Почему святую воду пьют натощак. Где взять святую воду? Полив комнатных цветов

Святая вода ничем не отличается по своему составу и происхождению от любой другой воды. Свои целебные и чудодейственные свойства она приобретает благодарю совершению над ней особого таинства - богослужения водоосвящения.

Впервые человек сталкивается с освященной водой во время Крещения - его трижды окунают в купель, наполненную святой водой. Она смывает с человека греховную нечистоту и возрождает его к духовному общению со Спасителем.

Кроме того, ею часто пользуются для совершения обряда освящения помещений и при проведении богослужений. Вода - необыкновенная стихия. Она может нести в себе как исцеляющую силу, так и разрушение.

До сих пор наука не может объяснить, почему человек, искупавшийся в проруби на Крещение, практически никогда не заболевает. А омовение в Чистый Четверг приводит к исцелению от разнообразных заболеваний .

В христианской традиции применение этой святыни восходит ко II веку нашей эры. Впервые обычай освящать ею жилища был введен Папой Римским Александром Первым. Этот ритуал был описан в «Деяниях Апостола Петра».

В конце II - начале III века стало проводиться освящение воды перед крещением. Эта же традиция подробно описывалась в трудах святителя Иоанна Златоуста. Однако святитель ничего не сообщил о совершении каких-либо ритуалов или чтении над водой молитв. Святость была обусловлена датой праздника Богоявления, и каждый желающий мог набрать в сосуд святой воды из любого источника или водоема, находящегося неподалеку от храма.

Согласно данным христианского историка Феодора Чтеца, жившего в V-VI вв. , впервые освящение воды с помощью молитвы подобной евхаристической было введено Петром Гнафевсом, занимавшим в то время кафедру Антиохийской церкви.

Петр Гнафевс якобы придумал совершать таинство освящения прямо в храме в присутствии всего народа. Во время храмовой службы в Праздник Богоявления совершались молитвенные призывания над водами, упоминалась Богородица. На каждой литургии читали Символ Веры. Все эти сведения были подтверждены и другим историком Христианской Церкви из Византии - Никифором Каллистом Ксанфопулом, жившим в XVI веке.

Постепенно из Антиохии чин Богоявленского освящения воды распространился по всем православным храмам Византии. Обязательным требованием стало совершение ритуала священником или епископом.

Водоосвящение принято разделять на великое и малое. Великое Водоосвящение совершают только в Праздник Богоявления (Крещенский сочельник) или само Крещение Господне. Вода, которая получена в этот праздник, считается наиболее сильной и целебной и имеет еще название агиасма. В этот день вся вода из любого источника обретает священные свойства .

Малое водоосвящение проводят неоднократно на протяжении всего года.

Великим Водоосвящение принято называть в связи с особой торжественностью обряда. Само таинство стало прообразом омовения грехов и освящением самой воды.

По Уставу Великое Водоосвящение совершается в конце литургии по завершении заамвонной молитвы в сам праздник Богоявления. Кроме того, освящать воду можно в навечерие Богоявления (это бывает 18 января).

Непосредственно в день Богоявления ритуал освящения проводят с торжественным крестным ходом. Это шествие совершается к источникам и известно под названием Хода на Иордан.

На Крещение делается также трехзвонная вода, обладающая, по мнению многих людей, невероятной силой. Для этого набирается агиасма в трех храмах так, чтобы колокольный звон одного не был слышен в другом. Ее необходимо принести домой в полном молчании и слить в единый сосуд.

Уже давно было замечено, что вода, которая набирается в этот праздничный день, стоит годами и не теряет своей свежести и своих целебных качеств. Если такой водой разбавить обычную чистую, последняя тоже приобретает чудодейственные свойства. Объясняется это тем, что святая вода обладает гармонизированной структурой . Она обладает уникальными способностями и мощнейшей чудодейственной энергетикой.

Исследователями было проведено большое количество опытов, которые подтвердили эти свойства. Было замечено, что если умыться такой водой и выпить несколько глотков с верой и молитвой, человеческая энергетика значительно улучшается.

Это положительно сказывается на общем состоянии здоровья и душевном равновесии.

Области использования воды

Применять агиасму можно несколькими способами:

  1. Ее можно просто пить. При этом не допускается употребление воды из общего сосуда. Каждый человек должен пользоваться отдельным стаканом.
  2. Можно окропить свое жилище или место, где вы работаете.
  3. Если вы подверглись чужому негативному воздействию (сглазу) - помочь может обыкновенное умывание святой водой. Умываться и мыться такой святыней можно как детям, так и взрослым.
  4. Если сглаз очень сильный или наведена порча, можно принять ванну. При этом снимать нательный крестик не нужно.

Хранить священную воду лучше всего в отдельном сосуде . На него можно наклеить надпись, чтобы случайно не использовать ее не по назначению. Можно также завести для святыни специальный сосуд. Их продают в церковных лавках.

Очень важно помнить, что с ней нужно обходиться крайне бережно и аккуратно. Если емкость стоит очень давно и содержимое приобрело зеленоватый оттенок, лучше всего вылить его в любой природный источник. Ни в коем случае не следует выливать в канализационную сеть. Если вода выливается на землю, это должно быть место, где не ходят животные и люди. Можно вылить ее в траву на клумбе, где чистое место под кустами и деревьями, или в горшок с комнатным растением.

Иногда случается, что вода приходит в негодность для внутреннего употребления. Лучше всего ее вылить в открытый «нестоячий» водоем - реку или ручей. Посуду, в которой святыня хранилась, не следует применять в бытовых целях .

Если такое произошло, это серьезный повод задуматься и начать вести жизнь более праведную и благочестивую.

Как правильно пить святую воду

Чтобы вода полностью раскрыла свои чудесные свойства, необходимо пить ее с соблюдением некоторых правил:

  1. Пить можно по утрам натощак или перед сном в вечернее время. Нужно наливать небольшое количество жидкости в свою отдельную посуду.
  2. В случае необходимости можно употреблять внутрь любое количество воды без ограничений. Пить можно вне зависимости от того, принимали ли вы пищу накануне.
  3. После того как жидкость была выпита, необходимо прочесть специальную молитву об исцелении. Это помогает лечиться от многих хронических недугов.
  4. Можно использовать для компресса, который прикладывается на больное место.
  5. Перед тем, как принимать воду, освященную в праздник Богоявления, потребуется прочесть специальную молитву и осенить себя крестным знамением.

Принимая святыню, необходимо следить, чтобы не пролилось ни капли. И очень важна при этом искренняя вера в силу и помощь Всевышнего.

Освящение и очищение жилья

Очень часто случается так, что посторонние люди проявляют чрезмерную заинтересованность подробностями вашей жизни. Это может делаться как осознанно, так и совершенно не произвольно, видя ваши успехи и достижения.

Одни люди проявят искреннюю радость и пожелают вам процветания, а другие могут и позавидовать. Чтобы избежать такого нежелательного воздействия на свое жилье и жизнь в целом, можно окропить свой дом или квартиру .

Кроме того, можно окропить и другие вещи, которые могут стать предметом зависти - например, новый автомобиль. Однако ваше жилище в этом списке занимает ведущее место. Ведь именно в своем доме мы проводим значительную часть своего времени. На наши отношения с родными и близкими оказывает большое влияние атмосфера, царящая в доме. Однако случается и так, что негативное воздействие было оставлено предыдущими владельцами.

Чтобы провести ритуал очищения, воспользуйтесь святой водой и свечой. Необходимо обойти жилище по кругу с востока на запад, осеняя крестным знамением углы и стены и произнося при этом «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Лучше всего для этого воспользоваться той водичкой, которую вы набрали в храме на праздник Крещения Господня.

Как избавить от сглаза ребенка

Маленькие дети очень часто подвергаются негативному воздействию извне (сглазу). Очень часто мама пребывает в растерянности и не знает, как вести себя, если малыш плачет и никак не может успокоиться. В этом случае святая вода также может прийти на помощь. Если сглазу подвергся ребенок первых лет жизни, его можно умыть и вытереть подолом материнского платья или рубашки:

  1. Можно совершить символический ритуал омовения малыша. Затем выходят на порог своего дома и произносят молитву «Отче Наш». Небольшое количество водички можно дать ребенку выпить. Даже если ее прокипятить, она не утратит от этого своих чудесных качеств. После такого несложного лечения малыш очень быстро успокаивается и засыпает.
  2. Существует и другой ритуал по снятию сглаза с маленьких детей. Для его проведения мать набирает в рот небольшое количество водички и становится в дверном проеме таким образом, чтобы порог оказался у нее между ступнями ног. Про себя нужно произносить следующие слова: «Как вода с зуба, так с младенца (имя) пусть уйдут все укоры и прироки». Затем лицо ребенка трижды омывается и вытирается насухо изнаночной стороной подола платья матери.
  3. Для проведения еще одного ритуала агиасму необходимо проливать на пол. При этом на нее наговаривают такие слова: «С макушки вода, с младенца скорби. Отколь взялось, туда и слилось. Кто на дитятю со злобой, тому обратно с корчей. Аминь».

Все эти несложные обряды позволяют очень быстро вернуть ребенку спокойствие и убрать негативное энергетическое воздействие.

Если освященная вода «не помогла»

Некоторые люди, задаваясь вопросом, как правильно пить святую воду дома, опасаются, что она не окажет своего целебного действия. Как писал Святитель Феофан Затворник: «Вся Божия благодать, которая исходит от освященных предметов - Креста, икон, мощей, хлеба - обладает чудесной силой лишь в отношении тех, кто достоин этой благодати. Достичь этого можно через смирение и покаянные молитвы, служение добру и творение милосердия. Если же ничего этого нет, никакая благодать не поможет. Святыни не действуют „автоматически“, подобно магическим талисманам, и не приносят пользы тем, кто нечестив, не имеет добродетелей и готов превратить в мем любую святыню».

Согласно работам преподобного Архимандрита Амвросия (Ермакова) в наши дни можно наблюдать бесчисленные случаи чудесных исцелений . Однако священная вода подарит исцеление лишь тому, кто принимает ее с благочестивой молитвой и живой верой в Господа и силу Святой Церкви. Чтобы получить помощь и исцеление, необходимо иметь искреннее намерение изменить свою жизнь, покаяться и обрести спасение. Чудеса Господни происходят лишь там, где их ожидают с целью спастись, а не из праздного любопытства. Чтобы святыня принесла пользу, необходимо содержать в чистоте помыслы, душу и поступки .

Существует распространенное поверье, что если искупаться в проруби во время праздника Крещения Господня, это позволит крещеным людям очиститься от всех грехов. Это является заблуждением. Купание в Иордани - всего лишь добрая старинная традиция. К церковным таинствам она никакого отношения не имеет. Освободиться от всех грехов, примириться с Господом и Церковью можно лишь в результате молитв, покаяния и исповеди в храме Божием.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Во-первых, не переживать. Часто православный христианин прозаичные и бытовые вещи принимает как дурные или хорошие знаки. Например, выронил батюшка случайно обручальное колечко на венчании - жить не будут молодые. Или: когда молился Пресвятой Богородице, чтобы что-то исполнилось, увидел, как солнечный лучик упал на лик и образ будто бы улыбнулся, значит желаемое осуществится; испортилась крещенская водичка - благодать Божия отошла от дома, жди беды. Это, конечно, суеверия, то есть суетная вера. Святые отцы однозначно говорят: знаков не искать, суевериям не предаваться и не разжигаться ни позитивными, ни негативными мыслительно-эмоциональными установками на этот счет. Все должно принимать равнодушно, как будто бы этого и не было.

На все воля Божья. Ей и доверяться, основываясь в первую очередь на заповедях Господних и советах святых отцов. Нужно, как говорится, не заполошничать и не впадать в панику, но четко и трезво осознавать, что наше спасение зависит от воли Божией и от того, насколько ревностно мы работаем над собой для искоренения греха и очищения-освящения своего внутреннего человека.

Утилизировать же святую воду, которая испортилась, можно очень просто. Вылить ее куда-то под кустик или дерево, на травку или землю в чистое место, где нет мусора. Если это квартира, то вылейте ее в вазон с цветами, но не в канализацию, чтобы не мешалась святыня с нечистотами. Если святая вода хранилась в бутылке пластиковой, то ее лучше в чистом месте сжечь, а если в стеклянной таре - ее можно хорошо несколько раз прополоскать и также вылить в чистое место.

Святую воду лучше хранить не на окне и не в таком месте, где на нее попадают прямые солнечные лучи. От этого она может также испортиться. С другой стороны, нужно понимать, что изначально в освящаемой воде могут быть семена водяных растений, от которых вода может «зацвести». Есть масса естественных вариантов, когда святая вода может испортиться.

Когда святая вода становится непригодной для пития, то ею можно с ладошки окропить свое жилище, детей, родственников. И таким образом использовать святыню по назначению своему духовному, чтобы крещенская вода силой Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа освятила, очистила наше жилище, а наши души и тела получили спасительную и животворящую силу Божьей благодати.

Восполнить запасы крещенской или иной святой воды (с водосвятных молебнов) можно в храме. Хранить ее можно круглый год, доливая в святыню простую воду по принципу «капля святой воды море освящает». Подобным образом крещенская вода хранится и в храме.

Приятно наблюдать, когда заходишь в иной дом и видишь святую водичку и чашечку, стоящую возле нее, и мешочек с просфорами. И ты уже знаешь, что этот человек регулярно вкушает святую воду и просфоры. А иногда можно видеть, что у человека крещенская вода принесена в дом в праздник Богоявления Господня, поставлена в закрытом виде в шкаф и достается оттуда лишь на следующий год 19 января. Она выливается или восполняется запасами свеженькой крещенской водичкой. Это, конечно, печально. Потому что крещенская вода должна служить нам во благо. Она при правильном потреблении каждодневно может и должна поддерживать наши духовные и телесные силы. Она - средство освящения нашего духовно-телесного естества. И потому желательно, чтобы день православного христианина начинался именно с нее. Ведь водичка в числе других, освященных Церковью средств, помогает нам бороться с грехом и приближаться к Богу. Великая святыня-агиасма - символ праздника Богоявления Господня. Бог явился людям Своим и пребывает среди них вечно… Поэтому потребление после утреннего правила натощак просфоры и святой воды с определенной молитвой является неким отголоском-символом Литургии, неким очень важным моментом нашего личного домашнего богослужения, в котором Бог освящает и нас, и наступающий день, преподавая нам в нем Свое благословение.

Если вы хотите освятить свое тело и придать своей душе чистоту и свободу мысли, вам необходимо осветиться с помощью принятия святой воды и просфоры. Конечно же можно просто выпить святой воды, но действие будет лучше если принимать со святой водой и просфору.

О том, как это делается, отвечает священник Никадим.

Сложности в принятии просфоры и святой воды нет, делается это по утру на голодный желудок, дабы просфора и святая вода не смешивалась с основной пищей и лучше проникали в дальние части организма и вашей души.

Если принять просфору и святую воду утром нет возможности, то сделать этом можно в любое время дня, но опять же лучше, если это будет на голодный желудок. Хотя даже если вы примите просфору и святую воду на сытый желудок и не поутру, в этом не будет греха. Главное попросите за это прощение у Бога и примите просфору со святой водой с чистым сердцем и светлой душой, без злых помыслов и желаний.


О Пресвятая Госпоже Царице Богородице, Высшая всех Небесных Сил и Святейшая всех святых! Припадаем и покланяемся Тебе пред всечестным и цельбоносным образом Твоим, воспоминающе дивное явление Твое болящему клирику Викентию, и усердно молим Тя, всесильную рода нашего Заступницу и Помощницу: якоже древле подала исцеление тому клирику, тако и ныне исцели наша души и телеса, болезнующия ранами грехов и страстей многоразличных, избави нас от всяких напастей, бед, скорбей и вечнаго осуждения. Сохрани от душепагубных учений и безверия, от льстивых и наглых нападений невидимых врагов. Подаждь нам христианскую кончину, безболезненну, мирну, непостыдну, Святых Таин причастну. Сподоби нас на нелицеприятнем Судище Христове стати одесную Всеправеднаго Судии и блаженный глас Его услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.Если вы хотите освятить свое тело и придать своей душе чистоту и свободу мысли, вам необходимо осветиться с помощью принятия святой воды и просфоры. Конечно же можно просто выпить святой воды, но действие будет лучше если принимать со святой водой и просфору.

О том, как это делается, отвечает священник Никадим .

КАК ПРИНИМАТЬ ПРОСФОРУ И СВЯТУЮ ВОДУ

Сложности в принятии просфоры и святой воды нет, делается это по утру на голодный желудок, дабы просфора и святая вода не смешивалась с основной пищей и лучше проникали в дальние части организма и вашей души. Если принять просфору и святую воду утром нет возможности, то сделать этом можно в любое время дня, но опять же лучше, если это будет на голодный желудок. Хотя даже если вы примите просфору и святую воду на сытый желудок и не поутру, в этом не будет греха. Главное попросите за это прощение у Бога и примите просфору со святой водой с чистым сердем и светлой душой, без злых помыслов и желаний.

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и Святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

При обострении болезней, принимать просфору и святую воду нужно с одновременным чтением молитвы Божией Матери Целительнице.

О Пресвятая Госпоже Царице Богородице, Высшая всех Небесных Сил и Святейшая всех святых! Припадаем и покланяемся Тебе пред всечестным и цельбоносным образом Твоим, воспоминающе дивное явление Твое болящему клирику Викентию, и усердно молим Тя, всесильную рода нашего Заступницу и Помощницу: якоже древле подала исцеление тому клирику, тако и ныне исцели наша души и телеса, болезнующия ранами грехов и страстей многоразличных, избави нас от всяких напастей, бед, скорбей и вечнаго осуждения. Сохрани от душепагубных учений и безверия, от льстивых и наглых нападений невидимых врагов. Подаждь нам христианскую кончину, безболезненну, мирну, непостыдну, Святых Таин причастну. Сподоби нас на нелицеприятнем Судище Христове стати одесную Всеправеднаго Судии и блаженный глас Его услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.




Вода святая – обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением.

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода (по-гречески «агиасма» – «святыня»). Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого Таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

Водоосвящение или водосвятие, бывает малое совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое. Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) при освящении воды совершается один и тот же чин.

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.
«Освященная вода, – как писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.

Важно знать, что купание в освящённых водоёмах является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди). В дни церковных праздников христиане стараются участвовать в богослужениях и главном Таинстве Церкви – Святом Причащении.

Нет необходимости запасать большие ёмкости святой воды: когда она будет заканчиваться, достаточно добавить в неё обычной чистой воды, которая освятится имеющейся богоявленской.

Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная по канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Наивными выглядят утверждения о том, что святая вода приобретает свои свойства благодаря ионам серебра от серебряного креста, который священник погружает в воду во время Чина освящения воды. По этому поводу есть даже такой анекдот:
«Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, – деревянный?».

Освящение воды в Таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь святая вода.

В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение, как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего. Так, новорожденные младенцы (или некрещенные возрастные) через крещение в воде освобождаются от первородного греха и соединяются со Христом, становясь новой тварью. Умирает человек, останки его и последнее обиталище – гроб, кропятся святой водой в напутствие в вечность, как и место упокоения – кладбище.

Отправляется кто в путешествие, благословляется он окроплением святой водою. Перед начатием учения отроков окропляют святой водой. И основание дома, и само жилище человека непременно освящается святой водой. В церкви все имеющее священное употребление, обязательно освящается через кропление святой водою, как и сам храм при основании, при завершении строительства его и постоянно в нарочитые дни и праздники года.

Так, в храме освящается святой водой все принадлежащее алтарю и служителям алтаря – престол, жертвенник, антиминс, служебные сосуды, кресты, Евангелия, одежды алтарные, облачения священнослужителей и т.д. Освящаются также все священные предметы – иконы, кресты, хоругви, ковчежцы, колокола и прочее.

Трудно найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни и составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Хлеб – простейшая и естественная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи.

Два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зерен хлеб олицетворяет собой Церковь – Единую при множественности ее членов. Хлеб служит величайшему Таинству – Святому Причащению.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, силой молитвы и Слова Божия низводит на воду благословение Господне. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.

Поэтому святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Азбука Веры

Зачем освящают воду? Каким образом это делают? Какие свойства приобретает святая вода? На все эти вопросы Вы найдёте ответы в нашей познавательной статье!

Зачем освящают воду?

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь “очищение водою роду человеческому дарует”; “Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…”.

Как освящают крещенскую воду?

Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое - только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием “хода на Иордан”.

Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии.

Как пользоваться святой водой?

Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

Святую воду принято употреблять с молитвой: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.

Хотя и желательно - из благоговения к святыне - принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией - при недугах или нападениях злых сил - пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?

– Абсолютно никакого отличия нет! Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее. А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы.

Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

Священник Михаил Михайлов.

Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?

Это не так! Купание в проруби (иордани) - это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.

Бывает ли, что святая вода “не помогает”?

Святитель Феофан Затворник пишет: “Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,- имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)”.

Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. “Род лукавый и прелюбодейный,- говорил Спаситель о своих неверующих современниках,- ищет знамения; и знамение не дастся ему”.Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

Действительно ли вода всю неделю является крещенской?

Крещенская вода является таковой с момента своего освящения и год, и два и более, пока не иссякнут ее запасы дома. Взятая в храме в любой день, она никогда не теряет своей святости.

архимандрит Амвросий (Ермаков)

Бабушка привезла мне крещенскую воду, которую ей дала знакомая, но она отдает затхлостью и я боюсь ее пить. Что делать в таком случае?

Уважаемая София, в силу разных обстоятельств, хотя и весьма редко, бывает так, что вода приходит в состояние, не допускающее внутреннее употребление. В таком случае ее следует вылить в какое-то непопираемое место, - скажем, в проточную реку, или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление.

протоиерей Максим Козлов

Почему святая вода может испортиться?

Такое случается. Воду надо набирать в чистые емкости, в которых вода не должна портиться. Поэтому, если мы раньше в этих бутылках хранили что-то, если они не очень чистые, не нужно в них набирать святую воду. Помню, летом одна женщина стала наливать святую воду в бутылку из-под пива…

Часто прихожане любят делать замечания: например, одному нашему священнику стали объяснять, что освящал он воду неправильно – до дна бака не достал… Из-за этого, мол, вода не освятится… Что же, батюшка водолазом должен быть? Или что крест не серебряный… Не надо до дна доставать и крест может быть деревянный. Не нужно делать из святой воды культ, но и относиться нужно благочестиво! У одного моего знакомого священника, году в 1988, была бутылочка с водой, которая хранилась у него с 1953 или 1954 года…

Нужно относиться к воде благочестиво и аккуратно и самому вести благочестивую жизнь.

Священник Михаил Михайлов.

Можно ли употреблять некрещеным святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры?

С одной стороны, можно, потому что ну какой же может быть вред человеку от того, что он попьет святой воды, или помажется маслицем, или употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно.

Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, еще не решаясь креститься, скажем, быв в прошлом воинствующим атеистом, теперь, по молитвам своей жены, матери, дочери или кого-нибудь еще из близких, уже не отвергает хотя бы этих внешних как бы знаков церковности, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере - к поклонению Богу в духе и истине.

А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, только успокаивает себя, что вот я нечто такое совершаю и это послужит каким-то оберегом, то такого рода сознание провоцировать не нужно. Вот исходя из этих двух возможностей вы решайте применительно к вашей конкретной ситуации, нужно или не нужно предлагать кому-либо из ваших близких святынечки церковные.

Протоиерей Максим Козлов.

Вопросы и ответы о святой воде

Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда священник освящает воду в этот день? Спросила у батюшки, он ответил, что не знает. Алла

Мы знаем, что освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин – мнение о том, что в этот день освящаются ВСЕ воды основано на расширительном толковании некоторых выражений из службы праздника Богоявления и не является частью православного вероучения. Кроме того, подумайте логически – если освящаются все воды, то они освящаются везде, в том числе и в местах скверных и нечистых. Спросите себя – как может Господь попустить Святому Духу действовать в нечистотах?

С уважением

Свящ.Алексий Колосов

Здравствуйте, Николай!

Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду - 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской.

Иоанн Креститель совершал обряд, называемый «крещением». Но само понятие креста, как символа христианства, от которого, как мне кажется, происходит слово «крещение», пришло с распятием Христа, то есть позднее самой смерти Иоанна Крестителя. Тогда почему у Иоанна было «крещение», а не, к примеру, «омовение»? Благодарю. Игорь.

Здравствуйте, Игорь! В греческом тексте Евангелий Крещение обозначено глаголом «баптизо» - погружать, а в первом значении – хоронить. Это вполне соответствует контексту и смыслу действий Иоанна Крестителя. Термин «Крещение» возник при собственно славянском переводе Евангелий, когда такое специфическое действие было свойственно, прежде всего, христианству. Однако точных сведений об истории данного термина мне найти не удалось. Весьма вероятно, что Таинство Крещения пришло в славянский мир раньше, чем термин для него. Возможно, именно поэтому был избран именно такой термин, как более наглядно объясняющий то, что происходило на Иордане, и теперь уже неразрывно связанный в представлении людей с принятием Христа. С уважением, священник Михаил Самохин.

В день Крещения Господне окунувшись в ледяную купель или облившись водой можно ли считать себя крещенным и носить крестик? С уважением Александр.

Здравствуйте, Александр!

Нет, окунания в прорубь и обливания недостаточно для того, чтобы считать себя крещенным. Необходимо прийти в храм, чтобы священник совершил над Вами Таинство Крещения.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Добрый день! Скажите пожалуйста, а правда ли то, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещенным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще может ли некрещеный человек ходить в церковь? Большое спасибо, Елена

Здравствуйте, Елена!

Некрещеный человек ходить в Церковь может, но участвовать в церковных Таинствах (исповеди, Причастия, венчания и др.) ему нельзя. Для того, чтобы стать крещеным необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня. Подойдите после богослужения к священнику и скажите ему, что хотите принять Крещение. Для этого необходима Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о Православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на Ваши вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения. Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Батюшка, у меня ребенок дочка 6 месяцев и когда я ее купаю, то в воду добавляю святую воду. А можно эту воду потом сливать или нет?

Здравствуйте, Лена!

При купании дочки святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Лучше давайте дочке святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то, что с ней делать? Марина

Здравствуйте, Марина!

В этой бутылке лучше и в дальнейшем хранить Святую воду, но если это не получается, тогда ее нужно высушить, а потом можно выбросить.

С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Можно ли давать святую воду животным? если нет, то почему? Ведь они тоже твари Божьи. Благодарю за ответ. Елена

Здравствуйте, Елена! В чем необходимость подачи святыни животному? Все зависит от конкретной ситуации. На основании буквального толкования слов Господа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».(Мф.7,6) без особой необходимости давать святыню животным не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными. С уважением, священник Михаил Самохин.

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будут освящены все воды независимо от их температуры. Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии

Можно ли окатиться святой водой, если меня сглазила цыганка? Мария.

Здравствуйте, Мария!

Святая вода – это не вода для купания, а вера в сглаз – это суеверие. Святую воду можно пить, ей можно окропиться, окропить дом, вещи. Если будете жить по заповедям Божиим, часто посещать храм для исповеди и причастия, молиться и соблюдать установленные Церковью посты, то Сам Господь будет хранить Вас от всего дурного.

С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

Подскажите: может ли Благодать Божья уходить из святой воды и освященных предметов из-за наших грехов или это невозможно? И еще: как избавляться от злого и негативного? С уважением, Александр.

Здравствуйте, Александр!

Все зависит от того, как человек относится к святой воде и освященным предметам, с благоговением ли он хранит полученную святыню. Если да, то нет повода для волнения, благодать, полученная при освящении, пойдет человеку на пользу духовную и телесную. А чтобы Господь хранил от всякого зла, надо жить по заповедям Божиим.

С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

С использование материалов сайтов