Т 38 танк чехия. Михаил Барятинский - Лёгкий танк Pz.38(t)

Легкий танк Pz Kpfw 38(t)

1 июля 1938 года в Чехословакии на вооружение был принят новый танк LT vz.38 в качестве стандартного танка чехословацкой армии. Захватив Чехию в марте 1939 г., Германия продолжила производство этих танков на заводе ЧКД, который был переименован в БММ (Богемско-Моравская машиностроительная фабрика).

Танк LT vz.38 вооружался 37,2-мм пушкой «Шкода» А-7 и двумя 7,92-мм пулеметами ZB 53 vz. 37, по немецкой классификации – MG 37(t). Толщина броневых листов лобовой части корпуса и башни составляла 25 мм, бортовой и кормовой – 15 мм. По своим тактико-техническим характеристикам легкий танк LT vz. 38 не уступал, а по некоторым показателям даже превосходил немецкий средний танк Pz Kpfw III. Изготавливались корпус и башня чехословацкого танка клепкой на каркасе из уголков, что к тому времени являлось недостатком. Экипаж танка состоял из трех человек, что не обеспечивало полного разделения функциональных обязанностей.

Первая серия из 150 машин LT vz.38, заказанных еще для чехословацкой армии, производилась с мая по ноябрь 1939 года. Экипаж танка был увеличен до 4-х человек за счет сокращения боекомплекта к пушке. Была установлена немецкая стержневая антенна впереди на левом борту корпуса. Танк получил новое обозначение – Pz Kpfw 38(t) Ausf A.

Всего с 1938 г. по июнь 1942 г. было выпущено 1411 легких танков Pz Kpfw 38(t) разных модификаций.

Основные тактико-технические характеристики легкого танка
Pz Kpfw 38(t)

Экипаж - 4 чел.
Длина - 4,61 м. Ширина - 2,14 м. Высота - 2,4 м.
Двигатель - «Прага» ЕРА. Скорость - 42 км/ч. Запас хода - 250 км.
Вооружение: 37-мм пушка 3,7cm КwК 38(t) и два 7,92-мм пулемета МG37(t).

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf А

Выпущено 150 машин с мая по ноябрь 1939 года.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf A

Боевая масса - 9,5 т.

Броня: лоб башни, надстройки и корпуса – 25 мм, борт и корма – 15 мм.

Радиостанция - FuG 37(t).

В 1939 году 59 танков Pz Kpfw 38(t) Ausf А участвовали в Польской кампании в составе 3-й легкой дивизии. В 1940 году 15 танков Pz Kpfw 38(t) Ausf А принимали участие в оккупации Норвегии. Потом эти танки воевали на всех фронтах, кроме африканского.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf B, Ausf C, Ausf D

Pz Kpfw 38(t) Ausf B выпущено 110 машин с января по май 1940 г.

Pz Kpfw 38(t) Ausf C выпущено 110 машин с мая по август 1940 г.

Pz Kpfw 38(t) Ausf D выпущено 105 машин с августа по декабрь 1940 г.

Незначительные изменения по сравнению с модификацией А. Была убрана антенна с левого борта, добавлено оборудование для дымообразования.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf E/F

Pz Kpfw 38(t) Ausf E выпущено 275 машин с ноября 1940г. по май 1941 г.

Pz Kpfw 38(t) Ausf F выпущено 250 машин с мая по октябрь 1941 года.


Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf E

Опыт польской кампании показал недостаточность бронирования всех немецких легких танков. С ноября 1940 г. лобовые детали брони Pz Kpfw 38(t) стали усиливаться с 25-мм листами, которые крепились заклепками. Было также усилено бронирование бортов башни и надстройки. При этом боевая масса танка достигла 9,85 т. Установлена немецкая радиостанция FuG 5. На левой надгусеничной полке монтировался ящик для крупных инструментов. Были установлены новые приборы наблюдения для водителя и наводчика.

Боевая масса - 9,85 т.
Броня: лоб башни, надстройки и корпуса – 50 (25+25), борта башни и надстройки – 30, борт и корма корпуса – 15 мм.
Вооружение: 37-мм пушка 3,7cm КwК38(t) и два 7,92-мм пулемета МG37(t).
Радиостанция - FuG 5.

Танки модификации D, Е, F поступили в основном во вновь сформированные 12-ю , 19-ю и 20-ю танковые дивизии , а также в 7-ю и 8-ю танковые дивизии , которые уже были вооружены чешскими танками Pz Kpfw 38(t) модификаций А, В и С.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf S

Всего было выпущено 90 машин с мая по декабрь 1941 года.

Боевая масса - 9,5 т.
Броня: лоб башни, надстройки и корпуса – 25 мм, борт и корма – 15 мм.
Вооружение: 37-мм пушка 3,7cm КwК38(t) и два 7,92-мм пулемета МG37(t).

Эта серия первоначально предназначалась для вооруженных сил Швеции. В 1938 г. шведское правительство заказало 90 танков. Весной 1940 г. эти танки реквизировал вермахт. В начале 1941 г. шведы получили лицензию на изготовление этой модификации и дали своим танкам обозначение Strv m/41. Танки Pz Kpfw 38(t) Ausf S были переданы Словакии. В составе словацкой «быстрой» дивизии воевали в 1941-42 гг. на Украине и на юге России.

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf G

Выпущено 321 машина с октября 1941 г. по июнь 1942 г.

Последняя серийная модификация чешского танка, которая получила 50-мм лобовую броню башни, надстройки и корпуса. Был удален ящик для амуниции.
Боевая масса - 9,35 т.
Броня: лоб башни, надстройки и корпуса – 50 мм, борт башни и надстройки – 30 мм, корма башни – 22 мм, борт и корма корпуса – 15 мм.
Вооружение: 37-мм пушка 3,7cm КwК38(t) и два 7,92-мм пулемета МG38(t).
Радиостанция - FuG5.

К 1942 г. танк Pz Kpfw 38(t) конструктивно устаревал и Гитлер приказал использовать шасси этого танка для производства противотанковых САУ. На базе танка Pz Kpfw 38(t) выпускались различные бронированные машины : истребители танков «Гетцер», противотанковые САУ «Мардер», тяжелое пехотное САУ «Грилле», 20-мм ЗСУ, бронетранспортеры боеприпасов и БРЭМ. Некоторые танки позже были переделаны в разведывательные машины и огнеметные самоходные установки.

Боевое применение

В 1939 г. 59 танков Pz Kpfw 38(t) Ausf A участвовали в польской кампании в составе 3-й легкой дивизии. В 1940 г. 15 танков Pz KPfw 38(t) Ausf А принимали участие в оккупации Норвегии. Во французской кампании танками Pz Kpfw 38(t) были вооружены 7-я и 8-я танковые дивизии вермахта. 7-я танковая дивизия , которой командовал генерал Роммель, вышла к Ла-Маншу, окружив британские экспедиционные силы, а 8-я танковая дивизия сражалась с французской 3-й механизированной дивизией. В апреле 1941 г. танки Pz Kpfw 38(t) в составе 8-й танковой дивизии вошли в Хорватию, участвуя в операции «Марита» (оккупация Югославии и Греции).

При нападении на СССР все танки Pz Kpfw 38(t) использовались на Восточном фронте. В строю находилось 625 линейных и 35 командирских танков Pz Kpfw 38(t). Из 17 танковых дивизий, принимавших участие в операции «Барбаросса», шесть дивизий были вооружены чехословацкими танками: одна (6-я ) – Pz Kpfw 35(t), пять (7, 8, 12, 19 и 20-я) – Pz Kpfw 38(t). Доля всех чехословацких танков в общем количестве танков, участвовавших во вторжении на территорию СССР, достигала 25 %.

В сентябре 1944 г. боеспособных танков Pz Kpfw 38(t) всех модификаций осталось 229 единиц. Они использовались в основном в составе бронепоездов, к которым прицеплялась платформа с двумя танками. Различные модификации этого танка поставлялись союзникам Германии - Венгрии, Румынии, Словакии.

В германские танковые части с 1939 года начали поступать чешские танки, получившие обозначение Pz Kpfw 38(t). По многим показателям, данные машины были выигрышнее немецких, потому на вооружение вермахта они поступали без изменений.

Легкие танки Pz.38 из состава Словацкой экспедиционной армии


Вообще танк LT-38 (или TNHP-S) разработанный Суриным считается наиболее удачным образцов мирового танкостроения того времени. Конструктивные особенности танка множество раз повторялись в различных позднейших разработках. Хорошо продуманная компоновка давала возможность свободно размещались внутри машины четыре человека. На легком танке были установлены: карбюраторный шестицилиндровый двигатель «Прага» ЕРА, двухступенчатый планетарный механизм поворота, планетарная коробка передач. Опорные катки, имевшие большой диаметр, сблокировали по два на горизонтальных листовых рессорах имеющих механический амортизатор. Равномерное распределение массы танка на катки увеличивало маневренность машины и облегчало вождение. Удельное давление на грунт – 0,55 кг/см2 (данный показатель был в полтора раза меньше, аналогичного показателя немецких машин). На башне устанавливалась командирская башенка, имеющая триплексы. Корпус полностью клепаный.

Немецкий мотоциклист едет мимо легких танков Pz. II и Pz. 38(t) 8-й танковой дивизии вермахта. Восточный фронт, 1941 год

Если быть точным, то 150 легких танков LT-38, которые были построены по заказу военного министерства Чехословакии, достались немцам в качестве трофея. Остальные 1411 Pz Kpfw 38(t) построили по заказу германского управления вооружений. Производство завершилось в 42-м году. В модификациях А, В, С, D, E, F, S и G просматривается направленность проводимой модернизации: увеличивались мощность двигателя, бронирование и масса. Производство танковых шасси, которые использовались в различных самоходных установках, велось до конца войны. В составе танковых подразделений германии чешские танки участвовали во французских и польской кампании. 1 июня 1941-го года в войсках насчитывалось 763 Pz Kpfw 38(t). Данные машины и 189 трофейных танков LT-35 составляли почти 25% танкового парка вермахта. Но бои на германо-советском фронте положили конец «карьере» данных машин. Немецкое командование перебросило уцелевшие машины словацкой армии на Запад.

Скопление немецкой бронетехники в Белоруссии. Начало войны, июнь 1941 г. На переднем плане - легкий танк чешского производства LT vz.38 (в вермахте - Pz.Kpfw. 38(t))

Боевые и технические характеристики Pz Kpfw 38(t) (Ausf A/Ausf S):
Год выпуска – 1939/1941;
Боевая масса – 9400/9850 кг;
Экипаж – 4 человека;
Длина по корпусу – 4600/4610 мм;
Ширина – 2120/2140 мм;
Высота – 2400/2400 мм;
Толщина бронелистов лобовой части корпуса – 25 мм (угол наклона к вертикали 16 град.)/50 мм (угол наклона к вертикали 16 град.):
Толщина бронелистов бортов корпуса – 15 мм (угол наклона к вертикали 0 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни – 25 мм (угол наклона к вертикали 10 град.)/50мм (угол наклона к вертикали 10 град.);
Толщина бронелистов крыши и днища корпуса – 8 мм;
Марка пушки – KwK38(t);
Калибр пушки – 37 мм;
Длина ствола – 47,8 клб.;
Боекомплект – 72 выстрела;
Число пулеметов – 2;

Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 2400 патронов;
Тип и марка двигателя – «Прага» ЕРА;
Мощность двигателя – 125 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 42 км/ч;
Запас топлива – 236 л;
Запас хода по шоссе – 250 км;
Среднее давление на грунт – 0,55 кг/см2.

Немецкий лёгкий танк Pz.Kpfw.38(t) чешского производства из 7-й танковой дивизии потерял гусеницу при попытке преодолеть разрушенную бельгийцами транспортную двухуровневую развязку. На фото видно, как его готовят оттаскивать тросом с помощью другого танка

PzKpfw 38(t) Praga

Чешский танк на немецкой службе

В ночь на 15 марта 1939 года немецкие войска почти без единого выстрела заняли Чехию, после чего указом Гитлера Богемия и Моравия были объявлены протекторатом Германии. Между двумя мировыми войнами Чехословакия, образовавшаяся на одном из осколков Австро-Венгрии, сумела создать развитую оборонную промышленность, способную выпускать лёгкие и средние танки. В 1935-36 годах лёгкий в чехословацкие войска начал поступать танк .

Боевая масса – 10,5 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 37-мм пушка, два 7,92-мм пулемета. Бронирование – лоб корпуса – 25 мм, борт – 16 мм, башня – 25 мм. Двигатель – Шкода Т11, 120 л. с. Скорость по шоссе – 35 км/ч. Запас хода по шоссе – 190 км.

Однако он отличался малой надёжностью, и было решено оставить LT-35 на вооружении только как временный вариант до тех пор, пока не будет полностью разработан и не начнёт выпускаться LT-38.

Танк LT-38 создавался отнюдь не на пустом месте. Параллельно с танком LT-35, производимым Шкодой, пражская фирма ЧДК, впоследствии известная автомобилями Татра и Прага, выпускала лёгкий экспортный танк TNH. В 1935–1937 годах 50 единиц этого типа было изготовлено для песидской армии, где танки TNH использовались вплоть до 1957 года. Танк TNH представлял собой модернизированный вариант LT vz.34 с изменённой ходовой частью, в которой в отличие от прототипа использовались опорные катки большего диаметра. В 1938 году этим танком заинтересовались и чехословацкие военные. Испытания улучшенной версии TNHP завершились удачно, и 1 июля 1938 года новую машину приняли на вооружение под армейским обозначением LT vz.38 в качестве стандартного лёгкого танка чехословацкой армии. LT-38 начал производиться в 1938 году, и к моменту захвата страны немцами на заводах ЧДК имелось 150 недостроенных машин. Все они были включены в состав германской армии как PzKpfw 38(t) Ausf A - Sd.Kfz.140.

Первые девять машин нулевой серии покинули цеха завода ЧКД, который немцы переименовали в БММ - Богемско-Моравскую машиностроительную фабрику, 22 мая 1939 года.

При 9,7-тонной массе LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой «Шкода» А-7 с длиной ствола в 47,8 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда в 762 м/с, а также двумя 7,92-мм пулемётами vz.37. Боекомплект состоял из 72 орудийных выстрелов и 2700 пулемётных патронов.

На танке использовался двигатель «Прага» ЕРА, шестицилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения мощностью 125 л с. при 2200 об/мин. Такая мощность позволяло танку развивать скорость до 48 км/ч на шоссе и около 20 км/ч по пересечённой местности. Запас хода составлял 230 км. Танк оснащался шестискоростной планетарной коробкой передач (пять скоростей вперёд и одна – назад) и многодисковым главным фрикционом сухого трения.

Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо. В каждую гусеницу входили 93 трака шириной 293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на грунт – 0,57 кг/см 2 .

Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 25, бортовой – 15, кормы –12. крыши – 10, днища – 8 мм. Бронезащита башни колебалась в пределах 15–25 мм.

Таким образом, по своим тактико-техническим характеристикам лёгкий LT vz.38 не уступал, а частично даже превосходил немецкий средний танк первых поколений. К явным недостаткам чехословацкой машины немцы отнесли устаревшую для конца 1930-х годов технологию изготовления корпуса и башни – клёпкой на каркасе из уголков. кроме того, то, что экипаж танка состоял из трёх человек, не обеспечивало полного разделения труда. Тем не менее, руководству фирмы БММ приказали срочно закончить первую партию из 150 машин, заказанных ещё для чехословацкой армии. Эти танки получили обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A и отличались от LT vz.38 лишь наличием немецкой радиостанции. Кроме того, экипаж был увеличен до четырёх человек. На слабые же тактико-технические характеристики немцам пришлось закрыть глаза ввиду того, что их собственные танки обладали ещё худшими данными - на момент оккупации Чехословакии немцы располагали лишь танками и , асопоставимый с LT vz.38 по ТТХ немецкий танк имелся лишь в 45 экземплярах.

Следующий вариант – Ausf.B выпускался с января по май 1940 года. Всего собрали 110 машин, имевших в деталях незначительные отличия от предыдущего образца.

Следующая серия танков, получивших обозначение Ausf.C, также состояла из 110 машин. Она строилась с мая по август 1940 года. Эти танки отличались наличием германской радиоантенны и изменённым расположением глушителя.

На 105 машинах модификации D был введён прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовую броню довели до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть остались без изменений.

С ноября 1940 по май 1941 года выпустили 275 танков модификации Е – вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни – 50 мм, борта корпуса и башни – 30 мм). Боевая масса достигала 9,87 т. На левой надгусеничной полке монтировался ящик для инструментов большего размера. Водитель и наводчик получили более совершенные приборы наблюдения.

Следующая модель F, изготавливавшаяся с мая по октябрь 1941 года, от предыдущей практически не отличалась. Несколько раньше была выпущена и серия танков модификации S в количестве 90 штук. Предназначавшиеся для Швеции, эти танки должны были быть готовы к февралю 1940 года. К заказчику они так и не попали, поскольку были реквизированы Вермахтом.

Не получив заказанных танков, Швеция, тем не менее в конце 1940 года приобрела лицензию на их производство, а в 1941–1943 годах шведская фирма Scania-Vabis изготовила 220 единиц.

Чехословацкие лицензионные танки эксплуатировались в Швеции до 1957 года, после чего были выведены в резерв. В 1960–1963 годах шасси боевых машин послужило базой при изготовлении бронетранспортёров Pbv 301, которые, в свою очередь, находились на вооружении шведской армии до середины 1970-х годов. Демонтированные танковые башни по сей день используются в качестве огневых точек в системе шведской береговой и аэродромной обороны.

Последней же серийной модификацией, выпущенной на БММ, стала Ausf.G. От варианта Е она отличалась отсутствием ящика для амуниции. Было изготовлено 324 машины. В июле 1942 года после выпуска 1414 танков всех модификаций производство Pz.38(t) прекратили.

Кроме линейных танков, для германской армии выпускались также и командирские Pz.Bef.Wg.38(t), количество которых составляло 5 % от общего числа произведённых машин. Главные их отличия состояли в рамочной антенне над моторным отделением и в отсутствии лобового пулемёта в корпусе.

Боевое применение PzKpfw 38(t)

К началу Польской кампании танками Pz.38(t) были укомплектованы 67-й танковый батальон 3-й лёгкой дивизии Вермахта, которая накануне вторжения в Польшу входила в состав 15-го лёгкого корпуса 10-й полевой армии группы армий «Юг». Всего к началу Второй мировой войны фирма БММ изготовила 78 Pz.38(t), 57 из них поступили в 67-й батальон – 55 Pz.38(t) и 2 Pz.Bef.38(t). 3-я лёгкая дивизия действовала на правом фланге 10-й армии. Прорвав польскую оборону в районе Ченстоховы, она начала продвигаться в направлении Конецполя, где была атакована эскадронами Краковской бригады кавалерии. В этом бою, закончившемся плачевно для польской конницы, были подбиты два танка Pz.38(t). После форсирования р. Пилица 3-я лёгкая дивизия участвовала в операции по пресечению попытки отхода польских войск от Радома за Вислу. В 20-х числах сентября дивизию перебросили под Модлин, где она и встретила окончание Польской кампании. За время боёв было безвозвратно потеряно семь танков Pz.38(t). После завершения боевых действий в Польше все лёгкие дивизии Вермахта переформировали в танковые. 3-я лёгкая дивизия стала 8-й танковой, а 67-й танковый батальон развернули в 10-й танковый полк. По данным, приводимым в зарубежных источниках, в операции по оккупации Дании и Норвегии принимали участие 15 танков Pz.38(t). Накануне Французской кампании (операция «Гелб») танки Pz.38(t) имелись в составе двух немецких танковых дивизий – 7-й и 8-й. По состоянию на 10 мая 1940 года в 7-й танковой дивизии насчитывалось 34 танка Pz.1, 68 Pz.II, 91 Pz.38(t), 24 PZ.IV и 8 Pz.Bef.38(t). В 8-й танковой дивизии – 58 Pz.II, 116 Pz.38(t). 23 Pz.IV и 15 Pz.Bef.38(t). Особенно отличилась 7-я танковая дивизия, которой командовал генерал-майор Эрвин Роммель. После форсирования р. Мёз и прорыва «Линии Мажино» 7-я танковая 15 мая близ Флавиона нанесла поражение 1-й французской бронетанковой дивизии (1.DCR). Конечно же, лёгкие Pz.38(t) немцев были бессильны в открытом бою против тяжёлых французских В1bis. Они выиграли бой за счёт превосходства в тактике, в манёвре, в инициативе младших командиров. Ну и, наконец, командир немецкой танковой дивизии был явно талантливее своего французского коллеги. Спустя пять дней 7-я танковая вышла к Ла-Маншу в районе Абвиля, отрезав Британские экспедиционные силы от их базы в Шербуре. 22 мая танкисты Роммеля отражали ожесточённые, но безуспешные контратаки англичан в районе Арраса. Конец Французской кампании дивизия встретила в Шербуре. Что касается 8-й танковой дивизии, то в боях у Ретеля и Шамона её главным противником стала 3-я французская механизированная дивизия (3.DLM) За время Французской кампании потери 7-й и 8-й танковых дивизий в чехословацких боевых машинах составили 54 единицы, из них шесть танков были потеряны безвозвратно.

В апреле 1941 года танки Pz.38(t) 8-й танковой дивизии приняли участие в операции «Марита» – нападении на Грецию и Югославию. Дивизия наступала с территории Австрии и Венгрии и действовала в основном в Хорватии, население которой встречало немцев как освободителей. Окончание боёв на Балканах, последовавшее 27 апреля после капитуляции Греции, 8-я танковая встретила в Сараево. За время операции дивизия потеряла семь танков.

Советские танкисты пересаживаются в захваченный танк Pz.38(t)

В операции «Барбаросса» принимали участие 17 немецких танковых дивизий. Шесть из них были вооружены чехословацкими танками: 6-я танковая – Pz.35(t), остальные – Pz.38(t). Как известно, на 22 июня 1941 года на Востоке, включая резерв Главного командования Вермахта (2-я и 5-я танковые дивизии), было сосредоточено около 3680 танков и штурмовых орудий. Таким образом, Pz.38(t) составляли 17 % танкового парка Германии того периода. Четыре танковые дивизии (7-я, 12-я, 19-я и 20-я) входили в состав 3-й танковой группы генерала Гота (группа армий «Центр»), 8-я танковая действовала в составе 4-й танковой группы генерала Гёпнера (группа армий «Север»). 3-я танковая группа нанесла главный удар по стоявшим вдоль границы частям 126-й и 128-й советских стрелковых дивизий. Немецкие войска имели на этом участке многократное превосходство в людях и абсолютное в танках. Поэтому в первый же день советские стрелковые дивизии, так и не успев развернуться, были смяты и отброшены от границы. Оказывая сопротивление, они начали отходить на северо-восток. 7-я и 20-я немецкие танковые дивизии устремились к городу Алитус. Здесь их встретила наша 5-я танковая дивизия полковника Фёдорова из состава 3-го мехкорпуса. 10-й танковый полк 5-й дивизии в трех километрах западнее Алитуса первым встретил и уничтожил передовой отряд фашистских мотоциклистов. Затем танкисты 9-го танкового полка, артиллеристы 5-го мотострелкового полка и отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона 5-й танковой дивизии, подпустив танки врага на 200-300 метров, открыли по ним огонь прямой наводкой. За 30 минут боя они подбили 16 вражеских машин. Продвижение врага было приостановлено. Однако к вечеру запас снарядов в наших танках иссяк. Подходил к концу и запас горючего. Поэтому наши танкисты вынуждены были отступить, оставив в заслоне один танковый полк, которому отдали все оставшиеся снаряды.

В дальнейшем части 3-й танковой группы воевали под Смоленском и Витебском. Здесь они часто сталкивались с тяжёлыми советскими танками и , против которых лёгкие Pz.38(t) были совершенно бессильны. Но и танки оказались для Pz.38(t) весьма грозным противником. Так, 24 июня экипаж танка БТ-7 из всё той же 5-й танковой дивизии в составе старшего сержанта Найдина и красноармейца Копытова уничтожил 12 немецких Pz.38(t).

По состоянию на 10 сентября 1941 года в строю 7-й немецкой танковой дивизии осталось 62 танка Pz.38(t), безвозвратные потери при этом составили 59 машин. На эту же дату в 8-й танковой дивизии имелось 78 боеготовых Pz.38(t) (безвозвратно потеряно 20 танков). В 12-й танковой дивизии на 26 августа оставалось в строю 42 Pz.38(t) (47 машин этого типа были уничтожены). На 25 августа в 19-й танковой числилось в строю 57 исправных Pz.38(t) (безвозвратные потери 21 танк), а в 20-й – 52 (безвозвратные потери 37 танков).

Тем не менее 3-я танковая группа продолжала продвигаться в глубь советской территории. Через Ржев, Калинин и Клин её танки наступали на Москву, охватывая её с севера но к 30 ноября, истощив свой наступательный потенциал, перешли к обороне.

В начале 1942 года наибольшим количеством танков Pz.38(t) располагала вновь сформированная 22-я танковая дивизия. Её боевое крещение состоялось в марте 1942-го при атаке позиций советских войск на Керченском полуострове. В утреннем тумане части 22-й дивизии столкнулись с готовившимися к атаке советскими частями, смешались и понесли большие потери. К началу немецкого летнего наступления помимо 22-й танковой дивизии танки Pz.38(t) имелись ещё в шести соединениях Вермахта.

Весной 1943 года Pz.38(t) были практически изъяты из боевых танковых частей Восточного фронта. Так, перед началом Курской битвы они имелись только в 8-й и 20-й танковых дивизиях – три и девять единиц соответственно. Всего же на 1 июля 1943 года в Вермахте насчитывалось 204 боеготовых танка этого типа. По состоянию на октябрь 1944 года (этим месяцем заканчивается статистика по Pz.38(t)) в Вермахте имелось ещё 229 этих боевых машин.

LT vz.38 - ТNHР -
Panzerkampfwagen 38(t) -
Pz.Kpfw.38(t).

Танк LТ-38 разработан в 1938 году концерном "ЧКД-Прага" под обозначением TNHP. Отличался простой, рациональной конструкцией. В его ходовой части с каждого борта использовались четыре опорных катка большого диаметра, сблокированных попарно на листовых рессорах. Ведущие колеса с трансмиссией располагались в передней части корпуса. Для облегчения ремонта трансмиссии в полевых условиях в передней части корпуса был сделан большой люк. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки и двух 7,92-мм пулеметов.

В качестве силовой установки использовался шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения. Первоначально танк поставлялся чехословацкой армии, а после оккупации Чехословакии Германией его производство продолжалось уже для нужд вермахта. До 1942 года вермахту было поставлено 1411 таких машин под маркой танк 38(t). Но особую известность танк получил в связи с тем, что его простое надежное шасси широко использовалось для создания самых разнообразных самоходно-артиллерийских установок, бронетранспортеров, ремонтно-эвакуационных машин и другой техники. Одних только так называемых "истребителей танков" типа "Хетцер" с начала 1944 года и до конца войны было выпущено 2500 единиц. После войны эти вооруженные 75-мм пушкой установки поставлялись армии Швейцарии под обозначением G13.

Лучшим чехословацким легким танком был LТ vz.38 или TNHP производства фирмы ЧКД. Это была последняя модель, полностью отработанная до оккупации страны фашистской Германией и в 1938 году заказанная чешской армией. Однако по условиям мюнхенского договора Чехословакия должна была ограничить производство вооружения, поэтому подготовка к серийному производству боевых машин LТ - TNHP была приостановлена.

Ко времени оккупации Чехии и Моравии 15 марта 1939 года со сборочной линии завода фирмы ЧКД сошли всего 3 предсерийных машины. После оккупации Чехословакии фашистской Германией производство легкого танка ТNНР было продолжено для нужд гитлеровской армии, в которой он получил обозначение Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A. Первые 9 серийных машин под обозначением 38(t) Ausf. А покинули стены завода BMM 22 мая 1939 года. Всего же до начала второй мировой войны было построено 98 танков этой модификации.

Рz.Kрfw.38(t) представлял собой легкий танк с экипажем из трех человек (Словакия) или четырех (Германия, Венгрия, Румыния). Толщина брони не превышала 10-25-мм. Рz.Kрfw.38(t) имел ходовую часть типа "Кристи", которая состояла из четырех обрезиненных сдвоенных опорных катков большого диаметра (775-мм). Каждая пара опорных катков подвешивалась индивидуально на листовых рессорах. В передней части корпуса располагалось ведущее колесо с 19 зубьями, в задней - колесо натяжения с механизмом натяжения. В верхней части корпуса находились два маленьких поддерживающих катка.

В качестве силовой установки танки оснащались 6-цилиндровыми рядными карбюраторными двигателями типа "Прага" ЕРА мощностью 125 л. с. при 2200 об/мин. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A развивал по дороге максимальную скорость 48 км/ч и 20-25 км/ч при движении по бездорожью. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки "Шкода" А-7 и 7,92-мм пулемета ZВ 53 (vz. 37), которые размещались в башне, и второго такого же пулемета в лобовом листе корпуса. Башня танка не имела силового привода, перемещение орудия в вертикальной плоскости, а также поворот башни выполнялись вручную. Командир имел в своем распоряжении наблюдательную башенку с четырьмя смотровыми щелями, закрытыми пуленепробиваемым стеклом, и перископ.

Попасть внутрь машины можно было либо через люк в командирской башенке, либо через люк над местом механика-водителя с правой стороны корпуса. Некоторые исследователи (Чарльз К Климент и Хилари Л. Дойл) утверждают, что в аварийной ситуации танк можно было покинуть через люк в противопожарной перегородке, ведущий в силовое отделение, из которого можно было выйти наружу, подняв верхние защитные крышки.

Радиостанция размещалась слева в передней части корпуса. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A, как и LT vz. 38, имел штыревую антенну, которая обеспечивала устойчивую радиосвязь на дальности до 5-9 км, и "боевую" поручневую антенну с радиусом действия 1 км, закрепленную на левом борту корпуса. Несколько позже немцы стали оснащать танки своими радиостанциями FuG 5 и FuG 2. Системы внутренней связи не было, поэтому командиру приходилось общаться с механиком-водителем при помощи разноцветных сигнальных огней.

И, наконец, немцы установили дополнительное бронирование пулемета в виде кольца, которое монтировалось вокруг его маски. В остальном танк не претерпел никаких изменений по сравнению с тремя предсерийными LT vz. 38.

По основным параметрам чешские танки LT vz. 35 и LT vz. 38, безусловно, превосходили ту технику, которой располагала гитлеровская армия в 1938-1939 годах (т.е. Pz.I и Pz.II). Таким образом, захват чехословацкой промышленности и материальной части чехословацких танковых частей способствовал значительному усилению фашистской армии. На основе чешского LT vz. 38 немцы построили ряд модификаций, а также использовали его шасси для производства самоходных артиллерийских установок.

Еще до захвата Чехословакии Германией были выпущены конструктивно близкие к модели LT vz. 38 танки LTP и LTH. Танк LTP имел боевой вес 7,5 т. Форма его башни приближалась к цилиндрической, а командирская наблюдательная башенка располагалась в ее правой части. Такие танки поставлялись Перу. Танк LTH был вооружен 24-мм пушкой и двумя пулеметами. Боевой вес LTH составлял 7,5 т. С незначительными изменениями танк TNHP начал производиться в Швеции под обозначением m/41. Производство Т-21 было организовано в Венгрии, где вместе с новым вооружением он стал называться "Туран" I (с 40-мм пушкой) и "Туран" II (с 75-мм пушкой). При этом его лобовая броня была увеличена до 60-мм.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

4600 мм

ширина

2120 мм

высота

2400 мм

Экипаж

4 человека

Вооружение

1х37-мм пушка 2 х 7,92-мм пулемета

Боекомплект

72 снаряда 2400 патронов

Бронирование:
лоб корпуса
лоб башни
Тип двигателя

карбюраторный "Прага"

Максимальная мощность

125 л.с.

Максимальная скорость
Запас хода

250 км

Bapианты

  • TNHP Первоначальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в 1935 году изготовлено 50 штук)
  • LTP Экспортный вариант для Перу
  • LTH Экспортный вариант для Швейцарии
  • LT vz. 38 Обозначение в Чехословацкой армии (на вооружение принят не был)
  • Strv m/41 Производились по лицензии в Швеции
  • Sav m/43 Штурмовое орудие на базе LT vz. 38, производилось в Швеции
  • PzKpfw 38(t) A-D Танк производства Германии
  • PzKpfw 38(t) E-G Pz 38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной фронтальной брони
  • PzKpfw 38(t) Ausf S Производился для Швеции, но был конфискован Германией
  • SdKfz 138 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм немецкой пушкой
  • SdKfz 139 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм советской пушкой
  • SdKfz 138/1 Grille САУ со 150-мм немецкой пехотной пушкой; текже был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов
  • SdKfz 140 Flakpanzer 38(t) ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой
  • SdKfz 140/1 Разведывательный танк
  • SdKfz 141/1 Разведывательный танк с 20-мм орудием, взятым от бронемобиля SdKfz.222
  • Jagdpanzer 38(t) Hetzer Истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48
  • G-13 Швейцарское обозначение Hetzer"ов, проданных Чехословакией Швейцарии после войны.

Источники:

  • М.Б. Барятинский. Легкие танки Второй Мировой;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • LT vz.38 Pz.Kpfw. 38(t) Praga ;
  • PzKpfw 38(t) LT vz.38 ;
  • Thomas L. Jentz: Die deutsche Panzertruppe 1933-1942;
  • Chris Bishop, The Encyclopedia of Weapons of World War II.

Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.3 / 1.3 / 1.3 БР

4 человек Экипаж

Подвижность

9,7 тонн Масса

5 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

90 снарядов боезапас

10° / 25° УВН

одноплоскостной
вертикальный стабилизатор

5 500 снарядов боезапас

200 снарядов размер обоймы

769 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A - немецкое наименование чешского легкого танка LT vz.38, который был захвачен немцами ввесной 1939 года после оккупации Чехословакии. С 1939 по осень 1941 года, танк был одним из лучших легких танков в мире, т.к. сочетал в себе хорошие подвижность и манёвренность, высочайшую надёжность, хорошее противопульное бронирование и неплохое вооружение. Поэтому немцы, после испытаний машины, не только приняли на вооружение уже построенные танки LT vz.38, но и продолжили их выпуск постоянно модернизируя и улучшая их конструкцию, кроме того, после прекращения выпуска танков в 1942 году, на базе их шасси выпускалось множество другой техники, такой как САУ и ЗСУ .


Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A принимал участие в Польской, Французской и Балканской кампаниях Вермахта, где показал себя очень эффективной боевой машиной. Последней кампанией в которой танк принимал участие стала операция Барбаросса (нападение на СССР), где стало очевидным что машина уже не может эффективно вести боевые действия т.к. броня и вооружение танка уже сильно уступали новым советским средним и тяжелым танкам. Тем не менее танки Pz.Kpfw. 38(t) использовались в Вермахте до самого конца войны. Ausf. A - первая серийная модификация танков LT vz.38, это первые 150 машин выпущенные с мая по ноябрь 1939 года которые, первоначально, предназначались для Чехословацкой армии, но были захвачены немцами на заводе еще до поступления танков в войска.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

15 мм участок брони под маской орудия который пробивается даже крупнокалиберными пулемётами

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A обладает лучшей лобовой броней, чем большинство аналогичных легких танков на том же БРе . Почти вся лобовая броня танка имеет толщину 25-30 мм, что исключает её пробитие крупнокалиберными пулемётами, за исключением узкого участка брони под маской орудия, который имеет толщину всего 15 мм и может пробиваться крупнокалиберным пулемётом. Несмотря на хорошую лобовую бронезащиту, машина все равно уязвима для вражеских орудийных снарядов, а очень плотная компоновка внутри приводит к тому, что снаряд с хорошим заброневым действием может уничтожить танк с одного попадания. Борта и корма танка защищены хуже - 15 мм во всех проекциях, поэтому, при атаках с флангов и тыла, Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A уязвим для любого вооружения, кроме пулемётов ружейного калибра. На живучести танка негативно сказывается расположение боекомплекта, который размещен длинной пачкой вдоль правого борта и в башне. Не раз осколки снарядов противников, задевшие боекомплект машины, приведут к его взрыву.

Подвижность

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A имеет очень хорошую подвижность и манёвренность. Максимальная скорость в 47 км/ч делает танк одним из самых быстрых в своём классе и даёт преимущества перед более медленными легкими и средними танками. У танка также неплохая манёвренность, как с места, так и во время движения, что даёт возможность быстро и почти без потерь скорости менять направление движения на ходу. С места манёвренность чуть хуже, но все равно достаточная чтобы быстро разворачиваться на месте. Задний ход в 6 км/ч не такой быстрый, но, учитывая размеры танка, достаточный чтобы быстро сдать назад, за укрытие и спрятать машину от огня противников. Проходимость Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A на высоте, машина без труда и значительных потерь скорости преодолевает почти все рельефные ландшафты в игре. Единственным недостатком в проходимости танка является преодоление разрушаемых препятствий, таких как заборы, деревья и прочее, где машина очень сильно замедляется и теряет скорость разрушая собой объекты. Игроку стоит быть аккуратным при резких манёврах на скорости и на крутых склонах, т.к. при узкой базе машина довольно высокая и может перевернуться при неаккуратном манёвре.

Вооружение

Основное орудие

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A вооружен 37-мм орудием KwK 38(t) с боезапасом в 90 снарядов. Орудие обладает неплохим, для своего БРа, бронепробитием, но слабым заброневым действием снарядов, что приводит к тому что для уничтожения противника, в основном, нужно 2-3 снаряда. Выведение из строя вражеской техники с одного попадания редкость для этого орудия. На дальних дистанциях у пушки присутствует небольшой разброс снарядов, но всё равно точность стрельбы довольно хорошая. Орудие обладает хорошими углами вертикальной наводки (УВН) от -10 до 25 градусов.

Для танка доступно три вида снарядов:

  • Pzgr. 34(t) - бронебойный остроголовый снаряд (с бронебойным наконечником). Стандартный снаряд Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A имеет достаточное бронепробитие чтобы бороться со всеми встречающимися противниками, меньшее, однако, чем у Pzgr.(t) umg.. Заброневое действие у снаряда слабое.
  • PzGr. 40 - бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие, но практически не имеет заброневого действия. Малоэффективен при стрельбе по наклонной броне. На дальних дистанциях теряет своё бронепробитие и уступает обычным бронебойным снарядам. Рекомендуется для стрельбы по хорошо бронированным целям, а также для точечных ударов по экипажу и модулям противников на ближних дистанциях.
  • Pzgr.(t) umg. - бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Имеет лучшее бронепробитие чем у Pzgr. 34(t), но меньшее чем у PzGr. 40, при этом обладает таким же заброневым действием как и Pzgr. 34(t). Может эффективно бороться со всеми встречающимися противниками. Рекомендуется как основной снаряд для данного танка.

Пулемётное вооружение

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A вооружен 7,92-мм пулемётом vz.37 с боезапасом в 5500 патронов. Пулемёт находиться в башне и спарен с орудием. Может быть эффективен при стрельбе по не бронированным целям, таким как например ЗСУ на базе грузовиков и для стрельбы по членам экипажа вражеской техники не защищенными броней. Против бронированных противников пулемёт бесполезен.

Применение в бою

Расположение экипажа и модулей внутри Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A, благодаря своей хорошей подвижности, может одним из первых приехать на точки захвата. Неплохая лобовая броня и хорошая подвижность и манёвренность дают возможность использовать этот танк как в авангарде атак, так и для поддержки атакующих сил. Но несмотря на лучшую, чем у других легких танков, лобовую броню, машина всё равно очень уязвима для снарядов, особенно крупного калибра, поэтому игроку нужно быть осторожным чтобы лишний раз не подставлять свою машину под вражеский огонь. По этой причине Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A может неплохо себя зарекомендовать в атаках из засад или фланговых обходах противника. Малые размеры машины позволяют занимать неожиданные для противника позиции, а отличные скорость и манёвренность позволят быстро и не заметно заходить противникам во фланг или тыл. Единственные две тактики, которые не подойдут этому танку - это оборона точек и снайперская стрельба. Слабое бронирование, плотная компоновка и не так уж быстро вращающаяся башня делают Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A не самым лучшим выбором для обороны, а разброс снарядов при стрельбе на дальние дистанции и снижение бронепробития снарядов исключают возможность ведения эффективного огня на дальние дистанции.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Хорошая лобовая броня
  • Отличная подвижность
  • Замечательная манёвренность
  • Неплохое бронепробитие
  • Превосходная проходимость
  • Хорошие УВНы

Недостатки:

  • Слабое заброневое действие снарядов
  • Слабое бронирование бортов и кормы
  • Плотная компоновка
  • Расположение боекомплекта

Историческая справка

Легкий танк LT vz.35 на замену которому пришел LT vz.38

В конце 30-х годов армия Чехословакии нуждалась в замене уже устаревшего по конструкции лёгкого танка LT vz.35. На объявленный конкурс откликнулись 2 компании - Škoda и Сeskomoravska-Kolben-Danek (ЧКД). После испытаний был принят на вооружение вариант танка ЧКД, в основном из-за безотказной надежности материально-технической части танка (после пробега в 7740 км, которые танк преодолел без единой серьёзной поломки, что для того времени было настоящим достижением) и получил обозначение LT vz.38. Первый заказ от министерства национальной обороны Чехословакии поступил ЧКД в апреле 1938-го года и составлял 150 машин, но ни одна машина так и не попала в армию из-за оккупации Чехословакии войсками Вермахта в марте 1939 года. Немецкая реквизиционная команда обнаружила первые танки LT vz.38 на заводах ЧКД. Их сразу же реквизировали как боевые трофеи и взяли на испытание. Немцам машина очень понравилась и танк был принят на вооружение под обозначением Pz.Kpfw 38(t), буква «t» в скобках указывала на то, что он был чешским (от немецкого tschechischen, означающее чешский). Более того, после того как все 150 машин предназначавшихся для Чехословацкой армии были построены, немцы делали последующие заказы ЧКД на эти танки.

В Вермахте Pz.38(t) оценили по достоинству, ведь по надежности и вооружению он превосходил немецкие танки Pz.Kpfw I и Pz.Kpfw II. Pz.38(t), на конец 30-х годов, был одним из лучших легких танков в мире, сочетал в себе такие положительные качества как высокая скорость и маневренность, хорошее вооружение, позволяющее справляться не только со всеми легкими танками других стран, но и с некоторыми моделями средних танков, а также отличался небывалой надежностью ходовой части. Но машина имела и некоторые конструктивные недостатки, например броня танка скреплялась заклепками, а не сваркой. В начале 40-х годов все танкостроительные фирмы мира отказались от клепаной брони и перешли на сварку, т.к. заклепки добавляли лишний вес танку, а при попадании вражеского снаряда по клёпаной броне, заклепки, отрываясь от взрывной волны, могли представлять большую угрозу экипажу, чем осколки вражеских снарядов.

Немецкий танкист на Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A

Танк использовался немцами при захвате Польши, Франции и в Балканской кампании, где показал себя с хорошей стороны. Последней кампанией, где воевал танк, стала Восточная кампания против Советского Союза. В начальный период кампании (лето 1941-го года) Pz.Kpfw 38(t)был таким же эффективным как и ранее, но уже с появлением на арене боевых действий новейших советских танков Т-34 и КВ-1 показал свою полную небоеспособность против них - 37-мм пушка не могла справится с броней советских новинок, в то время как сам Pz.Kpfw 38(t) прошивался орудиями Т-34 и КВ-1 практически насквозь. В начале 42-го года от дальнейшего выпуска танка отказались т.к. противостоять Т-34 и КВ-1, которых на фронте становилось всё больше, он уже не мог. Но немцы так нуждались в пополнении все растущих потерь в бронетехнике, что не могли терять уже отлаженное под Pz.Kpfw 38(t) производство. В связи с этим, а также с учётом большой надежности шасси танка, на заводах ЧКД было разработано множество машин на базе Pz.Kpfw 38(t), таких как Marder III, Jagdpanzer 38(t), Aufklärungspanzer 38(t) и многое другое, таким образом шасси танка выпускалось до самого конца войны. Известно что по состоянию на октябрь 1944 года, в Вермахте всё еще числилось 229 единиц танков Pz.Kpfw. 38(t), после октября статистика учета перестала вестись, но, скорее всего, некоторые танки Pz.Kpfw. 38(t) принимали участие в боях вплоть до капитуляции нацистской Германии.

За период войны было выпущено 8 модификаций данного танка - A, B, C, D, E, F, S и G + командирские варианты. На столь долгий срок выпуска этих машин, возможно, сыграло роль еще то, что немцам остро не хватало своих бронетанковых войск и им была нужна любая возможность нарастить свой боевой потенциал, однако, так удачно подвернувшаяся им техника, пожалуй, была одной из лучшей на конец 30-х годов, а о её надёжности и говорить не приходилось.

Особенности модификации танка Pz.Kpfw 38(t) Ausf. A (номера шасси с 1 по 150):

  • Перископ кругового обзора командира танка не защищен бронекрышкой-колпаком и выступает из защитного стакана-цилиндра
  • По левому борту смонтирована "боевая" поручневая антенна
  • На кормовой плите корпуса машины поперек люка доступа к вентилятору размещено крепление инструмента - кирки и лопаты
  • В подвеске танка использованы узкие резиновые бандажи и пакеты из 14 листовых рессор
  • Светоотражатели размещены спереди по самым углам надгусеничных полок, а не на специальных креплениях, как на последующих модификациях
  • С июля 1939 года и до конца производства модификации (ноябрь 1939 года) слева над глушителем танка размещались приборы дымопуска по типу Pz. III / Pz. IV
  • В ходе производства между шаровой установкой башенного пулемета и пушкой введена пластина, препятствующая ориентации пулеметного ствола в ствол пушки
  • К концу производства на левом заднем углу подбашенного листа появился поручень для облегчения посадки экипажа
  • Практически в начале производства введена установка фары "Нотек" спереди на левой гусеничной полке и конвойного фонаря "Нотск" сзади на стойке с правой стороны.

Медиа

    Наступление группы танков Pz.Kpfw. 38(t)

    Немецкие танки Pz.Kpfw. 38(t) (слева) и Pz.Kpfw. III (справа) во время операции «Барбаросса»

    Pz.Kpfw. 38(t) (слева) и Pz.Kpfw. II (справа) преодолевают склон

    Подразделение вооруженное танками Pz.Kpfw. 38(t) в наступлении

    Группа танков с Pz.Kpfw. 38(t) (между деревьями) движущаяся через лесополосу

    Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A