Актриса ссср людмила касаткина личная жизнь. Биография касаткиной людмилы ивановны

—Однажды мама возмущенно рассказала, как к ней в театре подошел один коллега и то ли в шутку, то ли всерьез поинтересовался: «Ты так давно живешь с Сергеем Колосовым. Неужели ни разу не изменяла ему?» — «Никогда!» — отвечает ему мама. И он, махнув рукой, говорит: «Ну, тебе и вспомнить перед смертью будет некого». — «Почему же?! — нашлась мама. — Я Сережу буду вспоминать…»

Так оно и получилось. После смерти отца мама оказалась в больнице и в своем полусознательном состоянии часто видела его перед собой. Обращалась к Елене — женщине, которая ухаживала за ней: «Сергей, почему ты молчишь? Сережа, где ты был?» К сожалению, постоянно быть рядом с мамой я не мог: мне пришлось увеличить число концертов, чтобы заработать деньги на дорогостоящие лекарства. Но когда приезжал в больницу и наблюдал эти сцены со стороны, чувствовал невыносимую боль в сердце. Накануне смерти мама приподнялась на кровати, снова посмотрела на Леночку. Взгляд как будто прояснился, лицо помолодело, словно болезнь отступила. Мама четко произнесла: «Сережа, зачем ты раздвинул кровати? Сдвинь воедино!» Потеряла сознание и больше в себя не пришла. А на следующий день ее не стало.

Я человек не религиозный, но когда думаешь об их жизни — особенно о том, как они вместе ушли, — невольно начинаешь размышлять, что есть все-таки высшие силы, которые нас ведут.

Приходи ко мне на день рождения!

— Думаю, и встреча их тоже была предопределена. И, как ни страшно это звучит, если бы не война, они могли разминуться по жизни. Ведь на режиссерский факультет ГИТИСа папа поступил в 1939 году, когда мама еще была школьницей. Только вот долго учиться в вузе ему не пришлось — ушел на фронт. Сначала воевал в советско-финской войне, а затем в Великой Оте­чественной… И только после победы смог продолжить обучение.

Родители часто со смехом вспоминали историю своего знакомства. Папа впервые увидел маму в мае 1946 года накануне дня ее рождения — где-то в коридоре института — и просто не смог пройти мимо. «Так она мне понравилась, — спустя много лет рассказывал мне отец, — что я тут же решил с ней познакомиться». Его можно понять: мама всю жизнь была такой обаятельной, открытой, искренней. Папа подошел, представился. Узнал, что зовут ее Людмила Касаткина, что учится она на третьем курсе актерского факультета, и пригласил на свидание. Она немного растерялась: надо же какой напор! Помолчала, что-то обдумывая, и неожиданно улыбнулась: «Хочешь, приходи ко мне завтра на день рождения!» И назвала адрес. В назначенный час папа в парадном костюме с букетом цветов позвонил в дверь. Ее открыли совершенно незнакомые люди. «Нет-нет, молодой человек, вы ошиблись, Касаткины тут не проживают!» Вот так моя будущая мама подшутила над настойчивым кавалером. Расстроенный, он вернулся домой. Через несколько дней, когда они снова пересеклись в коридоре ГИТИСа, папа посмотрел на нее с упреком, а мама подошла и… извинилась. Смотрела на него и улыбалась настолько искренне, что он не смог на нее сердиться.

Так они и начали дружить. В своих чувствах папа маме долго не признава­лся. Она сама догадалась. Как-то группа студентов ГИТИСа отправилась в Севастополь — выступать. Жили почти без денег, были вечно голодные. И вот идет однажды мама по улице, видит — у ларька, где продают виноград, стоит ее друг Сергей Колосов и пересчитывает копеечки. Решила за ним понаблюдать. А он протягивает продавцу деньги — все, что были на ладони, — и берет маленькую кисточку винограда. Повернулся, увидел ее на другой стороне дороги, обрадовался. Перебежал к ней и, счастливый, протянул только что купленные ягоды. Всю жизнь мама вспоминала эту историю. «Знаешь, — говорила она, — именно в тот момент я поняла, что он меня любит. Последние монетки на меня потратил!»

Поженились они в 1950-м — через четыре года после знакомства. Мама хотела, чтобы Сергей Николаевич сначала встал на ноги. Еще студентом папа стал ассистентом режиссера в Центральном театре Советской армии — там потом всю жизнь работала мама. Только начав зарабатывать, родители смогли подумать о свадьбе. Праздничный стол накрыли в квартире у маминых родителей — все без особых излишеств. Ну какие в те годы могли быть роскошные лимузины или рестораны?! К тому же оба — выходцы из дос­таточно скромных семей. Папины родители трудились в одном московском издательстве. Дедушка по материнской линии — на кондитерской фабрике «Красный Октябрь», бабушка — разнорабочей. Все они были интеллигентами по своей сути, доброжелательными, деликатными.

Сына назвали в честь учителя

— Родители папы ушли из жизни рано, я их и не знал. А вот бабушка и дедушка по маме приняли самое активное участие в моей жизни. Ведь мама все время играла в театре, папа стал режиссером Театра сатиры, а потом перешел на «Мосфильм». Когда он начал снимать фильмы, они с мамой часто вместе уезжали на съемки… Родители и мое-то появление долго не могли себе позволить оттого, что оба много работали. (Смеется.) Решились завести ребенка, только когда стали узнаваемыми, приобрели отдельную квартиру. Маме было тогда 33 года. Она успела сняться в популярных фильмах «Укротительница тигров» и «Медовый месяц». А папа ставил спектакли в московских театрах. Уезжая в отпуск — в какой-нибудь санаторий, — родители редко брали меня с собой: все-таки им надо было отдохнуть и подлечиться. Но потом обязательно приезжали на дачу, где мы жили с дедушкой и бабушкой.

Я так ждал их приезда! Мы с папой могли разговаривать часами — я доверял ему все свои тайны, задавал множество вопросов. Любопытный был. А он, кажется, знал обо всем на свете, потому что всегда находил на них ответы. Никаких обид по отношению к родителям у меня не возникало. Комплексовал я только из-за маминой популярности. Идем вместе в магазин, например, а к ней каждую минуту подходят люди: кто-то за автографом, кто-то — чтобы сказать: «Ах, Людмила Ивановна, мне так понравился фильм! Вы моя любимая киноактриса!» Мне все это не нравилось — я стеснялся, что на нас все смотрят.

Родители поддерживали меня во всех творческих начинаниях. Когда я увлекся рисованием, попросили со мной позаниматься прекрасного кинохудожника Ми­­­­­­­­­­хаила Карташова. Обнаружив у меня слух, купили домой пианино и пригласили учителя. Но когда мне надоело играть ненавистные гаммы, я взмолился о пощаде — и они отступили. (Смеется.) К музыке я пришел сам — намного позднее. Видимо, те первые уроки не были напрасными. А еще мама отвела меня в городской Дворец пионеров в студию художественного слова. Как же мне там нравилось! К нам приходили туда великолепные актеры — Сергей Никоненко, Всеволод Абдулов и другие — и столько всего интересного рассказывали о своей профессии. Мама в детстве и сама занималась в такой студии и часто со сцены, да и дома, декламировала стихи. Ее любимой поэтессой была Марина Цветаева. А еще мы с мамой не раз выступали перед гостями нашего дома. Мне было лет 10-11, когда мы вдвоем показали им отрывок из спектакля Театра Советской армии «Укрощение строптивой» — сцену знакомства главных героев. Я изображал Петруччо — на меня надевали большую шляпу, к поясу подвешивали шпагу. А мама в вечернем платье была строптивой Катариной.

«А, котик! Слышал я, вас так зовут?» — произносил я, совсем еще маленький мальчишка, с усмешкой. «Вы глуховаты на ухо, должно быть?! Меня зовут все люди Катариной», — возмущенно отвечала мама. «Ты лжешь. Тебя зовут царапка-котик!..»

Наше выступление после домашнего застолья прошло на бис. (Смеется.) Кстати, этот спектакль в Театре Советской армии поставил режиссер Алексей Попов. Мои родители его боготворили и меня назвали в его честь. Благодаря Алексею Дмитриевичу мама сыграла в юности свои лучшие роли на сцене. А отец на основе спектакля Попова снял фильм «Укрощение строптивой» с мамой в главной роли — и он стал его первым крупным успехом в кино.

Ночь в концлагере

— Еще одно из самых ярких воспоминаний детства: 1965 год, родители впервые взяли меня с собой в киноэкспедицию на съемки фильма «Душечка» в Суздаль. Папа — режиссер, мама играет Ольгу. Я потрясенно смотрел, как она перед кинокамерой плачет. До сих пор я видел маму только в спектаклях. Там все понятно — она играла для зрителей. А тут для кого?! Да так вошла в образ, что слезы по щекам текут! Когда папа сказал: «Стоп, еще дубль!» — я понял, что сейчас будет повтор сцены, и пошел исследовать декорации. И в них обнаружил человека, который лежал, свернувшись калачиком, и сладко спал. Это был Ролан Быков. Он играл в фильме первого мужа Душечки и в ожидании своих эпизодов решил отдохнуть… Я увидел тогда, как на съемках делают дождь: льют на несчастных актеров воду из пожарного брандспойта. В общем, столько открытий для себя сделал! И конечно, мне самому захотелось сниматься в кино. Но стоило только заикнуться об этом — родители тут же заявили: они против. Посчитали, что известность для детской психики вредна. Только уже когда стал взрослым — школу оканчивал, появился в эпизодах нескольких фильмов. Первый раз я возник на экране в папином фильме «Помни имя свое». Это был эпизод без слов. В Крылатском построили несколько бараков концлагеря. И я изображал немецкого солдата-охранника. Стоял с автоматом в каске и шинели, а ветродуй (аппарат такой, похожий на огромный пропеллер) «метель» на меня гнал. Замерз жутко, но вида не показывал. Не хотел подводить папу. Потом за свой съемочный день получил законные три рубля. (Смеется.) Так и попробовал актерскую профессию.

Я считаю, что «Помни имя свое» — один из лучших фильмов моих ро­ди­телей. Мама играла в нем женщину, которая, попав в Освенцим, была разлучена с маленьким ребенком. Мальчика как своего сына вырастила полька. Только через 25 лет русская мать смогла встретиться со своим уже взрослым сыном. Это, кстати, реальная история.

В работе папа был очень требовательным и даже родную жену не щадил. Некоторые эпизоды снимали в Польше — в настоящем концлагере Освенцим. И там он потребовал, чтобы мама переночевала в бараке. Одна! На следующий день ей предстояло сниматься в сложной сцене — когда фашисты отнимают у Зинаиды сына. И отцу хотелось, чтобы она как можно сильнее прочувствовала роль. Мама безоговорочно согласилась. Но спать не смогла. Ночью в одиночестве перебирала детские ботиночки, которые остались от убитых в концлагере детей и представляла себе этих малышей…

Когда отец брался за историческую картину, достоверность для него была на первом месте. Он добивался правды во всем: в декорациях, в костюмах, в эмоциях актеров. И всегда перед мамой ставил сложные задачи, не делал никаких скидок. А она мужественно все исполняла. Осознавала: раз Колосов просит — значит, это нужно для результата.

Доверчивая вне сцены

— Если на съемках ведущим был папа, то дома главную роль он уступал маме. Впрочем, поскольку она была слишком занята, то готовила, например, редко. И всю жизнь нанимала домработниц, чтобы поддерживали в доме порядок. Бывало, что ошибалась в них. Ее обманывали, обсчитывали. А одна женщина, когда никого не было дома, вынесла все золотые украшения родителей. Но мама не стала заявлять в милицию: пожалела ту деревенскую бабу, да и огласки публичной не хотела. Эта же ситуация повторилась и в последние два года жизни мамы. Наша домработница, которая за ней ухаживала, оказалась мошенницей. И тут уже я не стал подавать официаль­ное заявление, чтобы имя родителей не трепали некоторые желтые издания. Мама вообще была человеком доверчивым. Но при этом достаточно жестким и принципиальным. В театральных коллективах часто возникают интриги, «дружбы против» — мама никогда в этом не участвовала. Если что-то ей не нравилось, предпочитала все с достоинством сказать человеку в глаза, не держала негатива за пазухой. За это все ее уважали.

А эмоции она несла домой и только тогда выплескивала. Могла под горячую руку с отцом поссориться. Но он все понимал и старался вернуть ей хорошее настроение. Подойдет, обнимет, поцелует и успокоит. Папа мамой очень дорожил.

Внучки называли Люлей

Пока Земля еще вертится,


Пока еще ярок свет,


Господи, дай же ты каждому,


Чего у него нет.

— Эту песню Булата Окуджавы «Молитва» родители часто пели в компаниях. Поэтому, когда в позапрошлом году на сцене Театра Российской армии отмечали 85-летний юбилей мамы, я решил исполнить именно «Молитву». Родителям нравилось то, чем я стал заниматься по жизни — музыкой. В старших классах у меня ухудшилось зрение. Пришлось даже делать операцию, чтобы остановить процесс. Я даже как-то растерялся: чем же мне заниматься после школы? Не знал, куда поступать. Мама посоветовала журфак МГУ: и высшее гуманитарное образование будет, и разностороннее развитие. К третьему курсу я понял, чего хочу на самом деле. Я был увлечен джазовой музыкой, да так, что поступил на заочное отделение в Музыкальное училище имени Гнесиных. Джаз поначалу был ей не очень близок. Но ее отношение к этой музыке сильно изменилось после того, как она побывала вместе со мной на концертах знаменитого варшавского фестиваля «Джаз-джембори» в 1979 году. Кстати, мама повезла меня на этот фестиваль, разумеется, по моей просьбе. С того времени она тоже заболела джазом. (Смеется.) А со временем стала поклонницей того, что я делаю на сцене. Ходила на мои концерты, слушала дома мою музыку. Свой новый альбом я записал в начале этого года в Осло (Норвегия) с участием всемирно известного джазового скрипача Михала Урбаника. Я посвятил его родителям. Только они, к сожалению, его так и не успели послушать…

Пригодились мои способности и па­пе. Он приглашал меня писать музыку для своих фильмов: «Дневник профессора Готье», «Судья в ловушке» и «Потерянные в раю». Это не было, как говорят, по блату. Если бы моему принципиальному и требовательному отцу не нравилось то, что я делаю, он отказался бы от моей музыки, несмотря на родительскую любовь. Он работал с прославленными композиторами: Альфредом Шнитке, Алексеем Рыбниковым, Юрием Саульским. Так что, работая, я понимал, что должен сделать как минимум не хуже.

И вот на тот мамин юбилей я вышел на сцену вместе со своей девятилетней дочкой Аней. Мама не ожидала — это был сюрприз. И когда мы с Анечкой вместе пели «Молитву», глаза у мамы, которая сидела в кресле на сцене, заблестели от слез…

Она очень любила внучек, и они отвечали ей взаимностью. Называли ее не бабушкой, а Люлей. (Смеется.) Старшую дочь, от первого брака, я назвал в честь мамы — Людмилой. Но больше похожей на нее получилась младшая, Анечка. Она тоже у нас артистическая натура: танцует, поет, очень хорошо рисует, занимается в музыкальной школе.

С мужем попрощалась наедине

— Папа превращал дни рождения мамы в праздники. Если не получалось отметить торжество в ресторане, созывал друзей домой. За столом собирались только самые близкие. Приходили и драматург Леонид Зорин, и актриса Людмила Иванова с мужем — бардом Валерием Миляевым, и коллеги по Театру Российской армии… Пели, аккомпанируя на пианино и на гитаре. Мама и папа читали стихи. Я любил эти вечера: такая возникала удивительная праздничная атмосфера­!

В прошлом году 86-летие мамы па­па решил отметить в ресторане. Но в самый разгар праздника он вдруг схватился за серд­це. Вызвали скорую. У отца уже были прежде проблемы, связанные с сосудами мозга, — микроинсульты. Но до сих пор Бог миловал… На этот раз он уже не поднялся. В последние месяцы он существовал в каком-то параллельном мире, лишь изредка приходя в сознание. Мама навещала его каждый день. У нее от волнения обострились собственные болезни. И она несколько раз сама попадала в ту же ЦКБ. Когда ей становилось легче, она приходила в папину палату — навещала его. Сидела целыми днями рядом…

В последний раз мама вышла на сцену Театра Российской армии перед закрытием театрального сезона — 29 июня прошлого года в спектакле, который поставил специально для нее папа: «Странная миссис Сэвидж». Зрители не догадывались, как тяжело маме было играть. Подводила память, она забывала слова. Но помогали актеры рядом — незаметно для публики подсказывали ей. Мама сильная была, волевая, доиграла спектакль до конца. Когда вышла на поклон, зрители устроили овации!

После спектакля мама сказала: «Все лето буду готовиться к новому театральному сезону». Это был бы ее юбилейный, 65-й сезон на сцене Театра Российской армии. Но наступила осень — и мама попала в больницу. Как оказалось, в последний раз…

Отец накануне смерти мне приснился — такой здоровый, улыбающийся. Я удивился и обрадовался: он здоров — от болезней ни следа не осталось. А когда открыл глаза утром, не сразу поверил, что это был всего лишь сон…

В тот же день папы не стало. Об этом я сам сказал маме. Она выслушала меня молча. Без истерик и слез. Думаю, она понимала, что папа уйдет. Мне кажется, что и о своем уходе она догадывалась. В день похорон мама попросила, чтобы ей дали возможность попрощаться с ним не на людях. Мы привели ее в ритуальный зал ЦКБ за два часа до начала официальной панихиды. Потом ходили слухи, что маму привезли туда на инвалидной коляске. Нет, мама подошла к нему сама! Молча стояла и смотрела на папу. Беззащитная… О чем она думала в тот момент? Что мысленно обещала? Не знаю. Вслух не было произнесено ни слова. Мама наклонилась, поцеловала, постояла еще немножко рядом. Повернулась и медленно пошла прочь.

Через неделю во сне я увидел маму — веселая, здоровая: смотрит на меня, смеется. Совсем как папа в моем прошлом сне…

Образование: в 1952 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа

Карьера: с 1948 по 1951 год — ассистент режиссера в Театре Советской армии. С 1952 по 1955 год — режиссер Театра сатиры. Снял более 20 фильмов, среди которых: «Укрощение строптивой», «Вызываем огонь на себя», «Операция «Трест», «Помни имя свое», «Душечка» и другие. Преподавал на режиссерском факультете ВГИКа

Звания и награды: лауреат премии Ленинского комсомола (1968) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976), народный артист СССР (1988)

Семья: сын — Алексей Колосов (53 года), музыкант, композитор и радиоведущий; внучки — Людмила (27 лет), окончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров, и Анна (11 лет)

Карьера: с 1947 по 2012 год — актриса театра Российской армии (ранее — Театр Советской армии). В кино с 1954 года («Укротительница тигров»). Снялась более чем в 30 фильмах, среди которых: «Большая перемена», «Принцесса цирка», «Яды, или Всемирная история отравлений»

Звания и награды: народная артистка СССР (1975), лауреат Государственной премии им. братьев Васильевых (1976), кавалер ордена Ленина (1985), ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000), III степени (2005) и II степени (2010)

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Касаткиной Людмилы Ивановны

Касаткина Людмила Ивановна – советская и российская актриса театра и кино.

Детство

Людмила Касаткина родилась 15.05.1925 в маленьком селе под Вязьмой в рабочей семье Ивана Алексеевича и Варвары Николаевны. Вскоре родители вместе с дочерью переехали в Москву. Родители стремились воспитать свою дочку настоящим человеком – доброй, отзывчивой, справедливой. Показательна одна история, рассказанная Людмилой Касаткиной: «Когда мне было 11 лет, я прибежала к маме зареванная: «У Тани новое платье, а я хожу вся штопаная-перештопаная». Вот тогда моя мамочка впервые в жизни ударила меня по щеке, наотмашь. «Ты не радуешься, что ей купили новое платье, ты плачешь, значит, ты дрянь!» .

С детства Людмила мечтала стать балериной. Она училась в Московской оперной студии имени Шацкого на хореографическом отделении. Уже в одиннадцать лет девочка начала выходить на балетную сцену в детских ролях. В студии Людмила проучилась четыре года, она подавала большие надежды. И все же с мечтой о балете пришлось распрощаться. Однажды прямо в танцклассе ей стало плохо. Врачи, обследовав девочку, поставили неутешительный диагноз: малокровие. Дальнейшие занятия балетом ей были противопоказаны.

ГИТИС

Не став балериной, Касаткина решила попробовать стать актрисой. В 1943 году она подала документы на актерский факультет ГИТИСа. Правда, особых надежд Людмила не питала, поскольку считала себя девушкой некрасивой да еще маленького роста (всего лишь 159 сантиметров). Но ее педагог А.Г. Бовшек перед экзаменами поддержала свою ученицу: «Знаешь, какого роста была Венера Милосская? Всего 155 сантиметров! Аполлон Бельведерский – 165! Так что выбрось эту дурь из головы и смело поступай!» .

На вступительных экзаменах Людмила прекрасно прочитала «Итальянскую сказку» . Читала она так страстно, что кое-кто в приемной комиссии украдкой вытирал слезу. Судьба Касаткиной была решена...

В ГИТИСе Людмила Касаткина нашла и свою любовь. Ее избранником стал Сергей Колосов, который поступил на режиссерский факультет института еще в 1939 году. Однако война помешала ему продолжить обучение, и Колосов ушел на фронт. В 1946 году он восстановился в ГИТИСе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Познакомились они, когда Касаткина училась на четвертом курсе. Она вспоминала: «Я была хорошенькой. У меня было много поклонников. Но меня называли девушкой из прошлого века. Потому что, если кто-то до меня дотрагивался руками, я бежала как оглашенная. Такая недотрога была. И поэтому, когда за мной начал ходить Колосов, вернувшийся с войны, пионы носить... Помню, его подвели ко мне в гитисовском дворике: «Вот, познакомься, это Людочка Касаткина. У нее сегодня день рождения». «А можно мне сегодня зайти вас поздравить?» – спросил он робко. «Отчего же. Конюшковский переулок, 22, квартира 50». И вот он надраил свои сапоги, начистил пуговицы на гимнастерке, приходит с пионами, а ему говорят: «Тут такой нет». Это я пошутила над ним. Четыре года мы дружили до женитьбы. Я сказала ему: «Я должна проверить, люблю ли я тебя, а ты меня по-настоящему». И за четыре года он откинул от меня всех моих поклонников» .

Свадьбу Сергей Колосов и Людмила Касаткина сыграли через несколько лет после окончания института – в 1950 году.

Театр

Окончив в 1947 ГИТИС, Людмила Касаткина была принята в труппу Центрального Театра Советской Армии. В первые годы она в основном исполняла роли молодых героинь – веселых и жизнерадостных девушек или подростков. Ее амплуа тогда было лирико-комедийным. Видимо, поэтому, когда режиссер театра А.Д. Попов предложил ей роль Оксаны в пьесе М. Алигер «Первый гром», Касаткина расплакалась. Она посчитала, что не сможет справиться с такой серьезной ролью (Оксана была прообразом участницы Краснодонского подполья Ульяны Громовой). Однако режиссер был настойчив. Результат удивил всех, кто до этого видел Касаткину только в лирических ролях. Эта победа молодой актрисы заставила поверить ее в свои силы, открыла новые возможности ее таланта.

Приступая к работе над новыми ролями, Людмила Касаткина всегда стремилась достигнуть наибольшей достоверности. Когда ей досталась роль медицинской сестры Анечки в спектакле «Океан», Касаткина отправилась в районную поликлинику и попросила разрешить ей поработать рядом с настоящими врачами. Трое суток подряд она провела в поликлинике, работая в регистратуре, выезжая с врачами на дом. В другом спектакле, «Ковалева из провинции», Касаткиной предстояло сыграть судью. И актриса, готовясь к роли, несколько дней проработала в суде. Она присутствовала на процессах и даже порой вступала в споры с женщиной-судьей, к которой ее на время прикрепили.

«Укротительница тигров»

Первая же роль Людмилы Касаткиной в кино принесла ей грандиозный успех. Она сыграла Леночку Воронцова в фильме Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой «Укротительница тигров» (1954).

Людмила Касаткина вспоминала:

«Когда со мной подписывали договор, там ни слова не было о тиграх. Я играла укротительницу "в жизни", а , ассистентка Бориса Афанасьевича Эдера, снималась с тиграми... Мы отработали 8 месяцев, как режиссер вдруг заявил, что фильм не выйдет на экраны, если не будет снято мое лицо рядом с тигриной мордой. Чтобы спасти фильм, мне надо войти в клетку. И не нужно бояться – все меры предосторожности будут предприняты.

В тот день меня привезли на студию очень рано. У входа ждали и : "Эдер вчера не говорил, боялся, что вы спать не будете, но сегодня вы входите в клетку. Мы пришли за вас переживать". Боже мой! Подходит Борис Афанасьевич: "Быстро в костюмерную!". Я и помчалась. И вот все готово, в руках у меня заостренная палка и шамберьер. Эдер напоминает, что делать, и пихает меня в вольер, закрывает дверь. "Наступайте, бейте!" – командует он. Я изо всех сил ударяю тигра. "Бейте еще!". Тигр рычит, поднимается на задние лапы. "Ближе! Ближе!". Приближаюсь настолько, что тигр ударом лапы ломает палку, а другой лапой вырывает шамберьер. "Падайте!" – кричит Эдер. Падаю, тигр перепрыгивает через меня. Вскакиваю, подбегаю к решетке, где мне должны передать другие палку и кнут. Тигр носится по вольеру и дважды так шарахает меня хвостом по сапогам, что я еле устояла. За прутьями стоит человек. "Ну где же шамберьер?!" – кричу ему. Он: "Та шо ты волнуешься? Пошли-и же...". Как выходила из клетки, не помню.

В другой раз было еще страшнее. Так как к четырем тиграм дрессировщик допустить меня не мог (он нес за нас, артистов, уголовную ответственность), поэтому сделали стекло в вольере: внизу оно доходило мне до колен и поднималось на вытянутую руку. Когда тигрица Рада стала кусать трех тигров, они начали так прыгать, что вся массовка заорала, решив, что они ко мне перемахнули. И в этот миг странная мысль и совсем неуместная посетила меня. "Надо же, – подумала я, – одна баба трех мужиков гоняет". И как только я об этом подумала, разъяренная Рада разбила стекло и влетела в мой вольер. Эдер заорал: "Вода!". Но никакой воды не было. И тогда Эдер сорвал замок и буквально вырвал меня из вольера...» .

Людмила Касаткина настолько вошла в роль, что после завершения съемок Борис Эдер при всех сделал актрисе предложение: «Я, Эдер, делаю предложение Людмиле Касаткиной стать укротительницей тигров. У нее есть настоящий кураж. Я ей доверю 11 штук» . Но Людмила отказалась. «Неужели Вы не почувствовали в клетке власть, сильнее которой нет ничего на свете?» – изумился известный цирковой деятель. «Власть? Нет – азарт» , – ответила Касаткина. Так цирк потерял способную укротительницу, зато кино и театр обрели замечательную актрису.

На волне успеха

На волне успеха режиссер Надежда Кошеверова в 1955 году приступила к съемкам новой комедии – «Медовый месяц». На главные роли в картине она вновь пригласила Людмилу Касаткину и . Касаткина играла Людочку Одинцову, выпускницу медицинского института, которая выходит замуж за молодого инженера-мостовика Алексея Рыбальченко (). Людочка мечтает остаться в Ленинграде, но Алексей, назначенный на строительство моста в Сибири, делает все, чтобы жена поехала с ним.

Фильм вышел на экраны в 1956 году. Но в отличие от «Укротительницы тигров» эта картина получилась посредственной. Ей не хватало той легкости и непринужденности, что была в первом фильме. Тем не менее зрительским успехом, хотя и умеренным, она пользовалась. Да и как иначе, ведь Касаткина и уже стали всеобщими любимцами.

Спустя два года Людмила Касаткина снялась в роли Лизы в киноповести Федора Филиппова «По ту сторону», рассказывающей о событиях гражданской войны. А чуть позже она вновь сыграла вместе с в мелодраме Федора Филиппова «Хлеб и розы». Но эти картины не привлекли внимания зрителей.

Фильмы мужа

Свои лучшие роли Людмила Касаткина сыграла в фильмах своего мужа Сергея Колосова. В качестве режиссера он дебютировал в 1959 году, сняв психологическую мелодраму «Солдатское сердце». А через год Сергей Николаевич взялся поставить на телевидении «Укрощение строптивой» . На роль Катарины он пригласил Касаткину, которая играла эту героиню на сцене ЦАТСА. Это была первая совместная работа мужа и жены. За эту роль Касаткиной на 2-м Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло был присужден первый приз – «Золотая нимфа».

В 1963 году Сергей Колосов приступил к съемкам первого многосерийного советского телевизионного фильма «Вызываем огонь на себя». Людмила Касаткина сыграла в нем роль юной героини подполья Ани Морозовой. Стоит отметить, что когда режиссер предложил ей эту роль, Касаткина колебалась. Вызвано было это тем, что впервые в ее актерской карьере ей предстояло воплотить в жизнь не вымышленный персонаж, а реально существовавшего человека. «Справлюсь ли я с такой задачей?» – задавала себе вопрос Касаткина. Все же она решила рискнуть. И, как показало будущее, не ошиблась. Успех этого телесериала в 1964 году был фантастическим. Наверное, впервые во время телевизионной трансляции улицы советских городов буквально вымирали.

Мало кому известно, но на съемках этого фильма Людмила Касаткина едва не погибла. «В картине был эпизод, когда наши самолеты бомбят фашистский аэродром. На экране – хроника, а на земле пиротехники подкладывали взрывчатку. Но кто из них знал, куда пойдет волна? А волна пошла под мое корыто, которое было из очень толстой жести. Корыто разорвалось в куски, которые полетели прямо мне на голову. Меня рванул за руку осветитель. Секунда решала мою судьбу» , – вспоминала Л. Касаткина.

В новых амплуа

В 1965 году последовал новый неожиданный поворот в судьбе актрисы. Сергей Колосов предложил ей роль Ольги Семеновны в «Душечке» . Традиционный образ этой героини никак не вязался с образом актрисы Касаткиной, с ранее сыгранными ею ролями. Однако и на этот раз актриса не побоялась бросить вызов устоявшимся стереотипам и вписала эту роль в список своих побед.

Между тем в 1966 году последовала еще одна неожиданность. Актриса согласилась сыграть роль террористки Марии Захарченко в новом телесериале С. Колосова «Операция "Трест"» по роману Л. Никулина. Это была первая отрицательная роль в актерской карьере Касаткиной.

И вновь на съемках с Касаткиной едва не случилась трагедия. Она рассказывала: «На "Операции" моя лошадь перепрыгнула через барьер и неожиданно сделала "свечку", потому что шел грузовик. Я не удержалась, упала спиной об землю. У меня – трещина в позвонке. "Скорая". Больница. Два месяца лежу на доске. А спустя какое-то время приходит ассистентка и говорит: "Вы не можете нас выручить: листья опадают, а осень в фильме должна быть?" Я говорю: "Есть же дублерша". – "Нет, важно Ваше лицо, три камеры и галоп". Она пошла уговаривать врача, но он сказал: "Как вы безжалостны, какая будет боль у нее, когда она сядет на лошадь, а тем более помчит галопом". Короче, муж приезжает: "Может, не надо?" – спрашивает он. "Конечно, надо. Осень кончается". И вот на носилках меня в "рафик" засовывают, на площадке лежа одевают, помогают забраться на лошадь. Я только успела оператору сказать: "Проверьте все стеклышки, я думаю, что второго дубля не будет". В общем, когда я сползла с лошади после полуторакилометрового галопа, я выла так на земле, как воют звери от боли» .

Фильм «Операция "Трест"» вышел на телевизионные экраны страны в 1970 году. К тому времени Касаткина была уже одной из самых популярных актрис советского кино, ведущей примой своего театра – ЦАТСА.

70-е годы

В 1973 году Сергей Колосов приступил к съемкам совместного советско-польского фильма «Помни имя свое». Касаткиной в нем досталась главная роль – Зины Воробьевой. Героиня Касаткиной, попав во время Второй мировой войны, разлучается с сыном. После освобождения она в течение многих лет разыскивает его…

Фильм «Помни имя свое» вышел на экраны страны в 1975 году. На кинофестивалях в Гданьске (1974) и Кишиневе (1975) он получил почетные призы. Была отмечена и работа Людмилы Касаткиной, которая была признана лучшей актрисой года и удостоена званий народной артистки СССР и заслуженного деятеля культуры Польши.

В 70-е годы Людмила Касаткина снялась еще в двух картинах своего мужа: историко-революционном фильме «Свеаборг» и политическом телесериале «Диалог». Из фильмов других режиссеров стоит отметить музыкальную комедию «Под крышами Монмартра» Владимира Гориккера, где Касаткина сыграла роль второго плана.

Все эти годы она продолжала играть и в театре, хотя после ухода в 1974 году режиссера А.Д. Попова (он перешел во МХАТ) новых ролей у Касаткиной стало меньше. «Что такое для актрисы играть, играть, играть, а потом бац – и перерыв. Не стало Попова, одни режиссеры, с которыми я работала, ушли, пришли другие. И дело не в возрасте: я очень плавно переходила от девочек к женщинам. И никогда не молодилась. Тут я согласна с теми мудрецами, которые говорят, что лучше уйти раньше, чем позже. И когда ждешь от премьеры до премьеры пять лет... Это же было, было. Двенадцать лет я играла "Орфей спускается в ад". На аншлагах! Но двенадцать лет» , – рассказывала Л. Касаткина.

Много лет, по словам самой Людмилы Ивановны, ее пытались заманить в КПСС. Но она всякий раз пыталась уклониться от этого, то ссылаясь на то, что не считает себя готовой, чтобы носить высокое звание коммуниста, то на то, что она плохо знает историю партии и из-за работы некогда учить Устав (ведь видела, что многие коллеги идут в партию, чтобы получить прибавку к зарплате или звание). А когда ей сказали, что ничего спрашивать во время приема не будут – лишь бы только она написала заявление, пришлось устроить сцену праведного гнева – «Что?! В партию по блату? Ни за что!» . И только тогда от нее отстали.

80-е годы

У своего мужа Сергея Колосова Людмила Касаткина снялась в двенадцати фильмах. По этому поводу актриса говорила: «Обыватели думают, что все по блату, если муж режиссер. Но ведь из 11 фильмов (1960-1995) я ни одного ему не завалила. однажды сказал: "Конечно, если бы у меня была такая жена, как у Колосова, я бы тоже сделал потрясающие картины". Это его упрекали в том, что жена помогает уровень держать. А я считаю так, что если сложился творческий союз людей, учившихся у одного педагога и верящих в одну идею (то есть психологическую разработку, изучение материала эпохи, времени, людей), и такой союз выигрывает, – это гордость. Я что, его опозорила? Когда я слышу такие разговоры ("Касаткиной повезло, муж снимает"), во мне рождается еще больший азарт. Желание победы. Не злость» .

За более чем сорок лет совместной работы Колосов и Касаткина научились понимать друг друга с полуслова. И практически каждая из их совместных работ становилась событием. При этом режиссер не боялся использовать талант своей жены зачастую совершенно в противоположных ролях. Благодаря мужу Людмила Касаткина сыграла на экране очень разные, яркие женские характеры, совершенно непохожие женские судьбы.

В 1982 году она вновь снялась в необычной для себя роли. В биографической драме Сергея Колосова «Мать Мария» Касаткина сыграла поэтессу и общественного деятеля Елизавету Юрьевну Кузьмину-Караваеву, которая становится монахиней, принимая имя Мария.

А спустя три года Касаткина сыграла роль Анны Фирлинг в картине «Дороги Анны Фирлинг», которую Колосов поставил по пьесе Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». Это был интересный и опасный эксперимент, поскольку драматургия Бертольта Брехта вообще трудно подвластна кинематографу. Успех был полнейший! Роль Анны Фирлинг казалось была просто создана для Касаткиной. Не случайно потом многие годы ее называли мамашей Кураж.

Надо отметить, что при всей разнообразности и непохожести героинь Касаткиной всех их объединяло одно. В каждой из своих ролей актриса была «барабанщицей», зовущей нас идти честным, бескомпромиссным путем, отдавая свои лучшие порывы души людям.

90-е годы

В 90-е годы Людмила Касаткина, как и большинство ее коллег по искусству, практически не снималась в кино. В основном она была занята в театральных постановках в родном ЦАТСА, где ее по-новому открыл режиссер . Актриса сыграла в трех его постановках: «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея» и «Ваша сестра и пленница» (в последнем спектакле актриса играет роль английской королевы Елизаветы).

Среди редких работ актрисы в эти годы на экране стоит отметить исторический телесериал «Раскол» и сатирическую комедию «Судья в ловушке», снятые опять же Сергеем Колосовым. В последней в качестве композитора выступил их сын Алексей Колосов, который к тому времени уже написал музыку к еще одному фильму отца «Дневник профессора Готье».

В 2000-х годах Людмила Касаткина в кино практически не снималась. Да и в театре работы у нее было немного. Людмила Ивановна занималась преподавательской деятельностью в ГИТИСе, выступала на творческих вечерах, встречах со зрителями. Так, в рамках проведения мероприятий, приуроченных к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и 40-летию создания многосерийного художественного фильма «Вызываем огонь на себя», творческая группа создателей этого фильма (включая Сергея Колосова и Людмилу Касаткину) в феврале 2005 года побывала в Брянской области. Артисты встречались с ветеранами и молодежью.

Людмила Ивановна – по-настоящему верная и преданная жена. Свою привязанность в течение более полувека одному человеку Касаткина объясняла так: «Нет греха перед мужем, но столько цинизма кругом, что мне не поверят. Но я гордая и не могла допустить, чтобы за его спиной смеялись» .

Сын Людмилы Ивановны и Сергея Николаевича Алексей (родился 8 ноября 1958 года) закончил факультет журналистики, отделение радио и телевидения. Его передачи о джазе много лет шли на «Русском радио». Кроме того, он закончил Гнесинское училище и стал профессиональным гитаристом. У Алексея Колосова собственный блюзовый ансамбль «Аура». В качестве композитора он написал музыку к двум фильмам своего отца. Свою первую дочку Алексей назвал Людмилой в честь бабушки. Вторую дочь он назвал Анной.

Несмотря на свои годы, Людмила Ивановна и на склоне лет находилась в великолепной форме: красивая, моложавая, энергичная. Как признавалась актриса: «До сих пор ежедневно продолжаю заниматься танцевальной гимнастикой. Это дает и прямую спину, и легкую походку. Да и заряд бодрости на целый день. И, надеюсь, на всю оставшуюся жизнь» .

Смерть

Людмила Касаткина ушла из жизни через 11 дней после смерти любимого мужа, 22 февраля 2012 года. 28 февраля в Центральном театре Российской Армии состоялась церемония прощания с актрисой. В тот же день ее похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с супругом.

Награды

Людмила Касаткина за свою плодотворную творческую деятельность была удостоена множества почетных премий и званий, среди которых: народная артистка СССР (1975), заслуженный деятель культуры ПНР (1975), лауреат Премии за исполнение женской роли на МКФ в Гданьске (1974, за исполнение роли Зинаиды Воробьевой в фильме «Помни имя свое»), лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1976, за исполнение роли Зинаиды Воробьевой в фильме «Помни имя свое»), лучшая актриса 1975 года по опросу журнала «Советский экран», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000), Премия Ленинского комсомола (1968, за роль Ани Морозовой в сериале «Вызываем огонь на себя»), Орден «Знак Почета» (1967), три Ордена «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней), Премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» и многие другие.

Фотографии Касаткиной Людмилы Ивановны

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Советская и российская актриса театра и кино, народная артистка СССР.

Людмила Ивановна Касаткина родилась 15 мая 1925 года в селе Володарское под Вязьмой Смоленской области в семье Ивана Алексеевича и Варвары Николаевны Касаткиных. Спустя некоторое время после рождения дочери семья переехала в Москву.

С раннего возраста девочка мечтала стать балериной, и поэтому родители устроили ее на хореографическое отделение в Московскую оперную студию имени Шацкого. Люда оказалась талантливой ученицей, она начала выходить на сцену уже в одиннадцать лет, исполняя детские роли во взрослых балетных постановках. К сожалению, большим надеждам, которые возлагали на юную балерину ее педагоги, не суждено было сбыться. На танцевальной карьере Касаткиной поставила крест травма ноги, а обследование, которое провели в больнице врачи, выявило у девочки малокровие. Поэтому после четырех лет занятий в студии о балете пришлось забыть.

Но Людмила продолжала мечтать о сцене, теперь ее устремления были направлены на драматическое искусство. В 1943 году будущая актриса успешно сдала вступительные экзамены в Государственный институт театрального искусства. Во время учебы в ГИТИСе Касаткина познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Колосовым , который поступил в институт еще в 1939 году, но продолжил обучение на режиссерском факультете только после войны, в 1946 году.

Театральные работы Людмилы Касаткиной / Lyudmila Kasatkina

В 1947 году, по окончании ГИТИСа, Касаткина поступила в труппу Центрального театра Советской армии, где проработала всю жизнь. В первое время юная актриса исполняла роли своих ровесниц – молоденьких девушек и подростков.

Дебютировала Людмила Касаткина на сцене Театра Советской армии в спектакле «Первый гром», в котором она сыграла роль Оксаны.

По словам Владимира Зельдина , роль досталась актрисе случайно:

– Как сейчас помню: 1947 год, репетируем пьесу о молодогвардейцах «Первый гром». Приходит девочка: очаровательная блондинка, робкая – только после института. Ее, как водится, определили в массовку. Но за неделю до премьеры заболела актриса – исполнительница роли Оксаны. Главреж сказал ассистенткам: «Будет играть она» – и показал на Касаткину. На комиссии свой отрывок Люда сыграла фантастически. Тот спектакль стал ее первым в театре.

Затем последовали роли Жени Шульженко в «Фабричной девчонке» Александра Володина, советской разведчицы Нилы Снижко в «Барабанщице» Афанасия Салынского, Марфиньки в «Обрыве» Александра Гончарова. В репертуаре Людмилы Ивановны были такие роли, как Марья Антоновна в гоголевском «Ревизоре», Флорелла в «Учителе танцев», Киса в «Раскинулось море широко», Комиссар в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, Елена Андреевна в чеховском «Дяде Ване», Кручинина в пьесе Островского «Без вины виноватые», миссис Этель Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж», Марго Чанинг в «Шарадах Бродвея»; Катарина в «Укрощении строптивой» Шекспира.

Кинокарьера Людмилы Касаткиной / Lyudmila Kasatkina

Первое появление Людмилы Касаткиной на экране состоялось в 1954 году в комедии «Укротительница тигров ».

Актрисе выпала редкая удача сыграть в своем дебютном фильме главную роль – дрессировщицы Леночки Воронцовой, в чьем образе сочетались женственная хрупкость и твердость характера, которой позавидовали бы многие представители сильного пола.

Партнерами Касаткиной по съемочной площадке стали Павел Кадочников, Леонид Быков , Нина Ургант , Татьяна Пельтцер , Сергей Филиппов .

Картина пользовалась огромной популярностью у зрителей, и поэтому режиссер Надежда Кошеверова в свой следующий фильм «Медовый месяц» на главные роли вновь пригласила Касаткину и Кадочникова. Однако повторить успех предыдущей работы новая комедия не смогла.

Следующей заметной ролью Людмилы Касаткиной стала Катерина в поставленной Сергеем Колосовым экранизации шекспировской пьесы «Укрощение строптивой» , представляющей собой киноверсию спектакля Театра Советской армии.

После этой картины Касаткина сыграла подряд еще в четырех фильмах своего мужа Сергея Колосова .

В 1965 году на телеэкраны страны вышел многосерийный фильм «Вызываем огонь на себя », который принято считать первым советским сериалом.

В картине, рассказывающей о деятельности антинацистского подполья в Польше, Касаткина сыграла одну из центральных ролей – разведчицу Аню Морозову.

За участие в создании фильма «Вызываем огонь на себя» актриса была удостоена в 1968 году Премии Ленинского комсомола.

Затем последовали главные роли в экранизации рассказа Антона Павловича Чехова «Душечка », в детективном мини-сериале «Операция “Трест », фильме-спектакле «Северо-западнее Берлина ».

В 1972 году Касаткина вновь снимается у Колосова – в телевизионной исторической драме «Свеаборг ».

В 1973 году на телеэкраны страны вышел мини-сериал «Большая перемена » по мотивам повести Георгия Садовникова «Иду к людям» . Лирическая комедия о студенте-историке, который вместо поступления в аспирантуру вынужден пойти работать учителем в школу вечерней молодежи, сразу завоевала сердца советских зрителей и до сих пор остается одной из самых любимых картин.

Немалую роль в этом сыграло участие в ленте целого созвездия замечательных актеров – Михаила Кононова , Александра Збруева , Ролана Быкова , Светланы Крючковой , Валентины Талызиной , Савелия Крамарова , Евгения Леонова , Виктора Проскурина, Натальи Гвоздиковой , Валерия Носика , Льва Дурова и других. Людмила Касаткина сыграла в «Большой перемене» директора школы Екатерину Семеновну.

Следующей работой актрисы стала военная драма Сергея Колосова совместного советско-польского производства «Помни имя свое », в основу сценария которой были положены реальные события. В ней Касаткина сыграла главную роль – Зинаиду Воробьеву, женщину, которая, во время Великой Отечественной войны попав в Освенцим, была разлучена со своим маленьким сыном.

За исполнение роли Зинаиды Воробьевой в фильме «Помни имя свое» Людмила Касаткина в 1974 году была отмечена премией на МКФ в Гданьске (Польша), а в 1976 году стала лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

В 1975-м Людмила Касаткина по результатам опроса журнала «Советский экран» была признана лучшей актрисой года.

Во второй половине 1970 – 1980-х годах Людмила Касаткина снимается в политической драме «Диалог », байопике «Мать Мария », телеопереттах «Под крышами Монмартра » и «Принцесса цирка », экранных версиях спектаклей Театра Советской армии «Элегия », «Орфей спускается в ад», «Дороги Анны Фирлинг» («Мамаша Кураж»), «Шарады Бродвея» , мини-сериале «Радости земные ».

Последними экранными работами Людмилы Ивановны стали комедийная мелодрама «Ищу невесту без приданого » и экранизация рассказа Тэффи «Потерянные в раю ».

Признание заслуг Людмилы Касаткиной / Lyudmila Kasatkina

Людмила Ивановна Касаткина удостоена званий «Заслуженная артистка РСФСР», «Народная артистка РСФСР», «Народная артистка СССР» и «Заслуженный деятель культуры ПНР».

Людмила Ивановна – кавалер ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, ордена «Знак Почёта», лрдена Дружбы (за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами), орденов «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, ордена Святой равноапостольной княгини Ольги II степени, ордена «За служение Отечеству» (святых великого князя Дмитрия Донского и преподобного Сергия, игумена Радонежского) III степени.

Актриса награждена медалью «Братство по оружию» и медалью им. А. Попова (за театральные работы), в 1988 году она стала Почетным гражданином города Вязьмы.

Людмила Касаткина / Lyudmila Kasatkina вне сцены и за кадром

В 1950 году Людмила Касаткина вышла замуж за режиссера и сценариста Сергея Колосова, с которым познакомилась еще во время учебы в ГИТИСе. В 1958 году у Колосова и Касаткиной родился сын Алексей, ставший впоследствии известным джазовым музыкантом и композитором.

Людмила Касаткина вела преподавательскую деятельность, обучая секретам актерского мастерства студентов в своем родном ГИТИСе (РАТИ).

В последние годы Людмила Ивановна много времени уделяла общению с поклонниками ее таланта, выступая на творческих вечерах и встречах со зрителями.

Умерла актриса 22 февраля 2012 года, через 11 дней после смерти мужа, режиссера Сергея Колосова .

Интересные факты о Людмиле Касаткиной / Lyudmila Kasatkina

Людмила Касаткина снялась в 14 фильмах своего мужа Сергея Колосова . По единодушному признанию зрителей и кинокритиков, именно эти роли стали лучшими в карьере Людмилы Ивановны. К двум картинам – «Потерянные в раю» и «Судья в ловушке» – музыку написал сын актрисы и режиссера Алексей Колосов.

Работая над фильмом «Укротительница тигров», Людмила Касаткина настолько вошла в роль, что после завершения съемок знаменитый цирковой дрессировщик Борис Эдер , работавший на картине консультантом и сыгравший в ней одну из ролей, публично предложил актрисе: «Я, Эдер, делаю предложение Людмиле Касаткиной стать укротительницей тигров. У нее есть настоящий кураж. Я ей доверю 11 штук». Услышав в ответ отказ, основоположник отечественной школы дрессировки хищников, чьими учениками были Маргарита Назарова и Вальтер Запашный, изумленно спросил актрису: «Неужели вы не почувствовали в клетке власть, сильнее которой нет ничего на свете?» Касаткина ответила: «Власть? Нет – азарт».

На съемках «Укротительницы тигров » режиссера не устраивало, что во время выполнения цирковых номеров главную героиню снимали только со спины, так как в этих эпизодах Касаткину заменяла ее дублерша – дрессировщица Маргарита Назарова . Постановщик требовал кадров, где лицо актрисы, находящейся среди тигров, было бы хорошо видно. Для этого было придумано снимать эти сцены, отделив исполнительницу главной роли от животных стеклом. Во время очередного дубля одна из тигриц разбила стекло и оказалась рядом с перепуганной актрисой. Спас Касаткину всё тот же Борис Эдер, буквально выхвативший ее из клетки с хищниками.

Для съемок фильма «Помни имя свое» Людмила Касаткина решила сбросить вес, чтобы более органично выглядеть в роли истощенной узницы концлагеря, но для этого ей пришлось прибегнуть к обману. Муж актрисы, режиссер Сергей Колосов, поставивший картину, не одобрял эксперименты с похуданием. Тогда Касаткина придумала способ постройнеть: «Купила себе флягу, наливала туда чай, добавляла лимончик и капельку меда. Когда все собирались на обед, говорила, что у меня обед с собой. Так я скинула двенадцать килограммов. Оказалось, что это очень много – от истощения стала терять сознание. Но своего добилась!»

Людмила Ивановна всегда очень серьезно относилась к подготовительной работе над ролью, старалась не упустить ни одной даже малозначительной детали. Для съемок в «Укрощении строптивой» актриса научилась ездить верхом. Готовясь сыграть в основанном на реальных событиях сериале «Вызываем огонь на себя» юную подпольщицу Аню Морозову, она тщательно изучала все факты биографии своей героини. А перед началом работы над «Помни имя свое» несколько дней провела в Освенциме, в лагере смерти, который в то время уже был музеем.

Фильмография Людмилы Касаткиной / Lyudmila Kasatkina

Бабье лето (сериал) (2011)
Потерянные в раю (ТВ) (2006); роль: Мария Бове
Ищу невесту без приданого (ТВ) (2003); роль: Вера Петровна
Яды, или Всемирная история отравлений (2001); роль: теща
Судья в ловушке (ТВ) (1998); роль: мисс Скуизем
Раскол (сериал) (1992); роль: Александра Калмыкова
Маклер (1992)
Радости земные (сериал) (1988); роль: Наталья Лемехова
Дороги Анны Фирлинг (ТВ) (1985); роль: Анна Фирлинг – мамаша Кураж
Мать Мария (1983); роль: мать Мария
Принцесса цирка (ТВ) (1982); роль: мать Тони
Последняя невеста Змея Горыныча (мультфильм) (1978); озвучка
Диалог (ТВ) (1977); роль: Широкова
Под крышами Монмартра (ТВ) (1975); роль: мадам Арно
Помни имя свое (1974); роль: Зинаида Воробьева
Маугли (мультфильм) (1973); роль: Багира (озвучка)
Свеаборг (ТВ) (1972); роль: Емельянова
Гроссмейстер (1972); роль: мать Сергея Хлебникова
Большая перемена (мини-сериал) (1972); роль: Екатерина Семеновна, директор школы
Маугли. Возвращение к людям (мультфильм) (1971); роль: Багира (озвучка)
Маугли. Последняя охота Акелы (мультфильм) (1969); роль: Багира (озвучка
Маугли. Похищение (мультфильм) (1968); роль: Багира (озвучка)
Операция «Трест» (ТВ) (1967); роль: Мария Владиславовна Захарченко
Маугли. Ракша (мультфильм) (1967); роль: Багира (озвучка)
Душечка (ТВ) (1966); роль: Ольга Племянникова
Вызываем огонь на себя (мини-сериал) (1964); роль: Аня Морозова
Укрощение строптивой (1961); роль: Катарина
Хлеб и розы (1960); роль: Лиза
Три рассказа Чехова (1959); роль: жена
Месть (1959); роль: Полина Григорьевна
По ту сторону (1958); роль: Варя
Медовый месяц (1956); роль: Людмила Одинцова-Рыбальченко
Укротительница тигров (1955); роль: Леночка Воронцова

Одной из самых титулованных актрис советского кинематографа является Людмила Касаткина. Биография этой знаменитой актрисы охватывает несколько десятилетий работы в кино. Прославилась она благодаря яркому образу укротительницы тигров. Но кроме яркой роли в знаменитой комедии, в фильмографии актрисы - более тридцати работ. Жизненный путь советской актрисы - тема статьи.

Ранние годы

Касаткина Людмила Ивановна родилась в Смоленской области. Однако вскоре родители будущей актрисы переехали в Москву. В столице героиня статьи проявила хореографические способности, благодаря чему и попала в пристижную балетную студию. В одиннадцать лет получила травму юная Людмила Касаткина. Биография ее сложилась бы совсем иначе, если б не это печальное событие. О балетной карьере пришлось забыть.

Начало театральной карьеры

После получения аттестата зрелости Людмила Касаткина поступила в ГИТИС. Уже на вступительных экзаменах абитуриентка проявила себя как драматическая актриса, а потому ее зачислили в Центральный Здесь она проработала до конца своих дней. которой интересует поклонников советского кино, любителям театрального искусства известна была еще до своей дебютной кинороли по таким спектаклям, как «Укрощение строптивой», «Шарады Бродвея».

В начале двухтысячных годов актриса получила профессорское звание. Ведь на протяжении многих лет одним из выдающихся преподавателей ГИТИСа являлась именно Людмила Касаткина.

Фильмы

Актриса дебютировала в кино в 1954 году. В театральных кругах она к тому времени уже была достаточно известна. Фильм «Укротительница тигров» вызвал резонанс в советском обществе, а исполнительница главной роли в киноленте стала мгновенно знаменитый.

Как справилась с ролью укротительницы тигров Людмила Касаткина? Фильмы, в которых впоследствии участвовала актриса, широко известны советским и российским зрителям. Но именно дебютная роль стала самой яркой. Контактировать с животными, артистка не должна была. Однако в процессе съемок оказалось, что образ укротительница недостаточно гармоничен. Касаткиной пришлось зайти в клетку с тигром. Актриса настолько вжилась в образ, что один из деятелей циркового искусства предложил ей после съемок место в своей труппе.

Картины Колосова

Последующие годы Касаткина снялась в нескольких мелодрамах. Но новый виток в ее актерской карьере произошел после встречи с будущим мужем - режиссером Колосовым. Людмила Касаткина, биография которая тесно связана с творческим путем этого постановщика, снялась в его фильмах «Укрощение строптивой», сериале «Вызываем огонь на себя». В телевизионном фильме актриса сыграла партизанку Эта работа стала первым отечественным сериалом на военную тему.

Начиная с начала шестидесятых годов Касаткина снималось очень часто. Она проявила себя как актриса широкого диапазона.

Создала более тридцати совершенно противоположных образов на экране Людмила Касаткина. Биография этой яркой личности - часть истории советского кинематографа. В восьмидесятые годы она поучаствовала всего в четырех фильмах. Но два из них попали в золотой фонд советского кино.

Касаткина Людмила - актриса, которая на протяжении всей своей долгой жизни была предана профессии. Последние годы она снималась не так часто, но преимущественно в главных ролях.

Касаткина Людмила - актриса, как уже было сказано, многоплановая. Она не ограничивалась съемками в фильмах. Голосом великой актрисы вещает знаменитая пантера из мультфильма «Маугли». Но если говорить об удивительном актерском таланте героини этой статьи, следует также вспомнить одну из ее драматических ролей.

«Помни имя свое»

В 1974 году на экраны уже «Помни имя свое». В этой картине Людмила Касаткина сыграла главную роль. «Помни имя свое» - одна из самых проникновенных истории в советском кинематографе. Касаткина сыграла в этом фильме роль советской женщины, попавшей в Освенцим и потерявшийся сына. Найти его ей удалось, но спустя много лет. Образ, который в этой трагической киноленте создала Касаткина - свидетельство ее необыкновенного драматического таланта.

Последнюю роль Касаткина сыграла в 2006 году, в фильме «Потерянные в раю». На театральную сцену она выходила до тех пор, пока хватало физических сил. Ведь не играть для актрисы - сродни катастрофе. Самые известные работы Касаткиной в кино:

  1. «Укротительница тигров».
  2. «Большая перемена».
  3. «Душечка».
  4. «Помни имя свое».

Что известно о семье такой выдающейся актрисы, как Людмила Касаткина?

Личная жизнь

С Касаткина познакомилась еще в студенческие годы. Сначала это были просто дружеские отношения. Затем - удивительно крепкий семейный союз. Этот брак можно назвать едва ли не уникальным в актерской среде. О Касаткиной и ее знаменитом супруге никогда не ходило ни сплетен и пересудов.

Они прожили вместе шестьдесят два года и ушли в мир иной один за другим. Первая их встреча состоялась в 1943 году. Лейтенант Колосов только вернулся с фронта. Уже спустя несколько дней после знакомства он стоял с цветами у центрального входа ГИТИСа. Согласно воспоминаниям актрисы, она уже тогда поняла, что порознь существовать они не смогут.

Поженились они не сразу, а лишь спустя четыре года. Колосов и Касаткина совместно написали книгу «Судьба на двоих». В ней авторы вспоминали, анализировали прожитые годы. В их жизни было немало ситуаций, испытывающих их союз на прочность. Касаткина была всегда неотразима и не страдала от недостатка мужского внимания. Говорили, что в любви ей признавался даже Павел Кадочников. А Жерар Филипп, как утверждают очевидцы, на одном из банкетов в Каннах не отходил от советской актрисы ни на шаг. Муж Касаткиной Людмилы создал тринадцать киношедевров. В каждом из них участвовала жена. Но это было совместное творчество.

В последние месяцы у актрисы наблюдалась прогрессирующая болезнь Альцгеймера. Однако на похоронах мужа, который ушел из жизни 22 февраля 2012 года, она присутствовала. Касаткина Людмила Ивановна пережила супруга на двенадцать дней. Знаменитая пара советского кинематографа похоронена на Новодевичьем кладбище.

Семья

Сын актрисы - Алексей Колосов. Он не пошел по стопам родители, а увлекся музыкой. Сегодня Алексей Колосов - известный музыкант, джазовый композитор, музыкальный теоретик. Он основал группу «Аура», организовал несколько проектов. Впрочем, в кино Алексей Колосов также сыграл несколько ролей. Внучки Людмилы Касаткиной - Людмила и Анна. Младшая дочь Колосова, в отличие от своего отца, решила пойти по стопам знаменитой бабушки. С двенадцати лет она принимает участие в детских спектаклях. На одном из вечеров, посвященных памяти Колосова и Касаткиной, девочка спела песню на слова Окуджавы - «Молитва».

Людмила Касаткина прославилась сразу же, как только зрители увидели картину «Укротительница тигров». После этого было еще много ролей в кино и театре, которые позволяли актрисе оставаться на пике популярности всю жизнь.

Эта актриса обладала удивительным искусством перевоплощения, причем в кардинально противоположные образы. Людмила Касаткина легко справлялась с тиграми, вызывала огонь на себя, пленяла сердца многих мужчин. Она была хрупкой и обворожительной, но в то же время несгибаемо-твердой, ведь только такая женщина могла преодолевать все жизненные трудности, при этом сохраняя улыбку на губах.

Детские и юношеские годы

Родилась Людмила Касаткина 15.05.1925 года в маленькой деревушке Новое Село, расположенной недалеко от Смоленска. Отец девочки Иван Алексеевич (1902-1981) и мама Варвара Николаевна (1903-1983) были простыми крестьянами.

Люда была еще совсем маленькой, когда родители приняли решение переехать в Москву. Столица открывала совершенно новые возможности и перспективы, особенно для одаренных детей. Именно такой и была юная Людмила, которая еще в раннем детстве поразила всех своими способностями к танцу. Родители не стали препятствовать увлечению дочери и отдали ее на хореографию при оперной студии им.Шацкого. Училась девочка легко, без особых сложностей постигая все премудрости хореографического искусства. Преподаватели были довольны способной ученицей и предрекали ей большое будущее в балете.

Творческая биография Людмилы началась в качестве балерины. Девочке было всего 11, а она уже выступала на большой сцене. Но в 14 лет Люда по неосторожности сломала ногу и все ее мечты стать балериной рассыпались как пыль.

Девочка снова оказалась перед выбором жизненного пути. Ей всегда нравился театр и кино, да и все знакомые советовали попытать счастья в театральном вузе. Людмила рискнула и по окончанию школы подала документы в самый востребованный вуз страны – ГИТИС. Она очень переживала перед экзаменами из-за своего небольшого роста, боялась, что не пройдет. Но все волнения были напрасными, и в 1943 году Людмила стала студенткой ГИТИСа, который закончила в 1947-м.

Еще будучи студенткой, Касаткина смогла заявить о себе, как о талантливой драматической актрисе, поэтому после окончания вуза ее сразу пригласили в Центральный театр Советской армии, которому она была верна всю свою жизнь. Самыми выдающимися работами на сцене этого театра стали классические постановки – «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея», «Укрощение строптивой».

Спустя годы Касаткина вернулась в родной ГИТИС, но уже в качестве преподавателя актерского мастерства и в профессорском звании.

Фильмы

Людмила Касаткина впервые снялась в кино в 1954-м, когда уже была популярной театральной актрисой. Первая работа и первая главная роль Лены Воронцовой в картине «Укротительница тигров». Ее партнером по фильму стал уже очень полюбившийся зрителю . Героиню Касаткиной называли не иначе, как пигалицей – такое мнение сложилось о ней у зрителей и кинокритиков. Прозвище понравилось и журналистам, но к нему они добавили слово «знаменитая». Такого прозвища актриса удостоилась из-за своей внешности, ведь ее рост был чуть больше 150см, она была худенькая и миниатюрная.

Во время съемок фильма нельзя было допускать прямого контакта актрисы и животных, потому что основные трюки снимались с участием дублерши. Ею стала настоящая укротительница из цирка – М.Назарова, которую впоследствии можно было увидеть в комедии «Полосатый рейс». Но во время монтажа ленты общая картинка как-то не складывалась, и режиссеру стало понятно, что нужно отснять хотя бы пару сцен, где актриса будет контактировать с тиграми. Касаткина шагнула в клетку к хищникам и очень естественно изобразила их укротительницу. После выхода фильма актриса получила очень необычное предложение от дрессировщика Б.Эдера – он предложил ей бросить кино и перейти к ним в цирк.

После этого была мелодрама «Медовый месяц», военная драма «По ту сторону» и много других проектов. Новой значимой работой стали съемки картины «Укрощение строптивой», созданной на основе пьесы Шекспира. Касаткина сыграла Катарину. Это было первое совместное творчество Касаткиной и ее мужа – Сергея Колосова.

Спустя три года Касаткина снова снялась в картине Колосова – «Вызываем огонь на себя», которая стала первой многосерийной лентой в СССР. Она сыграла партизанку Анну Морозову, реальную девушку, сражавшуюся в партизанском отряде против фашистов. Наверняка подвиг Анны так и остался бы незамеченным, если бы не этот фильм. После выхода картины Морозовой присвоили звание Героя Советского Союза(посмертно).

60-70-е годы стали пиковыми в биографии актрисы. Она много снимается, ее героини очень разноплановые и совершенно не похожи одна на одну. Но было и что-то общее – они несомненные лидеры коллектива, с собственным представлением о внутренней чести. В 80-х наступил небольшой спад в работе. В это время вышло всего четыре картины с участием Касаткиной. Особенно яркими были «Принцесса цирка» и «Дороги Анны Фирлинг», которые стали классикой советского кинематографа, пополнив его золотой фонд.

Практически всю свою жизнь актриса не изменяла однажды выбранному пути. Она до последнего снималась в кино, украсив своим присутствием комедии «Яды, или Всемирная история отравлений», «Потерянные в раю», «Ищу невесту без приданого». Во всех этих картинах актриса сыграла главных персонажей.

Озвучивание

Людмила Касаткина не отказывалась и от озвучивания мультфильмов. Именно ее чарующе-томным голосом говорит знаменитая пантера Багира из советского мультфильма «Маугли». Режиссеры давно прислушивались к мурлыкающим ноткам в голосе великой актрисы, и только потом решились предложить ей озвучить эту роль.

Да, Киплинг сделал Багиру самцом – отважным воином и надежным другом маленького Маугли. Автор и назвал своего персонажа соответствующе, ведь Багирами в Индии называют исключительно мужчин.

Преподавательская работа

Весь свой опыт, знания и актерское мастерство Людмила Касаткина старалась передать молодым актерам. Совместно с Сергеем Колосовым они стали создателями творческой мастерской, которая целых 12 лет помогала молодым дарованиям освоить азы профессии актера. Из стен этой мастерской вышла целая плеяда талантливых актеров, которым помогла развиться именно Людмила Касаткина.

Личная жизнь

Ни для кого не секрет, что браки актеров и режиссеров явление привычное. Но, к сожалению, очень часто такие семьи быстро распадаются. И как приятно видеть, что все-таки случаются исключения. Союз Касаткина-Колосов просуществовал почти полвека, они расстались только из-за смерти супруга.


Фото: Людмила Касаткина с мужем Сергеем Колосовым

В личной жизни Касаткиной был только один мужчина. Они встретились в послевоенном 46-м и сразу полюбили. Фронтовик Сергей Колосов был сражен молоденькой Людмилой навсегда. Колосов ухаживал за любимой девушкой 4 года, и только в 1950-м они поженились. В 1958 году у них родился сын Алексей. Он не стал продолжателем семейной династии, потому что не очень интересовался кинематографом. Молодого человека больше привлекала музыка, поэтому он создал группу «Аура» и выступал в роли ее джазмена и бессменного руководителя.

Алексей стал автором музыки к фильмам прославленного отца, был ведущим «Русского радио». У Алексея есть две дочери. Старшая родилась в 1984-м и получила имя своей звездной бабушки – Людмила. Младшая родилась в 2001-м, ее назвали Анной.

Смерть

Касаткина долго боролась с недугом – болезнью Альцгеймера, подолгу находилась в клинике на лечении, ведь она нуждалась в специальном уходе. На нее очень повлияло известие о смерти мужа, которое окончательно подкосило здоровье актрисы. Она умерла 22 февраля 2012 года, пережив своего любимого на одиннадцать дней. Касаткиной было 86 лет.


Фото: Могила Людмилы Касаткиной

Местом упокоения актрисы стало Новодевичье кладбище, рядом с любимым.

Избранная фильмография

  • 1954 - Укротительница тигров
  • 1956 - Медовый месяц
  • 1961 - Укрощение строптивой
  • 1966 - Душечка
  • 1972 - Свеаборг
  • 1973 - Большая перемена
  • 1975 - Под крышами Монмартра
  • 1982 - Принцесса цирка
  • 1993 - Раскол
  • 2001 - Яды, или Всемирная история отравлений

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .