Преподобный серафим саровский. Преподобный серафим саровский, чудотворец (†1833)

Еще перед своей смертью старец Серафим Саровский в беседе с Н.А. Мотовиловым предсказывал, что «плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивеево». Тогда этому многие не предали значения, и после своей кончины старец упокоился в Саровской пустыни. Но в 20 веке произошли события, благодаря которым удивительное пророчество исполнилось полностью.

1903 год – 1991 год – история перенесения мощей преп. Серафима Саровского

О Саровских торжествах открытия мощей преподобного Серафима Саровского оставлено много дневниковых и литературных записей очевидцев. Существует множество фотографий и даже небольшая кинохроника. И неудивительно, ведь в тех торжествах принимал участие сам Государь Император Николай II со своей семьей. Вот отрывок из книги И.В.Преображенского «Открытие святых мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца (описание очевидца)»

«…Гроб был поставлен на зеленые бархатные носилки и покрыт богатым бархатным малинового цвета вышитым шелковым покровом. Начался перезвон колоколов. Государь Император, Великие Князья и архимандриты подняли носилки и понесли. На высоких носилках гроб был виден отовсюду. Величественную и умилительную картину представляло шествие. При жизни о. Серафим был смиреннейший и беднейший из старцев, богатый лишь своей простотой и любвеобильной душой, а теперь гроб этого смиреннейшего человека несет Самодержавец Земли Русской с Великими Князьями и иерархами церкви».

Но недолго покоились мощи святого Серафима в Сарове. Прокатилась по все России революция, к власти пришли атеисты и стали закрывать церкви и изымать церковное имущество. Так в 1920 году в городе Темников Тамбовской губернии атеистами было совершенно кощунственное вскрытие мощей преп. Серафима, вывезенных из Сарова. Новые власти пытались скрыть мощи почитаемого на Руси святого (и даже уничтожить!), заметая следы своих перемещений. Но Господь все тайное делает явным.

И в 1991 году Русской Православной Церкви возвращают Казанский собор в Ленинграде, под сводами которого в годы советской власти находился музей религии и атеизма. И в бывших запасниках музея находят мощи. А также подробно составленный атеистами в 1920 г. акт вскрытия мощей преп. Серафима Саровского. И после долгой экспертизы было установлено, что мощи действительно являются останками святого Серафима Саровского.

Вновь обретенные мощи любимого в народе святого были торжественно перенесены в Александро-Невскую Лавру, а через месяц – В Москву в Богоявленский собор. Тогда же было принято и решение о постоянном месте пребывания останков святого – и местом этим стал недавно открывшейся Серафимо-Дивееский женский монастырь в Дивееве.

Дело в том, что в 1947 году город Саров, где некогда , стал военно-научным объектом и был закрыт. А в 15 км от него находилось , которое духовными нитями было связано с преподобным Серафимом не меньше, если не больше чем город Саров.

Вот таким чудесным образом сбылось пророчество святого. Мощи его были занесены в Троицкий собор Серафимо-Дивееского монастыря, и уже 1 августа 1991 года Патриарх Алексей II служил там молебен.

Это преподобный отец, мощи которого можно увидеть на фото в интернете и в храме Дивеево. Родился он в восемнадцатом столетии и прославился своими благими делами. Обращаться к мощам Серафима рекомендуется тяжелобольным и страждущим.

Мощи Серафима преподобного: где находятся и чем помогают?

Для того, чтобы отправиться к мощам Серафима Саровского нужно знать об истории его жизни и понимать, почему этот простой человек стал святым и чем он помог народу, что теперь от его мощей ждут исцеления.

Серафим родился в восемнадцатом столетии и был крещён, как Прохор. В возрасте семи лет, мама взяла его на строительство собора. Там он оступился и упал с колокольни , но остался невредимым. При этом он обладал прекрасной памятью и выучился грамоте. Он любил читать священную книгу и учить остальных его основам. Кроме этого, он довольно часто посещал церковные службы и читал своим сверстникам псалтырь.

В десятилетнем возрасте , он заболел и чуть не умер. К нему во сне пришла Царица, которая пообещала исцелить его. В то время несли чудотворную икону Знамения Божьей Матери. При этом, когда её проносили по улице, шёл дождь и пришлось проносить её через их двор. Матерь Прохора вынесла больного сына и приложила его к иконе, которую проносили. Тогда он стал поправляться.

Будучи, постарше Прохор совершал паломничество в Киево-Печерскую лавру, там его благословил старец и остри его, указав место - Саровскую пустынь, где он должен был принять послушание. Незадолго после случившегося, он отправился в Саровский монастырь, где и стал послушником. В то время, что он только не делал:

  • был келейником старца;
  • работал в хлеву;
  • работал в столярне;
  • трудился пономарём.

В то время каждый из монахов уходил в лес для уединения. Там он просил благословение у старца и свободное время уделял молитве. Через несколько лет он заболел водянкой и испытывал постоянные страдания. Но несмотря на то что у него распухло всё тело и он испытывал постоянную боль, старцы ухаживали за ним. За все три года болезни он ни разу не выявил негодования. Он не хотел, чтобы его осматривал врач и постоянно молился. В один прекрасный день к нему пришла Божья Матерь и святые Апостолы, которые осветили его и из отверстия вылилась жидкость. С тех пор Прохор поправился. На том месте, где пребывала Божья Матерь святой соорудил своими руками церковь.

Преподобный Серафим, как он лечит?

В дальнейшем, как видно, на фото Прохор принял монашество тем самым он проявил свою любовь в служении богу и своё стремление служить ему. Через год он был посвящён в диаконы. На протяжении шести лет он неустанно проводил время в единении с Богом. Он не отдыхал , часто забывал о еде и не нуждался в дополнительных силах, ведь их давал ему Бог. Во время своей службы он неоднократно видел Ангелов, которые являлись к нему.

В один день Серафим увидел Господа Иисуса Христа, который шёл к нему по воздуху. Тем самым он был освящён за свою странную службу перед богом. Он на протяжении дня трудился в обители, а в ночное время уходил в лесную пустынную келлию, где проводил большую часть времени за молитвой. Ближе к сорока годам Серафин удостоился сана иеромонаха.

После сорока лет Серафим остался жить в лесу в пяти километрах от монастыря. Там он уединялся в молитве и приходил в церковь лишь в субботу. Пока он находился в лесной чаще, он подолгу погружался в состояние транса во время молитвы.

В один из периодов своей жизни Серафим принял обет молчания. Он старался ни с кем не говорить и не встречаться. На протяжении трёх лет он провёл в полном уединении. Но смотря на то, что делает святой, люди желали принудить его оставить безмолвие. Тем самым он нёс свой животворящие крест и ограждал себя молитвой. Как пишут старые писания, дьявол приводил Серафиму различные искушения. Тогда он усугубил свои труд ы и взял на себя подвиг по поводу столпничества.

На протяжении ночи он становился на камень в лесу и молился с поднятыми руками. После этого он проводил так тысячу дней и ночей. Тогда дьявол задумал умертвить его и прислал к нему грабителей. На него напали разбойники. Тем самым он взял в руки топор и разбойники стали бить его. Они чуть не убили его, но, когда они обнаружили, что у святого нет ничего ценного, тогда они постыдились того, что сделали и ушли. Серафим лежал неподвижен и пролежал в страданиях всю ночь. Несмотря на то что были установленные личности, которые его избили, старец настаивал на том, чтобы их не наказывал.

После шестнадцатилетнего срока пребывания в пустыне Серафим возвратился в монастырь. На протяжении пяти лет его никто не видел. Он принял ещё один обет молчания перед Богом. На протяжении десяти лет он молчал и только в девятнадцатом столетии открыл свои уста. В тот день, когда это случилось к нему вновь явилась Матерь Божья она осветила его взор с двумя святителями. Она велела ему выйти из своей обители и принимать людей, которые нуждаются в наставлении, утешении и исцелении. С тех пор, с раннего утра и до позднего вечера его келья стала открытой для людей.

Исцеления Серафима Саровского

Мощи Серафима Саровского могут исцелять так же, как и сам духовный наставник. Он исцелял как духовные проблемы, так и телесные. Он молился перед Богом и благодатным словом. При этом он ощущал великую любовь и ласковые слова, с которыми он обращался к людям. К нему шли люди неустанно , ведь он в лике святого привлекал к себе. Он видел помыслы, а также душевный настрой и обстоятельства каждого человека. Главное — это то, что ему была открыта воля Божия, при которой он принимал советы.

На протяжении всей жизни к нему являлись знатные лица и государственные деятели. Он делал соответствующие наставления и учили его верности. Многие посещали старца, к примеру, император Александр Первый. Но Серафим не всех принимал.

Незадолго до восстания декабристов к старцу пришёл гвардеец. Но старец прогнал его, ведь он знал заранее о том, что офицер хотел получить благословение на восстание. Таким образом, он избежал своей смерти перед людом. Матери гвардейца он сказал, что её сын мог бы умереть во младенчестве, а теперь он умрёт на висилице. Он ещё и обладал даром провидения.

В последние годы своей жизни старец провёл в Дивеевском монастыре женской обители. Там он заботился о сёстрах, которые обращались к ним за своими духовными и житейскими затруднениями. При этом практически все помогали старцу и монастырю. Особенно часто посещали его те, кто был исцелён ним.

Многие те, кого он исцелил в последние годы его жизни видели его на воздухе стоявшим во время молитвы. Но он строго запрещал об этом рассказывать до того момента , пока он не умрёт. Как отмечают древние рукописи к святому Серафиму приходила Святая Богородица двенадцать раз. Кроме этого, его посещали святые и двенадцать дев, которые послужили знаменем его скорой смерти и славы.

Мощи преподобного: где положены и как добраться до них?

Умер старец в начале девятнадцатого века в своей келье во время молитвы. При этом стоит отметить, что погиб он от угара. Он стоял на коленях и молился постоянно и приговаривал, что после его смерти случится пожар. Как только была открыта дверь увидели, что он стоял бездыханно, сложив руки крестом.

Его мощи были уложены в специальный дубовый гроб, который он сам себе приготовил при жизни. Закопали его по правую сторону алтаря. В скором времени все узнали в окрестности о том, что он скончался. На протяжении восьми дней стояли мощи святого в храме. Несмотря на то что был пожар и многочисленное скопление народа никто не учуял запах гари. Все на протяжении этого времени прощались с Серафимом. Особенно тяжко было сестрицам из Диеевского храма .

На девятый день покойника отмели. На его руки была уложена молитва и его руки разжались. Об этом знамении быстро были оповещены все. После того как отпели тело Преподобного, оно было предано земле в том месте где указывал сам преподобный. Прожил старец на протяжении семидесяти лет.

Мощи Серафима Саровского: как к ним добраться?

По предсказаниям преподобного святого Серафима, его мощи будут найдены. Но в скором времени после гонения христиан они должны быть утрачены и впоследствии в точности так произошло. Во время октябрського переворота большевики начали гонения на православия. Поэтому благодаря их усилиям были изъяты все святые мощи. Специальные комиссии вскрывали раки со святыми мощами. После этого они составляли протоколы и увозили мощи в неизвестном направлении. Большинство мощей было предано поругание , поэтому священнослужители прятали мощи у себя в домах.

Но с мощами Серафима преподобного такого не случилось. Они хранились в Дивеевском монастыре, они были вскрыты и увезены в неизвестном направлении. Лишь со временем мощи были установлены для обозрения в Страстном монастыре в Москве. Но тогда был организован антирелигиозный музей. В тридцатых годах двадцатого столетия, музей в Москве взорвали и мощи преподобного Серафима пропали. Во многих исторических источниках описано это к фото.

Лишь в конце двадцатого столетия в Ленинграде, в здании Казанского собора неожиданного были найдены его мощи.

Случайным образом они были обнаружены при очередной проверке. После того как были вскрыты погребения, была обнаружена надпись о том, что это отче Серафим преподобны й. Специалисты длительное время проводили исследования и убеждались в том, что это действительно он. После того, как была проведена экспертиза, было установлено, что это действительно преподобный Серафим.

Как добраться до мощей преподобного?

На сегодняшний день мощи преподобного Серафима можно увидеть в мужском монастыре - это Свято-Успенская Саровская пусть, которая находится в Нижегородской области. Часть мощей находится в Ендове в Храме Георгия Победоносца великомученика. А также можно увидеть мощи в Спасо-Преображенском Саловецком мужском монастыре.

На сегодняшний день к Святому Серафиму обращаются в случае:

  • духовного наставления;
  • просьбы о выздоровлении (помогает при тяжёлых заболеваниях);
  • при невозможности определения жизненного пути;
  • при невозможности забеременеть для женщин.

И в ряде других любых случаев можно обратиться к Серафиму Преподобному. Стоит отметить, что святой помогает абсолютно всем тем, кто в реальности нуждается в его помощи. Особенно важно почитать святого в его дни .

  • 15 января;
  • 1 августа.

При обращении к мощам лучше всего проконсультироваться у священника , как лучше провести этот обряд. Кроме этого, рекомендуется обращаться с добрыми и светлыми мыслями и побуждениями. Как показывает практика, при обращении к мощам преподобного в 90% он помогает.

Для того, чтобы ощутить энергетику преподобного многие служители предлагают отправиться в Дивеево в тот самый храм, где в первый раз погребли старца. Многие утверждают, что именно в Дивеево может прийти настоящее исцеление.

Добраться в из Москвы можно на машине за шесть часов. Но можно не только самостоятельно спланировать маршрут в храм. Многие паломники во время дня святого Серафима отправляются на службу в храм. Довольно часто они берут с собой всех желающих . Поэтому, если вы решили отправиться в Дивеево вам можно пробовать поехать с ними. Ещё один вариант, как посетить мощи Серафима - это отправится в экскурсионный тур вместе с группой в Дивеево. Такой вариант займёт восемь часов вашего времени. Как вариант, можно добраться в сторону Нижнего Новгорода при помощи поезда в Дивеево, такой способ будет длительным, но экономным.

Если вам нужно исцеление от святого Серафима, вам обязательно стоит посетить его мощи в Дивеево или в Москве. Возможно, тогда ваша проблема будет решена и никогда не побеспокоит вашу жизнь.

Где находятся мощи Серафима Саровского








В передаче на радио Радонеж архиепископ Истринский Арсений так вспоминал об обретении мощей Серафима Саровского:
"В конце 1990 года мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: «Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов. Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой - такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов...»
Конечно, я сразу же поставил в известность Святейшего Патриарха. Святейший переговорил со Станиславом Алексеевичем, и тогда же, в декабре, под председательством владыки Евгения была создана специальная комиссия. Я тоже входил в нее, а также и некоторые священнослужители Санкт-Петербургской епархии.
И вот, мы приехали в Петербург (тогда еще Ленинград), и в присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея поднялись в ту комнату, где лежала «находка». Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам - здесь же никаких документов не было. Но я уже говорил вначале, что еще в 1988 году владыке Евгению удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского с подробным описанием (собственно, поэтому владыка Евгений и стал председателем комиссии). По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости!
Что меня тогда поразило больше всего? Голова преподобного Серафима была в скуфейке с круглым отверстием на лбу. По-видимому, на это отверстие раньше была наклеена какая-то круглая металлическая пластинка, чтобы люди к ней прикладывались. Так вот, кости черепа преподобного - темного цвета, а это место - светлое-светлое, настолько оно зацеловано. От этого возникло какое-то радостное чувство…
После освидетельствования мощей Святейший Патриарх дал распоряжение директору Софринского завода изготовить раку для преподобного Серафима. Потом вызвал митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая и сообщил ему об обретении мощей преподобного Серафима.
Церковный народ узнал об этом событии немного позже. На Рождественском Патриаршем поздравлении в Богоявленском Елоховском соборе Святейший Патриарх, в ответ на приветствие митрополита Ювеналия, обращаясь к молящимся, сказал: «А еще хочу, дорогие мои, сообщить об одном необычном явлении, которое Господь даровал нам в эти дни: обретены мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца!» Меня поразило, как весь собор буквально вздохнул: настолько это глубинное переживание было в людях!
В середине января 1991 года Святейший Патриарх отбыл в Петербург (тогда еще Ленинград), там мощи преподобного с торжественным пением были вынесены из хранилища в Казанский собор (он еще не был передан Церкви), где было совершено краткое молитвословие. Затем мощи перенесли в Александро-Невскую Лавру, в святых воротах которой дорогую святыню встречали клир и паства Ленинградской епархии.
Несколько недель мощи преподобного Серафима находились на поклонении в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В праздник Блаженной Ксении Петербургской Святейший опять посетил Северную столицу, а вечером 6 февраля мощи преподобного Серафима при пении множества собравшегося на улицах народа - «Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас!», «Величаем ты, преподобне отче наш Серафиме!» - крестным ходом были перенесены из Александро-Невской Лавры на Московский вокзал. Проходя по Старо-Невскому, по другим улицам, которые были определены для крестного хода, как было умилительно видеть множество народа со свечами, слышать это тихое молитвенное пение! Не было ни крика, ни гомона, ни какого-то ажиотажа... Не было той сумятицы, какая сопутствует обычно митингам, собраниям… Все пронизывало особенное, духовное радование!
Для доставки мощей преподобного в Москву был выделен специальный вагон поезда. Когда процессия с крестным ходом подошла на вокзал, мы увидели, что все перроны и подходы к зданию вокзала были сплошь заняты народом! В этот момент, мне кажется, работа вокзала вообще была парализована…
Когда отъезжали, такое было чувство, без слез не передашь! Вагон с мощами преподобного Серафима был в поезде последним, в нем также находился Святейший Патриарх. Когда поезд тронулся, все люди, стоявшие на перронах или у входа в вокзал, опустились на колени. Этот момент - поклон жителей Петербурга, прощавшихся с Преподобным - настолько запечатлелся в памяти, что его трудно забыть. Это был единый душевный порыв…
По пути в Москву духовенством всю ночь читались акафисты, служились молебны. Утром прибыли на Ленинградский вокзал столицы.
От Ленинградского вокзала к Богоявленскому кафедральному собору состоялся большой крестный ход с мощами преподобного Серафима. Помню, это случилось на праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали»: морозный день, поземка, но погода никак не сказывалась на настроении собравшихся, радость переполняла всех!
Когда мощи преподобного внесли в Богоявленский собор, сразу спонтанно начался благодарственный молебен: ни чиновников, ни последования, - все наизусть, по вдохновению, такое воодушевление было!
С февраля до июля 1991 года мощи преподобного пребывали в Богоявленском кафедральном соборе. Летом состоялся грандиозный крестный ход - уже на автомобилях - во главе со Святейшим Патриархом, иерархами и священнослужителями Русской Православной Церкви, для переноса мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево, во вновь открытую Дивеевскую женскую обитель.
Этот крестный ход прошел буквально по всей России: по городам и Московской, и Владимирской, и Нижегородской областей, и дальше - через Арзамас - в Дивеево. Конечно, запомнилось многое: множество людей разного звания и положения, стремившихся приобщиться к святыне. Повсюду крестный ход сопровождала масса людей, особенно поразили меня встречающие в Лакинске. Поскольку в этом городе не было предусмотрено остановки, а, кроме того, уже на подъезде к Лакинску начался проливной ливень, мы хотели ехать, не останавливаясь. Но что мы увидели? На дорогу вышло много людей - с хоругвями, крестами, цветами и иконами. Они вышли поприветствовать преподобного Серафима! А тут - ливень! И вдруг, увидев наш кортеж, все эти люди, несмотря на проливной дождь, становятся на колени! Трудно передать, какие тобой овладевают чувства, когда видишь такое благоговение перед святыней!
И так было по всему пути следования: повсюду люди выходили на обочину, встречали мощи преподобного, каждый по-своему выражал радость от встречи со святыней".

Мудрые советы Серафима Саровского
Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги - ничего.

Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.

Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

Спасайся сам, возле тебя спасутся тысячи …
Пей там, где конь пьет. Конь плохой воды не будет пить никогда.
Стели постель, там где кошка укладывается.
Ешь фрукт, которого червяк коснулся.
Смело бери грибы на которые мошкара садится.
Сади дерево там, где крот роет.
Дом строй на том месте, где змея греется.
Колодец копай там, где птицы гнездятся в жару.
Ложись и вставай с курами- будешь иметь золотое зерно дня.
Ешь больше зеленого и будешь иметь сильные ноги и выносливое сердце как у зверя.
Плавай чаще и будешь себя чувствовать на земле как рыба в воде.
Чаще смотри на небо, а не под ноги — и будут твои мысли ясные и легкие.
Больше молчи, чем говори — и в душе твоей поселится тишина, а дух будет мирным и спокойным.

Сергей Турченко

ВРЕМЯ ДАВАТЬ ОТВЕТЫ

Есть множество доказательств того, что мощи преподобного Серафима Саровского, вскрытые большевиками 17 декабря 1920 года, были тайно подменены до этого на останки другого саровского иеромонаха. И после закрытия мощей, состоявшегося 16 августа 1921 года, были снова положены в свой гроб. А мощи подмены, в том самом виде, в котором они лежали в раке преподобного, были возвращены на свое прежнее место.

И после пропажи, увезенных в 1927 году в Москву мощей батюшки Серафима, они были обнаружены сотрудниками Краснослободского ОГПУ и перевезены в Ленинградский музей религии и атеизма. Где были обретены в 1990 г. и перенесены в Дивеево в 1991 году как "подлинные" мощи Серафима Саровского.

Для наилучшего понимания событий всех тех лет приведем слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:

«В 1920 году в городе Темникове (это ошибка, не в Темникове, а в Сарове - ред.) Тамбовской губернии атеистами было совершено вскрытие вывезенных из Сарова святых мощей прп. Серафима. В составленном при вскрытии акте очень подробно описывались как сами мощи, так и то, во что они были облачены и на чем покоились…

Во время инвентаризации, проводимой в связи с решением о возвращении Русской Православной Церкви Казанского собора и выездом из него музея, святые мощи были найдены. Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены. Когда рогожу развернули, увидели мощи, надетые на руки рукавички, на одной из которых было вышито “Преподобне отче Серафиме”, а на другой — “Моли Бога о нас”. Утверждать, что это мощи Саровского чудотворца, основываясь только на этой надписи, было нельзя. Поэтому мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году.

В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо, и все устроилось так, что руками безбожников был составлен документ, очень подробно описывающий мощи преподобного после их вскрытия в двадцатом году.

Специальной комиссией было установлено, что мощи, обретенные в Казанском соборе, полностью соответствовали описанию мощей прп. Серафима Саровского». («Московский церковный вестник», 1991г., №14(59)).

Но почему мы не можем признать их за подлинные мощи преподобного Серафима Саровского?

1. На мощах, находящихся в Дивеево, полностью отсутствуют следы дубильных веществ от сорокалетнего нахождения в дубовом гробу, наполненном водою. Свидетельство о чем имеется в воспоминаниях участника торжеств 1903 года протоиерея Димитрия Троицкого: «Отец Серафим лежал в гробу на дубовых стружках. Все содержимое гроба, ввиду дубильных свойств стружки, и самые честные останки, и седые волосы на голове, бороде и усах, и все одеяние преподобного - белье, холщевый подрясник, мантия, епитрахиль и куколь - все окрасилось в один цвет, напоминающий корку черного ржаного хлеба» . (Протоиерей Димитрий Троицкий. «Прославление преподобного Серафима Саровского». ).

Если кто-нибудь из читателей видел этот цвет, то скажет, что он темно-коричневый.

Что подтверждает еще одно свидетельство из того времени: «Для прикладывания на лбу было оставлено отверстие, в которое видно темно-коричневую часть лба». (В.П.Шнейдер. «К Батюшке Серафиму. Воспоминания паломников». Саровские торжества).

Этих следов на сегодняшних мощах нет и их цвет примерно в два раза светлее того, который имели мощи преподобного в 1903 году, что особенно четко видно по частичкам мощей в новых и дореволюционных мощевиках!

2. Доказательством их подмены служит и акт о закрытии мощей от 16 августа 1921 года, согласно которому цвет их стал «...темнее, чем был при вскрытии 17 декабря 1920 года» . (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Документы о вскрытии мощей).

То есть, только что извлеченные из могилы, они и в самом деле могли потемнеть на свету и свежем воздухе. Но как могут заметно потемнеть мощи имеющие цвет «корочки черного ржаного хлеба»?!

3. Доказательством их подмены является и «акт вскрытия останков Серафима Саровского от 17 декабря 1921 года», ясно показывающий, что торопившиеся с подменой саровские монахи явным-преявным образом перепутали расположение отдельных костей, которые при обретении подлинных мощей в 1903 году «были расположены в анатомическом порядке... Все кости были завернуты в монашеское одеяние... Кости ножные были собраны в особые туфли, кости ручные - в перчаточки... Те и другие положены на своих местах...» (Письмо архимандрита Сергия Тихомирова от 18 июля 1903 года).

«Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека, то же самое и во второй руке. Развертывается вата кисти. В числе костей кисти имеется один зуб и одна часть позвонка. Всего в кисти имеется костей пястных четыре, запястных пять, фаланговых больших пять, вторых фаланговых две, локтевых тоже 2. Это все в левой руке, причем в числе запястных костей имеется одна кость другой руки. Развертывается кисть правой руки, в числе костей кисти есть часть позвонка. Всего костей запястных 5, пястных 4, первофаланговых 3, вторых три и ногтевых 3. Берется туфля и разбирается. Левая туфля, в числе костей ступни имеется кость руки.(!)». (Архив МБ МССР. Д. 29. Л. 249 об.-250) (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму». Кощунство).

Это же настоящая чехарда с костями, совершенно недопустимая для мощей столь Великого Святого! Но, что интересно, ни те, что вскрывали их в 1920-м, ни те, что обретали их в 1990 году, ровным счетом так ни о чем и не догадались!

Между тем, как перепутать их в момент обретения в 1903 году не было никакой физической возможности, потому что согласно воспоминанием того же протоиерея Димитрия Троицкого: «Верхние кожные покровы тоже частично хорошо сохранились и плотно облегали скелет, как бы к нему присохли, вследствие чего кисти рук в запястьях и ступни в щиколотках остались на своих местах не отделенными, а лик преподобного сохранил следы сходства с иконографическим его изображением » . (Библиотека прп. Серафима Саровского).

А вот перепутать их в случае отсутствия скрепляющих их покровов довольно легко. Потому что сложенные на животе кости кистей легко смешиваются не только между собой, но и с лежащими под ними позвонками.

4. Доказательством их подмены является и свидетельство о новом материале для мантии в том же акте от 1920 года: «Затем снимается золотая парчовая епитрахиль, для чего поднимается голова фигуры. Видна также фигура в черной мантии, сшитая из черной материи и совершенно новой .
5. Доказательством подмены мощей является и то, что указанные выше остатки кожных покровов на мощах, лежащих сегодня в Дивеево, полностью отсутствуют!

Вот свидетельство об этом владыки Арсения, архиепископа Истринского, рассказанные им на радио Радонеж 24.07.2003 года: «Чтобы все было понятным, расскажу предысторию событий. В вопросе обретения мощей преподобного Серафима очень помог покойный ныне архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан). Именно с его назначением в 1987 году на Тамбовскую кафедру стали предприниматься большие усилия по возрождению духовной жизни на Тамбовщине. Попутно владыка изучил массу документов и случайно наткнулся на те, которые содержали описание вскрытия сотрудниками НКВД раки мощей преподобного Серафима Саровского. Конечно, это жуткая бумага - в отношении святого угодника Божия было проявлено мародерство - но она ценна буквальным, детальным описанием каждой косточки , каждого позвонка, обнаруженного в раке преподобного...

В 1990 году... мне позвонил директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Алексеевич Кучинский: «Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Мощи скелетного состава, никаких покровов . Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой - такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов...»

...И вот, мы приехали в Петербург (тогда еще Ленинград), и в присутствии директора, его заместителей и сотрудников музея поднялись в ту комнату, где лежала «находка». Разумеется, мы привыкли всегда доверять только документам - здесь же никаких документов не было. Но я уже говорил вначале, что еще в 1988 году владыке Евгению удалось обнаружить акт вскрытия мощей преподобного Серафима Саровского с подробным описанием. По этому-то акту мы и стали сличать найденные мощи с описанием. Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости (Библиотека прп. Серафима Саровского).

6. Доказательством их подмены является и определенный на глаз «небольшой» рост усопшего, в то время как рост преподобного Серафима (2 аршина и 8 вершков или 1м 78 см) был довольно высоким. Вот отрывок из того же акта: «Берется одна из отложенных в сторону рук из ваты, вата развертывается, в которой оказываются локтевая и лучевая кости небольшого человека». (Архив МБ МССР. Д. 27. Л 249-249 об).
7. Доказательством подмены служат и слова последней дивеевской матушки схимонахини Маргариты Лахтионовой, сказанные ею о том периоде времени: «Кто знает, может быть еще и тогда монахи нас просто успокоили, а мощи спрятали. Тут, конечно, кто-то тихо работал» .
8. Доказательством подмены мощей служит и телефонограмма, обнаруженная в 2001 году в партийных архивах Мордовии, которая была посланна в Пензу в июле 1927 года начальником Краснослободского ОГПУ Матвеевым: «Настоящим сообщаю: что подлинные останки Серафима Саровского мною лично будут доставлены со всеми имеющимися по этому вопросу документами по получении разрешения на выезд» .

То есть, через три месяца после увоза в Москву и пропажи по дороге туда мощей преподобного обнаружились и другие, но уже «подлинные останки Серафима Саровского»!

Вот одно из свидетельств исчезновения мощей преподобного Серафима монахини Серафимы (Булгаковой): «Мощи везли прямо в Москву. Там их принимала научная комиссия. К этой комиссии сумел присоединиться священник Владимир Богданов. Когда вскрыли ящик, то, по свидетельству о. Владимира, мощей в нем не оказалось. Я слышала это от его духовных детей. Это же говорил и покойный владыка Афанасий, бывший после в ссылке с о. Владимиром в Котласе». (С.Фомин. «В гости к Батюшке Серафиму»).

9. Но самым явным-преявным доказательством подмены мощей, не требующим проведения каких-либо криминалистических или генетических экспертиз, является полное отсутствие следов прижизненных травм, четко зафиксированных при обретении мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Вот свидетельство об этом архимандрита Сергия (Тихомирова) от 18 июля 1903 года: «На одной реберной кости следы того, что она была когда-то сломана и снова срослась. То же самое и на одной кости ножной».

Этих следов (костных мозолей) на останках лежащих сегодня в дивеевской раке нет! http://diveevo-tsarskoe.info

Валентина Афанасьевна о мощах преп.Серафима Саровского

Батюшку Серафима уже при жизни народ почитал святым, к нему можно обращаться с молитвами по любым вопросам.
Перед его иконой очень полезно молиться о духовной помощи в моменты отчаяния или упадка сил из-за обрушившихся на вас бед. Святой считал, что самые тяжкие христианские грехи – скорбь и уныние, поэтому искренние молитвы ему могут помочь вам преодолеть эти напасти и обрести силу.
Еще при жизни преподобного Серафима, к нему приходило большое количество людей за помощью в защите от искушений, и батюшка помогал им, давал оступившимся людям утешение и надежду на разрешение проблем. До сих пор он слышит нас, грешных, и святыми молитвами перед Господом помогает всем кающимся.
Масло, которое освящено его святыми мощами, часто помогает больным.
Существует мнение о Серафиме Саровском, что его помощь может проявляться в торговых делах. Он помогает тем людям, которые стремятся не только к личному обогащению, но в первую очередь занимаются благотворительностью, помогают ближним, неимущим, больным людям, жертвуют средства на святую Православную Церковь.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Преподобный Серафим Саровский был рожден 19-го июля 1759 года в городе Курске в купеческой семье. При крещении он получил имя Прохор.
В возрасте трех лет умер отец Прохора, который незадолго до смерти взял подряд на строительство храма преподобного Сергия, все труды по продолжению работ взяла его супруга Агафья. Как-то раз она пошла на стройку вместе с маленьким Прохором, который во время осмотра оступился и упал с высокой колокольни. Мать очень испугалась, но спустившись вниз, увидела сына здорового и невредимого, в чем усмотрела особое попечение Бога.
Около десятилетнего возраста, Прохор очень сильно заболел, его жизнь даже оказалась под угрозой, но во сне ему было видение — к нему явилась Царица Небесная и пообещала исцелить отрока. Тогда по Курску несли крестным ходом чудотворную икону Знамения Божией Матери. Агафья вынесла своего больного сына, он приложился к иконеи с того момента начал быстро поправляться.
Его старший брат торговал и стал приучать к этому занятию и Прохора, но душа мальчика стремилась к Богу, он каждый день посещал храм, утром рано просыпался, чтобы пойти и послушать утреню. Прохор рано выучился грамоте, с самого детства любимым занятием его было читать Священное Писание и Жития святых. Его мать видела, чем занимается ее сын и была этому очень рада.

Когда юноша достиг семнадцатилетнего возраста, он точно решил, что оставит мир, попросил благословения у своей матери и посвятил себя иноческой жизни.
Сначала преподобный отправился в Киево-Печерскую лавру, в которой познакомился с одним прозорливым затворником Досифеем, который разглядел в Прохоре верного слугу Христова. Затворник сказал, что его место в Саровской пустыни и благословил юношу идти в нее за спасением.
По этому совету девятнадцатилетний Прохор Мошнин 20-го ноября 1778 года оказался, в Сарове, где был принят старцем Пахомием, который был настоятелем пустыни.
Постоянно пребывая в молитвах, Прохор был усердным исполнителем всех послушаний, которые возлагались на него, он оказывался в числе первых, кто приходил на службы, в келье внимательно читал святые духовные книги, особенно любил Евангелие, Апостольские послания и Псалтырь. Спал он немного. Но его душа жаждала еше более строгой жизни и однажды, получив благословение от старцев, Божий избранник начал уходить в лес для молитв. Братия удивлялась той силе святых подвигов, которую показывал Прохор.
Прохор очень долго, почти три года болел, но всякий раз, когда монахи предлагали ему лечиться, отклонял их предложение, уповая на Божию милость. И вот, когда состояние Прохора стало критическим, к нему явилась Сама Божия Матерь и снова, как в детстве, исцелила его. По истечении некоторого времени, келью, в которой случилось это чудесное посещение, снесли, а на ее месте поставили храм и больничный корпус.
13-го августа 1786 года, в свои 28 лет, Прохор был подстрижен в иноки с наречением имени Серафим . В декабре 1787 года Серафим был посвящен в сан иеродиакона. 6 лет он, практически без перерывов, находился в служении. Он почти не отдыхал, часто забывал поесть, но Бог давал ему особые силы.
Однажды во время Божественной литургии Серафимом было получено необычайное видение: святой узрел Господа Иисуса Христа во славе, сияющего неизреченным светом. Он был в окружении ангелов, архангелов, вокруг были также херувимы и серафимы. Он прошел по воздуху от церковных ворот, остановился возле амвона и благословил всех Своими святыми руками.
В 1793-м году будущего святого рукоположили в сан иеромонаха.
После кончины старца Пахомия, преподобный Серафим по благословению своего духовного отца старца Исаии, оставил обитель.

20-го ноября 1794года он ушел жить в уединенную келью, которая была на расстоянии 5-6 километров от монастыря в лесу на берегу реки Саровки. В келье было всего одно помещение с печкой. Около своего жилья преподобный сделал огород, а позже стал разводить и пчел. Одежда Серафима была очень простая, даже убогая- поношенная камилавка, балахон из белой ткани, кожаные рукавицы, чулки и лапти на ногах. На груди его всегда висел крест, которым его благословила мать, а за плечами находилась котомка, в которой всегда находилось святое Евангелие.

Все время ревностный Христов подвижник проводил в молитве и чтении святых книг. Во время холодов он заготавливал дрова, чтобы топить свою келью, летом работал на земле, выращивая на огороде овощи, которыми и питался.
Перед воскресными и праздничными днями преподобный Серафим Саровский шел в обитель, где слушал вечерню, всенощное бдение или утреню и причащался святых Тайн. Потом общался с иноками, затем брал хлеб на неделю и снова возвращался в свою одинокую лесную келью. Сначала он питался сухим хлебом, а позже, святой отец Серафим еще больше усилил пост и отказался даже от хлеба. Питался преподобный только овощами, которые выращивал на своем огороде.
Разные искушения выпадали ему в испытание. Однажды преподобный Серафим Саровский, подвергся нападению злых людей, потребовавших денег, которые тот якобы получал от мирян. У старца денег конечно же не было, он покорно сложил крестом руки на груди и сказал: «Делайте, что вам надобно.» Грабители набросились на подвижника, связали и сильно избили его. После этого они ворвались в келью, где нашли немного картофелин и одну икону. Подумав о преподобном Серафиме, что Саровский отшельник убит, злодеи сильно испугались и убежали. Когда святой пришел в сознание, он сразу же поблагодарил Господа Бога за это страдание и помолился о прощении нападавших, кое-как освободился от пут и утром окровавленный добрался до обители. Врачи осмотрели раны и сильно удивились тому, что старец оказался жив – голова его была проломлена, ребра сломаны, долго он лежал обессиленный, отказываясь даже от принятия пищи.

И снова у отца Серафима было видение: Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоаном Богословом подошла к нему и сказала в сторону врачей:

«Что вы трудитесь?» а преподобному: «Сей от рода моего!»

После этих слов отец Серафим отказался от врачей и предоставил свою жизнь в Божьи руки. На девятый день к нему начали возвращаться силы и старец смог встать с постели. Но целых пять месяцев он еще находился в обители, восстанавливая силы, после чего снова возвратился к своей келье.
Люди узнавали о преподобном отце, к нему начали приходить за помощью. От некоторых людей старец старался уклоняться потому, что к тому времени уже умел узнавать нужды, а тех, кто действительно нуждался, принимал и давал советы и наставления. Много людей видело, как старец кормил из рук большого медведя – об отшельнике Серафиме знали даже дикие звери и любили его.
Диавол очень старался, что прекратить подвижнический подвиг Серафима, искушая и строя ему козни. Так он устраивал громогласные звериные рыки возле кельи, или делал так, что святому представлялось, как будто за дверями его жилища большое количество людей пытаются вломиться к нему или развалить хижину. Спасался Серафим только молитвою и силой Животворящего Креста Господня.
Не единожды батюшку искушали духом честолюбия, предлагая ему стать игуменом или архимандритом какого-нибудь монастыря, но он стремился к настоящему подвижничеству и всякий раз отклонял такие предложения.
Три года святой преподобный не разговаривал, храня обет совершенного молчания. Тысячу дней и ночей он, подобно св. Семиону столпнику, стоял на камне и молился Богу словами мытаря:

«Боже, милостив буди мне, грешному!».

С мужеством отцом Серафимом переносились зимняя стужа, летний зной, дожди, комаров и мухи. Сходил он с него только для того, чтобы принять пищу.
Об этом подвиге никто не знал до той самой поры, пока об этом не было рассказано самим Преподобным.
Святой до такой степени ослабел в этих подвигах, что уже не мог сам приходить в монастырь. Поэтому 8 мая 1810 года, после шестнадцати лет пребывания в лесу, он навсегда оставил пустыньку и возвратился в монастырь, где начал новый подвиг затворничества.

В течении первых пяти лет пребывания в обители, он вообще никуда не выходил, никто не видел даже, как старец брал пищу, которую ему приносили. Потом он открыл дверь своей кельи, но все равно не разговаривал с людьми, приняв обет молчания.
В его келье находилась икона Божией Матери, с горевшей лампадой перед нею, обрубок пня был ему вместо стула. И в сенях стоял дубовый гроб, возле которого старец молился, готовясь к переходу к вечной жизни.
Когда прошло 10 лет такого безмолвного затворничества, преподобный Серафим Саровский отверз свои уста снова, чтобы послужить миру и двери его кельи открылись для людей. Его посещали многие знатные лица, государственные мужи, которым он давал наставления и учил, как жить с верностью Церкви и отечеству.
В ноябре 1825-го года, Серафиму во сне было явление Богоматери, которая разрешила выйти из затвора. После чего он стал посещать монастырь и кроме этого, помогал поднимать женскую иноческую Дивеевскую общину, которую в 1780 году основала помещица Мельгунова.
За год и десять месяцев до окончания своей земной жизни, Серафим Саровский удостоился двенадцатого в его жизни праздника — явления Божией Матери, которое было как предзнаменование его блаженной кончины и нетленной славы.
Второго января 1833 года келейник преподобного старца, отец Павел, почувствовал запах гари, который шел из кельи святого Серафима. У него всегда были зажжены свечи, он говорил:

«Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».

Когда были открыты двери, все увидели бездыханное тело преподобного Серафима, которое было в молитвенном положении, а книги и другие вещи в комнате тлели.
Тело преподобного положили в приготовленный при жизни дубовый гроб, погребение состоялось по правую сторону соборного алтаря.

В течение многих лет со дня смерти святого к месту его захоронения приходили люди, и по молитвам преподобному Серафиму Саровскому, получали исцеления от различных душевных и телесных болезней.

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТОГО СЕРАФИМА

В 1903 г. 1 августа состоялась канонизация преподобного преподобного Серафима Саровского. В день его рождения торжественно были открыты его мощи и перенесены в приготовленную раку.

В Сарове на этот праздник тогда собралось больше трехсот тысяч человек.
16/29 июля 1903 г. в Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения - Парастасы, о приснопамятном иеромонахе Серафиме.
17/30 июля был совершен крестный ход из Дивеевского монастыря в Саровскую обитель. Весь путь участники крестного хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, совершались литии.
Навстречу крестному ходу из Дивеева вышел крестный ход к мощам Серафима Саровского. Когда они встретились, епископ Тамбовский Иннокентий осенил на четыре стороны людей чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» при пении «Пресвятая Богородице, спаси нас ».
После этого объединенный крестный ход направился в Саров.
Вечером 18/31 июля на Всенощном бдении преподобный Серафим был прославлен в лике святых. Когда открыли гроб, все, включая присутствовавшего Государя Императора опустились на колени. Зазвучало величание

«Ублажаем тя преподобне отче Серафиме…».

Историки утверждают, что таких праздников до этого дня в России еще не было.
Миру были оставлены наставления Серафима Саровского, часть которых была записана им самим, а часть теми, кто слышал их из его уст.
В 1903 году была издана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни », которая состоялась в ноябре 1831 г., незадолго до его преставления.
Кроме учения о христианстве, в ней есть новое изъяснение святейшего многих важных мест Священного Писания.

НЕКОТОРЫЕ ЧУДЕСА ПО МОЛИТВАМ СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Никто не знает сколько настоящих чудес Господь Бог совершил через Серафима Саровского и сколько еще будет совершено в будущем.

Первое чудо случилось, когда Прохор (такое имя носил Серафим Саровский по рождению) случайно он упал с высокой колокольни храма, но как ни в чем не бывало встал на ноги без всяких повреждений. В десять лет к заболевшему Прохору во сне явилась Божия Матерь и исцелила его от смертельной болезни.

В монастыре Прохор заболел водянкою, весь распух, но после Святого Причастия к нему в свете явилась в свете Пречистая Богородица и снова исцелила его, коснувшись своим жезлом его бедра.

У преподобного Серафима Саровского был брат Алексей, которому он за 48 лет предсказал точную дату его смерти.

Однажды из Спасска в Саров приехал диакон, который ложно обвинял другого священника. Когда он пришел к святому, он узрел его обман и прогнал его, сказав:

« Поди, клятвопреступник, и не служи».

После этих слов диакон целых три года не мог проводить службы в церкви (у него немел язык) до тех пор, пока не сознался во лжи.

Серафима Саровского слушались животные. Саровский инок Петр рассказывал: «Подходя к келье, я увидел, что отец Серафим сидит на колоде и кормит стоящего перед ним медведя сухариками. Пораженный я остановился в страхе за большим деревом. Тот час же увидел, что медведь пошел от старца в лес. Преподобный Серафим с радостью увидел меня и просил молчать о медведе до его успения»

Чудо появления источника«Серафимова» .
25 ноября 1825 года преподобный Серафим увидел на берегу реки Саровки Божию Матерь с апостолами Петром и Иоанном. Богоматерь жезлом ударила в землю и из-под земли выбился фонтан воды, а потом Она дала указание об устроении Дивеевской обители.
Взяв инструменты из монастыря, батюшка Серафим сам две недели копал колодец, от воды которого происходили и до сих пор происходят чудесные исцеления.

У преподобного Серафима Саровского был дар прозорливости. Он неоднократно отвечал на письма даже не раскрывая их. После его кончины было обнаружено много таких запечатанных писем.

Люди не раз видели , как отец Серафим, начинал молиться, а потом, вдруг, поднимался над землей. Дарья Трофимовна, сестра из Дивеево, однажды удостоилась увидеть этого чуда, но по наказу, данным отцом Серафимом, молчала об этом до его смерти.

Есть свидетельства, когда по молитвам преподобного Серафима Саровского возвращалась жизнь у неизлечимых больных.

«Укоряют — не укоряй. Гонят — терпи. Хулят — хвали. Осуждай сам себя — так Бог не осудит. Покоряй волю свою воле Господней. Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего — ближний твой плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасешь»

прп. Серафим Саровский

ВЕЛИЧАНИЕ

Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

ВИДЕОФИЛЬМ