благоуханием. В Чистый понедельник миро истекало из-под венца и от чела Богоматери; во вторник — каплями по всей иконе; в среду — икона высохла, а из очей Владычицы полились слезы. Настоятель более всего поразился маловерию и равнодушию народа: никто не пришел в храм даже просто посмотреть на явление милости Божией.

Знамениями от икон на Северном Кавказе отмечено начало Чеченской войны: 27 мая 1994 обновилась икона свт. Николая в Ставрополе, а 9 июня, в праздник Вознесения Господня, в присутствии сотен богомольцев в церкви станицы Зеленчукской заструились слезы из очей Богоматери на двух иконах — Иверской и «Скоропослушницы».

Многие чудеса связаны со святыми покровителями России — Царственными Мучениками. В сентябре 1994 в Царском Селе мироточила Феодоровская икона — покровительница Дома Романовых. В Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона «Взыскание погибших». Это произошло 17 февраля 1994, в канун празднования этой иконе. Сначала из ока Богоматери истекла тонкая светлая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появились три полоски мира от левого плеча. Позже замироточила вся поверхность иконы. Чудо продолжалось около двух месяцев. Сама икона также написана в память избавления от гибели Императорской семьи.

31 января 1997 в доме одной московской прихожанки замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона Царя-Мученика Николая Александровича и св. равноап. кн. Владимира. В 1998 началось мироточение иконы Государя Николая Александровича в московском храме Вознесения Господня на Гороховом поле. Образ был перенесен сюда с квартиры одной из прихожанок, где чудо впервые было зафиксировано 7 ноября 1998. Обильное истечение мира происходило почти ежедневно, а дивное благоухание не прекращалось ни на один день, особенно усиливаясь во время панихид по Царственным Мученикам. Вопреки законам физики, миро струилось по лежащей на аналое иконе не вниз, а с четырех сторон киота к изображению Царя. Икона является одной из литографических копий образа, написанного в Калифорнии. Порфироносный Помазанник Божий изображен на нем в золотисто-красных тонах, внеземном сиянии, с символами царской власти — державой и скипетром в руках. «Сия святая икона написана для прославления Царя-Мученика в России» — гласит надпись на образе. Мироточение иконы воспринято верующими как еще один знак святости Государя, еще одно свидетельство необходимости его скорейшей канонизации в своем земном Отечестве.

Знамения мироточения и плача икон подаются и всему православному миру в разных концах земли.

Самой известной мироточивой иконой XX в. стал Иверский-Монреальский образ Богоматери. Написанная афонским иконописцем, копия древней Иверской иконы была подарена Иосифу Муньосу, православному испанцу, который поместил ее в своей квартире в Монреале. Начиная с 1982 эта икона непрестанно источала святое миро, а в августе 1991 на ней впервые увидели слезы. В Россию во множестве присылались ватки с дивно благоухающим миром. Целительная милость изливалась на людей, прибегающих к Заступнице в скорби и болезни. В семьях благочестивых христиан-молитвенников источают миро бумажные репродукции и фотографии Монреальской иконы. Ряд обстоятельств указывал на то, что образ был мистически связан с судьбой России, подвигом Новомучеников. После того как в октябре 1997 Иосиф Муньос, хранитель чудотворной иконы, был убит при загадочных обстоятельствах в Греции, икона исчезла.

Известен плач Богоматери в Нью-Йорке: семья православных греков, живущая в Нью-Йорке, купила маленькую бумажную икону Божией Матери «Страстная». Весной 1960 из очей Богородицы потекли слезы, от которых на бумаге образовались бороздки. Плакала икона Божией Матери «Одигитрия» в храме свт. Николая в Чикаго.

В небольшом храме австралийского городка Маунт Причард в престольный праздник Успения Божией Матери, 28 августа 1994, полутораметровое распятие стало источать миро. Капли выступили на лике, руках, груди и ногах Спасителя. Они были светлы, маслянисты и издавали благоухание, напоминающее аромат роз или ладана. Во время молебнов мироточение усиливалось так, что капли падали с иконы на пол. Чудо, продолжавшееся более года, дало духовные плоды. Многие очевидцы, прежде равнодушные к вере и Богу, принесли покаяние и стали истинно верующими православными людьми.

В ноябре 1996 в Вифлееме в церкви Рождества Христова начал плакать образ Спасителя. Он находится наверху мраморной колонны, расположенной сбоку от главного алтаря, перед спуском в пещеру, где родился Богомладенец. Базилика Рождества воздвигнута в IV в. св. равноап. царицей Еленой, и за минувшие шестнадцать столетий служба в ней никогда не прерывалась. Чудо официально засвидетельствовано священниками греческой церкви, один из которых сказал: «Иисус плачет потому, что мир идет по неверному пути».

3 февраля 1997, в день празднования иконе Божией Матери «Отрада и Утешение», в Киккском монастыре на Кипре заплакал список этой чудотворной иконы. Из очей Пресвятой Девы и правого ока Богомладенца одновременно заструились слезы. Архиепископ призвал народ к покаянию, дабы весь остров не постигла судьба его восточной части, где иноверцами были истреблены тысячи православных.

Обилие совершающихся в к. XX столетия чудотворений и знамений от икон — знак Божий для всей России. Это предвестье грандиозных событий в истории всего человечества, признак эсхатологической эпохи. Но чудеса совершаются Богом не для того, чтобы поразить чье-то воображение. В христианах знамения рождают чувства страха Божия и радости о Господе, побуждают к усиленной молитве и покаянию.

Христиане часто наблюдают за тем, как из икон начинает выделяться маслянистая либо красная жидкость, очень напоминающая кровь. Причём, как правило, это происходит именно из глаз того, кто изображён на святыне.

Людям, которые за этим не наблюдали, сложно поверить в столь необычное явление. Однако оно имеет место быть и этому есть огромное количество реальных доказательств. Почему мироточат иконы и что это значит?

Людям, которые за этим не наблюдали, сложно поверить в столь необычное явление

Перед тем, как разбираться в том, почему мироточат иконы и что это значит, следует выяснить, а что такое мироточение.

Это слово происходит от термина «миро», который переводится с древнегреческого как «масло, имеющее аромат». Христиане применяют его для освящения недавно построенного храма, либо при осуществлении обряда Миропомазания. Создание миро тоже является неким таинством, которые проводили ещё во времена жизни апостолов Христовых.

Создание миро тоже является неким таинством, которые проводили ещё во времена жизни апостолов Христовых

В Православной церкви благословляет на создание миро патриарх. Происходит это таинство 1 раз в несколько лет и сочетается с пением песен и прочтением большого количества молитв.

После изготовления миро его переливают в особые ёмкости, затем запечатывают и развозят по епархиям.

После изготовления миро его переливают в особые ёмкости, затем запечатывают и развозят по епархиям

Так вот, именно эту жидкость, как правило, и выделяют различные иконы. На её поверхности может появиться несколько капель, а может случиться и так, что святыня полностью покроется миро.

Если верить Священному писанию, то ежегодно масло выделяют мощи Феодота, Иоанна Богослова и апостола Филиппа. Когда мироточат иконы, не все христиане понимают, что это значит, но все знают, что это явление чудодейственно и служит знамением свыше.

Когда мироточат иконы, не все христиане понимают, что это значит, но все знают, что это явление чудодейственно и служит знамением свыше

Какие именно иконы выделяют миро тоже неизвестно. Это может быть как обычная святыня, находящаяся в доме, так и та, которая сохранилась ещё с древних времён.

Мироточения прошедших веков

Что это значит, когда мироточат иконы, пытались выяснить ещё в прошлых веках. Первые случаи выделения маслянистой жидкости были описаны в Священном Предании и неканонических апокрифах.

Мироточение икон происходило ещё в VII веке

Известно, что явление впервые произошло в 1040 году. Об этом письменно сообщил Иоанн Скилица. А вот Дмитрий Ростовский заявил, что мироточение икон происходило ещё в VII веке.

Однако христиане наблюдали за явлением ещё задолго до этого — в III веке. Ярким примером послужило миротечение из останков Федота Анкирского и апостола Филиппа.

Ярким примером послужило миротечение из останков Федота Анкирского и апостола Филиппа

Миротечения последних десятилетий

Множество сообщений о том, что иконы мироточат, стали поступать в конце XX столетия. Так, в начале 90-х среди христиан распространился слух о том, что стали массово «плакать» святыни Богородицы под названием «Державная».

Это явление впервые произошло в Николо-Перервинском храме, а затем и в Успенском соборе, когда капельки жидкости появились на Казанской иконе Божьей Матери.

Капельки жидкости появились на Казанской иконе Божьей Матери

А чего только стоит история, когда замироточил образ Тихона Задонского в 2004 году. После этого жители всего мира узнали о том, что вместе с пассажирами и пилотами разбился самолёт ТУ-154.

То же явление наблюдалось и перед терактом в Беслане и военным конфликтом на Украине. Из всего этого можно сделать вывод, что иконы «плачут» именно перед страшными событиями, которые уносят огромное количество жизней.

Икона Иверской Божьей матери

Стоит рассказать и о случае, когда , находящаяся в Монреале, мироточила на протяжении 15 лет. Отдельного внимания заслуживают кровяные слёзы святыни Божьей Матери «Умягчение злых сердец». Это произошло в Севастополе во время богослужения в 2009 году.

Что делать, если мироточит икона дома

Что это значит и почему мироточат иконы дома, не знает никто, кроме Господа Бога. Но в одном мы уверены наверняка. Это явление чудодейственно и напрямую связано с посланием с небес. Поэтому ни в коем случае не следует вытирать миро со святыни.

Относиться к иконе нужно бережно и уважительно, ведь именно вам удостоилась честь понаблюдать за этим чудодейственным событием.

К чему мироточат, плачут Божественные иконы в церкви, дома: народные приметы

В народе принято считать, что если миро выделяется из глаз изображённого на иконе Святого, то нужно ожидать глобальных перемен. Слёзы тёмные? Ждите плохих вестей и горя. Если они светлые, то события будут развиваться в лучшую сторону.

Если поверхность святыни полностью покрыта капельками мира, то ждите хороших новостей. Святой лик выделяет большое количества масла? Это предвестник доброты и благоприятных событий.

Почему мироточит икона кровью

Если икона кровоточит, это предвестник страшных новостей. Православная Церковь утверждает, что это происходит, когда люди отделяются от Бога. От этого у Святых и Богородицы от боли начинает разрываться сердце, и льются кровавые слёзы.

Одним из подтверждений этому является случай, произошедший с жительницей Кургана. Икона, которая лежала у неё на столе, начала плакать кровавыми слезами. Тогда женщина поняла, что своим отчуждением она очень обидела Святую Ирину. После покаяния святыня перестала плакать.

Кроме того, иконы могут кровоточить, когда предстоит какое-либо страшное событие. В Священных летописях указано, что одна из святынь Богородицы заплакала кровавыми слезами перед тем, как началось гонение и массовое убийство христиан.

Какие иконы сейчас мироточат в России: список

На данный момент в России зафиксировано выделение миро на:

  • святыне «Одигитрии Дорогобужской» Пресвятой Богоматери;
  • иконе Богородицы «Кипрской»;
  • лике Богородицы «Иверской».

Точка зрения служителей церкви

Ответ на вопрос, что это значит, когда мироточат иконы, не знают даже священники, несмотря на наличие многочисленных видео в сети Интернет. Однако на этот счёт у некоторых из них есть своё мнение.

Многие из служителей Бога призывают не относиться к этому явлению столько восторженно, а, тем более, считать его знаком свыше или предвестником какого-либо события.

Так, один из священников, Андрей Кураев, утверждает, что в своё время мироточили и языческие статуи. И даже сейчас в одной из самых страшных сект «Православная Державная Церковь Божьей Матери» наблюдается это явление.

Поэтому говорить о том, что мироточение является признаком святости того или иного изображения, было бы неправильно

Так же считает и Нижегородский епископ Николай Кутепов. Он утверждает, что к этому явлению следует относиться насторожено. Ведь выделяться жидкость на иконах может и по другим причинам – конденсации паров, капиллярный эффект, неблагоприятные условия в месте, где хранится святыня.