Передайте высказывания заменив прямую речь косвенной. Косвенная речь в английском языке: правила, примеры и исключения в различных временных формах

1. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передаётся.

2. Если прямая речь выражена повествовательным предложением, то при замене косвенной она передаётся изъяснительным придаточным предложением с союзом что .

3. Если прямая речь обозначает побуждение, приказание, просьбу и сказуемое в ней выражено глаголом в повелительном наклонении, то при замене косвенной она передаётся придаточным изъяснительным предложением с союзом чтобы .

Прямая речь, в которой сказуемое выражено повелительным наклонением, может быть передана и простым предложением с дополнением в неопределённой форме.

4. Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене косвенной она передаётся косвенным вопросом (с частицей ли или без неё посредством союзных слов который, какой, что и др.). При косвенном вопросе вопросительный знак не ставится.

5. Косвенная речь менее выразительна, менее эмоциональна, чем прямая. Имеющиеся в прямой речи обращения, междометия, частицы при замене её косвенной опускаются. Значения их могут быть иногда лишь переданы другими словами, более или менее близкими к ним по смыслу. В таком случае получается приблизительный пересказ прямой речи.

488. Спишите, заменяя прямую речь косвенной. Особое внимание обратите на употребление местоимений.

1) «Душевно рад, - начал он [Николай Петрович], - и благодарен за доброе намерение посетить нас». 2) «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - воскликнул Николай Петрович. 3) «А это впереди, кажется, наш лес?» - спросил Аркадий. 4) «Где же твой новый приятель?» - спросил он [Павел Петрович] Аркадия. 5) «Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров. 6) «Вам больше чаю не угодно?» - промолвила Фенечка. 7) «Да, да, я знаю вас, Базаров, - повторила она [Кукшина]. - Хотите сигару?» 8) «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, - проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь». 9) «Пойдёмте гулять завтра поутру, - сказала Анна Сергеевна Базарову, - я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства». 10) «Спустите штору и сядьте, - промолвила Одинцова, - мне хочется поболтать с вами перед вашим отъездом». 11) Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой, я хочу к тебе поехать». 12) «Душевно рад знакомству, - проговорил Василий Иванович, - только уж вы не взыщите: у меня здесь всё по простоте, на военную ногу. Арина Власьевна, успокойся, сделай одолжение: что это за малодушие?» (И. Тургенев)

489. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой речи косвенной. Спишите, исправляя предложения.

1) Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить - не наше дело, сперва надо место расчистить. 2) Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали. 3) Базаров говорит Аркадию, что твой отец - человек отставной, его песенка спета. 4) Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана. 5) Когда Раскольников встретился с Соней, то не сразу сказал ей, что это я убил старую процентщицу.

490. Составьте и запишите шесть предложений с прямой речью (в них по возможности должны быть личные или притяжательные местоимения), затем передайте прямую речь косвенной.

491. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя (устно) их употребление. Какие способы передачи чужой речи встречаются в тексте?

Чичиков у Коробочки

Минуту спустя вошла хозяйка женщина пожилых лет в каком-то спальном чепце надетом наскоро с фланелью на шее одна из тех матушек небольших помещиц которые плачутся на неурожаи убытки держ..т голову несколько (на)бок а между тем наб..рают (по)немногу деньж..нок в меш..чки размещ..ные по ящикам комодов

Чичиков изв..нился что побеспокоил неожиданным приездом Ничего ничего сказала хозяйка В какое это время вас Бог принёс Сумят..ца и вьюга такая с дороги следовало бы поесть чего-нибудь да пора-то ночная пр..готовить нельзя

Чичиков поблагодарил хозяйку сказавши что ему н.. нужно н..чего что(бы) она н.. беспокоилась н.. о чём что кроме постели он н..чего н.. требует и полюбопытствовал только знать в какие места заехал он и далеко ли отсюда путь к помещ..ку С..бакевичу на что старуха сказала что и не слых..вала такого имени и что такого помещ..ка вовсе нет.

По крайней мере знаете Манилова сказал Чичиков А кто такой Манилов Помещ..к матушка Нет н.. слых..вала нет такого помещ..ка Какие же есть Бобров Свиньин Канапатьев Харпакин Трепакин Плешаков Богатые люди или нет Нет отец богатых слишком нет У кого двадцать душ у кого тридцать а таких чтобы по сотне таких нет

Чичиков заметил что он заехал в порядочную глушь (По Н. Гоголю)

492. Прочитайте. Определите жанр текста. Передайте его содержание от 3-го лица. Сохраните в изложении слова, выражающие оценки автора.

Как-то, во время первой беседы, Ахматова обратилась ко мне и с весёлым любопытством спросила: «А вы думали, Ахматова такая?» Я ответил совсем искренно: «Да, такая». Но, может быть, я был бы ещё правдивее, если бы сказал: «Нет, такого я не ожидал». Да, я знал, что встречу в первый и, вероятно, в последний раз в жизни великого поэта. Но из Англии писали, что Ахматова уже не та, надломленная, больная... Там её видели на пьедестале, надменной, неприступной. А передо мной предстал не только великий поэт, но и замечательный, необыкновенный, великий человек. Великий в своей простоте. (Н. Струве)

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ КАК СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПР ПРЯМОЙ РЕЧИ. ЗАМЕНА ПРЯМОЙ РЕЧИ КОСВЕННОЙ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ - это точно воспроизведённая чужая речь, которая передаётся от лица того, кто говорит.
Предложение с прямой речью состоит из двух частей:

1)
слова автора (А, а) , указывающие на того, кто произнёс речь (авторское введение): Мудрецы учат... ;
2)
прямая речь (П, п) - точно воспроизведённая чужая речь: «Счастье внутри тебя».


Вспомните, что вам известно о знаках препинания при прямой речи из изученного на уроках родного языка.

Пунктуации при прямой речи


На письме предложения с прямой речью оформляются системой знаков: прямая речь выделяется и отделяется.


ВЫДЕЛЯЕТСЯ
Для указания на то, что чужая речь передана точно, прямая речь выделяется кавычками и, в зависимости от интонации, знаком в конце предложения: вопросительным или восклицательным, запятой внутри предложения или точкой в конце предложения.


1) «П (?!)», - а. Прямая речь, стоящая перед словами автора, отделяется тире ( это сказал такой-то ): «А можно я буду звонить тебе, когда мне будет не слишком весело?» - спросил он, небрежно при щурившись (Д. Рубина) ;


2) А: «П». Прямая речь, стоящая после слов автора, отделяется двоеточием ( что именно сказал ...): Мудрецы учат: «Счастье внутри тебя» (М. Веллер );


3) «П, - а, - п». Слова автора, стоящие внутри одного предложения прямой речи, с двух сторон отделяются запятыми и тире : «Спасибо, Павлуша, - сказала я, - ещё раз спасибо» (В. Токарева);


4) «П (?!), - а. – П». Если слова автора стоят между двумя предложениями прямой речи, то после первого предложения , в зависимости от интонации, ставятся запятая, вопросительный или восклицательный знак и тире; после слов автора ставятся точка и тире : «Только ты не шуми, - сказал отец. – А то младшие такой бунт поднимут» (Ч. Айтматов).

Чужая речь может воспроизводиться точно, прямо передавая содержание и интонацию. В этом случае она оформляется на письме в виде прямой речи. Чужая речь также может передаваться косвенно, излагая только смысл чужой речи. Косвенная речь (непряма мова) оформляется на письме в виде сложного предложения: Среди бела дня Диоген ходил с фонарём в руках и объяснял: « Ищу человека». - Среди бела дня Диоген ходил с фонарём в руках и объяснял, что он ищет человека .
Чужая речь, переданная в форме придаточной части сложноподчинённого предложения, называется КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ.


Предложение с косвенной речью - это сложноподчинённое предложение, где главная часть содержи слова автора, а придаточная - чужую речь.

Замена прямой речи косвенной речью


Если косвенная речь передаёт сообщение, повествование, то предложение, передающее чужую речь, присоединяется союзами или союзными словами что , будто : Саша сказал: «Я никуда не пойду». - Саша сказал, что он никуда не пойдёт .
А: «П». = , ( что ...).


Если косвенная речь передаёт просьбу, приказ, то предложение, передающее чужую речь, присоединяется союзом чтобы : «Никуда не уходи!» - сказала мать. - Мать сказала сыну, чтобы он никуда не уходил .
А: «П». = , ( чтобы ...).


Если косвенная речь передаёт вопрос, то предложение, передающее чужую речь, присоединяется союзами что , кто , какой , где , когда , куда , откуда , ли (вопросительный знак не ставится): Мальчик спросил: «А море где?» - Мальчик спросил, где море .
А: «П?» = , ( где ...).

Пунктуация в предложениях с косвенной речью


Предложения, передающие чужую речь косвенно, обычно стоят после слов автора и отделяются от него занятой.


При замене прямой речи косвенной речью заменяются личные и притяжательные местоимения: они употребляются с точки зрения того, кто передаёт чужую речь.


Обращения, междометия, вводные слова в косвенной речи не употребляются

1. Объяснительное письмо


Выразительно прочитайте предложения с прямой речью, соблюдая интонацию, с которой произносятся предложения в зависимости от положения слов автора по отношению к прямой речи. Спишите предложения. Составьте схемы предложений с прямой речью.


1. Епиходов вышел, за дверью послышался его голос: «Я на вас буду жаловаться» (А. Чехов) . 2. Я смотрел на неё и думал: «Сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти?» (Максим Горький) . 3. Отец крикнул: «Осторожно!» 4. «Странная всё же штука, наша память», - подумал он (М. Юденич) . 5. «Здравствуйте!» - ответил класс (Ч. Айтматов) . 6. «Что-нибудь случилось?» - спросил он (Ч. Айтматов) . 7. Глаза у него были, - напишу я, - как небо». 8. «Отдай, - сказал он, - иначе плохо будет» (Ч. Айтматов). 9. «Скажи, какое дело, начал приставать младший брат, - честное слово, никому не скажу» (Ч. Айтматов) . 10. «Тише ты, - шипел на меня Мишка. - Всю рыбу распугаешь!..» (В. Медведев). 11. «Стой! - крикнул он. - Ты что, не видишь, что конь у тебя хромает?» (Ч. Айтматов). 12. «Чудо может обнаружить себя во всём, - говорит. - В улыбке, в веселье, в каждом сказанном вовремя нужном слове» (М. Веллер).


2. Восстановление предложений


Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя на место пропуска данные в скобках слова автора. Выделите кавычками прямую речь, отделите её от слов автора соответствующими знаками. Выделите знаками междометия (вигуки), обращения (звертання). Составьте схемы предложений.


1. ... Эй охотник заворачивай к нам (Ребята стали кричать) (Ч. Айтматов). 2. Ты что сынок... (спросила мать) (А. Кузнецова). 3. Всем вам ребята большой привет... (сказала она) (Ч. Айтматов) .4. Привет ребята... чем занимаемся? (сказал Игорь) (А. Рыбаков). 5. Ты давай-ка приятель быстро... а то как бы пёс за нами не увязался (попросил лесник) (С. Иванов). 6. Слезай сын приехали... . Путешествие окончено (говорит отец). 7. Да разговор важный.... Садитесь ребята (подтвердил завуч) (Ч. Айтматов) . 8. Ребята это я.... Это я говорю (подал он голос поднимая голову) (Ч. Айтматов). 9. Ох заводной.... Нет с ним не соскучишься (сказал шофёр) (О. Гончар). 10. Нет стоп … . Главное не поддаваться панике (сказала Серафима себе) (В. Крапивин).

3. Конструирование предложений


І. Выразительно прочитайте приведённые в упражнении высказывания. Какой темой они объединены?


ІІ. Данные высказывания оформите в виде прямой речи. Для введения прямой речи используйте разные глаголы: говорил, писал, предупреждал, считал, был убеждён, заметил, пришёл к выводу и др.


1. Переводчики - почтовые лошади просвещения (А. Пушкин). 2. Переводчик в прозе - раб, переводчик в стихах - соперник (В. Жуковский). З. Перевод - это автопортрет переводчика (К. Чуковский) . 4. Перевод - всегда комментарий (Лео Бек) . 5. Есть много способов перевести книгу; лучший из них - поручить это дело переводчику (Д. Пашков) . 6. Мало что на свете может сравниться со скукой, которую вызывает в нас буквальный перевод (Марк Твен) . 7. Лишь усвоив в возможном совершенстве родной язык, мы в состоянии будем в совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде (Ф. Достоевский) .

С л о в а р ь :

Почтовые лошади - лошади, используемые на почтовых станциях в России в ХIХ в. для перевозки почты.

Автопортрет - портрет, выполненный собственноручно, т. е. самим автором.

4. Анализ учебного материала


І. Спишите парами предложения с прямой и косвенной речью. Охарактеризуйте тип предложения, содержащего прямую речь, по цели высказывания. Подчеркните союзы, которыми присоединяются эти предложения в косвенной речи.


ІІ. Подчеркните в предложениях, содержащих прямую и косвенную речь, местоимения и глаголы, укажите их лицо и число. Проследите, употребляются ли в косвенной речи обращения, вводные слова.

О б р а з е ц . Максим сказал: «Я хочу с вами посоветоваться (повествовательное). - Максим сказал, что он хочет посоветоваться со мной .

Прямая речь Косвенная речь
Отец сказал: «Проект понравился». Отец сказал, что проект понравился.
«Бесспорно, здесь никто не виноват», - сказала мама. Мама сказала, что здесь никто не виноват.

Я закричал: «Беги быстрее, Мишка!» Я кричал Мишке, чтобы он бежал быстрее.
Женщина спросила Мишку: «Ты где живёшь, мальчик?» Женщина спросила Мишку, где он живёт.

Мама спросила: «Что случилось, сынок?» Мама спросила у сына, что случилось.


5. Пунктуационная работа


І. Прочитайте предложения с косвенной речью. Укажите слова автора и косвенную речь. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Подчеркните союзы (союзные слова), присоединяющие косвенную речь.


1. Девушка подумала что надо куда-то двигаться (Л. Петрушевская). 2. Я заметил приятелю что мы отвлеклись от темы разговора. 3. Девочка вдруг ответила что не может вспомнить откуда у неё эта книга. 4. Мама сказала чтобы мы всё подготовили к встрече гостей. 5. Тренер сказал чтобы мы пробежали ещё два круга. 6. Отец велел чтобы мы собирались. 7. Мы часто спрашиваем себя что для нас главное в жизни. 8. Мальчишки поинтересовались когда начнутся соревнования.


ІІ. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью, запишите их.

6. Домашнее задание

Вариант 1 . К прямой речи допишите слова автора. Расставьте знаки препинания, свой выбор обоснуйте.


1. ... «Это что-то новое». 2. «Отойди от компьютера!» ... . 3. «Поедете завтра» ... . 4. «Да... это успех». 5. «А я думал... ты забыла». 6.»Смотри... не упади». 7. «Она едет! … Скажи всем!» 8. «Вот... . Выбирайте, что хотите».

1. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передаётся.

2. Если прямая речь выражена повествовательным предложением, то при замене косвенной она передаётся изъяснительным придаточным предложением с союзом что .

3. Если прямая речь обозначает побуждение, приказание, просьбу и сказуемое в ней выражено глаголом в повелительном наклонении, то при замене косвенной она передаётся придаточным изъяснительным предложением с союзом чтобы .

Прямая речь, в которой сказуемое выражено повелительным наклонением, может быть передана и простым предложением с дополнением в неопределённой форме.

4. Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене косвенной она передаётся косвенным вопросом (с частицей ли или без неё посредством союзных слов который, какой, что и др.). При косвенном вопросе вопросительный знак не ставится.

5. Косвенная речь менее выразительна, менее эмоциональна, чем прямая. Имеющиеся в прямой речи обращения, междометия, частицы при замене её косвенной опускаются. Значения их могут быть иногда лишь переданы другими словами, более или менее близкими к ним по смыслу. В таком случае получается приблизительный пересказ прямой речи.

1. При замене прямой речи косвенной личные и притя­жательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передаётся.

Прямая речь Косвенная речь

1) «Давненько не брал я Чичиков говорил, что он

в руки шашек! » - гово- давненько не брал в ру-
рил Чичиков.
(Г.) ки шашек.

2) «А ваше имя как?» - Помещица спросила, как
спросила помещица.
(Г.) его имя.

2. Если прямая речь выражена повествовательным пред­ложением, то при замене косвенной она передаётся изъяс­нительным придаточным предложением с союзом что.

Прямая речь Косвенная речь

Павел, уходя из дома,сказал матери, Павел, уходя из дома, ска­зал матери: «В субботу

Что в субботу у него будут гости у меня будут гости из города».

Из города.

3. Если прямая речь обозначает побуждение, приказа­ние, просьбу и сказуемое в ней выражено глаголом в пове­лительном наклонении, то при замене косвенной она пере­даётся придаточным изъяснительным предложением с сою­зом чтобы.

Прямая речь

«Отпусти его [мужи­ка]», - шепнул я на ухо Бирюку... (Т.)

Косвенная речь

Я шепнул Бирюку,чтобы он отпустил мужика

Прямая речь, в которой сказуемое выражено повели­тельным наклонением, может быть передана и простым предложением с дополнением в неопределённой форме.

Прямая речь

«Посвети барину », - сказал Бирюк девочке.

Косвенная речь

Бирюк велел девочке посветить барину.

4. Если прямая речь является вопросительным предло­жением, то при замене косвенной она передаётся косвен­ным вопросом (с частицей ли или без неё посредством союз­ных слов который, какой, что и др.). При косвенном во­просе вопросительный знак не ставится.

Прямая речь

1) «Имеете вы известия от вашего сына?» - спросил я её нако­нец. (Т.)

Косвенная речь

Я спросил её наконец, имеет ли она известия от своего сына.

Прямая речь Косвенная речь

2) «Какая оке ваша будет Собакевич спросил нако-
последняя цена?»
- спро- нец, какая же будет его
сил наконец Собакевич.
(Г.) последняя цена.

5. Косвенная речь менее выразительна, менее эмоциональна, чем прямая. Имеющиеся в прямой речи обраще­ния, междометия, частицы при замене её косвенной опус­каются. Значения их могут быть иногда лишь переданы другими словами, более или менее близкими к ним по смыслу. В таком случае получается приблизительный пере­сказ прямой речи.

Прямая речь Косвенная речь

Он [незнакомец] нагнулся к Незнакомец нагнулся к

ней и спросил: «Псина, бедной собаке, ласково

ты откуда? Я тебя спросил, откуда она, не

Ушиб? О бедная, бедная... ушиб ли он её, убеждал

Ну, не сердись, не сер- не сердиться, просил

дись... Виноват». (Ч.) извинить его.

Упражнение 47

Спишите, заменяя прямую речь косвенной. Особое внимание обратите на употребление местоимений.

1) «Душевно рад, - начал он [Николай Петро­вич], - и благодарен за доброе намерение посетить нас». 2) «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - воскликнул Николай Петрович. 3) «А это впереди, кажется, наш лес?» - спросил Аркадий. 4) «Где же твой новый при­ятель?» - спросил он [Павел Петрович] Аркадия. 5) «Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал База­ров. 6) «Вам больше чаю не угодно?» - промолвила Фе-нечка. 7) «Да, да, я знаю вас, Базаров, - повторила она [Кукшина]. - Хотите сигару?» 8) «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, - проговорил Аркадий, - и я ни­чем не занимаюсь». 9) «Пойдёмте гулять завтра поут­ру, - сказала Анна Сергеевна Базарову, - я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойст­ва». 10) «Спустите штору и сядьте, - промолвила Один­цова, - мне хочется поболтать с вами перед вашим отъез­дом». 11) Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой, я хочу к тебе поехать». 12) «Душевно рад знакомству, - проговорил Василий Иванович, - только уж вы не взыщите: у меня здесь всё по простоте, на военную ногу. Арина Власьевна, успокойся, сделай одолжение: что это за малодушие?» (И. Тургенев)

Упражнение 48

Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой речи косвенной. Спишите, исправляя предложения.

1) Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить - не наше дело, сперва надо место расчистить. 2) Чичиков хо­тел узнать у Коробочки, что куда они заехали. 3) Базаров говорит Аркадию, что твой отец - человек отставной, его песенка спета. 4) Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана. 5) Когда Раскольников встретился с Соней, то не сразу сказал ей, что это я убил старую процентщицу.

490. Составьте и запишите шесть предложений с прямой речью (в них по возможности должны быть личные или притяжатель­ные местоимения), затем передайте прямую речь косвенной.