Известная певица умирала в страшных муках. Памяти Ады Якушевой

Желание написать это сообщение возникло у меня неожиданно, можно сказать, спонтанно... с песни Ады Якушевой "Посидим с товарищами у костра", одной из самых любимых песен моей студенческой юности. А нашла я эту песню в дневнике моего лирушного наставника и друга, пишущего под ником BARGUZIN
http://bar-guzin.com/post154119013/page1.html#BlCom578122221

Первой женой Юрия Визбора стала его сокурсница, известный бард и журналистка Ада Якушева.

У них родилась дочь Татьяна, теперь – ведущая популярных музыкальных программ на «Радио России».

История любви Ады Якушевой и Юрия Визбора превратилась в легенду. Многие из
тех, кто учился с ними в институте в одно время, признавались, что просто были влюблены в эту необыкновенную, талантливую пару.

Детские годы знаменитого барда связаны с Кубанью

Дом по улице Кузнечной попал под снос в прошлом году. Мало кто знает, что из него в 1941 году впервые пошел в школу известный бард Юрий Визбор.

В Краснодаре родилась его мама, а сам он провел здесь детские годы. Мария Григорьевна Шевченко пережила сына на 15 лет.

Она умерла в Москве в 1999 году, а вскоре автора этих строк разыскала ее внучка, Татьяна Визбор, дочь Юрия и Ады Якушевой.

Мы давно знали друг друга. Познакомились в доме ее мамы, куда я пришла однажды вместе с редактором радиостанции "Юность". Это был незабываемый вечер - с гитарой и долгими разговорами. К тому времени у Якушевой и Визбора были уже другие семьи, но их первая и такая яркая любовь оставила после себя дочку Таню и потрясающие песни. Визбор пел: "Ты у меня одна, словно в ночи луна..."

Якушева вторила: "Ты - мое дыхание, утро мое ты раннее, ты - и солнце жгучее, и дожди. Всю себя измучаю, стану я самой лучшею, а по такому случаю ты подожди".

Эти слова после них повторяли друг другу тысячи влюбленных, а история отношений авторов обросла целыми легендами.

Лишь спустя 20 лет после смерти бывшего мужа Ада решилась опубликовать их письма: она передала мне в Краснодар свою книжку "Три жены тому назад" с дарственной надписью: "Этой переписке почти что 50 лет, но я смело вручаю ее тебе, надеясь на полное понимание". К тому времени Татьяна Визбор уже несколько лет вела на "Радио России" программу "Воскресенье в Москве", посвященную бардовской песне. Мы с ней время от времени встречались в радийных коридорах или в компаниях общих друзей, иногда перезванивались, но о том, что отец когда-то жил в Краснодаре, Татьяна никогда не говорила. И вдруг этот звонок с неожиданной просьбой: после смерти бабушки они со сводной сестрой Аней, дочерью Юрия Визбора и актрисы Евгении Ураловой, столкнулись с проблемой авторских прав. "Нам нужно доказать, что Мария Григорьевна была замужем за Юзеком (Иозас Визборас, отец Юрия. - Ред.), - пояснила Таня. - Его расстреляли как врага народа в 1938 году, а бабушку с папой, по ее словам, тогда спас штамп, поставленный в краснодарском ЗАГСе. Может быть, в архиве сохранилось свидетельство о разводе?"

Задача была практически невыполнимой. Ведь Краснодар пережил оккупацию, был сильно разрушен бомбежками. Уничтоженной оказалась и часть архива, но - чудо - нужный нам документ уцелел. Разыскать его удалось усилиями многих людей, каждый из которых, узнав, что речь идет о Юрии Визборе, бросал самые неотложные дела и подключался к поиску.

Мария была младшей сестрой моего отца, - вспоминает Виктор Шевченко, двоюродный брат Визбора. - В конце 1920-х годов она закончила медучилище и по распределению попала в Сочи, где познакомилась с Иозасом Визборасом, бывшим моряком, литовцем. Потом мы узнали, что Юзек, как его звали в семье, проходил там курс реабилитации после ранения. Он служил в органах в Москве, куда и увез нашу Машу. Юра родился в июне 1934 года, мне тогда лет семь было, и я помню, как Мария привезла грудного сынишку в Краснодар. Не знаю причины, но думаю, именно в это время она и оформила развод с Юзеком. Правда, буквально через пару месяцев он сам приехал к нам, забрал Марию с Юрочкой и снова увез их в Москву. Во второй раз братишку привезли в Краснодар в 1941-м, сразу после начала войны - уже Юзека в живых не было. Юра жил с нами целый год, в первый класс я его отвел, а перед самой оккупацией мать за ним приехала из Москвы.

Виноградный вкус детства

По словам родных, Юрин отец попал под каток репрессий в 1938 году. То ли он сам еще загодя, то ли Мария Григорьевна уже после его ареста сочла за лучшее "потерять" прибалтийское окончание в фамилии бывшего мужа и изменить его имя. Так Иозас Визборас стал Иосифом Визбором. Заполняя различные анкеты, Юрий долгое время избегал упоминаний об опальном отце, реабилитированном посмертно лишь спустя четверть века. А литовская родня Визбораса сама разыскала Юрия, когда на экраны вышли фильмы с его участием и зазвучали песни.

Мария Григорьевна навещала кубанских родственников, а у Юрия от Краснодара остались только детские воспоминания, хотя он не раз обещал двоюродному брату приехать в гости.

Мы с ним в Москве встречались, когда я по делам службы туда попадал, - рассказывает Виктор Петрович Шевченко. - Помню, в конце 1950-х приехал к нему домой с корзиной винограда. Отец, собирая гостинец, сказал: "Передай Юрке, пусть вспомнит вкус своего детства". О том, что он песни сочиняет, я тогда еще не знал.

Первой об этом услышала его дочка Людмила.

На заводе измерительных приборов, где я работала, молодежь увлекалась походами, - рассказывает она. - Как-то моя подружка привезла с туристского фестиваля кассеты с записями бардов. "Послушай, - говорит, - какие замечательные песни Юрий Визбор сочинил". Я так и ахнула: "Это же мой дядя!"

Игорь, младший брат Людмилы, вспоминает, как однажды дядя Юра подарил ему фирменные джинсы. Тогда это был ценный подарок, и Игорь им очень дорожил. Но щеголять в обновке пришлось недолго: джинсы стащили в бане. Рассказывает, что чуть не плакал тогда.

После выхода фильма "Семнадцать мгновений весны", где Юрий Визбор сыграл Бормана, краснодарская родня дозвонилась до Москвы.

Я поделился с ним впечатлениями о картине, сказал, что очень понравилось, как он Бормана сыграл, - рассказывает Игорь Ясинский, сын двоюродной сестры Юрия. - А он тогда расхохотался и пошутил, что Гитлер за эту роль с того света ему должен прислать железный крест.

Сейчас кубанские родственники Визбора поддерживают связь с его дочерьми и не теряют надежды, что Татьяна и Анна все-таки приедут в город, где жил когда-то их отец.

В домашнем архиве Людмилы Шевченко собрано практически все песенное наследие Визбора. Оно хранится на магнитофонных катушках, кассетах и дисках. Это и самодеятельные записи, и журнал "Кругозор" с пластинками, и современные компакт-диски. Тут же книги, письма, афиши. Одна из них, от 20 июня 1986 года (день рождения Визбора), приглашала на вечер его памяти в краснодарский ДК "Текстильщик". В числе организаторов и участников того концерта был Эдуард Гончаров, журналист, путешественник, кинодокументалист. А друзья-барды знают его еще и как первого председателя Краснодарского клуба самодеятельной песни.

Даешь фестиваль!

Именно с подачи Визбора около полувека назад в стране как грибы после дождя начали появляться подобные клубы, - говорит Гончаров. - Ведь помимо сочинительства он тогда постоянно ездил по альплагерям с гитарой и везде оставил свой след. Постепенно движение КСП стало массовым явлением. К тому же Визбору и Якушевой удалось создать жанр, за которым не смогла уследить цензура. Правда, когда оттепель миновала, власть попыталась как-то поставить под контроль клубы авторской песни. Но движение ушло "в леса", где его участники и стали проводить фестивали.

С Юрием Визбором Гончаров встретился поздней осенью 1983 года, договорившись через общих знакомых об интервью.

Мы проговорили тогда три часа, - вспоминает Эдуард Васильевич. - Ведь мы из одного поколения, у нас была общая страсть - песня и горы. Он рассказал, что был крещен в краснодарской церкви на углу Северной и Седина, а в первый класс пошел в школу на улице Садовой. Договорились, что на следующий год он непременно приедет в Краснодар. "Я давно мечтаю об этом", - сказал.

Однако мечте не суждено было сбыться: 17 сентября 1984 года Визбора не стало. Он буквально сгорел за несколько месяцев: в мае вернулся из очередного похода, в июне отметил 50-летие, а потом слег. Болезнь оказалась неизлечимой...

Сегодня песни Визбора так же популярны, как и четверть века назад. Его "Лыжи у печки стоят", "Александра, этот город наш с тобою", "Милая моя, солнышко лесное" звучат со сцены и у костра, причем многие даже не знают их автора. А ставшие знаменитыми строки "зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей, а также в области балета мы впереди России всей" кому за эти годы только не приписывали!

Современная молодежь, мне кажется, плохо знает Визбора, - считает Сергей Свашенко, председатель Первомайского районного суда Краснодара, знаток и поклонник бардовской песни. - Однажды он сказал: "За окнами с зонтами бродит человечество, обкраденное нами на любовь". А молодежь, я считаю, обокрали на Визбора - у нее другие кумиры, и это печально.

Хочу предложить идею - провести в Краснодаре на будущий год, когда мы будем отмечать его 75-летие, визборовский фестиваль. Уверен, он соберет много талантов, ведь на Кубани и сейчас широко развито движение авторской песни. Готов войти в оргкомитет фестиваля, а Татьяна Визбор, насколько знаю, уже дала согласие приехать в Краснодар. Жаль, что здесь не сохранился родовой дом ее бабушки. Но непременно нужно увековечить память Юрия Визбора в городе, где он когда-то жил.

Татьяна Павловская, Краснодар

А теперь настало время познакомиться поближе с Адой Якушевой.

Ариа́дна (А́да) Ада́мовна Я́кушева (Кусургашева; род. 24 января 1934 года, Ленинград) - российская поэтесса, бард, радиожурналистка.

Биография

Ада Якушева родилась 24 января 1934 г. в Ленинграде. Её отец погиб во время Великой Отечественной войны в Белоруссии, будучи комиссаром партизанского отряда. В детстве Ада училась музыке по классу виолончели, но музыкальную школу не окончила. В 1952 г. поступила в Московский педагогический государственный институт им. В. И. Ленина на факультет русского языка и литературы, где училась одновременно с будущими бардами и поэтами Юрием Визбором, Юлием Кимом, Юрием Ряшенцевым, писателем Юрием Ковалем, а также с режиссером Петром Фоменко. Педагогический институт был одним из главных в стране центров авторской песни, и в 1954 г., на втором курсе, Ада стала сочинять песни и стихи.

Окончила институт в 1956 г., а в 1957 г. вышла замуж за Юрия Визбора. Вскоре у них родилась дочь Татьяна. В начале 1960-х Якушева руководила женским песенным октетом, гастролировала с ним по всей стране. С 1966 по 1968 г. работала редактором на радиостанции «Юность». В 1968 году она вступила в брак с радиожурналистом Максимом Кусургашевым.

У Якушевой вышла пластинка на фирме «Мелодия». Среди изданных аудиозаписей певицы - «На время позабудь», «Ты моё дыхание», «Лучшие песни», «Ада Якушева» (в серии «Российские барды»).

Кроме того, вышли три книги Ады Якушевой - «Если бы ты знал», «Песня - любовь моя» и «Три жены тому назад. История одной переписки».

А вот отрывок из её интервью корреспонденту "Экспресс газеты" Борису Кудрявову, которое было опубликовано 22 января 2009 года накануне её 75-летия.
Ада Якушева: Ревновать Визбора было бесполезно!

Известный бард и поэтесса от скуки разговаривает с телевизором.

Имя одной из основательниц современной авторской песни - Ады ЯКУШЕВОЙ давно обросло легендами. Юрий ВИЗБОР считал ее своей музой и самой любимой женой. Накануне своего 75-летия Ада Адамовна согласилась дать только одно интервью - «Экспресс газете».

Ада Адамовна, вы, должно быть, состоятельный человек? Столько дисков с вашими песнями продаются.
- Не поверишь, живу на пенсию. Она такая же, как у всех, маленькая. Давным-давно какая-то фирма заплатила 20 тысяч. Я так удивилась. Авторские мне никто не платит.

Ада ЯКУШЕВА

Расскажите про отношения с Визбором?
- Столько уже понаписано! Оказывается, такие интриги вокруг нас были! Искры сыпались! Но мы были очень дружны. Спорили, орали, скандалили - куда же без этого? Наша категоричность зашкаливала за все возможные пределы. Разве два поэта могут жить спокойно рядом друг с другом? Славу богу, что не дрались. Но от такого человека, как Юра, можно было многое и вытерпеть.
- Но вы все же разбежались…
- Никто ведь никого и не удерживал. И главное - не предавал! Юрка ходил постоянно в кого-то влюбленный. Да и я от него не отставала: вокруг сплошь одни поклонники. Бывшие его жены ко мне до сих пор очень прилично относятся (Евгения Уралова и Нина Тихонова. - Б.К.). Делить нам уже нечего.
У Юры было поэтическое чувство юмора. Он очень любил выражение нашего общего друга Зямы Гердта - «три жены тому назад». Со всеми своими женами Визбор сочетался законным браком. Конечно, сердце мое греет мысль, что Якушеву называют первой музой Визбора.
После того как Визбор от меня сбежал, мне передавали: видели твоего Юру на телевидении с красивой молодой девушкой. Оказалось, это наша дочка - Таня.

Ада ЯКУШЕВА

Откуда у Визбора такая редкая фамилия?
- В Литве живет дальняя родственница Юры - Гражина Визборас. Мы с ней никогда не виделись. Отца своего Юра тоже не видел. Он был репрессирован и расстрелян где-то в Сибири.
Поженились мы в 1957 году. У меня даже когда-то была его фамилия, которую коверкали по-всякому. «Хорошо еще, что Визборгом не называют», - шутил Юра. Но отчество его все же исказили: вместо Иозефовича он стал Иосифовичем. У дочери Татьяны фамилия так и осталась. Ее даже еврейкой в школе считали.
- Как вам удалось заарканить такого ловеласа?
- За Визбором бегали все студентки, включая молоденьких аспиранток. Но ревновать его было бессмысленно. Он купался в любви. Жил и творил по ее законам. Мне оставалось только страдать. Что я и делала - писала стихи и песни. Да в нашем институте все что-то сочиняли.
Со своими будущими мужьями мы учились в одном институте (Московский педагогический. - Б.К.). Максим Кусургашев (второй муж. - Б.К.) был свидетелем на нашей с Юрой свадьбе. Он и Таньку мою вместе со мной из роддома забирал. Юра в это время был где-то в командировке.
Танька моя как-то ляпнула: «Моя мама, конечно, не Нефертити, но двух прекрасных мужиков все же ухватила».

Раньше вы говорили, что бардовская песня была отдушиной от всего, что нас окружало. А теперь-то как?
- Вспомни, где мы тогда пели? По лескам да по полянкам. Больше негде было, власти просто не позволяли. Грушинский фестиваль запрещали потому, что там якобы собиралась какая-то неформальная публика. А ведь ни одной политизированной, протестной песни не звучало. Даже Высоцкий туда никогда не приезжал. А теперь вон как повернулось - Олег Митяев в Кремле поет!

Ада ЯКУШЕВА, Максим КУСУРГАШЕВ

И мне хочется от читателей наших и редакции сказать: с днем варенья, дорогая Ада Адамовна! Берегите себя!
- Намекаешь, Боря, что Якушева давно уже исторический человек? Пожелай мне лучше подольше жить и поменьше хромать… Знаешь, время бежит, а рифмовать по-прежнему очень люблю. Вот дарю читателям «Экспресс газеты»:

Стало холодно. Что делать?
А кому теперь тепло?
То, что было - снегом белым,
замело, заволокло.
То, что будет, нам, как видим,
знать пока что не дано.
И, подобно Атлантиде,
опускаюсь я на дно.
Не права - я это знаю.
Хоть жива, да не живу.
Помоги ты мне, родная,
продержаться на плаву.

На этом я прощаюсь с вами, друзья. До новой встречи!

Глава 2. Всеволод Сурганов

Всеволод Сурганов (1927–1999 гг.), литературовед, критик, профессор МПГУ. Окончил литфак МГПИ в 1951 г.

Патриарх авторской песни МГПИ – так назвал Ю. Ким Всеволода Алексеевича Сурганова. Б. Вахнюк считал его первым институтским бардом. Однако в полном смысле слова бардом В. Сурганов не был, поскольку сочинял стихи на уже готовые мелодии популярных песен, то есть делал подтекстовки. Особой любовью в народе пользовалась песня В. Сурганова «Рассвет над соснами встаёт» (на мелодию песни из радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов») и гимн туристского лагеря в Красной Поляне, на Кавказе «В зелёной долине Кавказа» (на мелодию «Летят перелётные птицы»). Это был первый послевоенный горно-спортивный лагерь на Западном Кавказе, и В. Сурганов, один из опытнейших инструкторов горного туризма МГПИ, несколько лет подряд водил там группы туристов. Попутно сочинял песни, которые зазвучали у походных костров и быстро приобрели популярность. На территории турбазы «Голубой залив» в Коктебеле долгое время висели плакаты со строчками из песни «Рассвет над соснами встаёт». Причем один фрагмент – «Стеной зубчатою встают хребты могучих гор», – был подписан именем М. Волошина.

Помимо песен В. Сурганов писал лирические стихи. Считал своей удачей стихотворение с такими мелодичными строчками, насыщенными ассонансами:

«Берег шелестит осокой, бел песок, высок подъем. За Окою синеокой лёг широкий окоём. За Окою, за рекою не окинешь оком ширь. Травы в солнечном покое буйным соком хороши. Лес каймою свесил космы в блеске зноя день-деньской. И от кос звенят покосы на откосах за Окой».

Ю. Ким тут же отреагировал пародией:

«Ты не акай и не окай, ты не какай под осокой».

В интерпретации Б. Вахнюка эта пародия звучала так:

«Над рекой широкою я хожу и окаю. Над рекой великою я хожу и икаю. Ты не акай, и не окай, и не какай, и не пукай за осокой».

А ещё он вместе с С. Болдыревым и Л. Гурвичем написал замечательную книгу «Об искусстве воспитания». Как сказала выпускница деффака МГПИ Е. А. Дворцова, ходившая в тургруппе Сурганова в походы, это «инструкторско-педагогическая книжка, Макаренко с туристическим уклоном». Книга эта пользовалась большим успехом у туристов, особенно МГПИшных.

В. А. Сурганов рассказал о том, как после окончания МГПИ пошёл работать в специальное ремесленное училище в Тушине для ребят-сирот из оккупированных фашистами областей. «Летом я повел в поход этих мальчишек. Юра Визбор назвал потом эту шумную орду «монголами». Колонна в восемьдесят гавриков, обмундированных в синие робы, и впрямь была впечатляющей – старушки деревенские охали, крестились и причитали: «Родненькие, куда ж вас гонют?»… Но где было взять такое количество рюкзаков? И тогда я поехал с этой проблемой к своему другу Игорю Мотяшову ныне известному критику детской литературы, который тогда ещё учился в МГПИ и командовал турсекцией. И он мне дал, в придачу к рюкзакам, двух друзей-инструкторов в помощь, студентов-младшекурсников.

Одним был Визбор, а вторым – Боря Шешенин. Вот так я с Юркой и познакомился. Он мне запомнился весёлым, отчаянным. Очень не любил бриться… Мы с ним потом не раз еще ходили в походы, участвовали в инструкторском горном семинаре». Со Всеволодом Алексеевичем Сургановым мне посчастливилось работать на одной кафедре русской литературы XX в. К тому времени профессор В. А. Сурганов давно был известным литературоведом, авторитетным критиком, автором ряда книг о жизни и творчестве советских писателей. Ходил он степенно, неторопливо, опираясь на палочку– настоящий патриарх! Философски замечал, что больные ноги – удел многих бывших туристов.

Однажды после заседания кафедры я обмолвилась, что собираюсь на вечер памяти Ю. Коваля в ЦДЛ. Сдержанный Всеволод Алексеевич вдруг оживился: «Я пойду с вами! Ребят повидаю!» (ребята – это наши МГПИшники).

Был метельный февральский вечер, мы шли по занесённой снегом Пироговке, и он был уже не маститым профессором, а полным сил и уверенности бывалым туристом. Упрямо шёл вперёд, не обращая внимания на позёмку, и вспоминал походы и друзей по МГПИ. И очень был обрадован встречей с «ребятами», которые весело его приветствовали.

Ученик В. А. Сурганова, известный литературовед Павел Басинский, считал его одним из лучших педагогов Литературного института имени А. М. Горького: «Если я чего достиг на литературной ниве, то главным образом благодаря Всеволоду Алексеевичу. А сколько нас таких! Сколько молодых и уже совсем не молодых критиков, писателей и журналистов продолжают светить отраженным светом этого поистине светлого человека. У него была трудная, но и счастливая судьба. Из простой семьи, он своим умом, талантом и трудолюбием стал одним из ведущих филологов советского времени. Его главная монография «Человек на земле» до сих пор остаётся единственной (подчёркиваю – единственной!) исчерпывающей аналитической книгой о самом плодотворном явлении русской прозы второй половины XX века – прозы «деревенщиков ».

Использованная литература

1. Богатырёва Н. Свято дружеское пламя. Интервью с выпускниками Московского педагогического университета.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.

2. Всеволод Сурганов. Педагог. Писатель. Человек. – М.: Издательское содружество А. Богатых и Э. Ракитской, 2008.

Глава 3. Ада Якушева, Юрий Визбор, Максим Кусургашев

Ада Якушева

… Только не в песнях дело тут моих:

Мне просто нравится, как слушаешь ты их.

А. Якушева


Ада Якушева (1934–2012 гг.), поэт, бард, журналист. Окончила МГПИ в 1959 г.

«Запомните меня молодой и красивой!» – сказала она однажды. Её дочь Татьяна Визбор говорит, что в последние годы Ада Якушева живёт в своем обособленном мире среди близких людей. И в этом мире ей уютно и спокойно. Правда, песни сейчас не очень пишутся – семейные хлопоты (у неё трое детей, пятеро внуков и правнук) отнимают почти всё время…

Если бы нужно было одним словом охарактеризовать Аду Якушеву, я бы написала: светлая. Весь её облик словно пронизан светом: раньше белокурые, а теперь седые волосы, хрупкая фигура и бесшумные движения, грация, тактичность, страх обременить людей своими проблемами… Для меня Ада Якушева – одна из самых удивительных и прекрасных женщин. Это сочетание женственности и могучей воли, терпения и самоотречения, смирения, кротости и темперамента, остроумия, живости. И талант поэта, мелодиста, писателя.

Поэт и бард Борис Вахнюк, который учился с Адой Якушевой на одном курсе, вспоминал: «Была она худенькая, белобрысая, чуть ли не с косичками, курносая, светлоглазая. Тростиночка на ветру, да и только. На семинарах в бои бросаться не спешила, чаще отмалчивалась. В лекционных аудиториях отсаживалась подальше и всё что-то строчила в тетрадке. Можно было подумать: конспектировала лекцию профессора Головенченко, или Пуришева, или Сергея Ефимовича Крючкова, по чьим книжкам мы еще в школе учились. А она писала песни, хотя об этом никто до поры до времени не догадывался…»

МГПИ тогда славился не только родившимися в нём песнями, но и капустниками-обозрениями. Сценаристами, актёрами, режиссёрами были Ю. Визбор, В. Красновский, П. Фоменко, Ю. Ряшенцев, М. Кусургашев. Когда они окончили институт, эстафету подхватили А. Якушева, Б. Вахнюк, Ю. Ким. Многие песни А. Якушевой впервые прозвучали в этих капустниках.

Ирина Демакова (Олтаржевская), руководившая легендарным женским октетом МГПИ после Ады Якушевой, вспоминает, что песни Ада писала очень быстро. Кто-то пытался их подсчитать, дошёл до трехсот и сбился. А какие потрясающие мелодии у якушевских песен! «Она должна была стать знаменитым композитором», – говорила И. Демакова.

Но прежде всего Ада Якушева – истинный поэт. «Всё в её песнях, даже самых первых, было на удивление естественным, – писал Б. Вахнюк. – Поэтические образы не выглядели вставными, приклеенными: «Синие деревья в инее». «Ты потерпи ещё, моё сокровище». «Сокровищо-о!» – орали мы в электричке, возвращаясь откуда-нибудь с Истры или Рожайки».

Ю. Ряшенцев говорил, что Ада Якушева во много раз талантливее обоих своих мужей, Визбора и Кусургашева, с которыми Ряшенцев дружил и дарование которых всегда высоко ценил: «Юлик (Ким) и Адель в жанре авторской песни – явления значительные. У Адели такая свежесть стиховая была».


А. Якушева, 60-е гг.


Песни – вехи её судьбы. Сама Ада Якушева признавалась: «За песнями стояли все повороты моей жизни». Эти песни – об институте: «Каждый год в осеннем месяце», «В институте под сводами лестниц», «Сегодня мы с тобой в институте последний раз поём». Эти – о Визборе:

«Прошёл меня любимый мимо, прийти к фонтану повелев. Пришла – смотрю, стоит любимый, увы, в кольце прелестных дев». Это картинка с натуры: Визбор вечно был окружён восторженными почитательницами. Друг, который «рисует горы», – это тоже, конечно, Визбор. А вот адресат песни «Слушай!», тот самый, у которого «теплели строгие глаза», – Максим Кусургашев. «Северный» и «Южный» в знаменитой песне – соответственно Визбор и Кусургашев. А это – про первую разлуку с Визбором, когда он ушёл в армию:

«Ты уехал, мой солдат». Герои каждой песни легко узнаваемы. «Ты вернёшься в новую осень с неразлучным другом одним» – это о В. Красновском.

Искренность, исповедальность якушевских песен поражала слушателей. «Песни Ады абсолютно прозрачны, – отмечал Ю. Ряшенцев. – Она по-женски просто и открыто говорила о том, что чувствовала, что ее волновало… Она ничего не придумывала, ничего не боялась… Она всегда пребывала в состоянии абсолютной творческой свободы… У Якушевой есть беспощадная по откровенности (и пророческая) песня: «У меня родится сын – то ли рыжий, будто Юрка, то ли чёрный, как Максим». Это написано в годы учёбы в пединституте, где царствовали ханжеские представления о том, какими должны быть отношения девушки и молодого человека! В этих строках – её отчаянная непосредственность и смелость, сохранившиеся на всю жизнь».

«Песни Ады были самыми документальными из всего, что мы тогда писали, – продолжает Б. Вахнюк. – Факты своей биографии она передавала буквально. «А рубашка твоя в синих просеках мелькает» – это рубашка Юры Визбора. «Дементий Дементьич дозором обходит владенья свои» – и вот он, перед глазами, Дементий Дементьич. Институтский комендант, аристократически стройный, с изысканной седой причёской, всегда гладко выбритый. Между бровями глубокая складка – знак не столько строгости, сколько сосредоточенности. Успел ли он узнать, что угодил в чудо-песню и обречен теперь на долгую жизнь?…«Игрушку сыну твоему подарить» – это Максим Кусургашев и его сын Леха. Всё в её песнях было очень конкретно. Сделать малозаметный факт предметом высокой поэзии, не договаривать всё буквально, предоставляя слушателям самим догадываться, – в этом магия поэзии.

Она стала нашей любимой учительницей. Мы-то всё старались выражать эзоповским языком… А она приучала к искренности – и приучила, слава Богу!» .

Сама же Ада Якушева на эти дифирамбы отозвалась так: «Насчет откровенности – не знаю… Я об этом не задумывалась, писала себе и писала – для себя, для близких. А то, что всегда находились слушатели, так ведь это был узкий круг. Я же не думала, что когда-нибудь мои песни выйдут из института. Что все они конкретны – это действительно так. Профессиональные поэты могут отвлекаться от окружающей действительности и сочиняют то, что остаётся в веках. А я пишу о том, что вокруг. Вернее, писала…» .

И. Демакова вспоминает, как Ада Якушева пела только что сочинённую песню, и все понимали, что это её признание в любви Визбору. И от этого бесстрашия у слушателей дыхание захватывало. Потом эти признания звучали в каждой её песне:


«Хочешь, иначе я жизнь переделаю для тебя, для тебя»,
«Всю себя измучаю, стану я самой лучшею»,
«Чего не сделаешь на свете из-за твоих упрямых глаз!»,
«Я могу всё забыть, если только ты прикажешь».

Да, она многим жертвовала ради любимых людей, но достоинство сохраняла всегда.

Как бесхитростно, просто и сильно: «Всё на свете: и снег, и ветер в сравненье с этим равно нулю, потому что ты есть на свете, а ещё я тебя люблю».

Услышишь эти строчки – и как в детстве окунёшься в синеву неба, вдохнёшь свежего ветра и преисполнишься доверия и любви к миру:

«Для тебя одного вспомню сотню сказок сразу, ливни над головой, как цветы, поставлю в вазу. А далёкой заре распахну навстречу двери. Я могу умереть, если ты мне не поверишь… По следам бы твоим мне бродить тропой любою. Может быть, это и называется любовью».

А стилистический прием из песни «Ты – моё дыхание» Н. Добронравов и А. Пахмутова позаимствовали для своей песни «Ты – моя мелодия».

У Ады Якушевой было много поклонников. Полушутливое-полусерьёзное признание в любви сделали ей Ю. Коваль и М. Полячек:

«Мы даже повздорили малость, сидели, сердито сопя, когда, как на грех, оказалось, что оба влюбились в тебя. И после такого признанья могли бы рассориться в дым, но нас примирило сознанье, что третий тобою любим, что наши страданья напрасны, и наши напрасны стихи… Не Визборы мы – это ясно, и всё же не так уж плохи!»

Дружеское уважение и братскую любовь питали к ней Ю. Ряшенцев, Ю. Ким, П. Фоменко… Но героями её песен стали не они… За счастье Ада Якушева заплатила дорогую цену. Уже в ранние песни проникает тревожное предчувствие: «Понимаешь, ночь немая. И тревожно, и темно. Понимаешь, я не знаю, навсегда ли ты со мной? Ты один, ты самый лучший, ты мой свет, моя мечта! Я грущу на всякий случай, понимаешь, просто так».

Увы, как оказалось, не просто так. Слишком рано подхватил Аду Якушеву «событий и горестей вихрь». Эта песня написана в 1956 г., за год до того, как она стала женой Визбора. Но уже тогда находились поводы для беспокойства. Она ободряла себя:

«Иду напрямик – так понятнее мне! Встречаю препятствия лихо. И, если случится, что выхода нет, то я отыщу этот выход!»

Она научилась не гнуться, не жаловаться. И только в песне прорывалась её боль:

«Мне кажется, что я давно живу во власти снов. За это счастье на меня в обиде. Я песню написать хочу про долгую любовь, которую мне не пришлось увидеть».

Ю. Ряшенцев назвал романом века в МГПИ отношения Якушевой – Визбора – Кусургашева. Что-то из непростых отношений этого треугольника Ада Якушева и Максим Кусургашев сделали достоянием гласности в книгах «Если б ты знал», «Песня – любовь моя», «Три жены тому назад». Но сделано это с чувством меры, тактом и глубоким уважением к памяти Визбора. В отношениях этих трёх людей были чистота и благородство. Что-то осталось за страницами книг, и можно лишь догадываться о том, как тяжело переживала Ада Якушева личные драмы. Но она сумела стать сильнее горя, обиды и ревности и сберечь до самого конца дружеские отношения с Визбором. «Мама сохранила мне отца», – сказала однажды Татьяна Визбор.


А. Якушева, 60-е гг.


Выпускник геофака МГПИ, знаменитый спортивный журналист Владимир Дворцов любил вспоминать, как в начале 60-х гг. он отправился в командировку на Волгу. Надо было лететь из Сталинграда до Астрахани на небольшом самолете, на котором не было даже компаса! Лётчик заблудился, положение было критическое. И тут по радио они поймали песню, которую пела Ада Якушева. Это было то ли «Ты мое дыхание», то ли «Вечер бродит».

А. Якушева рассказывала: ««Ты – мое дыхание» (1961 г.) придумалось так. Я тогда работала в Российском обществе Красного Креста, сокращённо РОКК Максим меня называл «рокковая женщина». Это общество располагалось в том же доме на Неглинке, где мы жили с Визбором, только с другой стороны. Меня туда устроила соседка, чтобы я могла побольше с маленькой Танькой бывать. И вот меня от этого РОККа отправили в командировку в Иваново. Я поехала на старом, тряском автобусе. Это было ужасно! И чтобы отвлечься, я достала листочек и карандаш и стала придумывать песню. Туда ехала – писала, обратно ехала – писала… А потом Юлик Ким говорит: «Смотри, у тебя получилось: «маяк у вечности на краю». Что это твой возлюбленный такой кривой, косой?»

«Вечер бродит» (1959 г.) тоже появилась в поездке, на Пестовском водохранилище. Мне было грустно, хотя там было много хороших ребят-туристов. Придумалась эта песенка. «Ветер песню поёт» (1963 г.) я написала на даче у Самойловича, приятеля Визбора. Загорала на маленькой поляночке, очень красивой, и потихоньку сочиняла. Кто-то, кажется Кукин, потом написал пародию:

«А рубашка твоя в синих трусиках мелькает».

А до этого была песня «Слушай!» (1956 г.). Мы, пять девчонок, ходили в поход по маршруту Бологое – Ленинград, ночевали в палатке на снегу… Я об этом написала в книжке «Если б ты знал…».

Большинство песен и стихов А. Якушевой написано до начала 70-х гг. В основном, в 54–65 гг., – самое, наверное, бурное десятилетие в её жизни. И – всё. После этого она практически перестала сочинять. Очень точно сказал о песнях А. Якушевой Дмитрий Сухарев: «Рождённые на гибельном краю большого чувства, они пропелись разом, на одном коротком выдохе, и – лопнула струна, больше Ада уже не пела…».

А. Якушева не боялась разговорной интонации, но и не злоупотребляла ею. Поэтому обороты, которые в стихах другого автора будут «царапать» слух, в песнях А. Якушевой звучат органично. Это её фирменный стиль и свидетельство профессионализма.


«Ты ведь, вроде, любишь вечера».
«Какие, эти самые другие города?»
«Друзья, те больше сведущи и знающи, видать… Насильно не поедешь ведь в другие города».

Инверсии в стихах А. Якушевой радуют своей весёлой дерзостью:


«Прошёл меня любимый мимо»
«Но очень важно другу вслед мне каждый знать момент»
«Давай в луну пальнем, чтоб не светила там, не надо где!»

Рифмы у Якушевой всегда свежи и неожиданны:

«размеренно – не верю я»,

«влажные – однажды мне»

Встречаются внутренние рифмы:

«Понимаешь, ночь немая»,

«не могу я разобраться в Братске»,

«я каменею, почти поверив».

Вот необычная рифмовка:

«Суждено, наверно, только помнить незнакомых тех моих знакомых, не сумею обойти пешком их и бегом не обегу».

А вот прелестный ассонанс:

«Этот город – как теперь живёт он, в белый снег до самых крыш замотан? Так привыкла я к его заботам…».

А вот рифма-эхо:

«Прозрачная роща смолкла, прозрачная роща застыла. Едва зеленеют ёлки, березы позолотило. Дождик косит – осень».

И слова новые изобретаются, очень точные и пронзительные:

«Будь ежеминутно, ежечасно, ежедневно, ежевечно – будь!»

И опять – поэтическая вольность: ветер – «северен».

А вот совершеннейшая поэтическая «крамола».

Чтобы уложиться в ритм, А. Якушева просто сократила слово: «Там сорентируюсь я на зарю. Сотни вершин просто так покорю…».

Вот такое поэтическое озорство, лукавое подтрунивание над слишком серьёзным слушателем-читателем.

В стихах А. Якушевой запечатлелась вечная тоска по близким людям, избравшим себе бродяжьи профессии корреспондентов, геологов, археологов:

«Привыкла я за столько лет к тому, что каждый день шагает где-то по земле один корреспондент… Вернется только лишь едва – и вновь дорогам в плен… Он всё же, видно, больше ваш, чем мой корреспондент».

«Становятся помехою другие города, опять друзья разъехались неведомо куда».

«Друг далёк. Даже сто дорог до него идти – невозможно мало».

Как молитва, как заклинание звучат слова, полные тревоги и любви:

«Будь, прошу тебя, в простом и сложном, будь, прошу тебя – и в этом суть, будь, прошу тебя, покуда сможешь, а когда не сможешь – тоже будь!»

По силе выражения чувств это напоминает «Жди меня» К. Симонова. Но не набатом, требовательным и оглушительным, звучит этот призыв любящей души. В нём нежность, и самоотречение.

«Я слышу за окном уставший снег и узнаю в вещах твои привычки. И кожей чую – утро настаёт, в нем бьётся ветер, северен и нежен. Ты был иль не был? Бедствие моё… Ты был иль не был? Жил ты или нежил?..»

Ада Якушева умела ждать. Ожидание – частая тема её песен.

«И жить теперь уж не смогу я без того, чтоб ждать».

«А я жду. Беда – не беда. А я жду. Мне трудно не ждать. Ветер вьюжит и желтыми листьями кружит. А я жду. Ты нужен мне».

Уже нет Ю. Визбора, нет М. Кусургашева. Но ей есть кого ждать: рядом дети и внуки. Она счастливый человек. В декабре 2004 г. прямо под барельефом Ленина в девятой аудитории был развёрнут транспарант со словами Ады Якушевой «Песня начиналась здесь» (узнав об этом, Ада Адамовна улыбнулась тихой своей, лукаво-грустной улыбкой: «Потом не припишут эти слова Ленину?»). И зазвучали аккорды видавшего виды рояля, на котором кто только не играл – от Богдасаровой до Кима. Раздались позывные 50-х – 60-х: «Слушай! На время время позабудь…» И вся наполненная до отказа «девятка» дружно подхватила исторические слова:

«Песня начиналась здесь!»…

Редактором и консультантом всех книг Ады Якушевой был Максим Кусургашев. Редактором взыскательным, объективным и тактичным. И немного соавтором. Как-то органично вошли в эти книги его умные, взвешенные комментарии, в которых сквозь спокойную неторопливость сквозит мягкая улыбка. Даже в последней их совместной книге – переписке Ады Якушевой и Юрия Визбора – присутствует Максим Кусургашев. «Если б ты знал…» Какой поэзией, мудростью и теплотой наполнена эта книга! По жанру это мемуарная литература. Но вообще это разговор с читателем двух умных, добрых, знающих жизнь людей – Ады Якушевой и Максима Кусургашева. Чудесны главы, принадлежащие Максиму Дмитриевичу, – спокойные, раздумчивые, лиричные, как бы вполголоса.

Судьба Ады Якушевой – это судьба отечественной авторской песни. В книге «Песня – любовь моя» история бардовской песни показана лаконично, но исчерпывающе. Сначала – эффект новизны, восторг слушателей, море поклонников, благосклонность властей, партийно-комсомольских органов – одним словом, оттепель. Записи на радио и телевидении, гастроли октета А. Якушевой по всему Советскому Союзу, её собственные выступления в поездках с агитбригадами и выездными редакциями журнала «Молодой коммунист» и радиостанции «Юность», многочисленные приглашения в вузы, молодежные клубы, Дворец спорта в Лужниках. Многим знакомы кадры документального фильма о бардах «Срочно нужна песня»: юная трогательная Ада Якушева, поющая с нежностью и застенчивостью. А следом другие кадры – такая же обезоруживающая искренность и напор Владимира Высоцкого…

Едва авторская песня встала на крыло, её начали теснить. Забеспокоились профессиональные эстрадные авторы, боясь конкуренции. Раньше они относились к самодеятельным авторам как профессионалы к любителям, – если и не пренебрежительно, то явно свысока, в лучшем случае со снисходительной усмешкой. Но стали много воинственнее, когда барды время от времени начали вторгаться на их территорию, появляясь на концертных площадках. Посыпались обвинения в безвкусице, саморекламе, появились ядовитые, иронически-нравоучительные рецензии. Одну из них, в журнале «Музыкальная жизнь», Ада Якушева цитирует, не убирая обидных и злых слов про «несценичную внешность» и «несценичные манеры», про то, как она, по мнению сварливого критика, «унылым голосом поёт унылую мелодию сумными и красивыми словами» (и на том спасибо!) Для Визбора, «широкоплечего блондина с гитарой», в этой рецензии тоже не нашлось добрых слов: «И он тоже поёт унылым голосом унылую мелодию, которую он, вероятно, одолжил у предыдущей исполнительницы». Сейчас это читать смешно, но тогда им было не до смеха…

В 1968 г. в новосибирском Академгородке проходил фестиваль авторской песни. Там выступал А. Галич с несколькими «довольно рискованными», по воспоминаниям А. Якушевой, песнями. «После чего ЦК комсомола решил бойкотировать фестиваль и применить соответствующие санкции к его участникам». А. Якушева, хотя и не смогла поехать на фестиваль, пострадала тоже. Журналист и музыкант Арнольд Волынцев с её разрешения передал участникам фестиваля горячий привет от Ады Адамовны. И сразу же была запрещена к выпуску уже готовая пластинка на фирме «Мелодия», а заодно сборник песен в пермском издательстве…

«Три жены тому назад…» – книга особой судьбы. При поддержке М. Кусургашева Ада Якушева решила опубликовать свою переписку с Визбором 1955–1957 гг. Эти письма – панорама эпохи «оттепели». И правильно сказал в предисловии Ю. Ряшенцев, что это «почти мифологические герои своего поколения и своей среды». Их юношеская переписка и отрывки из более поздних писем – это и история их любви, 21 рассказ о личностном и профессиональном становлении, и история страны. И хотя личная переписка – не хроника политических событий, в письмах А. Якушевой и Ю. Визбора много запоминающихся деталей, по которым можно реконструировать эпоху.

Ада Якушева пишет в армию Визбору и о премьере кинофильма «Весна на Заречной улице», и о выступлении в Лужниках Ива Монтана, и о выставке выпускника Ленинградского училища живописи Ильи Глазунова, и о показе в Москве спектакля «Гамлет» в постановке Питера Брука. Каждое событие они обсуждают с юношеским максимализмом, азартно, проявляя глубину и независимость мышления. А. Якушева пишет о выставке И. Глазунова: «По его картинам чувствуется, что он пережил немало горя – ни одного солнечного пятна!.. Но почему такое однобокое восприятие мира?»

Нелицеприятно отзывается она и о творчестве официозного Л. Ошанина, отдавая предпочтение Фатьянову. Из этого видно, какие имена были популярны в песенной лирике тех лет. В защиту Л. Ошанина можно сказать лишь то, что А. Якушева, видимо, забыла про песню «Эх, дороги!», а цикл песен «А у нас во дворе», «Песня о тревожной молодости», «Течёт река Волга» ещё не были написаны. Но юношеская резкость суждений и бесстрашие перед авторитетами позволяют лучше понять поколение «шестидесятников».

Позднее в книге «Если б ты знал…» Ада Адамовна реабилитирует Ошанина: «В его стихах подкупала живая разговорная интонация, бытовые ситуации, владение формой… Мне кажется, Лев Иванович внимательно прислушивался к бардовским песням, разгадывая, вероятно, в чем причина их привлекательности. И, думаю, эти наблюдения не прошли даром. Во всяком случае, как разительно непохожи его прежние песни «Комсомольцы, беспокойные сердца» или «Ленинские горы» на написанные позже «А у нас во дворе», «Бирюса», «Желтоглазая луна»…»

Письма Якушевой – Визбора много говорят о литературных пристрастиях молодёжи того времени. Визбор зачитывался стихами Мартынова, любил стихи Светлова, Межирова, Иосифа Уткина, Виктора Гусева. Размышления о сути литературного труда сменяются обсуждением в письмах литературно-критических новинок: статьи Владимира Померанцева «Об искренности в литературе», романа Дудинцева «Не хлебом единым», о котором Визбор пишет: «Не согласился с Хрущёвым: очень правильная советская книга!»

Отразился в книге и романтический порыв «за туманом и за запахом тайги». Молодые искренне верили, что дело чести выпускника педвуза – ехать туда, где условия жизни суровы: в Сибирь, на Дальний Восток, на Сахалин. Визбор пишет, обращаясь к Аде Якушевой: «В этот малюсенький и вместе с тем необозримо-громаднейший отрезок времени ты поймёшь то, что не понять за пятьсот лет жизни в 6-м Ростовском переулке. Только в разлуке, хотя бы и с городом, ты научишься ценить, что не ценила, любить то, мимо чего проходила, думать о том, что раньше не привлекало твоего внимания. Только в селе ты поймешь Толстого и Пушкина, только под лесным небом придут мысли и строчки, глубокие и яркие. Мой совет – ехать, хотя бы за судьбой… Мы же такие молодые, черт нас возьми! Нам еще так рано болеть меркантильностью… ».

Ю. Визбор, скрупулезно фиксируя страшноватые подчас подробности армейского быта, все-таки оставался «комсомольцем-добровольцем», находя в службе изрядную долю романтики (радист, слушающий ночью в эфире джаз или восхищающийся разговорами «за жизнь» радистов с рыболовецких судов). Застенчивая студентка А. Якушева, к которой её мудрый старший друг относился снисходительно, оказалась гораздо более идеологически независимой. И сквозь нежный любовный лепет нет-нет и прорвется хлёсткая ирония или блеснёт вдруг точная зарисовка. «Насчёт «больших народных страстей» я знаю только то, что в столице им не дают особо бушевать. У нас необыкновенно сильна и всеподавляюща администрация. Думать – запрещается. Это хорошо выразил директор института. Он сказал, что за нас думает партия. Люди боятся возмущаться, потому что все они зависимы. Кто по месту работы, кто по месту учёбы. Самые отчаянные обязательно пострадают». Вот где настоящее инакомыслие! Сколько сдержанного сарказма в её описании, например, заседания кружка марксизма-ленинизма.



Визбор тоже демонстрирует политическую неблагонадежность, осуждая всеобщую фестивальную эйфорию: «Завтра у вас в Москве открывается фестиваль. Блажен, кто верует. Меня, откровенно говоря, не очень-то тянет обмениваться сувенирами и автографами на московских мостовых. Я равнодушен к напудренной и надушенной столице нашей, подмалевавшей щёки румянами… Город мой люблю в тишине переулков, в грохоте работающих улиц, в разноцветных огнях квартир-многоэтажек» .

Но при этом они оставались истинными детьми своего времени, взращенными на плакатах «Мы за мир». Сегодня это вызовет улыбку: Ада Якушева пишет, как ходила протестовать против политики Израиля к израильскому посольству, «а вернувшись домой, заревела… Не смейся, но я, кажется, начинаю бороться за мир!»

В публикации писем сознательно отсутствует датировка. Это сделано для того, чтобы избежать протокольности. И хотя это затруднит работу литературоведов и критиков, изучающих творческий путь героев книги, но зато переписка приобрела характер целостного художественного произведения.

А. Якушева, кроме всего прочего, прекрасный журналист. Двадцать лет она проработала на радиостанции «Юность». Ездила по командировкам: Сибирь, Дальний Восток, Курилы, Камчатка, Сахалин… С любовью вспоминала в книге «Если б ты знал…» про людей, с которыми сводила ее «Юность». Кому, как не ей, пристало вести передачи о бардах «Песня, гитара и я». А ещё она вела передачу по письмам радиослушателей, которая называлась «Здравствуй, товарищ!» А. Якушева сохранила несколько папок с этими письмами, летопись, как она говорит, целого поколения.

Богатырёва Н. Свято дружеское пламя. Интервью с выпускниками Московского педагогического университета. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – Кн. 1. – С. 25.

Якушева Ada Yakusheva Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 24.1.1934
Неделю назад все московские барды провожали в последний путь своего легендарного товарища - поэта Виктора Берковского. Среди пришедших на кладбище наш спецкор не заметил одну из основательниц современной бардовской песни, первую жену Юрия Визбора поэтессу Аду ЯКУШЕВУ.Оказалось, что, после того как четыре года назад Ариадна Адамовна сломала бедро, она боится отходить далеко от дома. Даже не была на похоронах своего второго мужа, известного журналиста Максима Кусургашева.Прекрасно зная, что Якушева не общается с прессой, Кудрявов все же решил ее навестить. В результате Ада Адамовна дала первое в своей жизни интервью. Оно перед вами.

Ваш ясный звук, Ада Адамовна, за долгие годы вовсе не изменился. Рассказывают, подобно как вы когда-то перепевали саму Аллу Пугачеву?

Было это в сельском клубе, на картошке, куда нас по осени посылали от радиостанции Юность. Я пела первым голосом, Алла - вторым. И что с того? Голос у Пугачевой уже тогда был весьма дюжий. Долгое время мы с Аллой шибко дружили, встречались, созванивались. Потом фатум развела. Но подозреваю, что добрые отношения все же сохранились. Мой отпрыск Максимка в нее нетрудно влюблен. С детства хотел, чтоб его мамой была как раз Пугачева, а папой - Визбор.

Когда-то ваша дочка Татьяна призналась: Моя мать, конечно, не Нефертити, но двух прекрасных мужиков все же ухватила.

Неужели я похожа на хищницу? Любовь приходила постоянно нежданно, прекрасно и шибко радостно.

О, Боже мой, какое горе

Любить такого трепача! -

такие строки я написала, когда положила на Визбора око. А у него неизменно была огромная орда воздыхательниц. Но что толку ревновать такого человека? Хотя поводов было предостаточно. Юра завсегда жил по своим непредсказуемым законам. От любвеобильности Визбора я все же настрадалась. Легкость наших отношений как бы подразумевалась сама собой: неужто могут два поэта безмятежно существовать рядом приятель с другом? Обладая неуемным чувством юмора, Юра крайне любил выражение нашего общего друга Зиновия Гердта - три жены тому назад, которое полностью достоверно определяет этапы его жизненного пути. Несмотря на этический момент, я все же рискнула издать письма Визбора ко мне.

Удрал к иной юбке

Якушеву называют музой Визбора. И ваше с ним расставание покрыто завесой тайны

Первой музой, может, я и была, после этого у него почему-то появились другие. Сама не могу урузуметь, как все произошло. Он то уходил, то возвращался. Удрал, короче, к иной. Очень уж влюбчивым был. Бегал от одной юбки к прочий, как мартовский котик. Но, несмотря на все эти уходы-приходы, между нами всю дорогу оставались светлые отношения.

Поженились мы в 1957 году. Юре завсегда по-благородному хотелось, чтоб все было законно. У меня более того когда-то была его фамилия. Со всеми своими женами Визбор сочетался законным образом. Кто какая из них по счету, я уж и не помню. Актриса Женя Уралова, у которой от Визбора осталась дочка Аня, кажется, вторая. С Ураловой он вкупе снимался в фильме Июльский дождь. А Нина Тихонова, выходит, - третья. В промежутке между ними была, кажется, ещё какая-то художница, забыла вот только ее имя.

Правда, что и Визбор, и Кусургашев поочередно были свидетелями на обеих ваших свадьбах?

И гогот, и грешок, как говорится. Они потому как дружили с юности. Максим вправду был свидетелем на нашей свадьбе. А Юра, узнав, что мы с Кусургашевым сочетаемся законным браком, притащил пару бутылок коньяка. Вместе и распили.

Отсутствие отца наша общая дочь Таня использовала на полную катушку: едва что, в сердцах бросала Кусургашеву, которого любовно называла отчим наш: Ах так! Я пошла к отцу!

Редкая фамилия Визбора неизменно вызывала массу вопросов?

Отец Юры родом, кажется, из Литвы. Там осталась какая-то его дальняя родственница по имени Гражина. Отец его, к несчастью, был репрессирован и расстрелян.

Забавная история произошла у моей дочери, носящей ту же фамилию. Когда ей задали в школе вопросительный мотив о национальности, она стала живенько гутарить об украинских и прибалтийских бабушках. На что преподавательница отреагировала немного странно: Напишем в то время как - еврейка, а там разберемся. Фамилию эту как только не коверкали. На каком-то жизненном этапе произошла путаница и с Юриным отчеством. Во всяком случае, Визбор должен был быть Иозефовичем, а никак не Иосифовичем.

Бродяжничала с дочкой

Совместное сочинительство стихов и песен с Визбором имело местоположение?

Да-да-да. Характеры наши сталкивались при этом так, что искры высекались. Помню, в споре из-за одной строки мы с Юрой устроили грандиозный дебош. Я тогда с маленькой Танькой на руках более того убежала из дома. Бродяжничала по улицам, в то время как не успокоилась. Вернулась домой, а он уже и забыл, что мы ругались. Возможно, мы были шибко похожими людьми. Поэтому обоюдные творческие порывы встречали порой с детской капризностью. Битва за строку - это было привычно. Но наша категоричность зашкаливала все возможные пределы. Только что не дрались.

Рядом с вами в текущее время любимые и любящие вас люди - дети, внуки. Часто навещают?

Я, конечно, живу нынче их жизнью. Для самой себя немного что остается. Это уныло. Но так, похоже, живут все люди. Сын моей дочери Даши - Миша бывает у меня нередко. Ему 13 лет, и его тут никто не воспитывает, оттого он любит у бабушки торчать. Второму внуку Володе всего-то два с половиной годика. А всего у меня четыре внука: у Татьяны растут сынуля Юра и дочь Варя.

А тут ещё под ногами обожаемый котяра крутится. Таких очумелых от жизни хвостатых созданий, как свой Кузя, надобно ещё поискать. Отец у него российский голубой, а мама белая персиянка. Получилась такая странная помесь, и котик с юных лет начал, почему-то, гоняться за котиками. Ухлестывал более того за одним идеально кастрированным существом. В общем, бурно живем.


Появились душераздирающие подробности последних месяцев жизни известного поэта, барда, журналистки Ады Якушевой, которая скончалась в Москве в субботу, 6 октября, на 79-ом году жизни.

Подробности о смерти матери рассказала ее дочь Татьяна Визбор. (Первым мужем Ады Якушевой был заметиной российский бард, поэт, артист Юрий Визбор, который посвятил своей жене знаменитую песню «Ты у меня одна»).


«Это случилось сегодня в 07:45 утра в Москве. Она (Якушева) долго болела, уже три месяца – это онкология была. В последнее время она практически все время была дома, и в больницу мы ездили только на обезболивание. Она умерла спокойно и безмятежно, боли были сняты», - цитирует слова Татьяны Визбор РИА Новости.

Но, как выяснилось, агентство привело не всю информацию об обстоятельствах смерти Ады Якушевой. В ночь на понедельник в социальных сетях распространилась запись известной журналистки Ирины Петровской, из которой стало известно, что именно предшествовало тому моменту, когда, согласно информации РИА «Новостей», «она умерла спокойно и безмятежно, боли были сняты».

«В нашей стране страшно не только жить, но и умирать, - пишет Ирина Петровская . - Только что вернулась от Татьяны Визбор, дочери Ады Якушевой, умершей вчера. Нашей любимой Ады. Болезнь обнаружили в начале лета – Ада никогда к врачам не обращалась, но тут стало невмоготу: кашель, удушье. Операция по удалению опухоли легкого прошла успешно. Ада даже реабилитировалась, начала дышать и ходить. А потом случился обморок, и исследование показало метастазы в мозгу, увы, не операбельные. И дальше началось хождение по мукам. Районная 98-я поликлиника СВАО – это гестапо! Врач по фамилии П*** – доктор, ***, Менгеле!!! Ада, маленькая, хрупкая, весившая к моменту смерти 37 кг (!!!) умирала в страшных мучениях, потому что в этой е***ной поликлинике не было то печати, то МарьИванны, выдающей справки... «Мама страдает!» - кричала дочь. «Все страдают!» - отвечали ей врачи, которых язык не повернется назвать врачами. Накануне ухода Ады приехал врач из хосписа, ужаснулся страданиям, которые она испытывает, потому что районные *** не прописывают ей наркотики, и увез ее с собой. Там ей впервые вкололи морфий, и наша любимая Ада впервые за месяц, наверное, заснула, повернувшись на бочок и подложив кулачок под щечку. Утром она ушла без страданий», - пишет журналистка Ирина Петровская, много лет дружившая с Адой Якушевой.

Однако, как утверждают столкнувшиеся с подобными ситуациями люди, проблема не только в бессердечных врачах одной конкретной московской поликлиники. Такие истории случаются сплошь и рядом, причем самое страшное, такое происходит, в том числе, с детьми.

«К сожалению, я знаю множество случаев, когда раковым больным в районных поликлиниках не давали наркотики, потому что это «вредно», - пишет блогер Наталия в комментарии под заметкой Ирины Петровской.

Ариа́дна Ада́мовна Я́кушева, известная как Ада Якушева (Кусургашева; 24 января 1934 года, Ленинград — 6 октября 2012 года, Москва) — российская поэтесса, бард, радиожурналистка.

Проблема еще и в том, что из-за крайне запутанных и сложных правил выдачи наркотиков многие врачи, боясь попасть «под статью» просто не хотят рисковать.

«Я дам вашему сыну наркотики, а потом мои дети останутся без отца», - прямым текстом говорил один врач матери исходящего на крик ребенка с неизлечимой онкологией, которого выписали из больницы домой умирать. К сожалению, только врачи хосписов имеют возможность на законных основаниях грамотно обезболивать онкологических больных в терминальной стадии, а в эти заведения не так-то просто попасть.

Неделю назад блогосферу потряс материал подмосковного реаниматолога Дениса Савченко, работающего в «Медицине катастроф», который писал о том, что медиков-сотрудников МЧС полностью лишили права пользоваться эффективными обезболивающими препаратами, что неизбежно должно привести к резкому росту смертности при различных ЧС. Доктор Савченко также, не стесняясь, сравнивал российских медиков, вынужденных работать «под крикаином» с доктором Менгеле.

Ада Якушева Другие города

Ада Якушева родилась в Ленинграде 24 января 1934 года. В 1952 году она поступила в Московский педагогический государственный институт, где училась вместе со знаменитыми в будущем бардами Юрием Визбором, Юлием Кимом и Юрием Ряшенцевым. Песни и стихи Якушева стала сочинять на втором курсе. Среди самых известных песен Якушевой – «Вечер бродит по лесным дорожкам».

Первым мужем Ады Якушевой был Юрий Визбор, у них родилась дочь Татьяна. Визбор посвятил жене знаменитую песню «Ты у меня одна».

Больше, чем любовь. Юрий Визбор и Ада Якушева

Сам Юрий Визбор также скончался от онкологического заболевания, дожив всего лишь до 50 лет.


На видео с YouTube: Ада Якушева «Другие города». Запись с концерта. Музыка, слова А. Якушева.

Лидия Чебоксарова и Евгений Быков - «Эпоха Визбора. Песни Юрия Визбора и его друзей». Выступление в Гнезде глухаря http://www.gnezdogluharya.ru/concerts 28.09.2012 г.
Ариа́дна Ада́мовна Я́кушева, известная как Ада Якушева (Кусургашева; 24 января 1934 года, Ленинград — 6 октября 2012 года, Москва) — российская поэтесса, бард, радиожурналистка.
Биография

Ада Якушева родилась 24 января 1934 года в Ленинграде. Её отец погиб во время Великой Отечественной войны в Белоруссии, будучи комиссаром партизанского отряда. В детстве Ада училась музыке по классу виолончели, но музыкальную школу не окончила. В 1952 году поступила в Московский педагогический государственный институт им. В. И. Ленина на факультет русского языка и литературы, где училась одновременно с будущими бардами и поэтами Юрием Визбором, Юлием Кимом, Юрием Ряшенцевым, писателем Юрием Ковалем, а также с режиссёром Петром Фоменко. Педагогический институт был одним из главных в стране центров авторской песни, и в 1954 году, на втором курсе, Ада стала сочинять песни и стихи.

Окончила институт в 1956 году, а в 1958 году вышла замуж за Юрия Визбора. Вскоре у них родилась дочь Татьяна. В начале 1960-х годов Якушева руководила женским песенным октетом, гастролировала с ним по стране. С 1966 по 1968 год работала редактором на радиостанции «Юность». В 1968 году она вступила в брак с радиожурналистом Максимом Кусургашевым.

У Якушевой вышла пластинка на фирме «Мелодия». Среди изданных аудиозаписей певицы: «На время позабудь», «Ты — моё дыхание», «Лучшие песни», «Ада Якушева» (в серии «Российские барды»).

Кроме того, вышли три книги Ады Якушевой — «Если бы ты знал», «Песня — любовь моя» и «Три жены тому назад. История одной переписки».

Скончалась 6 октября 2012 года в своей квартире в Москве
http://ru.wikipedia.org/

Биография

Ада Якушева родилась 24 января 1934 года в Ленинграде . Её отец погиб во время Великой Отечественной войны в Белоруссии , будучи комиссаром партизанского отряда . В детстве Ада училась музыке по классу виолончели, но музыкальную школу не окончила. В 1952 году поступила в на факультет русского языка и литературы, где училась одновременно с будущими бардами и поэтами Юрием Визбором , Юлием Кимом , Юрием Ряшенцевым , писателем Юрием Ковалем , а также с режиссёром Петром Фоменко . Педагогический институт был одним из главных в стране центров авторской песни, и в 1954 году, на втором курсе, Ада стала сочинять песни и стихи .

Окончила институт в 1956 году, а в 1958 году вышла замуж за Юрия Визбора . Вскоре у них родилась дочь Татьяна. В начале 1960-х годов Якушева руководила женским песенным октетом, гастролировала с ним по стране. С 1966 по 1968 год работала редактором на радиостанции «Юность». В 1968 году она вступила в брак с радиожурналистом Максимом Кусургашевым .

У Якушевой вышла пластинка на фирме «Мелодия». Среди изданных аудиозаписей певицы:

  • «На время позабудь»,
  • «Ты — моё дыхание»,
  • «Лучшие песни»,
  • «Ада Якушева» (в серии «Российские барды»).
Кроме того, вышли три книги Ады Якушевой — «Если бы ты знал», «Песня — любовь моя» и «Три жены тому назад. История одной переписки».
Ада Якушева посещала также и объекты социальной защиты населения Москвы — ЦСО, где она давала бардовские музыкальные концерты для инвалидов. В ЦСО Фили-Давыдково Ада Якушева была столь частым гостем
Ада Якушева скончалась 6 октября 2012 года в своей квартире в Москве. Похоронена на Троекуровском кладбище 9 октября.

Песни

  • «А мне везёт: к вершинам белым»… — «А мне везет»…
  • «А мне давно знакомо время старта»… — «Моя орбита»
  • «Бегут, бегут, бегут колеса»… — (Слова и музыка Ю. Визбора и А. Якушевой)
  • «Бродит дождик за окошком»… — «Колыбельная Тане»
  • «В институте, под сводами лестниц»… — «Любимый город» («Песня Москве»)
  • «В речке Каменной бьются камни»…
  • «Ветер листья по асфальту кружит»… — «Город — самый лучший» (Песня-репортаж)
  • «Ветер песни поет, он с привычками твоими»…
  • «Вечер бродит по лесным дорожкам»…
  • «Вроде немало мне бед и побед»… — «Поворот»
  • «Говоришь, что ты несчастна»… — «Не печалься, Танька»
  • «Да обойдут тебя лавины»… — (Стихи А. Якушевой и Ю. Визбора, музыка А. Якушевой)
  • «Если б ты знал»…
  • «Живёт на свете девочка»…
  • «За поездом по полю»… — «Песня о путях» («Дорожная»)
  • «Записную книжку вновь листаю я»… — «Записная книжка»
  • «Здравствуй, это главное — ты здравствуй»…
  • «Иду я ночью лесом со станции одна»… — «Попутчик»
  • «Каждый год в осеннем месяце»… — «Первый курс»
  • «Мне кажется, что я давно»… — «Мне кажется»…
  • «Мой друг рисует горы, далёкие, как сон»…
  • «Мою страну зовут Наедине»… — «Наедине»
  • «Мы — горожане, зарею ранней»… — «Горожане»
  • «Мы становимся старше и старше»… — «Мы становимся старше»
  • «Не могу я разобраться в Братске»… — «Песня о Братске»
  • «Ночи бродячие — синие, белые»… — «Песня тебе»
  • «Подари на прощанье мне билет»… — «Билет»
  • «Понимаешь, ночь немая»… — «Понимаешь»
  • «Попрощались мы до вокзала»… — «Мой солдат»
  • «Привыкла я за столько лет»… — «Корреспондент»
  • «Прозрачная роща смолкла»… — «Прозрачная роща»
  • «Прошёл меня любимый мимо»… — «Песенка про трепача»
  • «Разведу я над плитой»…
  • «Светлые камушки из Конаково»… — «Камушки из Конаково»
  • «Сегодня мы с тобой в институте»… — «Сегодня»
  • «Синие деревья в инее»… — «Моё сокровище»
  • «Снова твое бесконечное „жди!“»… — «Я не хочу, чтобы ты уходил»…
  • «Слушай, на время время позабудь»… — «Синие сугробы»
  • «Снег да снег. Ни дорог, ни рек»… — «Снег да снег»
  • «Собрался товарищ в дорогу»…
  • «Созвонятся парни на неделе»… — «Парни»
  • «Солнышко, помнишь ли ты наш апрель»… — «Солнышко». (Слова и музыка Ю.Визбора и А.Якушевой)
  • «Спешат нам сумерки навстречу»… — «Попутная»
  • «Становятся помехою другие города»… — «Другие города»
  • «Сумерки. Ты поднимаешь глаза от картин»… — «Сумерки»
  • «Так вышло, что Измайлово»… — «Измайлово»
  • «Там в океан течёт Печора»… — «Печора»
  • «Там давно, наверное»… — «Северный»
  • «Ты говоришь: „Выход один“»… — «Дожди»
  • «Ты — моё дыхание, утро мое ты раннее»…
  • «Ты очень похож на меня, человек»… — «А я жду»
  • «Уже, наверно, первый час»… — «Зеленоглазое такси»
  • «Ходят суда то туда, то сюда»… — «Города-корабли»
  • «Шёл человек, а куда — неизвестно»… — «Здравствуй, песня!»
  • «Я открываю тебя, побережье Камчатки»… — «Камчатка»
  • «Я приглашаю вас в леса»…
  • «Я с детства люблю лабиринты метро»… — «Метро»
  • «Я шагаю дорогой длинной»… — «Я шагаю»
Ариадна Адамовна Якушева (Кусургашева; род. 1934) — российская поэтесса, бард, радиожурналистка.
Ада Якушева родилась 24 января 1934 г. в Ленинграде. Ее отец погиб во время Великой отечественной войны в Белоруссии, будучи комиссаром партизанского отряда. В детстве Ада училась музыке по классу виолончели, но музыкальную школу не окончила. В 1952 г. поступила в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина на факультет русского языка и литературы, где училась одновременно с будущими бардами и поэтами Юрием Визбором, Юлием Кимом, Юрием Ряшенцевым, писателем Юрием Ковалем, а также с режиссером Петром Фоменко. Педагогический институт был одним из главных в стране центров авторской песни, и в 1954 г., на втором курсе, Ада стала сочинять песни и стихи.

Окончила институт в 1956 г, а в 1957 г. вышла замуж за Ю. Визбора. Вскоре у них родилась дочь Татьяна. В начале 1960-х Якушева руководила женским песенным октетом, гастролировала с ним по всей стране. С 1966 по 1968 г. работала редактором на радиостанции «Юность». В 1968 году она вступила в брак с известным радиожурналистом Максимом Кусургашевым.

У Якушевой вышла пластинка на фирме «Мелодия». Среди изданных аудио-записей певицы — «На время позабудь», «Ты мое дыхание», «Лучшие песни», «Ада Якушева» (в серии «Российские барды»).

Кроме того, вышли три книги Ады Якушевой — «Если бы ты знал», «Песня — любовь моя» и «Три жены тому назад. История одной переписки».