Кто такой окуджава. Творческий путь Б.Окуджавы

Таких людей по праву называют совестью нации, настоящими интеллигентами духа. Их уход всегда воспринимается особенно остро - как завершение целой эпохи. Так было с академиком Д.С.Лихачевым, с Ю.В.Никулиным . Так многие восприняли кончину в июне 1997 года Булата Окуджавы.

Биография Булата Окуджавы (9.05.1924-12.06.1997)

Родился на Арбате в семье армянки и грузина 9.05.1924 года. Отец и мать впоследствии были репрессированы. Позднее поэт обессмертил и без того известную московскую улицу в нескольких песнях. Памятью он возвращался на Арбат часто, хотя никогда не вернулся туда на постоянное место жительства. Воевал на Кавказе, под Моздоком, был ранен. Вспоминал о голоде и холоде, о постоянном страхе смерти.

Война тоже не раз «аукнулась» в его песенном и прозаическом творчестве. По возвращении с фронта учился в Тбилисском педагогическом университете. По распределению работал несколько лет учителем русского языка и литературы под Калугой. К песням обратился во второй половине 50-х гг., на волне хрущевской «оттепели». Быстро стал «широко известен в узком кругу».

Песни записывались на магнитофоны и разлетались повсюду. Вскоре начал выступать публично. Подвергался уничижительной и несправедливой критике в печати, однако без очевидных последствий. Основные песни написаны в 60-е гг. Позднее почти на целое десятилетие оставил поэзию, обратился к беллетристике, к исторической прозе. Много писал для кино. Некоторые из этих песен давно оторвались от автора и зажили самостоятельной жизнью: «Мы за ценой не постоим» - из кинофильма «Белорусский вокзал», «Кавалергарды, век не долог» - из кинофильма «Звезда пленительного счастья», песни из фильма для детей «Приключения Буратино» и др.

На волне «перестройки» Окуджава возобновил выступления с песнями, активно занимался общественной деятельностью, подписал ряд открытых писем. В 1993 году публично поддержал действия президента Б.Ельцина в борьбе с оппозиционным парламентом, о чем потом очень сожалел. В 1992 году перенес операцию на сердце. С выступлениями посетил многие страны мира и Европы. Скончался в парижском военном госпитале от острого воспаления легких. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Творчество Булата Окуджавы

Сам Окуджава скромно и непретенциозно называл многие свои произведения «песенками». Неоднократно оговаривался, что работает исключительно по слуху, что музыкально необразован, что знает лишь несколько гитарных аккордов. Неслучайно в последние годы ему на рояле аккомпанировал сын Антон, возникали новые аранжировки старых песен. Простота его «песенок» обманчива. Окуджава философичен и глубок. Он мыслил масштабно и широко. За внешней камерностью и «тихостью» исполнения - эпичность повествования, дыхание эпохи, свободно выбираемая и свободно отстаиваемая позиция.

Выражаясь по-пушкински, Окуджава отстаивал «самостояние человека». В условиях тоталитарного режима его песни воспринимались как глоток свежей воды и чистого воздуха. Окуджава профессионально работал со словом. Стихи и песни в его творчестве гармонически сосуществуют. Некоторые песни Окуджавы уже при жизни автора воспринимались как своеобразные гимны интеллигенции - особенно «Молитва Франсуа Вийона», «Давайте восклицать», «Возьмемся за руки, друзья».

  • Первая полноценная биография Окуджавы написана несколько лет назад поэтом и публицистом Дмитрием Быковым и вышла в популярной серии ЖЗЛ. Она небесспорна, однако проникнута искренней любовью к герою и стремлением как можно глубже погрузиться в художественную ткань его произведений.
  • Сердечной привязанностью Окуджавы в 80-е гг. была актриса и певица Наталья Горленко. Ею навеяны такие стихи как «После дождичка небеса просторны» (известно даже совместное исполнение в одном из фильмов) и «Прощание с новогодней елкой».
  • В Париже, в 1968 году вышла его первая пластинка с авторскими песнями.
  • Незадолго до смерти, Булат Окуджава принял таинство крещения с именем Иоанн.

Булат Шалвович Окуджава. Родился 9 мая 1924 года в Москве - умер 12 июня 1997 года в Кламаре, Франция. Советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-1980-е годы.

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье большевиков, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии.

При рождении назван родителями Дорианом, в честь Дориана Грея.

Отец - Шалва Степанович Окуджава, грузин, партийный деятель, мать - Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница армянского поэта Ваана Терьяна.

Прадеда по отцовской линии звали Павел Перемушев. Он приехал в Грузию в середине XIX века, прежде отслужив 25 лет в рекрутах и получив за это земельный надел в Кутаиси. «Кто он был - то ли исконный русак, то ли мордвин, то ли еврей из кантонистов - сведений не сохранилось, дагерротипов тоже». Работал портным, был женат на грузинке Саломее Медзмариашвили. В браке родились три дочери. Старшая из них - Елизавета - вышла замуж за грузина Степана Окуджава, писаря, с которым у нее было восемь детей, в том числе и Шалва Степанович.

Вскоре после рождения Булата его отец был направлен на Кавказ комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тифлис, учился в русском классе.

Отец был повышен до секретаря Тифлисского горкома. Из-за конфликта с Берией он обратился с просьбой к Орджоникидзе направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем он стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии и вскоре выписал семью к себе на Урал. Булат начал учиться в школе № 32.

В 1937 году отец Окуджавы был арестован в связи с троцкистским делом на Уралвагонстрое. Арестованный директор завода Л. М. Марьясин дал "показания", что в августе 1934 года он и Окуджава во время приезда наркома тяжёлой промышленности Орджоникидзе на Уралвагонстрой пытались организовать на него покушение.

4 августа 1937 года Ш. С. Окуджава был расстрелян. Два брата отца также были расстреляны как сторонники Троцкого.

Вскоре после ареста отца, в феврале 1937 года, мать, бабушка и Булат переехали в Москву. Первое место жительства в Москве - улица Арбат, дом 43, кв. 12, коммунальная квартира на четвёртом этаже.

Мать Окуджавы была арестована в Москве в 1938 году и сослана в Карлаг, откуда вернулась в 1947 году. Сестра отца Ольга Окуджава (супруга поэта Галактиона Табидзе) была расстреляна под Орлом в 1941 году.

В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

В апреле 1942 года Булат Окуджава добивался досрочного призыва в армию. Был призван после достижения восемнадцатилетия в августе 1942 года и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион.

После двух месяцев подготовки с октября 1942 года на Закавказском фронте, миномётчик в кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. 16 декабря 1942 года под Моздоком был ранен.

После госпиталя в действующую армию не вернулся. С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности Закавказского фронта, прикрывавшего в этот период границу с Турцией и Ираном.

Демобилизован по состоянию здоровья в марте 1944 года в звании гвардии рядового. Был награждён медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией», в 1985 году - орденом Отечественной войны I степени.

После демобилизации вернулся в Тбилиси. 20 июня 1944 года получил аттестат о среднем образовании. В 1945 поступил на филологический факультет Тбилисского университета.

Получив в 1950 году диплом, 2 с половиной года работал учителем в Калужской области.

Первая песня Окуджавы «Нам в холодных теплушках не спа́лось» относится к периоду службы в артиллерийской бригаде , текст песни не сохранился.

Вторая была написана в 1946 году - «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям...»). Cтихи Окуджавы впервые появились в гарнизонной газете Закавказского фронта «Боец РККА» (позднее - «Ленинское знамя»), сначала под псевдонимом А. Долженов.


Работая в Калужской области, Окуджава сотрудничал с газетой «Молодой ленинец». В 1956 году выпустил свой первый сборник «Лирика».

В 1956 году после реабилитации обоих родителей и XX съезда КПСС Окуджава вступил в партию.

В 1959 переехал в Москву и начал выступать со своими песнями, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956-1967) относится сочинение многих известных песен Окуджавы: «На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.

В 1961 году в Харькове состоялся первый в СССР официальный вечер авторской песни Окуджавы. В 1962 году он впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».

В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа». Окуджава - автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и «катюша»» (Окуджава в эпизодической роли поёт под гитару) и др. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80-ти фильмах.

Окуджава стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с и А. А. Галичем), который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Окуджава сформировал своё направление. В 1967 году во время поездки в Париж он записал 20 песен на студии «Le Chant du Monde». На основе этих записей первая пластинка с песнями Окуджавы вышла в Париже в 1968 году под названием «Le Soldat en Papier». В том же году в Польше вышла пластинка с песнями Окуджавы в исполнении польских артистов, и одна песня - «Прощание с Польшей» - в нём была в исполнении автора.

С середины 1970-х годов пластинки Окуджавы выходили и в СССР. В 1974-1975 годах была записана долгоиграющая пластинка, его первая записанная в СССР, вышла она в 1976 году. За ней последовал второй советский диск-гигант в 1978 году. В середине 1980-х Окуджава записал ещё два диск-гиганта: «Песни и Стихи о Войне» и «Автор Исполняет Новые Песни».

Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русской эмиграции. Песни «Возьмёмся за руки, друзья...», «Пока Земля ещё вертится...» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слётов КСП и фестивалей.

Кроме песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский. Вместе с композитором Исааком Шварцем Окуджава создал 32 песни. Наиболее известные - песня «Ваше благородие, госпожа Удача» («Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».

В 1990-е годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкино. В это время он выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Канаде, Германии и Израиле.

Был членом учредительного совета газет «Московские новости» и «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб».

Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира, а также за границей выходили его книги на русском языке.

В числе своих любимых писателей Булат Окуджава называл А.С. Пушкина, Э.Т. А. Гофмана и .

С началом перестройки Булат Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию.

С 1989 года Окуджава член-учредитель русского ПЕН-центра. В 1990 году вышел из КПСС. С 1992 года член комиссии по помилованиям при Президенте РФ, с 1994 член комиссии по Государственным премиям РФ. Также был членом Совета общества «Мемориал».

К Сталину и Ленину относился отрицательно.

В интервью журналу «Столица» в 1992 году Окуджава говорил: «Взять наши споры с мамой, которая, несмотря на то, что девятнадцать лет провела в лагерях, оставалась убеждённой большевичкой-ленинкой. Что ж, и я сам какое-то время считал, что это Сталин всё испортил». В интервью «Новой Газете» высказывал идею о сходстве фашистского и сталинского режимов.

В 1993 году подписал «письмо 42-х» с требованием запрета «коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений», признания нелегитимным съезда народных депутатов и Верховного Совета, суда над организаторами и участниками событий октября 1993 года в Москве.

Негативно высказался о сторонниках Верховного Совета (Хасбулатове, Макашове, Руцком) в интервью газете «Подмосковные известия» от 11 декабря 1993 года.

12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Кламар), в военном госпитале. Перед самой смертью он был крещён с именем Иоанн в память о святом мученике Иоанне Воине. Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печерского монастыря.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Семья Булата Окуджавы:

Отец - Шалва Степанович Окуджава, партийный работник.

Мать - Ашхен Степановна Налбандян, родственница армянского поэта Ваана Терьяна.

Первая жена - Галина Васильевна Смольянинова (1926-1965).

Сын - Игорь Окуджава (1954-1997).

Дочь - умерла в раннем младенчестве.

Вторая жена - Ольга Владимировна Окуджава (урождённая Арцимович), племянница Льва Арцимовича.

Сын - Булат (Антон) Булатович Окуджава (р. 1965), музыкант, композитор.

Фильмография Булата Окуджавы:

Роли в кино:

1962 - Цепная реакция - пассажир автобуса
1963 - Застава Ильича («Мне двадцать лет») - участник поэтического вечера (нет в титрах)
1967 - Женя, Женечка и «катюша» - военный на встрече Нового Года (нет в титрах)
1975 - Звезда пленительного счастья - капельмейстер на балу (нет в титрах)
1976 - Ключ без права передачи - декламатор стихов о Пушкине
1976 - Строговы - офицер
1985 - Законный брак - пассажир в поезде
1986 - Храни меня, мой талисман - камео

Песни Окуджавы в кино:

1961 - «Горизонт» - текст песен
1961 - «Друг мой, Колька» - текст песен
1962 - «Цепная реакция» - первое появление на экране
1963 - «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»)
1967 - «Женя, Женечка и „катюша“» (соавтор сценария, эпизодическая роль)
1970 - «Кража» - песня «Лесной вальс» («Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс»)
1970 - «Белорусский вокзал» - автор песни «Нам нужна одна победа» (оркестровка Альфреда Шнитке)
1970 - «Белое солнце пустыни» - текст песни «Ваше благородие, госпожа удача»
1973 - «Кортик» - тексты «Песни красноармейца» («Вслепую пушка лупит») и «Песни беспризорника» («У Курского вокзала»)
1974 - «Бронзовая птица» - текст песни «Ты гори, гори, мой костёр»
1974 - «Соломенная шляпка» - тексты песен
1975 - «Приключения Буратино» - тексты части песен
1977 - «Аты-баты, шли солдаты» - песня «Бери шинель, пошли домой»
1977 - «Ключ без права передачи»
1979 - «Жена ушла» - песня «Ещё один романс»
1981 - «Грибной дождь» - песня «Старинная солдатская песня»
1982 - «Покровские ворота» - песни «Живописцы», «Песенка об Арбате», «Часовые любви»
1982 - «Оставить след» - автор песни «Есть муки у огня»
1983 - «Из жизни начальника уголовного розыска» - песни «Пиратская лирическая» и «Песня про дураков»
1984 - Капитан Фракасс - песня «Дождик осенний», «Надежды крашенная дверь», «Ах, как летят за днями дни» (музыка Исаака Шварца), «Вот какая-то лошадка»
1984 - «Милый, дорогой, любимый, единственный» - песня «Стать богатеем иной норовит»
1985 - «Непрофессионалы» - песни «Живописцы», «Возьмёмся за руки, друзья»
1985 - «Законный брак» - песни «После дождичка небеса просторней...», «Эта женщина в окне („Не сольются никогда зимы долгие и лета...“)»
1986 - «Тайны мадам Вонг», автор песни «Солнышко сияет, музыка играет»
1993 - Эта женщина в окне... - звучит одноимённая песня
1999 - сериал «С новым счастьем!» - песня «Дождик осенний» (музыка Исаака Шварца)
2005 - «Турецкий гамбит» - песня «Дождик осенний» (музыка Исаака Шварца, исполнение Ольги Красько)
2013 - «До свидания, мальчики» - песня «Ах, война, что ж ты сделала, подлая».


Советская литература

Булат Шалвович Окуджава

Биография

ОКУДЖАВА, БУЛАТ ШАЛВОВИЧ (1924−1997), русский поэт, прозаик. Родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения - радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946-1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.

Свою первую песню - Неистов и упрям… - Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики, Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава - один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже «литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в своем творчестве - как поэтическом, так и прозаическом - на духовную традицию 19 в.

Первое прозаическое произведение Окуджавы - повесть Будь здоров, школяр! - было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы». Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля, А.И.Солженицына) создали ему репутацию «неблагонадежного» писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю. Н. Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.

В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте Р. Ф. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный театр. В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.

Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика В. Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы). Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации.

Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры - матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат предстает целым «отечеством» и даже «религией». Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера - Надежда - Любовь. Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы («дежурный по апрелю», «надежды маленький оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» и т. п.) стала частью общенационального языка.

Окуджаве-прозаику принадлежат романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 1965−1968), Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль (1969−1970), Путешествие дилетантов (1971−1977), Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной хронике Упраздненный театр (1990−1993) эта мысль развивается как трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов «комиссаров в пыльных шлемах». Повести и рассказы Окуджавы Отдельные неудачи среди сплошных удач (1978), Похождения секретного баптиста (1984), Искусство кройки и житья (1985), Девушка моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы фортуны (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии, остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в «Новом мире» (1997, № 1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы. Окуджава написал сценарии кинофильмов Женя, Женечка и «катюша» (1967) в соавторстве с В. Мотылем и Верность (1965) совместно с Тодоровским, он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для театра и кино. Умер Окуджава в Париже 12 мая 1997.

Булат Шалвович Окуджава, русский поэт, родился 9 мая 1924 года в Москве в семье известного коммунистического деятеля Шалвы Окуджавы. В 1937 году отца Окуджавы расстреливают по ошибочному обвинению, в 1938 – мать Булата подвергается аресту и попадает в Карагандинский лагерь.

В 1942 году молодой поэт уходит на фронт добровольцем, принимает участие в боях на Северо-Кавказском фронте в роли минометчика, позже радиста. После войны поэт работает токарем на заводе, а в 1946 году Окуджава поступает на филологический факультет Тбилисского государственного университета, после выпуска работает учителем в сельской школе города Шамордино Калужской области.

В 1956 году Окуджава работает с газетой «Молодой ленинец», дебютирует на литературном поприще со стихотворным сборником «Лирика», выступает со своими песнями перед слушателями. Позже работает на должности редактора в издательстве «Молодая гвардия», затем заведует поэтическим отделом в «Литературной газете». В этом же году, после политической реабилитации родных вступает в коммунистическую партию. При этом Окуджава крайне негативно относится к Сталину, а позже критикует КПСС.

В 1961 году издает автобиографическую повесть «Будь здоров, школяр», а через год становится членом Союза Писателей. Окуджава становится одним из самых известных представителей жанра русской бардовой песни, который становится популярным после появления магнитофонов. Также Окуджава пишет песни для кинофильмов, в соавторстве с Исааком Шварцем он создает больше 30 песен. В период "перестройки" поэт вносит свой вклад в политическое развитие страны, занимает демократическую позицию, а в 1990 году покидает ряды Коммунистической партии.

Поэзия Окуджавы гармонично сочетает в себе традиции городского романса, четкие образы русского символизма, пропуская сквозь поэтическое произведение линию некрасовской прозаизации стиха. Мир, созданный поэзией Окуджавы, интимен и космичен, такой эффект достигается расширением смысла его образов. Окуджава известен не только как блестящий поэт, но и как прозаик, в его произведениях описывается трагедия декабристского переворота.

Умер Булат Окуджава 12 июня 1997 года в Париже. Перед самой смертью он принял крещение и взял имя Иоанн.

Однажды он признался: «Я всю жизнь занимался тем, что доставляло мне наслаждение – проза ли, стихи, песни. Кончался какой-то процесс – я переходил к другому». Таким он был и в любви – искренним, не терпящим фальши, не умеющим лгать. Этой весной Булату Окуджаве, замечательному поэту и барду, исполнилось бы 88 лет.

Две вечных дороги – любовь и разлука – проходят сквозь сердце мое…» Эти строки Булат Окуджава написал, будучи умудренным жизненным опытом, успев разжечь и потушить неоднократно огонь любви в своем сердце. В сердце, которое не умело лгать ни в чем – ни в поступках, ни в стихах, ни тем более в любви… Возможно, их и больше – героинь его романов. Но не это главное. Каждая из них была Его Величеством Женщиной, как он писал в своих стихах…

Первая любовь нагрянула рано. Булату едва исполнилось 11 лет. Он был красивым мальчиком с огромными карими глазами и густой кудрявой шевелюрой. Это в зрелые годы он казался замкнутым и сдержанным. А тогда слыл заводилой и любимцем девочек. С Лёлей он учился в нижнетагильской школе в четвертом классе. Уроки заканчивались вечером, темнело рано, а в школе часто отключали свет. Едва гасла лампочка, как Булат стремглав мчался к Лёлиной парте, усаживался рядом и, пока никто не видел, прижимался к ней плечом. И молчал.

Его перевели в другую школу. Но он не забывал о своей любви. Однажды Лёлиной маме пришло письмо, а в нем – фотография мальчишки. На обратной стороне было написано: «Лёле от Булата». Он ждал от нее ответа. А не дождавшись, сбежал с уроков и приехал в школу, к Оле. После уроков проводил ее до дома. Их следующая встреча состоялась через 60 лет! Лёля все эти годы хранила его фото. Они увиделись вновь в 1994-м. Три года, до самой смерти, он писал ей письма.

Сара Мизитова – это тоже из школьных увлечений. Его впечатлили ее розовые щечки и раскосые татарские глаза. Сначала они просто переглядывались с Сарой, а потом стали вместе гулять. Она первая взяла его за руку, чем и покорила окончательно…

В 1942-м 17-летним мальчишкой Булат ушел на фронт добровольцем. И, сидя в окопах, тосковал по девочке, с которой жил в одном арбатском дворике. Даже выжег на руке ее инициал – букву «К». Когда кончилась война, вернулся в Москву и захотел ее увидеть. Пришел в тот самый двор и повстречал растолстевшую непричесанную бабу, развешивающую белье на веревке. Она не узнала Булата. Он ушел, поняв, что в любви никогда нельзя возвращаться к былому.

В послевоенной Москве случился его следующий роман. Валя жила на Арбате. Она училась в Школе-студии МХАТ, когда познакомилась с невысоким парнем. Он ей показался не очень красивым, да и ростом не вышел. Зато был веселым и умным.

Парень написал ей потрясающие стихи. Потом уехал в Ленинград, а она по направлению – в тамбовский театр. Когда Валя стала известной телеведущей Валентиной Леонтьевой, а Булат Окуджава – символом поколения, они встретились вновь.

Леонтьева позвонила ему, чтобы пригласить на свою передачу «От всей души». Он отнекивался, и тогда телеведущая прочитала ему то самое стихотворение. Он его никогда не издавал. Как потом объяснил, стихи были слишком личными. На своей последней книжке Окуджава написал ей: «Мы встретились через 50 лет. Я страшно жалею теперь, что мы потеряли эти годы, не видя друг друга, – сколько всего могло бы быть иначе!»

Булат рано потерял семью – его отца расстреляли по ложному доносу, а мать сослали в Карлаг. Наверное поэтому он так рано женился – на втором курсе, видимо, сильно нуждался в семейном тепле. С Галей, будущей женой, они вместе учились в университете. Окончив его, вместе поехали учительствовать в Калужскую область, в деревню Шамордино. Галина была простой, искренней и любила Булата безоглядно. Их первый ребенок – девочка умерла, едва появившись на свет.

Потом родился сын Игорь. Но брак уже дал трещину. В конце 50-х они ощущали друг друга чужими людьми. Но Окуджава долго не решался на развод – чувствовал себя предателем. Когда семья переехала в Москву, он встретил Ольгу Батракову. Именно ей он посвятил «Песенку о московском муравье»,

«И когда удивительно близко». И хотя его отношения с женой трещали по швам, вел себя с Ольгой нерешительно – она была младше его на четырнадцать лет. Устроил ее в «Литгазету», где работал сам, водил в гости к друзьям. Но жениться так и не решился. Она вышла замуж за другого, но их роман продолжался еще несколько лет… В 1989 году Окуджава случайно встретился с ней и узнал, что у нее нет его «Избранного». Вскоре Батракова получила посылку. На томике со стихами было написано: «Оле с тридцатилетней любовью». Правды ради надо сказать, что в 1960 году Окуджава пережил еще одну влюбленность. В этот раз его королевой оказалась актриса Жанна Болотова, он ей посвятил песню «По Смоленской дороге». А сразу же после завязал отношения с другой актрисой – Ларисой Лужиной. Целый год длился этот роман. Но Лариса предпочла другого…

В квартиру на Пехотной, 26 его пригласила компания академиков. В этом сообществе его особо жаловали. Среди гостей были Петр Капица и Артем Алиханян, кто-то из их учеников, всего человек пятнадцать. Окуджава пришел с женой Галиной. В то время они уже жили в разных квартирах, но поддерживали отношения, бард брал ее с собой на выступления.

В этой компании оказалась и Ольга Арцимович, племянница известного физика и сама физик по образованию. В то время она уже была замужем. Но, заметив интерес к себе со стороны знаменитого поэта, ответила взаимностью. Правда, не думала, что знакомство продолжится. Окуджава позвонил на следующее утро ее дяде, у которого Ольга остановилась в Москве, ведь жила она в Ленинграде. Их сводницей по воле случая стала Белла Ахмадулина. Именно она попросила ее позвать к телефону по просьбе Булата. Он предложил Ольге встретиться в Центральном доме литераторов. Они проговорили три часа. Арцимович потом признавалась, что еще ни с кем ей не было так комфортно. Она ощутила абсолютное родство с поэтом. Лишь в 12 часов ночи они вышли из Дома литераторов. Окуджава обнял ее и робко спросил: «Вы выйдете за меня замуж?» Она ответила согласием. Ей пришлось вернуться домой к мужу, объясниться с ним. Вскоре Окуджава приехал в Ленинград, остановился в гостинице и через месяц перебрался к Ольге окончательно.

А через год от острой сердечной недостаточности умерла его первая жена – Галина. У нее с молодости был порок сердца.

С виду она спокойно отнеслась к окончательному разрыву с мужем. Но, похоже, это внешнее спокойствие давалось ей с трудом. Окуджава считал себя виновным в ее прежде-временном уходе. Винил себя и в трагической судьбе сына Игоря.

После смерти матери мальчик жил в семье ее родственников. Окуджава хотел было забрать сына к себе, в новую семью, но с Ольгой они жили в тесной квартире, у них родился ребенок – Булат-младший, да и родственники Галины протестовали.

Впрочем, Окуджава не проявлял особой настойчивости. Игорь позже стал регулярно видеться с отцом. Он рос добрым, мягким, но безвольным. В жизни так себя и не нашел. Был то музыкантом, то мясником. А потом запил, хипповал, употреблял наркотики, попал в криминальную историю, лишился ноги. Умер рано, в 43 года. И все время был бе-зутешной болью отца.

…Это случилось 3 апреля 1981 года. Окуджаву пригласили выступить в Институте советского законодательства. Там же Наташа Горленко, которой едва исполнилось 26 лет, работала после окончания МГИМО. Она с детства любила его песни.

Особенно «Молитву». После концерта они пили чай, а Наташины подружки расхваливали ее барду: «Вы бы послушали, как она поет!» Девушка вышла его проводить. Ее ждал муж, она была беременна. Они обменялись телефонами. Но ее ребенок умер, едва родившись. Наталья и Булат не виделись год. Горленко сама позвонила Окуджаве. Так начались их тайные встречи. Он шифровался – выходил из дома якобы гулять с собакой. А в 1984-м они начали выступать вместе. Пели «Виноградную косточку» и «После дождичка» на два голоса. Как уверяет Наталья, был период, когда Булат Шалвович уходил из дома и они жили вместе. А потом решили расстаться. Но снова и снова встречались опять…

Ольга не выдержала сплетен и потребовала от Окуджавы оставить семью. Бард признавался, что ему трудно жить двойной жизнью. Но принять окончательного решения так и не смог. В мае 1997 года Булат с Ольгой отправился в свою последнюю заграничную поездку. Сначала в Германию, где лечился, а потом в Париж. Там у Булата Шалвовича открылась язва, кровотечение не прекращалось, его перевели в реанимацию. 11 июня врачи предупредили, что его положение очень серьезное.

Жена решила крестить его, дав ему имя Иоанн. Он был без сознания.

Имя Булата Окуджавы известно многим бывшим советским гражданам, ведь это был певец и композитор того времени, подаривший невероятную атмосферу, ставший символом своей эпохи.

Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 года в Москве, но родственники его были из Армении и Грузии, из-за чего носил Булат не российскую фамилию. Детство Булата Окуджавы проходило совсем не в столице СССР, а в городе Тбилиси. В Тбилиси повезло отцу Булата Окуджавы, ведь он получил место в партии и стал одним из самых успешных партийных деятелей. Очень часто семья Булата переезжала, но длилось это не слишком долго, ведь по доносу, к сожалению, отец Булата попал в лагеря, а затем был приговорен к расстрелу (вот и партийная система).

Сначала Булат оставался с матерью, они пытались спастись бегством, вернувшись обратно в Москву, однако, их это не спасло и мать Булата попала также в лагерь для жён, которые были замужем для изменников родины. Пробыла мать Булата Окуджава в лагере двенадцать лет, а все это время мальчик пробыл у родственников в Тбилиси.

Карьера Булата Окуджава началась с работы токарем на заводе. Для среднестатистического советского человека – это была совершенно нормальная и обычная работа. В 1942 году он решил отправиться добровольцем на фронт. В 1943 году получил ранение, но все же, вылечившись, отправился на передовую. Свою первую песню Булат Окуджава написал именно на фронте. Она стала достаточно популярной, но после которой у него не было творческого взлета, а скорее, наоборот, затихание. Название этой песни -«Нам в холодных теплушках не спалось».

После войны Окуджава решил выучится в университете Тбилиси, а после получения диплома, успел поработать сельским учителем. Но свою творческую деятельность Булат Окуджава не забросил, он продолжал писать стихи, которые впоследствии использовал в качестве музыкальных текстов.

Первые стихи Булата Окуджавы были напечатаны в газете «Молодой ленинец» после весьма интересных событий. Старт его карьеры и признания был положен, когда на выступлении знаменитых литераторов Николая Панченко и Владимира Кобликова, Булат Окуджава просто подошел к ним и предложил прочесть его стихи, дать им оценку. Как видно, такой талант юного поэта нельзя было скрыть, поэтому признание пришло очень быстро.

В 1955 году Булат Окуджава начал зарабатывать, как автор песен. Первыми творческими успехами были «Сентиментальный марш», «На Тверском бульваре» и прочие, что принесло ему огромную популярность. Уже в 1961 году был первый концерт Булата Окуджавы в Харькове. Публика хороша оценила его творчество. После этого концерты стали распространенным явлением в жизни Булата Окуджавы, а его творчество начало признаваться повсеместно.

Булат Окуджава также давал концерты и во многих европейских странах, особенно часто это происходило после развала Советского союза. Последние годы своей жизни Булат провел в Париже, где в 1997 году скончался, из-за своей длительной болезни, однако, похоронили его на родине, в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)