Самые мощные пулеметы в мире. Авиационный пулемет шкас

ШКАС-турельный вариант

Описание

Принятие на вооружение в 1932 г. 7,62-мм авиационного пулемёта ШКАС открыло новую страницу в истории развития стрелкового оружия не только в СССР, но и во всём мире. Пулемёт ШКАС (Шпитальный-Комарицкий авиационный скорострельный) специально проектировался для применения в авиации. Он не являлся переделкой какого-либо сухопутного образца в авиационную модель, а представлял собой совершенно самостоятельную конструкцию.

Машины оснащающиеся этим вооружением

  • И-153 М-62 , И-153-М62 Жуковского
  • Су-2 М-82 , Су-2 МВ-5 , Су-2 ТСС-1
  • и многие другие советские самолеты.

Основные характеристики

Всего было принято на вооружение 3 типа пулеметов ШКАС:

Название Вес/скорострельность Начальная
Скорость
пули
Описание
ШКАС (т) - турельный 10,5 кг / 1800 выстр./мин 825-830 м/с Турельный, первая модификация.
ШКАС (к) - крыльевой 9,8 кг / 1800 выстр./мин 825-830 м/с Крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел только те различия, которые диктовались удобством эксплуатации. Ручка заряжания в нем была заменена тросовым механизмом.
ШКАС (с) - синхронный 11,1 кг / 1650 выстр./мин 850-870 м/с Синхронный вариант пулемета ШКАС был создан в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Котовым. Отличительной особенностью конструкции синхронного механизма этого пулемета являлось перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку. Увеличение длины ствола снизило скорострельность, но увеличило начальную скорость пули.

Состав лент

ШКАС (к) и ШКАС (с):

Название ленты Состав Описание
Стандартная Т-П-П-БЗ-ПЗ Стандартная лента, доступна сразу при покупке самолета, обладает низким бронебойным и зажигательным эффектом, что несколько компенсируется высокой скорострельностью оружия. Имеет в составе трассирующие пули, что позволяет вести более точную стрельбу, но демаскирует вас.
Универсальный вариант Т-БЗ-ПЗ-БЗТ Походит для атак практически всех целей. Отлично поджигает противников, как бронированных - бомбардировщики, так и ранних бипланов с полотняной обшивкой.
Трассирующая БЗТ Лента полностью состоящая из БЗТ выстрелов. Отлично подходит для изучения баллистики полета пули. Эффективна против всех видов целей.
Скрытая атака БЗ-БЗ-БЗ-ПЗ Самая эффективная лента, однако требует навыка стрельбы и знания баллистики оружия. Вариант для опытных игроков.

ШКАС (т):

Типы используемых боеприпасов:

1 - пристрелочная пуля
2 - трассирующая пуля
3 -бронебойно-зажигательная пуля
4 - пристрелочно-зажигательная пуля
5 - бронебойно-зажигательная трассирующая пуля

  • П - пристрелочная пуля, как видно на изображении - цельнометаллическая пуля. В условиях игры обладает наименьшим поражающим действием.
  • Т - трассирующая пуля, пуля с запрессованным в днище трассирующим составом, в связи с чем обладает несколько худшей баллистикой, но позволяет значительно точнее вести огонь, благодаря заметному дымному шлейфу.
  • БЗ - Бронебойно-зажигательня пуля, пуля сочетающая в себе бронебойное и зажигательное действие, наиболее эффективная пуля из представленных в игре, обладая неплохой баллистикой, позволяет пробивать легкобронированные цели, в том числе баки бомбардировщиков, мотогондолы двигателей и бронестекло кабины пилота. При этом не несет демаскирующего эффекта трассирующих пуль.
  • ПЗ - Пристрелочно-зажигательная пуля, не обладая бронебойным эффектом отлично поджигает полотняную и фанерную обшивку ранних самолетов, но малоэффективная против любых типов бронирования.
  • БЗТ - Бронебойно-зажигательная трассирующая пуля, фактически теже БЗ боеприпасы с дополнительным эффектом трассера, обладают чуть худшей баллистикой, чем обычные БЗ пули.

Как видно из сравнения самый "медленный" ШКАС (с) скорострельнее любого из конкурентов минимум на 500 выстрелов в минуту.

Так же ШКАС может похвастаться неплохой надежностью, благодаря его барабанной механике, уникальной системе подачи патрона и экстракции гильзы, однако стрельба длинными очередями не рекомендовалась, т.к. значительно увеличивался износ ствола.

Стоит отметить что ШКАС разрабатывался именно как авиационный, в то время как основные аналоги были адаптацией пехотных пулеметов для установки на самолеты.

Применение в бою

Наиболее эффективен данный вид вооружения против легких истребителей противника, при дистанции стрельбы не более 350 (максимум 400) метров, при стрельбе на большие расстояния указанной - пуля теряет энергию, а следовательно и поражающее действие. Так же тактика применения зависит от типа и места установки пулеметов:

ШКАС (с) , т.е. синхронный, устанавливается носу самолета, что обеспечивает высокую точность стрельбы на предельные дистанции, не беспокоясь о расстоянии сведения, как основное оружие устанавливается только на ранних самолетах СССР, наиболее видными представителями которых являются И-16 "Ишак" и И-153 "Чайка". Вести огонь по истребителям рекомендуется очередями по 1-2 секунды. При атаке бомбардировщиков стоит выцеливать уязвимые места такие как двигатели, экипаж, баки. Даже не смотря на высокую скорострельность атаки по корпусу бомбардировщика малоэффективны, что характерно для всех пулемето винтовочного калибра.

ШКАС (к) - крыльевой. Аналогично выше описанному ШКАС (с), только с поправкой на дистанцию сведения.

ШКАС (т) - турельный. Благодаря высокой скорострельности, является неплохим оборонительным вооружением на ранних этапах игры. Открывать огонь рекомендуется на расстоянии не более 600м, вести огонь лучше по двигателю, крыльям и пилоту машины неприятеля.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Высокая скорострельность;
  • Высокая надежность;
  • Низкая отдача;
  • Хорошая кучность стрельбы;
  • Большой боекомплект;
  • Быстрая перезарядка турельных пулеметов;
  • Хороший выбор лент.

Недостатки:

  • Низкая эффективность на дистанции более 400 метров;
  • Низкая эффективность против более поздних самолетов;
  • Невысокая настильность траектории полета пули.

Историческая справка

Впервые ШКАСы на советских истребителях применялись в воздушных боях в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда же в небе Испании воевали и бомбардировщики СБ, также несшие ШКАСы). Год спустя вооруженные ими И-15 и И-16 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в советско-финской войне. Однако, к началу 40-х годов повышение пассивной защиты самолётов (бронирование рабочих мест экипажа, протектирование бензобаков) привело к тому, что эффективность пулемётов винтовочного калибра, в том числе и ШКАС, в борьбе с вражескими самолётами резко снизилась, они могли разрушить вражеский самолёт только при очень большом числе попаданий.

После войны Б. Г. Шпитальный писал: «Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался, на первый взгляд, необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и лист бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС-7,62, и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласящий о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать. Немецкие специалисты не сумели раскрыть все секреты тульского пулемета». Для пулемёта ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищённые броней. В этих патронах для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы в 30-50 выстрелов в секунду, утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы. На дне гильзы патронов для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, ставилась буква «Ш». Капсюль окрашен в красный цвет. В остальном окраска стандартная для соответствующих типов пуль. Патроны, предназначенные для пехотного оружия в пулемётах ШКАС не могли применяться. Патроны к пулемёту ШКАС явились первыми в мире авиационными патронами, так же как сам ШКАС был первым мире авиаионным пулеметом.

Медиа

    Турельный пулемет ШКАС

    Устройство ШКАС (т)

    Установка пулемета ШКАС (к) в крыле штурмовика ИЛ-2

    Стрелок ведет огонь из ШКАС (т)

    Внешний вид и краткое описание пулемета ШКАС (т) на развороте журнала "Техника Молодежи"

См. также

  • ШВАК - первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.
  • ТНШ (20-мм) - танковый вариант пушки ШВАК

Ссылки

· Авиационные пулемёты
Америка 7,62-мм: Browning
12,7-мм:

С момента появления огнестрельного оружия военные были озабочены повышением его скорострельности. Начиная с XV века оружейники пытались добиться этого единственным доступным в то время способом - увеличением количества стволов.

Такие многоствольные пушки называли органами или рибодекенами. Впрочем, название «скорострельные» мало подходило подобным системам: хотя можно было одновременно произвести залп из большого количества стволов, дальнейшая перезарядка требовала много времени. А с появлением картечи многоствольные пушки и вовсе утратили смысл. Но в XIX веке они вновь возродились - благодаря человеку, который из самых лучших побуждений хотел уменьшить боевые потери

Во второй половине XIX века военные были чрезвычайно озадачены снижением эффективности артиллерии против пехоты. Для привычного выстрела картечью необходимо было подпустить неприятеля на 500−700 м, а новые дальнобойные винтовки, поступившие на вооружение пехоты, попросту не позволяли этого сделать. Однако изобретение унитарного патрона обозначило новое направление в развитии огнестрельного оружия: увеличение скорострельности. В результате почти одновременно появились несколько вариантов решения проблемы. Французский оружейник де Реффи сконструировал митральезу, состоящую из 25 неподвижных стволов калибра 13 мм, способную выпускать до 5−6 залпов в минуту. В 1869 году бельгийский изобретатель Монтиньи усовершенствовал эту систему, доведя количество стволов до 37. Но митральезы были очень громоздкими и не получили особого распространения. Требовалось принципиально другое решение.

Добрый доктор

Ричард Гатлинг родился 12 сентября 1818 года в округе Хартфорд (штат Коннектикут) в семье фермера. С детства он увлекался изобретательством, помогая своему отцу чинить сельскохозяйственную технику. Свой первый патент (на сеялку) Ричард получил в возрасте 19 лет. Но, несмотря на свое увлечение, он решил стать врачом и в 1850 году закончил медицинский колледж в Цинциннати. Однако страсть к изобретательству победила. В 1850-х Гатлинг изобрел несколько механических сеялок и гребной винт новой системы, но самое известное изобретение сделал позже. 4 ноября 1862 года он получил патент за номером 36 836 на конструкцию, навсегда вписавшую его имя в историю оружия, - Revolving Battery Gun. Тем не менее автор смертоносного изобретения, как и положено врачу, питал к человечеству самые лучшие чувства. Сам Гатлинг писал об этом так: «Если бы мне удалось создать механическую систему стрельбы, которая благодаря своей скорострельности позволила бы одному человеку заменить на поле боя сотню стрелков, необходимость в больших армиях отпала бы, что привело бы к значительному уменьшению человеческих потерь». (После смерти Гатлинга журнал Scientific American опубликовал некролог, где были такие слова: «Этот человек не имел себе равных по доброте и сердечности. Ему казалось, что если война сделается еще более ужасной, то народы потеряют наконец охоту прибегать к оружию».)

Заслуга Гатлинга состояло вовсе не в том, что он первым сделал многоствольное оружие, - как уже было отмечено, многоствольные системы к тому времени уже не были новинкой. И не в том, что он расположил стволы «по-револьверному» (такая схема широко применялась в ручном огнестрельном оружии). Гатлинг сконструировал оригинальный механизм подачи патронов и выброса гильз. Блок из нескольких стволов проворачивался вокруг своей оси, под действием силы тяжести патрон из лотка поступал в ствол в верхней точке, затем с помощью ударника производился выстрел, при дальнейшем повороте из ствола в нижней точке опять-таки под действием силы тяжести производилась экстракция гильзы. Привод этого механизма был ручным, с помощью специальной рукоятки стрелок вращал блок стволов и производил стрельбу. Конечно, такая схема была еще не полностью автоматической, но она имела ряд преимуществ. Механическая перезарядка была на первых порах надежнее автоматической: оружие ранних конструкций постоянно заклинивало. Но даже эта простая механика обеспечивала довольно большой по тем временам темп стрельбы. Стволы перегревались и загрязнялись нагаром (что составляло значительную проблему, поскольку в то время широко использовался дымный порох) значительно медленнее одноствольного оружия.

Пулеметы

Система Гатлинга обычно насчитывала от 4 до 10 стволов калибра 12−40 мм и позволяла вести огонь на расстояние до 1 км со скорострельностью около 200 выстрелов в минуту. По дальности стрельбы и скорострельности она превосходила обычные артиллерийские орудия. К тому же система Гатлинга была довольно громоздкой и обычно ставилась на лафеты от легких пушек, поэтому считалась артиллерийским оружием, и ее часто не совсем корректно называли «картечницей» (на самом деле это оружие правильно называть пулеметом). До принятия Петербургской конвенции 1868 года, запретившей применение разрывных снарядов весом менее 1 фунта, существовали «гатлинги» и крупного калибра, стрелявшие разрывными снарядами и шрапнелью.

В Америке шла Гражданская война, и Гатлинг предложил свое оружие северянам. Однако Департамент артиллерии был завален предложениями об использовании новых видов оружия от различных изобретателей, поэтому, несмотря на успешную демонстрацию, получить заказ Гатлингу не удалось. Правда, отдельные экземпляры пулемета Гатлинга все же немного повоевали в конце войны, зарекомендовав себя весьма неплохо. После войны, в 1866-м, американское правительство все же сделало заказ на 100 экземпляров орудия Гатлинга, которые были выпущены компанией Colt под маркировкой Model 1866. Такие орудия ставили на корабли, их также приняли на вооружение в армиях других стран. Британские войска использовали «гатлинги» в 1883 году для подавления мятежа в египетском Порт-Саиде, где это оружие заработало себе устрашающую репутацию. Заинтересовалась им и Россия: пушка Гатлинга здесь была адаптирована Горловым и Барановским под «бердановский» патрон и принята на вооружение. Позднее систему Гатлинга неоднократно совершенствовали и модифицировали - швед Норденфельд, американец Гарднер, британец Фитцджеральд. Причем речь шла не только о пулеметах, но и о пушках малого калибра - типичным примером может служить 37-мм пятиствольная пушка Гочкиса, принятая на вооружение русского флота в 1881 году (выпускался также и 47-мм вариант).

Но монополия на скорострельность продержалась недолго - вскоре название «пулемет» закрепилось за автоматическим оружием, работавшим на принципах использования пороховых газов и отдачи для перезарядки. Первым таким оружием стал пулемет Хайрема Максима, который использовал бездымный порох. Это изобретение отодвинуло «гатлинги» на второй план, а затем и вовсе вытеснило из армий. Новые одноствольные пулеметы обладали значительно большей скорострельностью, были проще в производстве и менее громоздки.

Извержение «Вулкана»

По иронии судьбы, реванш «гатлингов» над одноствольными автоматическими пушками состоялся больше чем через полвека, после войны в Корее, которая стала настоящим полигоном для испытания реактивной авиации. Несмотря на свою ожесточенность, бои между F-86 и МиГ-15 показали низкую эффективность артиллерийского вооружения новых реактивных истребителей, перекочевавшего с поршневых предков. Самолеты того времени вооружались целыми батареями из нескольких стволов калибром от 12,7 до 37 мм. Все это было сделано ради увеличения секундного залпа: ведь непрерывно маневрирующий вражеский самолет держался в прицеле лишь доли секунды и для его поражения требовалась создать за короткое время огромную плотность огня. В то же время одноствольные пушки практически подошли к «конструкционному» пределу скорострельности - ствол слишком быстро перегревался. Неожиданное решение нашлось само собой: американская корпорация General Electric еще в конце 1940-х начала эксперименты со… старинными пушками Гатлинга, взятыми из музеев. Блок стволов раскручивался электромотором, и орудие 70-летней давности сразу выдало скорострельность более 2000 выстрелов в минуту (интересно, что существуют данные об установке электропривода на пушки Гатлинга еще в конце XIX века; это позволяло достичь скорострельности в несколько тысяч выстрелов в минуту - но в то время подобный показатель оказался невостребован). Развитием идеи стало создание пушки, открывшей целую эру в оружейном деле, - M61А1 Vulcan.

Vulcan - это шестиствольная пушка массой 190 кг (без боекомплекта), длиной 1800 мм, калибром 20 мм и скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Автоматика «Вулкана» работает за счет внешнего электропривода мощностью 26 кВт. Питание боеприпасами - беззвеньевое, осуществляется из барабанного магазина емкостью 1000 снарядов по специальному рукаву. Стреляные гильзы возвращаются обратно в магазин. Такое решение было принято после инцидента с самолетом F-104 Starfighter, когда выброшенные пушкой стреляные гильзы были откинуты воздушным потоком назад и сильно повредили фюзеляж самолета. Огромная скорострельность пушки также приводила к непредвиденным последствиям: возникавшие при стрельбе колебания заставили изменить темп стрельбы, чтобы исключить резонанс всей конструкции. Отдача пушки тоже преподнесла сюрприз: в одном из испытательных полетов злополучного F-104 во время стрельбы Vulcan сорвался с лафета и, продолжая стрелять, разворотил снарядами всю носовую часть самолета, летчик при этом чудом сумел катапультироваться. Однако после исправления этих недостатков военные США получили легкое и надежное оружие, верой и правдой прослужившее не одно десятилетие. Пушки М61 используются на многих самолетах и в зенитном комплексе Мk.15 Phalanx, предназначенном для поражения низколетящих самолетов и крылатых ракет. На основе М61А1 был разработан шестиствольный скорострельный пулемет М134 Minigun калибром 7,62 мм, благодаря компьютерным играм и съемкам в многочисленных фильмах ставший самым известным среди всех «гатлингов». Пулемет предназначен для установки на вертолеты и корабли.

Самой мощной пушкой с вращающимся блоком стволов стала американская GAU-8 Avenger, предназначенная для установки на штурмовик А-10 Thunderbolt II. 30-мм семиствольная пушка предназначена для стрельбы преимущественно по наземным целям. Для нее используются два типа боеприпасов: осколочно-фугасные снаряды PGU-13/B и обладающие повышенной начальной скоростью бронебойные PGU-14/B с сердечником из обедненного урана. Поскольку пушка и самолет изначально проектировались специально друг для друга, стрельба из GAU-8 не приводит к сильному нарушению управляемости А-10. При конструировании самолета было учтено и то, что пороховые газы от пушки не должны попадать в двигатели летательного аппарата (это может привести к их остановке), - для этого установлены специальные отражатели. Но в ходе эксплуатации А-10 было замечено, что несгоревшие частицы пороха оседают на лопатках турбокомпрессоров двигателей и снижают тягу, а также приводят к повышенной коррозии. Для предотвращения этого эффекта в двигатели самолета встроены электрические дожигатели. Запальные устройства включаются автоматически при открытии огня. При этом, согласно инструкции, после каждого расстрелянного боекомплекта двигатели А-10 необходимо промывать от копоти. Хотя во время боевого применения пушка не показала высокой эффективности, психологический эффект от использования оказался на высоте - когда с неба буквально льется поток огня, это очень, очень страшно…

Советский ответ

В СССР работы по скорострельным пушкам начались с разработки корабельных средств ближней ПВО. Результатом стало создание семейства зенитных автоматов, сконструированных в тульском КБ Точного приборостроения. 30-мм пушки АК-630 до сих пор составляют основу ПВО наших кораблей, а модернизированный автомат входит в состав морского зенитного ракетно-пушечного комплекса «Кортик».

В нашей стране поздно осознали необходимость иметь на вооружении аналог «Вулкана», поэтому между испытаниями пушки ГШ-6−23 и решением о принятии ее на вооружение прошло почти десять лет. Темп стрельбы ГШ-6−23, которая устанавливается на самолетах Су-24 и МиГ-31, составляет 9000 выстрелов в минуту, а первоначальная раскрутка стволов осуществляется стандартными пиропатронами ППЛ (а не электро- или гидроприводами, как в американских аналогах), что позволило значительно повысить надежность системы и упростить ее конструкцию. После срабатывания пиропатрона и подачи первого снаряда блок стволов раскручивается за счет использования энергии пороховых газов, отводимых из каналов стволов. Питание пушки снарядами может быть как беззвеньевым, так и звеньевым.

30-миллиметровая пушка ГШ-6−30 была спроектирована на базе корабельного зенитного автомата АК-630. Обладая скорострельностью в 4600 выстрелов в минуту, она способна за 0,25 с посылать в цель 16-килограммовый залп. По свидетельствам очевидцев, 150-снарядная очередь из ГШ-6−30 больше напоминала раскат грома, чем очередь, а самолет при этом окутывался ярким огненным заревом. Эта пушка, обладавшая отличной точностью, устанавливалась на истребителях-бомбардировщиках МиГ-27 вместо штатной «двустволки» ГШ-23. Использование ГШ-6−30 по наземным целям заставляло летчиков выходить из пикирования вбок, чтобы уберечься от осколков собственных снарядов, поднимавшихся на высоту 200 м. Нарекания вызывала и огромная сила отдачи: в отличие от своего американского «коллеги» А-10, МиГ-27 изначально не рассчитывался под такую мощную артиллерию. Поэтому из-за вибраций и ударов выходило из строя оборудование, деформировались узлы самолета, а в одном из полетов после длинной очереди в кабине пилота отвалилась приборная панель - летчику пришлось возвращаться на аэродром, держа ее на руках.

Огнестрельное оружие схемы Гатлинга - практически предел скорострельности механических оружейных систем. Несмотря на то что в современных скорострельных одноствольных пушках применяется жидкостное охлаждение ствола, существенно снижающее его перегрев, системы с вращающимся блоком стволов все же более приспособлены для ведения длительной стрельбы.

Эффективность схемы Гатлинга позволяет успешно выполнять возложенные на оружие задачи, и это оружие по праву занимает место в арсеналах всех армий мира.

К тому же это один из самых зрелищных и киногеничных видов оружия. Стрельба из «гатлинга» сама по себе - отличный спецэффект, а грозный вид раскручивающихся перед выстрелом стволов сделал эти пушки самым запоминающимся оружием голливудских боевиков и компьютерных игр.

Страница еще не закончена!

Основные характеристики авиационного пулемета системы Шпитального - Комарицкого (ШКАС)
Характеристика Турельный Крыльевой Синхронный
Калибр, мм 7.62
Принцип действия автоматики Отвод пороховых газов
Питание Ленточное (рассыпная металлическая лента)
Запирание Перекос затвора
Начальная скорость пули, м/с 775-825 775-825 800-850
Темп стрельбы, выстр./мин 1800 1800 До 1650
Масса пулемета, кг 10.5 9.8 11.1
Дульная энергия, кгм 329 329 353.5
Дульная мощность, кгм/с 329 329 353.5
На каких типах самолетов устанавливался Ил-4, Пе-8,Ер-2,СБ,ДБ-3,У-2 И-16,Ил-2 И-16,И-153,ЛаГГ-3,Як-1,Як-7
Борис Гавриилович Шпитальный (1902-1972) родился в Ростове-на-Дону в семье механика. В 1908 г. переехал в Москву, где окончил техническое училище, а в 1927 г. - Московский механический институт имени М. В. Ломоносова по специальности авиационного машиностроения, пос-ле чего работает в Научном автомоторном институте (НАМИ). В 1934-1953 гг. Шпитальный - начальник и главный конструктор Особого конструкторского бюро, за-тем профессор Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Конструкторской деятельностью Шпитальный начал заниматься сразу после оконча-ния института и вскоре создал 7,62-мм скорострельный авиационный пулемет, принятый на вооружение Военно-воздушных сил под наименованием ШКАС. В дальнейшем скорострельность этого пулемета была еще более повышена в системе УльтраШКАС. Пулемет ШКАС послужил также основой для создания 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ШВАК. Ценный вклад внес Шпитальный и в проектирова-ние пушечного вооружения авиации. Шпитальному принад-лежат также некоторые теоретические исследования: «Пра-вила расчета наивыгоднейших соотношений размеров в об-разцах», «Наиболее рациональная конструкция механизмов пулемета большой скорострельное» и др. Советское правительство высоко оценило заслуги Шпитального перед Родиной, присвоив ему звание Героя Социалистического Труда, ему дважды присуждалась Государственная премия СССР, он награжден двумя орденами Ленина, орденом Су-ворова III степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также медалями. Од доктор технических наук, профессор. Тяга к изобретательству появилась у Б. Г. Шпитального с юношеских лет. Природный интерес ко всему необыч-ному, удивительному, граничащему подчас с фантастикой, .наложил своеобразный отпечаток на всю его жизнь и опре-делил дальнейшую судьбу. Еще в 1920 г., работая механиком на одном из заводов, Шпитальный задался целью изготовить скорострельный пулемет. Но в то время у него не было необходимого опыта, не хватало знаний. После окончания института молодой инженер приступил к осуществлению своего замысла и вскоре представил проект такого пулемета, который обратил на себя внимание исключительной смелостью решений ряда сложных вопросов конструирования автоматического оружия. Когда проект был готов, для оказания помощи Шпитальному в доработке образца и скорейшем изготовлении его к нему был прикомандирован опытный оружейный конструктор И. А. Комарицкий (ГАТО, ф. 230, оп. 5, д. 824, л. 51.) Иринарх Андреевич Комарицкий (1891-1971) родился в Туле. В 1908 г. окончил Тульское ремесленное училище, где остался работать мастером. В 1910 г. поступил в Тульскую оружейно-техническую школу и в дальнейшем в те-чение пяти лет вел в ней курс ручного огнестрельного и холодного оружия. В 1918 г. перешел на оружейный завод заместителем начальника мастерской, а в 1920 г. был на-правлен в Совет военной промышленности. Находясь на различных руководящих должностях, Комарицкий активно занимался рационализацией и изобретательством. Значительный вклад внес он в модернизацию 7,62-мм винтовки обр. 1891 г. и в создание 7,62-мм пулемета ШКАС. За участие в создании новых образцов оружия и усовершенствование существующих образцов И. А. Комарицкому присуждена Государственная премия СССР и он награжден двумя орде-нами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также медалями. После Великой Отечественной войны Комарицкий принимал участие в разработке новой конструкции протеза для инвалидов войны, за что ему вторично была присуждена Государственная премия СССР. Первый образец скорострельного авиационного пулемета, созданный Шпитальным при участии Комарицкого, был изготовлен в конце 1930 г. Это была первая в мире чисто авиационная система, которая сразу выдвинула нашу страну на первое место в этой области вооружения. В начале 1932 г. была завершена окончательная отладка конструкции, и 13 февраля 1932 г. Артиллерийское управление дало заказ на изготовление 7 пулеметов. В первых числах июня 1932 г. пулемет был представлен К. Е. Ворошилову. Присутствовавший при этом представи-тель Ружтреста И. А. Глотов в своих воспоминаниях пишет: «На демонстрации пулемета объяснения давали

#t В. Г. Шпитальный и И. А. Комарицкий, а также представитель ВВС тов. Пономарев. По окончании демонстрации пулемета мною, по предварительному согласованию с изобретателями, было предложено испытать его стрельбой в местном тире 1-го Дома Реввоенсовета, на что К. Е. Ворошилов дал свое согласие. С некоторым вполне понятным волнением встал за пулемет И. А. Комарицкий, и открытая по команде наркома обороны стрельба, казалось, слилась в один мощный шквал выстрелов... Все механизмы пулемета ШКАС действовали при стрельбе безотказно... Такой ре-зультат внепланового испытания пулемета вызвал одобре-ние у К. Е. Ворошилова. Он поздравил изобретателей с достигнутым успехом...» 22 июня 1932 г. Реввоенсовет СССР принял специальное постановление «О работах инженера Шпитального». В постановлении говорилось: «1. Отметить успешное окончание разработки и постройки 7,62-мм сверх-скорострельного авиапулемета инж. Шпитального, дающего при безотказной стрельбе до 2000 выстрелов в минуту. 2. Предложить начальнику ГАУ РККА: а) закончить все испытания пулемета в месячный срок и к 15/VII представить его на вооружение; б) .немедленно выдать заказ промышленности на 100 пулеметов системы Шпитального с изготовлением их в 1932 г.; в) в месячный срок совместно с начальником ВВС РККА проработать вопрос о плане внед-рения пулеметов Шпитального на боевые самолеты и пред-ложения внести на утверждение РВСС. 3. Придавая исключительное значение конструкции инж. Шдитального, разdертывание работ по ним произвести в возможно кратчай-шие сроки» (ВИМАИВС, СО, д. 675, л. 76.).

14 июля 1932 г. пулемет был одобрен правительством, которое приняло решение форсировать его доработку и предъявить на государственные испытания. 7 октября 1932 г. Реввоенсовет одобрил результаты по-лигонных испытании пулемета и 11 октября 1932 г. принял постановление о принятии его на вооружение под наимено-ванием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального - Комарицкого обр. 1932 г. ШКАС (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный) »(ВИМАИВС, ф. 6р, оп. 1, д. 56, л. 9.). В своей системе конструкторы применили новый принцип построения автоматики, основанный на отводе части пороховых газов. Газы, проходя камеру закрытого типа, оказывают давление на поршень, связанный непосредственно со штоком, который и приводит в движение систему. Этот принцип автоматики был использован в дальнейшем при создании ряда удачных конструкций. Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины. Спусковой механизм обеспечивает ведение только непрерывного огня. Он снабжен предохранителем флажкового типа, запирающим шептало. Питание патронами производится из металлической звеньевой разъемной ленты. Механизм подачи ленты к приемнику барабанного типа, приводится в действие от затворной рамы. Экстракция стреляной гильзы производится лапками затвора, а ее отражение - подвижным отражателем, связанным со штоком затворной рамы. Пулемет снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора. Высокий темп стрельбы в пулемете ШКАС получен за счет короткого хода подвижных частей автоматики и совмещения ряда операций по перезаряжанию. Во избежание демонтажа патрона его извлечение из звена ленты осуществляется за десять циклов работы автоматики, что достигается за счет винтового паза на кожухе зубчатки. Для смягчения ударов при посадке подвижных частей на шептало после окончания очереди шептало имеет буферную пружину. Шпитальному и Комарицкому удалось создать оригинальную конструкцию, в которой впервые в мировой оружейной практике был осуществлен ряд смелых решений: непрерывное питание особого устройства, многожильная возвратная пружина высокой живучести и т. п. Несмотря на малую массу и компактность, пулемет обладал исключительно высоким темпом стрельбы - 1800 выстр./мин, который не был достигнут ни в одном иностранном образце автоматического оружия. Так, амери-канский пулемет Кольта - Браунинга МЗ, английский пулемет Виккерса, французский пулемет Дарна, германский пулемет MG-15 и другие, имея примерно такую же массу и калибр, как советский образец, и равную или меньшую начальную скорость пули, давали темп стрельбы 900- 1100 выстр./мин. Для пулемета ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищенные броней. Николай Михайлович Елизаров (1895-1955) родился в Кронштадте в семье военного чиновника. Окончил кадетский корпус в Петербурге, после чего продолжал учебу в Михайловском артиллерийском училище. После выпуска из училища в чине прапорщика направлен строевым командиром в артдивизион в г. Двинск. С началом первой мировой войны - на фронте, был командиром взвода легкой батареи. В 1918 г. вступил в ряды Красной Армии, участвовал в боях сначала в должности командира артдивизиона, а затем - помощника начальника артиллерии дивизии до окончания гражданской войны. С 1922 г. работал в штабе Северо-Кавказского военного округа. В 1926 г. поступил в Артиллерийскую академию имени Ф. Э. Дзержинского, по окончании которой с 1930 по 1935 г. работал в Научно-техническом комитете Главного артиллерийского управления. В 1935 г. уволен в запас и направлен на работу в промыш-ленность, работал технологом, начальником опытного цеха завода. В 1941 г. был назначен начальником отдела техни-ческого контроля, а в 1947 г. - главным конструктором научно-исследовательского института. За разработку ряда новых видов боеприпасов награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и медалями. Ему присуждена Государственная премия СССР. Патроны к пулемету ШКАС в значительной степени повышали его эффективность. Они явились первыми в мире авиационными патронами.

#t При всех достоинствах пулеметов системы ШКАС их первые выпуски, изготовленные по чертежам опытного образца, имели недостаточную живучесть - около 1500- 2000 выстрелов. Советское правительство, давая в марте 1933 г. заказ на первую крупную партию пулеметов, предложило конструкторам повысить их живучесть, доведя ее до 5000 выстрелов.

Задание правительства было выполнено в короткие сроки, и в апреле 1933 г. Шпитальный и Комарицкий представили образец, который отличался от своего предшественника не только лучшей живучестью, но и некоторыми изменениями, положительно сказавшимися на простоте конструкции пулемета. В новой модели была существенно изменена ее основная деталь - коробка, введены пять новых деталей вместо тринадцати упраздненных. Эти переделки повлекли за собой значительное количество изменений размеров и допусков сопряженных деталей. Выпуск пулеметов по новым чертежам начался в июле 1933 г. До конца года производство пулеметов было налажено и перешло от стадии полукустарного изготовления к серийному выпуску. Теперь перед конструкторами была поставлена задача приспособить пулемет системы ШКАС для применения в различных точках самолета в качестве турельного, синхронного и крыльевого. Турельный и крыльевой варианты пулемета были созданы в начале 1934 г. и 17 февраля 1934 г. были представлены на утверждение в Центральный Комитет партии, который одобрил их и предложил немедленно приступить к массовому выпуску. Установку для турельного пулемета разработал Н. Ф. Токарев и представил в феврале 1934 г. После успешных испытаний в марте 1934 г. она была принята на вооружение. Предпринятые ранее попытки установить пулеметы ШКАС на старых турелях, предназначенных для авиационных пулеметов Дегтярева, оружия значительно более слабого, не увенчались успехом из-за сильного рассеивания пуль. Крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел только те различия, которые вызывались удобством эксплуатации. Ручка перезаряжания в нем заменена тросовым механизмом, а ручка управления - механизмом подавателя. Функции крепежного кольца выполняет соединительная муфта. Конец ствола снаружи глад-кий по сравнению со стволом турельного пулемета. На кожухе ствола отсутствует Т-образный паз, имеющийся в турельном пулемете. Синхронизация пулемета ШКАС была осуществлена в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Котовым. Отличительной особенностью конструкций синхронного механизма этого пулемета является перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку. К 1936 г. пулеметы системы ШКАС заняли доминирующее положение в системе вооружения советской авиации. «Опытное самолетное строительство и серийное производство , - писал 28 марта 1935 г. К. Е. Ворошилов народному комиссару тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе,- мы переводим на пулеметы ШКАС, а в 1936 г. все самолеты серийного производства будут выпускаться только с этими пулеметами» . Высокие боевые качества пулемета ШКАС были по до-стоинству оценены летчиками республиканской Испании, где они нашли свое первое боевое применение. Только в начальный период боев за Мадрид самолетами И-16, вооруженными 7,62-мм пулеметами ШКАС и 20-мм пушками ШВАК, было сбито свыше 350 фашистских самолетов при малых своих потерях. «ШКАС, когда он впервые появился на знаменитом И-16,-писал в своих воспоминаниях Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Ф. И. Шинкаренко, - просто поражал каждого из нас своей оригинальной конструкцией (он был без единого соединительного винта) и скорострельностыо» (Шинкаренко ф.И. Небо родное. Калининград, 1965, с. 38.) По мере развертывания производства пулеметов конструкторы совместно с технологами проводят большую работу по повышению их живучести. Особенность проектирования автоматического оружия заключается в том, что любая незначительная деталь может проявить себя самым неожиданным образом и заставить переделать уже готовую систему. Много неприятностей доставила конструкторам возвратно-боевая пружина. Несмотря на все принятые меры, она часто выходила из строя, не выдерживая более 2500- 2800 выстрелов. Пробовали различные сорта стали, меняли диаметр пружин и толщину проволоки, но ничего не помо-тало, и после определенного количества выстрелов стрельбу приходилось останавливать для замены пружины. Оригинальное решение было найдено Шпитальным, который предложил делать пружину многожильной, витой. Такая пружина, как показали испытания, выдерживала во много раз больше циклов нагрузки, чем обыкновенная, обеспечив живучесть пружины на уровне остальных деталей. «24 декаб-ря 1934 г. закончено испытание пулемета ШКАС с витой трехжильной возвратно-боевой пружиной, - говорилось и протоколе полигона, - на котором установлено, что живучесть испытанной витой трехжильной возвратно-боевой пружины равна 14 000 выстрелам, в то время как живучесть обыкновенной одножильной пружины пулемета ШКАС, испытанной в аналогичных условиях с витой, равна в среднем 2500-2800 выстрелам. Таким образом, живучесть витой трехжильной возвратно-боевой пружины в 4,5- 5,5 раза выше по сравнению с обыкновенной одножильной пружиной. Данная живучесть витой трехжильной пружины показывает, что при условии сохранения качества пружины, равного испытанной, и введения к пулемету двух запасных пружин можно полностью обеспечить настоящую живучесть пулемета» (ВИМАИВС, ф. 6р, оп. 1, д. 620, л. 208.). Неожиданные трудности доставили задержки при стрельбе по вине патронов. Причину этих задержек оказалось не так просто установить, и для их выяснения приказом народного комиссара обороны СССР была даже создана специальная комиссия. Ее возглавил главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов. «Вдруг ни с того ни с сего , - писал он, - авиационные пулеметы системы ШКАС стали часто давать осечки. По поручению народного комиссара обороны С. К. Тимошенко нам пришлось заняться этим делом. Мы организовали опытные стрельбы. Они показали, что все сомнительные патроны в обычных винтовках, ручных и станковых пулеметах сухопутных войск работают безотказно, а в авиационных пулеметах продолжают давать осечки. Выяснилось и то, что есть какие-то партии патро-нов, которые не дают осечек при стрельбе из ШКАС. Но какие и почему - этого никто не мог точно установить. На очередном заседании комиссии я обратил внимание на лежащие на столе образцы боевых капсюлей. Стал внимательно их рассматривать и обнаружил одну деталь: фольга в месте крепления с капсюлем была покрыта черным или красным лаком. Красный лак был импортным, а черный - отечественным. Провели новые стрельбы. Капсюли, покрытые импортным лаком, не давали осечек. Вторые, наоборот, давали осечки. Все патроны с капсюлями, покрытыми черным лаком, были немедленно изъяты из ВВС и переданы для использования в сухопутные войска. Военно-воздушные силы стали снабжаться патронами с капсюлями, покрытыми красным лаком. Комиссия предложила также провести тщательное исследование отечественного лака. Оказалось, что наши химики не доработали: лак, предложенный ими, вредно влияет на фольгу. Было предложено срочно устранить этот дефект. Вскоре создали новый лак, вполне отвечающий предъявляемым к нему требованиям. Осечки прекратились» (Воронов Н. Н. На службе военной, с. 161-162). В результате принятых мер боевые и эксплуатационные качества пулемета ШКАС были значительно улучшены, и уже в 1935 г. его живучесть составляла не менее 15 000 выстрелов. Много сил и энергии в организацию выпуска пулеметов ШКАС, внедрение передовых методов труда, оснащение процессов производства новейшим оборудованием вложил замечательный коллектив тульских оружейников. Блестящими новаторами проявили себя заместитель на-чальника конструкторского бюро П. К. Морозенко, начальник Центрального конструкторского бюро П. И. Майн, на-чальник пулеметного отдела Н. Н. Костин, инженеры А. В. Иванов, В. И. Силин, В. А. Казанский, Б. М. Пастухов, П. С. Батов, мастера Н. А. Морозов, М. И. Филиппов, многие кадровые рабочие. Особо следует отметить директора завода Б. Л. Ванникова, «создавшего на Тульском оружейном заводе , - как отмечалось в одном из правительственных постановлений, - массовое производство пулеметов ШКАС по поточному способу, первого инженера, преодолевшего ста-ринные традиции ТОЗа в производстве оружия, и автора целого ряда усовершенствований в конструкции авиауста-новок» (ЦГАНХ, ф. 7916, on. 1, д. 55, л. 100). В своих воспоминаниях Комарицкий отмечал, что своим успехом Шпитальный и он обязаны той огромной помощи, которую им постоянно оказывали Центральный Комитет партии и Советское правительство. «Впервые в мировой оружейной технике, - писал Комарицкий, - появилась эта система только в СССР благодаря заботам Коммунистической партии и Советского правительства, которые постоянно оказывали исключительное внимание нашей работе, создав все необходимые условия для успешной разработки авиационного вооружения. В течение 1931-1933 гг. мне выпало большое счастье быть в Кремле три раза, и каждый раз мы получали ценные указания и помощь при выполнении столь ответственного задания» (ВИМАИВС, ф. 6р, on. 1, д. 620, д. 208.). Исключительное внимание организации валового выпу-ска пулеметов ШКАС уделял Г. К. Орджоникидзе. Он неоднократно вызывал к себе Шпитального с докладом о тех или иных работах, давал необходимые указания заводам, явился инициатором строительства специального конструкторского бюро авиационного стрелкового вооружения, оборудованного по последнему слову техники. Большую помощь в быстрейшем наращивании мощностей по выпуску пулеметов ШКАС оказывал М. Н. Тухачевский, который с этой целью неоднократно приезжал в Тулу. Важное значение в увеличении выпуска новых авиационных пулеметов имело решение Комитета Обороны при СНК СССР от 26 мая 1937 г. о производстве пулеметов системы ШКАС и о наращивании мощностей для их изготовления. В соответствии с этим решением выпуск пулеметов ШКАС начиная с 1937 г. резко возрос, обеспечивая потребности быстрого увеличения Военно-воздушных сил. Выпуск всех видов пулеметов системы Шпитального - Комарицкого (турельных, крыльевых и синхронных) составил в 1933 г. - 365 шт., в 1934 г.- 2476, в 1935 г.- 3566, в 1937 г.- 13 005, в 1938 г. - 19 687, в 1940 г. - 34 233 шт., т. е. за сравнительно короткий срок увеличился почти в 100 раз. Работая над дальнейшим увеличением скорострельности авиационного оружия, советские конструкторы доказали, что высокий темп стрельбы, достигнутый в пулемете ШКАС, не является пределом. В 1935 г. И. В. Савин и А. К. Норов разработали образец пулемета, имеющего темп стрельбы 2800-3000 выстрелов. Такая высокая скорострельность была достигнута за счет сокращения времени, необходимого для полного цикла перезаряжания, путем применения прин-ципа отвода пороховых газов при движении ствола вперед. В 1936 г. авиационный пулемет системы Савина - Норова (СП) успешно прошел испытания. 8 июня 1937 г. Комитет Обороны постановил дать заказ на серийный выпуск пулемета СП, присвоив ему наименование «7,62-мм скорострельный авиационный пулемет обр. 1937 г. системы Савина - Норова». 15 мая 1937 г. Шпитальный и Комарицкий закончили изготовление опытного образца пулемета УльтраШКАС. Применив в нем также принцип подвижного ствола при ходе вперед, они достигли такой же скорострельности, как и в пулемете СН. В результате войсковых испытаний, проходивших в 1938 г., Комитет Обороны 13 мая 1939 г. постановил принять на вооружение Военно-воздушных сил РККА турельный пулемет УльтраШКАС. Пулеметы УльтраШКАС и СН устанавливались на истре-бителях и нашли боевое применение во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Несмотря на значительное повышение темпа стрельбы на пулеметах УльтраШКАС и СН, вопрос о дальнейшем увеличении скорострельности авиационного вооружения не был снят с повестки дня. Различными направлениями шли конструкторы в поисках лучших решений этой проблемы, некоторые из них не потеряли своей актуальности и в наши дни. В то время в носовых установках скоростных бомбардировщиков ставились спаренные пулеметы ШКАС, имеющие единый спуск, обеспечивающий одновременную стрельбу двух пулеметов. Темп стрельбы такой установки равнялся суммарному темпу стрельбы двух пулеметов и составлял 3600-4000 выстр./мин. В 1935-1936 гг. К. Н. Рудневым, В. Н. Полюбиным и А. А. Троненковым была разработана «механическая спарка» пулеметов ШКАС, в которой темп стрельбы тех же пулеметов был доведен до 6000- 6400 выстр./мин. В дальнейшем в разработке и исследовании спарки приняли также участие Н. Ф. Токарев и А. А. Волков под непосредственным руководством главного конструктора одного из конструкторских бюро М. А. Мамонтова (ЦГАНХ, ф. 7537, оп. 1, д. 13, л. 111). Принцип действия новой системы заключается в использовании энергии пороховых газов при выстреле в одном пулемете для ускорения возвратного движения частей другого пулемета. Достигалось это следующим образом. В обычных пулеметах ШКАС время наката подвижных частей почти в два раза больше времени отката. В механической спарке в поршни пулеметов ШКАС были вставлены рейки, которые соединялись шестерней, закрепленной на установке, что связывало подвижные системы обоих пулеметов. В результате при выстреле подвижная система первого пулемета осуществляет откат и через шестерню перемещает подвижную систему второго пулемета в крайнее переднее положение, обеспечивая производство выстрела в другом пулемете. Таким образом, подвижные системы первого и второго пулемета поочередно являются ведущими и обеспечивают одинаковые скорости отката и наката и высокий темп стрельбы. Для предупреждения преждевременного отпирания пулемета при отходе от буфера подвижных частей второго пулемета рейки в поршнях имели возможность перемещаться продольно на 9 мм. При этом подвижные части одного из пулеметов оставались в крайнем переднем положении, пока во втором пулемете они перемещались в накате на 18 мм. Этого времени было достаточно, чтобы устранить преждевременное отпирание. Для ведения огня спусковой механизм был расположен на одном из пулеметов. «Механическая спарка» пулеметов ШКАС успешно выдержала полигонные испытания. Наряду с высоким темпом стрельбы ее положительными качествами были простота и оригинальность конструкции, компактность и отсутствие громоздких деталей, возможность быстрой организации производства вследствие незначительных изменений изготовлявшихся на базе валового производства пулеметов ШКАС. Как отмечалось в документах, она «без существенных изменений может быть использована

для крыльевых и турельных установок на самолете, а также для целей противовоздушной обороны, в этом случае она заменяет 3 счетверенные установки или 12 пулеметов Максима» (ЦГАНХ, ф. 7537, on. 1, д. 13, л. 110.) В сентябре 1936 г. «Спарка» была установлена на серийный самолет СБ и испытана в воздухе. На основе этих испытаний в июне 1937 г. новой системе было присвоено наименование «Механическая спарка ШКАС (МСШ)», и Народный комиссариат оборонной промышленности обязывался изготовить серию в количестве 20 шт. с установкой на самолеты СБ с целью войсковых испытаний (ЦГАНХ, ф. 7515, оп. 6, д. 31, л. 1). В дальнейшем вследствие наметившейся по опыту боев в Испании тенденции вооружения самолетов крупнокалиберными пулеметами работа над ней была прекращена и она не была принята на вооружение.

По-видимому, во время гражданской войны в Испании немцам удалось захватить несколько пулеметов ШКАС, которые доставляли много неприятностей фашистским летчикам, и они предприняли попытку создания аналогичной системы под свой патрон, не имевший фланца. В пулемете ШКАС подача патронов осуществлялась в результате воздействия винтовой поверхности на фланец патрона, т. е. использовалось выступание фланца над боковой поверхно-стью гильзы. Применение бесфланцевого патрона настолько усложняло систему, что она оказалась практически непригодной. «Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха , - писал Б. Г. Шпитальный, - то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался на первый взгляд необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС 7,62-мм и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласивший о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специа-листы не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать» (Коммунар, Тула, 1965, 10 мая).

Источники

  • Д.Н. Болотин Советское стрелковое оружие
  • А.Б. Широкорад История авиационнго вооружения

ШКАС-турельный вариант

Описание

Принятие на вооружение в 1932 г. 7,62-мм авиационного пулемёта ШКАС открыло новую страницу в истории развития стрелкового оружия не только в СССР, но и во всём мире. Пулемёт ШКАС (Шпитальный-Комарицкий авиационный скорострельный) специально проектировался для применения в авиации. Он не являлся переделкой какого-либо сухопутного образца в авиационную модель, а представлял собой совершенно самостоятельную конструкцию.

Машины оснащающиеся этим вооружением

  • И-153 М-62 , И-153-М62 Жуковского
  • Су-2 М-82 , Су-2 МВ-5 , Су-2 ТСС-1
  • и многие другие советские самолеты.

Основные характеристики

Всего было принято на вооружение 3 типа пулеметов ШКАС:

Название Вес/скорострельность Начальная
Скорость
пули
Описание
ШКАС (т) - турельный 10,5 кг / 1800 выстр./мин 825-830 м/с Турельный, первая модификация.
ШКАС (к) - крыльевой 9,8 кг / 1800 выстр./мин 825-830 м/с Крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел только те различия, которые диктовались удобством эксплуатации. Ручка заряжания в нем была заменена тросовым механизмом.
ШКАС (с) - синхронный 11,1 кг / 1650 выстр./мин 850-870 м/с Синхронный вариант пулемета ШКАС был создан в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Котовым. Отличительной особенностью конструкции синхронного механизма этого пулемета являлось перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку. Увеличение длины ствола снизило скорострельность, но увеличило начальную скорость пули.

Состав лент

ШКАС (к) и ШКАС (с):

Название ленты Состав Описание
Стандартная Т-П-П-БЗ-ПЗ Стандартная лента, доступна сразу при покупке самолета, обладает низким бронебойным и зажигательным эффектом, что несколько компенсируется высокой скорострельностью оружия. Имеет в составе трассирующие пули, что позволяет вести более точную стрельбу, но демаскирует вас.
Универсальный вариант Т-БЗ-ПЗ-БЗТ Походит для атак практически всех целей. Отлично поджигает противников, как бронированных - бомбардировщики, так и ранних бипланов с полотняной обшивкой.
Трассирующая БЗТ Лента полностью состоящая из БЗТ выстрелов. Отлично подходит для изучения баллистики полета пули. Эффективна против всех видов целей.
Скрытая атака БЗ-БЗ-БЗ-ПЗ Самая эффективная лента, однако требует навыка стрельбы и знания баллистики оружия. Вариант для опытных игроков.

ШКАС (т):

Типы используемых боеприпасов:

1 - пристрелочная пуля
2 - трассирующая пуля
3 -бронебойно-зажигательная пуля
4 - пристрелочно-зажигательная пуля
5 - бронебойно-зажигательная трассирующая пуля

  • П - пристрелочная пуля, как видно на изображении - цельнометаллическая пуля. В условиях игры обладает наименьшим поражающим действием.
  • Т - трассирующая пуля, пуля с запрессованным в днище трассирующим составом, в связи с чем обладает несколько худшей баллистикой, но позволяет значительно точнее вести огонь, благодаря заметному дымному шлейфу.
  • БЗ - Бронебойно-зажигательня пуля, пуля сочетающая в себе бронебойное и зажигательное действие, наиболее эффективная пуля из представленных в игре, обладая неплохой баллистикой, позволяет пробивать легкобронированные цели, в том числе баки бомбардировщиков, мотогондолы двигателей и бронестекло кабины пилота. При этом не несет демаскирующего эффекта трассирующих пуль.
  • ПЗ - Пристрелочно-зажигательная пуля, не обладая бронебойным эффектом отлично поджигает полотняную и фанерную обшивку ранних самолетов, но малоэффективная против любых типов бронирования.
  • БЗТ - Бронебойно-зажигательная трассирующая пуля, фактически теже БЗ боеприпасы с дополнительным эффектом трассера, обладают чуть худшей баллистикой, чем обычные БЗ пули.

Как видно из сравнения самый "медленный" ШКАС (с) скорострельнее любого из конкурентов минимум на 500 выстрелов в минуту.

Так же ШКАС может похвастаться неплохой надежностью, благодаря его барабанной механике, уникальной системе подачи патрона и экстракции гильзы, однако стрельба длинными очередями не рекомендовалась, т.к. значительно увеличивался износ ствола.

Стоит отметить что ШКАС разрабатывался именно как авиационный, в то время как основные аналоги были адаптацией пехотных пулеметов для установки на самолеты.

Применение в бою

Наиболее эффективен данный вид вооружения против легких истребителей противника, при дистанции стрельбы не более 350 (максимум 400) метров, при стрельбе на большие расстояния указанной - пуля теряет энергию, а следовательно и поражающее действие. Так же тактика применения зависит от типа и места установки пулеметов:

ШКАС (с) , т.е. синхронный, устанавливается носу самолета, что обеспечивает высокую точность стрельбы на предельные дистанции, не беспокоясь о расстоянии сведения, как основное оружие устанавливается только на ранних самолетах СССР, наиболее видными представителями которых являются И-16 "Ишак" и И-153 "Чайка". Вести огонь по истребителям рекомендуется очередями по 1-2 секунды. При атаке бомбардировщиков стоит выцеливать уязвимые места такие как двигатели, экипаж, баки. Даже не смотря на высокую скорострельность атаки по корпусу бомбардировщика малоэффективны, что характерно для всех пулемето винтовочного калибра.

ШКАС (к) - крыльевой. Аналогично выше описанному ШКАС (с), только с поправкой на дистанцию сведения.

ШКАС (т) - турельный. Благодаря высокой скорострельности, является неплохим оборонительным вооружением на ранних этапах игры. Открывать огонь рекомендуется на расстоянии не более 600м, вести огонь лучше по двигателю, крыльям и пилоту машины неприятеля.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Высокая скорострельность;
  • Высокая надежность;
  • Низкая отдача;
  • Хорошая кучность стрельбы;
  • Большой боекомплект;
  • Быстрая перезарядка турельных пулеметов;
  • Хороший выбор лент.

Недостатки:

  • Низкая эффективность на дистанции более 400 метров;
  • Низкая эффективность против более поздних самолетов;
  • Невысокая настильность траектории полета пули.

Историческая справка

Впервые ШКАСы на советских истребителях применялись в воздушных боях в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда же в небе Испании воевали и бомбардировщики СБ, также несшие ШКАСы). Год спустя вооруженные ими И-15 и И-16 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в советско-финской войне. Однако, к началу 40-х годов повышение пассивной защиты самолётов (бронирование рабочих мест экипажа, протектирование бензобаков) привело к тому, что эффективность пулемётов винтовочного калибра, в том числе и ШКАС, в борьбе с вражескими самолётами резко снизилась, они могли разрушить вражеский самолёт только при очень большом числе попаданий.

После войны Б. Г. Шпитальный писал: «Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался, на первый взгляд, необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и лист бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС-7,62, и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласящий о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать. Немецкие специалисты не сумели раскрыть все секреты тульского пулемета». Для пулемёта ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищённые броней. В этих патронах для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы в 30-50 выстрелов в секунду, утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы. На дне гильзы патронов для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, ставилась буква «Ш». Капсюль окрашен в красный цвет. В остальном окраска стандартная для соответствующих типов пуль. Патроны, предназначенные для пехотного оружия в пулемётах ШКАС не могли применяться. Патроны к пулемёту ШКАС явились первыми в мире авиационными патронами, так же как сам ШКАС был первым мире авиаионным пулеметом.

Медиа

    Турельный пулемет ШКАС

    Устройство ШКАС (т)

    Установка пулемета ШКАС (к) в крыле штурмовика ИЛ-2

    Стрелок ведет огонь из ШКАС (т)

    Внешний вид и краткое описание пулемета ШКАС (т) на развороте журнала "Техника Молодежи"

См. также

  • ШВАК - первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.
  • ТНШ (20-мм) - танковый вариант пушки ШВАК

Ссылки

· Авиационные пулемёты
Америка 7,62-мм: Browning
12,7-мм:

Период с 30-х до 40-х годов прошлого века, пожалуй, самый интересный с точки зрения создания разных образцов вооружения. В этот короткий промежуток времени, по сути, зародились все виды оружия, которые используются до сих пор: какие-то в значительно модернизированном виде, а какие-то почти без изменений. Одна из областей, которая серьезно продвинулась в это время, была, конечно же, авиация. В частности - истребительная. Все страны соревновались в создании самого быстрого, скороподъемного и маневренного самолета. СССР тоже участвовал в этой гонке и благодаря усилиям гениального конструктора Поликарпова были созданы такие передовые для своего времени истребители, как И-15, а позже - И-16 . Но истребитель - это не только сам самолет, но и вооружение: не таранить же вражеские машины. А чтобы поражать скоростные самолеты нужен скорострельный пулемет. С этим, увы, были проблемы.

Основным пулеметом Красной армии в тридцатые годы был известный всем "Максим". Несмотря на то, что пулемет был создан аж в 1883 году и успел морально устареть, он все еще активно использовался в армии. Вторым по популярности был не менее известный пулемет Дегтярева. Оба пулемета делались в разных исполнениях: на станке, на турели, танковые, зенитные и т.д. За неимением альтернативы на базе Максима и Дегтярева делали их авиационные модификации, которые назывались, соответственно, ПВ-1 (Пулемёт Воздушный) и ДА (Дегтярёв Авиационный). Тут и выяснилось, что пулеметы, пригодные для пехоты совершенно не годятся для авиации. И главная причина - упомянутая выше скорострельность.

Возьмем тот же Максим. Максимальная скорострельность у него 600 выстрелов в минуту. Для обстрела пехоты - это просто за глаза. Потому его, собственно, и использовали в армии в течении всей войны: да, неудобный, устаревший, сложный. Но задачу свою при этом выполняет. Смотрим на современнный для того времени Дегтярёв. У него максимальная скорострельность того меньше - порядка 550 выстрелов в минуту. Казалось бы - 10 выстрелов в секунду! Это же так много! Но это много, когда стреляешь по бегущему со скоростью 7 км/час пехотинцу. Если стрельнуть по нему с короткой очереди, то он всю ее в себя и примет. А когда ведешь огонь по самолету, летящему со скоростью 350 км/ч это очень мало. Пехотинцу одна-две пули - смерть, а самолету надо гораздо больше. Да и маневрирует он, зараза, постоянно. Не дает прицелиться. Поэтому в тот короткий промежуток, когда он попал в перекрестие прицела надо успеть нашпиговать его максимальным количеством пуль.

Потому товарищи военные начали понимать, что переделки пехотных пулеметов лишь переходный этап, а авиации нужны специальные авиационные пулеметы с повышенной скорострельностью. Понял это и инженер Шпитальный, который напару с Комарицким создали свой пулемет ШКАС - Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный. 11 октября 1932 года пулемет был принят на вооружение. Вышел он для своего времени просто передовым! Калибр был стандартным 7,62×54 мм R, а вот скорострельность поражала - 1800 выстрелов в минуту. Но Шпитальный с Комарицким на этом не остановились. Они продолжали дорабатывать свое детище и в итоге появился УльтраШКАС с совсем уж заоблачной скорострельностью в 3000 выстрелов в минуту.

1. Сам пулемет выглядит так:


В пулемете заметен барабан - там проходит лента. Это фотография из музея техники Задорожного, если что. Увы, в моей коллекции такой красоты нет.

2. А вот лента с патронами как раз есть:

Тут видно два типа ленты. Если присмотритесь, увидите разницу. Она не только в сохране.

3. Рядом с обычной лентой от пулемета Калашникова:

В авиационном вооружении используются не сплошные, а рассыпные ленты - после извлечения из ленты патрона звено улетает вместе с гильзой.

4. Чтобы был понятен механизм, проиллюстрирую. Вот лента заходит в барабан:

5. Из нее вытаскивается назад патрон:

6. Досылается в патронник:


А звено в этот момент уже свободно и улетает. Следом за ним через мгновение полетит и гильза.

7. Как я писал, в ШКАСе используются патроны 7,62×54 мм R. Но не обычные. Здесь слева обычный бронебойный патрон, а справа - для ШКАС:

Внешне разница незаметна, а на деле она была. Для ШКАСа выпускались отдельные партии патронов с утолщенными стенками гильзы, усиленным обжимом пули в гильзе и надежно закрепленным капсюлем. Потому у пулемета и была такая потрясающая скорострельность: инженеры создали полноценный комплекс оружие-патрон. Кстати, этот патрон был первым в мире специализированным авиационным патроном (хоть и сделанным на базе обычного).

8. Бронебойная пуля обычного патрона и ШКАСовского:

9. Клейма на донце:



На втором патроне видна буковка "Ш" - именно так маркировались патроны для ШКАС. Маркировка такая была необходима, так как при внешней похожести в ШКАСе нельзя было применять стандартные патроны 7,62×54 - с ними во время стрельбы появлялись проблемы.

Разумеется этот пулемет был выполнен во всех авиационных модификациях: крыльевой, синхронный (который стреляет через крутящийся винт), турельный. Он устанавливался почти на всех отечественных самолетах довоенного и военного периода, в том числе на легендарном штурмовике Ил-2

Ну и рассказывая про ШКАС нельзя упомянуть такой момент. В книжке Новикова "Накануне и в дни испытаний" есть такой отрывок:
«Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, - писал после войны Б. Г. Шпитальный, - то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался на первый взгляд необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС 7,62-мм и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласивший о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать».

Учитывая, что эту легенду рассказал о своем же пулемете сам Шпитальный мне в правдивость как-то не очень верится. Чую, приврал инженер. Пулемет великолепный - спору нет! Но чтоб уж так, прям в канцелярии да под стеклом... Еще меня настораживает, что больше ни в одном источнике эта информация не встречалась.