Практики жестов у магов. Понимая магию рун

Мы привыкли к вербальному общению. Но зачастую самое важное заключено не в словах, а в жестах. В отношениях между мужчиной и женщиной существует особе...

Некоторым жестам мы учимся, некоторые делаем бессознательно. Женщины более чувствительны к внешним знакам ухаживания в то время, как мужчины могут долгое время просто не замечать многочисленных намеков со стороны женщины. У прекрасного пола гораздо больший набор невербальных способов выразить свою заинтересованность. Однако и у мужчин есть свои секреты.

Прихорашивающийся в присутствии женщины мужчина – явный признак того, что дама ему нравится. Он может машинально поправить галстук, смахнуть несуществующие пылинки с пиджака, пригладить волосы.

Замечен интересный факт. Мужчина и женщина в присутствии друг друга незаметно для себя преображаются. Исчезают мешки под глазами, грудь выставляется вперед, живот втягивается. Оба выглядят красивее и моложе. Появляются характерные огоньки в глазах. Все эти хитрости заложены в нас матушкой-природой для привлечения драгоценного внимания, банально для продолжения рода.

Агрессивным и вызывающим со стороны мужчины является закладывание больших пальцев рук за ремень. Таким образом он непроизвольно фокусирует внимание противоположного пола на области гениталий. Однако такой жест все-таки встречается редко. А вот когда мужчина задерживает на женщине взгляд на пару мнговений дольше необходимого – повод обратить на него внимание. Интимный взгляд и сокращение дистанции при разговоре – приемы, понятные практически любой женщине, мужчина как бы предлагает продолжить знакомство в более интимной атмосфере. А руки на бедрах – стремление мужчины продемонстрировать собственную силу, как физическую, так и моральную. Определяется право мужчины на доминирование в складывающихся отношениях. Другая скрытая попытка привлечь внимание женщины – поза, в которой выделяется область гениталий, например, сидя с вытянутыми вперед ногами.

У женщин заветных приманок гораздо больше. Зачастую мужчины, правда, даже не подозревают об их существовании. Не зря обольстительницами обычно называют именно женщин.

Она гордо откидывает голову назад, встряхивая при этом прекрасными волосами, показывая гибкую шею. Этим невинным жестом она заставляет обратить на себя внимание окружающих. Другой растространенный жест – демонстрация запястья. Он говорит о сексуальном интересе. А проще всего обнажить запястье и показать его изящность при курении. Многие жесты отлично прижились в фильмах и рекламе. Кто не видел в фильмах этакой женщины-соблазнительницы, аристократично, не торопясь затягивающейся в присутствии мужчины. И только очень сильный мужчина может устоять перед импульсами, посылаемыми такими женщинами. Гомосексуалисты также используют упомянутые методы для придания своей манере большей женственности и для привлечения партнеров.

Чуть шире, чем обычно, расставленные ноги женщины при разговоре с привлекающим ее мужчиной – открытый знак сексуального расположения. (Вспомните недавнюю рекламу новой туалетной воды для женщин Deep Red). Сжатые же или скрещенные ноги – наоборот, признак сексуально оборонной позиции, занятой женщиной. Такую даму не стоит беспокоить излишними приставаниями вполне определенного характера. Вряд ли мужчина сможет чего-либо этим добиться.

Покачивание бедрами при походке – давно вошедший в арсенал женщин способ завлечения мужчин или, по крайней мере, привлечения мужских взоров. Сознательно или нет, но женщина подчеркивает свои достоинства, делая вызов мужчине.

Взгляд искоса украдкой способен «воспламенить» любого нормального мужчину. Она, слегка опустив веки, смотрит на мужчину, пристально наблюдая за ним. Но как только он заметит ее взгляд, она тут же отводит глаза в сторону. Такие методы имитируют ситуацию подглядывания Дразнящий намек со стороны женщины неизменно делает свое дело, возбуждая внимание мужчины.

Очень сексуально и заманчиво выглядит слегка приоткрытый рот и влажные губы. Некоторые склонны считать, что такое положение губ символически изображает женские половые органы, а потому и действует на противоположный пол так возбуждающе. На зря придумана и губная помада. Это тоже продуманный способ завлечения в свои сети. Однако даже женщины зачастую об этом не подозревают. Дело в том, что в период сексуального возбуждения губы, груди и половые органы становятся по размеру больше и краснее. Имитации такого состояния и добиваются с помощью губной помады. Непонятно, правда, почему бы и мужчинам не использовать тот же способ?

Даже женская манера скрещивания ног может действовать возбуждающе. Если женщина сидит подогнув одну ногу под свободно свисающую другую, а колено подогнутой ноги направлено на мужчину-собеседника, она явно им интересуется. Такая поза говорит и об особенной свободе общения между собеседниками. Кокетливо обнажая свои колени, женщина приглашает его проявить некоторую инициативу. А приглашением для мужчины предпринять более решительные действия могут быть подогнутые под себя ноги женщины. Конечно, нельзя безоговорочно принимать такое толкование различных знаков и поз, а то не исключено, что в один прекрасный вечер вы уйдете от нее с горящей от крепкой пощечины щекой. И, конечно, возможно, что волосы она откидывает назад просто потому, что они ей мешают. Но внимание мужчины любой женщине приятно в любом случае. Так что дерзайте, расшифровывайте жесты и не упустите свои шанс!


Мудра (магические жесты) - это особое положение пальцев рук в соответствии с определенными правилами.

Знания о мудрах идут из глубины веков и всегда использовались в магических и духовных практиках, как доступный способ исцеления тела, достижения особого состояния сознания для решения проблем психологического и эмоционального характера.

Что могут мудры

1 мудра помогает обрести внутреннюю силу и душевное спокойствие
2 мудра устраняет хроническую усталость и чувство тревоги
3 мудра значительно улучшает эмоциональное состояние человека
4 мудра избавляет от страха и гнева
5 мудра способствует покою в сознании
6 мудра облегчает и излечивает многие заболевания
7 мудра благотворно воздействует на весь организм человека.

Где заниматься?
Для занятий лучше найти уединенное место, но это не обязательное условие.
Мудры - это жесты, поэтому выполнять их можно в любое время и в любом месте.

Как заниматься?
Мудры лучше всего выполнять сидя. Обязательно условие - спина прямая.
Вы не должны испытывать никакого напряжения и боли.

Когда заниматься?
Выполнять мудры можно в любое время, когда ощущаете необходимость в пополнении энергии.

Как часто следует делать мудры?
Ограничений в этом вопросе нет, но оптимальный вариант: выполнять мудры дважды в день.

Но самым благоприятным временем является утро или вечер.
Большинство мудр дает немедленный эффект - вы тотчас ощутите прилив сил, ясность ума, умиротворение. Если же перед вами стоят более серьезные проблемы, то потребуется дисциплина и настойчивость. Мудры, выбранные вами, надо будет выполнять в течение нескольких недель, прежде, чем вы ощутите в себе глубокую перемену, которая и устранит, мучающую вас, проблему.

Чтобы правильно использовать технику мыдр нужно знать вот что.

Техника Мудр выполняется в сочетании из трех составляющих элементов.

1 Асана - положение тела.
2 Мудра - положение пальцев, рук.
3 Мантра - звук, создаваемое колебание, резонанс.

Только при сочетании трех составляющих достигается эффект воздействия.

В мудрах используются пальцы рук, а иногда и ног.

Положения рук, жесты, вальцовки – это не только внешняя форма и конфигурация ладоней. Все они связаны с внутренними энергетическими процессами, с движением энергии.

Мудра для укрепления памяти выполняется на двух руках.

Мудра стимулирующая работу сердца, укрепляет сердечную мышцу.

Техника выполнения

Ваша левая рука находится перед грудью, внутренняя сторона ладони повернута наружу. Согните пальцы. Теперь сцепите левую руку с правой, так чтобы тыльная сторона правой руки была направлена наружу. Передвиньте руки на уровень сердца. Во время выдоха энергично потяните обе руки в разные стороны, но не расцепляйте их. При этом вы почувствуете, как напряглись мышцы верхней части рук и грудной клетки. Во время вдоха расслабьте мышцы. Повторите шесть раз, а потом с любовью положите обе руки на грудь. Сконцентрируйтесь на ощущениях в этой области вашего тела. Затем поменяйте положение рук: тыльная сторона ладони правой руки смотрит наружу. Повторите упражнение шесть раз. После этого некоторое время пребывайте в тишине.

Данное упражнение достаточно выполнять 1 раз в день.

Мудра концентрации внимания на той или иной проблеме. Выполняется на двух руках.

Пальцовки магия востока (Магия ниндзя)

Большинство жестов тесно переплетаются с другими составляющими ритуалов: графическими знаками, речитативами и звуками, алтарями, священными реликвиями, курительными палочками, свечами и прочей атрибутикой.

Многие жесты ассоциируются с конкретным тайным графическим знаком, звуком и обозначают предмет или явление в окружающем мире.
Все вместе – жесты, атрибутика, символы и ритуалы рождают то, что и называют магией.

Жестовые заклинания

Пространство небольшого размера, заключенное в тесные рамки чего - либо (оружие, руки и.т.д.) в сознании человека его созерцающего имеет два основных "свойства" накапливать что-то или быть чем то заполненным, что представляет из себя две стороны одной медали; и стремится к расширению, что неизбежно влечет к разрыву стенок "ограды" в самом непрочном месте.
Еще одно свойство этого пространства - уподобляясь некой горловине, оно может пропускать сквозь себя потоки чего бы то ни было, как в одну сторону так и в другую. Все эти "образы - свойства" и обуславливают применение жестов в магических практиках.

Все девять классических ниндзя пальцовак

Описание сложения пальцев в польцовки к рисунку

Рисунок №1 Большие и указательные пальцы совмещены и выпрямлены; остальные согнуты, сцеплены и находятся между ладонями.

Рисунок №2 То же, но средние пальцы загнуты за указательные, и их кончики соприкасаются с кончиками больших пальцев.

Рисунок №3 Выпрямлены большие пальцы, мизинцы и безымянные. Остальные согнуты, сцеплены и находятся между ладоней. Безымянные пальцы при этом соприкасаются между кончиками и образуют «шалашик».

Рисунок №4 Выпрямлены большие пальцы; остальные переплетены, согнуты и не находятся между ладонями а охватывают кисти рук сверху.

Рисунок №5 Все пальцы слаженны в замок и находятся внутри ладоней.

Рисунок №6 Все пальцы обеих рук растопырены, выпрямлены, а большие и указательные совмещены друг с другом кончиками.

Рисунок №7 указательный палец левой руки сжат в кулак правой, остальные пальцы левой руки сжаты в кулак.

Рисунок №8 Сложнее остальных, хотя согнуты лишь средние пальцы. Они охватывают разноименные безымянные пальцы, которые выпрямлены и зажаты между разноименными указательными и средними пальцами. При этом указательные пальцы сложены «шалашиком», а мизинцы и пальцы соприкасаются друг с другом по всей длине.

Рисунок №9 Кулак левой руки, охваченный с торца ладонью правой руки.

Каждая из этих польцовок имеет «внутреннее» и «внешнее» значение и сопутствующие звуки.

Суть позы пальцев и звук при выполнении пальцовки.

№1 "Дикко-ин". Тибетский знак молнии и грома. Внешний звук «Рин»
Назначение пальцовки: Энергия ума и тела!

№2 Даи-иного-ин. «Язык великого бриллианта». Внешний звук «Пуо»
Назначение пальцовки: Контроль над энергией.

№3 «Сото-джиши-ин». Знак полыхающей лавы. Внешний звук «Тох»
Назначение пальцовки: Гармония с природой.

№4 «Гебаку-кен-ин». Одно из значений « знак внезапного озарения». Внешний звук «Кай»
Назначение пальцовки: Лечение себя и других.

№5 « Наи-баку-кен-ин». Одно из значений « знак внезапного внутреннего озарения». Внешний звук «жин»
Назначение пальцовки: Предчувствие опасности.

№6 «Ниши-кин-ин». «Знак священного перстня». Внешний звук «зай»
Назначение пальцовки: Познание мыслей других.

№7 «Ши-кен-ин». «Знак озарения знания». Внешний звук « ретсу»
Назначение пальцовки: Контроль над первоэлементами природы.

№8 «Уши- джичи-ин». «Знак внутренней лавы». Внешний звук среднее между «Сча» и «ща»
Назначение пальцовки: Власть в пространстве и времени.

№9 «Онгио-ин» «Знак измененного облика». Внешний звук «зен»
Назначение пальцовки: Просветление.

Жест имеет много значений. а) Альтернативный жест формирующий голову козла, общий символ сатанизма. Если двумя пальцами указывать вниз, это значит, что сатана заточен в аду и не сможет принести людям вреда. Но если два пальца подняты вверх - это символ триумфа дьявола, победы зла над добром. б) Во время Второй Мировой Войны Уинстон Черчилль популяризировал этот знак для обозначения победы, но для этого рука повернута тыльной стороной к говорящему. Если же при этом жесте рука повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительное значение – «заткнись». в) Во время Столетней Войны французы отрезали пленным лучникам два пальца, которыми те натягивали тетиву лука. А счастливые обладатели полного комплекта пальцев дразнили своих врагов, показывая «V» рукой, повернутой ладонью к себе. Этот жест французы считали оскорбительным для себя. Так что до сих пор этот знак считается неприличным в Англии, Ирландии, Австралии и Новой Зеландии…

.
Сейчас трудно сказать, когда или где впервые было сис­тематизировано знание о жестах. Почти все древние культу­ры в ритуальной практике использовали руки или отдельно правую или левую руку, совершающие некие жесты или пассы. Жестикуляция использовалась на самых ранних этапах раз­вития человеческой мысли - в религии, искусстве, ритори­ке, при социальном общении и так далее. Известно, что ев­ропейские каменщики, строившие прекрасные соборы, а так­же члены древней торговой гильдии, известные как дионисийские ремесленники , и отвечающие за возведение древ­них зданий и сакральных сооружений, использовали особый язык жестов в качестве системы связи и для охраны их тай­ных совещаний, а также встреч, оберегая свои диалоги от понимания непосвященными.
Ритуальные жесты всегда были важной частью религиозных церемоний в древних культурах. Считалось, что с их помощью помощью можно было призывать богов, влиять на окружающий мир и направленно посылать энер­гию.

Первый день Творения и Пятый день творения (Юлиус Шнорр фон Карольсфельд) . Энергией, исходящей из направленных рук, Господь творит мир.

Жесты - вне религии.

Существует внерелигиозная ду­ховность; можно жить честной и порядочной жизнью, авто­матически выполнять наставления какой-либо конфессии, даже ни разу не слышав о ней. Различные мировые религии предлагают всевозможные доктрины и системы веры отно­сительно природы, Бога и отношения человека к ним. Но духовность, лежащая в основе человеческой жизни, связана с общечеловеческим опытом. Тело православного, буддиста или мусульманина устроено одинаково, следовательно, и жесты их рук совершаются по одним и тем же законам, ко­торые внерелигиозны. Исторически считается, что один жест сопряжен, например, с индуизмом, а другой - с христиан­ством, но на самом деле, существует единая метафизичес­кая концепция духовного преобразования сознания, выра­батываемая на протяжении всей истории существования че­ловечества. Она выше всех отдельных точек зрения. Это ми­ровой опыт, вовлекающий осознанное понимание окружа­ющей действительности.
Жесты выступают как подсознательное проявление идей и мыслей, передаваемых посредством архетипических жестов от поколения к поколению. Например, в Древней Индии известна традиция невербальной передачи знаний от учите­ля к ученику. Древние мудрецы достигли высочайшего ис­кусства и при ведении споров. Подчас было достаточно на­звать известное всем положение, сослаться на подходящие к случаю максимы (часто невербально, показав соответствую­щую мудру) - и противнику не оставалось ничего, кроме как развести руками и признать свое поражение.Жесты стали частью многих сакральных ритуалов и мистерий, передавая со­крытую от непосвященных информацию от мудреца к мудрецу, создавая богатое полотно тайнописи.

Чувствительные люди со здоровыми энергетическими системами могут чувствовать биологические поля других лю­дей. Они активизируют свои руки, подносят их к поверхнос­ти тела возле исследуемого органа на некоторое расстояние и чувствуют все характеристики энергеческой матрицы па­циента. Такие целители могут при этом ошущать руками вы­сокую температуру, холод, плотность, давление, вибрации, покалывание или пульсацию.

Ритуал "древнего целительства". Рука служит проводником "космического огня".

Справка:
Невербальная коммуникация - это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей - невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

М. Холл, исследователь сакральных традиций, считал, что пальцевый алфавит, используемый глухонемыми, основан на тайных жестах посвященных.Особое значение языку жестов придавалось в древних и совре­менных посвященческих школах и традициях.
В настоящее время такие знаки рук называют мудрами.

Что такое Мудра?
Происхождение слова мудра неясно. На раннем этапе пост­ведической литературы Индии термин мудра обозначал идею печати или отпечатка, оставленного печатью. Несколько бо­лее позднее он стал соотноситься со «следом, оставленным пальцами», обозначая ритуальные жесты. Само слово मुद्रा (mudrā) означает «печать, знак»

Мудра - это понятие со многими значениями. Обычно слово Мудра ассоциируется со сложным жестом, с мистическим положением пальцев рук, или с таинственным восточным символом, изображаемым кистями и пальцами рук. Однако имеются специальные положения глаз, тела, которые тоже называются Мудры. Присматритесь внимательно к положению тел,рук,ног на древних скульптурах. Все они символичны. Все мудры - символические положение пальцев, глаз или тела - образно представляют определенные состояния сознания или процессы сознания. И эти же положения могут вести к состояниям сознания, которые они символизируют. Как выражается это конкретно? Кто делает, к примеру, часто и усердно жест бесстрашия, который часто используется при изображении индийских божеств, освобождается со временем от своей боязливости. Мудры обращаются к определенным областям нашего мозга (или нашей души), и оказывают соответствующее влияние на тело и дух. Однако они действуют и на физическом уровне.
Еще в 1892 г. Р. Отто Франке продолжил переводить «мудру» как «письмо» или «искусство» чтения. Ф. Гоммель полагает, что слово «мудра» (палийск. мудда, «письмо», «печать») происходит из вавилонского мусару с теми же значениями - через древнеперсидский, который изменил з в д (мусару - музра - мудра).
В Индии мудру соотносили с: 1) танцем; 2) символическим языком; 3) иконографией; 4) ритуалом в собственном смысле слова.
Согласно Шабдастомамаханиддхи, мудра имеет и другое значение: вкушать «жареные зерна». Интересно отметить, что символическое переосмысление ритуальных жестов остается актуальным явлением в большинстве высокоразвитых форм мистицизма.

Мудры, фактически выража­емые как определенные положения пальцев, создают на­правленные энергетические потоки и обладают точным зна­чением. В своей наиболее обшей форме человеческие мыс­ли суть объединение потоков нервной деятельности. Такая деятельность занимает все человеческое существо, или со­знание, и имеет специфическую «форму». Направление ак­тивности мозга, тонких и физических полей способно ко­ренным образом изменять характер мышления и влиять на карму человека.
Итак, специфические конфигурации рук - мудры - создают определенные энергетические вихри в теле, спо­собствуют притоку крови к нужным органам, стимулиру­ют работу участков мозга и активизируют потоки энергии. В древних ведических писаниях подчеркивается важность знания мудр: eta mudra nа janati gayatri nishphala bhavat («не знающий мудр не получит никакой пользы от гаятри-ман-тры»). Формируя с помощью пальцев определенные фи­гуры, человек обращается к мистике символико-архетипических знаков, вызывающих в уме идею Божества и улучша­ющие концентрацию.
Ученые из лаборатории психосеманти­ки университета Бостона, проведя всесторонние исследова­ия, исследовании пришла к выводу, что невербальный язык передает до 90% информации и об­ладает большей выразительностью, чем обычные слова. Пальцы рук со­единяются тонкими энергетичес­кими каналами с внутренними органами тела. Мудры помогают создавать определенные замкну­тые контуры, облегчая и направ­ляя движение энергии.

Восточные объяснения воздействия Мудр на человека слишком витиеваты, чтобы здесь приводить. Но воздействие Мудр неоспоримо. И при желании легко заметить, что различными изгибами и скрещиваниями пальцев в сочетании с разными касаниями пальцев другими пальцами, мы можем эффективно воздействовать на себя. Не чудесно ли это?
В другом смысле, замкнутые цепи тон­ких энергетических каналов в физическом и тонком телах также известны как мудры («пе­чати»). Надо отметить, что большие серьги, которые носят чле­ны индийского ордена Канпхата также называются мудра.
Древние народы были уверены, что руки способны ви­деть, что им свойственны прозрения, которые они затем переводили в мистические жесты. Итак, будем понимать под мудрами мистические жесты рук, ориентированные на сосредоточение тонкой энергии, передачу через символы знания и установление психической защиты. А в тантрической практике, как указывалось выше, под мудрой может также пониматься женщина в роли йогини. Тот же термин используется, чтобы обозначить особые психотехники, используемые в тантрических обрядах.

И вот ещё интересно
Вот наиболее часто используемые христианские мудры:

«Мудра жизни» - двуперстное знамение. (В Аюрведе применяется для лечения болезней глаз и уравновешивания энергетических потоков в организме). Используется старообрядцами и зафиксировано на большинстве старинных икон.
Ведические мудры в православии и в религиозных традициях Древнего Ирана. Зороастрийский жрец исцеляет больного:

Его пальцы сложены в виде мудры, называемой в Аюрведе "Мудра жизни" -Прана Мудра, а в православии известной как "двуперстное знамение" и встречающейся на большинстве икон и в старообрядчестве.

Ведическая мудра «Окно мудрости» - перекрещены большой и безымянный палец. В Аюрведе применяется для улучшения мозгового кровообращения. Используется православными священниками для благословления верующих и объясняется ими как первые буквы имени Христа (ICXC).

«Мудра земли» - соединены большой и безымянный пальцы. В Аюрведе применяется для укрепления душевных сил во время тяжёлых аскез. Мудра отражена на новгородских иконах «Отечество» XIV века и «Спас на престоле» XV века, хранящихся в Третьяковской галерее, «Преображение» XV века (Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник), а так же на иконе Спасителя слева от алтаря в Троицком соборе Измайловского полка в Санкт-Петербурге.

Ведические мудры в православной иконописи. Этот жест совершенно необъясним с точки зрения православного канона (в котором недопустимы никакие иные виды сложения перст, кроме трёх: "двуперстие", "троеперстие", "благословление верующих священником"!). Православная икона "Спас". Север. 15 век.

«Мудра энергии» - соединены большой, средний и безымянный пальцы. В Аюрведе применяется для укрепления и лечения позвоночника во время длительных молитв и медитаций, а также для выведения ядов и шлаков из организма. В православии этот ведический жест можно видеть на иконе «Преображение» школы Феофана Грека, XIV в. (Третьяковская галерея, Москва) и на иконе "Спас" северного письма.

Ведические мудры в православной иконописи. Этот жест совершенно необъясним с точки зрения православного канона (в котором недопустимы никакие иные виды сложения перст, кроме трёх: "двуперстие", "троеперстие", "благословление верующих священником"!).
Троеперстие в современном православии и сложенные ладони в католицизме, так же являются мудрами. Троеперстие мы встречаем на фреске из Помпей I в. н. э. «Ифигения в Тавриде» (Неаполь, национальный музей). Троеперстие, применяемое в православии, применялось в древности античными жрицами, которые заимствовали эту мудру из Ведической традиции.

Ифигения в Тавриде. Отражённый в античной фресковой живописи Сюжет из "Илиады" Гомера.

Лакулиса – шиваитский проповедник (Индия. Декан. Гос. Эрмитаж, зал 370) изображён сидящим, со сложенными пальцами правой руки в виде мудры «Окно мудрости», которую можно видеть и на православной иконе "Отечество"

РУНЫ И МУДРЫ.

Методы мудра-практики присутствуют в самых различ­ных религиозных школах и странах: в буддизме и индуизме, в Японии, Китае, Тибете, Индонезии. Мудра-обучение при­сутствует в древнегерманской, кельтской и англосаксонс­ких культурах, христианстве и в египетской традиции. Со­временное развитие рунических знаний имеет также свою собственную вер­сию жестов, разра­ботанных специаль­но для духовных практик. Ниже при­водятся рунические мудры, способству­ющие духовному раскрытию и улуч­шению качества жизни.

Слово «руна» обозначает шепот, секрет, загадка, тайная мудрость. Руны помогают че­ловеку распознать то, что ему шепчет Вселенная. Древ­ний рунический алфавит, где каждая руна имеет свое глубо­кое мистическое значение (см. табл.), можно представить в виде особых положений пальцев, что усиливает действие выб­ранной руны. Далее в таблице приведен рунический алфавит Старшего Футарка, а за ним - как при помощи пальцев воссоздать руны.

Использование жестов в магии является столь же древним, как и сама магия. По сути, они выполняли двойственную роль. С помощью жестов, магических движений, танца маг доводил себя до состояния экстаза, помогал своему сознанию вступить в общение с Высочайшим, а также той или иной его ипостасью. Иногда жесты и знаки служат для магов средством опознавания, с помощью которого они могут убедиться в принадлежности кого бы то ни было к Великому братству посвященных.

Знаки степеней существуют и в телемитских орденах: Ордене Восточных тамплиеров (О.Т.О.) и Ордене A.".A.".. При этом в О.Т.О. они держатся в тайне, и если их во время магической работы их надо исполнять в присутствии посторонних (как, в частности, во время Гностической мессы), то в них вносятся намеренные искажения.

Знаки A.".A.". используются не для опознавания, но лишь для магической работы. И их нет необходимости держать в тайне. Тем более что, вплоть до степени Младший Адепт (5° = 6°), они идентичны знакам, которые существовали в Герметическом Ордене Золотой Зари. Для степени Младшего Адепта Кроули уже внес некоторые изменения. Знаки же более высоких степеней разработаны Кроули полностью самостоятельно, на основе иконографических изображений, принятых в западной магической традиции.

Эти знаки используются, прежде всего, как магические «формы», которые обозначают связь между сознанием мага и различными каббалистическими Сфирот Древа Жизни. В этом смысле они могут применяться в самых разных ритуалах, адептом любой степени.

Знаки степеней A.".A.". разделяются на три категории: вначале идут Знаки четырех магических Элементов , затем – четыре Знака L.V.X. (от латинского слова lux, означающего «свет») для степени Младший Адепт, и пять знаков N.O.X. (от латинского слова nox, означающего «ночь»). Как известно, A.".A.". подразделяется на три внутренних ордена («Золотую Зарю», орден «Розы и Креста» и, собственно, A. ".A. ".). Каждый из этих орденов предваряется дополнительной степенью (Послушника, Владыки Предела и Ребенка Пропасти), а им, в свою очередь, соответствует по два взаимно уравновешивающих Знака.

Существование незначительно отличающихся вариантов этих Знаков можно объяснить различными контекстами их применения. Многие из них использовались в Герметическом Ордене Золотой Зари, а также, в других инициирующих орденах. Так как все знаки отсылают к классическим изображениям египетских богов, они могут быть подвергнуты некой индивидуальной интерпретации.

Знаки степеней в Ордене A. ".A. ". начинались со степени Послушник.

Знаки Элементов

Послушник (0°=0°) – Состоит из Знаков Гора и Гарпократа .
Знак Гора – это знак Входящего (знак Речи, высказывания): шиpокий шаг впеpед левой ногой, pyки выбpасываются впеpед (pyки должны быть параллельны земле), тело выгибается впеpед насколько возможно.


За ним всегда следyет знак Гарпократа – знак Молчания: для этого после знака Входящего надо веpнyть левyю ногy на полшага назад за пpавyю, пpавый yказательный палец поднести к веpхней гyбе. Hекотоpые использyют большой палец пpавой pyки (pyка сжата в кyлак), поднося его и вставляя междy гyб.

В телемитской традиции Гор – это Божество нового Эона, символ солнечной магической энергии. Совершая знак Гора (Входящего), вы входите в мир магии. Гарпократ (на древнеегипетском это слово звучало как Гор-Па-Херд – «Гор ребенок») в Древнем Египте изображался в образе мальчика, который держит палец у рта. Древние греки толковали это как знак молчания. По мнению Кроули, палец у рта – это не только знак молчания, но и знак удивления. Человек совершает шаг в магический мир, он поражен увиденным, но – обязуется хранить тайну. Кроме того, первый знак заряжает магический образ, а второй – не дает этой энергии вернуться обратно в оператора.

Как уже было сказано, каждый человек, работающий с этими знаками, может вносить в них некоторые изменения, «подстраивая под себя». В самом деле, какой ногой, например, лучше делать шаг в Знаке Входящего – правой или левой. Откуда лучше выбрасывать руки: от ушей, от глаз или ото рта? По сути, установленного правила. Однако следует помнить, что каждое изменение несет в себе определенное символическое значение и может либо помочь успешно совершить ритуал, либо, наоборот, стать препятствием в магической работе.

Например, в древнем Египте левая сторона ассоциировалась с Исидой и началом любой работы. Правая сторона соответствовала богине Нефтиде и завершению работы. Поэтому в большинстве случаев логично делать шаг Входящего левой ногой, однако можно выстроить работу таким образом, что ей будет соответствовать именно шаг с правой ноги.

Говоря о движении рук, следует помнить, что различные части головы ассоциируются с разными Богами и силам. Во второй книге «Оккультной Философии» Корнелий Агриппа приводит следующее соответствие: глаза – Солнце и Луна, уши – Юпитер и Сатурн, ноздри – Марс и Венера, рот – Меркурий. Как правило, руки вперед выбрасываются либо от глаз, либо от ушей.

Следующие четыре знака, соответствуют четырем магическим элементам, из которых, по мнению древних, состоит наш мир и сам человек. Также они соответствуют низшим четырем Сфирот Древа Жизни.

Неофит (1°=10°). Земля. Сфира Малкут. Знак Сета Сражающегося. Правая нога стоит на пальцах, носок смотрит вперед и чуть вправо. Пятка левой ноги касается правой, носок указывает налево. Руки вытянуты, образуя диагональ: правая поднята над головой вперед и вверх, левая назад и вниз, ладонями вперед, пальцы прижаты друг к другу и вытянуты. Голова держится прямо.


Сет – Бог пустыни в древнем Египте.

Ревнитель (2°=9°) Воздух. Сфира Иесод. Знак Шу , Поддерживающего Небо. Пятки вместе, носки немного врозь, голова наклонена вперед. Согнутые в локтях руки поднимаются вверх и в стороны, пальцы прижаты друг к другу, кисти сгибаются назад, как бы поддерживая свод.


Шу – Бог ветра и воздуха в древнем Египте.

Практик (3°=8°) Вода. Сфира Ход. Знак Аурамот . Тело и ноги в позиции Знака Шу, но голова держится прямо. Ладони лежат на груди следующим образом: большие пальцы соединяются на уровне сердца, остальные ниже, образуя треугольник воды, указывающий вниз. (Примечание: некоторые соединяют пальцы на животе).


Аурамот (точнее, Аурамо-от ) – Божественное имя из языка древних коптов. Его перевод означает «Свет, сияющий сквозь воды земли». Аурамот совершает Очищение водой. Обычно ее изображают в сине-оранжевом облачении (синий – цвет элемента Воды). На голове у Богини корона Нижнего Египта синего цвета. В руках она несет синий знак Анкх и лотосовый жезл (оранжевый лотос на зеленом стебле). В Знаке степени чашу с водой заменяет знак воды, который образуют руки.

Философ (4°=7°) Огонь. Сфира Нецах. Знак Тум-аш-нейт . Голова и тело как в Знаке Аурамот. Руки соединяются, ладони смотрят вперед: большие пальцы на линии бровей, остальные выше, образуя треугольник огня, указывающий вверх.
Тум-аш-Нейт – Божественное имя из языка древних коптов. Его перевод означает «Совершенство, проходя через Огонь, проявляется на Земле». Тум-аш-Нейт совершает Посвящение Огнем. Обычно ее изображают в красном облачении (красный – цвет элемента Огня). На голове у Богини корона Верхнего Египта красного цвета. В руках она несет зеленый знак Анкх и лотосовый жезл (красный лотос на зеленом фоне).

В отличии от Сета и Шу, Аурамот и Тум-аш-Нейт не имеют четких исторических аналогий в мифологии древнего Египта. (Хотя иногда Аурамот сближают с «Великой Матерью всех Богов» Мут, а а Тум-аш-Нейт – с Богиней охоты и войны Нейт, родившую Ихет, которая родила Солнце). Поэтому их знаки соответствуют не древнеегипетским изображениям, а алхимическим символам Воды и Огня.

Владыка Предела (не имеет соответствия на Древе Жизни). Дух. Промежуточная Степень. Знаки Раскрытия и Закрытия Завесы .

Знак Раскрытия Завесы . Голова прямо. Исходное положение ног то же, что и в Знаке Сета Сражающегося, ступни меняются местами и полностью стоят полу. Кисти рук вытягиваются прямо вперед, соединяются ладонями наружу, и раздвигаются в стороны.


Знак Закрытия Завесы . Голова прямо. Исходное положение ног то же, что и в Знаке Сета Сражающегося, ступни как в Знаке Сета Сражающегося и полностью стоят полу. Руки из конечного положения Знака Раскрытия Завесы сдвигаются вместе, одновременно кисти поворачиваются ладонями внутрь. Ладони соединяются, затем руки свободно опускаются вниз.

Символизм этих Знаков вполне очевиден. Первое – человек проходит сквозь Завесу, отделяющую Внешний Орден от Внутреннего ордена. Однако есть и более глубокое значение.

Знаки L.V.X.

Младший Адепт (5°=6°) Сфира Тиферет. Знаки L.V.X.

+ Осирис Убиенный – Крест. Тело и ноги как в Знаке Шу. Голова наклонена вперед. Руки расставлены в стороны, кисти повернуты ладонями вперед, пальцы вместе, большие – прижаты к остальным. Внешне это напоминает мантию в виде Тау.

L Исида Скорбящая – Свастика. Тело повернуто наполовину. Левая нога стоит на полу, удерживая вес, носок повернут чуть вправо. Правая нога отставляется назад на носок, носок смотрит чуть влево. Правая рука сгибается в локте, указывает вверх и отводится назад, левая сгибается в локте вниз и выносится вперед. Голова слегка наклонена к левому плечу и смотрит на левую руку. Пальцы вместе.

V Тифон – Трезубец. Встать прямо, приподняться на цыпочках, пятки при этом не касаются пола. Голова откидывается назад, руки поднимаются вверх, образуя вместе с телом букву “V”. Кисти повернуты ладонями вперед, пальцы сжаты вместе, продолжая линию рук.

X Осирис Воскресший – Пентаграмма. Тело и ноги как в Знаке Осириса Убиенного, голова прямо. Руки скрещиваются на груди, правая рука – поверх левой, ладони кладутся на плечи, пальцы вместе.

Степень Младшего Адепта, которой соответствуют эти знаки, содержит в себе посвящение в мистерию Умирающего и Воскресающего Бога (Осириса-Христа ).

Знак + обозначает смерть кандидата.

Знак L – скорбь Исиды о мертвом кандидате. Свастика содержит в себе Розовый Крест, как внешний символ, что Великая Работа завершена. Также Свастика это закручивающийся по спирали удар молнии. Она показывает Инициацию вихря сил.

Знак V – это Апофис и Тифон. Это также руки, воздетые тонущим человеком, и рога средневекового Дьявола. Кроули ассоциирует символизм этого знака с 12 Арканом («Повешенный»), который представляет высшую формулу адептства в Эоне Осириса. «Все это связано с формулой Розы и Креста, уничтожения «я» в Возлюбленном как условие продвижения вперед. В низшей тьме смерти начинает шевелиться змей новой жизни», – пишет он. Знак показывает обязательную и очевидную смерть силы, без чего нельзя прийти ни к какому совершенству.

Знак X – воскрешение. Соединение всех сил в человеке в символе Пентаграммы. Он показывает Триумф Света. Именно этот знак совершает Жрец Гностической мессы, когда провозглашает: «Нет ни одной части меня, где не было бы Бога». Это есть финальное восхождение в совершенном равновесии силы.

Все вместе эти четыре знака известны как Знаки L.V.X. Знак Осириса Убиенного, представленный в форме Креста, относится к категории трех других, поскольку каждая из этих букв (L, V и X) может происходить из Креста. И последние три знака этой степени представляют собой (соответственно и внешне) конкретные буквы – L (Исида), V (Апофис), и X (Осирис Воскресший). Они отражают полный дневной путь Солнца, начиная от заката: + – закат, L – полночь, V – полдень, X – рассвет.

Так как это солнечные знаки, их можно соотнести с равноденствиями и солнцестояниями: «Исида в Трауре» (свастика) – летнее солнцестояние, «Тифон» – темный повелитель зимнего солнцестояния, «Осирис Убиенный» – относится к осеннему и весеннему равноденствию, тогда как в знаке «Осириса Воскресшего» крест делит дни года, объединяя вместе все энергии.

Смысл L.V.X.

Знаки L.V.X. представляют анализ ключевого слова INRI (Формула старого Эона) и дает интерпретацию в терминах гностического слова власти IAO. L.V.X. символизирует собой первый этап посвящения – Собеседование со своим Святым Ангелом Хранителем и познание своей Истинной Воли.

L.V.X. – это также Братство Света, которым, если использовать магические символы, руководит Свет Мира. Вместе с тем, этот знак показывает несовершенство Света, пока он не снизошел в Ад. Руки расставлены в стороны, а потом складываются снова – борьба и мир. Как пишет Алистер Кроули, «ученику совершенно необходимо обходить эти круги символизма снова и снова, пока фигуры не сольются друг с другом до полной неразличимости в опьяняющем танце экстаза; только тогда он может считать себя достигшим способности участвовать в этом Таинстве и выполнять для себя – и для всех людей! – Великое Делание».

Знаки N.O.X. (Ночь Пана)

Старший Адепт (6°=5°). Сфира Гебура. Знак Мальчика (Пуэр) (Puer – лат. мальчик) Ноги вместе, голова прямо. Правая рука в сторону, сгибается вверх под прямым углом, пальцы ладони выпрямлены и направлены вверх, большой палец отставлен под прямым углом. Левая рука указывает между ног, ладонь сжата в кулак, большой палец выставлен вперед. (Поза богов Менту, Хема, и др.)

Свободный Адепт (7°=4°). Сфира Хесед. Знак Мужчины (Вир) (Vir – лат. мужчина). Ноги вместе, ладони сжаты в кулаки и приставлены к вискам так, что большие пальцы выставляются вперед; голова наклонена и выдвинута вперед, как бы символизируя бодающегося зверя. (Поза Пана, Вакха и др.)

Дитя Пропасти . Ложная Сфира Даат. Находится на пересечении 3-го пути (Гимел – Верховная Жрица – Исида) и 4-го пути (Далет – Императрица- Венера). Поэтому состоит из двух Знаков:

Знака Девочки (Пуэлла) (Puella – лат. девочка). Ноги вместе, голова наклонена вперед, левая рука прикрывает Муладхара-чакру , и правая закрывает грудь (Поза Венеры Медицейской).

Знака Женщины (Мулиэр) (Mulier – лат. женщина) Ноги широко расставлены, руки распростерты в стороны, образуя полумесяц. Голова запрокинута назад. (Поза Бафомета, Исиды Приветствующей, Микрокосма Витрувия – см. Книгу 4, Часть II.)

Мастер Храма (8°=3°) Сфира Бина. Знак Матери Торжествующей (он же знак Исиды Радующейся , Сета Торжествующего ). Ноги вместе; левая рука согнута, будто поддерживает ребенка; большой и указательный палец правой руки сжимают сосок правой груди, как бы предлагая ее ребенку.

Достигнув степени Адепта, ученик оказывается на краю Пропасти (Небытия). Поэтому он должен ее преодолеть, если он откажется и повернет обратно, то ему грозит участь «Черного Брата». Здесь стоит вспомнить интересное мнение Джека Парсонса, согласно которому Иисус – Свет Мира, Спаситель Мира. Однако он ограничился лишь ролью Искупителя. Пропасть не была преодолена и инициация отвергнута. Поэтому христиане стали «черными братьями».

Во многих традициях существует термин, который обозначает преодоление Пропасти, отделяющей человека от Бога и растворение в Боге. В дзенской традиции существует термин сатори («пробуждение») – это центральная и наивысшая цель религиозной практики. Поскольку все люди изначально обладают «природой будды», задача адепта состоит в ее реализации. После этого ему раскрывается сокровенный смысл бытия в его принципиальной «недвойственности», когда субъект и объект, «я» и внешний мир представляют собой нерасчленимое единство.

Вот как описывает сатори дзенский автор XII века Дайэ: «оно (сатори) подобно морю огня: если вы приблизитесь к нему, вы наверняка обожжете себе лицо. Его можно сравнить с мечом: если его обнажают, то кто-то рискует потерять жизнь. Но если вы не бросите ножны и не подойдете к огню, вы ничем не будете отличаться от куска камня или дерева. Чтобы идти по этому пути, человек должен быть решительным и смелым. Здесь нет ничего похожего на трезвое рассуждение или спокойный метафизический или эпистемологический анализ. Это некое отчаяние должно перескочить через непреодолимый барьер. Это воля, приведенная в движение какой-то иррациональной бессознательной внутренней силой. Поэтому продукт этой воли также отрицает умственное и умозрительность» .

Смысл N.O.X.

Святым словом, «которое есть ключ к Пропасти», является N.O.X. В древнегреческой мифологии так звали богиню ночи, дочь Хаоса. Если L.V.X. – это Свет, то N.O.X. – это Тьма. Об этом пишет Кроули в Седьмом Этире «Видения и Голоса». Когда Адепт почувствует себя в силах, ему следует принести Клятву Пропасти. Пересекая Пропасть, Адепт выдерживает битву с Хоронзоном. А затем он попадает в Сфиру Бина, Город Пирамид, которым правит наша Госпожа Бабалон (Нуит). В ее руках Чаша, наполненная кровью Святых, и именно туда Адепт должен излить и свою кровь. Умереть и вновь родится как Дитя пропасти.

Использовать метод интеллектуального анализа здесь невозможно, и поэтому Алистер Кроули описывает пересечение Пропасти на языке символов. В LIBER CHETH говорится:

«1. Вот тайна Святого Грааля. Сие – священный сосуд нашей Госпожи Багряной Жены, Бабалон, Матери Мерзостей, невесты Хаоса, что оседлала Господина нашего, Зверя.

2. Ты должен излить кровь свою, что есть жизнь твоя, в золотую чашу ее блуда.

3. Ты должен смешать жизнь свою с жизнью вселенской, не утаив ни капли.

4. И тогда разум твой онемеет, сердце твое перестанет биться, и жизнь оставит тебя; и снесут тебя на гноище, и птицы небесные будут пировать твоей плотью, и кости твои побелеют на солнце.

5. Тогда соберутся ветры, и сметут тебя как кучку праха в платок о четырех углах и предадут тебя стражам Пропасти.

6. И поскольку не будет в сем прахе никакой жизни, стражи Пропасти позволят ангелам ветров пройти. И ангелы сложат твой прах в Городе Пирамид, и не останется больше имени».

У Кроули формула N.O.X. обычно идентифицируется с пробуждением первичной энергии, со страхом смерти или травмой, с сексуальным возбуждением, и т.п.. Он расширяет практику с использованием N.O.X., чтобы заставить пробудиться любые, наполненные страхом мысли, и его поэзия и ритуал наполнен страшными клятвами и ужасными фантазиями, чтобы они помогли пробудить необходимые энергии.

Первоначальный сексуальный символизм знаков N.O.X. вполне очевиден:

Пуэр (N) – фаллос
Вир (O) – проникновение
Пуэлла – девочка
Мулиэр (X) – женщина
Мать Торжествующая (Сет Торжествующий или Исида Радующаяся) – выброс семени

Отсутствие последнего из знаков N.O.X. в некоторых магических ритуалах, может помочь правильно понять смысл всей композиции.

Кроме того, ключом к тайному значению всего шифра могут стать двойные названия двух последних знаков, Мулиер и Матери Торжествующей . На поверхности, помимо вышеприведенного, – символы оплодотворения (принятия семени), рождения и вскармливания. Однако внутри – тайное тайных. В Книге Тота Кроули пишет: «В одном из своих проявлений Символ Шута – не Один, но Два; он Один лишь потому, что он ноль. Он существует: Эхейе, его божественное имя, означающее «Я есмь» или «Я буду», – это лишь еще один способ сказать, что он то, что Не Есть, потому что Один ведет в никуда, откуда и пришел. И так – единственное проявление – в Двух, и это проявление должно быть в молчании, поскольку тройка, число Бина (Понимания) еще не образовалось».

Рассмотрим первый «двоящийся знак» – Мулиер . В “Liber V” Кроули ясно говорит о том, что этот знак имеет отношение к Бафомету. Одновременно, он идентифицирует Мулиер с Бабалон, и далее, замыкая круг, в Книге Тота, Бабалон – с Бафометом. Мы читаем: «Нет никакого сомнения, что загадочная фигура Бафомета является магическим образом той же идеи». Мы для себе проведем еще одну очевидную параллель – Мулиер и нулевого аркана Таро Кроули, Шута. Данное соответствие бросается в глаза при первом же взгляде на этот Козырь. Кроули перечисляет еще несколько родственных символов, – Зевс Арренотелус, Зеленый Человек, Парцифаль.

По мнению некоторых исследователей, остается такая проблема как соответствие этого знака степени Ребенка Пропасти. Ведь в одном из текстов Кроули приписал ее к знаку Пуелла , который, кстати, и соотнес с Бафометом. Но что тогда делать с Мулиер ? На наш взгляд, разгадка в том, что степени Дитя Пропасти соответствуют все знаки N.O.X. – с о в о к у п н о .

Далее, давайте попытаемся понять, почему Знак Сета Торжествующего также назван Знаком Матери Торжествующей или Исиды Радующейся . Чтобы ответить на этот вопрос, вначале рассмотрим его с точки зрения Каббалистического Древа Жизни. Как известно, Сет или Сатурн (Сатана) соответствует Сфире Бина. Эта Сфира выполняет двойную роль. С одной стороны, она – создательница форм, Великая мать, т.е., Исида. Но она же – и Хронос с косой смерти, который уничтожает эти формы физической жизни, иными словами, – Сет. «Я жизнь и тот, кто дает жизнь, поэтому знание меня есть знание смерти», – сказано в шестом стихе II главы Книги Закона. Отсюда: В этом знаке – и Исида, и Сет, и «жизнь», и «знание смерти». Подсказка: Сфира Бина, как известно, находится над Пропастью, а пересечение Пропасти уничтожает дуальность.

Посмотрим, как можно развить эту мысль в аспекте египетской божественной истории. Недаром этот знак называется и Знаком Исиды Радующейся (или, как называл его иногда Кроули, Исиды с Гором). В комментарии к “Liber V vel Reguli” Алистер Кроули дает понять, что, на самом деле, отцом Гора был не Осирис, а Сет. В египетских мифах также встречаются некоторые намеки на возможность такого истолкования. Их можно заметить и в трактате Плутарха «Об Осирисе и Исиде». Здесь убийцей Осириса, наравне с Сетом, названа некая «царица Асо», в которой можно опознать Исиду.

Первая предпосылка к такому истолкованию заключается в том, что в египетском пантеоне есть целых четыре божества, которые являются братьями и сестрами между собой: Исида, Нефтида, Сет и Осирис. И в знаке, который мы рассматриваем, возникает андрогинный образ Сета-Исиды , если принять во внимание версию, когда отцом Гора называется Сет, это знак «Отца-Матери ». Напомним, что в традиционном египетском мифе Гор был сыном Исиды и Осириса, и, следовательно, патрилинейным наследником трона Осириса; и как раз здесь его патриархальная преемственность оспаривалась Сетом, который как брат не только отца, но и матери, представлял матриархальную преемственность. Победа Гора над Сетом, таким образом, символизировала переход от матриархата к патриархальной наследственности.

Итак, следуя комментарию к «Liber 5", мы представляем Гора как ребенка от кровосмесительной связи Сета и Исиды. И это иллюстрация того, как мать Исида кормит грудью ребенка Гора, которую вполне разумно описать и как Сета Торжествующего и как Мать Торжествующую . Или же – как Формулу Рождения и Вскармливания магического ребенка – Андрогина Гора, – ребенка, рожденного в Пропасти, но предназначенного судьбой преодолеть ее и встать над нею.

Итак, на самом деле, знаки N.О.X. – это не просто знаки перехода через Пропасть, – хотя, что значит, «просто» преодолеть Пропасть! – это символы превращения, оборотничества, пресуществления или, если угодно, вылупливания, – бабочки Немо, символа недвойственнного Бытия, – из онемевшей куколки, подобравшейся к входу в Даат. В них, этих знаках, запечатлен весь этот многотрудный процесс, во многом тождественный рождению и умиранию человека. Процесс, который заканчивается на Пороге Города Пирамид.

© PAN"S ASYLUM Camp O.T.O.