Кто такой Рубикон? Словарный запас носителей русского языка: влияние возраста и образования.

Обучение – это непрерывный процесс. Вы можете стать эрудированным человеком как в подростковом возрасте, так и в пенсионном возрасте, когда вам будет уже за восемьдесят, просто расширяя свой словарный запас. Выработайте привычки, которые помогут вам запоминать и использовать наиболее точные слова в вашем языке. И вам станет легче общаться, писать и думать. После того как вы прочтете более конкретные советы по расширению своего словарного запаса, дочитайте эту статью до конца.

Шаги

Часть 1

Учите новые слова

    Читайте взахлеб. Когда вы окончите школу, вам уже не будут задавать упражнения на слова, и вообще уже не будет никакого домашнего задания, что в свое время заставляло вас учить новые слова. Можно и просто перестать читать. Но если вы хотите расширить свой словарный запас, составьте себе план чтения и придерживайтесь его.

    • Можно попробовать читать по одной книге в неделю или просто читать газеты каждое утро. Выберите подходящий для себя темп чтения, а также составьте программу чтения, которая будет вписываться в ваше расписание.
    • Каждую неделю старайтесь прочитывать как минимум одну книгу и пару журналов. Будьте последовательны. Вы не только увеличите свой словарный запас, но и будете в курсе дел, будете знать о том, что произошло. Вы расширите запас общих знаний и будете образованным, всесторонне развитым человеком.
  1. Читайте серьезную литературу. Поставьте перед собой задачу - читать столько книг, насколько у вас хватит времени и желания. Читайте классику. Читайте старые и новые художественные произведения. Читайте поэзию. Читайте Германа Мелвилла, Уильяма Фолкнера и Вирджинию Вульф.

    Читайте также интернет-источники и «низкопробную бульварную» литературу. Читайте интернет-журналы, эссе и блоги на различные темы. Читайте музыкальные обзоры и фэшн-блоги. Правда данная лексика не относится к высокому стилю. Но чтобы иметь обширный словарный запас, вам нужно знать и значение слова «внутренний монолог», и значение слова «тверкинг». Быть начитанным – это значит, быть знакомым как с творчеством Джеффри Чосера, так и с творчеством Ли Чайлда.

    Смотрите в словаре каждое слово, которое вы не знаете. Когда вы видите незнакомое слово, не пропускайте его с раздражением. Попробуйте понять его значение из контекста предложения, а потом посмотрите его в словаре, чтобы уточнить его значение.

    • Заведите себе небольшой блокнот и тут же записывайте в него все незнакомые слова, которые вам будут встречаться, чтобы потом проверить их значение. Если вы слышите или видите слово, которое вы не знаете, обязательно посмотрите его в словаре.
  2. Читайте словарь. Погружайтесь в него с головой. Читайте словарные статьи о тех словах, которые вам еще незнакомы. Для того чтобы сделать этот процесс более увлекательным, необходим очень хороший словарь. Поэтому поищите такой словарь, где даются подробные объяснения по поводу происхождения и использования слов, так как это поможет вам не только запомнить слово, но и получить удовольствие от работы со словарем.

    Читайте словарь синонимов. Ищите синонимы к словам, которые вы часто употребляете, и старайтесь использовать их.

    Часть 2

    Используйте новые слова
    1. Поставьте себе цель. Если у вас твердое намерение расширить свой словарный запас, поставьте перед собой цель. Старайтесь учить по три новых слова в неделю и использовать их в устной и письменной речи. Благодаря сознательным усилиям, вы сможете выучить несколько тысяч новых слов, которые вы будете помнить и использовать. Если у вас не получается правильно использовать то или иное слово в предложении, значит, оно не является частью вашего словарного запаса.

      • Если вы легко запоминаете по три слова в неделю, тогда повышайте планку. На следующей неделе попробуйте выучить 10 слов.
      • Если вы будете смотреть в словаре по 20 новых слов в день, вам будет трудно использовать их правильно. Будьте реалистом и расширяйте практический словарный запас, который вы на самом деле сможете использовать.
    2. Используйте дидактические карточки или самоклеящиеся листочки по всему дому. Если вы собираетесь взять за привычку учить новые слова, попробуйте несколько простых приемов запоминания, как будто вы готовитесь к тесту. Повесьте над кофеваркой стикер с толкованием того слова, которое вы надеетесь запомнить, и, так, вы сможете выучить его, пока будете делать себе чашку утреннего кофе. Прикрепите новое слово к каждому комнатному растению, и, таким образом, вы будете учиться, пока будете их поливать.

      • Даже когда вы смотрите телевизор или занимаетесь другими делами, держите под рукой несколько дидактических карточек и учите новые слова. Расширяйте свой словарный запас при любых обстоятельствах.
    3. Пишите больше. Начните вести журнал, если вы этого еще не делали, или заведите виртуальный дневник. Интенсивное сгибание мышц при письме поможет вам лучше запоминать слова.

      • Пишите письма старым друзьям и описывайте все до мельчайших подробностей. Если ваши письма, как правило, короткие и простые, измените это: начните писать более длинные письма или электронные сообщения по сравнению с теми, которые вы писали раньше. Тратьте больше времени на составление писем, как если бы вы писали школьное эссе. Делайте обдуманный выбор.
      • Выполняйте больше письменных заданий по работе. Если вы обычно избегаете составления приказов, написания коллективных электронных сообщений или участия в групповых дискуссиях, измените свои привычки и пишите больше. К тому же вы, возможно, будете получать деньги за расширение своего словарного запаса.
    4. Правильно и точно используйте прилагательные и существительные. Самые лучшие писатели стремятся к краткости и точности. Приобретите толковый словарь и используйте самые точные слова в своих предложениях. Не используйте три слова там, где можно спокойно обойтись лишь одним. То слово, которое сокращает общее количество слов в предложении, будет весьма ценным дополнением к вашему словарному запасу.

      • Например, фразу «дельфины и киты» можно заменить одним словом «китообразные». Таким образом «китообразные» - это полезное слово.
      • Слово также полезно, если оно более выразительно, чем та фраза или то слово, которое оно заменяет. Например, голоса многих людей можно охарактеризовать как «приятные». Но если у кого-то очень приятный голос, тогда лучше сказать, что у него голос, «ласкающий слух».
    5. Не выставляйте это напоказ. Неопытные писатели думают, что они улучшат свою письменную речь, если в каждом предложении будут по два раза использовать функцию тезаурус в Microsoft Word. Но на самом деле это не так. Использование пафосной лексики и правильное написание слов сделают вашу письменную речь напыщенной. Но что еще хуже, так это то, что это сделает ваше письмо менее точным, чем более обычные слова. Грамотное использование слов – это характерная черта настоящего писателя и верный признак большого словарного запаса.

      • Вы могли бы сказать, что «железный Майк» -это «прозвище» Майка Тайсона, но слово «кличка» было бы более точным и подходящим в этом предложении. Поэтому слово «прозвище» менее полезно в вашем словарном запасе.

    Часть 3

    Совершенствуйте словарный запас
    1. Подпишитесь на рассылку «Слово дня» в одном из онлайн-словарей. Вы также можете завести себе календарь «Слово дня». Не забывайте каждый день читать слова на той странице, старайтесь запоминать слова каждого дня, а также использовать их в своей речи в течение дня.

      • Заходите на словообразовательные сайты (например, freerice.com) и расширяйте свой словарный запас, пока утоляете голод или делаете что-то еще полезное.
      • Есть очень много онлайн сайтов, посвященных составлению алфавитных списков необычных, странных, устаревших и трудных слов. Воспользуйтесь поисковой системой, чтобы найти эти сайты и учиться на них. Это прекрасный способ скоротать время, ожидая автобус или стоя в очереди в банк.
    2. Решайте словесные головоломки и играйте в игры со словами. Словесные головоломки – это прекрасный источник новых слов, потому что их составителям часто приходится использовать огромное количество малоупотребляемых слов, для того чтобы все слова поместились в их головоломки, и чтобы они были интересными для тех, кто их решает. Есть много разновидностей словесных головоломок, включая кроссворды, головоломки «Найди слово» и «Спрятанное слово». Наряду с расширением вашего словарного запаса, головоломки также будут способствовать улучшению навыков критического мышления. Что касается словесных игр, попробуйте такие игры, как Скрэббл, Боггл и Краниум, чтобы расширить свой словарный запас.

      Поучите немного латынь. Хоть и кажется, что это мертвый язык, но небольшое знание латыни – это прекрасный способ узнать о происхождении многих английских слов, и к тому же это поможет вам понять значение тех слов, которые вы еще не знаете, не посмотрев в словаре. В Интернете есть образовательные ресурсы по латыни, а так же огромное количество текстов (загляните в свой любимый магазин старых книг).

    Предупреждения

    • Имейте в виду, что вы можете использовать слова, которые другие люди могут и не знать. Это может создать барьеры в общении и взаимопонимании. Поэтому будьте готовы использовать более простые синонимы в различных контекстах, чтобы смягчить эту проблему. Другими словами, не будьте занудой.

Чем же отличается языковое сознание нашего современника и, скажем, современника Александра Сергеевича Пушкина?

Почти пятнадцать лет мы работали над составлением полного ассоциативного словаря русского языка. Выяснилось, что среднестатистический молодой человек XXI века активно владеет примерно 32 тысячами слов. Это не только наш "лексический минимум", но и картина языкового вербального сознания. Мы опрашивали преимущественно молодежь, это тот контингент, который сейчас становится наиболее активным в жизни общества.

32 тысячи слов. Это гораздо больше, чем можно было предположить, послушав, на каком языке говорят подростки на улице. Позволю себе кощунственное сравнение: словарь Пушкина насчитывал около 22 тысяч слов.

Ну, с Пушкиным все просто. Ведь учитывали только слова, которые великий поэт использовал в своих произведениях. Огромный лексический массив остался за пределами подсчета.

Представим себе такую ситуацию: выпускник пушкинского лицея разговаривает с учащимся какой-нибудь современной гимназии. Они понимают друг друга?

Как раз в цикл отмеченных премией работ вошла книга "Словарь Пушкина и русская языковая способность". Я проанализировал, что произошло бы, если бы современник Пушкина читал, допустим, повесть Маканина. Насколько эволюция увела наш язык от пушкинского? Оказалось, что понятно почти все, за исключением тех реалий, которых даже спрогнозировать в XIX веке было невозможно. То, что молодежь говорит на каком-то особом, непонятном русскому человеку языке, - простите уж, происки журналистов. Да, в лексике молодых много модных слов. Но они очень быстро выходят из употребления. Мы же исследовали ядро языкового сознания, слова, которыми русский человек откликается на окружающий мир.

- Но косноязычие молодежи трудно оспаривать.

По количеству слов словарь нашего современника не уступает предыдущим поколениям. Ведь если у Ожегова в словаре - 70 тысяч слов, это не значит, что есть люди, которые все их используют в своей речи. Я, например, этим похвастаться не могу. К тому же около 10 тысяч слов - такие, которые русский человек и не слышал никогда. Обычно словарь молодых исследуют в ситуации, когда они общаются на сленге. Но когда, допустим, студент из своего "междусобойчика", где обходился сотней слов, выходит на широкую языковую арену - отвечает на экзамене или дает вам интервью, - он выступает как полноценный культурный наследник языка своих предков. Другое дело, культурный фон у молодых сужен. Яркий пример: мы просим дать ассоциации к слову "Рубикон". Ответы: "Кубик Рубика", "Что-то военное", "Название детали машины". То есть по какому случаю и кем были произнесены слова "Жребий брошен. Рубикон перейден" наши респонденты не знали.

Мы опросили множество носителей русского языка. Каждый получал анкету с сотней слов, на которые он должен был ответить письменно первой пришедшей ему в голову ассоциацией. К примеру, слово "стол" рождает ассоциации: "круглый", "обеденный", "на четырех ножках" и так далее. В результате первый этап опроса охватил пять тысяч человек из самых разных городов по всей России. Получился первый том словаря, в который вошло 1300 слов-стимулов с порожденными ими ассоциациями - по пятьсот на каждое. На втором этапе исследования в качестве стимулов были взяты слова, приведенные в ответах. То есть нужно было придумать ассоциацию на слово "обеденный". Развернулись новые цепи: "обеденный час", "обеденный перерыв", "сервиз". На третьем - стимулами стали слова, приведенные в ответах второго этапа. А вот провернуть все это в четвертый раз не получилось. Слова начали повторяться. Не было прироста новых ассоциаций. Так и вылезла эта цифра - 32 тысячи.

Теперь мы можем прогнозировать, куда идет наша мысль, каковы культурные приоритеты молодежи.


Задачей исследования было определить объём пассивного словарного запаса носителей русского языка. Измерение проводилось с помощью , в котором респондентам предлагалось отметить знакомые слова из специальным образом составленной выборки. По правилам теста слово считалось «знакомым», если респондент мог дать определение хотя бы одному его значению. Методика теста подробно описана . Чтобы повысить точность теста и выявить респондентов, проходящих его неаккуратно, в тест были добавлены несуществующие слова. Если респондент отмечал хотя бы одно такое слово как знакомое, его результаты не учитывались. В исследовании приняло участие более 150 тысяч человек (из них прошло тест аккуратно — 123 тысячи).

Для начала, проанализируем влияние возраста на словарный запас.

На графике показаны перцентили полученного распределения. Например, самая нижняя кривая (10-ый перцентиль) для 20 лет даёт 40 тысяч слов. Это означает, что 10% респондентов этого возраста имеют словарный запас ниже этого значения, а 90% — выше. Выделенная синим центральная кривая (медиана) соответствует такому словарному запасу, что половина респондентов соответствующего возраста показали результат хуже, и половина — лучше. Самая верхняя кривая — 90-ый перцентиль — отсекает результат, выше которого показали только 10% респондентов с максимальным словарным запасом.

Из графика видно следующее:

  1. Словарный запас растет с практически постоянной скоростью до примерно 20 лет, после чего скорость его набора уменьшается, сходя на нет к 45 годам. После этого возраста словарный запас уже практически не меняется.
  2. Во время обучения в школе подросток учит по 10 слов в день. Эта величина кажется неестественно большой, но объясняется тем, что в тесте производные слова учитывались отдельно, как самостоятельные.
  3. К моменту выпуска из школы подросток в среднем знает 51 тысячу слов.
  4. За время обучения в школе словарный запас увеличивается примерно в 2.5 раза.
  5. После выпуска из школы и до достижения среднего возраста человек в среднем узнаёт 3 новых слова а день.
  6. После достижения 55 лет словарный запас начинает несколько снижаться. Это может быть связано с забыванием слов, которые не используются достаточно долго. Интересно, что этот возраст примерно совпадает с выходом на пенсию.

Теперь разделим всех респондентов на группы по уровню образования. На следующем графике изображены медианы словарного запаса этих групп. Кривые начинаются и заканчиваются в разных местах из-за того, что статистика по всем группам разная — например, респондентов с неоконченным средним образованием старше 45 было недостаточно много, чтобы результаты были статистически значимы, поэтому пришлось оборвать соответствующую кривую так рано.


Из графика можно узнать, что

  1. Возможно, насыщение словарного запаса наступает в разном возрасте в зависимости от образования. Так, у респондентов со средним специальным образованием насыщение можно определить в районе 43 лет, с высшим — в 51 год, у кандидатов и докторов — в 54 года. Это можно было бы объяснить спецификой работы респондентов — скорее всего, обладатели ученой степени продолжают штудировать различную литературу даже в зрелом возрасте. Или постоянная жизнь в университетской среде, с ее обилием общения с образованными людьми разных специализаций, постоянно подбрасывает новые слова. Однако с технической точки зрения такие выводы пока делать не стоит — получившиеся кривые достаточно шумные, и очень сложно определить точно, где же начинается насыщение. Возможно, дальнейший набор статистики позволит увидеть зависимость возраста насыщения от уровня образования (если она есть) более чётко.
  2. Разницы в словарном запасе между теми, кто поступил в университет, но не доучился, и теми, кто прошел этот путь до конца, практически нет (студентам: это не значит, что можно не ходить на лекции).

Теперь исключим влияние возраста, оставив в выборке только респондентов старше 30 лет. Это позволит сконцентрироваться на образовании.


Из графика мы видим следующее:

  1. Закончившие только школу респонденты знают в среднем на 2-3 тысячи слов больше, чем не закончившие ее в своё время.
  2. Словарный запас у получивших среднее или среднее специальное образование практически не отличается и составляет в среднем 75 тысяч слов.
  3. Учившиеся в университетах и институтах (и необязательно закончившие их) знают в среднем 81 тысячу слов.
  4. Кандидаты и доктора наук знают в среднем 86 тысяч слов. Таким образом, ученая степень прибавляет около 5 тысяч единиц словарного запаса по сравнению с высшим образованием.
  5. Образование, конечно, влияет на размер словарного запаса. Однако разброс внутри каждой группы с одинаковым образованием значительно больше, чем разница между средними значениями групп. Иными словами, не закончивший школу человек вполне может знать больше слов, чем кандидат наук. Вот конкретные цифры — 20% респондентов с незаконченным средним образованием, показавшие лучший результат для своей группы, имеют словарный запас, превышающий словарный запас половины респондентов с ученой степенью. Скорее всего, они больше читают на разные темы, интересуются и разбираются в большем количестве областей.

Получившиеся в результате исследования величины словарного запаса — десятки тысяч слов — кажутся довольно большими. Этому есть две причины. Во-первых, измерялся пассивный словарный запас (слова, которые человек узнаёт в тексте или на слух), а не активный словарный запас (слова, которые человек использует в речи или на письме). Эти запасы отличаются в разы — пассивный всегда значительно больше. Подсчитанные словарные запасы писателей, например, являются именно активными. Во-вторых, в тесте все производные слова учитывались отдельно (например, «работа» и «работать», или «город» и «городской»).

Отдельно хочется заметить, что полученные результаты не дают представление о словарном запасе «среднестатистического» (если такой вообще существует) носителя русского языка. Например, уровень образования респондентов, прошедших тест, значительно выше общероссийского — 65% респондентов имеют высшее образование, тогда как в России таких только 23% (по данным всероссийской переписи населения 2010 года). Затем, очевидно, что респонденты, прошедшие интернет-тест, в основном являются активными пользователями интернета, и это также делает выборку специфичной (в основном для пожилых людей). В конце концов, далеко не всем интересно определить свой словарный запас, среди наших же респондентов таких — 100%. Логично предположить, что полученные по такой особенной выборке результаты словарного запаса должны быть несколько выше «среднестатистических».

Итак, полученные данные выявили сильную зависимость словарного запаса от возраста, и более слабую — от уровня образования. Очевидно, что есть и другие факторы, влияющие на словарный запас — чтение, общение, работа, хобби, образ жизни. Всё это — темы для следующих исследований.



Великий русский язык! Исследования современных лингвистов свидетельствуют: в нем насчитывается около двухсот тысяч слов. Однако среднестатистический россиянин использует в обиходе не более трех тысяч лексических конструкций. Существует множество методик, как пополнить русского языка. Ознакомиться с наиболее эффективными техниками совершенствования культуры речи можно в статье.

Книга — бесконечный источник знания. Расширение словарного запаса посредством прочтения, анализа и запоминания информации является одним из самых результативных методов обогащения речи. Как пополнить словарный запас русского языка и что читать для этого? Следует изучать не только художественную, но и научно-популярную, специализированную литературу русских и зарубежных авторов, поэзию. Важно придерживаться следующих правил:

    медленное, вдумчивое чтение с последующим анализом текста;

    концентрация на новых терминах, оборотах, лексических конструкциях;

    практика прочтения вслух, заучивания или пересказывания текста.

Наткнувшись на незнакомое слово, необходимо выписать его в отдельный блокнот/тетрадь, подобрать синонимы, заучить толкование и постараться применять его в повседневной жизни.

Обширному словарному запасу предшествует тяжкий труд. Мастера красноречия рекомендуют уделить внимание развитию в себе ораторских способностей. Умением четко формулировать мысли, насыщенно описывать события или детально пересказывать недавно прочитанную информацию должен обладать каждый эрудированный человек. Активное применение изученного материала (в данном случае новых слов) — залог богатства речи: в разговоре, в переписке или во время выступления следует выражать мысли, тщательно подбирая оптимальные слова.

Среди советов, как пополнить словарный запас русского языка, упражнения по написанию собственного текста обладают особой эффективностью. Например, можно взять тетрадь и ручку или открыть текстовый редактор на компьютере и просто начать писать. Важно пытаться переносить собственные чувства на бумагу, учиться детализировано характеризовать события или рассказывать историю. Как вариант, можно начать вести журнал или завести виртуальный дневник — ежедневная практика в качестве писателя позволит расшевелить головной мозг и заставит его «покопаться» в собственном лексическом багаже.

«Ну», «типа», «как бы» и затяжные паузы «э-э-э» в один миг выдают человека со скудным словарным запасом. Подобные конструкции загрязняют речь человека, лишают ее информативности и красоты.

Специализированные учебники, изучающие этимологию слов, способны открыть новые горизонты родного языка. На вооружение можно взять как классические тома от Даля или Ожегова, так и воспользоваться онлайн-сервисами для изучения новых слов. Примечательно, что толковые словари, помимо толкования, также содержат примеры употребления термина в контексте, что позволяет включать его в активный лексикон.

Обязательным пунктом в работе со словарем является перенесение неизвестных терминов в отдельный блокнот. Важно время от времени просматривать составленные конспекты. Отлично справляется с задачей пополнить словарный запас русского языка список слов, расположенный на видном месте. Размещение стикеров с терминами на рабочем месте, холодильнике или зеркале вовлекает в процесс изучения новой лексики зрительную память. Не стоит пренебрегать дидактическими карточками: на одной стороне записывается слово, а на другой — его определение.

Начинающим лингвистам: хитрости изучения родного языка

    Решение словесных головоломок. Кроссворд, скрэббл, боггл или краниум — подобрав игру по душе, можно не только здорово повеселиться, но и расширить свой словарный запас, научиться мыслить критически.

  • Регулярные тренировки — залог успеха. Если ежедневная «нагрузка» будет составлять 3 слова, то уже через месяц словарный запас увеличится на 90, а через год — на 1080 слов!
  • Секрет из серии, , которым многие пренебрегают, — это п рослушивание аудиокниг, подкастов, лекций и публичных выступлений деятелей культуры и науки. В о время уборки или поездки на работу такая деятельность способствует обогащению лексическ ого багаж а .

Как пополнить словарный запас русского языка ученику и ребенку?

Речевые способности у детей формируются к пяти годам: по достижении этого возраста малыш должен уметь использовать различные конструкции сложных предложений, владеть навыками словообразования и словоизменения, обладать достаточным словарным запасом. Недостаток общения, игнорирование чтения, нарушения в произношении — факторы, которые приводят к тому, что ребенок обладает пассивным знанием речи.

Применение методик расширения лексического багажа для взрослых людей к детям неэффективно. На помощь придут следующие правила от педагогов, логопедов и нейропсихологов: они поделились секретами, как пополнить словарный запас русского языка в детском возрасте.

    Без путаницы! Если ребенок называет варежки перчатками, а тарелки блюдцами, имеет смысл помочь чаду увидеть различия между этими предметами посредством зрительного анализа. Например, нарисовав вещи, вызывающие путаницу, провести их детальный осмотр и выделить различия.

    Словесная связь. Игра в ассоциации позволяет развить у ребенка абстрактное мышление. Например, малыш должен подобрать к слову «гитара» по несколько существительных, прилагательных и глаголов (желательно синонимичных): «музыка» и «звук», «звонкая» и «громкая», «играет» и «бренчит».

    Скрытый смысл. Конкретное мышление присуще детям до 7 лет, позже они начинают улавливать «послания» автора и учатся читать «между строк». Развить способность понимать переносный смысл помогает обсуждение пословиц и поговорок.

    Чтение и общение. Важными аспектами в вопросе о том, как пополнить словарный запас русского языка малышу, являются навыки общения и чтения. Следует всегда выслушивать ребенка, а также не забывать прививать ему любовь к литературе.

Как быстро пополнить словарный запас русского языка? Использовать все вышеперечисленные методики комплексно. Важно помнить, что успех достигается только упорным трудом, а эрудированной и развитой личностью становятся те, кто готов постоянно работать над собой.

Словарный запас представляет собой набор слов родного для человека языка, понятных ему по значению и применяемых в общении. Он состоит из слов, постоянно используемых в устной и письменной речи, а также слов понятных по значению во время разговора или чтения литературы.

Выделяют два вида словарного запаса:

  • Активный. Это запас слов, ежедневно используемых человеком в речи при общении с окружающими людьми.
  • Пассивный. Это слова, не используемые в общении, но знакомые на слух и содержание.

Активный и пассивный словарный запас содержат неодинаковые показатели объема слов. Активный словарный запас взрослого человека сильно превышает пассивный. Объемы слов в обоих словарях склонны к постоянным переменам. Они способны увеличиваться, если человек узнает новые термины, читает, развивается или уменьшаться.

Уменьшаться активный и пассивный словарь может вследствие возраста, когда происходит забывание слов или при прекращении использования в общении. В этом случае слова исчезнут из словарного запаса человека или заменятся на новые.

Оценить точные объемы запаса слов у среднестатистического человека трудная задача. Никто не знает конкретно, каким он обязан быть по содержанию и количеству слов. Ориентиром в этом вопросе является словарь русского языка В. И. Даля, который содержит в себе около двухсот тысяч слов и толковый словарь Ожегова, объемом в 70 тысяч русских слов.

Конечно, понятно, что такой объем слов не под силу даже самому умному человеку. Человеческая память не способна вместить в себя такое количество информации, без вреда для здоровья.

Для определения объема слов у носителей русского языка недавно было проведено интересное исследование. Оно проводилось в форме тестирования, где желающие отмечали в предоставленном списке понятные и используемые ими слова. Слова отмечались только в случае полного понимания определения.

Для повышения качества тестирования и отсортировки недостоверной информации в списках присутствовали несуществующие обозначения. Присутствие в анкете испытуемого хотя бы одного слова из несуществующих и отмеченного как знакомого ему, считалось недостоверной информацией и не учитывалось.

В ходе проводимой работы были получены следующие данные:

  • Пассивный словарь человека увеличивается с каждым годом вплоть до 20 летнего возраста. Далее темп развития снижается, постепенно исчезая после 40 лет. В этом возрасте и до конца жизни запас слов у человека остается неизменным.
  • Учеба в школе добавляет детям в пассивный словарь до 10 слов каждый день. Активный и пассивный словарный запас школьника постоянно растет.
  • К концу учебы подростки владеют в среднем 50 тысячами слов.
  • Школьное время увеличивает рост объема слов почти в 3 раза.
  • После окончания школы пассивный словарь человека приостанавливается в росте и составляет в среднем 3–4 слова ежедневно.
  • В 55 лет запас слов продолжает свое снижение, за счет необратимого ухудшения памяти и применения некоторых слов на практике.

Проведенное исследование оценило уровень образования испытуемых, получив интересные выводы. Оказывается, что обладание наибольшим объемом слов у людей происходит в неодинаковый момент жизни. Средне специальное образование подразумевает окончание роста слов в 40 летнем возрасте, а высшее немного позже – после 50 лет. Такой разрыв в 10 лет объясняется в расхождении выполняемой работы и занимаемой должности у людей с разным образованием. Некоторые люди в 50 лет читают научные книги и получают новые знания из-за специфики работы или по собственному желанию для самообразования.

Также был выявлен интересный факт, который показал, что испытуемые, доучившиеся в учебном заведении и не закончившие его по личным причинам, имеют одинаковый по объему пассивный словарь.

Запас слов взрослых людей с разным уровнем образования:

  • Пассивный запас слов имеет одинаковые показатели у людей со средним образованием и средне специальным. Он варьируется в пределах 70–75 тысячи слов.
  • Люди, получившие высшее образование, или не окончившие институт имеют в своем багаже запас из 80 тысяч слов.
  • Образованные люди, кандидаты наук имеют богатый словарный запас в 86 тысяч слов, что на 6 тысяч больше, чем у получивших высшее образование.

Полученное образование, конечно, влияет на запас слов человека, но не на все 100%. Огромный вклад в развитие лексикона вносит сам человек, постоянно самосовершенствуясь и занимаясь самообразованием. Поэтому легко повстречать человека, заканчивавшего только школу со словарным запасом больше в несколько раз, чем у получившего высшее образование. Главную роль в этом вопросе играет общительность, род занятий и образ жизни человека.

Проведенное исследование не дает полное представление о словарном запасе среднестатистического русского человека, так как содержит небольшие погрешности. Но несмотря на это помогает определить связь запаса слов с возрастом и уровнем образования.

Как расширить свой лексикон

Нет универсальных способов для увеличения слов в лексиконе родного языка. Каждый человек выбирает то, что подходить только ему. Для пополнения словарного запаса поможет несколько методов, разработанными полиглотами для изучения иностранного языка.

Для увеличения пассивного словарного запаса:

  • Чтение литературы.

Чем больше и чаще читает человек книг, тем богаче и интереснее звучит его речь. С начитанными людьми приятно общаться и проводить время. Это универсальный способ обогащения запаса новых слов. Качество выбираемой литературы имеет не последнее значение. Предпочтение в выборе лучше отдавать научно-популярным книгам, классической литературе, избегая современных «мыльных» романов или детективов в них, точно не найти новых слов в правильном применении.

  • Интересоваться значением непонятных слов.

Всегда интересуйтесь значением непонятных слов или новых терминов у собеседника, не нужно пропускайте их мимо ушей. В ходе общения намного легче усвоится новая информация и можно быстрее восстановить при необходимости в памяти. Если новое интересное слово прозвучало от дикторов на радио, то его значение можно подсмотреть в специальном словаре.

  • Словари.

У каждого грамотного человека должен присутствовать дома набор словарей, которыми нужно периодически пользоваться. Это толковый словарь В. И. Даля, Ожегова, а также «Словарь ударений для работников радио и телевидения». Он поможет восстановить пробелы в постановки ударений и содержит много интересных слов.

«Словарь ударений для работников радио и телевидения» выпускается с 1960 года. Его авторами являются М. В. Зарва и Ф. Л. Агеенко. История создания словаря ударений для работников радио и телевидения началась с выпуска в 1951 справочника диктора, а уже через 3 года выпущен «Словарь ударений. В помощь диктору».

В основу всех словарей для работников радио и телевидения легли запасы «тяжелых» слов, накопленных в картотеке в период образования первого радио в эпоху СССР. Пополнение картотеки радио и телевидения происходило постоянно. Многие слова так и не вошли в словари. «Словарь радио и телевидения» содержит название географических названий, названия произведений искусства, фамилии и имена людей.

Как расширить активный словарный запас

Для увеличения словарного запаса понадобится умение человека переводить слова из пассивного словаря в активный. В этом помогут приведенные ниже способы:

  • Записки.

Записывайте на листочки новые слова вместе со значением и расклеивайте по дому в тех местах, где они чаще будут бросаться в глаза. Такой способ поможет эффективнее и быстрее запомнить информацию без заучивания.

  • Ассоциативный ряд.

Для запоминания слова выстраивайте к нему подходящую ассоциацию. Она может быть направлена на обоняние, вкусовые, моторные, тактильные характеристики или привязана к цветовой гамме. Результат зависит от воображения человека, и желания закрепить полученную информацию. Ассоциативный ряд помогает запомнить трудные слова и легче вспомнить в нужное время.

Также существуют упражнения для развития запаса слов. Одним из самых эффективных считается устное упражнение на сочинение истории. Для этого нужно попытаться рассказать маленькую историю, пользуясь одними существительными, потом только глаголами или прилагательными. Это непростое упражнение. Оно помогает задействовать имеющийся запас слов, при этом освежая их в памяти человека.