Сколько длится перемена во франции. Как проходит адаптация

Прекрасная Франция - страна великих мыслителей и художников, родина таких понятий, как «права человека» и «толерантность», а также восхитительного по своей красоте языка, на котором разговаривает десятая часть населения планеты. Школа этого государства не может не иметь безупречной репутации.

Французские школы традиционно считаются достаточно строгими из-за требовательности учителей и насыщенности программы. Но в то же время в них царит свободная, удивительно непринужденная атмосфера, так что даже иностранцы очень быстро начинают чувствовать себя легко и комфортно.

В этой стране существует единая централизованная система школьного образования. Окончательно она сложилась к 60-м годам XX века, правда, формироваться начала еще в эпоху Просвещения. С 1967 года во Франции законодательно установлена обязательность среднего образования. За тем, чтобы все дети учились, строго следит государство.

Французская специфика

Власти также регулируют образовательную политику, ведают вопросами оплаты труда преподавателей, их подготовкой и наймом. Кроме того, ежегодно Министерство образования утверждает учебный план, единый для всех начальных и средних школ. Его публикуют в официальном издании Министерства - Государственном бюллетене по образованию.

Как во многих странах, учебные заведения Франции подразделяют на государственные и частные. Однако и те, и другие находятся под патронажем министерства. Большинство, естественно, составляют государственные бесплатные школы, но количество частных постоянно растет. Сейчас в них получают образование около 15 % всех учеников начальных классов и около 20 % детей, проходящих подготовку в средних учебных заведениях.

Интересно, что частные школы могут подписывать или не подписывать «контракт» с государством. При наличии такого соглашения преподаватели частных учреждений получают жалованье из казны, соответственно, стоимость обучения там на порядок ниже, чем в аналогичных заведениях, не имеющих «контракта». Еще одна особенность: родители не вправе выбирать для своих чад государственные учреждения - детям приходится посещать школы по месту жительства. Многие французы считают эту систему несправедливой, ведь школы не совсем благополучных районов, в частности иммигрантских кварталов, переполнены и не способны дать хорошего образования. Впрочем, взрослые могут послать ребенка в частное заведение, где он точно получит высококачественное образование, но за большие деньги.

У французской и российской школ есть общие черты. Например, нерадивого ученика там тоже могут оставить на второй год. Решение о том, переводить или не переводить его в следующий класс, принимает комитет, состоящий из педагогов, административного персонала и родителей. Впрочем, мать и отец ребенка имеют право оспорить вердикт. Необходимо отметить, что в каждом образовательном учреждении работает специалист, помогающий преподавателям, детям и родителям решать не только административные, но и психологические проблемы.

Учебный год во Франции начинается в сентябре и длится до середины июня. Время каникул устанавливает опять же Министерство образования, в каждом регионе эти периоды отличаются.

В первый раз в 12-й класс

Начальное образование во Франции является обязательным и бесплатным. Уже в два-три года малыши посещают так называемые материнские школы (ecoles maternelles) - аналог наших детских садов. Здесь в течение трех-четырех лет опытные педагоги и психологи готовят ребят к поступлению в начальную школу. Но настоящими учениками дети становятся в возрасте шести лет. Причем русское выражение «первый раз в первый класс» по отношению к Франции не работает, потому что классы здесь нумеруют, начиная с 12-го, то есть первый класс заканчивают выпускники. Начальное образование занимает пять лет и состоит из трех этапов: подготовительный класс, два «элементарных» и два «средних» класса.

В 11 лет французский ребенок поступает в низшую среднюю школу, или, как у нас она называлась раньше, школу 1-й ступени. Во Франции этот уровень называется гораздо более солидно - колледж (Сollege). Здесь занимаются четыре года, отсчет классов, как уже отмечалось, ведут в обратном порядке: первый год именуют шестым классом, последний - третьим.

Четырехлетний период в колледже разбит на три цикла. Первый - адаптационный год, в течение которого ребенок привыкает к новым формам обучения и новым предметам - математике, французскому языку, истории и прочим. Следующий цикл - пятый и четвертый классы. Здесь к указанным дисциплинам добавляют физику, химию, латынь и иностранный язык. В третьем классе школьники приступают к завершающей, ориентационной фазе: на данном этапе учащийся выбирает специализацию, по которой будет получать образование в лицее.

Времена лицейские

Учебные заведения высшей средней школы во Франции называются лицеями (Lycee). Только их выпускники имеют право поступать в университеты, а потому стать лицеистом не так уж просто.

Для зачисления необходимо выполнение следующих условий:

    единодушное решение ученика и родителей о выборе лицея, дальнейшей специализации и выбора квалификации; наличие рекомендации группового собрания педагогов колледжа, где учился ребенок, о зачислении его в лицей. Документ рассматривает комиссия при академическом инспекторе региона (Inspecteur d’Academie), которая учитывает также наличие мест в региональных лицеях.

Итак, как правило, в 14–15 лет ученики колледжа становятся лицеистами. В данном образовательном учреждении обычно проходят подготовку в течение трех лет, заканчивая второй класс (Seconde), первый (Premiere) и выпускной (Terminale). Лицеи во Франции бывают нескольких категорий. Те, кто хочет быстрее начать работать, идут в профессиональный лицей (Lycee professionel, Lycee vocationnel) или в центр подготовки подмастерьев (CFA), чтобы получить знания, умения и навыки по определенной профессии. Здесь даже можно выбрать продолжительность курса: два или четыре года. Так как до 16 лет образование является обязательным, все равно как минимум два года отучиться необходимо. После этого в профессиональном лицее выдают Сертификат профессиональной квалификации (Vocationnel aptitude certificate - CAP) или Профессиональный диплом (Vocationnel - BEP). Оба эти документа дают право работать по специальности. После четырехлетнего обучения вручают Диплом профессионального бакалавра (Vocationnel baccalaureate - BAC). Имея его, можно поступать в вуз.

Однако за BAC в профессиональный лицей, практически являющийся эквивалентом нашего ПТУ или техникума, обычно не идут. Туда подают документы ребята, собирающиеся начать работать. Чтобы получить ВАС, поступают либо в общеобразовательный (General lycee), либо в технологический (Technologique lycee) лицей, где получают соответственно звания General baccalaureate (бакалавр общих наук) или Technologique baccalaureate (бакалавр технических наук).

В лицеях общеобразовательного направления наибольшее внимание уделяют филологии, экономике и естественным наукам. «Корочки», которые выдают выпускникам таких учебных заведений, различаются в зависимости от специализации: BAC-ES (экономика и социальные науки), BAC-L (литература и языки) и BAC-S (естественные науки). В техническом лицее можно специализироваться на точных науках и промышленных технологиях (диплом STI), сервисе (STT), лабораторных исследованиях (STL) либо медицинском и социальном обслуживании (SMS).

Во втором классе (15–16 лет) в общеобразовательных лицеях происходит разделение на два потока. Одни школьники изучают естественные науки и математику, другие - гуманитарные науки. В первом классе (16–17 лет) гуманитарный класс подразделяется еще на два направления: первое - «литература и языки», второе - «экономика и социология».

Основными предметами на курсе «Естественные науки и математика» являются физика и математика; на потоке «Литература и языки» - французский язык, письменная и устная речь, основы информатики и математики, философия, литература. Те, кто выбрал программу «Экономика и социология», постигают экономику, математику, французский и английский языки. Кроме того, в качестве дополнительных предметов можно изучать историю искусства, биологию, предпринимательство, химию, информатику, французскую литературу, французский и иностранные языки - английский, итальянский, немецкий и испанский, а также географию, историю, право, математику, музыку, физику, психологию. Уроки продолжаются с 8:00 до 15:00, а факультативные занятия - с 15:00 до 18:00. Во многих лицеях каждую пятницу проводят контроль знаний, устраивая устный или письменный экзамен, а раз в две недели родителям отправляют отчет об успеваемости их чада.

Между прочим, сам факт обучения в лицее отнюдь не гарантирует автоматического получения диплома BAC. Его выдают только тем, кто набрал не меньше десяти баллов по итогам нескольких устных и письменных испытаний. Если оценка окажется ниже, придется сдавать вторую серию экзаменов или проходить переэкзаменовку. Тем, кому и тогда не удалось набрать проходной балл, просто выдают свидетельство об окончании средней школы. Разумеется, это очень плохо - и в вуз не поступить, да и на хорошую работу не возьмут.

Учеба в государственном лицее

Для французов бесплатна, дети иностранцев, не проживающих во Франции, имеют право учиться в частных лицеях-интернатах, а также в пяти достаточно престижных государственных лицеях. Они расположены в парижском предместье Сен-Жермен-ан-Ле, местечке Ферней-Вольтер (недалеко от швейцарской границы), в Ницце, Лионе и Страсбурге. Качество преподавания в каждом из этих образовательных учреждений отвечает самым высоким требованиям. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что 94 % выпускников Lycee-College international de Strasbourg успешно сдают экзамены на BAC.

В страсбургском лицее наравне с французами проходят подготовку школьники из 52 стран, в том числе россияне. Для тех из них, кто недостаточно хорошо говорит по-французски, предусмотрен специальный курс интенсивного обучения языку (семь-восемь часов в неделю). Кстати, в группы набирают всего от двух до пяти человек.

В лицее практикуют индивидуальный подход. Каждую дисциплину разбивают на три уровня, и ученик нередко, скажем, по французскому языку находится на первом уровне, а по математике - на третьем. Он также способен, например, поступить в четвертый класс, но по итогам года ему разрешат перейти сразу во второй.

Для зачисления в государственный лицей иностранец должен прислать мотивационное письмо. Если администрация сочтет кандидатуру подходящей, его вызовут на собеседование. Затем придется пройти сложные отборочные тесты - надо показать хорошие знания в области французского и профильных предметов. Подготовка в государственных лицеях для иностранцев тоже бесплатна, однако за проживание, питание, а также книги и методические пособия нужно платить. Проживание в интернате при лицее с трехразовым питанием стоит примерно 6000 евро в год.

Учеба в частном лицее

Безусловно, дороже. Она обойдется примерно в 21 000–23 000 евро в год. Но частные школы - это, как правило, элитные и очень престижные заведения.

Например, Ecole des Roches просто уникальна. Она появилась более 100 лет назад как школа-пансион для детей аристократии и крупной буржуазии (в ней учились юные князья Голицыны). Сегодня Ecole des Roches - крупный международный образовательный центр, состоящий из трех структур:

1) международного интерната в Нормандии для детей от 11 до 18 лет;
2) начальной школы Ecole des Petites Roches - la Tournelle в Версале для детей 7–11 лет;
3) школы по изучению французского языка Perl в Париже для взрослых.

Еще одна знаменитая частная школа-пансион - Ecole Privee de Tersac, которая находится в окрестностях города Мейлан-на-Гаронне, между Бордо и Тулузой. Школа расположена в усадьбе XIX века на берегу Гароннского канала. Тут учатся французы и иностранцы в возрасте 12–18 лет. Заведение имеет отличные академические показатели, что объясняется высоким качеством подготовки, небольшими классами (максимум 15 человек) и современным техническим оснащением. С 12 лет все дети в обязательном порядке осваивают три иностранных языка. Главный принцип школы - гармоничное воспитание личности.

Следует упомянуть еще школу-пансион Institut Bois-Robert близ Анжера, которая стоит посреди живописного парка. Кстати, один из корпусов находится в настоящем замке. Максимальное число детей в классе тоже 15 человек. Помимо обязательного французского языка детям преподают английский, испанский, немецкий и латинский, а также изучают французскую культуру, живопись, математику.

Одноклассники

Среднее образование во Франции состоит из нескольких этапов: школа, колледж и лицей. Обучение длится 11 лет, но отсчет начинается наоборот, от большего к меньшему, т.е. с 11 класса и до самого старшего 1 класса. До 6 класса дети хотят в школу, а с 6 переходят в колледж, а со второго в лицей. Школы бывают частные и государственные. Чтобы поступить в государственную, нужно сдавать тест по французскому языку, а также иметь либо документы на жилье в собственности, либо договор аренды жилья, так как школы распределяются муниципалитетом по адресу проживания. Мы же решили отдать ребенка в частный колледж, благо стоит это во Франции недорого – всего 30-35 евро в месяц. Занятия в колледжах проходят пять раз в неделю с 8 до 15-40, с перерывом с 12 до 14, а в среду всего с 8 до 12.Во Франции предпочтение отдается гуманитарным наукам, порой складывается впечатление, что ребенок учится на филфаке. В школе дети изучают английский, затем в колледже с 6-го класса добавляется китайский, с 5-го начинается латинский, греческий и немецкий, а в конце еще и испанский или итальянский. Казалось бы, после такого обучения, дети должны стать просто полиглотами, но на практике они не знают толком даже английский. Во время тестов по английскому весь класс дружно списывает у моего сына. Их знания английского сын оценивает, как уровень его детского сада. С китайским еще веселее — за полгода занятий по 2 часа в неделю, дети смогли осилить только слово «Привет». Видимо французские языковые методики оставляют желать лучшего.
Немалое значение в колледже имеет физкультура и спорт. Кроме учебных занятий, дети занимаются спортом еще во время двухчасового перерыва, когда можно играть в футбол или пинг-понг. Еще есть секции гандбола, волейбола, но они проходят уже после основных занятий. А вот с внешкольными спортивными секциями во Франции, на мой взгляд, слабовато. Хотя инфраструктура для этого просто великолепная: огромное количество стадионов с прекрасным оборудованием и отличными футбольными полями с натуральным покрытием, благо климатические условия это позволяют.
При этом они всегда пустуют, только на одном проводятся занятия по регби, остальные поля жители используют для выгула собак. Чем вызвано столь нерациональное использование дорогостоящей инфраструктуры, не ясно. Возможно, француженки не мечтают сделать из своих детей Аршавина или Кабаеву и на секции их не водят, поэтому группы попросту не набираются.

Остальные предметы 6 класса совпадают с российской школой: математика, биология, история, объединенная с географией, технология, музыка, изо. ОБЖ нет, зато есть предмет катехизация, который ведет католический священник.

Есть и бытовые различия. Например, гардероба во французской школе нет, дети проходят в класс прямо в верхней одежде и без «сменки». Зато при входе есть локеры, в которых можно хранить учебники, чтобы не таскать их туда-сюда из дома. Перемен практически нет, кроме двухчасового перерыва, между уроками есть лишь пара минут, чтобы перейти из класса в класс.
Школьная библиотека не несет в себе простую функцию хранилища книг, а является тусовочным местом, где можно не только почитать, но и поболтать, посмотреть кино. Телефонами в школе пользоваться строго-настрого запрещено, даже во время перерыва.

Во время двухчасового перерыва детям предлагается обед в виде шведского стола, правда почему-то без супа. Вероятно, французские диетологи, в отличии от российских, не считают суп необходимым атрибутом детского меню.
Стоит это удовольствие 6 евро, но те, кто живут неподалеку, могут ходить обедать домой.
На мой взгляд, во французской школе не продумана система ожидания. До начала звонка двери в школу заперты, и дети носятся по школьному двору или стоят при любой погоде, даже в холод и дождь.
Та же ситуация после занятий — из помещения школы их сразу же выгоняют, поэтому дети, в ожидании родителей, стоят на улице, причем скамеек в школьном дворе почему-то нет. Похожая ситуация в музыкальной школе, туда хоть и пускают, но дети ждут занятий в коридоре сидя прямо на полу.
Из внеклассных мероприятий бывают походы в театр, музеи, поездки за город. Бывают и более длительные путешествия по Европе: в Испанию, Германию, Англию.

Женские форумы кишат детскими темами. Мамы пытаются давать друг другу советы, набивая шишки на нежных детских лбах.

Чем же заняты профессионалы-педагоги? Чему, как и где учат?

Сравниваем русскую и французскую начальные школы.

Обычное государственное школьное учреждение во Франции принимает детей по месту жительства.

Для поступления в начальную школу следует подготовить копии документов :

  • свидетельство о рождении;
  • паспорта родителей;
  • справку о вакцинации (для иностранцев – заверенный перевод из медучреждения родной страны);
  • документ, выданный мэрией города, с указанием уровня дохода семьи (на его основании будет установлена плата за питание);
  • страховка;
  • документ, подтверждающий наличие жилья (договор с жилищной компанией, работодателем).

«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь». С чего начинается учеба во французской школе.

Думаете, придя в первый класс, малышей начинают обучать каллиграфии? Забудьте. Никаких крючков и зигзагов для «постановки руки» (ну, ведь не в балете мы, в самом деле). Ровных буковок, линеек, смены шариковой ручки на карандаш тоже нет. Французы-вольнодумцы не ограничивают свободу ребенка.

Вариант прописи в клетку

Большинство заданий выполняются в тетрадях с печатной основой, остается лишь выбрать верный вариант ответа. Обычных чистых тетрадей просят купить не более пары-тройки. А уж о том, что они бывают в косую линию, и вовсе не слышали.

Во Франции не существует праздника 1 сентября с цветами и бантами, зато регулярно и с размахом отмечаются Mardi Gras, школьные благотворительные ярмарки, выставки.

«Вычитать и умножать». Уровень знаний начальной школы.

Начнем с хорошего. Русские учителя дают необходимые знания на высоком уровне. Однако примечательно, что условные троечники, сменив с родителями место жительства, во французской школе становятся первыми по успеваемости среди ровесников. Почему? Их недооценивали дома? Нет. Просто шкала оценки знаний во Франции и требования к ребенку существенно отличаются.

Французская начальная школа использует не бальную систему, а буквенную : А, В, С, D (A – высокий уровень знаний, D – низкий).

С этого момента о плохом. Поделимся историей, рассказанной мамой, чье чадо в первый раз в первый класс пошагало во французскую школу небольшого города под Парижем.

Узрев в тетрадях С и D, мама, закомплексованный передовик-отличник советской образовательной системы, начала бить в колокола. Для начала пожаловалась знакомой француженке.

Страхи нашей соотечественницы не только не разделили, но и не поняли по существу. Француженка объяснила, что оценки С и D не являются показателями знаний. Они указывают на этап в освоении того или иного материала в момент выполнения задания.

Иными словами, С, D – начальный этап освоения материала , и ребенок нуждается в дополнительном времени для окончательного закрепления знаний. Согласитесь: совершенно иной образ мышления.

Помня о страшном запугивании учителей «останешься на второй год!», русскими родителями сложно воспринимается подобный подход. Что могло быть унизительнее такой перспективы? Образ второгодника ассоциировался с чем-то вроде недоразвитого мамонта, рыжеволосого, на последней парте.

И случались подобные инциденты крайне редко. Учителя «рисовали» тройку даже в самом запущенном случае, дабы избежать этого позорного явления в статистике школы.

К концу учебного года первого подготовительного класса французской школы родителям передают письмо-предложение о переводе в следующий класс .

Можно согласиться или оставить ученика для прохождения того же курса повторно – по своему усмотрению.

Не требуется никаких особых обоснований причины – достаточно галочки в соответствующей графе письма.

Эти европейцы на практике внедряют то, о чем другие – и русские – кричат на каждом шагу. Все дети разные. Надеть опознавательные значки для выделения личности (как практикует русская школа) – шаг сомнительной эффективности.

Каждый требует дифференцированного подхода, разного промежутка времени для усвоения одних и тех же знаний. Не стоит всех одновременно выстраивать силком в общую шеренгу.

«Малышей не обижать». Поведение: правила, запреты.

Во французском языке нет понятия «нормы поведения». В школу не позволяется приносить игрушки и лекарства, но ребенок может взять любимую книгу . Если обязательные задания на уроке выполнены раньше других, ребенок может ее почитать. Или разрисовать карандашами красивый индийский орнамент, скажем, на уроке математики.

Теперь о «правилах поведения на перемене». Во Франции можно получить шок, увидев однажды, как проводят дети в школе свободное время. Да, за ними следит охранник .

Такой человек находится на школьном дворе во время перемене. Но реагирует он исключительно на серьезные ситуации, точнее – на их последствия, грозящие безопасности жизни. Его никоим образом не волнует активная игра в футбол в дождливую погоду с грязными лужами чужой шапкой против воли ее хозяина.

Активная перемена

Дорогая детская одежда, разбросанная на асфальте по всей территории двора, нередко там покоится с утра до вечера. Эта привычная картина безразлична глазу француза.

Администрация школы обеспечивает организацию учебного процесса, огражденную и охраняемую территорию, отсутствие доступа посторонних людей. Все остальное – проблемы родителей и самого ребенка.

«Находить Восток и Юг». Атмосфера французских уроков.

Французский опыт преподавания уроков малышам на природе стоит записать всем русским педагогам в план занятий жирным маркером.

Детей привозят на земельный участок с парой-тройкой деревьев (для птиц), кустов (для насекомых), небольшим болотом (для лягушат в камышах) и будкой (для хранения инвентаря). Все это гордо именуется «сад открытий» . Ради него комфортабельный школьный автобус едет через полгорода.

Детям строго возбраняется ходить, где придется, чтоб случайно не задавить какого-нибудь червячка. Только по отведенным тропинкам! Скудность земельного клочка не имеет значения. Важно то, что детей учат искренне любить окружающий мир , ответственно о нем заботиться. Объясняют наглядно взаимосвязи в природе.

А здесь ребята постарше наблюдают за миром растений

Малыши усаживаются прямо на земле (не бойтесь: под попы выдают деревянные дощечки), закрывают глаза, а потом рисуют звуки и запахи. Птица, самолет, собака, автомобиль, человек, шелест листьев.

Преподаватель приносит специальные боксы с отверстиями. Каждый по очереди запускает туда руку, угадывая на ощупь, что внутри: шишка, колючка, кора, мох, улитка. Всеобщий хохот и веселье.

«Книжки добрые любить». Учебный материал: книги, помещение школы.

Учебная французская аудитория – почти домашняя комната. Картины, коврики, творческие работы детей, семейные фото. Входная дверь с круглым окном, как на подводном корабле. В центре – круглый стол. На нем первоклассники готовят пироги на праздники. Позже их испекут повара в школьной столовой, а дети дружно съедят.

Сравнивая детскую «буржуйскую» литературу с современной родной, возникает ощущение, что писал один автор, потом перевели на разные языки. Монстры, которые точат ножи, наследники трона-убийцы, что избавляются от конкурентов, людоеды, дети, мучащие домашних животных, – неполный перечень сюжетов, встречающихся у французов. Поедание печенки дэва, смакование подробностей убийств сказочных персонажей и их предсмертных мук – это русские книги по литературному чтению.

Попытки с малых лет показать ребенку, что жизнь не всегда безоблачна, а люди – не все добрые волшебники? Метод, вызывающий у многих не понимание, а мурашек по коже.

О чем забыл вспомнить М. Пляцковский: домашнее задание, питание, обмундирование. Почем?

Школьная столовая во Франции предлагает «шведский стол». Преобладают салаты, овощи (размороженные из пакетов), фрукты, соки, йогурты – привычный рацион традиционной французской кухни. Оплата зависит от заработка родителей. При месячном доходе меньше 600 евро – 6 евро/месяц за ребенка .

Обучение в обычной французской школе бесплатное . Большинство тетрадей с печатной основой, книги, папки, цветная бумага и даже презенты к праздникам за счет школы.

Взносы в фонд класса нерегулярные: могут предложить сдать деньги один раз за год, а могут совсем не поднимать такой вопрос. Суммы нефиксированные, зависят лишь от доброй воли родителей. Свободная форма одежды.

«В школе работаем, дома отдыхаем» – девиз французской начальной школы. Домашнее задание в лучшем случае сводится к повторению материала, пройденного на уроке.

Объем домашней работы русских деток иногда шокирует. Может, не стоит приучать к тому, что дом – это продолжение того же труда, только за другим столом? Эта вредная привычка укореняется в подсознании.

И не спрашивайте, почему муж, вернувшись с работы, не проводит время с семьей, а усаживается за ноутбук и пялится в экран до ночи, независимо от того, есть ли в этом необходимость.

Кажется, все. Есть над чем подумать.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:
1. С учителем можно спорить. Конечно, переходить на личности никто ученику не позволит, но если ученик считает, что учитель не прав или же несправедлив по отношению к учащимся, то можно смело высказаться и не бояться быть впоследствии затравленным. Но у каждого правила всегда есть исключения.

2. Более того, ученики могут поменять учителя! Если весь класс недоволен методикой преподавания, то дети могут написать петицию директору с просьбой заменить учителя. И его заменят. И, что самое важное, без последствий.

3. П оведение влияет на оценки. Если при сдаче БАКа (аналога нашего ЕГЭ) выходит так, что оценка стоит на перепутье, то комиссия тщательно изучает досье и, в зависимости от его содержимого, может прибавить несколько сотых к оценке. При поступлении в университет у лицеиста также просят табель о поведении во время двух последних лет учебы.

4. Вас не могут исключить из последнего класса. Экзамены у французов растянуты на два года, поэтому учеников последнего класса лицей исключить не может даже в случае постоянных прогулов, хамства и прочих гадостей (во всяком случае, для этого нужно очень хорошо постараться). Казалось бы, жизнь - малина! Но вспоминая предыдущий пункт, мы понимаем, как хитро французы расставили силки.

5. Ученика, пойманного при попытке списать на БАКе, отстраняют от сдачи экзаменов на 5 лет. Со списыванием у французов вообще очень строго. Если учитель заметил, что учащийся пользуется телефоном во время урока, то средство связи конфискуют минимум на 24 часа (!). Забрать могут только родители.

6. Во Франции действительно запрещено задавать домашнее задание. Всё объясняется плотным школьным расписанием и толерантностью к далеко живущим ученикам. На самом деле домашнее задание есть, но редко когда оно бывает объемным, чаще всего это 1-3 упражнения, заданные на неделю вперед.

7. Ответ не всегда красивый. В математике мы привыкли получать в ответе красивое число: 1, 0 или же аккуратную дробь. В обратном случае большая часть учеников остановится и перепроверит всё еще раз, так как "быть такого не может". Французы же при составлении учебников вовсе не задумываются об ответах - выйти может что угодно. Даже 4,13679.

8. Перемен в школе нет. В день есть две большие перемены по 15 минут - в 10 и в 15 часов. А так между уроками официально прописаны лишь пять минут отдыха, которые, по сути дела, тратятся на переход от кабинета к кабинету.

9. Длинный учебный день. Как бы страшно это не звучало, но в старших классах дети нередко учатся с 8 до 18 с единственным часовым перерывом на обед да теми небольшими перерывами-пятиминутками между уроками.

10. 30 минут до школы - невыразимая даль. Нам это покажется смешным - многие возят своих детей в школу и по три, и по четыре часа кряду в один конец. Для французов это покажется нелепым и ужасным. Семьи, живущие в 30 минутах езды от школы, чаще всего записывают своих детей в интернат, так как ездить далеко и долго.