Корнет: музыкальный инструмент и его особенности. Корнет (старинный музыкальный инструмент) Духовые инструменты корнет

– это медный духовой инструмент. Он относится к семейству, которое так и называется: семейство корнетов. Это не очень обширное семейство, поскольку корнеты немногочисленны, но это отнюдь не мешает им занимать ведущее место в симфонических оркестрах и даже выступать как сольные инструменты.

Корпус корнета, как, впрочем, и его «родственников» имеет вид конической трубы с широким раструбом. Корнеты характеризуются широким мундштуком, напоминающим по внешнему виду чашку. Корнеты имеют много общего с семейством труб, но их нельзя путать. Корнеты имеют более коническую форму, что обеспечивает более мягкое, по сравнению с трубой, звучание.

Главной составляющей корнета является труба, которая называется основной. Именно на этой трубе и располагается мундштук, который необходим для воспроизводства звуков. Особенностью корнеты является наличие поршневого механизма, а также трубки поршневого механизма. Поршневой механизм представляет собой кнопки-клавиши, которые располагаются вверху инструмента, на одной высоте с мундштуком. Многие из вас видели, как играет музыкант и одновременно нажимает три кнопки. Этот механизм схож по строению с трубой. Однако корнет на этом не останавливается. Внизу корпуса находятся клавиши вывода конденсата. И, конечно, есть раструб, из которого «выходят» звуки.

Тональный диапазон инструмента довольно обширный – до трех октав. Это позволяет играть на корнете не только программные произведения из классического репертуара, но и зачастую прибегать к импровизации для обогащения мелодии кавер групп репертуар которых подходит под тональный диапазон корнета. Инструмент отличается довольно компактными размерами. Общая длина корнета не превышает шестидесяти сантиметров. Благодаря таким миниатюрным размерам корнет не создает проблем в плане транспортировки. Инструмент можно переносить на любые расстояния, не заботясь о дополнительном и зачастую громоздком багаже.

Поскольку корнет относится к медным духовым инструментам, то и сделан он, естественно, из меди. Это не только прочный материал, но и вполне презентабельный. Очень эффектно смотрится корнет, когда во время игры его корпус блестит и заметно выделяется на фоне матовых скрипок и виолончелей. Это, бесспорно, инструмент, который не оставит равнодушных.

Объём действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы - от «ми» малой октавы до «до» третьей октавы. Применяется в строях си-бемоль и ля, ноты пишутся обычно без ключевых знаков, на тон или полтора выше действительного звучания. Корнет относится к классу аэрофонов. Это означает, что инструмент производит звуки при помощи вибрации воздушного столба. Музыкант дует, и воздух, скапливаясь внутри корпуса, приходит в колебательное движение. Так рождается звук корнета.

История возникновения корнета довольно необычна. Предком корнета по праву считается почтовый рожок, который был значительно усовершенствован Жаном Луи Антуаном в девятнадцатом веке. Во второй половине девятнадцатого века корнет пользовался большой популярностью. В 1869 году класс корнета был открыт в Парижской консерватории, основателем и первым его профессором был знаменитый корнетист-виртуоз Жан Батист Арбан.

В двадцатом веке улучшение конструкции труб и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

Корнет (корнет-а-пистон) – это медный духовой инструмент. Он очень эффектно смотрится и выгодно поблескивает своими медными боками на фоне других инструментов в оркестре. В наши дни его слава, к сожалению, осталась в прошлом.

Корнет является прямым потомком почтового рожка. Что интересно, рожок был сделан из дерева, но относили его всегда к медным духовым инструментам. Рожок имеет очень богатую историю, в него дули иудейские жрецы, чтоб пали стены Иерихона, в Средние века под звуки рожков рыцари совершали свои подвиги.

Следует различать современный инструмент корнет-а-пистон, который сделан из меди, и его предшественника - деревянный корнет (цинк). Цинк - это немецкое название корнета. Сейчас мало кто знает, но с пятнадцатого до середины семнадцатого веков корнет был очень распространен среди музыкальных инструментов в Европе. А ведь без корнета нельзя исполнить большой пласт музыкальных произведений семнадцатого - восемнадцатого веков. Городские праздники в эпоху Ренессанса были немыслимы без корнетов. А в конце шестнадцатого века корнет (цинк) в Италии стал мастерски солирующим музыкальным инструментом.

До нас дошли имена двух известных виртуозов игры на цинке того времени Джованни Боссано и Клаудио Монтеверди. Распространение скрипки и набирающая обороты популярность скрипичной игры в семнадцатом столетии заставляет корнет постепенно утратить свои позиции сольного инструмента. Дольше всего его главенствующее положение сохранялось на севере Европы, где последние сольные композиции для него были датированы второй половиной восемнадцатого века. К началу девятнадцатого века корнет (цинк) совсем потерял свою актуальность. Сейчас он используется при исполнении старинной народной музыки.


Корнет-а- пистон появился в Париже в 1830 году. Его отцом-изобретателем считают Сигизмунда Штельцеля. Этот новый инструмент был оснащен двумя вентилями. В 1869 году началось массовое обучение игре на корнете, заработали курсы в консерватории Парижа. У истоков стоял первый профессор очень известный корнетист, виртуоз своего дела Жан Батист Арбан. К концу девятнадцатого века корнет-а-пистон был на пике своей популярности, на этой волне он и появился в Российской империи.

Николай Павлович был первым российским царем, который играл на нескольких видах духовых инструментов. Он владел флейтой, валторной, корнетом и корнет-а-пистоном, но сам Николай I в шутку называл все свои инструменты просто «труба». Современники не раз упоминали о его выдающихся музыкальных способностях. Он даже немного сочинял, в основном военные марши. Демонстрировал свои музыкальные достижения Николай Павлович на камерных концертах, как было принято в то время. Концерты проводились в Зимнем дворце, и на них, как правило, лишних людей не было.

У царя не было времени и физической возможности регулярно уделять время занятиям музыкой, поэтому он обязал А.Ф. Львова, автора гимна «Боже, царя храни», приходить накануне выступления для репетиции. Специально для царя Николая Павловича А.Ф. Львов составил партию на корнет-а-пистоне. В художественной литературе тоже часто встречается упоминание о корнет-а-пистоне: А. Толстой «хмурое утро», А. Чехов «Остров Сахалин», М. Горький «Зрители».

Все дело было в его превосходстве над другими медными в исполнении музыки, требующей большей беглости. Корнет обладает большой технической подвижностью и ярким, выразительным звучанием. Такому инструменту в первую очередь дают «нарисовать» перед слушателями мелодию произведения, композиторы доверяли корнету сольные партии.

Труба была почетной гостьей при дворе монархов и на войнах. Корнет же ведет свое прошлое от рожков охотников и почтальонов, которыми они подавали сигналы. Существует мнение ценителей и профессионалов, что корнет - это не виртуозно звучащая труба, а маленькая нежная валторна.

Существует еще один инструмент, о котором хочется рассказать - это эхо – корнет. Он завоевал популярность в Англии во времена правления королевы Виктории, а также в Америке. Его необычность в наличии не одного, а двух раструбов. Корнетист, переключаясь в процессе игры на другой раструб, создавал иллюзию приглушенного звука. В этом ему помогал второй вентиль. Эта опция удобна для создания эффекта эхо. Инструмент приобрел широкую популярность, для эхо -корнета создавались произведения, где раскрывалась вся красота его звучания. Эта старинная музыка исполняется корнетистами за границей на таком раритетном инструменте и сейчас (например, «Альпийское эхо»). Изготавливались эти эхо – корнеты в ограниченном количестве, главным поставщиком была фирма «Booseys & Hawkes». Сейчас есть подобные инструменты индийского производства, но сделаны они не добротно, поэтому при выборе эхо – корнета опытные исполнители предпочитают старые экземпляры.

Корнет напоминает трубу, но его трубка короче и шире и снабжена пистонами, а не вентилями. Корпус корнета - труба в виде конуса с широким углублением. На основании трубы и расположен мундштук, воспроизводящий звучание. У корнет-а-пистона поршневой механизм состоит из кнопок-клавиш. Клавиши находятся на одной высоте с мундштуком, вверху конструкции. Этот музыкальный инструмент очень похож на трубу, но различия есть.

Несомненным преимуществом корнет-а-пистона является его величина – чуть больше полуметра. Такая небольшая его длина очень удобна в эксплуатации.

В общепринятой классификации корнет-а-пистон относят к классу аэрофонов, это значит, что звуки в нем извлекаются вибрирующими воздушными массами. Музыкант выдувает воздух, и тот, накапливаясь посреди корпуса, начинает колебательные движения. Здесь и зарождается уникальный звук корнета. При этом диапазон тональности у этого небольшого духового инструмента широкий и богатый. Он может брать до трех октав, что позволяет ему играть не только стандартные программы, которые являются классикой, но и обогащать мелодии с помощью импровизации. Корнет является среднетональным инструментом. Звук трубы раньше был тяжелым и негибким, у корнета же ствол трубы обладал большим количеством витков и звучал мягче.

Бархатность тембра у корнет-а-пистона слышится лишь в первой октаве, в нижнем регистре он становится тягостным и коварным. Переходя на вторую октаву звучание, меняется на более резкое, наглое и звонкое. Эти эмоционально окрашенные звуки корнета прекрасно использовали в своих произведениях Гектор Берлиоз, Петр Ильич Чайковский и Жорж Бизе.

Корнет-а-пистон также полюбили джазовые исполнители, и без него не обходился ни один джаз бэнд. Прославленными джазовыми любителями корнета были Луи Дэниел Армстронг и Джозеф «Кинг» Оливер.

В прошлом веке были улучшены конструкции труб и трубачи усовершенствовали свое профессиональные навыки, что удачно ликвидировало проблему отсутствия скорости и некрасочного звучания. После этого корнет-а-пистоны совсем исчезли из оркестров. В наши дни оркестровые партии, написанные для корнетов, исполняют на трубах, хотя иногда можно услышать и первоначальное звучание.

Корнет (музыкальный инструмент)

В XX веке улучшение конструкции труб и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

В настоящее время корнет, помимо духового оркестра, используется как учебный инструмент и изредка в качестве солиста.

Напишите отзыв о статье "Корнет (музыкальный инструмент)"

Ссылки

  • .

Отрывок, характеризующий Корнет (музыкальный инструмент)

– Уже неделя, как началась кампания, и вы не сумели защитить Вильну. Вы разрезаны надвое и прогнаны из польских провинций. Ваша армия ропщет…
– Напротив, ваше величество, – сказал Балашев, едва успевавший запоминать то, что говорилось ему, и с трудом следивший за этим фейерверком слов, – войска горят желанием…
– Я все знаю, – перебил его Наполеон, – я все знаю, и знаю число ваших батальонов так же верно, как и моих. У вас нет двухсот тысяч войска, а у меня втрое столько. Даю вам честное слово, – сказал Наполеон, забывая, что это его честное слово никак не могло иметь значения, – даю вам ma parole d"honneur que j"ai cinq cent trente mille hommes de ce cote de la Vistule. [честное слово, что у меня пятьсот тридцать тысяч человек по сю сторону Вислы.] Турки вам не помощь: они никуда не годятся и доказали это, замирившись с вами. Шведы – их предопределение быть управляемыми сумасшедшими королями. Их король был безумный; они переменили его и взяли другого – Бернадота, который тотчас сошел с ума, потому что сумасшедший только, будучи шведом, может заключать союзы с Россией. – Наполеон злобно усмехнулся и опять поднес к носу табакерку.
На каждую из фраз Наполеона Балашев хотел и имел что возразить; беспрестанно он делал движение человека, желавшего сказать что то, но Наполеон перебивал его. Например, о безумии шведов Балашев хотел сказать, что Швеция есть остров, когда Россия за нее; но Наполеон сердито вскрикнул, чтобы заглушить его голос. Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить, только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость. Балашеву становилось тяжело: он, как посол, боялся уронить достоинство свое и чувствовал необходимость возражать; но, как человек, он сжимался нравственно перед забытьем беспричинного гнева, в котором, очевидно, находился Наполеон. Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам, когда опомнится, устыдится их. Балашев стоял, опустив глаза, глядя на движущиеся толстые ноги Наполеона, и старался избегать его взгляда.
– Да что мне эти ваши союзники? – говорил Наполеон. – У меня союзники – это поляки: их восемьдесят тысяч, они дерутся, как львы. И их будет двести тысяч.
И, вероятно, еще более возмутившись тем, что, сказав это, он сказал очевидную неправду и что Балашев в той же покорной своей судьбе позе молча стоял перед ним, он круто повернулся назад, подошел к самому лицу Балашева и, делая энергические и быстрые жесты своими белыми руками, закричал почти:
– Знайте, что ежели вы поколеблете Пруссию против меня, знайте, что я сотру ее с карты Европы, – сказал он с бледным, искаженным злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой. – Да, я заброшу вас за Двину, за Днепр и восстановлю против вас ту преграду, которую Европа была преступна и слепа, что позволила разрушить. Да, вот что с вами будет, вот что вы выиграли, удалившись от меня, – сказал он и молча прошел несколько раз по комнате, вздрагивая своими толстыми плечами. Он положил в жилетный карман табакерку, опять вынул ее, несколько раз приставлял ее к носу и остановился против Балашева. Он помолчал, поглядел насмешливо прямо в глаза Балашеву и сказал тихим голосом: – Et cependant quel beau regne aurait pu avoir votre maitre!
Балашев, чувствуя необходимость возражать, сказал, что со стороны России дела не представляются в таком мрачном виде. Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него и, очевидно, его не слушая. Балашев сказал, что в России ожидают от войны всего хорошего. Наполеон снисходительно кивнул головой, как бы говоря: «Знаю, так говорить ваша обязанность, но вы сами в это не верите, вы убеждены мною».

C возникновением вентильного механизма получил свое начало ближайший «родственник» трубы — музыкальный инструмент корнет . Еще его называют корнет-а-пистоном, чтобы отличать от другого инструмента, который тоже назывался корнетом (или цинком),был деревянным инструментом и употреблялся в более ранние эпохи (К 19 веку он совсем вышел из употребления).

Изобретение корнета-а-пистона приписывают Сигизмунду Штельцелю,инструмент которого был показан в Париже в 1830 году и имел 2 вентиля.
Корнет пользовался большим успехом как у музыкантов,так и у слушателей.Началось бурное увлечение корнетом.
Появление его связано с тем,что хроматические трубы того времени обладали тяжелым,негибким звуком.Корнет же обладал большим,чем у трубы,количеством витков ствола,звучал мягче.Преимущество еще было и в том,что первые хроматические трубы были в строях F,а корнеты в более удобных для исполнения B и А.
19 век — это время,когда корнет стал активно вводиться в партитуры многих композиторов.Всем известно соло корнета в «Неаполитансков танце» из балета Чайковского «Лебединое озеро».
2 корнета чаще всего объединялись в одну группу с 2 трубами,игравшими в нижнем регистре.
Корнет еще именуют «корнет-а пистон».Это французское название означает,что инструмент с вентилями или пистонами.
Сольные произведения для инструмента писали в основном сами же корнетисты:Г.Л.Кларк, Ж.Б.Арбан,В.Брандт,Э.Тронье, В.Вурм и другие.
Сейчас корнет почти не употребляется.

Эхо-корнет

Этот необычный инструмент был популярен в Америке и Англии в эпоху королевы Виктории. Его особенность заключается в наличии 2х раструбов. Исполнитель, переключаясь с помощью дополнительного вентиля на другой раструб, мог создать эффект игры с сурдиной. Чаще всего для создания эхо. Инструмент был необычайно популярен, специально для него писались многие произведения. Некоторые из них, например «Альпийское эхо», исполняются зарубежными трубачами на таком инструменте и по сей день. Выпускались эти корнеты ограниченым тиражом, в основном фирмой «Boosey & Hawkes». В наши дни производство подобных инструментов налажено в Индии, но их качество не выносит никакой критики, поэтому при выборе такого корнета профессионалами предпочтение отдается старым инструментам.

(Flügelhorn, Piston) - небольшой металлический духовой инструмент, имеющий приблизительно форму трубы; он короче последней, снабжен тремя вентилями-пистонами (см.). Партия К. пишется в ключе соль. Объем хроматической гаммы К.-а-пистона:

Наиболее употребительные строи К. - в В и А . В строе В он звучит на большую секунду, в строе А - на малую терцию ниже написанных нот. В партии К. способ обозначения тональности в ключе такой же, как в кларнетах (см.). Тенор-К. мягче, слабее тембра трубы. К К. подходят скорее мелодии мягкого, чем воинственного характера. К. применяется как в военном, так и в симфоническом оркестрах (в последнем - два К.).

  • - медный колпачок с ударным составом, надевающийся на затравочный, стержень ружей. Курок, ударяя по пистону, взрывает состав и воспламеняет заряд...

    Морской словарь

  • - небольшой металлический духовой инструмент, имеющий приблизительно форму трубы; он короче последней, снабжен тремя вентилями-пистонами...
  • - 1) род вентиля, или так называемый стоячий вентиль, кнопка, приводящая в действие механизм, открывающий запасные трубки, или кроны, прикрепленные к духовому медному инструменту...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - духовой музыкальный инструмент типа Трубы, но с коническим стволом. Используется в духовом и симфоническом оркестрах, а также как сольный инструмент...

    Большая Советская энциклопедия

  • - духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, родственный трубе...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - корне/т-а-писто/н,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - КОРНЕ́Т-А-ПИСТО́Н, корнет-а-пистона, муж. Медный духовой мундштучный музыкальный инструмент типа трубы...

    Толковый словарь Ожегова

  • - КОРНЕ́Т-А-ПИСТОН, корнет-а-пистона, муж. . Медный духовой музыкальный инструмент в виде небольшой изогнутой трубы с тремя клапанами...

    Толковый словарь Ушакова

  • - корне́т-а-писто́н м. Медный духовой музыкальный инструмент с мягким тембром звучания типа трубы с поршневым вентильным...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - корн"ет-а-пист"...

    Русский орфографический словарь

  • - корне́т-а-писто́н муз. инструмент. Из франц. соrnеt à pistons; см. Горяев, ЭС 447...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - музыкальный духовой инструмент, металлический рожок с тремя клапанами; отличается своим очень сильным и высоким звуком...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 инструмент пистолет труба...

    Словарь синонимов

"Корнет-а-пистон" в книгах

ПРЕТЕНДЕНТ НА БОЛГАРСКИЙ ПРЕСТОЛ (Корнет Савин)

Из книги Шеф сыскной полиции Санкт-Петербурга И.Д.Путилин. В 2-х тт. [Т. 2] автора Автор неизвестен

ПРЕТЕНДЕНТ НА БОЛГАРСКИЙ ПРЕСТОЛ (Корнет Савин) ГРАФ ТУЛУЗ ДЕ ЛОТРЕК В КОНСТАНТИНОПОЛЕПрежде чем начать повествование о замечательном деле «претендентства корнета Савина на Болгарский пре­стол», деле, в котором гениальный авантюрист столк­нулся с гениальным сыщиком и

Корнет-херувим

Из книги Зазнобы августейшего маньяка. Мемуары Фанни Лир автора Азаров Михаил

Корнет-херувим Николай Герасимович Савин в молодости был похож на ангелочка, страдавшего от пребывания на нашей грешной земле. У него были нежная кожа лица с ярким румянцем, роскошные длинные волосы, алые пухлые губы и голубые глаза с томным выражением. Фигуру имел

Тогда корнет бежать решился…

Из книги Исторические байки автора Налбандян Карен Эдуардович

Тогда корнет бежать решился… Под конец войны Гиммлер пытается вести переговоры с союзниками.В какой-то момент он даже делает Эйзенхауэру предложение, от которого ну никак нельзя отказаться: вся оставшаяся территория Германии в обмен на пост министра полиции в новом

КОРНЕТ БАХАРЕВ - НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ

Из книги автора

КОРНЕТ БАХАРЕВ - НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ Через четыре дня чекистам действительно пришлось вспомнить слова Воронова. Под вечер он, угрюмый и злой, пришел в кабинет Зявкина. Сел, не спеша закурил и только тогда, глядя прямо в глаза председателю Чека, сказал:- Так вот сбежала мадам

Эсер и корнет

Из книги Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922–1923 автора Юзефович Леонид

Эсер и корнет 111 июля 1905 года тридцатичетырехлетний дворянин, уроженец Новгородской губернии Петр Александрович Куликовский, бывший преподаватель Сергиевского училища в Санкт-Петербурге, ныне эсер, член Боевой организации, под видом просителя явился в приемную

ДВОРЕЦ В СОФИИ. КОРНЕТ САВИН

Из книги Исторические тайны Российской империи автора Можейко Игорь

ДВОРЕЦ В СОФИИ. КОРНЕТ САВИН Почему эта книга попала в букинистический на углу Моховой и проспекта Калинина, в дом, где располагалась приемная всесоюзного старосты, не понимаю. Ведь на ее титульном листе было написано: «Екатеринослав, 1918 год». Из чувства самосохранения

Глава 6 КОРНЕТ ОБОЛЕНСКИЙ ВОЙНУ НЕ ЗАКОНЧИЛ

Из книги Взлет и падение «красного Бонапарта». Трагическая судьба маршала Тухачевского автора Прудникова Елена Анатольевна

Глава 6 КОРНЕТ ОБОЛЕНСКИЙ ВОЙНУ НЕ ЗАКОНЧИЛ … В начале 1990-х годов у нас много писали о судьбе поэта Николая Гумилева, который был расстрелян в 1921 году, по обвинению в участии в офицерском заговоре. Само собой, он считался безвинно умученным большевиками. Эти стенания

Пистон

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Пистон Пистон – средство воспламенения порохового заряда в патроне, представляет собой медную чашечку или колпачок, оснащенный чувствительным взрывным

Корнет Савин - король авантюристов

Из книги Аферы века автора Николаев Ростислав Всеволодович автора Черный Саша

КОРНЕТ-ЛУНАТИК* Кому что, а нашему батальонному первое дело - тиатры крутить. Как из году в год повелось, благословил полковой командир на масленую представлять. Прочих солдат завидки берут, а у нас в первом батальоне лафа. Потому батальонный, подполковник Снегирев,

«Корнет»

автора

«Корнет» Несмотря на неоднократные модернизации, созданный в конце шестидесятых годов комплекс «Конкурс» уже не вполне отвечал современным требованиям как в части бронепробиваемости, так и по устойчивости к организованным оптическим помехам противника. Исходя из

«Корнет- MR»

Из книги Отечественные противотанковые комплексы автора Ангельский Ростислав Дмитриевич

«Корнет- MR» КБП разрабатывает ПТРК средней дальности «Корнет-MR» с максимальной дальностью 2…2,5 км при бронепробиваемости до 1000мм, который предназначен для замены комплекса «Метис-М» . Предусматривается транспортировка комплекса расчетом из двух бойцов, один из