Что такое шумовое загрязнение. Источники шумового загрязнения

Шум - одна из форм физического (волнового) загрязнения окружающей среды. Под шумом понимают все неприятные и нежелательные звуки или их совокупность, которые мешают нормально работать, воспринимать информационные звуковые сигналы, отдыхать. Он возникает вследствие сжатия и разрежения воздушных масс, то есть колеблющихся изменений давления воздуха. Различают шум постоянный, непостоянный, колеблющийся, прерывистый, импульсный. В общем шум - это хаотическое нагромождение звуков разной частоты, силы, высоты, длительности, которые выходят за пределы звукового комфорта. Сейчас хорошо известно, что шумы вредно влияют на здоровье людей, снижают их работоспособность, вызывают заболевания органов слуха (глухота), эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой систем (гипертония). Физиолого-биологическая адаптация человека к шуму практически невозможна, поэтому регулирование и ограничение шумового загрязнения окружающей среды - важный и обязательное мероприятие.

Соответствующий звуковой ландшафт существовал на Земле всегда, и человек всегда использовала свойства среды как проводника, носителя звуков. Жизнь человека в абсолютной тишине невозможно.

Единицей измерения шума является Бел - отношение действующего значения звукового давления до минимального значения, которое воспринимается ухом человека. На практике используется десятая часть этой физической единицы - децибел (дБ).

Уровень шума окружающей среды составляет ЗО-60 дБА. К этому природного фона в современных условиях добавляются производственные и транспортные шумы, уровень которых нередко превышает 100 дБА. / Источниками шумов есть все виды транспорта, промышленные объекты, громкоговорящие устройства, лифты, телевизоры, радиоприемники, музыкальные инструменты, толпы людей и отдельные лица (табл. 2.8).

Издавна известен благотворное влияние на организм человека шумов среды (шум листвы, дождя, реки и др.). Статистика свидетельствует, что люди, которые работают в лесу, у реки, на море, реже, чем жители городов, болеют нервными и сердечно-сосудистыми болезнями. Доказано, что шелест листьев, пение птиц, журчание ручья, звуки дождя

Таблица 2.8. Интенсивность шума различных источников

оздоровительное влияние на нервную систему. Под влиянием звуковых волн водопада усиливается работа мышц.

Положительное влияние гармоничной спокойной музыки был известен с давних времен. Это и распространены во всем мире колыбельные - тихие, нежные монотонные напевы, и целительства нервных болезней успокаивающим журчание ручьевой воды, мягким шумом морских волн или пением. Давно известна также негативное воздействие звука. Одним из средневековых наказаний было жестокое убийство жертвы звуками от ударов мощного колокола, когда обречен умирает в страшных муках от нестерпимой боли в ушах.

Сто лет назад уровень шума на центральных магистралях крупных городов не превышал 60 дБА. Сейчас в крупных городах есть районы, где он превышает 70 дБА (санитарная норма для ночного времени - 40 дБА). 60-80% городского шума генерирует автотранспорт.

На приспособление к сильного шума организм человека тратит большое количество энергии, перенапрягается нервная система, возникают усталость, нервный и психическими расстройствами.

Особенно тяжело переносятся внезапные резкие высокочастотные звуки. При уровне шума более 80 дБА ослабляется слух, возникают нервно-психические заболевания, язва желудка, гипертония, повышается агрессивность. Очень сильный шум (более 110 дБА) приводит к так называемому шумового опьянения, а затем - к разрушению тканей тела, прежде всего - слухового аппарата. Женщины более чувствительны к действию сильного шума, и в них в условиях звукового дискомфорта возникают признаки неврастении.

Шум вреден не только для человека. Установлено, что растения под влиянием шума медленнее растут, у них наблюдается чрезмерное (даже полное, что приводит к гибели) выделение влаги через листья, возможны нарушения клеток. Гибнут листья и цветы растений, расположенные у громкоговорителя.

Аналогично действует шум на животных. От шума реактивного самолета погибают личинки пчел, сами они теряют способность ориентироваться, в птичьих гнездах дает трещины скорлупа яиц. От шума снижаются надои, прирост в весе свиней, яйценоскость кур. Болезненно переносят шум рыбы, особенно в период нереста.

В современных условиях борьба с шумом является технически сложной, комплексной, дорогой. Важно снижать шум в источнике его возникновения, создавать бесшумные или малошумные машины и технологические процессы, транспортное и промышленное оборудование, начиная еще со стадии проектирования.

При этом рассчитывается ожидаемая величина шума, разрабатываются мероприятия по снижению шума до допустимого уровня.

Гигиенисты считают верхней границей шума для больниц и санаториев 35 дБА, для квартир и учебных помещений - 40 дБА, стадионов и вокзалов - 60 дБА.

Различают два вида нормирования производственного шума: санитарно-гигиеническое и техническое. Первое регулирует уровень шума учитывая его действия на организм человека. Норматив жилищно-бытового шума - 40 дБА днем, С дБА - ночью. Техническое нормирование стандартизирует существующие или ожидаемые шумовые характеристики оборудования объекта. Второе должно обеспечить требования первого. Ухо человека звуковые волны частотой ниже 16 Гц воспринимает не как звук, а как вибрацию. Вибрации - это дрожание или сотрясения всего тела или отдельных его частив во время различных работ (бетоноукладке, п не в мое лектроп в дробления пород или дорожного покрытия, работы в шахтах с отбойным молотком, распиловка материалов и т.п.). Длительные вибрации наносят большой вред здоровью - от сильной усталости и не очень значительные изменения многих функций организма до сотрясения мозга, разрыва тканей, нарушение сердечной деятельности, нервной системы, деформации мышц и клеток, нарушение чувствительности кожи, кровообращения и т.

Установлены предельно допустимые значения вибрации. Они определены из расчета, что, систематически действуя в течение 8-часового рабочего дня, вибрация не вызывает у рабочего заболеваний или отклонений в состоянии здоровья в течение всего периода его производственной деятельности.

Социальный характер проблемы загрязнения среды шумом и определяет то, что борьба с ним - задача не только техническое, но и общественное. В проблеме взаимодействия человеческого общества и природы место занимает сознательная и активная борьба с шумовым загрязнением окружающей среды.

Шумовое загрязнение - превышение естественного уровня шумового фона или ненормальное изменение звуковых характеристик: периодичности, силы звука и пр. Шумовое загрязнение приводит к повышенной утомляемости человека и животных, понижению производительности труда, физическим и нервным заболеваниям.

Таким образом, шумовое загрязнение это раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства — автомобили, железнодорожные поезда и самолёты.

Из Госдоклада "О состоянии окружающей среды в Москве в 2010 году"

Основными источниками шума на территории города являются:

  • автотранспортные потоки улично-дорожной сети города;
  • железнодорожный транспорт;
  • наземные линии метро;
  • авиатранспорт аэропортов (Внуково, Шереметьево, Домодедово, в меньшей мере Остафьево) Московского авиаузла;
  • промышленные предприятия;
  • коммунально-складские объекты;
  • объекты электро- и теплоэнергетики;
  • строительная техника (особенно в случае ведения работ в ночное время);
  • инженерное оборудование зданий, сооружений, жилых домов;
  • шумы «бытового происхождения»;
  • шум громкоговорителей и др.

По экспертным оценкам до 70% территории города Москвы подвержены сверхнормативному шуму от различных источников. Нормативные уровни шума достигаются в глубине жилых массивов и лесопарковых зон.

Величина превышений доходит до следующих значений:

  • 20-25 дБА на территориях вблизи автотрасс16:
  • до 30-35 дБА для квартир жилых домов, обращенных в сторону крупных автотрасс (без шумозащитного остекления);
  • до 10-20 дБА вблизи железных дорог при движении поездов;
  • до 8-10 дБА на территориях, подверженных периодическому воздействию авиашума17;
  • до 30 дБА при несоблюдении установленных требований при ведении строительных работ в ночные часы.

В связи с объективным развитием города, ростом объёмов и темпов строительства, развитием транспортного комплекса будут появляться новые источники шума, шумовые характеристики существующих источников шума - возрастать. Так, например, тенденции последних лет является снижение различий между уровнями шума в дневное и ночное время на территории города, прилегающих к автотрассам. Шумовые характеристики большинства магистралей городского значения незначительно меняются в течение суток (за исключением периода с 3 до 5 часов утра) за счёт того, что в ночное время снижение количества автотранспорта компенсируется ростом скорости транспортного потока.

Наблюдаемая в городе ситуация требует применения адекватных мер “компенсационного” характера и разработки специальных шумозащитных мероприятий в зонах наличия сверхнормативных показателей по шуму.

Для снижения сверхнормативного шума и сохранения существующих акустически благополучных территорий города, необходимо масштабное внедрение шумопонижающих технологий во всех сферах городского хозяйства и промышленности, разработка специальных мер по снижению шума, ужесточение мер ответственности за нарушения, связанные с созданием сверхнормативного шума, при упрощении процедуры привлечения к ответственности.

Для реализации единого подхода к решению общегородской проблемы повышенного шума принято постановление Правительства Москвы от 16,10,2077 № 896-ПП, утверждающее Концепцию снижения уровня шума и вибрации в городе Москвы, основными целями которой стали:

  • предотвращение ухудшения условий проживания и отдыха на территории города Москвы по показателю уровня шума;
  • сохранение и развитие акустически благополучных территорий города;
  • обеспечение условий для отдыха жителей города Москвы в ночное время;
  • сохранение мест обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы, чувствительных к воздействию повышенных уровней шума и вибрации;
  • обеспечение доступности для населения информации о проблемах шума, вибрации и мерах, принимаемых в целях их снижения.

Существует два подхода к достижению нормативных показателей уровней шума на территориях города и в помещениях различного функционального назначения:

  • реализация технических мер по снижению шумовой характеристики источников шума (при этом снижение шумовых характеристик происходит за счет совершенствования конструкции техники и использования прогрессивных технологий);
  • защита территорий и помещений за счет применения шумопонижающих технологий и материалов.

Для защиты жилых помещений от сверхнормативных уровней шума в городе Москве при строительстве и реконструкции улично-дорожной сети и капитальном ремонте многоквартирных жилых домов (в рамках Закона города Москвы от 19.12.2007 No 52 «О городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы») устанавливаются шумозащитные окна. По данным префектур административных округов, в 2007-2010 годах в Москве было установлено 410526 шумозащитных окон, из них 356442 - в рамках капитального ремонта многоквартирных жилых домов, 54084 - при реконструкции/строительстве автомагистралей.

В декабре 2010 года в соответствии с Концепцией снижения уровней шума и вибрации в городе Москве НИПИ Генплана Москвы по заказу Москомархитектуры начаты работы по формированию адресного перечня жилых домов, находящихся в зоне шумового дискомфорта, но не требующих капитального ремонта (срок окончания работ - февраль 2012 г.). В указанный перечень будут включены жилые дома, у фасадов которых в рамках экологического мониторинга были выявлены превышения установленных нормативов по уровню шума, а также подготовленный Москомархитектурой в 2008 году адресный перечень жилых домов, попадающих в зону сверхнормативного шумового воздействия от железнодорожного транспорта.

В 2010 году Управлением Роспотребнадзора по городу Москве закончено формирование адресного перечня социальных объектов города, находящихся в городской собственности, для которых требуется проведение шумозащитных мероприятий (постановление Правительства Москвы от 14.10.2008г. № 946-ПП «Об актуализации мероприятий Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 гг. с разработкой мероприятий до 2010 года»). По результатам натурных измерений уровней шума выявлено 470 социальных объектов (детских дошкольных, общеобразовательных и лечебных учреждений), подверженных сверхнормативному шумовому воздействию. По данным объектам решается вопрос финансирования проведения шумозащитных мероприятий.

Для защиты жилых территорий от сверхнормативного шумового воздействия автотранспорта в Москве установлено более 25 км шумозащитных придорожных экранов (данные НИиПИ Генплана Москвы). Шумозащитные мероприятия включаются в проекты реконструкции и строительства новых участков улично-дорожной сети.

В 2010 году продолжалась практика пролетов самолетов над территориями города Москвы (40 районов, расположенных в Западном, Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном и Зеленоградском административных округах), в том числе в ночное время.

Запретная зона над Москвой ограничена Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД), При этом в границах запретной зоны разрешены (при наличии разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил РФ24) полеты воздушных судов над микрорайонами Ясенево и Теплый стан на удалении не более 3,5 км от МКАД (высота не ниже 400 м), районами Чертаново, Бирюлево и Орехово-Борисово на удалении не более 2,5 км от МКАД (высота - не менее 1200 м). Над районами Москвы, расположенными за пределами МКАД, полеты не ограничены.

Для исключения сверхнормативного шума авиатранспорта в странах ЕС запрещены/ограничены ночные авиаперелеты. Между тем, по информации филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в связи с ростом интенсивности авиаперевозок, совершаемых аэропортами Московского авиаузла (далее - МАУ), исключение пролетов авиасудов над территорией города Москвы, в том числе в ночное время, невозможно из-за высокой плотности маршрутной сети.

В связи с вышеизложенным, реалистичной целью в области снижения шумовой нагрузки от авиатранспорта на сегодняшний день является исключение полётов самолетов над жилыми кварталами в нарушение установленных маршрутов полётов. Для этого планируется создание сети автоматических станций контроля авиашума, которые будут проводить измерения в круглосуточном режиме с выделением сверхнормативной составляющей авиасудов. В настоящее время на территории Зеленограда уже установлена первая автоматическая станция контроля авиашума, которая в настоящее время работает в тестовом режиме.

В целях снижения негативного воздействия шума от строительных работ в мировой практике применяются такие методы, как запрет проведения строительных работ с 19:00 до 7:00, по выходным и праздничным дням, ведение видеонаблюдения за строительными работами, ограничение длительности производства шумных работ в дневное время и требования к применению малошумной техники. В Москве в настоящее время производство строительных работ в ночное время (с 23:00 до 07:00) разрешено (постановление Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП «Об утверждении правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве»). При этом установлены ограничения на шумность работ, включая требования по применению малошумной техники:

  • обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке;
  • исключать громкоговорящую связь;
  • не производить сварочные работы без установки защитных экранов;
  • исключать забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы;
  • не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке;
  • исключать работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.

В мировой практике также уделяется внимание бытовому шуму и различным видам оборудования, используемого на улице (в т.ч. триммеры и воздуходувки), шуму при проведении спортивных мероприятий. В Москве статьей 3.13 Кодекса города Москвы об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение тишины и покоя в ночное время для всех подобных источников.

Мониторинг уровней шума на территории города Москвы от различных источников шумового воздействия, в том числе, контроль за наблюдением акустического режима строительными площадками в ночное время, осуществляет круглосуточная акустическая служба ГПУ “Мосэкомониторинг”.

Информация об исследованиях, проведённых акустической службой ГПУ “Мосэкомониторинг” по обращениям жителей с жалобами на шумовое воздействие в 2010 году, представлены в разделе “Результаты работы передвижной лаборатории”.

Еще одним загрязнением, негативно влияющим на здоровье человека, на растения, животных и даже неодушевленные объекты, является шумовое загрязнение.

Звук возникает в результате колебаний молекул воздуха и постоянного изменения давления воздуха. Эти волны распространяются в воздухе в продольной форме. Так, звуковые волны являются формой механических волн, распространяемых в форме продольных волн, и вызывают чувство слышимости. Эти волны способны распространяться в среде с разными частотами. Нормальный человек способен слышать звуковые колебания в диапазоне частот от 16 Гц до 15-20 кГц. Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком; выше – ультразвуком.

Шум – это звук любого рода, воспринимаемый людьми как неприятный, мешающий восприятию речи, музыки, отдыху, работе, или даже вызывающий болезненные ощущения. Шум оказывает вредное воздействие на организм человека. Раздражающие шумы существуют и в природе (абиотические и биотические), однако считать загрязнением их неверно, поскольку живые организмы в процессе эволюции адаптировались к ним. Поэтому даже музыка может обладать и негативным влиянием на психику и физическое состояние человека. Звук измеряется в децибелах (дБ), на основе изменения давления воздуха. Ухо человека воспринимает в виде звука колебания, частота которых лежит в пределах от 16 Гц до 20 кГц. Область слышимых звуков, заключенная между порогом слышимости и болевым порогом, составляет от 0 до 130 дБ. Шумовое загрязнение имеет непосредственную связь с промышленной технологией. Иными словами, одновременно с ростом и развитием технологии проблема шума стала более актуальной и вызывает острые проблемы.

Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства – автомобили, железнодорожные поезда и самолёты, а также отрасли промышленности и строительные работы.

Главными источниками шумового загрязнения в городах являются аэропорты, железнодорожные станции, гудки и выхлопы из автомобилей, сирена скорой помощи, и звуки от строительных работ и промышленного оборудования. За городом главным источником шумового загрязнения считается шум вблизи автострад, аэродромов и железных дорог. По мнению специалистов, наличие железной дороги в районе может оказать разрушительные последствия на животных и растения, так как железнодорожные линии пролегают через уникальные природные экосистемы. Шумовое загрязнение, вызываемое проездом поездов, может повлиять на местные растения и животных и подвергать угрозе жизнь живых существ и людей, проживающих возле железнодорожных путей, и вынуждают редких птиц и животных перебираться в другие экосистемы, что само по себе создает предпосылки вымирания редких видов фауны и флоры.

Сейчас шумовое загрязнение в большинстве индустриально развитых стран считается одной из главных экологических проблем. Итоги проведенных исследований показывают, что шумовое загрязнение вызывает у человека многие физические и психологические заболевания, тем самым навязывая обществу колоссальные расходы.

Шумовое загрязнение приводит к сокращению слышимости. Другие неблагоприятные последствия шумового загрязнения – головная боль и головокружение, диспепсия, запор, желудочно-кишечные язвы, зуд и аллергические кожные заболевания, неврологические расстройства, сужение сосудов, повышение артериального давления, сердечный приступ и нарушение сна. Постоянный шум увеличивает вырабатывание гормона адреналина и кортизола в крови. Увеличение адреналина вызывает учащенное сердцебиение, а кортизол усиливает стресс и тревогу у человека. В результате шумового загрязнения повышается кровяное давление, в частности в черепе, уменьшается слюноотделение и ощущается сухость во рту. Например, итоги исследования показывают, если человек в течение восьми часов будет подвергаться шуму свыше 70 дБ, его кровяное давление повышается на 5-10 мм рт.ст. Шумовое загрязнение также может стать причиной аборта. Шум вызывает "материнский" стресс, а этот стресс сужает кровеносные сосуды в утробе, несущие обязанность доставлять плоду кислород и питательные вещества, в результате чего рождаются дети с низким весом.

Шумовое загрязнение угрожает жизни не только людей, но и животных. Итоги лабораторных исследований показывают, что в условиях звуков громкостью выше 85 дБ, снижается острота слуха у животных и их способность слышать естественные звуки окружающей среды и других животных. Например, проведенные исследования показывают, что пустынный кенгуру, живущий в среде автомобилей багги с интенсивностью звука 95 дБ не может заметить свое расстояние от потенциального хищника, например гремучей змеи. В нормальном состоянии, не говоря о каком-либо другом факторе, парализующем чувства, когда гремучая змея подползает на расстоянии 40 см от пустынного кенгуру, кенгуру может не заметить ее приближение. В условиях высокой интенсивности звука, эта способность у него снижается с 40 см до 2 см. После этого теста кенгуру понадобилось три недели для того, чтобы восстановить свои естественные чувства. Испытание было проведено в клетке. Очевидно, что в естественной среде кенгуру не могли бы выжить в таких условиях.

Шумовое загрязнение порой может не оказать существенное воздействие на слуховую систему животных, но вызвать увеличение частоты сердцебиения, проблему с дыханием и резкие нервные реакции. Изменение в поведении, например сокращение рождаемости и забытье место обитания являются другими негативными последствиями шумового загрязнение. Этот факт доказывают проведенные тесты над разными животными. К примеру, итоги исследований о обезьянах в клетке показали, что кровяное давление у обезьяны в среде с средней интенсивностью звука 85 дБ за 8 месяцев повысилось на 30% (по ночам этот уровень уменьшался, а по дням завышался за 85 дБ).

По прошествии месяца от прекращения звукового воздейтсивя и возвращения в обычное состояние изменение в кровяном давлении сохранилось, т.е. не вернулось в нормальное состояние.

Аналогичные опыты были проведены и на мышах. Оказалось, что шумовое загрязнение повышает стресс у мышей и риск заболевания в их организме. Еще одним воздействие звука со средним уровнем 82-85 дБ и сроком 8 часов в день было ослабление способности решения вопросов у взрослой мыши и уменьшение массы плода в утробе матери на 66%. Еще другие последствия шума у животных: преждевременное переселение дикой природы и птиц, аборт, кровотечение уха, анорексия (ослабление аппетита), агрессивность, уменьшение выработки материнского молока у млекопитающих животных и укорочение жизни. Итоги исследований также показывают, что городская какофония негативно влияет и на популяцию птиц и вызывает изменение в их пении и поведении. В шумных районах птицы стали петь на более высоких частотах. У летучих мышей возникли трудности с ловлей добычи. Лягушки с трудом находят себе партнеров для спаривания. Киты стали издавать более громкие звуки, чтобы общаться между собой.

Шумовое загрязнение вредит не только животным, но и растениям.

Многие люди полагают, что шумовое загрязнение не влияет на деревья и растения, так как у них нет слуховой системы. Но новые исследования показывают, что шумовое загрязнение способно также оказать влияние на мелкие растения и деревья, зависящие от животных и насекомых, которые разносят их семена и опыляют цветы. Когда животные сталкиваются с возрастающим шумом из-за транспорта или других видов человеческой деятельности, они вынуждены менять свое поведение или же переселяться на более тихие территории. Количество сосновых деревьев, на которых гнездятся многие видов птиц и животных, из-за их ограниченной конкуренции за среду обитания сокращается в последние годы, главной причиной чего является шумовое загрязнение.

Между тем, по мнению специалистов, деревья могут играть заметную роль в сокращении шумового загрязнения. Деревья подобно "щиту" значительно укорачивают звуковые волны, а их листья функционируют как фактор, понижающий уровень звука. На основе исследований Национального центра лесоводства при Министерстве сельского хозяйства США, правильное использование и разработка деревьев уменьшает шум с пяти до десяти дБ, т.е. уменьшает шумовое загрязнение, производимое в результате человеческой деятельности, на 50%. Эксперты рекомендуют, что создание стены листьев или посадки кустарников и высоких деревьев, таких как тополь, может уменьшить шумовое загрязнение вокруг них. Если растительный покров будет иметь достаточную высоту, ширину и плотность, может сократить шум от трафика автострад.

Шумовое загрязнение на сегодня является одним из забытых вопросов общего загрязнения окружающей среды. Из-за недостаточных знаний о шумовом загрязнении все еще не предприняты серьезных меры по борьбе с ним. Но сегодня ученые пришли к тому выводу, что этот вид загрязнения тоже является серьезной угрозой для окружающей среды и биоразнообразия, и поэтому мировому сообществу придется перейти к активным действиям.

Несколько лет назад в медицине появилось понятие "шумовое загрязнение" и вслед за ним "шумовая болезнь". Спровоцировать заболевание могут шумы бытовых приборов, транспорта за окном, постоянные звуки музыки и мобильных телефонов и т. д. Чем чаще вы попадаете под звуковую атаку, тем больше страдают две важные функции организма -- сон и пищеварение. Дело в том, что перенапряжение работы слухового анализатора ведет к повышению процессов торможения в коре головного мозга, а это изменяет рефлекторную деятельность человека. Возможный результат -- тугоухость, нарушение вестибулярного аппарата, гипертония, головные боли, нервозность и депрессии. Даже метаболические сбои могут возникнуть из-за чрезмерного звукового фона. Так что прежде чем безуспешно лечить слабый желудок, бороться с внутричерепным давлением или пытаться похудеть, проанализируйте обстановку: вдруг вы находитесь в зоне постоянной активности звуковых волн.

Слово "постоянный" здесь является ключевым. Не секрет, что большие города никогда не спят, а значит, шумовые явления из разряда периодических перешли в непрерывные (особенно хорошо это знают жители домов, расположенных вдоль ключевых магистралей или железных дорог). Мозг же для нормального функционирования должен обязательно иметь несколько часов полного покоя, то есть тишины. Именно в таких условиях происходит восстановление организма, причем не только психологических, но и физиологических функций.

Ухо - один из наиболее сложных и тонких органов он воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки. Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1 - 2 года, при средних - обнаруживается гораздо позже, через 5 - 10 лет, то есть снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно. Поэтому особенно важно заранее принимать соответствующие меры защиты от шума. В настоящее время почти каждый человек, подвергающийся на работе воздействию шума, рискует стать глухим.

Эдуард СИНЬКОВ, врач-оториноларинголог, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры МГМСУ: "Шум может вызвать стойкое понижение слуха -- тугоухость. Медицина выделяет два вида этого заболевания: кондуктивную тугоухость (возникает при нарушении проведения звуков до внутреннего уха) и нейросенсорную -- нарушение восприятия звуков поврежденными волосковыми клетками внутреннего уха. Кондуктивную тугоухость обычно исправляют хирургическим путем, а нейросенсорная является показанием к консервативному лечению или подбору слухового аппарата".

Шум относится к тем факторам, к которым нельзя привыкнуть. Человеку лишь кажется, что он привык к шуму, но акустическое загрязнение, действуя постоянно, разрушает здоровье человека. Шум, как вредный производственный фактор, ответственен за 15% всех профессиональных заболеваний. Акустическое загрязнение оказывает неблагоприятное воздействие на все системы организма. Существует зависимость между заболеваемостью и длительностью проживания в условиях акустического загрязнения. Рост болезней наблюдается после проживания в течение 8-10 лет при воздействии шума с интенсивностью выше 70 дБ. Городской шум можно отнести к причинам возникновения гипертонической болезни, ишемической болезни сердца. Под воздействием шума ослабляется внимание, снижается физическая и умственная работоспособность. Постоянное воздействие шума (более 80 дБ) приводит к гастриту и язвенной болезни желудка. Как видим, шум провоцирует появление всех самых ярких заболеваний индустриального общества.

Долгое время человек жалуется на недомогание. Симптомы - головная боль, головокружение, тошнота, чрезмерная раздражительность. Все это результат работы в шумных условиях. Влияние шума на человека до некоторых пор не было объектом специальных исследований. Ныне воздействие звука, шума на функции организма изучает целая отрасль науки - аудеология.

Ольга ЗАЙЦЕВА, кандидат медицинских наук, руководитель отдела вестибулологии и отоневрологии Научно-клинического центра оторинологии: "Поражение волосковых клеток чаще всего происходит из-за постоянного звукового раздражителя определенной частоты. Волосковые клетки настолько привыкают к звуковому раздражителю, что находятся в напряжении даже в полной тишине. Лечение в данном случае должно быть направлено на восстановление кровообращения с помощью массажа, иглорефлексотерапии, в некоторых случаях назначают медикаментозное лечение".

Воздействие шума зависит также и от индивидуального отношения к нему. Так, шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект. Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости. Шумы высоких уровней могут явиться хорошей почвой для развития стойкой бессонницы, неврозов и атеросклероза. Под воздействием шума от 85 - 90 ДБ снижается слуховая чувствительность на высоких частотах.

Многочисленные исследования подтверждают, что шумовое загрязнение (именно этот термин специалисты все чаще употребляют, когда характеризуют условия жизни в современном мегаполисе) является катализатором (а в 10 % случаев и основной причиной) инфаркта миокарда, гипертонии, депрессивных состояний. Статистика тоже не радует. Считается, что шум сокращает продолжительность жизни обитателей больших городов на 10-12 лет (для сравнения, курение отнимает у нас до восьми лет жизни).

Шумовое загрязнение также быстро вызывает нарушение естественного баланса в экосистемах. Шумовое загрязнение может приводить к нарушению ориентирования в пространстве, общения, поиска пищи и т. д. В связи с этим некоторые животные начинают издавать более громкие звуки, из-за чего они сами будут становиться в роли вторичных звуковых загрязнителей, ещё сильнее нарушая равновесие в экосистеме.

Одним из самых известных случаев ущерба, наносимого шумовым загрязнением природе, является многочисленные случаи, когда дельфины и киты выбрасывались на берег, теряя ориентацию из-за громких звуков военных гидролокаторов (сонаров).

Итак, шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека и на природные сообщества, обитающие в городе. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны. Ослепительно яркий свет заставляет нас инстинктивно зажмуриваться. Тот же инстинкт самосохранения спасает нас от ожога, отводя руку от огня или от горячей поверхности. А вот на воздействие шумов защитной реакции у человека нет.

«Шумовое загрязнение атмосферы»

Введение Экологическая проблема – проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая о необходимости поддержания в ней биологического равновесия. Особенно резко возросла нагрузка на окружающую среду во второй половине 20 века. Во взаимоотношениях между обществом и природой произошел качественный скачёк, когда в результате резкого увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и урбанизации нашей планеты хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации. Вследствие этого нарушился естественный круговорот веществ в биосфере, под угрозой оказалось здоровье нынешнего и будущего поколений людей. Экологическая проблема современного мира не только остра, но и многогранна. Она появляется практически во всех отраслях материального производства, имеет отношение ко всем регионам планеты. Остановитесь и прислушайтесь: по улице с шумом проносятся многотонные МАЗы и ЗИЛы. Хлопают двери парадных на мощных стальных пружинах, со двора несутся крики детворы, до глубокой ночи бренчат гитары. Оглушают магнитофоны и телевизоры, заводские цеха встречают нас грохотом станков и других машин… Картина вроде обыденная. Но нормально ли это? Наш век стал самым шумным. Трудно сейчас назвать область техники, производства и быта, где в звуковом спектре не присутствовал бы шум, то есть мешающая нам и раздражающая нас смесь звуков. За определенный комфорт, удобства связи и передвижения, благоустройство быта и совершенствование производства современному человеку приходится слушать уже не скрип телег и брань возниц, а вой автомобилей, мезги трамваев, тарахтенье мотоциклов и вертолетов, рев реактивных самолетов. За последние десятилетие проблема борьбы с шумом во многих странах стала одной из важнейших. Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Шумовое загрязнение окружающей среды – это звуковой бич нашего времени, видимо, самое нетерпимое из всех видов загрязнения внешней среды. Наряду с проблемами загрязнения воздуха, почвы и воды человечество столкнулось с проблемой борьбы с шумом. Появились и получают широкое распространение такие понятия как «акустическая экология», «шумовое загрязнение окружающей среды» и др. Всё это обусловлено тем, что вредное воздействие шума на организм человека, на организм человека, на животный и растительный мир бесспорно, установлено наукой. Человек и природа все больше страдают от его пагубного воздействия. По И. И. Дедю (1990), загрязнение шумовое – форма физического загрязнения, проявляющегося в увеличении уровня шума сверх природного и вызывающего при кратковременной продолжительности беспокойство, а при длительной – повреждение воспринимающих его органов или гибель организмов. Нормальный шум окружающей человека среды варьирует в пределах 35-60 дБ. Но к этому фону прибавляются всё новые децибелы, в результате чего уровень шума зачастую превышает 100дБ. Децибел (дБ) – это логарифмическая единица измерения шума выражающая степень звукового давления. 1дБ – самый низкий уровень шума, который едва способен улавливать человек. Природа никогда не была безгласной, она небезмолвна, а бесшумна. Звук – одно из самых древних её проявлений, такой же древней, как и сама Земля. Звуки всегда были и даже чудовищной силы и мощи. Но всё же в природной среде преобладали звуки шелеста листьев, журчания ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя, которые всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Человек творил, и появлялись всё новые и новые звуки. После изобретения колеса он, по справедливому замечанию известного английского акустика Р. Тайлора, сам того не осознавая, посеял первое звено современной проблемы шума. С рождением колеса стал всё чаще утомлять и раздражать человека. Естественные звучания голосов Природы стали все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами Шум трамваев, рёв реактивных самолётов, вопли громкоговорителей и тому подобное – это бич человечества. Самолёт и шум. Все самолёты производят шум, а реактивные – больше, чем большинство других. В результате уровень шума, особенно вокруг аэропортов, постоянно растёт по мере того, как на авиалинии выходит всё больше реактивных самолётов, а мощность их всё увеличивается. Одновременно растёт и недовольство общественности, так что авиаконструкторам приходится немало трудится над тем, как сделать реактивные самолёты менее шумными. Рёв реактивного двигателя вызывается главным образом стремительным перемешиванием выхлопных газов с наружным воздухом. Его громкость напрямую зависит от скорости столкновения газов с воздухом. Она наибольшая, когда двигатели выводятся на полную мощность перед отрывом самолёта. Одним из способов снижения уровня шума является использование турбовентиляторных двигателей, в которых большая часть всасываемого воздуха минует камеру сгорания, в результате чего скорость выброса выхлопных газов уменьшается. Турбовентиляторные двигатели применяются сейчас на большинстве современных пассажирских авиалайнеров. Обычно уровень шума реактивных двигателей измеряется в децибелах (дБ) реального ощущаемого шума, где во внимание принимается, помимо громкости звука, ещё и его высота и продолжительность. Внутри уха. Когда над вами полетает реактивный самолёт, он распространяет вокруг себя звуковые волны в виде колебаний уровня воздушного давления. Эти волны создают вибрации в вашей барабанной перепонке, которая передаёт их через три маленькие косточки – молоточек, наковальню и стремечко – в заполненное воздухом среднее ухо.Оттуда вибрации проникают в заполненное жидкостью внутреннее ухо, проходя через полукружные каналы, заведующие вашим равновесием, и улитку. Слуховой нерв реагирует на колебания жидкости в улитке, преобразуя их в закодированные импульсы. Импульсы поступают в мозг, где они расшифровуются, и в результате мы слышим звук. Влияние шума на организмы Исследователи установили, что шум может разрушать растительные клетки. Например, эксперименты показали, что растения, подверженные обстрелу звуками, засыхают и гибнут. Причиной гибели является чрезмерное выделение влаги через листья: когда уровень шума превышает определённый предел, цветы буквально исходят слезами. Если гвоздику поставить рядом с работающим на полную громкость радиоприёмником, цветок завянет. Деревья в городе умирают гораздо раньше, чем в естественной среде. Пчела теряет способность ориентироваться и перестаёт работать при шуме реактивного самолёта. Конкретным примером воздействия шума на живые организмы, можно считать следующее событие двухлетней давности. Тысячи невылупившихся птенцов погибли на косе Птичья близь гирла Быстрое (дельта Дуная) в результате дноуглубительных работ, ведущихся немецкой компанией «Мебиус» по распоряжению Минтранса Украины. Шум от работающей техники разносился на 5-7км, оказывая негативное влияние на прилегающие территории Дунайского биосферного заповедника. Представители Дунайского биосферного заповедника и еще 3 организаций вынуждены были с болью констатировать гибель всей колонии пестроносой крачки и речной крачки, которые располагались на косе Птичья. Из Акта обследования косы Птичья от 16 июля 2004 года: «В результате фактического обследования косы Птичья (возле гирла Быстрое) на месте расположения крупных колоний пестроносой (950 гнезд и 430 гнезд - по итогам учета 28.06.04 г.) и речной крачки (120 гнезд - по данным того же учета) на площади примерно 120х130 метров и площади примерно 30х20 метров обнаружены остатки многих сотен яиц указанных видов. Характер их повреждений однозначно свидетельствует о том, что птенцы из них не вылуплялись. Расчетное время начала вылупления птенцов этой колонии ожидалось с 20 июля. Наиболее вероятной причиной исчезновения колонии (на ее месте в настоящее время отсутствуют даже взрослые птицы) является чрезмерный фактор беспокойства, вызванный работающей поблизости дноуглубительной техникой, а также обслуживающими ее катерами». После этого представитель МИД Украины имеет наглость заявлять, что «Строительство канала Дунай – Черное море не нарушает экологического баланса дельты Дуная». Об этом заявил Министр иностранных дел Украины, Константин Грищенко в ответ на призывы представителей ЕС и ряда международных природоохранительных организаций прекратить сооружение канала до проведения экологической экспертизы (по сообщению газеты «Голос Украины»). Пользуясь такой позицией Правительства Украины, «Минтранс», компании «Дельта - Лоцман» и «Мебиус» совершенно не собираются прилагать никаких усилий по минимизации ущерба от строительства канала. Напротив, 17 июля представитель «Дельта – Лоцман» заявил о скором начале сноса деревьев и причала заповедника в районе кордона Быстрое - т. е. на территории, не лишенной заповедного статуса. Таким образом, пока Президент Украины без тени смущения на переговорах с Евросоюзом говорит о безвредности канала для уникальной природы Дельты Дуная, «Минтранс», «Мебиус» и «Дельта - Лоцман» делают все, чтобы охранять в украинской части дельты было нечего. На сегодняшний день в защиту Дунайского заповедника пришло в разные инстанции около 8000 писем со всех стран мира. Шумовое загрязнение Одним из видов загрязнения атмосферы в городах является шумовое. Шумы относятся к числу вредных для человека загрязнений атмосферы. Раздражающее воздействие звука (шума) на человека зависит от его интенсивности, спектрального состава и продолжительности воздействия. Шумы со сплошными спектрами менее раздражительны, чем шумы узкого интервала частот. Наибольшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот 3000-5000 Гц. Работа в условиях повышенного шума на первых порах вызывает быструю утомляемость, обостряет слух на высоких частотах. Затем человек как бы привыкает к шуму, чувствительность к высоким частотам резко падает, начинается ухудшение слуха, которое постепенно развивается в тугоухость и глухоту. При интенсивности шума 145-140 дБ возникают вибрации в мягких тканях носа и горла, а также в костях черепа и зубах; если интенсивность превышает 140 дБ, то начинает вибрировать грудная клетка, мышцы рук и ног, появляются боль в ушах и голове, крайняя усталость и раздражительность; при уровне шума свыше 160 дБ может произойти разрыв барабанных перепонок. Однако шум губительно действует не только на слуховой аппарат, но и на центральную нервную систему человека, работу сердца, служит причиной многих других заболеваний. Одним из наиболее мощных источников шума являются вертолеты и самолеты особенно сверхзвуковые. При тех высоких требованиях к точности и надежности управления современным самолетом, которые предъявляются к экипажу летательного аппарата, повышенные уровни шумов оказывают отрицательное воздействие на работоспособность и быстроту принятия информации экипажем. Шумы, создаваемые самолетами, вызывают ухудшение слуха и другие болезненные явления у работников наземных служб аэропорта, а также у жителей населенных пунктов, над которыми пролетают самолеты. Отрицательное воздействие на людей зависит не только от уровня максимального шума, создаваемого самолетом при полете, но и от продолжительности действия, общего числа пролетов за сутки и фонового уровня шумов. На интенсивность шума и площадь распространения существенное влияние оказывают метеорологические условия: скорость ветра, распределение ее и температуры воздуха по высоте, облака и осадки. Особенно острый характер проблема шума приобрела в связи с эксплуатацией сверхзвуковых самолетов. С ними связаны шумы, звуковой удар и вибрация жилищ вблизи аэропортов. Современные сверхзвуковые самолеты порождают шумы, интенсивность которых значительно превышает предельно допустимые нормы. Внедрение в промышленность новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности технологического оборудования, механизация производственных процессов привели к тому, что человек в производстве и в быту постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней. Борьба с шумом, является комплексной проблемой. В статье 12 – закона «об охране атмосферного воздуха» принятого в 1980г. отмечается, что «в целях борьбы с производственными и иными шумами должны в частности, осуществляться: внедрение малошумных технологических процессов, улучшение планировки и застройки городов и других населенных пунктов, организационные мероприятия по предупреждению и снижению бытовых шумов». Шумом является всякий нежелательный для человека звук. При нормальных атмосферных условиях скорость звука в воздухе равна 344 м/с. Звуковое поле – это область пространства, в которой распространяются звуковые волны. При распространении звуковой волны происходит перенос энергии. Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления – децибелах (ДБ). Это давление воспринимается не беспредельно. Шум в 20 – 30 ДБ практически безвреден для человека и составляет естественный звуковой фон, без которого невозможна жизнь. Что же касается «громких звуков», то здесь допустимая граница поднимается примерно до 80 ДБ. Шум в 130 ДБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а достигнув 150 ДБ становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь – «под колокол»; колокольный звон убивал человека. Если в 60 – 70 годы прошлого столетия шум на улицах не превышал 80 ДБ, то в настоящее время он достигает 100 ДБ и более. На многих оживленных магистралях даже ночью шум не бывает ниже 70 ДБ, в то время как по санитарным нормам он должен не превышать 40 ДБ. По данным специалистов, шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 ДБ. Имея ввиду уже достигнутый уровень, легко себе представить весьма печальные последствия этого шумового «нашествия». Появляются все новые сверхмощные источники звука, например: шум реактивного самолета, космической ракеты. Очень высок уровень промышленных шумов. На многих производствах он достигает 80 – 100 ДБ и более, способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшает его качество. В зависимости от уровня и характера шума, его продолжительности, а также от индивидуальных особенностей человека, шум может оказывать на него различные действия. Шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью. Слабый шум различно влияет на людей. Причиной этого могут быть: возраст, состояние здоровья, вид труда. Воздействие шума зависит также и от индивидуального отношения к нему. Так, шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект. Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости. Шумы высоких уровней могут явиться хорошей почвой для развития стойкой бессонницы, неврозов и атеросклероза. Под воздействием шума от 85 – 90 ДБ снижается слуховая чувствительность на высоких частотах. Долгое время человек жалуется на недомогание. Симптомы – головная боль, головокружение, тошнота, чрезмерная раздражительность. Все это результат работы в шумных условиях. Влияние шума на человека до некоторых пор не было объектом специальных исследований. Ныне воздействие звука, шума на функции организма изучает целая отрасль науки – аудеология. Было установлено, что шумы природного происхождения (шум морского прибоя, листвы, дождя, журчание ручья и другие) благотворно влияют на человеческий организм, успокаивают его, навевают целительный сон. Среди органов чувств слух – один из важнейших. Благодаря ему мы способны принимать анализировать все многообразие звуков, окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света. Ухо – один из наиболее сложных и тонких органов он воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки. Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1 – 2 года, при средних – обнаруживается гораздо позже, через 5 – 10 лет, то есть снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно. Поэтому особенно важно заранее принимать соответствующие меры защиты от шума. В настоящее время почти каждый человек, подвергающийся на работе воздействию шума, рискует стать глухим. Акустические раздражения исподволь, подобно яду, накапливаются в организме, все сильнее угнетая нервную систему. Изменяется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов – тем более, чем интенсивнее шум. Реакция на шум нередко выражается в повышенной возбудимости и раздражительности, охватывающих всю сферу чувственных восприятий. Люди, подвергающиеся постоянному воздействию шума, часто становятся трудными в общении. Итак, шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны. Ослепительно яркий свет заставляет нас инстинктивно зажмуриваться. Тот же инстинкт самосохранения спасает нас от ожога, отводя руку от огня или от горячей поверхности. А вот на воздействие шумов защитной реакции у человека нет. Над проблемой шумового «нашествия» во многих странах серьезно задумались, а в некоторых приняли определенные меры. В связи с ростом шума можно представить состояние людей через 10 лет. Поэтому эта проблема должна быть рассмотрена, иначе последствия могут оказаться катострафическими. Заключение Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы еще успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком. Уже наступает время, когда мир может задохнуться, если не придет на помощь Природе Человек. Только Человек владеет экологическим талантом – содержать окружающий мир в чистоте.