Сколько лет было моргунову. Евгений и Наталья Моргуновы: такая простая, такая сложная любовь

ПО ПРОЗВИЩУ БЫВАЛЫЙ

«Однажды Никулин, Вицин, Моргунов …» – про самую знаменитую комедийную троицу по сей день слагают анекдоты, а это – самый верный знак популярности. Трус, Балбес и Бывалый путешествовали из комедии в комедию, их реплики тут же становились крылатыми фразами. В жизни они, конечно, были совсем другими. Один – грустный клоун, другой – человек в футляре, а третий – неисправимый оптимист, который на смертном одре мог заявить врачам: «Вы не вынесите меня отсюда, потому что я - не-вы-но-си-мый!»
Сегодня Бывалому исполнилось бы 85 лет.

Наталья Николаевна Моргунова неохотно соглашается на интервью. На журналистов у нее есть обиды. И она не может понять, почему на Евгения Александровича вдруг вылилось столько негатива.
- Он был хороший человек. Я-то знаю, что он никогда и никому не желал зла. Если смотрел спектакли, восторгался, ходил за кулисы говорил: «Старик, как здорово!» Поэтому я никак не могу понять, кому он так насолил? Пока Отари Квантришвили не убили, мы не знали, что это криминальная среда. Женю пригласили к нему на день рождения, и он пошел. Это была их первая встреча. В это время как раз снимался фильм «Райское яблочко». Брагинский написал сценарий, подобралась хорошая компания: Янковский, Гундарева, Никоненко. А денег не было. Даже снимались в своей домашней одежде. Женя был одним из продюсеров картины, и он искал, как сейчас говорят, спонсоров. После титров картины идет огромный список благодарностей, включая трест булочных. Да любого сейчас сними, кто ходит на корпоративы, и окажется, что он «связан с криминалом»!
- Может быть, Евгения Александровича недолюбливали из-за его знаменитых розыгрышей?
- Больше половины придуманы. Володя Цукерман, директор Музея «Трех актеров» рассказывает, будто Женя однажды полез к чиновнику на балкон по пожарной лестнице и сфотографировал его с любовницей, чтобы шантажировать. Куда он полезет со своей комплекцией и больными ногами? И фотоаппарата у него никогда не было!
- Но все-таки неудачные шутки случались?

- Например, в ЦДЛ он, действительно, сделал глупость, когда перед панихидой лег на постамент для гроба. Просто валял дурака. Конечно, это было цинично. Директор тогда распорядился Моргунова в ЦДЛ не пускать.
- Другой известный розыгрыш, когда Моргунов на троллейбусной остановке прикидывался водителем и просил прохожих подержать рога.
- Это было.
- А «красной книжечкой» для прохода в ресторан пользовался?
- Его и так пускали. У нас ведь актеров очень любили, и он этим пользовался. Жене нравилось, когда его узнавали, просили автограф. Однажды пошел гулять с сыном, и вдруг появились поклонницы. Прекрасная возможность покрасоваться! И он чуть не потерял ребенка. Даже не заметил, как сын выпал из санок.
- Ваше знакомство тоже началось с розыгрыша?
- Мы познакомились в начале января. Как сейчас помню, у него был телефон Б-6-17-61 а на кафедре моего института К 6-17 61. Бывает же так! Я звоню на кафедру – занято, позвонила подруге – тоже занято. Опять набираю и попадаю к Жене. Спрашиваю: «Это кафедра физики?» Солидный голос отвечает: «Да». – «Мне профессора Котова!» – «Я слушаю». – Я должна сдать зачет…» – «Оставьте ваш телефон, я посмотрю расписание и перезвоню». Через пять минут перезванивает: «Приходите завтра!»
- И вы пришли?
- Я пришла, но меня, конечно, никто не ждал. Правда, Евгений позвонил: наверное, совесть проснулась: «Извините, я пошутил!» Я чуть было не сказала: «Ну и дурак!» Он представился и начал рассказывать о себе. Он воображал из себя звезду. А я – хоть убей – не знала такого артиста!
- Ну как же! Он в «Молодой гвардии» сыграл, «Пес Барбос и необычайный кросс» вышел в прокат!
- В «Молодой гвардии» он совсем другой был. Юный, стройный. А картину «Пес Барбос» я, конечно, смотрела, но думала, что Бывалый – не артист, а просто типаж. Мне почему-то казалось, что Евгению Моргунову уже за пятьдесят, и было смешно, что он кокетничает. Он назначил мне встречу на киностудии документальных фильмов в Лиховом переулке, а я решила, что он имеет в виду кинотеатр документальных фильмов. И приперлась, конечно, туда. Женя мне звонит: «Что ты за неандерталец такой!» Он рассказал, что снял фильм по Шолохову «Когда казаки плачут» и хочет «обкатать» его на спортсменах в Серебряном Бору. Пригласил меня на этот просмотр, а я поехала с подругой. Ее зовут Таня, но мы договорились, что обе назовемся Наташами. Пусть разбирается!
- Встречный розыгрыш! Евгений Александрович вас вычислил?

- Не сразу. У нас с подругой интонации были похожие, и он со своим музыкальным слухом это, конечно, уловил. А внешне мы с ней совсем разные: у меня лицо овальное, а она круглолицая. И Женя больше на нее посматривал. А потом сказал: «Ну, пошли, Наташки!» Вечером позвонил, чтобы узнать, как мы доехали, и пытался с помощью наводящих вопросов узнать, кто из нас та самая Наташа. И как-то догадался. Мы начали встречаться. Он уезжал на две-три недели, но звонил в любое время суток. Мои родители напряглись: «Как это можно звонить по ночам? И вообще, зачем тебе нужен артист?» И я стала на ночь отключать телефон. Родители приняли Женю не сразу. Мама говорила: «Понравится сатана больше красного сокола!» А потом они его полюбили, и он их тоже полюбил. Он обрел семью.
- Вам было 23, ему – 36. Неискушенная девушка и зрелый мужчина, к тому же артист. В чем вы совпадали?
- Где бы он ни был, куда бы ни приезжал, всегда любил исследовать окрестности. Ему было интересно увидеть места, связанные с великими людьми. В Смоленске Женя разведал, что в 100 километрах от города родился Глинка, и отправился туда. А смотреть в четыре глаза всегда интересней. Он везде меня таскал: и на спектакли и в консерваторию, хотя я и раньше была завзятой театралкой и знала весь репертуар московских театров. Мы были созвучны.
- Но в чем-то вы были разными?
- Я не любительница больших компаний, где нет общения, а просто треп, и каждый норовит себя показать. А Женя любил общество, быть на виду. Когда надо было фотографироваться, я всегда отходила в сторону. Он говорил: «Давай для истории!» Я отнекивалась: «Знаешь, я очень плохо выхожу». – «Ты думаешь, что в жизни выглядишь лучше?»
- А Евгений Александрович был домашним человеком?
- Нет! Но ему надо было все обеспечить. Он ведь по-настоящему почувствовал семью в 39 лет, когда уже родился сын. Наша совместная жизнь началась в 11-метровой комнате коммуналки, где Женя раньше жил с мамой. Тогда квартирный вопрос его не интересовал: у него появилась женщина – балерина из Большого театра Варвара Рябцева, ее называли Вава, на 13 лет старше. Она жила на Кузнецком мосту, и Женя много времени проводил там. У Вавы был открытый дом. Собирались артисты, играли на рояле. Это общение Женю очень облагородило. Бондарчук, с которым он вместе учился, спрашивал: «Женька, а где ты научился так красиво есть?»
- Вы не ревновали к балерине?
- Нет, что вы? У меня фора была 26 лет. Сначала я об этом нечего не знала, потому что он вел себя совершенно свободно. Наверное, Ваве было обидно. В дом к нам она, конечно, не приходила, но они часто перезванивались. Тогда было время продуктовых заказов. Один заказ Женя нам принесет, другой – ей.
- Он ведь поддерживал Ваву до конца и хоронил. Удивительная верность!
- Это не верность, это просто порядочность. А как иначе? Она не могла дать ему семью, детей, но разве это ее вина?
- Вы много раз переезжали?
- Да. Когда должен был появиться старший сын – Антон, Женя выхлопотал однокомнатную квартиру на Разгуляе. Потом нам дали «двушку» на улице Алексея Толстого, но скоро там стало тесно. Родился второй сын – Николай. Я поступила во ВГИК, на киноведческий факультет, поэтому с нами жила нянька, и мне приходилось спать на диванных подушках. Потом мы переехали на Пушкинскую, рядом с театром Станиславского. В этой четырехкомнатной квартире прожили 13 лет. Там был маленький, почти питерский двор-колодец, и в нем находилась шахта метро. Как раз строили новые станции, и по ночам самосвалы с жутким грохотом вывозили породу. Когда объявили, что в доме будут делать ремонт, Женя сказал: «Я этого не вынесу!» И у него появилась страсть к перемещениям. Я думаю, если бы он был жив, опять бы нас куда-нибудь сковырнул! Переезды как бы стали необходимы. Женя не был занят творчеством, а обретение нового дома – это тоже творческий процесс.
- Он, наверное, не умел отдыхать?

- Даже из санатория сбегал. Однажды мы с Вициными приехали в Юрмалу с детьми, так Женя два дня потомился: «Что я – идиот? На пляж ходить!» и исчез. Он не мог сидеть без дела. У нас в квартире есть крохотная комнатушка, которую мы называли телефонной будкой за то, что Евгений Александрович часами не расставался с трубкой, договариваясь о творческих встречах и концертах – другой работы в последнее время у него не было. Его обуревала жажда деятельности, постоянно надо было куда-то ехать, лететь. И я ему в этом не препятствовала. Потому мы, наверное, 36 лет прожили вместе.
- Евгений Александрович был хозяйственным человеком?
- Все тащилось в дом! Если он работал в Средней Азии, фрукты покупались ящиками и передавались с вагоном-рестораном. Каждый раз, когда он звонил: «Встречай поезд!», меня начинало трясти. Помню очереди на такси вдоль всего вокзала. А носильщик ждать не будет. Хорошо, что я не жадная не требовательная, но стоило только обмолвиться о чем-то, как любая просьба по хозяйству выполнялась «позавчера».
- А он любил делать подарки?
- Он никогда ничего не дарил ни ко дню рождения, ни к празднику. Женя знал, что здесь ничего нет, и я никуда не пойду. Однажды я два часа простояла в очереди на улице за рубашками большого размера. Он меня ругал: «А зачем ты стояла? Зашла бы к директору и сказала, что ты – моя жена!» В Москве он по магазинам не ходил, а в других городах покупал мне одежду. Приезжал и вываливал покупки. Запомнил, что у меня 46-й размер одежды и 36-й обуви. Звонит как-то: «Тут есть костюм». Спрашиваю: «Какого цвета? – «Бордо». – «Но ты ведь знаешь, я не ношу красные оттенки!» – «Ну, сейчас она тебе скажет» и дает трубку продавщице. Выясняется, что костюм зеленый.
- Каким он был отцом?
- Хорошим, хотя ему некогда было заниматься детьми. Он даже не знал, в какой школе они учатся. Дни рождений не помнил. Но, когда он находился в Москве, обязательно ходил с ними в театр и в консерваторию.
- У него ведь был абсолютный слух, и сам Шостакович рекомендовал его в консерваторию.
- Он пропадал в консерватории с детства. Слушал классику, когда учился во ВГИКе у Сергея Герасимова. Симфонии Чайковского знал наизусть. По тактам мог определить, какой инструмент вступает. Он ходил к знаменитому Крушевицкому на репетиции оркестра. Музыкант говорил: «Жень, выйди!» и кому-то велел сыграть чуть-чуть по-другому. Женя сразу слышал, кто сфальшивил.
- В войну Евгений Моргунов работал на заводе и написал письмо Сталину: «Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство. Я хочу быть как Станиславский, Немирович-Данченко»…» Пришел ответ: Направить товарища Моргунова Е. А. для поступления в театр Таирова…» Как он относился к Сталину?
- Как воспитали: хорошо. Когда пошли разоблачения, замолчал. Женя в школе был хулиганом. Пришел однажды с рогаткой, метился в какого-то паренька, а попал – на минуточку – в портрет Сталина! Тут же доложили классному руководителю, тот – директору, а директор – куда следует. Вызвали мать и забрали на два дня в отделение. Поняли, что она простая женщина, ей вообще не до диверсий – лишь бы сына поднять на ноги! «За детскую шалость забрали!» - горячилась я. «Но отпустили же!» - говорил Женя.
- Он был верующим?
- Да, но в церковь ходил только по большим праздникам, как его мама. У нее в жизни ничего не оставалось, никакой опоры. С первым мужем она шла под ручку по бульвару, и казаки шашкой разрубили его пополам у нее на глазах. Потом вышла она замуж за Александра Моргунова, он работал бухгалтером в ЦАГИ. У них родилась дочка и в два года умерла. Мама выгнала мужа за то, что он гулял.

- Известно, что у Евгения Александровича был вспыльчивый характер. Как вы с этим справлялись?
- Он мог накричать и тут же забыть: через пять минут своими детскими глазами хлоп-хлоп! Женя был очень позитивный. Мне с ним было не страшно жить. Как-то летели на вертолете из Советской Гавани. Снег валил, прибрежная полоса тянулась черной змейкой, а с другой стороны – сопки. Все напряглись, а я думала: если вот этот со мной сидит, то мне ничего нее страшно. Однажды тоже в вертолете из огромного бака потек керосин, под ногами лужа образовалась. Одна актриса читала уже «Отче наш, а я просто закинула ноги повыше, зная, что ничего не случится, потому что Женя рядом.
- Евгений Александрович страдал сахарным диабетом. Он соблюдал диету?
- Это отдельная тема. У нас в доме не было картошки, макарон, сладкого, а он принесет торт или пирожные: «Это – тебе!», а потом, как кот, цапнет кусок и попробуй отними! Забывал колоть себе инсулин. Пятнадцать лет мы жили под дамокловым мечом ампутации. В любую минуту Женя мог лишиться ноги. У него начиналась гангрена. Мизинец уже рассыпался. На сцену Женя выходил в костюме и тапочках и объяснял зрителям, что на него только что бревно упало. В 86-м он слег с инфарктом в больницу. Я приезжала в десять утра и в десять вечера уезжала. Каждый день мне приходилось делать ему перевязки, потому что врачам он не доверял. Какие-то снадобья варила, колдовала. Врачи изумлялись: «Как вам удалось спасти ему ноги?» В последний день жизни Евгения Александровича ко мне подошел профессор: «А ножки-то целы!» Мы боролись за его ноги, а умер Женя от инсульта. Потом заведующий отделением сосудистой хирургии мне объяснил, что это явления одного порядка…
Несколько раз в году он лежал в Склифе. И мне было страшно обидно, когда возник слух, что Женя брал у Никулина бесплатные билеты и продавал. Это неправда. Все билеты дарились врачам.
- Трагическая гибель вашего младшего сына Коли, наверное, ускорила уход Евгения Александровича.
- Когда погиб сын, он пошел в расход. Старался уйти в какие-то компании, выпить, утопить горе. Не мог находиться дома, хотя я его не терзала и всегда держала себя в руках. Я никогда не плачу. Многие семьи рушатся после такого несчастья. Мужчинам хочется поскорее стереть эту страницу.
- Ваша внучка Женя Моргунова – музыкант. Гены?
- Наверное. Женю мне «подкинули», когда она в первый класс пошла. Прошел год, как ушли мои мужчины. Если бы мне тогда дали чужого ребенка и сказали: пожалей его, я бы согласилась. Женю приняли в музыкальную школу, но сказали, что у нее не пианистические руки и что ей нужна виолончель. Мои дети в шкаф прятались, когда приходил педагог по музыке, а Женю не надо было уговаривать. Я думала: Господи, за что мне такое счастье?
* * *
Говорят, что на похоронах Никулина Моргунов спросил Лужкова: «Юрий Михайлович, где нас с Вициным хоронить будете?» и пояснил: «Люди приходят на кладбище, рыдают... И вдруг видят: рядышком лежат Трус, Балбес и Бывалый. Настроение сразу поднимается...»
Но смерть развела троицу окончательно: Георгий Вицин покоится на Ваганьковском кладбище, Юрий Никулин – на Новодевичьем, Евгений Моргунов – на Кунцевском. А в нашей памяти они всегда вместе: Трус, Балбес и Бывалый…

  1. Трус, Балбес, Бывалый

З наменитую троицу - Труса, Балбеса и Бывалого - любили зрители всего Советского Союза. Но немногие знали о нелегкой судьбе Евгения Моргунова, игравшего ключевые роли в отечественных комедиях. В его образ хулигана влюбилась вся страна, но в реальной жизни Моргунов был совсем другим человеком.

«Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство»

V Международный кинофестиваль в Москве. Два артиста-комика кино Евгений Моргунов (СССР) и Пьер Бурвиль (Франция). 1967 год. Фотография: aif.ru

Евгений Моргунов и Олег Попов. 1965 год. Фотография: kinoistoria.ru

Болельщик «Спартака» Евгений Моргунов на стадионе. 1963 год. Фотография: aif.ru

Евгений Моргунов родился в Москве 27 апреля 1927 года. Отец ушел из семьи, когда сыну не было и двух лет, и матери пришлось в одиночку воспитывать мальчика. Евгений с детства увлекался поэзией и музыкой, однако его творческие планы перечеркнула Великая Отечественная война : в 14 лет он устроился на завод, где вытачивал болванки для снарядов. В это нелегкое время семья Моргуновых жила бедно, часто голодала. Однажды мать Евгения принесла пачку масла, и голодный подросток съел ее всю, без хлеба. Ему тут же стало плохо, это происшествие нарушило обмен веществ и позже привело к развитию диабета.

Однако Моргунов не оставлял мечты о сцене и театре. Директор завода не отпускал его учиться, и тогда в 1943 году будущий артист написал шутливое письмо Иосифу Сталину:

«Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство. Я рабочий Сокольнического вагоноремонтного завода СВАРЗ, болваночник, хочу быть в искусстве, участвовал в самодеятельности, работал в массовке на «Мосфильме» . Но директор нашего завода препятствует этому стремлению. Я хочу быть как Станиславский , Немирович-Данченко ».

В ответ на это письмо Моргунов получил неожиданную и совсем не шуточную рекомендацию:

«Направить товарища Моргунова Е. А. для поступления в Театр имени Таирова в качестве актера вспомогательного состава».

Так Евгений Моргунов попал в Камерный театр, где его заметил один из крупнейших режиссеров того времени - Сергей Герасимов и через год взял на свой курс во ВГИК.

Трус, Балбес, Бывалый

Евгений Моргунов в роли Бывалого в фильме Леонида Гайдая «Самогонщики» (1961)

Юрий Никулин (Балбес), Георгий Вицин (Трус) и Евгений Моргунов (Бывалый) в фильме Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)

Евгений Моргунов в роли Бывалого в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)

Благодаря Герасимову Моргунов получил одну из самых известных своих киноролей - роль Стаховича в фильме «Молодая гвардия» . Впрочем, народной любви маска отрицательного героя ему не принесла, скорее наоборот. Из-за роли молодого актера однажды избили незнакомые парни. На вопрос «За что?» те ответили, мол, за то, что играл предателя. С тех пор Моргунов за подобных персонажей не брался.

Современники вспоминали, что у артиста был непростой характер. В нем сочетались тонкая натура ценителя поэзии и искусства и желание подшутить над окружающими. Например, Моргунов разыгрывал пассажиров московских троллейбусов: выйдя из транспорта, представлялся водителем, снимал «рога» за веревку и вручал какому-то пассажиру с просьбой подержать, пока он не разберется с двигателем. После этого актер обходил троллейбус и перебегал дорогу, наблюдая за тем, как настоящий водитель кричит на невольного участника розыгрыша.

Отношения с коллегами-актерами и режиссерами у Моргунова не складывались, долгое время ему доставались лишь эпизодические роли. Положение спас Леонид Гайдай : он предложил актеру роль Бывалого, которая принесла ему всесоюзную известность. Однако знаменитая троица друзей - Трус, Балбес и Бывалый - распалась довольно быстро. В 1966 году во время съемок «Кавказской пленницы» Моргунов поссорился с Гайдаем, после чего режиссер отправил актера в Москву, а неотснятые сцены с его участием просто вычеркнул из сценария. Вскоре, после очередного странного розыгрыша, расстроилась и дружба Моргунова с Никулиным . Моргунов пришел к зданию цирка на Цветном бульваре , надев депутатский значок, и стал сообщать прохожим, что они могут обратиться к директору цирка, чтобы решить любые жилищные проблемы. Кабинет Никулина тут же одолели десятки просителей, и он распорядился не пускать Моргунова в цирк.

Эти эпизоды пошатнули положение Моргунова в кинематографе и позже он не получил ни одной главной роли. Артист переживал это тяжело, и его здоровье тоже ухудшалось: в последние годы жизни он почти не мог ходить, а на театральные выступления и съемки надевал тапочки.

«Работник кафедры» - будущий муж

Евгений Моргунов с сыном Николаем. Фотография: peoples.ru

Евгений Моргунов с женой Натальей и сыновьями Антоном и Николаем. Фотография: mk.ru

Евгений Моргунов с женой Натальей. Фотография: diletant.media

В жизни Моргунова было две женщины. С балериной Большого театра Варварой Рябцевой Евгений Александрович прожил 10 лет. С будущей женой Натальей актер познакомился в 1963 году: девушка вместо института по ошибке позвонила своей подруге, а трубку взял гостивший у нее Моргунов. Он представился работником кафедры и несколько раз перезванивал студентке по «учебным» вопросам. А позже решился пригласить ее на свидание. Свадьба Моргуновых состоялась в 1965 году, позже родились их сыновья, Антон и Николай. Наталья не только поддерживала мужа в самые трудные моменты жизни, но и следила за тем, чтобы он хоть изредка следовал указаниям врачей. По ее воспоминаниям муж любил жить красиво, поэтому никаких диет не придерживался - ел все, что хотел, даже пропускал уколы инсулина. Плохое здоровье влияло и на отношения актера с семьей и друзьями. Наталья Моргунова вспоминала, что муж легко раздражался, мог вспыхнуть по любому поводу, однако, по ее мнению, причиной этого был диабет.

Здоровье артиста окончательно ухудшилось после того, как в автокатастрофе погиб его младший сын Николай. Моргунов вскоре перенес два инфаркта и инсульт, а ровно через год после смерти сына, 25 июня 1999 года, не стало и его самого.

Многие из нас наверняка знают знаменитого актера советской комедии Евгения Моргунова, его биографии и личной жизни, хотя нынешняя молодежь скорее всего даже и никогда не интересовалась, как же звали в настоящей жизни Бывалого, входящего в состав троицы знаменитых гвардейцев. К большому сожалению, позднее молодой человек не смог получить новые значимые роли в кино, а все по той причине, что Евгений поссорился со своим режиссером, как говорил сам актер, ссора была незначительной, но именно из-за нее никаких хороших ролей ему больше не доставалось.

Позднее мужчину приняли на съемки в комедиях о приключениях Шурика, и хотя фильмы были очень интересными и собирали большую публику у экранов телевизоров, все-таки сам мужчина играл там преступника, поэтому не сильно выделялся.

Многие говорят о том, что этот человек всегда отличался юмористичным характером, открытой прямолинейностью и часто устраивал розыгрыши, ну а чтобы узнать об этом человеке немного больше, мы расскажем о биографии и личной жизни Евгения Моргунова.

Немного о детстве и юношестве актера

Будущий актер был рожден в Москве, и как говорил он сам, его детство было абсолютно спокойным и счастливым, он часто посещал кружки художественной самодеятельности, самостоятельно мастерил что-то дома, а также много времени проводил с друзьями во дворе и с ними же играл в футбол. Когда Евгений стал подростком, в спокойном мире началась Великая Отечественная война, и именно туда отправили воевать отца юноши.

К сожалению, на фронте отец Евгения смог пробыть не долго, вскоре Александр Моргунов погиб в бою. Так как в семье были сложные времена, а главный кормилец погиб в сражении, Евгений уже в четырнадцать лет пошел работать, чтобы помочь матери, юноша работал на заводе, где ему дали работу в достаточно тяжелой трудовой отрасли, но он никогда на это не жаловался.

Артист рассказывал, что в годы войны, чтобы прокормить свою семью, ему приходилось более чем двенадцать часов обтачивать специальные емкости для снарядов.

Платили за такую работу не много, но труд был тяжелый, по этой причине вскоре юноша получил благодарственную грамоту за самоотверженный труд. Сам же Евгений искренне считал, что не сделал ничего такого, он лишь пытался заработать на еду для своей матери.

Именно в это время молодой Евгений начал увлекаться киноиндустрией, конечно, в годы войны он даже не думал об обучении на актера, но все имеющиеся карманные деньги тратил только на походы в кинотеатры. При этом, как говорит сам артист, он часто пропускал занятия в школе, только чтобы попасть на очередной сеанс кино. Наверное именно это и привело к тому, что сегодня биография и личная жизнь Евгения Моргунова часто обсуждаются в обществе.

После постоянных походов в кино, юноша и сам не заметил, как загорелся идеей стать известным актером, так как молодой человек успевал не только работать, но и участвовать в самодеятельности, однажды ему выдалась возможность поучаствовать в массовке кинокомпании «Мосфильм», здесь Евгений и понял, что он хочет посвятить актерству всю свою жизнь.

Чтобы воплотить идею, необходимо было привести некоторые дела в порядок, но это оказалось не так просто, так как будущего актера не хотели отпускать с рабочего места. Тогда юноша решил идти на крайние меры, он стал писать письма самому Сталину, и уже через две недели к директору этого завода пришло письмо, в котором было приказано отправить Евгения на обучение в Камерный театр, здесь он стал обучаться под строгим контролем Александра Таирова.

На тот момент биография и личная жизнь Евгения Моргунова никого не интересовала, ведь он только начинал делать свои первые шаги в актерском искусстве, но уже на тот момент многие замечали, что у юноши есть к этому талант. На тот момент ему предлагали только эпизодические и второстепенные роли, тогда молодой человек понял, что ему необходимо иметь знания, которых ему очень не хватает на съемочной площадке, по этой причине Евгений подал документы во ВГИК, куда успешно поступил и начал обучение.

Лучшие роли в фильмах

Биография Моргунова Евгения Александровича стала очень обсуждаемой, сразу после съемки первого фильма, где он снялся в главной роли. Многие говорят о том, что сам актер имел очень привлекательную внешность и статную фигуру в годы молодости, когда режиссер Сергей Герасимов начал подбирать актеров в знаменитый фильм «Молодая гвардия», именно Моргунов был выбран на одну из главных ролей этого замечательного фильма. Сам актер рассказывал, что у него так хорошо получилось сыграть свою роль в картине, что однажды на улице его хотели задержать дети, чтобы обвинить его в военном преступлении.

Евгений Моргунов в фильме «Молодая гвардия»

Какое-то время назад часто ходили слухи о том, что за эту роль Моргунов должен был получить Сталинскую премию, но все-таки в итоге Евгений не получил своей награды, так как было решено не увековечивать образ предателя.

Чуть позднее начали вскрываться новые факты, касающиеся организации «Молодая гвардия», тогда из киноленты прошлось вырезать некоторые сцены с Моргуновым, да и самого предателя быстро переименовали. Режиссеры хотели сделать фильм максимально реальным, а без изменений сделать это было невозможно.

Евгений Моргунов в фильме «Гори, моя звезда»

И хотя биография Моргунова Евгения Александровича начала интересовать телезрителей, другие режиссеры даже не обратили внимания на этого большого актера и весьма харизматичного мужчину. Сам Евгений не стал отчаиваться, по этой причине решил начать работу в Театр-студии киноактера, там он служил до 1953 году.

Евгений Моргунов, Юрий Никулин и Георгий Вицин в фильме «Операция И и другие приключения Шурика»

Есть данные о том, что этого актера хотели уволить с места работы несколько раз, но попытки не увенчались успехом, причиной называли отсутствие актерского таланта. Вполне возможно, что мужчину хотели уволить за его тяжелый характер, ведь Евгений очень любил подшутить, и возможно это нравилось не всем, также актер никогда не смотрел на статус человека, и мог высказать свое мнение прямо и достаточно резко.

Евгений Моргунов в фильме «Кавказская пленница»

Начиная с 1951 года, и заканчивая 1953, актер мог заниматься не только работой в студии, Евгений также много времени уделял съемкам в эпизодических ролях и служил в малом академическом театре, но за всю свою карьеру мужчина так и не смог больше получить достаточно серьезный образ, так как режиссеры просто ему не доверяли. В таком ритме Моргунов жил более десяти лет, но потом произошла одна судьбоносная встреча, которая сделала биографию Моргунова Евгения очень обсуждаемой среди актеров и зрителей.

Кадр из фильма «Пес Барбос и необычный кросс»

Леонид Гайдай искал на роль друга-алкоголика еще одного персонажа, так как двое уже были найдены. Хотя было перепробовано множество актеров, режиссер никак не мог определиться с выбором, так как кандидаты просто не подходили. Тогда режиссеру позвонил директор студии «Мосфильм» и предложил на роль именно Моргунова, который в итоге оказался идеальным кандидатом для этой роли. Короткометражка вызвала бурный успех, а также сделала биографию Моргунова Евгения более известной и обсуждаемой в определенных кругах.

Евгений Моргунов и Людмила Крачковская в фильме «Покровские ворота»

Но сразу после съемок нескольких картин режиссера Леонида Гайдая, Евгений поругался с ним, а это в свою очередь поставило крест на его большой карьере в кино. Сразу после ссоры с режиссером, актера перестали приглашать на съемки новых фильмов, после этого Евгений почти не появлялся на телеэкранах.

Кадр из фильма «Райское яблочко»

В 1980 актера пригласили на одну из ролей в фильме, но это не принесло Евгению никакой славы. За следующие десять лет этот актер смог сняться не более, чем в десяти новых фильмах, при этом он всегда играл там второстепенные роли. Многие говорят о том, что карьеру намеренно актеру испортил сам Леонид, с которым у Евгения произошла ссора.

Личная жизнь

Евгений Александрович был женат дважды, первой его супругой была знаменитая балерина по имени Варвара Рябцева, она на тот момент была старше актера на тринадцать лет. Жизнь этой пары не удалась, по этой причине супруги решила развестись.

Вторую жену этого артиста звали Наталья, свадьба была сыграна в 1965 году, у Евгения и Наталья родилось двое сыновей в браке, но младший сын по имени Николай трагически погиб во время ДТП, это произошло за год до кончины отца.

Когда карьера актера полностью завершилась, Евгений очень переживал по этому поводу, и не редко злоупотреблял алкоголем, как говоря близкие, актер также страдал от диабета. Из-за частого употребления алкоголя, Евгений Моргунов перенес инсульт, а кроме этого два инфаркта, смерть любимого сына еще сильнее пошатнула здоровье актера. Евгений скончался в 1999 году в одной из больниц Москвы.

Нам нравилось в Рябцеве все: и то, как он преподает, и то, как он рассказывает о любимом искусстве танца. Заниматься у него было наслаждением. «Многожестие — это засоренность выражения мысли. Лаконичность жеста — это большое искусство»,— говаривал Рябцев. Однажды на урок Рябцев пришел сильно прихрамывая. Окружив его, мы стали расспрашивать, что с ним случилось. Владимир Александрович, страдая от боли в ноге, сел на стул и очень тихо сказал:

— Напился... как свинья, не помню, что было. Наши лица мгновенно изменились. Сострадания как не бывало. Удивление, а кое у кого из девушек — испуг: Рябцев — и вдруг напился! Мальчики скрывали усмешку... Владимир Александрович посмотрел на всех, болезненно улыбнулся и сказал аккомпаниатору:

— Мазурочку можно? С первым же тактом Рябцев встал со стула и буквально «полетел» по залу, лихо ведя воображаемую Даму. Весь класс как-то разом охнул. Это был восхитительный обман, игра педагога.

Рябцев, довольный, улыбающийся, сел на стул и, обращаясь к Мише Каверинскому, сказал:

— Вот так-то вот. Ты, брат, и впрямь поверил в мою фантазию. Молодцы вы все. Гамма быстро сменяющихся чувств прочитывалась прекрасно. А почему вы мне поверили? Разве Рябцев славится как пьянчужка? Я пью, по секрету скажу вам, только в двух случаях: когда идет дождь и когда он не идет... Дальше Рябцев продолжать не мог. Его шутка вызвала гомерический хохот. Когда мы успокоились, он продолжал:

А почему вы мне поверили? Да потому что я искренне, глубоко прочувствовал свою «больную ногу» а вы все по-своему пережили этот момент. Подчеркиваю — пе-ре-жи-ли. А на сцене что надо делать, чтобы партнер, партнерша, публика вам поверила? Глубоко искренне пережить, даже если вы играете этот спектакль уже в сотый раз. Но! Берегитесь пе-ре-играть Лучше уж не-до-играть. Пусть нашим девизом станет: «Чуточку сильнее, чем в жизни, и лучше «недо», чем «пере». Часто он говорил: «Это у тебя вышло «пере». Ученик понимал, что переиграл и получилось неправдоподобно.

Рябцев много времени отдавал занятиям в училище. Искал и подбирал нотный материал, сочинял вместе с учениками сюжеты для сцен и этюдов. Преподавал он увлеченно, с большим интересом. Как бы он ни был занят в театре и как артист, и как руководитель балетной труппы, и как член художественного совета, он никогда не пропускал уроков. Параллельно с искусством хореографии Владимир Александрович немало времени отдавал драматическому искусству. С детства любовь к Малому театру и участие в спектаклях с корифеями драматического искусства с годами превратились в потребность пробовать свои силы и в этом жанре. В 1913 году он гастролировал в Петербурге, где в Театре на Фонтанке играл вместе с выдающейся артисткой Рощиной-Инсаровой в спектакле «Хозяйка гостиницы». Она исполняла роль Мирандолины, а Рябцев — Фабрицио.

В 1921 году Рябцев был одним из создателей Театра старинного водевиля. Он был актером, режиссером, ставил танцы. Артисты Большого театра любили ходить в этот театр. Рябцев был великолепен в водевилях. Этот театр существовал недолго, однако любовь к этому жанру у Рябцева осталась на всю жизнь. Только один раз мне посчастливилось видеть моего учителя в одной из картин старинного водевиля «Лев Гурыч Синичкин». Он исполнял роль самого Льва Гурыча. Его дочери — жена Рябцева Варвара Кеслер. тоже артистка балета . Было это при печальных в моей жизни обстоятельствах. Владимир Александрович узнал, что мне сделана операция в в связи с туберкулезом легких, собрал бригаду артистов и приехал в санаторий, где я находилась. Добрый, душевный человек, Рябцев решил порадовать больную балерину. В этот вечер он играл как большой мастер, играл самозабвенно, с отдачей всех творческих сил. Публика долго его не отпускала...

Владимир Александрович пробовал свои силы и в балетмейстерской деятельности. В 1920 году Владимир Иванович Немирович-Данченко пригласил его ставить танцы в оперетте Лекока «Дочь мадам Анго» в музыкальной студии Художественного театра. В Большом театре в 1921 году он поставил балет Стравинского «Петрушка». В один вечер с «Петрушкой» шел «Воинственный танец» Равеля. Этот номер Рябцев создал для Е. Гельцер и Л. Жукова. Во время войны с фашистской Германией Владимир Александрович находился в Москве. В прифронтовой столице он по-прежнему играл свои любимые роли — Марцелину, Санчо Панса и др. Все тяготы военного времени он мужественно переносил. 27 ноября 1945 года в Большом театре шла опера Глинки «Иван Сусанин». На балу у Сигизмунда артисты танцевали краковяк и мазурку. Владимир Александрович, как всегда, танцевал в первой паре, создавая образ горделивого польского шляхтича, с гривой седых волос и лихими усами. С первыми тактами мазурки Рябцев вдруг покачнулся и упал. Он умер на сцене...


Евгений и Наталья Моргуновы.

Евгений Моргунов будто играл в кино сам себя. Большой, слегка неуклюжий, шутник и балагур мог даже самое серьезное дело превратить в розыгрыш. Многие не понимали его шуток, отворачивались от актера. И только верная, понимающая, любящая Наташа всегда была рядом.

Телефонное знакомство

Евгений Моргунов в юности.

Однажды в квартире Евгения Моргунова раздался телефонный звонок. Девушка, робея и запинаясь, попросила к телефону профессора Котова. Евгений, привыкший делать розыгрыши из самых незначительных событий, тут же сориентировался. Он стал тем самым профессором, которого спрашивала девушка. Он записал номер телефона девушки и назначил ей пересдачу на следующий день. Да только вот беда, он не знал, в каком институте учится его абонент.

На следующий день Наташа пришла домой из института, ничего не понимая. Никакого профессора она на кафедре не застала, да и вообще никто ее не ждал. А вечером в ее квартире раздался звонок. Тот самый голос, который она слышала вчера, извинялся. Евгений Моргунов объяснил, что он не знал, куда ему надо было ехать, чтоб увидеть девочку с таким приятным голосом.
Наташа была не просто расстроена, она злилась за столь неудачный розыгрыш. И даже имя известного уже к тому времени актера не смягчило её сердце.


Наталья Моргунова в юности.

Но Евгений был настойчив. Он для себя принял решение звонить этой несговорчивой Наташе до тех пор, пока она не согласится с ним встретиться. И он звонил. Каждый вечер он набирал один и тот же телефонный номер. Ровно до тех пор, пока девушка не согласилась с ним встретиться. Ей же было интересно посмотреть на артиста, имя которого знал практически каждый человек в Советском Союзе. А еще он был так настойчив в своих уговорах.

Это была любовь


Евгений и Наталья Моргуновы.

Конечно, Наталья совсем по-другому представляла себе актера. Он виделся ей статным, красивым, грациозным. Ей казалось, что Бывалый – это всего лишь роль, а в жизни Евгений Моргунов совсем не такой. Но оказалось, что именно такой: полный, неловкий, даже неуклюжий. Но сколько же в нем было жизнелюбия! Он был старше Натальи на 13 лет. Но по своей любознательности, живому интересу ко всему происходящему он мог легко дать фору ее сверстникам. Девушка неоднократно признавалась позже, что по сравнению с Моргуновым все ее знакомые казались пресными и неинтересными.

Родители девушки недоумевали: зачем ей нужен этот не слишком юный мужчина. Но она видела в нем невероятно обаятельного, неординарного человека, с которым сможет прожить жизнь и при этом не томиться от скуки и обыденности. Вскоре Наталья и Евгений уже стали вместе жить, а через два года расписались.

Обретенная мечта артиста


Евгений Моргунов с женой и сыновьями.

Евгений Моргунов был невероятно счастлив. Его Наташа легко вошла в круг его друзей и знакомых. Они отмечали, что эта интеллигентная, умная девочка смогла воплотить давнюю мечту актера о семье.
При этом его жена не была ревнивицей. Всем был известен предыдущий роман Моргунова с Варварой Рябцевой, известной балериной. Но Наталья даже после свадьбы не препятствовала их встречам, разумно считая, что женщина, которая старше ее на целых 26 лет, не может соперничать с ней, молодой, красивой. Тем более, что в свое время Вава, как называли все пассию Моргунова, отказывалась рожать возлюбленному детей, озабоченная собственной балетной карьерой. А молодая супруга родила Евгению двух замечательных сыновей Николая и Антона.

Без прошлого не было бы настоящего


Варвара Рябцева в "Сказке о потерянном времени".

Он не забыл свою первую любовь. До конца своих дней о заботился об этой вечной девочке, своей Ваве. Но заботился уже больше как друг, даже как сын. Ему Варвара все больше напоминала его маму, которую актер безмерно уважал и любил. Она никогда не пыталась вернуть любовь своего поклонника. Она точно знала, как важны для него крепкие семейные отношения и предпочла сохранить его уважение, заботу, настоящую дружбу.

При этом он слыл в актерской среде образцовым семьянином. Все, что мог, он нес домой. Его жена и дети никогда ни в чем не нуждались. Семья для него была понятием поистине святым и неприкосновенным.


Семья Моргуновых.

Наталья была практически образцовой женой. Она неустанно заботилась о своих мальчиках - муже и сыновьях. Она с радостью хлопотала на кухне, чтобы приготовить правильный завтрак для мужа, который с молодости страдал от сахарного диабета, она напоминала ему о том, что пора сделать укол инсулина, отглаживала его рубашки. Сыновья тоже никогда не чувствовали себя обделенными материнской заботой. У этой удивительной женщины все было под контролем, она все успевала, везде была вовремя, всем помогала. И все всегда понимала.

Ее нескончаемая женская мудрость просто поражала. Ни разу за все время семейной жизни она не воспротивилась встречам супруга с Варварой. Она понимала, что ему это важно. Ни разу не устроила скандал. Евгений Моргунов был ей безмерно благодарен за это понимание. И никогда не обманул ее доверия.

Осталась только память


Евгений Моргунов.

С годами диабет все больше угнетал актера. Все труднее ему было выходить на сцену, все сильнее болели ноги. Он часто появлялся перед зрителями в мягких тапочках, если боль становилась совсем невыносимой. И шутил при этом, что ему на ногу упало бревно.

Однако роковой удар нанесла актеру не болезнь. Летом 1998 года его младший сын, Николай, заснул за рулем автомобиля и разбился. Но даже в этой ситуации безмерно горюющий Моргунов нашел в себе силы стать поддержкой для Наташи, он считал, что ей пережить потерю ребенка гораздо труднее.

В это время Варвара Рябцева была уже очень плоха. Она почти не выходила из дома. Моргунов приезжал к ней, чтобы развлекать ее беседами до самого утра. Когда Вавы не стало, он сам организовал ее похороны, чтобы отдать дань уважения и памяти той, которую он когда-то любил.

В июне 1999 года сердце великого актера перестало биться. Уже после его смерти всплыла история с его внебрачной дочерью, которая сейчас живет в Америке. Однако никто из его коллег или знакомых не может сказать точно правда это или вымысел.

Наталья Моргунова уже несколько лет отказывается давать любые интервью. Для нее Евгений Моргунов навсегда остался любимым и любящим мужем и отцом ее детей. Она продолжает любить его и сейчас, находя утешение в общении с сыном и воспитании внуков.