Предложение. Виды предложений по цели высказывания Спиши повествовательные предложения наутро буратино

Страница 12 из 32

Упражнение 331 (337). 1. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни.
[== - ], и [== - ].
2. Шел крупный, пушистый снег и красил в бел/spanое мосто­вую, лошадиные спины, шапки извозчиков.

3. Путешествие утомило Каштанку, уши и лапы её озябли, и к тому же ещё она была ужасно голодна.

Когда снег совсем облепил её спину и голову, вдруг подъ­ездная дверь щёлкнула и ударила её по боку. (В конце предло­жения ставится точка, т.к. предложение повествовательное, не­восклицательное. Предложение сложное бессоюзное, простые предложения в составе сложного разделены запятой. Сказуемые щелкнула , ударит разделяются запятой, потому что они явля­ются однородными и между ними нет союза и . Дополнения спину и голову не разделяются запятой, поскольку хоть они и яв­ляются однородными, но между ними есть союз и .)

Упражнение 332 (338). 1. Между камнями бурлила вода. Не успел охотник даже вскрикнуть, как лодка налетела на камни, человек и собака оказались в воде. 2. Вдали виднелся остров, на котором много раз уже ночевал охотник со своей собакой.
1. Между камнями бурлила вода. (Мысль закончена.) Не успел охотник даже вскрикнуть, как лодка налетела на камни, человек и собака оказались в воде - (Логическая связь дейст­вий выделена в отдельное предложение. Предложение - сложное бессоюзное.) 2. Вдали виднелся остров, на котором много раз уже ночевал охотник со своей собакой. - (По смыслу, интонационно и с точки зрения грамматики - это сложнопод­чиненное предложение с союзом который.)
Не успел - частица не с глаголами пишется раздельно.

(Где?) вдали - наречие, неизменяемое слово, в предложе­нии является обстоятельством.

Упражнение 333 (339 ). Данные высказывания объединены темой могущества слова.

Упражнение 334 (340). 1. В воскресенье мы собираемся на каток, поэтому уро­ки надо приготовить в субботу. В воскресенье мы собира­емся на каток, хотя о времени сбора ещё не договорились.

2. Моя сестрёнка ещё совсем маленькая, но уже всё пони­мает и слушается старших. Моя сестрёнка ещё совсем ма­ленькая, поэтому оставлять её одну в квартире нельзя.

Упражнение 335 (341). Простые.
1. В нашей школе будет проводиться конкурс на лучшегочтеца и рассказчика.
2. Готовиться к конкурсу нам помогают старшеклассники и учителя.
3. Победитель конкурса будет отмечен книгой и грамотой.
Сложные.
1.В нашей школе будет проводиться конкурс на лучшего чтеца, и я собираюсь в нем участвовать.
2.Готовиться к конкурсу нам помогают старшеклассники, и мы им за это очень благодарны.
3. Победитель конкурса будет отмечен книгой, и я собираюсь ее получить.

Упражнение 336 (342). Ученик отвечал на вопрос о синтаксическом разборе слож­ного предложения.

При си нтакси′ческом разборе сложного предложения нужно ука­зать, какое это предложение, во-первых, по цели высказывания, во-вторых, по эмоциональной окраске, в-третьих, по числу грамматических основ, в-четвертых, по средствам связи про­стых предложений в составе сложного.
При си нтакси′ческом (си′ нтаксис) разборе сложного (как |ого| ?) предло же′ния (предло′ г) нужно ука за′ть (ука′ зка), какое это пред­ложение, во-первых, по цели (ж.р., 3-е скл., дат.п.) высказывания, во-вто ры′х (вто′ рник), по э мо циона′льной (эмо′ ции) окраске (ж.р., 1- е скл., тв.п.), в-третьих, по чи слу′ (чи′ сла) грамм атических (грамм а′тика) о сно′ в (осно′вы ). в-чет вё′ртых (че′ тверть), по средст­вам связи прос ты′х (про′ ст) предложений в составе (м.р., 2-е скл., пр.п.) сложного.
Вводные слова выделяются запятыми.
Пример синтаксического разбора сложного предложения:
Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся.
1. По цели высказывания это повествовательное предло­жение.
2. По эмоциональной окраске это предложение невоскли­цательное.
3. По числу грамматических основ оно относится к слож­ным предложениям (все посмотрели - основа, никто не улыб­нулся - основа).
4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это" предложение является союзным сложносочи­ненным предложением с союзом но .

Упражнение 337 (343). 1. Простое предложение, в котором подлежащее и сказуемое представлены существительными в именительном падеже, поэтому - тире.
2. Простое предложение с обобщающим словом при одно­родных членах, поэтому после обобщающего слова ставится двоеточие, а между однородными членами - запятые.
3. Сложное’предложение с однородными сказуемыми, по­этому запятые, бессоюзное, поэтому запятая между простыми предложениями и однородными членами, соединенными сою­зом но, поэтому запятая перед но.
4. Сложное бессоюзное предложение, поэтому запятая ме­жду простыми предложениями, осложненное вводным словом, которое на письме выделяется запятыми.
5. Вопросительное предложение, поэтому знак вопроса, простое, но осложнено обращением, которое выделяется запя­тыми.

Упражнение 338 (344). На территории лагеря находился большой и красивый клуб. В нем была библиотека, комната для спортивных заня­тий и большой зал со сценой, в котором проводили вечера и по­казывали кинофильмы.

Упражнение 339 (346). 1. Я посадила цветы, которые цветут все лето.
[- =], (которые =).
(я посадила - основа, цветут - осно­ва). По средствам связи простых предложений в составе слож­ного это предложение является союзным сложноподчиненным предложением с союзом которые . )
2. Дубн был стар, и его ствол был могуч.
[- =],и [-=].
(По цели высказывания это повествовательное предложе­ние. По эмоциональной окраске это предложение невосклица­тельное. По числу грамматических основ оно относится к сложным предложениям (дуб был стар - основа, ствол был могуч - основа). 4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение является союзным слож­носочиненным предложением с союзом и .
3. Ребята! Давайте жить дружно и никогда не ссориться.
(По цели высказывания это предложение является побуди­тельным, по эмоциональной окраске невосклицательным, по числу грамматических основ оно относится к простым предло­жениям. Предложение осложнено восклицательным обращени­ем и однородными сказуемыми давайте жить и не ссориться, которые не разделяются запятой, потому что между ними есть союз и .)
[О ! = и =].

Упражнение 340 (347). 1. Какое предложение называется сложным?
2. Как можно подразделить сложные предложения по сред­ствам связи простых предложений в составе сложного?
3. Какие бывают сложные союзные предложения?
4. Как распознать сложносочиненное предложение?
5. Как распознать сложноподчиненное предложение?
6. Какие пунктограммы, по этой теме, ты знаешь?

Предложения с прямой речью.

Диалог

Упражнение 341 (348). А: «П». - первое предложение.
А: «П?!» - второе предложение.
«П», - а. - третье предложение.
«П?!» - а. - четвертое и пятое предложения.
1. Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре (слова автора): « Тайное всегда становится явным ». (Прямая речь.)
«А это значит , что, если кто поступает нечестно, все равно про него узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание » , (прямая речь) - объяснила мама, (слова автора)
2. Глаголы «говорения»: сказала, спросил, объяснила, от­ветил. В четвертом предложении их нет.

Упражнение 342 (349). Между частями предложения более четкая пауза, а голос по­вышается к концу чужой речи при употреблении прямой речи (левая колонка).
1. Прохожий спросил: «Который час?»
А: «П?»
2. «Что это строится напротив вашего дома?» - полюбо­пытствовала гостья.
«П?» - а.
3. «Когда ты идёшь на репетицию?»/span - поинтересовалась мама.
«П?» - а.

Упражнение 343 (350). 1. «Доброе утро, сестричка !» - слышится из соседней ком­наты. «П!»-а.
2. «Тише. Бабушка,кажется спит», - шепчет мама. «П», - а.
3. «Внученька , ты сегодня поздно придёшь?» - беспоко­ится бабушка. «П?» - а.
4. Брат попросил: «Разбуди меня, пожалуйста , завтра в семь". А : «П».
Слышится - слышать, II спр., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Ше′ пчет- шептать, I спр., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Бесп окоитс я - беспокоить , II спр., наст, вр., ед. ч., 3-е л.
Попро си′л - про′ сить, II спр, прош. вр., ед. ч., м. р.

Упражнение 344 (351). 1. Покупатель благодарно сказал продавщице: «Большое спасибо».
2. Руководитель группы чётко отдал приказ : «Начинайте эксперимент».
3. Девочка бормотала виновато : «Прости, я нечаянно».
4. Зал восторженно кричал: «Браво! Бис!»
5. Подруга спросила: «Можно я возьму твою книгу?»
Ска за′л (ска′ жет), от дал (приставка от -), бормо та′ла (бормо′ чет), кри ча′л (кри′ к), спро си′ла (про′ сит).

Упражнение 345 (352). «Кто такой Тимур? Надо бы повидать и поблагодарить этого человека», - подумала Женя. .«П», - а.
«Стой, сумасшедшая собака!» - крикнул Тимур.
«П!»-а.
«Женя, откуда у тебя на плече царапина?» - недовольно спро­сила Ольга.
«П?» - а.
«Ты Тимур?» - недоверчиво воскликнула Женя.
«П?» - а.
Тогда он подошел к ней, взял за руку и ответил: «Садись и слушай, и тогда тебе всё будет понятно».
А: «П».
А наблюдатель сообщил снова: «У калитки неизвестная де­вица стоит с кувшином. Это, наверно, хозяйка дачи».
А: «П».

Упражнение 345 (с). Один раз мы с мамой пошли в лес, там было очень красиво: таял последний снег, текли ручейки, на деревьях набухали поч­ки. Я увидела, что валяется веточка, взяла её, принесла домой и поставила в вазочку с водой. Ветка долго не распускалась, и ма­ма хотела её выкинуть, но я не позволила, а через несколько дней у неё появились листочки. Когда ветка пустит корешки, я посажу её возле дома и буду за ней ухаживать.

Упражнение 347 (354). С любовью и нежностью обращался А.С. Пушкин к своей няне Арине Родионовне (слова автора): «Подруга дней моих су­ровых, голубка дряхлая моя! » (прямая речь) 2. Обращения поэта к няне проникнуты очень тёплым чувством (слова автора): « Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? Или бури завы­ваньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжаньем своего веретена?» (прямая речь)
Слюбо вью и нежностью о бра щал ся А . С . П ушкин к с воей (сво′ й) няне Ар ине Р одионовне : «Подруга дней мо и′х (мо′ й) суро­вых, голу′б ка (го′луби ), (какая ?) дряхлая моя!».
«Голубка дряхлая моя», «моя старушка», «мой друг» - об­ращения - выделяются запятыми.

Упражнение 348 (355). Эти высказывания объединяет мысль, что поставленной цели необходимо добиваться, несмотря на трудности.
1. Однажды летчик-космонавт Леонов пожелал школьни­кам: «Каждому из вас, ребята, хочу пожелать: ищите боль­шую цель в жизни. Ищите её уже сейчас, когда вы учитесь в школе. И ещё: не бойтесь трудностей и не пасуйте перед ними, в борьбе с ними закаляется и крепнет характер и про­исходит рождение человека».
2.В. Сухомлинский писал: «Ты станешь настоящим чело­веком лишь тогда, когда познаешь, что такое трудно. Преодо­ление трудностей возвышает человека».

Упражнение 349 (356). Во многих школах проходят олимпиады по родному язы­ку. К ним ведётся большая подготовительная работа: проду­мываются вопросы и задания для участников олимпиады, оформляются выставки, стенды, рукописные журналы, предлагаются различные конкурсы. Специально созданная комиссия определяет победителей. Их поздравляют, награж­дают, премируют.
Как приятно услышать: «Поздравляем с победой! Желаем и дальше успешно овладевать богатствами родного языка!»
И - сочинительный союз; соединяет однородные допол­нения.
Выста вк и - ста′ вить, вы′ставок .
К ним ведётся большая подготовительная работа: проду­мываются вопросы и задания для участников олимпиады, оформляются выставки, стенды, рукописные журналы, предлагаются различные конкурсы.
(В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Сказуемые продумы­ваются, оформляются, предлагаются разделяются запятой, потому что они являются однородными. Дополнения вопросы и задания не разделяются запятой потому что они являются однородными и между ними есть союз и . Дополнения вы­ставки, стенды, журналы, разделяются запятой, потому что они являются однородными и между ними нет союза и . Предложение осложнено обобщающим словом работа, после которого ставится двоеточие.)

Упражнение 350 (357). В этом диалоге участвуют принцесса и учитель. Этот диалог учит вдумчивому отношению к письму, в частности, где поставить запятую/span в предложении «Казнить нельзя по­миловать».
«Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величест­во!» - сказал учитель.
К реплике пришлось подобрать слова автора.


20. Прочитайте.

Что за растение - овёс? Это хлебный злак. У него узкие и длинные листья. Стебель заканчивается метёлкой с колосками. В колосках зреют зёрна.

Как люди используют зёрна овса? А что можно приготовить из овсяной муки?

  • Прочитайте предложения, в которых содержится вопрос. С какой целью употреблены эти предложения в тексте? А какое слово в каждом из них вы произнесли с усилением голоса и почему?
  • О чём сообщается в других предложениях? Прочитайте их. Что вы узнали о растении овёс? Произнесите эти предложения спокойно, с понижением голоса в конце. С какой целью употреблены эти предложения в тексте?

21. Прочитайте текст упр. 20 ещё раз. Спишите одно из двух последних вопросительных предложений. Запишите ответ на вопрос, заключённый в этом предложении.

о вёс

22. Прочитайте выразительно.

  1. Будьте внимательны друг к другу.
  2. Любите и уважайте своих родителей.
  3. Берегите нашу Землю!
  4. Не радуйтесь чужой беде.
  5. Уступайте старшим по возрасту место в транспорте.
  • Почувствовали ли вы, что произносили эти предложения с интонацией побуждения? Что в ней выражается: пожелание, совет, приказ, просьба? С какой целью употреблены эти предложения?
  • Спишите предложения.

23. Прочитайте каждое побудительное предложение, выражая голосом сначала просьбу, потом приказание.

Не кричите! Не смейтесь слишком громко!
Не размахивайте руками во время разговора.
Старайтесь при ходьбе не задевать окружающих.
Соблюдайте правила уличного движения.
Переходите улицу только на зелёном свете светофора.
Будьте аккуратны на улице: не разбрасывайте обёртки от конфет.

  • Какой темой можно объединить эти предложения? Можно ли их назвать правилами поведения?

24. Прочитайте предложения. Какая это сказка?

  1. Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый.
  2. Пудель Артемон носился по траве и лаял.
  3. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
  4. Завтракайте, пожалуйста, спокойно.
  5. Папа Карло, а где твоя куртка?
  6. Улицу переходил полосатый кот Базилио.

    (А. Толстой)

  • Каким по цели высказывания является каждое предложение? Объясните свой ответ.
  • Спишите повествовательные предложения. Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

25. Прочитайте вопросительные предложения, выделяя голосом слова, перед которыми стоит знак .

Зимой рождаются клесты?
Зимой рождаются клесты?
Зимой рождаются клесты?

  • Одинаковы или различны по смыслу эти предложения?
  • Спишите предложение, которому будет соответствовать такой ответ: «Да, зимой». Подчеркните в нём главные члены.
  • Напишите ответ на этот вопрос, изменяя порядок слов в предложении: подлежащее ⇒ сказуемое ⇒ второстепенный член.

26. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».

  • Поделитесь своими впечатлениями от картины. А приходилось ли вам наблюдать приближающуюся грозу?
  • Почему картина так названа? Всмотритесь внимательно в картину. Как художник сумел передать предгрозовое состояние природы? Расскажите о детях: девочке и её брате. Какое чувство вы видите в глазах детей?
  • Составьте рассказ по картине, используя слова для справок. Подготовьтесь его рассказать.

      Слова для справок: надвигается гроза, мрачное серое небо, тучи, сильный ветер, узкий ручеёк, тёмные воды, ненадёжный мостик, прогибается, девочка, корзинка с грибами, маленький брат, обхватывает шею, поддерживает, испуг в глазах, боязливо оглядывается.

  • Запишите несколько предложений из составленного текста.

20. Прочитайте.

Что за растение - овёс? Это хлебный злак. У него узкие и длинные листья. Стебель заканчивается метёлкой с колосками. В колосках зреют зёрна.

Как люди используют зёрна овса? А что можно приготовить из овсяной муки?

  • Прочитайте предложения, в которых содержится вопрос. С какой целью употреблены эти предложения в тексте? А какое слово в каждом из них вы произнесли с усилением голоса и почему?
  • О чём сообщается в других предложениях? Прочитайте их. Что вы узнали о растении овёс? Произнесите эти предложения спокойно, с понижением голоса в конце. С какой целью употреблены эти предложения в тексте?

21. Прочитайте текст упр. 20 ещё раз. Спишите одно из двух последних вопросительных предложений. Запишите ответ на вопрос, заключённый в этом предложении.

о вёс

22. Прочитайте выразительно.

  1. Будьте внимательны друг к другу.
  2. Любите и уважайте своих родителей.
  3. Берегите нашу Землю!
  4. Не радуйтесь чужой беде.
  5. Уступайте старшим по возрасту место в транспорте.
  • Почувствовали ли вы, что произносили эти предложения с интонацией побуждения? Что в ней выражается: пожелание, совет, приказ, просьба? С какой целью употреблены эти предложения?
  • Спишите предложения.

23. Прочитайте каждое побудительное предложение, выражая голосом сначала просьбу, потом приказание.

Не кричите! Не смейтесь слишком громко!
Не размахивайте руками во время разговора.
Старайтесь при ходьбе не задевать окружающих.
Соблюдайте правила уличного движения.
Переходите улицу только на зелёном свете светофора.
Будьте аккуратны на улице: не разбрасывайте обёртки от конфет.

  • Какой темой можно объединить эти предложения? Можно ли их назвать правилами поведения?

24. Прочитайте предложения. Какая это сказка?

  1. Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый.
  2. Пудель Артемон носился по траве и лаял.
  3. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
  4. Завтракайте, пожалуйста, спокойно.
  5. Папа Карло, а где твоя куртка?
  6. Улицу переходил полосатый кот Базилио.

    (А. Толстой)

  • Каким по цели высказывания является каждое предложение? Объясните свой ответ.
  • Спишите повествовательные предложения. Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

25. Прочитайте вопросительные предложения, выделяя голосом слова, перед которыми стоит знак .

Зимой рождаются клесты?
Зимой рождаются клесты?
Зимой рождаются клесты?

  • Одинаковы или различны по смыслу эти предложения?
  • Спишите предложение, которому будет соответствовать такой ответ: «Да, зимой». Подчеркните в нём главные члены.
  • Напишите ответ на этот вопрос, изменяя порядок слов в предложении: подлежащее ⇒ сказуемое ⇒ второстепенный член.

26. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».

  • Поделитесь своими впечатлениями от картины. А приходилось ли вам наблюдать приближающуюся грозу?
  • Почему картина так названа? Всмотритесь внимательно в картину. Как художник сумел передать предгрозовое состояние природы? Расскажите о детях: девочке и её брате. Какое чувство вы видите в глазах детей?
  • Составьте рассказ по картине, используя слова для справок. Подготовьтесь его рассказать.

      Слова для справок: надвигается гроза, мрачное серое небо, тучи, сильный ветер, узкий ручеёк, тёмные воды, ненадёжный мостик, прогибается, девочка, корзинка с грибами, маленький брат, обхватывает шею, поддерживает, испуг в глазах, боязливо оглядывается.

  • Запишите несколько предложений из составленного текста.

74. Сколько предложений можно выделить в тексте? Разделите его на предложения и запишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропу-щенные буквы.

Зимняя ночь.

Наступила ночь. В лесу по стволам и сучьям толс-тых деревьев постукивает мороз. В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды. Тихо и беззвучно в зимнем лесу.

И. Соколов-Микитов

Подчеркните в записанных предложениях сочета-ния имён существительных с именами прилагатель-ными

75. Прочитайте. Можно ли сказать, что вы про-читали предложения?

1. Много, лесах, наших, живёт, лосей, в. 2. Краси-вых, охраняют, зверей, люди, заботливо. 3. Людей, почти, умные, не, лоси, страшатся.

Что нужно сделать, чтобы получились предложе-ния? Составьте и запишите предложения из данных слов.

76. Прочитайте предложения. Определите их тип по цели высказывания и по интонации.

1. На горизонте показался большой клин журавлей. 2. Ты слышал, какие звуки издают журавли? 3. Воз-вращайтесь весной, журавли!

Спишите предложения. Выпишите из первого предложения сочетание имени существительного с именем прилагательным.

1) Большой клин. Повест., невоскл.

2) Вопрос., невоскл.

3) Побуд., воскл.

77. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Запишите сначала побудительные предложения, а потом повествовательные предложения.

1. От неумелого лесоруба деревья плачут. (Якут-ская пословица.) 2. Кончил дело — гуляй смело. (Русская пословица.) 3. Готовь сани летом, а телегу зимой. (Русская пословица.) 4. Гуляй, да заботу знай. (Белорусская пословица.) 5. Семь раз примерь, один раз отрежь. (Русская пословица.)

Побудительные : 2, 3, 4, 5.

Повествовательные : 1.

78. Попробуйте вопросительные предложения пе-ределать в повествовательные только с помощью интонации и знака препинания в конце предложе-ния. При этом нельзя ни добавлять, ни исключать, ни изменять ни одного слова. Какие предложения не удастся переделать таким образом?

1. За деревней есть пруд? 2. Вероника уехала в лагерь? 3. Когда же наступит жаркое лето? 4. Кто обитает в этом озере? 5. Я могу вам верить? 6. Вы сможете помочь мне? 7. Где же мы встретимся?

Не удастся переделать: 3, 4, 7.

79. Определите тип предложений по цели выска-зывания. Попробуйте сделать эти предложения во-просительными, добавив, где это необходимо, вопроси-тельные слова. Полученные предложения запишите, подчеркните в них главные члены.

1. Наступят долгожданные каникулы. 2. Сестра спрятала свои игрушки. 3. Пешеходы должны перехо-дить улицу. 4. Можно переходить улицу на зелёный свет светофора.

1. Скоро ли наступят (сказуемое) долгожданные каникулы (подлежащее)? 2. Где сестра (подлежащее) спрятала (сказуемое) свои игрушки? 3. Как пешеходы (подлежащее) должны переходить (сказуемое) улицу? 4. Можно ли переходить (сказуемое) улицу на зеленый свет светофора?

80. Запишите предложения, поставив в конце каждого из них нужный знак препинания.

1. Как талантлива эта маленькая балерина! 2. Да-вайте говорить друг другу комплименты! (Б. Окуджа-ва.). 3. На заре по высокой траве одиноко бродит бе-лый конь. 4. Что вы делаете зимой в деревне? 5. Советую тебе прочитать сказки В. Бианки. 6. Не-ужели никто не сможет мне помочь?

1. _! 2. _! 3. _. 4. _? 5. _. 6. _?

81. Прочитайте стихотворение А. Тетивкина «Во-просительный знак». Попробуйте дополнить его не-достающим вопросом.

Разные вопросы
Задаю я всем:
- Как?
- Откуда?
- Сколько?
- Почему?
- ...?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.

Вопросы для выбора: куда? где? какая? зачем? отчего? о ком? что? кому? который? чья? какой? о чём?

82. Прочитайте стихотворение А. Тетивкина «Восклицательный знак». Обратите внимание, с ка-кой интонацией надо прочитать восклицательные предложения. Прочитайте эти же предложения ещё раз, представив, что в конце каждого предложения стоит точка. Есть ли разница в интонации?

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнестись должны!

Выпишите слова с пропущенными буквами, подбе-рите к ним, если это возможно, проверочные слова.

Друзья, стою - стой, торжество - торжественный, рождения - род, тишины - тихо, должны - должен.

83. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглави-ли? Что будет отражать заглавие текста: тему или главную мысль?

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы.

Он не высказывал ни одной собственной идеи. Так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Берегите знаки препинания!

А. Коневский

Придумайте сказку о том, для чего нужны зна-ки препинания в конце предложений.

Рыцари мыслей и чувств (отражает главную мысль).

84. Составьте из данных слов предложения, по-ставьте в конце каждого из них нужный знак пре-пинания. Запишите полученные предложения, в скобках укажите их тип по цели высказывания и по интонации.

Укажите все имена существительные, прилага-тельные и глаголы.

1. Когда перелетные (прил.) птицы (сущ.) вернутся (гл.) в наши края (сущ.)? (вопрос., невоскл.)

2. Расскажите (гл.) мне о вчерашнем (прил.) цирковом (прил.) представлении (сущ.). (побуд., невоскл.)

3. Ребята (сущ.) нашего класса (сущ.) смотрели (гл.) спектакль (сущ.) в кукольном (прил.) театре (сущ.). (повест., невоскл).

4. Какая прекрасная (прил.) погода (сущ.) стоит (гл.) на улице (сущ.)! (повеств., воскл.)

5. О чем вы хотите (гл.) рассказать (гл.) своим друзьям (сущ.)? (вопрос., невоскл.)

6. Как хорошо уметь (гл.) писать (гл.)! (повеств., воскл.)

85. Прочитайте отрывок из произведения С. Ак-сакова. Озаглавьте его. Разделите текст на части. Поставьте к каждой части вопрос. Что у вас полу-чилось?

Краса природы — так можно сказать о лесе. Пол-ная красота местности состоит в соединении воды с лесом. Реки, речки, ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустами.

В соединении леса с водою заключается великая цель природы. Деревья закрывают землю от паля-щих лучей летнего солнца и от ветров.

Сосну, ель, пихту... называют красным лесом или краснолесьем. Они вместо листьев имеют иглы, кото-рых зимою не теряют, и встречают зиму во всей кра-се и силе. Лес, состоящий из одних сосен, называ-ется бором.

Дуб, вяз, липу, берёзу, осину, ольху называют чёр-ным лесом или чернолесьем. В таком лесу деревья теряют свои листья осенью и возобновляют их весною.

Я не люблю красного леса, его вечной, однообраз-ной и мрачной зелени. Я с малых лет привык любо-ваться весёлым разнолистным чернолесьем.

Выпишите выделенные предложения, подчеркни-те в каждом из них главные члены.

Какими новыми словами обогатил ваш словарь С. Аксаков?

Краса леса.

1) Краса природы... В чем состоит полная краса местности?

2) Сосну, ель, пихту... Какой лес называют краснолесьем?

3) Дуб, вяз... Какой лес называют черным?

4) Я не люблю... Какой лес любишь ты?

Реки, речки, ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустами.

Деревья закрывают землю от паля-щих лучей летнего солнца и от ветров.

В таком лесу деревья теряют свои листья осенью и возобновляют их весною.