Чин святых русской православной церкви. Чины Святости

Ника Кравчук

Святители, преподобные, мученики - как называют разных святых

Нетрудно заметить, что разных святых в церкви иначе называют: есть апостолы, мученики, преподобные, благоверные, исповедники, страстотерпцы... Как их отличать? Да и надо ли, если они и так сподобились Царствия Небесного?

Все эти названия указывают на то, каким путем эти люди пришли к Богу, как использовали подаренные им таланты. Православная Церковь чтит угодников Божиих в разных чинах: пророки, апостолы, равноапостольные, святители, преподобные, мученики, великомученики, священномученики, исповедники, благоверные, бессребреники, Христа ради юродивые и страстотерпцы.

О пророках мы знаем еще из Ветхого Завета. Это те подвижники, которые получили от Бога особый дар, — знать Волю Творца о людях и судьбах мира. Им Господь открывал будущее.

Например, из Ветхого Завета мы знаем о так называемых четырех Великих пророках: Исаии, Иеремии, Данииле и Иезекииле. Особо почитаемыми и в наше время являются святой Илия и Иоанн Предтеча. Церковь также знает имена жен, которых Бог наградил таким даром (к ним принадлежит и праведная Анна).

Апостолы — последователи Христа и фактически первые проповедники христианства. С древнегреческого это слово переводится как послы, то есть посланники Иисуса. Церковь особо чтит память 12 апостолов, первоверховными среди которых считаются Петр и Павел.

Но это далеко не полный список. На самом деле учеников и последователей Христа было значительно больше, поэтому называют число 70 или даже 72. Имена большинства их них не присутствуют в Евангелии, поэтому полный перечень был составлен уже в IV-V веках на основе Священного Предания.

Те святые, которые жили спустя несколько веков после первых проповедей христианства, но также потрудились в распространении учения Церкви, называются равноапостольными . Например, равноапостольные Константин и Елена, равноапостольные князья Владимир и Ольга.

Святителями принято называть представителей третьей степени священства — епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, которые угодили Богу своим служением пастве. В Православной Церкви их очень много, но наиболее почитаемыми считаются Николай Мирликийский, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (еще именуются вселенскими учителями, изложили православное учение о Пресвятой Троице).

Преподобными называют тех, кто послужил Богу в монашеском чине. Их самый главный труд — это пост и молитва, укрощение собственной воли, смирение, целомудрие.

Просиявших в этом лике святых очень много, потому что трудно найти монастырь, который имеет собственную историю, но не имеет угодников Божиих. Другой вопрос, что должно пройти время, чтобы преподобных канонизировали. Киево-Печерская лавра известна преподобными отцами Печерскими. Знаемыми и особо прославляемыми являются Серафим Саровский и Сергий Радонежский.

Наибольшее количество угодников пришли в Царствие Небесное как мученики . Они за веру свою перенесли ужаснейшие страдания и смерть. Особо много таких исповедников было во времена гонения на христиан.

Те, кто претерпел особо сильные мучения, называются великомучениками . Например, целитель Пантелеимон, Варвара и Екатерина. Также есть священномученики (приняли кончину в священном сане) и преподобномученики (пострадали, будучи в монашеском постриге).

Исповедниками являются те, кто открыто признавал себя христианами (исповедовал), но умер не мученической смертью. Много исповедников появляется во время гонений за веру.

Благоверными называются угодники Христовы, которые в миру были монархами (к примеру, князьями или царями) и своей праведной жизнью угодили Богу. Для многих ассоциируются с прославленными в Русской церкви Александром Невским, Андреем Боголюбским, Дмитрием Донским и другими. На самом деле этот лик святых возник еще в Константинопольской церкви (прославляли византийских императоров и их жен).

Бессребреники имели от Всевышнего особый дар — могли исцелять от телесных и духовных болезней, но за свою помощь не брали денег (например, Косьма и Дамиан).

Христа ради юродивые — пожалуй, один из самых интересных и сложных путей к Богу. Эти люди сознательно одевали на себя личину безумия, хотя ничего общего с помутнением рассудка не имели. Они жили на улице, вели очень скромную и неприхотливую жизнь: переносили горячее солнце и обжигающий мороз, питались мелкой частью от подаяний, одевались в лохмотья, то есть совсем не заботились о себе. За это Бог давал им особый дар — видеть духовные болезни других людей.

Поэтому юродивые занимались обличением, даже могли прямо сказать царю, если видели, что он увязает в пороках. Кроме того, они скрывали свои добродетели, а за раскрытие беззаконий других часто терпели оскорбления или даже побои (хоть, например, на Руси они считались «Божьими людьми», поэтому бить юродивого считалось великим грехом, но человеческая злоба преступала это неписанное правило). Яркий пример такого пути ко спасению — Ксения Петербургская.

Иногда юродивых Христа ради еще называют блаженными (например, Василий Блаженный), но это слово имеет разные оттенки значений.

Страстотерпцами называют тех людей, которые умерли не своей смертью, но, будучи христианами, пострадали не за веру, а за праведный способ жизни, либо отдали собственную жизнь ради благополучия других. Первыми страстотерпцами на Руси считались князья Борис и Глеб. В этом лике святых канонизированы и представители семьи последнего императора России — Николая ІІ, которые вели действительно христианскую жизнь, но были убиты как представители монаршества.

Также нам известны имена некоторых угодников, которых называют праведными . Обычно это миряне (также и представители белого духовенства), которые вели праведную жизнь, исполняли заповеди. Сюда причисляют праотцов (к ним относятся и ветхозаветные патриархи) и богоотцов (в первую очередь, родители Девы Марии — Иоаким и Анна), а также праведных Иоанна Кронштадтского, Симеона Верхотурского и других.

Пример всех этих святых указывает на то, что пути к Богу могут очень отличаться, но принципиальным есть одно: наличие безграничной веры и подкрепление ее добрыми делами, следование евангельским заповедям.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Почему в 2000-м году Святую Царскую Семью "прославили" именно в Чине Святости "Страстотерпцы"? Почему рупор мировой закулисы – "Антидиффамационная Лига" – с ликованием трубила по этому поводу: «Очень важно, чтобы решение о канонизации в ТОМ ВИДЕ (!), в каком оно было принято [архиерейским] собором , СТАЛО ИЗВЕСТНО самому широкому кругу мирян и священнослужителей» (Международная еврейская газета № 30 (311) за 2000 год). В чем причина такой реакций? Неужели каббалисты покаялись и обратились ко Христу? Или есть другие причины подобной радости врагов Господа нашего Иисуса Христа? Ответы на все эти вопросы мы найдем, если разберёмся в смысле Чине Святости "Страстотерпец". Что означает Чин Святости "Страстотерпец" Чин Святости "Страстотерпцы" в Православной Церкви относиться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО к тем Святым Угодникам Божиим, которые за Славу Имени Божия претерпели кровные или бескровные искушения по коварству и зобе своих ЕДИНОВЕРЦЕВ, Православных Христиан. Т.е. Страстотерпцы – это те, кто пострадали от руки Православных собратьев.

Два основных значения слова "страстотерпецы" Есть два основных значения слова "страстотепец" и эти значения ни в коем случае нельзя путать и смешивать между собой: 1) Общее именование всех Христианских Мучеников. В Богослужебных Текстах Православной Церкви мы часто можем встретить термин "Страстотерпец", который употребляется в значении "претерпевший спасительные СТРАСТИ (страдания/искушении/мучения) Христовы". "Возлюбленнии, не дивитеся еже в вас раждежению ко искушению вам бываему, яко чужду вам случающуся, но понеже приобщаетеся ХРИСТОВЫМ СТРАСТЕМ, радуйтеся, яко да и в явление Славы Его возрадуетеся веселящеся" (1 Петр. 4:12-13). В сем смысле Страстотерпцами именуются ВСЕ Святые Угодники Божии, ибо "узкая врата, и тесный путь вводяй в Живот, и мало их есть, иже обретают его" (Матф.7:16). А в особенности Святые Мученики, которые претерпели кровные страдания и смерть за Христа. 2) Это ОСОБЫЙ ЧИН СВЯТОСТИ. Чин - это церковно-славянское слово обозначающее порядок, план, устав, достоинство, звание, сан. Чин Святости – это особая характеристика, которая выражает духовную СУТЬ Подвига, которым человек угодил Богу и прославил Его Святое Имя. В сем смысле, "Страстотерпцами" Церковь Христова именует ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО тех Угодников Божиих, которые за Славу Имени Божия пострадали от своих же Единоверцев - Православных Христиан. Когда мы говорим о Святых в целом, о их многоскорбном жизненном пути, мы всех их именуем "Страстотерпцами", поскольку все они во время своего земного странствования терпели за Славу Имени Божие различные спасительные скорби, искушения, страдания, а некоторые даже смерть. Однако, когда мы говорим о Чинах Святости, каждый из которых кратко одним словом (напр. Благоверные, Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Страстотерпцы, Новомученики, Преподобные, Блаженные, Безсребренники, Праведыне и т.д.) выражает духовную суть того или иного Подвига/Служения, который человек подъял и совершил во Славу Божию, то здесь НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ нельзя путать Чин Святости "Страстотепрцы" с Чином Святости "Мученики" и т.д. Поскольку в этом случае принципиально искажается СМЫСЛ.

В чем ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ различие Чина Святости "МУЧЕНИК" от Чина Святости "СТРАСТОТЕРПЕЦ" Принципиальное различие между двумя этими Чинами Святости заключается в том, что мученики страдали: а) за исповедание ИМЕНИ Христова; б) от руки ЯЗЫЧНИКОВ или ЕРЕТИКОВ; Страстотерпцы же страдали за а) за исполнение ЗАПОВЕДЕЙ Божиих; б) от руки ПРАВОСЛАВНЫХ собратьев; Чин Святости "Мученики" используется для обозначения Святых, которые угодили Богу тем, что претерпели кровные или безкровные искушение за Имя Христово от руки язычников или еретиков. Перед мучениками всегда прямо ставился вопрос: если отрекаешься от Христа – жизнь, если не отрекаешься – смерть. Вот духовная суть того Подвига Мученичества, которым Мученики прославили Бога. Высота и величие Мученического Подвига в том, что они даже до смерти засвидетельствовали свою верность Христу и не отреклись от Православной Веры будучи принуждаемы к тому и ласками, и угрозами. Например, Великомученик Димитрий. От него требовали отречься от Христа, но он ради великой любви своей и верности Богу не пожелал сделать этого. И за свою верность Христу претерпел многочисленные страдания, муки, а в конце концов – смерть. Суть его подвига в том, что он даже до смерти остался верным Царю царей – Господу Иисусу Христу – и не отрекся от Него даже в тяжелейших мучениях. Теперь посмотрим на Святых Угодников Божиих, которых Церковь прославляет в Чине Святости. Чин Святости "Страстотерпец" используется для обозначения Святых, которые угодили Богу тем, что претерпели кровные или безкровные искушение за верное исполнение Заповедей Божии по коварству и злобе Единоверцев – Собратьев Православных Христиан. От Страстотерпцец их мучители НИКОГДА прямо не требовали отречения от Христа ради сохранения жизни, поскольку сами мучители были Православными Христианами. И что самое главное, страстотерпцев убивали не из-за Веры, по причине мирских интересов. Например, Святые Страстотерпцы Борис и Глеб были убиты своим дадей Святополком не из-зз того, что он были Православными, а Святополк – гонителем Христиан. Отнюдь нет! Святополк убил Бориса и Глеба по причине ВЛАСТОЛЮБИЯ и КОРЫСТОЛЮБИЯ, дабы занять Киевский Великокняжеской Престол. Величие Подвига же Святых Бориса и Глеба состоит в том, что они по любви к Богу не захотели участвовать в братоубийственной войне и кровопролитии. А посчитали за лучшее самим отдать свою жизнь, лишь бы угасить вражду. Они сами отправились к Святополку, поскольку понимали, что если они не пожертвуют собой, то Святополк двинет свои войска в их земли. и тогда прольется очень много крови. Вот в чем Величие подвига Страстотерпцев Бориса и Глеба. На примере подвига Святого Великомученика Геогрия и Святых Страстотерпцев Бориса и Глеба можно отчетливо видеть, что Чин Святости "Мученики" и Чин Святости "Страстотерпцы" принципиально отличаются между собой, поскольку обозначаемые ими Подвиги Святости, совершенно различны по своей внутренней сути и духовному содержанию. Таким образом, когда мы говорим о Чина Святости, то нельзя ни в коем случает ставить знак тожества (равенства) между Подвигом Святости Мученичесвта и Подвигом Святости Страстотерпчества.

История раскрытия Чина Святости "Страстотерпец" в Православной Церкви В XI веке был поднят вопрос в каком Чине Святости подобает прославлять Святых Страстотерпцев Князей Бориса и Глеба. Под Чин Святости "Мученики" они однозначно не подходили, т.к. их убили свои же Православные собраться и никто не требовал у Святых сознательного отречения от Христа. По этому поводу греки (тогда Русская Церковь была митрополией Греческой Поместной Церкви) Благодатью и Милостью Божией, по повелению Его Императорского Величества, собрали в Константинополе Благочестивый Собор, на которым Соборным Разумом Церкви был раскрыт особый Чин Святости – Чин Святости "СТРАСТОТЕПРЕЦ". В Чине Святости "Страстотерпец" стали прославлять Святых, которые во Славу Божию претерпели (кровные или бескровные) искушения от своих ЕДИНОВЕРЦЕВ, т.е. пострадавших от руки своих же Православных собратьев. (Русские Святые. – М.2001, С.14; см. также: Полный Церковно-Славянский Словарь прот. Дьяченко). Таким образом, начиная с XI века в Православной Церкви Чин Святости Страстотерпец усвояется ИСКУЛЮЧИТЕЛЬНО тем Угодникам Божиим, которые приняли мученическую кончину от руки своих Православных собратьев. Может ли Царь Николай быть "Страстотерпец"? Ответ на этот вопрос: однозначно НЕТ! Помазанник Божий НИ ПРИКАКИХ УСЛОВИЯХ не может быть от убит от рук Православных Христиан. Поскольку, согласно Учению Православной Церкви, всякий кто только ПОМЫШЛЯЕТ на бунт и измену (не говоря уже, деятельно поднимает руку) на Христа Господня подпадает под анафему и уже не есть Христианин, а суть еретик и враг Божий. 11 анафема в Неделю Торжества Православия прямо гласит: "ПОМЫШЛЯЮЩИМ, яко Православнiи Государи [Помазанники Божии] возводятся на Престолы не по особливому о Нихъ Божiю Благоволенiю, и при Помазанiи Дарованiя Святаго Духа къ прохожденiю великаго сего [Царского] Званiя въ Нихъ не изливаются; и тако ДЕРЗАЮЩИМ противу Ихъ на БУНТ и ИЗМЕНУ, анафема, трижды." А в Утвержденно Грамоте Благочестивого Земско-Поместного Собора 1613 года сказано ещё определённей, что всякий восстающий на Христа Господня "да ПРОКЛЯНЕТСЯ в сем веке и в будущем, ОТЛУЧЕН бо будет он от Святыя Троицы. кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог БЛАГОСЛОВИ, и начнет глаголати ИНОЕ, и МОЛВУ в людех чинити, то таковой в каком чину не буди; по Священным Правилам Святых Апостол и Вселенских Седми Соборов – Святых Отец, и Поместных, и по Соборному Уложению всего ИЗВЕРЖЕН будет, и от Церкви Божией ОТЛУЧЕН, и Святых Христовых Тайн приобщения, яко РАСКОЛЬНИК Церкви Божией и всего Православного Христианства, МЯТЕЖНИК и РАЗОРИТЕЛЬ Закону Божию, а по градским (т.е. гражданским) Законам месть (т.е. праведную казнь) восприимет, и не буди на нем благословения от ныне и до века» Развенчать Царя с Короной никогда и никогда не мог. Посему, Святой Царь Николай НИ ПРИ КАКИХ УЛОВИХ не мог быть умучен от руки Православных Христиан. Т.к. всякий, кто только помышляет против Бога и Его Помазанника не есть Православный Христианин, а суть преданный анафеме еретик.

Духовные последствия лжепочитания Государя Императора НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА в Чин Святости "Страстотерпец" Через нечестивое лжепочитание Святого Царя искупителя НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА в Чине Святости "Страстотерпец" клевреты сатаны во исполнение воли отца своего – диавола – навязывают Православным Христианам: 1) исповедание ХРИСТОБОРЧЕСКОЙ ереси; 2) исповедание ереси ЭКУМЕНИЗМА; 3) духовное САМОУБИЙСТВО через ОКЛЕВЕТАНИЕ себя в грехе ЦАРЕУБИЙСТВА Каким образом? – Все это является прямым следствием богохульного лжепочитания Святого Царя искупителя НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА в Чине Святости "Страстотерпец". Поясним более подробно. Как навязывается ХРИСТОБОРЧЕСКАЯ ЕРЕСЬ через богохульное ЛЖЕПОЧИТАНИЕ Царя Николая в Чине Святости "СТРАСТОТЕРПЕЦ"? Данная ересь изложена в т.н. "материалах канонизации" Государя Имеператора НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА и Его Святой Царской Семьи на "юбилейном" сборище 2000 года. Еретики-христоборцы отвергают Догмат Царской Власти: что ХРИСТОС ГОСПОДЕНЬ Благодатью и Милостью Христа Господа есть ГЛАВА Земной Воинтсвующей Церкви, ВОЖДЬ Богоизбранного Народа и ОТЕЦ Государства Наследия Божия (Конспективно Догмат Царской Власти см. здесь: http://vkontakte.ru/topic-1053462_20965677). А потому, дерзают СУДИТЬ Христа Господня в Его Царском Служении доходя в своем еретическом безумии даже того (см.: Жидовские раввины, по учению Талмуда, "выше Бога") дерзают ставить себя на место Бога и "прощать" Царю его якобы "грехи". Напр, Его дружбу с Человеком Божиим – Святым Новомучеником Григорием Ефимовичем Распутим и т.п. В общем, чистейшей воды безумное жидовство (более подробно см. Чем жид отличается от иудея и еврея http://vkontakte.ru/topic-1053462_7162671) Для еретиков-христоборцев Царь Николай – это не Помазанник Божий, а "первый мiрянин" и "раб церкви" (читай: "раб попов"). Что тоже не удивительно, поскольку подавляющее большинство христоборцев составляют паписты, в представлениях которых, только они – Духовенство – суть "пастыри". А Глава Земной Воинствующей, Державный Пастырь всех Христиан на земле – Христос Господень – повелением Которого Собираются и утверждаются решения Вселенских Соборов, назначаются/смещаются Епископы (в том числе и Патриархи) для папежников всего на всего "пасомая овца", точнее быдло, над Которым они – паписты – "обречены" на "господство" (более подброно см. о сути ереси папизма http://vkontakte.ru/topic-698603_4613731). В подобном же русле мыслят и жидовствующие. С той лишь разницей, что жидовствующие в отличии от папистов, считают себя господами и судьями всех и вся, даже самого Бога. А потому, в еретических "материалах канонизации" позиция жидовствующих авторотов и полнрстью совпала с позицией папистов. При знакомстве с "материалами канонизации" можно отчетливо видеть, что "богословское" (точнее – бесовское) обоснование лжепрославления Святого Царя искупителя НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА в Чине Святости "Страстотерпец" еретики паписты и жидовствующие стряпали вместе. Так как были едины в главном – в своей хуле на Бога и Его Помазанника – Величайшего Русского Царя НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА. Видать, паписты и жидовствующие достаточно быстро нашли общий язык. Что, в прочем, и не удивительно, ведь они духовно родственники: отец у всех еретиков один и тот же – сатана… Принципиальным моментом христоборческой ереси в "материалах канонизации" Царя является то, что и паписты, и жидовствующие отвергают ритуальный характер убийства каббалистами Святой Царской Семьи и считают это преступление делом рук Русского Православного Народа.

По крайней мере одну из главных причин этого мы можем назвать точно – это насажденное слугами сатаны богохульные лжепочитание Святого Царя искупителя НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА в Чине Святости "Страстотерпец". Ведь подобное лжепочитание и есть одна из форм ИСПОВЕДАНИЯ экументистической ереси. Через лжепочитание Царя Николая нам навязывается духовное САМОУБИЙСТВО через ОКЛЕВЕТАНИЕ себя в грехе ЦАРЕУБИЙСТВА Духовное самоубийство через оклеветание себя в грехе цареубийства происходит когда мы в угоду слугам сатаны начинаем исповедывать, что Царя Николая убивали Православные Христиане. Чин Святости "Страстотепец" относиться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО к тем, кто пострадал от ЕДИНОВЕРЦЕВ. Следовательно, либо жиды-каббалисты (и прочая соучаствоввшая им нечисть) суть наши единоверцы (этот вариант разобран выше), либо… ритуальное убийство совершали "Православные Христиане" (это данный случай). Утверждения о том, что дескать это на Русском Богоизбранном Народе лежит лежит грх Цареубийства суть лож и богохульство, поскольку Русский Народ не убивал "Христа Господня" – это сделали новозаветные "архиереи и старцы" руками жидов-каббалистов. Это они – наши новозаветные "Архиереи и старцы" – как некогда их ветхозаветные горе-предшественники, ИЗ ЗАВИСТИ (Мар.15:10) по Народной любви к Помазаннику Божию положили убить и УБИЛИ (Матф.12:14; Матф.14:5; Мар.3:6; Мар.11:18; Мар.14:1; Лук.19:47; Лук.22:2; Иоан.5:16; Иоан.5:18; Иоан.7:1; Иоан.8:40; Иоан.11:53; Деян.9:23) "Христа Господня" руками сатанистов изуверов. На нас же – на Русском Народе – совершенно другой грех – грех Святых Апостолов, ИУДИН грех, ибо мы ПРЕДАЛИ своего Державного Пастыря Царя-Отца. Русский Богоизбранный Народ в нарушение Соборного Обета 1613 на верность Божиим Избранникам – Самодержавным Царям из Дома Романовых – подобно Апостолу Петру (Апостол Иуда и Апостол Петр по сути совершили один и тот же грех – ПРЕДАЛИ своего Учителя; разница между ними в том, что Петр смог смириться и придти ко Спасителю с Покаянием, а Иуда, раскаявшись от отчаяния удавился) троекратно по малодушию ОТРЕКЛИСЬ от ВЕРНОГО служения Богу и Его Помазаннику Царю. Грех Апостола Петра – грех отречения от Христа (мы тоже отреклись от Христа, ибо Помазанник Божий есть Земной Христос и живая икона Своего Небесного Первообраза – Господа Иисуса Христа; согласно же Догмату VII Вселенского Собора об Иконопочитании "отношение к образу возноситься к первообразу") и грх "Архиереев, книжников и старцев" из-за горделивого безумства и сатанинской зависти предавших на смерть Господа Иисуса Христа и Его Помазанника, Святого Царя. – Это совершенно РАЗНЫЕ грхи: у них разные виновники, у них разная степень тяжести, и что самое главное, у совершенно разный Духовный смысл. Их ни в коем случае НЕЛЬЗЯ путать Через лжепочитание Царя слуги сатаны преследуют одну очень важную цель: сделать так, чтобы Русский Народ сам согласился стать КОЗЛОМ ОТПУЩЕНИЯ. Истинные цареубийцы пытаются повесить на Православных свой грех – грех ритуального убийства Царя Николая. Козел отпущения – на которого вешаются все грехи – суть неотемлемый элемент каббалистического ритуала. Вот именно этот заказ мировой закулисы и выполняют еретичествующие, теплохладные и не истинные члены нашей Русской Православной Церкви, насаждающие лжепочитание Царя. А теперь вопрос: если мы сами деятельно участвуем в делах тьмы по оклеветанию себя в грехе цареубийства (через лжепочитание Царя в Чине Страстотерпец), то чего мы удивляемся тем МАССОВЫМ духовным САМОУБИЙСТВАМ, которые совершаются нашими братьями и сестрами на так называемых "чинах соборного покаяния в цареубийстве"?

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ УЧАСТВОВАТЬ В ПСЕВДО "СОБОРНЫХ" "ПОКАЯНИЯХ" В ЦАРЕУБИЙСТВЕ ПРОИСХОДЯЩИХ В ТАЙНИНСКОМ Сатане всегда было ненавистно подлинное Покаяние, подлинное обращение и возвращение человека к Богу. Когда диаволу не удается сбить человека с ног, то он пытается "сбить его с нужной дороги" и направить по ложному (душепагубному) пути. Одним из таких "новомодных" путей стали псевдо "соборные" псевдо "покаяния" в цареубийстве. Эти так называемые чины "соборного" "покаяния" (точнее оклеветания) есть самое настоящее БЕСОВСТВО и духовное САМОУБИЙСТВО. Почему? ВО-ПЕРВЫХ, на Русском Народе НЕТ греха Цареубийства. На нас лежит более ТЯЖКИЙ грех - грех ИЗМЕНЫ, грех нарущения Соборного Обета 1613 года. Убивали Царя - совсем другие люди. Цареубийство - это грех жидов-каббалистов. Грех, который эти СОЗНАТЕЛЬНЫЕ слуги диавола пытаются повесить на нас. Чтобы мы САМИ взяли на себя их грех, а сделовательно, и понесли кару Божию за это. Ведь из Слова Божия мы видим, что когда мы каемся в грехе, которого не совершали: с одной стороны, мы клевещем на себя, с другой – будем отвечать за тот грех, который берём на себя. В Священном Писании мы имеет чрезвычайно сильный и поучительных пример того, как страшно и душепагубно ложное (т.е. покаяние в грехе, которого мы не совершали) "покаяние" в цареубийстве. Откроем вторую книгу Царств и прочитаем, что произошло с человеком, который оклеветал себя в грехе цареубийства. "По смерти Саула, на третий день приходит человек из стана Саулова.. Придя к Давиду, он пал на землю и поклонился [ему]. И сказал Давид отроку, рассказывавшему ему: как ты знаешь, что Саул и сын его Ионафан умерли? И сказал отрок, рассказывавший ему: я случайно пришел на гору Гелвуйскую, и вот, Саул пал на свое копье, колесницы же и всадники настигали его. Тогда он оглянулся назад и, увидев меня, позвал меня. И я сказал: вот я. Он сказал мне: кто ты? И я сказал ему: я - Амаликитянин. Тогда он сказал мне: подойди ко мне и убей меня, ибо тоска смертная объяла меня, душа моя все еще во мне. И я подошел к нему и убил его, ибо знал, что он не будет жив после своего падения; и взял я венец, бывший на голове его, и запястье, бывшее на руке его, и принес их к господину моему сюда. Тогда схватил Давид одежды свои и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его, что пали они от меча. И сказал Давид отроку: како НЕ УБОЯЛСЯ еси воздвигнути руку твою погубити ХРИСТА ГОСПОДНЯ? И призвал Давид одного из отроков и сказал ему: подойди, убей его. И [тот] убил его, и он умер. И сказал к нему [к оклеветавшему себя в цареубийстве отроку] Давид: КРОВЬ ТВОЯ НА ГОЛОВЕ ТВОЕЙ (т.е. за тот грех, который ты взял на себя – ты и ответишь), ибо ТВОИ уста СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛИ на тебя (т.к. ты сам взял на себя этот грех, которого не совершал), когда ты говорил: яко аз убих христа Господня" (2Цар.1:1-16).

ВО-ВТОРЫХ, всякий поднявший руку на Помазанника Божий подпадает под 11 анафему в Неделю Торжества Православия и проклятие Благочестивого Земско-Поместного Собора 1613 года (http://www.ic-xc-nika.ru/texts/Alexandrov_M/Dokument...). Таким образом, те, кто берут на себя (по средством Таинства Покаяния) грех убийства Помазанника Божий, ведая или не ведая, сами же (по своей собственной глупости) кладут свою голову "под меч" Божьего проклятья. Т.е. просто напросто и идут под анафему. В данном случае уместно вспомнить то, как подлинные христоубийцы (Архиереи и старцы Израиля, по зависти предавшие Господа на смерть), подло "повесили" свой грех – богоубийства – на простой еврейский народ. "Когда же настало утро, все ПервоСВЯЩЕННИКИ и старейшины (т.е. власть имущие и богатые) народа имели совещание об Иисусе, чтобы ПРЕДАТЬ ЕГО СМЕРТИ; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. На праздник же [Пасхи] правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого [народ хотел]. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? Ибо знал, что предали Его [Архиереи и старцы] ИЗ ЗАВИСТИ. Но ПервоСВЯЩЕННИКИ и старейшины ВОЗБУДИЛИ народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Пилат, видя, что смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, ВЕСЬ НАРОД сказал: КРОВЬ Его НА НАС и на ДЕТЯХ НАШИХ" (Мф. 27:1-25). Вот так, поддавшись бесовскому обольщению со стороны Архиереев и "старцев", простой еврейский народ взял на себя чудовищный грех - грех богоубийства. «Такова безрассудная ярость, - говорит Свят. Иоанн Златоуст, - такова злая страсть... пусть так, что вы самих себя прокляли; для чего навлекаете проклятие и на своих потомков?!» Самое ужасное в том, что возмездие за это проклятие, которое еврейский народ по НЕРАЗУМИЮ, будучи обманут своими "слепыми вождями" (Матф.15:14), оказалось действенным и «исполнилось и на дальнейшей истории евреев, рассеянных с тех пор по всему миру, в тех бесчисленных “погромах,” которым они постоянно подвергались, во исполнение пророчества Моисея во Второзаконии (гл. 28:49-57; 64-67)» (Свят. Аверкий Таушев). Чудовищный грех богоубийства «евреи принимают на себя и на чад своих; это возмездие и постигло их вскоре, когда Римляне истребляли их и детей их. Впрочем, и ДО НЫНЕ евреи, как чада убивших Господа, носят на себе кровь Его. Ибо за неверие в Господа преследуются от всех и нет им никакого помилования» (Блаж. Феофилакт Болгарский). Так зачем же нам Русским людям, под "призывный барабан" нынешних новозаветных Архиереев и "старцев" брать на себя грех убийства Христа земного – Помазанника Божия, который суть живая икона Господа Иисуса Христа?! Неужели пример с еврейским народом нас ничему не учит?! Вот уж воистину прав был мудрец, когда сказал: «Времена всё те же, только лица меняются». Мол, раз получилось 2000 лет назад – так почему же теперь не попробовать?!!

В данной статье вы узнаете, почему святой император Николай II не является мучеником и искупителем, насколько безумны юродивые ради Христа, а также каких святых в церковном календаре больше всего.

В зависимости от вида понесённого при жизни подвига ради Христа, святых принято подразделять по ликам святости. Сегодня мы с вами рассмотрим, какие чины (или лики) святых существуют в Православной Церкви и чем они отличаются друг от друга.

Мученики

Девнегреческое слово «μάρτῠρος» на русский язык переводится не как «мученик», а как «свидетель». Дело в том, что мученики свидетельствовали о своей вере в Господа Иисуса Христа своими мучениями и смертью. И в исходном значении акцент делается не на вид подвига (мучения), а на его смысл (свидетельство о вере даже под угрозой смерти).

Мученики — это один из самых древних ликов святости, самый многочисленный лик христианских святых и, одновременно, самый подкреплённый документальными свидетельствами.

В первые три века, пока христианство в Римской империи считалось сектой ветхозаветной религии евреев, а затем просто опасным антигосударственным учением, открытое исповедание себя христианином или донос от недоброжелателей практически всегда означали судебное разбирательство с принятыми тогда методами дознания — пытками и казнью, как итогом признания вины подсудимого.

Весь ход судебного процесса, вопросы судьи, ответы обвиняемого, свидетельские показания и апологии в защиту привлечённого к суду аккуратно заносились в протокол. Поэтому многие жития мучеников имеют документальную основу, которой менее всего коснулись дополнения легендами и преданиями.

При этом уже с первых веков христианства мучениками считались только члены Христианской Церкви, не раскольники и не сектанты, и только такие, которые претерпели все мучения до кончины, не произнося отречения и не принося жертв языческим богам.

Тела мучеников обычно теми или иными путями забирались христианами для погребения в катакомбах или мартириумах — специальных часовнях, сооружаемых над гробом. Довольно быстро в Церкви сформировалась традиция совершать богослужения перед гробами и на гробах мучеников, которые стали прообразом современных престолов в храмах. На современном престоле литургия всегда совершается на антиминсе — специальном плате, в один из краёв которого вшита капсула с частицей мощей одного из святых.

Мучениками становились разные люди — обычные миряне, священнослужители, знать и монахи. Поэтому применительно к некоторым святым из лика мучеников можно встретить такие титулования, как «преподобномученик» — мученик из монашествующих, «священномученик» — мученик из священнослужителей или «великомученик» — мученик из числа королевских особ или знати. Сейчас можно встретить ещё наименование «новомученик», которое относят к подвигу христиан пострадавших за веру в СССР в XX столетии.

В Русской Православной Церкви «великомучениками» именуют святых, принявших особо тяжкие, часто многодневные мучения за Христа. Но в первые века христианства, эта традиция сохранилась в других Поместных Церквях, великомучениками именовали именно пострадавших за веру лиц знатного происхождения.

Исповедники

Ещё один лик святости, подвиг которых по смыслу ничем не отличается от подвига мучеников, составляют исповедники веры. Исповедники это люди открыто исповедовавшие свою веру, претерпевшие за это мучения и истязания, не произнесшие отречения, но оставшиеся в живых по тем или иным не зависящим от них причинам.

Изначально подвиг исповедников понимался несколько меньшим по значению, чем подвиг мучеников, но уже святитель Киприан Карфагенский в середине III века предложил почитать исповедников наравне с мучениками, отмечая однако, что исповедником может считаться не каждый претерпевший мучения и не отрекшийся христианин, который остался жив, но лишь тот, кто всю оставшуюся жизнь провёл праведно и остался верен Господу.

По понятным причинам, численно исповедники значительно уступают мученикам, чего нельзя сказать о следующем чине святых — преподобных.

Преподобные

Преподобные — второй по численности после мучников, а возможно даже и равный ему количественно чин святых. В церковном календаре почти нет дней, на которые не приходилась бы память хотя бы одного из преподобных.

В этом чине святости почитают представителей монашества, которое появляется примерно во II веке, а уже к III-IV векам приобретает в Церкви характер массового движения. Ещё несколько позже монахи начинают принимать священный сан и занимать архиерейские кафедры.

Термином «преподобные» называют святых из числа монашествующих, которые через молитвенный и физический труд стяжали Духа Святого и стали подобными Богу.

Наличие в святцах огромного сонма монашествующих святых, безусловно, связано с их высочайшим духовным, культурным и нравственным авторитетом среди верующих. Многие преподобные отцы были известны удивительными аскетическими подвигами вроде тысячедневного стояния на камне, жизни в клетке или на столпе, ношением вериг и т.п. Также многие монахи стали основателями огромных монастырей и помогли пережить подъём внутренней жизни своим современникам в масштабе целых государств (Антоний Великий, Савва Освященный, Савва Сербский, Антоний и Феодосий Печерские и другие).

Многие преподобные отцы прославились созданными ими произведениями духовной литературы, активным участием в жизни окружающих их людей не только в плане молитвы, но также и лечения, чудотворений, социальной помощи, раздачи милостыни.

Самыми почитаемыми в России считаются двое преподобных отцов: Сергий Радонежский и Серафим Саровский, каждому из которых посвящено по нескольку сотен храмов.

Апостолы

Апостолы («посланники») — это самый важный лик святых, среди которых почитаются прямые ученики Спасителя из числа двенадцати (Пётр, Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев, Иоанн Зеведеев (Богослов), Фома, Матфей, Нафанаил (Варфоломей), Симон Кананит (Зилот), Иаков Алфеев, Иуда Алфеев (Фаддей), Филипп и Матфий, избранный на место Иуды Искариота), а также апостол Павел, отдельно избранный Господом.

Также в лике апостолов почитаются и сподвижники в проповеди прямых учеников Спасителя, жившие в I веке и условно называемые «апостолами от семидесяти» (на самом деле их насчитывается больше и далеко не все из них лично видели Спасителя хотя бы единожды).

Подвиг апостолов, в отличие от подвига святителей, о котором будет сказано далее, заключался не в хранении Церкви на местах, а в проповеди Евангелия по всему миру, то есть был неразрывно связан с путешествиями и миссионерством.

Большинство апостолов рано или поздно заканчивали свой путь мученической кончиной. Из числа двенадцати учеников Христа только апостол Иоанн Богослов умер своей смертью.

Среди апостолов были не только мужчины, но и женщины, например Прискилла, проповедовавшая вместе с мужем Акилой. Строго говоря, Мария Магдалина, которую обычно именуют «равноапостольной», по сути является женщиной-апостолом, так как во многих местах проповедовала христианство, а также лично знала Господа и была слушательницей многих Его поучений.

Некоторую путаницу в титуловании тех или иных святых в Церкви можно встретить довольно часто. Например, один из апостолов от семидесяти, Аггей, носил прозвище «Пророк» за соответствующие благодатные дары, но в лике пророков не почитается.

Святители

Святителями называют прославленных праведников из числа церковных иерархов — епископов, которые были достойными пастырями, а также проявили личную праведность.

Греческое слово «епископ» переводится на русский язык, как «надзиратель». Апостолы, после проповеди в том или ином городе, ставили одного из своих учеников — самого благочестивого и лучше всего усвоившего христианское учение — надзирать за жизнью местной общины. Когда апостолы покидали основанную Церковь и шли с проповедью дальше, на епископа ложилась обязанность душепопечения над обращёнными.

Имена святителей заносились в диптихи и регулярно поминались во время богослужения. Поместные Церкви обменивались подобными диптихами и поминали святых друг друга.

Святителям Церковь обязана многими своими традициями. Например, пасхальные послания придумал святитель Афанасий Великий, крестные ходы — святитель Иоанн Златоуст, а центры социальной помощи — святитель Василий Великий.

Равноапостольные

Равноапостольными называют ту группу святых, которые исполняли апостольское служение преимущественно после первого века по Рождестве Христовом. Они не были прямыми учениками Господа и не слушали его поучений лично, но подобно апостолам обратили ко Христу целые страны и народы.

Равноапостольных, как и апостолов, не очень много. В этом лике святых чтят память Аверкия Иерапольского, Марию Магдалину, Апфию Колосскую, Фёклу Иконийскую, Константина Великого и его мать Елену, княгиню Ольгу и князя Владимира, братьев Кирилла и Мефодия, Патрика Ирландского, Николая Японского (Касаткина), Савву Сербского, Нину Грузинскую, царя Бориса Болгарского, Косму Этолийского и Иннокентия Московского (Вениаминова).

Пророки

Лик святых пророков — самый древний из всех, так как почти все святые пророки жили ещё до Рождества Христова. Пророки проповедовали покаяние среди еврейского народа, предсказывали пришествие Мессии — Христа и возвещали еврея волю Божию.

Всего в чине пророков Церковь чтит восемнадцать святых, выделяя двенадцать малых пророков и четверых великих — Исаию, Иезекииля, Иеремию и Даниила.

Несколько особняком среди пророков стоят пророк Моисей, выведший еврейский народ из египетского плена в Святую землю и пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, единственный святой пророческого чина, который жил уже в новозаветные времена и лично знал Господа Иисуса Христа.

Большинство пророков прославились совершением удивительных чудес, предсказанием будущего и открытым обличением грехов некоторых еврейских и азиатских государей. Некоторые пророки оставили после себя целые книги, а о некоторых мы знаем только из рассказов исторических книг Ветхого Завета.

Страстотерпцы

Страстотерпцы — это «самый русский» лик святых. В нём Церковью почитаются преимущественно знатные праведники, пострадавшие не за веру, а в результате разгула человеческих страстей — заговора, гражданской войны и проявившие при этом личное самопожертвование и беззлобие.

Некоторые христиане ошибочно называют мучениками семью последнего русского императора Николая II, приписывая ему роль некоего «искупления» русского народа. На самом деле Искупитель у русского народа, да и у всех христиан вообще может быть только один — сам Господь, Богочеловек, с которым не может сравниться ни один даже самый великий святой. Некорректно и именование царственных страстотерпцев мучениками, поскольку убиты они были отнюдь не из-за православного вероисповедания, а как потенциальное живое «знамя» для белого движения.

При этом Церковь не подвергает сомнению святость императора Николая II и его семьи, почитая их в лике страстотерпцев вместе с князьями Борисом и Глебом, Дулой Египетским (которого также относят и к лику преподобных), царевичем Димитрием Угличским, и князем Михаилом Тверским (которого также относят и к лику благоверных).

Благоверные

Чин благоверных святых — ещё один чин «для знати». К благоверным Церковь причисляет правителей, которые много сделали для укрепления веры и нравственности, развития Церкви и просвещения в подвластных им землях.

Этот лик святости возник в Константинопольской Церкви в период Вселенских соборов и применялся при канонизации византийских императоров и их жён, а затем стал использоваться и в других Православных Церквях.

В числе русских благоверных князей почитают: Александра Невского, Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского, Иоанна Калиту, Даниила Московского, Игоря Черниговского, Олега Брянского и других.

Бессребренники

Так именуют святых, отказавшихся от богатства и бесплатно помогавших другим людям ради Христа. Почти все святые этого лика имели отношение к врачебному искусству и, с помощью молитвы, чудотворений, снадобий и медицинских умений помогали людям обрести утерянное здоровье.

Сам Христос творил свои чудеса и исцелял людей бесплатно, ради милости к страждущим и то же заповедовал своим ученикам: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Бессребренники буквально следовали этому завету Спасителя.

В лике бессребренников почитают Косму и Дамиана, целителя Пантелеимона, Ермолая, Кира и Иоанна, Самсона Странноприимца, врача Диомида Никейского, Трифона, Фотия и Аникиту, Фалалея Киликийского, Прохора Лебедника, Агапита Печерского и других.

Иногда тех или иных святых также называют чудотворцами, но это не особый лик святости. Многие святые обильно творили чудеса как при жизни, так и после кончины и эпитет «чудотворец» можно встретить, как применительно к святителям, так и к мученикам, бессребренникам, преподобным и святым иных чинов святости.

Праведные

В первые три века существования христианства мученичество приняли сотни тысяч христиан. Впоследствии в истории Церкви мы также встретим немало неспокойных периодов, когда появлялись новые мученики. Монашество также было весьма широко распространено, фактически узурпировало к VII веку высшие посты в церковном управлении, основало тысячи обителей и имело огромный духовный и нравственный авторитет как в самой Церкви, так и в обществе в целом.

Это не плохо, но именно поэтому фокус внимания Церкви чаще всего был направлен на жизнь мучеников и преподобных, которых мы знаем множество, и редко замечал тихие подвиги других святых — врачей, многодетных пар, благотворителей, воинов, которых мы знаем относительно немного. Иначе говоря, Церковь почитает буквально единицы праведных из числа мирян, но совершенно точно таких святых среди христиан было очень много. Просто их жизнь и подвиги остались скрыты от нас до дня Страшного Суда.

Среди праведных наиболее известны такие святые, как: Авраам и Сара, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, царь Давид, Иоаким и Анна, Иов, Симеон Богоприимец, Симеон Верхотурский, Иоанн Кронштадтский, Алексий Мечев, Иоанн Русский, Пётр и Феврония Муромские, Матрона Московская, Феодор Ушаков и другие.

Праведники нечасто изнуряли себя какими-то особыми подвигами, зато всю свою жизнь старались следовать воле Божией, ради Господа помогать окружающим, часто посещать богослужения и молиться дома и следовать духу, а не букве Священного Писания. Многие праведные тайно благотворили нуждающимся и совершали чудеса.

Юродивые ради Христа (Блаженные)

Славянское слово «юродивый» переводится на современный русский язык, как «дурак, безумный». Юродивые ради Христа безумными не были — они только напускали на себя вид сумасшедших, чтобы через презрительное отношение со стороны окружающих избавиться от гордости и обязанности следовать всем установлениям общества (зачастую далёким от христианства).

Юродивые ради Христа, как правило, начинали свой подвиг с того, что раздавали нуждающимся почти всё своё имущество и начинали скитаться и жить подаянием. Эти святые много молились, открыто обличали людские пороки, предсказывали будущее, помогали нуждающимся и, иногда, исцеляли страждущих от болезней.

Всех юродивых ради Христа также именуют «блаженными» и здесь может возникнуть путаница. Есть и другие святые, которых в церковной традиции устойчиво именуют «блаженными», но которые не относятся к этому лику святых — Августин Иппонский (святитель), Иероним Стридонский (преподобный) и Матрона Московская (праведная).

Также не стоит путать православных блаженных — юродивых и католический чин «блаженных» обозначающий первую ступень канонизации, как бы «почитаемых христиан».

Предшественниками блаженных — юродивых можно считать некоторых праведников и пророков Ветхого Завета — Иова, Иезекииля, Осию и других, которые известны своими странными поступками, обличавшими общественное беззаконие.

Среди православных блаженных наиболее почитаются: Ксения Петербургская, Василий Московский, Андрей Юродивый, Прокопий Устюжский.

Резюмируя, можно сказать, что в Православной Церкви выделяют в основном двенадцать ликов святых, которые подразделяются как по виду своего посвящённого Богу подвига, так и по своему положению в обществе или церковной иерархии. При этом некоторых святых, подвиги которых особенно многогранны, иногда относят сразу к двум и более чинам святости. Вероятно, некоторым из наших читателей данная статья поможет чуточку лучше ориентироваться в жизни Церкви и понимать кого и за что они молитвенно почитают, что будет весьма отрадно для автора.

Андрей Сегеда

Почитание святых – важная составная часть православного вероучения. Святые – земные люди, достигшие обожения, состояния причастности Богу через пронизанность божественными энергиями, которое дается им как награда за праведность. Разделяя в земной жизни с людьми все тяготы бренного существования, они становились реальными, телесными носителями качеств, присущих иному миру. Святой, праведник – это земной ангел и небесный человек. Он соединяет церковь земную и Церковь Небесную, ясно свидетельствуя о действенности божественного начала в мире. Вступая после смерти в Небесную Церковь, он становится молитвенником и покровителем христиан, прибегающих к его помощи. С точки зрения осмысления истории человечества, святые – это исторические лица, открывавшие для своего времени пути национального религиозного призвания, которые ярко характеризуют ту или иную историческую эпоху Русский историк Г.П.Федотов писал, что именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений русской культуры.

Народное, стихийно складывающееся почитание святого, как правило, предшествует признанию его святым официальной церковью. Церковное признание выражается актом канонизации, призывающим паству к почитанию праведника в формах общественного богослужения. Святые прославляются через написание икон, создание житий, церковных служб и молитвословий. Основанием для церковной канонизации являются жизнь и подвиг святого, чудеса, совершенные им при жизни или после смерти, и в некоторых случаях нетление мощей. Кроме общецерковной канонизации, существует понятие местной, епархиальной канонизации, когда почитание святого имеет узко местные формы и совершается в границах города, монастыря, храма.

Князья.

Показательно, что первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб. Однако они прославлялись не как «самовластцы», а как «страстотерпцы». Их слава состояла в добровольном отречении от власти и принесении себя в жертву, на которой было утверждено русское государство эпохи Ярослава Мудрого. Данному образцу поведения христианского князя, религиозный долг которого – жертвовать собой ради спасения своего народа, были отныне призваны следовать все русские князья. Весь сонм святых князей в зависимости от понесенного ими жизненного подвига подразделяется на несколько групп.

Первую группу составляют князья равноапостольные, суть подвига которых состоит в распространении христианства. Это прежде всего – святой князь Владимир, креститель Руси, и его бабка – святая княгиня Ольга. К чину равноапостольных князей причислен также Константин, просветитель глухой языческой муромской земли. Вторую группу составляют князья-иноки . Смиренным трудником Киево-Печерского монастыря был князь Никола Святоша (12 в.), в далеком северном Спасо-Каменном монастыре подвизался заозерский князь Андрей, в ранней юности принявший монашеский постриг (15 в.). Наиболее многочисленной является группа князей-страстотерпцев . Здесь прославляются и князья, ставшие жертвами политических убийств (Андрей Боголюбский, Игорь Киевский – 12 в.), и князья, погибшие на поле брани (Георгий Всеволодович – 13 в.), и князья, претерпевшие мученическую смерть, отстаивая христианскую веру (Михаил Черниговский, Василько Константинович, Роман Ольгович – 13 в.).

Преподобные.

Не меньшее значение, чем княжеская святость, в русской истории имел чин преподобных, тех, кто избрал иноческий путь и в своей жизни стремился уподобиться Самому Христу. Преподобный Феодосий Печерский, отец русского монашества, был вторым (после Бориса и Глеба) святым, торжественно канонизированным Русской церковью. В нем Русь нашла свой идеал святого, которому оставалась верна на протяжении многих столетий. Основные черты характера Феодосия и его подвига, отраженные в житии, стали мерилом праведности для его учеников и последователей. Благодаря святому Феодосию представление о русском иноке навсегда связано с особым книголюбием как проявлением любви к духовному просвещению, со смирением, основанным на живом созерцании уничижения самого Христа, отвергающим богатые одежды и довольствующимся «худыми ризами». Русский инок – это тот, кто, как преподобный Феодосий, скрывает свои аскетические подвиги и чья жизнь, кроме молитвы, заполнена тяжелым, «рабьим» физическим трудом; кто, уйдя из мира, не потерял связь с мирским обществом, взяв на себя бремя служить духовным отцом для мирян. Вторая важнейшая фигура чина преподобных – Антоний Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря и учитель Феодосия.

Святители.

Из Византии Русь переняла обычай избрания епископов из монашествующего духовенства. Однако святые епископы – святители – третий по значимости чин русской святости, прославляются Церковью не за аскетические подвиги, хотя иноческие черты так или иначе присутствуют в образе любого епископа. Подвиг святителя соединяет в себе и иноческое, и мирское, и церковное служение. Его смысл в учительстве, защите чистоты веры, в служении спасению своей паствы. В отличие от Византии, Русская церковь никогда не знала традиции канонизации всех своих иерархов в силу их святого сана. Святитель прославлялся тогда, когда своей жизнью и служением церкви достигал личной святости. Типические черты русского святителя – это щедрая милостыня, забота об основании и украшении храмов и монастырей, тайная аскеза, неукоснительное проведение в жизнь принципа гражданской справедливости, суровость в борьбе за правду. Первым святителем, получившим общерусское признание, стал Нифонт Новгородский (11 в.), который соединял в себе талант политика и миротворца, позволявший ему добиваться мира, замиряя враждующих между собой князей. Политическая деятельность в сильной степени окрашивает и церковное служение митрополитов Московских: Петра, Алексия и Ионы. Однако в отличие от новгородских владык, отстаивавших местные интересы Новгородской республики, митрополиты Московские проводили политику, имевшую общенациональное значение. Самый цельный образ епископа-правителя создан в житии митрополита Алексия, трудившегося в качестве регента в дни малолетства князя Дмитрия Донского над созданием московского государства. Деспотический режим правления первого русского царя Ивана Грозного потребовал от святителей этой эпохи подвига в исповедничестве правды перед тираном. Отстаивание истины благочестия, требование прекратить проливать кровь христианскую стоило жизни митрополиту Филиппу (Колычеву). Особым временем, потребовавшим от епископов подвигов исповедничества, стали 1920–1930-е годы. Новое советское правительство, пришедшее к власти в результате Октябрьской революции 1917, фактически предприняло попытку путем физического устранения верующих уничтожить Русскую православную церковь. С этой точки зрения особую «опасность» для власти представляли церковные иерархи. Огромное число священников, митрополитов, епископов, иноков было оторвано от паствы, сослано и расстреляно. Первым, кто принял на себя всю тяжесть организованного советами давления на церковь, был патриарх Тихон (Белавин). Канонизированный в 1989, он стал первым святым русским патриархом.

Юродивые

– так называется новый чин святости, который входит в Русскую церковь с начала 14 в. «Христа ради юродивый», или «блаженный» – человек, принявший на себя облик безумия ради отвержения ценностей мирской жизни. Своим подвигом притворного безумия или безнравственности они выявляли несовместимость таких понятий, как христианская правда и здравый смысл. Почти всем юродивым приписывается дар пророчества, который дается им в качестве награды за презрение к человеческому разуму. По свидетельству современников, древнерусские юродивые ходили нагими, с распущенными волосами и железной цепью на шее. Родиной русского юродства стал Новгород. Именно из Новгорода происходят Прокопий Устюжский (14 в.), Никола Кочанов (14 в.), Михаил Клопский (15 в.). Ряд московских юродивых начинается со св. Максима (15 в.), а наиболее прославленным среди них был Василий Блаженный (16 в.). Последними святыми этого чина святости стали блаженная Ксения Петербургская (18–19 вв.) и блаженный Николай Рынин (19 в.), канонизированные в 20 в.

Почему нельзя быть штабс-капитаном, если нет Бога? Какой урок преподает нам евангельский сотник? Почему так важно знать свое место и когда можно это место покинуть? И как не дать диавольской иерархии возобладать в нашей жизни?

Приветствую вас, дорогие боголюбцы!

У Достоевского (кажется, в романе «Бесы») есть такая реплика одного из персонажей: «Если Бога нет, то какой же я штабс-капитан?» Такая парадоксальная, дзен-буддистская даже фраза, открывающая сознание, говорит о следующем: штабс-капитан – это человек, который не начинает и не заканчивает военную иерархию; под ним есть меньшие чины, над ним есть большие чины, над большими чинами – еще наибольшие, а над всеми чинами в государстве есть царь, над царями же есть Царь царей – Господь Бог. Вот такая стройная цепочка, и если ее разрушить, вот и выйдет: какой же я штабс-капитан?! И если нет Бога, нет ни отца, ни матери, ни начальника, ни подчиненного, то это некое общее месиво всех против всех, восставших, считающих себя абсолютно равными.

На самом деле в мире равенства нет. Это очень важная идея, ее следует хорошо усвоить. Итак, если Бога нет, какой же я штабс-капитан? Это хорошо знал римский сотник, который попросил Господа исцелить его отрока. Господь сказал ему: «Я приду и исцелю», и тот ответил: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает…» (Мф. 8: 8–9). В этих словах сотник исповедует следующее: я подвластный человек, я не самый главный, надо мной есть начальники, но я тоже некий начальник, и мои подчиненные слушаются меня. А при чем тут Христос? А при том, что сотник видит во Христе Того, Кого слушаются все. Христос – начальник иерархии, Он во главе всего, и, по мысли сотника, если уж его, сотника, слушаются беспрекословно, то Ты, Господи, только скажи слово – и исцелится отрок. Сотник – человек, который научен дисциплине и послушанию, который живет внутри иерархии, имеет над собой начальников, под собой подчиненных, и он прекрасно понимает, что должен слушаться начальника, как и его самого слушаются его подчиненные, а Господь – главный над всеми, и Его слушаются все.

Иерархия – слово очень важное для нас. Почему? Потому что всё возглавлено, нет ничего не возглавленного в мире, даже в ЖЭКе над метлой должен быть начальник. Нет никого такого в человеческом роде, кто бы кому-то не подчинялся, перед кем-то не отвечал.

Лестница – богословское понятие, и шагать по ней надо ступенька за ступенькой, не перепрыгивая сразу через несколько

Святитель сказал удивительные слова: «Когда люди имеют любовь, они не думают о справедливости». То есть когда люди любовь теряют, их жарко волнует справедливость. А справедливость понимается в категориях равенства. И я хочу того, кто выше, стащить вниз, а самому, может быть, подняться наверх. Хочу, так сказать, лестницу мироустройства выпрямить в прямой отрезок. Лестница – тоже богословское понятие. Иаков спал и видел лестницу – от земли до неба, и ангелы Божии восходили и нисходили по ней, Господь же утверждался на ней. А преподобный Иоанн Лествичник написал книгу о восхождении, где по ступенькам не прыгают, где постепенно, шаг за шагом идут по ступеням божественного озарения и практического освящения. Причем идут по очередности, то есть сначала конкретно первая ступень, потом конкретно вторая и так далее – и местами эти ступени не меняются.

И даны иерархично: первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая… – до десятой, они связаны между собой логически, перетекая одна в другую, начиная от самой главной. Головная заповедь – это знак Бога, а дальше уже постепенно умножаются нравственные понятия. Заповеди блаженств тоже даны не спутанно, а иерархично, а именно – как лестница перехода от одного к другому. А заканчиваются: «…таковых есть Царство Небесное». Всё сделаешь – будешь изгнанным правды ради, потому что мир выгонит того, кто обличает его своим святым житием.

Всюду должна быть иерархия, и реальность земная копирует реальность небесную. О небесной иерархии мы читаем у Дионисия Ареопагита и у апостола Павла. Ангелы не все сбиты в стадо, ангелы подобны войску, а войско имеет военачальника и потом тысячников, десятников, сотников и так далее. Армия любая – это иерархическая структура. Мы имеем небесное воинство, и Господь – Царь небесного воинства; кстати, Он так и зовется – Саваоф, то есть «Господь воинств». А если воинство, значит, воинские звания и иерархия. И есть девять ангельских чинов: Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы и Серафимы. Они не меняются местами, каждые совершают свое особое служение, каждые находятся в послушании высшему и все вместе служат Богу.

Демонский мир тоже иерархичен. Он является перевертышем настоящего, светлого мира. И тут есть страшные начальники – бесовские князья, которые, как, скажем, воры в законе, командуют шавками и сявками. Есть просто хулиганистые такие мелкие бесы, которые совершают всякие пакости и гадости, не способные перевернуть полмира. Так что и там есть своя гадкая иерархия – именно иерархия, причем из житий святых мы знаем, как старшие бесы, например, безжалостно избивают и наказывают младших, а те, в свою очередь, еще младших. Такая тюремная иерархичность, построенная не на любви, а на страхе наказания. Но они тоже знают своих старших. Это перевертыш ангельский. Светлый, ангельский, восходящий вверх мир и темный ангельский, восходящий вниз – они в полной мере отражены в нашей жизни. Совершенно справедливо Данте изображает ад тоже ступенчатым – воронкой, закручивающейся книзу, уменьшающейся и доходящей до точки, где во льду, в ледяном озере Коцит замерз сатана. Эти ступени идут от верхних кругов, где мучаются за грехи полегче, потом – те, чьи грехи всё тяжелее и тяжелее, и наконец клятвопреступники, предатели, диаволопоклонники и сам начальник всякого зла. Это абсолютно богословски правильно данная идея, выраженная художественными формами. Кстати говоря, эта бессмертная дантовская трилогия названа «Божественная комедия», но в ней нет ничего смешного: в средние века комедией называлось произведение, в котором хороший конец, в котором герой не гибнет. В трагедии герой гибнет, а в комедии – нет. Вот, собственно, и вся комедийность, а там смеяться не над чем, там кошмары. Это целая энциклопедия средневековой жизни. Так вот: и там, и там, и там, и там – везде есть иерархия.

Жизнь людей призвана отображать ангельскую иерархию, и потому должны быть у нас старшие

Что наша человеческая жизнь? Человеческая жизнь, по мысли богословов, должна отображать ангельскую иерархию, и в этом смысле должны быть старшие. Должны быть ангельские начальники, должны быть помощники пониже, пониже, до самого простого человека, который может быть ангелом. Как говорится, я еще не волшебник, я только учусь, но Бог помогает мне делать самые настоящие чудеса. И каждый человек может быть этим меньшим из ангелочков, постепенно восходя от силы в силу. И в Писании сказано: «Идущим от силы в силу явится Бог богов сил» (ср.: Пс. 83: 8). Такова духовная цель нашей жизни. Нужно уважать старших, не стремиться занять их место, занимать свое место и выполнять то, что нужно, до тех пор, пока десница Божия не поднимет тебя на более достойное место. Как в Притчах Господних: сядь пониже, потому что лучше, когда скажут тебе: «Друг, сядь повыше, ты достоин быть здесь» (ср.: Притч. 25: 7). Это именно возведение человека со смиренного места на место более достойное.

Бесовская иерархия тоже присутствует в нашей жизни. В преступных сообществах ярче всего это видно или в каких-нибудь других полукриминальных и криминальных отношениях, где есть старшие паханы-начальники, где есть какие-то князья, мало кому видимые и знаемые, имени которых трепещут, и где есть, так сказать, «шестерки» и сявки, которые выполняют самую грязную и поганую работу. Это тоже иерархия, но это, конечно, невеселая иерархия. Но и она доказывает неизбежность иерархичности мира.

И вот на что хочу обратить внимание: мы, люди, думаем и имеем сердечные основания полагать, что это правда, будто высшие ангелы не гнушаются делать работу меньших. Вот меньший работу большего делать не может, потому что не способен к этому, а больший работу меньшего делать может. Это очень красивый принцип. Говорят, в Грузинской Церкви (я слышал это от многих и думаю, что так и есть) священник может при отсутствии диакона, в виде исключения, надеть диаконское облачение и служить службу с орарем, а не с епитрахилью – то есть совершать служение меньшего. Или совершать служение пономаря или чтеца. Конечно, чтец не может быть диаконом – снизу вверх подняться нельзя без достойного рукоположения; и диакон не может священническую службу служить. Но высший может спуститься вниз и совершать служение низшего. Как, например, человек, стоящий у станка, не может занять место директора, но директор, если он в свое время на станке работал, может дать урок мастерства – снять пиджак, надеть халат и очки и показать, как правильно затачивается та или иная деталь. Высший к низшему снисходит, низший к высшему не поднимается, так как нет у него для этого природного ресурса, – вот так иерархия действует по законам любви.

Высший, не бойся делать работу низшего – тебя это не унизит! Низший, чти высшего и помни: его работы ты не сделаешь

Высший, не бойся делать работу низшего! Находящийся наверху, не бойся брать в руки метлу, кайло, отвертку… Не бойся! Тебя не оскорбит работа низшего. А ты, низший, уважай высшего и не дергайся, потому что люди, восстающие против начальств, против властей, против тех, кто над ними, дерзко оскорбляющие начальство, как говорится у апостола, – это люди, имеющие сатанинский дух. Они не желают слушаться, они самоуверенны, они считают, что достойны большего, они не любят никого, кто выше их. И они стараются, так сказать, поколебать вселенную, возбуждая в себе и в окружающих ненависть к тем, кто выше. Зависть – это мерзкое чувство, родоначальница всех революций и потрясений, мать всех убийств. Зависть сбросила диавола с небес на землю, зависть дала камень в руки Каину против Авеля, зависть – мать всех злодейств в роде человеческом. И эта зависть как раз и проявляется в нежелании слушаться старшего, в нежелании уважать поставленных над тобой.

Почитание находящегося выше столь естественно и необходимо, что даже в эпоху языческих царей апостолы требовали этого от учеников своих. «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите», – говорит апостол Петр (1 Пет. 2: 17). Апостол Павел писал, что он желает, чтобы на всяком месте святые мужи воздевали непорочные руки в молитве – в том числе и за тех, которые во власти. А во власти, то есть императором, напомню, тогда был Нерон. Как видим, молитва о негодяе, сидящем на троне, не смущала апостола Павла, потому что он понимал: Римская империя сама по себе есть божественное попущение и домостроительство спасения. И этот порядок, воцарившийся на огромной части вселенной, есть дело Божие. А порядок должен быть возглавлен. На престоле в Риме сидит царь, у него есть кесари подвластные по провинциям, прокураторы, префекты, различные начальники областей, командиры легионов, и вся эта стройная структура существует для того, чтобы люди не съедали друг друга, как рыбы в море. В древности евреи говорили: живи там, где исполняются законы. То есть если придется тебе потерять землю отцов и жить в изгнании, старайся жить там, где исполняются законы. Потому что, если у людей закона нет, получается то, что написано в книге одного из малых пророков: «Нечестивец поглощает того, кто праведнее его… люди, как рыбы в море, как пресмыкающиеся, у которых нет властителя» (ср.: Авв. 1: 13–14). В море рыба большая глотает ту, что поменьше. Они, рыбы, заняты постоянным шнырянием по пространству глубин моря для того, чтобы заглотнуть того, кто меньше тебя размером. Это, собственно, и есть жизнь морских животных: съесть того, кто меньше тебя. Так вот, чтобы не было так в человеческом роде, нам нужны законы. Законы должны исполняться – и исполняться иерархически: сверху донизу и снизу вверх, как те ангелы, что восходили и нисходили по лестнице Иакова, которую увидел во сне праотец.

Пару слов, друзья мои, о практике. Найдите свое место в жизненной иерархии. Кто вы дома? Вот вы – муж, вы в семье – . И когда разливает мать суп за обедом, то первая тарелка – отцу. Обязательно! Первый кусок – отцу. Не потому, что он самый лучший, а потому, что так Бог приказал. Когда одного мудреца спросили: «Если болеют и мать, и отец и оба просят воды, кому первому подать?», он отвечал так: «Подай сначала отцу, потому что если бы была здорова мать, то она побежала бы сама к нему со стаканом воды, она сама согласна с тем, что ему первому: он старший». Жена подчиняется мужу, и это сохраняется и тогда, когда они оба уже беспомощны. Это закон иерархии.

А каков закон иерархии в братских отношениях? В многодетных семьях старшие и младшие братья постоянно спорят между собой, доказывают что-то друг другу, но в конце концов все сглаживается. Но родители должны следить за тем, чтобы старший младшего не обижал, а младший над старшим не насмехался и не спорил с его, так сказать, законными требованиями, потому что старшие всегда имеют власть над младшими: мама – над детьми, муж – над женою. И дети всегда должны почитать своих родителей. Так – в семье.

И на работе найдите свое место и, будучи старшими, пожалуйста, не хамите младшим, не снимайте с них шкуру, не будьте демонами. Это только злой человек с нераскаянным черным сердцем – черным, как деготь, – имеет своей целью залезть повыше и обгадить всех, кто ниже остается. Такова цель бесовской иерархии – залезть повыше и плевать на лысину тех, кто остался внизу. У нас не так. У нас, кто залез повыше, любит того, кто остался внизу. И, конечно же, чти и воздавай должное тому, кто над тобой. Не только на работе: в цеху, на предприятии… Но и в институте. Кто-то – лаборант, а кто-то – профессор, ректор, проректор… Вы все прекрасно понимаете, что от иерархии зависит жизнь наша. Она и в армии, конечно, и в различных бизнес-структурах. И в медицинских делах: санитар, доктор, главврач.

Нужно занять свое место и не выходить за пределы его, а когда надо будет, Божия десница поднимет нас

Нужно занять свое место и не выходить за пределы его. Поверьте, Божия десница поднимет вас на нужные места, из тьмы на свет, как Давида Господь забрал и поставил на царство. Богу интересно забирать от овец и козлищ человека, способного править государством, и Он это делает. Только ты сам не лезь туда. Жди, когда попросят.

Так же и в Церкви. Нужно знать свое место, кто ты: мирянин, послушник, инок, монах, носящий священный сан, или священник, а если священник, то украшенный протопресвитерством или просто иерей, недавно взявший на свои плечи тяжкий крест иерейства; архиерей или ты – Патриарх. Должна быть восходящая вверх иерархия, и нужно воздавать всем должное: кому честь – честь, кому страх – страх, кому любовь – любовь. Здесь всё должно соблюдаться. Это гарантия стабильности человеческого общества, гарантия его успешности в любой работе, когда каждый знает свое место и исполняет приказы.

Закончим, пожалуй, тем, что говорит Премудрый, когда хочет научить людей: «Иди, ленивец, поучись у пчелы, поучись у муравья». У муравьев и пчел премудрый Соломон советует нам учиться. Так вот, не только в трудолюбии можно подражать пчелам и муравьям – и те и другие также пример великой иерархии. У этих тружеников в мире насекомых каждый знает свою работу: у них есть работяги, которые таскают тяжести; есть те, кто защищает их, стоит на страже; есть те, которые командуют, те, которые носят пищу, и т.д. и т.п. Высочайшая степень социализации! В улье, говорят, есть несколько десятков «профессий». Есть даже пчелки, которые никакого меда не собирают, не строят эти геометрически правильные чудесные соты, совершенно удивительные, а машут крылышками с определенной частотой, чтобы поддерживать в улье нужную температуру, – такие пчелки-кондиционеры. У каждой пчелы есть свое послушание, и они не выступают за свои пределы, не совершают этих бесовских переворотов, иначе мы бы никогда не ели меда. У нас не было бы ни воска, ни меда, ни прополиса, если бы пчелы бунтовали и устраивали демократию.

У пчел есть старшие, младшие – всё в порядке. А у нас – ни меда, ни прополиса, потому что нет ни одной пчелы, а только одни мухи – из-за того, что каждый лезет наверх по головам стоящих внизу. И это, конечно, бесовское занятие, говорящее о том, что жизнь наша, которая должна быть зеркальным отображением небесной иерархии, на самом деле заполнилась грязью из нижней иерархии – из иерархии бесовских падших существ. Думайте об этом и делайте выводы. До свидания!