Когда бывает благодатный огонь. Откуда берется благодатный огонь

В этом разделе я бы хотел опубликовать фотографии, на которых запечатлены чудеса православной жизни. Многие неверующие люди могут сказать что это фотомонтаж, подделка и т.п. Но вспомним как о таких людях говорил Христос: что даже если «мертвый встанет и пойдет, то недостаточно будет для веры их». Будем помнить, что для Бога нет ничего не возможного и возможно эти фотографии – есть знамения, посылаемые Богом свыше.

Чудо Благодатного Огня.

Сошествие Огня на Пасху происходит уже около 2 тыс лет. Считается, что год, когда Огонь не возгорится, станет последним в истории человечества

В IV веке по приказу святой равноапостольной Елены над местом распятия и погребения Господа нашего Иисуса Христа был воздвигнут великолепный храм - Базилика. Под ее сводами оказалась и Голгофа, и Святая Гробница. Базилика несколько раз перестраивалась, разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня.

Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится часовня - Кувукпия, что означает "царская опочивальня", где "Царь царствующих и Господь господствующих" был положен для тридневного сна. Святая Гробница состоит из двух комнат: небольшая "погребальная камера" почти наполовину занятая каменным ложем - аркосапием, и входное помещение, называемое приделом Ангела. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

Храм Гроба Господня - это огромный архитектурный комплекс, включающий несколько храмов и приделов, принадлежащих разным христианским конфессиям. Например, Алтарь гвоздей - католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел "Три Марии" - Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского - Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни - Голгофа, Кувуклия, Кафопикон (соборный Храм), как и общее руководство, службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.

При схождении Огня необходимо присутствие трех групп участников. Прежде всего - Патриарх Иерусалимской Православной Церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению (как было в 1999 и 2000 годах, когда Огонь принимал Хранитель Гроба митрополит Даниил). Только по молитвам этого обязательного участника таинства совершается чудо схождения Благодатного Огня.

История помнит два случая, когда пытались получить Огонь представители иных христианских конфессии. "Первый латинский патриарх Арнопьд из Шоке приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав".


В 1578 году армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного Огня представителю Армянской церкви. Православного Патриарха со священнослужителями в 1579 году в Великую субботу даже не пустили в Храм Гроба Господня. Стоя у закрытых дверей Храма православные священники молились ко Господу. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа. С тех пор более уже никто из не православных не пытается повторять подобные попытки, опасаясь неизбежного посрамления.

Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры преподобного Саввы Освященного. Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде лишь эта лавра в семнадцати километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря. В 614 году, во время нашествия шаха Хасроя, персы перебили здесь четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре четырнадцать иноков, включая двух русских.

И, наконец, третья группа обязательных участников - местные православные арабы. В Великую субботу с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски арабская православная молодежь. О времени установления этого "ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Они буквально выкрикивают, что они "самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня". По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды "дикарские" пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа, но безрезультатно. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел.


Где-то к десяти часам дня Великой субботы в Храме тушатся все свечи и лампады. После этого происходит процедура проверки Кувукпии на наличие источников огня и опечатывания входа в нее большой восковой печатью. Свои личные печати на большой восковой ставят осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции. И вскоре сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все пространство Храма пронизывают световые всполохи. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Около тринадцати часов начинается литания ("молитвенная процессия") Благодатного Огня - крестный ход от алтаря Кафоликона через весь Храм с троекратным обходом Кувуклии. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец и, наконец, сам Блаженнейший Патриарх Иерусалимский. В крестном ходе участвуют и игумен с иноками монастыря Саввы Освященного. Затем Патриарх разоблачается, оставаясь в одном белом подризнике. Патриарха обыскивают, и он заходит в Кувуклию. Напряжение достигает наивысшей точки. Интенсивность и частота световых всполохов нарастает.

Наконец, Огонь сходит, Еще прежде, чем в дверях Кувукпии появится Патриарх с зажженными от Благодатного Огня свечами, свещеносцы-скороходы, принявшие Огонь через оконца в приделе Ангела, уже разносят его по всему Храму. И радостный колокольный звон сообщает всем о совершившемся чуде. Огонь молниеносно распространяется по всему Храму. Причем Огонь не обжигает: и не только от Патриаршей свечи, но и от всех обычных свечей, купленных не в Храме (здесь нет никакой торговли), а в обычных арабских лавках Старого города.

Пасхальная свеча Храма Гроба Господня - это тридцать три соединенные свечи. У присутствующих часто в руках по два-три пучка, свечи из других мест Святой земли. В Храме люди стоят так плотно, что, будь Огонь обыкновенным, обязательно кто-нибудь загорелся бы. Однако люди в буквальном смысле омываются Благодатным Огнем, который первое время вовсе не жжет. Пламя у всех настолько обширное, что видно, как оно касается близстоящих людей. И за всю историю нисхождения Огня - ни одного несчастного случая, ни одного пожара.

Затем в Старом городе начинается торжественное шествие с Огнем, который, кстати, несут во главе каждой колонны турки-мусульмане. Вся христианская и арабская община Иерусалима (более 300 тысяч человек) участвует в шествиях, причем даже арабы-мусульмане считают необходимым принести Благодатный Огонь в дом и зажечь домашние светильники от него. У них есть легенда, что в год, когда не сойдет Огонь, наступит конец света. Этот день в Иерусалиме не празднуют только иудеи, которые предпочитают не выходить из дома. Именно иудеи в основном и пишут об имитации "нечестными" священниками схождения Благодатного Огня, называя его греческими "хитростями". И это притом, что в последние почти пятьдесят пет иудеи участвуют и в опечатывании Кувуклии, и в обыске Иерусалимского Патриарха.

Здесь надо отметить, что земля, на которой построен Храм, принадлежит турецкой семье. Каждое утро происходит интересный ритуал: священники вручают установленную давным-давно арендную плату и после этого в сопровождении членов турецкой семьи проходят в Храм. Любое шествие в Храме, включая крестный ход на Пасху, происходит в сопровождении кавасов - турок, охраняющих процессии от провокаций мусульман и иудеев. До входа в Кувуклию Иерусалимского Патриарха она стоит запечатанной, под надзором двух турецких стражей и израильской полиции. Сохранность печати на входных дверях Кувуклии проверяется перед входом в нее Патриарха Иерусалимского с армянским первосвященником. Для получения Огня в Кувуклию входят_двое - Иерусалимский Патриарх и представитель Армянской церкви. Последний в ожидании Огня остается в приделе Ангела, видит все действия и имеет возможность вмешаться. Поэтому версия о подлоге может вызвать только улыбку у людей, живущих в Иерусалиме.00" hspace="20">

Вопрос о том, каким образом сходит Благодатный Огонь интересует многих. В послании Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, к эмиру Дамасскому (начало X века) написано: "Тогда внезапно является молния, и кадила возжигаются, от этого света~5ерут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь". Иеромонах Мелетий, совершавший паломничество в Святую Землю в 1793-1794 годах, передает рассказ о сошествии Огня со слов архиепископа Мисаипа, епитропа Патриарха Иерусалимского, получавшего Огонь в течение многих лет. "Вшедшу мне внутрь ко святому Гробу, видим бе на всей" крышке Гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру в виде голубого, белого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат "Господи, помилуй", не жжет, и от сего огня уготованные кандила и свещи возжигаются".


Все источники сообщают или о конденсации жидких мелких капель "огненного бисера" непосредственно на ложе-аркосалии Святого Гроба при существующем куполе над Кувуклией, или о выпадении дождевых капель над Кувуклией и наличии вследствие дождя на крышке Святого Гроба "мелких бисеринок" при открытом куполе Храма и о голубоватых всполохах - молниях, предшествующих сошествию Благодатного Огня. Оба указанных явления одновременно имеют место в течение коленопреклоненной молитвы Патриарха Иерусалимского и в настоящее время. При этом самопроизвольно возжигаются и фитили свечей или лампад на крышке святого Гроба. Возможны также возжигания фитилей православных лампад, висящих около Кувуклии. При всех возможных вариантах во время Чуда схождения Благодатного Огня остаются абсолютно необъяснимыми с точки зрения современной науки следующие явления.

Наличие всполохов света. Эти всполохи-зарницы могут вспыхивать в любом на

правлении и сверкают без видимого источника, никогда никого не ослепляют, не имеют звукового сопровождения, характерногодля обычных молний. Все это создает у очевидцев впечатление, что источник всполохов находится как бы за пределами нашего мира. Отличить их от вспышек фотоаппарата несложно. Я снял ожидание и схождение Огня на видеокамеру, и, применяя режим покадрового просмотра, заметил, что вспышки от фотоаппарата короче по времени и имеют белый цвет, а всполохи-зарницы дольше по времени и имеют голубоватый цвет.

Феномен появления капелек жидкости. В Великую субботу Святую гробницу увидеть могут только священнослужители, участвующие в литании, и официальные представители иерусалимских властей, опечатывающие Кувуклию и обеспечивающие порядок. Поэтому информация может исходить или непосредственно от них, или в пересказах близких. Приведем записи паломника XIX века, слово в слово записавшего рассказ Патриарха: "Я, милостивый государь, извольте знать, без очков уже не чтец. Когда впервые вошел я в придел Ангела и за мною закрылись двери, там царил полумрак. Свет едва проникал через два отверстия из ротонды Святого Гроба, тоже слабо освещенной сверху. В приделе же Святого Гроба я не мог различить, молитвенник ли у меня в руках или что другое. Едва-едва замечалось как бы белесоватое пятно на черном фоне ночи: то, очевидно, белела мраморная доска на Святом Гробе. Когда же я открыл молитвенник, к удивлению моему, печать стала вполне доступна моему зрению без помощи очков. Не успел я прочесть с глубоким душевным волнением строки три-четыре, как, взглянув на доску, белевшую все более и более и так, что мне явственно представились уже все четыре ее края, заметил я на доске оной как бы мелкий рассыпанный бисер разных цветов, вернее сказать, как бы жемчуг с булавочную головку и того меньше, а доска начала положительно издавать яко бы свет. Бессознательно сметая изрядным куском ваты этот жемчуг, который начал спиваться подобно каплям масла, я почувствовал в вате некую теплоту и столь же бессознательно коснулся ее фителем свечи. Он вспыхнул подобно пороху, и - свеча горела и три образа Воскресения озаряла, как озаряла и лик Богоматери и все металлические над Святым Гробом лампады" (Нилус С. Святыня под спудом. Сергиев Посад, 1911).

В древнем Иерусалиме в Великую Субботу – в канун православной Пасхи – проходит церемония Схождения Святого Огня. Храм Гроба Господня наполнен паломниками со всего мира. В часовню (Кувуклию), построенной по преданию на месте захоронения Христа, заходят армянский архимандрит и греческий патриарх. Вскоре появляется Огонь, который передается верующим. Но каким образом загорается он?

ПО ТЕМЕ

На протяжении веков люди искали ответ на этот вопрос. Для христиан божественная природа Огня безусловна. Атеисты же твердят о грандиозной мистификации, Якобы, в гробнице за иконой есть скрытая от глаз ниша, в которой горит лампада. От нее-то и загорается так называемый Благодатный Огонь. Пишут и о самовозгорающемся масле, которое вспыхивает, взаимодействуя с кислородом.

Мол, вся эта шумная церемония является всего лишь репрезентацией, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Две с лишним тысячи лет назад радостная весть от Гроба воссияла и осветила все вокруг. Вот и теперь совершается символический повтор того, как весть о Воскресении разошлась по миру.

Несколько лет назад сотрудники Курчатовского института, занимающиеся физическими проблемами, побывали на церемонии схождения Благодатного огня и произвели специальные измерения. За несколько минут до выноса огня прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, уловил странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. То есть произошел электроразряд.

Такие разряды часто случаются на границе разлома тектонических плит, а Храм Гроба Господнего стоит именно в таком уникальном месте. Заинтересовало ученых и свойство Благодатного огня не обжигать первое время. Так ведет себя плазма – низкотемпературная ионизированная субстанцию. Ее до сих пор удавалось получить только в лабораторных условиях.

Точного ответа о природе Огня никто дать не может. Да это и не нужно. Куда важнее, что он объединяет верующих всей планеты, его появления ждут миллионы христиан. Ведь, по преданию, день, когда чуда не случится, станет знамением конца света.

В Три случая, когда Благодатный огонь не пожелал сходить по воле и амбициям отдельно взятых личностей.

Древнее время

Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта. Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную - на Востоке с центром в Константинополе.

В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру. Православным христианам было запрещено входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, у них отбирали имущество и церковные здания, унижали и притесняли, вплоть до применения к ним пыток.

Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книги «Падение Константинополя»: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (ред: православных христиан) из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии…».

Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него…

Скоро грянуло Божье возмездие. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.

Средние века

В 1578 году, после очередной смены турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новоиспеченным «мэром» о том, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха получит представитель Армянской церкви. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху...

В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.

Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. «Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан» - писал инок Парфений.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.

Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Кстати, это была не единственная попытка мусульманских властей, воспрепятствовать схождения Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «...однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».
XX век

Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.

В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.

По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел...

За ним в аэропорт «Борисполь» специально поедут представители кременчугской городской власти и духовенства. Благодатный огонь доставят в Свято-Успенский кафедральный собор (Крюков), где его будут встречать епископ Кременчугский и Лубенский Николай, а также священники православных храмов города. Как сообщили в пресс-службе епархии, предполагается, что Огонь успеют привести до начала праздничного Богослужения, т.е. приблизительно к 10-11 часам вечера. После встречи, священники - представители храмов - зажгут от него специальные лампады и повезут Огонь в другие церкви епархии.

Почему так важно, чтобы сошел Благодатный огонь? Что будет, если этого не случится? На эти и другие вопросы мы попросили ответить епископа Кременчугского и Лубенского Николая.


-- Владыка, каждый год верующие с замиранием наблюдают за чудом схождения Благодатного огня в храме Гроба Господнего в Иерусалиме. Когда это произошло впервые?

Упоминания о схождении небесного огня есть еще в Ветхом завете. Там описаны несколько случаев, когда Господь посылал огонь с небес в знак того, что ему угодна принесенная жертва, что Он ее принимает. В наши дни, в дни Нового Завета, самые первые сведения о схождении Благодатного огня встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской. Они датируются IV веком. Хотя есть и более ранние упоминания. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа. Это увидел один из апостолов - Петр. Однако называть какую-то конкретную дату нельзя. Можно только говорить, что Огонь начал сходить со времен первых христиан, а это уже более двух тысяч лет тому назад.

- Что означает сам факт схождения Благодатного огня?

Этим чудом Господь как бы подтверждает благосклонность, благодать Божию к людям. Это когда Бог благоволит к нам, к нашим молитвам, к нашему покаянию.

-- Если Огонь не сойдет, может ли это означать приближение конца света?

Вообще-то, существует три поверья, которые могут предвещать приближение конца света. И говорить о том, что конец света близок можно лишь в том случае, если сбудутся все три. Первое - если будет найден Ноев Ковчег на горе Арарат. Второе - когда засохнет Мамврийский дуб, под которым Авраам встретил Трех Ангелов - Святую Троицу. И третье - если не сойдет Благодатный огонь. Уже есть исторические свидетельства того, что Ноев Ковчег найден. Что касается Мамврийского дуба, то было время, когда он засыхал. Однако в 90-х годах, во время возрождения православной веры, когда открывались церкви и стали полноценно вестись службы, дуб снова ожил. Так в 1996 году на нем видели зеленые листья, а в 1998 году возле корневого ствола появились живые отростки. А ведь этому дереву уже около 5000 лет. Сейчас ствол дуба, к сожалению, засох, его поддерживают металлические подпорки.

Третьим свидетельством приближения конца света будет, если в канун Пасхи, в Великую Субботу, Небесный огонь не сойдет на гроб Господний. Но все зависит от нас. Пока люди в храмах молятся, каются, Господь терпит и посылает Благодать, свидетельством чего и есть схождение Благодатного огня.

- И все же, если Огонь вдруг не сойдет, чего ожидать миру?

Сегодня уже ни у кого не спросишь и нельзя уточнить, что будет, если чуда схождения Огня не произойдет. Есть церковные предания, есть Святое Письмо. По Святому Писанию, если Огонь не сойдет, это будет знак того, что конец света близок, что будет воцарение антихриста. Настанут страшные дни для людей Божьих, для тех, кто не захочет поклоняться тьме. Как сказано в Писании, все знаки, которые мы получим о приближении конца света, это и будет подтверждением последних дней жизни на земле.

Схождение Благодатного огня происходит только на православную Пасху и только в присутствии и на молитве православного Патриарха Иерусалимского. Как вы это объясните?

Только истинностью православной веры. Есть такое свидетельство, что однажды православного Патриарха выгнали из храма Гроба Господнего, закрыв двери в церковь. Патриарх остался на крыльце у входа. Он стоял со свечами в руках и молился. И по его молитве Огонь Божий сошел на колону, возле которой стоял патриарх. Случилось это в 1579 году. Сейчас эта колона так и стоит у входа.

Надеясь уловить православных на подделке городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские следящие.

Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи – по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженная тишина – ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен. Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место.

Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Схождение

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма – от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. «И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь пылает в алтаре Кафоликона! Вспышка и пламя – как огромный цветок. А Кувуклия еще темная. Медленно – медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света,». Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова . В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

О том как загорается Благодатный Огонь рассказывают сами патриархи. «Я видел, как митрополит склонился над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен. Не прошло и минуты, как мрак озарился светом и митрополит вышел к нам с пылающим пучком свечей». Иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила: «Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня… и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются.».

Гонцы, еще когда Патриарх находится в Кувуклии, через специальные отверстия разносят Огонь по всему храму, огненный круг постепенно распространяется по храму.

Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. «Все ярче и сильнее вспышки Небесного Света. Теперь Благодатный Огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над Кувуклией вокруг иконы «Воскресения Господня», и вослед вспыхнула одна из лампад. Врывался в храмовые часовни, на Голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над Камнем Миропомазания (здесь также зажглась лампадка). У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей.». Один из свидетелей отмечает, как у стоящей рядом с ним женщины трижды сами загорались свечи, которые она дважды пыталась затушить.

Первое время – 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами – совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем – водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы. «Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило…» – писал четыре столетия назад один из паломников. Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубине чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, – из храма очевидцы выходили как бы зановородившимися, как они сами говорят, – духовно очистившимися и прозревшими. Что особенно замечательно, не остаются равнодушными даже те, кому неудобно это дарованное Богом знамение.

Случаются и более редкие чудеса. Съемка на одной из видеопленок свидетельствует о происходящих исцелениях. Визуально камера демонстрирует два таких случая, – у человека с изуродованным гниющим ухом рана, смазанная Огнем, прямо на глазах затягивается и ухо принимает нормальный внешний вид, а также показан случай прозрения слепого (по внешним наблюдениям у человека были бельма на обоих глазах до «умывания» Огнем).

В дальнейшем, от благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали его привозить и в нашу страну. В близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами.»

Только ли православным?

Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном Огне пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? а что если бы его принимал представитель иной Христианской конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других деноменаций были и случались не единожды.

Лишь в течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточных христиан, большую же часть времени, как и сейчас, городом правили представители других недружелюбно или вовсе враждебно относившихся к Православию учений.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами, римская церковь и местные градоночальники почитая Православных за вероотступников, смело принялись попирать их права. Английский историк Стивен Рансимен приводит в своей книге повествование об этом летописца западной церкви: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…».

Капеллан Иерусалимских королей-крестоносцев, Фульк, рассказывает, что когда западные поклонники (из числа крестоносцев) посетили св. град прежде взятия Кесарии, для празднования в нем св. Пасхи пришли в Иерусалим, весь город был в смятении, потому что святый огонь не являлся и верные целый день оставались в тщетных ожиданиях в храме Воскресения. Тогда, как бы по небесному внушению духовенство латинское и король со всем двором своим пошли… в храм Соломонов, недавно обращенный ими в церковь из мечети Омаровой, а между тем Греки и Сирияне, оставшиеся у св. Гроба, раздирая свои одежды, с воплями призывали благодать Божию, и тогда, наконец, сошел св. Огонь».

Но самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. «Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера – вера православных христиан» – пишет инок Парфений . В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: «Единая вера Православная, я – христианин» и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился – плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор ,. Впрочем, это была не единственная попытка мусульман, отрицающих Страсти и Воскресение Господне, воспрепятствовать схождению Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «…однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволокой, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась» .

Трудно перечислить все многочисленные события, которые происходят перед схождением Благодатного Огня и во время его. Однако одно заслуживает особого упоминания. Несколько раз за сутки или непосредственно перед схождением Благодатного Огня, в Храме начинали мироточить иконы или фрески с изображением Спасителя. Впервые это произошло в Великую Пятницу в 1572 г. Первыми свидетелями стали два француза, письмо об этом одного из них хранится в Центральной Парижской библиотеке. Через 5 месяцев – 24 августа Карл IX устроил в Париже Варфоломеевскую резню. В 1939 в ночь с Великой пятницы на Великую субботу она опять замироточила. Свидетелями стали несколько монахов, живущих при Иерусалимском монастыре. Через пять месяцев, 1 сентября 1939 г. началась II мировая война. В 2001 г. это случилось вновь. Христиане не увидели в этом ничего страшного… но о том что произошло 11 сентября этого года в США – через пять месяцев после мироточения, знает весь мир .

В разные годы, разными людьми использовались и другие названия для чуда сошествия Благодатного Огня: Благодатный Свет, Священный Свет, нерукотворный Свет, Благодать.