Санта мария новелла во флоренции - наводы. Флорентийская аптека Санта Мария Новелла (Santa Maria Novella)

Церковь Санта Мария Новелла была задумана и построена монахами-доминиканцами Систо да Фиренце и Ристоро да Кампи. Строительство началось в 1246 году на месте доминиканской молельни Х века Санта Мария делле Вине. В 1279 году были закончены нефы, а во второй половине XIV века Якопо Таленти завершил постройку Колокольни и Сакристии. Прекрасный фасад церкви - результат переделки, предпринятой Леоном Баттиста Альберти в 1456-1470 годах. Талантливый архитектор создал великолепный портал и всю верхнюю часть церкви с ее четкой ритмикой квадратов, инкрустированных мрамором.

Интерьер церкви разделен на три нефа пилонами в виде связки колонн, которые поддерживают огромные арки со стрельчатыми сводами. Интерьер подвергался обновлению в XVI веке. В этой церкви хранится множество произведений искусства XIV-XVI веков таких мастеров как Вазари, Гирландайо, Брунеллески, Джулиано да Сангалло, Росселлино, Гиберти и многих других.

Через решетчатые ворота можно пройти в Монастырский двор романского стиля (1350 г.) и далее в Большой монастырь, окруженный арочными стенами, которые расписаны флорентийскими художниками XV и XVI веков. Зеленый дворик получил свое название благодаря зеленому фону фресок Уччело, сильно пострадавших во время наводнения 1966 года.

Зал Капитула Монастыря (Испанская капелла) - гениальное творение Якопо Таленти (1359 г.). Эта капелла была предназначена для церковных служб, на которых присутствовала Элеонора Толедская, супруга Козимо I, со своей свитой. Капелла украшена фресками Андреа ди Буонаюто (середина XIV века).

Название :

Местонахождение : Флоренция (Италия)

Создание : ~ 1246 - 1420 гг., 1456 - 1470 гг. (фасад)

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Леон Баттиста Альберти

Заказчик / Основатель : Джованни ди Паоло Ручеллаи (фасад)

Архитектура церкви

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Церковное зодчество занимало в творчестве Альберти видное место.

Одной из первых его работ в этой области считается сооружение фасада для уже ранее построенной готической церкви Санта-Мария Новелла, осуществление которой в натуре принадлежит зодчему Бертини, бесспорно вложившему в эту постройку свои собственные знания и вкусы.

Санта-Мария Новелла интересна в том отношении, что позволяет установить целый ряд отправных художественных положений Альберти, спроектировавшего фасад церкви.

При первом взгляде легко обнаруживается несоответствие между готическим стилем церкви и передним фасадом ее, выдержанным в целом в античных формах; несоответствие это настолько велико, что многие исследователи отрицали участие великого зодчего в этой постройке. На самом деле, ключ к этой проблеме оказался в тех теоретических положениях автора, которые выдвигались им неоднократно в литературных трудах.

Альберти считал, что основным условием всякого архитектурного сооружения является «музыкальная выразительность» его облика, определяющая художественную ценность творения. Достигнуть такой красоты можно было средствами архитектуры. Исповедуя принцип «гармонии форм», он скомпоновал воедино античные формы с готическими остатками старого фасада, в силу чего фасад Санта-Мария Новелла в известной мере случаен. Общая схема фасада напоминает сочетание четырехколонного греческого портика (наверху), впервые примененного в архитектуре Ренессанса, с формами триумфальной римской арки (внизу), снабженной аттиком, рассекающим весь фасад на две части. Основные пропорции не вполне выдержаны. К недостаткам здания, кроме того, относятся: неудачное, случайное положение круглого окна, отсутствие четкой архитектурной взаимосвязи между элементами верхнего и нижнего ярусов. Фронтон фасада представляет собой слабую имитацию римской античности и лишен какой бы то ни было остроты и свежести. Вполне вероятно, конечно, что многое в этом фасаде осталось незавершенным.

Однако фасадное решение содержит ряд положительных моментов. К числу их относится решение входного портала, в котором используется античный композиционный прием, облеченный в формы раннего Ренессанса. Здесь пропорции ясны, общий рисунок четок, изящны детали (капители, филенки, тяги и прочее).

Безусловный интерес представляют также орнаментально-декоративные элементы фасада. Инкрустации из цветных мраморов, заполняющие весь фасад и придающие ему живописность, заимствованы архитектором из старых флорентийских построек - Баптистерия и собора Санта-Мария дель Фьоре . Рисунок фриза и волют свидетельствует об архитектурно-декоративном таланте автора, сравнимым лишь с блестящими способностями в этой области крупнейшего зодчего высокого Ренессанса - Браманте . Кстати, эти самые волюты церкви Санта-Мария Новелла, как бы связующие воедино два яруса фасада, нашли широкое применение в зодчестве барокко.

    Источники:

  • Саваренская Т.Ф. – Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков, Москва Стройиздат, 1987г.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.

Рассказываем о знаменитой флорентийской аптеке Санта Мария Новелла (Santa Maria Novella), открытой в главном городе итальянского Ренессанса аж с 1612 года. Здесь можно приобрести духи, которыми пользовалась в свое время Екатерина Медичи, снадобья по рецептам доминиканских монахов, да и просто побродить по залам аптеки и познакомиться с историей флорентийской фармацевтики — занятие очень любопытное.

Екатерину Медичи даже современники не могли назвать красавицей. Худая, рыжеволосая, невысокая. Неудивительно, что ее супруг, французский король Генрих (Анри) Второй вплоть до своей трагической гибели на рыцарском турнире воспринимал жену, как не более чем машину для воспроизведения на свет многочисленного потомства, реальную власть же в стране и сердце короля имела официальная фаворитка короля Генриха красавица Диана де Пуатье.

Считается (и с этим фактом сложно поспорить), что великой и грозной французской королевой представительница знаменитой флорентийской династии стала лишь после смерти своего супруга, случившейся 10 июня 1559 года, однако и при жизни Генриха Второго Екатерина Медичи, вроде бы все время оставшаяся в тени блистательной Дианы де Пуатье, повлияла на образ жизни французской аристократии немало.

Дело в том, что Флоренция шестнадцатого века пусть и уступала Парижу в плане блеска придворной жизни, но во многих других аспектах значительно превосходила французскую столицу. Например, в вопросах гастрономии. Именно благодаря флорентийским поварам, отправившимся вместе с Екатериной Медичи ко французском двору, возникла знаменитая cuisine française, а джелатто, которое флорентийские повара приготовили на свадьбу Генриха Второго и Екатерины Медичи, так понравилось французам, что они немедленно начали изобретать всевозможные рецепты мороженого. Во-вторых, Екатерина Медичи научила француженок носить туфли на каблуках и панталоны в качестве нижнего белья. Дело в том, что будущая королева Франции была очень невысокого роста, и специально в честь ее свадьбы с французским монархом флорентийские мастера придумали женские туфли с высокими каблуками, раньше такую обувь носили лишь мужчины.

«Свадьба Екатерины Медичи», картина Jacopo Chimenti, хранится в галерее Уффици

Про изобретение же Екатериной Медичи панталонов упоминает Ги Бретон в своей книге «Истории любви в истории Франции»: дело в том, что королева любила ездить верхом и таким образом демонстрировать публике свои стройные ноги. Однако мода того времени не предусматривала, что публика увидит лишь ноги королевы и ничего более, вот изобретательная итальянка и додумалась надевать под юбку панталоны, дабы избежать конфуза. Между прочим, церковь идею королевы одобрила, потому что посчитала, что панталоны — дополнительная защита чести девушек от мужских посягательств. Кстати, о ножках. Именно Екатерина Медичи познакомила французов и с популярным в то время во Флоренции балетом, недаром, само название этого вида искусства происходит от итальянского глагола ballare — танцевать.

На фото: витрина парижского отделения аптеки Santa Maria Novella

Третим даром, который молодая Екатерина Медичи преподнесла французам, были духи, известные сегодня под названиями «Acqua della Regina» или «Acqua di Colonia Santa Maria Novella» с ароматом одной из разновидностей ромашки, которую традиционно использовали во Флоренции для получения целебных настоек и ароматизации помещений. Духи очень понравилась дамам при французском дворе, а нечистоплотные французы сразу смекнули, что они могут продолжать мыться лишь в случае крайней нужды, неприятный же запах грязного тела можно заглушить с помощью всевозможных Eau de Colognes. Чтобы послушать аромат того самого аромата «Acqua della Regina» нужно отправиться на узкую флорентийскую улочку via della Scala, что расположена близ центрального вокзала Флоренции и облицованной белым, зеленым и розовым мрамором церкви Санта-Мария-Новелла. Здесь в здании с синей вывеской с 1612 года открыта посещения всех желающих знаменитая .

Хотя сегодня представительства Profumo-Farmaceutica di Santa Maria Novella действуют в разных странах мира, одно открыто даже в Москве по адресу Большая Дмитровка дом 20/1, во флорентийскую аптеку заглянуть все же стоит, не только для того, чтобы послушать ароматы, изобретенные аж в шестнадцатом веке, и прикупить себе мыло, крем, шампунь или ароматизатор для дома, но и для того, чтобы посмотреть на украшенные фресками и золотыми медальонами старинные залы, считающиеся сегодня такой же городской достопримечательностью, как , или .

На фото: зал аптеки Santa Maria Novella

Я не преувеличиваю, сопоставляя флорентийскую аптеку и собор, увенчанный куполом Филиппо Брунеллески, дело в том, что впервые в список мест, обязательных для посещения гостями города, аптека Santa Maria Novella попала аж в 1667 году, то есть она упоминается в одном из первых официальных путеводителей по Флоренции. Сегодня аптека представляет собой несколько залов, где вполне современные витрины с косметикой по-итальянски органично вписаны в реконструированные интерьеры семнадцатого и восемнадцатого веков. Если хотите узнать, что за аромат привезла с собой во Францию Екатерина Медичи, подойдите к стойке в первом зале, на которой выставлены ароматические эссенции, и попросите продавщицу (они все говорят по-английски, а некоторые даже по-русски) послушать «Acqua della Regina» , которые теперь чаще называют официальным ароматом Santa Maria Novella.

На фото: стойка с ароматами в аптеке Santa Maria Novella

Важный момент — не наносите эссенцию на запястье, дело в том, что все ароматы, продающиеся в аптеке, очень стойкие, держатся на коже до трех дней, вне зависимости от того, сколько раз вы приняли душ. Сразу становится понятно, как парфюмерия в стародавние времена могла перекрыть запах грязного тела, но в нашем же случае от подобной долговечности аромата минусов больше, чем плюсов — понравился парфюм — не понравился, жить с ним придется минимум несколько дней. Духи Екатерины Медичи «Acqua della Regina» оказываются триумфальными и горьковатыми, как ни странно, но это кажется очень символичным — жизнь королевы, действительно, была не сахар. Всю молодость она страдала от невнимания мужа и насмешек двора, а после того, как получила практически абсолютную власть над Францией, была вынуждена увидеть смерть собственных детей: из 10 детей Екатерины лишь Маргарита Валуа, известная нам как королева Марго, дожила до 62 лет, любимый сын королевы, Генрих III Валуа, заколотый фанатиком Жаном Клеманом, погиб в возрасте 37 лет, а прочие дети Екатерины не дожили даже до тридцатилетия.

На фото: духи Екатерины Медичи в Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella)

Другие ароматы, представленные в коллекции Eau de Colognes, отказываются не менее драматичными по настроению: «Tabacco Toscana» вызывает ассоциации со страстными итальянскими мужчинами, а аромат «Muschio» точно передает церковные запахи оплавляющихся свечей и ладана. Впрочем, если имперский «Acqua della Regina» — этакая парфюмерная иллюстрация жизни Екатерины Медичи, то «Muschio» и «Muschio Oro», удивительно точно передающие запахи, знакомые любому туристу, хоть раз заглядывавшему в итальянскую церковь, можно назвать парфюмерным отображением истории самой аптеки. Дело в том, что, хотя официальной датой открытия аптеки считается 1612 год, история ее начинается в аж тринадцатом веке и непосредственное участие в ней приняли монахи доминиканского ордена.

На фото: церковные фрески на стенах зала аптеки Santa Maria Novella

В тринадцатом веке Флоренция переживала экономический подъем, поэтому неудивительно, что в город немедленно устремились представители разнообразных монашеских орденов. На востоке города обосновались францисканцы, именно они к 1385 году построили церковь Санта Кроче (Santa Croce), ставшую одним из символом старого города, на юге расположились представители ордена кармелитов, построившие храм Санта-Мария-дель-Кармине (Santa Maria del Carmine), а на северо-западе Флоренции обосновались доминиканцы, они возвели в этой части города церковь Santa Maria delle Vigne, позже переименованную в Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella).

На фото: Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella)

Таким образом во Флоренции возник знаменитый церковный крест: на севере Баптистерий Святого Джованни, где крестили всех жителей города, на юге — Санта-Мария-дель-Кармине, на востоке Санта Кроче и облицованная светлым мрамором Санта-Мария-Новелла на западе. Первые упоминания о монашеском лазарете и лавке, в которой торговали целебными снадобьями, относятся к 1385 году, так что неудивительно, что своды и потолок в одном из залов аптеки украшены церковными фресками.

На фото: фреска на потолке Santa Maria Novella с изображениями апостолов- евангелистов

Правда, в те времена отношение к здоровью и личной гигиене в среде монахов было своеобразным, взять, к примеру, принцип alousia — лишение тела плотских утех, к которым причисляли и мытье. Более того, считалось, что вода открывает на теле поры, в результате чего тело становится более подверженным смертельным заболеваниям. Именно отсутствие личной гигиены в купе с высокой плотностью населения в городах, окруженных крепостными стенами, а также систематическое недоедание, привело к тому, что в 1348 году в Тоскане случилась печально известная эпидемия бубонной чумы, получившая название «Черная смерть». По разным данным она выкосила более половины населения этого региона Италии.

Но иногда история полна злой иронии: дело в том, что в Тоскану чума была завезена генуэзцами — известными мореплавателями, но и представления о необходимости личной гигиены жители Флоренции тоже переняли у мореплавателей: по одним данным, от тех же генуэзцев, по другим — от венецианцев. Мореплаватели «подсмотрели» привычку мыться у арабов и турков и взяли ее на вооружение, доминиканские же монахи, все еще считавшие, что вода открывает поры, через которые болезнь проникает в тело, предложили жителям Флоренции альтернативный вариант: вместо купания протирать тело розовой водой, состоящей из воды и масла мелиссы. Мол, масло поры защищает, и вы будете здоровы. Снадобье Acqua di Melissa продается в аптеке и по сей день, рецепт приготовления воды не менялся с 1690 года.

Удивительно, но после того, как флорентийцы приучили себя обтираться розовой водой минимум раз в два дня средняя продолжительность жизни во Флоренции увеличилась с 27 до 52 лет, так что очень полезной водичка оказалась. Начало же расцвета предприятия доминиканцев связано, конечно, с именем Козимо I Медичи, основателя знаменитой флорентийской династии. Уже в 1543-1545 годах при его посредничестве во Флоренции появился сад, где монахи могли культивировать целебные растения, а в 1657 году в городе была основана Accademia del Cimento — первая в Европе академия, занимающаяся в том числе и вопросами фармацевтики с научной точки зрения.

Сад аптеки Санта Мария Новелла, расположенный и по сей день во Флоренции по адресу Via della Petraia 38/F

В 1612 году аптека Санта Мария Новелла наконец получила официальное помещение и открыла двери для всех желающих. Между прочим, аптекарь Анджиоло Маркицци, управлявший в то время лавкой, настолько хорошо проявил себя во время очередной эпидемии чумы, прокатившийся по Флоренции в 1628-1631 годах, что даже получил от Фердинанда II Медичи звание аптекаря Королевской династии и эмблему, ставшую одним из символом Profumo-Farmaceutica di Santa Maria Novella.

На фото: стены зала аптеки украшены эмблемами и портретами отцов-основателей

Кстати, самым эффективным средством борьбы с чумой во времена Анджиоло Маркицци считался Уксус семи воров , он и сегодня продается в аптеке, а называется снадобье . Представляет собой зелье — уксус на основе вытяжки из семи различных трав, а свое неофициальное имя «Уксус семи воров» получил из-за флорентийской городской легенды. Если верить ей, то во время эпидемии чумы семь воров намазались этой эссенцией, проникли в зараженный дом и вынесли из него все, что можно, не подхватив заразу. При этом каждый из воров знал только один ингредиент волшебного зелья, так что провернуть авантюру они могли лишь сообща. Сейчас эссенцию предлагают использовать для ароматизации помещений, а в семнадцатом веке ее наносили на тело.

На фото: Acento Aromatico или Уксус семи воров

Кстати, если надумаете покупать в аптеке ароматы для дома, коих тут продается великое множество, вот вам еще один исторический факт. В четырнадцатом — шестнадцатом веках ароматизация помещений считалась одним из самых эффективных средств для борьбы с чумой: жителям зараженных годов предписывали ароматизировать помещения, например, маслом лаванды, как можно чаще вдыхать аромат цветов, да и в длинный клюв маски чумного доктора часто закладывали кусочки чеснока или сухие травы, дабы продезинфицировать зараженный воздух сильным запахом.

На фото: сушеные травы в зале аптеки

Так что, покупая, к примеру, ароматизатор для помещения Sali di Lavanda , изготовленный по рецепту семнадцатого века, имейте в виду, вы не просто приобретаете парфюм для дома, а серьезное по меркам Флоренции в эпоху Медичи фармацевтическое средство.

Адрес аптеки Santa Maria Novella : Via della Scala, 16, 501123, Firenze, Tel +39 055 216276, www.smnovella.com

Хотите увидеть нетуристическую Флоренцию? Отправляйтесь на экскурсию по городу с местными жителями!

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Церковь Санта-Мария-Новелла во Флоренции находится на площади, носящей такое же название, рядом с центральным вокзалом города. Этот собор, как и большинство других базилик Италии, имеет богатую историю. Об этой церкви, архитектуре и интересных фактах мы расскажем в данной статье.

История базилики

Собор Санта-Мария-Новелла во Флоренции обязан своим именем ораторию (доминиканский молельный дом) IX века, называвшемуся Санта-Мария дель Винье, который ранее и находился на этом месте.

В 1221 году эта территория была передана во владение после чего монахи приняли решение возвести здесь новый собор, а также монастырь. Ф. С. Фиорентино и Ф. Р. Кампи, разработали масштабный проект, который был одобрен, и строители приступили к возведению церкви и монастыря.

В XIII веке, примерно в 1246 году, началось строительство, а спустя 33 года строители завершили возведение нефов (основные несущие конструкции, имеющие форму корабля). В 1360 году Ф. Я. Таленти завершил строительство сакристии (алтарное помещение в католицизме), а также колокольни, которая была возведена в романско-готическом стиле.

Спустя 60 лет базилика была освящена. Такие большие сроки строительства объясняются низким уровнем технологий, отсутствием техники, а также нерегулярным финансированием.

Собор в XV веке

Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция, в 1456 году было решено перестроить. Такое решение принял флорентийский купец Д. П. Ручеллаи, который был весьма зажиточным и в то же время очень набожным. Он заказал проект перестройки храма архитектору Л. Б. Альберти, который впоследствии очень понравился купцу.

Этот же архитектор занялся перестройкой базилики. В результате был создан красивейший портал и переделана вся верхняя часть собора, на которой были созданы квадратные узоры, инкрустированные черным и белым мрамором.

Композиция, состоящая из квадратов, ограничивалась геральдическими символами семьи купца. Таким образом он хотел оставить упоминание о себе, как о том, кто перестраивал церковь.

Интерьер собора изначально был разделен на 3 нефа, которые поддерживались при помощи пилонов. Именно эта череда колонн большого сечения и поддерживает большие арки, имеющие стрельчатые своды.

Работы по перестройке были полностью закончены в 1470 году, а на фризе фронтона была создана надпись на латыни, в которой говорится о строителе базилики Д. П. Ручеллаи.

Интерьер собора

Внутри церкви Санта-Мария-Новелла (Флоренция) первое, на что обращаешь внимание - это простота и в то же время изысканность отделки. Сводчатый потолок в готическом стиле инкрустирован белым и темно-зеленым мрамором. Остальной интерьер напоминает большинство классических готических храмов. Его минимальное оформление - это длинные скамьи со спинками для молящихся прихожан, большие полотна с изображением святых, несколько скульптур Иисуса и Святой Марии.

В центре главного холла находится "Распятие" Джотто, а также один из самых красивых, поражающих своим великолепием алтарей во всей Флоренции.

Капеллы и фрески базилики

В соборе Санта-Мария-Новелла во Флоренции алтарная часть разделена на пять капелл (отдельных помещений) и расписана прекрасными фресками, которые создавали лучшие итальянские живописцы. Капеллы собора носят следующие названия:

  • Строцци Мантуанских.
  • Строцци.
  • Торнабуони.
  • Делла Пура.
  • Большая Испанская.

Помимо капелл, базилика поражает своими великолепными фресками, на которых живописцы изобразили библейские сюжеты. Удивляет мастерство живописцев, проработавших все настолько старательно, что можно рассмотреть даже мелкие детали.

В базилике Санта-Мария-Новелла (Флоренция), как и в большинстве католических храмов, вместо окон созданы витражи. Они собраны из огромного количества разноцветных стекол, а когда солнечный свет начинает проникать сквозь них в храм, его лучи завораживают своей красотой.

«Распятие» Брунелесски

Рядом с главным алтарем расположена скульптура «Распятие», которая была создана великим скульптором эпохи Возрождения Филиппо Брунелесски. Это произведение просто изумляет своим реализмом. Самое интересное, что эта скульптура выточена из дерева, а кажется, будто она создана из глины или камня.

«Распятие» Христа выделяется тонкими и реалистичными очертаниями тела. Брунелесски соблюдал все человеческие пропорции, учитывая динамику напряжения мышц. Благодаря этому Христос получился настолько реалистичным, что воспринимается, как настоящий.

Удивительно, но данное «Распятие» не является каноническим, так как скульптура Иисуса выполнена без повязки. Еще один интересный факт: Брунеллески создал свое «Распятие» после того, как увидел работу Донателло. Он раскритиковал скульптуру последнего, после чего создал свое «Распятие». Увидев работу Брунелесски, Донателло признал ее идеальной.

В принципе, она первая в городе встречает путешественников, так как рядом с ней расположен железнодорожный вокзал, носящий то же имя. Но когда мы приехали, задерживаться возле нее не входило в наши планы. На сей раз мы собирались уделить ей столько внимания, сколько она заслуживает.

Уже в середине XIV века Санта-Мария-Новелла упоминается в великом литературном произведении. Во время вошедшей в историю страшной чумы 1348 года именно под этими сводами, как утверждает Боккаччо, встретились несколько приятных дам и молодых людей - героев бессмертного «Декамерона».

Подобно Санта-Мария-дель-Фьоре и Сан-Лоренцо, нынешнее здание Санта-Мария-Новелла также имеет предысторию. С IX века, когда это место было еще границей города, здесь существовала небольшая часовня. В XIII веке она была передана стремительно набиравшему силу ордену доминиканцев, которые в 1279 году начали строительство нового, большего здания. Достроили его только к середине XIV века, когда был облицован мрамором нижний ярус фасада, но закончен фасад был более века спустя - в 1478 году - на средства покровительствовавшей церкви знатной семьи Ручеллаи.

Вход в церковь - через внутренний дворик

И самое интересное в Санта-Мария-Новелла находится внутри - это фрески и распятия XIII - XV веков. Заходим.

Алтарная часть церкви разделена на несколько часовен-капелл знатнейших флорентийских семейств, которые заказывали росписи самым знаменитым художникам своего времени.

Одна из главных ценностей церкви - Распятие работы Джотто, относимое к раннему периоду его творчества, ориентировочно к 1290 - 1300 году. Одно из первых произведений, где художник отходит от византийского канона и Христос обретает живые человеческие черты, даже слишком натуралистичные по мнению современников.
Напоминаю, что, как приличная девочка, я не снимаю то, что снимать нельзя, поэтому здесь и далее иногда будут не мои фотографии.

В капелле Гонди, с которой началось строительство церкви в 1279 году, сохранились еще византийские фрески, самые древние во Флоренции. Там же находится Распятие работы Брунеллески. Это единственная известная деревянная скульптура великого архитектора, строителя купола Дуомо и церкви Сан-Лоренцо. С его созданием связана легенда о споре Брунеллески и Донателло, гласящая, что Брунеллески создал свое Распятие в ответ или в пику Распятию Донателло, находящемуся в церкви Санта-Кроче.

Распятие Донателло (1406 - 1408 г.) и распятие Брунеллески (1410 - 1415 г.).

В капелле Барди на стенах фрески Спинелло Аретино, вторая половина XIV века…

… и «Мадонна и Розы» Джорджио Вазари, двумя веками моложе.

Капелла Строцци-ди-Мантова расписана в середине XIV века Нардо ди Кьоне картинами Страшного Суда, Рая и Ада, в соответствии со структурой Божественной Комедии Данте…

… а Алтарь «Христос Освободитель, Богоматерь и святые» в капелле создан в 1357 году его знаменитыми братом Андреа Орканья.

В капелле Строцци находится шедевр зрелого Ренессанса - фрески Филиппино Липпи
из жизни Святого Филиппа и Иоанна Богослова, датируемые 1497 - 1502 гг.

Но самое грандиозное произведение в Санта-Мария-Новелла, на которое мы собственно и пришли - это центральная капелла Торнабуони, расписанная мастерской - боттегой - Доменико Гирландайо в 1485 - 1490 гг. Стены капеллы покрыты фресками жизнеописания Богоматери с одной стороны и святого Иоанна Крестителя с другой.


Картинка отсюда

Эти картины, наполненные светом, красками, жизнью, являют собой не только прекрасный образец живописи зрелого Ренессанса, но на них будто оживает и выходит к зрителю мир флорентийцев, существовавший 500 лет назад. Росписи капеллы сделаны по заказу Джованни Торнабуони, дяди Лоренцо Великолепного, и среди многочисленных фигур можно найти портреты членов семьи заказчика, известных людей Флоренции, друзей Гирландайо, членов Платоновской Академии при Лоренцо Великолепном, и автопортрет самого автора. В создании этих фресок принимал участие молодой Микеланджело, который некоторое время учился у Гирландайо. Упоминания о процессе создания этих фресок есть в замечательной книге Ирвинга Стоуна «Муки и радости», посвященной жизни Микеланджело.
Предлагаю просто посмотреть. Картинки отсюда

Житие Иоанна Крестителя. Благовещение Захарии.

Житие Иоанна Крестителя. Встреча Марии и Елизаветы.