Пророка церковь на Пороховых. Илии св

Храм пророка Божия Илии на Пороховых - памятник архитектуры классицизма. История этой церкви тесно связана с Охтинским пороховым заводом, основанным по указу Петра I в 1715 году. В 1717 году на его территории среди прочих строений была построена деревянная часовня, освящённая во имя святого пророка Илии. Однако на заводе требовалась не часовня, а полноценная церковь, и 4 мая 1721 года работники завода подают прошение в Главную артиллерийскую канцелярию: «Высланы мы, пороховые, селитерные мастера и ученики и прочие служители из Москвы в Петербург, а от Петербурга в 10 верстах, а церкви Божьей на оных заводах нет. Понеже мы имеем в том немалую нужду душевную, жены и дети наши также.
Мы при пороховой работе у смертного дела помираем без покаяния и без причастия. Дабы разрешено из Главной артиллерийской канцелярии послать царским указом или просительным письмом в синод, чтобы нам разрешено было построить церковь, которая часовня построена, чтобы оной часовне быть церковью и отпустить бы из синода повелительный указ об освящении оной церкви». Это прошение было удовлетворено. 30 июня 1721 года Синод издал указ: «При Петербурге на реке Охте близ пороховых заводов на пристойном к церковному строению месте, построить вновь церковь во имя св. пророка Илии, деревянную, под церковь же и кладбище и попу с причетниками под селитьбу отмерить от церкви во все стороны по 40 сажен». Церковь освятили в июле 1722 года, а в 1730 году она сыграла заметную роль в жизни города. В то лето стояла ужасная жара, горели леса, Петербург был наполнен дымом и запахом гари. Тогда в Ильинскую пятницу (последняя пятница перед Ильиным днём) был проведен крестный ход от Казанского собора на Пороховые с совершением молебна святому пророку Илии. Вскоре пошли дожди, город был спасен. Это событие произвело такое впечатление на будущую императрицу Елизавету Петровну, что она, когда взошла на престол, повелела творить этот крестный ход ежегодно.

В 1721 году часовня была разобрана, а на её месте началось строительство деревянной церкви святого пророка Илии, освящённой в 1722 году. В 1742-1743 годах постепенно пришедшая в ветхость деревянная церковь была заменена на более широкую деревянную, на каменном фундаменте (по проекту архитектора Шумахера). Её освящение состоялось 17 или 18 июля 1743 года. В 1760 году к церкви был пристроен тёплый зимний придел, освящённый 27 декабря 1760 года во имя Дмитрия Ростовского. В церковной ограде было основано небольшое кладбище. Однако и эта церковь со временем приходит в негодность, и, в 1781-1782 годах начинается строительство нового храма. Именно он и сохранился до наших дней. К сожалению, автор проекта не установлен. Высказывались предположения о том, что это Иван Егорович Старов или Юрий Матвеевич Фельтен, однако наиболее вероятный вариант, что это Николай Александрович Львов. В пользу этого говорит и форма церкви в виде ротонды, и тот факт, что в это же время Н.А. Львов активно участвует в строительстве усадеб поблизости. Освящённая в 1785 году Ильинская церковь построена в стиле раннего русского классицизма и представляет собой круглую ротонду, окружённую колоннадой из 16 ионических колонн.

Это небольшой храм-ротонда с лоджиями на северном и южном фасадах. Стены покрашены в жёлтый цвет. Между двумя колоннами расположены окна: внизу - арочные, вверху - круглые. По краю крыши проведена круглая балюстрада. Немного ближе к центру крыши на ней расположен приземистый купол чёрного цвета на низком, почти отсутствующем 8-гранном узком барабане. Полусферический купол венчает фонарик с крестом. Внутри церковного зала отсутствуют какие-либо делящие зал на нефы пилоны. В интерьере стены двусветного зала прорезаны 14-пролётной аркадой. Весь зал расписан голубым цветом, имитирующим небо. В центре потолка находился большой образ (сначала пророка Илии на запряжённой крылатым конём колеснице, а потом - Иисуса Христа).

Вновь построенная церковь не отапливалась. В 1804-1806 годах по проекту архитектора Фёдора Ивановича Демерцова к церкви с запада был пристроен освящённый во имя Александра Невского небольшой тёплый придел с одним престолом и трапезная на четыре столпа. Передний фасад пристройки украсил ионический портик с треугольным фронтоном и четырьмя колоннами портика ионического ордера. Этот придел и основной объём храма не были объединены в одно целое, но располагались вплотную друг к другу.

Северный и южный фасады пристройки украшали 2 ионических колонны. Над пристройкой возвысилась колокольня со шпилем. Также с востока к церкви пристроили алтарную апсиду. В 1841 году было начато соединение двух церквей, которое было окончательно завершено в 1875-1877 годах, когда придел св. Александра Невского был объединён с основным зданием церкви за счёт сооружения апсиды в восточной части придела и притвора в западной части храма. В конце XIX века колокольня была снова перестроена.

В 1901-1902 годах церковь была перестроена ещё раз по проекту архитектора Симонова. Купол храма был поднят на барабан, надстроен второй ярус колокольни, расширен первый ярус, появилась балюстрада на колокольне и несколько изменена форма купола. Малое освящение перестроенной церкви состоялось 8 июля 1911 года. Колокольня была декорирована пилястрами, оба яруса с каждой стороны завершали треугольный фронтон. Второй ярус завершал небольшой купол, завершенный фонариком, увенчанным шпилем с крестом.

8 мая 1923 года церкви святого пророка Илии был присвоен статус собора. С этого момента и до 1930 года храм принадлежал обновленцам. 11 июля 1938 года Ильинский собор закрыли, а здание передали штабу МПВО. В годы войны здание серьёзно пострадало от бомбёжек и обстрелов и долго стояло полуразрушенным. В 1974 году пожар уничтожил купол храма и большую часть его интерьера. В 1983 году было принято решение о начале реставрации храма, а в 1988 году он был возвращён епархии. 22 декабря 1988 года был освящён не пострадавший от пожара придел св. Александра Невского. В 1989 году заново освятили главный престол храма, и сейчас мы вновь можем любоваться этим замечательным памятником архитектуры.

Храм Пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве легко не заметить: он небольшой, но крайне важный для прихожан. Более чем за 3 века существования, он пережил немало.

Храм пророка Илии – в деревянном виде — был построен в конце XVI – начале XVII веков в Москве. Точная дата строительства неизвестна, но ряд письменных источников указывают на это время.

Вконтакте

Одноклассники

История

В Синодике (поминальной книге при храме), составленном при патриархе Иове в 1589-1607 году церковь уже упоминается. Также свидетельством может стать «Сказание Авраамия Палицына»: в ней описываются события 1587-1618 годов. В частности, говорится, что князь Дмитрий Пожарский в конце августа 1612 года перед битвой с поляками помолился в обыденном храме пророка Илии.

Само название «Обыдень» связывают со словами «Один день»: считается, что деревянная постройка была возведена всего за день.

В 1702 году на месте деревянной постройки возвели каменную. Сперва ее хотели сделать по образцу соборного храма Николо-Перервинского монастыря, но из-за нехватки средств вместо двухэтажной церкви возвели одноэтажную. Внутри церкви до сих пор сохранилась мраморная плита с именами создателей – братьев Деревниных.

В 1706 году в храм Ильи Пророка перенесли антиминс (ткань с вшитой частицей святых ) – его разместили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Сам придел сильно пострадал при пожаре, но после был восстановлен. В 1819 году был достроен и освящен второй придел – в честь апостолов Петра и Павла.

В середине и второй половине XIX века облик храма изменился и в таком виде сохранился до наших дней. Деньги на реконструкцию пожертвовали многие видные купцы: купец первой гильдии Коншин, сестры Третьяковы и их брат. Коншин также стал инициатором и попечителем приходской школы, которая начала работу в 1875 году.

С приходом советской власти положение храма пошатнулось, но не изменилось: его должны были закрыть в 1930 году, но верующие отстояли его. В 1941 году был подписан второй приказ, но начавшаяся война «спасла» церковь. В июне 1944 года из храма Воскресения Господня в Сокольниках в церковь Ильи Пророка перенесли чудотворную икону Богоматери «Нечаянная радость», которая осталась в нем навсегда.

В 1973 году в церкви обвенчались Солженицын и Светлова, позднее они крестили тут детей.

Современное состояние

Сегодня церковь Ильи Пророка пользуется определенной популярностью среди верующих благодаря истории, большому количеству святынь и месторасположению. Помимо непосредственно религиозных дел в храме расположены:

Также в церкви можно заказать экскурсию или посетить библиотеку, которая насчитывает более 10 тысяч книг.

Внешний вид

Храм Ильи Пророка выполнен в стиле московского барокко . Это окрашенное в желтое одноэтажное строение с колокольней на 1 купол. Несмотря на скромные украшения, он выглядит нарядно и воздушно.

Внутри расположен 7-ярусный иконостас, светло-зеленые стены скромно украшены иконами и узорами. Несмотря на большое количество изображений, внутри храм выглядит светлым и просторным.

Святыни

Среди всех святынь храма Ильи Пророка Божия главной считается список (копия) иконы Богоматери «Нечаянная радость». Название связано с рассказо м, написанным во второй половине XVII века, о грешнике, молившемся у иконы Богоматери, а после совершающем злодеяния. Однажды он увидел Богородицу с Младенцем вживую, но на руках и ногах ребенка были сильные язвы: из-за грехов человека Христа распинали вновь и вновь. Грешник покаялся в совершении зла, но Младенец не соглашался простить его, и тогда Богоматерь тоже легла у ног сына. Лишь после Христос простил грешника.

На самой иконе изображена эта сцена: грешник молится иконе Богоматери «Одигитрии», Богородица держит в руках сына, покрытого язвами. Иконе молятся о получении душевных сил и избавлении от негатива и ссор, о получении желаемой вещи или нахождении потерянных людей. Беременные матери могут просить легких родов и здоровья детям.

Революции шоссе, 75

1782-1785, 1805-1806

Церковь Илии Пророка и Александра Невского находится в бывшей Ильинской слободе, неподалёку от места соединения речки Лубьи с Охтой.

В 1715 году здесь, на берегу Охты, был основан Охтинский пороховой завод. Вскоре жители пороховой слободы написали прошение в Главную артиллерийскую канцелярию:

"В прошлом 1715 г. высланы мы, пороховые мастера <...> из Москвы в Санкт-Петербург на вечное житие с женами и детьми и определены на Охтинские пороховые заводы к работе, а от С.-Петербурга в дальнем расстоянии в 10 верстах, а церкви Божией у нас на оных заводах нет, понеже мы имеем в том немалую нужду душевную, жёны и дети наши тагожде и мы при пороховой работе у смертного дела помираем без покаяния и без причастия Христовых тайн <...> чтобы нам повелено было построить церковь, которая часовня построена <...> дабы души наши вотще не отпали" [Цит. по: 1, с. 276, 277].

Историк Охты Наталья Павловна Столбова в книге "Охта. Старейшая окраина Санкт-Петербурга" пишет, что прошение это было написано уже при существовании деревянной часовни . Краевед Александр Юрьевич Краснолуцкий в своей "Охтинской энциклопедии" утверждает, что оная часовня была построена в 1717 году .

Как бы то ни было, строительство нового храма началось в июне 1721 года. Его освящение состоялось 20 июля 1722 года Во Имя Святого Пророка Илии. Эта церковь располагалась немного ниже современного храма. Её первым настоятелем стал иерей Григорий Михайлов.

Появление на Охте храма во имя святого пророка громовержца, взошедшего на небо на огненной колеснице, вряд ли случайно. На Охтинском пороховом заводе часто случались взрывы, гибли рабочие. За 175 лет существования завода произошло более 90 взрывов.

С Ильинской церковью была связана городская традиция совершения крестного хода от Казанского собора до храма на Пороховых. Связана она с тем, что в засуху 1730 года дожди пошли как-раз после такого крестного хода, что спасло город от пожаров. С 1744 года традиция по повелению императрицы Елизаветы Петровны стала ежегодной, осуществляемой 2 августа в Ильин день. Существовала она до 1769 года, пока во Владимирском соборе не был освящён придел Святого Пророка Илии.

В 1742 году настоятель Ильинской церкви Евтихий Ильин подал в Артиллерийскую канцелярию прошение на выделение денег для строительства нового здания. Старое к тому времени успело обветшать. В связи с этим:

"...последовал, из канцелярии главной артиллерии и фортификации, указ Сената, на имя заведовавшего заводом капитана Гулидова, 22 февраля 1742 г. о разобрании церкви и о построении, вместо неё, новой деревянной, на каменном фундаменте, по чертежу архитектора Шумахера <...> Постройка церкви возложена на асессора канцелярии главной артиллерии и фортификации Половинкина, а 649 р.асс. на постройку отпущено было из казны, с тем, чтобы на уплату её были обращены деньги, собранные в пользу церкви от доброхотных дателей. Некоторые иконы, как то: Тайная Вечеря, 4 местные, 6 в царских вратах и 6 икон праздничных, писаны иконописцем Иваном Поспеловым за 108 р.асс." [Цит. по: 2, с. 352].

Новая Ильинская церковь была освящена уже 17 июля следующего года. Её венчал обитый белым железом шпиль. Она была холодной, поэтому в 1760 году к ней пристроили новый предел, уже отапливаемый. Его освятили во имя новоявленного чудотворца Дмитрия Ростовского.

В 1747 году из-за кражи из храма некоторых священных предметов богослужения в нём около полугода не производились .

И это церковное здание долго не простояло. Оно было разобрано в 1789 году, через четыре года после освящения третьего здания Ильинской церкви. Старый иконостас был перевезён в Сестрорецк.

Церемония закладки нового каменного храма на нынешнем месте состоялось 18 октября 1781 года. Его освятил 21 декабря 1785 года архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров). Во многих краеведческих статьях об Ильинском храме автором проекта указывается архитектор И. Е. Старов . Но исследования краеведа Натальи Павловны Столбовой доказывают, что им был заведующий пороховым заводом капитан Карл Гакс.

"На постройку её было назначено 9186 р. 80 коп. асс., а употреблено 8083 р. 20 коп. асс. Часть суммы (7328 р. 29 1/2 коп. асс.) выдана из шталмейстерской конторы, остальное взято из церковной суммы <...> В храме достопримечательны: 1) медный, вызолоченный, с 18 частицами мощей, крест, вложенный в серебряную доску. Его пожертвовал в церковь, как видно из надписи, Евсей Григорьев Агарев; 2) крест медный, позолоченный, с частию животворящего древа и 6 частицами мощей. Он пожертвован в 1841 г. из упразднённой Троицкой церкви в имении действительного тайного советника Оленина, известном "Приютине"; 3) древний крест, деревянный, обложенный медью; 4) 11 старинных икон, писанных на холсте живописцем Христенеком в 1784 году; это суть иконы: Спасителя, Божией Матери, Рождества Христова, Воскресения Христова, Господа Саваофа, Св. Ап. Павла, Пр. Илии, Марии Магдалины, Екатерины, Сеятеля, жертвоприношение Илии и питание его вранами в пустыне; 5) "Моление о чаше", художественная копия с Бруни, пожертвованная в 1840 г. от действительного тайного советника Оленина; 6) икона Св. Великомученицы Параскевы, уважаемая как чудотворная и привлекающая много богомольцев, в Ильинскую пятницу, когда бывает крестный ход <...> 7) плащаница, живописная, на полотне, с выпуклым изображением Спасителя в одежде из малинового бархата, шитой золотыми и серебряными блестками и шнурами. Плащаница, ценою в 2000 р. асс., выписана из Москвы и пожертвована полковником 2-й гарнизонной артиллерийской бригады Бермелеевым. Метрические и исповедные книги ведутся с 1782 г." [Цит. по: 2, с. 352-354].

Важно отметить, что первоначально храм состоял только из круглого павильона-ротонды. Он был холодным, поэтому на месте колокольни планировалось построить тёплый каменный храм с одноярусной колокольней. Его возвели вплотную к Ильинской церкви, 23 сентября 1806 года освятили во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского, небесного покровителя правящего тогда императора Александра I. Автором проекта этой церкви стал архитектор Ф. И. Демерцов.

Два храма изначально объединять не стали, но из-за тесного соседства Демерцов переделал детали фасада ротонды. В 1841 году их объёмы были объединены, с тех пор это церковь Илии Пророка и Александра Невского. В 1875-1877 годах в храме Александра Невского архитектором Н. В. Лисопадским были устроены хоры, к алтарю Ильинской церкви пристроена апсида. Оформлением интерьеров церкви в разное время занимались И. Поспелов, К. Христенек, И. Фёдоров, В. Оранский.

Ильинская церковь была родной для жителей Пороховых: служащих, рабочих, солдат и офицеров порохового завода. Здесь они крестили детей, венчались, отпевали усопших. У стен храма располагалось кладбище, на котором был похоронен один из начальников Охтинского порохового хавода Д. Ф. Кандиба, скончавшийся 1 июня 1831 года. Впоследствии это кладбище переместили за Колтушское шосе (ныне улицу Коммуны).

В 1901-1902 годах храм был подвергнут перестройке. Изменена форма купола, колокольня выросла на один ярус по проекту архитектора Охтинского порохового завода В. Д. Симонова. При очередном капитальном ремонте интерьеры храма расписали И. К. Фёдоров и В. Я. Оранский. 8 июля 1911 года было произведено малое освящение Ильинской церкви.

Начавшийся при советской власти период безбожия уничтожил практически все храмы в окрестностях Охты. Устояли лишь Ильинская церковь и Никольская церковь на Большеохтинском кладбище. В Ильин день 1918 года здесь провёл свою последнюю литургию настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский. В следующую ночь он был арестован со своими сыновьями и расстрелян. В том же году исчез настоятель Ильинской церкви протоиерей Арсений Успенский.

В 1923 году храм получил статус собора. 11 июля 1938 года он был закрыт как "неиспользуемый по назначению" и передан штабу МПВО. Во время Великой Отечественной войны здесь находился морг, позже склад. В 1974 году здесь произошёл сильный пожар, уничтоживший почти все интерьеры.

Храм реставрировался с 1983 года. При этом купол был воссоздан не в первоначальных формах. В сентябре 1988 года он был возвращён верующим, его настоятелем стал протоиерей Александр Будников. Здесь снова стали проводить церковные службы. Переосвящение храма было проведено 2 августа 1989 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием. В 1991 году здесь открылась воскресная школа, ещё через четыре года - библиотека из почти 3 000 книг. Для воссозданного храма были переданы иконы из Никольского и Князь-Владимирского соборов.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 275-284) 17.12.2013 г. 18:14
2) (Стр. 350-362) 17.12.2013 г. 18:15
3) (Стр. 103-105) 09.02.2014 г. 13:49