Образовательный портал. Образовательный портал «Воздух - что это»

Тамара Кученкова
«Невидимый воздух». Конспект открытого занятия в старшей группе

Цель :

1. Формировать представления детей о воздухе и его свойствах в жизни человека, животных, растений.

2. составить у детей представления о ветре, вызвать интерес к проведению экспериментов.

3. Развивать умения логически рассуждать, вызывать чувство любви к окружающим.

4. Воспитывать чувство ответственности за природу, развлечь и эмоционально настроить детей.

Предшествующая работа :

Наблюдение во время прогулки за ветром, облаками; конструирование корабликов ; чтение художественной литературы.

Оборудование :

Стакан стеклянный прозрачный, металлическая ложка, прозрачная глубокая емкость с водой. Воздушные шарики , соломки для коктейлей, мыльные пузыри, кораблики из пенопласта и бумаги, большие емкости с водой, салфетки полиэтиленовые, вентилятор комнатный, ширма для кукольного театра, кукла Буратино, листы бумаги, цветные карандаши.

Литература :

Н. Э. Рыжова «Не просто сказки» .

В. Коломина «Воспитание основ экологической культуру в детском саду» .

О. Р. Галимов «Физика для дошкольников

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» .

А. Холден «Мир вокруг» из серии «Веселы уроки»

Ход занятия:

Воспи.:- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку :

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас !

Дети : -Воздух .

Восп.: -Правильно,это воздух . Сегодня мы с вами поговорим о воздухе , будем делать опыты, как настоящие ученные. И для этого у нас есть лаборатория. (показывает)

Бур.: -Здравствуйте, ребята!

А что это вы тут собираетесь делать?

Восп.: -Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе .

Бур.: -О воздухе ? А кто его видел этот воздух ? Может его и нет вовсе!.Лично я никогда не видел воздух , а вы ребята?

Восп.:- Погоди, погоди, Буратино! Я вот тоже воздуха не видела , но,знаю, что он всегда вокруг нас.

Бур.: Ой, все-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите Ю, что этот самый воздух есть в этой комнате .

Восп.: -Ребята, давайте докажем Буратино, что воздух все-таки есть (опыт 1 с пакетиками)

Восп.:-Что ребята у нас в мешочках?

Дети :-Воздух .

Восп.: -А какой он? Видим мы его? Почему мы не видим воздух ? Почему его называют невидимкой ? (ответы детей)

-Воздух прозрачный , значит, через него все видно. Посмотрите. А что еще прозрачное? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате

(аквариум, окна)

(подходят к окну)

Посмотрите, какое прозрачное стекло, через него все видно –и другие дома, машины на улице, и деревья, а теперь давайте пройдем вместе в нашу лабораторию, я хочу показать вам еще один опыт

(показывает стакан)

Ребята, как вы думаете этот стакан пустой? Если в нем что-нибудь? (выслушивает ответы детей)

Бур.: ну и что тут интересного? Каждому ясно, что в стакане ничего нет. Давайте туда что-нибудь нальем или положим.

Восп.: -Говоришь нет ничего в стакане, а мы сейчас проверим! (опыт 2 со стаканом) .

Восп.: -Ну что ребята убедились, что стакан не пустой, в нем есть воздух :

Бур.:- Эка невидаль , воздух ! Я, может и раньше знал, что воздух есть , а просто так всем говорил. Я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух . Вот послушайте меня. Однажды меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломку. Я конечно не только пил, но и пузырьки через соломинку пускал. Вот здорово было!

Восп.: -Ребята,давайте и мы попускаем пузырьки из соломинки

Возьми каждый по соломинке и подойдите к сосуду с водой. (опыт 3 – с соломкой)

Что выходит из воды с пузырьками :

Дети : -Воздух

Восп.: -А какие пузыри можно еще пускать?

Дети : Мыльные

Восп.: -Давайте и мыльные пузыри попускаем

(дети берут «мыльные пузыри» и пускают их)

Восп.:- Буратино, как ты думаешь, что находиться внутри мыльных пузырей?

Бур.: Знаю, конечно, мыло!

Восп.: -Ребята прав ли Буратино? Почему? Конечно, в каждом пузыре внутри находиться воздух !

Бур.: -Воздух , мыло, какая разница! Вы мне другое лучше скажите : и я, и ребята и все люди дышать через нос. Правильно?

Восп.: -Ребята, давайте покажем Буратино, как дышат наши носики. (опыт 4 с салфеткой) .

Когда мы просто выдыхаем и вдыхаем воздух , видим мы его?

Дети : -Нет!

Восп.:- А с салфеткой видно (Да)

А еще можно увидеть, как мы дышим зимой –изо рта выходит пар.

Бур.: Ребята, а вы знаете, чем дышит животные?

Дети : У них тоже есть носики.

Бур.: А собака, если ей жарко дышит ртом, я сам видел? А как дышат растения, где у них тогда носы (гипотезы детей) .

Восп.: -А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях у них есть маленькие дырочки, их трудно увидеть. Вот через них и дышать все растения, и комнатные тоже. Вот почему мы вытираем пыль с листьев и моей их.

Бур.: Значит и колокольчику, и березе, и дубу –всем-всем нужен воздух ?

А я об этом не знал.

Восп.:-конечно,Буратино, всем живым существам нужен воздух .

Правда, ребята?

Вот мы с вами дышим носиками, а что еще мы можем ими чувствовать?

Дети : - Можем чувствовать запахи.

Восп.:- А воздух пахнет ?

(ответы детей)

Восп.:-А как же так получается, когда на кухне пекут пирожки, мы в группе чувствуем их запах ?

(ответы детей)

-Воздух движется и доносит до наших носов, хотя сам воздух не имеет запаха .

Какие еще запахи может переносить воздух ?

А может ли воздух переносить звуки ?

(ответы детей)

(опыт 5 со стаканом и ложечкой)

От удара ложечкой стекло стакана начинает дрожать, мелко и часто. От этого начинает дрожать, двигаться воздух вокруг стакана . Постепенно это дрожание воздуха доходит до наших ушей и мы слышим этот звон. Значит воздух , может переносить звук.

Бур.:- А я знаю, где можно найти много воздуха –в шариках ? И так и называются –воздушные .

Восп.: -Ну, что Буратино, мы убедили тебя, что воздух есть ?

Бур.: Да, я понял, что воздух окружает нас везде , и мы им дышим.

Простоя думал, что раз его не видно, то его и нет. А теперь я пойду в кукольный театр к своим друзьям и расскажу им про воздух . А вам хочу подарить эти воздушные шарики (дает детям коробочку с шариками) .

Восп.: -Ребята, давайте проверим, много ли воздуха у вас в груди , давайте надуем шарики (дети надувают шарики и дуют их) .

Вы наверное раз видели, как воздушные шарики отпускают и они улетают в небе. Вы должны знать, что это для природы вредно. Как вы думаете почему (варианты ответов детей) .

Рано или поздно шарики или лопнут, или из них выйдет воздух и они опустятся на землю или в море, и тогда их могут проглотить животные или рыбы и от этого они умрут. И мы на улице отпускать шарики не будем! Но в группе ., где мы можем поднять и убрать его и убрать, мы можем это сделать. Давайте сейчас по моей команде мы дружно отпустим свои шарики и посмотрим, что будет. (отпускаю шарики, выходит воздух )

Что вы чувствуете?

Дети : -Ветер.

Восп.: -Помните, о чем, мы только что говорили, что бросать шарики нельзя. И мы их сейчас соберем.

(собирают шарики)

(включается вентилятор)

Восп.: -Ой, что это, шарики, уже не летают, а ветер все сильней? Да и не похоже, что это ветер от маленьких шариков.

(влетает Карлсон)

Карл.:- Здравствуйте, ребятишки девочки и мальчишки.

(дети приветствуют Карлсона)

Восп.: - Здравствуй, Карлсон. Это ты такой ветер поднял?

Расскажи, как ты это делаешь?

Карл.: На спине у меня есть пропеллер. Я включаю моторчик, пропеллер вертится и получается ветер. Вот я вам покажу вентилятор, он точно такой же, как и мой пропеллер. Смотрите!

(включает вентилятор)

Восп.: -Ребята, а вы как думаете, для чего нам нужен вентилятор?

(ответы детей)

Да вентилятор нужен в жаркую погоду, чтобы освежить воздух . А давайте покажем Карлсону, как мы сами умеем делать ветер (опыт 6 с корабликами)

Ребята, вот мы выпускали воздух из шариков и получался ветер. Потом дули на кораблики и тоже получился ветер. -Что же такое ветер?

Восп.: -Ветер -это движение воздуха .

Мы с вами на прогулке часто наблюдаем, если на улице ветер. Как мы это можем увидеть?

(ответы детей : ветки листья деревьев колышутся, облака бегут по небу быстро)

А теперь давайте нарисуем ветер. Пройдите за столы.

Карл.: -Я тоже хочу нарисовать с детьми.

Восп.: А ты,Карлсон, будешь рисовать на большом листе, на доске.

(рисуют) (Карлсон рисует на доске)

Восп.: -Дети,давайте посмотрим,как нарисовал Карлсон. Правильно ли он нарисовал? (анализ рисунка Карлсона) .

(Итог) :-Сегодня мы узнали о воздухе . Что же мы узнали?

Что воздух часть природы . Он везде вокруг нас, мы им дышим.

-воздух невидим , прозрачен -воздух может двигаться .

И еще очень важное свойство воздуха . Сам он не имеет запаха, но может переносить запахи. Мы не слышим воздух , но когда он движется, он может переносить звуки.

Воздух необходим всем нас . Без него жизни нет.

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
  • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

ВЫВОД : Воздух находится везде.

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

(ответы детей)

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

  • Воздух повсюду.
  • Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
  • Легче воды.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

НАБЛЮДЕНИЕ 6.

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

Откуда взялся ветер?

Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

– Что такое ветер? (движение воздуха)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
  • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Литература:

  1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
  6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
  7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

Здравствуйте, друзья!
Сегодня новое заседание БиоТОПа по мотивам вопроса Андрея, который прислала мама Елена Валерьевна Ишимова, автор блога "Смешарики" .
Я немного перефразировала вопрос "Почему воздух прозрачный?", но смысл он от этого не утратил. Итак, добро пожаловать на поляну БиоТОПа.



Слониха (звонит в колокольчик ): Заседание БиоТОПа объявляю открытым!
Кафрский ворон: БиоТОП! БиоТОП!
Слониха: Что у нас на повестке дня?
Кафрский ворон : Абсолютно прозрачная тема. Почему воздух прозрачен? А газ бесцветен?

Глава 1. Стакан наполовину полон? Или...

Сова: А может и нет никакого воздуха? Может воздух, как новое платье короля из сказки, не существует. Увидеть-то его нельзя!
Сурикат : Он точно есть! Мы же им дышим!
Гепард: Я хочу спросить у вас всех про этот стакан. Посмотрите на него.
Гепард продемонстрировал стакан, в котором была налита вода, ровно по его середине.




Мартышка
(затараторила) : Я! Я знаю этот тест! Стакан наполовину полон или наполовину пуст? Пусть каждый возьмет и ответит, или вспомнит, что он ответил, когда впервые услышал притчу про стакан.
Сова: По мне, туда воды не долили. Пожалели что ли?
Илистый прыгун: А по мне, так и половина стакана воды лучше, чем вообще без нее! Я без влаги не могу дышать, а здесь достаточно, чтобы можно было хвост в нее опустить и продержаться до прилива.
Сурикат: Вот и я думаю, что даже чуточку водички - уже неплохо. Знаете, как мы радуемся, когда дождь идет у нас в пустыне?

Мартышка (прыгая на месте от нетерпения) : Ой, не могу терпеть, объясняю! Я как оптимистка, радующаяся жизни, сразу отвечу, что стакан наполовину полон! Вот и Илистый прыгун, и Сурикат - тоже оптимисты. А пессимист, который склонен замечать в жизни плохое и ворчать, скажет, что стакан наполовину пуст.
Сова : Я не "пустимист"! Я как есть, так говорю. Всю правду выкладываю в глаза! Я этот...
Кафрский ворон : Реалист?
Сова: Да, он!

Гепард: Реалист скажет, что стакан полон на все 100%.
Сова: Дорогой Гепард, хорошо ли Вы видите? Сколько крыльев я Вам показываю? До полного стакана не хватает ровно столько же воды!
Гепард: Как думаете, уважаемая Сова, если я вылью воду из стакана, стакан будет пуст?
Сова (поболтав крылом внутри стакана) : Конечно! Пустой на все сто процентов!

Глава 2. Винить, конечно, некого - Кругом одни молекулы


Орангутан: Это легко объяснить, почему мы не видим воздух вокруг нас! Воздух состоит из разных газов: в основном из кислорода, азота, водорода, углекислого газа. Каждый газ состоит из своих частичек - бесцветных и прозрачных молекул. Они настолько маленькие, что их можно увидеть только в самый мощный электронный микроскоп. Молекулы летают во всех направлениях, расстояние между ними такое, что лучи света легко проходят между ними, не отражаясь от молекул. Поэтому мы воздух не видим.

Мартышка: А дерево мы видим, потому что луч света не проходит через его молекулы?
Орангутан : Понимаете, Мартышка, но молекул дерева не бывает.
Мартышка: Как это не бывает? Я же вижу дерево! Вот если бы вы про воздух сказали, который не видно, еще можно было бы поверить.
Осьминог: Дерево состоит из клеток, а клетки состоят из частей-органоидов. Они как будто маленькие клеточные органы, поэтому их называют органоиды. А вот эти органоиды состоят из разных веществ, а вещества уж состоят из молекул. А молекулы состоят из атомов.



Мартышка
: Большое состоит из среднего, а среднее - из маленького, а маленькое - из малюсенького!
Осьминог: Верно! Древесная целлюлоза - вещество с белыми молекулами, а лигнин - с коричневыми, он-то и придает цвет коре. А стоят молекулы так плотно прижавшись к друг другу рядами, что свет не может через них пройти и отражается. И мы их видим.

Мартышка: Но в общих чертах, я была права!
Орангутан: Правы, милая Мартышка.
Сурикат: А я понял, почему в воде мы можем что-то видеть, но не так хорошо, как на воздухе! Потому что молекулы в воде располагаются не так далеко друг от друга как в газе, но не так близко как в лигнине дерева! Правильно?
Орангутан: Молодец! Вы очень способный молодой Сурикат!

Слониха: Ой, а у нас в стакане какой-то тип сидит! Я его только сейчас рассмотрела!

Глава 3. Я вас вижу насквозь!


Кто-то в стакане: Заметили таки! А я то уж думал, что совсем стал невидимкой.
Кафрский ворон : Выбирайтесь из стакана, милейший, и представьтесь! А то, нарушаете инкогнито весь протокол. Что я должна записывать?
Кто-то в стакане: Попрошу без сложных слов! Я показываюсь. Стеклянный сомик, к вашим услугам!


Из стакана, в котором казалось никого не было, появилась прозрачная, словно стекляшка, рыбка. На воздухе она стала отчетливо видна, в то время, как в воде ее выдавали лишь голова, да небольшая область тела вокруг.


ПЕСЕНКА СТЕКЛЯННОГО СОМИКА
(

Стеклянным призраком слыву,
И тем ужасно горд!
В воде невидимым живу,
И хищник не найдет.

Как невидимкой водной стал? -
Вы спросите, друзья.
Как цвет природный потерял,
Спою вам в песне я.

Труляля и траляля!

Я сам призрак, друзья!

Все мышцы, кожа, чешуя
Утратили пигмент,
Покрылся бугорками я,
Не отражать, чтоб свет.

Чтоб стать прозрачным как вода,
И свет не преломлять,
Я все пространство живота
Стал жиром заполнять.

Труляля и траляля!
Я сом-призрак, я сом-призрак,
Я сам призрак, друзья!

Прозрачен жидкий жир - успех!
Да виден стал хребет...
Посеребрить его не грех,
Чтобы рассеять свет.

Неотразимым хочешь стать,
И жизнь вести беспечную? -
Могу совет бесплатный дать:
"Будь тихим, не отсвечивай!"

Труляля и траляля!
Я сом-призрак, я сом-призрак,
Я сам призрак, друзья!



Слониха
: Очень приятно познакомиться, Стеклянный сомик! А почему же в воде Вы почти не видны, а на воздухе заметны.
Стеклянный сомик: Так я же в воде живу, поэтому и настроен под ее особенности. В воде плотность больше, чем в воздухе. Вот поводите рукой в воздухе и воде и вы почувствуете разницу! Если бы мое тело было заполнено воздухом, а не жиром, то я бы отличался по плотности от воды очень сильно, и был бы заметнее.

Сурикат и Мартышка стали размахивать лапами в воздухе, а затем в воде.
Мартышка: Вода сопротивляется движению!
Сурикат : Ага!

Сова: Да Вы, батенька Сом, живое пособие по изучению скелета!
Орангутан: Вы очень правильно подметили, уважаемая Сова! В лабораториях специально выводят животных с прозрачной кожей и органами, чтобы изучать внутренние процессы при жизни животного, без всякого вреда для этих существ. Изучают стеклянных лягушек, рыб. А недавно вывели даже прозрачных мышей!
Осьминог: Хотите, я покажу вам фокус с исчезновением сокровищ?
Сурикат: Конечно!

Глава 4. Исчезновение кристалла




Осьминог: Я однажды случайно нащупал на дне этот предмет. Он конечно, оказался из стекла, но ведь мог бы быть и алмазом! Видите какой кристалл?
Мартышка: Какой большой и красивый!
Осьминог: А теперь - фокус с исчезновением! Опустим кристалл в стакан с водой!
Сурикат: Ой! Он как будто растворился. Я хочу его потрогать, там ли он еще.
Сурикат опустил лапку в стакан и потрогал кристалл.
(Проделайте подобный опыт со стеклянными прозрачными предметами, заставляя их "исчезать" в воде)

Сурикат: Он там! Честное сурикатское! Я его нащупал!
Мартышка : Вот как можно хранить бриллианты у всех на виду, в аквариуме с золотыми рыбками.
Осьминог: Кристалл почти исчез в воде, как и наш друг Стеклянный сомик.




Мартышка
: Немножко все таки отсвечивает. Но ведь алмаз прозрачный и твердый. У него не могут быть большие расстояния между молекулами, как у воздуха. Почему же он пропускает свет?
Осьминог : Верно. Частицы в алмазе расположены в особом близком порядке, слагая кристаллическую решетку. И свет проходит сквозь нее.

Кристаллическая решетка алмаза.


Орангутан : В стекле хоть и нет кристаллической решетки, но частички тоже располагаются упорядоченно.
Осьминог: Пятьсот миллионов лет назад в морях палеозоя водились трилобиты - родственники раков. У них глаза были покрыты прозрачными твердыми очками из кальцита. Они пропускали свет через серединку кристаллической ромбической решетки.
Стрекоза : Как это романтично! Рыцарь в хитиновой броне с хрустальными глазами! Жаль, что они все вымерли...
Осьминог : Броня была полная, включая глаза.

Мартышка: А ведь и у нас есть прозрачные части в организме! Глаза покрыты прозрачной пленкой - роговицей. Только она гибкая, не как у трилобитов.
Осьминог : Какое тонкое замечание, милая Мартышка! А внутри глаз заполнен стекловидной жидкостью, чтобы свет мог попадать внутрь глаза.
Орангутан: А у растений кожица, покрывающая лист, тоже прозрачная, чтобы пропускать свет к зеленым клеткам с хлорофиллом, для производства питания.
Осьминог: И наши клетки заполнены прозрачным гелем - цитоплазмой.


Гепард
: И все же стать похожими на воду легче, чем стать похожими на воздух. Поэтому прозрачные животные встречаются чаще в воде - медузы, гребневики, рачки.
Стрекоза (взмахивая крыльями) : Не скажите, коллега! У насекомых часто прозрачны крылышки, чтобы быть незаметнее в полете!
Мартышка : Так вот почему у комаров крылья прозрачные! Чтобы как можно незаметнее ко мне подобраться и незаметнее улететь, когда укусят! Какое коварство!
Осьминог: Да, уважаемая Мартышка. Прозрачностью пользуются и хищники, скрываясь от своих жертв.
Стеклянный сомик : Например, стеклянные окуни так поступают.

Сова : Постойте! До меня сейчас только дошло! Так что же получается? Если бы молекулы воздуха были цветные, то и воздух был цветной?

Глава 5. Так ли уж прозрачен воздух?


Орангутан : Скорее всего, так бы оно и было, уважаемая Сова! Но тогда мы бы видели очень плохо.
Сурикат: А вот у нас по утру в пустыне воздух становится мутным, а вдали белый, как молоко.
Сова: Так это же туман!
Орангутан : Да, это туман. Видимость в тумане снижается, из-за того, что в воздухе кроме бесцветного газа летают очень мелкие капельки воды. Они отражают свет, и не дают ему свободно проходить. Поэтому мы не видим, что происходит вдалеке.
Мартышка: А в промышленных городах в воздухе летают частички сажи, и всяких химикатов. От выхлопов автомобилей. И воздух загрязнен.
Осьминог: А в квартире летает пыль! Посмотрите на солнечный луч, проходящий из окна. В нем летают пылинки.
Орангутан: Да, абсолютно чистый воздух встретить сложно, в нем всегда есть свои большие и маленькие воздухоплаватели. Споры грибов и бактерий, пылинки и частички сажи, семена растений.



Осьминог: Предлагаю пойти на рыбалку, то есть я хотел сказать на охоту на воздухоплавателями за вашим окном. построим ловушку для воздухоплавателей! Выясним, так ли уж прозрачен воздух за окном.

Материалы и оборудование: бумажные тарелки, вазелин, палочка, скотч.
1. Прикрепите бумажную тарелку донышком на палочку с помощью скотча.
2. Намажьте тарелку толстым слоем вазелина. Другую тарелку обклейте скотчем липкой стороной наружу.

3. Выставьте тарелки за окно в ветреный день.
4. Через сутки занесите ловушки домой и рассмотрите их. Улов ловушки будет зависеть от времени года, и от высоты этажа, на котором вы живете. Сравните, какая ловушка оказалась эффективнее и наловила больше воздухоплавателей.
5. Проведите несколько исследований таких воздушных ловушек: весной, летом, осенью и зимой. Сравните показатели и сделайте выводы.

ПС: такая ловушка позволяет улавливать семена, переносимые ветром на лугах. Так изучают распространение этой группы растений по воздуху.

Сурикат (поднимая руку ): Стесняюсь спросить... Вот вы говорили про прозрачных животных, и мне покоя не дает вопрос все это время. А кто такие гребневики?

Глава 6. Кто такие гребневики?


Осьминог: Гребневики немного похожи на медуз. Когда-то давно их даже относили к одному типу кишечнополостных. Но сейчас, когда поближе познакомились с их строением, стало ясно, что это самостоятельный тип животных. У них нет ядовитых стрекательных (крапивных) клеток, а есть липкие клетки - коллоциты на щупальцах. Ими они захватывают и приклеивают добычу.
Илистый прыгун: Гребневиками их назвали за реснички, с помощью которых они плавают. А еще они очень красивые. Хоть и прозрачные, эти существа светятся в глубине морей и океанов, мерцают ресничками как гирлянды.

Мартышка: А давайте, пока наши ловушки ловят, нарисуем этих гребневиков и других прозрачных животных. Я один способ знаю, даже два способа, нет даже три способа, чтобы их нарисовать!
Сова : Уж определитесь, Мартышка, со способами-то!
Мартышка (загибая пальцы ): Первый - на черной бумаге белым мелом нарисовать, а цветными мелками кое-где обвести. Только у меня нет цветных мелков...
Орангутан : Значит, вычеркиваем способ. Но у кого мел в наличии, может запросто нарисовать картину.

Мартышка : Ну, хорошо - вычеркиваем... Второй способ - граттаж. Процарапывание по черному фону. Но бумагу надо заранее подготовить. Сначала натереть толстым слоем цветных восковых мелков, а затем покрыть сверху густой смесью из черной туши и гуаши. А потом, когда все высохнет, процарапывать изображения с помощью шила или зубочистки. У меня есть маленький листок с уже подготовленным фоном. Только шила у меня нет....
Гепард: Не беда! У меня есть подходящие острые когти!
Орангутан : Наверное хорошая картина получится. А третий - какой способ?
Мартышка : А третий способ - обвести белой свечой и восковыми мелками изображения, а потом сверху покрыть акварельной краской. И у меня есть и восковые мелки, и свечка, и акварельная краска.
Сурикат : Тогда, будем рисовать! Только я еще плохо умею рисовать. Мне бы подсказку.



Осьминог : По просьбе нашего Суриката сделаем шаблон. На нем первые два рисунка - гребневики, а два нижних - медузы. Подложим наш шаблон под акварельный лист, закрепим на стекле окна и обведем восковыми мелками и кое-где свечкой. А потом возьмем кусочек поролона, вставим его в прищепку и черной акварельной краской покроем весь лист.
Мартышка : А мы с Гепардом будем рисовать в технике граттаж.


Орангутан
(задумчиво осматривая картины ): Хм... А разные техники дали различный эффект! Но с акварелью получилось больше движения.
Сурикат: Ой, как мне понравилось рисовать! Даже захотелось такой сделать мобиль с объемными гребневиками!
Осьминог : А хорошая идея! Сделаем в следующий раз. А сейчас нам пора посмотреть, что же наловили ловушки.

Все отправились смотреть на ловушки.
Орангутан: Для вазелина задача оказалась трудной. Низкая температура весны сделала его твердым для ловли. Зато скотч справился хорошо. Поймал мошек и частички песка.
Слониха (рассматривая тарелку) : А ведь это рисунки ветра! Но я думаю, что пора закрывать наше сегодняшнее прозрачное заседание!



Кафрский ворон : БиоТОП! БиоТОП!
Гепард: Постойте! Воздух несет в своих потоках моего кандидата! Видите точку над озером?
Слониха: Мы с радостью встретим нового коллегу. Но представлять его будем в следующей серии!

Вот и завершилась очередная встреча на поляне БиоТОПа. Хочется выразить благодарность Елене Валерьевне за поддержку рубрики. А Андрею выдаю от блога "Магия биологии" сертификат почетного почемучки.


Рубрика открыта для новых вопросов от почемучек. Пишите вопросы в комментариях, на почту! Не стесняйтесь!
На подготовку ответа я трачу много времени, но ведь любое хорошее представление в театре требует этого. Я обязательно отвечу вместе с моими помощниками из пальчикового театра.

Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства

Золоторева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №17 "Ладушки" города Новоалтайска.
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Тамара Александровна. Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода)
Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче,чем вода.

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат.Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху.Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.Что мы услышали? (звук)Почему возник звук?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,дослушайте до конца,а потом ответите.Хорошо?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана,смерчи
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух.Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы
Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

Воздушный шар" href="/text/category/vozdushnij_shar/" rel="bookmark">воздушные шары на каждого ребенка, надувной спасательный круг, банка с водой, стаканчики с водой и соломинками на каждого ребенка; свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, различные духовые инструменты (часть из них может быть на картинках).

Куклы – Знайка, Незнайка, Вини - Пух. Иллюстрации: рисунок дома природы и обычного дома (рисунки из пособия Н. Рыжовой « Воздух – невидимка »).

1. Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим рисунок дома - природы и обычного дома. Что в них есть? (Дети перечисляют, сравнивают. ) На обоих рисунках много незавершенного, пустого места. Почему? (И в нашем обычном доме и в доме – природе есть воздух мы им дышим.)

И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Поможет вам в этом ученый малыш по имени Знайка. Как вы думаете, почему его так зовут?

Давайте позовем его, поговорим, он ведь столько всего знает!

Знайка: Здравствуйте, ребята! Хочу спросить вас: Чем мы с вами дышим? Давайте мы с вами сначала вдохнем глубоко - глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхаем? (Ответы детей.) Но что такое воздух?


(Знайка задумывается, и в это время появляется Незнайка.)

Незнайка: Привет, малыши! Что это вы тут собрались? Почему меня - знаменитого Незнайку - не позвали? Я ведь столько всего знаю, даже представить трудно.

Воспитатель: Оставайтесь оба, мы всем гостям рады. Давайте все вместе поговорим о воздухе.

Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята?

Знайка: Погоди, Незнайка! Я тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Незнайка: « Знаю, знаю! » (Передразнивает) Это твое любимое слово. А я тебе не верю. Ты мне докажи, что этот самый воздух вот сейчас есть в этой комнате.

Знайка(обращается к детям) : Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все – таки есть. Но сначала скажите, а почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой?

(Выслушивает ответы детей) Воздух - прозрачный, значит, через него все видно.

Воспитатель: А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате (стекла в окне, стенки аквариума, стенки графина, стакана) . А теперь пойдем вместе с нашими гостями в лабораторию и будем делать опыты.

Знайка (берет в руки стакан) . Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что – нибудь? (Показывает стакан ребятам, выслушивает ответы.)

Незнайка: Что ты пристал к нам со – своим стаканом! Каждому ясно, что в нем ничего нет. Давай туда что – нибудь положим или нальем.

Знайка (загадочно улыбается) : Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас посмотрим, проверим. (В это время воспитатель ставит на столик каждого ребенка банку с водой и стаканчики. Знайка предлагает ребятам повторить его действия.)

Знайка переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой (стакан нужно держать очень прямо .Что получается?

Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает это с ребятами. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Знайка снова предлагает опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде?

(Дети отвечают) Видим пузырьки воздуха. Откуда он взялся?

Воздух выходит из стакана, а его место заняла вода. А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет? (Потому что воздух – прозрачный, невидимый. Знайка спрашивает Незнайку, убедился ли тот в существовании воздуха?)

Незнайка: Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно воздух увидеть. Теперь я буду всеми руководить. (Берет стакан с водой и опускает в него соломинку). Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды! А я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать, они такие разноцветные и летают!

Знайка: И я люблю мыльные пузыри пускать. А что находится у них внутри, как ты думаешь, Незнайка?

Незнайка: Каждому ясно – мыло.

Знайка: Неужели и вы, ребята, так думаете? А что было бы, если бы внутри пузырей было мыло? (Выслушивает ответы детей и подтверждает, что внутри пузырей – воздух.)


Знайка спрашивает детей, как они дышат (Носами.) И животные – тоже. А как дышат растения? (Через дырочки в листьях - устьица.) Просит детей подышать.

А как узнать, что человек дышит, а не просто рот открывает?

(Просит поднести ладошку ко рту, затем к носу и подышать.) Что вы чувствуйте? Ладошке тепло от вашего дыхания. А когда зимой на улице дышишь, пар идет изо рта. Это значит, мы дышим. Проверим, как долго мы можем не дышать.

Незнайка: Так, теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу, - в шариках. Они так и называются – воздушные.

Знайка: Молодец Незнайка! Мы как бы ловим воздух и запираем в воздушном шарике.

Воспитатель дает детям по шарику. Все вместе размышляют, как лучше надувать? Если сильно надуть, шарик может лопнуть. Почему?

(Воздух весь не поместится.) Так что главное – не перестараться.

Дети надувают шарики и играют в них.

Знайка, Незнайка и дети играют в игру «Выбери игрушку »

(дети выбирают те игрушки, внутри которых есть воздух, Незнайка все путает, дети помогают ему найти игрушку правильно.)

Незнайка: Ребята, теперь я понял, что воздух везде вокруг нас.

Воспитатель: Ребята, вам удалось увидеть и поймать воздух – невидимку. Предлагаю еще и услышать его. Как можно это сделать?

Опыт с бутылкой. Дети свистят в свистки, свистульки.

Откуда берется свист? Чем отличаются свисток и свистулька?

(Свистульки делаются как игрушки украшаются.)

Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста – музыкальные.

Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются, и царит вечное безмолвие.

Выводы: когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух. Некоторые музыкальные инструменты

(духовые) играют только тогда, когда в них вдувают воздух.

Заключительная часть:

Вопросы и ответы на закрепление материала.