Каким был самый первый царь на Руси? Кто был первым русским царем.

Первым титул русского царя принял Иван IV. Прочитав эту статью, вы узнаете, как это произошло, а также чем было отмечено его правление. Иван Грозный - великий князь (с 1533 года), а с 1547 - первый русский царь. Это сын Василия III. Он начал править с конца 40-х годов с участием Избранной рады. Иван IV первым русским царем был с 1547 по 1584 год, до самой своей смерти.

Кратко о правлении Ивана Грозного

Именно при Иване начался созыв Земских соборов, а также был составлен Судебник 1550 года. Он провел реформы суда и управления (Земская, Губная и др. реформы). В 1565 году в государстве введена была опричнина.

Также первый русский царь в 1553 году установил торговые отношения с Англией, при нем была создана в Москве первая типография. Иван IV покорил Астраханское (1556) и Казанское (1552) ханства. Ливонская война велась в 1558-1583 годах за выход к Балтийскому морю. В 1581 году начал присоединение Сибири первый русский царь. Массовыми казнями и опалами сопровождалась внутренняя политика Ивана IV, а также усилением закрепощения крестьян.

Происхождение Ивана IV

Будущий царь появился на свет в 1530 году, 25 августа, под Москвой (в селе Коломенское). Он был старшим сыном Василия III, великого князя Московского, и Елены Глинской. Иван происходил по отцовской линии из династии Рюриковичей (ее московской ветви), а по материнской - от Мамая, который считался родоначальником Глинских, литовских князей. София Палеолог, бабка по отцу, принадлежала к роду византийских императоров. Согласно преданию, в честь рождения Ивана в Коломенском заложили церковь Вознесения.

Детские годы будущего царя

Трехлетний мальчик после смерти отца остался на попечении у своей матери. Она умерла в 1538 году. В это время Ивану было всего лишь 8 лет. Он рос в обстановке борьбы за власть родов Бельских и Шуйских, враждующих между собой, в атмосфере дворцовых переворотов.

Окружавшие его насилия, интриги и убийства способствовали развитию в будущем царе жестокости, мстительности и подозрительности. У Ивана склонность мучить других проявлялась уже в детстве, и ее одобряли приближенные.

Московское восстание

В юности одними из самых сильных впечатлений будущего царя были Московское восстание, произошедшее в 1547 году, и "великий пожар". Бунтовщики после убийства родственника Ивана из рода Глинских явились в село Воробьево. Здесь укрывался великий князь. Они потребовали выдать им остальных Глинских.

Больших усилий стоило уговорить толпу разойтись, однако ее все-таки удалось убедить в том, что Глинских нет в Воробьеве. Только что миновала опасность, и вот уже будущий царь распорядился арестовать заговорщиков для того, чтобы казнить их.

Как первым русским царем стал Иван Грозный?

Уже в юности излюбленной идеей Ивана стала мысль о самодержавной власти, ничем не ограниченной. В Успенском соборе Кремля 16 января 1547 года состоялось торжественное венчание Ивана IV, великого князя, на царство. Знаки царского достоинства были возложены на него: шапка и бармы Мономаха, крест Животворящего Древа. Иван Васильевич после приобщения Святых Тайн был помазан миром. Так первым русским царем стал Иван Грозный.

Как вы видите, народ не участвовал в этом решении. Иван сам провозгласил себя царем (конечно, не без поддержки духовенства). Первый избранный русский царь в истории нашей страны - это Борис Годунов, правивший чуть позже Ивана. Земский собор в Москве в 1598 году, 17 (27) февраля, избрал его на царство.

Что давал царский титул?

Принципиально иную позицию в отношениях с государствами Западной Европы позволил занять царский титул. Дело в том, что великокняжеский титул на западе переводили как "принц", а иногда и как "великий герцог". Однако "царь" либо не переводили совсем, либо переводили как "император". Тем самым русский самодержец встал вровень с императором самой Священной Римской империи, единственным в Европе.

Реформы, нацеленные на централизацию государства

Вместе с Избранной радой с 1549 года первый русский царь осуществил ряд реформ, которые были нацелены на централизацию государства. Это, прежде всего, Земская и Губная реформы. Также начались преобразования в армии. Новый Судебник был принят в 1550 году. Первый Земский собор был созван в 1549 году, а еще через два года - Стоглавый собор. На нем был принят "Стоглав", сборник решений, регламентирующий церковную жизнь. Иван IV в 1555-1556 годах отменил кормления, а также принял Уложение о службе.

Присоединение новых земель

Первый русский царь в истории России в 1550-51 годах участвовал лично в Казанских походах. Казань была покорена им в 1552 году, а в 1556 - Астраханское ханство. Ногаи и сибирский хан Едигер попали в зависимость от царя.

Ливонская война

Торговые отношения с Англией были установлены в 1553 году. Иван IV в 1558 году начал Ливонскую войну, намереваясь заполучить побережье Балтийского моря. Военные действия первоначально развивались успешно. Армия Ливонского ордена к 1560 году была разгромлена окончательно, а сам этот Орден прекратил свое существование.

Во внутреннем положении государства тем временем произошли существенные изменения. Царь около 1560 года порвал с Избранной радой. Он наложил на ее деятелей различные опалы. Адашев и Сильвестр, по мнению некоторых исследователей, понимая, что России не сулит успеха Ливонская война, безуспешно пытались склонить царя к подписанию соглашения с противником. Русские войска в 1563 году овладели Полоцком. Это была в те времена крупная литовская крепость. Иван IV особенно гордился этой победой, которая была одержана уже после роспуска Избранной рады. Однако Россия уже в 1564 году начала терпеть поражения. Иван старался найти виноватых, начались казни и опалы.

Введение опричнины

Первый русский царь в истории России проникался все сильнее идеей установления личной диктатуры. Он объявил в 1565 году о введении опричнины в стране. Государство делилось отныне на 2 части. Земщиной стали называться территории, которые не вошли в опричнину. Каждый опричник обязательно присягал царю на верность. Он обязывался не поддерживать отношения с земскими.

Опричники были освобождены Иваном IV от судебной ответственности. С их помощью царь насильственно конфисковывал вотчины бояр и передавал их во владение дворянам-опричникам. Опалы и казни сопровождались разбоем среди населения и террором.

Новгородский погром

Новгородский погром, произошедший в январе-феврале 1570 года, стал крупным событием времен опричнины. Поводом к нему стало подозрение в том, что Новгород намерен перейти к Литве. Иван IV лично руководил походом. По дороге до Новгорода от Москвы он разграбил все города. В декабре 1569 году во время похода Малюта Скуратов в тверском монастыре задушил митрополита Филипа, который пытался противостоять Ивану. Считается, что количество жертв в Новгороде, в котором проживало в то время не более 30 тыс. человек, составило 10-15 тысяч. Историки утверждают, что царь в 1572 году отменил опричнину.

Нашествие Девлет-Гирея

В этом свою роль сыграло нашествие Девлет-Гирея, крымского хана, на Москву, совершенное в 1571 году. Опричное войско не в силах было его остановить. Девлет-Гирей сжег посады, огонь также перекинулся на Кремль и Китай-город.

Пагубно отразилось разделение государства и на его экономике. Было опустошено и разорено огромное количество земель.

Заповедные лета

Для того чтобы предотвратить запустение множества имений, в 1581 году царь ввел в стране заповедные лета. Это был временный запрет крестьянам покидать хозяев в Юрьев день. Это способствовало утверждению крепостнических отношений в России. Полной неудачей для государства завершилась Ливонская война. Были потеряны исконно русские земли. Иван Грозный объективные итоги своего царствования мог увидеть еще при жизни: провал всех внешне- и внутриполитических начинаний.

Раскаяние и приступы ярости

Царь с 1578 года перестал казнить. Практически в это же время он распорядился составить поминальные списки (синодики) казненных, а затем разослать по монастырям страны вклады на их поминовение. В составленном в 1579 году завещании царь каялся в содеянном.

Однако периоды молитвы и покаяния у него сменялись приступами ярости. 9 ноября 1582 года, во время одного из этих приступов, в своей загородной резиденции (Александровской слободе) он случайно убил Ивана Ивановича, своего сына, попав ему в висок посохом с железным наконечником.

Смерть наследника повергла в отчаяние царя, так как Федор Иванович, другой его сын, был неспособен к управлению государством. Иван отправил большой вклад в монастырь на помин души Ивана, подумывал даже сам уйти в монастырь.

Жены и дети Ивана Грозного

Неизвестно точно число жен Ивана Грозного. Вероятно, царь был женат 7 раз. У него было, не считая детей, умерших в младенчестве, трое сыновей.

У Ивана от первого брака родилось от Анастасии Захарьиной-Юрьевой двое сыновей, Федор и Иван. Второй его супругой стала Мария Темрюковна, дочь кабардинского князя. Третьей была Марфа Собакина, которая неожиданно умерла через 3 недели после свадьбы. Жениться по церковным правилам запрещалось более трех раз. Поэтому в 1572 году, в мае, созвали церковный собор для того, чтобы разрешить Ивану Грозному 4-й брак - с Анной Колтовской. Однако она в том же году была пострижена в монахини. В 1575 году пятой супругой царя стала Анна Васильчикова, которая умерла в 1579 году. Вероятно, шестой женой была Василиса Мелентьева. Осенью 1580 года Иван заключил последний брак - с Марией Нагой. В 1582 году, 19 ноября, от нее родился Дмитрий Иванович, третий сын царя, который погиб в Угличе в 1591 году.

Чем еще запомнился в истории Иван Грозный?

Имя первого русского царя вошло в историю не только как воплощение тирании. Для своего времени он был одним из самых образованных людей, обладал богословской эрудицией и феноменальной памятью. Первый царь на русском престоле является автором множества посланий (например, Курбскому), текста и музыки службы праздника Богоматери Владимирской, а также канона Архангелу Михаилу. Иван IV способствовал тому, что в Москве было организовано книгопечатание. Также во время его правления был возведен на Красной площади храм Василия Блаженного.

Смерть Ивана IV

В 1584 году, 27 марта, примерно в третьем часу, Иван Грозный отправился в баню, приготовленную для него. Первый русский монарх, официально принявший титул царя, мылся с удовольствием, его тешили песнями. Иван Грозный после бани чувствовал себя свежее. Царя усадили на постели, на нем был сверх белья широкий халат. Иван велел подать шахматы, начал расставлять их самостоятельно. Ему никак не удавалось поставить на свое место шахматного короля. И в это время Иван упал.

Сразу же побежали: кто за розовой водой, кто за водкой, кто за духовенством и врачами. Явились врачи со снадобьями, принялись растирать его. Также пришел митрополит и совершил наскоро обряд пострижения, нарекая Ионою Ивана. Однако царь был уже бездыханен. Заволновался народ, в Кремль бросилась толпа. Борис Годунов распорядился затворить ворота.

Тело первого русского царя на третий день предали погребению. Его похоронили в Архангельском соборе. Могила сына, убитого им, находится рядом с его собственной.

Итак, первым русским царем был Иван Грозный. А после него начал править его сын, Федор Иванович, который страдал слабоумием. Фактически управление государством осуществлял опекунский совет. Началась борьба за власть, однако это уже отдельная тема.

Хоть историю России каждый из нас изучал в школе, далеко не все знают о том, кто был первым царём на Руси. Этим громким титулом в 1547 г. стали именовать Ивана IV Васильевича, прозванного за свой нелёгкий характер, жестокость и крутой нрав Грозным. До него все правители на русских землях были великими князьями. После того как Иван Грозный стал царём, наше государство вместо Московского княжества начали называть Русским царством.

Великий князь и царь: в чём разница?

Разобравшись с тем, кого первым нарекли царём всей Руси, следует выяснить, для чего стал необходим новый титул. К середине XVI столетия земли Московского княжества занимали 2,8 тысячи квадратных километров. Это было огромное государство, раскинувшееся от Смоленской области на западе до Рязанского и Нижегородского уездов на востоке, от калужских земель на юге до Северного Ледовитого океана и Финского залива на севере. На столь огромной территории проживало около 9 млн человек. Московская Русь (так иначе называли княжество) являлась централизованным государством, в котором все регионы подчинялись великому князю, то есть Ивану IV.

К XVI веку перестала существовать Византийская империя. Грозный вынашивал идею стать покровителем всего православного мира, а для этого ему необходимо было укрепить авторитет своего государства на международном уровне. Изменение титула в данном вопросе играло не последнюю роль. В странах Западной Европы слово «царь» переводили как «император» либо оставляли в нетронутом виде, в то время как «князь» у них ассоциировался с герцогом или принцем, что было на разряд ниже.

Детство государя

Зная, кто на Руси стал первым царём, интересно будет познакомиться с биографией этого человека. Иван Грозный появился на свет в 1530 году. Его родителями были Великий московский князь Василий III и княжна Елена Глинская. Будущий правитель русских земель рано осиротел. Когда ему исполнилось 3 года, умер его отец. Так как Иван был единственным наследником престола (его младший брат Юрий родился умственно отсталым и не мог возглавить Московское княжество), правление русскими землями перешло к нему. Произошло это в 1533 году. Фактической правительницей при малолетнем сыне некоторое время была его мать, однако в 1538 году не стало и её (по слухам, она была отравлена). Полностью осиротев к восьмилетнему возрасту, будущий первый царь на Руси рос среди опекунов-бояр Бельских и Шуйских, которых ничего, кроме власти, не интересовало. Взрослея в атмосфере лицемерия и подлости, он с детства не доверял окружающим и от каждого ожидал подвоха.

Принятие нового титула и женитьба

В начале 1547 г. Грозный объявил о своём намерении венчаться на царство. 16 января этого же года ему был присвоен титул царя всей Руси. Корону на голову правителя возложил митрополит Московский Макарий — человек, пользующийся авторитетом в обществе и имеющий на юного Ивана особое влияние. Торжественное венчание состоялось в Успенском соборе Кремля.

Будучи 17-летним отроком, новоиспечённый царь задумал жениться. В поисках невесты сановники объездили все русские земли. Жену Иван Грозный отбирал из полутора тысяч претенденток. Больше всего пришлась по душе ему юная Анастасия Захарьина-Юрьева. Она покорила Ивана не только своей красотой, но и умом, целомудрием, набожностью, спокойным характером. Венчавший Грозного на царство митрополит Макарий одобрил выбор и обвенчал молодожёнов. Впоследствии у царя были и другие супруги, но Анастасия была из них всех для него самой любимой.

Московское восстание

Летом 1547 г. в столице случился сильный пожар, который не могли потушить 2 дня. Его жертвами стало около 4 тысяч человек. По городу распространились слухи, что столицу подпалили родственники царя Глинские. Разгневанная толпа людей отправилась к Кремлю. Дома князей Глинских подверглись разграблению. Результатом народных волнений стало убийство одного из членов сего знатного рода — Юрия. После этого восставшие явились в село Воробьёво, где от них прятался юный царь, и потребовали выдать им всех Глинских. Бунтовщиков с трудом удалось утихомирить и отправить обратно в Москву. После того как восстание пошло на убыль, Грозный приказал казнить его организаторов.

Начало реформирования государства

Московское восстание перебросилось на другие русские города. Перед Иваном IV возникла необходимость проведения реформ, направленных на наведение порядка в стране и укрепление его самодержавия. Для этих целей в 1549 году царём была создана Избранная Рада — новая правительственная группировка, в состав которой входили верные ему люди (митрополит Макарий, священник Сильвестр, А. Адашев, А. Курбский и другие).

К этому периоду относится начало активной реформаторской деятельности Ивана Грозного, направленной на централизацию его власти. Для управления различными отраслями государственной жизни первый царь на Руси создал многочисленные приказы и избы. Так, внешней политикой Российского государства руководил Посольский приказ, во главе которого на протяжении двух десятилетий стоял И. Висковитый. Принимать заявления, прошения и жалобы от простых людей, а также проводить по ним расследования обязана была Челобитная изба, находящаяся под контролем А. Адашева. Борьбу с преступностью возложили на Разбойный приказ. Он выполнял функции современной полиции. Столичную жизнь регулировал Земский приказ.

В 1550 г. Иван IV издал новый «Судебник», в котором были систематизированы и отредактированы все существующие в Российском царстве законодательные акты. При его составлении были учтены изменения, произошедшие в жизни государства за последние полвека. В документе впервые вводилось наказание за взяточничество. До этого Московская Русь жила по «Судебнику» 1497 года, законы которого к середине XVI века заметно устарели.

Церковная и военная политика

При Иване Грозном значительно усилилось влияние православной церкви, улучшилась жизнь духовенства. Этому способствовал созванный в 1551 г. Стоглавый Собор. Положения, принятые на нём, способствовали централизации церковной власти.

В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. В соответствии с данным документом каждый феодал обязан был выставлять со своих земель определённое количество солдат с конями и вооружением. Если помещик поставлял царю воинов сверх нормы, его поощряли денежным вознаграждением. В том случае, когда феодал не мог предоставить необходимое количество солдат, он платил штраф. «Уложение о службе» способствовало улучшению боеспособности армии, что было немаловажно в условиях проведения Иваном Грозным активной внешней политики.

Увеличение территории

В царствование Ивана Грозного активно проводилось завоевание соседних земель. В 1552 г. к составу Русского государства было присоединено Казанское ханство, а в 1556 г. — Астраханское. Помимо этого владения царя расширились за счёт завоевания Поволжья и западной части Приуралья. Зависимость от русских земель признали кабардинские и ногайские правители. При первом русском царе началось активное присоединение Западной Сибири.

На протяжении 1558-1583 годов Иван IV вёл Ливонскую войну за выход России к берегам Балтийского моря. Начало боевых действий было для царя удачным. В 1560 г. русским войскам удалось полностью разгромить Ливонский орден. Однако успешно начатая война затянулась на долгие годы, привела к ухудшению положения внутри страны и закончилась для России полным разгромом. Царь начал искать виновных в своих неудачах, что привело к массовым опалам и казням.

Разрыв с Избранной Радой, опричнина

Адашев, Сильвестр и прочие деятели Избранной Рады не поддерживали завоевательную политику Ивана Грозного. В 1560 г. они выступили против ведения Россией Ливонской войны, за что вызвали гнев правителя. Первый царь на Руси разогнал Раду. Её члены подверглись преследованиям. Не терпящий инакомыслия Иван Грозный задумался об установлении на подвластных ему землях диктатуры. Для этого с 1565 г. он начал проводить политику опричнины. Её суть заключалась в конфискации и перераспределении боярских и княжеских земель в пользу государства. Такая политика сопровождалась массовыми арестами и казнями. Её результатом стало ослабление местной знати и усиление на этом фоне власти царя. Опричнина длилась до 1572 года и была прекращена после опустошительного нашествия на Москву крымских войск под предводительством хана Девлет-Гирея.

Политика, которую проводил первый царь на Руси, привела к сильному ослаблению экономики страны, опустошению земель, разорению имений. К концу своего правления Иван Грозный отказался от казни как способа наказания виновных. В своём завещании от 1579 года он раскаивался в своей жестокости по отношению к подданным.

Жёны и дети царя

Иван Грозный вступал в брак 7 раз. Всего у него родилось 8 детей, 6 из которых умерли в детстве. Первая супруга Анастасия Захарьина-Юрьева подарила царю 6 наследников, из них до взрослого возраста дожили только двое — Иван и Фёдор. Сына Василия государю родила вторая жена Мария Темрюковна. Он умер в 2 месяца. Последнего ребёнка (Дмитрия) Ивану Грозному родила его седьмая жена Мария Нагая. Мальчику суждено было прожить всего 8 лет.

Взрослого сына Ивана Ивановича первый русский царь на Руси убил в 1582 году в порыве гнева, поэтому единственным наследником трона оказался Фёдор. Именно он возглавил престол после кончины своего отца.

Смерть

Иван Грозный правил Русским государством до 1584 года. В последние годы своей жизни из-за остеофитов ему было сложно ходить самостоятельно. Отсутствие движения, нервозность, нездоровый образ жизни привели к тому, что в 50 лет правитель выглядел стариком. В начале 1584 года его тело начало распухать и издавать неприятный запах. Доктора называли болезнь государя «разложением крови» и предрекали ему быструю кончину. Грозный умер 18 марта 1584 г., во время игры в шахматы с Борисом Годуновым. Так закончилась жизнь того, кто был первым царём на Руси. По Москве упорно ходили слухи, что Иван IV был отравлен Годуновым и его подельниками. После смерти царя престол достался его сыну Фёдору. Фактически же правителем страны стал Борис Годунов.

Им стал на Руси Иван Грозный. Его трудно однозначно назвать созидателем. Он блестяще начал и трагично для себя и страны закончил. Кем он был?

Конец XV - начало XVI века - время значительного укрепления идеи самодержавия в Русском государстве. Ведь "царь" и "самодержец" - это титулы такого правителя, который способен и свою державу, и весь мир привести к победе истинной веры.

Убеждение в том, что именно московский государь способен взять на себя исполнение божественных предначертаний, повести народ русский к всемирному величию и тем самым спасти остальной, духовно "изрушившийся" мир, утвердилось не в одночасье.

Именно в первой трети XVI века в России рождаются и утверждаются в качестве официального духовно-политического учения, легенды о происхождении рода Рюриковичей от римского императора Августа, о наследственном характере власти русских государей от византийских императоров, нашедшие выражение в "Сказание о князьях Владимирских".

При этом русские государи фактически объявлялись наследниками как "Первого", так и "Второго Рима". В послании великому князю, приписываемому старцу Филофею, на основе мистического образа "Третьего Рима" формулируются конкретные религиозно-политические задачи, стоящие перед русским государем, - русский государь обязан принять на себя обязанности вселенского православного государя. А сам царь и великий князь объявлялся "браздодержателем Святой Руси".

В такой напряженной духовно-политической обстановке в 1533 году вступил на престол новый великий князь Иван IV Васильевич, которому суждено было прослыть на Руси Иваном Грозным. Было ему тогда всего три года, а правил он Русской державой более полувека – 51 год…

Царский выбор

С малых лет Иван Васильевич воспитывался в духе ожидания восшествия на российский престол великого православного государя, истинного Помазанника Божиего. В годы малолетства великого князя государством управляла его мать Елена Глинская с Боярской думой. Но в 1538 году Елена Глинская внезапно умерла, и власть захватили бояре. Маленький Иван IV оказался в центре интриг и ожесточенной борьбы между различными боярскими группировками. Этот факт оказал значительное влияние на формирование характера молодого государя. Чуть позже, в 1551 году, в речи на Стоглавом соборе, Иван Васильевич скажет, что после смерти матери, когда "боляре наши улучиша себе время сами владеша всем царством самовластно", и сам государь поддался их влиянию "и навыкох их злокозненныя обычаи, и тояжде мудрствовах якоже и оне". "И от того времени и доднесь, - сокрушался Иван IV, - каких зол не сотворих пред Богом, и каких казней не послал на нас Бог, приводя нас на покаяние".

В качестве "казней Божиих" Иван Грозный приводит множество несчастий, постигших государство, в том числе и стихийных бедствий. Но главным событием, вернувшим Ивана на путь истинный, стали грозные события 1547 года, когда в Москве произошли три страшных пожара, последний из которых вылился в восстание горожан. Дело, как представляется, в том, что бедам, обрушившимся на Москву весной-летом 1547 года, предшествовало событие не только исторического, но и религиозно-мистического характера - 16 января 1547 года великий князь Иван IV Васильевич принял царский титул, а Московское великое княжество превратилось в Российское царство.

С исторический точки зрения, Иван IV решился на поступок, который не позволили себе совершить ни его дед, ни его отец. Став первым русским царем, он оказался приравненным к величайшим государям прошлого и настоящего и наконец-то исполнил долгожданную мечту, лелеемую в русском сознании, - Русское царство теперь стало полновластным наследником величайших христианских государств. Наверное, сам юноша-царь не понимал этого поначалу в полной мере. И только страшные события, последовавшие сразу же за венчанием на царство, убедили Ивана Васильевича в том, что он обязан покаяться в грехах и начать исполнять свое высочайшее предназначение неуклонно и ревностно. Иначе и он сам, и царство, ему вверенное, будут ввергнуты Господом в еще более страшные испытания.

Избранные и избранный путь

Озаботившись и приняв на себя этот груз ответственности, Иван IV приблизил к себе и новых советчиков. В первые годы царствования Ивана IV вокруг него образовался круг приближенных, которых с легкой руки современника царя и одного из его ближайших советников Андрея Курбского, стали называть "Избранной радой". "Избранной радой" руководили молодой боярин А.Ф. Адашев и священник Сильвестр. Активными ее участниками был митрополит Макарий, ближние бояре Д.И. Курлятев, И.В. Шереметев, М.Я. Морозов.

Душой "Избранной рады" был пресвитер Благовещенского собора и духовник царя Сильвестр. Влияние, которое оказывал Сильвестр на Ивана Васильевича, было велико, ведь беседы с Сильвестром образовывали у Ивана Васильевича определенную систему религиозных воззрений. А в силу того, что сам Сильвестр был близок к "нестяжателям", то и воззрения эти строились на фундаменте нестяжательского учения. Во всяком случае, во многих речах и делах Ивана Васильевича в первые годы царствования прослеживаются "нестяжательские" мотивы.

Сильвестр пытался привить Ивану Васильевичу и "нестяжательское" понимание сути царской власти. По убеждению "нестяжателей", "благочестивый царь" обязан править государством только с помощью "мудрых" советников. При исполнении этого условия и станет реальностью вековая мечта об "истинном" православном царстве, глава которого - "благочестивый царь" - понесет свет истины по всем земным пределам. И, судя по всему, Иван Васильевич поначалу поддавался такому влиянию, следуя советам своих духовных наставников из "Избранной рады". Именно в этот период и свершились важнейшие реформы, которые значительно укрепили Российское царство: военная, земская, приказная, законодательная, частично было отменено местничество в армии.

При этом "Избранная рада" старалась опираться на широкое народное представительство - именно в ее правление на Руси начали созываться Земские соборы, которые утверждали самые важные решения правительства. Таким образом, в политическом отношении "Избранная рада" стремилась возродить древнюю русскую традицию - плодотворное сочетание "Власти" с "Землей", сильной центральной власти с развитым местным самоуправлением. Иначе говоря, самодержавные основы российской государственной власти были укреплены поддержкой широкого земского самоуправления. И, кстати говоря, именно земское самоуправление, устроенное при царе Иване IV Грозном, спасет Россию через полвека, в страшное Смутное время.

Зримым следствием деятельности "Избранной рады" стала великая Казанская победа - завоевание Казанского царства в 1552 году. Сам смысл Казанского похода виделся и государю, и всему его окружению не только в его политическом значении, но и в значении религиозном - это был поход православного народа против "агарян". И здесь следует помнить, что завоевание и покорение Казанского царства было не только делом жизни Ивана IV, но делом всех его предков, московских государей. Более того, взятие Казани не только ознаменовало собой исполнение трехвекового чаяния русского народа, но и стало началом нового этапа в жизни России. Поэтому многим людям того времени и самому Ивану Васильевичу виделся в этом событии глубочайший мистический смысл - это был знак Божий, свидетельствующий об особом расположении Господа к русскому царю.

Смена курса

Но Казанская победа положила начало будущей пропасти, все более расширяющейся меж царем и его советниками. Ведь именно тогда Иван Васильевич заявил своим приближенным: "Теперь оборонил меня от вас Бог!". А это означало, что все больше и больше царь стал тяготиться советчиками. И все больше и больше приходил к убеждению, что только он, царь Иван, может быть исполнителем Божией воли. Недаром, несколько позднее, в первом послании Курбскому, Иван Васильевич писал о том, что никого не видит над собою, кроме Бога и Пресвятой Богородицы…

И вот, в конце 1550-х годов, между царем Иваном IV и его "Избранной радой" наступает явное охлаждение. В 1560 году и Сильвестра, и Адашева удалили из Москвы, а после смерти царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, обвиненные в ее отравлении, Сильвестр и Адашев были заочно осуждены и отправлены в ссылку. Тогда же начались и первые гонения Ивана Васильевича на "бояр и вельмож", многие из которых пытались скрыться от царского гнева за границей. Бежал за границу и бывший царский советник и воевода Андрей Курбский. В 1564 году, уже из Литвы, он написал свое первое послание царю, в котором публично обвинил его во всех грехах. В ответ Иван IV пишет свое послание, известное сегодня под названием "Первое послание А.М. Курбскому". И именно в нем царь формулирует уже совершенно устойчивую религиозно-мистическую концепцию царя-Помазанника Божиего, облеченного Высшей Благодатью на труды свои. Причем важно отметить, что эта концепция появилась, во-первых, еще до введения опричнины и, во-вторых, стала религиозно-мистическим обоснованием ее введения.

Принципы власти

Послания Ивана Грозного Андрею Курбскому - это уникальный религиозно-философский памятник, ибо в них впервые в русской истории сам государь полностью, в законченном виде сформулировал и религиозно-философски, духовно-политически обосновал основные принципы самодержавной власти русских монархов. Один из важнейших принципов - полнота самодержавной власти. Неслучайно в первом послании Курбскому государь Иван Васильевич приводит немало исторических доказательств того, что полная самодержавная власть намного более эффективна в достижении стоящей перед Россией великой мистической цели. Основываясь на этом историческом опыте, Иван Грозный и утверждает необходимость и возможность только неограниченно самодержавного, единовластного правления в России, если Российское царство хочет исполнить возложенную на него вселенскую миссию по утверждению истинного православия. В этом заключался кардинальный политический разрыв Ивана Грозного и с "Избранной радой", и с "нестяжательской" традицией.

Но главное место в рассуждениях Ивана Васильевича занимает осмысление собственной роли в борьбе за спасение мира. И здесь государь формулирует второй принцип - божественное происхождение самодержавной власти. Более того, Иван Грозный обосновывает тезис богоизбранности самого государя. С этой же точки зрения следует оценивать позицию Ивана Грозного по отношению к любым покушениям на его самодержавство. И это вовсе не жалкая попытка оправдать жажду власти, непомерно раздутое желание повелевать людьми. Власть в данном случае - это не прихоть царя, а обязанность, возложенная на него Господом. И воспринимает он эту власть не как способ самоутверждения, но как тяжелейшую повинность Божию, как подвиг служения Господу. И вот здесь Иван Грозный формулирует третий принцип самодержавной власти: главный смысл власти русского самодержавного государя состоит в том, чтобы нести свет истины по всему миру, устроить и свою страну, а то и весь мир по Божественным заповедям.

Словом, в первом послании Курбскому Иван Грозный впервые свел в единую систему основные принципы самодержавной власти русских государей. Но понимание методов воплощения этих принципов в реальную историческую практику связано уже исключительно с личными качествами Ивана Грозного, с его личным мировоззрением, как политическим, так и религиозно-мистическим.

Методы властвования

Важнейший из этих методов - внушение страха Божьего. По сути дела, программа действий Ивана Грозного заключалась в одной идее - страхом Божиим обратить людей к истине и свету, а значит, спасти их души. И в этом смысле русский царь вполне серьезно считал, что он должен исполнять и мирские, и духовные обязанности, ибо царская власть объединяет их в одно целое и неразрывное. Иван Грозный понимал суть царской власти в мистическом духе как разновидность монашеского подвига. Недаром в одном из посланий он говорит о себе - "наполовину я уже чернец...". Вот это мироощущение - "наполовину я уже чернец..." - и определяло избранную Иваном Грозным линию поведения в мирской жизни. Иван Грозный, судя по всему, возродил на Руси идею древнего аскетизма в том виде, как ее понимали самые первые русские монахи, - в виде "истязания плоти", и попытался перенести ее основы на мирскую жизнь. Создается впечатление, что, считая себя воплощением Божественного Замысла на земле, Иван Грозный внутренне уверился и в том, что он имеет полное и несомненное право относиться к собственному государству и к собственному народу, как к "телу", которое просто необходимо истязать, подвергать всяческим мучениям, ибо только тогда откроются пути к вечному блаженству. И только пройдя через страх Божий в его самом непосредственном выражении, Российское государство, ведомое своим государем-иноком, придет к "истине и свету".

Поэтому казни и преследования, совершаемые государем, вовсе не плод его больной воспаленной фантазии, не следствие самодурства и нравственной распущенности. Это - совершенно сознательная борьба с изменниками Богу, с теми, кто, по его мнению, предал истинную веру. Иван Грозный, карая измену, последовательно и целенаправленно отсекал от "плоти" Русского государства все греховное. И тогда открываются причины многих позднейших поступков царя. Так, осуществленное в 1565 году разделение государства на две части - земщину и опричнину - объясняется помимо всего прочего еще и тем, что земщина представляет собой часть "плоти" единой Русской земли, которую государь подверг жесточайшему истязанию, дабы проучить врагов православия и поселить в их душах страх Божий. Потому и войско опричное изначально строилось по принципу военно-монашеского ордена, главой которого является сам царь, исполнявший обязанности игумена.

Можно сказать, что уже в 1564 году в первом послании Курбскому Иван Грозный сформулировал собственную идею "богоизбранного инока-самодержца", которую выдвинул взамен идеи "благочестивого царя", столь трепетно лелеемой его бывшим окружением, близким к "нестяжательским" традициям.

Фактически сформулировав принципы российской самодержавной власти, Иван Васильевич довел их до крайнего предела, до абсолюта, и даже перешел некую таинственную грань, поставив лишь самого себя в центр чуть ли не всего мироздания. А в результате он начал войну с собственной страной, ибо не верил, что подданные его способны понять и исполнить его устремления. Однако если опричнина во много раз усилила личную самодержавную власть государя, то многочисленные и беззаконные погубления, совершенные как самим царем, так и простыми опричниками, нанесли государству огромный вред. И здесь следует помнить, что разорения времен опричнины и Ливонской войны значительно подорвали мощь Российского государства. Именно этими разорениями было вызвано и усиление крепостничества в конце XVI века, ибо люди во многих землях были или уничтожены, или бежали на вольные земли. Например, к концу XVI века только в Московском уезде пустовало 84% всей обрабатываемой земли. А у российского правительства не было иной возможности содержать дворянское поместное войско, кроме как наделять дворян землей. Но кому нужна земля без крестьян, на ней работающих? Усиление же крепостничества стало, в свою очередь, одной из причин крестьянских восстаний в начале XVII века, ставших прологом Смутного времени.

В конце жизни Иван Васильевич признал беззаконность убийств, совершенных по его приказу в годы опричнины. Свидетельством тому стал "Синодик опальных царя Ивана Грозного", составленный в начале 1580-х годов. В этот "Синодик" по личному распоряжению царя включили 4 тысячи имен казненных - для поминовения во всех монастырях. Этот факт говорит о многом, и в первую очередь о том, что к концу жизни Иван Грозный глубоко раскаялся в совершенных грехах.

Но дело, конечно, не в том, чтобы в который уже раз только осудить Ивана Васильевича. Важнее другое: понять, что Иван Грозный - это великая и трагическая фигура русской истории. И тайна Ивана Грозного скрывается в его духовной и душевной трагедии, подлинной трагедии человека, истово стремящегося к истине и свету, но так и не обретшего их в земной жизни.

Специально для Столетия

Разногласия по вопросу кто был первый русский царь в истории России, наблюдаются, если нет конкретного определения – «кого можно считать царём». Но и период Российского царства, продолжался чуть более 170 лет.

Историческая справка

Русское царство, являлось временным образованием, между Московским княжеством и Российской империей. Обозначить строгую дату зарождения Российского царства достаточно сложно, так как необходимо привязаться к какому-то решающему эпизоду истории.

Московское княжество

При Иване Великом, произошёл ряд значимых событий, которые поднимают статус Московского княжества. В частности:

· В несколько раз увеличилась территория страны;

· Выход из-под татаро-монгольской зависимости (после стояния на р. Угра);

· Начат процесс формирования жёсткой вертикали власти и создания органов гос. управления;

· Создан первый сборник законов – «Судебник».

В дополнении ко всему, Иван Великий женился на византийской принцессе – Софье Палеолог. А она была наследницей императорской крови. Это ещё более поднимало статус правителя. Но Иван третий не был первым русским царём, хотя и любил себя так называть.

Сейчас мало кто про это знает, но в 1498 году, внук Ивана Великого, Дмитрий Иванович, был венчан на царство по полному византийскому чину. Это была не только прихоть деда, но и предсмертная просьба сына (Ивана Молодого).

В течение 5 лет, он был соправителем деда. И можно считать, что имя первого русского царя – Дмитрий. Хотя в документах он имел титул Великого Князя.

Но внутрисемейный раздрай отчасти затеянный Софьей Палеолог, привёл к тому, что Дмитрий Внук был отстранён от правления ещё при жизни деда, не смотря на свой царственный статус.

Другими словами, это был спорадический элемент в системе русских правителей, без начала и продолжения.

Как звали первого русского царя?

Год венчания на царство первого русского царя, который положил начало царской династии – 1647. 16 января был проведён полный византийский чин поставления на царство. На монарший престол воссел царь Иван Грозный.

Иван Грозный


По странному стечению обстоятельств, звали первого русского царя, как и последнего – Иван. Но последний царь, Иван V, был соправителем Петра Великого. И так как он умер раньше Петра, то Иван V«почил в бозе» с царскими регалиями. А вот Пётр Великий, умирая, был уже императором.

И по факту получается, что последние царские похороны были у Ивана V.

Но разночтения в этих хитросплетениях исторических фактов возникают из-за разных точек зрения на один и тот же эпизод.

Пётр Великий родился царевичем, был царём, стал императором и умер как император.

А вот Иван V, и в заупокойных литиях поминался как царь.

Нюансы престолонаследия России

До принятия императором Павлом акта о престолонаследии, при кончине царя (а позднее и императора), постоянно возникали разночтения с определением следующего монарха.

Подковёрная борьба в монаршем окружении, разрушала стабильность и вносила смутьянские мысли в властолюбивое сознание родственников.

Именно Павел Первый законодательно закрепил полусалическую промогенитуру. Её принцип был предельно прост, и престолонаследие получило следующую последовательность:

1. Старший сын и его потомство. Если таковых нет, то -

3. Престолонаследие переходит на этих же принципах в женское поколение, к старшей дочери и т.д.

Но это было уже с императорами, а вот царей ещё выбирали. Хотя, выборы эти очень сильно напоминали аналогичный процесс с выбором губернаторов в современной России.

По факту, претендент на царский престол был известен, это сын последнего монарха. Но его требовалось формально избрать.

Для этого созывался специальный, «избирательный на царство», Земский Собор, и его участники принимали единогласное решение.

В некоторых критических ситуациях, обходились без Собора. При этом обязательно требовалось чтобы закулисное решение, подтвердил народ. Может быть, это был некий отголосок древней формулы: «Voxpopuli - voxDei» (Глас народа – глас Божий). Но такие цари правили недолго, и наследников не оставляли.

Иван Грозный, хотя и был первым русским царём, избежал процедуры выборов. А вот первым избранным на русский престол царем был его сын – Феодор Иоаннович.

Царь Феодор Иоаннович

По запискам современников, Феодор Иоаннович был слаб здоровьем и умом. Особой тяги к управлению страной он не питал. Жил по принципу «ни Богу свечка, ни чёрту кочерга».

И что особенно важно, будучи последним, прямым потомком Рюриковичей, у него не было детей. А значит, наследник престола должен был выбираться из непрямых родственников.

Со смертью первого избранного русского царя, началась чехарда со сменой правителей. Исторически это совпало с пиком «Малого Ледникового Периода», что привело к чудовищным неурожаям и голоду. Сюда же присовокупилось крайнее недовольство православного народа, появлением питейных домов, которое не раз приводило к бунтам. И в итоге, этот период между смертью Феодора Иоанновича и воцарением первого царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича, назвали эпохой Смутного времени.

Кстати, опять любопытное совпадение. Если не знать историю смутного времени, и судить по отчеству, то несведущий человек может подумать что царь Михаил Фёдорович, был сыном Феодора Ивановича.

Вот такие странные совпадения случались в русской истории.

Первый царь на Руси родился не в Москве, а в Коломенском. В то время и Москва была маленькая, и Русь тоже невелика. Однако царственный младенец был явно отмечен и храним Богом. Детство его спокойным не получилось. Опекуны трёхлетнего царя - князья братья Шуйские - сотворили во дворце такой кровавый террор, что каждый вечер надо было благодарить Бога, что жив: не отравили, как мать, не убили, как старшего брата, не сгноили в тюрьме, как дядю, не замучили пытками, как множество приближённых отца - князя Василия III.

Наперекор всему первый царь на Руси выжил! И в 16-летнем возрасте неожиданным ударом по боярским устремлениям венчался на царство! Наверняка, говорят историки, ему это подсказал умный митрополит Макарий. Но вполне может быть, что и сам догадался, что стране нужна одна сильная рука, чтобы прекратить междоусобицы и прирастить территории. Торжество самодержавия - торжество Православной веры, Москва - наследница Царьграда. Конечно, и митрополиту идея с венчанием была близка и понятна. Первый царь на Руси получился настоящий: и бояр приструнил, и территории нарастил за 50 лет царствования - сто процентов территорий прибавилось у Российского государства, и Россия стала больше, чем вся Европа.

Царский титул

Царский титул Иван Васильевич (Грозный) использовал гениально, встав на совсем иные позиции в политике Европы. Великокняжеский титул переводился как "принц" или даже "герцог", а уж царь - это император!

После коронации родня царя со стороны матери добилась многих выгод, в результате чего началось восстание, которое показало юному Иоанну реальное положение дел относительно его царствования. Самодержавие - дело новое, многотрудное, с которым Иван Васильевич справился более чем успешно.

Вот интересно, почему первый царь на Руси - Иоанн Четвёртый? Откуда взялась эта цифра? А это уже значительно позже Карамзин писал свою "Историю Государства Российского" и начал отсчёт с Ивана Калиты. А при жизни первый царь в России так и звался - Иоанн I, грамота об утверждении на царство хранилась в специальном золотом ларце-ковчеге, и восседал первый царь на Руси вот на этом троне.

Царь обдумывал централизацию государства, проводил Земскую и Губную реформы, преобразовывал армию, принимал новый Судебник и Уложение о службе, и учредил закон о запрете въезда в страну еврейских купцов. Появился новый герб с орлом, поскольку Иван Грозный - прямой потомок Рюриковичей. И не только их: по материнской линии его недалёкий предок - Мамай, да ещё и бабушка родная - сама Софья Палеолог, наследница Византийских императоров. Есть в кого быть умным, гордым, трудолюбивым. И жестоким тоже есть в кого. Но, конечно, в то время, да ещё и в том окружении без жестокости невозможны были бы те преобразования, которые чётко выполнил первый царь в России. Преобразование армии - два слова, а сколько за ними стоит! Появилось 25-тысячное чего стоило только вооружить их пищалями, бердышами и саблями, а оторвать от хозяйства! Правда, отрывали от хозяйства стрельцов постепенно. Появилась артиллерия числом не менее 2 тысяч пушек. Иван Васильевич Грозный даже налогообложение посмел изменить к великому ропоту боярской думы. Конечно, бояре не просто роптали по поводу ущемлений их привилегий. Они расшатывали самодержавие до такой степени, что вынудили появление опричнины. Опричники образовали войско до 6 тысяч бойцов, не считая почти тысячи доверенных на особых поручениях.

В жилах кровь стынет, когда читаешь о тех пытках и казнях, что вершились по мановению руки государя. Но не только Иван Васильевич Грозный, даже сегодняшние историки уверены, что опричнина возникла не случайно и не на пустом месте. Бояр необходимо было приструнить! К тому же ползущие с Запада ереси настолько расшатывали фундамент православной веры, что трон шатался вместе с сидящим на нём царём и всем Государством Российским. Неоднозначные отношения складывались у самодержавия и с духовенством. До мистики верующий царь отнимал монастырские земли и подвергал репрессиям духовенство. Митрополиту запрещено было вникать в дела опричнины и земщины. В то же время сам царь Иван Васильевич был опричным игуменом, исполняя многие монашеские обязанности, даже на клиросе пел.

Новгород и Казань

Перед новым 1570 годом опричное войско выдвинулось в поход на Новгород по подозрению в намерении предать Русь Польскому королю. Уж потешились опричники на славу. Устроили грабежи с массовыми убийствами в Твери, Клину, Торжке и остальных попутных городах, потом разрушили Псков и Новгород. А в Твери Малютой Скуратовым был задушен митрополит Филипп за отказ благословения этого кровавого похода. Повсюду царь под корень уничтожал местную знать и приказных, можно сказать, целенаправленно, вместе с жёнами, детьми и домочадцами. Этот разбой длился годами, пока не напал на Русь крымский Вот где бы удаль показать молодому опричному войску! Но войско на войну попросту не явилось. Разбаловались опричники, обленились. С татарами - это не с боярами и их детишками воевать. Война была проиграна.

И рассердился тогда Иван Васильевич! Грозный взгляд перевёл на Казань от Новгорода. Тогда и там царствовала династия Гиреев. Упразднил государь опричнину, даже запретил её название, казнил множество предателей и злодеев, трижды ходил на Казань. На третий раз Казань сдалась на милость победителя и через некоторое время стала вполне русским городом. Также от Москвы до Казани по всей земле выстроились крепости русские. Было побеждено и Астраханское ханство, присоединившись к русским землям. Крымскому хану тоже в конце концов перепало: сколько можно безнаказанно грабить Русь и жечь её прекрасные города? В 1572 году 120-тысячное войско крымское было разбито 20-тысячным русским войском.

Увеличение территорий войнами и дипломатией

Потом были ощутимо побиты шведы силами новгородского войска, и заключён выгодный мир на целых 40 лет. Рвался первый царь на Руси к Балтике, воевал с ливонцами, поляками, литовцами, время от времени захватывающими даже новгородские пригороды, и пока (до другого великого Первого царя - Петра) безуспешны были эти попытки. Но заграницу напугал уже не на шутку. Даже установил дипломатию и торговлю с Англией. И начал подумывать царь о земле Сибирской, неизведанной. Но осторожничал. Хорошо, что Ермак Тимофеевич со своими казаками успел разгромить войско до получения приказа царя вернуться к охране Пермских земель, Россия таким образом приросла Сибирью. И уже через полвека русские вышли к Тихому океану.

Личность

Первый царь в России был не только первым царём, но и первым человеком по уму, эрудиции и образованности.

О до сих пор не стихают легенды. Богословие он знал на уровне учёнейших мужей. Положил начало юриспруденции. Явился автором многих прекрасных стихир и посланий (поэт!). Обязал духовенство открывать повсюду школы для обучения детей грамоте. Утвердил многоголосное пение и открыл нечто вроде консерватории в Был прекрасным оратором. А книгопечатание? А Собор Василия Блаженного на Красной площади? Вставал вопрос о канонизации Ивана Васильевича. Но как забыть грабежи, пытки, казни, опалу и попросту убийства опричниной и последователями православных священнослужителей? Ведь с окончанием опричнины она как таковая не кончилась, просто иначе стала называться. Царь каялся, носил вериги, бичевал себя. Огромные деньги жертвовал церкви на помин души казнённых и о здравии опальных. Умер он схимонахом.