Диссертант: Лазарев Михаил Львович. Дородовое обучение: обоснование метода (М.Л.Лазарев) - BabyPlus RUSSIA Система пренатального (дородового) обучения пренатальное воспитание (педагогика) и обучение до рождения baby plus Лазарев михаил львович программа

Разделы: Работа с дошкольниками , Спорт в школе и здоровье детей

Анализ состояния здоровья детей находится в центре внимания надо сказать, что внимание к проблемам охраны материнства и детства в последние годы усилилось.

2004-2005 учебном году наш детский сад стал экспериментальной площадкой по внедрению программы М. Л. Лазарева «Здравствуй».

Автор программы – М. Л. Лазарев руководитель «Лаборатории формирования здоровья детей» Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор, действенный член Академии педагогических и социальных наук.

Курс «Здравствуй» – составной компонент программы «Планеты здоровья», представляющий собой единую образовательную линию в области формирования здоровья детей – пренатального возраста до старших классов школы.

В практической плане курс отличается:

  • циклическим ежегодным повторением тем;
  • алгоритм и техникой ежедневного, ежемесячного и ежегодного межфункционального тренинга;
  • связью оздоровительного материала, используемого в дошкольном периоде, с материалом применяемым в предыдущие и последующие периоды онтогенеза.

«Здравствуй» – название программы формирования здоровья дошкольников. В нем звучит приветствие ребенку, приглашение его в мир. Кроме того, это символ единства духовной и физической составляющих здоровья, символ личностного начала в оздоровительной деятельности. В названии программы подчеркивается отношение к здоровью как к феномену культуры. Поэтому для названия программы здоровья детей России взято исконно русское слово. В названии также показана главная цель программы: на личностном уровне научить ребенка любить себя.

Данная программа направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Её цель – помочь педагогам и родителям в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста организовать оздоровительную работу, связанную с формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Поэтому реализация курса «Здравствуй» предполагает коллективное участие родителей и всех сотрудников детского сада.

В связи с этим, прежде чем начать работу с детьми, были проведены семинары для родителей в каждой возрастной группе. Кроме этого в родительских договорах были вписаны дополнения по пункту 2.1. (обучение ребенка по программе) о реализации данной программы и получено на это согласие родителей.

1 этап – первичная диагностика (сентябрь). Малая Здравиада по 7 номинациям.
2 этап – оздоровительный тренинг (октябрь-апрель).
3 этап – вторичная диагностика (май).
4 этап – летняя оздоровительная работа.
Ежегодно в начале учебного года коллектив детского сада совместно с родителями проводит малую Здравиаду.

Малая Здравиада

Персонажи: Здравик, Огник, Ростик, Орси, Яник, Вита, Йоник, Капелия.

Цели:

  • формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни;
  • выявление и формирование у детей функционального профиля личности;
  • развитие быстроты реакции, ловкости;
  • воспитание силы воли, дружбы, честности.

ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит песня «Здравствуй Здравиада». Участники соревнований входят в зал под музыку, делают два круга по периметру и встают в одну шеренгу.

Звучит песня Здравика. Вбегает Здравик (Приложение 1 , фото 1):

– Здравствуйте дорогие участники и гости Здравиады. Я думаю, что вы все узнали меня… Правильно Я – Здравик. Я прилетел к вам с планеты Семитония. Мне сообщили, что сегодня у вас проходит Здравиада. Это игры, в которых одновременно могут состязаться и ребенок и взрослый. Вы сегодняшние участники состязаний, открываете малую Здравиаду в вашем саду. Каждый ребенок на вашей планете тоже хочет быть здоровым, сильным и смелым. Ведь:

Веселый смех – это здоровье
Красивые глаза – это здоровье
Стройная фигура – это здоровье
Хорошая память – это здоровье
Светлый ум – это здоровье
Улыбка – это здоровье
Красивый чистый голос – это здоровье.

Для поднятия флага Здравиады приглашаются дети, которые в этом году ни разу не болели.

– На поднятие флага Здравиады – Равняй! (звучит гимн Здравиады, дети стоят по стойке смирно) . Осеннюю Здравиаду считаю открытой! К вам на праздник прилетел не один, со мной пришли все мои друзья, давайте их встретим.

Звучит песня «Здравствуй Здравиада», в зал входят все герои Семитонии.

– Здравствуйте ребята!
– Я – Огник, я выберу самого сильного (Приложение 1 , фото 2)
– Я – Орси, я выберу самого активного (Приложение 1 , фото 3)
– Я – Яник, я выберу самого внимательного (Приложение 1 , фото 4)
– Я – Ростик, я выберу самого умного (Приложение 1 , фото 5)
– Я – Йоник, я выберу самого выносливого (Приложение 1 , фото 6)
– Я – Капелия, я выберу самого аккуратного (Приложение 1 , фото 7)
– Я – Вита, я выберу самого музыкального (Приложение 1 , фото 8)

– Желаю всем вам успех и побед над собой.

Герои подходят к участникам соревнований (каждый берет по три участника) и проходят на свои сектора. По условному сигналу надо приступить к соревнованиям.

1-й сектор – «Страна Пламинии»
2-й сектор – «Страна Орсия»
3-й сектор – «Страна Светия»
4-й сектор – «Страна Ростия»
5-й сектор – «Страна Эфирия»
6-й сектор – «Страна Акватония»
7-й сектор – «Страна Витония»

После прохождения всеми участниками всех секторов, дети возвращаются в спортзал, их встречает Здравик.

– Ребята, пока мои друзья подводят итого нашей Здравиады перед вами выступят юные скрипачи под руководством педагога музыкальной школы. Следующее выступление юных гимнасток под руководством тренера спортивной школы.

Под музыку входят герои Семитонии и награждают участников соревнований. Здравик награждает Мисс Здоровья и Мистера Здоровья.

– Наша Здравиада закончилась.

В заключение герои программы танцуют прощальный танец.

Более 100 лет ученые-морфологи доказали, что мозг каждого человека в дородовый период жизни обладает безграничными возможностями, но уже к рождению они частично угасают. Часть нейронов головного мозга просто атрофируется и отмирает за ненадобностью. Но если развивать, обучать и воспитывать детей до рождения, то мозг сохраняет свои функции и наделяет таких детей уникальными способностями. С помощью музыки, маминого голоса, специальных упражнений происходит сохранение и развитие возможностей мозга ребёнка ещё до его рождения, стимулируется его двигательную активность. Немаловажно и то, что улучшается самочувствие самой беременной женщины, она с радостью готовится к родам и воспитанию здорового ребёнка. Музыка – это неотъемлемая часть жизни любого человека, она является незаменимым другом в любой ситуации, успокаивает наши нервы и создает оптимистическое настроение. Какую же роль музыка играет в воспитании детей? Как доказано многими учеными психологами музыкальное воспитание детей влияет не только на умственное развитие, но и на их формирование мировоззрения.

Музыкальное воспитание детей – это процесс, который осуществляется на протяжении всего периода развития ребенка, что формирует его культурный и интеллектуальный уровень. Музыкальное воспитание детей должно начинаться с самого раннего возраста, ребенку необходимо давать слушать музыку разных стилей и направлений, это сформирует его мировоззрение в музыкальном мире и даже в некоторой степени сформирует его вкусы в данной области.

Воспитание ребенка до рождения требует ответственности и трепетной осторожности от будущих родителей, начиная от выбора метода, которым вы будете проводить дородовое воспитание и заканчивая средствами реализации этих методов. Чрезвычайно полезным для будущих мам будет прочтение книги «Мамалыш», в которой подробно и понятно изложены основы воспитания еще не родившихся детей. Например, музыкальное воспитание детей давно используется мамами и педиатрами как до рождения, так и после него. Воспитание малыша музыкой это один из самых успешных методов развития мозга малыша и становления его психики. Дети реагируют на музыку гораздо восприимчивее и активнее чем взрослые. Михаил Львович Лазарев автор известнейшей методики воспитания детей в дородовой период рекомендует музыкальное воспитание детей всем мамам, даже если они не планируют для своего малыша будущее, связанное с музыкой. Музыка положительно действует на общее состояние здоровья маленьких детей и взрослых людей, учеными доказано, что каждая клетка организма человека откликается на звуки музыки. Так же Михаил Львович Лазарев проводил множественные исследования, которые помогли ему понять всю пользу, которую воспитание малыша музыкой внесет в его последующие рост и развитие. Удачным примером методики музыкального развития плода является методика сонатал, которую попробовали множество семей и остались довольными результатами ее применения. Вкладывать силы в здоровый рост, гармоничное развитие и воспитание малыша стоит еще до его рождения, для этого будущим родителям нужно читать много качественной литературы и ответственно относиться к выбору авторов книг. К сожалению, многие современные родители считают, что воспитание начинается через определенное время после рождения ребенка, когда он осознает окружающий мир, знакомится с ним. Тем самым родители теряют огромный промежуток времени на протяжении всей беременности и первых месяцев жизни ребенка, оставляя природе первоначальное развитие, это неверно в корне. Методика сонатал единственная в своем роде и воспитание ребенка до рождения с ее применением - отличный выбор хорошего родителя.

Михаил Лазарев - действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор Международной академии наук и искусств, руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава.

Родоначальник идей пренатального воспитания в России и основатель первой пренатальной школы при врачебно-физкультурном диспансере № 4 г. Москвы в 1984 году.

Обладатель патента на музыкальный пояс для беременных женщин «Маматоник», позволяющий будущему ребенку производить собственные музыкальные звуки и с их помощью общаться с мамой.

Автор программы раннего развития детей с помощью музыки «Интоника», а также музыкальных программ формирования здоровья дошкольников «Здравствуй!», младших школьников «Цветок здоровья». Программы рекомендованы Министерством образования и науки РФ.

Михаилом Лазаревым написано более 1000 детских песен в созданном им музыкальном жанре «Музыка материнства и детства».

Сонатал - музыка рождения (от лат. sonus - звук, natal - рожденный). В нём используются три фактора воздействия музыки на организм человека: психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образы); физиологический (функциональный трениг единого организма «мать-плод»); вибрационный (воздействие на процессы тканевого обмена в организме плода и матери, с целью активизации в них различных биохимических процессов).

Основой музыкального воздествия в методе является голос (пение) будущей мамы. Сюда включаются и другие виды музыкальной деятельности: рисование и движение под музыку (танец, ритмическая гимнастика), игра на музыкальных инструментах, активное слушание музыки.

Метод направлен на обучение беременной женщины навыкам общения с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на улучшение самочувствия самой беременной женщины, подготовку ее к родам и воспитанию здорового ребенка.

Сонатал открывает новую страницу в истории музыки и закладывает основы для создания особой музыкальной субкультуры - музыки материнства и детства (музыки для еще не родившегося ребенка и ребенка раннего возраста).

Сонатал воплощает новую философию здоровья, предполагающую гармонизацию развития ребенка, начиная с пренатального возраста, с помощью музыки, способствует снятию жизненных стрессов и оздоровлению женщин с помощью музыкальных программ, пения и танца.

Метод «Сонатал» разработан в рамках нового направления или типа образования, которое названо пренатально-ориентированным образованием. Это образование предполагает накопление ребенком до рождения определенного информационного опыта, на котором в дальнейшем строится все последующее образование.

В основе метода «Сонатал» лежит идея о том, что во время беременности очень важно слушать музыку и петь. Даже если у вас нет голоса.

Песенные программы, по мнению Лазарева, способны оказывать регулирующее действие на сенсорные системы организма и кардиореспираторные процессы. Эти программы были названы кардиосенсорными. Песня оказывает воздействие на левое (смысл) и правое (образ) полушария, вызывает определенное эмоциальное состояние, влияет на функцию внешнего дыхания ребенка. Воздействие музыкой происходит в особом темпоритме и в определенное время суток.

Метод поющего дыхания влияет на показатели здоровья и развития ребенка после рождения. У беременных женщин улучшается психоэмоциональное состояние, снижается уровень тревожности, улучшается состояние здоровья, лучше протекают роды, улучшается лактация. Мамы, прошедшие метод «Сонатал» глубже и лучше понимают своего ребенка.

Сами дети рождаются физиологически и эмоционально более зрелыми, опережают сверстников по всем психическим и психомоторным реакциям, более внимательны, любознательны, отличаются хорошей памятью, меньше болеют, любят танцевать, лучше спят, много и с удовольствием рисуют.
ЦВЕТОНИК

«Цветоник» - это цветомузыкальная программа по самому раннему развитию ребенка.

Она открывает перед вашим ребенком мир красоты и гармонии, в котором малыш будет не простым зрителем, а самым настоящим волшебником. Он сможет создавать свою цветную музыку жизни.

Программа включает:

1. Книгу для детей «Школа музыкальных волшебников».

2. Песенный цикл «Цветоника».

3. Комплект игровых пособий «Цветные нотки».

Программа сенсорной цветомузыкальной гимнастики с комплектом игровых пособий «Цветные нотки» (для детей от 0 до 3-х лет и старше)

ПЕНИЕ И ЧТЕНИЕ – С РОЖДЕНИЯ!

1. Книга «Школа музыкальных волшебников»

Книга состоит из сказок, которые с первых дней жизни знакомят детей с семью цветами радуги и семью нотами гаммы. Сказки сопровождаются не сложными

Практическими заданиями, направленными на стимуляцию у детей творческой активности, формирование музыкального слуха и навыков художественного

Моделирования (с помощью цвета и звука) явлений окружающего мира.

В том числе, дети в игровой форме знакомятся с клавиатурой фортепиано, подготовить которую очень просто.

2. Песенный цикл «Цветоника»

Песенный цикл дан в книге «Мамалыш, или рождение до рождения». Песенный цикл включает ноты и аудиозапись песен с голосом и фонограммой.

3. Комплект игровых пособий «Цветные нотки»

Игровые пособия направлены как на адаптацию ребенка к окружающей среде, так и на пробуждение в нем творческой активности по созиданию собственных элементов окружающей среды. Пособия формируют у него цветообразные представления, способствуя развитию мотивации двигательной активности, мотивации деятельности, развивающей здоровье, адаптируя его к окружающим условиям.

Пособия сконструированы таким образом, чтобы можно было проводить с ребенком трехмерную цветомузыкальную гимнастику.

При этом каждому из пособий дано свое название, имеющее внутреннюю звуковую или смысловую рифму. Пособия «Дорожка-Цветоножка», «Кружочки-Цветокочки» и «Семитоник-Цветик» предназначены для проведения как горизонтальной, так и вертикальной двигательной гимнастики.

Пособие «Ковер-Цветолет» предназначено для освоения фронтального двигательного интонирования (дополнительно к горизонтальному и вертикальному), для формирования речи, первичных навыков нотослогового чтения, сольфеджирования.

Серия игр, прилагаемых кцветомузыкальному тренажеру «Цветные нотки» выполняет также функцию сенсорной гимнастики, с элементами двигательного, дыхательного и психологического тренинга.
Программа «Здравствуй!»

Программа «Здравствуй!» направлена на оздоровление и Развивающие занятия для детей 2-3 лет - занимаем и развиваем ребёнка дома в детском саду и в семье. Она разработана в лаборатории формирования здоровья детей Российского научного Центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава и имеет Гриф Министерства образования РФ «Допущено к использованию в дошкольных образовательных учреждениях».

Цель программы - помочь педагогам и родителям организовать оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста, сформировать у них мотивацию здоровья и поведенческие навыки здорового образа жизни, воспитать ответственность за свое здоровье, повысить резервы их здоровья.

Программа «Здравствуй!» представляет собой музыкальные уроки здоровья, которые включают обширный сказочный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Программа раннего развития выпущена издательством «Мнемозина» в виде Учебно-методического комплекса (для младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада).

«Здравствуй!» - программа нового поколения и заслуживает особого внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Цели, задачи, содержание данной программы выражают внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Реализация ее главных идей позволит сохранить естественность психического развития ребенка, построить фундамент жизнеутверждающей, созидающей и творческой личности.

Основопологающим в ней является формирование у ребенка – дошкольника позиции признания ценности здоровья.

Программа разработана с учетом оздоровительной направленности в работе детского сада, но может быть использована в любом детском образовательном учреждении, а также в семье.

Главным физиологическим механизмом, на котором основан курс оздоровления служит механизм виброэрации (оптимизации окислительно – восстановительных процессов в тканях организма за счет внутренней вибрации).

Данный механизм возникает при проведении нейтростимуляционной онтогенетической функциональной гимнастики (от греч.нейрон- нерв, лат. тон - звук).

Весь процесс формирования здоровьесберегающей деятельности и становление здоровой личности ребенка построен на диагностике основных психологических и физических параметров. Особенность этой диагностики состоит в том, что в ее проведении принимает активное участие сам ребенок.

Здоровьесберегающую деятельность предлагается проводить в игровой форме.

В программе изложена концепция курса «Цветок здоровья», дан тематический план оздоровительных занятий для учащихся начальных классов, приведены требования к знаниям, навыкам и психофизиологическим качествам, на формировании которых направлен курс.

Воспитание малыша должно проходить в любви и заботе родителей. Именно так, каждый из родителей сможет воспитать хорошего, доброго и отзывчивого человека, который будет ценить, и любить всех своих родных, близких и друзей. Самое главное, чтобы воспитание малыша проводили оба родителя на равных. Но если один из родителей защищает ребенка, а другой ругает, то ничего хорошего из этого не выйдет. Необходимо, чтобы родители воспитывали своего ребенка сообща, но не в постоянной злости, а, наоборот, в любви, нежности и ласке. Во всем должна быть мера. Рекомендуем вам обязательно прочитать книгу «Мамалыш. Рождение до рождения», если вы хотите стать отличными родителями и воспитать своего малыша самым лучшим человеком в мире.

Музыкальное воспитание детей достаточно сложный и многогранный процесс, уделяйте этому процессу достаточное время, и ваш ребенок вырастет человеком с широким мировоззрением, хорошим вкусом, как в музыке, так и в культуре в целом. Музыкальное воспитание детей осуществляется не только в домашних условиях, но и в образовательных учреждениях, таких как детском саду и школе. Нужно обязательно заниматься с детьми дополнительно, музыкальное воспитание детей – это комплексный и совместный процесс, как родителей, так и педагогов. Музыкальное воспитание детей включает важное правило: если ваш ребенок играет на музыкальном инструменте, обязательно помогайте ему и слушайте его игру, чтобы он понимал что все, чем он занимается для вас важно и интересно. Это не просто будет развивать стремление у ребенка, а еще и развивать ваши доверительные отношения. Музыкальное воспитание детей обязательно, но не нужно перегружать ребенка, все должно делаться непринужденно и интересно.

Программа «Здравствуй!» направлена на оздоровление и раннее развитие детей в детском саду и в семье. Она разработана в лаборатории формирования здоровья детей Российского научного Центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава и имеет Гриф Министерства образования и науки РФ «Допущено к использованию в дошкольных образовательных учреждениях». Программа выпущена издательством «Мнемозина» в виде Учебно-методического комплекса (для младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада), 2000-2008.

Цель программы - помочь педагогам и родителям организовать оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста, сформировать у них мотивацию здоровья и поведенческие навыки здорового образа жизни, воспитать ответственность за свое здоровье, повысить резервы их здоровья.

Программа «Здравствуй!» представляет собой музыкальные уроки здоровья, которые включают обширный сказочный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей.

Курс дошкольной подготовки «Здравствуй» предназначен для работы с детьми 3-7-летнего возраста, разработан на основе современных научных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов, написан и систематизирован с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (как здоровых, так и ослабленных), а также из разного уровня их психического развития.

Составляющие УМК «Здравствуй!»: Оздоровительно-развивающая программа, учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ, предшкольная подготовка: для учебно-методическое пособие для педагогов. Книга сказок в четырех частях («Фырка и здравик. Воздушный волшебник. Синяя капелька. Музыкальная радуга здоровья»); Рабочая тетрадь в четырех частях («Я расту. Я дышу. Я закаляюсь. Я пою и говорю»); Книга песен (ноты) в четырех частях. В программу курса входят все необходимые оздоровительные и познавательные элементы, способствующие гармоничному воспитанию и развитию личности ребёнка, формированию у него культуры здорового и безопасного образа жизни. Содержание включает в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Основное внимание автор уделяет сохранению естественности психического развития ребенка, построению прочного фундамента жизнеутверждающей, созидающей и творческой личности. Программа помогает расширить кругозор детей, развить их как физически, так и эстетически. Особая роль отводится музыке, которая является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка. Методическое пособие: Музыкальный альбом для детей и взрослых на двух компакт-дисках «Здоровячок!» - это путешествие с главным здоровячком – Здравиком с Планеты Семитония по разноцветным странам. По дороге дети будут петь и играть в музыкальные игры: Красная страна Пламия – школа движения, оранжевая страна Орсия – школа психологии, желтая страна Светия – школа интеллектуального развития, зеленая страна Ростия – школа питания, голубая страна Эфирия – школа воздушного закаливания и дыхательного развития, синяя страна Акватония – школа закаливания водой, плавания и гигиены, фиолетовая страна Витония – школа речевого и вокального развития.

Курс предшкольной подготовки «Здравик» предназначен для подготовки к школе детей в возрасте 5-6 лет с целью психологической и физической подготовки детей к школьным нагрузкам, обеспечение плавного перехода из дошкольного учреждения в школу. Предшкольный курс «Здравик» может быть самостоятельной программой или преемственной с дошкольной программой «Здравствуй». Дидактический материалпредшкольного курса «Здравик» представляет собой сказки о здоровье, в процессе чтения которых ребенок вместе с педагогом и родителями выполняет несложные задания тренирующие его память, улучшающие речь и концентрацию внимания, расширяющие кругозор, повышающие уровень развития двигательных качеств, формирующие навыки самостоятельной работы. Цветомузыкальное пособие «Цветоник» - это книга-игрушка с цветными мелодиями. Мелодии дети могут сами сыграть на фортепиано (синтезаторе, металлофоне, духовой мелодике и т.д.), на клавиши которого наклеены цветные маркеры-кружочки. Выполняя такие задания, дети смогут закрепить знания о семи цветах радуги и семи нотах гаммы. Материал пособия стимулирует творческую активность, формирование музыкального слуха и навыков художественного цветомузыкального моделирования явлений окружающего мира.

Тест «Здравик» дается в руки ребенку 3-7 лет как инструмент самонаблюдения с целью задействовать ведущие психологические факторы, влияющие на здоровьеразвивающую деятельность, такие как эмоции, мотивация и самосознание]. Тест рассматривается как один из элементов культуры здорового материнства и детства, предполагающей использование специальных здоровьеразвивающих технологий, посредством которых формируется здоровая личность ребенка, начиная с внутриутробного периода.

1. Скоростная выносливость.

2. Память.

3. Звуко-дыхательная проба.

4. Самооценка.

5. Здоровьеустойчивость (отсутствие заболеваний).

Данные тестовые задания выделены на основе наиболее высоких корреляционных связей с другими показателями здоровья и развития детей, выявленных в процессе многолетних исследований.

Каждый из этих тестовых показателей связан с целой группой других показателей развития: скоростная выносливость - с остальными двигательными качествами, росто-весовым индексом; память – с общим кругозором, речью; звуко-дыхательная проба – с остальными показателями функции внешнего дыхания, чистотой интонирования, кардио-респираторным индексом; самооценка – со знанием своего организма, умением анализировать свое состояние, эмоциональным настроем; здоровьеустойчивость – с уровнем иммунитета, состоянием всех органов и систем организма.

Литература

    М.Л.Лазарев. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Здравствуй!». М., «Мнемозина», 2004.

Михаил Львович Лазарев – док­тор медицинских наук, основоположник дородового обучения в России, даёт научное обоснование метода

Более ста лет назад ученые-морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется опреде­ленный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период вну­триутробного развития плода.

С другой стороны, существовала до­стоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определя­ет уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка.

В связи с этим в последние десятиле­тия сначала в Европе, а затем и в США возникли идеи о целесообразности вос­питательного процесса в дородовом периоде жизни человека с целью сохране­ния и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

С конца семидесятых годов появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины - дородовое воспитание.

С созданием новой медицинской ап­паратуры (ультразвук, волоконная опти­ка, гидрофонные акустические системы аудиозаписи) появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.

В 1982 г. японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутроб­но ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный ха­рактер, теряя до 30% своей громкости. Наиболее громким звуком оказался шум работы материнского сердца.

Известно, что у четырехнедельного зародыша уже определяется сердечная пульсация - 145 ударов в минуту, то есть сердце начинает свою деятельность задолго до того, как возникает необхо­димость в его основной - насосной - функции. Пятинедельный зародыш уже реагиру­ет на стимулы. С помощью специальной аппаратуры, позволяющей проникнуть в полость матки, удалось показать, что прикосновения к его тельцу вызыва­ют ответную двигательную реакцию. С восьмой недели развития у плода отмечается бурный рост клеток мозга. С двенадцатой недели лицо зароды­ша начинает приобретать собственные черты и отражать то, что происходит в окружающей среде. В четырнадцать недель плод начинает реагировать на звук. Выявлено, что дети способны внутриутробно воспринимать речевые структуры и определенным образом реагировать на них.

К концу 1980-х годов беременные женщины начали слушать музыку че­рез аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слушали нравящуюся им музыку.

Еще никогда в истории развития человечества между беременной жен­щиной и ее ребенком не было таких осознанных отношений. Но корни этого явления исторически очень глу­боки. Например, в Китае 2000 лет назад практиковали дородовое воздействие на ребенка - беременные женщины ежедневно занимались многочасовым пением; в Японии беременных жен­щин помещали в специальные общи­ны, расположенные в красивой мест­ности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка. До последнего вре­мени в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины подолгу сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религи озные песни. А в Полинезии и сейчас практикуются специальные танцы и ритмические действия с беременными женщинами.

Всемирно известный калифорний­ский врач-акушер Рене Ван де Кар 60 лет занимается разработкой методики работы с беременной женщиной и пло­дом. Он использует тактильное воздей­ствие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяю­щимися односложными словами. По его рекомендации беременные женщины занимаются этим ежедневно в течение 10-20 минут, начиная с середины бере­менности до родов.

Во Франции большую известность получил метод родов Мишеля Адена, который включает в программу подго­товки к родам сеансы хорового пения беременных женщин.

В научных дородовых программах ис­следовались разные подходы к общему элементу - звуковым вибрациям, до­стигающим мозга малыша. Оказалось, что наиболее важным источником запечатляемой информации является постоянное биение сердца. Из всех видов звуков именно сердечный ритм вызывает отклик в человеческом пове­дении: успокаивает плачущего ребенка, увеличивает вес новорожденного, умень­шает время засыпания, является базисом основных психических структур.

С помощью гидрофонных систем уда­лось записать уровень громкости ударов материнского сердца, которое 24 часа в сутки внутриутробно слышит будущий ребенок. Громкость внутриутробных звуков оказалась на 35 децибел выше, чем громкость внешних звуков.

Следующим научным фактом, опре­деляющим значимость сердечных зву­ков, стал тот факт, что сердце будущего ребенка начинает биться через три не­дели после зачатия, а надобность в нем как в моторе возникает только через два месяца.

Американский пренатальный психолог Брент Логан предложил гипотезу о том, что сердечные сокращения будущего ребенка являются первым звуковым генератором, стимулирующим общую пси­хофизиологическую деятельность его ор­ганизма. По мнению Брента Логана, про­стые повторяющиеся вибрации являются основным импринтинговым¹ фактором, стимулирующим деятельность прежде всего нейронных клеток и спасающим от бездействия протомозг, включая те его 90%, которые не включены в работу у нестимулированного будущего ребенка.

Кроме двух перечисленных факторов (значимость звуков материнского сердца и важность наиболее полного включения нейронов мозга в работу до рождения), Брент Логан указывает и третий важный фактор, который еще более усиливает важность дородовой стимуляции. Он описывает исследования, проведенные в Бруклинском университете (Кали­форния, США) неврологом-анатомом К.Даймон. Американская исследова­тельница обнаружила факт увеличения глиальной прослойки нейронов мозга у молодых крысят после стимуляции звуком беременных крыс, от которых родились крысята. Исследования, про­веденные К. Даймон по изучению структуры мозга А. Эйнштейна, также показали увеличение процента глиальных клеток мозга. Отсюда Брент Логан делает вывод, что звуковая стимуляция будущего ребенка не только улучшает функционирование его мозга и способ­ствует дифференциации нейронов, но даже способствует их продуцированию (то есть появлению новых нейронов).

Для того чтобы дать мозгу допол­нительную информацию, Брент Логан предлагает беременным женщинам для прослушивания набор из 16 звуковых программ, представляющих собой за­писи звуков, напоминающих удары материнского сердца (16 вариаций по частоте и ритму). По его программе «Бэйби+» (метод сердечной стимуляции развития плода) прошли пренатальную подготовку более 130 тысяч детей в Ма­лайзии и Индии.

Отметим, что при построении музы­кального метода стимуляции развития будущего ребенка (метода «Сонатал»), учитывались не только особенности развития мозга и способности прена­тального ребенка, но и возможности влияния музыки на человеческий орга­низм. В настоящее время известны три фактора такого влияния:

психолого-эстетический (ассоциа­ции, эмоции, образный ряд);

физиологический (функциональ­ный, с помощью которого можно трени­ровать отдельные функции организма);

вибрационный (вибрации, как физическое явление, оказывают вибра­ционное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы в них).

В качестве доказательств наличия этих факторов можно приводить бесчис­ленные данные из научной литературы.

Так, в Амстердамском медицинском центре были получены данные о том, что спокойная музыка с четким ритмом нормализует дыхание новорожденных. Шведский врач X. Лагеркрану в книге «Неродившийся человек» утверждал, что мозг новорожденного содержит больше нервных клеток, чем мозг взрослого, и что внутриутробно будущий ребенок способен воспринимать не только звуки, но и мелодии, и сказки (отличая их по­сле рождения).

Еще в начале XX века немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер показал, что при воздействии опреде­ленного звука на измельченную ма­терию (песок, стружка) та, находясь на железном листе, принимает ту или иную форму. То есть под воздействием звука материя начинает колебаться и принимать определенную физическую форму. Эти идеи сегодня подтверждены в Зальцбургской лаборатории музыки.

Наблюдения Р. Штейнера дали воз­можность понять, что вибрационный фактор воздействия музыки на орга­низм будущего ребенка является одним из основных музыкальных факторов. Многолетние исследования С. Гуревича и М. Вальчихина (Санкт-Петербург) показали, что для процесса обмена веществ в организме характерны те же частоты, что и частоты колебаний звуков. Например, у фермента, помо­гающего усвоить кислород, частота на два герца ниже ноты фа-диез малой октавы, а расщепляющие глюкозу фер­менты совершают колебания, близкие к ми и соль второй октавы и т.д., то есть ферменты при совпадении собственной частоты с вибрацией звуков как бы «звучат». Те же исследователи считали, что у каждого органа есть своя музы­кальная партитура: дыханию и передаче нервного импульса соответствуют высокие частоты; голодный желудок чувствителен к низкому регистру, сы­тый - повыше и т.д.

Японские ученые городка Цукуба пришли к выводу, что душевное со­стояние человека отражают комбина­ции альфа- и бета-волн, генерируемых мозгом.

Было отмечено, что слышат не только уши, но и каждая клетка. Звуковое колебание прогибает заряженную клеточ­ную мембрану, и механическое действие переходит в электромагнитное, то есть возникает сигнал.

Выяснилось, что при пении самой беременной женщины возникает много физиологических реакций как в орга­низме самой женщины, так и в организ­ме пренатального ребенка. Например: изменение эмоционального статуса жен­щины приводит к поступлению в кровь пренатального ребенка соответствую­щих гормонов; давление диафрагмы на кишечник и полость матки приводит к кинетическому давлению; задержка дыхания при пении - к дозированной гипоксии ребенка, что стимулирует его двигательную активность.

Что же касается психологического фактора воздействия музыки на орга­низм человека, то, как показали экс­периментальные исследования ученых и наш опыт работы, внутриутробный ребенок чутко реагирует на характер музыки и человеческой речи. Уместно здесь привести некоторые наблюдения и замечания женщины (Ирины), кото­рая начала заниматься по программе «Сонатал» на 18-й неделе беременно­сти:

«Я слушала „Моцартиану" Чайковско­го. Это привело к усилению шевеления ребенка. Малыш больше всего двигался, когда звучала арфа, особенно средние и высокие звуки. Обычно он шевелится, когда я ему пою колыбельную»;

«во время интересного разговора мужа со мной плод все время двигался»;

«я слушала по радио русские романсы, ребенок начал шевелиться»;

«я решила проверить реакцию и вы­ключила радио. Сразу почувствовала, что он перестал двигаться»;

«иногда ребенок шевелится, когда я слышу шум воды»;

«когда дочке было 8 месяцев, я за­пела мелодию, которую пела во время беременности. Девочка сразу сосредо­точилась, как будто пыталась что-то вспомнить»;

«ребенку 18 месяцев. Она ежедневно требует все новых и новых мелодий и стихов. И сама сочиняет стихи и музыку».

Как видно из приведенных примеров, музыка позволяет заложить основу для максимально раннего духовного обще­ния матери и ребенка. Кроме обще­психологических феноменов, которые возникают в сознании будущего ребенка и мамы, музыкальное воздействие по­зволяет формировать у пренатального ребенка специфические психологиче­ские феномены, которые ранее не рас­сматривались.

Так, например, через пение песен, со­держащих оздоровительные, развиваю­щие образы, беременная мама формиру­ет у пренатального ребенка мотивацию здорового поведения, проявляющуюся в раннем возрасте (феномен «эмоционального моделирования»). Для самой мамы музыкальные занятия могут быть наилучшим антистрессовым фактором.

Подводя итог вышесказанному, мож­но отметить, что в нашем собственном исследовании представляли огромный интерес как способ импринтинговой стимуляции развития мозга пренаталь­ного ребенка (сердечный метод), так и способ комплексного многофакторного музыкального воздействия с формированием врожденной мотивации здорового поведения (музыкальный метод).

Михаи л Львович Лазарев - действительный член Академии педагогических и социальных наук, док­тор медицинских наук, профессор Международной академии наук и искусств, руководитель лабора­тории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава.

М. Л. Лазарев - основоположник идеи пренаталь ного воспитания в России. В 1984 году им была от­крыта при врачебно-физкул ь турном диспансере № 4 г. Москвы первая школа пренатал ь ного обучения. Он является создателем метода музыкального разви­тия плода «Сонатал», рекомендованного Министер­ством здравоохранения и социального развития РФ. В России и за рубежом этот метод применяется с 1983 года.

М. Л. Лазарев - изобретатель уникального му­зыкального пояса для беременных женщин «Ма матоник», который позволяет будущему ребенку общаться с мамой с помощью производимых им самим звуков.

М. Л. Лазарев написал более 1000 детских песен в созданном им музыкальном жанре «Музыка дет­ства и материнства». Им созданы программы «Интоника» (раннего развития детей с помощью музыки), «Здравствуй!» (формирования здоровья дошкольников), «Цветок здоровья» (формирования здоровья младших школьников). Эти программы имеют гриф Министерства образования и науки РФ «Допущено к применению в образовательных учреждениях».