Софья Перовская. История одной убийцы

Биография

Сдаёт экзамен на диплом народной учительницы, оканчивает фельдшерские курсы.

  • С 1872 года участвует в «хождении в народ», работая в школах.
  • 1873 год - в Петербурге организует конспиративную квартиру и одновременно преподает рабочим в Петербурге (в том числе Пётр Алексеев).
  • Январь 1874 года - арест, несколько месяцев в Петропавловской крепости.
  • 1877-78 годы - судится по «процессу 193-х», но оправдана. Участвует в неудачной вооруженной попытке освободить осужденного товарища по кружку - И. Н. Мышкина.
  • Летом 1878 года вновь арестована, отправлена в ссылку в Олонецкую губернию, но по дороге, воспользовавшись тем, что охранявшие её жандармы заснули, бежит и переходит на нелегальное положение.
  • 1879 год - участвует в Воронежском съезде «Земли и воли», пытаясь предотвратить назревавший раскол.
  • С осени 1879 года - член Исполнительного комитета, а затем Распорядительной комиссии «Народной воли», активный участник создания «Рабочей газеты».
  • В ноябре 1879 года участвует в подготовке взрыва царского поезда под Москвой. Играла роль жены путевого обходчика Сухорукова (народовольца Л. Н. Гартмана); из домика, в котором они поселились, был проведён подкоп под полотно железной дороги и заложена мина (однако взрыв произошёл после того, как царь миновал опасное место).
  • Весной 1880 года участвует в подготовке покушения на Александра II в Одессе.
  • 1881 год - руководит наблюдательным отрядом, а после ареста лидера партии А. И. Желябова (гражданского мужа Перовской) возглавляет дело и доводит его до конца, лично начертив план расстановки метальщиков и взмахом белого платка подав И. И. Гриневицкому сигнал бросить бомбу.

Когда я подняла глаза, то увидела, что она дрожит всем телом. Потом она схватила меня за руки, стала нагибаться все ниже и ниже и упала ничком, уткнувшись лицом в мои колени. Так оставалась она несколько минут. Она не плакала, а вся была как в лихорадке. Потом она поднялась и села, стараясь оправиться, но снова судорожным движением схватила меня за руки и стала сжимать их до боли…

А. М. Эпштейн

Надеясь освободить арестованных товарищей после цареубийства, не покинула Петербург.

  • 10 марта 1881 года опознана, арестована и предана суду. Обвинителем на нем выступил ее друг детства Н. В. Муравьёв .
  • 3 апреля 1881 года вместе с Желябовым, Н. И. Кибальчичем , Т. М. Михайловым и Н. И. Рысаковым повешена на плацу Семёновского полка .

Цитаты

Несмотря на весь свой стоицизм, несмотря на видимую холодность, в глубине души она остается вдохновенной жрицей, потому что под ее сверкающей стальной броней все же билось сердце женщины. А женщины, должно сознаться в этом, много-много богаче мужчин этим божественным даром. Вот почему им прежде всего обязано русское революционное движение своим почти религиозным пылом; вот почему, пока в нем останутся женщины, оно будет непобедимым.

Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придется лечь на нем, но сделать его надо

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Июль 1880 - 28 февраля 1881 года - доходный дом - 2-я Рота, 15, кв. 4.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Елена Сегал. Софья Перовская ЖЗЛ 1962 год
  • В. Скобло. Софья Перовская. Март 1881
  • А. И. Корнилова-Мороз. Перовская и кружок чайковцев
  • И. С. Тургенев . Порог
  • Игорь Волгин . Софья Перовская
  • И. И. Попов. Монолог из поэмы «Перовская»
  • Е. Евтушенко . Казанский университет (отрывок)
  • Г. И. Кепинов. Портрет в мраморе С. Л. Перовской
  • Пясецкий Зарисовки на судебном процессе первомартовцев
  • Софья Перовская фильм (Мосфильм, 1967]
  • Инсаров М. «Софья Перовская. Выбор пути»

Литература

  • Тихомиров Л. А. И. Желябов и С. Л. Перовская. Издательство «Донская речь», 1906.
  • Долгий В. Г. Порог: Повесть о Софье Перовской . - М.: Политиздат, 1974. (Пламенные революционеры) - 439 с, ил.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Перовская С. Л." в других словарях:

    Перовская фамилия Софья Львовна Перовская (1853 1881) русская революционерка, террористка, одна из руководителей «Народной воли». Повешена за убийство императора Александра II. Перовская, Ольга Васильевна (1902 1961) русская,… … Википедия

    Софья Львовна (1853 1881). Революционная народница. Член кружка чайковцев, участница хождения в народ, член Земли и воли. Организатор и участница покушений на Александра II. Повешена в Петербурге 3 апреля 1881 г … 1000 биографий

    Софья Львовна (1853 1881), участница революционного движения 1870 80 х гг. Член народнического кружка чайковцев, в 1 й половине 1870 х гг. участница хождения в народ, член революционного общества Земля и воля, Исполкома Народной воли,… … Русская история

    Софья Перовская С. Перовская и А. Желябов на суде … Википедия

    Софья Львовна , русская революционерка, народница. Из дворян. В 1869 поступила на Аларчинские женские курсы в Петербурге. В конце 1870, порвав с отцом, ушла из дома. В 1871 72 была в числе… … Большая советская энциклопедия

    Софья Львовна (1.IX.1853 3.IV.1881) рус. революционерка, народница, чл. Исполнит, к та Народной воли. Род. в аристократич. дворянской семье. В 1869 поступила на Аларчинские жен. курсы в Петербурге, где вокруг нее и сестер Корниловых сложился жен … Советская историческая энциклопедия

Софья Львовна Перовская – русская революционерка, одна из руководителей «Народной воли», непосредственно руководившая убийством Александра II и первая женщина в России, казненная по политическому делу.

Родилась Софья Перовская в Санкт-Петербурге, в знатной семье потомка графа Разумовского - Льва Николаевича Перовского, чиновника Таможенного ведомства. С 26 июля 1857 по 2 августа 1859 года он состоял в должности Псковского вице-губернатора. Поэтому семья переезжает в Псков и селиться в одном из лучших по тому времени деревянных домов. Два года своего детства Софья Перовская провела в доме купца Курбатова. Комнату в мезонине, большую, с окнами на улицу она делила с сестрой.

И. К.Макаров. Портрет Марии и Софьи Перовских. 1859 год.


Около дома был сад, огороженный невысоким деревянным забором. В саду была деревянная баня и пруд, где разводили карасей. Там сестры гуляли и играли с другими детьми, среди которых был и будущий обвинитель Софьи Перовской Николай Валерианович Муравьев, сын тогдашнего Псковского губернатора .

В 1859 году ее отец становится Таврическим вице-губернатором и семья перебирается в Симферополь. Несмотря на то, что девочка воспитывалась в родовитой дворянской семье, ее взгляды на жизнь и социальное устройство общества рано и очень сильно вступили в противоречие с мировоззрением и предрассудками ее круга. В 1869 году Перовская поступает на Аларчинские женские курсы, дававшие образование в объеме мужской гимназии, где впервые знакомится с революционными идеями. В конце 1870 года, достигнув возраста 17 лет и порвав с отцом, уходит из дома. С матерью и сестрой Софья сохраняет доверительные и нежные отношения до конца своих дней.

Софья Перовская полностью посвящает себя революционной деятельности. Последовательно становится членом нескольких народнических кружков, в том числе организатором, «ходила в народ», стремясь к просвещению народа.

Начала деятельность помощницей народной учительницы, затем народной учительницей в Тверской губернии, затем окончила фельдшерские курсы и работала в Симферопольской больнице, затем в Самарской и Симбирской губерниях. Содержала конспиративные квартиры, вела пропаганду среди рабочих.

В январе 1874 года была первый раз арестована при разгроме народнического кружка «чайковцев», после недолгого содержания в Петропавловской крепости была отпущена к отцу на поруки. В 1877 году была вновь арестована и судима по «процессу 193-х» за революционную пропаганду, оправдана, но отправлена в административную ссылку в Олонецкую губернию. По дороге скрылась от полиции и перешла на нелегальное положение.

Являясь членом «Земли и воли» и уже как революционный организатор Перовская участвовала в съездах народовольцев, а осенью 1879 года вошла в Исполнительный комитет «Народной воли».

Эта революционная организация считала террор основным методом политической борьбы. Заставить правительство изменить социальное устройство общества на демократическое могло, по их мнению, только убийство императора.

Софья Перовская лично принимала участие в двух неудавшихся покушениях на императора Александра II под Москвой и в Одессе.

1 (13 н. ст.) марта 1881 года убийство Александра II удалось. Подготовкой руководил Андрей Желябов, но после его ареста накануне запланированного террористического акта, группу возглавила Софья Перовская. Она была ближайшим другом, а затем гражданской женой Желябова.

Первоначальный, тщательно подготовленный план народовольцев не удался, поскольку царь изменил свой маршрут. Перовская решительно меняет стратегию: четыре боевика занимают позиции на набережной Екатерининского канала. Первую бомбу бросает Николай Рысаков, а когда после первого взрыва Александр выбрался из повреждённой кареты, смертельный снаряд под ноги царю метнул Игнатий Гриневицкий.

Арест Софьи Перовской состоялся через десять дней. За это время она могла скрыться, но не оставляла надежды освободить соратников.

26-29 марта 1881 года, при стечении публики рассматривалось дело о цареубийстве. Обвинителем был детский знакомец Николай Валерианович Муравьев - прокурор при Особом присутствии Правительствующего Сената. После смертного приговора, вынесенного «первомартовцам» он становится министром юстициии.


Николай Валерианович Муравьев

В свих воспоминаниях российская революционерка, террористка, член Исполнительного комитета «Народной воли» писала: «По случайному стечению обстоятельств, ее обвинителем в Особом присутствии сената по делу первого марта являлся человек, бывший в прошлом ее товарищем детских игр.

В Пскове, где Перовская жила раньше, родители Софьи Львовны и ее будущего обвинителя были сослуживцами и жили рядом, так что дети постоянно встречались (сам Муравьев после моего ареста говорил мне это)».

В свое речи обвинитель подчеркнул: «Перовская, зачинщица и главная виновница... Но чтобы женщина становилась во главе заговора, чтобы она принимала на себя распоряжение всеми подробностями убийства, чтобы она с циническим хладнокровием расставляла метальщиков, чертила план и показывала, где им становиться, чтобы женщина, сделавшись душой заговора, бежала смотреть на его последствия, становилась в нескольких шагах от места злодеяния и любовалась делом рук своих, - такую роль женщины обыкновенное нравственное чувство отказывается понимать».

Только на этот пассаж Софья Перовская ответила в своем последнем слове, подчеркнув, что соглашается со всеми обвинениями, «но относительно обвинения …в безнравственности, жестокости и пренебрежении к общественному мнению, … я позволяю себе возражать и сошлюсь на то, что тот, кто знает нашу жизнь и условия, при которых нам приходится действовать, не бросит в нас ни обвинения в безнравственности, ни обвинения в жестокости».

В заметках из зала суда Государственный секретарь Егор Абрамович Перетц писал «Душа дела - Желябов и Перовская, а Кибальчич - очень умный и талантливый человек....Она (Перовская) должна владеть замечательной силой воли и влиянием на других».

Из восьми подсудимых – пятерым был вынесен смертный приговор, в том числе и 29-летней Софье Перовской.

Казнь через повешение состоялась 3 (15 н. ст.) апреля 1881 на Семеновском плацу в Петербурге. Тела казненных похоронены тайно на Преображенском кладбище.

Дом Софьи Перовской в Пскове. ул. Советская, 42

Александр Блок. Из поэмы «Возмездие»

Собранье не многоречиво,

И каждый гость, входящий в дверь,

Упорным взглядом молчаливо

Осматривается, как зверь.

Вот кто-то вспыхнул папироской:

Средь прочих - женщина сидит:

Большой ребячий лоб не скрыт

Простой и скромною прической,

Широкий белый воротник

И платье черное - всё просто,

Худая, маленького роста,

Голубоокий детский лик,

Но, как бы что найдя за далью,

Глядит внимательно, в упор,

И этот милый, нежный взор

Горит отвагой и печалью...

Наша история невероятно противоречива и неоднозначна. Пожалуй, нет ни одного сколько-нибудь важного исторического события или исторической личности, отношение к которым было бы единым у всех.
Вот два характерных высказывания на одном из форумов по поводу фильма о Софье Перовской:
«Народовольцы, безусловно, мученики, как и Александр II. Желая блага Родине, они шли к нему разными путями. Великие люди! Наши патриоты! Жаль, что они не объединили усилия свои и вряд ли их разобщенность была предопределена».

«Люди, убившие царя-освободителя — герои? Подрывавшие закон и порядок государства? Изменяющие главной заповеди Христа — не убий? Мда…»

Неоднозначным было и отношение к деятельности С. Перовской ее современников. Одним из лучших стихотворений в прозе И.С. Тургенева по праву считается “Порог”. Напечатано оно впервые в сентябре 1883 года. Написано под впечатлением процесса Веры Засулич — террористки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Но созданный Тургеневым образ вполне можно отнести и к Софье Перовской. Она стоит на пороге новой жизни. Писатель создает образ женщины-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. И она переступает через этот символический порог …

П.Строев "Девушка перед дверью тюрьмы". Иллюстрация к стихотворению в прозе Тургенева "Порог"

“… и тяжелая занавеса упала за нею.

— Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

— Святая! – пронеслось откуда-то в ответ”.

С какой контрастностью передано отношение к одному и тому же факту, явлению, событию двух разных людей!

Итак, кто же она, Софья Львовна Перовская?

Софья Перовская принадлежала к группе восьми террористов-народовольцев, первомартовцев, участвовавших в подготовке и осуществлении убийства императора Александра II 1 марта 1881 г. Пятеро из них были повешены: (Желябов, Перовская, Кибальчич, Михайлов, Рысаков), но к ним относят еще И. Гриневицкого, погибшего при покушении; Н. Саблина, застрелившегося при попытке ареста; Г. Гельфман, помилованную из-за беременности, которая впоследствии умерла в тюрьме.

(Так же, первомартовцами, иногда называют и участников предотвращенного террористического акта, готовившегося в Петербурге на Невском проспекте 1 марта 1887 г., в числе которых был А.И. Ульянов).

Петербургский период жизни: детство и юность

Софья Перовская родилась в 1853 году в семье военного губернатора Санкт-Петербурга Льва Перовского. Детство Софьи, как и большинства детей российских аристократов, было безоблачным. Окруженная заботой родителей и гувернанток, она получила прекрасное домашнее образование, но девушке хотелось большего. Она отказалась поступать в Смольный институт, а пошла на Аларчинские женские курсы при мужской гимназии. Попытки отца наставить дочь «на путь истинный» результатов не дали — Софья с детства отличалась сильной волей и привыкла добиваться своего. Именно здесь, на курсах, где в основном учились дочери мелких чиновников и мещан, Софья приобщилась к идеям народничества и решила посвятить свою жизнь просвещению простого народа и борьбе за его лучшее будущее. Отец знал, в окружении каких людей находится его дочь, но попытки как-то повлиять на Софью всегда оказывались безрезультатными. Девушка просто сбежала из дома, а когда её стала разыскивать полиция, уехала в Киев. Домой она вернулась только после обещания отца выдать ей паспорт и разрешить жить самостоятельно.

После сдачи экзаменов за курс гимназии Софья поступила на педагогические курсы, чтобы стать народной учительницей. Вокруг неё снова сложился кружок молодежи, приверженной идеям народничества. Несмотря на высокое положение отца, Софья попала в списки «политически неблагонадежных», ей даже не выдали диплом учительницы после окончания курсов. Но это девушку не смутило: она уехала в Тверскую губернию работать помощницей учительницы в селе Едименово. Весной 1873 года Софья все-таки добилась получения заветного диплома и отправилась учительствовать в Самарскую, а затем в Симбирскую губернии.

Но, познакомившись ближе с крестьянской жизнью, она разочаровалась в идее просвещения крестьян и вернулась в Петербург, где вела занятия с рабочими. Вскоре за свою деятельность она была арестована и помещена в Петропавловскую крепость, где пробыла полгода и откуда ее вызволил отец, взяв на поруки. Строптивая Софья не желала материально зависеть от отца, она поступила на курсы фельдшеров и после их окончания уехала работать фельдшером в симферопольскую земскую больницу.

Симферопольский период жизни

С Крымом у Софью Перовской связано многое, она провела там несколько лет. Ее детские годы (1858-1859, 1867-1869) прошли в имении Кильбурун (ныне Пионерское), а более зрелые (1876 -1878) в Симферополе, на территории губернской земской больницы и, очевидно, на даче деда. Позже Софья Перовская жила под Севастополем - на хуторе Приморском, а в Симферополе бывала наездами.

Памятник Софье Перовской вблизи Севастополя

В имении и на даче была хорошая библиотека. Сюда из Петербурга приезжали братья и их друзья, не раз обсуждавшие острые политические вопросы. Все это утверждало мировоззрение С. Л. Перовской. Она работала в земской больнице, и отзывы о ней были очень хорошими: «Соня была сердечным и отзывчивым человеком по отношению ко всякому людскому горю, ко всякой немощи и страданию,- рассказывали о ней знакомые.- Она была изумительной сестрой милосердия при ухаживании за больными».

Готовя себя для «хождения в народ», С Л. Перовская в 1876 г. поступила в Симферополе на открытые женские фельдшерские курсы.

Она поселилась на территории больницы вместе с другими курсистсками и, кроме слушания лекций, дежурила по палатам, ухаживала за больными. В это же время, по воспоминаниям ее брата В. Л. Перовского, «ходила на дом к одной старухе, безнадежно больной раком, и делала ей перевязку, крайне тяжелую, вследствие несносного гнилостного запаха из раны; несчастная больная была в восторге от Сони». Судя по защитной речи адвоката Е. И. Кедрина, во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. Софья Перовская, окончившая к тому времени курсы, была назначена заведующей двумя бараками Красного Креста и оказывала большую помощь раненым, привозимым в Симферополь с русско-турецкого фронта.

В 1878 г. в Симферополе Перовская была арестована за участие в революционном кружке, отправлена в ссылку в Олонецкую губернию, но по пути бежала. Последние три года провела в подполье.

Окончательный переход к терроризму

В конце 1870-х годов среди народовольцев возникли разногласия: часть из них продолжала верить в идею народного просвещения. А другая часть разуверилась в этой идее и перешла к идее терроризма. На воронежском съезде народников в 1879 г. Софья Перовская поддержала ту часть партии, которая выступила за индивидуальный террор как метод политической борьбы. Она окончательно разуверилась в идеях народников, искренне считала, что убийством царя и нескольких видных сановников можно привести народ к революции, а на каждую казнь борцов с царизмом надо отвечать актами террора. Она была избрана в исполнительный комитет «Народной воли» и стала участвовать в подготовке к покушениям. Софья Перовская пользовалась уважением своих соратников, П. Кропоткин писал о ней: «Достаточно посмотреть на ее портрет, на ее высокий лоб и выражение лица, чтобы понять, что ум ее был вдумчивый и серьезный, что поверхностно увлекаться было не в ее натуре, что спорить она не станет, а если выскажет свое мнение, то будет отстаивать его».

Она участвовала в двух покушениях на императора: в 1879 г. взрыв царского поезда под Москвой — играла роль жены путевого обходчика Сухорукова (народовольца Л. Н. Гартмана); из домика, в котором они поселились, был проведен подкоп под полотно железной дороги и заложена мина.

Весной 1880 участвовала в подготовке покушения на царя в Одессе. И только третье покушение 1 марта 1881 г. закончилось цареубийством.

Она руководила наблюдательным отрядом, а после ареста лидера партии А. И. Желябова (ее гражданского мужа) возглавила дело и довела его до конца, лично начертив план расстановки метальщиков и подав знак к действию на месте покушения. Надеясь освободить арестованных товарищей после цареубийства, не покинула Петербург и была арестована. По процессу «первомартовцев» Перовская была приговорена к смертной казни и повешена, став первой женщиной в России, казненной за политическое преступление.

Т. Назаренко "Казнь народовольцев"

В 70-е же и 80-е годы русские художники создали много картин, иносказательно отразивших героику и трагедию народничества. Одна из выдающихся - «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова , задуманная в 1881 г. под впечатлением казни Софьи Перовской. Подвиг женщины - первой в России, казненной за борьбу против самодержавия, - поразил воображение художника, и он в поисках иносказательного отклика на это событие обратился к личности Феодосии Морозовой, ибо она расценивалась тогда в демократических кругах как пример благородного и самоотверженного характера, готового скорее погибнуть, чем изменить своим убеждениям.

В последние годы международный терроризм характеризуется как одна из главных глобальных проблем. Многочисленные террористические акции с конца 90-х гг. XX в. потрясли и Россию: Буденновск, Первомайское, взрывы домов и захват концертного зала в Москве, гибель сотен школьников в Беслане и т. д. Гнев, страх, недоумение слились в восприятии россиянами всех этих событий, широко освещавшихся средствами массовой информации.

В стремлении понять природу современного терроризма отечественные авторы заглянули в прошлое и сделали вывод, что Россия является родиной терроризма, так как именно российские революционеры выступили в качестве теоретиков и практиков революционного террора.

С. Л. Перовская и А. И. Желябов

1 марта 1881 г. царь-освободитель Александр II выехал от Михайловского дворца и буквально через несколько минут его экипаж на набережной Екатерининского канала подвергся атаке террористов. Бомба, брошенная Рысаковым, убила и ранила немало людей из царского конвоя и из числа прохожих, разбила царскую карету, из которой… вышел живой и невредимый император. Он направился к человеку, который стоял неподалеку. Это был второй «метальщик» Игнатий Гриневицкий. Вроде царь сказал, думая, что опасность миновала: «Ну, слава Богу!» И вроде бы террорист-самоубийца ответил: «А слава ли Богу?» И бросил метательный снаряд между собой и императором. Покушавшийся погиб на месте, а царь в страшных мучениях скончался через непродолжительное время на глазах своей семьи.

Кто же были эти люди, осмелившиеся поднять руку на Государя, «помазанника божьего», совершившие самый тяжкий грех – убийство? Что собой представляли российские террористы? Действительно ли Россия – «родина терроризма»?

Лидер группы отчаянных революционеров Андрей Иванович Желябов (1851-1881) происходил из крепостных крестьян. При выпуске из Александровской гимназии в Керчи был «по недостатку благонадежности» удостоен не золотой, а серебряной медали. За организацию нелегального студенческого кружка, как «руководитель и главный деятель» студенческих волнений в 1871 г. был исключен из Новороссийского университета (в Одессе) и выслан на родину. Затем вел революционную пропаганду среди интеллигенции и рабочих, ведал доставкой нелегальной литературы, собирал средства и отправлял добровольцев на Балканы. Его арестовали, судили в Петербурге в 1877 г. на «процессе 193-х», но оправдали «за отсутствием улик».

В 1879-1880 гг. Желябов являлся членом «Земли и воли», затем «Народной воли», членом-учредителем Исполнительного комитета, который вынес смертный приговор Александру II. Желябов был сторонником многообразия форм политической борьбы, допускал террор лишь как вспомогательное средство, как прелюдию и ускоритель народной революции. Под его руководством подготовлено несколько покушений на императора, но 27 февраля 1881 г. он был арестован.

Желябов потребовал приобщить его к делу «первомартовцев» и рассчитывал на рассмотрение дела судом присяжных. Он был уверен, что суд общественной совести не только оправдает народовольцев, но и выразит им «признательность отечества за деятельность особо полезную». На суде Желябов обличал «белый террор», который подавил мирную пропаганду социалистических идей. Он говорил, что, не веря в Бога, признает сущность учения Христа, а поскольку вера без дел мертва, то он хотел делом помочь униженным и оскорбленным нуждающимся труженикам. Желябов был повешен вместе с другими на Семеновском плацу в Петербурге и тайно похоронен на Преображенском кладбище.

Руководила действиями бомбистов гражданская жена Желябова Софья Львовна Перовская (1853-1881). Генеральская, губернаторская дочь выбрала путь революционерки. Она бежала из родительского дома от отца-самодура в 18 лет. Была учительницей в Тверской и Самарской губерниях, а также оспо-прививательницей. Вела революционную пропаганду среди рабочих Петербурга. После нескольких арестов и процесса «193-х» перешла на нелегальное положение. Миловидная, белокурая девушка с пухленькими розовыми щечками, с высоким выпуклым лбом и голубыми глазами выбрала путь аскетизма, самоограничений, тяжелой борьбы. Софья Перовская руководила действиями «метальщиков» 1 марта 1881 г.

«Я о своей участи нисколько не горюю, совершенно спокойно встречаю ее. <…> Я жила так, как подсказывали мне убеждения; поступать же против я была не в состоянии; поэтому со спокойной совестью ожидаю все предстоящее мне. <…> До свидания же, моя дорогая, повторяю свою просьбу: не терзай, не мучай себя из-за меня; моя участь вовсе не такая плачевная, и тебе из-за меня горевать не стоит…», – писала она матери накануне казни. Софья Перовская стала первой русской женщиной, казненной по политическому делу.

Удивительными способностями обладал Николай Иванович Кибальчич (1853-1881). Он сначала поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, но затем перевелся в Медико-хирургическую академию. Вел пропаганду среди крестьян, бывал арестован, сидел в тюрьме. В «Народной воле» (с 1879) он создал динамитную мастерскую, готовил снаряды для всех террористических актов народовольцев. Его партийным псевдонимом был «Техник».

Свободный труд на благо Родины Кибальчич считал идеалом, но его способностям не было суждено быть востребованными. «Ту изобретательность, которую я проявил по отношению к метательным снарядам, я, конечно, употребил бы на изучение кустарного производства, на улучшение способа обработки земли, на улучшение сельскохозяйственных орудий и т. д.», – говорил он на суде по делу «первомартовцев». На суде эксперты восхищались метательными снарядами Кибальчича и сожалели, что таких гранат нет на вооружении русской армии. Знаменитый генерал Тотлебен отзывался о Кибальчиче и Желябове еще более категорично: «Что бы там ни было, что бы они ни совершили, но таких людей нельзя вешать. А Кибальчича я бы засадил крепко-накрепко до конца его дней, но при этом предоставил бы ему полную возможность работать над своими техническими изобретениями». Так появилась идея создания «шарашки» для проштрафившихся выдающихся людей, которых можно использовать для нужд государства. Эту идею, как известно, реализовали И. В. Сталин и Л. П. Берия, которые знали, что Туполев, Королев и другие ученые никаких террористических актов не замышляли, а их золотые головы можно использовать по назначению. Незадолго до казни Кибальчич закончил расчеты для полета космического аппарата и ждал отзывов специалистов. Не дождался.

Во второй половине XX в. многие советские ученые, изобретатели и инженеры, работавшие в военно-промышленном комплексе (ВПК), сожалели, что им не пришлось себя проявить в сфере гражданского производства. Но приоритеты определяла высшая власть в стране.

Мало кому известно имя Николая Васильевича Клеточникова (1846-1883). Он происходил из дворян. Болел туберкулезом, не смог завершить обучение в университете. Осенью 1878 г. предложил себя в качестве исполнителя террористического акта, но по заданию «Земли и воли» поступил на службу в Третье отделение, где получил доступ к секретным материалам политической полиции. Клеточников пользовался полным доверием начальства и в течение двух лет информировал революционеров о планах полиции, готовившихся обысках и арестах, раскрыл многих агентов полиции. Его арестовали в январе 1881 г., приговорили к смертной казни, замененной вечной каторгой. Клеточников умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости после голодовки протеста против жестокого тюремного режима.

Люди разного социального происхождения (их называли разночинцами), народники, как и многие современные россияне, хорошо знали теорию общественного договора. Отличие в подходе к теории общественного договора россиян начала XXI в. от россиян XIX в. заключается в том, что современная политическая элита через средства массовой информации в начале XXI в. внушает населению, что революция – это абсолютное зло. А народники в последней трети XIX в. еще помнили рассуждения Ж.-Ж. Руссо, Монтескье и других философов о том, что у народа есть право на революцию, на свержение тех, кто по «общественному договору» получил право на управление, но не справился со своими обязанностями. Народники считали, что в борьбе с зарвавшейся властью следует применять различные средства, включая террор.

России вряд ли приходится претендовать на то, что она является «родиной террора» (как и «родиной слонов»). Слово «террор» в переводе на русский язык означает «устрашение». В этом смысле террор являлся и является неотъемлемым элементом внутренней и внешней политики абсолютного большинства государств.

В Древнем Риме (позже у монголов) воины подразделения, струсившего и побежавшего от врага на поле боя, подвергались «децимации» – казнили каждого десятого. На «врагов народа» в Древнем Риме составлялись «проскрипции» – специальные списки, по которым любого «проскрибированного» можно было убить. С жестоких «террористических актов» начала свое правление княгиня Ольга. Террористическим был режим Золотой Орды на русских землях. Появилась практика заложничества. Орудием террора в руках Ивана Грозного стала опричнина. В XVII-XVIII вв. в застенках, на виселицах, плахах, кольях, кострах, подвешенные на крючья за ребро тысячами гибли не только фальшивомонетчики (им горло заливали расплавленным металлом), убийцы, воры, но и участники народных восстаний, старообрядцы, просто оболганные доносчиками люди. Убийство С. М. Кирова 1 декабря 1934 г. стало поводом для «большого террора», для «ежовщины». Любого, кто выступает против существующей власти, можно назвать террористом.

Народовольцы Желябов, Перовская, Кибальчич, Клеточников и другие не захватывали заложников, не воевали с безоружными женщинами и детьми, не получали деньги от зарубежных спецслужб и фондов. Их терроризм носил кустарный, примитивный характер. Их главным и единственным «ресурсом» была собственная жизнь. И они отдали свои жизни за лучшую жизнь для простого народа, за лучшее будущее для своей страны. Напрасно?

Введение

"Считаю несомненным тот факт, что истинные революционеры, инициаторы великих научных и политических переворотов, вносящие действительный прогресс в человечество, почти всегда бывают людьми гениальными или святыми и обладают удивительно гармоничной физиономией. Какие благородные лица у...Мадзини, Гарибальди... Перовской и Веры Засулич."

Ч. Ломброзо

Перовская Софья Львовна - российский деятель революционного движения, народница. Член кружка «чайковцев», участница «хождения в народ», член «Земли и воли», Исполкома «Народной воли», организатор и участница покушений на Александра II. Софья Перовская по своей революционной деятельности и судьбе, как первая русская женщина, казненная по политическому делу, представляет одно из немногих лиц, которые вошли в историю.

Цель реферата - изучение деятельности С.Л. Перовской.

Биография С.Л. Перовской

Перовская Софья Львовна , российская революционерка-народница, член Исполнительного комитета «Народной воли», непосредственный руководитель убийства Александра II.

Из дворянской семьи; ее отец был губернатором Петербурга. В 18-летнем возрасте ушла из дома. В 1869 поступила на Аларчинские женские курсы, где основала кружок самообразования. В 1871-72 была в числе организаторов кружка «чайковцев».

Незаурядные организаторские способности и волевые качества неизменно помогали ей занимать лидирующее положение в различных революционных сообществах. Для подготовки к «хождению в народ» сдала экзамен на диплом народной учительницы, окончила фельдшерские курсы. В январе 1874 была арестована, несколько месяцев провела в Петропавловской крепости. Судилась по «процессу 193-х» (1877-78), но была оправдана. Участвовала в вооруженной попытке освободить осужденного по этому процессу И.Н. Мышкина, которая окончилась неудачей. Летом 1878 была вновь арестована, отправлена в ссылку в Олонецкую губернию, но по дороге бежала и перешла на нелегальное положение.

В 1879 участвовала в Воронежском съезде «Земли и воли», вскоре после которого организация раскололась на «Народную волю» и «Черный передел». С осени 1879 - член Исполнительного комитета, а затем Распорядительной комиссии «Народной воли». В ноябре 1879 участвовала в подготовке взрыва царского поезда под Москвой. Играла роль жены путевого обходчика Сухорукова (народовольца Л. Н. Гартмана); из домика, в котором они поселились, был проведен подкоп под полотно железной дороги и заложена мина. Весной 1880 участвовала в подготовке покушения на царя в Одессе. При подготовке следующего покушения на императора, закончившегося цареубийством 1 марта 1881 года, руководила наблюдательным отрядом, а после ареста лидера партии А. И. Желябова (гражданского мужа Перовской) возглавила дело и довела его до конца, лично начертив план расстановки метальщиков и подав знак к действию на месте покушения. Надеясь освободить арестованных товарищей после цареубийства, не покинула Петербург и была арестована. По процессу «первомартовцев» Перовская была приговорена к смертной казни и повешена.

Перовская о себе:

От роду имею - 27, вероисповедания - православного.

Звание - дочь действительного статского советника, не замужем.

Место рождения и место постоянного жительства - родилась в Петербурге, где и проживала почти безвыездно с конца ноября 1879 г.

Семейное положение - имею двух братьев, живущих в Крыму, и сестру, находящуюся замужем за доктором Загорским, который, кажется, служит в Саратовской губ.

Экономич. полож. родителей - отец Лев Николаевич служит в совете при министерстве внутренних дел, мать моя Варвара Степановна живет в Крыму.

Были ли за границей, где и когда именно - за границей была только в детстве в 1865 г.

Привлекался ли ранее к дознаниям, каким и чем они окончены - привлекалась к процессу о 193 лицах, была оправдана, после суда высылалась административно в Олонецкую губ., но по пути скрылась со станции Волхов или Чудово Николаевской железной дороги.

На предложенные мне вопросы отвечаю:

В 1869 году осенью я вместе с родителями приехала в Петербург, где поступила на женские курсы при 5-й мужской гимназии. В 1870 г. осенью, по семейным обстоятельствам, я оставила родительский дом и начала жить самостоятельно, готовилась в народные учительницы, желая способствовать развитию народа. В 1872 г. я держала в Петербурге экзамен на народную учительницу; несмотря на то что экзамен я выдержала, мне все же, не объяснив причин, не выдали диплома. Тогда на зиму я отправилась в Тверскую губ., в Корчевской уезд, село Едимоново, прожила там всю зиму с 72 на 73 г. в качестве помощницы учительницы при народной школе. В 73 г. весною выдержала экзамен в Твери и тут получила диплом. На лето вернулась в Петербург и с осени начала тут занятия с рабочими. 5 же января 1874 г. меня арестовали; летом я была выпущена на поруки и уехала к матери, в Крым. Потеряв возможность быть дальше народной учительницей, я начала изучать фельдшерство. В 1874 г. поступила в симферопольскую земскую больницу, где я служила вплоть до вызова на суд в 1877 году в августе месяце. Судом я была оправдана, и в мае 1878 г. уехала опять к матери, где была арестована в августе для административной высылки в Олонецкую губ. С дороги я скрылась и с тех пор жила нелегальной. К революционному движению я примкнула с 1872 года.

Относительно мотивов, под влиянием которых партия и я, как член партии, начали террористическую деятельность, пояснить могу следующее. Стремясь к поднятию экономического благосостояния народа и уровня его нравственного и умственного развития, мы видели первый шаг к этому в пробуждении в среде народа общественной жизни и сознания своих гражданских прав. Ради этого мы стали селиться в народе для пропаганды, для побуждения его умственного сознания. На это правительство ответило страшными репрессиями и рядом мер, делавшими почти невозможной деятельность в народе. Таким образом, правительство само заставило партию обратить преимущественное внимание на наши политические формы как на главное препятствие народного развития. Партия, придерживаясь социалистического учения, долго колебалась перейти к политической борьбе, и первые шаги по этому пути встречали сильное порицание со стороны большинства партии, как отступление от социализма. Но ряд виселиц и других мер, показывавший необходимость сильного отпора правительству, заставил партию перейти решительно на путь борьбы с правительством, при которой террористические факты являлись одним из важных средств. Упорство же в посягательствах на жизнь покойного Государя вызывалось и поддерживалось убеждением, что он коренным образом никогда не изменит своей политики, а будут только колебания: одной ли виселицей больше или меньше, народ же и общество будут оставаться в прежнем вполне бесправном положении. Точно определить время зарождения мысли о цареубийстве нет возможности, во время соловьевского покушения единой всероссийской организации, строго говоря, не существовало, и мысль о покушении самостоятельно существовала в нескольких отдельных группах, но не у всех революционных деятелей.