Как сделать сюрикен из металла, дерева, резины. Сюрикены: характеристики, история и мифы Как сделать простой сюрикен из бумаги

Что такое сюрикен (фото)

Краткие характеристики оружия ниндзя

  • считается главным оружием ниндзя в кино и играх;
  • служил для дезориентации врага, удара по незащищённым частям тела;
  • не был запрещен на родине и иногда носился как шпилька для волос;
  • временами использовался с нанесенным на лезвие ядом;
  • почти не дошел в оригинале до наших дней, из-за некачественного сырья.

Как мы это представляем — звезда ниндзя в полете

История и мифы про сюрикены

Несмотря на то, что японцы аккуратный народ и у них много исторических рукописей, появление на свет одного из самых известных образцов японского оружия окутано тайной.

Никто точно не скажет, когда была изобретена первая «звездочка».

Впрочем, это не была звездочка, оружие ниндзя — метательные сюрикены в классической смысле этого слова. Первоначально они имели вид короткой стрелы или толстой иглы для работы с кожей. Можно вспомнить и о распространенных в средневековье в Японии метательных ножах и небольших мечах, но до классического сюрикэна им было все равно далеко.

Первое упоминание про звездочки - оружие ниндзя встречается лишь в XVII веке, в трактате школы единоборств ганрицу-рю. В следующие столетия ее использовали все, кому нужно было иметь в запасе дополнительное оружие. Смертоносным сюрикэны назвать было сложно, но отвлечь противника или нанести очень неприятную рану в район глаз или кистей рук можно было вполне.

Новый этап жизни «звездочек» начался в ХХ веке. Глобализация и увлечение всем таинственным преподнесло сюрприз в виде устрашающе выглядящего оружия, привезенного из страны легендарных ниндзя. Это впоследствии повлекло за собой и «Черепашек-ниндзя», и «Наруто».


Виды сюрикенов

В Японии известно огромное количество видов метательного оружия. Сюрикэны здесь делят на две большие разновидности, Бо-сюрикэн и Сякэны. Первая категория выглядит нестандартно для привыкших к форме звезды ниндзя. Эти виды сюрикенов, по сути, небольшие метательные копье или заостренные бруски железа определенной формы.

Как называется большой сюрикен:

  • куги-гата , прообразом послужил гвоздь;
  • ари-гата , произошедший от иглы;
  • танго-гата , в форме ножа;
  • око-гата , напоминающий копье;
  • мацуба-гата , или сосновая иголка, нечто вроде громадной занозы.

Сякэны, или хира сюрикэны, основные разновидности. Ниже перечислено, как называются звездочки ниндзя:

  • хиси-ган, изготавливались из мелкой монеты;

  • куги-нуки , основа части плотницкого инструмента;

Фото сюрикены Куги-нуки
  • тэцумари-сюрикен , пара металлических колец, которым придана форма ветряной мельницы;
  • мандзи-сюрикен обладал ядом на лезвии для гарантированного поражения противника;
  • и каких только нет…

Как выглядят сюрикены, фото разных форм

Разделяются сюрикэны и по форме, от круга до многолопастных звездочек искривленной формы. Интересно, что до нашего времени практически не дошли старинные сюрикэны. Причина в изготовлении их из плохого металла в том, что оружие — звездочки, по сути, одноразовое.


Использование в бою

Поскольку изготовление сюрикэна не требовало особого труда или затрат, им активно пользовались все слои японского общества, от самураев до пресловутых ниндзя и обычных разбойников. Уметь метать звездочки ниндзя было необходимо из любого положения.

Разные школы свели способы метания в специальный список, знать которых должен каждый настоящий ниндзя.

Список должен знать каждый настоящий ниндзя.

Каким способом металась звездочка ниндзя, название техник перечислено ниже:

  • тодзи-но ката, сверху вниз рукой, противоположной вынесенной вперед ноге;
  • хон-ути, то же, но с конечностями с одной стороны;
  • ёко-ути горизонтальный бросок от плеча;
  • гяку-ути, хон-ути но повернувшись боком к цели;
  • дза-ути вертикальный бросок при сидении на коленях;
  • хандза тодзи-но ката, тодзи-но ката но при сидении на колене;
  • хандза хон-ути, Хандза ёко-ути, Хандза гяку-ути - описанные выше броски, находясь на одном колене;
  • нэ-ути, бросок из положения лежа;
  • дзюдзи-ути, бросок двух орудий одновременно в разные стороны;
  • онкэн-ути, неожиданный бросок спрятанного лезвия;
  • интю-ути, из положения лежа в темноте;
  • хая-ути, правая рука без остановки метает подаваемые левой рукой лезвия.

Сильно отличались методы броска бо-сюрикена от броска «звездочки». Стержень бросали либо с помощью закрутки, либо без нее. В первом случае сюрикэн обладал больше силой, скоростью и дальностью броска, но мог угодить в цель боком или тыльной стороной. Второй способ был более точен, но не обладал силой первого варианта броска. Для стабилизации орудия в полете к тыльной стороне крепились перья или волос.


В Японии ношение сюрикэнов не было противозаконным, поэтому практически любой человек мог иметь при себе это оружие, от одного до нескольких десятков экземпляров. Хранили их как правило стопками по десять штук. Завернутые в тряпицы японские звездочки (оружие ниндзя) были скрыты от посторонних глаз и не наносили повреждений рукам владельца.

Их убирали либо за пояс, либо в карманы, либо еще как-нибудь, подальше от посторонних глаз. Бо-сюрикэны можно было использовать как заколки для волос, что не вступало в противоречие с традиционными японскими прическами. В этом случае оружием могли пользоваться даже женщины, к примеру, гейши. Помимо метательного, оружие могло так же использоваться как тычковое.

Зажатая между пальцами звездочка ниндзя в ближнем бою могла нанести серьезные рваные раны. Использовали его и как своеобразную противопехотную мину. Одним заточенным концом орудие втыкали в грунт, что бы остальные торчали из земли. Поскольку тяжелая обувь была редкостью, невнимательность приводила к очень неприятным и серьезным травмам ступни.

Техники удержания сюрикена

Метательные звезды — сюрикены своими руками

Важно помнить и о том, что бывает с излишне самоуверенными в своих силах дворовыми ниндзя.


Чтобы сделать метательные звезды, требуется небольшой ассортимент инструментов:

  • кернер;
  • дрель со сверлами по металлу;
  • болгарка (или ножовка по металлу для самых суровых ниндзя);
  • шлифовальный станок или круг;
  • напильник или точильный камень как аналог шлифовального круга.

Делать метательные звезды ниндзя необходимо в несколько этапов:

  • сперва начертить на бумаге то, что Вы хотите получить в итоге;
  • перенести с бумаги на кусок металла чертеж;
  • кернером сделать точные отметки будущего сверления;
  • болгаркой или ножовкой убрать все лишнее;
  • шлифовальным кругом или напильником убрать остатки металла, а затем заточить изделие.

Получившуюся звезду можно метать.

Важно помнить о безопасности, ведь такое изделие может пробить достаточно толстую деревянную доску.

При использовании звезды нужно помнить о безопасности.

Вообще изготовление настоящих металлических звездочек-сюрикенов достаточно опасное занятие даже на стадии подготовки. Использование их может привести к несчастным случаям, отвечать за которые нужно будет изготовителю. Характерной иллюстрацией может послужить один из эпизодов американского мультипликационного сериала «Южный парк».

А вот изготовление этого изделия из бумаги поможет улучшить моторику рук, и осчастливить ребенка (ну, или самого себя) замечательным умением. Для того, чтобы делать простейшие метательные звезды ниндзяиз бумаги, нужно совершить следующие действия:

  • лист бумаги разрежается на две равные части;
  • получившиеся прямоугольники сгибаются что бы получились более узкие прямоугольники;
  • загибаются верхний и нижний угол с разных сторон;
  • они же загибаются в противоположную сторону;
  • обе детали прикладываются друг к другу, вставляются и закрепляются острыми углами;
  • с обратной стороны делается то же самое.

Сюрикены, фото из бумаги

Бумажный сюрикэн готов. Есть и более сложные пути, более продвинутые боевые звездочки, которые можно изготовить самостоятельно.

Сюрикэн (яп. 手裏剣дословный перевод:лезвие, скрытое в руке») — японское метательное оружие скрытого ношения (хотя иногда использовалось и для ударов). Представляет собою небольшие клинки, изготовленные по типу повседневных вещей: звёздочек, игл, гвоздей, ножей, монет и так далее.

Внешний вид сюрикэнов отражает интерес японцев к мистицизму. то различные знаки наносились и на поверхность самого оружия, так как и мастера, которые изготавливали оружие, и те, кто им пользовался, верили в то, что таким образом можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы

Ниндзя известные мастера метания сюрикенов, или как их ещё называют, «звёздочек». Метать их намного проще, чем ножи, но без отработки правильной техники и тут не обойтись. Многие в детстве делали сюрикены из металлических пластин или граммофонных пластинок, так что они знают, какой непредсказуемой может быть траектория полёта плоского метательного предмета.


Поэтому сюрикены должны быть компактного размера и достаточно тяжёлыми, чтобы лететь прямо и не отклоняться от своей цели. В Японии существовало огромное количество техник бросков сюрикенов. Каждая школа боевых искусств свято хранила свои секреты и делилась ими только за большие деньги.


Причём у японцев любые приёмы в средневековые времена показывались только один раз. Мастер брал деньги, показывал приём и уходил довольный. А запомнил ты его или нет - это уже твои личные проблемы. Только могущественный японский дайме мог позволить себя нанять постоянного учителя. Сейчас мы расскажем вам основные моменты метания «звёздочек» и «боевых стрелок», сякенов и бо-сюрикенов, если по-научному.

Особенности техники метания сюрикенов

Все бо-сюрикены метаются за счёт оборотной или безоборотной техники. Безоборотная использовалась на коротких дистанциях до 3-5 метров, оборотная - до 10 метров. При этом нужно давать себе отчёт, что бо-сюрикен достаточно лёгкий, и его поражающие способности зависят напрямую от расстояния. Более тяжёлые модели будут лететь дальше и наоборот.

Техника метания бо-сюриков выглядит так:


  • Сначала оружие нужно положить на ладонь и зажать между указательным и большим пальцем. При этом тупой конец должен упереться в основание ладони;
  • Потом нужно тщательно прицелиться в противника;
  • При броске рука должна остановиться чуть выше той точки, в которую вы прицелились, а вы как бы следуете вперёд за метательным снарядом, когда он срывается с ладони.

Для оборотной техники часто затачивали два конца бо-сюрикена, но метали его так же, как и тот, что был с одним заточенным концом. Не знаю, как там древние японцы, а у нас во дворе всегда метали куски заточенной арматуры своим методом. Для этого метательный снаряд просто брался между большим и указательным пальцем, и мощным движением посылался в цель. Летел он очень хорошо, и втыкался в дерево даже не заточенный.

Для того чтобы увеличить шансы попадания арматуры в цель, я соединял два куска крест-накрест, скрепляя их проволокой. Чтобы они не разваливались, приходилось напильником выбирать пазы посередине. Тогда процент втыкания возрастал до 95 %!Сякены или «звёздочки» метались тоже разными методами. На короткой дистанции их бросали прямо, с лезвиями направленными в землю. Тогда бросок получался быстрым и мощным. Только с меткостью на дальних дистанциях в этом случае было слабовато. Другой способ метания сякенов - это когда он бросается плашмя. Кисть в момент броска должна закрутить боевую «звёздочку», чтобы полёт был более эффективным. Сюрикен в этом случае как бы опирается плоскостью на воздух и летит значительно дальше. Правда, поражающая способность оружия будет значительно меньше. Но так как сюрикены затачивались очень тщательно, и бросались чаще всего в лицо, то и этого хватало, чтобы заставить противника отказаться от преследования или нападения.

В японских наставлениях по сюрикен-дзюцу можно найти информацию, что опытный воин должен метнуть пять метательных ножей или звёзд за время стандартного цикла вдоха/выдоха. Согласно другому старинному источнику, пять ножей должны были метаться за 10-15 секунд.

Из своей скромной практики занятий ниндзюцу я замечу, что метать сякены-звёзды гораздо проще и быстрее. Берётся стопка «звёздочек», кладётся на левую ладонь, а правая рука их метает. При должной сноровке «скорострельность» весьма впечатляет. Получивший серию звёзд противник точно уже не захочет нападать. Кстати, в фильмах можно часто увидеть, как сякены втыкаются прямо в лоб противника. Это ничего общего с реальностью не имеет. Лобную кость пробьёт не каждый нож, а про «звёздочки» и говорить нечего. Но, несмотря на это, их всё же часто метали в лоб, чтобы нанести кровоточащие раны. Объясняется это очень просто - кровь будет заливать глаза, перекрывая противнику обзор. Вообще, метая сюрикены в лицо, старались попасть противнику в глаз.

Ниндзя и боевые «звёздочки»


Сякены были вспомогательным и отвлекающим оружием ниндзя. Главным оружием был, конечно, меч. Но, иногда, самураи использовали кусарикаму, хотя звёзды действительно пользовались популярностью именно у средневековых японских шпионов. Вот только применять любое оружие ниндзя вовсе не стремились. Их главной задачей была разведка и шпионаж, часто убийство определённого человека. В любом случае, шпиону было выгоднее отравить жертву, чем устраивать кровавую мясорубку, что обязательно привлекло бы внимание воинов.

Современные школы ниндзя говорят о том, что настоящий воин-тень должен метать сякены из любого положения, неважно, стоит он или бежит по пересечённой местности. Кроме метания, сюрикены использовались для ближнего боя, в качестве колюще-режущих приспособлений, с их помощью прорезали стены в традиционных японских домах, подковыривали гвозди или делали отверстия для наблюдения. Сюрикены часто прятались в складках на одежде ниндзя, особенно популярным считался способ их ношения за отворотами рукавов. Как любое боевое искусство, метание сюрикенов требует концентрации и терпения.


Кроме катаны, среди оружия Японии огромную известность приобрели метательные лезвия, которые были «визитной карточкой» наемных убийц и шпионов ниндзя - сюрикены.

Оружие сюрикен

Зачастую сюрикены называют звездой ниндзя, так как пользовались ими в основном воины ночи. Распространение среди японских наемных убийц они обрели из-за того, что заостренные пластинки, звезды с острыми краями и тонкие лезвия запросто можно скрыть под одеждой и внезапно, исподтишка применить против врага. Взяв сюрикэны необходимой формы в две руки, ниндзя мог не только метать их, но и рассекать и колоть ими в ближнем бою. К тому же, сюрикены помогали при лазании по деревьям и при разведении костра использовались в качестве кресал.

Виды сюрикэнов

Сюрикены разделены на множество типов, обычно это метательное оружие ниндзя классифицируется по двум видам: метательные стрелки бо-сюрикэн, и заточенные звезды или пластины сякен.

Бо сюрикены, в свой черед, бывают в форме палочки (хасидзё), острого клина (кусабигата), веретена (босуйгата), игл (харигата), ножей(тантогата) и т.д. Существует около пятидесяти типов бо.

Бо сюрикен

Наиболее часто ниндзя использовали всем известные метательные «звезды», по другому называемые сякен. Многообразие сякенов очень велико (несколько десятков видов): в форме креста, многоконечные звездочки или свастики, в форме железного кольца (тэккан).

Наиболее интересны среди сякен тэцумари-сюрикэн и мандзи - сюрикэн. Тэцумари-сюрикэн изготавливали из двух металлических колец в форме колеса ветряной мельницы. На заостренные части мандзи-сюрикэна наносился яд.

Метание сюрикенов

Техника метания сюрикэнов происходит от мастерства метания всевозможных ножей - танто и т.п., и особых стрел для метания утинэ.

Приемы метания сюрикэнов

Бо-сюрикэн метают используя бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок с отсутствием оборота (тёку-дахо). Во время выполнения броска вращение вокруг поперечной оси пытаются полностью исключить. Бодзё-сюрикэн с правильной балансировкой движется практически прямолинейно.

Сякены обычно бросали партиями с высокой скоростью по очереди. При метании необходима подкрутка, что делается с помощью хвата сякэна ближе к краям и движению кисти, который напоминает щелчок пальцами. При таком закручивании движение сякена более точное, а во время броска в горизонтальной плоскости создается эффект крыла, который увеличивает дистанцию полета.

Воин ночи был обязан уметь метать сюрикены не только точно, но и неожиданно, из любой позиции тела.

Способы метания сюрикенов

  • Тодзи-но ката - бросок совершался движением сверху вниз той рукой, которая была противоположна ноге, вынесенной вперед.
  • Хон-ути - то же, что и Тодзи-но ката, но рука и нога были одноименные
  • Ёко-ути - бросок сюрикена в горизонтальной плоскости от плеча;
  • Гяку-ути - хон-ути с телом, развернутым боком;
  • Дза-ути - бросок в вертикальной плоскости сидя на коленях;
  • Хандза тодзи-но ката - тодзи-но ката сидя на одном колене;
  • Хандза хон-ути - хон-ути сидя на одном колене;
  • Хандза ёко-ути - ёко-ути сидя на одном колене;
  • Хандза гяку-ути - гяку-ути сидя на одном колене.
  • Нэ-ути - бросок сюрикэна лежа на земле;
  • Дзюдзи-ути - метание сразу двух сюрикенов в разные стороны;
  • Онкэн-ути («спрятанное лезвие») - неожиданный резкий бросок сюрикена из скрытого кармана;
  • Интю-ути - метание лежа в темноте;
  • Хая-ути («скоростное метание») – поочередные броски с большой скоростью правой рукой, левая рука при этом сжимает пачку сюрикенов и большим пальцем выдвигает их для подачи в правую руку.

Часто сюрикены метали сразу по нескольку штук за бросок, что позволяло лишить лишить врага зрения или вонзить сякены в обе ноги.

Сюрикены сложно было метать на дальние расстояния, поэтому они использовались в основном для задержки преследователей или ранения соперника с последующим вступлением в рукопашную схватку.

В основном сюрикены метали в глаза, виски, шею, участки прохождения артерий. Из-за того, что сюрикены часто бросали в голову, тренировались броскам на круглой двадцатисантиметровой мишени.

Сюрикены также выполняли вспомогательные функции – ими пользовались как отмычками, гвоздодерами, ими прорезали отверстия для слежки.

Ношение сюрикэнов

Наемные убийцы носили сюрикены в особом мешочке на поясе а также в многочисленных скрытых отделениях в одежде или рукоятках меча. Ниндзя носил с собой около двадцати-тридцати метательных лезвий.

Жанр статьи - Ниндзя


В Японии ручное метательное — копья, дротики, топорики и т.д. — большого развития не получило. Исключение составляют, пожалуй, лишь знаменитые метательные лезвия, которые по-японски называются .

Приемы метания сюрикэнов

В дошедших до наших дней рю, в программу обучения которых включено сюрикэн-дзюцу — Катори Синто-рю, Hэгиси-рю и др., используются самые различные . Броски выполняют из разных позиций, по разным траекториям.

В технике метания бодзё-сюрикэн различают бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо ) и бросок без оборота (тTку-дахо ). При броске вращение вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму. Хорошо сбалансированный бодзё-сюрикэн летит почти по прямолинейной траектории. Проще всего вонзить в цель , заточенный с обоих концов.

Сякэны же метали, как правило, сериями, очень быстро, один за другим. Бросают их обязательно «с подкруткой», что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и «щелчковым» движением кисти. Благодаря вращению, полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина своей плоскостью опирается на воздух (эффект крыла), что значительно увеличивает дальность и точность броска.

Однако Hава Юмио отмечает, что в старинных наставлениях по мы нигде не найдем описаний способов метания сюрикэнов. Вероятно, этот факт можно истолковать двояко. С одной стороны, могли считаться секретным оружием, и в таком случае ученик получал наставления об их использовании только из уст своего наставника. Однако, учитывая широкое распространение сюрикэнов среди японских воинов, это представляется маловероятным. Скорее, способы метания лезвия попросту не были кодифицированы, и каждый боец вырабатывал собственные способы бросков.

Способы ношения сюрикэнов

Изготовление сякэнов

Звездочки-сякэны изготавливали самых разных размеров. Размер зависел от роста владельца, его веса, физической силы, дистанции метания и т.д. Чаще всего встречаются образцы с диаметром от 115 мм до 175 мм. Соответственно вес звездочки варьировался в диапазоне от 5 до 30 моммэ.

Hава Юмио подробно описывает процесс изготовления дзюдзи-сюрикэна (крестообразного сюрикэна) весом в 20 моммэ. Для этого брали стальную болванку весом около 23 моммэ. Ее сильно накаляли и расплющивали в круглую лепешку. Затем, стараясь не истончить болванку в центральной части, постепенно ударами молота делали 4 усика, придавая болванке общую форму дзюдзи-сюрикэна с толстой центральной частью и плавно истончающимися к кончикам лезвия. Затем удаляли с заготовки напильником лишний металл, доводя вес звездочки до необходимых 20 моммэ, шлифуя форму, чтобы «звездочка» была без неровностей и зазубрин, и заостряя кончики лезвий.

Если же изготавливался восьмилучевой сюрикэн , то сначала делали крестообразный сюрикэн , а затем зубилом делили лезвия хорошо нагретой болванки пополам и разводили немного в стороны. Затачивать лезвия нужно было равномерно с обеих стороны, иначе точность бросков была бы крайне низкой.

Особую сложность в изготовлении «звездочек» представляла закалка лезвий. Всем «лучикам» нужно было придать одинаковую степень твердости, так как в противном случае они могли сломаться или погнуться, сделав невозможным применение «звездочки». Конечно, для того, чтобы нагреть заготовку и бросить в холодную воду или масло, большого ума не требовалось, но при такой технологии лезвия нередко ломались, и вся работа шла насмарку. Поэтому требовалось найти какой-то более нежный способ закалки. Кроме того, необходимо закалять только самые кончики «лучиков» «звездочки», чтобы она не утратила своей прочности и не разлетелась на куски при сильном ударе о твердую поверхность.

Вариант поочередного нагрева и закалки лучиков не подходил ввиду малого размера изделия: попробуйте закалить один луч, а потом нагреть другой так, чтобы первый остался холодным. Поэтому ниндзя делали в центре «звездочки» маленькое круглое отверстие, в которое пропускался тонкий длинный стальной прут. Установив его в горизонтальное положение и быстро вращая на нем раскаленную «звездочку», ее лучики опускали в холодное масло, благодаря чему обеспечивалась закалка только нужных частей лезвия.

Отверстие в центре «звездочки» обычно не заделывали, так как через него можно пропустить шнур, чтобы нанизать на него еще несколько сякэнов и сделать удобную в переноске связку. Однако из-за того, что сякэн с дыркой издает в полете легкий свист, иногда для полной шумовой маскировки отверстие заделывали свинцом.

Как правильно метать сюрикен

Традиционным оружием ниндзя являются метательные "звездочки" и стрелки-сюрикены. Термин "сюрикен" является обобщающим для этих двух видов метательного оружия. Если говорить конкретно о метательной пластине - звездочке, то более правильное ее название "сякэн", однако, сильное влияние западной терминологии практически закрепило за ней термин "сюрикен", поэтому мы будем употреблять оба эти термины как равнозначные.

Это оружие прочно вошло в арсенал ниндзя, тем более, что для не требовалось стационарных мастерских и не нужно было тратить очень много времени. Вместе с тем, оно было просто и дешево, легко пряталось и могло быть мгновенно применено. Диаметр сякэнов составляет от 5 до 10 см, толщина 3-5 мм, а вес - до 300 г. Способ метания зависит от обстановки и цели, с которой производится метание, поэтому не может быть конкретных правил в работе с сюрикенами.

Тем не менее, общие моменты существуют и позволяют приобрести начальные навыки метания звездочек . Надо заметить, что классическим, если можно так выразиться, метанием сюрикена является метание в положении с колена. При этом сам бросок осуществляется от пояса движением руки, напоминающим раздачу игральных карт (поэтому сюрикены иногда называют "картами смерти"). Сходство тем более усиливается, что такое метание обычно производится серией из нескольких сюрикенов подряд.

Для производства такого метания надо в одну руку взять сюрикены , подготовленные для метания, опуститься на колено и второй рукой, один за другим, произвести серию бросков движением руки, описанным выше. Броски осуществляются на выдохе. Метание может производится с одновременным разворотом торса в сторону цели (либо без такового с- резким движением кисти руки). Движение торса как бы обрывают в момент вылета оружия из пальцев, чтобы передать ему весь импульс движения. В конечной точке траектории, описываемой рукой с сюрикеном, пальцы должны раскрываться движением, напоминающим щелчок. Разворот торса, движение рук, завершающее движение кисти - все это делается в гармоничной последовательности и нерасчлененности всех элементов броска.

При этом важную Роль играют пальцы руки, удерживающей подготовленные к метанию сюрикены , - они осуществляют своевременную под- ачу (выдвижение) очередного сюрикена из ладони в положение, удобное для захвата оружия пальцами метающей руки. Наиболее важным в этом приеме метания является не сила броска, а координация движений, которая и позволяет покрыть "очередью" сюрикенов значительный сектор поражения.

Существуют и другие варианты бросков с колена: бросок от головы, бросок с упором на руку, бросок из-за головы. Однако, далеко не всегда есть возможность производить метание с колена, поэтому ниндзя, все-таки чаще, во время боевых операций, производят метание из положения стоя.

Рассмотрим наиболее распространенные в ниндзютсу броски из этого положения.

  • Бросок из-за спины. При этом броске локоть приподнят, кисть с сюрикеном направлена вниз, рука позади корпуса. Сюрикен метается с одновременным поворотом корпуса резким движением руки.
  • Метание из-за головы. Кисть с сюрикеном поднята над головой. Движением руки сверху-вниз-вперед производится сильный бросок, являющийся довольно точным, т.к. при таком броске сюрикен направляется в цель по прямой.
  • Боковой бросок. Кисть с сюрикеном расположена у противоположной стороны тела. Сюрикен метается выбросом руки вперед с одновременным переносом веса тела по направлению к цели.
  • Бросок с разворотом корпуса. Взяв в одну руку несколько сюрикенов, совершить поворот на 360 градусов с одновременным метанием сюрикена другой рукой. Повторить это метание несколько раз подряд. Подобное метание с вращением тела даже при неудачном броске оказывает на противника сильное психологическое воздействие из-за ее неожиданности.
  • Бросок с зеркальным захватом. Сюрикен берется обычным способом. Переворотом кисти формируется зеркальный (обратный) захват. Резким махом руки вперед сюрикен метается в цель.