Кто такие сеньоры и вассалы. "сеньоры и вассалы"

Феодальная Европа – это сельский мир, все ее богатство основывалось на земле. Обществом управляли землевладельцы, пользовавшиеся одновременно и политической, и экономической властью, – сеньоры. Феодальный строй можно представить прежде всего системой отношений взаимозависимости этих сеньоров между собой, базировавшейся на двух основных «китах»: вассальном обязательстве и предоставлении феода ..

Вассалом мог быть более или менее слабый сеньор, посвящавший себя служению более могущественному сеньору по обязательству или по причине материальной заинтересованности. Вассал обещал хранить верность, и это обещание становилось предметом договора, определявшего уже взаимные обязанности. Сеньор предоставлял своему вассалу покровительство и содержание: защиту от врагов, помощь в судебных вопросах, поддержку своими советами, всяческие щедрые подарки, наконец, содержание при своем дворе или, чаще, предоставление ему земли, которая обеспечила бы жизнь его самого и его вассалов, – феода. В обмен вассал обязывался нести военную службу в пользу сеньора (ее разновидности закреплялись в договоре), оказывать ему политическую поддержку (различные советы, миссии) и юридическую помощь (помогать вершить правосудие, участвовать в его судебной курии .), иногда выполнять домашние поручения, относиться к нему с неизменным почтением и, в некоторых случаях, оказывать денежную помощь. Таких случаев во Франции признавалось четыре: выкуп, снаряжение Крестового похода, свадьба старшей дочери, торжественное посвящение в рыцари старшего сына сеньора.

Вассальный договор редко закреплялся в письменном виде, за исключением разве что крупных сеньорий. Он служил поводом для проведения ритуальной церемонии, практически одинаковой во всех областях: сначала вассал на коленях произносил текст клятвы («Я становлюсь твоим слугой…»); затем, стоя, он клялся на священных книгах или мощах в верности своему сеньору; наконец, сам сеньор даровал ему феод, вручая предмет, символизирующий будущее владение (ветвь, траву, ком земли) или предоставляемую власть (скипетр, кольцо, жезл, перчатку, флаг, копье). Эту церемонию сопровождали коленопреклонения, обмен поцелуями, литургические жесты; иногда она совершалась лишь один раз и навсегда, иногда – периодически повторялась.

Сначала феод предоставлялся персонально и пожизненно; однако постепенно укоренился принцип наследования. В конце XIII века он распространился повсюду во Франции и в Англии. При смене владельца сеньор довольствовался правом получения налога на наследство. Часто феод не передавался старшему сыну, а разделялся между братьями. Отсюда раздробленность земельной собственности и обеднение вассалов.

На территории своего феода вассал осуществлял все политические и экономические права, как если бы он действительно принадлежал ему. За собой сеньор сохранял лишь право отобрать феод в случае пренебрежения вассалом своими обязанностями. И, наоборот, если вассал считал себя оскорбленным своим сеньором, он мог, сохранив землю, взять обратно свое обязательство и обратиться к сюзерену . – это называлось «вызов».

Феодальная система действительно выглядела своеобразной пирамидой, где каждый сеньор одновременно являлся вассалом более могущественного сеньора. На ее вершине стоял король, который, впрочем, стремился занять обособленное положение по отношению к общей системе; на низших ступеньках самые незначительные вассалы, герои рыцарских романов, демонстрировавшие образцы верности, любезности и мудрости. Между ними существовала целая иерархия крупных и мелких баронов – от герцогов и графов до обладателей самых скромных замков. О могуществе сеньора судили по обширности его земель, числу его вассалов, размеру замка или замков.

Сеньория: обстановка повседневной жизни

Сеньорией называлась совокупность земель, на которых сеньор, каковы бы ни были его состояние и могущество, реализовывал права собственности и суверенитета. Она служила основной политической и экономической единицей общества, практически полностью сельскохозяйственного. Сеньория могла иметь разные формы и размеры: типичная сеньория представляла собой округ, подчиненный сеньору, не очень большой, но достаточный, чтобы включать в себя несколько деревень, укрепленный замок и феоды, необходимые для содержания собственного войска.

Герцогства, графства и большие церковные феоды также разделялись на некоторое число округов, подчиненных сеньору. Для феодальной географии характерна крайняя раздробленность, поскольку сеньории редко бывали цельными из-за существования множества способов их получения (наследование, подарок, покупка, завоевание), а кроме того, из-за необходимости самим производить все, в чем была нужда. Междоусобные войны часто возникали по причине того, что какой-нибудь сеньор желал путем присоединения территории соседа объединить в одно целое два своих разрозненных владения.

В целом, без учета небольших феодов, предоставленных сеньором своим вассалам, сеньория делилась на две части: землю, находившуюся в пользовании зависимых крестьян, и господскую землю, на которой велось хозяйство феодала. Первая – это маленькие участки земли, предоставляемые сеньором крестьянам в обмен на часть их продукции (в зависимости от случая, выплачиваемую натурой или деньгами, и в разных местах по-разному), и всякого рода отработки на его земле: то есть барщину (сюда входили пахота, сенокос, сбор винограда, различные перевозки). Господской землей называлось владение, непосредственно используемое сеньором. Оно включало в себя: замок и подсобные помещения (пристройки, службы), пахотные земли, возделываемые домашними слугами или крестьянами, состоявшими на барщине, пастбища, леса и реки. Водами и лесом более или менее свободно могли пользоваться все жители сеньории.

На всей территории сеньории сеньор представлял государственную власть: он вершил правосудие, выполнял полицейские функции, обеспечивал военную защиту. Помимо политической власти, он обладал еще и экономической, связанной с его положением собственника. Он взимал налоги на все виды товарообмена (мостовые, ярмарочные, рыночные пошлины); а также владел несколькими производственными мастерскими и сооружениями (кузницей, мельницей, прессом для винограда, пекарней), ими должны были пользоваться все жители, которые, соответственно, платили определенный налог. Эта монополия, называемая «баналитетом», распространялась даже на животных: в хозяйстве некоторых сеньоров имелся бык или хряк, к которому крестьяне обязывались приводить своих коров или свиней под страхом подвергнуться высокому штрафу.

Сервы и вилланы

Крестьяне, которым предоставляли наделы, юридически делились на две группы: вилланы . И сервы .

Вилланы имели полную личную свободу; политически зависимые от сеньора, они могли свободно передвигаться, жить, где хочется, и даже иногда менять сеньорию. Серв, напротив, был прикреплен к своему наделу, неправоспособен и обременен повинностями. Он платил налоги более тяжелые, нежели виллан; не мог свидетельствовать на суде против свободного человека, стать священником и в полной мере пользоваться общественными благами. Однако его положение не имело ничего общего с положением раба в античности: он пользовался некоторыми юридическими правами и мог владеть наследственным имуществом; сеньор, защищавший и покровительствующий ему, не имел права ни побить, ни убить, ни продать серва.

В некоторых областях (в Бретани, Нормандии, Анжу) крепостное право встречается редко, в других же, наоборот, почти все крестьянское население состояло из сервов (Шампань, Ниверне). Кроме того, подневольное положение крестьян различалось в зависимости от того, где они жили, – в феоде или сеньории. Как правило, в конце XII века разница между свободными и зависимыми крестьянами ощущалась слабо. Сервы и вилланы вели одинаковую повседневную жизнь, и существовала тенденция к их объединению в одну социальную категорию с определенными ограничениями и обязательствами, присущими поначалу только сервам: таковы, например, «фор-марьяж» – специальный налог, выплачиваемый крестьянином за женитьбу на женщине из другой сеньории, или «менморт» (право «мертвой руки»), который следовало выплатить за право наследовать имущество и землю родственников. Так что разница – скорее экономическая, чем юридическая.

Мы отправляемся с вами в Развитое Средневековье и начинаем изучать феодальное общество. Тема урока: Сеньоры и вассалы. План (сл. 2):

    Новое устройство общества. Три сословия. Сеньоры и вассалы.

Давайте вспомним временные рамки Развитого Средневековья (сл. 3). 12 – нач. 14 в. Что же происходит в этот период? К середине 11 века подошла к концу эпоха непрерывных вторжений (арабы, венгры, норманны). Жизнь стала намного безопаснее, а значит, хозяйство и общество развивались быстрее, увеличивалась численность населения. Заканчивается процесс формирования средневекового общества.

1 . Новое устройство общества. К 11 веку в Западной Европе сложилось новое общественное устройство, отличающееся от античного, и от древнегерманского. Первоначально все население оставалось свободным и полноправным. Но рядом с небольшими участками земли обычных землевладельцев росли крупные земельные владения знати. Знатные люди нередко силой отбирали землю и свободу у обедневших соседей или мелкие землевладельцы отдавались под защиту могущественного соседа (сл. 4). Тот становился сеньором (с лат. старший) крестьянина, а крестьяне становились зависимыми – свою землю они сохраняли, но были вынуждены отдавать сеньору часть урожая. Сеньором мог быть как светский человек, так и епископ, или целый монастырь.

Постоянные военные угрозы заставляли государей создавать профессиональное конное войско. Ополчение теряло свое значение, крестьяне уже не занимались военным делом. Война становилась занятием профессиональных воинов, которым теперь принадлежали и земля, и власть над обрабатывавшими ее крестьянами.

2 . Три сословия . На какие основные части вы бы на месте людей Средневековья разделили общество, исходя из выполняемых ими задач? Появилась теория, что Бог разделил общество на три категории: молящихся, воюющих и работающих (сл. 5). Категории эти назывались сословия большие группы людей, за которыми закреплены определенные права и обязанности, передающиеся по наследству. Перед каждым сословием стояли свои задачи. Духовенство заботилось о спасении душ. Воюющие должны были защищать общество от внешних врагов. Трудящиеся кормили всех остальных. Какое из сословий и почему должно было считаться первым, какое - вторым, какое - третьим? Посмотрите на иллюстрацию на с. 97 – представители сословий являются во сне английскому королю. Где какое сословие? По каким признакам мы это определяем?

Общество сравнивали с телом человека. Молящиеся – грудь, воюющие – руки, трудящиеся – ноги. Может ли человеческое тело нормально функционировать без какого-либо органа? Так и средневековое общество признавало, что все сословия не равны, но необходимы и зависят друг от друга. Как вы думаете, теория 3-х сословий разъединяла или сплачивала общество? Представители какого сословия нуждались в защите и покровителе?

3 . Сеньоры и вассалы . О молящихся мы с вами уже говорили, о работающих речь пойдет через урок, поговорим о воюющих. В условиях постоянных войн именно им принадлежала ведущая роль в обществе. Они владели большей частью земли, что давало им богатство, власть и престиж. Что такое феод? Земельный участок на условии несения военной службы. Крупных земельных собственников, владевших феодами историки называют феодалами. А весь строй жизни той эпохи – феодализмом.

Чтобы располагать отрядом конных воинов, крупный феодал делил свой феод (сл. 6) на части и раздавал их воинам – тоже в качестве феодов. Тот, кто наделял феодом, именовался сеньором, а получивший феод в обмен на военную службу – вассалом. Вассал тоже мог раздать части полученного феода во владение своим людям. Тогда он становился для них сеньором, а они его вассалами. Ступенькой ниже могло повториться то же самое. Получалось что-то вроде лестницы, где каждый мог быть одновременно вассалом и сеньором. Получалась феодальная лестница или феодальная иерархия (сл. 7). Помним, что такое иерархия? Высший сеньор – государь. Его прямые вассалы – титулованные аристократы – герцоги, графы, маркизы. Следующая ступенька – бароны, а затем – простые конные воины – рыцари. Крестьяне находились вне феодальной лестницы, так как не несли военной службы.

Главная обязанность вассала – нести военную конную службу сеньору в течение 40 дней в году. Вассал должен был также заседать в совете и в суде сеньора, оказывать ему денежную помощь (например, для выкупа из плена). А сеньор должен был защищать своего вассала. В случае конфликта вассал мог обратиться к суду пэров – других вассалов того же сеньора (сл.8).

В Англии и Германии все феодалы, от простых рыцарей до герцогов, были обязаны в какой-то мере подчиняться королю. Во Франции же действовало правило: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Сеньор имел дело только со своими вассалами, а от их вассалов требовать ничего не мог.

В идеале, вассалы верно служили сеньору, который щедро их награждал. Но случались разные ситуации. Не редко вассал получал феоды от разных сеньоров. Тогда отношения вассалов и сеньоров запутывались, и было трудно понять, кому вассал должен служить в первую очередь. Вот, например, такой документ (сл.8):

Послание рыцаря Жана де Валленкура графу Эно

Я, Жан, сир де Валленкур, ставлю вас в известность, что, хотя я держу от вас донжон в Валленкуре, а также четыре владения в Мурмэ, я вынужден вторгнуться в ваш край вместе с королем Франции и другими сеньорами, при коих я состою. И поскольку я ни за что не сделал бы этого до тех пор, пока считался бы вашим вассалом, мне велено из уст самого короля, чтобы я отказался от оммажа [вассальной клятвы], принесенного вам. Вы знаете, что все мои самые ценные владения расположены в королевстве Французском, а посему, дражайший сир, я отказываюсь от оммажа, принесенного вам…

Документ иллюстрирует ситуацию, когда рыцарь одновременно является вассалом двух сеньоров, враждовавших друг с другом. Его решение очень достойное. Но ведь он мог не выступать ни на чьей стороне, почему он выбрал сторону короля Франции?

Нам важно понять, что все члены средневекового общества были связаны друг с другом отношениями зависимости. Но характер зависимости крестьян и феодалов был совершенно различным. Крупные земельные собственники занимали в обществе господствующее положение. В сословии воюющих сформировались вассальные связи, в основе которых лежала практика наделения феодом в обмен на военную службу.

Сложившаяся социальная структура, сверху донизу пронизанная разнообразными вертикальными и горизонтальными связями, обеспечила обществу определенную стабильность. Не последнюю роль в этом играла церковь, освятившая сословную структуру своим авторитетом. Это и представление о том, что сам Бог разделил общество на сословия, и положение духовенства как первого, высшего сословия.

Д.з. § 10, п.1,2.

На следующем уроке мы будем изучать рыцарство. Я предлагаю вам провести конкурс гербов. Нужно 3 человека, желательно мальчики. Нужно придумать и нарисовать рыцарский герб с последующим объяснением его символики. Дополнительный материал я дам.

А кто из девочек хочет сделать сообщение о куртуазности?

Что такое вассал или кто? Как они появились и какими правами обладали? История этого вопроса уходит своими корнями глубоко в века. Разберемся во всем по порядку.

История появления вассалов

Еще задолго до Средневековья, в европейских странах и Азии, стали появляться особые взаимоотношения между людьми состоятельными и не очень. Почти любому сеньору или господину, который имел богатства, земли, и поместья, можно было дать присягу и стать его подданным. Также были вассалы короля.

Что означало это слово? По сути, это был слуга. Человек, который становился вассалом богатого сеньора, должен был ему прислуживать. У него обязательно появлялись какие-то обязанности, он должен был сопровождать господина в сражениях, поездках и боях. Если господину угрожала опасность, вассал обязан был прикрыть его, а если нужно, даже умереть за него.

Между подданными и их сеньорами складывалась особая форма доверительных, дружеских отношений, при которых господин всячески покровительствовал своему слуге. И если было нужно, оказывал какую-либо услугу или помощь.

Посвящение в вассалы или церемония Оммаж

Чтобы стать вассалом, нужно было пройти специальный обряд посвящения. Как он происходил?

Воин, или любой другой человек, желающий получить статус вассала, должен был прийти к господину с непокрытой головой, оставив все оружие дома. Он вставал на колени, вкладывал свою руку в руки сеньора и изъявлял свое желание вступить на службу к нему. После этого, если господин был согласен принять этого человека в вассалы, то он поднимал его с колен и целовал в губы.

С вопросом, что такое «вассал», разобрались. Теперь, поговорим о правах и обязанностях сторон.

Права вассала

Наряду с обязанностями у человека, давшего присягу господину, появлялись разного рода привилегии и права.

Во-первых, вассал мог получить от господина поместье в личное пользование. Это было своего рода вознаграждением за верность. Поместье не переходило в собственность слуги, а оставалось во владении хозяина.

Во-вторых, вассал имел право передать в наследство свои титулы и статусы своим сыновьям. Вручить в собственность поместье своим детям он не мог, но мог отдать право пользования. Для осуществления этого процесса дети вассала должны были дать присягу господину, в собственности которого было поместье. И право это было пожизненным, для конкретного человека.

В-третьих, слуга мог рассчитывать на определенную материальную поддержку господина. Также, в случае несогласия с сеньором, вассалы имели право восстать против него.

Обязанности

Что такое вассал обязывался делать? После получения в пользование поместья, слуга обещал заботиться о нем, своевременно ремонтировать. Нельзя ему было сокращать площадь поместья. Нужно было защищать от воров и бережно относиться к имуществу господина, не претендовать на то, что слуге не полагается.

Сеньоры и вассалы должны были проявлять взаимное уважение, не оскорблять и не покушаться на жизнь друг друга.

Одно время подданные должны были скидываться деньгами на каждое день рождения дочери господина. Конечно же, было много несогласных, ведь у разных господ были разные запросы в финансовом и материальном плане. Одни довольствовались небольшими суммами, другие требовали с вассалов больших денег, которые были не у всех. Со временем подданные отстояли свое право скидываться для дочерей господ лишь единожды.

Вассал имел право отвергнуть сеньора и порвать с ним договор, если тот соблазнил его дочь или, например, жену. В этом случае поместье все равно оставалось в пользовании слуги.

Права господина

Теперь, поговорим о правах господствующей стороны. Когда сеньор принимал на службу нового вассала, он имел право на получение от него платы за свое размещение, и за то, что тот получит во владение поместье.

Иногда, вместо жилья, в пользование передавался другой феод, какая-то иная недвижимость или имущество. Согласно обычаю, вассал отдавал за это золото, копье, перчатки. Иногда сеньор требовал коня или определенную денежную сумму. Порой она была равна годовому доходу несчастного подданного.

При заключении договора между слугой и сеньором оговаривался такой пункт, как «помощь в четырех случаях». Иногда этих причин могло было быть больше.

Что такое вассал должен был делать? А вот что. Если у господина были какие-либо долги или большие расходы, он имел право собрать столько денег, сколько ему было нужно со всех своих вассалов. Если вдруг дочь сеньора выходила замуж, часть денежных средств или полная сумма, опять же собиралась с подданных. Если сын господина проходил посвящение в рыцари, вновь можно было просить слуг об оплате расходов.

Когда сеньор ехал куда-то со своими рыцарями или семьей, он мог потребовать вассала предоставить помещение в своем поместье, питье и пищу для всех членов «команды».

Как обстоял вопрос наследования феода у женщин

С вассалами-мужчинами вопрос о наследстве рассмотрен выше. А как же обстояли дела, если звание и право пользования феодом унаследовала дочь или жена слуги?

До определенного времени представительницы прекрасного пола не могли давать присягу, становиться вассалами и получать во владение феод. Но время не стояло на месте, и постепенно женский пол получил такое право.

Женщина-вассал не могла выйти замуж без разрешения господина. В некоторых странах, даже был такой обычай, когда сеньор показывал двух или трех рыцарей, между которыми девушка должна была выбрать. И это была ее единственная возможность.

Если вассал был не согласен с господином, не исполнял его волю, происходило отречение от сеньора. Подданный терял земли и все свои права.

Если наследовал феод малолетний ребенок вассала, то сеньор брал над ним опекунство до 18 лет. В этом случае, после совершеннолетия, наследник обязан был присягнуть на службу к господину и продолжить работать на его благо.

Кто такие сеньоры и вассалы?

Сеньоры и вассалы это феодалы, дворяне.

Сеньор это главный, тот, кто стоит над вассалом. А вассал это тот, кто служит своему сеньору. То есть у каждого сеньора имеется свой набор вассалов. И каждый конкретный вассал является вассалом только одного сеньора, а не нескольких.

При этом у вассала могут быть, в свою очередь, еще и свои вассалы. То есть он одновременно и вассал своего сеньора и сеньор своих вассалов. Таким образом, феодальная система сеньоров и вассалов представляла собой иерархическую структуру типа дерева.

На вершине этой структуры, как правило, располагался король, царь или великий князь. Его вассалами были герцоги, графы, маркизы и князья, которые в свою очередь были сеньорами для баронов, виконтов и бояр. А те в свою очередь были сеньорами для рыцарей (шевалье, эсквайеры и пр.)

В разных странах действовали разные правила подчинения вассалов вышестоящим сеньорам. В одних странах было правило "вассал моего вассала не мой вассал". А в других странах действовало правило "вассал моего вассала мой вассал".

В средние века земля была основным богатством и средством производства. Сеньор имел много земли. Поэтому часть своих земель сеньор отдавал другим дворянам за то, что эти дворяне служили своему сеньору, то есть становились его вассалами.

Если такой вассал получал очень много земли, то он, в свою очередь, мог ее тоже раздать другим дворянам, которые теперь становились его вассалами. А он становился их сеньором.

Служба вассала своему сеньоры имела две интересные особенности:

  1. Это была, в основном, не работа в качестве личного слуги, а военная служба по защите территории, на которой располагалась земля сеньора и его вассалов и по военному захвату чужих земель. Захваченные чужие земли доставались сеньору, который потом распределял их среди своих вассалов и приобретал новых вассалов. Иногда такая война велась с целью, чтобы владелец земли отрекся от своего сеньора и присягнул на верность новому сеньору. В случае войны вассал должен был прибыть в войско сеньора в полном вооружении за свой счет и на своем коне. А если у этого вассала были еще и свои вассалы, то он должен был приехать на войну со своим отрядом вассалов.
  2. Эта служба вассала сеньору была не просто пожизненной, а передавалась по наследству из поколения в поколение вместе с землей. Только таким способом можно было передавать землю по наследству. Если вассал передавал свою землю по наследству своему сыну, то его сын становился таким же вассалом сеньора своего отца. Иначе, сеньор лишал земли сына вассала. Точно также, сын сеньора после смерти своего отца становился сеньором всех вассалов своего отца.

Вторая особенность, которая регулирует наследование отношений сеньоров и вассалов на следующие поколения, фактически означала отсутствие реальной частной собственности на землю. Это была, как бы, пожизненная аренда земли вассалом с преимущественным правом передачи этой аренды по наследству.

Точно также вели себя мелкие помещики по отношению к своим крестьянам. Крестьянин, как бы, являлся вассалом своего помещика. Но расплачивался с ним не военной службой, а деньгами (оброк) и отработкой (барщина). В некоторых странах (например, в России) эти отношения были достаточно жесткими по сравнению с вассальными отношениями и оформлялись в виде крепостного права.

Изначально крестьянин, это был такой вассал, у которого был на столько маленький размер земли, что он не мог уже раздавать свою землю другим семьям, так как на такой маленькой земле было уже трудно прокормить целую семью. Поэтому для того, чтобы прокормить себя и свою семью, крестьянин был вынужден работать сам.

В целом феодальная иерархия берет своё происхождение от древнеримской рабовладельческой семьи патрициев. Такая семья имела иерархическую древовидную структуру, типа структуры современной итальянской мафии.

На верхней ступени стоял глава семьи, потом шли его ближайшие родственники и высшие рабы (которые обедали за одним столом с семьей), потом шли дальние родственники и рабы "среднего управляющего звена" (например, надсмотрщики, охрана), потом шли низшие рабы (работники физического труда).

При этом, если Вы являлись родственником сразу двух и более патрицианских семей, то Вы должны были выбрать, какой семье Вы будете хранить верность и служить. Если две патрицианских семьи вступали друг с другом в такой сильный конфликт, что дело доходило до взаимной резни, то Вы обязаны были встать на сторону той семьи, которой храните верность. Вы должны были взять в руки меч и со своими родственниками и рабами пойти на виллу врага и там вырезать вражескую семью вместе с их рабами.

При переходе к феодальным отношениям такая семья образовала иерархию сеньоров и вассалов. А низшие рабы, занятие физическим трудом образовали класс крестьян.

Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола Пастуро Мишель

Сеньоры и вассалы

Сеньоры и вассалы

Феодальная Европа – это сельский мир, все ее богатство основывалось на земле. Обществом управляли землевладельцы, пользовавшиеся одновременно и политической, и экономической властью, – сеньоры. Феодальный строй можно представить прежде всего системой отношений взаимозависимости этих сеньоров между собой, базировавшейся на двух основных «китах»: вассальном обязательстве и предоставлении феода ..

Вассалом мог быть более или менее слабый сеньор, посвящавший себя служению более могущественному сеньору по обязательству или по причине материальной заинтересованности. Вассал обещал хранить верность, и это обещание становилось предметом договора, определявшего уже взаимные обязанности. Сеньор предоставлял своему вассалу покровительство и содержание: защиту от врагов, помощь в судебных вопросах, поддержку своими советами, всяческие щедрые подарки, наконец, содержание при своем дворе или, чаще, предоставление ему земли, которая обеспечила бы жизнь его самого и его вассалов, – феода. В обмен вассал обязывался нести военную службу в пользу сеньора (ее разновидности закреплялись в договоре), оказывать ему политическую поддержку (различные советы, миссии) и юридическую помощь (помогать вершить правосудие, участвовать в его судебной курии .), иногда выполнять домашние поручения, относиться к нему с неизменным почтением и, в некоторых случаях, оказывать денежную помощь. Таких случаев во Франции признавалось четыре: выкуп, снаряжение Крестового похода, свадьба старшей дочери, торжественное посвящение в рыцари старшего сына сеньора.

Вассальный договор редко закреплялся в письменном виде, за исключением разве что крупных сеньорий. Он служил поводом для проведения ритуальной церемонии, практически одинаковой во всех областях: сначала вассал на коленях произносил текст клятвы («Я становлюсь твоим слугой…»); затем, стоя, он клялся на священных книгах или мощах в верности своему сеньору; наконец, сам сеньор даровал ему феод, вручая предмет, символизирующий будущее владение (ветвь, траву, ком земли) или предоставляемую власть (скипетр, кольцо, жезл, перчатку, флаг, копье). Эту церемонию сопровождали коленопреклонения, обмен поцелуями, литургические жесты; иногда она совершалась лишь один раз и навсегда, иногда – периодически повторялась.

Сначала феод предоставлялся персонально и пожизненно; однако постепенно укоренился принцип наследования. В конце XIII века он распространился повсюду во Франции и в Англии. При смене владельца сеньор довольствовался правом получения налога на наследство. Часто феод не передавался старшему сыну, а разделялся между братьями. Отсюда раздробленность земельной собственности и обеднение вассалов.

На территории своего феода вассал осуществлял все политические и экономические права, как если бы он действительно принадлежал ему. За собой сеньор сохранял лишь право отобрать феод в случае пренебрежения вассалом своими обязанностями. И, наоборот, если вассал считал себя оскорбленным своим сеньором, он мог, сохранив землю, взять обратно свое обязательство и обратиться к сюзерену . – это называлось «вызов».

Феодальная система действительно выглядела своеобразной пирамидой, где каждый сеньор одновременно являлся вассалом более могущественного сеньора. На ее вершине стоял король, который, впрочем, стремился занять обособленное положение по отношению к общей системе; на низших ступеньках самые незначительные вассалы, герои рыцарских романов, демонстрировавшие образцы верности, любезности и мудрости. Между ними существовала целая иерархия крупных и мелких баронов – от герцогов и графов до обладателей самых скромных замков. О могуществе сеньора судили по обширности его земель, числу его вассалов, размеру замка или замков.

Из книги История Средних веков, рассказанная детям автора Ле Гофф Жак

Глава IV ЛЮДИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Миряне и клир, сеньоры и сервы, буржуа, торговцы и ремесленники, путешественники и пилигримы, бедняки и хворые - До сих пор речь шла больше о «прекрасном» Средневековье, но не все в нем было так уж прекрасно. Например, когда мы говорим

Из книги История Средних веков, рассказанная детям автора Ле Гофф Жак

МИРЯНЕ: СЕНЬОРЫ И СЕРВЫ, ГОРОЖАНЕ И БУРЖУА - Миряне - это все, кроме клириков?- Да, но они делятся на три категории: сеньоры, или знать, сервы, или крестьяне, и горожане.О первых мы уже говорили - это рыцари, они занимают самое высокое положение и могут быть именованы

автора Поньон Эдмон

Глава XIX СЕНЬОРЫ И КОРОЛИ Описанные выше крестьяне были по сути подданными сеньоров, крупных или мелких. Начнем рассмотрение с наименее

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Мелкие сеньоры Это те мелкие сеньоры, которые управляли имением, состоявшим из одной или нескольких деревень, а иногда частью имения, составленного из 287 весьма различных по происхождению владений. Дворянское сословие еще не полностью сформировалось.

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Крупные сеньоры На войне, на охоте, на турнирах, а также на ассамблеях, почти ежегодно собиравших воедино феодальную аристократию каждого большого фьефа или всего королевства, сходились вместе сеньоры различных рангов. Тем не менее существовали значительные

автора Коллектив авторов

ЛИНЬЯЖИ ЗНАТИ И ИХ СТРАТЕГИИ: СЕМЕЙНАЯ «ЧЕСТЬ», «СОЮЗНИКИ», «ВАССАЛЫ», БРАКИ, ЧАСТНАЯ ЦЕРКОВЬ Главными действующими субъектами этого смутного времени выступали семейные кланы - линьяжи. Они представляли собой большие патрилинейные семьи, обладающие сильным чувством

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

КРЕСТЬЯНЕ И СЕНЬОРЫ Средневековый Запад всегда сохранял зоны крестьянской свободы - большая часть Скандинавии, область Датского права в Англии, многие из горных районов и т. д. Но в большинстве случаев сельские жители находились под властью сеньоров, причем за столетия,

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Сеньоры бана В Германии, где в 962 г. Оттон I восстановил империю, в Англии после завоевания Вильгельма Завоевателя этим подъемом руководил монарх. Во Франции этим поначалу занимались сеньоры, владевшие землей и имевшие право бана - власть приказывать, принуждать и

Из книги Тайны пропавшей цивилизации автора Богданов Александр Владимирович

Вассалы шведского королевства Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А.С. Пушкин До «эпохи самозванцев» христиане, признающие домен Папы Римского, жили на русских землях вместе с теми, кто придерживался византийских

Из книги История отравлений автора Коллар Франк

автора Грегоровиус Фердинанд

3. Планы Стефана IX и его смерть. - Бенедикт X. - Николай II. - Гильдебранд получает помощь от норманнов. - Новый избирательный декрет. - Успехи норманнов. - Они присягают папе как вассалы. - Падение Бенедикта X Отдавая свои силы реформе церкви, Стефан IX в то же время имел в

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Государи Беневента и Капуи присягают Григорию VII как вассалы. - Роберт Гюискар отказывается присягать. - Намерение Григория превратить государей Южной Италии в вассалов римской церкви. - Его воззвание к общему крестовому походу. - Матильда и Григорий VII. - Его первый

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Латинская империя - Романия и ее вассалы Первым результатом Четвертого крестового похода стало создание новых франкских государств - Латинской империи (1204-1261 гг.) и ее вассальных владений. Императором «Романии» (так называли империю крестоносцы) стал граф Фландрский

Из книги Крестовый поход на Русь автора Бредис Михаил Алексеевич

Полоцк и его вассалы в войне 1203-1216 гг. Итак, в 1202 году против язычников Прибалтики был объявлен крестовый поход. В Ливонию вместе с епископом Альбертом прибыли уже не мирные проповедники, а крестоносцы. Одновременно с этим немцы основали крепость Ригу, в устье Двины, то

Из книги Рыцарство от древней Германии до Франции XII века автора Бартелеми Доминик

3. ВАССАЛЫ, СЕНЬОРЫ И СВЯТЫЕ В конце IX в. произошло то, что можно назвать феодальной мутацией: короли утратили всякий реальный контроль над провинциями, их дворец захирел, и состоялось возвышение графов, а также королевских вассалов и иногда епископов в ранге сеньоров

Из книги Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Ван и вассалы: феодализация внешних уделов Западночжоуское государство - вопреки тому, как Г.Крил озаглавил свою известную монографию , - империей никогда не было и не могло стать. Это было военно-политическое образование достаточно раннего и неразвитого типа. И хотя