Правила игры в прятки для детей кратко. Правила игры в прятки
Для младенца нет понятия времени и постоянства предметов. Если мама ушла, то это навсегда. Причем уход приравнивается к потере зрительного контакта. Поэтому первые прятки - это игра "ку-ку", когда мама закрывает себе глаза руками (прячется), а потом находится. Для малыша приносит радость не прятание, а отыскивание мамы, восстановление контакта с ней. Малыш испытывает радость от того, что мама никуда не делась.
Со временем ребенок начинает сам закрывать лицо руками или пеленкой, прячась от мамы. Прятки в таком раннем возрасте - это способ постоянно укреплять связь с мамой.
Также младенец познает принцип постоянства мира. Для детской психики мир исчезает, когда ребенок закрывает глаза. "Я тебя не вижу, значит, ты не существуешь" - формула мышления младенца. Игра в прятки как раз помогает преодолеть эту формулу и понять, что мир остается прежним, даже когда на него не смотришь.
Прятки после года
Когда ребенок уже немного подрос, возможно придумать много вариантов пряток. Это и прятание предмета в руке ("Отгадай в какой руке"), и отыскивание клада, спрятанного где-то в квартире, и прятки с мамой, и многое другое, на что хватит фантазии родителей.Как и в случае с младенцем, ребенку доставляет огромную радость что-то найти или быть найденным. Мышление ребенка развивается. Прятки помогают ему в этом: ведь необходимо поставить себе цель (поиск предмета или мамы) и достичь ее, что не всегда просто, необходимо приложить старание и усилие. Таким образом, прятки помогают формировать процессы и развивают настойчивость ребенка.
Но самое важное, что прятки - это время активного позитивного общения с мамой. Насыщение жизни ребенка такими положительными эмоциями очень полезно для его развития.
Прятки в период адаптации к садику
Отдельно хотелось бы сказать о пользе игры в прятки, когда ребенка отдают в садик. За некоторое время до того, как ребенок начнет посещать ДОУ, лучше начать играть с ним в прятки. В данном случае важен именно момент отыскивания мамы. С помощью этой игры в подсознании ребенка формируется уверенность, что мама обязательно найдется, она не исчезнет навсегда. С тревогой по этому поводу как раз и сталкивается ребенок, приходя в садик. До этого он постоянно был дома вместе с мамой, а тут она уходит. Ребенок начинает нервничать, что мама про него забудет, оставит навсегда. Играя дома с ребенком в прятки, мама помогает в символическом виде справиться с этой тревогой.Прятки в дошкольном возрасте
Ребята 3-6 лет уже играют в прятки друг с другом. Игра становится достаточно сложной: появляется ведущий (тот, кто ищет всех спрятавшихся) и правила игры. Как и любая другая коллективная игра в этом возрасте, прятки учат детей взаимодействовать друг с другом и договариваться. Ведь правила игры в каждом коллективе свои. В какой-то группе детей достаточно просто отыскать спрятавшегося, а у других ребят надо добежать быстрее его в условленное место и т.п. О правилах необходимо договориться. Каждый конкретный ребенок учится следовать обговоренным правилам. Если он этого не будет делать, другие ребята попросту не будут с ним играть.Также прятки в этом возрасте учат проявлять лидерские качества. Это относится к тому, кто сам предлагает игру, выступает первым ее ведущим или становится инициатором изменения правил. Поэтому если родители хотят воспитать лидерские качества в ребенке, они должны обратить его внимание на эти моменты: где он может проявлять инициативу в коллективе.
Вчера на кружок пришли всего 3 человека.
Варя пойдет в школу через год.
Милана в этом году.
А Сева закончил первый класс.
Занятие проводили на улице.
На площадке детского сада.
Нарисовали классики-десяточку
Попрыгали по клеточкам в прямом порядке, в обратном, по четным клеткам, по нечетным, по диагональным и тд.
Я предложила поиграть в прятки.
Как оказалось, дети не умели прятаться, хитрить и определять кратчайшее расстояние,
чтобы успеть добежать до места, где можно "застукаться"
Поэтому я сначала подробно рассказала, с какой стороны веранды лучше прятаться, а с какого угла ближе бежать.
А потом показала, как это делается.
Игра в прятки стала хитом занятия, и дети никак не хотели расходиться.
Я же поняла, что игра в прятки очень важна не только в плане психологии, крупной моторики, скорости реакции и тд
Игра важна для развития геометрических представлений.
Как жаль, что воспитатели в детском саду практически не играют с детьми в прятки.
И мамы на детских площадках редко находят компанию для своего ребенка, чтобы поиграть в прятки.
А вот прятки под игровым парашютом преследуют совсем другие цели, ребята учатся работать в команде.
Спасибо Жене Кац за идею!
Дети любят играть в прятки. Это популярная игра у ребятишек всех возрастов, в которую играли еще наши родители. Самые маленькие испытывают восторг, когда мама закрывает лицо ладонями и говорит ""ку-ку"", потом убирает руки, тем самым показывая, что вот она - нашлась! Дети постарше играют друг с другом, придумывая различные вариации игры в прятки.
Правила игры
Чтобы начать играть в прятки, нужно распределить роли.
Во-первых, с помощью считалки определяется один ведущий, который будет искать тех, кто спрячется. Считалка может быть такой: ""Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети, все кричали ""кукумак"", убирай один кулак"". В эту игру можно играть вдвоем, но чем больше человек, тем интересней.
Во-вторых, участники определяют, до скольки будет считать ведущий, пока остальные прячутся. И выбирается место для тукания, до которого нужно будет бежать ведущему и тому, кого он нашел.
Игра началась
Ведущий считает, игроки прячутся. Когда время выходит, ведущий кричит - ""Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!" Если ведущий долго не может никого найти, то ему дают подсказки, тихонько выкрикивая ""Ку-ку""!
И вот ведущий находит прячущегося, выкрикивает его имя и они вместе наперегонки бегут до места тукания. Если игрок, которого нашли, не успеет добежать первым, то он становится ведущим.
Иногда ребенка бывает сложно чем-то увлечь, и специально для этого мы подготовили статью , которая вам в этом поможет
Как играть в прятки в майнкрафте
Играть в прятки можно и в популярной игре майнкрафт.
Принцип игры сохраняется, но действия происходят в виртуальном мире. Собираются команды, разрабатывается определенная карта, а сервер определяет, в какую команду вы попадете - к тем, кто прячется или к тем, кто ищет.
Первая команда ищет, она называется Hider, а другая прячется - Seeker. Задача вторых - как можно лучше спрятаться, на это отводится 15 секунд. Когда игрока находят, его пытаются убить. Если же его убивают, то он становится тем, кто ищет.
Игра в прятки – это игра, где одни игроки прячутся, а другие пытаются их найти. Она очень простая, но с годами появилось очень много разных видов. Какой бы вы не выбрали (а мы рассмотрим несколько), вам нужны всего лишь несколько друзей, места, где можно спрятаться и шпионские навыки.
Шаги
Часть 1
правила игры-
Выберите игроков. Самое главное в "прятках" – найти желающих играть. Как минимум их должно быть двое. Хотя, чем больше игроков, тем лучше.
- Если игроки разного возраста, то возьмите это в расчет. Те, кто младше, могут поместиться куда угодно, но они не всегда выбирают удачные места и у них снижена концентрация внимания.
-
Обговорите правила игры. Если этого не сделать, то вместо игры будет просто хаотичный бег, разбитые статуэтки или кто-нибудь из младших застрянет в стиральной машине. Или все убегут из дома, когда водящий начнет искать. Закройте все комнаты, в которых хранятся фамильные и личные вещи – чердаки и спальни родителей. Или разрешите там прятаться только при определенных условиях: "не переворачивать все вверх дном и не прыгать на кровати".
- Убедитесь, что все останутся целыми и невредимыми. Никто не должен падать с деревьев или карабкаться на крышу. Возьмите за правило прятаться только там, куда могут поместиться два человека.
- Совсем скоро вы узнаете про виды игр. Сейчас просто обговорите самое основное – кто прячется, кто ведет, где прятаться, сколько времени считать и т.д.
-
Найдите подходящее место. На улице веселее, но во время дождя лучше поиграть дома. Важно определить границы местности для игры, чтобы никто не убежал слишком далеко. Это же игра в прятки, а не марафонские бега!
- Если вы играете с родителями, то им лучше быть в курсе, что происходит. Они не будут в восторге, узнав, что вы спрятались в гараже, под крыльцом или в душе, куда им придется за вами прыгать.
- Старайтесь каждый раз играть в разных местах. Если вы всегда будете делать это в том же месте, то всем будут известны самые хорошие места и вас быстро найдут.
Часть 2
начало игры (Традиционная версия)-
Определите, кто "ведет". Для решения, кто будет "вести", есть много методов, к примеру: первым может "вести" самый младший; тот, у кого скоро день рождения или считалка "Раз картошка, два картошка". Также можно тянуть карточки с номерами из шляпы – тот, у кого №1, будет "вести" первым.
- Если один из игроков старше, то лучше "вести" ему. Более юные участники игры не имеют такого опыта. Объем внимания изменяется с возрастом и старшие игроки с легкостью обыграют молодых противников.
-
Начните игру. После того, как было решено, кто "ведет", он или она должны закрыть глаза и начать считать до 10. Или до 20, 50 или 100; также можно спеть песенку или рассказать стишок. Подойдет все, что может убить время, пока все остальные прячутся! Самое главное – чтобы все знали, сколько времени есть у них в запасе!
- Убедитесь, что "водящий" не жульничает! Глаза должны быть закрыты руками, и голова повернута к углу. Никаких подглядываний!
-
Быстро прячьтесь! Те, кто не "ведет", должны разбежаться и искать укромное местечко, пока он считает. "Водящий" не имеет права смотреть, кто куда побежал. Старайтесь не шуметь, когда прячетесь, иначе "водящий" сможет определить направление на слух.
- После того, как укроетесь в убежище, сидите как можно тише. Не выдавайте себя! Если будете шуметь, то даже самое укромное место вас не спасет.
-
Начинайте искать. Как только счет окончится, после слов "Кто не спрятался, я не виноват" сразу начинайте поиск. Используйте для этого свои глаза и уши. Как только увидите кого-то - поспешите его запятнать.
- При желании спрятавшиеся игроки могут меняться местами. Прятаться там, где вас уже искали - очень хорошая идея. Это называют стратегией.
- Если после поисков кого-то не смогли найти, и он не вернулся домой, то "водящий" должен подать ясный сигнал, что игра окончена. Крикните – и после этого станет ясно, что можно выходить.
- Также можно прокричать "Все свободны" или "Alle, Alle auch sind frei", что в переводе означает "Выходите".
-
Пришло время поменять "водящего". Им станет тот, кого нашли первым. Можно начать новый раунд сразу после первого найденного игрока или сначала найти всех, а затем начать заново.
- Это также можно контролировать. Если "водящий" никого не находит после трех попыток, то его лучше заменить. Пусть у каждого будет шанс спрятаться!
Часть 3
разные виды игр-
Игра на основной базе. Теперь и прятаться, и искать стало труднее. Водящий и игроки те же, но нужно не просто прятаться, а также успеть вернуться на базу . И не быть пойманными! Им придется рисковать и выходить из убежища, пока водящий будет их искать. Это более напряженная версия.
- Спрятавшиеся не знают, что происходит вокруг. Они все должны вернуться назад до того, как их запятнают. Или они проиграют!
-
Игра с несколькими водящими. Те спрятавшиеся, кто был найден, должны также помогать в поисках. И в конце игры последнего игрока ищут уже 4 человека!
- Игра также начинается с одного "водящего", к которому постепенно присоединяются остальные.
- Первый игрок, которого "запятнали", будет искать остальных в следующем раунде, который начнется сразу после того, как все будут найдены.
-
Побег из тюрьмы. Это добавляет еще больше остроты. Желающие играть должны пройти в "тюрьму". Обычно это просто комната или подъезд. Цель водящего – посадить всех в тюрьму. Но те, кто на свободе, могут освобождать других из заключения! Для этого нужно проникнуть туда и не быть застуканным.
- Освобожденные могут спрятаться вновь или просто наслаждаться своей новообретенной свободой. Если кто-то в тюрьме, а кто-то прячется, действуйте по тем же принципам. При желании можно добавить еще какие-нибудь интересные элементы!
-
Сардинки. Это прятки наизнанку. Прячется только один игрок, остальные его ищут. Тот, кто найдёт его первым, прячется вместе с ним. Затем к ним присоединяется следующий, кто их найдёт, потом по очереди все остальные. Игра кончается, когда последний игрок присоединяется к остальным. Обычно к этому времени они действительно напоминают банку сардин!
- В сардинки часто играют в темноте. Это гораздо веселее - поймать друга и спросить: "Ты сардинка?". Если он ответит да - присоединяйтесь!
-
Розыск. Эта игра похожа на побег из тюрьмы, но это, скорее, групповой вариант. Играют две команды (лучше по 4 человека или больше), у каждой есть своя база. Каждая команда должна спрятаться на базе другой команды, в то время как другая – на их базе. Выигрывает та команда, которая быстрее перебежит на базу противника без потерь.
- В эту игру хорошо играть в парках. А еще лучше с наступлением сумерек! Только для начала убедитесь, что поддерживаете связь друг с другом, и никто не потеряется. Люди должны знать, когда игра окончена!
- Есть много разных стратегий. Лучше всего прятаться на виду. К примеру, если около базы стоит стол, то можно укрыться под ним: там вас вряд ли будут искать, и у вас появится шанс вернуться на базу.
- Если у вас маленькие дети – играйте с ними прямо в доме. Они будут счастливы, найдя вас.
- Не стоит прятаться в труднодоступных местах. Малыши могут испугаться, не найдя вас поблизости.
- Прячьтесь там, где на первый взгляд это сделать невозможно (например: в кабинете под раковиной в ванной). Но для начала убедитесь, что вы СИЛЬНО не поранитесь и не снесете все на своем пути.
- Постарайтесь не отбрасывать тень. Она может быть в форме собаки, кошки, но не человека.
Играть в эту замечательную и популярную игру можно в любом месте - дома, во дворе, в лесу или парке. Все участникам игры необходимо до начала игры договориться о границах территории , дальше которых никто прятаться не может.
Названия: Прятки, Кулючки
Правила игры Прятки
Игра начинается, когда с помощью жеребьёвки или считалочки выбирается водящий - «во́да », затем определяется место, откуда начинается игра и где надо будет «застукиваться ». Водящий отворачивается к стене (углу, двери, столбу), закрывает глаза и начинает считать. В зависимости от возраста детей считать можно от 10 до 50. Обычно хватает до 20. После этого во́да поворачивается и говорит:
Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!
Кто не спрятался, я не виноват!
Задача ведущего - искать («кулючить», отсюда другое название игры - «кулючки») спрятавшихся, и, найдя, вернуться и постучать по стенке, около которой он считал:
Стуки-стуки, вижу Машу, она за деревом.
Задача спрятавшихся - попробовать обогнать ведущего или дождаться, когда тот пойдёт в другую сторону и застукаться первыми - тогда они считаются не найденными. Они должны подбежать к стене и громко крикнуть
Стуки-стуки за себя!
Тому, кого удалось застукать первым, говорят «Первая курица жмурится », что означает, что тот, кого смогли застукать первым, будет водить в следующем кону игры.
Часто найденные и застукавшиеся игроки от скуки начинают помогать еще не найденным специальными подсказками, дружно скандируя:
Топор, топор,
сиди как вор,
и не выглядывай во двор
(вариант: не ходи гулять во двор)!
что означает - «ведущий рядом, сиди и не высовывайся!». Или
Пила, пила,
лети как стрела!
«Ведущий ушел в другую сторону, можно выбежать и успеть застукаться!» Еще можно следить, чтобы ведущий не стоял на одном месте, а активно искал игроков, при этом кричат
На месте кашу не вари!
Особенно весело, если водящий ошибся с именем игрока, застукивая его, то игроки кричат «Обознатушки - перепрятушки (или обознатки-перепрятки )!» и вся игра начинается заново с тем же водящим. Первый найденный игрок, которого застукал во́да, в следующей игре становится во́дой сам. В некоторых вариантах игры последний игрок может застукать себя и всех ранее найденных игроков, стуча по стене и приговаривая «Стуки-стуки за всех ». В этом случае ведущий остается прежний и игра начинается сначала, но часто это бывает очень обидно для водящего и это правило отменяют.
В случае, если появляется новый игрок, желающий влиться в игру, кричат:
Зай-Зай-вылезай,
Новенький кулючит!