Чисто английская история. Макбет был примерным правителем

Главные герои трагедии «Макбет » занимают высокое положение в иерархии королевства. Макбету и Банко, двум приближенным короля колдуньи предсказывают великое будущее. Поверив в пророчество, Макбет вступает в жестокую борьбу за власть и действительно становится королем. Однако Макбета тревожит вторая половина предсказания, согласно которой трон унаследуют не его дети, а потомки Банко.
Персонажи трагедии заботятся о безопасности для себя и своих близких. К примеру, Макбет сознает, что он должен обезопасить пребывание короля Дункана в собственном замке:
«Под двойной охраной король здесь пребывает. ... Я обязан как родственник и подданный его защитой быть ему и как хозяин», - долг Макбета - защищать своего короля.
Для сравнения, наследник короля Малькольм надеется, что в его стране вновь воцарится безопасность:
«Подходит день, когда мы вновь свой кров обезопасим», - хочет персонаж обезопасить близких ему людей от нападок Макбета.
В королевстве Дункана сложились определенные традиции. Так, среди прочего, установлен порядок престолонаследия:
«Вы все, чье место - рядом с троном, знайте, что призван нам наследовать отныне наш первенец Малькольм», придерживается король существующего порядка передачи короны.
Макбет хочет захватить трон вопреки законному порядку. С этой целью он с помощью своей супруги разрабатывает план покушения на короля:
«Удобный случай ты сам себе хотел создать», - напоминает леди Макбет мужу, что необходимо организовать покушение на Дункана.
Как правило, персонажи пьесы с уважением отзываться друг о друге. Даже сам король подчеркнуто почтительно обращается к своим подданным:
«О доблестный кузен! Вассал достойный», - выказывает Дункан уважение Макбету.
Зная о стремлении придворных занять уважаемое положение при дворе, Макбет решает использовать это в своих целях:
«Держись меня и обретешь почет», - обещает Макбет Банко почетное звание, если тот поможет ему.
Сюжетообразующей линией пьесы является борьба за власть. Действительно, Макбет любой ценой стремится стать королем:
«Ты стремишься к величию, властолюбья ты не чужд», - знает леди Макбет о властолюбии супруга.
Леди Макбет всячески способствует приходу мужа к власти, рассчитывая вместе с ним «наслаждаться властью и венцом».
Тем самым персонажам трагедии присущи потребности организующего типа: в безопасности, порядке, уважении и власти. Между тем герои подвергаются опасности, создают беспорядок, проявляют неуважение, ощущают бессилие. Схожими чертами обладают герои пушкинских произведений: «История села Горю-хина», «Сцена из рыцарских времен», «Сказка о медведихе».
К примеру, персонажи пьесы нередко оказываются в небезопасной для себя ситуации. Так, завладев троном с помощью коварства, Макбет постоянно ощущает угрозу его потери.
«Змею мы разрубили, но не убили, и куски срастутся, чтоб вновь грозить бессильной нашей злобе все тем же зубом. ... Есть я буду с трепетом свой хлеб и ночью спать, дрожа от грез ужасных», - тревожится тиран об устойчивости своего трона.
В финале трагедии Макбет сильно рискует, выходя на бой с Макдуфом:
«Ты меж людей единственный, с кем встречи я избегал», боится герой сразиться со своим противником.
Во время своего правления Макбет стремится установить новые порядки в королевстве, призванные упрочить его положение. Однако организованные Макбетом гонения на своих конкурентов вызывают в государстве лишь беспорядки:
«Ясно всем, что он уж не смирит разброд и смуту уздою власти», -не способен тиран совладать с поднявшейся смутой.
Вассалы Макбета поднимают бунт против узурпатора:
«Уже собрался двинуть старый Сивард свою десятитысячную рать. Мы к ней примкнем, и пусть победа будет за правым делом!» - присоединяется Малькольм к восставшим против тирана.
Макбету удается достичь самых высот и стать королем. Захватив трон, он стал с пренебрежением относиться к людям:
«Пусть дьявол закоптит тебя, бездельник!» - грубо разговаривает тиран со слугой.
При этом Макбета перестала уважать даже его жена:
«Так дрожать и так бледнеть, изображая ужас, пристало только кумушкам зимой у камелька. ... Стыдись!» неуважительно отзывается леди Макбет о муже.
Макбет стал королем, как и предсказывали ведьмы. Однако он бессилен изменить судьбу, сулящую ему утрату трона. Макбет также верит в пророчество, гласящее, что обычный человек, который «женщиной рожден», бессилен убить его:
«Кто рожден был женскою утробой, тот лишь смешит меня бессильной злобой», - уверен властитель, что смертный не может одолеть его.
Между тем Макбет бессилен одолеть Макдуфа, который, как оказалось, «вырезан до срока ножом из чрева матери»:
«Сломлена моя мужская доблесть», - сознает тиран, что он не в состоянии противостоять своему сопернику.
Подобно пушкинским героям персонажей пьесы отличает не только определенный набор стремлений, но и способы достижения своих целей.
Например, после того, как колдуньи предсказали Макбету, что тот достигнет высот власти в королевстве, персонаж уверяется в своем всемогуществе и не останавливается ни перед чем:
«Мы с беззащитным королем поступим как хотим», - убеждает леди Макбет мужа, что жизнь короля находится в их власти.
Между тем прилюдно чета Макбетов всячески демонстрирует свое полное подчинение королю:
«Мы, как ваши слуги себя, свое добро и слуг своих считаем вашим полным достояньем и вам вручаем», выказывает леди Макбет свое послушание Дункану.
Макбет с должным уважением отнесся к пророчествам колдуний, когда они начали сбываться. Герой начинает верить в превосходство ведьм над простыми смертными:
«Знание их превосходит человеческое», признает Макбет превосходство пророчиц.
Играя значимую роль при дворе и грезя о грядущем величии своего рода, Макбеты, тем не менее, в присутствии короля всячески подчеркивают собственную незначительность:
«Услуги наши... ничто в сравненье с той великой честью, которой удостоил нас монарх, войдя в наш дом», - отмечает леди Макбет ничтожность вассалов в сравнении с величием короля.
Испытывая поначалу сомнения в истинности пророчеств и желая основательно во всем разобраться, Макбет намерен установить контроль над правдивостью предсказаний:
«Вещуньи, вы еще не все сказали... Отвечайте. ... Вы ответ дадите, или вас я прокляну навеки!» - рассчитывает Макбет проконтролировать колдуний.
Однако вещуньи, пренебрегая призывами Макбета, исчезают из вида:
«Не стремись узнать об этом», оставляют колдуньи без внимания желание вопрошающего.
Заметим, что ведьмы прикрывают правдивыми предсказаниями свои коварные замыслы:
«Орудья тьмы предсказывают правду и честностью прельщают в пустяках, чтоб обмануть тем легче в важном деле».
Для сравнения, стремясь обезопасить себя от подозрений, Макбет отыгрывается на Банко, перекладывая на того ответственность за свои злодеяния:
«Виноват в былых несчастьях ваших он, а не я», - подставляет тиран своего бывшего друга.
Тем самым проведенный анализ указывает на сходство характеров героев трагедии «Макбет» и персонажей пушкинских произведений «История села Горюхина», «Сцена из рыцарских времен», «Сказка о медведихе». Всем им присущи организующие потребности. Как и персонажи Пушкина, герои Шекспира различаются видами стремлений, а также способами достижения своих целей, сопряженными с чертами характера.
Герои трагедии нередко подвергаются опасности, а потому заботятся о безопасности для себя и своих близких. В том числе, персонажи порой прикрываются чем-либо, а порой отыгрываются на ком-либо другом.
В королевстве сложился определенный порядок престолонаследия. Незаконный захват трона вызвал в государстве беспорядки. Желание узурпатора установить над всем жесткий контроль
привело лишь к тому, что его поданные стали небрежно исполнять данные им поручения.
В произведении немало внимания уделяется вопросам уважения. Как правило, вассалы признают превосходство суверенов над собой, одновременно подчеркивая собственную незначительность. Между тем герои выказывают свое неуважение тем, кто, по их мнению, иного не достоин.
Центральной темой произведения является борьба за власть. Главный герой стремится обрести могущество, желая все подчинить своей воле. Однако в итоге тиран оказывается бессилен противостоять своей судьбе.

Шотландский лорд Макбет и его жена присутствуют на погребальном ритуале, скончался их единственный ребенок. Родители убиты горем.

Три ведьмы обсуждают, когда они сойдутся снова, решают собраться «как только завершится бой победой стороны одной». На пустоши, где должна происходить бойня, ведьмы собираются подкараулить Макбета.

В Шотландии бушует гражданская война. Предатель Макдональд привел армию наемников, чтобы свергнуть короля Дункана. Ряды сторонников короны редеют. Макбет, тан Гламиса, возглавил обессиленное королевское войско. Король отправил ему на подмогу последние резервы. Исход войны решит битва при Эллоне.

Противники готовятся к решающей схватке. Макбет напутствует на бой юного оруженосца. Начинается жестокое кровопролитное сражение. В разгар битвы оруженосцу перерезают горло. Макбет настигает мерзавца Макдональда, вспарывает его мечем, сносит голову, насаживает ее на копье.

В военном лагере близ Форреса король Дункан выслушивает радостные известия: Макбет разгромил войска Макдональда и ирландцев, а его самого убил в единоборстве. Старший сын Дункана принц Малкольм, сообщает королю о том, что шотландская армия подверглась новому нападению – король Норвегии и его союзник, изменивший Дункану Кавдорский тан, двинули против нее свежие силы. Но враг повержен, изменника привезли королю. Дункан приказывает казнить его, а титул Кавдорского тана передать Макбету.

Макбет и предводитель королевского войска Банко после битвы хоронят погибших воинов. В своей беседе они обсуждают одержанную победу, которая досталась столь высокой ценой: «Не помню дня суровей и прекрасней», – говорит Банко. Из тумана появляются ведьмы. Первая восхваляет Макбета как Гламисского тана (его наследственный титул), вторая – как Кавдорского тана, а третья пророчит, что он будет новым королем. Пока Макбет стоит в задумчивости, ведьмы трижды возглашают хвалу Банко – он «королем не будет, зато станет предком целой династии королей». Вещуньи исчезают. Честный Банко нисколько не смущен предсказанием, ведьмы – всего лишь «пузыри земли». Появляются королевские посланцы, они торопят полководцев предстать перед Дунканом и поздравляют Макбета с новым титулом – тана Кавдорского. Предсказания ведьм начинают сбываться. Банко советует Макбету не придавать этому значения: духи зла заманивают людей в свои сети подобием правды.

В Форресе Дункан приветствует своих военачальников, благодарит за верность. Макбет привозит королю голову Макдональда. Чтобы особо отличить Макбета, Дункан собирается остановится на ночь в его замке в Инвернесе. Макбет отправляется вперед, чтобы известить о приезде короля жену.

В замке Макбета его жена читает письмо от мужа. Она испытывает сильное волнение, узнав о предсказанной ему судьбе. Тщеславная женщина призывает на помощь силы тьмы. Ее муж достоин любых почестей, но ему не хватает решительности пойти на преступление ради власти. Он страшится не самого зла, а только необходимости совершить его собственной рукой. Что ж, она готова внушить мужу дерзкую мысль. Опередивший королевский кортеж Макбет появляется в замке, жена тут же объявляет ему: Дункана следует убить в ту единственную ночь, которую он проведет у них в гостях. Когда в замке появится король, муж должен оказать ему радушный прием. А план коварного убийства она придумает сама.

Макбета обуревают навязчивые мечты о троне. На пиру, устроенному в его честь, король дарует своему старшему сыну Малкольму титул принца Кемберлендского и объявляет его престолонаследником. Остальные тоже будут осыпаны почестями. Макбет зол: между ним и троном появилась еще одна преграда – Малкольм. Он все больше склоняется к мысли, что осыпавшего его милостями короля нужно убить. Но сделать это придется под своим кровом. Макбет испытывает отвращение и страх, он стыдится и боится возмездия за столь неслыханное злодеяние, однако жажда власти уже овладела им. Жена упрекает мужа в трусости. Неудачи быть не может: король устал, он быстро уснет, а его оруженосцев она опоит вином. Дункана следует заколоть их кинжалами, это отведет подозрение от истинных виновников.

Ночью перед глазами Макбета вновь встают картины жестокого сражения. Ему кажется, что призрак погибшего в бою юноши протягивает ему окровавленный кинжал. Макбет проникает в королевский шатер и совершает злодейское убийство. Он слишком потрясен, чтобы сразу скрыться. У постели убитого отца Макбета застает Малкольм. Хозяин замка не признает в открытую своей вины, он обращается к наследному принцу с вопросом, в котором сквозит угроза: готов ли он отомстить за отца? Малкольм в слезах бежит прочь, он спешно покидает Инвернес. Макбет сообщает жене, что он исполнил дерзкий план. Та замечает, что муж забыл оставить кинжалы в руках спящих оруженосцев. Заметать следы преступления приходится леди Макбет. Безжалостная женщина считает неуместной чувствительность мужа, когда тот в ужасе смотрит на свои окровавленные руки, тщетно пытаясь их отмыть.

На следующее утро приезжает Макдуф, тан Файфа. Король приказал ему явиться чуть свет, но он припозднился. Макбет уже успел переодеться и с видом любезного хозяина провожает Макдуфа к королевским покоям. Картина, которую тот застает, ужасна – Дункан зарезан, а хмельные слуги перемазаны кровью господина. Якобы в припадке праведного гнева Макбет убивает не успевших прийти в себя оруженосцев. Звучит набат, совершается погребальный обряд над телом Дункана. Приближенные короля обсуждают, кто на самом деле виновен в его убийстве. Мнения разделяются. Подозрения падают в том числе и на Малкольма, который бесследно скрылся той ночью. Новым королем избран Макбет.

Макбет, его жена и вся королевская свита отправляются в Скон, чтобы там новый король Шотландии мог принять венец. Несмотря на этот успех, Макбет размышляет о пророчестве, данном Банко. У Макбета и его жены нет детей, а Банко сопровождает его малолетний сын Флинс. Неужели трон уготован потомкам Банко? Макбет не может смириться с этой мыслью. В королевском замке проходит коронация Макбета. Нового правителя преследуют воспоминания о совершенном ради трона кровавом злодеянии. Ему оказывают почести, все целуют королю руку, и только Банко прикладывает ее к своему лбу. Макбет видит в этом знак неповиновения, он понимает, насколько зыбко его высокое положение. Он начинает бояться Банко. Смелый и в то же время рассудительный военачальник теперь самый опасный для него человек. В разговоре с женой Макбет говорит, что они лишь «ранили змею, а не убили». Если верить ведьмам, предсказания которых до сих пор сбывались, бездетный Макбет запятнал себя гнусным преступлением, из-за которого теперь ненавистен сам себе, чтобы после него царствовали внуки Банко. Ради них он совершил зло, убив доброго и справедливого Дункана и загубив этим свою душу. В его голове зреет новый план.

Вечером королевская чета устраивает торжественный банкет. Макбет приглашает Банко быть на нем почетным гостем. Тот должен уехать по спешному делу, однако успеет вернуться к пиршеству. Как бы невзначай Макбет выясняет, что своего сына Флинса Банко берет с собой. Макбет нанимает убийц. Король объясняет им, что Банко – виновник всех их несчастий, и простаки готовы отомстить, даже если им придется умереть. Макбет требует, чтобы они убили и сына Банко. «Кто начал злом, тот и погрязнет в нем». В лесу убийцы подстерегают Банко и Флинса. Вдвоем они одолевают полководца, но Банко успевает предупредить сына. Мальчику удается спастись.

За праздничным столом король собирает своих приближенных, вот уже налита круговая чаша. В это время на пир является один из убийц, но его новости не слишком радуют Макбета. «Змея убита, а змееныш жив», – говорит Макбет. Жена зовет его уделить время гостям. Но что это? Макбет видит, как к застолью присоединяется окровавленный Банко. Призрак видим только для Макбета, и гости не понимают, к кому их повелитель обращается с гневными речами. Леди Макбет спешит объяснить странное поведение мужа болезнью. Король гонит призрака прочь. Зал покидают Макдуф и его супруга, у знатного вельможи давно возникли подозрения, что Макбет занял трон незаконно. Остальные гости тоже расходятся.

Наутро Макбет собирается к ведьмам, чтобы снова заглянуть в будущее, но что бы они ни предрекли, он не намерен отступать, для него уже любые средства хороши. Пророчество вещуний таково: «От всех врагов Макбет храним судьбой, пока Бирнамский лес не выйдет в бой на Дунсинанский холм». Призраки погибших в битве при Эллоне бродят в густом тумане, они заклинают Макбета остерегаться Макдуфа. Юноша, который являлся ему и прежде, призывает его быть смелым и дерзким, поскольку «Никто из тех, кто женщиной рожден, не страшен для Макбета».

Макдуф прощается с женой и детьми и уезжает в Англию. О его бегстве сообщают Макбету. Король полон решимости пресечь на корню государственную измену, расправиться с семьей Макдуфа и всеми его приближенными. Жена пытается удержать одержимого жаждой крови супруга, но тот уже не слушает ничьих советов. Макбет убивает всех без исключения в замке Макдуфа, жену изменника и троих его сыновей он сжигает на костре. Перед казнью женщина осыпает проклятьями тирана.

В Англии Макдуф встречается с Малкольмом, тот сообщает ему страшную весть: вся его семья погибла. Макдуф безутешен. Малкольм предлагает отомстить тирану и спасти страдающую под невыносимым гнетом Шотландию. Он сам готов выступить против узурпатора: король Англии дает ему большое войско.

Леди Макбет повредилась рассудком, ее гложет совесть, она пытается смыть воображаемую кровь с кинжала, говорит об ужасных вещах, беседует со своим покойным ребенком. Ей мерещатся ведьмы, от которых она хочет укрыться в кровати. Макбет уже так очерствел душой, что весть о смерти жены вызывает у него лишь досаду – не вовремя! Он готовится к обороне замка – это его последняя твердыня, страна больше не признает тирана, многие из танов его оставили. Малкольм и Макдуф окружают замок Дунсинан. Их воины собирают ветви деревьев для маскировки своего расположения в Бирнамском лесу. Слуга в панике сообщает Макбету, что лес стал двигаться. Второе пророчество исполнилось. Макбет в ярости – он верил в двусмысленные предсказания. Но если ему суждена гибель, он погибнет как воин, в бою. Макбет приказывает трубить сбор войскам. В гуще разыгравшегося сражения Макбет хочет избежать встречи с Макдуфом, впрочем, он не боится его, как и всякого рожденного женщиной. Но схватка непримиримых врагов неизбежна. Макдуф сходится с Макбетом. Во время решающего поединка Макбет узнает, что Макдуф «из чрева матери ножом исторгнут». Макбет наконец понимает смысл последнего пророчества. Исход битвы предрешен, но сдаваться он не собирается. Враги бьются насмерть. Макдуф убивает Макбета. Королевский меч, оставшийся на поле битвы, подбирает Флинс. Мальчик помнит, по чьей вине погиб его отец, и какое будущее уготовано потомкам Банко. А пока королем Шотландии должен стать Малкольм.

Д. Верди опера «Макбет»

Десятая опера Верди стала для него этапной и на тот момент – главной. Нетипичный для итальянской оперы сюжет, баритон в заглавной роли, новые принципы пения в отдельных ариях, накал страстей, но не любовных, как привыкла публика, а самых глубинных и дьявольских, какие только есть в человеке – жажды власти, мести, зависти, ненависти. Все это вкупе с прекрасной музыкой выделило «Макбет» из числа множества опер, написанных композитором в 1840-е годы.

Действующие лица

Описание

баритон тан Гламиса, шотландский генерал
Банко бас генерал в армии Дункана
Леди Макбет сопрано жена Макбета
Макдуф тенор тан Файра, шотландский дворянин
Дункан партия без слов король Шотландии
Малькольм тенор его сын

Краткое содержание


Действие происходит в Шотландии и на англо-шотландской границе в середине 11 века. Макбет – фаворит короля Дункана, имеющий на него большое влияние. Ведьмы, встреченные возвращающимися с битвы Макбетом и Банко, предсказывают, что Макбет станет таном Кавдорским и королем, потомки Банко также станут королями. Вскоре приходит известие от Дункана, что за победу в сражении Макбету присвоен титул тана Кавдорского – пророчество начинает сбываться. Мысли Макбета захватила вторая часть предсказания – о приходе к власти. Он пишет об этом Леди Макбет, которая замышляет убийство короля, к чему склоняет и мужа. Этот план осуществляется, как только Дункан остается ночевать в замке Макбетов – утром Макдуф находит его растерзанное тело.

Макбет становится шотландским королем, но ему не дают покоя слова ведьм о том, что на престол должны взойти потомки Банко. Они с супругой решают убить Банко вместе с наследником руками наёмников. Убийцы поджидают свою жертву в парке, где он появляется с сыном. Банко погибает, а мальчику удается сбежать. В это время Макбет, как новый король Шотландии, устраивает прием для аристократии, на который является и призрак Банко. Вельможи начинают подозревать, что новый король получил власть незаконно. Макдуф их поддерживает.

Макбет вновь обращается за предсказанием к ведьмам. Они предупреждают, что он должен опасаться Макдуфа, но может не бояться никого, кто рожден женщиной, а также будет неуязвим, пока к замку не приблизится Бирнамский лес. Макбет безжалостно расправляется с семьей Макдуфа. Вне себя от горя, тот встает под знамена Малькольма, сына убитого короля Дункана, который идет из Англии для битвы с кровавым шотландским правителем, прикрывая свои войска ветками деревьев. Леди Макбет под гнётом содеянного сходит с ума и умирает. Макдуф преследует Макбета и убивает его – так исполняется последнее пророчество, ведь он действительно был не рожден, а вырезан из чрева своей матери.

   

Фото :



Интересные факты

  • Верди всю жизнь творчески присматривался к различным пьесам Шекспира. В начале 40-х он пристально изучал сюжеты «Гамлета» и «Бури», в 60-е вынашивал идею «Короля Лира». В 50-е он даже планировал написать оперы на все основные шекспировские трагедии. Но вышло так, что на свет появился «Макбет», и только через много лет, на закате карьеры – «Отелло » и «Фальстаф » (по пьесам «Генрих IV» и «Виндзорские насмешницы»).
  • Совместно с Ф.М. Пиаве Верди создал еще 7 опер: «Эрнани», «Двое Фоскари», «Стиффелио», «Риголетто », «Травиата », «Симон Бокканегра », «Сила судьбы ».
  • Одна из великолепно продуманных сцен оперы – приезд короля Дункана в замок Макбетов. Она проходит в полном молчании под звуки неторопливого марша, который композитор в партитуре отметил как «деревенская музыка».
  • «Третьей главной ролью» оперы после Макбета и его жены Верди назвал партии ведьм, написанных для трех хоров из 6 женских голосов – по 2 из каждого регистра. Такой ансамбль позволил композитору выразить демоническую природу музыки.
  • Первая Леди Макбет М. Барбьери-Нини, помимо «Двоих Фоскари» и «Макбета», участвовала в еще одной мировой премьере оперы Верди. В 1848 году она спела Гульнару в «Корсаре».
  • После парижской премьеры некоторая часть прессы обрушилась на Верди – и за немузыкальный сюжет, и за то, что он не понял смысл трагедии Шекспира. Композитор был полон решимости публично выступить в тех же газетах с обоснованием своей позиции. «Возможно, мне не все удалось выразить в «Макбете», но несправедливо говорить, что я не понимаю или не чувствую Шекспира», - писал он французскому издателю и публицисту Леону Эскудье. – «Я его очень люблю и постоянно перечитываю, не выпуская из рук с самой ранней юности».
  • 7 декабря 1952 года «Ла Скала» открывал сезон «Макбетом», где партию Леди Макбет впервые исполнила Мария Каллас. Ровно 45 лет спустя в этой роли Милан покорила российская певица Мария Гулегина.


  • Премьера оперы пришлась на тот период, когда в Италии набирало силу освободительное движение. Финальный хор шотландских изгнанников в «Макбете» нередко публика воспринимала как манифест против тирании, он стал прямым продолжателем хоров из «Набукко» и «Ломбардцев», полным сожалений об утраченной родине. В версии 1865 года, когда события рисорджименто подходили к своему завершению, новый хор уже обратился к человеческим страданиям в более широком смысле.
  • Свою напряженную работу в 1840-е годы Верди сравнивал с трудом раба на галерах – за это десятилетие были написаны и поставлены 13 его опер – ровно половина от тех, что он написал за 54 года своего творчества. Среди некоторых достаточно заурядных и даже неудачных для Верди произведений есть и несомненные достижения, главные из которых - «Набукко » и «Макбет».

Популярные арии

«Pieta, rispetto, amore» - ария Макбета (слушать)

«Vieni t’affretta» - ария Леди Макбет (слушать)

«Ah, la paterna mano» – ария Макдуффа (слушать)

История создания и постановок

Создать оперу по трагедии Шекспира было давним желанием Верди, и к 1846 году он все чаще задумывался о «Макбете». Маэстро переписал в прозе сюжетную канву будущей оперы и предложил Франческо Марии Пиаве написать стихи. С либреттистом они были не просто знакомы, а хорошо понимали друг друга, имея за плечами опыт создания двух совместных опер. Пиаве знал высокую требовательность маэстро и порой по много раз переписывал сцены, добиваясь их соответствия замыслу композитора. В сентябре 1846 Верди отправляет соавтору свое переложение «Макбета», написав о том, что эта трагедия – величайшая из созданных людьми. Он просит Пиаве быть лаконичным – стихи должны предельно кратко выражать происходящее для достижения наибольшего эффекта. Верди также отмечает, что в речи ведьм он хотел бы видеть странные и оригинальные нюансы, отличающие их от остальных героев.

Верди доверил исполнение заглавной роли одному из лучших баритонов тех лет – Феличе Варезе. Сохранившиеся письма свидетельствуют о том, насколько подробно композитор разъяснял певцу не только нюансы музыки, но и все психологические движения героя, работая с ним практически как режиссер.

Если у Шекспира Леди Макбет является всего лишь катализатором злонамерений своего мужа, то у Верди она – непосредственный подстрекатель и в равной мере - полноправный участник. Ее блестяще выписанная партия для драматического сопрано также важна, как и заглавная.

«Макбет» открыл новую страницу в итальянской опере – именно им был совершен окончательный переход от эпохи бельканто к эпохе реализма. Многие ключевые арии композитор сделал не вокальными, а речитативными с оркестровым аккомпанементом – таков монолог Макбета перед убийством Дункана, такова сцена сомнамбулизма его супруги. Не случайно именно эти две сцены Верди считал ключевыми во всей опере. Подобная подача говорит о намерении автора сделать акцент не на музыке как таковой, а на достоверности характеров и точной передаче сюжета.

Премьера состоялась во флорентийском театре «Ла Пергола» 14 марта 1847 года. Партию Леди Макбет исполняла Марианна Барбьери-Нини, это была ее вторая работа на вердиевской премьере – тремя годами раньше она пела главную женскую партию в «Двоих Фоскари». После первого исполнения, несмотря на теплый прием, опера была раскритикована и специалистами и публикой – как же так, ни одной приличной теноровой партии и никакой любовной интриги. В то время оба этих элемента в опере были обязательными. Однако Верди проигнорировал эту традицию – его интересовала не любовная история, а изучение психологии власти.

Именно поэтому перед постановкой 1848 года в Неаполе он отверг идею пригласить на роль Леди Макбет выдающуюся певицу Э. Тадолини – красивую женщину с великолепным голосом. Композитору нужна была артистка, способная не столько спеть, сколько воплотить в жизнь неприятную и злую героиню c глухим, резким и мрачным тембром. Верди искал дьявола, а не ангела. Такой была Барбьери-Нини, но никак не Тадолини.

Пьеса «Макбет» Шекспира была написана в 1606 году, три года спустя после смерти королевы Елизаветы. Произведение, основанное на одном из сюжетов шотландской истории, стало своеобразным откликом писателя на политическую ситуацию в Англии.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Макбет» по главам. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Дункан – король Шотландский, мудрый и справедливый правитель.

Малькольм, Дональбайн – сыновья Дункана, прямые наследники на престол.

Макбет – кузен Дункана, отважный полководец.

Банко верный друг Макбета, также полководец.

Леди Макбет – супруга Макбета, честолюбивая и жестокая женщина.

Другие персонажи

Флиенс – сын Банко.

Сивард – английский полководец.

Макдуф, Ленокс, Росс, Ангус – шотландские вельможи.

Геката – повелительница темных сил.

Три ведьмы – злобные создания, по вине которых произошла трагедия.

Акт I

Сцена 1

На пустоши « при молниях, под гром » три ведьмы договариваются встретиться по завершению боя в вереске, где планируют « перед вечернею зарей» встретить Макбета.

Сцена 2

В лагерь под Форресом, что служит резиденцией королю Шотландскому Дункану, прибывает окровавленный сержант. Он приносит радостную весть – кузен короля и один из его опытных полководцев, « питомец бранной славы, храбрец Макбет », разгромил противников, а их предводителю Макдональду « туловище пополам рассек, а голову воткнул на шест над башней ».

Однако радость от блистательной победы Макбета продолжалась недолго. Король Норвежский, бывший союзник Дункана и его подлый предатель, воспользовавшись удобным случаем, двинул свои многочисленные полки на шотландцев.

Однако Макбет и второй полководец Банко « ответили врагу двойным ударом » и разгромил противника.

Сержант обессиливает от потери крови и его относят к врачу. У короля появляется вельможа Росс и сообщает о безоговорочной капитуляции норвежцев: король Свенон умоляет о перемирии и предлагает « десять тысяч долларов вручить ». Впечатленный храбростью Макбета, Дункан награждает его титулом побежденного изменника – Кавдорским таном.

Сцена 3

На вересковое поле слетаются три ведьмы и хвастают друг перед другом совершенными злыми делами. Услышав барабанный бой, они трижды замыкают волшебный круг, тем самым накладывая заклятье на Макбета.

По дороге в Форрес на глаза Банко и Макбета попадаются эти « иссохшие и дикие созданья ». Ведьмы приветствуют полководцев, и предрекают Макбету грядущую коронацию. Банко также хочет узнать свое будущее. Ведьмы отвечают ему: « Ты не король, но королей родишь ». Приятели немало удивлены тому, что им предсказали старухи.

Навстречу полководцам скачут королевские посланники Ангус и Росс, чтобы объявить победителям о королевской милости. Предсказания ведьм начинают сбываться – Макбет узнает о присвоении новых титулов. В своих мечтах он уже видит себя королем, но Банко предостерегает друга от подобных мыслей, которые могут сослужить дурную службу.

Сцена 4

Во дворце в Фарресе Малькольм сообщает отцу о казни Кавдорского тана. Король благодарит Макбета за проявленную отвагу, но тот скромно отвечает, что долг всех подданных – « снискать любовь и честь у государя ».

Дункан сообщает собравшимся, что возводит сына Малькольма в « сан принца Кемберлендского » и официально назначает своим преемником. Макбет понимает, что теперь Малькольм становится у него на пути к заветному престолу.

Сцена 5

В Инвернесе, в замке Макбета его супруга получает письмо, из которого узнает о предсказании ведьм. Осознав, что ее муж может стать королем, а она – королевой, леди Макбет взывает к злым духам, чтобы те напитали ее « от головы до пят злодейством ».

В замок приезжает Макбет, а вслед за ним должен пожаловать король. Супруга храброго полководца просит во всем положиться на нее, а самому « цветком невинным выглядеть » при общении с Дунканом.

Сцена 6

Леди Макбет учтиво встречает короля Шотландского и его свиту. Дункан просит скорее отвести его к Макбету.

Сцена 7

В честь важных гостей Макбет устраивает в своем замке роскошный пир. Его супруга жалеет, что нельзя « одним ударом » совершить злодеяние и тем самым подтвердить пророчество. Она уверяет мужа в том, что их план сработает. Нужно лишь как следует напоить Дункана и его свиту, а всю вину свалить на бестолковых слуг.

Акт II

Сцена 1

После пиршества Банко вместе с сыном Флиенсом отправляются на покой. Встретившись в коридоре замка с Макбетом, он передает ему алмаз – подарок короля для « лучшей из хозяек ».

Когда Банко с Флиенсом удаляются, перед глазами Макбета появляется окровавленный кинжал – « зловещий призрак », который « только взору, а не руке доступен ».

Сцена 2

Как следует напоив всех гостей, леди Макбет поджидает за воротами зала своего супруга, который должен совершить преступление – убить Дункана. Вскоре он выходит, потрясенный тем, что только что совершил.

Леди Макбет требует, чтобы супруг тотчас вернулся в зал и подбросил окровавленные клинки спящим слугам, но тот отказывается. Тогда решительная женщина сама подбрасывает орудия преступления ни в чем не повинным людям, и измазывает их кровью, « чтоб зло на них читалось ».

Слышится стук в южные ворота. Супруги спешат в свою опочивальню, чтобы смыть с рук пятна крови и принять вид только что проснувшихся людей.

Сцена 3

Привратник впускает в замок королевских вельмож Ленокса и Макдуфа. Ленокс рассказывает хозяину замка о страшной буре, бушевавшей всю ночь, а Макдуф тем временем идет будить короля. Вскоре он выбегает и сообщает страшную весть – король убит!

Макбет и его супруга прекрасно разыгрывают ужас. Под предлогом лютой ненависти к «убийцам» короля Макбет закалывает слуг, у которых нашлись окровавленные кинжалы. На самом же деле он просто устраняет лишних свидетелей.

Сыновья убитого Дункана – Дональбайн и Малькольм – никому не доверяют из присутствующих. Они уверены, что « притворная печаль легко дается одним лжецам ». Для собственной безопасности братья решают « судьбы разделить »: Малькольм отправляется в Англию, а Дональбайн – в Ирландию.

Сцена 4

Росс обсуждает с 70-летним стариком события прошлой ночи. Увидев Макдуфа, он спрашивает, кто же оказался убийцей короля. Тот рассказывает, что преступление было совершено заколотыми Макбетом слугами, которых подкупили братья Малькольм и Дональбайн, бежавшими в спешке из замка.

Никто не сомневается, что теперь « быть королем Макбету ». Не мешкая, он отправляется в Скон, « чтоб там принять венец ».

Акт III

Сцена 1

Банко подозревает, что Макбет стал королем нечистым путем. Его успокаивает лишь тот факт, что, согласно предсказанию ведьм, сам он станет « отцом и корнем многих королей ».

Макбет делится в Банко слухами « о племянниках кровавых », которые сеют смуту в умах людей. Оставшись наедине сам с собою, новоявленный король принимается рассуждать. Он признается, что испытывает в « душе глубокий страх пред Банко », который подавляет его. Макбет нанимает двух убийц, чтобы те уничтожили его главных противников в борьбе за трон – Банко и его сына Флиенса.

Сцена 2

Увидев опечаленного супруга, леди Макбет пытается его взбодрить, ведь « победе грош цена », если она не приносит радости. Полководец намекает ей, что вскоре ожидается новое преступление.

Сцена 3

К двум убийцам, которым поручено убить Банко и сына, присоединяется третий злодей. Он признается, что также послан Макбетом. Им удается убить Банко, но тот вовремя предупреждает Флиенса об опасности, и юноша скрывается от убийц.

Сцена 4

На пиру в честь нового короля леди Макбет встречает высоких гостей. Тем временем убийцы сообщат Макбету о выполненном задании: у Банко « двадцать ран на голове », однако Флиенсу удалось сбежать.

Неожиданно перед Макбетом появляется окровавленный призрак Банко, и он начинает с ним разговаривать, пугая тем самым своих гостей. Леди Макбет пытается объяснить странное поведение мужа припадками, которые еще с детства мучают его.

Призрак то исчезает, то появляется вновь, и Макбет « своим недомоганьем странным » портит все пиршество. Гости расходятся. Макбет замечает, что на празднике не было Макдуфа.

Сена V

В степи Геката – повелительница темных сил – ругает трех ведьм за то, что те посмели « Макбета приобщить тайком » к тайнам смерти. Король творит зло ради собственных корыстных интересов, и « не захочет быть слугой » тьмы. Геката решает исправить оплошность своих подданных и подготовить страшную участь Макбету.

Сцена VI

Ленокс ведет с лордом « дерзостные речи »: вельможа не сомневается, что к смерти Дункана и Банко причастен Макбет. Лорд рассказывает, что Малькольм обосновался при дворе английского кроля Эдуарда. Вскоре к нему присоединился верный Макдуф.

Акт IV

Сцена 1

Гремит гром, бушует гроза. В пещере находятся три ведьмы и варят зелье в большом котле, кидая в него самые разнообразные ингредиенты: « глаз медянки, хвост ужиный, шерсть кожана, зуб собачий вместе с пястью лягушачьей ». Геката благодарит ведьм за старание и советует им быстрее покончить с приготовлениями – к пещере приближается Макбет.

Король желает получить ответы на свои вопросы, не от ведьм, а от «старших». Вещуньи принимаются за колдовство, и вскоре перед Макбетом появляется призрак в шлеме. Он советует королю опасаться Макдуфа.

Второй призрак в обличье окровавленного младенца уверяет, что Макбет может смело лить кровь и попирать любые законы, поскольку он неуязвим « для тех, кто женщиной рожден ».

Третий призрак – « дитя в короне, с ветвью в руке » – предрекает Макбету большой успех, но только до тех пор, « пока на Дунсинанский холм в поход Бирнамский лес деревья не пошлет ».

Макбет интересуется у ведьм, « воссядет ли на трон державы » род Банко? Но те не дают королю точно ответа.

Сцена 2

В замке Макдуфа супруга вельможи убивается по поводу отсутствия мужа, покинувшего ее и детей. Маленький сын Макдуфа интересуется у матери, был ли его отец изменником, и что полагается ему за измену королю.

Неожиданно в замке появляется гонец, который просит госпожу незамедлительно бежать, « захватив детей с собою ». Вслед за гонцом в зале появляются убийцы, один из которых закалывает мальчика. Леди Макдуф пытается скрыться от преследователей.

Сцена 3

Во дворце английского короля Малькольм предлагает Макдуфу оплакать отца, но тот хочет лишь одного – обнажить мечи и « за отчизну падшую вступиться ». Однако битва за престол не входит в планы законного наследника, поскольку он считает себя слишком недостойным занять место отца.

Малькольм перечисляет Макдуфу все свои пороки, и честный вельможа не в силах смириться с ними. Тогда Малькольм признается, что специально очернил себя, чтобы проверить преданность слуги. Он готов вернуться в Шотландию и сразиться за трон.

В Англию приезжает Росс и рассказывает, как « стягиваются войска тирана » – Макбет готовится к войне. Он сообщает Макдуфу горестную весть – его жена, дети и все слуги жестоко убиты.

Акт V

Сцена 1

В Дунсинане придворная дама сообщает врачу, что леди Макбет страдает лунатизмом. Вместе они наблюдают за тем, как женщина с открытыми, но незрячими глазами привычным движением трет себе руки – « ей кажется, что она их моет» .

Услышав бормотание леди Макбет, врач берется за перо, « чтобы покрепче удержать » в памяти все, что она говорит. Так врач и придворная дама узнают страшный секрет леди Макбет.

Сцена 2

Шотландские вельможи обсуждают скорое приближение к Бирнамскому лесу английский войск, возглавляемых Макдуфом, Малькольмом и Сивардом. В разговоре они затрагивают Макбета: кто-то считает его сумасшедшим, а кто-то – « безумным смельчаком ».

Сцена 3

Узнав о бегстве своих солдат, Макбет приходит в ярость. Однако это не убавляет его уверенности в собственных силах – король верит в пророчество призраков.

Входит белый, как мел, слуга, и сообщает, что под Дунсинаном стоят десять тысяч прекрасно вооруженных англичан. Макбет понимает, что грядущий бой « иль вознесет, иль сокрушит » его. Он приказывает врачу скорее излечить больную супругу, но тот уверяет, что медицина в ее случае бессильна.

Сцена 4

Британская армия находится неподалеку от Бирнамского леса. Малькольм отдает приказ солдатом нарвать веток и прикрыться ими, чтобы сбить « с толку разведчиков » и не дать им узнать точной численности войска.

Сцена 5

Макбет не беспокоится по поводу предстоящей осады замка. Услышав женский крик, он приказывает узнать, что случилось. Слуга приносит печальную весть: « Скончалась королева, государь ». Однако Макбет досадует – смерть супруги совсем не к месту.

К королю прибегает гонец, и сообщает, что « лес идет на замок ».

Сцена 6

Перед самым замком английские воины сбрасывают с себя ветви и идут в открытый бой с армией Макбета.

Сцена 7

Макбет сравнивает себя с медведем, « что привязан к столбу, но драться должен ». Он сражается с сыном полководца Сиварда и в сватке убивает его. Тем временем Макдуф ищет своего страшного врага – Макбета, чтобы отомстить за смерть своего семейства.

Сцена 8

Увидев Макдуфа, Макбет просит его уйти, поскольку чувствует себя виновным в гибели его жены и детей. В гневе Макдуф атакует его, но король лишь смеется и говорит, что его никогда не убьет « тот, кто женщиной рожден ». На что вельможа злорадно сообщает, что « вырезан до срока ножом из чрева матери », и убивает короля.

Макдуф приносит Малькольму голову Макбета и восхваляет нового короля.

Заключение

Трагедия Шекспира была призвана подчеркнуть историческую дружбу между Англией и Шотландией, и тем самым укрепить союз двух государств. Для придания произведению особого мистицизма, писатель вел в него тему ведьм и колдовства, которая была очень популярна в те времена.

После ознакомления с кратким пересказом «Макбета» рекомендуем прочесть пьесу Шекспира в полной версии.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 122.

Если попытаться провести объективную оценку узнаваемости пьес Уильяма Шекспира , то «Макбет» уступит позиции в случае с русскоязычными читателями и зрителями. Она не является частью школьной программы и не вызывает стойких ассоциаций, как те же «Гамлет» или «Отелло». Вместе с этим, после приобретения подарочного издания трагедий автора, лично я с большим вожделением ждал момента, когда, в порядке очередности оглавления, делая перерывы, дойду до истории знаменитого полководца. Спросите себя, сильно ли вы подвержены чужому, пускай и авторитетному мнению. Так вот в случае с Macbeth общество не давит с назидательной мыслью, что это произведение, которое должен знать каждый образованный человек. Тем не менее, я остался глубоко впечатлен этой небольшой по объему, но способной эмоционально поглотить, трагедией.

Уильям Шекспир известен, помимо прочих своих достоинств, умением интригующе заимствовать идеи из исторических событий и придавать своим героям черт реальных прототипов. В основу пьесы Макбет положена история шотландского короля, который жил и правил за шесть столетий до того, как актеры театра Глобус впервые разыграли на сцене драматическую эпопею. Даже из доступных источников, становится ясно, что автор, по своему обыкновению, не ставил целью следовать букве истории, сосредоточив внимание читателей и зрителей на содержании. Это тот случай художественной вольности, которая лишь придает рассказанной истории повод для эмоционального отклика. Хотя жизнь часто причудливей вымысла, сюжетная линия Шекспира едва ли может оставить равнодушным.

Неудивительно, что в Великобритании опера Macbeth до сих пор считается почти что вершиной театрального искусства. Чем прекрасна литература – возможностью воссоздавать в сознании целый мир, с его героями, окружением, обилием действия. Эта пьеса заставляет то и дело перебирать в голове разнообразие ярких образов, в том числе жестоких сражений. Не сказать, что Шекспир скрупулезно описывает все происходящее, но он предоставляет широкое поле для фантазии. Как я уже отмечал в отзывах на другие пьесы автора, он предоставляет очень гибкий творческий шаблон, который подстраивается, индивидуально, под каждого отдельного читателя или созерцателя. Увлекает сама мысль, что мир «Макбета« у меня и у вас, скажем, будет отличаться. После прочтения возникло стойкое желание познакомиться с самыми достойными экранизациями, которые есть на сегодняшний день и сходить на хорошую постановку в театр.