За что жженов сидел в тюрьме. За что сидел знаменитый актер Георгий Жжёнов 

прожил долгую жизнь. На долю его выпали не только слава и успех, но и серьезные испытания. Так, в эпоху сталинских репрессий он дважды был осужден по сфабрикованным обвинениям.

Цирк и кино

Родился Георгий Степанович Жжёнов в марте 1915 года в Петрограде, в семье булочника. Несмотря на то, что семья была бедной, дети тянулись к учебе. Старший брат Георгия Борис в начале 30-х годов поступил в университет, а сам Георгий после окончания восьмилетки с физико-математическим уклоном был принят на акробатическое отделение эстрадно-циркового училища. Вскоре вместе с одним из сокурсников, своим тезкой, он стал выступать на арене Ленинградского цирка в акробатическом дуэте «2-Жорж-2».

Именно в цирке его увидели сотрудники «Ленфильма». Молодой человек получил главную роль в фильме «Ошибка героя» (1932). После этого, бросив цирк, Жжёнов поступил в Ленинградский техникум сценических искусств на курс Сергея Герасимова. Он снялся в нескольких фильмах, включая легендарного «Чапаева».

Хождение по мукам

В декабре 1934 года в Ленинграде был убит Киров. Борис Жженов, как и другие студенты ЛГУ, должен был принимать участие в траурной процессии. Но он отказался, так как у него не было исправной обуви, чтобы провести несколько часов на морозе… Это расценили как враждебное отношение к Советской власти. Вскоре Бориса исключили из университета. Позднее его восстановили, но в декабре 1936 года снова вызвали в НКВД. Оттуда он уже не вернулся, получив семь лет за «антисоветскую деятельность».

Семью Жжёновых выселили из Ленинграда. Кроме Георгия – за него заступились друзья-киношники и сам Герасимов.

Летом 1938 года Жженов вместе с группой киноактеров отправился на съемки в Комсомольск-на-Амуре. В поезде они встретились с американским дипломатом, ехавшим во Владивосток в составе делегации. Разумеется, попутчики вели разговоры друг с другом. После поездки в НКВД поступил рапорт о «контактах с иностранцем». Этого плюс репутации родственника «врага народа» оказалось вполне достаточно для обвинения Жжёнова в шпионаже. Когда Георгий вернулся в Ленинград, за ним пришли.

В знаменитой ленинградской тюрьме «Кресты» Жжёнову пришлось пройти все круги ада. Его допрашивали с пристрастием – пытали, били, лишали сна… Другие не выдерживали издевательств и признавались в самых абсурдных вещах. Но спортивный, тренированный артист наотрез отказался признать обвинение в шпионаже. В результате его не расстреляли, а дали пять лет лагерей.

Так Жженов попал на Колыму, где ему пришлось вынести голод, холод, изнурительный труд, ежедневную борьбу за выживание… В войну в колымские лагеря почти не завозили продуктов, и зэки вымирали сотнями.

В 1943 году руководитель разъездной актерской агитбригады Никаноров случайно узнал бывшего киноактера в покрытом струпьями доходяге из штрафного лагеря на прииске Глухарь, и добился сначала его перевода в свою агитбригаду, а затем - в Магаданский музыкальный драматический театр, труппа которого почти вся состояла из заключенных.

В 1944 году срок заключения актера подходил к концу. Однако его вызвали к лагерному начальству и попросили расписаться в постановлении о дополнительном сроке – еще 21 месяц лагерей.

Вторая попытка

В 1945 году Жжёнова наконец освободили, и благодаря Герасимову он нашел работу на Свердловской киностудии, где снялся в фильме «Алитет уходит в горы» - о советской Чукотке. Но в 1949 году актера арестовали снова. На этот раз, правда, его приговорили не к лагерям, а к ссылке в Норильск. Там он устроился в местный драмтеатр имени Маяковского, где играл вместе с Иннокентием Смоктуновским, уехавшим в Сибирь, чтобы пересидеть смутное время – он опасался ареста за то, что в 1943 году попал в плен к немцам.

В Норильске Жжёнов попытался создать семью с актрисой Ириной Махаевой. Для него это был уже третий брак – два предыдущих были прерваны арестами… Позднее у них родилась дочь Марина.

Только в 1955 году, будучи полностью реабилитированным, актер смог вернуться в Ленинград. Сначала работал в областном драмтеатре, но уже в 1956 году стал сниматься на «Ленфильме». Всенародная известность пришла к нему в конце 60-х - начале 70-х после съемок в картинах «Ошибка резидента» и «Судьба

резидента». Актер был удостоен многих государственных наград, а в 2005 году вся страна отмечала 90-летие Георгия Жжёнова – народного артиста и бывшего зэка.

Прожил долгую жизнь. На долю его выпали не только слава и успех, но и серьезные испытания. Так, в эпоху сталинских репрессий он дважды был осужден по сфабрикованным обвинениям.

Цирк и кино

Родился Георгий Степанович Жжёнов в марте 1915 года в Петрограде, в семье булочника. Несмотря на то, что семья была бедной, дети тянулись к учебе. Старший брат Георгия Борис в начале 30-х годов поступил в университет, а сам Георгий после окончания восьмилетки с физико-математическим уклоном был принят на акробатическое отделение эстрадно-циркового училища. Вскоре вместе с одним из сокурсников, своим тезкой, он стал выступать на арене Ленинградского цирка в акробатическом дуэте «2-Жорж-2».

Именно в цирке его увидели сотрудники «Ленфильма» . Молодой человек получил главную роль в фильме «Ошибка героя» (1932). После этого, бросив цирк, Жжёнов поступил в Ленинградский техникум сценических искусств на курс Сергея Герасимова . Он снялся в нескольких фильмах, включая легендарного «Чапаева».

Хождение по мукам

В декабре 1934 года в Ленинграде был убит Киров. Борис Жженов, как и другие студенты ЛГУ, должен был принимать участие в траурной процессии. Но он отказался, так как у него не было исправной обуви, чтобы провести несколько часов на морозе… Это расценили как враждебное отношение к Советской власти. Вскоре Бориса исключили из университета. Позднее его восстановили, но в декабре 1936 года снова вызвали в НКВД. Оттуда он уже не вернулся, получив семь лет за «антисоветскую деятельность».

Семью Жжёновых выселили из Ленинграда. Кроме Георгия - за него заступились друзья-киношники и сам Герасимов.

Летом 1938 года Жженов вместе с группой киноактеров отправился на съемки в Комсомольск-на-Амуре. В поезде они встретились с американским дипломатом, ехавшим во Владивосток в составе делегации. Разумеется, попутчики вели разговоры друг с другом. После поездки в НКВД поступил рапорт о «контактах с иностранцем». Этого плюс репутации родственника «врага народа» оказалось вполне достаточно для обвинения Жжёнова в шпионаже. Когда Георгий вернулся в Ленинград, за ним пришли.

В знаменитой ленинградской тюрьме «Кресты» Жжёнову пришлось пройти все круги ада. Его допрашивали с пристрастием - пытали, били, лишали сна… Другие не выдерживали издевательств и признавались в самых абсурдных вещах. Но спортивный, тренированный артист наотрез отказался признать обвинение в шпионаже. В результате его не расстреляли, а дали пять лет лагерей.

Так Жженов попал на Колыму, где ему пришлось вынести голод, холод, изнурительный труд, ежедневную борьбу за выживание… В войну в колымские лагеря почти не завозили продуктов, и зэки вымирали сотнями.

В 1943 году руководитель разъездной актерской агитбригады Никаноров случайно узнал бывшего киноактера в покрытом струпьями доходяге из штрафного лагеря на прииске Глухарь, и добился сначала его перевода в свою агитбригаду, а затем - в Магаданский музыкальный драматический театр, труппа которого почти вся состояла из заключенных.

В 1944 году срок заключения актера подходил к концу. Однако его вызвали к лагерному начальству и попросили расписаться в постановлении о дополнительном сроке - еще 21 месяц лагерей.

Вторая попытка

В 1945 году Жжёнова наконец освободили, и благодаря Герасимову он нашел работу на Свердловской киностудии, где снялся в фильме «Алитет уходит в горы» - о советской Чукотке. Но в 1949 году актера арестовали снова. На этот раз, правда, его приговорили не к лагерям, а к ссылке в Норильск. Там он устроился в местный драмтеатр имени Маяковского, где играл вместе с Иннокентием Смоктуновским , уехавшим в Сибирь, чтобы пересидеть смутное время - он опасался ареста за то, что в 1943 году попал в плен к немцам.

В Норильске Жжёнов попытался создать семью с актрисой Ириной Махаевой. Для него это был уже третий брак - два предыдущих были прерваны арестами… Позднее у них родилась дочь Марина.

Только в 1955 году, будучи полностью реабилитированным, актер смог вернуться в Ленинград. Сначала работал в областном драмтеатре, но уже в 1956 году стал сниматься на «Ленфильме». Всенародная известность пришла к нему в конце 60-х - начале 70-х после съемок в картинах «Ошибка резидента» и «Судьба

резидента». Актер был удостоен многих государственных наград, а в 2005 году вся страна отмечала 90-летие Георгия Жжёнова - народного артиста и бывшего зэка.

«Отец буквально вытолкал Смоктуновского из Заполярья. Сказал: «Я - ссыльная морда, обязан здесь сидеть. А ты-то чего? Времена изменились, поезжай на материк!» С Иннокентием Смоктуновским в фильме «Берегись автомобиля». 1966 г. Фото: РИА НОВОСТИ

До места, по этапу, добирались больше двух месяцев, половина людей за это время погибла в дороге. И вот - леспромхоз. Заключенные там работали на лесоповале, но Жженов стал проситься в автомеханический цех шофером. Никакого опыта у него не было. Он просто сидел в камере с директором автодорожного техникума, и тот «преподавал» им, молодым ребятам, автодело. Так папа стал шофером. И начальство лагерное его зауважало. В соседний поселок привезли фильм «Истребители», Георгий услышал об этом. Пошел к начальнику лагеря: «Разрешите свидание с женой». - «С какой женой?» Он пояснил, что Женя Голынчик, снявшаяся в этом фильме, - его жена и сам он в прошлом артист. «Отпустите на кинопоказ, чтобы увидеть жену хотя бы на экране…» Его отпустили, начальник даже обрадовался: «Смотри-ка, кто у меня сидит! Артист!»

В 1943 году срок Жженова закончился, но до конца войны никого из репрессированных не освобождали. Просто продлевали срок. Вдобавок ко всему Георгия перекинули на золотой прииск, где приходилось работать кайлом и лопатой в ледяной воде по колено 16 часов в сутки. Отец вспоминал, что начал «доходить»… И тут на прииск приехал руководитель концертной бригады Константин Никаноров. Ему посоветовали посмотреть «артиста Жженова». Этот показ Константин Александрович помнил всю жизнь. Перед ним предстал типичный зэк с грубыми руками и обветренным лицом, на котором горели мукой и болью огромные синие глаза. Горьковский Васька Пепел! Папа стал читать «Шуточку» Чехова, тончайшую психологическую прозу. Никаноров был так поражен, что поклялся этого парня из лагеря вытащить. И сдержал клятву. Так Георгий попал сначала в концертную бригаду, а потом в Магаданский драмтеатр, труппа которого наполовину состояла из заключенных. Здесь «на Жженова» стали ходить, у него появились поклонники, в том числе среди лагерного начальства. И однажды жена начальника Управления лагерями сообщила ему: «Поздравляю вас с освобождением! Муж подписал приказ…»

Пересидев свой срок на два года, отец был освобожден в марте 45-го. В Магадане он во второй раз женился, на «японской шпионке» Лидии Воронцовой. Ленинградка, она прошла через такие же испытания, что и он, - и тоже уцелела. У них родилась дочь Алена. В этот день отец решил устроить торжество, в числе прочих позвал в гости известного певца Вадима Козина. Он тоже отбывал срок в Магадане. Посуды не хватало. Георгий Степанович пошел в хозяйственный магазин, скупил там все ночные горшки, отбил у них ручки - ими и сервировали стол! Вот так они жили... Казалось, испытания закончились. Жженов даже воспользовался помощью Герасимова, который его помнил и дал рекомендацию на Свердловскую киностудию. Папа там снимался в фильме «Алитет уходит в горы». Но потом Свердловская киностудия была реорганизована, Жженову пришлось искать работу в других местах. Тем временем людей стали сажать повторно. Георгий Степанович вспоминал: «Задаешь вопрос: «На сколько?» - отвечают: «Навечно!» Спрашиваешь следователя: «За что?» - он говорит: «Если б я знал…»

В декабре 1934 года в Ленинграде был убит Киров. Борис Жженов, как и другие студенты ЛГУ, должен был принимать участие в траурной процессии. Но он отказался, так как у него не было исправной обуви, чтобы провести несколько часов на морозе… Это расценили как враждебное отношение к Советской власти. Вскоре Бориса исключили из университета. Позднее его восстановили, но в декабре 1936 года снова вызвали в НКВД. Оттуда он уже не вернулся, получив семь лет за «антисоветскую деятельность».

Семью Жжёновых выселили из Ленинграда. Кроме Георгия – за него заступились друзья-киношники и сам Герасимов.

Летом 1938 года Жженов вместе с группой киноактеров отправился на съемки в Комсомольск-на-Амуре. В поезде они встретились с американским дипломатом, ехавшим во Владивосток в составе делегации. Разумеется, попутчики вели разговоры друг с другом. После поездки в НКВД поступил рапорт о «контактах с иностранцем». Этого плюс репутации родственника «врага народа» оказалось вполне достаточно для обвинения Жжёнова в шпионаже. Когда Георгий вернулся в Ленинград, за ним пришли.

В знаменитой ленинградской тюрьме «Кресты» Жжёнову пришлось пройти все круги ада. Его допрашивали с пристрастием – пытали, били, лишали сна… Другие не выдерживали издевательств и признавались в самых абсурдных вещах. Но спортивный, тренированный артист наотрез отказался признать обвинение в шпионаже. В результате его не расстреляли, а дали пять лет лагерей.

Так Жженов попал на Колыму, где ему пришлось вынести голод, холод, изнурительный труд, ежедневную борьбу за выживание… В войну в колымские лагеря почти не завозили продуктов, и зэки вымирали сотнями.

В 1943 году руководитель разъездной актерской агитбригады Никаноров случайно узнал бывшего киноактера в покрытом струпьями доходяге из штрафного лагеря на прииске Глухарь, и добился сначала его перевода в свою агитбригаду, а затем - в Магаданский музыкальный драматический театр, труппа которого почти вся состояла из заключенных.

В 1944 году срок заключения актера подходил к концу. Однако его вызвали к лагерному начальству и попросили расписаться в постановлении о дополнительном сроке – еще 21 месяц лагерей.


Человек несгибаемой роли

8 декабря 2005 года в Москве в Национальном медико-хирургическом центре имени Пирогова на 91-м году жизни умер народный артист СССР, кавалер многих орденов и лауреат многих премий Георгий Жженов. Его жизнь вместила в себя около 200 ролей и 16 лет тюрем, лагерей, ссылок.

Возможно, тайна активного долголетия Георгия Жженова, до самой смерти выходившего на сцену Театра имени Моссовета в пьесе Эрнста Томпсона "На Золотом озере", как раз в том, что у него украли 16 лучших лет жизни. Была такая уникальная порода людей, отсидевших невероятные сроки и словно решивших, что пропащие годы "не в счет" и надо сделать все то, что они сделали бы, сложись их жизнь по-человечески, а до тех пор не умирать. Такими были писатель Олег Волков, отсидевший 28 лет и доживший почти до 100, художник Александр Батурин, отсидевший 20 и доживший до 90, и Георгий Жженов.

Актеру начать жизнь сначала труднее, чем писателю. Второй кинодебют Жженова состоялся после реабилитации в 1955 году, первый - в 1932 году в "Ошибке героя" Эдуарда Иогансона, где дебютировал и его друг Ефим Копелян. Он уже отучился на акробата в Ленинградском эстрадно-цирковом техникуме, куда поступил в 15 лет по документам старшего брата Бориса, выступал в цирковом номере каскадных эксцентриков "2-Жорж-2". Закалка помогала в лагере, хотя сам Жженов считал, что выжил благодаря "малоинтеллигентности" и тому, что еще до ареста не имел "никакой веры в справедливость, в закон".

В 1932 году Георгий Жженов поступил в мастерскую Сергея Герасимова в Ленинградском институте сценических искусств, снимался в небольших ролях, зато в громких фильмах: в "Чапаеве" (1934) играл Тимошку, адъютанта Фурманова. На съемки "Комсомольска" (1938) по просьбе Сергея Герасимова его отпустил уже НКВД. Ехать-то ему полагалось в ссылку: Борис уже сидел, он погибнет в Воркуте в 1943 году, тогда же в Мариуполе румынские оккупанты убьют второго брата. Жженов считал, что живет с тех пор за троих.

Вернувшись со съемок, он был арестован, попросил жену не ждать его, прошел пытки в "Крестах". Не забыл и не простил ничего. В перестройку опубликовал рассказы, по градусу ужаса и зоркости взгляда сравнимые с прозой Варлама Шаламова. Поехал с режиссером Сергеем Мирошниченко по Колыме. В телефильме "Русский крест" из-под невозмутимой маски актера сверкнул отчаянный оскал, как его звали блатные, "мутного фраера", с которым лучше не связываться: неизвестно, как ответит на наезд. Освободившись с Колымы в 1945 году, играл в Первом заполярном театре драмы (1945-1946), по ходатайству не забывшего его Герасимова, работал на Свердловской киностудии (1947-1948), после ее перевода в Москву, куда путь ссыльному был заказан, в Театре драмы Павлова-на-Оке, откуда его и взяли повторно и отправили в пожизненную ссылку. В ожидании смерти Сталина играл в Норильском театре вместе с прятавшимся там от репрессий "за плен" опасливым Иннокентием Смоктуновским. Жженов буквально выпихивал его, чтобы такой талант не пропал, в Москву с рекомендательными письмами к другу юности Аркадию Райкину.

В 1955 году он вернулся в Ленинград, играл в областном театре на Литейном, Театре имени Ленсовета, в 1968 году Юрий Завадский пригласил его в Москву - играть в пьесе "Бегство от жизни" последние дни Льва Толстого. Пьесу закрыли, но Театр имени Моссовета стал для Жженова домом на 35 лет.

Бывают в жизни странные рифмы. Жженова посадили как "американского шпиона": в транссибирском поезде актеры выпивали с американским военно-морским атташе. В своей "второй жизни" он был самым "американским" актером советского кино. Сравнить его можно лишь со звездами "золотого века" Голливуда - Хамфри Богартом, Джеймсом Стюартом. Он не "перевоплощался". Он наполнял экран гордым индивидуализмом, сдержанной мужественностью, умудренной проницательностью взгляда, весомостью присутствия в любой роли. Он гордился, что писатель Джеймс Олдридж представлял именно его в роли летчика из "Последнего дюйма", а американец-консультант на съемках "Всей королевской рати" (1972) Наума Ардашникова и Александра Гуткевича назвал его лицо "самым американским". Роль демагога-губернатора Вилли Старка, воплощенного властного безумия, он справедливо считал лучшей в жизни. Дрожь пробирает, когда Вилли камлает перед толпой: "Кровь! Я вижу кровь на Луне! Дайте мне топор!"

Про другие роли он говорил, не жалуясь, а констатируя: "Я играл лишь то, что не могли переварить Олег Ефремов, Михаил Ульянов и еще Евгений Матвеев". Неизменно достойно Жженов играл в крепком жанровом кино. Военном ("Горячий снег", 1973), шпионском ("Меченый атом", 1972), историко-революционном ("Гибель эскадры", 1965), производственном ("Выбор цели", 1974). Даже в первом советском как бы фильме катастроф "Экипаж" (1980). Два персонажа резко выделялись из череды сыгранных им суровых и благородных мужчин: автоинспектор, преследующий вора Деточкина, но понимающий его, в "Берегись автомобиля" (1966) Эльдара Рязанова и белоэмигрант граф Тульев в "Ошибке резидента" (1968) Вениамина Дормана. В четырех фильмах о резиденте Жженов играл не шпиона, распропагандированного КГБ, а ломаную русскую судьбу ХХ века, героя, всегда бравшего, пусть и ошибочно, ответственность на себя.

За роли чекистов Жженов был осыпан наградами КГБ и МВД. Получая одну из них, пошутил: "Вы мне за это хотя бы место солнечное дадите в камере, если снова посадите?" За последние 17 лет он сыграл только в "Незримом путешественнике" (1998) Игоря и Дмитрия Таланкиных: говорил, что приглашают сниматься "в том, что я презираю, ненавидел и ненавижу". В 2000 году ему открыли памятник в Челябинске; он не знал, "смеяться или плакать", испытывая лишь неловкость. Давали одну за другой награды "За честь и достоинство": ну а какую формулу можно было еще приложить к этому невероятному человеку и актеру? Плавал в море, пил водку, работал в комиссии по помилованию, сетовал, что "только вот-вот перестал ухаживать за девушками", "присматривался" к Путину взглядом старого лагерника и горячо радовался "актам возмездия" обиженных властью людей.