Где живет михаил турецкий. Михаил турецкий личная жизнь, семья и его дом Михаил Турецкий - биография


Имя: Михаил Турецкий (Mikhail Turetsky)

Возраст: 57 лет

Место рождения: Москва

Деятельность: шоумен, дирижёр, певец.

Основатель арт-групп "Хор Турецкого" и "SOPRANO Турецкого"

Семейное положение: женат

Михаил Турецкий - биография

Путь к вершине всегда нелёгкий. Михаилу Турецкому пришлось преодолевать его, буквально неся на плечах целую толпу народа, которую мы знаем как «Хор Турецкого». Между прочим, покорившему полмира коллективу в этом году 25 лет!

Родился Михаил в дружной, полной любви, поддержки и понимания семье. Отец - фронтовик, прошедший войну и чудом оставшийся в живых. Из ста человек, с которыми он служил, вернулись только трое, включая его, Бориса Борисовича Эпштейна. Семья матери погибла по время Холокоста, фашисты заживо закопали всех, кроме неё. Борис Борисович успел вовремя вывезти будущую 17-летнюю жену за пределы местечка, в котором она жила. Тем самым спас род Турецких.

Михаил Турецкий - детство

Миша стал их младшим, поздним ребёнком. Все отговаривали его маму рожать - лет-то ей было уже немало. Но она твёрдо решила подарить жизнь ещё одному сыну. У их старшего, Александра, были большие проблемы с лёгкими, он всё время болел, и лечение влетало в копеечку. Врачи без сострадания твердили: жизнь мальчика зависит целиком и полностью от финансовых вложений в его здоровье. Работая на фабрике, отцу не раз приходилось идти на преступление - выносил под широкой армейской курткой продукцию, чтобы потом продавать. Он знал, что ему грозит до пяти лет тюрьмы, но желание спасти сына было сильнее страха.

Миша с детства боялся потерять родителей - он был ещё маленьким, а они уже люди в годах. Понимал, что надо скорее стать на ноги, потому что рассчитывать придётся лишь на себя. Но больше всего он любил петь. Уже в полтора года напевал песенки, путая слова и не понимая смысла.

Заметив его увлечения, мама с папой записали младшенького в музыкальную школу. Учёба давалась тяжело, Миша плакал и не хотел запоминать неподдающийся материал. Видя такое дело, отец махнул рукой: «Делай что хочешь!» И тогда у Миши включился характер: догнать и перегнать всех стало смыслом его жизни. Поднимаясь ни свет ни заря, он уже в шесть утра сидел за инструментами. А после училища отправился прямиком в Гнесинку.

Михаил Турецкий - биография личной жизни

«Пора жениться!» - решил Михаил, как только ему исполнился двадцать один год. Курносая милаха Лена оказалась тут как тут - в Гнесинке. Со стороны они казались абсолютно разными, но интересы, вкусы и предпочтения их были так похожи, что в отношениях быстро поселилась гармония, и влюблённые решили оформить отношения официально. Лена любила суженого честно и преданно, и даже обычный для всех корень преткновения - деньги, которых было так немного, - не стал поводом для разногласий.

Михаил зарабатывал извозом - купил старые «Жигули» и каждый субботний вечер отправлялся возить пассажиров. Довелось ему поработать и грузчиком в подмосковном универмаге - правда, оттуда он летел пулей, тем более что появилась идея преподавать музыку детям. В общем, зарабатывал как мог и чем мог. Когда у Лены с Михаилом родилась Наташа, счастью не было предела. Но по закону подлости продлилось оно недолго.

В августе 1989 года Михаил поехал в гости к другу в Клайпеду. В разгаре отдыха ему принесли телеграмму от брата Саши: «Срочно позвони в Москву». Дрожащими руками набрал Михаил московский номер: неужели что-то с родителями? Но в трубке услышал истерический крик матери: «Они все погибли! Все! Лена, её отец и брат!»

На трассе Москва - Минск машина жены выехала на встречку... По дороге к месту аварии Михаил до последнего надеялся, что произошла ошибка. Но всё оказалось так, как он даже боялся думать. На обочине в глаза ему бросилась зелёная подковка - сувенир, его подарок тестю...Потом позвонили из милиции, попросили приехать за телами. Что происходило дальше, Михаил помнил смутно. Он понимал: они с дочкой остались вдвоём.

Хор Михаила Турецкого

«Как такой молодой отец сможет поднять ребёнка?» - переживала тёща и предложила оформить опеку над пятилетней Наташей. Михаил наотрез отказался. Дочь была для него всем, единственной его поддержкой.

Так устроена жизнь - всё в ней неслучайно. Именно в тот момент Михаилу Турецкому предложили создать в Москве хор еврейской духовной музыки. Это было настоящим спасением! За полтора года Михаил сделал программу и вместе с хором начал гастролировать по Европе. Успех оказался оглушительным! Но настоящей золотой жилой стала Америка. Понимая, что по-настоящему заработать можно только там, вместе с хором, Наташей и тёщей Турецкий улетел в США.

Перспективный коллектив имел неплохих покровителей - финансовую поддержку оказывал Борис Березовский, это и помогло хору добраться до вожделенного Майами. Наташа пошла в школу - элитную гимназию для детей богатых. А еврейский хор, как и ожидалось, оказался очень востребованным на заокеанских берегах, известные композиции на русском, английском, иврите и других языках шли на ура. Популярность росла, а вместе с ней и кассовые сборы. На родину вернулся уже не просто еврейский хор, а коллектив с коммерческим именем - «Хор Михаила Турецкого».

Чужая тётя

Двенадцать долгих лет Михаил носил печальное звание вдовец. Многие женщины хотели женить его на себе, но он и представить себе не мог, как приведёт к ним с дочкой в дом чужую тётю и скажет: «Теперь она будет жить с нами». Всё изменила одна встреча. Как-то на Хеллоуин выступали в американском Далласе. Один из организаторов концерта пришёл с дочерью Лианой.


Увидев Лиану, Михаил впал в ступор. Высокая, длинные стройные ноги и откровенный, но со вкусом костюм с открытым животом - не отвести глаз. На вопрос «А где же муж?» она отвечала коротко: «Объелся груш!» После концерта Михаил пригласил Лиану на кофе, проговорили в кафе до утра. После следующего выступления в Чикаго Михаил понял, как безумно ему хочется позвонить этой девушке. Их общение стало ежедневным. Ну а привело это всё к тому, что Михаил приехал к отцу Лианы просить руки его дочери. Не всё было гладко - возникли проблемы с вывозом Сарины из Штатов. Всё устаканилось лишь когда Михаил удочерил её и смог забрать новую семью в Россию.

«Хор» и «Сопрано»

25 лет на сцене - это солидно! Секретом успеха хора было, пожалуй, то, что репертуар Михаил не ограничивал. Классика, народное творчество разных стран, современные поп-хиты, рок, джаз, мюзиклы - каждый мог найти то, что бы его зацепило. «Петь только классику - это как иметь строгие брюки в гардеробе, красивые, дорогие, но одни. А можно ведь переодеться и во что-то подемократичнее. Или сочетать, как это начали делать в Голливуде, надевая смокинг с джинсами и кроссовками», - размышлял Турецкий.

В общем, коллектив ударился во фьюжн - смешение стилей. «Почему в коллективе отсутствуют женские голоса?» - часто спрашивали Михаила. А и вправду, почему? Ведь большинство поклонниц хора как раз дамы, да и большой пласт музыки, который лучше звучит именно в женском исполнении. Так пришла мысль создать женский коллектив. Под началом Михаила оказалось сразу два хора. Он ценит каждого подопечного, а те уверены в своём руководителе на все сто и точно знают - пока будут петь хором, без работы не останутся.

Успешный и богатый музыкант дает на содержание родной десятилетней дочке Бэлле Бородовской всего 300 евро в месяц

В апреле Михаилу ТУРЕЦКОМУ, дирижеру и руководителю одноименного хора, исполнится 50 лет. Согласно официальной биографии у артиста трое дочек: 28-летняя Наталья от первого брака и 6-летняя Эммануэль с 2-летней Беатой — от второй жены. Но вот уже 10 лет на свете живет еще одна дочь ТУРЕЦКОГО – Белла, которую Михаил тщательно скрывает и категорически отказывается признавать. Почему — мы и попытались выяснить.

Сегодня Михаил Турецкий активно готовится к юбилею, дает глянцевым журналам интервью, рассказывая в них о том, какой он заботливый муж, классный отец. Только как-то в этот идеальный образ не вписывается история о маленькой девочке Белле Бородовской – его кровной дочке, живущей в Германии.

Однокурсница Лена, на которой Михаил женился в 21 год «по залёту», трагически погибла

С первого взора

В 2000 году Михаил со своим хором были на гастролях в Германии. Во время концерта во Франкфурте он увидел в первом ряду невероятно красивую женщину. Потрясенный ее внешностью, Турецкий спрыгнул со сцены и пригласил даму танцевать. Зрители восторженно аплодировали, дирижер кружил красотку в вальсе и напоследок не растерялся – попросил у барышни телефон. Татьяна Бородовская моложе Турецкого на 6 лет – утонченная, породистая, нежная, она увидела знак судьбы в этой встрече на концерте.
— Так исторически сложилось, что через месяц после этого я должна была по плану переезжать в Москву, — Татьяне сегодня 44 года, она потрясающе выглядит и обладает невероятным магнетизмом. – Я вернулась на родину, работала у Антона Носика заместителем главного редактора на ntv.ru (сейчас это информагенство newsru.com). И вдруг позвонил Турецкий.
— Оказалось, что офис Михаила Борисовича находился рядом с нами, — вспоминает медиамагнат, владелец «Живого Журнала» и самый известный блогер Рунета Носик. – И он частенько стал забирать Таню с работы.
Антон с Татьяной – друзья детства.

Дочь Наташу после смерти первой жены музыкант воспитывал один

— Мы с ней соседи по «Речному вокзалу», — говорит Носик. – Жили много лет рядом – окно в окно. Я тоже ухаживал за ней, но Таню привлекали другие кавалеры… А роман с Турецким происходил на моих глазах.
— Чем покорил меня Миша, — сама задает себе вопрос Таня, — он очень интересный человек.
Завязался страстный роман, который пара не скрывала, свидетелей ему уйма. На тот момент Михаил жил с дочерью-старшеклассницей от первого брака Наташей – супруга Турецкого трагически погибла, когда девочке было 5 лет. Наташа приняла Татьяну, и они стали жить втроем в двухкомнатной квартире артиста на «Белорусской». Через некоторое время Бородовская забеременела. Летом 2001 года пара устроила себе романтические каникулы на море, Михаил всем видом показывал, как желает этого ребенка. Когда узнали, что родится девочка, вместе решили назвать ее в честь мамы Турецкого Беллой.

В свои 28 лет Наталья ТУРЕЦКАЯ умеет себя подать

Тяжелые роды

— А в сентябре 2001 года Турецкий был вынужден уехать на три месяца на гастроли в Америку, — рассказывает подруга Тани Евгения Бокий . – Должен был вернуться аккурат к таниным родам. Она решила не киснуть в Москве и поехала в Германию к родителям, где собиралась рожать и ждать суженного… Но в Германию Турецкий не прилетел. Он просто исчез! Не отвечал на телефон, не звонил сам.
— Это был шок для нас! – возмущается Антон Носик. — Он бросил жену за неделю до родов. Ужас того, что Турецкий сбежал от беременной женщины, значительно мощнее всего романтизма их любовной истории.
Татьяна пережила настоящий удар! В шоковом состоянии ее доставили в больницу, оказалось, что из-за стресса у нее прекратилась родовая деятельность.
— Она долго не могла родить — у нее прекратились схватки, — вспоминает подруга Женя. – Потом, конечно, немецкие врачи сделали свое дело. И в декабре 2001 года на свет появилась маленькая копия Турецкого – его дочь Белла.

Татьяна БОРОДОВСКАЯ родила ТУРЕЦКОМУ прелестную дочь, а он предал её

— Чудесная девочка, видел ее на днях, — говорит Носик. — Я ее сандак (в иудаизме так называют «крестного отца»). В 2003 году в синагоге города Висбаден я прочитал над ней молитву, освятил ее имя – это большая честь крестить малышку.
Гордость Татьяне не позволила искать Турецкого, вызванивать, унижаться. Но ее друзья и родные не могли спокойно смотреть на страдания близкого человека. Михаила разыскали, и он сообщил: «Я встретил другую! Хотите, могу дать 5 000 долларов, и пусть Таня от меня отвалит». Во время гастролей в Америке, в октябре 2001 года, он познакомился со своей нынешней женой Лианой.
— Она быстренько взяла его в оборот, — говорит Бокий. – Таня набралась смелости позвонить Турецкому только через два года. Он долго от нее прятался. В итоге на него пытались надавить даже через Иосифа Кобзона – тот ему сказал: «Признай дочь! Это же неприлично!» Но он до сих пор категорически отказывается ее признавать – бьется как зверь. Хотя после истории с Кобзоном стал давать денег на ребенка – правда, для этого надо за ним побегать и поумолять. Однажды приятельница Тани в очередной раз пыталась позвонить Турецкому, а попала на Лиану. «Вы знаете, у него есть жена и маленький ребенок?» – «Ну, она ему не жена, и ребенок ему не ребенок! И мы знать не желаем об этих людях!»

Маленькая Белла унаследовала не только внешность своего знаменитого отца, но и его музыкальность

Виновата жена

Сам Турецкий эту историю не комментирует и лишь однажды в интервью журналу «Караван историй» обмолвился о том времени:
«Некоторые девушки предпринимали попытки сделать из меня мужа. Тогда я шел к главному раввину России Адольфу Соломоновичу Шаевичу и говорил:
— Что делать? Меня прижали к стенке.
— Если можешь не жениться, не женись, — отвечал он.
Я мог, потому что карьера, становление хора и обязательства перед самим собой и коллективом казались гораздо важнее романов».
— Причина, конечно, не в карьере, — говорит Носик. – Он попал под прессинг со стороны Лианы, она почему-то яростно не хочет, чтобы он признавал дочь. Ей почему-то важно, чтобы эта история оставалась тайной. Понятно, что у них теперь своя жизнь, много детей, но хорошо было бы, если б он признал Беллу. Тут проблема в том, чтобы уговорить Лиану…
У Турецкого пунктик на теме еврейства.

Эмигрантка Лиана соблазнила ТУРЕЦКОГО высокими каблуками и сексапильными разрезами на одежде

— Пятьдесят поколений моих предков женились только на своих, — говорит Михаил.
Возможно с Таней они не совпали в этом?
— Вы что! Таня самая настоящая еврейка, — утверждает Носик, сам известный иудей.
Сама Бородовская до сих пор не нашла объяснения поступку Михаила.
— У меня нет трагедии, — говорит она. — Что было, то было. Люди расстаются. Ничего с этим не поделаешь: встречают других мужчин и женщин и расходятся. Так складывается жизнь. Я не искала причину мишиных действий. Я приняла ситуацию так, как есть. Можно было уйти в злобу, а можно принять все, жить дальше и быть счастливой. Я выбрала второй путь. У меня нет к нему претензий. То, что он не рассказывает о Белле – его личное дело. Что я могу сделать? Я его к этому не принуждаю. И мстить не хочу.
Белла — гражданка Германии, там у нее есть свидетельство о рождении, где в графе «отец» записан Михаил Борисович Турецкий.
— В свидетельстве записали Мишу с его добровольного согласия, — подтверждает Таня. — У меня спросили, кто отец, я его назвала, прислали ему письмо, он с этим согласился.
Плюс есть кучи писем, свидетельских показаний, совместных фотографий.

Крошки Эммануэль и Беата не в курсе, что у них есть 10-летняя сестрёнка Белла

До сих пор

— Он втихаря не отказывается, что это его ребенок, — рассказывает Бокий. — Проведывает ее в Германии, передает ей подарки, но категорически отказывается произнести слово «дочь».
— Почему я до сих пор не рассказала об этой истории? А что это изменит? – говорит Таня. — У нас с Турецким есть дочь, и он о ней заботится, как может. Мы можем позвонить ему в любой момент. Не забывайте, что мы живем в другой стране, здесь не в курсе, кто такой Михаил Турецкий. Но Белла знает, что у нее есть папа, что он артист, она была на концертах Миши. Когда мы приезжаем в Москву, он с ней общается, когда он приезжает в Германию – тоже. Однажды он даже брал ее к себе в семью. Я не считаю Мишу плохим человеком. Он хороший человек. Без его заботы я не смогла бы растить ребенка. Мы родные друг другу люди.

Михаил Турецкий с женой и ее дочерью Сариной

Вероятно, Татьяна боится потерять источник финансов, поэтому не рассказывает неприятных подробностей. Зачастую деньги в Германию Турецкий передает именно через Антона Носика.
— Простите-простите, он не помогает на самом деле! – Возмущается Антон. — Та сумма, которую Михаил переправляет Белле (если вы спросите меня, я бы своему ребенку больше давал), — 300 евро в месяц! Это разве можно назвать помощью?

Михаил в окружении любимых женщин: слева - жена Лиана, справа - её дочь Сарина, которую Михаил удочерил

Недавно Таня обратилась к Михаилу: «Ты сейчас будет праздновать 50-летие, ну, пригласи Беллку в Москву». Хормейстер отказался.
— Многие почему-то думаю, что Турецкий голубой, — рассуждает Бокий. – Но это не правда, Миша очень шустрый парень. Любит себя, поэтому и ухаживает за собой. И вообще у него мания величия: считает, что на сцене только три артиста: Пугачева , Кобзон и он.
Татьяна Бородовская до сих пор одна. Всю энергию она тратит на детей – взрослого сына от первого брака и 10-летнюю дочку.
— После Михаила я свою личную жизнь не устроила, — призналась Таня. — Замуж так и не вышла. Ну, может, я сама не хотела.
— Вы до сих пор любите Турецкого?
— Ну, это уже личный вопрос. Была красивая история, она закончилась, как все заканчивается в этой жизни. Люди расстаются — так случаются.

Чужая-своя

Впервые Турецкий женился в 21 год на однокурснице по Гнесинке Елене.
— У Лены были вздернутый носик, открытая улыбка и бездонные глаза, — вспоминает в одном интервью Михаил. — Я стал ее первым мужчиной. Мы любили друг друга, но жениться я не собирался. Однако Лена забеременела.
Ради семьи Михаил занимался частным извозом, работал сторожем и грузчиком в супермаркете, дворником.
В 1989 году Елена Турецкая погибла в автокатастрофе.
— Отец моей первой жены ехал на машине с ней и ее братом из Литвы, со дня рождения сестры, — вспоминает Михаил. — По рассказам очевидцев, на 71-м километре трассы Минск — Москва машина выехала на полосу встречного движения, ударилась об автобус , а потом столкнулась с фурой. Лоб в лоб. И мгновенная смерть. Всех троих.
Теща Михаила Зоя попросила подписать документы на отказ ребенка и отдать внучку Наташу ей.
— Я сказал: «Ничего подписывать не буду. Евреи от своих детей никогда не отказываются», — рассказывает, как было, Михаил.
Сейчас дочке Наташе уже 28 лет, она закончила юрфак, а работает в коллективе у отца – заведует сайтом «Хора Турецкого»…

Родители звезды Борис ЭПШТЕЙН и Белла ТУРЕЦКАЯ прожили в браке 66 лет

Потом Михаил встретил Бородовскую, а позже, когда та ждала от Турецкого ребенка, на гастролях в Америке познакомился с Лианой – ее отец был устроителем концертов в штате Техас.
— На меня как на артиста, который провел месяц на гастролях, внешний вид Лианы - ее высокий каблук и открытый живот - произвел неизгладимое впечатление, — вспоминает Михаил. — Я предложил поехать в ресторан.
После выпитых коктейлей Турецкий и Лиана ночевали вместе. Так завязался роман. Турецкий уговорил Лиану уехать из Америки в Москву. Правда, возникла проблема: у Лианы есть дочь от первого брака – Сарина (сейчас ей 15 лет), которую нельзя было вывести из США. Тогда Турецкий удочерил ее и дал ей свою фамилию. Девочку он воспитывает как свою (то есть свою родную не признает, а чужого ребенка удочерил).
— Я не хотел еще детей, — рассказывает Михаил в интервью. — Ребенок ведь будет мешать нашему отдыху, творческим исканиям, пафосу, статусу, ну и вообще.
Но Лиана подарила Михаилу еще двух дочерей: Эммануэль (да-да, Михаил ее назвал в честь той самой порногероини) и Беату.

Фото из личного архива Турецкого и из блога Бородовской

Секрет семейной жизни Михаила Турецкого прост: он лидер и руководитель на работе, а дома складывает свои полномочия и передает всю власть жене Лиане и дочкам - Сарине, Эммануэль и Беате. Накануне дня рождения, который Михаил отмечает сегодня, 12 апреля, он пригласил HELLO! в свой загородный дом.

То, что Михаил родился именно в День космонавтики и сегодня отмечает 55-летие, кажется неслучайным. Во многих вопросах он действительно космонавт и первопроходец. Больше 25 лет назад основал арт-группу "Хор Турецкого" с необычной концепцией: десять вокалистов с разными голосами вживую исполняют композиции - от нескучной классики до бодрящего рока. За эти годы коллектив выходил на сцену больше шести тысяч раз и проехал по миру более 4,5 миллионов километров. Гастрольный график "Хора Турецкого" расписан на месяцы вперед, но это не мешает Михаилу руководить женской группой Soprano и быть мужем и отцом четверых детей. В "Хоре Турецкого" его называют просто - Царь. Легко ли быть царем и руководить тремя "государствами", Михаил рассказал в интервью.

Михаил, "Хор Турецкого" не выпускает клипы, вас не крутят по радио, вы не замешаны в скандалах. Как вам без этого удается собирать полные залы по всему миру?

Думаю, все дело в том, что мы поем вживую. В этот момент можно вложить душу, а когда поешь под фонограмму, душу вложить уже не можешь. Петь вживую каждый день в новом зале трудно: надо настраивать звук, быть всегда в отличном настроении, собранным морально и физически. Поэтому иногда артисты дают себе послабление и используют фонограмму. У меня есть договоренность со всеми участниками коллектива: при любых обстоятельствах мы поем живьем, потому что мы и себя не хотим лишать этого удовольствия. Тем более всегда надо помнить: если зрители приходят на концерт, значит, они доверяют нам свое внимание, деньги и время. Время — самое дорогое, что может человек тебе дать, ведь его уже никогда не вернуть.

Михаил с детства проявлял интерес к музыке. Когда у родителей появилась возможность, они купили ему пианино и наняли преподавателя. Примечательно, что вскоре их занятия закончились: репетитор заявил, что у мальчика нет таланта. С тех пор много воды утекло. "Дом - единственное место, где я могу никому ничего не доказывать", - говорит Михаил сегодня

За эти три часа, пока длится наш концерт, мы стараемся провести для зрителей экскурсию по миру музыки. У нас десять солистов, у каж-дого свой неповторимый, уникальный голос, от самого низкого до самого высокого. Кто-то поет арию из оперы "Паяцы" Руджеро Леонкавалло, кто-то — хит Фредди Меркьюри Who Wants To Live Forever, а кто-то — песни Высоцкого, группы "Кино" и даже Rammstein. Недавно я заметил: зрители начали приводить на концерты детей, потому что знают — мы не подведем и не опустимся до пошлости. Есть колоссальный пласт "взрослой" музыки, который нужно передавать детям, чтобы они несли его дальше. Вот, например, "Лебединая верность" Евгения Мартынова — песня о любви, и ребенок уже в семь лет может примерно понять, о чем она. А когда дети поют: "Завтра в 7.22 я буду в Борисполе сидеть в самолете и думать о пилоте" — это немного странно.

"Хор Турецкого" — необычный музыкальный проект. Можно сказать, что вы одной ногой стоите в шоу-бизнесе, а другой — в искусстве. Легко ли удерживать баланс?

Главное в этом деле — широко не шагать, а то штаны порвутся! (Смеется.) Баланс удерживать нелегко, но нам это как-то удается. Многие исполнители классики скептически относятся к нам, а люди из поп-индустрии, наоборот, считают, что мы слишком консервативны, но на этом стыке у нас есть своя большая армия поклонников. Конечно, чтобы расширить аудиторию, нам приходится играть по правилам шоу-бизнеса, но мы стараемся брать от него только самое лучшее: используем современные технологии, чтобы делать шоу ярче, и качественную музыкальную аппаратуру — делать звук громче. Но есть вещи, которые я не приемлю…

Это какие же?

Лицемерие. Обниматься перед камерами, а за спиной говорить о человеке плохо. К сожалению, в шоу-бизнесе это распространено. Мой отец научил меня относиться ко всем людям с одобрением. Даже к конкурентам. Я искренне радуюсь успехам коллег по цеху и ищу в этом пользу для себя. Вот, например, артист поехал на гастроли в регион и разочаровал публику, так она на мой концерт может и не прийти. А если он выступил хорошо, люди поймут, что ходить на концерты можно, и на мое выступление в следующий раз придут. Когда вокруг меня много богатых людей, я не завидую, а радуюсь. Это побуждает еще больше действовать. У меня с детства были большие амбиции, я же родился 12 апреля и всегда мечтал стать космонавтом.

В трехэтажном доме недалеко от Москвы Турецкие живут уже больше пяти лет, но до сих пор не перестают его совершенствовать: сейчас они делают ремонт в комнате отдыха и спальне Эммы

За 26 лет существования "Хора Турецкого" коллектив практически не менялся. Говорят, что у вас достаточно строгие правила: вы не разрешаете выпивать и даже заниматься сексом перед концертом. Это правда?

Всем известно: русский организм хорошо переваривает алкоголь. (Улыбается.) Когда мы только начинали гастролировать, парни иногда злоупотребляли, а у нас 42 концерта в месяц, и на каждом надо выкладываться на 150 процентов. Это тяжело. Поэтому я написал "сухой закон на трассе": выехали на гастроли — выпивать нельзя, иначе штраф. Все солисты подписали, и больше мы к этой теме не возвращались. А что касается секса перед концертом, то всем известно: занятия любовью отнимают много сил, и на то, чтобы выплеснуть энергию в зал, их уже не остается. Так что и такое пожелание есть, а вот после концерта — это уже личное дело каждого.

С девушками из группы Soprano в этом плане, наверное, легче?

Да, но тут есть другие подводные камни, именно поэтому их в группе девять человек и они могут заменять друг друга. Я считаю, что девять — порог ранимости женского коллектива. Они не могут все разом заболеть, уехать в отпуск или забеременеть. Вот в коллективе, где три женщины, может случиться коллапс, где пять — тоже, как, например, в Spice Girls. Одна вышла замуж и ушла из группы, а вторая сказала: "Я теперь тут главная". И коллектив развалился.

А зрителям не сложно оценить такой большой коллектив сразу?

Очень сложно, поэтому я дозирую. Коллектив может состоять из девяти человек, но одновременно поют не больше шести, есть сольные песни. Soprano этим и уникальны: каждая участница группы посвятила жизнь музыке, а не просто красивая девушка, которая неплохо пела под караоке и пришла на сцену в поисках красивой жизни и мужа-олигарха. В этом году Soprano выдвигались от России на конкурс "Евровидение", но не сложилось, выбрали Юлию Самойлову. В любом случае мы ее поддерживаем, ведь она представляет нашу страну, а мы патриоты. Я считаю, что главная задача конкурса в этом году — восстановить многовековую дружбу славянских народов. Но раз славянские народы не могут договориться, евреи должны сказать свое слово. Так что придется ехать туда в следующем году. (Смеется.)

Михаил Турецкий с супругой Лианой, дочерьми Сариной, Эммануэль и Беатой и домашним любимцем, йоркширским терьером по кличке Грей в фотосессии для HELLO!

Договариваться вы умеете! Недавно стало известно, что 7 мая "Хор Турецкого" и солистки Soprano выступят в Берлине с песнями Победы. Это была ваша инициатива?

Вы понимаете, жизнь такая хрупкая штука, планету можно уничтожить нажав кнопку. Чтобы этого не произошло, нужны такие акции мира и дружбы. Мы исполним "День Победы", "Бухенвальдский набат", "Смуглянку", "Катюшу", прозвучат и "комплименты" на немецком языке. Будем петь не о победе над Германией, а о победе над фашизмом. Этот концерт я посвящу папе и всему советскому народу. Отец — участник прорыва Ленинградской блокады, прошел всю войну и в 1945 году пришел из Берлина в Москву пешком. Он всегда считал себя счастливчиком, потому что из 100 призывников первых дней войны в живых остались только трое. Когда мы направили письмо в Берлин с просьбой провести концерт, там долго думали, но дали разрешение, чтобы коллектив из России спел песни Победы на площади Жандарменмаркт в Берлине 7 мая, когда был подписан документ о капитуляции. Это значит, что пришло новое время.

Михаил, новое время для вас могло наступить и в 90-е годы, когда "Хор Турецкого" уже был признан в США, но его еще мало кто знал в России. Почему вы тогда, в это сложное время, не уехали в Америку?

Из России действительно многие уезжали в 90-е годы, но они чаще всего ехали не по идейным соображениям, а за колбасой. За идеями надо было ехать в 70-х, когда были реальный политический прессинг и гнет. А в 90-е, когда началась перестройка, у людей появилось больше возможностей реализовать себя. В середине 90-х у нас неплохо складывались дела за границей — нам предлагали контракты в Америке и Англии, но, когда появилась возможность получить статус муниципального коллектива в России и поехать в тур с Иосифом Кобзоном, я и мои парни даже выбирать не стали. Тем более здесь были наши семьи. Мой отец всегда был патриотом и никогда не покидал Россию, хотя у нас была возможность переехать в Израиль или Америку. И вот он умудрился как-то прожить до 97 лет без израильской медицины. Он и здесь чувствовал себя прекрасно и даже в преклонном возрасте катался на лыжах и ходил на каток с внучками.

Вы всегда были близки с родителями, и сейчас у вас дружная семья. Скажите, сложнее управлять хором из десяти мужчин или четырьмя женщинами дома?

На работе я — руководитель, лидер, которого признали, поэтому управлять ими не так сложно. Что касается дома, то там царство Лианы, и, может быть, я не всегда с нею во всем согласен, но предпочитаю не конфликтовать. У мужчины самое главное — это мозг. У женщины если он есть, тоже хорошо, но душа и сердце все-таки важнее.

А по каким вопросам у вас с Лианой случаются разногласия?

Чаще всего по воспитанию детей. Я вырос в Советском Союзе, а Лиана — в Америке, мы по-разному воспитывались, и мировосприятие наше отличается. Но в семейной жизни, как и в бизнесе, надо идти на компромисс и договариваться. Умение уступить иногда — удел сильных, а не слабых. Я много времени провожу на гастролях, и все мы — и девочки, и Лиана — научились жить в таком режиме. Как говорит моя жена, секрет нашего брака в том, что меня постоянно нет дома. И, живя уже 15 лет вместе, я не могу с нею не согласиться. (Улыбается.)

А с какой из дочерей вам легче найти общий язык?

Старшая, Сарина, самая сговорчивая, у нее миролюбивый характер. Эмма и Беата — капризные, но в хорошем смысле слова: свою точку зрения они будут отстаивать до последнего. Они обе творческие личности и с характером, с ними надо разговаривать и делать это только в хорошем расположении духа. Только так можно донести до них суть. Перевоспитывать ребенка в плохом настроении не надо, лучше отпустить и вернуться к этой теме позже. Важно разговаривать с девочками тет-а-тет. Эмма серьезно занимается музыкой и иногда ездит со мной на гастроли и выступает. Вот там мне с ней хорошо, мы похожи и можем часами говорить по душам.

Средняя дочь Михаила, Эмма, серьезно увлекается музыкой, поэтому их с отцом любимое место в доме — гостиная с белым роялем. А когда позволяет учеба, Эмма ездит на гастроли и выступает вместе с "Хором"

Однажды вы сказали: "Мой будущий зять еще не сделал мне ничего плохого, а я уже не люблю его". Летом Сарина выходит замуж, вы все так же категорично настроены?

Вот такая она, отцовская любовь! (Улыбается.) Я же вырастил цветочек, все подготовил для того, чтобы она была счастлива, и теперь смотрю — принц ли это на белом коне, достоин ли он моей дочери? Жениться — это даже не полбеды, это три процента. Помните, как у Высоцкого: "Парня в горы тяни — рискни! Не бросай одного его, пусть он в связке в одной с тобой — там поймешь, кто такой". Человек проявляет себя в трудностях и непростых жизненных ситуациях, так что время покажет. Сейчас ее жених, Торнике (Торнике Церцвадзе — сын основателя ресторанного холдинга GG Group. — Ред.), для меня — белый лист, так что пусть жизнь на нем что-нибудь попишет и даст ему возможность себя проявить. У меня перед глазами хороший пример — Дмитрий, муж моей старшей дочери, Наташи (от первого брака. — Ред.): мне нравятся его терпение, выдержка и отношение к детям. Он активно участвует в воспитании моих внуков и во всем помогает дочери. И за это я уже ему благодарен, а дальше — мне не так важно. Дочка довольна, значит, зять правильный.

Стиль: Юка Вижгородская. Ассистент стилиста: Алина Фрост. Макияж: Валентина Шабанова. Прическа: Марианна Ридзанич

«Я не знаю, как моя тёща 24 года назад пережила тот день, когда в одной машине погибли её дочь, сын и муж... Лобовое столкновение с фурой».

Кремль и «Карнеги-холл», гастроли по всему миру, выступления с мировыми звёздами Пласидо Доминго , Хулио Иглесиасом , Глорией Гейнор и др. «Хор Турецкого» везде встречают овациями. Впору сказать: создатель арт-группы Михаил Турецкий — настоящий везунчик. Ещё бы, живёт в роскошном доме в Сколкове с красавицей-женой, у него четыре дочери... И лишь немногие знают, что ему пришлось пережить на пути к успеху...

Накануне дня рождения создатель популярного хора поведал «АиФ» об очень личном...

Не только дома, но теперь и на работе окружён женщинами. Турецкий со своим творением — коллективом «Сопрано», которому уже 5 лет. Фото: Из личного архива

Тёща — авторитет

Когда артист поехал в США, ради дочери взял с собой не молодую любовницу, а 73-летнюю маму. С дочкой Наташей. Калифорния, 1995. Фото: Из личного архива

— Моя первая жена погибла в автокатастрофе. Мне был 21 год, когда мы поженились, Елена — моя однокурсница по Гнесинке... Как пережить такую боль? Да никак не пережить... Она навсегда осталась. Но нужно было как-то держаться — ведь дочери Наташке тогда не было и 5 лет. Я не знаю, что испытала тогда моя тёща — героическая женщина Зоя Ивановна . Как она пережила гибель дочери, сына и мужа? Они все были в одной машине... Лобовое столкновение с фурой.Зоя Ивановна по сей день для меня авторитет. Бывший завуч, директор школы. В свои 87 лет сильнейшая женщина.

Практически сразу после гибели я очень остро нуждался в помощи. И эта помощь пришла ко мне свыше. Мне предложили создать в Москве хор еврей-ской духовной музыки. Это было спасением. Музыка предков — древнее могучее искусство — дала мне силы жить. В ней очень много страданий, ностальгии, душевного трепета. И я ушёл с головой в работу. Я даже ночью репетировал. Мне хотелось быть лучшим в том, что я делаю. Именно это меня в тот момент поддержало больше, чем друзья или даже мои родители.

Я достаточно долго не женился. Видел: моя дочь не готова принять новую маму. Смотрел на ситуацию именно с точки зрения ребёнка. У меня хорошая интуиция. Если видел, что девушка хочет быть со мной, но ей вряд ли нужна моя дочка, это для меня сразу же означало конец фильма, знак «Въезд воспрещён» на дороге. Мне не хотелось жениться просто для того, чтобы у меня была жена. Мне нужно было, чтобы у ребёнка появилась мать. Конечно, иногда бывает чудо — чужая женщина становится роднее матери, но такое я только в сериалах видел! Мать ребёнку никто не может заменить. Только отец, если он есть. Так что я для дочки и папа, и мама. Aidishe pape...

Художественный руководитель и арт-директор «Хора Турецкого» Михаил Турецкий с супругой Лианой и дочерью Эмануэль. 2012 год. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Мама вместо любовницы

Понятно, что я не пуританин, были у меня и романы, и тайные отношения, которые нужны молодому мужику. Но выбор я всегда делал в итоге в пользу ребёнка. Cобираясь работать по длительному контракту в США (Майами, Флорида), я не взял с собой девушку, с которой тогда встречался, а поехал со своей 73-летней мамой. Это было некоторое самопожертвование. Но, с другой стороны, я радовался сразу за двоих — и маме моей хорошо, что она в Майами, и Наташке хорошо быть с бабушкой... Со временем понял: нужно вырастить дочку до такого возраста, когда будет нужна не мать, а просто подруга. Что и произошло... Когда Наташе было почти 17, я встретил Лиану . (Лиана, дочь организатора гаст-ролей «Хора Турецкого» в США, жила в Америке и работала программистом. — Ред.) Между женой и дочерью разница в 8 лет. Мы даже какое-то время жили вместе. Я, моя дочь и Лиана с её дочерью от первого брака, которую я потом удочерил.

Потом мы с дочерью разъехались — это вообще самая лучшая модель. Все должны жить в разных местах и приезжать друг к другу в гости. Иначе всегда присутствуют ревность и конфликт интересов. Поэтому я стараюсь чётко расчертить все зоны, чтобы не было никаких столкновений. У меня свои отношения с женой, свои отношения с дочерью. Между ними не было конфликтов — и уже за это я благодарен!

Недавно у моей старшей дочери родился сын. У него есть молодой отец, который может им заниматься. Получилось так, что внук родился с 18 на 19 января... Зоя Ивановна попросила: «Мишенька, назовите мальчика Ванечкой. Я прошу». А я для неё всё готов сделать. Назвали Иваном ... А дальше смотрю: фамилия отца Гилевич . Это же Евангелие — Иван Гилевич! И родился он в крещенскую ночь... Так что печать избранника есть на этом ребёнке. Но для меня главное, чтобы он был хорошим человеком. Говорю жене: «Лиана, ты спишь с дедушкой. Но ты-то, слава богу, не бабушка!» (Смеётся.) У меня тот редкий случай, что сам я дед, но не сплю с бабкой. (Улыбается.) Какое счастье!

95-летний юбилей отца маэстро — Бориса Борисовича Эпштейна. Михаил Турецкий с дочерью Эммануэль, женой Лианой, дочерьми Натальей и Сариной. Фото: Из личного архива

Три рубля заработал — два отдай

У меня четыре дочери. Мечтаю ли о сыне? Если захотим — завтра родим. Ещё есть время. Отец меня родил в 50 лет. И ещё увидел сына народным артистом России — дожил до 96 лет.

Папа мой — участник прорыва Ленинградской блокады. 900 дней сидел в окопах. Он мне рассказывал: «От голодухи два наших солдата пошли и украли две банки консервов со склада. Их расстреляли сразу на моих глазах». Или: «Прикуривая, я уклонился от ветра, а пуля, что в меня летела, попала в друга моего».

Несмотря на всё, что ему пришлось пережить, отец умел радоваться каждому дню. Вот я на него и равняюсь во всём. Когда отцу было 93, он меня спросил: «А твои певцы довольны тем, как ты им платишь?» И, харизматично грассируя, продолжил: «Три рубля заработал — два отдай. Будешь долго жить».

Михаил Турецкий.Вожак

М.Турецкий с женой Лианой

— Папа, почему ты плачешь? — спросила восьмилетняя дочь.
Я сидел в городе Лонг Бич под Нью-Йорком в состоянии полной безнадеги на brodwalk — променаде, по которому прогуливаются и бегают за здоровьем американцы, и из глаз сами собой текли слезы. Что делать — не знаю. Меня подвели партнеры, я показал характер и остался без денег. За мной коллектив — двадцать человек, которых нечем кормить, не на что купить обратные билеты. Так хреново давно не было.
— У меня нет обувной фабрики, магазина, даже ларька. У меня есть только звуки, которые трудно продать, — ответил я Наташе.
— Папа, ты же приносишь радость людям! А это гораздо лучше, чем ларек. Хватит плакать, пошли, — дочь потянула меня за рукав.
И я встал и пошел. Нечего лить слезы перед маленькой девочкой. Нельзя сдаваться и раскисать.
Поводов для пессимизма было предостаточно: мне было уже тридцать и я все еще безуспешно пытался заработать на жизнь классической музыкой. Внушал хору, которым руководил, что это возможно, нужно только нащупать верный путь. Вся ответственность лежала на мне, а поддержки ждать было неоткуда. Кто бы мог подумать, что нужные слова услышу от дочки. Наташа так по-детски просто сказала про «радость людям», что я обрел второе дыхание и нашел способ выкрутиться. И тогда, и еще много раз, прежде чем добился успеха.

Мало кому удается продать творчество. Сам не знаю, как я в этом преуспел. Есть анекдот в тему: «В советское время у профессорской дочки спрашивают: «Как вы, получившая классическое музыкальное образование, воспитанная в интеллигентной семье, стали валютной проституткой?» — «Просто повезло!» Вот и мне повезло. Только не сразу.

Детство мое протекало в небольшом объеме московской коммунальной квартиры в районе станции метро «Белорусская». Мы занимали четырнадцатиметровую комнату. Баловать нас с братом было некому: бабушек и дедушек нет, папа с мамой заняты выживанием. Отец работал мастером цеха шелкографии на подмосковной фабрике, мама — няней в детском саду.
Папа, Борис Борисович Эпштейн, — один из шестерых детей кузнеца — родом из Белоруссии. Его отец, известный на всю округу могучий мужик, умер в сорок два от пневмонии. Поздней осенью вышел разгоряченный из кузницы и простыл. Так в четырнадцать папа вместе со старшим братом встал во главе большой семьи. Повзрослев, он смекнул, что в деревне им не прокормиться, и в восемнадцать поехал учиться в Москву, в Академию внешней торговли, перетащив в столицу всех братьев и сестер.
Грамотный, толковый человек, он быстро сделал карьеру в организации «Экспортлес», получил жилплощадь — семь квадратных метров в центре Москвы — и легко выучил немецкий, так как он походил на идиш. Забегая вперед, скажу: оказавшись в Нью-Йорке в свои восемьдесят пять, отец умудрялся общаться и там, потому что английский, оказывается, тоже похож на идиш…
В двадцать семь папа стал подумывать о семье. Оказавшись у родственников в местечке Пуховичи под Минском, в бедняцкой чистенькой хатке он увидел еврейскую семнадцатилетнюю девочку, которая играла на гитаре. «Это будет моя жена», — решил папа и уехал в Москву.
Его родственники поговорили с родными девочки: «Какой у него нос — вы сами видите, а то, что не обманет, мы гарантируем».
В октябре 1940 года отец увез Бэлу Турецкую в Москву. А в июле 41-го в местечко вошли немцы и уничтожили всю мамину семью. Их заставили рыть себе могилу и закопали живьем. В том же 41-м ушел на фронт отец. Он стал участником прорыва Ленинградской блокады и был удостоен за это правительственных наград. Мальчишкой отец каждый год возил меня в Ленинград по местам боевой славы, показывал пересыльный пункт на Фонтанке, 90, исторические места, водил в Товстоноговский БДТ.


Родители М.Турецкого

Из каждых ста человек, призванных в первые дни войны, вернулись только трое. Погибшие были признаны героями. А вот папа не смог даже восстановиться на работе. Во многом потому, что после войны сталинские чиновники не благоволили к евреям, пусть и прошедшим от Москвы до Берлина.
«Хотите работать во «Внешторге»? — сказали ему. — Пожалуйста. У нас есть филиал. На Печоре». Папа не захотел уезжать из Москвы и, поставив крест на карьере, устроился на фабрику.
У моего старшего брата Саши были нелады с легкими. Зарплата отца составляла шестьсот рублей, а консультация профессора-пульмонолога — пятьсот. «Жизнь сына в ваших руках», — говорил эскулап, нагнетая и без того напряженную обстановку.
И папа шел на преступление: обернув тело шелковыми платками, надевал сверху кожанку, оставшуюся с фронта, и выносил продукцию за пределы фабрики, чтобы потом ее реализовать. Каким-то образом он сумел договориться с работницами, которые делали для него партию сверх нормы. А ведь частное предпринимательство в то время каралось законом и грозило лишением свободы до пяти лет. В цеху было тридцать восемь женщин, в основном одиноких, обездоленных войной, и ни одна не позвонила на Петровку. Как он сумел построить такие правильные отношения с таким числом женщин — одному Богу известно!
Жили мы небогато. У нас не было ни автомобиля, ни дачи, все, что отцу было нужно, — спасти сына от болезни. И он это сделал.
Я незапланированный ребенок. Мама родила меня в сорок, папе было уже почти пятьдесят. Все в один голос отговаривали маму, у нее ведь больное сердце, но она поступила по-своему. Друзья советовали родителям назвать меня Юрой, потому что родился в День космонавтики, двенадцатого апреля, через год после полета Гагарина.
«Юр-р-ра? — сказал папа, слегка грассируя. — Это тр-р-руднопр-р-роизносимое имя. Пусть будет Миша».
Турецкие же мы с братом потому, что мама объяснила папе: Эпштейны есть, а Турецких не осталось — фамилию надо сохранить. И папа легко с этим согласился. У меня была настоящая еврейская мама. Есть анекдот, точно передающий суть ее характера: «В чем разница между арабским террористом и еврейской мамой? С террористом можно договориться». Мы с братом стали смыслом ее жизни. А папа нашел себе достойное место, живя как бы в своем мире. Он обеспечивал семью, отвечал на наши вопросы, но никогда не грузил и не требовал внимания. Он ни разу не сказал мне, когда я вырос:
«А почему ты не пришел? Что не позвонил?»
Маме — той всегда чего-то не хватало, несмотря на то, что мы были любящими и заботливыми сыновьями и чуть не каждый день навещали их с отцом. Когда мы прощались и уходили, папа тут же возвращался к своим делам, а она стояла у окна, пока не скроется машина, и я понимал: мы опять ей недодали…

«Еврейский мальчик с темными глазами, а в них такая русская печаль…» — это про меня. В полтора года я уже начал напевать, в три исполнял подряд все песни, которые доносились из телевизора и радиоприемника: «Дан приказ ему на запад, ей — в другую сторону, уходили комсомольцы на гражданскую войну». Я не понимал, о чем это, и вместо «приказ» пел «отказ». Отец по воскресеньям позволял себе подольше поваляться в кровати, я забирался к нему под бочок. Тогда-то и ковалась репертуарная политика будущего «Хора Турецкого». «Пап, давай «Заботу», — говорил я, и мы затягивали: «Забота у нас простая…» или «Твист и чарльстон, вы заполнили шар земной…»

Песни советского времени — потрясающие. Я пел их с фанатичным кайфом, и родители поняли: надо мальчика учить. В тот момент у нас появились вторая комната в коммуналке и пианино. Мне нашли педагога по фортепьяно. Урок стоил десять рублей — серьезное испытание для семейного бюджета. А мне в шесть лет нравилось гулять на улице с друзьями, а не разбираться, что такое басовый ключ. Получив задание на дом, я считал количество нот в упражнении и тарабанил по первым попавшимся клавишам. Мама сопоставляла количество нот с количеством ударов по клавиатуре и разочарованно вздыхала:
— Что ж за белиберда?
— Такой этюд, — пожимал я плечами.
Длилось это четыре месяца. Потраченные сто шестьдесят рублей не материализовались в качество. «Бездарный мальчик, — сказала педагог. — Не тратьте деньги».
Я был счастлив: меня избавили от мучений. Но голос во мне рос, я садился за фортепьяно и, не зная нот, подбирал мелодию на слух — «Сиреневый туман», «Ты у меня одна». Приходили гости, меня ставили на стул, я пел — всеобщий восторг. «Талантливый пацан растет! Должен учиться».
И мама повела меня на этот раз в государственную музыкальную школу. На доске объявлений — листок «Услуги и цены: фортепьяно — 20 руб. в месяц, скрипка — 19 руб., гобой, валторна — 9 руб., флейта — 3 руб., флейта пикколо — 1 руб. 50 коп.».
«О! — сказала мама. — Флейта пикколо нам подойдет. Незатратно, и будешь при музыкальном процессе».
Недавно мои артисты подарили мне флейту пикколо и на всей аппликатуре выгравировали свои прозвища: Туля, Кузя, Кабан, Зверь… Я взял ее и понял, что руки все помнят. А тогда за четыре года научился играть виртуозно. Параллельно отец возил меня в капеллу мальчиков.
— У вас талантливый ребенок, — сказал как-то педагог, — хорошо бы его отец зашел ко мне.
— А это я и есть… — ответил папа.
И тут я понял, что он у меня старый и выглядит как дедушка. Раз родители старые, значит, я их скоро потеряю. В моем детском сердце поселился страх, что могу лишиться этой могучей крыши над головой. Я решил как можно быстрее стать самостоятельным, потому что скоро останусь один…
Не знаю, что сумел бы придумать, но в дело вмешалась судьба. В лице двоюродного брата отца — знаменитого музыканта Рудольфа Баршая. Особую известность он получил после 1977-го, когда уехал из СССР на Запад, выступал со Штутгартским симфоническим оркестром и стал главным дирижером Борнмутского. На родине у него не складывалось. Наверное, власти не могли доверить оркестр морально неустойчивому человеку, трижды женатому, в последний раз — на японке.

Когда совсем юный Рудольф приехал в Москву, отец поставил ему раскладушку на своих семи метрах. Летом они ездили на дачу к папиному старшему брату, где Рудик с утра уходил в деревянную уборную и там, на толчке, с пяти до восьми «пилил» на скрипке, чтобы никому не мешать. Вот так закаляется сталь. В то время советская музыкальная школа считалась лучшей в мире, так же как балетная и космическая. Выдающиеся оркестры мира сцементированы советскими музыкантами. А сегодня… Кто будет сидеть с пяти до восьми на «очке», чтобы чего-то добиться?
Дядя Рудольф до своей эмиграции успел рассмотреть во мне талант. Как-то он пришел к нам в гости.
— А что делает Миша? — поинтересовался дядя.
Я сыграл на флейте.
— Спой.
Я спел.
— Музыкальный парень, — оценил он. — Я позвоню директору хорового училища имени Свешникова.
Звонил дядя при мне. «Посмотрите мальчика — если это не его дверь, не берите», — мудро сказал он.
Меня взяли в училище в одиннадцать лет. Я сразу попал в отстающие, остальные дети учились с семи, некоторые уже играли Второй концерт Рахманинова. В первый же день я с рыданиями сказал отцу:
— Не хочу! Не могу!
— Делай что хочешь, — сказал папа и устранился.
Догнать сверстников стало смыслом жизни. В итоге я втянулся. Заниматься дома не мог: сосед по коммуналке делал «козью морду». Заслышав звуки музыки, семидесятилетний машинист паровоза, коммунист с орденом Ленина на пижаме, гонялся за мной по квартире с криком: «Израилев черт!» В школе занятия начинались в восемь тридцать. Я вставал в пять сорок, умывался, жевал на ходу бутерброд и мчался на метро в школу на Красной Пресне. В шесть тридцать я уже сидел за пианино и работал до начала уроков. Кто из детей сегодня способен на такое?

К восьмому классу я догнал однокашников, несмотря на жуткую конкуренцию. Из двух тысяч поступающих брали двадцать мальчиков. До победного конца доучивались десять. Даже при таком отборе мало кто делает успешную карьеру. Нужны связи и деньги. Но если в попсе ты можешь «выстрелить» при наличии только этих двух составляющих, в классике без образования никуда. Иногда в консерватории при полупустом зале проходят концерты, которые могли бы стоить миллионы, настолько они гениальны. Но превратить их в продукт, который купят, не всегда возможно, потому что понимание классической музыки доступно немногим. Да и зачастую талантливые музыканты словно не от мира сего, их просто не воспринимают как звезд. А хорошо упакованная банальщина прекрасно продается, потому что имеет адекватный вид. Что такое гламур? Это дешевый продукт, дорого поданный. Мне и моим музыкантам повезло учиться музыке на излете советской системы. Это было время педагогов-бессребреников, которые вкладывали в учеников душу. И мы учились с таким же энтузиазмом. «Гнесинка», куда я поступил по окончании хорового училища, — Высшая Школа Музыки. Меня в этом Храме муз сделали дирижером — матерым музыкантищем, способным поднять и повести за собой людей. Я, как губка, впитывал музыкальную науку, до поры до времени не обременяя себя мыслями о хлебе насущном. Но довольно рано — в двадцать один — пришла пора, я влюбился и женился.

У Лены были вздернутый носик, открытая улыбка и бездонные глаза. Настоящая русская красавица. Мы познакомились в «Гнесинке», учебу она совмещала с работой — пела в хоре Минина. У нас было много общего, мы вместе постигали музыкальные азы, ходили на концерты, спектакли и каток. Оба любили природу. Я стал ее первым мужчиной. В двадцать два у нас родилась Наташа. Рановато, наверное, но мы были счастливы. Вопреки воле родителей. И те и другие считали, что мы разного поля ягоды. Они не чинили препятствий, но по отдельным репликам несложно было догадаться: родственники не в восторге.
«Я бы хотел, чтобы дочь вышла замуж за человека своей национальности», — сказал ее отец моей матери перед свадьбой.

Моя же мама мечтала видеть меня рядом с еврейской девушкой. Ведь пятьдесят поколений моих предков женились только на своих.


Ну и что с того? Любовь стирает все различия. Тесть это понял со временем. Он был настоящим русским офицером, глубоко порядочным и умным человеком. У них с Леной сложились удивительные отношения. Словно одна душа на двоих. И по характеру они были очень похожи — абсолютная выдержка и чрезвычайная доброта. Лена любила меня преданно и никогда ничего не требовала, но я должен был доказать себе и другим, что могу быть не мальчиком, но мужем и добытчиком.
Чем я мог заработать? Частным извозом. Права у меня с девятнадцати лет, я даже занимался автоспортом. Умудрялся как-то выкраивать время между занятиями музыкой. Один раз участвовал в ралли, пришел шестнадцатым с конца. Но ведь главное — участие! Я продал все свои ценные вещи, включая кожаную куртку и магнитолу, взял еще в долг у брата и купил подержанные «Жигули» одиннадцатой модели. С тех пор каждый субботний вечер и не только, я отправлялся на заработки. Все было: и отнимали выручку за вечер, и из машины просили выйти, и не платили, но слава Создателю, обошлось без серьезных последствий для здоровья.

К концу пятого курса я подрабатывал в четырех местах одновременно. В большом универсаме в Строгино был «ночным директором», то есть грузчиком. За ночь принимал по пять-шесть машин: три с хлебом, две с молочными продуктами и иногда с колбасой. Колбаса была самым страшным ударом, потому что все полторы-две тонны я должен был своими руками перекантовать, взвесить да еще проследить, чтобы водитель с экспедитором пару батонов не умыкнули. Зато слова «дефицит», под лозунгом которого жила перестроечная страна, для меня не существовало. Когда мчался после ночной смены из Строгино в центр преподавать музыку детям, гаишники на трассе отдавали мне честь: раз в два месяца я завозил им в отделение ящик гречки и чая. У меня появились различные связи и знакомства. Я был в полном порядке, но душа по-прежнему жаждала музыки и творчества.

Наконец я нашел, чем ее порадовать. Параллельно с магазином и преподавательской деятельностью начал работать с православным церковным хором и одновременно с ансамблем политической песни. Через некоторое время уверился, что не ошибся с профессией. А работая с актерами театра «Школа музыкального искусства» под руководством Юрия Шерлинга, понял, что могу научить петь любого. До уровня эстрадного исполнения доведу даже не поющую балерину.

Не знаю, долго ли продержался бы наш с Леной брак. Сегодня мне тяжело рассуждать об этом, ведь прошло столько лет. Знаю только, что наши чувства были искренние и настоящие. Считается, что ранние союзы не выдерживают испытание временем. Но не суждено узнать, верно ли это было бы в нашем случае…
В августе 1989 года вместе со своим другом и учителем Владимиром Ануфриевичем Семенюком я поехал на автомобиле в Клайпеду, в гости к его аспиранту литовцу. Разговоры о музыке, вылазки в Палангу, солнце, море и песок. Во всех отношениях это была приятная поездка. В один из дней, несмотря на поздний час, никак не мог заснуть, хотя в двадцать семь лет знать не знал, что такое бессонница. В половине третьего ночи раздался звонок в дверь. Телеграмма. «Срочно позвони. Саша», — написал старший брат. «Что-то с мамой или папой?» — судорожно соображал я. В 1989 году звонить ночью в Москву из Клайпеды было неоткуда. Мы с Семенюком поехали в центр города и оказались перед запертыми дверями переговорного пункта. До половины восьмого не находил себе места. А когда наконец смог набрать телефонный номер, услышал в трубке мамин голос. «Значит, с ней все в порядке», — первым делом подумал я.
— Держи себя в руках, — сказала мама. — Они все погибли.
Я ничего не понял.
— Кто все, мам?
— Лена, ее отец и брат.
Я повесил трубку, вышел на улицу на ватных ногах и, дойдя до газона, рухнул в траву. Ко мне подбежал учитель.
— Владимир Ануфриевич, дайте сигарету, — попросил я. — Что-то все горит внутри.
— А что случилось, Миша?
Я не смог ответить, вскочил и снова побежал звонить. Мама, пережившая гибель всех своих родных, спокойным ровным голосом продиктовала: «Семьдесят первый километр от Минска, номер отделения милиции...»
Лена с отцом и братом ездили в Вильнюс на день рождения родственницы. Отец Лены, аккуратист и педант, никогда не нарушал правил дорожного движения. Из гаража машину не выведет, если не работает поворотник. Он не доверял руль даже сыну, который только что вернулся из армии, где служил водителем. Никто не знает, что случилось с моим тестем, но на обратном пути в Москву его машина вылетела на сторону встречного движения. Ехавший по ней «Икарус» стал уходить в кювет, но «Жигули» догнали автобус и, ударившись, отлетели на свою полосу, где их подмял под себя тяжелый «ЗИЛ».
Всю дорогу к месту аварии я думал: «Это ошибка. Такого не может быть. Это не они». Наконец доехали. Какой-то мужик на тракторе указал мне точное место происшествия. «Я двадцать пять лет за рулем, но такой страшной катастрофы еще не видел, — сказал он. — Вот здесь это было…»
И я понял, что зря надеялся. На обочине дороги лежала покореженная зелененькая сувенирная подковка. Мой «заграничный» подарок тестю.
В ближайшем населенном пункте купил бутылку водки, все цветы, какие были,
и вернулся на место трагедии. Мы с учителем выпили. Покурили. Посидели в каком-то коматозе, а потом я позвонил в отделение милиции. «Приезжайте за трупами и забирайте машину», — сказали мне.
Никогда не забуду долгий путь домой. Впереди шел грузовик с тремя гробами, за ним ехал я. Обогнать как-то не получалось…
Мне было страшно увидеть тещу. Женщину, которая в один миг потеряла детей и мужа. У меня за эти пару дней лицо стало цвета асфальта. Что уж говорить о ней? Но теща сидела в окружении подруг и держалась молодцом — ее накачали транквилизаторами.
Как интеллигентный человек, она молчала, но я знал, о чем теща думает: «Ты жив, а Лены нет». Я ведь мог поехать с женой или позвать ее к себе в Клайпеду. Но не сделал ничего судьбоносного, что изменило бы роковой маршрут.
Через некоторое время теща стала настойчиво предлагать мне отказаться от Наташи и оформить на нее опекунство. На меня насели ее родственники:
— Зачем тебе ребенок? Ты еще молодой.
— При всем уважении не могу, — ответил я. — Евреи от своих детей не отказываются.
Хотел забрать девочку в свою квартиру, препоручив заботам моей мамы, но потом понял, что разлука с внучкой добьет обезумевшую от горя тещу.


Фото: из архива М.Турецкого

В этот момент я очень остро нуждался в помощи. И эта помощь пришла ко мне свыше. Мне предложили создать в Москве хор еврейской духовной музыки. Это было спасением. Музыка предков — древнее могучее искусство — дала мне силы жить.
За восемнадцать месяцев мы сделали программу, с которой выступали в Англии, Франции, Израиле, Америке, Канаде. Финансированием хора занимался благотворительный еврейский фонд «Джойнт». Когда они поняли, что лидер коллектива — личность, не готов к глупому подчинению и хочет выйти на большие концертные площадки, у них пропало желание нас поддерживать. И с 1992 года я с хором остался без поддержки. Это была очень сложная задача — заниматься раскручиванием бренда «Еврейский хор» в России. Всем казалось, что мы поем только для евреев. Я хотел доказать, что это не так. Но получалось не очень. У нас не было ни денег, ни рекламы. Один голый энтузиазм.
Мы трудно пробивали себе дорогу в Америку, ведь это было единственное место в тот момент, где можно было заработать. В конце концов что-то начало получаться. Помогали новые друзья, которые видели в нас фантастически талантливый проект. И хотя выступлений было немного — в основном по выходным, нас признали критика и профессиональные музыканты. Отношения в коллективе тоже были непростыми. Помню, в 1993 году, после десяти дней бесцельного проживания в бруклинской квартире в ожидании работы в Калифорнии, в нашем коллективе чуть не случилась революция. Восемь человек из шестнадцати подписали ультиматум: мол, не понимаем, зачем нам Калифорния, не верим, что нам заплатят, ехать отказываемся. Ситуацию нужно было уладить за двадцать восемь часов, которые занимал переезд на автобусе из Нью-Йорка в Майами. Я произнес речь: «Не позволю развалить проект!» Потом вызвал к себе заговорщиков по одному: «Вы, Алексей, уволены. Владимир, вы хотите уехать, а потом вернуться — пожалуйста. Вы, Леонид, сколько хотите денег, чтобы остаться?» В общем, четырех членов коллектива я подкупил, двух отпустил, двух уволил — и оппозиция была разгромлена. О, я хорошо знал психологию советского человека. Сам такой.
В 1994-м мне посоветовали обратиться за финансовой поддержкой в «ЛогоВАЗ». Я позвонил, и в синагогу, где мы репетировали, приехал Березовский со словами: «У вас есть двадцать пять минут». Мы ему спели красивыми голосами. «Даю пять тысяч долларов в месяц», — пообещал Борис Абрамович. Мы разделили эти деньги на двадцать человек, получив хорошую прибавку к зарплате на год. Потом дело скисло. Березовский уехал, его помощники сказали: «Чтобы вам и дальше помогать, надо, чтобы вас любил Боря, а у нас на счету были деньги. Боря вас любит, но денег нет».
Гусинский, возглавлявший Российский еврейский конгресс в те годы, тоже одно время нас любил и даже поддерживал. И Гусинского, и Березовского я всегда очень благодарил во время концертов, пока мой старший товарищ, знаменитый артист Геннадий Хазанов, после шоу в Театре Эстрады не сказал: «Миш, а че ты все время им кланяешься? Они тебе что, дом в Испании построили? Гусинский лаконично тебе помог лишь для того, чтобы его поддерживало еврейское лобби в Америке». В 1995 году мы обратились к Айзеншпису. Тот произнес: «Мне нужно полтора миллиона долларов от «ЛогоВАЗа», и страна будет засыпать и просыпаться с мыслями о еврейском хоре». Но «ЛогоВАЗ» в то время уже закончился. Полтора миллиона взять было негде, и я в конце года разделил хор на две части. Одна осталась в Москве, другая вместе со мной поехала по контракту в Майами. Мог бы взять с собой красивую девушку, но поехал с пожилой мамой и дочкой. Теща ужасно боялась, что могу не вернуться, поэтому тщательно подготовила внучку, которой тогда исполнилось одиннадцать лет: в случае, если я вдруг решу остаться за океаном, Наташа должна была встать на дыбы и заявить: «Хочу к бабушке в Россию!» Но она не сделала этого, хотя ей иногда было по-настоящему трудно. Дочь училась в заведении для обеспеченных детей. Школьный автобус отвозил домой сначала тех, кто побогаче, потом середнячков, ее — последней. У меня не было тогда ни сегодняшней репутации, ни уважения, и на Наташу смотрели как на эмигрантку из бедной семьи.
Только моя мама чувствовала себя вполне комфортно, у нее даже случился платонический роман с владельцем кафе, мистером Невелом, благодаря которому она вспомнила идиш. Они тарахтели целыми вечерами, надеясь, что я ничего не понимаю. Папа приехал позже и решил, что маме в ее семьдесят три можно не мешать. Ему Америка не сильно понравилась. «Большого театра нет, мне здесь делать нечего. «Я в восторге от Нью-Йорка гор-р-рода, но кепчонку не сдерну с виска. У советских собственная гор-р-рдость: на буржуев смотр-р-рим свысока», — продекламировал он Маяковского и спустя четыре месяца вернулся на Родину.
А я ведь никогда не хотел уехать в Америку навсегда. Уважаю западные ценности, но еще больше — Большой театр, каток, летнее небо над Москвой в пять утра. Я хотел жить на Родине. И решил попытать счастья в последний раз. Если не получу поддержки, навсегда распрощаюсь с идеей еврейского хора в России. За океаном у нас ведь в конце концов начало получаться. Мы настолько потрясли тамошнюю публику, что власти Майами выпустили прокламацию, объявив шестое февраля «Днем Московского хора».
На этот раз я стал атаковать офис Иосифа Давыдовича Кобзона. Сделал полторы тысячи звонков, не меньше. Покупал карточки и звонил в Россию из таксофона. Может, я стучался громче других, но в результате Кобзон меня услышал. И взял нас в свой юбилейный тур по России и СНГ, что стало своеобразным прорывом для коллектива.
Через пару лет я решил сменить наше одиозное некоммерческое название «Еврейский хор». К тому же нам стало тесно в рамках колоссальной, могучей, но одной только еврейской музыки — ведь это лишь часть мировой музыкальной культуры. Участники хора — в основном русские, зрители — люди разных национальностей. Почему бы не исполнять и другую музыку, например классику, фольклор, джаз, рок? Так родился «Хор Михаила Турецкого».
Иосиф Давыдович такие перемены не одобрял, ругался, считая, что я предаю свои корни. Думаю, обвинять меня в измене несправедливо. Хор нес свое название в более сложное время, когда даже сами евреи не спешили нас приглашать к себе на выступления.
Итак, шел 2001 год, я с коллективом гастролировал по Америке. Дочь Наташу, которая жила со мной в Штатах, через какое-то время вернул бабушке. Теща наконец-то меня оценила. С тех пор мы живем в мире. Правда, никогда не держал на нее зла, я ее понимаю: будущий зять еще не сделал мне ничего плохого, а я его уже не люблю.


Михаил Турецкий с тещей и дочкой

Двенадцать лет я ходил в холостяках. Не мог представить, что приведу в дом «чужую тетю» и скажу Наташе: «Это наша новая мама». Некоторые девушки предпринимали попытки сделать из меня мужа. Тогда я шел к главному раввину России Адольфу Соломоновичу Шаевичу и говорил:
— Что делать? Меня прижали к стенке.
— Если можешь не жениться, не женись, — отвечал он.
Я мог, потому что карьера, становление хора и обязательства перед самим собой и коллективом казались гораздо важнее романов. Пока не встретил Лиану. Помню ощущение шока, когда заглянул в ее огромные зеленые глаза. «Две волны остались в глазах твоих, чтобы я утонул, погружаясь в них…»
Мы встретились после концерта в Далласе. Отец Лианы был одним из организаторов наших выступлений. Тридцать первого октября в Америке как раз отмечали Хэллоуин, и Лиане хотелось провести этот праздничный вечер с ребенком, но она не могла обидеть папу, который настаивал, чтобы дочь слушала еврейский хор из России. Как интеллигентный человек, Лиана пришла за кулисы поблагодарить музыкантов за концерт. Марта Клионер, наш импресарио в те годы в Штатах, увидев ее с дочкой, поинтересовалась, где же муж.


Михаил Турецкий с женой и ее дочерью Сариной

— Муж объелся груш! — ответила моя будущая супруга.
— Так у нас столько мальчиков в коллективе, я вас представлю! — перехватила Марта Лиану и повела знакомиться с артистами.
Мы столкнулись в коридоре — красивая, броская девушка и рядом с ней маленький кучерявый ангелочек, ее дочь Сарина. На меня как на артиста, который провел месяц на гастролях, внешний вид Лианы — ее высокий каблук и открытый живот — произвел неизгладимое впечатление. Мы разговорились. Захотелось сказать ей несколько небанальных комплиментов. Я предложил всем вместе поехать в ресторан, выпить кофе. Три коктейля повысили концентрацию романтики в моем организме. И я сказал Лиане: «Поехали к тебе». Я уже знал к тому времени, что она девушка самостоятельная, живет отдельно от родителей в двухэтажном доме. Она сопротивлялась, но я проявил легкую настойчивость. Мы отправились к Лиане и проговорили с ней до утра. Я предложил поехать с нами в тур, на что Лиана изобразила неприступность и вызвала такси, чтобы меня отвезли в гостиницу. Так началось наше знакомство.

Коллектив поехал дальше, в Хьюстон. Уже в следующем городе, Чикаго, я почувствовал, что хочу позвонить этой девушке. Набрал ее номер после выступления, и мы опять проговорили всю ночь. Мне это стоило гонорара за два концерта. Зато уже определились некоторые жизненные ценности и позиции. Я предлагал Лиане приехать к нам на центральный концерт тура в Карнеги-холл в Нью-Йорке, но она культурно отказалась, сославшись на то, что не может уйти с работы и надолго оставить ребенка. После Карнеги-холла я приехал к ней в Даллас сам. На следующий день, когда Лиана забирала Сарину из садика, воспитательница отозвала ее в сторонку: «Знаете, что сказала ваша дочка? Она сообщила, что дядя с концерта теперь спит у вас дома!»


Пора было определяться с чувствами. Мама всегда тосковала по большой родне, которую она потеряла в Белоруссии. В тот приезд я обошел всех родственников Лианы и понял, что мама этот вариант одобрит. Семья и отношения такие же, как и в белорусском местечке, только на высоком американском уровне.
Лиана поначалу отказывалась бросить большое дружное семейство, хорошо
оплачиваемую работу программиста и переехать в Москву, пока я не поставил вопрос жестко. Ее родственники были не в восторге от наших планов. Дедушка как опытный человек сказал, что артист — это цыган, что плохо для семейной жизни. А когда я приехал к родителям Лианы просить руки их дочери, ее папа предупредил, что у нее очень тяжелый характер. Но мы с ней непослушные люди. И все-таки убедили родителей. Потом возникли проблемы с вывозом Сарины. Я ее удочерил и перевез в Россию.
Мы с коллективом шли своим особым путем, миновав цепочку «продюсер-телевизор-публика-касса». Одной ногой попали в шоу-бизнес, другой остались в искусстве и с этим пришли на концертные площадки. Какое-то время, правда, я еще пытался найти продюсера. В 2003-м пришел к Иосифу Пригожину, тот послушал трек секунд сорок и начал сучить ножкой, заглядывать в телефон, намекать: мол, зря теряю время.
«Иосик, ты ж меня проглядел! — теперь говорю ему. — Вот бы «накосил» сейчас!»
Сегодня он со мной по сорок минут по телефону разговаривает и времени ему не жалко. «Может, лучше в гости придешь?» — предлагаю я.
Хор выбрал свою музыкальную политику — мы не ограничивали себя исключительно классической музыкой. Есть еще поп, рок, джаз и мюзиклы. Только классика — это как строгие брюки в гардеробе, красивые, дорогие, но одни. А можно ведь переодеться и во что-то подемократичнее. Или сочетать, как это начали делать в Голливуде, надевая смокинг с джинсами и кроссовками. Сегодня побеждает музыкальный фьюжн — смешение стилей, когда ты можешь предложить людям в единицу времени разные ощущения. Буду благодарен тому, кто сократит божественные длинноты в «Войне и мире» Льва Толстого и вместит четыре тома романа в пятьсот страниц, чтобы современные дети смогли его осилить. Я применяю подобные сокращения к классической музыке. Ведь воспринимать ее непросто. Нужно настроиться, открыть душу. Желание есть у многих, нет времени. Я же могу за десять минут познакомить слушателя с Верди, приправив музыку ферментом поп-рока для более легкого восприятия. В результате Верди звучит как Queen. И это не пародия. Не стеб, не лубок, просто другое, современное осмысление. Музыкальный критик может назвать меня выскочкой, который берет самое легкое и доступное для восприятия, зарабатывая таким образом деньги. Но я бы на его месте сказал спасибо Турецкому, агитатору и пропагандисту хорошей музыки.


Группа "Сопрано"