Загробная жизнь. Загробная жизнь как живут наши умершие видео

Благодаря прогрессу медицины, реанимация умерших стала почти стандартной процедурой во многих современных госпиталях. Раньше она почти не применялась.

В этой статье мы не будем приводить реальные случаи из практики врачей реаниматологов и рассказы тех, кто сам перенес клиническую смерть, поскольку массу таких описаний можно найти в таких книгах как:

  • «Ближе к свету» (
  • Жизнь после жизни (
  • «Воспоминания о смерти» (
  • «Жизнь при смерти» (
  • «За порогом смерти» (

Целью данного материала является классификация того что видели люди побывавшие в загробном мире и изложение рассказанного ими в понятной форме в качестве доказательства существования жизни после смерти.

Что происходит после смерти человека

«Он умирает» – это зачастую первое, что слышит человек в момент клинической смерти . Что же происходит после смерти человека? Сначала пациент чувствует, что он выходит из тела и секунду спустя он смотрит на себя сверху вниз паря под потолком.

В этот момент человек впервые видит себя со стороны и испытывает огромный шок. В панике старается привлечь к себе внимание, закричать, дотронуться до врача, передвинуть предметы, но как правила все его попытки тщетны. Его никто не видит и не слышит.

Спустя некоторое время человек осознает, что все его чувства остались функциональными, не смотря на то, что его физическое тело мертвое. Более того пациент испытывает неописуемую легкость которую ранее он никогда не испытывал. Это ощущение настолько прекрасно, что умирающему уже не хочется возвращаться обратно в тело.

Некоторые после вышеописанного возвращаются в тело, и на этом их экскурс в загробную жизнь заканчивается, кому-то напротив удается попасть в некий тоннель, в конце которого виден свет. Пройдя своего рода врата, они видят мир большой красоты.

Кого-то встречают родные и друзья, некоторые встречаются со светлым существом, от которого веет великой любовью и пониманием. Кто-то уверен, что это Иисус Христос, кто-то утверждает, что это ангел хранитель. Но все согласны с тем, что он полон добра и сострадания.

Конечно, далеко не всем удается полюбоваться красотой и насладиться блаженством загробной жизни . Отдельные люди рассказывают, что они попадали в мрачные места и, вернувшись, описывают увиденных ими отвратительных и жестоких существ.

Мытарства

Вернувшиеся с «того света» часто рассказывают, что в какой-то момент они увидели всю свою жизнь как на ладони. Каждый их поступок, казалось бы, случайно брошенная фраза и даже мысли проносились перед ними как наяву. В этот момент человек пересматривал всю свою жизнь.

В этот момент не было таких понятий как социальный статус, лицемерие, самолюбие. Все маски бренного мира были сброшены и человек представал на суд словно голым. Он не мог скрыть нечего. Каждый его плохой поступок отображался в мельчайших подробностях и было показано, как он подействовал на окружающих и тех, кому таким поведением была причинена боль и страдания.



В это время все достигнутые в жизни преимущества - социальное и экономическое положение, дипломы, титулы и т.д. - теряют свое значение. Единственно, что подлежит оценке, это моральная сторона поступков. В этот момент человек осознает, что ничего не стирается и не проходит бесследно, но все, даже каждая мысль, имеет последствия.

Для злых и жестоких людей – это поистине будет началом невыносимых внутренних мучений, так наз, от которых никуда невозможно деться. Сознание сделанного зла, искалеченной своей и чужой души, становиться для таких людей подобно «огню неугасимому» из которого нет выхода. Именно такой суд над поступками именуется в христианской религии как мытарства.

Загробный мир

Перейдя за черту человек, несмотря на то, что все органы чувств остаются прежними, совершенно по-новому начинает ощущать все окружающее. Его ощущения будто начинают работать на все сто процентов. Гамма чувств и переживаний настолько велика, что вернувшиеся просто не могут словами объяснить всего того, что довилось им там почувствовать.

Из более земного и привычного нам по восприятию это время и расстояние, которое, по словам побывавших в загробном мире течет там абсолютно иначе.

Люди, пережившие клиническую смерть, часто затрудняются ответить, сколько длилось их посмертное состояние. Несколько минут, или несколько тысяч лет, для них это не составляло никакой разницы.

Что же касалось расстояния, так оно и вовсе отсутствовало. Человек мог перенестись в любую точку, на любое расстояние лишь только подумав об этом, то есть силой мысли!



Удивительным моментом является и то, что не все из реанимированных описывают места похожие на рай и ад. Описания мест отдельных индивидов просто потрясают воображения. Они уверены, что были на других планетах или в других измерениях и это похоже на правду.

Посудите сами словоформы вроде холмистые луга; яркая зелень такого цвета, какого на земле не бывает; поля, залитые чудесным золотым светом; города неописуемые словами; животные каких больше нигде не встретишь – все это не относиться к описаниям ада и рая. Люди побывавшие там не находили нужных слов, чтобы вразумительно передать свои впечатления.

Как выглядит душа

В каком облике предстают умершие перед другими и как они выглядят в своих глазах? Такой вопрос интересует многих и к счастью те, кто побывал за гранью дали нам ответ.

Те, кто осознавал свой выход из тела, рассказывают, что поначалу им было нелегко себя узнать. В первую очередь пропадает отпечаток возраста: дети видят себя взрослыми, а старики – молодыми.



Тело тоже преображается. Если человек при жизни имел какие-либо повреждения или увечья, то после смерти они исчезают. Появляются ампутированные конечности, возвращается слух и зрение, если оно отсутствовало ранее у физического тела.

Встречи после смерти

Те, кто побывал по ту сторону «завесы» часто рассказывают, что встречались там со своими умершими родственниками, друзьями и знакомыми. Чаще всего люди видят тех, с кем были близки при жизни или состояли в родстве.

Такие видения нельзя считать правилом, скорее это исключения которые происходят не очень часто. Обычно такие встречи выступают в качестве назидания тем, кому еще рано умирать, и кто должен вернуться на землю и изменить свою жизнь.



Иногда люди видят то, что ожидали увидеть. Христиане видят ангелов, Деву Марию, Иисуса Христа, святых. Люди нерелигиозные видят какие-то храмы, фигуры в белом или юношей, а иногда ничего не видят, но чувствуют «присутствие».

Общение душ

Многие реанимированные люди утверждают, что там с ними общалось нечто или некто. Когда же их просят рассказать, о чем шел разговор, они затрудняются ответить. Происходит это по причине неизвестного им языка, а точнее нечленораздельной речи.

Долгое время врачи не могли объяснить, почему люди не помнят или не могут передать услышанное и считали это всего лишь галлюцинациями, но со временем некоторые вернувшиеся все же смогли пояснить механизм общения.

Выяснилось, что там люди общаются мысленно! Следовательно, если в том мире все мысли «слышны», то нам нужно научиться здесь контролировать свои мысли, чтобы там не стыдиться того, что мы невольно подумали.

Перейти рубеж

Практически каждый, кто испытал загробную жизнь и помнит о ней, рассказывает о некоем барьере, который разделяет мир живых и мертвых. Перейдя на другую сторону, человек никогда не сможет вернуться к жизни и каждая душа это знает хоть ей об этом и никто не сообщал.

Эта граница для каждого своя. Одни видят забор или решетку на границе поля, другие берег озера или моря, а третьи как ворота, поток или облако. Разница в описаниях вытекает, опять же, из субъективного восприятия каждого.



Прочитав все вышеописанное, только закоренелый скептик и материалист может сказать, что загробная жизнь это вымысел. Многие врачи и ученые долгое время отрицали не только существования ада и рая, но и вовсе исключали возможность существования загробной жизни.

Показания очевидцев испытавших это состояния на себе загнали в тупик все научные теории отрицавшие жизнь после смерти . Конечно сегодня есть ряд ученых которые до сих пор считают все показания реанимированных галлюцинациями, но такому человеку не помогут никакие доказательства пока он сам не начнет путешествие в вечность.

Наверное, среди взрослого населения всей планеты не сыскать даже одного человека, который так или иначе не задумывался о смерти.

Нас сейчас не интересует мнение скептиков, подвергающих сомнению все, что они не пощупали своими руками и не видели собственными глазами. Нас интересует вопрос, что такое смерть?

Довольно часто приводящиеся социологами опросы показывают, что до 60 процентов респондентов уверены – загробная жизнь существует.

Чуть более 30 процентов опрошенных, занимают нейтральную позицию в отношении Царства мертвых, полагая, что скорее всего их ждет после смерти реинкарнация и возрождение в новом теле. Остальной десяток не верит ни в первое ни во второе, считая, что смерть - это конечный итог вообще всему. Если же Вас интересует, что происходит после смерти с теми, кто продал свою душу дьяволу и обрел на земле богатство, славу и почитание — рекомендуем обратиться к статье о . Такие люди обретают благополучие и уважение не только при жизни, но и после смерти: продавшие душу становятся могущественным демонами. Оставить заявку на продажу души, чтобы демонологи провели ритуал для Вас: [email protected]

На самом деле, это не абсолютные цифры, в одних странах люди охотнее верят в потусторонний мир, опираясь на прочитанные книги специалистов психиатрии, изучавших вопросы клинической смерти.

В других местах полагают, что жить надо на всю «катушку» здесь и сейчас, а что ожидает потом их мало беспокоит. Вероятно, разброс мнений лежит в области социологии и среды проживания, но это совсем иная проблема.

Из полученных в опросе данных ясно видится вывод, большинство жителей планеты верит в загробную жизнь. Это действительно волнующий вопрос, что ожидает нас в секунду смерти – последний выдох здесь, и новый вдох в Царстве мертвых?

Очень жаль, но полноценного ответа на такой вопрос нет ни у кого, разве что у Бога, но если признать в нашем уравнении существование Всевышнего за верность, то разумеется ответ один – Грядущий мир есть!

Рэймонд Моуди, жизнь после смерти существует.

Множество видных ученых в разное время задавались вопросом, смерть - это особое переходное состояние между жизнью здесь и перемещением в потусторонний мир? К примеру, такой известный ученый как , изобретатель даже пытался наладить связь с обитателями загробного мира. И это лишь один пример из тысяч подобных, когда люди искренне верят в жизнь после смерти.

Но если хоть что-то, что может дать нам уверенность в жизни после смерти, хоть какие-то признаки, говорящие о существовании загробного мира? Есть! Есть такие доказательства, уверяют исследователи вопроса и специалисты психиатрии, которые работали с людьми, пережившими клиническую смерть.

Как уверяет нас такой известный специалист вопроса «жизни после смерти» Рэймонд Моуди, американский психолог и врач из Портердэйл, штат Джорджия – загробная жизнь существует вне всяких сомнений.

Причем психолог имеет множество приверженцев из научной среды. Ну что же, давайте посмотрим, что за факты нам приводят в качестве доказательства фантастичной идеи существования загробной жизни?

Сразу оговорюсь, мы сейчас не затрагиваем вопрос реинкарнации, переселения души или ее возрождения в новом теле, это совсем иная тема и даст бог, а судьба позволит, мы это рассмотрим позже.

Так же замечу, увы, но несмотря на многолетние исследования и поездки по миру, ни Рэймонд Моуди, ни его последователи, не смогли разыскать хотя бы одного человека, который пожил в загробном мире, и вернулся оттуда с фактами на руках, — это не шутка, но необходимое примечание.

Все доказательства о существовании жизни после смерти основаны на рассказах людей испытавших клиническую смерть. Это так называемый последние пару десятков лет и набравший популярность термин «предсмертный опыт». Хотя уже в самом определении закралась ошибка – о каком предсмертном опыте может идти речь, если смерти по факту не наступило? Но хорошо, пусть будет так, как об этом говорит Р. Моуди.

Предсмертный опыт, путешествие в загробный мир.

Клиническая смерть по выводам множества исследователей этой области предстает как разведывательный путь в загробную жизнь. Как это выглядит? Врачи-реаниматологи спасают человеку жизнь, но в какой-то момент смерть оказывается сильнее. Человек умирает – опуская физиологические подробности отметим, время клинической смерти составляет от 3 до 6 минут.

Первая минута клинической смерти, реаниматолог проводит необходимые процедуры, а между тем душа умершего выходит из тела смотрит на все происходящее со стороны. Как правило, души людей на какое-то время перешедшие границу двух миров возлетают к потолку.

Далее испытавшие клиническую смерть видят разную картину: одних что-то мягко, но уверено увлекает в тоннель, нередко спиралевидную воронку, где они набирают сумасшедшую скорость.

При этом они чувствуют себя замечательно и свободно, четко осознавая, что впереди их ждет чудесная и прекрасная жизнь. Другие наоборот, напуганы картиной увиденного, их не затягивает в тоннель, они устремляются домой, к семье, видимо ища там защиты и спасения от чего-то не хорошего.

Вторая минута клинической смерти, физиологические процессы в организме человека замирают, но сказать, что это умерший человек еще нельзя. Кстати, во время «предсмертного опыта» или вылазки в загробную жизнь на разведку, время претерпевает заметные трансформации. Нет, ни каких парадоксов, но то время, что здесь занимает считанные минуты, в «там» растягивается до получаса а то и более.

Вот что рассказала молодая женщина, приобретшая предсмертный опыт: У меня появилось такое ощущение, что моя душа вышла из тела. Я видела врачей и себя лежащей на столе, но мне это не показалось чем-то страшным или пугающим. Я почувствовала приятную легкость, мое духовное тело излучало радость и впитывало покой и спокойствие.

Затем, я вышла за пределы операционной и очутилась в очень темном коридоре, на конце которого виднелся яркий белый свет. Не знаю как это получилось, но я летела по коридору в направлении света с огромной скоростью.

Это было состояние удивительной легкости, когда я достигла конца тоннеля и попала в объятия окружившего меня со всех сторон света….женщина вышла на свет, и оказалось, что рядом с ней стоит давно умершая мама.
Третья минута реаниматологов, пациент вырван у смерти….

«Дочка, тебе рано еще умирать», – сказала мне мама… После этих слов женщина провалилась в темноту и более ничего не помнит. Она пришла в сознание на третьи сутки и узнала, что приобрела опыт клинической смерти.

Все рассказы людей, переживших пограничное состояние между жизнью и смертью чрезвычайно похожи. С одной стороны, это дает нам право верить в загробную жизнь. Однако, сидящий внутри каждого из нас скептик нашептывает: как так, «женщина ощутила, как ее душа покидает тело», но при этом она все видела? Вот интересно, она ощущала или все же смотрела, согласитесь, это разные вещи.

Отношение к вопросу предсмертного опыта.

Я ни разу не скептик, и верю в потусторонний мир, но когда читаешь полную картину опроса клинической смерти от специалистов, не отрицающих возможность существования жизни после смерти, но смотрящих на это без вольности, то отношение к вопросу несколько меняется.

И первое что изумляет, так это сам «предсмертный опыт». В большинстве случаев такого события, не тех «нарезок» для книг, что мы так любим цитировать, а полный опрос людей переживших клиническую смерть, то видишь следующее:

Оказывается, в группу, подвергавшуюся опросу входят все пациенты. Все! Неважно чем человек болел, эпилепсия, впал в глубокую кому, и пр… это вообще может быть передозировка снотворных или тормозящих сознание препаратов – в подавляющем своем большинстве, для опроса достаточно заявить, что переживал клиническую смерть! Удивительно? А то, если врачи, фиксируя смерть делают это по отсутствию дыхания, кровообращения и рефлексов, то для участия в опросе это как бы не важно.

И еще странность, на которую мало обращают внимания когда психиатры описывают пограничные состояния человека близкие к смерти, хотя это и не скрывается. К примеру, тот же Моуди признается, что в обзоре есть множество случаев, когда человек видел/переживал полет через тоннель к свету и прочую атрибутику загробной жизни не имя никаких физиологических повреждений.

Это действительно из области паранормального, но психиатр сознается, что во многих случаях, когда человек «летел в загробную жизнь», его здоровью ничего не угрожало. То есть, видения полета в Царство мертвых, как и предсмертный опыт, человек приобретал не будучи в предсмертном состоянии. Согласитесь, это меняет отношение к теории .

Ученые, несколько слов о предсмертном опыте.

По уверению специалистов, вышеописанные картины «полета на тот свет» приобретаются человеком до наступления клинической смерти, но не как после нее. Выше упоминалось, что критические повреждения организма и невозможность сердца обеспечить жизненный цикл разрушают мозг спустя 3-6 минут (не будем обсуждать последствия критического времени).

Это убеждает нас в том, что перейдя смертную секунду, умерший не имеет возможности или способа что-либо чувствовать. Все ранее описанные состояния человек испытывает не во время клинической смерти, а во время агонии, когда кислород еще разносится кровью.

Почему картины, пережитые и рассказанные людьми заглянувшими «по ту сторону» жизни очень похожи? Это вполне объясняется тем, что во время предсмертной агонии, на работу мозга любого человека, переживающего это состояние, влияют одни и те же факторы.

В такие минуты сердце работает с большими перебоями, мозг начинает испытывать голодание, дополняют картину скачки внутричерепного давления, и прочее на уровне физиологии, но без примеси потустороннего.

Видение темного тоннеля и полеты на тот свет с огромной скоростью так же находят научное обоснование, и подтачивают нашу веру в жизнь после смерти, — хотя как мне кажется, это лишь ломает картинку «предсмертного опыта». Из-за сильнейшего кислородного голодания, может проявить себя так называемое тоннельное зрение, когда мозг не может правильно обработать сигналы идущие с периферии сетчатки глаз, и принимает/обрабатывает лишь сигналы полученные с центра.

Человек же в этот момент наблюдает эффекты «полета сквозь тоннель к свету». Достаточно хорошо усиливают галлюцинации бестеневая лампа и врачи, стоящие с двух сторон стола и в голове, – имевшие подобный опыт знают, зрение начинает «плыть» еще до наркоза.

Ощущение души покидающей тело, видение врачей и себя как бы со стороны, наконец-то приходящее облегчение от боли – на самом деле это действие медицинских препаратов и сбой в работе вестибулярного аппарата. Когда же наступает клиническая смерть, то в эти минуты человек ничего не видит и не чувствует.

Так, к слову говоря, высокий процент людей принимавших тот же ЛСД сознавался, что в эти моменты они приобретали «опыт» и ходили в другие миры. Но не считать же это открытием портала в другие миры?

В заключение, я бы хотел отметить, что цифры опроса, приведенные в самом начале, это лишь отображение нашей веры в жизнь после смерти, и не могут служить доказательством жизни в Царстве мертвых. Статистика официальных медицинских программ выглядит совсем иначе, и может даже у оптимистов отбить веру в загробный мир.

На самом деле, у нас крайне мало тех случае, когда люди действительно пережившие клиническую смерть, могли вообще хоть что-нибудь рассказать о своих видениях и встречах. Причём это не те 10-15 процентов о которых говорят, это всего лишь около 5%. Среди которых находятся люди, перенесшие смерть мозга – увы, но им даже психиатр владеющий гипнозом не сможет помочь что-либо вспомнить.

Другая часть выглядит гораздо лучше, хотя конечно о полном восстановлении речи нет, и достаточно трудно понять, где у них собственные воспоминания, а где возникшие после бесед с психиатром.

Но в одном вдохновители идеи «жизни после смерти» правы, клинический опыт действительно сильно меняет жизнь людей переживших это событие. Как правило, это долгий период реабилитации и восстановления здоровья. В некоторых историях рассказывают, что люди пережившие пограничное состояние и вдруг открывают в себе ранее не виданные таланты. Якобы общение с ангелами встречающими умерших на том свете, кардинально меняют мировоззрение человека.

Другие наоборот, пускаются в такие тяжкие грехи, что начинаешь подозревать либо писавших в искажении фактов и умолчавших об этом, либо…либо некоторые провались в преисподнюю, и поняли, что ничего хорошего их в загробной жизни не ждет, вот и надо здесь и теперь «накуриться» перед смертью.

И все же она существует!

Как сказал идейный вдохновитель биоцентризма профессор Роберт Ланц, из медицинской школы Университета Северной Каролины, человек верит в смерть потому что его этому учат. Основа этого учения лежит на основах философии жизни – узнай мы наверняка, что в Грядущем мире жизнь обустроена счастливо, без боли и страданий, то зачем нам ценить эту жизнь? Но это же говорит нам о том, что потусторонний мир существует, смерть здесь – это рождение в Том мире!


Большинство людей, достигнув определенного возраста, начинают задумываться над вопросами, существует ли загробная жизнь, как живут наши умершие. Большинство религий проповедуют мир иной, где человек избавлен от всех бед и забот, но для того чтобы получить место в Эдеме, необходимо заслужить его благочестивым поведением в земной жизни. После того как в последние десятилетия атеизм стал сдавать свои позиции, парапсихологи, экстрасенсы, ученые нетрадиционных направлений доказали, что загробная жизнь существует.
Что происходит по ту сторону видимости и что дало основание для таких заключений?


Существует ли загробная жизнь - доказательства:

Многие провидцы (Вангелия Гуштеровп – Ванга, Григорий Распутин - Новых, танзанийский мальчик шейх Шарифу) не сомневались в существовании потустороннего мира и в том, что для каждого человека там отведено свое место. Прямыми доказательства посмертного существования реальных, исторических личностей (в основном Девы Марии) можно считать Фатимские Чудеса (1915-1917 годы) и Лурдские исцеления. Некоторые ученые, придерживающие атеистического мировоззрения, на вопрос, существует ли загробная жизнь, доказательства которой в большинстве случаев носят косвенный характер, отвечают утвердительно.

Загробная жизнь: как живут наши умершие

Академик-нейрофизиолог Н.П. Бехтерева, сама профессия которой не приемлет никакого мистицизма, в своих автобиографических воспоминаниях рассказывает о том, что ей неоднократно являлся призрак покойного мужа. При этом супруг, также работавший в области медицинской физиологии, советовался с ней о нерешенных во время жизни проблемах. Если первоначально ночные встречи с призраком вызывали у женщины озабоченность, то после появления его в дневное время всякие опасения исчезли. Наталья Петровна ни капли не сомневалась в реальности происходящего.

Известный американский провидец Эдгар Кейси, вводя себя в сомнамбулическое состояние, сделал около 25 тысяч предсказаний, в одном из которых с точностью до часа указал время своей смерти. При диагностировании заболеваний Э. Кейси достиг точности 80% – 100%. Он был глубоко уверен о своей реинкарнации и повторном появлении на свет в другом образе.

Некоторые исследователи, основываясь на реальных событиях, явлениях и феноменах, читают непреложным фактом то, что ученые доказали, что загробная жизнь существует. Однако контакт с потусторонним миром возможен только у отдельных лиц – «проводников»: индивидов, находящихся в стрессовом или пограничном состоянии, или людей, обладающих экстрасенсорными способностями.

Последними доказательствами существования загробной жизни можно считать поиски жительницы Новосибирска М.Л. Бабушкиной могилы своего отца, погибшего вовремя Великой Отечественной Войны. Его захоронение Мария Лазаревна нашла в составе группы «Поиск». При этом, по утверждению участников экспедиции, она с поразительной точностью указала место упокоения. В интервью телевидению М.Л. Бабушкина достаточно убедительно объяснила корреспондентам, что к могиле отца поисковиков вел его голос, и он же указал с точностью до метра место нахождения останков фронтовика.

О подобных случаях неоднократно сообщали участники поисковых экспедиций из Новгорода. По их сообщениям, души не успокоенных должным образом фронтовиков выходят на поисковиков-одиночек и сообщают координаты захоронения. Наибольшее количество контактов с представителями загробного мира отмечено в одном их урочищ Мясного Бора (Долина Смерти), где в 1942 году была окружена фашистами 2 ударная армия, большинство солдат и офицеров погибло при попытке прорвать окружение.
ученые доказали что загробная жизнь существует

Видения потустороннего мира

***Галина Лагода из Калининграда во время клинической смерти, находясь на операционном столе, встретилась с незнакомцем в белом одеянии, который сказал, что она не выполнила свою земную миссию, а для его завершения этой миссии передал умиравшей дар предвидения.
***Юрий Бурков после остановки сердца не терял связи с внешним миром, а после возвращения к жизни первым делом поинтересовался у жены, нашла ли она потерянные ключи, о чем находящаяся в панике женщина никому не рассказывала. Он же через несколько лет, находясь с женой у постели больного сына, которому врачи поставили смертельный диагноз, предрек, что сын сейчас не умрет и ему дарован год жизни – предсказание сбылось с абсолютной точностью.
***Анна Р. во время клинической смерти наблюдала ослепительно яркий свет и коридор, ведущий в бесконечность, войти в который ей не дали успешно проведенные реанимационные процедуры.

О многочисленных посмертных явлениях святых, пророков и мучеников, которые с достаточной точностью предсказывают не только глобальные мировые события, но и будущее конкретного лица, можно говорить как о реальных фактах. Это дает основание полагать, что загробная жизнь существует, как живут в ней наши умершие, населяющим материальный мир остается неизвестно. Эти знания находятся за пределами понимания человека, и напоминают о потустороннем мире только единичные случаи.

Светлана Сушкевич
*******

PS: Верите вы или не верите, но умершие приходят ко мне, лет 30. Даже те души, которые должны уйти, они сами, их души, ко мне приходят, что бы предупредить через меня их родных. В предсказаниях я не ошибалась.Честно говоря, я не предсказываю смерть, только когда сами души приходят. Я очень редко предсказываю смерть. Моя задача предупредить об опасной трагедии. Но самое страшное, что я на самом деле вижу видения, людей, которые покидают это мир. Я их вижу и после смерти. Я видела Рай. Я принимала души в тот мир, по дороге, которой они идут. Конечно, это коротко. Долго описывать.

Глава 1 Определение загробной жизни. Места загробного пребывания душ. Периоды загробной жизни

Что такое загробная жизнь, какая она – жизнь после смерти? Слово Божие – источник для разрешения нашего вопроса. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33).

Священное Писание представляет нам загробную жизнь продолжением земной, но в новом мире и в совершенно новых условиях. Иисус Христос учит, что Царство Божие находится внутри нас. Если у людей добрых, благочестивых – в сердце рай, то у злых – в сердце ад. Итак, загробное состояние, то есть рай и ад, имеют на земле свое соответствие, составляющее как бы начало загробной вечной жизни. Характер загробной жизни можно определить по тому, как и чем живет душа на земле. По нравственному состоянию душ здесь мы предварительно можем узнать об их загробном состоянии.

Кротость и смирение наполняют душу небесным миром. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29), учил Господь Иисус Христос. Это начало райской – блаженной, спокойной, безмятежной – жизни на земле.

Состояние человека, подверженного страстям, как состояние неестественное для него, противное его природе, не согласное с волей Божьей, – это отражение нравственной муки. Это вечное, не останавливающееся развитие страстного состояния души – зависти, гордости, сребролюбия, сластолюбия, чревоугодия, ненависти и лености, делающего душу мертвой еще на земле, если только она вовремя не излечится покаянием и противодействием страсти.

Загробное состояние, то есть рай и ад, имеют на земле свое соответствие, составляющее как бы начало загробной вечной жизни.

Каждый из нас, кто внимателен к себе, испытывал эти два внутренних духовных состояния души. Бесстрастное – это когда душа бывает объята чем-то неземным, полным духовной радости, делающей человека готовым ко всякой добродетели, вплоть до самопожертвования себя для Неба; и страстное – это состояние, доводящее человека до готовности на всякое беззаконие и разрушающее человеческую природу, и духовную, и телесную.

Когда человек умирает, его тело предают земле, как семя для прорастания. Оно, как клад, спрятано на кладбище до известного времени. Душа человека, которая является образом и подобием Творца – Бога, переходит с земли в загробный мир и там живет. За гробом все мы живы, так как Бог… не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).

Дивный Промысл Божий ясно показывает, что человек сотворен для бессмертия. Наша земная жизнь – это начало, приготовление к загробной, нескончаемой жизни.

При современном развитии науки духовно-нравственное падение стало таким глубоким, что даже забылась истина бытия души за гробом и стала забываться цель нашей жизни. Сейчас человек стоит перед выбором, кому поверить: врагу нашего спасения, внушающему сомнение, вселяющему неверие в Божественные истины, или Богу, обещавшему верующим в Него вечную жизнь. Если бы не было после смерти новой жизни, то для чего нужна была бы земная жизнь, зачем тогда добродетели? Дивный Промысл Божий ясно показывает, что человек сотворен для бессмертия. Наша земная жизнь – это начало, приготовление к загробной, нескончаемой жизни.

Вера в будущую загробную жизнь – это один из догматов Православия, двенадцатый член «Символа веры». Загробная жизнь – это продолжение настоящей земной жизни, только в новой сфере, при совершенно иных условиях; продолжение в вечности нравственного развития добра – истины, либо развития зла – лжи. Как на земле жизнь или приближает человека к Богу, или отдаляет от Него, так и за гробом одни души находятся с Богом, а другие – в удалении от Него. Душа переходит в загробное существование, унося с собой все, что ей принадлежит. Все наклонности, добрые и злые привычки, все страсти, с которыми она сроднилась и для которых жила, не оставят ее после смерти. Загробная жизнь – это проявление бессмертия души, дарованного ей Господом. Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (Прем. 2, 23).

С понятием о загробной жизни неразрывно связаны понятия о вечности и бессмертии души. Вечность – это время, не имеющее ни начала, ни конца. С того момента, когда младенец в утробе матери получает жизнь, для человека открывается вечность. Он вступает в нее и начинает свое бесконечное существование.

В первый период вечности, во время пребывания младенца в утробе матери, для вечности формируется тело – внешний человек. Во второй период вечности, когда человек живет на земле, для вечности формируется его душа – внутренний человек. Таким образом, земная жизнь служит началом третьего периода вечности – загробной жизни, которая является бесконечным продолжением нравственного развития души. Для человека вечность имеет начало, но не имеет конца.

Правда, до просвещения человечества светом Христовой веры понятия «вечность», «бессмертие» и «загробная жизнь» имели ложные и грубые формы. И христианство, и многие другие религии обещают человеку вечность, бессмертие души и загробное существование – счастливое или несчастное. Следовательно, будущая жизнь, являющаяся продолжением настоящей, полностью зависит от нее. По учению Господа, верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3, 18). Если здесь, на земле, душа примет Источник жизни, Господа Иисуса Христа, это отношение и будет вечным. От того, к чему стремилась душа на земле – к добру или ко злу, будет зависеть ее будущее после смерти, так как эти качества вместе с душой уходят в вечность. Однако загробное состояние некоторых душ, участь которых на частном суде окончательно не решена, взаимосвязано с жизнью их близких, оставшихся на земле.

Вечность, бессмертие души, а следовательно, и ее загробная жизнь являются общечеловеческими понятиями. Они находятся в тесной связи с вероучениями всех народов, всех времен и стран, на какой бы степени нравственного и умственного развития они ни находились. Представления о загробной жизни в разные времена и у разных народов отличаются друг от друга. Племена, находящиеся на низких ступенях развития, представляли загробную жизнь в примитивных, грубых формах, наполняли ее чувственными удовольствиями. Другие же считали загробную жизнь унылой, лишенной земных радостей, ее называли царством теней. Такое представление было у древних греков, они считали, что души – это бесцельно существующие, блуждающие тени.

От того, к чему стремилась душа на земле – к добру или ко злу, будет зависеть ее будущее после смерти, так как эти качества вместе с душой уходят в вечность.

А вот как описывается праздник мертвых в Нагасаки: «При наступлении сумерек жители Нагасаки отправляются процессиями по различным кладбищам. На могилы ставятся зажженные бумажные фонари, и в несколько мгновений такие места оживляются фантастической иллюминацией. Родные и друзья умерших приносят с собой еду, предназначенную для покойников. Часть ее едят живые, а другую кладут на могилы. Затем еду для умерших укладывают в маленькие лодочки и пускают их на воду, по течению, которое должно донести их душам, находящимся за гробом. Там, за океаном, по их представлениям, находится рай» («Природа и люди». 1878).

Язычники, будучи твердо убеждены в существовании загробной жизни, для успокоения усопших жестоко расправляются с военнопленными, мстя за кровь убитых родных. Смерть для язычника не страшна. Почему? Да потому, что он верит в загробную жизнь!

Известные мыслители древности – Сократ, Цицерон, Платон – высказывались о бессмертии души и взаимном общении земного и загробного миров. Но они, сознавая и предчувствуя свое бессмертие в загробной жизни, не могли проникнуть в ее тайны. По мнению Вергилия, души, носясь по ветру, очищались от своих заблуждений. Племена, находящиеся на низших ступенях развития, считают, что души усопших, как тени, блуждают около своих покинутых жилищ. Сознавая истину загробной жизни души, они слышат в ветре томный плач блуждающих теней. Они считали, что душа продолжает жить чувственной жизнью, поэтому клали в могилу вместе с покойником пищу, питье, оружие. Мало-помалу мысль и воображение создавали более или менее определенные места, где должны были жить умершие. Затем, в зависимости от того, к чему они стремились при жизни, к добру или ко злу, эти места стали разделять на две области, имеющие отдаленное сходство с представлениями о рае и аде.

Чтобы души в загробной жизни не оставались одинокими, на могилах убивали слуг, закалывали или сжигали жен умершего. На могилы грудных детей матери выливали молоко. А гренландцы в случае смерти ребенка убивали собаку и клали вместе с ним в могилу, надеясь, что тень собаки в загробном мире будет служить ему проводником. При всей своей неразвитости древние языческие народы и современные язычники верят в посмертное воздаяние за земные дела. Это подробно описано в трудах Причарда и Алжера, собравших многие факты об этом. Л. Каро пишет: Даже у неразвитых дикарей убеждение это поражает нас тонкостью морального чувства, которому нельзя не удивляться.

Дикари острова Фиджи, которых считают наименее развитыми среди других племен, убеждены, что душа после смерти предстает перед судилищем. Во всех мифологических сказаниях, почти у всех народов есть представление о первоначальном испытании душ, предшествующем суду над ними. По представлениям индейцев племени гурон, души умерших сначала должны пройти путь, полный всяких опасностей. Им нужно перейти через быструю реку по тонкой перекладине, дрожащей под их ногами. Свирепый пес, находящийся на другом берегу, мешает им переправиться и старается сбросить их в реку. Затем они должны идти по тропинке, вьющейся между колеблющимися камнями, которые могут упасть на них. По мнению африканских дикарей, души добрых людей на пути к божеству подвергаются преследованиям злых духов. Поэтому у них появился обычай приносить жертвы за умерших этим злым духам. В классической мифологии мы встречаем при дверях ада трехглавого Цербера, которого можно успокоить приношениями. Дикари Новой Гвинеи убеждены, что два духа – добрый и злой – сопутствуют душе после ее смерти. Через какое-то время им преграждает путь стена. Добрая душа с помощью доброго духа легко перелетает через стену, а злая разбивается об нее.

Все народы верили, что душа после смерти продолжает свое существование и за гробом. Они верили, что она имеет связь с живыми, еще оставшимися на земле. А так как загробная жизнь представлялась язычникам смутной, тайной, то и сами ушедшие туда души возбуждали в живых какой-то страх и недоверие. Веруя в неразрывность духовного союза мертвых с живыми, в то, что мертвые могут оказывать влияние на живых, они стремились задобрить загробных обитателей, пробудить в них любовь к живым. Отсюда возникли особые религиозные обряды и заклинания – некромания, или мнимое искусство вызывать души умерших.

Во всех мифологических сказаниях, почти у всех народов есть представление о первоначальном испытании душ, предшествующем суду над ними.

Христиане основывают свою веру в бессмертие души и в загробную жизнь на Божественном Откровении Ветхого и Нового Заветов, на учении святых отцов и учителей Церкви, на понятиях о Боге, душе и ее свойствах. Услышав от Бога слово «смерть», Адам и Ева тотчас осознали, что они сотворены бессмертными.

Со времени первого человека долго не было известно искусство письма, поэтому все передавалось устно. Таким образом, все религиозные истины, переходя из рода в род, дошли и до Ноя, который передал их своим сыновьям, а те – своим потомкам. Следовательно, истина бессмертия души и ее загробной вечной жизни хранилась в устном предании, пока Моисей первым не упомянул о ней в разных местах своего Пятикнижия.

О том, что сознание загробной жизни было общим для всего человечества, свидетельствует Иоанн Златоуст: «С нашим верованием о воздаянии каждому по делам в будущей жизни согласны и эллины, и варвары, стихотворцы и философы, и вообще весь род человеческий» («Беседа 9-я на Второе Послание к Коринфянам»). Божественное Откровение Ветхого и Нового Заветов открыло человеку истину о его личном загробном существовании. Моисей писал: и сказал Господь Авраму… а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй (Быт. 15, 13, 15). Известно, что тело Авраама похоронено в Ханаане, а тело его отца Фарры погребено в Харране, а тела предков Авраама – в Уре. Тела покоятся в разных местах, а Бог говорит Аврааму, что он отойдет к своим отцам, то есть его душа соединится за гробом с душами предков, находящихся в шеоле (аду). И скончался Авраам… и приложился к народу своему (Быт. 25, 8). Точно так же Моисей описывает и смерть Исаака, говоря, что он приложился к народу своему (Быт. 35, 29). Патриарх Иаков, сраженный скорбью о смерти своего любимого сына, говорил: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (Быт. 37, 35). Слово «преисподняя» означает таинственное загробное жилище. Иаков, чувствуя приближение смерти, сказал: я прилагаюсь к народу моему… и скончался, и приложился к народу своему (Быт. 49, 29, 33).

Христиане основывают свою веру в бессмертие души и в загробную жизнь на Божественном Откровении Ветхого и Нового Заветов, на учении святых отцов и учителей Церкви, на понятиях о Боге, душе и ее свойствах.

Бог повелел Моисею приготовить его брата Аарона к исходу от земной жизни: пусть приложится Аарон к народу своему… пусть Аарон отойдет и умрет (Числ. 20, 24, 26). Потом Господь и Моисею сказал: приложись к народу своему и ты, как приложился Аарон, брат твой… отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему (Числ. 27, 13; 31, 2). Всех людей Кореевых, по слову Моисея, поглотила земля, и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю (Числ. 16, 32, 33). Господь сказал царю Иосии: Я приложу тебя к отцам твоим (4 Цар. 22, 20). Для чего не умер я, выходя из утробы? – восклицал Иов среди своих искушений. – Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни, или с князьями, у которых было золото… Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего… Я зна ю, – говорит Иов, – Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога (Иов 19, 25, 26; 3, 11–19).

Царь и пророк Давид свидетельствует, что умершие сами себе уже ничем не могут помочь, за них должны молиться живые: во гробе кто будет славить Тебя? (Пс. 6, 6). Праведный Иов сказал: прежде нежели ото йду… в страну тьмы и сени смертной, в страну мрак а, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма (Иов 10, 21, 22). И во звратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Приведенные здесь цитаты из Священного Писания опровергают неверное мнение о том, будто в Ветхом Завете ничего не говорится о бессмертии души, о ее загробной жизни. Это ложное мнение опровергнуто профессором Хвольсоном, который провел в Крыму исследования могил и надгробных памятников иудеев, умерших еще до Рождества Христова. В надгробных надписях видна живая вера иудеев в бессмертие души и в загробную жизнь. Этим важным открытием также опровергается другая нелепая гипотеза, будто идею о бессмертии души иудеи заимствовали у греков.

Свидетельством и неоспоримым доказательством истины бессмертия души и ее загробной жизни является Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Он наглядно, осязательно, неопровержимо доказал всему миру, что вечная жизнь существует. Новый Завет – это восстановление потерянного единства человека с Богом для вечной жизни, для жизни, которая начинается для человека за гробом.

Иисус Христос воскресил сына наинской вдовы, дочь Иаира, четырехдневного Лазаря. Еще один факт, подтверждающий существование загробной жизни, – это явление пророков Илии и Моисея во время славного преображения Господа на горе Фавор. Открыв человеку тайны загробной жизни, бессмертия души, участь праведников и грешников, Господь Своим учением, жизнью, страданиями, искуплением человека от вечной смерти и, наконец, Своим Воскресением показал всем нам бессмертие.

Для верующих в Христа нет смерти. Ее торжество уничтожено Воскресением Христовым. Крест – это орудие нашего спасения, Божественная слава Христа. Что значит, например, крест, поставленный на могиле? Видимое знамение, убеждение, что покоящийся под этим крестом не умер, а живет, потому что его смерть побеждена Крестом и этим же Крестом ему дарована вечная жизнь. Разве можно отнять жизнь у бессмертного? Спаситель, указывая на наше высшее назначение на земле, говорит: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28). Значит, душа бессмертна. (Лк. 20, 38). Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни (Рим. 14, 8), свидетельствует апостол Павел.

Один из фактов, подтверждающих существование загробной жизни, – это явление пророков Илии и Моисея во время славного преображения Господа на горе Фавор.

Если же мы Господни, и Бог наш – Бог живых, а не мертвых, следовательно, перед Господом все живы: как пребывающие еще на земле, так и переселившиеся в загробный мир. Они живы для Бога, живы для Его Церкви как ее члены, ибо сказано: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11, 25). Если умершие живы для Церкви, значит, живы и для нас, для нашего ума и сердца.

Святые апостолы, их преемники и многие святые своей жизнью подтвердили, что душа бессмертна и что загробная жизнь существует. Они воскрешали мертвых, говорили с ними, как с живыми, обращались к ним с разными вопросами. Например, апостол Фома обратился с вопросом к убитому юноше, сыну жреца, о том, кто его убил, и получил ответ. Все учителя Церкви важным предметом своего учения считали загробную жизнь и стремление сохранить человека от вечной погибели. Молитвы Церкви за умерших свидетельствуют о ее непоколебимой вере в загробную жизнь. С уменьшением веры в Бога терялась и вера в вечную жизнь и воздаяние после смерти. Итак, кто не верит в загробную жизнь, тот не имеет и веры в Бога!

Бог вездесущ, однако есть особенное место Его присутствия, где Он является во всей Своей славе и вечно пребывает с избранными Своими, по словам Иисуса Христа: где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец М ой (Ин. 12, 26). Верно и обратное: кто не был слугой истинного Бога, тот и после смерти не будет вместе с Ним, а потому для него требуется особое загробное место во вселенной. Здесь начало учения о двух состояниях усопших душ: состоянии награды и наказания.

Кто не верит в загробную жизнь, тот не имеет и веры в Бога!

В таинстве смерти душа, отделившись от тела, переходит в страну духовных существ, в царство ангелов. И в зависимости от характера земной жизни она присоединяется или к Ангелам добрым в Царство Небесное, или к ангелам злым – в ад. Эту истину засвидетельствовал Сам Господь наш Иисус Христос. Благоразумный разбойник и нищий Лазарь тотчас после смерти попали в рай; а богатый оказался в аду (Лк. 23, 43; Лк. 16, 19–31). «Мы веруем, – провозглашают восточные патриархи в своем «Исповедании Православной веры», – что души умерших блаженствуют или мучаются, смотря по своим делам. Разлучившись с телом, они переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после общего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно».

Слово Божие открывает нам, что за гробом души попадают в различные места. Нераскаянные грешники несут заслуженное наказание, а праведные получают награду от Бога. Книга Премудрости Соломона излагает учение о двойственном загробном состоянии: праведники живут вовеки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею (Прем. 5, 15–16). Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа (Прем. 3, 10).

В таинстве смерти душа, отделившись от тела, переходит в страну духовных существ, в царство ангелов. И в зависимости от характера земной жизни она присоединяется или к Ангелам добрым в Царство Небесное, или к ангелам злым – в ад. Эту истину засвидетельствовал Сам Господь наш Иисус Христос.

Место пребывания праведных душ в Священном Писании называется по-разному: Царством Небесным (Мф. 8, 11); Царством Божиим (Лк. 13, 20; 1 Кор. 15, 50); раем (Лк. 23, 43), домом Отца Небесного. Состояние же отверженных душ, или место их пребывания, называется геенной, в которой червь не умирает и огонь не угасает (Мф. 5, 22; Мк. 9, 43); печью огненной, в которой плач и скрежет зубов (Мф. 13, 50); тьмой кромешной (Мф. 22, 13); адским мраком (2 Петр. 2, 4); адом (Ис. 14, 15; Мф. 11, 23); темницей духов (1 Петр. 3, 19); преисподней (Флп. 2, 10). Это загробное состояние осужденных душ Господь Иисус Христос и называет «смертью», а души осужденных грешников, находящихся в этом состоянии, называет «мертвецами», ибо смерть есть удаление от Бога, от Царства Небесного, это лишение истинной жизни, блаженства

Загробная жизнь человека состоит из двух периодов. Жизнь души до воскресения мертвых и Страшного Суда – это первый период, и вечная жизнь человека после этого Суда – это второй период загробной жизни. По учению Слова Божьего, во втором периоде загробной жизни все будут иметь один возраст. Сам Господь Иисус Христос Свое учение об этом высказал так: Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Это доказательство вечного продолжения жизни души за гробом. Все люди, как живущие на земле, так и усопшие, как праведные, так и неправедные, живы. Их жизнь бесконечна, поскольку им предназначено быть свидетелями вечной славы и силы Божией, Его правосудия. Господь Иисус Христос учил, что в загробном мире живут, как Ангелы Божии: сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть с ыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк. 20, 35–36).

Следовательно, загробное состояние души – разумное, а если души живут, как Ангелы, то их состояние деятельное, как этому учит наша Православная Церковь, а не бессознательное и сонное, как считают некоторые. Это ложное учение о пассивном состоянии души в первый период ее загробной жизни не согласуется ни с Откровением Ветхого и Нового Заветов, ни со здравым смыслом. Оно появилось еще в III веке в христианском обществе вследствие неправильного толкования некоторых мест в Священном Писании. Так, аравийские ученые, называемые психопаннихитами, считали, что душа человека, как во время сна, так и после разлучения с телом, в первый период ее загробной жизни находится в сонном, бессознательном и пассивном состоянии. Это учение было распространено в Средние века. Во время Реформации главными представителями этого учения были анабаптисты (перекрещенцы), секта которых возникла в Фрисландии (на севере Нидерландов) в 1496 году. Далее это учение развивали социниане, отвергающие Святую Троицу и Божественность Иисуса Христа, и арминиане (последователи учения Арминия) в XVII веке.

Загробное состояние души – разумное, а если души живут, как Ангелы, то их состояние деятельное, как этому учит наша Православная Церковь, а не бессознательное и сонное.

Священное Писание предлагает нам догмат загробной жизни души и вместе с тем показывает, что ее состояние там самостоятельное, разумное и действенное. В Ветхом Завете, например, вся пятая глава Книги Премудрости Соломона описывает сознательную жизнь души в аду. Далее пророк Исаия рисует пророческую картину входа в ад вавилонского царя и его встречу там. Картину, полную поэзии, но вместе с тем отражающую разумную и деятельную загробную жизнь: ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! (Ис. 14, 9-10.)

Подобную поэтическую картину пришествия в ад фараона и его встречи с другими царями, умершими прежде него, изображает пророк Иезекииль: кого ты превосходишь? сойди, и лежи с необрезанными. Те п адут среди убитых мечом, и он отдан мечу; влеките его и все множество его. Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его первые из героев; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные мечом (Иез. 32, 19–21).

Каждый человек, добрый и злой, после смерти продолжает свое личное существование в вечности, как учит наша Святая Церковь! Душа, переходя в загробный мир, переносит туда с собой все свои страсти, наклонности, привычки, добродетели и пороки. Все ее дарования, которыми она проявляла себя на земле, также остаются с ней.

Наверное, каждый человек хотя бы раз в своей жизни интересовался, есть ли загробная жить после смерти или душа умирает вместе с телом. Многих пугает смерть и в большей степени это связано с неизвестностью, которая ожидает впереди. Благодаря достижениям современной медицины реанимация умерших не является редкостью, поэтому стало возможно узнать ощущения людей, которые возвращались с того света.

Существует ли загробная жизнь?

Согласно многочисленным свидетельствам людей, пережившим клиническую смерть, удалось вычислить некий сценарий. Сначала душа покидает тело и в этот момент человек видит себя со стороны, что вызывает состояние шока. Многие отмечали, что чувствовали невероятную легкость и умиротворение. Что касается, пресловутого света в конце тоннеля, то некоторые действительно его видели. После его прохождения душа встречается с родственниками или же с необъяснимым светлым существом, которое навевает тепла и любви. Стоит заметить, что не многие смогли увидеть столь прекрасную будущую загробную жизнь, так некоторые люди попадали в жуткие места, где они видели отвратительных и агрессивных существ.

Многие умершие после клинической смерти рассказывали, что они смогли увидеть всю свою жизнь, как будто фильм. Причем на каждом плохом поступке делался акцент. Любые достижения при жизни являются неважными, и оценивается только моральная сторона поступков. Есть также индивиды, которые описывали странные места, которые не похожи ни на рай, ни на ад. Понятно, что получить официальные доказательства всех этих слов пока не удалось, но ученые активно работают над этим вопросом.

Как живут наши умершие в загробной жизни в представлении разных народов и религий:

  1. В Древнем Египте люди верили, что после смерти они попадут на суд к Осирису, где будут учтены их хорошие и плохие поступки. Если перевешивали грехи, то душу съедало чудовище и она исчезала навсегда, а добропорядочные души отправлялись в райские поля.
  2. В Древней Греции считалось, что душа отправляется в царство Аида, где она существует, как тень без чувств и мыслей. Спастись от такого могли только избранные за особые заслуги.
  3. Славяне, которые являлись язычниками, верили в . После смерти душа перевоплощается и возвращается на землю или отправляется в другую мерность.
  4. Приверженцы индуизма уверены, что душа после смерти человека сразу перевоплощается, но куда она попадет, зависит от праведности жизни.
  5. Загробная жизнь, по мнению православия, зависит от того, какую жизнь ведет человек, так плохие отправляются в ад, а хорошие – в рай. Церковь отрицает возможность реинкарнации души.
  6. В буддизме также используется теория о существовании рая и ада, но находится в них душа не постоянно и может переходить в другие миры.

Многих интересует мнение ученых по поводу того, есть ли загробная жизнь, так вот наука тоже не осталась в стороне, и сегодня активно проводятся исследования в этой области. Например, английские врачи начали наблюдать за больными, пережившими клиническую смерть, фиксируя все изменения, которые происходят до смерти, во время остановки сердца и после восстановления ритма. Когда люди, пережившие клиническую смерть, приходили в себя, ученые спрашивали об их ощущениях и видениях, что позволило сделать несколько важных выводов. Люди, которые умирали, чувствовали легкость, комфорт и удовольствие, при этом никакой боли и мучений. Они видят близких людей, которые ушли из жизни. Люди уверяли, что их обволакивал мягкий и теплый свет. К тому же в дальнейшем они меняли восприятие к жизни и больше не испытывали страха перед смертью.