Материалы для проведения зачетов по темам "показательные уравнения и неравенства", "логарифмические уравнения и неравенства". Решение логарифмических уравнений Логарифмические уравнения вариант 4
При решении логарифмических уравнений и неравенств пользуются свойствами логарифмов, а также свойствами логарифмической функции
y=log a x, a > 0, a 1:
1) Область определения: x > 0;
2) Область значений: yR ;
3) log a x 1 =log a x 2 x 1 =x 2 ;
4) При a>1 функция y=log a x возрастает, при 0 < a < 1 функция y=log a x убывает при всех x > 0, т.е.
a >1 и log a x 1 >log a x 2 x 1 >x 2 ,
0 log a x 2 x 1 < x 2 ;
При переходах от логарифмических уравнений (неравенств) к уравнениям (неравенствам), не содержащим знака логарифма, следует учитывать область допустимых значений (ОДЗ) исходного уравнения (неравенства).
Задачи и тесты по теме "Логарифмические уравнения"
- Логарифмические уравнения
Уроков: 4 Заданий: 25 Тестов: 1
- Системы показательных и логарифмических уравнений - Показательная и логарифмическая функции 11 класс
Уроков: 1 Заданий: 15 Тестов: 1
- §5.1. Решение логарифмических уравнений
Уроков: 1 Заданий: 38
- §7 Показательные и логарифмические уравнения и неравенства - Раздел 5. Показательная и логарифмическая функции 10 класс
Уроков: 1 Заданий: 17
- Равносильность уравнений - Уравнения и неравенства 11 класс
Уроков: 2 Заданий: 9 Тестов: 1
При решении логарифмических уравнений во многих случаях приходится использовать свойства логарифма произведения, частного, степени. В тех случаях, когда в одном логарифмическом уравнении имеются логарифмы с различными основаниями, применение указанных свойств возможно лишь после перехода к логарифмам с равными основаниями.
Кроме того, решение логарифмического уравнения следует начинать с нахождения области допустимых значений (О.Д.З.) заданного уравнения, т.к. в процессе решения возможно появление посторонних корней. Завершая решение, не забудьте проверить найденные корни на принадлежность О.Д.З.
Решать логарифмические уравнения можно и без использования О.Д.З. В этом случае проверка является обязательным элементом решения.
Примеры.
Решить уравнения:
a) log 3 (5х – 1) = 2.
Решение:
ОДЗ: 5х – 1 > 0; х > 1/5.
log 3 (5х– 1) = 2,
log 3 (5х – 1) = log 3 3 2 ,
5х - 1 =9,
х = 2.
Главная цель при работе с предлагаемыми билетами:
- научить учащихся видеть общее в решении соответствующих уравнений и неравенств и различие при записи ответов;
- экономия времени;
- умение ориентироваться в содержании данного материала.
Если первая цель не вызывает вопросов, то экономия времени сразу не чувствуется. Хотя именно нехватка времени и сказалась на структуре билетов. Они составлены по единому принципу. Уравнения и неравенства расположены так, чтобы легче было установить соответствие между ними.
И не смотря на рекомендацию учителя: решать уравнение и сразу же за ним оформлять решение соответствующего неравенства, половина учеников предпочитала сначала решить все уравнения из первого столбца, а потом уж приниматься за решение неравенств. При записи ответа обращать внимание на то, что из-за отсутствия корней у уравнения не следует, что и у неравенства не будет решений.
При сдаче второго зачёта уже таких проблем не возникало, так как у многих сформировалось умение “видеть” и выработались определённые навыки.
В каждом билете материал подобран так, что, кроме, уравнений (неравенств), решаемых по определению и свойствам, даны уравнения (неравенства), решаемые разложением на множители; заменой переменных. И, естественно, повторяется решение квадратных уравнений и неравенств, второй степени.
В билетах всего 26 заданий. Поэтому ученикам предлагались такие нормы:“5” – 26 зад. , “4” – 19–25 зад. , “3” – 14–18 зад. , “2” – менее 14 зад.
Ученик, претендующий на оценку “5”, должен успеть решить за урок все уравнения и неравенства. Первые четырнадцать заданий – это обязательный минимум. Зачёт, конечно, можно и пересдать. Но желательно, чтобы укладывались в отведённое время.
При подготовке к ЕГЭ, когда навыки решения уравнений (неравенств) будут уже сформированы, задания могут быть заменены. Например, такие:
- указать сумму (произведение) корней уравнения;
- указать наименьший (наибольший) корень уравнения;
- найти наименьшее (наибольшее) целое решение неравенства;
- найти сумму (произведение) целых решений неравенства.
Конечно, каждый учитель может сам дополнить этот список. В зависимости от класса возникает необходимость на одни задания обратить больше внимания, на другие – меньше.
Билеты могут быть использованы как для зачётов, так и для самостоятельных работ. Каждый билет состоит из двух блоков: базовый уровень (1 уровень) и повышенный (2 уровень). Блок состоит из двух частей: уравнения и неравенства, которые разделены на два столбца, чтобы ученику легче было устанавливать соответствие между ними.
Ниже приведено по шесть вариантов билетов по каждой теме. К ним даны ответы.
Приложение 1. Логарифмические уравнения и неравенства.
Приложение 2 . Показательные уравнения и неравенства.
Приложение 3. Ответы к билетам по алгебре и началам анализа.
Логарифмические уравнения их типы и методы решения Концентрация внимания: Концентрация внимания равна N . N = (число верных ответов) х 0,125 х 100%. Запишите частный случай формулы перехода к логарифму другого основания Запишите формулу перехода к логарифму другого основания Чему равен логарифм степени числа и основания? Чему равен логарифм степени основания? Чему равен логарифм степени числа? Чему равен логарифм частного? Чему равен логарифм произведения? Сформулируйте определение логарифма О т в е т В о п р о с к р о с с – о п р о с
Рассмотрим взаимное расположение графика функции y = log a x (a > 0, a ≠ 1) и прямой y = b . y = log a x (a>1) y x 0 y = log a x (0
Логарифмические уравнения их типы и методы решения ВЫВОД: График функции y = log a x (a > 0, a ≠ 1) и прямая y = b пересекаются в единственной точке, т.е. уравнение log a x = b, a > 0, a ≠ 1 , x > 0 имеет единственное решение x 0 = a b .
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Уравнение log a x = b , a > 0 , a ≠ 1 , x > 0 называется простейшим логарифмическим уравнением. Логарифмические уравнения их типы и методы решения Пример:
Типы и методы решения логарифмических уравнений. ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Логарифмическими называются уравнения, содержащие неизвестную под знаком логарифма или в основании логарифма (или и то и другое одновременно). Логарифмические уравнения их типы и методы решения
Типы и методы решения логарифмических уравнений. ДОПОЛНЕНИЕ: При решении логарифмических уравнений необходимо учитывать: область допустимых значений логарифма: под знаком логарифма могут находиться только положительные величины; в основании логарифмов - только положительные величины, отличные от единицы; свойства логарифмов; действие потенцирования. Логарифмические уравнения их типы и методы решения
Логарифмические уравнения их типы и методы решения Типы и методы решения логарифмических уравнений. 1) Простейшие логарифмические уравнения. Пример №1 Ответ: Решение:
Логарифмические уравнения их типы и методы решения Типы и методы решения логарифмических уравнений. 2) Логарифмические уравнения, сводящиеся к простейшим логарифмическим уравнениям. Пример №1 Ответ: Решение:
Логарифмические уравнения их типы и методы решения Типы и методы решения логарифмических уравнений. 2) Логарифмические уравнения, сводящиеся к простейшим логарифмическим уравнениям. Пример №2 Ответ: Решение:
Логарифмические уравнения их типы и методы решения Типы и методы решения логарифмических уравнений. 2) Логарифмические уравнения, сводящиеся к простейшим логарифмическим уравнениям. Пример №3 Ответ: Решение:
Логарифмические уравнения их типы и методы решения Типы и методы решения логарифмических уравнений. 2) Логарифмические уравнения, сводящиеся к простейшим логарифмическим уравнениям. Пример №4 Ответ: Решение:
Логарифмические уравнения их типы и методы решения Типы и методы решения логарифмических уравнений. 3) Логарифмические уравнения, сводящиеся к квадратным уравнениям. Пример №1 Ответ: Решение:
Логарифмические уравнения их типы и методы решения Типы и методы решения логарифмических уравнений. 3) Логарифмические уравнения, сводящиеся к квадратным уравнениям. Пример №2 Ответ: Решение: В найденной области допустимых значений переменной x преобразуем уравнение, используя свойства логарифмов. С учётом области допустимых значений получим: 10; 100
Логарифмические уравнения их типы и методы решения Типы и методы решения логарифмических уравнений. 4) Логарифмические уравнения, сводящиеся к рациональным уравнениям. Пример №1 Ответ: Решение: Вернёмся к переменной х
Логарифмические уравнения их типы и методы решения Типы и методы решения логарифмических уравнений. 4) Логарифмические уравнения, сводящиеся к рациональным уравнениям. Пример №2 Ответ: Решение: В найденной области допустимых значений переменной х преобразуем данное уравнение и получим: Вернёмся к переменной х:
Логарифмические уравнения их типы и методы решения Типы и методы решения логарифмических уравнений. 5) Логарифмические уравнения с переменной в основании и под знаком логарифма. Пример №1 Ответ: Решение: В найденной области допустимых значений переменной х преобразуем уравнение и получим: С учётом области допустимых значений переменной х получим:
Логарифмические уравнения их типы и методы решения Типы и методы решения логарифмических уравнений. 5) Логарифмические уравнения с переменной в основании и под знаком логарифма. Пример №2 Ответ: Решение: В найденной области допустимых значений переменной х уравнение равносильно совокупности: С учётом области допустимых значений переменной х получим: 5;6.
Логарифмические уравнения их типы и методы решения
1 вариант
- 1. Найдите произведение корней уравнения: log π (x 2 + 0,1) = 0
1) - 1,21; 2) - 0,9; 3) 0,81; 4) 1,21.
- 2. Укажите промежуток, которому принадлежат корни уравнения log 0,5 (x - 9) = 1 + log 0,5 5
1) (11; 13); 2) (9; 11); 3) (-12; -10); 4) [ -10; -9 ].
- 3. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения log 4 (4 - х) + log 4 x = 1
1) (-3; -1); 2) (0; 2); 3) [ 2; 3 ]; 4) [ 4; 8 ].
- 4. Найдите сумму корней уравнения log √3 x 2 = log √3 (9x - 20)
1) - 13; 2) - 5; 3) 5; 4) 9.
- 5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения log 1/3 (2х - 3) 5 = 15
1) [ -3; 2); 2) [ 2; 5); 3) [ 5; 8); 4) [ 8; 11).
- 6. . Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения lg (х + 7) - lg (х + 5) = 1
1) (-∞; -7); 2) (-7; -5); 3) (-5; -3); 4) (0; +∞).
- 7. Решите неравенство log 3 (4 - 2х) >= 1
1) (-∞; 0,5 ]; 2) (-∞; 2 ]; 3) [ 2; + ∞); 4) [ 0,5; + ∞).
- 8. Решите неравенство log π (3х + 2) <= log π (х - 1)
1) (-2/3; + ∞); 2) (-∞; - 2/3 ]; 3) [ -1,5; - 2/3 ]; 4) решений нет.
- 9. Решите неравенство log 1/9 (6 - 0,3х) > -1
1) (-10; +∞); 2) (-∞; -10); 3) (-10; 20); 4) (-0,1; 20).
- 10. Найдите число целых отрицательных решений неравенства lg (х + 5) <= 2 - lg 2
1) 5; 2) 4; 3) 10; 4) ни одного
2 вариант
- 1.Найдите произведение корней уравнения: lg (x 2 + 1) = 1
1) - 99; 2) - 9; 3) 33; 4) -33.
- 2. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения log 4 (x - 5) = log 25 5
1) (-4; -2); 2) (6; 8); 3) (3; 6); 4) [ -8; -6 ].
- 3. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения lоg 0,4 (5 - 2х) - lоg 0,4 2 = 1
1) (-∞; -2); 2) [ -2; 1 ]; 3) [ 1; 2 ]; 4) (2; +∞).
- 4. Найдите сумму корней уравнения lg (4x - 3) = 2 lg x
1) - 2; 2) 4; 3) -4; 4) 2.
- 5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения log 2 (64х²) = 6
1) [ 5; 7]; 2) [ 9; 11 ]; 3) (3; 5); 4) [ 1; 3 ].
- 6. . Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения lоg 2 (х - 1)³ = 6 log 2 3
1) [ 0; 5); 2) [ 5; 8); 3) [ 8; 11); 4) [ 11; 14).
- 7. Решите неравенство log 0,8 (0,25 - 0,1х) > -1
1) (-∞; 2,5); 2) (-10; 2,5); 3) (2,5; + ∞); 4) (-10; + ∞).
- 8. Решите неравенство log 1,25 (0,8х + 0,4) <= - l
1) (-0,5; + ∞); 2) (-∞; - 0,5 ]; 3) (-0,5; 0,5 ]; 4) (-2; 2 ] .
- 9. Решите неравенство log 10/3 (1 - 1,4х) < -1
1) (0,5; +∞); 2) (-∞; 0,5); 3) (1,4; 2); 4) (0,5; 5/7).
- 10. Найдите число целых решений неравенства lоg 0,5 (х - 2) >= - 2
1) 5; 2) 4; 3) бесконечно много; 4) ни одного.
Ключ
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | B1 | B2 | C1 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1вариант | 2 | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 | 1 | 4 | 3 | 2 |
2 вариант | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 |