Рисунок по окружающему миру степь. Сообщение по окружающему миру на тему: «Природные зоны России

Степь — это равнинная ландшафтная зона, расположенная в умеренных и субтропических поясах Северного и Южного полушария. Степи распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды.

К сожалению, этот вид природного ландшафта постепенно исчезает с лица земли. Причин много: распашка земли, браконьерство, интенсивный выпас скота, пожары.

Общая характеристика степи

Для степей характерно практически полное отсутствие деревьев. Исключения составляют искусственные насаждения вдоль проложенных дорог и лесополосы возле водоемов. Зато в степи произрастает большое количество травянистых растений и кустарников.

Однако стоит помнить, что равнинное безлесное пространство с влажным климатом уже не является степью. Это зона болотистых лугов, а на севере при таких условиях образуются тундры.

Природные зоны степей

Степная природная зона располагается между лесостепью и полупустыней. Степь - это безлесное пространство, сплошь покрытое травами. Травы образуют практически сомкнутый ковер.

Степные растения отличаются способностью переносить засуху и зной. Как правило, листья у степных растений мелкие, сероватые или сизо-зеленые. Многие растения обладают способностью сворачивать листья во время засухи, чтобы предотвратить испарение.

Поскольку степи занимают обширные пространства, виды растений очень разнообразны. Огромное значение для человека имеют, в первую очередь, кормовые растения: клевер, люцерна, кукуруза, подсолнечник, топинамбур. Свекла, картофель, а также зерновые: овес, ячмень, просо.

Среди степных растений также выделяют лекарственные травы и медоносы.

Животные степи мало чем отличаются от фауны пустынь и полупустынь. Им также приходится приспосабливаться к знойному лету и морозным зимам. Из копытных чаще всего встречаются антилопы и сайгаки, из хищников - лисы, волки и манулы. Много грызунов (сусликов, тушканчиков, сурков), пресмыкающихся и насекомых. Среди степных птиц обычно встречаются степные орлы, дрофы, жаворонки, луни. Большинство представителей пернатых зимой улетает в теплые края.

Многие степные животные и птицы находятся на грани вымирания и занесены в Красную книгу.

Виды степей

Виды степей выделяют в зависимости от соотношения злаковых и травянистых растений.

. Горные — характеризуются пышным разнотравьем. Пример — горные степи Кавказа и Крыма.

. Луговые , или разнотравные — здесь произрастает самое большое количество видов степных растений. Луговые степи контактируют с лесами, а почвы их богаты черноземом. К этому виду относится большая часть степей европейской части России и Западной Сибири.

. Ксерофильные — с обилием дерновинных злаков, в основном ковыля. Этот вид степей часто называют ковыльными. Например, южные степи в Оренбургской области.

. Пустынные , или опустыненные. Здесь больше всего полыни, перекати-поле, прутняка и эфемеров. Такими стали некогда богатые, разнотравные степи Калмыкии, которые в результате деятельности человека постепенно превращаются в пустыни.

Климат степей

Главная особенность всех степей — засушливость. Тип климата — от умеренно-континентального до резко континентального. Средняя норма годовых осадков редко превышает отметку в 400 мм. В степях преобладает ветреная погода, а лето характеризуется большим количеством солнечных дней. Зимы малоснежные, зато часты бураны и метели.

Еще одна особенность степей — резкий перепад дневной и ночной температуры, так как ночью температура может падать на 15-20ºC. Эти условия роднят степи с пустынями.

В степях часто бывают пыльные бури, которые влияют на эрозию почвы и приводят к образованию балок и оврагов.

Почвы степей, расположенных в умеренном климатическом поясе весьма плодородны и активно используются в сельском хозяйстве. В основе — чернозем, лишь ближе к южным широтам встречаются каштановые почвы.

В разных странах степи имеют свое название. В Австралии и Африке — это саванна, в Южной Америке — льянос и пампа, или пампасы, в Северной Америке — прерии, а в Новой Зеландии — туссоки.

В Европе степи сохранились, в основном, в заповедных зонах. А вот в Сибири до сих пор есть целинные степи — Курайская, Чуйская.

На 1 кв. км степного пространства обитает больше насекомых, чем людей во всем мире.

В степях обитают самые крупные птицы. В России — дрофы, а в Африке — страусы.

Степи занимают шестую часть территории России. Это бескрайнее море разнотравья. Зона степи наиболее активно разрабатывается человеком для сельскохозяйственных работ из-за чрезвычайно плодородных почв. На этом уроке мы познакомимся с удивительным разнообразием растительного мира степи, узнаем о животных и птицах, которые здесь обитают.

Мы уже знаем, что разграничение природных зон на карте отличается от этой же задачи на местности (рис. 1).

Рис. 1. Карта природных зон России ()

Южнее зоны лесов расположена зона степи, а переходная полоса шириной до нескольких километров называется лесостепью (рис. 2).

Рис. 2. Лесостепь ()

Здесь больше тепла и меньше осадков, чем в зоне лесов, поэтому деревьям расти труднее. Их становится меньше, а ближе к степи они совсем исчезают.

Степи - это безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью (рис. 3).

Отличительная особенность степей - чрезвычайно плодородные почвы - черноземы (рис. 4).

Рис. 4. Чернозем ()

Для сравнения: в лесу слой гумуса составляет 15 см, а в степи - более 50 см.

Климат степи засушливый, особенно мало осадков выпадает летом. Большинство растений в степи засухоустойчивы: они хорошо переносят недостаток влаги.

Рис. 5. Степь в засушливое время ()

В России степи занимают очень большие площади - на долю степей приходится около одной шестой части всей территории страны.

Степи особенно красивы весной, когда зацветают тюльпаны, ирисы, маки - раннецветущие растения, которые спешат использовать весеннюю влагу, чтобы запасти в луковицах и корневищах питательные вещества на весь год (рис. 6-8).

На 1 км² северной степи можно встретить до 80 видов трав, поэтому степь называют царством разнотравья. Здесь произрастают шалфей, сон-трава, горицвет, незабудка, пион, румянка и др. (рис.9-14).

Румянка получила такое название из-за того, что корневищем этого растения в старину румянили щеки.

Многие степные растения имеют волоски, шипы, колючки или выделяют эфирные масла (поэтому степные растения имеют сильный и стойкий запах), которые защищают их от излишнего испарения (рис. 15-17).

В северной степи растут и кустарники: терн, миндаль, степная вишня (рис. 18-20).

В южной степи в основном произрастают злаки: типчак и ковыль (рис. 21-22).

Степь похожа на серебристое море во время цветения ковыля (рис. 23).

Рис. 23. Цветение ковыля ()

Степной ковыль имеет длинные корни, которые помогают ему получать влагу, и очень узкие, сложенные трубочкой листья, которые не дают растению испарять слишком много влаги (рис. 24).

Рис. 24. Степной ковыль ()

В конце сентября в южной степи можно увидеть необычное явление - шары, которые катятся по степи, гонимые ветром. Это растение перекати-поле, стебель которого уже высох к этому времени и оторвался от корневища, распространяет свои семена по степи (рис. 2).

Рис. 25. Перекати-поле ()

Здесь продолжительное засушливое лето, часто дуют суховеи - жаркие иссушающие ветры (рис. 26). Бывают пыльные бури (рис. 27). Дожди здесь - редкое явление, они ливневые и непродолжительные - земля не успевает пропитаться влагой, вода стекает в низины и испаряется (рис. 28).

Разнотравье степи - дом для множества насекомых: богомолы, кузнечики, пчелы. Дыбка степная - самый крупный вид кузнечиков, обитает в степи, охотится на кузнечиков других видов (рис. 29-31).

Такое количество насекомых и злаковых растений привлекает птиц (рис. 32).

Рис. 32. Птицы в степи ()

Журавль-красавка имеет действительно красивое оперение (рис. 33).

Рис. 33. Журавль-красавка ()

Эти птицы из года в год возвращаются на одни и те же места гнездования. Самка до взрослого возраста воспитывает двух журавлят (рис. 3).

Рис. 34. Птенцы журавля-красавки ()

Это пугливые и острожные птицы. К сожалению, во всем мире их осталось около тысячи особей.

Серая куропатка (рис. 35) и дрофа (рис. 36) - еще более редкие птицы.

Степной орел - легендарный охотник. Это очень крупная птица (размах крыльев достигает двух метров). Он подолгу парит над степью, высматривая добычу, а потом резко нападает (рис. 37).

Рис. 37. Степной орел ()

Степь - открытая местность. Поэтому мелкие животные прячутся от хищников в норы. В степи обитают мыши, хомяки и суслики (рис. 38-40).

Суслики живут колониями, выходят, чтобы покормиться, на поверхность из нор все вместе, но один или два суслика остаются осматривать окрестности, они стоят «столбиком» и, если замечают опасность, издают громкий свист - это сигнал, чтобы все укрылись в норах (рис. 1).

Суслик три месяца в году отъедается и девять месяцев проводит в спячке. Этот зверек примечателен еще и тем, что совсем не пьет воду: необходимую ему влагу он получает с кормом.

Степь - это самая густонаселенная природная зона России: здесь много городов, поселков и сел. Причина тому - плодородные земли, которые издавна распахивались для ведения сельскохозяйственной деятельности (рис. 42-44).

Степи - самая преобразованная человеком природная зона. Степень распашки на Восточно-Европейской равнине достигает 70-80 %, в Сибири меньше. Это зона сплошного земледельческого освоения с огромными массивами полей и большими селами.

Распашка степей повлекла за собой изменение численности и видового состава фауны этой природной зоны, а также развитию водной и ветровой эрозии.

Для защиты природного богатства зоны степи были созданы заповедники. В одном из них живут сайгаки - уникальные кочевые животные, которое в течение длительной эволюции хорошо адаптировалось к сложным условиям обитания в сухих степях и полупустынях Евразии (рис. 45).

Этому виду более 15 тысяч лет. К сожалению, их существование, несмотря на усилия со стороны ученых, до сих пор находится под угрозой. Освоение человеком степей и бесконтрольная охота на сайгаков (ценное мясо, шкура и рога) почти полностью истребили этот вид.

Весной у самки рождается один детеныш, который в первые дни своей жизни беспомощен и даже не умеет стоять на ногах (рис. 46).

Рис. 46. Самка сайгака с детенышами ()

Через несколько недель, когда детеныш подрастает и уверенно бегает, мама приводит его в своеобразный детский сад, где несколько опытных самок присматривают за юными сайгаками и обучают их выживанию в степи.

Взрослые сайгаки бегают стадами, поднимая в степи густое облако пыли (рис. 47).

Рис. 47. Стадо сайгаков ()

Природа позаботилась о животных - у сайгаков длинный нос, чтобы пыль успевала оседать, а холодный воздух зимой согреваться до попадания в легкие (рис. 48).

Рис. 48. Нос сайгака ()

На следующем уроке мы поговорим о зоне пустынь, узнаем об особенностях климата этой зоны, растительном и животном мире пустынь России.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Atlas-yakutia.ru ().
  2. Zoogeo365.ru ().
  3. 3planet.ru ().

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Степи России».
  2. Подготовьте небольшое сообщение об одной из степных птиц. Нарисуйте иллюстрацию.
  3. * Используя полученные на уроке знания, напишите рассказ «Бескрайнее море степи».

Цели урока:

Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.

Задачи урока:

  • Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.
  • Развивать умения работать с картой, учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.
  • Прививать бережное отношение к природе.

Оборудование: ПК, МИМИО, проектор, карта природных зон.

У обучающихся: лист учёта знаний на уроке, карта урока, тест “Зона лесов”, картоки для самооценки: желтый тюльпан – 3, ирис – 4, красный тюльпан – 5 (Приложение 1 )

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учащихся.

– Сегодня мы продолжим в путешествие по природным зонам, где вы встретитесь с удивительным растительным и животным миром, узнаете об особенностях климата и занятиях населения, об охране природы,

но сначала повторим пройденный материал.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

1) Учащиеся выполняют тест “Зона лесов”

Проверка. Один ученик называет свои варианты ответов, открывая на доске “шторки” МИМИО у предполагаемого ответа, учащиеся видят верный ответ. Остальные ученики проводят самопроверку своей работы, отмечая ошибки другим цветом.

После проверки на доске появляется слайд с критериями оценки работы. Ученики в лист самооценки вклеивают картинку, соответствующую своей оценке в графу “тест” (желтый тюльпан – 3, ирис – 4, красный тюльпан – 5)

(Самооценка: 5-7 правильных отв.– “3”, 8-9 прав. отв.– “4”, 10 прав. отв. – “5”.)

III. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Учащиеся решают кроссворд по теме “Зона лесов” (Фронтальная работа)

Решив кроссворд, ребята узнают тему урока.

– Тема нашего урока “Зона степей”.

Мы с вами уже познакомились с несколькими природными зонами. (Учащиеся называют изученные природные зоны, показывают на карте).

– Все природные зоны мы изучали по определенному плану. Напомним друг другу план изучения природной зоны.

Учащиеся припоминают план изучения природной зоны, сравнивают с эталоном:

  1. Географическое положение зоны
  2. Климатические условия (сочетание тепла и влаги)
  3. Растительный мир
  4. Животный мир
  5. Влияние деятельности человека на природную зоны

– Таким образом, мы можем сформулировать цель урока. (Дети формулирует цель).

– В зоне степей вы встретитесь с удивительным растительным и животным миром, узнаете об особенностях климата, об охране природы,

– Так как мы с вами отправляемся в путешествие, нам необходимо наметить маршрут. (Составление маршрутного листа) (Приложение 2 )

Физминутка

IV. Работа над новой темой.

Просмотр презентации “Степь в разное время года”
  • Определим положение зоны степей карте (карта природных зон). Рассмотрите карту природных зон России. Каким цветом обозначена зона степей? Сравните площадь зоны лесов и зоны степей. Сделайте вывод.
  • Учащимся выдается таблица, которую они заполняют (Приложение 4 )
  • Климатические условия
    Средняя температура летом +22-24,июль до +40
    Средняя температура зимой -20-30
    Осадки летом Малочисленные,
    Ливневый характер дождей
    Осадки зимой Снежный покров низкий
    Растительный мир
    Деревья Нет, мало влаги
    Кустарники Нет, мало влаги
    Травянистые растения Да
    Как растения приспособились к условиям в степи 1) луковицы, клубни
    2) Узкие листья
    3) Длинные корни
    4) мясистые сочные стебли и листья
    Почему почвы степей очень плодородные?
    Название растения Основные сведения
    Животный мир
    Название животного Основные сведения
    Степь и человек

    4. Рассказ учителя

    Степи – большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето сухое и солнечное, дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая впитаться в почву и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут. Летом часто дуют суховеи. Суховей – сухой, горячий ветер, приходящий из пустыни. Этот ветер приносит много неприятностей.

    Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до 20-30 градусов. Снеговой покров маленький.

    Как уже было сказано, из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но трав здесь много. Травы хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие – узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи – мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги.

    У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы.

    Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага.

    В это время растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и увять. Им хватает в течение этого месяца, в луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. Становиться жарче и тюльпанов и ирисов степи больше не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения.

    Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, Корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.

    К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

    В степях плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы.

    1. Кузнечик
    2. Кобылка
    3. Сверчки
    4. Бабочки
    5. Пчелы, шмели
    6. Степной волк
    7. Сайгак
    8. Суслик
    9. Заяц-русак
    10. Дрофа
    11. Степной орел
    12. Степной жаворонок
    13. Серая куропатка

    6. Степь и человек. Работа с учебником. С. 120.

    Беседа о прочитанном. Заполнение таблицы.

    V. Применение знаний.

    Взаимопроверка. Выставление оценки.

    Рефлексия.

    Какие задания вам особенно понравились?

    – Что интересного вы узнали на уроке?

    Подведение итогов по листу самооценки.

    Зона степей располагается к югу от лесной зоны. Это бескрайние равнинные пространства, покрытые травянистым ковром. Лишь изредка в степи можно найти одинокие деревца или небольшие группы деревьев, которые растут возле водоемов. Эта природная зона встречается на всех континентах.

    Особенности климата

    Лесная зона постепенно, через лесостепь, переходит в безлесную природную зону - степь. Она выглядит как огромное поле, на котором растет душистое разнотравье.

    Степная зона находится в умеренном климатическом поясе. Это значит, что здесь царит солнечная, сухая погода. Для этой местности характерны суховеи - горячие сухие ветры, которые могут переходить в сильные пылевые бури.

    Лето в степи длительное, засушливое, с небольшим количеством осадков. Средняя температура 20-22 градусов по Цельсию, но иногда может повышаться до 40 градусов. Зима короткая и относительно теплая. Лишь изредка температура воздуха понижается до -40 градусов.

    Весной степь будто просыпается: живительные ливни увлажняют почву, и она покрывается ковром ярких степных цветов. Однако из-за солнечной погоды дождевая вода не успевает глубоко проникнуть в землю. Она стекает в низины и быстро испаряется.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Рис. 1. Степь весной.

    Главное богатство степной зоны - это плодородные земли, которые называются черноземом. Отмирая, травы образуют верхний питательный слой - гумус, который обладает уникальными питательными свойствами.

    Растительный мир

    Из-за малого количества влаги в степях растет очень мало деревьев. Основная растительность в этой природной зоне - всевозможные травы и злаки.

    Рис. 2. Степные растения.

    Для степных растений характерны следующие признаки:

    • узкие листья - для испарения малого количества влаги;
    • светлый цвет листвы - лучше отражает солнечные лучи;
    • многочисленные мелкие корешки - лучше впитывают и удерживают ценную влагу.

    В степи растут пионы, ирисы, тюльпаны, ковыль, типчак и многие лекарственные растения.

    Животный мир

    Преобладающий растительный покров создал идеальные условия для жизни насекомых, которых здесь обитает невероятное количество. В степях обитают кузнечики, кобылки, шмели, пчелы и многие другие.

    Поскольку в степи много насекомых, значит, здесь обитает много птиц: куропатки, степные жаворонки, дрофы. Они обустраивают свои гнезда прямо на земле.

    Степные животные максимально приспособлены к жизни в поле: все они небольших размеров, со светлым окрасом, который сливается с растительностью. В степях обитает много грызунов и пресмыкающихся.

    Суслики - типичные обитатели степей. Много времени они проводят, стоя на задних лапках и осматриваясь по сторонам. При малейшей опасности они с тревожным писком скрываются в своих норах. В неблагоприятные годы при сильной засухе и отсутствии корма они впадают в спячку, которая может длиться 9 месяцев.

    Рис. 3. Суслики.

    Экологические проблемы степей

    Самая главная проблема степной зоны - ее распашка под сельскохозяйственные нужды. Плодородные почвы и отсутствие деревьев послужили веской причиной, по которой люди начали распахивать степные земли и выращивать на них культурные растения.

    Кроме того, на нераспаханных степных участках пасут скот, и это неизбежно приводит к разрушению уникальной почвы.

    В результате человеческой деятельности многие степные животные и растения оказались под угрозой полного исчезновения.

    Что мы узнали?

    При изучении доклада по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, что из себя представляет зона степей. Мы выяснили, какой климат характерен для этой природной зоны, какие растения и животные обитают на бескрайних степных просторах, а также что является главной экологической проблемой степей во всем мире.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 411.

    Тип урока: комбинированный

    Цель

    — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

    Характеристика деятельности учащихся

    Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

    Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте зону степей, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать цепи питания. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Характеризовать зону степей по плану . Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

    Планируемые результаты

    Предметные (знать, уметь)

    Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

    Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных зоны степей

    Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

    П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи.

    Р. - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    К. - вести диалог, слушать и слышать собеседника.

    Личностные результаты

    Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

    Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

    Основные понятия и определения

    Подготовка к усвоению нового материала

    Узнаем о природе и экологических проблемах зоны степей. Будем учиться давать характерис-тику этой зоны по плану

    Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона степей по сравнению с лесны-ми зонами. Что ещё ты знаешь о степи? Если тебе приходилось бывать в степи, приготовься рассказать об этом на уроке.

    Зона степей

    Рассмотри фотографии. Представь себе степь. Чем она отличается от леса? Опиши степь по фотографиям.

    Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.

    Изучение нового материала

    ЦАРСТВО ТЕПЛА И СУХИХ ВЕТРОВ

    Как ты знаешь, леса занимают ту часть нашей страны, где достаточно тепла и влаги для роста деревьев. Южнее лесных зон тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а за-тем и вовсе исчезают. Так постепенно леса сменяются лесостепью, а потом — зоной степей.

    В степной зоне очень тёплое, продолжитель-ное, засушливое лето. Часто дуют горячие су-хие ветры — суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и боль-шая часть воды, не успевая напоить почву, по-токами стекает в низины и испаряется

    Степная зона славится самой плодородной почвой — чернозёмом.

    1.Рассмотрите в гербарии и на рисунке рас-тения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи. Проверьте себя по тексту учебника

    Тюльпан Ирис Ковыль Типчак

    2.С помощью рисунка учебника (с. 112 — 113) познакомьтесь с животным миром степи. Инфор-мацию о животных найдите в тексте учебника.

    3.Расскажите по этому рисунку об экологи-ческих связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи

    1. Степной орёл. 2. Пустельга. 3. Степной жаворонок. 4. Дрофа. 5. Серая куропатка.

    6.Журавль-красавка. 7. Суслики. 8. Степная гадюка. 9. Хомяк. 10. Кузнечик.

    11. Шмель. 12. Кобылка.

    ЖИЗНЬ В СТЕПИ

    В степной зоне растут разнообразные травя-нистые растения. Некоторые из них — тюльпа-ны, ирисы — цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Очень красива степь в пору цветения растений. Но вскоре их надземные части отми-рают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

    Другие растения — ковыль и типчак — иначе приспособлены к степным условиям. Они пере-носят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги.

    Разнообразны насекомые степной зоны. Осо-бенно много здесь кобылок и кузнечиков — отовсюду доносится их стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у ко-былок они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечи-ки в основном поедают мелких насекомых.

    Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, жу-равль-красавка, дрофа.

    Красавка — самый мелкий из журавлей. Дро-фа — одна из самых крупных птиц нашей стра-ны, её называют степным великаном.

    В степной зоне много грызунов, например сусликов, хомяков. Степь — открытое место. Поэтому от жары и хищников грызуны могут спрятаться только в норах.

    Грызунами питаются хищные птицы и звери. Очень крупная, до двух метров в размахе кры-льев, хищная птицастепной орёл — настоя-щее украшение природы! Довольно часто встре-чается ловкий хищник степной хорёк.

    Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. На-секомыми питаются ящерицы, грызунами — степ-ная гадюка.

    СТЕПИ И ЧЕЛОВЕК

    Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Например, в Красную кни-гу России внесено очень красивое растение пи-он тонколистный-1 . На страницах Красной книги мы найдём степного орла-2, журавля- красавку, дрофу, крупного кузнечика степную дыбку-3 .

    Почему же эти растения и животные оказа-лись в опасности? Главная причина вот какая: в степной зоне почти не осталось степей! Сте-пи почти повсюду распаханы. На их месте рас-кинулись поля. Распашка степей — главная эко-логическая проблема этой зоны.

    На нераспаханных участках степей пасут скот. Иногда большие стада животных подолгу пасут на одном месте, происходит перевыпас. Это ещё одна экологическая проблема степной зоны. Из-за перевыпаса разрушается почва, исчезают многие растения, страдают дикие животные.

    С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных. Сейчас охота на редких животных запрещена, но этот запрет часто нарушают браконьеры. Браконьерство — ещё одна экологическая проб-лема в этих краях.

    Очень важная задача — сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и жи-вотным миром!

    Некоторые участки степей охраняются в запо-ведниках. Так, в степной зоне расположены запо-ведники Ростовский, Оренбургский, Даурский

    Некоторые степные животные вынуждены пе-реселяться на поля. Так поступают журавль-кра-савка, дрофа. Но обычно их гнёзда погибают во время полевых работ. Чтобы спасти этих птиц, их стали разводить в питомниках. Выскажи пред-положение, как организована эта работа. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

    Осмысление и понимание полученных знаний

    Обсудим!

    1.Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры

    2. Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?

    Самостоятельное применение знаний

    Проверь себя

    1.Покажи на карте зону степей. 2. Дай крат-кую характеристику зоны степей по плану, при-ведённому в учебнике (с. 71).

    Вывод

    В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы, их
    место заняли поля. Сохранившиеся участки степей с их замечательным растительным и
    животным миром необходимо оберегать

    Задания для домашней работы

    1.Нарисуй, как ты представляешь себе степь

    2.Найди в дополнительной литературе, Ин-тернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение