Повесть о князе александре невском краткое содержание. Краткая биография александра невского

Александр был рожден 30 мая 1219 г. в Переяславле. Отец будущего воина, Ярослав Всеволодович, был верующим и справедливым князем. О матери, княгине Феодосии Мстиславне, сведений практически нет. По немногочисленным летописям можно понять, что Феодосия Мстиславна была кроткой и тихой женщиной. Те же летописи рассказывает, что Александр Невский рано освоил науки, а также отличался ловкостью, силой и выносливостью. В 1222 году князь Ярослав стал править в Новгороде, пока не поругался с новгородцами, за что князь изгнан в Переяславль. Но сыновей, Александра и Федора, Ярослав Всеволодович вынужден оставить в Новгороде. Житие Александра Невского краткое содержание С 1236 года Александр княжит уже самостоятельно. В 1239 молодой правитель женится на Александре Брячиславне, дочери князя Полоцкого. С запада Ливонские ордена, а позднее и шведы, стали надвигаться на Псков и Новгород. Если татары, покоряя города, не вели религиозную борьбу (иго можно было перетерпеть, выплачивая дань), то с запада шли воины-монахи, угрожающие православной вере. Зимой 1240 года шведы высаживаются в устье Ижоры. Александр, "разгорелся сердцем", пойдя на врага только со своей званой дружиной и небольшим городским ополчением. У берегов Ладоги была одержана великая победа. Новгород ликовал, весть о победе облетела всю Русь. С того времени Александр, князь Новгородский, получает свое великое дополнение к имени - Невский. Хотя некоторые биографы и историки предполагают, что фамилию «Невские» носили до Александра его предки, владеющие землей вблизи Новгорода. Вскоре строптивые новгородцы, боясь укрепления княжеской власти и ограничения вольностей, заставляют Александра покинуть город, хотя нападения крестоносцев повторялись, они грабили и убивали. Новгородцы собрали посольство к Ярославу, умоляя вернуть им Александра. И враг снова был разбит. В 1242 году ливонские рыцари заставили войска Александра подойти к Чудскому озеру. Несмотря на отступление, в Ледовом побоище «псы-рыцари» были уничтожены, а ордену оставалось лишь заключить перемирие. Отец Александра был отравлен в Орде (1246), после чего Хан призвал уже сыновей, Федора и Александра. Житие Александра Невского краткое содержание Александр видел, что возможности победить нет, поэтому принял решение покориться татарам. На Родину братья вернулись только спустя 3 года. Глава католиков Иннокентий IV предложил принять его веру, обещая помощь против Орды, но получил категорический отказ Невского. Отвергая союз с Западом, Александр принимает подчинение Востоку. В 1252 году Батый передает князю Александру Невскому «ярлык», знак официальной власти над землями. Умер Александр Невский в середине ноября 1263 года, а позднее был канонизирован православной церковью России. Пусть человеку нет никакой выгоды лгать – это ещё не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.

Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо – прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым.

Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришел посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал человека, подобного Александру.

Услышав об этом, король Римской веры из Полуночной страны захотел завоевать землю Александрову, пришел к Неве и послал

Своих послов в Новгород к Александру с извещением, что он, король, берет его землю в плен.

Александр помолился в церкви Святой Софии, принял благословение от епископа Спиридона и пошел на врагов с небольшой дружиной. У Александра даже не было времени послать весть к отцу, и многие новгородцы не успели присоединиться к походу.

Старейшине земли Ижорской, носившему имя Пелугий (во святом крещении – Филипп), Александром был поручен морской дозор. Разведав о силе вражеского войска, Пелугий пошел навстречу Александру, чтобы рассказать обо всем. На рассвете Пелугий увидел плывшую по морю ладью, а на ней – святых

Мучеников Бориса и Глеба. Они сказали, что собираются помочь своему сроднику Александру.

Встретив Александра, Пелугий поведал ему о видении. Александр велел никому об этом не говорить.

Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил копьем. В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич, Сбыслав Якунович, Иаков, Миша, Савва и Ратмир.

Трупы убитых латинян нашли и на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти. Их перебил ангел Божий. Оставшиеся враги бежали, а князь возвратился с победой.

На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили город на Александровой земле. Александр немедля срыл город, одних врагов казнил, других взял в плен, а третьих помиловал.

На третий год, зимой, Александр сам пошел на немецкую землю с большим войском. Ведь враги уже взяли город Псков. Александр освободил Псков, но многие немецкие города заключили союз против Александра.

Битва произошла на Чудском озере. Лед там покрылся кровью. Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в воздухе, которое помогало Александру.

Когда князь возвращался с победой, духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.

Литовцы начали разорять волости Александровы, но Александр разбил их войска, и с тех пор они стали его бояться.

В то время в Восточной стране был сильный царь. Он послал послов к Александру и велел князю приехать к нему в Орду. После смерти отца Александр с большим войском пришел во Владимир. Весть о грозном князе разнеслась по многим землям. Александр, получив благословение от епископа Кирилла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воздал ему почести и отпустил его.

Царь Батый разгневался на Андрея, суздальского князя (младшего брата Александра), и его воевода Невруй разорил Суздальскую землю. После этого великий князь Александр восстановил города и церкви.

К Александру пришли послы от римского папы. Они сказали, что прислал папа Александру двух кардиналов, которые расскажут о законе Божьем. Но Александр ответил, что русские закон знают, а от латинян учение не приемлют.

В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с ним в поход. Александр приехал в Орду, чтобы уговорить царя не делать этого. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны. Дмитрий взял город Юрьев и возвратился в Новгород.

А князь Александр на обратном пути из Орды заболел. Он принял монашество перед смертью, стал схимником и 14 ноября скончался.

Тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит, священники и весь народ встретили его в Боголюбове. Были крики и плач.

Положили князя в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл хотел разжать руку Александра, чтобы вложить в нее грамоту. Но умерший сам протянул руку и взял грамоту… Об этом чуде рассказали митрополит и его эконом Себастьян.

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Подтвердите с помощью текста, что Алек­сандр Невский описан как идеальный герой. В Александре нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость. Это бесстрашный, справедливый правитель, великий полко­водец, живущий по христианским запове­дям, тихий, приветливый, мудрый пра­ведник, человек высокой духовности. Read More ......
  2. Назовите отличительные особенности жан­ра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра? Жанр жития возник и сложился в Ви­зантии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная Read More ......
  3. Александр Невский Характеристика литературного героя Ростом князь Александр Невский был больше других людей, голос его звучал, как труба в народе, лицом был прекрасен, как Иосиф. Сила Александра была частью силы Самсона. И дал Бог князю премудрость Соломонову, а храбрость римского Read More ......
  4. Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына божия. Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был Read More ......
  5. ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. Первое жизнеописание князя Александра Ярославича Невского (1221-1262) было составлено, как считают ученые, в 80-е гг. XIII в. книжником Владимирского Рождественского монастыря. Здесь было погребено тело князя, и в конце XIII в. началось его почитание как святого. В Read More ......
  6. Повесть о разорении Рязани Батыем Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: Read More ......
  7. Повесть об убиении Андрея Боголюбского В 1175 г. был убит великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Князь получил некогда во владение от отца Вышгород, резиденцию киевских князей, но он предпочел удалиться на север и основал каменный Read More ......
  8. Повесть о Петре и Февронии Муромских В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но Read More ......
Краткое содержание Повесть о житии Александра Невского

Свя-той бла-го-вер-ный ве-ли-кий князь Алек-сандр Нев-ский ро-дил-ся 30 мая 1220 г. в го-ро-де Пе-рея-слав-ле-За-лес-ском. Отец его, Яро-слав, в Кре-ще-нии Фе-о-дор, был млад-шим сы-ном Все-во-ло-да III Боль-шое Гнез-до. Мать св. Алек-сандра, Фе-о-до-сия Иго-рев-на, ря-зан-ская княж-на. В 1227 г. князь Яро-слав по прось-бе нов-го-род-цев стал кня-жить в Нов-го-ро-де Ве-ли-ком. Он взял с со-бой сы-но-вей, Фе-до-ра и Алек-сандра.

На-чи-на-лось са-мое труд-ное вре-мя в ис-то-рии Ру-си: с во-сто-ка шли мон-голь-ские ор-ды, с за-па-да на-дви-га-лись ры-цар-ские пол-чи-ща. В этот гроз-ный час Про-мы-сел Бо-жий воз-двиг на спа-се-ние Ру-си свя-то-го кня-зя Алек-сандра - ве-ли-ко-го во-и-на-мо-лит-вен-ни-ка, по-движ-ни-ка и стро-и-те-ля зем-ли Рус-ской.

Вос-поль-зо-вав-шись на-ше-стви-ем Ба-тыя, пол-чи-ща кре-сто-нос-цев вторг-лись в пре-де-лы Оте-че-ства. Пер-вы-ми бы-ли шве-ды. Мно-же-ство ко-раб-лей по-до-шло к Неве под ко-ман-до-ва-ни-ем яр-ла Бир-ге-ра. Св. Алек-сандр, ему не бы-ло то-гда еще 20 лет, дол-го мо-лил-ся в хра-ме Свя-той Со-фии. Ар-хи-епи-скоп Спи-ри-дон бла-го-сло-вил св. кня-зя и во-ин-ство его на брань. Вый-дя из хра-ма, Алек-сандр укре-пил дру-жи-ну ис-пол-нен-ны-ми ве-ры сло-ва-ми: «Не в си-ле Бог, а в прав-де. Иные - с ору-жи-ем, иные - на ко-нях, а мы имя Гос-по-да Бо-га на-ше-го при-зо-вем!»

С неболь-шой дру-жи-ной князь по-спе-шил на вра-гов. Но бы-ло чуд-ное пред-зна-ме-но-ва-ние: сто-яв-ший в мор-ском до-зо-ре во-ин ви-дел на рас-све-те 15 июля ла-дью, плы-ву-щую по мо-рю, и на ней св. му-че-ни-ков Бо-ри-са и Гле-ба в одеж-дах баг-ря-ных.

Алек-сандр, обод-рен-ный, му-же-ствен-но по-вел с мо-лит-вой вой-ско на шве-дов. «И бы-ла се-ча ве-ли-кая с ла-ти-ня-на-ми, и пе-ре-бил их бес-чис-лен-ное мно-же-ство, и са-мо-му пред-во-ди-те-лю воз-ло-жил пе-чать на ли-цо ост-рым ко-пьем». За эту по-бе-ду на ре-ке Неве, одер-жан-ную 15 июля 1240 г., на-род на-звал св. Алек-сандра Нев-ским.

Опас-ным вра-гом оста-ва-лись немец-кие ры-ца-ри. В 1241 г. мол-ние-нос-ным по-хо-дом св. Алек-сандр вер-нул древ-нюю рус-скую кре-пость Ко-по-рье, из-гнав ры-ца-рей. В 1242 г. зи-мой он осво-бо-дил Псков, а 5 ап-ре-ля дал Тев-тон-ско-му ор-де-ну ре-ши-тель-ное сра-же-ние на льду Чуд-ско-го озе-ра. Кре-сто-нос-цы бы-ли пол-но-стью раз-гром-ле-ны. Имя св. Алек-сандра про-сла-ви-лось по всей Свя-той Ру-си.

За-пад-ные пре-де-лы Рус-ской зем-ли бы-ли на-деж-но ограж-де-ны, на-ста-ло вре-мя обез-опа-сить Русь с во-сто-ка. В 1242 г. св. Алек-сандр Нев-ский со сво-им от-цом Яро-сла-вом вы-ехал в Ор-ду. Свя-щен-ную мис-сию за-щит-ни-ков Рус-ской зем-ли Гос-подь увен-чал успе-хом, но на это по-тре-бо-ва-лись го-ды тру-дов и жертв. Князь Яро-слав от-дал за это жизнь.

За-ве-щан-ный от-цом со-юз с Зо-ло-той Ор-дой - необ-хо-ди-мый то-гда для предот-вра-ще-ния но-во-го раз-гро-ма Ру-си - про-дол-жал кре-пить св. Алек-сандр Нев-ский. Обе-щав свою под-держ-ку, св. Алек-сандр дал воз-мож-ность Ба-тыю вы-сту-пить в по-ход про-тив Мон-го-лии, стать глав-ной си-лой во всей Ве-ли-кой Сте-пи.

В 1252 г. мно-гие рус-ские го-ро-да вос-ста-ли про-тив та-тар-ско-го ига. Сно-ва воз-ник-ла угро-за са-мо-му су-ще-ство-ва-нию Ру-си. Св. Алек-сан-дру опять при-шлось ехать в Ор-ду, чтобы от-ве-сти от рус-ских зе-мель ка-ра-тель-ное на-ше-ствие та-тар. Св. Алек-сандр стал еди-но-власт-ным ве-ли-ким кня-зем всей Ру-си. В 1253 г. он от-ра-зил но-вый на-бег на Псков, в 1254 г. за-клю-чил до-го-вор о мир-ных гра-ни-цах с Нор-ве-ги-ей, в 1256 г. хо-дил в по-ход в фин-скую зем-лю. В тьму язы-че-ства св. Алек-сандр нес свет еван-гель-ской про-по-ве-ди и пра-во-слав-ной куль-ту-ры. Все По-мо-рье бы-ло про-све-ще-но и осво-е-но рус-ски-ми.

В 1256 г. умер хан Ба-тый. Св. князь в тре-тий раз по-ехал в Са-рай, чтобы под-твер-дить мир-ные от-но-ше-ния Ру-си и Ор-ды с но-вым ха-ном Бер-ке. В 1261 г. ста-ра-ни-я-ми св. Алек-сандра и мит-ро-по-ли-та Ки-рил-ла бы-ла учре-жде-на в Са-рае, сто-ли-це Зо-ло-той Ор-ды, епар-хия Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви.

На-сту-пи-ла эпо-ха ве-ли-кой хри-сти-а-ни-за-ции язы-че-ско-го Во-сто-ка, в этом бы-ло про-ро-че-ски уга-дан-ное св. Алек-сан-дром Нев-ским ис-то-ри-че-ское при-зва-ние Ру-си. В 1262 г. по его ука-за-нию во мно-гих го-ро-дах бы-ли пе-ре-би-ты та-тар-ские сбор-щи-ки да-ни и вер-бов-щи-ки во-и-нов - бас-ка-ки. Жда-ли та-тар-ской ме-сти. Но ве-ли-кий за-ступ-ник на-ро-да вновь по-ехал в Ор-ду и муд-ро на-пра-вил со-бы-тия со-всем в иное рус-ло: ссы-ла-ясь на вос-ста-ние рус-ских, хан Бер-ке пре-кра-тил по-сы-лать дань в Мон-го-лию и про-воз-гла-сил Зо-ло-тую Ор-ду са-мо-сто-я-тель-ным го-су-дар-ством, сде-лав ее тем са-мым за-сло-ном Ру-си с во-сто-ка.

В этом ве-ли-ком со-еди-не-нии рус-ских и та-тар-ских зе-мель и на-ро-дов со-зре-ва-ло и креп-ло бу-ду-щее мно-го-на-цио-наль-ное Рос-сий-ское го-су-дар-ство, вклю-чив-шее впо-след-ствии в пре-де-лы Рус-ской Церк-ви по-чти все на-сле-дие Чин-гис-ха-на до бе-ре-гов Ти-хо-го оке-а-на.

Эта ди-пло-ма-ти-че-ская по-езд-ка св. Алек-сандра Нев-ско-го в Са-рай бы-ла чет-вер-той и по-след-ней. На об-рат-ном пу-ти, не до-ез-жая до Вла-ди-ми-ра, в Го-род-це, в мо-на-сты-ре князь-по-движ-ник пре-дал свой дух Гос-по-ду 14 но-яб-ря 1263 го-да, за-вер-шив мно-го-труд-ный жиз-нен-ный путь при-ня-ти-ем свя-той ино-че-ской схи-мы с име-нем Алек-сий. Свя-тое те-ло его по-нес-ли к Вла-ди-ми-ру, де-вять дней длил-ся путь, и те-ло оста-ва-лось нетлен-ным. 23 но-яб-ря при по-гре-бе-нии его в со-бор-ной церк-ви Рож-де-ствен-ско-го мо-на-сты-ря го-ро-да Вла-ди-ми-ра (ныне там уста-нов-лен па-мят-ник свя-то-му кня-зю; еще один па-мят-ник уста-нов-лен в го-ро-де Пе-ре-я-с-лав-ле-За-лес-ском) бы-ло яв-ле-но Бо-гом «чу-до див-но и па-мя-ти до-стой-но»: свя-той сам про-тя-нул ру-ку за раз-ре-ши-тель-ной мо-лит-вой.

По-чи-та-ние бла-го-вер-но-го кня-зя на-ча-лось сра-зу же по его по-гре-бе-нии. Ве-ли-кий князь Иоанн Иоан-но-вич (1353-1359) в сво-ем ду-хов-ном за-ве-ща-нии, пи-сан-ном в 1356 го-ду, оста-вил сво-е-му сы-ну Ди-мит-рию (1363-1389), бу-ду-ще-му по-бе-ди-те-лю Ку-ли-ков-ской бит-вы, «ико-ну Свя-тый Алек-сандр». Нетлен-ные мо-щи бла-го-вер-но-го кня-зя бы-ли от-кры-ты, по ви-де-нию, пе-ред Ку-ли-ков-ской бит-вой - в 1380 го-ду, и то-гда же уста-нов-ле-но мест-ное празд-но-ва-ние. Об-ще-цер-ков-ное про-слав-ле-ние св. Алек-сандра Нев-ско-го со-вер-ши-лось при мит-ро-по-ли-те Ма-ка-рии на Мос-ков-ском со-бо-ре 1547 г.

К мо-лит-вам свя-то-го кня-зя, про-сла-вив-ше-го-ся обо-ро-ной Оте-че-ства, рус-ские пол-ко-вод-цы при-бе-га-ли и во все по-сле-ду-ю-щие вре-ме-на. 30 ав-гу-ста 1721 г. Петр I, по-сле про-дол-жи-тель-ной и из-ну-ри-тель-ной вой-ны со шве-да-ми, за-клю-чил Ништад-ский мир. Этот день ре-ше-но бы-ло освя-тить пе-ре-не-се-ни-ем мо-щей бла-го-вер-но-го кня-зя Алек-сандра Нев-ско-го из Вла-ди-ми-ра в но-вую, се-вер-ную сто-ли-цу, Пе-тер-бург, рас-по-ло-жив-шу-ю-ся на бе-ре-гах Невы. Вы-ве-зен-ные из Вла-ди-ми-ра 11 ав-гу-ста 1723 го-да, свя-тые мо-щи бы-ли при-ве-зе-ны в Шлис-сель-бург 20 сен-тяб-ря то-го же го-да и оста-ва-лись там до 1724 го-да, ко-гда 30 ав-гу-ста бы-ли уста-нов-ле-ны в Тро-иц-ком со-бо-ре Алек-сан-дро-Нев-ской Лав-ры, где по-чи-ва-ют и ныне. Ука-зом от 2 сен-тяб-ря 1724 го-да бы-ло уста-нов-ле-но празд-не-ство на 30 ав-гу-ста (в 1727 го-ду празд-не-ство бы-ло от-ме-не-но по при-чине не цер-ков-но-го ха-рак-те-ра, а вслед-ствие борь-бы груп-пи-ро-вок при цар-ском дво-ре. В 1730 го-ду празд-не-ство сно-ва бы-ло вос-ста-нов-ле-но).

Ар-хи-манд-рит Гав-ри-ил Бу-жин-ский (впо-след-ствии епи-скоп Ря-зан-ский, † 27 ап-ре-ля 1731 го-да) со-ста-вил спе-ци-аль-ную служ-бу на вос-по-ми-на-ние Ништад-ско-го ми-ра, со-еди-нив ее со служ-бой свя-то-му Алек-сан-дру Нев-ско-му.

Имя за-щит-ни-ка ру-бе-жей Рос-сии и по-кро-ви-те-ля во-и-нов из-вест-но да-ле-ко за пре-де-ла-ми на-шей Ро-ди-ны. Сви-де-тель-ство то-му - мно-го-чис-лен-ные хра-мы, по-свя-щен-ные свя-то-му Алек-сан-дру Нев-ско-му.

Наи-бо-лее из-вест-ные из них:

Пат-ри-ар-ший со-бор в Со-фии,

ка-фед-раль-ный со-бор в Тал-лине,

храм в Тби-ли-си.

Эти хра-мы - за-лог друж-бы рус-ско-го на-ро-да-осво-бо-ди-те-ля с брат-ски-ми на-ро-да-ми.

Князь Александр был отпрыском великого князя Ярослава. Он был мощным, разумным и смелым.

Однажды король Римской веры из Полуночной страны пожелал захватить территорию князя. Узнав об этом, Александр сразу же отправился к противникам с небольшой дружиной. Старшему по имени Пелугий Александр поручил военно-морской караул. Князь Александр пошел в бой и принес удар самому королю. Остальные оппоненты мчались.

Через год снова объявился люд с Западной страной, и они построили небольшой городок на чужой для них земле. Александр немедленно разрушил город. Он наказал некоторых из противников, а некоторых пощадил.

На третий год, Александр отправился на немецкую территорию с огромной армией. Он освободил город, который был взят раньше. Битва состоялась на Чудском озере. Когда князь вернулся с победой, население города, величественно приветствовало его у своих стен.

В Восточной стране, в то же время был могущественный правитель. Он послал людей к князю и приказал ему прийти к нему в Орду. Александр отправился к королю Батыю. Второй разозлился на Андрея, суздальского князя, а его командир Невруй опустошил Суздальскую землю. Уже после этого великий князь Александр возобновил соборы и города.

Между тем, царь Восточной страны заставил христиан пойти с ним в дорогу. Услышав это, Александр прибыл в Орду, чтобы убедить короля не поступать, таким образом, каким он желает. А отпрыска его собственного Дмитрия отправил в Западные государства. Он взял город Юрьев и вернулся в Новгород.

В то время, когда князь Александр возвращался домой, он занемог. Он принял монашеские обеты перед тем, как скончался. Он умер 14 ноября. Во Владимире тело великого князя было похоронено. Священники и весь люд большой приняли его в Боголюбове. Стоял в воздухе громкий, долгий крик и плач.

Картинка или рисунок Житие Александра Невского

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Крутые горы Лиханов

    Началась война. Когда это произошло, никто не осознавал что случилось. Я, совсем еще мальчишка, радостно провожал отца на фронт. Я и не догадывался, что нас ждет впереди. Осознание происходящего приходило потихоньку

  • Краткое содержание Губарев Путешествие на утреннюю звезду

    Трое друзей – Илья, Никита и Леша – проводят каникулы в дачном поселке. Там они знакомятся с девочкой по имени Вероника и ее дедушкой, который оказался волшебником. Он предложил друзьям отправиться в далекое космическое путешествие

И стинный христианин, святой Александр был храбрым воином, талантливым полководцем, крепким защитником Родины, «печальником»-молитвенником за родной народ, «солнцем земли Русской». Родился он 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), был «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый». Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Святой Александр был их вторым сыном.

Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал святитель Симон, епископ Суздальский (+1226; память 10 мая). От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение, на защиту Русской Церкви и земли Русской.

С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1236 году Ярослав, уезжая в Киев, «посади» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава, которая в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александры. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, как его моленный образ, а после кончины перенесена его братом, Василием Ярославичем (+1276), в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцари. В этот грозный час Промыслом Божиим встал на спасение Руси святой князь Александр— великий воин-молитвенник, подвижник и строитель земли Русской.

Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества.

Гордый шведский князь Биргер прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся,— я уже здесь и пленяю твою землю».

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные— на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов.

И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй (в святом Крещении Филипп) видел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в багряных одеждах. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел, по благочестию, никому не говорить о чуде, но ободренный, с молитвою, мужественно повел войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, также было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра — Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ». Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка». По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

Современники ясно понимали историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в союзников.

Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который занимался в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый Андрей бежал в Швецию.

Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Огромная ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», т. к. русское войско шло сквозь полярную ночь. В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай — столицу Золотой Орды, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для облегчения крестного жребия родной земли.

В 1262 году во многих русских городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством.

Русь была спасена, долг святого Александра пред Богом был выполнен, жизнь его была положена на служение Русской Церкви, но и силы были отданы все. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в Феодоровском монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Останки святого князя понесли к Владимиру; девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным.

23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, митрополит Кирилл и эконом Севастиан хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.