Люди могут иметь связь с животными. Домашние любимцы

1. К какому виду относят современного человека?

Ответ. Вид Человек разумный.

2. Что такое рудименты и атавизмы?

Ответ. Рудиментальные органы или рудименты - это некоторые органы или их части не функционирующие у взрослых животных и являющиеся для них «лишними». Наличие рудиментов - свидетельство общности происхождения.

Атавизмы - появление у человека, животных или растений признаков, свойственных их отдаленным предкам.

Вопросы после § 69

1. Какая концепция лежит в основе современных научных представлений о происхождении человека?

Ответ. К. Линней. в своей книге «Система природы» он выделил род людей с одним видом – Человек разумный (Homo sapiens L.) и поместил его в отряд приматов вместе с низшими и высшими обезьянами. В 1760 г. К. Линней опубликовал работу «Родственники человека», в которой подчеркивал внешнее и внутреннее сходство человека и обезьян.

Жан Батист Ламарк в своем труде «Философия зоологии» (1809 г.) указывал на родство человека с обезьянами и предполагал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян в результате перехода к прямохождению, причем стадный образ жизни первобытных людей способствовал развитию речи.

Значительный вклад в решение проблемы антропогенеза внес Ч. Дарвин. В своих трудах «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872 г.) он на большом фактологическом материале показал поразительное сходство человека с животными и особенно с человекообразными обезьянами. На основании этого он пришел к выводу о наличии у обезьян и человека общего предка, обратив внимание на влияние социальных факторов в эволюции человека.

2. Какие данные указывают на связь человека с животными?

Ответ. Данные сравнительной эмбриологии и анатомии ясно показывают черты сходства в строении и развитии тела человека с животными.

Для человека характерны основные черты, присущие типу Хордовые и подтипу Позвоночные. У человека (как и у всех хордовых) на ранних этапах эмбрионального развития внутренний скелет представлен хордой, нервная трубка закладывается на спинной стороне, тело имеет двустороннюю симметрию. По мере развития эмбриона хорда заменяется на позвоночный столб, формируются череп, пять отделов головного мозга. Сердце располагается на брюшной стороне, появляется скелет парных свободных конечностей.

Для человека характерны основные черты класса Млекопитающие. Позвоночник человека разделен на пять отделов, кожа покрыта волосами и содержит потовые и сальные железы. Как и для других млекопитающих, для человека характерно живорождение, наличие диафрагмы, молочных желез и вскармливание детенышей молоком, четырехкамерное сердце, теплокровность.

Для человека характерны основные черты подкласса Плацентарные. Мать вынашивает плод внутри своего тела, и питание плода происходит через плаценту.

Для человека характерны основные черты отряда Приматы. К ним можно отнести конечности хватательного типа, наличие ногтей, расположение глаз в одной плоскости (что обеспечивает объемное зрение), замена молочных зубов на постоянные и др.

Много общих признаков у человека и с человекообразными обезьянами: сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа, хорошо развитые лобные доли головного мозга, большое число извилин коры больших полушарий, исчезновение хвостового отдела позвоночника, развитие мимической мускулатуры и др. Кроме морфологических признаков о сходстве человека и человекообразных обезьян, свидетельствует и ряд других данных: сходные резус-факторы, антигены групп крови (АВО); наличие менструального периода и беременности длительностью 9 месяцев, как у шимпанзе и гориллы; сходная чувствительность к возбудителям одних и тех же болезней и т. д.

В последнее время широко применяются методы определения эволюционного родства организмов путем сравнения их хромосом и белков. Родство между видами тем больше, чем больше сходство между белками. Исследования показали, что белки человека и шимпанзе сходны на 99 %.

О родстве человека с животными свидетельствует также наличие у человека атавизмов (наружный хвост, многососковость, обильный волосяной покров на лице и др.) и рудиментов (аппендикс, ушные мышцы, третье веко и др.)

3. Каково систематическое положение современного человека?

Ответ. Полная научная классификация человека

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Млекопитающие

Подкласс: Плацентарные

Отряд: Приматы

Подотряд: Сухоносые

Инфраотряд: Узконосые

Надсемейство: Человекообразные

Семейство: Гоминиды

Подсемейство: Гоминины

Род: Люди

Вид: Человек разумный

Подвид: Человек разумный разумный

4. Какие коренные отличия существуют между человеком и животными? Чем их можно объяснить?

Ответ. Между человеком и животными существуют коренные отличия. Только для человека характерно истинное прямохождение. В связи с этим в строении скелета человека произошли характерные изменения: позвоночник приобрел S-образную форму, появилась сводчатость стопы, большой палец нижних конечностей приблизился к остальным и принял на себя функцию опоры, тазовые кости стали более широкими, произошло уплощение грудной клетки в переднезаднем направлении.

Освободившиеся верхние конечности с гибкими кистями и противопоставленным большим пальцем превратились в органы труда.

В черепе человека мозговой отдел преобладает над лицевым. Средняя масса мозга человека составляет 1350–1500 г, тогда как гориллы и шимпанзе – всего лишь 460–600 г.

Человек обладает сознанием и абстрактным мышлением, способен общаться с помощью речи (вторая сигнальная система) и абстрактных символов (письмо), а также передавать и воспринимать знания, накопленные предыдущими поколениями. Он создал искусство и науку. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.

Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда людей на Земле не существовало - они когда-то появились на ней. И вместе с ними неизбежно появилось и человеческое общество. Люди всегда живут только в составе отдельных конкретных обществ - социально-исторических организмов, которые все вместе образуют человеческое общество в целом. Вне системы общественных отношений люди существовать не могут. Это было подмечено уже давно. Еще Аристотель, живший в IV в. до н.э., называл человека политическим животным, то есть живущим в государстве (политии), в обществе. Эта мысль получила развитие в труде шотландского мыслителя А.Фергюсона "Очерк истории гражданского общества" (1767). Он утверждал, что человек изначально, по своей природе, есть существо социальное. "Человечество, - писал он, - следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека - лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом, и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей". Мнения о том, что люди всегда жили обществами, отстаивал и его современник - Вольтер. В своей “Философии истории” (1765) он писал: “Основания для общества существовали всегда, стало быть и общество существовало всегда.”

Но если человек и общество возникли, то правомерен вопрос о том, куда они уходят своими корнями. Естественен ответ, что истоки человека и общества нужно искать в животном мире. Однако между обществом, в котором мы живем сейчас, и миром животных существует слишком уж большое различие. Огромные города, многоэтажные дома, фабрики и заводы, железные дороги, автомобили, самолеты, театры, музеи, книги, журналы, газеты - ничего похожего в животном мире нет. От животного мира отличается не только современное, но вообще любое “цивилизованное”, как принято говорить, общество.

С этим связана довольно-таки распространенная идея, что человек вообще не имеет никакого отношения к животным. Ссылаются на библейские предания, согласно которым люди были сотворены богом отдельно от животных. В последние десятилетия эта мысль находит выражение в разнообразных фантастических гипотезах, по которым предки современных людей прилетели на Землю из космоса.

В действительности, однако, родство животных и человека несомненно. К такому выводу некоторые ученые пришли еще в XVIIIв. А в следующем - XIX в. - идея происхождения человека от животных получила широкое распространение. Она была, как известно, глубоко обоснована в труде великого английского естествоиспытателя Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871). В нем вполне убедительно было показано, что далекими предками человека были человекообразные обезьяны (антропоиды).



Коснулся Ч.Дарвин и проблемы происхождения общества. Он характеризовал человека как общественное животное. Отсюда он сделал вывод, что предки человека тоже жили не в одиночку или даже семьями, а более широкими объединениями. Но доказав, что человек произошел от животных, Ч.Дарвин в то же время не смог нарисовать конкретную картину превращения животного в человека - для этого ему не хватало фактических данных. Еще меньше он мог сказать о возникновении человеческого общества.

К настоящему времени положение резко изменилось. Наукой накоплен огромный фактический материал, относящийся к этой проблеме. В свете этого материала стало ясно, что между непосредственными животными предками человека, с одной стороны, и людьми, такими, каковы они сейчас, - людьми современного типа , с другой, лежит длительный переходный период, который начался самое малое 1,6 млн. лет назад.

Это был период превращения животного в человека, формирования человека (антропогенеза) и одновременно период становления человеческого общества (социогенеза). Антропогенез (от греч. антропос - человек и генезис - происхождение) и социогенез (от лат. societas - общество и греч. генезис - происхождение) были двумя неразрывно связанными сторонами одного единого процесса - антропосоциогенеза - процесса становления человека и общества. Люди, жившие в этот период, отличались и от животных, и от людей современного типа. Это были формирующиеся люди (пралюди). Соответственно они жили в формирующемся обществе (праобществе).

Процесс антропогенеза и социогенеза, начавшись 1,6 млн. лет назад, завершился примерно 35-40 тысяч лет тому назад. На смену пралюдям и праобществу пришли сформировавшиеся, готовые люди, которые жили уже в готовом, сложившемся обществе.



О том, как конкретно шел процесс становления человека, можно судить по дошедшим до нас костным остаткам животных предков человека, пралюдей и самых ранних из современных людей. Их изучает палеоантропология (от греч. палайос - древний, антропос - человек, логос - учение).

Общественные отношения невещественны, нетелесны, они не имеют физического существования. Поэтому, собственно, от них до нас ничего не дошло и дойти не могло. Судить о том, как шел процесс становления общества, можно лишь по косвенным данным. Такие данные, с одной стороны, те же костные остатки пралюдей, с другой - дошедшие до нас их каменные орудия и другие вещественные памятники. Их исследует археология (от греч. архайос - древний, логос - учение).

Но даже прямые данные можно истолковывать по-разному. Различные ученые далеко не одинаково рисуют картину становления человека и эволюции его каменных орудий. Тем более это относится к косвенным данным. Поэтому единственный путь, позволяющий понять сущность социогенеза, заключается в сопоставлении его исходного пункта и конечного результата.

Исходный пункт социогенеза - объединения животных предков человека. Определенное представление о них можно составить, изучая объединения ныне существующих животных. Конечный результат социогенеза - сложившееся человеческое общество. Оно существует в разных формах. Одни из общественных форм более ранние, другие - более поздние. Самая ранняя форма существования сложившегося человеческого общества - общество, которое у нас принято именовать первобытным или первобытнообщинным, а в западной науке - примитивным (primitive), племенным (tribal), эгалитарным (egalitarian), безгосударственным (stateless), бесклассовым (classless). Оно существовало в виде большого количества во многом совершенно самостоятельных первобытных общин.

Сопоставление объединений животных и первобытных общин может дать ключ к пониманию того, в чем заключался процесс социогенеза.

Животные и их объединения

Из всех наук о животном мире для нас наиболее интересна та, которая исследует поведение животных в естественных или близких к естественным условиях. Она называется этологией (от греческого этос - характер, нрав и логос - учение). Эта наука выявила стимулы и мотивы поведения животных. Ими являются биологические инстинкты. К числу их прежде всего относятся пищевой, половой и инстинкт самосохранения. Особое место занимает инстинкт, побуждающий заботиться о потомстве. Его называют материнским, когда о детенышах заботится одна лишь самка, и родительским, когда в этом деле участвует и самец.

Материнский или родительский инстинкт - единственная в животном мире потребность, удовлетворение которой состоит в заботе о других. Все прочие инстинкты данного животного индивида предполагают и требуют его заботы только о себе. Это особенно легко заметить на примере пищевого инстинкта. У взрослого животного этот инстинкт может быть удовлетворен одним и только одним способом - путем обеспечения себя пищей. Он непосредственно побуждает к одному - к поискам пищи для себя и только для себя. Если животное при этом найдет столько пищи, что ее хватит и для других, или если найденной пищей завладеет другое животное, то это ни в малейшей степени не меняет общей направленности его поведения. Оно ориентировано на заботу только о самом себе. В этом смысле пищевой инстинкт - это инстинкт индивидуалистический. Такой же характер носят половой инстинкт и инстинкт самосохранения.

Индивидуалистические инстинкты определяют поведение животного во всех сферах его деятельности, исключая лишь область отношений к детенышам. Поэтому вполне правомерно говорить о господстве в животном мире, взятом как целое, зоологического индивидуализма. Животный эгоизм, т.е. ориентация на удовлетворение своих индивидуалистических инстинктов, не только не исключает, но, наоборот, в определенных условиях с неизбежностью предполагает объединение животных. Там, где животные в одиночку оказываются не в состоянии удовлетворить свои инстинкты, включая индивидуалистические, они объединяются для совместной деятельности. В условиях, когда совместная охота более успешна, чем одиночная, волки и дикие собаки образуют стаи. Опасность, грозящая со стороны хищников, побуждает обезьян объединяться в стада.

Стремление животного к удовлетворению своих инстинктов может согласовываться с такими же стремлениями других особей того же вида, а может вступать с ними в противоречие. Если при этом у животных, ведущих одиночный образ жизни, столкновение стремлений отдельных особей происходит от случая к случаю, то у животных, живущих в объединениях, такого рода противоречие носит более или менее постоянный характер. Поэтому необходимое условие существования всякого сколько-нибудь прочного зоологического объединения - систематическое согласовывание сталкивающихся стремлений всех животных, входящих в их состав. Оно осуществляется путем доминирования.

Доминирование есть такого рода отношение между двумя животными, при котором одно животное получает возможность удовлетворить свои инстинкты, не считаясь с потребностями другого животного и даже за его счет, а это второе животное вынуждено воздерживаться от удовлетворения своих инстинктов, если это стремление приходит в противоречие со стремлениями первого животного. Первое животное занимает положение (приобретает “статус”, как говорят этологи) доминирующего (господствующего), а второе - положение (статус) доминируемого (подчиненного).

Доминирующим животным обычно оказывается более сильное, подчиненным - более слабое. Один из известных способов определения статуса - драка. Однако чаще всего отношения доминирования устанавливаются без физического столкновения. Иногда достаточно угрозы со стороны одного животного, чтобы превратить другое в подчиненное. В других случаях (обычно когда животные резко отличаются по силе) и угроз не требуется.

В зоологическом объединении отношения доминирования устанавливаются между всеми животными, исключая детенышей. Элементарные отношения доминирования, существующие между каждыми двумя взрослыми животными, образуют сложную иерархическую систему, в которой каждое животное занимает определенное место. В зоологическом объединении существует таким образом система рангов. Одно из животных может быть только доминирующим. Оно в таком случае имеет высший ранг и играет роль вожака. Большинство членов объединения становятся господствующими по отношению к одним и подчиненными по отношению к другим. Отдельные животные находятся в положении только доминируемых. Поведение каждого животного в значительной степени зависит от его положения в иерархии, от его ранга.

Эти отношения наглядно зримы у групп обезьян, живущих в неволе. Когда животным дают пищу, к ней нередко первоначально приближается один вожак, иногда вместе с ним начинают есть еще несколько обезьян, которых он поощрит к этому своим поведением. Когда эти животные насытятся, наступает очередь следующих по рангу. Самые слабые животные получают доступ к пище лишь после того, как основная часть группы покидает место кормления. В самом худшем положении оказываются подростки и старые животные. Они нередко голодают даже тогда, когда пищи поступает вполне достаточно.

Иногда доминирование пытаются истолковать как обуздание зоологического индивидуализма. В действительности же оно представляет собой наиболее яркое проявление животного эгоизма. Доминирующие животные удовлетворяют свои инстинкты, совершенно не считаясь с потребностями подчиненных животных, а иногда и за их счет.

В естественных условиях отношения доминирования по-разному проявляются в объединениях различных животных и в разных сферах деятельности. Обезьяны - животные, в основном, растительноядные. Их пища, как правило, рассеяна в пространстве и доступна всем. Поэтому отношения доминирования в этой сфере у обезьян почти не проявляются. Однако когда в поле зрения нескольких животных оказывается более или менее редкий или привлекательный пищевой объект, то им завладевает именно доминирующее животное, а подчиненные, как правило, уступают без особого сопротивления.

У шимпанзе - человекообразных обезьян, наиболее близких к человеку, наблюдались случаи охоты на более или менее крупных животных. Из-за добычи вспыхивали драки. Все мясо или, во всяком случае, основная его часть доставалась доминирующим животным. Остальные, как правило, не получали ничего. В сфере распределения мяса у шимпанзе всецело господствовал зоологический индивидуализм.

Доминирование - единственный способ согласовывания сталкивающихся стремлений членов обычного зоологического объединения. Доминирование предотвращает постоянные конфликты внутри объединения высших животных, обеспечивает в рамках такого объединения относительный мир и порядок.

При встрече с человеком подавляющее большинство охотничьих животных спасаются бегством. Однако наиболее крупные и сильные звери, например тигр, медведь и кабан, могут дорогу не уступить и первыми напасть. Например, лосиха самоотверженно защищает своих новорожденных телят от собак и человека. Только что отелившаяся важенка также зорко охраняет своего телочка и не допустит подсесть к нему воронов или подобраться песцу. Даже хорь и горностай смело бросаются в схватку с собакой и человеком, разоряющими их гнезда с детенышами. Вместе с тем известны и совершенно противоположные явления в поведении животных. Так, охотники ежегодно на логовах забирают сотни беспомощных волчат и ни разу еще не было зарегистрировано ни одного случая, чтобы волки защищали свое потомство.

В природе у животных имеют место факты и взаимопомощи. Известны случаи, когда на предсмертный стон раненой косули и турихи из стада возвращались к ним на помощь вожаки. Еще более удивительным было видеть на о-ве Врангеля как бросился на выручку своему собрату белый медвежонок, совсем еще щенок, массой не более полпуда, впервые вышедший из берлoги. Нападение его было настолько остервенелым, что ловцу справиться с двумя такими медвежатами стало не под силу.

Животные очень наблюдательны и особенно остро воспринимают необычайные действия, преследующих их охотников, на которые они реагируют ответными реакциями, порой похожими на разумное мышление. Так, известны случаи, когда стая волков спокойно отлеживалась в лесу в нескольких сотнях метра от лесосеки, где валили деревья, гремели трелевочные тракторы и перекликались лесорубы. И так ловко эти же волки распознали появившихся охотников и незаметно скрылись при первой же попытке обложить их флажками, которые действуют на волков как непреодолимое препятствие.

Наряду с этим замечено, что волки, как и вороны, очень хорошо отличают вооруженного человека от безоружного. На промысле охотник месяцами проводит дни и ночи в окружении диких зверей. Поэтому ему не лишне знать некоторые подробности поведения и действия животных, представляющих для него опасность. Например, как поведет себя при встрече с ним старый лось в период гона, свинья с поросятами и кабансм, медведица с медвежонком.

Многие считают медведя добродушным, неуклюжим увальнем, который нападает на человек поднявшись на задние лапы, и идет на него, подставив под пулю грудь. Если охотник будет надеяться на эту нелепость, то он погибнет при первой же встрече с ним. В действительности медведь очень ловкий, сильный и коварный зверь с исключителыю быстрой реакцией.

На дистанции в несколько десятков метров медведь может догнать оленя. Опытная зверовая лайка-медвежатница и та порой скулит от страха, едва увертываясь и спасаясь от когтей бросившегося за ней медведя. При такой резвости медведь наделен могучей силой, которая делает его владыкой лесов. Взрослый медведь в состояние убить любого лося, а затем его тушу массой в 3-4 ц волоком перетащить за несколько сот метров в укромное место и завалить горой бревен и хвороста. Наряду с этим известны случаи исключительной ловкости, когда медведь с пасеки уносил улья; обнаружив в охотничьей избушке склад с мясом, он не догадался открыть припертую бревном дверь, а забрался на крышу, разворотил кровлю, проломил на середине потолок и через это отверстие выбросил из избушки более тонны мяса.

В июне во время пантовки, чтобы спасти от мух и порчи мясо убитого изюбра, части разделанной туши поместили в яму с холодной ключевой водой. Маскировкой сверху пренебрегли. В результате этой оплошности кладовую обнаружили вороны и своим криком привлекли внимание медведя. Зверь вытащил из воды все мясо. Немногим попользовался сам, остальное растащили росомахи и вороны.

Если медведей не преследуют, они не боятся человека, смело берут свежую приваду, ходят кормиться на овсяные поля и могут разграбить лабаз с продуктами. В иных районах, например на Кольском п-ове, где оленеводы преследуют медведей, они ведут себя иначе. Приваду посещают ночью и очень осторожно За сотню шагов обходят ее по кругу и подходят к ней с подветренной стороны, убедившись в полном отсутствии какой-либо опасности. При осмотре медвежьей потравы или привады охотник должен быть хорошо вооружен и очень осмотрительным, так как медведь нередко находится поблизости, свою добычу охраняет и может внезапно и молниеносно напасть.

Очень агрессивны и опасны бывают раненые медведь, кабан, лось и некоторые другие крупные животные. Волк и шакал, попавшие в капкан, при небрежном обращении с ними, могут сильно поранить ловца. Поэтому, вступая в контакт с дикими животными, нужно всегда предвидеть всевозможные неожиданности, поскольку действия зверей, попавших в беду, бывают непредсказуемы, молниеносны и неимоверной силы. В таких случаях у зверей особенно проявляется коварство. Так, медведь, кабан или тигр с капканом на ноге или раненые, заметив, что их преследует охотник, как правило, устраивают на него засаду - возвращаются стороной и затаиваются в чаще у своего следа откуда первыми набрасываются на охотника (больные и раненые тигры становятся людоедами - примеч. автора веб-сайта).

В свою очередь, неожиданные решительные действия человека, не соответствующие создавшейся ситуации, могут вызвать у нападавшего животного растерянность и торможение агрессии. В Московском зоопарке был случай, когда в вольеру с африканским страусом вошел с метлой служитель. Страус тут же бросился на него и ударом лапы (вероятно, автор книги имеет ввиду мощную двупалую ногу страуса - примечание автора веб-сайта) мог бы убить, но служитель не растерялся и на вытянутую руку поднял вверх метлу, которая оказалась намного выше страуса. Птица мгновенно оценила такой "рост" противника, остановилась и, распушив перья, попятилась назад. Зная об этом случае, пришлось применить нечто подобное в момент нападения на меня дикого лося, остановившегося в 3 м, - тогда я распахнул перед ним во всю ширь обе полы солдатской шинели. Зверь опустил голову с прижатыми ушами, вздыбившаяся шерсть на загривке улеглась и лось, свернув в сторону, скрылся в чаще.

Очень осторожным и предусмотрительным нужно быть при выпутывании из сети и связывании ног попавшим оленю или туру и другим копытным, которые могут резким рывком головы или задней ноги перебить кость руки или ноги ловца, а попавшие в сети кулан или кабан еще и жестоко покусать.

Агрессивные действия человека дикие животные воспринимают с особой остротой и надолго их запоминают. Например, спокойно плавающие дикие утки, услышав выстрел, прогремевший в километре от них, мгновенно настораживаются и замирают с поднятыми головами на вытянутых шеях. Жирующие лоси, услыхав отдаленный дуплет, также прекращают кормиться и тревожно суетятся. На Таймыре на р. Пясине, где на водных переправах ежегодно с моторных лодок отстреливают тысячи северных оленей, за 2 км на подходе к оленьей переправе рокот лодочного мотора вызвал панику у целого стада оленей. Животные сгрудились в кучу, затем старая важенка выскочила в сторону и опрометью повела все стадо прочь от реки.

В Переславском охотничьем хозяйстве практиковалась охота на оленей и кабанов "с подъезда" с автомобиля-вездехода. С появлением этой машины в лесу все олени, кабаны и косули разбегались за несколько сот метров. Объяснялось это тем, что у животных оживали в памяти связанные с шумом мотора дальнейшие действия человека - выстрелы и окровавленные животные, корчившиеся в предсмертных судорогах. Все это и вызывало у лесных обитателей панический страх.

Совсем по-иному относятся животные к работе мотора, не приносящего им вреда. Так, в пустынном районе Парапамиза с помощью бензомотора перекачивали воду из колодца в бассейн - поилку, предназначенную для диких копытных животных. На шум этого мотора с обрывов спускались уриалы, собирались вокруг и джейраны.

Доброжелательное отношение, ласка и подкормка животных в корне меняют их отношение к человеку. Так, в городских парках забота о белках превращает их в совершенно ручных зверьков. Они без малейшего страха забираются на колени к посетителям; сидят у них на ладонях и лущат предложенные им подсолнечные семечки. В Абхазии на оз. Биби-Сыри при вольном разведении нутрий их регулярная подкормка приводила к тому, что за лодкой с кормачом, побрякивающим ведром, нутрии плыли гурьбой до подкормочных плотиков с живоловушками, где им выдавали корм. Наиболее прирученные зверьки выходили на берег и следовали за кормачом почти до самой избушки, выпрашивая там лакомые подачки.

На о-ве Медном регулярная подкормка песцов также сделала их ручными. С. В. Мараков наблюдал удивительную картину, когда в ноябрьские и декабрьские (предпромысловые дни) в различных частях о-ва Медного и особенно в селе Преображенском в одно и то же время (около 3 ч дня) промысловик, волоча за собой на веревке пахнущий потаск, шел через весь поселок и посвистывал в милицейский свисток. Едва раздавались первые звуки, как с разных концов, из тундры и побережья, задрав хвосты, мчались дикие голубые песцы. Окружив человека, они затем спокойно и невозмутимо шли по улицам под окнами домов, почти прижавшись к ногам, тесной кучей (120-150 зверьков) до самого места выдачи корма в кормушке-ловушке. И так изо дня в день до отлова, обычно начинавшегося с первых чисел января.

А в Переславском охотничьем хозяйстве хорошо организованная регулярная подкормка копытных животных привела к гому, что когда егерь развозил на лошади в санях корм, за ним в 20-30 шагах всегда следовало несколько десятков оленей, косуль и кабанов.

Приведенные примеры свидетельствуют о возможностях приваживания многих копытных и пушных зверей до такой степени, чтобы не гоняться за ними по лесным дебрям и уремам, а по желанию охотника заставлять приходить в назначенные пункты к живоловушкам-кормушкам. Для такого управления животными нужно постоянно изучать и хорошо знать все приметы их жизнедеятельности и повадки.

http://wander.org.ru/hunting_animals1.html


Обычно экстрасенсы и медиумы якобы общаются с духами умерших или с представителями инопланетных цивилизаций. Но есть люди, которые утверждают, что могут устанавливать психическую связь с животными и даже могут рассказать хозяину, чего же не хватает домашнему питомцу.

1. Лаура Стинчфилд



Один из наиболее известных "животных экстрасенсов" в Калифорнии, Лаура Стинчфилд сделала себе имя в качестве посредника для общения между домашними животными и их владельцами. Она "специализируется" на психологии собак и утверждает, что многие собаки проявляют агрессию из-за посттравматического стрессового расстройства. Стинчфилд также утверждает, что собаки удивительно проницательны и часто хотят дать советы своим хозяевам относительно других людей.

2. Хиллари Ренессанс


Хиллари Ренессанс специализируется на поиске потерянных животных. О своем даре она узнала в 16 лет, когда почувствовала, что у ее кошки болит живот. Затем она помогла одной женщине найти ее потерявшуюся кошку. В конце концов, Ренессанс поняла, что она может зарабатывать на жизнь благодаря своей необычной духовной связи с животными. Однако в ее занятии есть свои недостатки. К примеру, экстрасенс призналась, что если у животного болит голова, то у нее тоже начинает болеть голова. Она помогла десяткам людей найти их пропавших домашних любимцев.

3. Терри Джей


В 1990 году дрессировщица лошадей Терри Джей из города Рено заявила, что у нее открылся дар психической связи с животными. Когда она работала в программе терапии лошадьми для детей-инвалидов, то внезапно поняла, что она может слышать мысли лошадей. Впоследствии Терри стала специалистом в "психической коммуникации с лошадьми", утверждая, чтобы она может помочь с поведением, обучением, здоровьем и укрощением любой лошади. По словам Терри Джей, каждое животное имеет уникальную личность и точку зрения, которую она якобы способна узнать.

4. Пола Браун


Пола Браун - основоположник искусства, которое она назвала фёр-шуй (в котором сочетается общение с животными и фэн-шуй). Пола, которая является выпускницей тибетской школы черной шляпы, гавайского института фэн-шуй, а также посещала программу ци гун в императорском колледже традиционной восточной медицины, утверждает, что умеет общаться с животными и может улучшить их здоровье с помощью перенаправления энергии ци в теле животных. Несмотря на то, что Браун живет в Калифорнии, ее деятельность стала известной даже в Финляндии.

5. Кадзуко Тао


Кадзуко Тао всегда интересовалась метафизикой, изучая "медитацию, энергетическое исцеление ума, тела и духа, а также духовное чтение" в 1980 году. Она стала заниматься общением с животными после того, как у нее заболела раком кошка.

В отличие от многих экстрасенсов, общающихся с животными, Тао поступила в ветеринарную школу и официально начала работать техником-ветеринаром с 1988 года. С 1990 года она начала предлагать свои услуги в общении с животными. Несмотря на то, что Тао уважает западную медицину, она предпочитает альтернативную медицину и лечит животных иглоукалыванием, мануальной терапией, а также травяными отварами.

6. Карен Андерсон

Карен Андерсон работала помощником шерифа в Бейли, штат Колорадо. Внезапно Карен начала утверждать, что ее психические способности позволяют ей считывать энергию подозреваемых и преступников. Оказалось, что когда Карен была еще ребенком, она обнаруживать свою способность разговаривать с животными, мысленно позвав бродячего кота и внушив ему, что она друг. С 2002 года женщина начала работать в качестве профессионального собеседника с животными, а также якобы она помогала правоохранительным органам раскрывать преступления, общаясь с духами погибших.

7. Невилл Роу


Невилл Роу, инженер-электрик и гипнотерапевт родом из Новой Зеландии, утверждает, что вступил в контакт с группой из шести или семи дельфинов, живущих в разных морях по всему миру. Вскоре Роу заявил, что начал мысленно общаться с галактическими социальными сущностями по имени Соли, которые контролируют эволюцию Земли и Солнечной системы. В итоге Роу умер в результате падения во время прогулки в Скво-Пик в Аризоне.

8. Латифа Мина


Латифа Мина, которая изначально была внештатным техническим тренером, в конечном итоге стала самым известным психиатром для животных и посредником в общении с ними в Луисвилле, штат Кентукки. Она утверждает, что в состоянии общаться с животными, независимо от языка, к которому они привыкли. Также она утверждает, что умеет общаться с духами усопших животных и может узнать, счастливы ли они за гранью.

9. Белая мочка уха


Доктор Ширли Липпенштайнер работала в течение 10 лет в качестве научного антрополога в Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америке, Африке и Тихом океане. Рядом с руинами ацтекского храма в Мексике Липпенштайнер якобы упала в обморок, поскольку "астральная энергия пронзила ее сердце". После этого она обрела новые знания и начала новую жизнь в качестве Lobulo Blanco (белой мочки уха). Сейчас Ширли предлагает свои услуги в качестве шамана.

10. Общение с динозаврами


Существует на удивление мало экстрасенсов, которые общаются с духами динозавров. В декабре 1995 года на фестивале Burning Man появилась группа людей, которые предлагали психический ченнелинг с вымершими ящерами. В 2006 же году некая мадемуазель Симоне попыталась вступить в контакт с отцом клиента, чтобы найти пропавшее завещание, но случайно связалась с духом диметродона.

В зеленом дыму появился призрак динозавра, который сломал несколько кристаллов на люстре и проревел что-то через рот медиума. Первоначально разочарованный клиент якобы проверил библиотеку отца и нашел завещание в книге про динозавров.

Взаимодействие между разными видами может принимать самые разные формы. Хищники охотятся на своих жертв, люди приручают животных, популяции воюют за территорию и многое другое. По большей части встречи различных видов можно охарактеризовать как антагонистические или же равнодушные. Но бывают и взаимовыгодные партнерства. Некоторые вариации такого «сотрудничества» могут быть весьма неожиданными.

10. Вороны помогают волкам охотиться

В прошлом серые волки считались крайне опасными и, например, на территории Америки были практически полностью уничтожены в 1970-х годах. С тех популяции восстанавливались. Их повторное появление в Йеллоустонском парке благотворно повлияло на местную экосистему, особенно в местах, занятых санитарами леса.

Многие травоядные животные умирают к концу зимы от голода. При этом по большей части их мясо пропадает, ибо хищники просто не успевают его съесть до полного разложения. С появлением волков травоядные умирают не единовременно в большом количестве, а более равномерно в течение всего года. При этом в отличие от других животных, например медведей, волки, после того как насытятся, отходят от своей добычи. А остатками с барского стола с удовольствием лакомятся вороны. Они научились максимально полно пользоваться преимуществами соседства с серыми хищниками. С наступлением зимы они садятся неподалеку от будущей жертвы и начинают громка каркать, призывая волков и показывая им местоположение добычи. Возможно, поэтому хищники довольно лояльно относятся к питающимися рядом с ними птицами.

9. Жуки-могильщики и их любимые клещи

В природе туша животного – это подарок, который редко остается невостребованным. Могильщики, как понятно из названия, питаются падалью. Даже их тело имеет оптимальную форму для перемещения под землей и внутри трупа. Запах недавно умершего и разлагающегося животного вскоре привлекает жуков, иногда привозящих на своей спине клещей.

Жуки откладывают свои яйца в гниющем мясе, которое будет служить пищей для их личинок. При этом они далеко не единственные виды, которые поступают подобным образом, так что вполне естественно, что эти личинки будут конкурировать с потомством других видов. В отличие от других видов, например различных мух, могильщикам необходимо откладывать яйца именно в трупах животных, а не в каком-либо ином месте, ибо только поедая мясо личинки смогут выжить. Взрослые особи поедают потомство конкурирующих видов, но из-за их огромного количества справиться со всеми они просто не могут.

И тут им на помощь приходят их пассажиры. По прибытии к свежему трупу клещи спускаются с жуков и поедают все яйца и личинки, которые не принадлежат могильщикам, тем самым значительно сокращая конкуренцию. А после могильщики переносят клещей к следующему трупу. Вполне возможно, что клещи вычищают бактерии и из тела самих жуков, так сказать, в обмен на бесплатный проезд.

8. Дэниэл Грин и змея, предупреждающая об эпилептическом приступе

Вы наверняка слышали о собаках, предупреждающих о приближающемся припадке. А как насчет змеи? Дэниэл Грин Шелтон из Вашингтона является хозяином как раз такого экземпляра. Он использует Бедрока, 1,5-метрового удава, именно в этих целях. Грин, который страдает от больших эпилептических припадков, часто носит Бедрока на шее. Он заметил, что когда приступ приближается, удав немного сжимает его горло.

Бедрок всегда достаточно точно и вовремя предупреждает об ударе, так что Дэниэл успевает успокоиться, выпить лекарство и принять меры, чтобы предотвратить или пережить максимально безопасно приступ. Но проблема в том, что по ночам, когда Бедрок спит, пропустить приближение удара очень просто.

Способ Грина предотвращать припадки, к сожалению, часто вызывает затруднения. Например, некоторые управляющие магазинов совсем не в восторге от клиента со змеей на шее. Будучи служебным животным, Бедрок, согласно закону, может беспрепятственно сопровождать своего хозяина в общественных местах. Грин говорит, что не против уйти из магазина, если его вежливо попросят. Но он обижается, когда менеджеры пытаются утверждать, что Бедрок не настоящее служебное животное.

7. Барсуки и койоты объединяются

Барсуки и койоты имеют одинаковые гастрономические пристрастия в виде разнообразных грызунов. Но охотятся они по-разному. Белки и луговые собачки не имеют никаких шансов сбежать от койота, если только не спрячутся в свои норки. А барсук, с другой стороны, может копать землю и вытащить грызуна из его жилища, если только тот не выроет другой выход. Команде из барсука и койота может удаться склонить чашу весов в свою пользу и благополучно поймать зверька, если только конкурирующие виды смогут работать вместе.

Как оказалось, они именно так и поступают. Индейцы в течение многих лет рассказывали о таком сотрудничестве, и в последнее время ученые это засвидетельствовали. Когда койоты и барсуки работают вместе, чтобы поймать добычу, они дополняют друг друга. Барсук охотится под землей, а койот загоняет жертву. Такая дружба, скорее всего, имеет место между одиночными особями, а не стаями.

6. Лягушки защищают яйца паука ради жилья

Огромный колумбийский тарантул может с легкостью съесть небольшое животное, например лягушку размером с колибри. Но не делает этого. Вряд ли маленькие лягушки противны на вкус для паука. Но есть вещи поважнее еды. Паук и лягушка были обнаружены в норе, сделанной первым. Есть сведения, что некоторые колумбийские пауки сожительствуют даже более чес с одним земноводным.

Часто этим лягушкам приходится пробираться под тарантулом или сползать по нему, чтобы оказаться в норе, и на них не нападают. Пауки берут их, изучают, а потом отпускают. Скорее всего, они узнают лягушек по каким-то химическим приметам.
Два вида заключили взаимовыгодное соглашение. Многие хищники, которые не прочь полакомиться крохотным земноводным не решаются войти в обиталище огромного охотничьего тарантула. А лягушки имеют возможность полакомиться мелкими беспозвоночными, оставшимися от пиршества хозяина дома. Кроме того, в паучьем гнезде для лягушки создана благоприятная микросреда. Как же эти животные платят за аренду? Они поедают муравьев, в том числе и тех, которые могли бы уничтожить яйца паука.

5. Всевидящее око бычков

Креветка-пистолет так названа благодаря своей способности молниеносно сокращать клешню, из-за чего создается высокое давление воды, которое может отразить нападение хищника или оглушить добычу. Этому членистоногому всегда нужно быть настороже, потому что в безопасности оно может оказаться только в собственной норке. Усложняется дело еще и тем, что у креветки очень плохое зрение.

На помощь им приходят некоторые виды бычков. Они, со своим куда более острым зрением, заменяют креветке-пистолету глаза. Во многом они выполняют такую же функцию для креветки, как собака-поводырь – для человека. Его хвостовой плавник находится в постоянном контакте с антеннами рачка. Если покажется хищник, рыбка предупредит своего спутника о необходимости отступления. А ночует бычок в норке креветки. Друг без друга эта пара не выходит из дома.

4. ЦРУ обучает воронов шпионажу

Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера (классический пример – собака получит корм в обмен на какое-либо действие) оказалась весьма полезной. На ее основе образовались многие интересные объекты, такие, например, как, казалось бы, безвредная достопримечательность в Хот-Спрингс (штат Арканзас), появившаяся в 1960 году.

Так называемый IQ Зоопарк – это тематический парк, где обитают животные, обученные выполнять действия, свойственные человеку. Например, цыплята играют в бейсбол, свиньи – на фортепьяно, а еноты – в баскетбол.

Этот веселый IQ Зоопарк использовался и как площадка для изучения других возможностей дрессировки животных, ее применение, например, в шпионаже. Вороны, как оказалось, были наиболее перспективными в этом отношении. Помимо возможности доставлять удивительно тяжелые грузы, они могли выполнять вполне конкретные задачи, например, открывать папки с документами.

Было довольно просто обучить воронов лететь к нужному месту, обозначенному лазером, и переносить различные грузы, в том числе и устройства видеонаблюдения. Они даже умели делать снимки при помощи камеры, расположенной в клюве. Птицы отправлялись к указанному окну и нажимали на кнопку. Каждое такое нажатие делало снимок.

3. Каменные окуни и мурены

Возможно, сотрудничество койотов и барсуков, ведущих, в принципе, схожий образ жизни, не так уж и удивительно. А как насчет двух значительно менее общительных рыб? Груперы и мурены – как день и ночь. Морские окуни охотятся в течение дне в открытую. Конечно, преследуемая добыча может сбежать от хищника, скрывшись в расщелине. С другой стороны, мурены ведут ночной образ жизни, они прокрадываются через узкие проходы в коралловых рифах, чтобы схватить свой ужин.

В Красном море некоторые груперы научились просить помощи у мурен. Если намеченная жертва морского окуня скроется от него в расщелине, то тот отправится прямиком к логову мурены. Групер начинает быстро качать головой по направлению ко входу убежища, вызывая мурену, несмотря на дневное время. Ну а та, во главе с окунем, направляется туда, где прячется жертва. Затем она проскальзывает внутрь и убивает добычу. Иногда она сама лакомится, а в других случаях отдает пойманное окуню. Этот вид сотрудничества никогда прежде не встречался между двумя различными видами рыб. Биологи отметили, что поведение рыб отличается изменчивостью, что не дает предположить, будто бы в их отношениях имеет место исключительно инстинкт.

2. Мясные муравьи и гусеницы

Мясные муравьи, известные также как гравийные, живут исключительно в Австралии. Они яростно патрулируют четко очерченные границы своих территорий, которые практически не пересекаются с территориями других колоний. Если же это вдруг произошло, то две колонии мясных муравьев встречаются, становятся на передние лапы и бьют задними соперников в живот. Этот ритуал может длиться несколько дней, несмотря на то что часть насекомых умирает.

Так непримиримо они относятся не только к другим колониям муравьев, но и к прочим беспозвоночным. Если кто-то посягает на обжитые территории, муравьи собираются вместе, убивают и поедают непрошеных гостей. Большое количество этих работяг может отогнать даже весьма крупное животное, несмотря на отсутствие жал. Они выпускают дурно пахнущие вещества и многократно кусаются. Районы вокруг колоний (а это примерно 650 метров) зачастую очищаются от всех посторонних видов, которые не могут сосуществовать с мясными муравьями.

Однако некоторые виды гусениц не только могут мирно сосуществовать с муравьями, но и крайне приветствуют такое соседство. Гусеницы выделяют сладкую жидкость, которую с удовольствием потребляют муравьи. А в обмен они защищают гусениц от хищников.
Кстати, фермеры также могут извлечь пользу от соседства с мясными муравьями. Мертвый домашний скот кладется на муравейник, и в ближайшие сроки кости очищаются от мяса – удобный способ утилизации.

1. Косатка Старый Том помогает китобоям

Залив Туфолд, недалеко от Идена (в Австралии), является третьей по глубине естественной гаванью в Южном полушарии и известной точкой сбора китов – это идеальное место охоты на этих млекопитающих. В 1860-х годах семья Дэвидсон владела китобойной станцией на этих берегах.

Каждый год с приближением зимы в заливе появлялась небольшая стайка косаток. Первоначально Дэвидсоны боялись, что они сами будут охотиться на китов, но все пошло иначе. Стайка, во главе с самцом, которого позже назвали Старым Томом, загоняли китов в ловушку в залив. Потом Старый Том плыл к китобойной станции, бил хвостом и привлекал внимание китобоев.

Люди на своих лодках отправлялись ловить гиганта. Некоторые говорят, что косатки даже защищали людей от акул. Когда кит был пойман и убит, его тушу оставляли на привязи на ночь в воде. Старый Том и его команда съедали губы и язык, оставляя более ценное мясо Дэвидсонам. Такой союз стали называть «Закон языка».

Три поколения семьи Дэвидсон сотрудничали с Томом и его стаей. Старый Том умер в 1930 году, и его скелет выставлен в Музее косатки в Идене. Вскоре после смерти Старого Тома его стая исчезла, а сотрудничество китобоев и косаток прекратилось.

Материал подготовила Лидия Свеженцева - по материалу сайта listverse.com

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?