Гранатовый браслет в сокращении. А.И

А. И. Куприн — повесть «Гранатовый браслет». В повес­ти «Гранатовый браслет» А.И. Куприн развивает тему вели­кой, настоящей любви, любви, «которой грезит каждая жен­щина». Это печальная и трагическая история о маленьком че­ловеке, которого погубила и одновременно возвысила боль­шая любовь. «Гранатовый браслет» — история бедного, безнадежно влюбленного чиновника, сделавшего любимой женщине подарок — гранатовый браслет — и покончившего затем жизнь самоубийством.

Повествование разворачивается медленно, постепенно. Писатель вводит нас в атмосферу жизни князей Шейных, знакомит нас с Верой Николаевной. Именно в нее влюблен бед­ный чиновник Желтков. История эта длится уже около семи лет. В день ее именин он присылает ей в подарок гранатовый браслет — единственную драгоценность, доставшуюся ему в наследство. Однако княгиня не воспринимает всерьез чув­ства Желткова. Единственное, что ее занимает, — не выглядит ли она смешной во всей этой истории.

Раскрывая внутренний облик героини, автор сопоставляет ее с Анной, ее сестрой. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу-англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками… Младшая — Анна, — наоборот, унасле­довала монгольскую кровь отца, татарского князя… Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, жи­вая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монголь­ского типа с довольно заметными скулами, с узенькими гла­зами… с надменным выражением в маленьком, чувственном рте… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелес­тью…». Критики отмечали определенную контрастность этих образов. Вера «была строго проста, со всеми холодно и немно­го свысока любезна, независимо и царственно спокойна». Анна же эмоциональная, живая, легкомысленная. На фоне этой героини более отчетливо мы осознаем внутреннюю хо­лодность Веры, ее отстраненность от всех окружающих.

Особенно ощутимо это различие в восприятии героинями природы. Исследователи отмечали здесь определенную парал­лель героинь Куприна с героинями Толстого, Наташей и Со­ней, в романе «Война и мир». Вот Анна восхищается карти­ной природы: «Но ты только посмотри, какая красота, какая радость — просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна богу за все чудеса, которые он для нас сделал!». И тут же писатель показывает восприятие природы Верой: «Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует и радует… Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает на меня давить своей плоской пустотой… Я ску­чаю, глядя на него…». Мы видим здесь героиню сдержанную, рассудочную, живущую «правильной», размеренной жизнью.

С образами героев соотносятся и пейзажи романа. Так, на­чинающий повествование пейзаж соотнесен с образом Желт­кова. Этот пейзаж — художественное предварение будущей трагедии, вместе с тем он передает силу, глубину и импульсив­ность его чувств. «То по целым суткам тяжело лежал над зем­лею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык… То задувал с северо-запада, со стороны степи, свирепый ураган; от него вер­хушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы…». Другой пейзаж соотносится с образом княгини Веры. «К началу сентября погода вдруг рез­ко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили ти­хие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, ка­ких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей щетине, заблестела слюдяным блеском осенняя пау­тина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья».

В семье Шейных всем известна эта история с Желтковым. И все по-разному реагируют на происходящее. Муж Веры, князь Василий, в общем добрый и неглупый человек, не имеет определенного такта, чтобы скрыть все происходящее от по­сторонних, не осмеивать «влюбленного телеграфиста». Он рассказывает гостям историю, пародирующую чувства Жел­ткова, рисует карикатуры. Для князя Василия история грана­тового браслета — анекдот. Брат княгини Веры, Николай — сухой, строгий, рациональный человек, считает, что эта исто­рия порочит их семью. И лишь старый генерал Амосов выс­казывает мысль о редкой в жизни настоящей любви. Он рас­суждает о семье, женитьбе, о том, что зачастую браки совер­шаются без любви. «А где же любовь-то? Любовь бескорыст­ная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. <…> Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жиз­ненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее ка­саться».

Сцена посещения князем Василием и Николаем Желтко­ва — сюжетный и драматический узел рассказа. Здесь мы впервые знакомимся с героем, вокруг которого происходят все эти события. Персонажи здесь ведут себя по-разному. Нико­лай, не обладая ни терпением, ни умом, ни определенной ду­шевной тонкостью, пытается угрожать Желткову, говорит, что будет апеллировать «к властям». Характерно, что герой, бед­ный, жалкий чиновник, прекрасно понимает всю нелепость и абсурдность высказываний брата княгини Веры. «Простите. Как вы сказали? — спросил вдруг внимательно Желтков и рассмеялся. — Вы хотели обратиться к власти?.. Именно так вы сказали?» И он открыто, отбросив условности, говорит о своих чувствах к Вере ее мужу.«- Трудно выговорить такую… фразу… что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я пи­сал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. Я соглаша­юсь с тем, что мой последний поступок, именно посылка брас­лета, была еще большей глупостью. Но… вот я вам прямо гля­жу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда… Скажите, князь… предположим, что вам это неприятно… скажите, — что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем суще­ствовании. Остается только одно -смерть… Вы хотите, я при­му ее в какой угодно форме».

В один день праздновала свои именины княгиня Вера Николаевна Шеина. Отмечала она на даче, так как их с мужем квартира была на ремонте. На праздник было приглашено много гостей, и именинницу немного смутило, что гостей было тринадцать.

Гости пошли играть в покер, а Вера ушла на веранду, где горничная отдала ей таинственный пакет. В нем Вера обнаружила коробочку, в которой лежал золотой браслет и записка. Вера сначала рассмотрела браслет. Он был сделан из низкопробного золота, но на некоторых звеньях были подвешены камни плохоотшлефованного граната, а посреди него висел маленький зеленый камень, как позже оказалось, это был редкий вид граната – зеленый гранат. Затем Вера прочла записку. Написана она была красивым почерком, который был очень знаком женщине. В записке было поздравление с днем ангела. Автор писал, что этот браслет передавался из поколения в поколение, и он имеет силу, женщины с ним обретают дар предвидения и их больше не беспокоят плохие мысли, а мужчины могут избежать насильственную смерть. Автор также просил прощение за его дерзость семь лет назад.

Вера долго думала показывать мужу подарок и записку своему мужу Васе или нет. И решила все показать после ухода гостей.

Праздник в самом разгаре. Князь Василий Львович показывал гостям семейный юмористический альбом и зачитывал письма, которые писал Вере до ее замужества влюбленный телеграфист. Потом все гости пили чай и стали расходиться. Вера пошла провожать гостей, а мужа попросила пойти посмотреть красный футляр и письмо в столе.

В то время, как женщина провожала генерала Аносова, она в ответ на слова об отсутствии любви в современном мире и о ненадобности брака, говорила, что она очень счастлива замужем и любит мужа. А генерал сказал, что любовь должна быть трагедией. Он рассказывает несколько примеров, а потом спрашивает о телеграфисте. Женщина рассказывает, что за пару лет до ее замужества ей присылал письма незнакомец, который в письмах подписывался «Г. С. Ж.». Он, видимо, следил за Верой, так как в письмах описывал весь ее день. Вскоре Вера попросила этого мужчину не писать ей, и с тех пор он ограничивался лишь поздравлениями на праздники.

Брат Веры Николай и ее муж Василий Львович решают отыскать тайного поклонника, так как не хотят, чтоб потом это стало кому-то известно. Они находят человека, который прислал браслет. Им оказался мужчина по фамилии Желтков. Он извинился перед Василием и объяснил, что Вера была его единственной настоящей любовью на протяжении восьми лет. Он обещал больше не писать ей, но просит один раз поговорить по телефону. После этого разговора Желтков пообещал Василию, что больше о нем никто никогда не услышит просит разрешения мужа княгини передать ей последнее письмо, и получает его.

Василий Львович приехал домой и рассказывает все жене, которая была поражена этой историей. Она понимает, что Желтков собирается убить себя. И утром Вера видит статью в газете о самоубийстве чиновника контрольной службы Г.С. Желткова.

Вере приходит последнее письмо умершего, в котором он просит прощения, говорит о любви и рассказывает, что первый раз увидел ее в цирке, она сидела в ложе. Именно тогда Желтков влюбился.

Вера идет домой к Желткову, и узнает от его домработницы о прекрасном человеке Желткове. Оказалось, что перед тем, как отправить гранатовый браслет Вере, Желтков на несколько дней повесил его на икону. Вера понимает, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она целует умершего в лоб и уходит.

Приехав домой, женщина обрадовалась, что кроме нее там никого не было. Она много думала о Желткове и об этой любви. Потом в гости пришла пианистка Женни Рейтер, которая сыграла сонет Бетховена. Именно его просил сыграть в письме Желтков.

Вера была печальна. Она плакала, ведь такая любовь - мечта. Вера прижалась к акации и надеялась, что Желтков ее простил.

В первой главе описывается­ непогода, которая наступила во второй половине августа на берегу Черного моря. Описывается завывающий ветер и­ непрекращающийся дождь, который отравляли жизнь отдыхающим на своих дачах людям. Описываются бури,­ которые унести жизни нескольких рыбаков и заставили заблудиться в море других. Но самое печальное было зрелище каравана повозок, когда греки и еврея, который были мнительны, покинули свои дома и уехали в город, оставив разбитые стекла и мусор на дачах. Но к началу сентября погода улучшилась, выглянуло солнце и море успокоилось, что очень обрадовало Веру Николаевну Шеину, которая не могла уехать в город, так как ремонт еще был не закончен.

Было 17 сентября, день рождения Веры Николаевны, и ее муж собирался пригласить несколько самых близких людей к ужину. Он уже подарил ей серьги из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше поднял ей настроение. Княгиня срезала цветы в саду и думала о том, обед маленькой компанией — это хорошая возможность сэкономить. Она помогала мужу держать дом в порядке и­ испытывала к нему глубокую привязанность, которая пришла на смену страстной любви. Приехала ее сестра, Анна Николаевна. Они были очень не похожи. Вера – высокая­ стройная блондинка, и Анна – подвижная маленького роста, унаследовавшая монгольскую кровь отца, легкомысленная, женственная и привлекательная. У Веры не было детей, и она обожала детей сестры, мальчика и девочку, которых та родила от очень богатого, но нелюбимого мужа.

Сестры давно не виделись и решили немного посидеть над обрывом, где вид на море был очень красивый. Анна восхищена, но Вера говорит, что уже привыкла к морю, и оно ей, даже, надоело, так как она уже очень давно его видит каждый день. Анна приводит пример, когда они с группой поднялись на очень высокую местность, откуда открывался прекраснейший вид на море, и когда она радостно поделилась впечатлениями с проводником, он ответил в том же тоне, что и Вера, что ему эта красота уже надоела. Анна подарила сестре­ дамский корнет, который был переделан из молитвенника. Она купила его в антикварной лавке и оставила только прекрасный переплет.­ После этого они пошли в дом, перечисляя, кто придет вечером – муж княгини, князь­ Шеин, его сестра, профессор Спешников, их дедушка и еще несколько человек. Они также обсудили стол, и Анна захотела посмотреть морского петуха, которого ей принесли в большой лохани, огромную рыбу с яркой расцветкой.

Вскоре стали­ подъезжать гости, муж, князь Василий Львович, с сестрой, Людмилой Львовной, кутила Васючок, подруга Веры, пианистка Женни Рейтер,­ ее брат, Николай Николаевич, муж Анны, профессор Спешников, вице-губернатор фон Зек, генерал Аносов и два офицера,­ Пономарев и Бахтинский. Сестры очень любили генерала Аносова, он им был как дедушка, они встретили его около экипажа и проводили до дома. Он был другом семьи и, так как он не имел своих детей, очень­ привязался­ к сестрам. Он всегда проводил в их имении отпуск.­ Аносов прошел несколько войн,­ и его все уважали, называя самым храбрым. Он получил много ранений и заработал болезни при переходе через Балканы, атаке Плевны, переправе через Дунай, но не хочет уходить в отставку и его назначили комендантом в крепость.­ Его­ все знали и уважали в городе, там он и познакомился с Тугановскими и сблизился с ними. Особенно он­ привязался к детям, так как своих у него не было, он играл с ними и рассказывал о своем прошлом.

Ужин проходил хорошо, было очень тепло и приятно. Василий Львович всех развлекал, рассказывая истории собственного сочинения, которые касались присутствующих. У него была манера рассказывать истории – он брал на основу какую-либо реальную ситуации и утрировал до невозможности, так что невозможно было не смеяться. Он затронул своими рассказами Николая Николаевича, а также мужа Анна Николаевны, Густава­ Ивановича Фриессе. У­ сестер всегда играли в покер, когда собиралась небольшая дружеская компания, то же случилось и сейчас. Веру Николаевну позвала горничная и передала подарок, который принес посыльный. Это был гранатовый браслет и записка от ее тайного поклонника, который вот уже семь лет подписывался­ инициалами­­ Г.С.Ж.. В письме он поздравлял ее с днем Ангела­ и рассказал историю браслета, который передавался в его семье по женской линии. Он поменял браслет и оставил только камни. Раньше он был серебряный, а стал золотой. Он пишет ей, что никто еще касался этого браслета, только камни остались прежними.

Вечер продолжается, полковника Пономарева просят играть в покер, где он имеет успех,­ некоторые играют в вист, а Василий Львович показывает домашний юмористический альбом, где ведется шуточная летопись происходящий событий. Гости постепенно­ перемещаются к нему, так как все в его кружке заразительно смеются. Затем он показывает последний рисунок, который называется «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», где рассказывается история, как княгиня Вера получала письма от тайного обожателя, но дает ему шанса, хотя он даже проникает в ее дом в виде трубочиста и судомойки. Но все напрасно и после того, как он провел какое-то время в сумасшедшем дому, он уходит в монастырь и перед смертью завещает Вере флакон его слез и две телеграфные пуговицы.

Генерал Аносов сидел на террасе­ и рассказывал разные истории совсем как в детстве сестер,­ а они ухаживали за ним, подливали вино, нарезали сыр.­ Он рассказал, как однажды он купил у солдат розового масла, которое они по незнанию успели добавить в кашу, а также кофе, которое солдаты называли турецким горохом и даже пытались варить. Это было­ в Бухаресте, когда они разместились по квартирам. Он рассказал, что испугался только один раз, когда подумал, что у него помутился разум, он начал считать себя не Яковом, а Николаем, но ему подали воды и всего прошло. Он рассказа о своем романе с хорошенькой болгарочкой, у которой он квартировал и о том, что они расстались, когда полк пошел дальше. Затем­ он сказал, что, наверное, не любил никогда по-настоящему и все начали прощаться, а княгиня Вера и Анна пошли провожать Аносова до экипажа. Вера сказал мужу посмотреть подарок.

На обратном пути Анна шла с Бахтинским, а Вера с генералом под руку. Они говорили, что мужчины и женщины не очень способны на­ настоящую любовь в это время. Генерал рассказал две истории о том,­ что любовь все-таки встречается. Но принимает странные формы. Первая была история о том, как молодой прапорщик влюбился в старую развратницу,­ которой очень быстро надоел, он хотел покончить жизнь самоубийством, бросившись по поезд, но его кто-то схватил в последний момент, и ему отрезало кисти, потому он стал попрошайкой и замерз. Другая история о том, как муж очень любил свою жену, которая открыто изменяла ему и ни во что его не ставила, хотя он был настоящий офицер, смелый и частный. Вера же рассказала о своем поклоннике, и генерал заметил, что, возможно, ее жизнь как раз пересеклась с настоящей бескорыстной любовью.

Когда княгиня Вера­ вошла в дом, она услышала шум. Это разговаривали Василий Львович, ее муж, и Николай Николаевич, ее брат. Они обсуждали подарок и­ записку, которую получила княгиня. Николай был очень категорично настроен. Он раз и навсегда хотел покончить с этими записками, чтобы они не кидали тень на репутацию его сестры. Он­ корил Шеиных, что они не воспринимали серьезно этого поступка, тогда как он­ мог привести к нехорошим последствиям.­ Он и Василий Львович решили на следующий день отыскать таинственного поклонника, отдать ему подарок и попросить больше не беспокоить своими письмами Веру Николаевну.

На следующий день Шеин и Мирза-Булат-Тугановский­ посетили господина Желткова, который снимал квартиру. Он поднялись к нему и увидели молодого человека тридцати или тридцати пяти лет, белокурого и хорошим лицом. Они представились, но никто не сел, хотя Желтков предлагал сесть два раза. Николай­ попросил его больше не писать Вере и вернул подарок, на что Желтков согласился, но он хотел говорить только в Василием. Он объяснил ему, что он и правда любит Веру Николаевну, но очень извиняется и готов больше не писать ей. Он попросил разрешения позвонить ей и написать письмо. Николай был категорически против, но Шеин согласился и дал разрешение. Желтков пообещал, что они его больше не увидят и не услышат. Вечером князь Шеин все рассказал жене, а ее посетило предчувствие, что Желтков убьет себя.

Княгиня Вера не любила читать газеты, но на глаза ей попалась заметка о том, что некто Желтков застрелился в своей квартире, потому что у него были растраты казенных денег. Она была удивлена, что почувствовала его смерть заранее. Вечером ей принести письмо, которое написал Желтков. Он извинялся за свое поведение и за то, что был ей помехой­ так долго. Он признавался в любви, но обещал, что скоро уедет и она никогда его больше не увидит. Он просил ее сыграть сонату D-dur №2, из оркестра Бетховена. Вера сказала своему мужу, что что-то­ ужасное вмешалось в их жизнь, на что тот ответил, что верит в любовь Желткова,­ что он­ не был сумасшедшим. Вера­ решает посмотреть на него. Она спрашивает разрешения у своего мужа, она не хочет его обижать.

Она приехала на экипаже к его дому и попросила увидеть господина Желткова. Хозяйка проводила ее туда, сетуя на то, что так произошло. Она была готова помочь ему с долгами, если бы он сказал. Она рассказал, что­ во время чая его­ нашли уже мертвым, а до этого все слышали, но не обратили внимания на звук выстрела.­ Вера Николаевна увидела его и вспомнила слова Аносова о настоящей любви, она подошла и поцеловала его в лоб дружеским поцелуем. Когда она уже собиралась уходить, хозяйка передала ей записку от Желткова.­ Он сказал ей, если придет­ дама, передать ей записку. Там было написано, что самое лучшее произведение Бетховена­ соната № 2 из его оркестра. Вера не могла сдержаться и заплакала. Женщине она сказала, что смерть всегда вызывает у нее такую реакцию, но на самом деле она плакала именно по Желткову.

Когда Вера вернулась домой, она застала у себя Женни Рейтер. Она была в расстроенных чувствах и попросила ее сыграть что-нибудь, а сама вышла в цветник. Она была уверена, что Женни сыграет сонату Бетховена. Так и произошло и в музыке ей слышались слова, которые приносили ей успокоение. Она плакала, прижавшись к акации. Когда Женни пришла к ней, она целовала ее и говорила, что­ он ее простил теперь и все хорошо. На нее так повлияла музыка и, скорее всего, именно того и хотел добиться Желтков,­ потому что он и после смерти желал Вере Николаевне только счастья и благополучия.

Александр Иванович Куприн

«Гранатовый браслет»

Свёрток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Николаевны Шеиной посыльный передал через горничную. Княгиня выговорила ей, но Даша сказала, что посыльный тут же убежал, а она не решалась оторвать именинницу от гостей.

Внутри футляра оказался золотой, невысокой пробы дутый браслет, покрытый гранатами, среди которых располагался маленький зелёный камешек. Вложенное в футляр письмо содержало поздравление с днём ангела и просьбу принять браслет, принадлежавший ещё прабабке. Зелёный камешек — это весьма редкий зелёный гранат, сообщающий дар провидения и оберегающий мужчин от насильственной смерти. Заканчивалось письмо словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Вера взяла в руки браслет — внутри камней загорелись тревожные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» — подумала она и вернулась в гостиную.

Князь Василий Львович демонстрировал в этот момент свой юмористический домашний альбом, только что открытый на «повести» «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». «Лучше не нужно», — попросила она. Но муж уже начал полный блестящего юмора комментарий к собственным рисункам. Вот девица, по имени Вера, получает письмо с целующимися голубками, подписанное телеграфистом П. П. Ж. Вот молодой Вася Шеин возвращает Вере обручальное кольцо: «Я не смею мешать твоему счастью, и всё же мой долг предупредить тебя: телеграфисты обольстительны, но коварны». А вот Вера выходит замуж за красивого Васю Шеина, но телеграфист продолжает преследования. Вот он, переодевшись трубочистом, проникает в будуар княгини Веры. Вот, переодевшись, поступает на их кухню судомойкой. Вот, наконец, он в сумасшедшем доме и т. д.

«Господа, кто хочет чаю?» — спросила Вера. После чая гости стали разъезжаться. Старый генерал Аносов, которого Вера и её сестра Анна звали дедушкой, попросил княгиню пояснить, что же в рассказе князя правда.

Г. С. Ж. (а не П. П. Ж.) начал её преследовать письмами за два года до замужества. Очевидно, он постоянно следил за ней, знал, где она бывала на вечерах, как была одета. Когда Вера, тоже письменно, попросила не беспокоить её своими преследованиями, он замолчал о любви и ограничился поздравлениями по праздникам, как и сегодня, в день её именин.

Старик помолчал. «Может быть, это маньяк? А может быть, Верочка, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, которой грезят женщины и на которую неспособны больше мужчины».

После отъезда гостей муж Веры и брат её Николай решили отыскать поклонника и вернуть браслет. На другой день они уже знали адрес Г. С. Ж. Это оказался человек лет тридцати — тридцати пяти. Он не отрицал ничего и признавал неприличность своего поведения. Обнаружив некоторое понимание и даже сочувствие в князе, он объяснил ему, что, увы, любит его жену и ни высылка, ни тюрьма не убьют это чувство. Разве что смерть. Он должен признаться, что растратил казённые деньги и вынужден будет бежать из города, так что они о нем больше не услышат.

Назавтра в газете Вера прочитала о самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова, а вечером почтальон принёс его письмо.

Желтков писал, что для него вся жизнь заключается только в ней, в Вере Николаевне. Это любовь, которою Бог за что-то вознаградил его. Уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твоё». Если она вспомнит о нём, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетховенской «Аппассионаты», он от глубины души благодарит её за то, что она была единственной его радостью в жизни.

Вера не могла не поехать проститься с этим человеком. Муж вполне понял её порыв.

Лицо лежащего в гробу было безмятежно, будто он узнал глубокую тайну. Вера приподняла его голову, положила под шею большую красную розу и поцеловала его в лоб. Она понимала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё.

Вернувшись домой, она застала только свою институтскую подругу, знаменитую пианистку Женни Рейтер. «Сыграй для меня что-нибудь», — попросила она.

И Женни (о чудо!) заиграла то место «Аппассионаты», которое указал в письме Желтков. Она слушала, и в уме её слагались слова, как бы куплеты, заканчивавшиеся молитвой: «Да святится имя Твоё». «Что с тобой?» — спросила Женни, увидев её слезы. «…Он простил меня теперь. Всё хорошо», — ответила Вера.

Именинница княгиня Вера Николаевны Шеина получила свёрток с ювелирным футляром. В нем был золотой, но низкопробный браслет с гранатами. В письме были поздравления и просьба принять подарок. Браслет, говорилось в письме, еще прабабкин, а зелёный камешек в нем - это чрезвычайно редкий зелёный гранат, приносящий дар провидения, оберегающий мужчин от насильственной смерти. Подпись гласила: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Вера взяла браслет, камни тревожно густо-красно мерцали. Как кровь - пришло ей на ум. Она вернулась в залу к гостям. Муж ее князь Василий Львович Шеин в это время показывал гостям альбом со своими рисунками, сопровождая его веселым рассказом о нелепом, как он его называл, телеграфисте, который до безумия влюблен в Веру, преследует ее даже после замужества, пишет письма и очевидно, следит за ней издалека. Он знает о Вере все - как она одета, где была и что любит делать.

Муж и Николай, брат Веры, решили разыскать навязчивого и нескромного поклонника, чтоб вернуть браслет. Г. С. Ж. оказался молодым человеком 30-35 лет. Он ничего не отрицал, полностью признавая неприличность своих чувств и поступков. Увидев понимание и сочувствие в князе Шеине, он объяснял, что любит Веру так, что ни одна и высылка, ни одна тюрьма не убьют его чувство. Только его смерть может избавить и его самого, и Веру от этого чувства любви. Он признался, что растратил казённые деньги и должен будет теперь из города бежать, поэтому они не услышат о нем больше.

На следующий день Вера прочитала о самоубийстве Г. С. Желткова, чиновника контрольной палаты. Вечером того же дня получила она прощальное письмо. Несчастный писал: в Вере Николаевне была вся его жизнь. Бог за что-то этой любовью вознаградил его. Уходя навсегда, он повторяет только как молитву слова: да святится имя Твоё. Может быть, Вера вспомнит о нём – писал он дальше - тогда пусть сыграет из бетховенской «Аппассионаты» ре-мажорную часть. Он же благодарит её как единственную радость, которая была в его несчастном существовании.

Вера захотела проститься со странным поклонником - теперь она знала его имя и его адрес. Муж понял и не возражал. Она увидела безмятежное лицо Г.С.Ж., словно он хранит какую-то, ему одному известную и великую тайну. Молодая женщина положила ему большую красную розу, поцеловала в лоб. Любовь, о какой мечтают, прошла мимо. Это было ей сейчас так очевидно. Дома ее ждала подруга по институту Женни. На просьбу Веры сыграть что-нибудь, та заиграла ре-мажорную часть сонаты Бетховена. Вера плакала и шептала «да святится имя Твое». Он простил меня – ответила она удивленной подруге. Все хорошо.

Сочинения

«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») "Молчать и гибнуть..." (Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Да святится имя твое…» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет») "Чистый свет высокой нравственной идеи" в русской литературе Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Анализ произведения «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Анализ рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым» Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет) Значение символов в рассказе «Гранатовый браслет» Значение символов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь — сердце всего… Любовь в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Любовь в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет Любовь Желткова в представлении других героев. Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.И. Куприна) Любовь, о которой мечтает каждый. Мои впечатления от прочтения рассказа «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Не обедняет ли своей жизни и своей души Желтков, подчиняя всего себя только любви? (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Нравственная проблематика одного из произведений А. И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет») Одиночество любви (повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») Произведение А.И.Куприна, которое произвело на меня особое впечатление Реализм в творчестве А. Куприна (на примере «Гранатового браслета») Роль символики в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Талант любви в произведениях А. И. Куприна (по повести «Гранатовый браслет») Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»). Тема любви в творчестве Куприна (по повести "Гранатовый браслет") Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Трагическая история любви чиновника Желткова в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Философия любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Что это было: любовь или сумашествие? Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» "Одержимый" высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Гранатовый браслет» Куприна Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» А.И.Куприн "Гранатовый браслет" Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Тема любви в прозе Куприна / "Гранатовый браслет"/ Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу "Гранатовый браслет") Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере повести гранатовый браслет) "Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире" (по повести Куприна "Гранатовый браслет") Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна Чему научил меня «Гранатовый браслет» Куприна Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет») Назначение образа Аносова в повести И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь даже неразделенная есть великое счастье (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Образец сочинения по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет" Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет» Любовь - главная тема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Гимн любви (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Прекрасная песнь о любви (по повести "Гранатовый браслет") Вариант I Реальность образа Желткова Характеристика образа Желткова Г.С. Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Краткое, но подробное содержание повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" для тех, кто сдает по русскому языку и литературе.


В середине августа на северном побережье Черного моря портится погода: туман, дождь, ураган. Обитатели курорта переезжают в город. Но начало сентября радует ясными безоблачными днями, солнечными и теплыми. Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, живет на даче, потому что в их городском доме ремонт. Сегодня, 17 сентября, - день ее именин, любимый день с детства, она всегда ожидает от него чудес. Муж, уезжая утром в город, подарил ей серьги. Она была одна дома, ее брат Николай, товарищ прокурора, живший вместе с ними, уехал в суд. Муж обещал привезти на праздник самых близких знакомых. Несмотря на видное положение в обществе, князь Шеин едва сводил концы с концами. Вера давно испытывала к нему не прежнюю страстную любовь, а верную дружбу, старалась экономить и удержаться от разорения. На даче отметить именины стоило дешевле, чем в городе. Срезав в саду цветы к обеденному столу, она встретила сестру, Анну Николаевну Фриессе. Между сестрами была нежная дружба. Анна замужем за очень богатым и очень глупым человеком, которого терпеть не может, но родила от него сына и дочь. У Веры детей не было, она очень их хотела. Анна флиртовала направо и налево, но никогда не изменяла мужу, которого презрительно высмеивала. Вера была строго проста, со всеми холодно любезна, независима и царственно спокойна. Сестры разговаривают о красоте природы. Анна дарит Вере маленькую записную книжку в удивительном переплете от молитвенника. Они идут в дом, Анна спрашивает о приглашенных гостях. После пяти часов съезжаются гости: князь Василий Львович с сестрой Людмилой Львовной Дурасовой, светский молодой кутила Васючок, знаменитая пианистка и подруга Веры по Смольному институту Женни Рейтер, шурин Николай Николаевич. Муж Анны привозит профессора Спешникова и местного вице-губернатора фон Зекка. Позже других приехал дедушка сестер, генерал Аносов, в сопровождении штабного полковника Понамарева и гвардейского гусарского поручика Бахтинского. Аносов был боевым товарищем и преданным другом покойного отца сестер и знал их с младенчества. Генерал участвовал во всех кампаниях, кроме японской. За всю свою службу он не ударил ни одного солдата. Во время польского мятежа отказался расстреливать пленных, быстро дослужился до чина полковника, вернулся с войны почти оглохший, с больной ногой, с ревматизмом. Его хотели отправить в отставку, но решили не огорчать и дали пожизненное место коменданта в городе К. Там он и сблизился с родителями сестер. Он очень любил девочек, своих детей у него не было. Жена сбежала с артистом, генерал посылал ей деньги, но обратно в дом не пустил.

За обедом всех потешал муж Веры, князь Василий Львович, великолепный рассказчик, любитель приукрасить реальные события. Вера Николаевна пересчитывает гостей: тринадцать. Суеверно думает, что это нехорошо. После обеда играют в покер, горничная подзывает хозяйку и отдает ей квадратный предмет, перевязанный лентой. Его принес посыльный и тут же ушел. Развернув бумагу, Вера видит ювелирный футляр, в нем - золотой браслет и записка. Сначала она рассматривает браслет, усыпанный красными гранатами, блеск которых напоминает ей кровь, и находящийся в центре зеленый гранат. В письме даритель отмечает, что браслет передавался в его роду по женской линии и, по семейному преданию, имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгонять от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти. Еще даритель просит не гневаться на него за его письма семи летней давности, говоря о своей рабской преданности Вере и благоговении перед ней. Письмо подписано «Г. С. Ж.». Вера решает показать письмо мужу позже. Кто-то играет в карты, Анна кокетничает с гусаром, Василий Львович показывает домашний юмористический альбом со своими рисунками - дополнение к его сатирическим рассказам. Там, например, есть «История любовных похождений храброго генерала Аносова в Турции, Болгарии и других странах», «Приключение петиметра князя Николя Булат-Тугановского в Монте-Карло», краткое жизнеописание сестры Людмилы Львовны и новая повесть «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». Вера не хочет, чтобы муж рассказывал эту историю, но он ее не слышит, насмехается над бедным влюбленным телеграфистом. Вера предлагает чай. Спешников, вице-губернатор и полковник Понамарев уехали, остальные гости сидели на террасе. Вера и Анна заботливо ухаживают за генералом. Анна спрашивает, боялся ли он сражений, генерал рассказывает, как после контузии в голову ему казалось, что он не Яков, а Николай, как влюбился в болгарочку, как они расстались навсегда, когда солдаты ушли из тех мест. Его спрашивают, любил ли он настоящей, вечной любовью. Генерал говорит, что не любил. Собирается уезжать, Вера говорит мужу о браслете и письме.

Когда провожают генерала, он замечает, что люди разучились любить, он никогда не видел настоящей любви. Жена его оказалась после свадьбы мотовкой, неряхой и жадиной. Вера говорит дедушке о своем браке: «Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым?» Генерал молчит, потом предлагает считать этот брак исключением, но в большинстве случаев брак, по его мнению, совершается по другим причинам. За всю жизнь он видел два случая, похожих на истинную любовь: молодой прапорщик влюбился в старую жену полкового командира, из-за ее прихоти бросился под поезд и лишился рук. Второй случай еще более жалок: молодая женщина завела любовника, муж все видел и молчал.

Когда отправились на войну, жена велела мужу беречь любовника, он ходил за ним как нянька, выполнял за него саперные работы, потом этот любовник умер от тифа. Аносова спрашивают, встречал ли он такую любовь у женщин. Он говорит, что уверен в способности любящей к героизму, виноваты мужчины, неспособные к этому, а каждая женщина мечтает о любви единственной, всепрощающей. Генерал спрашивает у Верочки, что за историю рассказал ее муж про телеграфиста. Вера говорит о «безумце, который начал преследовать ее своею любовью еще за два года до ее замужества». Она не знает его, но он в курсе всех ее дел, письма его целомудренны, но он постоянно говорил о своей любви к Вере, пока она не написала втайне от мужа письмо с просьбой не докучать любовными излияниями. С тех пор он молчит о любви и пишет только по праздникам. О сегодняшнем подарке Вера тоже рассказала. Генерал рассуждает, маньяк это или та самая истинная любовь, уезжает.

Вера, придя домой, застает спор брата с мужем. Николай говорит, что давно пора прекратить эти дурацкие письма, иначе семья может попасть в смешное положение, телеграфист начнет хвастать, что Вера принимает его подарки. Шеины решают отослать браслет обратно, Николай берет на себя поиски Г. С. Ж. Вместе с князем Василием он решает пойти к телеграфисту и прочитать ему строгую нотацию. Вера говорит, что ей почему-то жаль этого несчастного, но брат отвечает, что его нужно наказать.

Василий Львович и Николай приходят в дом, пропахший мышами и стиркой, и спрашивают господина Желткова. Поклоннику Веры 30-35 лет, он был высок и худощав. Гости представились ему, и Николай вернул ему браслет. Брат Веры разговаривает с Желтковым напористо, но ее муж готов выслушать его.

Желтков говорит, что любит и не разлюбит его жену, отъезд в другой город ничего не изменит, как и тюремное заключение. Остается только умереть. Он просит разрешения позвонить Вере, князь понимает его, видит, что этот человек не может лгать, ему жаль Желткова. Получив разрешение на звонок, Желтков звонит и приходит расстроенным. Говорит, что готов и можно считать, что он умер. Просит разрешения у князя написать Вере последнее письмо. Николай возражает, князь разрешает.

Желтков обещает, что они о нем больше не услышат и его не увидят, Вера Николаевна сказала ему, что ей надоела вся эта история, и просила прекратить ее. Вернувшись к жене, князь рассказал ей о визите, она подумала, что Желтков убьет себя. Никогда не читавшая газет, она случайно узнает из газеты о смерти Желткова. В газете говорится, что мелкий чиновник совершил самоубийство из-за растраты казенных денег. Вера думает, почему она это предчувствовала, и рассуждает, любовь это была или сумасшествие. Вечером почтальон принес ей последнее письмо Желткова.

С неожиданной для себя нежностью Вера развернула его и прочла. Желтков писал, что вся жизнь для него заключается в ней, но он чувствует, что врезался в ее жизнь непонятным клином, поэтому уедет и не вернется. «Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое”. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью». В конце письма он просит, если Вера вспомнит о нем, послушать сонату Бетховена. Вера плачет, идет к мужу, дает ему прочесть письмо.

Князь говорит, что не сомневается в искренности этого человека, он любил, а вовсе не был сумасшедшим. Он разрешает жене попрощаться с умершим. Вера отправилась к нему.

Хозяйка квартиры провела ее к гробу, говоря об умершем теплые слова. Вера попросила рассказать ей о последних минутах его жизни. Хозяйка рассказывает, что Желтков просил ее повесить браслет на икону Богоматери, написал письмо, опустил его в ящик, а потом все услышали звук, напоминающий выстрел из детского пистолета.

Нашли его в семь часов, когда он не отозвался на стук прислуги. Вера смотрит на умершего и видит умиротворенное выражение, которое она видела на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона.

Она кладет под шею Желткова красную розу и понимает, что настоящая любовь прошла мимо нее. Вера целует Желткова в лоб. Когда она уходит, хозяйка говорит, что покойный Желтков просил ее передать записку, если придет дама, и сказать, что это лучшее произведение Бетховена. Вера плачет и читает название той же сонаты.

Вера Николаевна вернулась домой поздно вечером, не застав ни мужа, ни брата. Ее дожидалась пианистка Женни Рейтер. Взволнованная Вера кинулась к ней и попросила сыграть ей что-нибудь, не сомневаясь, что женщина сыграет именно то, что надо.

Это произведение она узнала с первых аккордов, душа ее как будто раздвоилась. Вера думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. В уме слагались фразы, совпадавшие с музыкой, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Вера плакала, музыка успокаивала ее. Она поняла, что Желтков простил ее.