Портрет литературного героя - анны карениной. Анализ образа анны карениной

Первоначально «Анна Каренина» (1873-1877) была задумана Толстым как семейно-бытовой роман о неверной жене. В процессе работы замысел углублялся и расширялся. В центре внимания писателя оказались не только семейные, но и экономические социальные, общественные отношения. На страницах романа воссоздавалась широкая панорама русской жизни. Один из героев произведения - Левин - говорил: «У нас теперь… все это переворотилось и только укладывается». Такую формулу. И. Белинский считал классической для характеристики русского пореформенного развития.

Все переворотилось: не только экономика, но и привычные представления о морали, нравственности… В этой атмосфере неустойчивости, тревоги, неуверенности в себе, недоверия к окружающим, в предчувствии грозящих катастроф живут герои Толстого. Отсюда напряженность их переживаний, подчеркнутый драматизм событий - несмотря на то что действие происходит в мирное время и замыкается в сравнительно узкой сфере семейных отношений.

Толстой говорил, что в «Анне Карениной» он любил «мысль семейную» (а в «Войне и мире» - «мысль народную»). Однако в новом его романе мысль семейная сопрягается, хотя и не всегда явно и непосредственно, с мыслью народной. Проблемы семьи, быта, личностных связей воспринимаются писателем в тесной связи с вопросом о состоянии всего русского общества в переломный период его истории.

Образ главной героини романа не сразу сложился у автора. В процессе работы Толстой последовательно возвышал облик Анны, наделяя ее не только замечательной физической красотой, но и богатым внутренним миром, незаурядным умом, способностью к беспощадному самоанализу. Это один из сравнительно редких случаев в художественной практике Толстого, когда в образе героини нет противоречия между наружностью и внутренней сущностью. Моральная чистота и нравственная порядочность Анны, не желавшей приспосабливаться, обманывать себя и других в соответствии с «нормами» светской жизни, послужили главной причиной ее смелого решения - открыто уйти от нелюбимого мужа к Вронскому, что и стало источником и причиной ее резкого конфликта с окружающей средой, которая мстит Анне именно за ее честность, независимость, пренебрежение к лицемерным устоям фальшивого в основе своей светского общества.

В «Анне Карениной» Толстой избегает однозначных решений. В этом отношении новый роман отличается от «Войны и мира». Там авторский приговор обычно был окончательный, отрицательные персонажи не были даны в динамике, эволюции. Теперь взгляд Толстого лишен известной предвзятости: он умеет увидеть правду своей героини (и внушить к ней горячее сочувствие читателей), но не исключает наличия своей правды и у Каренина (хотя это и не так очевидно). Тот полифонизм, который обычно связывают с именем Достоевского, присущ и «Анне Карениной».

Каренин - воплощение петербургской бюрократии, сухой, черствый человек, но все же человек, испытывающий горе, страдания, способный и на великодушие, и на жестокость^ Замечательный советский артист Николай Хмелев, первый исполнитель роли Каренина в известной инсценировке, которая с большим успехом шла на сцене Московского Художественного театра в 930-е годы, говорил: «Когда я надел мундир Каренина и когда потрогал неживой рукой его баки, мне сказали с восхищением: вот, вот, главное вы нашли - олицетворение бюрократического Петербурга, так и играйте! Я так и играю, но счастья нет в моей душе, творческого счастья. Скажу по правде, меня втайне тянет к драме Каренина, ведь там есть драма и даже трагедия…» .

Своя драма есть и у Алексея Вронского, оказавшегося достойным того высокого чувства, которое связывало его с Анной. Любовь возвысила и облагородила не только ее, но и его. И все же Анна не была счастлива не только в первой семье (с Карениным), но и во второй (с Вронским). Происходит самое страшное - отсутствие духовного единения, взаимопонимания, распад человеческих связей. Трудно найти в данном случае одного конкретного виновника. Виновато бесчеловечное светское общество с его лживой моралью, виноваты несправедливые законы о браке, виноваты Каренин и Вронский, виновата и сама Анна.

Эпиграф к роману гласит: «Мне отмщение, и Аз воздам». В исследовательской литературе не прекращаются споры относительно его истолкования. Предполагается, что угроза неизбежного наказания, заключенная в эпиграфе, связана была с первоначальным замыслом романа; Возможно, Толстой хотел сказать, что только бог имеет право наказать грешницу, но не люди. Но если это и так, вопрос о виновности Анны все же остается. Светское общество не имеет морального права судить Анну, однако же Толстой судит ее с высоты той мысли семейной, которую он сам считал главной в романе.

Писатель, сделавший, казалось бы, все, чтобы возбудить в читателе очарование героиней романа, вместе с тем вовсе не воспринимает ее как идеал. Только в самом начале произведения «неудержимая радость и оживление» сияют на лице Анны. Затем ее душевное состояние (и чем дальше, тем сильнее) отмечено совсем другими признаками: подозрительностью, озлоблением, отчаянием, ревностью… Этому соответствует и система эпитетов, применяемая Толстым: «мучительная краска стыда»; «когда-то гордая, а теперь постыдная голова»; счастье, оплаченное «страшною ценою стыда», и т. д.

Бунт Анны против лживой морали света оказывается бесплодным. Она становится жертвой не только своего конфликта с обществом, но и того, что есть в ней самой от этого самого общества («дух лжи и обмана») и с чем не может примириться ее собственное нравственное чувство. Трагическое ощущение своей вины не оставляет ее. Размышляя о своих отношениях с Вронским, Анна четко и откровенно формулирует самую суть противоречия, трагическая неразрешимость которого предопределяет всю невыносимость ее положения: «Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем иным».

Истоки трагедии Анны не только во внешних препятствиях, но и в ней самой, в характере ее страсти, в невозможности уйти от укоров совести. Центральная для романа проблема рассматривается на примере нескольких семейных пар: Анна - Каренин, Долли - Облонский, Кити - Левин. И во всех случаях Толстой не находит положительного ответа на постоянно волнующие его вопросы, имеющие не просто узко интимное, но и общественное значение.

Как известно, связь персонажа и его портрета в художественном произведении взаимообусловлена. Через описание внешности героя автор раскрывает его внутренний мир, его подлинную сущность. Так, в «Анне Карениной» психологический портрет является одним из важнейших средств создания художественных образов. Главной особенностью Толстого-психолога является умение выделить ту или иную деталь, черту в облике героя, без которой он впоследствии даже не мыслится. Так, автор подчеркивает, что походка у Каренина была такая, что «он ворочал всем тазом и тупыми ногами».

Пожалуй, без этой характеристики образ героя был бы неполным. Для достижения наибольшей динамики вновь и вновь обращает наше внимание на отдельные детали внешности. При каждом появлении Анны упоминаются ее «блестящие глаза, густые ресницы и красивое маленькие руки», постоянной характеристикой Стивы является его красивые лицо и, как у Анны, блестящие глаза. Поэтому можно говорить о внутреннем сходстве героев, ведь глаза отражают духовный мирчеловека.

Иногда портретная характеристика бывает направлена на снижение образа в глазах читателя. Так, Каренина часто характеризуют усталые глаза и белые, с набухшими жилами руки, а Вронского - обросшая волосами красная шея и крепкие белые зубы, что укрепляет в нашем сознании мысль о его сходстве с «прекрасно выкормленным животным». Часто, обращаясь к портрету второстепенных персонажей (купец Рябинин, покупающий за бесценок лес у Стивы, мадемуазель Варенька, адвокат Каренина), Толстой дает им прямую, ясную характеристику. На этом фоне странным кажется то, что главные герои романа как бы лишены портретных черт.

Портреты героев, разумеется, есть, но они словно растворены в тексте или даны глазами других персонажей. Например, про облик Стивы Облонского написано: «На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич Облонский - Стива, как его звали в свете, - в обычный час… проснулся в своем кабинете…

он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинках дивана…» Это описание говорит о некоторых чертах характера - о лености, изнеженности барина. Но возникает вопрос, почему Толстой не создает прямого портрета своих героев. Просто автор не хочет нарушать динамизма повествования, замедлять темп развития стремительных событий, поэтому и выделяет характерные черты своих героев по ходу действия.

Но бывает и так, что Толстой не может обойтись без прямой портретной характеристики. Как правило, подобное описание фиксирует изменения, произошедшие в персонаже. Вот, например, портрет Каренина, данный глазами Анны: «Анна, думавшая, что она хорошо знает своего мужа, была поражена его видом… Лоб его был нахмурен, и глаза мрачно смотрели вперед себя, избегая ее взгляда; рот был твердо и презрительно сжат.

В походке, в движениях, в звуке голоса его была решительная твердость, каких жена не видела в нем». В романе Толстого « » автор использует различные художественные средства для психологического раскрытия образов: внутренние монологи, пейзаж, авторские комментарии, символику и др. Но, как мне кажется, наиболее важным средством психологизма является все же портретная характеристика.

Ведь в романе «Анна Каренина» 287 действующих лиц, главных и второстепенных, и для каждого из них обрисован свой индивидуальный и глубоко психологический портрет. Каренина” - это, как и все произведения гениального писателя, не только рассказ о семье. “Лев Толстой, - писал Стасов, - поднялся до такой высокой ноты, какой еще никогда не брала русская литература…

Он умеет чудною скульпторской рукой вылепить такие типы и сцены, которых до него никто не знал в целой нашей литературе… “Анна Каренина” останется светлой, громадной звездой талантливости на веки веков”. Совсем по-иному отнеслись к роману реакционные критики. Сначала они хвалили Толстого, думая, что он будет описывать в романе старый дворянский быт и воспевать преданья старины глубокой.

Но каждая новая глава “Анны Карениной” настораживала и разочаровывала ревнителей старины. Они скоро убедились в том, что роман Толстого направлен против того, что им мило и дорого, и стали его чернить. Что же в новом произведении Толстого так напугало реакционных критиков? Их напугала суровая правда, с которой писатель показывал русскую жизнь той поры со всеми ее острыми противоречиями.

Их напугало резкое осуждение той “нечестной действительности”, в которой живут, страдают, борются, мучаются и гибнут такие прекрасные люди, как героиня романа Анна Каренина. Их напугал беспощадно яркий свет, направленный художником на ту сторону жизни буржуазно-дворянского общества, о которой сами они предпочитали умалчивать. Речь, конечно, идет о семейной теме романа.

“Анна Каренина” начинается словами: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”. И дальше: “Все смешалось в доме Облонских”. Потом мы видим еще более несчастливую семью - Карениных.

На наших глазах создается и рождается третья такая же, лишенная покоя и счастья, семья - Анны и Вронского. И только семья Константина Левина и Кити показана счастливой. Но сколько волнений и горя пережили Левин и Кити, прежде чем они создали свою семью!

И счастье Левина не было безмятежным. Он полон бес покойства и тревоги за будущее - и своей семьи, и своей округи, и всей России. Левин - человек глубоко чувствующий и думающий.

В то же время он человек дела, действия. Родовитый дворянин, помещик, он видит, что все его старания сохранить и наладить свое хозяйство обречены на неудачу, что дворянскому землевладению скоро придет конец, что наступает новая эпоха, выдвигающая – на арену общественной борьбы новые силы. Левин хорошо знает народ и по-своему его любит. Он не сомневается в том, что интересы крестьян “самые справедливые”.

Однако он еще не решается порвать с дворянством и перейти на сторону народа. Он так и не нашел ответа на вопросы: как жить, как хозяйствовать, какие установить взаимоотношения с крестьянами? Толстой пишет, что Левиным владело “чувство внутренней тревоги и ожидания близкого разрешения” - разрешения всех конфликтов и противоречий, с какими он сталкивался в действительности.

В уста Левина писатель вложил красноречивую характеристику пореформенной с происходившими в ней крушением старых порядков и поисками новых путей. “У нас… все это переворотилось и только укладывается”, - говорит Левин.

Константин Левин большую часть своей жизни проводит в деревне. Описывая его дела и дни, Толстой широко показал деревенскую Россию - Россию помещика и крестьянина. В романе показано, как в этот период жило русское общество, как ломались ”старые устои”, утвердившиеся за долгие годы крепостничества. Вся жизнь Анны/Карениной прошла в городе, и она чаще всего появляется в тех главах романа, где изображено петербургское и московское аристократическое общество.

Жизнь этого общества показана писателем как искусственная, далекая от настоящих человеческих интересов и целей, полная лицемерия и фальши. Однако эти неприглядные черты прикрыты внешним блеском и лоском, и не так-то легко их разглядеть. И даже Анна Каренина, такой чуткий и тонкий человек, не сразу поняла, что за люди ее окружают. Судьба героини романа глубоко печальна.

Когда Анна была юной девушкой, тетка выдала ее замуж за Каренина - сухого, черствого человека, видного чиновника, делавшего служебную карьеру. Бездушный, холодный эгоист, он даже с сыном гово рит языком канцелярских приказов. “Это не человек, а машина, и злая машина”, - такую оценку дает ему жена. Читая главы романа, посвященные Анне, мы ясно видим, что причины ее гибели кроются не только в ее страстном и гордом характере, но и в тех общественных путах, которыми связана женщина в буржуазно-дворянском обществе.

“Законы” этого общества лишают женщину всякой самостоятельности, отдают ее в полное подчинение мужу. Судьба героини романа трагична. Полон тревоги за будущее Константин Левин.

И все же роман не вызывает у читателя чувства безысходности. Есть в “Анне Карениной” замечательная сцена, где рассказывается, как во время охоты Левин, идя по лесу, заметил шевелящиеся старые, сухие листья. Это их снизу пробивали острые, как иглы, ростки молодой травки. “Каково!

Слышно и видно, как трава растет”, - сказал себе Левин. Рисуя весеннее обновление природы, Толстой вселяет в сердца своих читателей веру в то, что силы жизни неодолимы. Он утверждает красоту живой жизни, ее победу над силами зла и мрака. Завершая роман “Анна Каренина”, Толстой пришел к крутому перелому в своих взглядах, который уже давно в нем готовился и назревал.

Наступил новый период в его жизни и творчестве, “переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл… Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом… Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь…

” Своим идеалом Толстой провозгласил “жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей”.

Самая первая фраза романа «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого полностью отражает суть – у каждой семьи свое несчастье, а счастливы все одинаково.

Анна Аркадьевна Каренина из семьи петербургских аристократов. Очень близка к идеалу - богата, умна, красива, много читает и пишет рассказы для детей, разбирается в искусстве. Она верит в любовь, а любовь для нее это не только романтика и свидания под луной, но и семейная идиллия, и дружба. Но именно стремление к чистой любви и собственной честности отдаляет ее от общества. Она и так не была похожа на светскую даму из высшего общества. Каренина была наполнена простотой и душевностью, отрицала любое притворство.

Анна замужем, но несчастлива и одинока в браке. Ей тяжело жить с мужчиной, который только играет роль живущего человека. Своего мужа Алексея Каренина Анна не любит, и переносит всю свою любовь на их сына Серёжу. Также она считает, что всегда есть возможность прощения человека ради крепкой семьи. Но характер Анны противоречив, ведь наряду с этим утверждением она считает любовь сильнее всего, даже обязанности. И в момент кризиса именно поэтому она оставляет семью, отказав нынешнему мужу Каренину в его предложении показывать крепкий нерушимый брак обществу. Жизненной опорой Анны становится любовь к Вронскому, а эта любовь подобна катастрофе.

Тем не менее она остается предана семье. Даже уйдя от Каренина, Анна остается верна своему сыну. Именно поэтому она пробирается в свой бывший дом, чтобы поздравить своего маленького сына с днем рождения.

Но и жизнь с Вронским не так хороша. Анна начинает искать в себе причину изменений Вронского, почему он остается с ней только по обязанности и больше ее не любит.

Каренина давно изгнана из высшего светского общества. Любое ее появление в высшем свете вызывает осуждение, презрение и укоры. Это общество еще может вполне сносно принять тайную измену, но полностью отрицает и не принимает открытую любовь к другому человеку. Всем известно об адюльтерах известных дам, но при этом они сохраняют семьи; такое лицемерие давно уже считается нормой. Анна такую норму принять не может.

Жизнь Анны Аркадьевны наполняется внутренним напряжением, неисполненными мечтами о независимости. Она начинает спорить со всеми, и в том числе со своей жизнью: «…И избавлюсь от себя», моральная опора пропала.

Смерть главной героини можно рассматривать с разных сторон. Для кого-то это слабость духа, а для других – сила. Самым главным остается то, что она вступила в борьбу с признанными устоями своего общества и своего времени.

Вариант 2

По роману русского классика «Анна Каренина» создано множество фильмов как российского, так и зарубежного кинематографа. Особенно ярко в этом произведении показан образ главной героини-Анны. Он предстает нам одним из сложнейших персонажей.

Перед читателями женщина выступает самой настоящей аристократкой, с горделивой походкой и загадочным взглядом. Анну часто можно встретить в светских салонах. Ее жизнь известна нам в то время, когда женщина встречает Вронского и межу ними завязываются любовные отношения. Анна была в браке за солидным мужчиной, к которому не испытывала каких-либо чувств, так как видела его редко ввиду постоянной занятости супруга. Но она имела сына, которого нежно и горячо любила.

И вот эти рутинные повседневные дни прервало появление Вронского, разбудившего в Анне женское начало. Каренина бросилась в этот омут любви, забыв о семье и об общественном мнении. Ее чувства были настолько сильны, что она даже теряла сознания при виде молодого любовника. Каренина бросает мужа, несмотря на его уговоры показывать вид счастливой семьи нынешнему обществу, оставаясь при этом преданной и любящей матерью своему ребенку. Тайно пробравшись в дом, Анна пытается увидеть Сережу и поздравить его с именинами.

Однако, через некоторое время отношения с Вронским кажутся ей уже не так хороши, и она думает о том, что же повлияло на эти изменения. Анна претерпевает осуждение и укоры со стороны светского общества. Как только она появляется на приемах и балах, то чувствует презрительные взгляды со стороны друзей и знакомых, которые понимают тайную измену, но не могут признать любовь у всех на виду. Практически у каждой светской дамы имелся тайный любовник, однако все они сохранили брак. Норма лицемерия приветствовалась часто, но Анна не может жить как другие. Становясь подозрительной, раздражительной, живя на успокаивающих препаратах, Анна полностью отчаивается и решает покончить жизнь самоубийством, бросаясь под поезд. Так гаснет ее жизненная свеча. Показывая трагедию главной героини, писатель хочет показать, что такой конец наступил у Анны вследствие глубокого расстройства душевных ценностей и морального разрушения цивилизации.

Сочинение про Анну Каренину

Произведения русского классика Льва Николаевича Толстого могут донести до читателя всю суть произведения с первых слов и фраз. Благодаря этому, его произведения полюбились не только режиссером кино, но и театров. К примеру, роман Анна Каренина начинается с фразы у каждой семьи свое несчастье, а счастливы все одинаково, которая отражает всю суть будущего произведения.

Главная героиня Анна Каренина предстает перед нами девушкой из высшего общества и из семьи аристократов, но при этом она не надменна, как все окружающие дамы. Ее образ сложен и никак не сочетается с окружающим миром. Она красива и умна, имеет огромное количество талантов в сфере искусства и литературы. Ее душа наполнена простотой, которая не любит притворство, а даже презирает. Героиня очень любит писать рассказы для детей. Главное в ее жизни это любовь и те чувства, которые она оказывает. Любовь это не только таинство двоих в браке, а даже обыкновенная дружба.

Перед нами предстает героиня, которая находится в браке. Каренина в несчастливом браке и ей привычно одиночество. Муж Алексей постоянно в работе и разъездах и поэтому зарождение каких либо чувств не происходит. Всю свою любовь она бросает на сына и старается сделать из него человека чести и мужества.

Очень ярко показан Толстым момент, когда появляется в произведении Вронской и зарождаются новые чувства между ними. Это любовь и страсть, которые для героини были не знакомы. Каренина бросается в этот омут любви с головой и ей становится совершенно не важно, что скажет общество и ее законный супруг. Для того состоявшегося общества такая любовь считается катастрофой, поэтому уйдя от своего мужа Алексея, она не оставляет своего сына. Из-за своих действий положение в обществе Карениной было уничтожено. Когда она появляется на светских мероприятиях, то в ее сторону идет презрение и осуждение. Для них отчасти приемлемо иметь тайную связь, но оставить семью ради любовника это чуждо. Постепенно в глубине души она понимает, что любовь Вронского угасает и пытается разобраться в них.

Смерть главной героини трагична и тяжела к пониманию. Каренина отчаявшись найти смысл жизни бросается под поезд. Можно подумать, что из-за слабости духа не смогла дальше жить в этом обществе, с другой стороны это сила порыва, которая вышла из борьбы с современными устоями того общества и значимости любви. Поэтому главная мысль этого произведения течет из первых строк, что обычно счастье это лишь некий образ для общества, а то счастье вытекающее из души доступно не каждому.

  • Образ и характеристика Марьи Гавриловны в повести Метель Пушкина сочинение

    Главная героиня семнадцатилетняя Марья Гавриловна является дочерью богатого помещика. Она избалована и красива, но бледна. Ее душа рвется к авантюрам и душевным переживаниям. Такой образ привлекает наше внимание.

  • Сочинения 9 класс ОГЭ

    Здесь собраны сочинения ОГЭ 15.3

  • Сочинение Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?

    В семье обычно воспитание происходит следующим образом: родители с детства обучают ребенка простым навыкам: как одеваться, кушать, читать, писать. Далее как убирать свои игрушки, свою комнату, готовить еду, шить, стирать, держать молоток в руках.

  • Анна Аркадьевна Каренина — персонаж романа Л. Толстого «Анна Каренина»

    Погружаясь в атмосферу романа «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого, читатель невольно задумывается над непростой судьбой женщины, смыслом ее жизни и ролью любви. Характеристика.

    Главная героиня романа – Анна Каренина предстает перед нами светской молодой женщиной с весьма привлекательной внешностью. Она открыта, доброжелательна, весела. Анна лишена всего этого напускного, присущего светским дамам того времени, она прекрасная мать и любящая жена. Для окружающих ее семья представляется образцовой. Но только Анна знает, что за показным лоском скрывается фальшь и притворство. Супругов связывает вовсе не любовь, а только лишь взаимное уважение.

    Картина Крамского. Прообраз Карениной

    Встреча с свежим ветром перемен врывается в жизнь главной героини романа. Ее завораживает нахлынувшее чувство, которому она не в силах противостоять. Анна начинает испытывать жажду жизни и потребность в любви. В конце концов, эта страсть овладевает ею полностью. При всем этом Анна испытывает мучительные угрызения совести, ощущает себя предательницей. Поведение Каренина усугубляет ее состояние, он великодушно прощает изменницу, старается сохранить брак. Чувства Анны к супругу от безразличия перерастают в ненависть.

    Уход от мужа не приносит Анне Карениной долгожданного душевного покоя. Никто и ничто не может избавить Анну от тягостных мыслей. Ее сердце перестало радоваться и маленькой дочери и возлюбленному Вронскому. Она разочарована в том, что ее любовь не смогла преодолеть, выпавшие на ее долю испытания. В своих бедах женщина начинает обвинять Вронского:

    «Моя любовь…все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет, и вот отчего мы расходимся, и помочь этому нельзя».

    Усугубляется ситуация, тем, что Анна вынуждена пребывать в разлуке с собственным сыном. Героиня начинает чувствовать себя несчастной, а излишнее употребление морфия и вовсе усугубляет ее состояние. Анна устала чувствовать себя виноватой и обреченной, героиню все чаще посещают мысли о смерти. Жизнь Карениной рушится в порыве искренних, правдивых и настоящих чувств.

    В основе романа заложено традиционное понятие о нравственности женщины. В романе четко прослеживается одна из основных тем творчества Толстого – отчужденность мира от человека. Любовь Анны Карениной к Вронскому оказалась под мощным влиянием общественного порицания. Неискренность и разобщенность в семье, стали главной причиной трагедии, случившейся с этой привлекательной и искренней женщиной.

    Лев Николаевич, будучи тонким психологом, в своем романе избегает однозначных характеристик героев и их поступков. Это позволяет читателю оценить ситуацию, в которую попала Анна Каренина, самостоятельно, опираясь на собственную систему ценностей и представления о «плохом» и «хорошем». Ответ на вопрос: «Кто повинен в смерти Анна Карениной?», автор оставляет открытым. Однако он подводит читателя к осознанию того, что главной причиной разрушения личности является расстройство душевного баланса и моральное разрушение.

    Анна Каренина, персонаж, который будет иметь своих прототипов во все времена. В современном обществе немало женщин, которые вынуждены бороться за свою любовь, вступаю в конфронтацию с обществом и противоречия с собой. Кинематографические и театральные постановки представляют нам образ Анны Карениной, через призму собственного видения.

    На смерть героини можно посмотреть как на душевную слабость, а можно оценивать наоборот, как силу характера. Глубина чувств, целостность характера и злободневность вечных человеческих проблем выходят на первый план в романе и реализуются в образе Анны Карениной.

    Актрисы сыгравшие Каренину:


    Грета Гарбо
    Вивьен Ли
    Татьяна Самойлова
    Софи Марсо
    Кира Найтли

    Кто есть кто в Стар Варс Цитаты великих мафиози Шедевр от Спилберга — Ready Player One Кто лучший персонаж «Холодного сердца»?
    Мир Холодного сердца Кит Харингтон на шоу Джимми Киммела Тест по фильму «Первому игроку приготовиться»