Интерактивная новогодняя игра с залом. Новогодние игры для подростков на празднике

Волшебный и долгожданный праздник , который так ждут наши дети уже на пороге. У вас еще есть время подготовится к его встрече с детьми, спланировать сценарий и изучить конкурсы и игры к Новому году.


Игры и конкурсы

Игра "да" и "нет"

Ведущий задает вопросы, на которые участники игры должны быстро, не задумываясь, ответить "да" или "нет". Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Дед Мороз - старик веселый?
- Да.
- Любит шутки и приколы?
- Да.
- Знаете песни и загадки?
- Да.
- Съест все ваши шоколадки?
- Нет.
- Он зажжет ребятам елку?
- Да.
- Спрячет нитки и иголки?
- Нет.
- Он душою не стареет?
- Да.
- Нас на улице согреет?
- Нет.
- Йоулупукки - брат Мороза?
- Да.
- Расцвела под снегом роза?
- Нет.
- Новый год идет все ближе?
- Да.
- У Снегурочки есть лыжи?
- Нет.
- Дед Мороз несет подарки?
- Да.
- В Новый год все маски ярки?
- Да.

Существует еще один вариант этой игры. Ведущий называет предметы, а участники также быстро, не задумываясь, отвечают, подходят ли они для украшения елки.

Разноцветные хлопушки?
- Да.
- Одеяла и подушки?
- Нет.
- Нет.
- Мармеладки, шоколадки?
- Да.
- Шарики стеклянные?
- Да.
- Стулья деревянные?
- Нет.
- Плюшевые мишки?
- Да.
- Буквари и книжки?
- Нет.
- Бусы разноцветные?
- Да.
- И гирлянды светлые?
- Да.
- Снег из белой ваты?
- Да.
- Бравые солдаты?
- Нет.
- Туфли и сапожки?
- Нет.
- Чашки, вилки, ложки?
- Нет.

"Снежное задание"

Для этой игры можно использовать небольшой мяч или сделать из ваты "снежный" ком. Участники игры становятся в круг и передают по кругу "снежный" ком. При этом приговаривают:
Снежный ком мы все катаем,
До пяти мы все считаем.
Раз-два-три-четыре-пять -
Тебе песню исполнять!

У кого на последней фразе оказывается "снежный ком", тот и исполняет это пожелание. Последнюю фразу можно менять: "А тебе стихи читать!", "Тебе танец танцевать!", "Тебе сказку рассказать!" и так далее.

"Анекдот "с бородой""

Участники конкурса по очереди начинают рассказывать анекдоты. Если кто-то из присутствующих знает продолжение, рассказчику прикрепляется "борода", которую заменяет кусочек ваты. Выигрывает тот, у кого в итоге окажется меньше кусочков ваты.

"Конкурс поваров"

За определенное время (например, 5 минут) участники игры должны составить новогодние меню. Все блюда в нем должны начинаться с буквы "Н" (Новый год). Блюда в меню для Деда Мороза должны начинаться с буквы "М", а для Снегурочки - с буквы "С". Выигрывает тот, у кого самое большое меню.

"Сейчас спою!"

В Новый год принято петь песни и водить вокруг елки хороводы. Но это занятие можно разнообразить. Например, по хлопку ведущего все начинают петь известную песенку "Маленькой елочке холодно зимой...". По второму хлопку пение вслух прекращается, но все участники игры продолжают петь про себя. По третьему хлопку все вновь начинают петь вслух. Тот, кто вступил невпопад, выбывает.

"Сказочный персонаж"

На столе раскладываются карточки, на которых написаны имена сказочных персонажей, героев мультфильмов (надписями вниз). Участник игры вытаскивает любую карточку и, прочитав, что там написано, должен с помощью мимики, жестов, характерных звуков изобразить этот персонаж так, чтобы присутствующие поняли, о ком идет речь. Первый догадавшийся вытаскивает следующую карточку.

"Золушка"

В игре участвуют по два человека. Каждому участнику завязывают глаза и предлагают разобрать свою горку, в которой смешаны горох, фасоль, чечевица, сушеная рябина (ингредиенты можно менять, в зависимости от того, что есть в доме). Участники с завязанными глазами разбирают плоды по группам. Тот, кто первым справится с заданием, тот и победил.

"Загадочный приз"

Небольшой подарок (блокнот, ручку и т. д.) заворачивают в бумагу, на которую приклеивают листок с загадкой. Еще раз заворачивают в бумагу - и снова приклеивают листок с загадкой. Таких слоев может быть сколько угодно, все зависит от количества играющих. Участник разворачивает один слой бумаги, читает про себя загадку и вслух говорит отгадку. Затем разворачивает следующий слой, снова читает загадку про себя и говорит отгадку. Если он не знает ответ - читает загадку вслух. Первый, кто отгадает эту загадку, разворачивает следующий слой бумаги. Выигрывает тот, кто, разгадав последнюю загадку, доберется до подарка.

"Мобильный телефон"

Участники игры называют цифры по порядку. Те, кому выпадает цифра 5 или кратные ей числа, говорят "дзинь-дзинь". Те, кому выпадают цифра 7 и кратные ей числа, говорят "динь-дилинь". Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

"Выбери приз!"

На длинную веревку прикрепляются различные подарки, завернутые в кулечки. Участнику игры завязывают глаза и дают ножницы. Он должен срезать какой-нибудь подарок, который ему и достается.

"Башмачок для Золушки"

Участники игры складывают свою обувь в кучу и завязывают себе глаза. Ведущий перемешивает в кучку обувь и дает команду: "Найди свой башмачок!". Участникам с завязанными глазами нужно отыскать свою пару обуви и обуться. Кто быстрее справится с заданием, тот и победил.

"Торопыжки"

Для этого конкурса понадобится сладкое желе или, например, халва. Выигрывает тот, кто быстрее всех съест с помощью зубочистки предложенную ему порцию.

"Сборщики урожая"

Участники игры разбиваются на 2 команды. Задача каждой команды - перенести за определенное время (например, 10 минут) как можно больше апельсинов или мандаринов в определенное место без помощи рук.

"Отгадайки"

Каждому участнику игры прикрепляют на спину бумажку с названием какого-либо животного, предмета и т. д. (например, слон, ручка, груша, самолет), но так, чтобы игроки не знали, что у них написано в их бумажках. Но они могут прочитать, что написано на спине у других. Участники игры должны задавать друг другу наводящие вопросы, чтобы узнать, что написано у них на спине. Ответы могут быть только "да" или "нет". Тот, кто первый угадает свое "имя", - победитель. Игра ведется до последнего угадавшего. Все получают поощрительные призы.

"Скульпторы"

Этот конкурс лучше всего проводить на улице. Ведущий называет букву, а участники конкурса должны вылепить из снега любую вещь, начинающуюся на эту букву. Кто слепит быстрее и достовернее - тот и победил. Дома можно проводить этот конкурс, используя пластилин.

Фокусы


Разучите эти несложные фокусы, и в новогоднюю ночь в глазах ваших гостей вы станете непревзойденным магом.

Нитка на пиджаке

Вы замечаете на своем пиджаке белую нитку и пытаетесь ее смахнуть, но нитка остается на пиджаке. Тогда вы берете ее за кончик и тянете. К вашему удивлению (и удивлению других людей), она тянется дальше. Вы тянете все дальше и дальше, пока несколько метров нитки не заканчиваются.

Секрет фокуса: Перед показом фокуса вы кладете во внутренний карман пиджака маленький карандашик, на который наматывается несколько метров нитки с катушки. Кончик нитки с помощью иголки просовываете сквозь ткань пиджака наружу. Главное, чтобы в вашем кармане после демонстрации фокуса не осталось следов, если особо бдительные зрители решат осмотреть ваши карманы. Поэтому нитка и наматывается на карандаш.

Три стакана и бумага

Поставьте на стол два стеклянных стакана на некотором расстоянии один от другого. Сверху положите лист бумаги.

Возьмите в руки третий стакан и предложите зрителям поставить его между двумя стаканами на лист бумаги так, чтобы бумага не прогнулась. Ни у кого, конечно, не получается. Тогда вы демонстрируете свои "магические" способности.

Секрет фокуса: Лист бумаги сложите гармошкой вдоль длинной стороны, тогда он легко выдержит вес даже стеклянного стакана.

Волшебная веревка

Вы садитесь перед зрителями за стол, демонстрируете им веревку, кладете ее на стол и говорите: "Я завяжу узел на этой веревке без помощи рук".

После этого скрещиваете руки на груди. Взяв один конец веревки левой рукой, а другой - правой, вы разводите руки в стороны. На веревке действительно появился узел!

Секрет фокуса: Никакого особого секрета здесь нет. Просто нужно взять веревку не менее 1 метра длиной. И, конечно, тщательно отрепетировать номер, чтобы суметь захватить со стола оба конца веревки.

Волшебный "пятачок"

Вы просите у зрителей две монетки достоинством в 1 и 5 рублей. Кладете монету в 1 рубль на небольшой листочек бумаги, обводите вокруг нее карандашом разметку и затем аккуратно вырезаете отверстие, по диаметру равное этой монете в 1 рубль. После этого предлагаете зрителям просунуть в это отверстие 5-рублевую монету. Никто не догадывается, как это сделать. Тогда вы с легкостью решаете предложенную задачу.

Секрет фокуса: Конечно, в такое маленькое отверстие 5-рублевая монета не пройдет. Но если согнуть листок бумаги пополам так, чтобы линия сгиба прошла по центру отверстия, то отверстие превратится в щель. Немного растяните бумагу - диаметра отверстия вполне хватит для того, чтобы через него с легкостью проскользнула монета.

Не замочив рук

Возьмите большую плоскую тарелку, положите на нее монету и залейте небольшим количеством воды так, чтобы она покрыла монету. Затем предложите зрителям взять монету, не замочив рук.

Секрет фокуса: Вы поджигаете бумажку и кладете ее в стакан. Затем быстро переворачиваете стакан и ставите его на тарелку возле монеты. Когда бумага в стакане прогорит и погаснет, вода с тарелки соберется под ним, и монета окажется на сухом месте.

Три раскладки

Возьмите любые 21 карту и разложите их картинкой вверх по три карты в семь рядов. У вас должны получиться три вертикальных колонки по семь карт в каждой. Предложите одному из зрителей запомнить какую-нибудь одну карту и сказать, в какой колонке она находится. Аккуратно, одну за другой, сложите карты каждой колонки в стопочки, а затем все стопочки - в одну стопку. При этом стопку карт из колонки с выбранной картой надо положить в середину между двумя другими. Затем переверните стопку картинками вниз, снова разложите карты в три колонки по семь карт в каждой и опять попросите зрителя, чтобы он указал, в какой колонке находится выбранная карта. Сложите карты по колонкам и указанную колонку карт снова положите в середину. И наконец, в третий раз разложите карты и опять колонку с выбранной картой положите между остальными двумя. Отсчитайте десять карт. Одиннадцатой выходит загаданная карта.

Секрет фокуса: главное - всегда класть колонку с загаданной картой между двумя другими.

Хитрый трюк

Возьмите колоду карт. Предложите одному из зрителей выбрать и запомнить какую-нибудь карту и положить ее сверху колоды, вам не показывая. Затем снимите колоду и нижнюю ее часть положите на верхнюю. Раскладывайте карты картинками вверх и безошибочно указывайте загаданную карту.

Секрет фокуса: Чтобы найти загаданную карту, применим маленькую хитрость. Перед демонстрацией фокуса запоминаем самую нижнюю карту колоды. Теперь при раскладке колоды загаданная карта будет лежать перед картой, которую мы подсмотрели.

Угаданная карта

Вы предлагаете четырем зрителям сесть с вами за стол. Всем раздаете по пять карт. После этого зрители должны запомнить по одной карте из тех, что находятся у них в руках. Вы собираете карты и раскладываете их на столе в пять стопочек. Зрители выбирают одну из стопок. Вы берете карты и веером показываете их зрителям. После чего спрашиваете, кто из них видит свою карту. Получив ответ, вы безошибочно указываете ту карту, что они запомнили.

Секрет фокуса: Вы начинаете собирать карты со зрителя, который сидит слева от вас и далее - по часовой стрелке. Причем собираете сразу все пятерки карт, а не по одной. Ваши карты вы соберете последними, и они окажутся наверху колоды. Когда затем вы раскладываете карты по пяти стопочкам, в любой из них карты лежат в том порядке, в котором зрители сидят за столом. Если, например, "свою" карту опознает третий зритель, она будет третьей, считая сверху стопочки и т. д.

Короли и дамы

Из колоды отбираются короли и дамы. Вы выкладываете их перед зрителями в два ряда - отдельно королей и отдельно дам. Складываете карты, кладя стопку из королей на стопку из дам. Полученную колоду из восьми карт зрители могут снимать любое количество раз. Затем вы прячете карты за спину, достаете две карты и показываете зрителям. Они видят, что это король и дама одной масти.

Секрет фокуса: Изначально вы складываете карты так, чтобы последовательность мастей в обеих колодах была одинаковой. За спиной вы делите колоду на две по четыре карты и берете из каждой мини-колоды верхнюю карту. Это всегда будут король и дама одной масти.

Задуманное число

Предложите одному из зрителей задумать число. После этого зритель должен умножить его на 2, затем прибавить 8, разделить на 2 и отнять число, которое он задумал. После многозначительной паузы вы объявляете, что получившееся в итоге число - 4.

Секрет фокуса: Никакого секрета нет, чистая математика!

Какой же веселый Новый год обойдется без конкурсов, эстафет и прочей развлекательной программы? Эти игры помогут вам развлечь маленьких гостей и подскажет, что нужно для этого приготовить. Будет интереснее, если вы заранее подготовите маленькие сувениры для тех, кто победит. Это могут быть какие-нибудь канцелярские принадлежности: карандаши, ластики, ручки, воздушные шарики, блокнотики.

Может быть, что-то съедобное: конфетки, вафельки (в упаковке), чупа-чупсы, жевательные резинки и т. д.

ВЕСЕЛАЯ ЭСТАФЕТА

Это очень веселая и подвижная игра. Ее не следует проводить сразу после еды. Для проведения этой эстафеты пригодятся два стула (или табурета), две веревки на колышках, два ведра, два мяча.

Участников разделяют на две команды. По команде ведущего игроки должны выполнить такие задания: перепрыгнуть через веревочку, обежать вокруг стула, бросить мячик в ведерко (желательно в него попасть). Выигрывает та команда, которая быстрее и точнее выполнит все перечисленные действия.

КТО СОБЕРЕТ БОЛЬШЕ ВСЕГО СНЕЖИНОК?

Чтобы приступить к этому конкурсу, надо устроить мини-конкурс по вырезанию бумажных «снежинок». Для этого нужно раздать детям цветную и (или) блестящую бумагу размером, подходящим по размеру будущим «снежинкам», дать в руки ножницы, а также попросить их включить всю свою фантазию и умение и изготовить бумажные «снежинки».

После того, как будут готовы эти маленькие произведения искусства, можно приступать, собственно, к самому конкурсу.

«Снежинки» высыпаются на пол. По команде ведущего (это могут быть звонок в колокольчик, хлопок в ладоши, слова: «Раз, два, три, начни!») дети начинают собирать «снежинки». При этом надо следить, чтобы они собирали «снежинки» не горстями, а поштучно. Игра заканчивается, когда ведущий еще раз зазвонит в колокольчик (или даст какую-нибудь другую команду). При этом все участники останавливаются, и каждый, кто умеет считать, подсчитывает свой «трофей». Если участник еще не умеет считать, то ему помогает в этом нелегком деле ведущий. Выигрывает тот, у кого снежинок набралось больше всех.

МЕТКИЙ СТРЕЛОК

Этот конкурс развивает меткость и внимательность у детей. Для него нужно заранее заготовить «снежки» (по 3 «снежка» на одного ребенка) из комочка ваты и обмотать их блестящим, разноцветным «дождиком». Но если вы не успели приготовиться, то можно поручить сделать это маленьким умельцам. А в качестве приза можно раздать им те самые «снежки», которые они сделают своими руками. Но, прежде чем раздать «снежки», устройте такой конкурс.

Разделите участников на две команды. Каждому игроку надо раздать «снежки». Дети по очереди бросают снежки в обруч или корзину, которые надо заранее приготовить и разместить на полу. Победит та команда, у которой в обруче окажется больше снежков.

ВОСПОМИНАНИЕ О ЛЕТЕ

Этот конкурс развивает у детей быстроту реакции и внимательность. Чтобы провести его, требуется заранее подготовить разноцветные «ромашки» (по количеству участников). Каждый лепесточек будущей «ромашки» следует вырезать из цветной бумаги размером с альбомный лист. Нужно также вырезать круглую серединку, подходящую по размеру к «ромашке».

Лепестки ромашки раскладываются по полу (вперемешку, цветной стороной вверх). Участники встают около своих «серединок». По команде ведущего они начинают собирать ромашки. Победит тот игрок, у которого раньше и правильнее всех будет собрана своя ромашка.

ПРАВИЛЬНЫЙ СНЕГОВИК

Чтобы провести этот конкурс, надо заранее подготовить большие листы чистой бумаги. Размер листа будет зависеть от размера снеговика, которого вы хотите увидеть. Можно взять лист форматом А1 (ватман). Количество бумаги и фломастеров (или маркеров) будет зависеть от количества участников.

Игрокам завязывают глаза (для этих целей подойдут шейный платок или шарф), дают в руки фломастер. Каждый участник начинает рисовать снеговика. Победит тот, у кого рисунок получится аккуратнее всех (или больше подойдет под изображение снеговика).

Этот конкурс можно сделать командным. В каждой команде — по три игрока. В этом случае каждый участник будет рисовать свой кружочек от снеговика. Победит та команда, которая лучше справилась с заданием.

ШАРИКОВЫЙ БАСКЕТБОЛ

Для этой игры вам заранее потребуется надуть два воздушных шарика, приготовить две корзины, в которые умещались бы эти шарики, и две линейки по 30—50 см.

Участников разделяют на две команды. Каждый игрок должен «довести» шарик линейкой до корзины (по воздуху) и опустить его этой же линейкой в стоящую на полу корзину. При этом шарик не должен упасть на пол и его нельзя касаться любыми частями тела. Победит та команда, которая быстрее другой (по очереди) доведет шарик до корзины с наименьшими ошибками. Игра может закончиться, если шарик лопнет.

ГДЕ НОС?

Чтобы игра удалась, надо заранее нарисовать снеговика на большом листе бумаги (можно на ватмане) и прикрепить на какую-нибудь вертикальную поверхность (стенку, дверь, шкаф и т. д.). Нос к этому снеговику сделать отдельно: взять лист бумаги, скатать в форме носа («картошкой», удлиненный) и обмотать его скотчем, но только липкой стороной вверх, чтобы нос клеился к любой поверхности.

Участники встают в очередь друг за другом, делясь на две команды. Очередь можно установить по номеркам, которые разыгрываются заранее. Каждому игроку ведущий завязывает глаза платком или шарфом, затем крутит участника вокруг своей оси со словами: «Крутится, вертится, все у нас прилепится» и поворачивает его лицом к рисунку. Игрок должен с завязанными глазами прилепить нос снеговику. За каждое меткое приклеивание носа участник получает снежинку. Побеждает та команда, у которой больше набирается снежинок.

НОВОГОДНИЕ КАРТИНКИ

Эта игра развивает у детей внимание. И интересно, и полезно. Для нее потребуется по две одинаковых картинки с рисунками (елочки, снеговички, снежинки, санки, коньки).

Ведущий раскладывает картинки на столе изображениями вниз и перемешивает их. Два участника по очереди выбирают по две картинки. Если изображения совпадают, то игрок берет их себе, если нет — кладет обратно. Игра продолжается до тех пор, пока на столе не останется ни одной картинки. Побеждает тот, кто соберет больше картинок.

БАБКИ-ЕЖКИ

Это подвижная игра. Для ее проведения приготовьте заранее метлу (как у дворников) или веник, кегли (количество зависит от имеющегося расстояния). Участников надо разделить на две команды. Каждый игрок пробегает верхом на метле (зигзагом) между кеглями, поставленными на расстоянии 2—3 м одна от другой. В этой игре побеждает та команда, которая пробежит быстрее, сбив меньшее количество кеглей.

ЛИХИЕ ШОФЕРЫ

В этой игре вам пригодятся игрушечные машинки (лучше грузовички), на которые можно будет установить стаканы (или маленькие ведерки) с водой, налитые до краев. Количество машинок будет зависеть от количества участников. Участникам на грудь прикрепляют номерки.

К машинкам нужно привязать веревки одинаковой длины (10—15 м). По команде ведущего участники должны быстро намотать веревку на палочку, подтягивая к себе машинку. Если вода плещется, ведущий называет громко номер «шофера», и тот на секунду перестает мотать веревку. Побеждает тот участник, который быстрее остальных подтянул машинку и не расплескал воду. Можно играть и без воды, только веревку надо удлинить.

СКАЧКИ НА ШАРИКАХ

Это очень веселая и шумная игра. Перед игрой нужно очень сильно надуть воздушные шарики. Каждый участник как бы садится на свой шарик и начинает на нем прыгать. Цель игры заключается в том, чтобы как можно дольше пропрыгать на шарике, чтобы тот не лопнул.

Победителем окажется тот, у кого дольше всех не лопнет шарик.

ПОЛЕТ НА СНЕЖИНКАХ

Для этой подвижной игры нам потребуется вырезать 4 бумажные «снежинки» размером, совпадающим с размером обуви самого большого участника. «Снежинки» можно сделать из обычной белой или цветной бумаги, но будет лучше, если их сделать из какой-нибудь плотной бумаги (например из ватмана) или из тонкого картона.

Всех участников надо поделить на две команды. По сигналу ведущего участники должны положить одну «снежинку» на пол и наступить на нее обеими ногами (не наступая на свободный пол), затем положить другую и переступить на нее. Так переставляя «снежинки», дойти до стула. Пока детишки «перелетают» со «снежинки» на «снежинку», ведущий может комментировать их «полет». Обратно участники должны вернуться бегом. Победит та команда, которая быстрей «прилетит».

ПЕТУШИНЫЕ БОИ

Эту подвижную игру можно устраивать как между двумя игроками, так и между двумя командами. Два участника встают друг напротив друга. По команде ведущего участники убирают одну руку за спину и начинают прыгать на одной ноге. При этом толкают друг друга свободной рукой. Побеждает тот участник, который дольше другого продержится на одной ноге (не упадет и не встанет на вторую ногу). Если игра проводится между командами, то каждому участнику, который выиграет, дают вырезанную из бумаги «снежинку». Победившей будет считаться та команда, у которой окажется больше «снежинок».

ПРОПАВШИЙ ПОД КОЛПАКОМ

Для этой игры вам необходимо заранее сделать красивый новогодний колпак из бумаги, украсить его мишурой, «дождиком», ярко разрисовать.

Из комнаты, где находятся участники, выводят одного игрока. Оставшиеся игроки (или ведущий) прячут одного участника под ярким одеялом и сверху накрывают приготовленным колпаком. Все остальные участники меняются местами. Когда ведущий приведет, игрока, который выходил, игрок должен определить, кто спрятан под колпаком.

НОВОГОДНИЕ ФИГУРКИ

Этот конкурс развивает воображение и сообразительность у маленьких участников. Ведущий раздает каждому игроку разноцветный, яркий, не прилипающий к рукам пластилин. Затем показывает какую-нибудь букву (буквы лучше заранее написать на отдельных карточках). Участники должны как можно быстрее слепить что-нибудь новогоднее (или зимнее), начинающееся на эту букву. Это могут быть санки, снеговик, елка, Дед Мороз, шапка, варежки, валенки. Победителем окажется тот, кто быстрее всех слепит фигурку из пластилина.

НАЙДЕННОЕ КОЛЕЧКО

Для этой игры подойдет кольцо большого размера (диаметр около 20—25 см). Его можно сделать из проволоки или вырезать из какой-нибудь плотной бумаги. А чтобы оно было нарядное, его следует обмотать блестящей бумагой, мишурой или «дождиком». Участники садятся на стулья в круг. Каждому игроку дается в руки веревка, у которой предварительно связаны концы, а через эту веревку продето кольцо. Ведущий (один из маленьких гостей) встает в середине этого круга. Ему завязывают глаза платком или шарфом. Задача ведущего — найти кольцо на веревочке, при этом все участники передвигают его по кругу или в разные стороны. Когда кольцо найдено, то ведущего следует поменять.

ВЕСЕЛЫЕ САНКИ

В этой игре участников необходимо поделить на 2—3 равные команды. Каждому игроку выдают привязанные на нитке (длина нитки может быть 1—1,2 м) бумажные «санки», которые необходимо вырезать заранее из альбомного листа и разукрасить 2—3 (в зависимости от количества команд) цветами. Каждый участник закрепляет свой конец нитки с «санками» сзади на поясе так, чтобы «санки» свободно касались пола. Если участник не сможет этого сделать, ему помогает ведущий. У каждой команды «санки» разного цвета. По сигналу ведущего игроки, бегая друг за другом, стараются наступить ногой на «санки» «противника». Участникам не разрешается касаться руками ниток и «санок». Игрок, чьи «санки» сорвали, выходит из игры. Побеждает та команда, у которой останется больше «санок».

В ПОГОНЕ ЗА СОСУЛЬКОЙ

Для этого конкурса понадобятся два участника. Но его можно проводить до тех пор, пока все присутствующие попарно не наиграются.

На середине веревки надо привязать «сосульку». Ее можно взять из старых запасов елочных игрушек или, если есть фантазия и умение, сделать самим из бумаги, ваты или еще чего-нибудь и обмотать разноцветной бумагой, мишурой или «дождиком». К концам веревки прикрепляют по простому карандашу, тоже красиво оформленному. Каждый участник встает со своей стороны веревки. Его задача — намотать свою часть веревки на карандаш. Победителем будет являться тот, кто быстрее другого дойдет до «сосульки».

ПРЫЖОК В НОВЫЙ ГОД

Для этого конкурса надо всех участников (если участников очень большое количество, то берут половину) выстроить в одну линию. По команде ведущего все участники «впрыгивают» в Новый год. Победителем является тот участник, который дальше всех прыгнул.

ШТУРМАН

Это просто веселая игра, не требующая никаких навыков от детей. Для этой игры следует заранее подготовить бинокль и веревку длиной 5—6 м (или такой длины, чтобы она была сопоставима с размером помещения, в котором проводят конкурс). На пол надо положить веревку, причем не ровной полосой, а извилисто. В руки участнику дают бинокль, перевернув его так, чтобы предметы уменьшались. Участник, глядя в бинокль, должен пройти по всей длине веревки, стараясь точнее попасть ногами на нее. Победителем будет являться тот штурман, который точнее других штурманов пройдет весь курс.

Новогодние игры для дошкольников: описание игр, картотека новогодних игр для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Новогодние игры для дошкольников

В этой статье Вы найдете 8 новогодних развивающих игр для детей дошкольного возраста, в которые можно поиграть и на новогоднем празднике, и дома на новогодних каникулах. Ведь во время зимних каникул у нас появляется больше времени на общение с детьми и семейный досуг! Игры подскажут Вам идеи. Я поделилась в этой статье своими любимыми играми, в которые мы играем с детьми в новогодние дни. А если в Вашей семье есть любимые детьми новогодние игры — буду рада, если Вы поделитесь ими в комментариях к этой статье.

Кроме описания игр в конце статьи Вы найдете красочную игротеку игр из статьи и ссылку для ее бесплатного скачивания. Игротека может использоваться как папка — передвижка.

Новогодние игры для дошкольников: описание игр

Игра 1. «Где же наши ручки»: играем с игрушечным Дедом Морозом и развиваем речь ребенка

В этой веселой грамматической игре ребенок незаметно для себя научится правильно употреблять слова в родительном падеже множественного числа, и мы предупредим многие речевые ошибки.

Для игры Вам нужна фигурка Деда Мороза из бумаги или игрушечный Дед Мороз.

Как играть:

Мы идем с ребенком к игрушечному Деду Морозу и говорим стишок:

«Ты добрый, ты яркий,

Ты в шубе, ты в шапке,

У тебя красный нос.

Значит ты – Дед Мороз!

Дед Мороз, Дед Мороз,

Ты нам ручки не морозь!»

Дед Мороз отвечает (взрослый говорит от имени игрушки весело и шутливо): «А где ваши ручки? Сейчас заморожу!»

Задача игроков – быстро спрятать названную часть тела и сказать Деду Морозу: «Нет наших ручек!».

Можно закрыть названную часть тела ладошками, одеждой или шарфиком, платочком. Можно встать так, чтобы ручек не было видно, прикрывать ручки друг другу.

Дед Мороз: А где ваши ножки?

Взрослый и дети: Нет наших ножек (прячем ноги под стул, под платок).

Дед Мороз: А где ваши пятки?

Взрослый и дети: Нет наших пяток (прячем пятки, садясь на колени).

Ребенок и взрослый каждый раз придумывают, как спрятать названную часть тела от игрушки Деда Мороза (нет носов, ртов, ушей, щёк, глаз, локтей, колен и т.д.). Если ребенок допустил ошибку, например, сказал: «Нет у нас бровёв» вместо «бровей», то Дед Мороз еще раз его переспрашивает: «Что-то я не расслышал – где ваши брови?».

Словарик игры:

Для маленьких детей до 3. 5 — 4 лет мы используем в игре самые простые слова: нет пяточек, коленок, ручек, ножек, ладошек. Затем вводим более сложные слова – нет ртов, ушей, носов, ртов, щек, бровей, шей, подбородков, губ, лбов и т.д.

В конце диалога из 5-7 реплик («нет у нас..») игрушечный Дед Мороз говорит шутливо:

«Раз, два, три! От мороза ты беги! Заморожу!». И ребенок убегает от мороза в условленное место (в свой домик). Игра повторяется снова еще 1- 2 раза.

Игра 2. Новогодняя развивающая игра «Отгадай елочную игрушку»: развитие речи и ориентация в пространстве

Игра проводится рядом с елкой, украшенной игрушками.

Вариант 1. Отгадай игрушку по описанию.

Сначала рассмотрите игрушки на елке, знает ли ребенок, кто это, как называется эта игрушка? Затем ребенок описывает игрушку, называя ее признаки. Игроки отгадывают. Когда игрушка отгадана, все под веселую музыку изображают эту игрушку.

Например: «Эта игрушка очень веселая. У нее синяя большая шляпа и желтые брюки. В руках она держит большую книгу. Эта игрушка улыбается» (Незнайка).

Или «Эта игрушка маленькая. Она белого цвета. У нее длинные ушки и короткий хвост. Она умеет прыгать. Эта игрушка очень боится лисы и волка. Кто это?».

Если ребенку трудно загадать игрушку, то взрослый подсказывает ему начало фразы: «Эта игрушка…. Какая? У нее есть… что? Хвост у нее… какой?»

Вариант 2. Отгадай игрушку по ее «адресу».

У каждой игрушки есть свой «адрес» на новогодней елке. Сначала рассмотрите елку: кто где живет? Кто живет рядом с мишкой? А какие игрушки живут выше / ниже домика? Какие игрушки живут правее лисички, а какие – левее лисички?

Потом ведущий загадывает игрушку, а дети пытаются угадать, какая игрушка загадана, задавая ведущему вопросы: эта игрушка живет на елке выше фигурки мишки? Она правее звездочки? Она левее конфеты? В дальнейшем дети загадывают игрушки, а взрослый их угадывает по вопросам.

Игра 3. Речевая новогодняя игра « Маски «: развитие речи и логического мышления

В веселой игре мы научим ребенка задавать вопросы в логической последовательности, вести диалог.

Вам понадобятся: готовые новогодние детские маски или самодельные маски.

Как играть:
Шаг 1. Ребенку на голову надевается маска так, чтобы он не видел изображения на ней. В комнате не должно быть зеркал, чтобы ребенок не смог подсмотреть, что за маска у него на голове.

Шаг 2. Малыш пытается отгадать, какую роль он выполняет, задавая вопросы игрокам. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».
Например: Я человек? (нет). Я зверюшка? (да). Я умею прыгать? (да). Я умею бегать? (да). Я зеленого цвета? Я ем траву? Я добрый? и т.д.

Шаг 3. После того, как ребенок отгадал, он снимает маску и проверяет правильность ответа. И передает роль отгадывающего следующему малышу.

Сначала взрослый показывает как играть в эту игру (становится ведущим в игре, задает последовательность вопросов и отгадывает свою маску), потом отгадывает ребенок.

Полезный совет. Как сделать маску:

Вариант 1. Вырезаем полоску бумаги и приклеиваем к ней картинку с изображением сказочного героя или зверюшки. Маска — ободок готова. Ее можно использовать и для инсценировок сказок на новогоднем детском празднике.

Вариант 2. Рисуем мордочку зверюшки. Сбоку делаем две прорези и вставляем завязки. Завязываем маску на голове ребенка.

Игра 4. Игра со снежинками «Отгадай сюрприз»: развитие речи

Игре мы обогащаем и активизируем словарь детей, учим малыша говорить ярко, образно, выразительно.

Сделайте из бумаги снежинки (Как сделать разные виды снежинок можно узнать ) . Выложите из них большой сугроб на столе или на полу. Под сугроб положите сюрприз (картинку, наклейку) так, чтобы не было видно, что конкретно спрятано под сугробом. Попросите ребенка «расколдовать» сугроб и найти приз.

Чтобы снежинки улетели, надо их похвалить – назвать, какие снежинки. Они… белые, ажурные, узорные, холодные, блестящие, танцующие, красивые, прекрасные, ледяные, пушистые, маленькие и т.д.

Взрослый и ребенок по очереди говорят по одному слову. Взрослый называет сложные слова, редко встречающиеся в быту, обогащая словарь ребенка. Ребенок называет в игре более простые слова.

Количество снежинок в сугробе зависит от возраста ребенка и уровня развития его речи. Для самых маленьких достаточно подобрать ребенку 5 слов, для детей постарше – это может быть 10- 15 слов.

Когда все снежинки «улетели», малыш может увидеть сюрприз, который был спрятан под сугробом, и взять его себе.

Игра 5. Найди новогодний сюрприз: учимся ориентироваться в пространстве

Вариант 1. Попросите малыша выйти за дверь и спрячьте новогоднюю игрушку — сюрприз. Когда он зайдет в комнату, скажите ему путь к игрушке. Примерный путь может быть рассказан так: «Иди прямо к столу, у стола поверни направо (ребенок выполняет). Пройди пять шагов. А теперь один шаг назад, поверни налево (ребенок выполняет). Пройди два шага. Ищи!» В первых играх трехлетнему малышу можно дать одну-две команды, четырехлетнему давайте не больше 2-3 команд. Потом можно увеличить количество команд до 5 и даже более.

Вариант 2. Когда ребенок освоит эту игру, то усложните ее. Во втором варианте игры малышу нужно назвать направление, в котором он идет. Вот как это делается.

Вырежете из цветной бумаги или цветного картона стрелки разного цвета и разложите их на полу. Скажите ребенку: «Иди туда, куда показывает красная стрелка, пройди три шага. Куда же тебе надо идти?» (ребенок называет направление: влево, вправо, прямо или назад). «А дальше иди туда, куда показывает синяя стрелка. Куда она тебя ведет? (ребенок называет – вправо или влево. вперед или назад) Пройди 2 шага». А теперь ищи!

Вариант 3. Для старших дошкольников усложните задание. Нарисуйте заранее план комнаты. На плане обозначайте окно, дверь и основные предметы мебели яркими цветными прямоугольниками, квадратами, кругами. Обозначьте на плане крестиком то место, в котором Вы спрятали новогодний сюрприз.

Ребенку нужно будет посмотреть на план комнаты, найти на плане дверь, окно, шкаф, стол, диван; свое местонахождение в комнате; место, где спрятан приз. А затем разыскать сюрприз. Это может быть и сюрприз от Деда Мороза, и его новое задание, и загадка, и картинка — раскраска или небольшая новая новогодняя игрушка на елку.

Игра 6. Семейная игра «Раз, два, три, смотри»: игра для сплочения, раскрепощения и хорошего настроения

В игре участвуют и дети, в взрослые. Игроки делятся на пары. Каждая пара заранее договаривается друг с другом, что она исполнит для всех. Это может быть небольшое четверостишие про елку, один куплет из известной новогодней песенки, скороговорка, рифмовка или чистоговорка, новогоднее поздравление для всех. Можно заранее заготовить небольшие тексты в помощь взрослым для их разучивания с малышами.

Первая пара выходит к елке и исполняет свой сюрприз для всех.

Сразу же после этого ведущий игры говорит первой паре: «Раз…. Два….. Три…..», растягивая паузы между словами. На эти слова игрокам из этой пары нужно быстро встать друг другу спиной. Ведущий продолжает: «Смотри». Игроки в паре поворачивают голову направо или налево.

Если игроки в паре совпали (т.е. повернулись оба в одну сторону – например, к елке, к окну), то они обнимаются, поздравляют друг друга с Новым годом. А может быть и получают небольшой подарок, например, ягодку клюквы в сахарной пудре или картинку, наклейку, раскраску, небольшой приз.

В заключении игры все игроки получают небольшие призы.

Игра 7. Когда оживают елочные игрушки: развитие выразительности движений, раскрепощение ребенка

Рассмотрите с детьми игрушки на елке. Расскажите, что ночью, когда люди спят, елочные игрушки оживают.

Закроем глаза и представим, что делает наша любимая елочная игрушка ночью (лошадка, снегурочка, сосулька, фонарик и т.д.). Что она делает? (называем возможные действия – кукла танцует, ходит в гости, поет песни, хлопает ресничками, причесывается и т.д.)

Скажите ребенку: «А сейчас догадайся, какая у меня была в детстве любимая елочная игрушка. Я тебе покажу, как она оживала ночью». Изобразите, например, солдатика, который бьет в барабан. Или куклу. Можете в роли игрушки выполнять любые действия – ходить по комнате, здороваться с ребенком, осматривать разные предметы, отдавать честь. Но игрушки говорить не умеют – они всё это делают молча!

Ребенок угадывает загаданную Вами игрушку.

Потом ребенок загадывает свою елочную игрушку и показывает Вам жестами, что она делает ночью молча, чтобы не разбудить своих хозяев. А Вы угадываете.

Игра 8. Семейная игра «Передай письмо Деда Мороза»: знакомим малыша с вежливыми словами, развиваем культуру общения

Возьмите конверт или мешочек и положите в него небольшие новогодние сюрпризы. Подготовьте аудио фрагменты разных новогодних песенок (длительность одного фрагмента 30-45 секунд).

Как играть:

Вариант 1. Все игроки сидят в кругу. Включаем музыку и передаем конверт по кругу. Правило – передавая конверт (мешочек), надо обязательно сказать вежливую просьбу. Иначе конверт передать нельзя. Взрослые помогают детям, на первых порах подсказывая разные варианты формулировки просьбы.

Словарик игры: как можно попросить

— Миша, будь добр, передай письмо (мешочек) дальше.

— Ваня, сделай доброе дело, передай, пожалуйста, дальше письмо.

— Лена, если тебе не трудно, передай письмо.

— Бабушка, ты не могла бы передать письмо?

— Мамочка! Пожалуйста, передай письмо дальше!

— Оленька! Я тебя очень прошу: передай письмо.

Вежливые слова: Пожалуйста. Будь другом. Прошу тебя. Будьте добры. Вы не могли бы. Если тебе не трудно. Будь так любезен.

Как только музыка останавливается, останавливается и передача письма в кругу. А это значит, что тот, на ком остановилась музыка (у кого сейчас письмо) может открыть его и взять себе в подарок одну картинку. Дальше музыка начинает звучать до новой остановки.

Вариант 2. Из конвертика достаем в игре не призы, а задания – фанты (спеть песню, поздравить всех с Новым годом, изобразить Деда Мороза, загадать новогоднюю загадку и т.д.)! Если музыка остановилась, то игрок достает задание из конверта и его выполняет. В конверте обязательно должны быть не только задания, но и пустые карточки – сюрпризы, а также небольшие подарки. Интрига игры – что попадется игроку? Вы удивитесь, насколько быстро будут передавать друг другу конверт взрослые в этой игре! 🙂

Новогодние игры для дошкольников: картотека игр в картинках

Картотеку новогодних игр из этой статьи Вы можете распечатать на листах формата А4.

Оформление картотеки «Новогодние игры для дошкольников» (здесь ниже для примера даны сжатые страницы папки с новогодними играми, страницы для распечатки на принтере можно скачать по ссылке выше).

Активная новогодняя игра для большой компании "Третий лишний"

В этой игре чем больше игроков, тем лучше. Ведь все игроки образуют круг, встав парами – лицом к центру круга, второй за спиной первого. Если участников много, то получается огромный круг и почти сплошная стенка из игроков. Бегает одна пара: один убегает от другого. Бежать надо только с внешней стороны круга. Убегающий, почувствовав, что его догоняют, может спастись от погони, встав к любой паре третьим. Но ему надо заскочить внутрь круга и занять место перед первым игроком пары. Тот, кто стал третьим и теперь стал лишним, должен сорваться с места и убегать от погони.


Замена игроков всегда происходит внезапно, тут надо не зевать, если догоняющий игрок близко. Тот, кого догонят, сам становится водящим и теперь должен догонять. Играют дети, пока им не надоест.

Активная новогодняя игра для компании "Любопытный нос"

Вам понадобятся:

2 спичечных коробка.

Игроки делятся на две команды. По сигналу ведущего первые игроки в командах должны положить себе на нос крышки от спичечных коробков и переложить их на носы следующих игроков.

Важно! Нельзя помогать себе руками.

Выигрывает команда, первой справившаяся с поставленной задачей.

Активная новогодняя игра для компании "Вижу мишку"

Игроки становятся в шеренгу, касаясь друг друга плечами. Ведущий становится в начало шеренги. Все участники повторяют его слова и движения. Ведущий вытягивает руку вперед и восклицает «вижу мишку!», дожидается, пока это повторит последний участник, затем опускается на корточки, с вытянутой рукой и спрашивает «где?». Затем снова дожидается завершения процедуры, а потом с криком «там!», толкает своего соседа с такой силой, чтобы вся шеренга рухнула. Игра завершается дружным падением. Рекомендуется самых хлипких игроков поставить в конце шеренги. Лучше играть, когда все участники уже прилично выпили! Будет гораздо веселее!

Активная новогодняя игра для компании "Гонки с апельсинами"

Вам понадобятся:

2 столовые ложки;

2 апельсина;

В игре принимают участие две команды, причем в каждой из них должно быть четное число игроков.

Игроки делятся на две команды. На расстоянии 2-3 м от старта устанавливают 2 стула. Апельсины кладут на пол.

По сигналу ведущего первые игроки своей команды должны поджать правую ногу, поднять ложкой апельсин и на одной ноге проскакать до стула и обратно. За ними то же проделывают остальные.

Важно! Поднимая апельсин с пола, игрок не должен помогать себе рукой или касаться пола второй ногой. Если апельсин упал, то поднимать его можно только ложкой. Передавая эстафету следующему игроку, апельсин и ложку нужно положить на пол.

Выигрывает та команда, которая первой смогла выполнить задание.

Активная новогодняя игра для компании "Градусник"

Эта командная игра-эстафета способна расшевелить скучающую компанию. Соревнуются несколько команд. В каждой – не меньше 5 человек. Игроки зажимают под левой рукой бутафорский градусник (его может заменить большая пустая пластиковая бутылка) и передают друг другу. Руку менять нельзя. Выигрывает самая быстрая команда.

Активная новогодняя игра для компании "Групповой ритм"

Играющие садятся в круг. Тот, кто начинает, кладет правую руку на левое колено соседа справа, а левую руку – на правое колено соседа слева. Все делают точно так же, как и ведущий. Затем один человек начинает отбивать ритм на колене соседа. Ваш сосед слева, услышав ритм, отбивает его правой рукой на вашем колене. Ваш сосед справа, услышав ритм, отбивает его левой рукой тоже на вашем колене, только на другом. И так далее по кругу. Вы хорошо повеселитесь, прежде чем все научатся правильно передавать ритм. Так по кругу. Это очень веселая игра, особенно если выбрать ритм посложнее, чтобы усложнить задачу игроков и вдоволь посмеяться.

Активная новогодняя игра для компании "Дотянись до приза"

Ведущий сажает победительницу предыдущего конкурса (принцессу) на стул лицом к зрителям. Ведущий говорит: «Сейчас перед принцессой будут соревноваться соискатели на роль принца. Итак, мальчики, кто хочет показать свою силу и ловкость?» Двое мальчиков, равные приблизительно по силе и по весу, берут друг друга правой рукой за запястье. Правой рукой они держат друг друга, а левая рука у них свободна. На равном расстоянии от них ставятся призы. Каждому из них надо дотянуться до своего приза, а это значит – перетащить на свою сторону соперника. А можно это весёлое единоборство провести и так:

Взять верёвку длиной 3–4 м, а ещё лучше – широкую тесьму или брезентовый ремень, концы соединить так, чтобы получилось кольцо. Участникам конкурса предлагается надеть эту «лямку», как бурлакам, но каждый из них будет стараться тянуть в свою сторону, чтобы дотянуться до приза, который расположен в полуметре от каждого игрока.

Победитель получает из рук принцессы завоёванный приз. Проигравший получает что-то в качестве утешительного приза. Принцесса и принц вступают в права хозяев бала.

Активная новогодняя игра для компании "Дракон самоед"

Очень энергичная и жизнерадостная игра, по степени веселья и всеобщего азарта сравнима лишь с перетягиванием каната. Эта игра пришла к нам с востока. Массовые праздники в Китае, Корее, Вьетнаме проходят очень ярко и эмоционально. Дракон всегда бывает главным персонажем массовых игр.

Вот одна из таких игр. Для неё нужно большое свободное пространство. Чем больше народу принимает участие, тем лучше. Все игроки встают друг за другом, руки кладут на плечи впереди стоящего или крепко держат его за талию. Тот, кто оказывается первым, получает роль «головы» дракона, а последний, конечно же, становится «хвостом».

По команде ведущего под громкую, ритмичную музыку (на Востоке это барабаны) «голова» бросается в погоню за своим «хвостом». Колонна игроков подвижна как ртуть, «тело» дракона извивается, как у настоящей змеи. Задача участников – при любом повороте, при резком ускорении или остановке не оторваться от партнёра. Тот, по чьей вине змея распалась, выходит из игры, и соревнование продолжается.

Для поимки «хвоста» голова пускается на всевозможные хитрости: резко меняет направление погони, ритм гонки. Когда голове всё же удастся поймать хвост, тот становится головой, а игрок, оказавшийся последним,– хвостом.

Когда игра проходит под музыку, движения должны быть танцевальными, соответствовать ритму и характеру музыки. Ребята встают боком друг к другу, держатся за руки. Тот, кто нарушает ритм, исключается из игры.

Активная новогодняя игра для компании "Есть контакт"

Вам понадобятся:

– 2 шляпы;

– 2 набора карточек.

Для игры нужно заранее подготовить одинаковые наборы карточек, на которых написаны части тела - голова, нога, рука, спина и т. д. Каждый набор карточек укладывают в отдельную шляпу. Все игроки делятся на пары. Ведущий определяет пару, начинающую игру, и выдает ей шляпы. Каждый игрок вытягивает карточку и зачитывает вслух, какая часть тела на ней значится. Задача партнеров - соприкоснуться этими частями тела.

Важно! За каждое соприкосновение ведущий записывает паре 1 балл.

Затем снова вытягиваются карточки. Участники должны, сохраняя прежние контакты, соприкоснуться следующими частями тела. И так далее. Игра заканчивается в тот момент, когда пара уже не сможет удерживать все контакты одновременно. Ведущий подсчитывает баллы, заработанные данной парой, и приглашает следующую. Выигрывает та пара, которая сумела набрать больше баллов.

Активная новогодняя игра для компании "Жучок"

Играющие становятся в полукруг, а водящий на шаг впереди, спиной к ним. Правую ладонь он прижимает к правой стороне лица, ограничивая свой обзор, а левую – к правому боку, ладонью наружу. Кто-нибудь из играющих несильно ударяет ладонью по ладони водящего, и все играющие протягивают вперед правую руку с поднятым вверх большим пальцем.

Водящий после удара поворачивается к игрокам и старается угадать, кто прикасался к его ладони. Если он угадывает, то опознанный становится водящим. Если нет, то он опять водит.

Активная новогодняя игра для компании "За маму, за папу"

Вам понадобятся:

4 платка;

4 тарелки с едой.

Ведущий предлагает принять участие в игре мужчинам и женщинам (их количество должно быть одинаковым). Все участники рассаживаются на стулья - женщины напротив мужчин. Игрокам завязывают глаза, выдают по тарелке с едой и ложке. Задача - как можно скорее съесть то, что лежит на тарелке.

Важно! Каждую ложку нужно сопровождать словами «За маму!» или «За папу!».

Победителей объявляют самыми лучшими родителями.

Активная новогодняя игра для компании "Забавный хоровод"

Игроки образуют два хоровода: внутренний и внешний, причем один состоит только из мужчин, а второй - только из женщин. Хороводы становятся лицом друг к другу. Ведущий дает задание игрокам, которые должны его выполнить. Задания зависят исключительно от фантазии ведущего (например, поцеловаться, укусить за ухо, поздороваться как друзья или враги и т. д.). После каждого задания внешний хоровод передвигается на одного участника по часовой стрелке.

Участники делятся на две команды. Одна из них загадывает слово и приглашает игрока из команды соперников. Ему шепотом сообщают загаданное слово, и этот игрок без слов, только при помощи жестов, мимики и пластики, должен показать загаданное слово своей команде. После того как слово отгадано, игроки меняются ролями.

Активная новогодняя игра для компании "Закрома родины"

Вам понадобятся:

Апельсины - по 10 штук для каждой команды;

Ведущий предлагает игрокам разделиться на две команды. Стулья расставляются на расстоянии 3-4 м друг от друга. На два стула ставят блюда с апельсинами, на два других - пустые блюда. Задача игроков - перенести апельсины с одного блюда на другое.

Важно! Апельсины нужно переносить без помощи JL рук. Если апельсин упал, то нужно вернуться к старту и начать свой этап заново.

Выигрывает та команда, которая сумела быстрее справиться с заданием, наполнив «закрома родины».

Активная новогодняя игра для компании "Звери на полянке"

Эта весёлая и подвижная игра учит детей ловкости и вниманию. Половина участников (а в этой игре детей должно быть не менее 15–20) встаёт в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Получилась «полянка» и «деревья» вокруг неё. Другая половина игроков – все, кроме одного, «охотника», находятся на «полянке», т. е. внутри круга. Это «звери».

Они танцуют, прыгают, веселятся, но одним глазом следят за «охотником», который прогуливается за кругом. Неожиданно он вбегает в круг и начинает «охотиться», т. е. пятнать детей. «Звери», спасаясь от «охотника», прячутся за «деревья», т. е. встают за спины стоящих в кругу. Условием игры является то, что за одно «дерево» может спрятаться только один «зверь». Те, кого водящий запятнает, выходят из игры. После нескольких туров игра заканчивается, а новый охотник выбирается из числа «убитых».

Активная новогодняя игра для компании "Зоопарк"

Играющие встают в круг. Ведущий шепотом говорит каждому роль: «бегемот» или «орел». Все встают в круг и обнимают друг друга за плечи. Как только ведущий произносит слово «орел», все «орлы» тут же должны поднять по одной ноге. Затем ведущий говорит «бегемот» и оставшиеся участники поднимают обе ноги, таким образом, повиснув на соседях. Очень забавно будет, если в команде окажется меньше тех или иных «животных».

Активная новогодняя игра для компании "Игра сценаристов"

Вам понадобятся

Карточки с заданиями;

Листы бумаги;

Участники делятся на две команды. Ведущий при помощи жеребьевки на спичках определяет, какая команда начинает выступление первой. Участник из первой команды подходит к шляпе, в которой сложены карточки, и наугад вытягивает одну из них. На карточке написано название кинофильма, к которому команда должна составить сценарий, причем каждый игрок добавляет только одно слово. Ведущий записывает предложенный сценарий.

Важно! На выполнение задания дается три минуты.

Затем наступает очередь второй команды. После этого сравниваются два сценария - побеждает та команда, которая лучше справилась с заданием.

Активная новогодняя игра для компании "Игра-шутка"

Все гости становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Ведущий каждому на ухо говорит "утка" или "гусь" (вразброс, но слово "утка" надо сказать большему числу игроков). Затем он объясняет правила игры: "Если я сейчас скажу "гусь" - то все игроки, которых я так назвал, поджимают одну ногу. А если "утка", то игроки, которых я назвал "уткой", поджимают обе ноги". Куча-мала вам гарантирована.

Активная новогодняя игра для компании "Идёт Дед Мороз"

Сначала предложите всем участникам игры запомнить текст:

Идёт из леса Дед Мороз,

На праздник к нам идёт.

И знаем мы, что Дед Мороз

Подарки нам несёт.

После того как игроки повторят текст, предложите такие условия: нужно постепенно заменять слова движениями и жестами. Первое слово, которое заменяется,– «мы». Вместо него каждый показывает на себя. С каждым новым исполнением слов становится меньше, а жестов – больше.

Вот какими могут быть жесты.

«Дед Мороз» – показать на дверь. «Праздник» – прыгать и хлопать в ладоши. «Идёт» – ходить на месте. «Знаем» – указательным пальцем прикоснуться ко лбу. «Подарки» – жестом изобразить большой мешок. И так далее. При последнем исполнении останутся только предлоги и глагол «несёт».

Активная новогодняя игра для компании "Контрабандисты"

Вам понадобятся:

– 3-4 книги;

– фантик от конфет.

Из числа участников выбирают 3-4 «контрабандиста». Каждому из них выдается книга - «чемодан» - и один на всех фантик от конфеты. «Контрабандисты» выходят за дверь и решают между собой, кто из них повезет контрабанду (вложит фантик в свою книгу). После этого «контрабандисты» возвращаются в помещение, и остальные игроки - «таможенники» - начинают задавать им различные вопросы. Задача «таможенников» - угадать, в чьей книге спрятан контрабандный товар.

Важно! «Таможенники» должны определить, у кого находится «контрабанда», за 1 минуту.

После того как у «таможенников» возникают подозрения, выбранный ими «контрабандист» проходит досмотр - отдает свою книгу на проверку, остальные беспрепятственно проходят «таможню». Если «таможенники» нашли «контрабанду» , то они выиграли игру, если нет - победили «контрабандисты» -.

Активная новогодняя игра для компании "Кто самый ловкий"

Вам понадобятся:

2 апельсина; - стулья - для каждого участника;

2 бутылки шампанского, бокалы.

Игроки делятся на две команды - Дедов Морозов и Снегурочек. Стулья расставляют в два ряда напротив друг друга на расстоянии 1,5-2 метра. Игроки садятся на стулья, первые участники команд берут по апельсину (держать их следует, прижимая подбородком к груди). Условия игры: по команде ведущего нужно без помощи рук передать апельсин следующему игроку так, чтобы апельсин у него тоже был зажат между грудью и подбородком.

Важно! Ведущий должен внимательно следить за 1 игроками: если апельсин падает, игроку наливают «штрафную» - он должен выпить бокал шампанского и продолжить игру.

Выигрывает та команда, которая первая закончила игру. Ей достается приз - бутылка шампанского. Проигравшие не должны огорчаться: по ходу игры им наверняка досталось немало шампанского.

Активная новогодняя игра для компании "Кто сильнее?"

В этой командной игре дети померяются силой, перетягивая друг друга через линию. Для игры надо начертить три линии: одну – в середине площадки и две – параллельно ей справа и слева. Играющие делятся на две равные команды, выстраиваются в две шеренги и встают у своей линии напротив друг друга.

Игроки, стоящие друг напротив друга, подходят к средней линии, схватываются правыми руками (желательно за запястья), а левые закладываются за спину. По сигналу судьи игроки начинают тянуть противников на свою сторону, стараясь затащить их за черту, находящуюся за спиной.

Перетянутый игрок остается на стороне противника – для подсчёта очков. Игра заканчивается, когда все игроки перетянуты на ту или другую сторону. Выигрывает команда, сумевшая перетянуть на свою сторону больше игроков.

Игру можно усложнить: игрок, перетянувший своего противника, может помогать товарищу по команде, взяв его за пояс и перетягивая вместе с ним. Перетягивать можно также двумя руками, держа друг друга за плечи.

Активная новогодняя игра для компании "Куда ветер подует!"

Ведущий объясняет: «Флюгер указывает направление ветра. Если ветер дует с Севера, он поворачивается к Югу, если с Запада – к Востоку. Все вы – флюгеры. Посмотрим, сможете ли вы правильно указать, куда ветер дует?»

Ведущий показывает ребятам, где Север, Юг, Запад, Восток. Игра начинается. Сначала ведущий проводит игру медленно, потом всё быстрее и быстрее. Когда ребята начинают легко справляться с заданием, он добавляет такое правило: «Если я говорю буря, вы должны вертеться, как волчки, а если штиль– замереть и не двигаться. Побеждают самые внимательные.

Активная новогодняя игра для компании "Музыкальные змейки"

Эта игра особенно хорошо проходит во время пауз между танцами. Ребята разбиваются на четыре команды. Чем многочисленнее они, тем лучше. Минимальное количество участников в одной команде – 5 человек. Каждая команда встаёт в своём углу зала, лицом к центру в колонну по одному. Первыми стоят капитаны команд, их роль в этой игре значительна.

Ведущий даёт прослушать каждой команде фрагмент известной мелодии, под которую она должна двигаться. Но движение команды должно быть не обычным, а представлять собой своего рода танец. Насколько пластически изобретательна команда, решает либо жюри, либо ведущий, либо зрители, поддерживающие команду аплодисментами.

Во время игры команды двигаются по площадке тогда, когда звучит их музыкальный фрагмент. Все команды поочерёдно, в соответствии с музыкой, змейками устремляются к центру и там переплетаются. Когда «змейки» так заплетаются, что двигаться дальше не могут, ведущий подает сигнал, дети разбегаются и выстраиваются в команды на своих местах. Побеждает самая изобретательная и самая внимательная команда.

Ведущий должен объяснить детям, что их танцы должны быть импровизационными, а движения – свободными. Пусть это будут танцы слонов и стрекоз, кенгуру и обезьянок.

Активная новогодняя игра для компании "Мягкая дубинка"

Это известный и популярный во всём мире конкурс и, может быть, даже поднадоевший, но, тем не менее, редкий детский праздник без него обходится. Верёвками или лентами выкладывается узкая дорожка. Двое участников, вооружённых подушками, стоят напротив друг друга на этой дорожке. По сигналу ведущего они начинают мутузить друг друга своими мягкими и лёгкими «дубинками». Выигравшим считается тот, кто заставит соперника сойти с дорожки. Можно усложнить борьбу, если предложить соперникам биться, прыгая на одной ноге.

Активная новогодняя игра для компании "Не зевай"

Вам понадобятся:

– большая коробка с вещами - галстуками, шляпами, платками и т. д.;

– записи с быстрой музыкой.

Гости садятся в круг. Ведущий включает музыку, и игроки начинают передавать друг другу большую коробку с вещами. Как только ведущий останавливает музыку, игрок, у которого в этот момент оказалась коробка, должен открыть ее и, не глядя, достать первую попавшуюся вещь. Игрок обязан надеть на себя эту вещь.

Важно! В этой вещи игрок должен находиться до конца игры.

Игра продолжается до тех пор, пока коробка не опустеет. Победителем считается тот, на ком окажется меньше всего вновь обретенных вещей.

Активная новогодняя игра для компании "Новогодние песни"

Вам понадобятся:

Записи 6 песен на новогоднюю тему («В лесу родилась елочка», «Потолок ледяной, дверь скрипучая» и т. д.);

Бумага, ручка;

Формируются три команды, из каждой выбирают по одному участнику. В шляпу опускаются свернутые бумажки с номерами от 1 до 6. Представитель от каждой команды вытягивает по две бумажки. Каждый номер - это очередность песни, под которую команда будет исполнять танец.

Солисты «Танца снежинок» занимают свои места на стульях. После того как зазвучит музыка, им нужно, не вставая со стула, исполнить выпавший на их долю зажигательный танец. Команда в это время поддерживает своего артиста: водит вокруг него хороводы и приплясывает.

Выигрывает та команда, которой лучше всего удалось мимикой и пластикой передать эмоциональный настрой песни.

Активная новогодняя игра для компании "Новогодняя гирлянда"

Вам понадобятся:

Надутые воздушные шары - на 2 шт. меньше, чем участников игры;

Участники делятся на две команды и получают воздушные шары - на один меньше, чем количество игроков в команде. Затем отмечают старт и финиш, между этими отметками, в центре, ставят стулья. Игроки выстраиваются на старте «паровозиком», шарики должны быть между ними - ну чем не новогодняя гирлянда!

Важно! К шарикам нельзя прикасаться руками, удерживать их можно, только тесно прижимаясь друг к другу.

По команде ведущего игроки начинают движение от старта к финишу, при этом возле своего стула им следует сделать круг. Выигрывает та команда, которая сможет пройти весь путь с наименьшим количеством лопнувших шариков.

Активная новогодняя игра для компании "Обезьяна"

Вам понадобятся:

– яблоко;

– коробок со спичками.

Откладывают спички по количеству игроков. Одну спичку надламывают - делают короткой. Все спички втыкают в яблоко. Игроки садятся в круг. Каждый вынимает спичку. Тот игрок, которому досталась короткая, начинает игру. Он должен сделать любое действие - хлопнуть в ладоши, показать язык. Сидящий слева от него должен повторить его движение и добавить свое. Следующий игрок повторяет первые два движения и опять-таки добавляет что-то свое.

Игра движется по кругу и прекращается, если игрок не сможет вспомнить последовательность действий. Победитель - последний игрок, сумевший все повторить. Ему присуждается звание «Обезьяна года».

Активная новогодняя игра для компании "Охота на снежинку"

Вам понадобятся:

Бумажные снежинки;

Тонкая веревка.

Сначала нужно привязать каждую снежинку к веревке и прикрепить на поясе участниц таким образом, чтобы она волочилась по полу. Включается музыка, и пары начинают танцевать. Задача мужчин - постараться оборвать снежинки у других пар и не дать оборвать снежинку у своей партнерши. Выигрывает та пара, которая сможет протанцевать весь танец до конца. Поверьте, что эта задача не из легких.