Лампада – это символ веры. Молитва для зажигания лампады дома

16.12.2017, 14:25

Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники. Это слова святого Софрония, Патриарха Иерусалимского. В Ветхом Завете также упоминается огонь лампады: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда...».

В этой статье мы рассмотрим основные виды лампад, их различия, особенности выбора лампадного масла и как правильно зажигать лампаду дома.

Виды лампад

Лампады бывают настольными и подвесными. И для тех и для других нужны подлампадники. Настольная лампада может стоять на полке ровно и без подлампадника, но бывали случаи, когда из-за перегрева лампада трескалась и масло растекалось. Исключение — керамические лампады. Они надежнее и как правило идут с «ножкой».

Для подвесной лампады необходим кронштейн-держатель. Его прикрепляют к потолку или иконостасу. Данную работу следует проводить мастеру, чтобы горящая лампада на упала.

Считается, что лампада из цветного стекла лучше, чем из окрашенного. Краска с окрашенной лампады может со временем сойти. Цветное стекло не так просто отличить от окрашенного. Обычно, если посмотреть сквозь грани лампады — у окрашенной они прозрачные, а у цветного стекла — того же цвета, что и сама лампада. — из цветного стекла.


Видно, что у красной лампады слева непрокрашенная грань. Это краска. А вот фиолетовая лампада справа — из цветного стекла.

Обычно в постные дни возжигают лампаду темного цвета — синего или зеленого, а в праздники — красную.

Люди также экспериментируют с оливковым или подсолнечным маслом. Но мы такое не пробовали, если у вас есть опыт — поделитесь в комментариях.

Если при горении выделяется гарь — первым делом уменьшите огонек. Если не поможет — следует сменить масло на другое.

Лампада с хорошим маслом может гореть круглосуточно. Однако проследите, чтобы как минимум в 20 см от огня не было икон, дерева, бумаги и других воспламеняющихся поверхностей. Помните, что лампада при горении выделяет капельки масла, которые оседают вокруг, делая поверхности полок воспламеняемыми. Не ставьте лампаду на самый край полки.

Как зажечь лампаду

Налейте в лампаду масло — чуть больше половины.

Вставьте фитиль в поплавок. Фитиль должен свободно двигаться в обе стороны. Проденьте фитиль до середины. Верхний край, тот который будет гореть обмакните в масло.

Затем потяните за сухой конец, чтобы сверху фитиль выглядывал на 2-3 мм.

Поместите поплавок в лампаду так, чтобы весь фитиль оказался смочен маслом.

Зажигать лампаду стоит от церковной свечи, а не от спички. Такая традиция.

Огонь не должен быть большим, не должен коптить. Если огонь слишком большой — потяните за фитиль снизу.

Средний объем домашней лампады — 30 мл. Такого количества масла хватит на 1-2 дня. Когда масло выгорит лампаду следует потушить и почистить. Затем снова наполнить и зажечь. Полулитровой бутылки масла должно хватить на 2 недели.

Лучше всего, когда ваша лампада возжена от Святого огня. Во многих городах на Пасху встречают Благодатный огонь из Иерусалима. Во время такого Крестного хода можно зажечь свечу от огня и принести домой — для лампады. В этом случае, перед очисткой перенесите огонь на свечу, чтобы он не погас, а затем от этой свечи вновь зажгите лампаду.

Магазин Зёрна

Написать комментарий

Отправить

Комментарии

Екатерина 17.02.2018

У нас в храме пользуются обычным подсолнечным (хорошего качества), и я дома так же. Специальным никогда не пользовалась, не могу сравнить. Несколько часов горит отлично, потом надо подправлять.

Андрей 19.02.2018

Екатерина, попробуйте специальное масло для лампад. Можно на пробу 0,5-бутылку купить. Она недорогая.

Тимофей 28.10.2018

Вадим 09.11.2018

Да подсолнечное масло нормальное, я им пользуюсь, не сравнивал с купленным в храме но слышал что подсолнечное быстрее заканчивается.

Вадим 09.11.2018

Да и фитильки можно ждать из марли, тонко нарезать и в жгут скрутить, горят не хуже покупных

Андрей 09.11.2018

Фитильки можно, а вот подсолнечное масло может при сгорании выделять вредные химические вещества. Это вообще зависит от состава и качества очистки. Если чувствуете, что кружится голова - лучше масло поменять.

Игорь 08.12.2018

Самое "правильное" масло для лампады к святым иконам - оливковое натуральное. Оно очень хорошо горит и не засыхает от времени, как например, подсолнечное. От него нет копоти и запах от сгорания приятный растительный. Правда, стоимость такого масла высокая, но ведь мы жертвуем Господу нашему самое лучшее, от чистого сердца.

Александр 16.04.2019

Обычай затеплять лампадку перед иконами пришел к нам при святом князе Владимире из Греции - вместе с православной верой. Hо не в греческих храмах он возник.
История лампадного масла восходит к временам Ветхого Завета, когда Господь Бог заповедал Своему пророку Моисею устроить Ему в скинии собрания светильник: "И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера и до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда” (Лев, 24:1-4).
"И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время” (Исх, 27:20).
Елей, который Господь заповедал возжигать в светильнике, также называют деревянным маслом (1Пар, 27:28).
Елей и деревянное масло - разные наименования одного и того же масла - оливкового. Деревянное масло, в отличие от растительного, получают из плодов, растущих на дереве, а не из семян и трав, - отсюда и название.
Именно по этой причине боголюбивые чада всего православного мира, следуя заповеди, данной Господом, всегда использовали в лампадах в качестве жертвы очищенное оливковое масло, имеющее, как известно, растительное происхождение.
Почему же теперь мы называем "деревянным” масло, не имеющее к оливковому маслу никакого отношения? Это произошло потому, что постепенно был утрачен первоначальный, истинный смысл этого названия и заменен другим. Причиной такой подмены явилось постепенное оскудение веры и благочестия и, как следствие, формальное отношение к церковному богослужению. Такое отношение Господь назвал закваской фарисейской (Мк, 8:15). Лампада для многих - лишь внешний атрибут храма или домашних икон, элемент украшения, и только. И какое масло в ней горит - неважно, лишь бы "подешевле”.
Православным христианам не следует экономить на святыне, употреблять в качестве жертвы Творцу не самое чистое и лучшее, а плохое дешевое техническое масло, зачастую "сдобренное” различными парфюмерными примесями, чтобы отбить запах нефти и керосина. Церковь никогда не благословляла ароматизировать лампадное масло, хотя ароматы и благовония присутствуют в других частях богослужения как обязательный элемент. Чистота - главное требование, предъявляемое Св. Писанием к лампадному маслу. Нечистое масло при помазании у многих вызывает аллергию, а уж об употреблении в пищу его не может быть и речи. При горении запах керосина "пробивает” все парфюмерные добавки, это часто вызывает у людей, долго находящихся рядом с горящей лампадой, плохое самочувствие, головную боль и даже отравление, а помещение постепенно наполняется удушливым смрадом. Плохое масло наносит храмам значительный ущерб, коптя иконы и фрески, а сгорает оно быстрее хорошего масла, так что экономия здесь мнимая.
И все же, настоящее лампадное масло - это деревянное (оливковое) масло, которое уже несколько тысячелетий употребляет Святая Церковь. Только чистое оливковое масло, без примесей и добавок, должно приноситься в жертву Творцу и Богу нашему, как и было заповедано Самим Господом.
Ему же слава во веки веков. Аминь.

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

По православному вероучению человек – двусоставное существо: духовно-телесное. Душа является образом и подобием Божиим в человеке. Через тело человек соединяется с материальным животным миром. В этом состоит великая задача человека. Обожиться самому (т. е. начать путь восхождения к Богу, путь познания Его, соединения с Ним, вернее, с Божественными нетварными энергиями) и через обожение обожить-освятить и всю остальную материальную природу, так как человек – центр и царь ее. Он существует словно бы на пересечении двух миров – духовного и материального. Исходя из этого, тело человеческое – сотрудник души в деле спасения. Оно суть храм Божий. Именно потому в православии так бережно относятся к телу. Это видно из чина погребения.

Поэтому все Таинства церковные и, как следствие, богослужение имеют также двойственную природу. Пример: в Таинстве Крещения священник призывает имя Святой Троицы – это духовная главная составляющая. Но вещество крещения вполне материально – вода. Таинство Причащения. Его сердцевина – Тело и Кровь Христова. А вещества для Таинства – просфора, вино, вода. Поэтому православное богослужение воздействует благодатью Святого Духа не только на душу, но и на тело. Елей для помазывания (осязание), колокольный звон, пение (слух), иконы, роспись (зрение), просфора, крещенская вода (вкус), каждение ладаном (обоняние).

Семья – малая церковь. Это тоже своего рода служение Богу и ближним своим. Естественно, мы хотим, чтобы Божья благодать освящала и нас самих, и наши жилища, защищала нас от всякого зла да скверны. Кроме того, в раю праведники и святые Ангелы пребывают в непрерывном богослужении – славословии Всевышнего. Поэтому мы с Божьей помощью стараемся будто бы продолжить храмовое богослужение (в разумных пределах, конечно) и у себя дома. Сродни этому монашеский чин панагии (с греческого языка – «всесвятая»), когда богородичную просфору, из которой вынимается частичка в честь Девы Марии на проскомидии после Литургии, монахи торжественно переносят из храма в трапезную, где вкушают ее с определенными молитвами, а затем начинают трапезу. Таким образом Литургия как будто бы продолжается, и она длится и в келейных условиях монашеских общежитий. Примерно то же в духовном смысле происходит и с нами, когда мы словно бы «приносим храм и богослужение домой», устраивая из своей жизни богослужение, жертву Всевышнему. Потому, например, раньше в каждом православном доме был «красный» (красивый из устаревшего) угол, где помещались иконы, воскуряли ладан, зажигали лампадку. Часто он делался на восток, наподобие алтаря храма. Собственно говоря, красный угол и есть своеобразным домашним алтарем. Вообще, это очень хорошая традиция. Правильная. Семья делает посильную жертву Богу и устраивает для Него жилище в своем доме, и Он, конечно, поселяется в нем, потому что любящие сердца Его чад жаждут встречи со своим Отцом Небесным.

Не всегда, конечно, получается устроить красный угол на восток в современных условиях, но, в принципе, сделать его вообще по силам каждой семье. Это наше выражение любви к Богу. Единственное, что хотелось бы по этому поводу сказать из опыта… Нужно для образов святых все-таки отделить место в доме, так сказать, расчистить его от других мирских вещей. А то часто приходится видеть в домах, как иконы заставлены рюмками или другими вполне мирскими вещами. Иногда происходят и другие невольные святотатственные действия, когда иконы помещают вместе с набравшими популярности японскими божками-нэцкэ, различными «денежными жабами», «приносящими» богатство и успех, или эротическими картинами. Безусловно, это неприемлемо. Человек должен разобраться в себе, Кому он служит: Христу или велиару. Языческие идолы лучше выбросить или сжечь, не держать у себя дома.

Что касается лампадки, то, например, у меня она горит постоянно сутками. Вспомним притчу о десяти девах (см. Мф. 25:1–13). На мой взгляд, горящая лампада, уход за ней, покупка лампадного масла, свечей для ее возжжения – наша посильная жертва Христу (своеобразная тактильная молитва Богу) и посильная финансовая жертва Церкви (лампадное масло, свечи, фитильки, сама лампадка). Некоторые зажигают лампадку перед молитвой. Это тоже хорошо и благотворно. Любую посильную для человека жертву примет Бог, если она совершена с благоговением любящим сердцем. Лампадка, конечно, возжигается перед иконами.

Из своего опыта скажу, что для лампады лучше брать очищенное специализированное лампадное масло. Сколько я не пробовал использовать обычное подсолнечное масло и даже очищенное рафинированное, оно горит плохо, лампадка коптит и засоряется.

Что касается благовоний – ладана и фимиама, тоже вполне возможно применение его в домашних условиях. Только нужно не имитировать каждение священнослужителем в храме (это все-таки прерогатива священника), скорее воскурять ладан, а не кадить им.

Сейчас в церковных лавках очень большой выбор и ладана, и кадильниц. Есть специальные «паучки» – легкие металлические конструкции, которые крепятся на лампадку. Сверху на них площадка. На нее кладется ладан. От теплоты лампадного огня металл нагревается – и ладан начинает благоухать. Есть специальные стационарные кадильницы – глиняные, фарфоровые, металлические. Для них нужен уголек. Он зажигается, кладется в кадильницу, сверху кладутся кусочки ладана. В крышечке данной кадильницы есть специальные отверстия для дыма. Можно зажигать кадильницы перед молитвой, можно пройтись с Иисусовой или любой другой молитвой по дому, наполняя его комнаты сердечным воззванием к Богу, которое возносится в небо так легко, как дым от кадильницы.

Утилизировать сгоревшие угольки нужно следующим образом. Если вы живете в частном доме, желательно сделать в палисаднике или в саду ямку в чистой земле, можно под деревом или кустом, куда вытряхивать пепел (в том числе и кадильный) от сжигания освященных вещей. Можно выбрасывать пепел в проточную воду, в реку. Если вы живете в квартире, то сжигать остатки освященных вещей также целесообразно где-то в парке или на клумбах, потом закапывать пепел в чистую землю. Можно вытряхивать остатки сгоревшего угля в вазоны с комнатными растениями.

От чего хотелось бы предостеречь.

Не нужно превращать весь дом в церковь. Важно понимать, что в доме следует не только молиться, но и жить. Достаточно одного-двух-трех мест в доме, выделенных на духовные нужды. Оставьте пространство в жилище и для себя, для супруга (супруги), детей своих. Все хорошо в меру.

Иерей Андрей Чиженко

Лампада (греч. «светильник ») - это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике. Символическое значение лампады - вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.

Еще в Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда » (Лев. 24:1-4).

В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях - это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает …».

Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.

Для лампадки используют лампадное масло (изначально - оливковое), которое можно купить в церковной лавке в любом храме.

Лампадку можно зажигать только от свечи, с молитвой и благоговением. Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь ».

Святитель Николай Сербский по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:

Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: «Я свет миру » (Ин. 8:12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы «сынами света» (Ин. 12:36).

В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела » (Мф. 5:16).

В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения – всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.

В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.

В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.

В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.

«и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.» (Исход, 30:8 )

Свеча – небольшой светильник, источник лучистого света. Отделение света от тьмы было одним из первых актов творения. В конце времен, когда закончится история спасения, Сам Бог будет Светом (Откр.21:23) нового творения (21:5). Поэтому тема света проходит через все Священное Писание, а специально изготовленные светильники с самого начала ветхозаветного богослужения становятся необходимой принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма.

Светильник, прежде всего, был символом присутствия Божия. Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2Цар.22:29). Свет лампады или свечи символизирует также светлое, радостное и теплое моление к Богу . Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает (Прит.13:9). В ветхозаветное время в качестве светильников использовались небольшие сосуды с оливковым маслом и фитилем из льна.

Время появления свеч в качестве светильников не удается установить документально. Технология изготовления свеч постепенно менялась. От трубки, наполненной жиром с нитяным фитилем внутри до классической восковой церковной свечи – путь в несколько веков.

Согласно церковному преданию, в апостольский век в первых христианских общинах использовались свечи. Они имели не только молитвенно-символическое значение, но и использовались для освящения дома, потому что богослужения часто совершались ночью. В тех местах новозаветных священных книг, где упоминаются светильники, речь может идти и о свечах. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников (Деян.20:8). Постепенно формировался богослужебный обряд новозаветной Церкви. Устав закрепил использование светильников (в том числе и свеч) при совершении литургии и других служб суточного круга. Тертуллиан писал: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разогнать мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

Пламя свечи, горящей во время богослужения, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Чем больше света, тем больше радости. Поэтому чем торжественнее церковный праздник, тем больше возжигается в храме свечей

Святой Серафим Саровский о возжигании лампад и свечей.

«А для чего я зажигаю так много лампад и свечей пред святыми иконами Божиими, хотите вы знать. Вот для чего: я имею многих усердствующих ко мне и благотворящих мне и сиротам моим людей. Вот они мне и елей, и свечи приносят и просят помолиться за них, то, когда я начинаю правило мое, поминаю их единожды сначала, и так как по множеству имен я на каждом месте во время правила моего, где бы следовало, их еще повторять уже не могу, потому что и времени недостало бы мне на совершение моего правила; то я и ставлю все эти свечи за них в жертву к Господу – за иных одну свечу, а за иных за несколько человек одну побольше свечу ставлю, за иных же постоянные лампады теплю пред Господом, и где следует на правиле поминать, так говорю: «Господи, помяни всех тех людей рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий сии свечи и лампады».

А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка или так простое, ни на чем Божественном не основанное, усердие мое собственное, то я вам приведу слова Божественного Писания в подкрепление. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголющего к нему: « Моисее, Моисее, скажи брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кадило во дни и в нощи – потому, что это угодно Мне и жертва благоприятна Мне есть . »

Так вот, ваше Боголюбие, для чего Святая Церковь Божия приняла в обычай возжигать и в церквах, и в домах верных христиан кандила, или лампады, пред святыми иконами Господа и Божией Матери, и святых ангелов Божиих, и святых Божиих людей, богоугодивших Господу Богу. А это зачем-де свечи возжигаются и что такое значат эти свечи? То в этом случае свечами знаменуются поленницы дров, коими священники обязаны были при скинии и в храме Божием содержать вечно неугасаемый огонь, подкладывая непрестанно к нему дрова. Так-то, ваше Боголюбие, поминая убогого Серафима, вы и сами творите».

Святой старец Павел Таганрогский всегда советовал приходящим к нему зажигать дома лампады перед иконами, не жалея для этих целей хорошее масло. Вот отрывок из его жития, составленного послушницей блаженного Марией Цурютиной по рассказам знавших его людей: “ Старец Павел спросил меня «Горит у тебя лампадка там, где ты служишь?»- «Нет, батюшка даже и лампадки у меня нет« Тогда старец дал мне лампаду, масла, свечей и ладану Когда возвратилась домой и зажгла лампаду, то
на душе у меня сделалась такая радость, какой я не испытывала во всю свою
жизнь Через несколько времени я опять пришла к старцу Павлу, и он оставил
меня навсегда жить у себя».

Келия старца Павла вся была уставлена св. иконами, пред которыми стояла деревянная скамейка, а на ней стояли кувшины, наполненные песком, куда были вправлены большие ставники (свечи), горевшие день и ночь, горели пред иконами также и лампады.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его

Мы зажигаем лампады перед святыми образами, как видимое выражение огня нашей любви к Господу и к ближнему , от всего нашего чистого сердца. Если же приносишь жертву, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь, то напрасна и жертва твоя Богу: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24). Нельзя истинно любить Господа, не любя своих близких.

1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве Гурьянова Лилия

Свеча и лампада

Свеча и лампада

– А где у свечки перед?

А зачем для молитвы зажигать лампаду или свечу? Почему именно церковную?

Свеча – это тот же костер, на котором в ветхозаветные времена приносились жертвы. Только сейчас мы сжигаем на нем не жертвенных животных, а свое собственное сердце. Это бескровная жертва Нового Завета.

Горящая свеча – символ нашей любви к святому, которому мы посвящаем ее. Если любви нет, зажги хоть десяток свечей, смысла это иметь не будет.

Свеча означает и вечный свет, которым просиял святой великомученик Пантелеимон, и в котором он сейчас пребывает; это свет его жизни, который светит нам.

Свеча – это его пламенная любовь к Богу и к нам, за кого он день и ночь молится у престола Божия.

«157. Молясь, делайте все разумно. Когда подливаете масла в лампаду, тогда представляйте, что Жизнедавец каждый день и час, каждую минуту жизни вашей поддерживает вашу жизнь Духом Святым, и как бы ежедневно чрез сон в телесном, а чрез молитву и слово Божие в духовном отношении, вливает в вас елей жизни, которым горит ваша душа и тело. Когда ставите свечу пред иконою, вспомните, что жизнь ваша есть как бы горящая свеча: догорит и потухнет; или что иные заставляют ее гореть скорее, чем следует, страстями, многоядением, вином и другими удовольствиями».

Какие свечи покупать и сколько? Ни Богу, ни святому Пантелеимону мое приношение ни к чему. Если я гордо водружаю на подсвечник большую и дорогую свечу, а рядом старушка смиренно пристраивает самую дешевую свечку, угадайте с трех раз, чей дар будет принят – ее или мой? (Подсказка: ключевые слова в предыдущей фразе – «гордо» и «смиренно», а вовсе не «дорогую» и «дешевую».)

Если в храме имеется подсвечник перед иконой целителя Пантелеимона, то свечу можно поставить на свободное место в нем. Бывает, все ячейки подсвечника заняты, тогда просто положите рядом или в коробочку возле – и вашу свечку поставят, когда освободится место. Если подсвечника возле иконы нет, то можно поставить свечу «о здравии» к «празднику», то есть к иконе, лежащей в центре храма, либо к иконе всех святых.

Зажжем свечу перед иконой, перекрестимся и мысленно попросим: «Святой целитель Пантелеимон, моли Бога о мне, грешном (или о том, за кого просишь)».

Связанных со свечами предрассудков и невесть откуда взявшихся обрядов очень много. Кто-то пугается, когда его свечка потухает. Другому не по себе делается, если с нее обильно стекает и застывает воск. «Не принимает мою жертву», – шепчут испуганно. Как-то раз меня сурово отчитали за то, что поднесла нижний конец свечи к огню другой, зажженной – мол, ворожба это. Да никакая не ворожба, что за ерунда! Слегка расплавьте низ, и свеча встанет прочно и ровно.

Бывает, что человек пристально следит, чтобы его свеча непременно догорела до конца, ее не сняли бы с подсвечника «раньше времени». И уж настоящая скорбь охватывает, когда видят, что подсвечник полностью занят, ставить некуда, и приходится оставить свечу незажженной.

Все это несущественно. Мы принесли свой дар, свою просьбу, свою молитву – и если с чистым сердцем принесли, то она принята. А сколько процентов от нашей свечки сгорит, зажгут ее именно на этой службе, пред нашими ревнивыми очами, либо назавтра – честное слово, совершенно неважно.

Дома свечу нужно тоже поставить на подсвечник. Удобные подсвечники для церковных свечей продаются в иконных лавках.

Домашняя лампада вешается на специально купленном либо самодельном кронштейне (подвесная) или ставится на полочку с иконами (настольная). Лампадное масло продается в церковных лавках. Если оставлять лампаду гореть постоянно (многие, и я в их числе, обычно так и поступают), то полулитра масла хватает примерно на 10 дней. Понятно, что оставлять без присмотра можно только лампаду с хорошо отрегулированным фитилем. Огонек должен быть совсем маленьким, без единого намека на буйный язычок пламени. Для этого аккуратно подтягиваем фитилек до нужной длины. В качестве фитиля можно использовать скрученный кусочек бинта или хлопчатобумажные нитки мулине.

Нагар с фитиля – если масло качественное – достаточно снимать один раз в день, можно пальцами или тряпочкой.

Лампада возле икон совершенно меняет атмосферу комнаты и даже всей квартиры. Лежишь в постели, больная и несчастная, в комнате темно, и лишь лампадка мягко освещает лики икон и разгоняет мрак – в душу нисходят покой и утешение.

Попробуйте, зажгите дома лампаду. Не пожалеете.

Из книги Легенды о Христе автора Лагерлеф Сельма

Свеча от Гроба Господня Много, много лет тому назад, когда Флоренция только что была провозглашена республикой, жил в ней человек по имени Раниеро ди Раниери. Он был сын оружейного мастера и знал ремесло своего отца, но не очень-то любил его.Этот Раниеро был необыкновенно

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Свеча Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не

Из книги «Несвятые святые» и другие рассказы автора Тихон (Шевкунов)

Из книги Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика автора Штайнзальц Адин

Свеча тьмы «Разве день Г-сподень не мрак, а свет? Он - тьма, и нет в нем сияния»Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика- Если у вас нет возражений, давайте поговорим о тьме. - А что, разве о свете мы уже говорили?- Нет, не говорили. А почему вы спрашиваете? Вы

Из книги 33 предмета, необходимых для счастливой и здоровой жизни автора Блаво Рушель

Восковая церковная свеча Первое, что вам, дорогие читатели, может прийти в голову при виде заголовка этого раздела: при чем тут церковная свеча, когда мы говорим о том, что написано в рукописи курумчинских кузнецов - древней цивилизации, существовавшей тогда, когда

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

5. Свеча на подсвечнике (4:21–25) И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? 22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. 23

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора

Учитель и свеча (Хинг Ши) Хинг Ши нередко рассказывал своим ученикам о человеке, который был его Учителем. Однажды, когда ученики спросили Хинг Ши о том, какие слова и наставления оставил ему Учитель перед тем, как попрощаться навсегда, Хинг Ши ответил:– Учитель сказал мне:

Из книги Угреша. Страницы истории автора Егорова Елена Николаевна

Свеча Пришла женщина в храм, приобрела свечу, уверенно зажгла её и поставила в подсвечник. Но как только начала читать молитву, та погасла. Женщина смутилась, снова зажгла огонёк и аккуратно поставила её на место. Не успела произнести даже нескольких слов, как огонёк снова

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Из книги Легенды о Христе автора Лагерлеф Сельма

Угрешская свеча Угреша изначальная В лесу осеннем тишина Необычайна, В ней будто бы заключена От века тайна. И только слышится едва Легчайший шорох: С деревьев падает листва В душистый ворох. Я восхожу лесной тропой На холм высокий, Где дремлет ветер в золотой Траве

Из книги Храм – дом божий автора Плюснин Андрей И.

Угрешская свеча 1 В небе синем колокольня стройная - Белая Угрешская свеча. На Угреше звоны колокольные Как – то по – особому звучат. Издалече слышно величавое Благовестье мощное: «До – о – он! До – о – он!», Исчезают помыслы лукавые, Взор к Творцу Вселенной

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

Свеча молитвы Гори, гори, свеча молитвы, И разгорайся всё сильней, Чтоб сети дьявольской ловитвы Не увлекли души моей. Гори, гори, свеча молитвы! Светись, светись, лампада сердца, Любовью к Богу всё сильней, Внимай созвучьям горних скерцо, Забыв о ропоте страстей. Светись,

Из книги автора

Угрешская свеча Подмосковная Угреша, где мне посчастливилось родиться и жить, имеет древнюю и славную историю. Названию «Угреша» около 2000 лет и происходит оно от финно – угорского названия левого притока Москвы – реки, которое означает «луговая река». В VII веке здесь

Из книги автора

Свеча от Гроба Господня Много-много лет тому назад, когда Флоренция только что была провозглашена республикой, там жил один человек, по имени Раньеро ди Раньери. Он был сын оружейного мастера и хотя знал отцовское ремесло, но неохотно занимался им.Этот Раньеро отличался

Из книги автора

Свеча церковная Церковная свеча – это символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой являет теплоту любви ко Господу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь.Так как свеча

Из книги автора

«Вратарница» («Неугасимая Свеча») Эту же икону иногда называют Угличской, так как она прославилась в Алексеевском монастыре города Углича в 1894 году. 6 июля этого года в Углич приехал петербургский купец, который долго болел серьёзной болезнью. Купец рассказал настоятелю,