Старец зосима и смысл эпиграфов. Зосима (старец Зосима) (Братья Карамазовы)

«Если удастся, то сделаю дело хорошее: заставлю сознаться, что чистый, идеальный христианин - дело не отвлеченное, а образно реальное, возможное, воочию предстоящее, и что христианство есть единственное убежище Русской Земли ото всех ее зол». (30, кн. 1; 229). Эти строки писал Ф.М. Достоевский в письмах к Н.А. Любимову по поводу образа старца Зосимы, отсылая в редакцию очередные части романа «Братья Карамазовы».

Исследователь Кравцова полагает, что здесь видна авторская установка на создание не только правдоподобного, но реального, будто взятого из самой жизни героя. Подобная установка реализуется уже в первых упоминаниях о Зосиме в романе, в том кратком экскурсе в историю старчества (гл. «Старцы»), где Зосима ставится в ряд с реальными старцами-подвижниками XVIII-XIX вв.: Паисием Величковским, оптинскими старцами, чем создается впечатление исторически реального образа.

Прототипика играет существенную роль в художественном мире Достоевского. Прототип у писателя не только первообраз, а прежде всего основа реальности образа. В.И. Даль дает слову прототип синоним «истинник». У Достоевского прототип - именно «истинник», т.е. залог истинности, жизненной подлинности литературного героя. Это в первую очередь относится к «идеальному христианину» - старцу Зосиме.

Понимание образа старца Зосимы шло во многом по пути его соотнесения с реальными лицами. Выше нами уже было упомянуто о посещении Достоевским Оптиной пустыни и встрече со старцем Амвросием. В связи с этим событием в личной библиотеке писателя находились некоторые духовные книги: «Жизнеописание оптинского старца, иеромонаха Леонида», «Слова подвижнические» Исаака Сирина, труды Симеона Нового Богослова, изданные в Оптиной под наставительством старца Макария, и др.

Поездка Достоевского в Оптину Пустынь была одним из важнейших событий в духовной жизни писателя и во многом определила творческие идеи и характер романа «Братья Карамазовы». Знакомство с Оптинским старцем Амвросием, этим живым воплощением русской святости, подвело итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя.

Священник Геннадий (Беловолов) полагает, что встреча эта носит глубоко символический характер. В лице великого гения русской литературы и великого святого Русской Церкви после почти векового разрыва встретились Церковь и интеллигенция, Православие и культура, святость и гениальность, что во многом определило характер взаимоотношений русской культуры и Православия в последующее время.

Мнение о том, что Амвросий Оптинский является прототипом старца Зосимы, стало общепринятым в литературе. Восприятие образа старца Зосимы как отражение реального старца Амвросия имело неожиданное продолжение в реальной действительности, когда уже саму Оптину Пустынь и оптинских старцев стали воспринимать через призму романа «Братья Карамазовы» и образ старца Зосимы.

Это восприятие относится, прежде всего, к старцу иеросхимонаху Анатолию (Потапову). Он был учеником старца Амвросия, одним из его духовных наследников. В начале ХХ века о. Анатолий был признанным оптинским старцем, к которому приезжало много читающей интеллигентной публики.

Литературный герой определял восприятие действительности. Роман «Братья Карамазовы» для русской читающей публики становился подчас своего рода путеводителем по Оптиной Пустыни.

Существовали предположения, что прототипом мог быть старец Леонид - ближайший из учеников Паисия Величковского, «возобновитель» старчества на Руси. Старец Леонид говорил о необходимости познания самого себя, которое, будучи связано с глубокой искренностью и смирением, является основой для обретения полной радости и глубокого осознания всего. Но часто человек приходит к ошибочному сужению о себе и создает свое искусственное «я».

Зосима из «Братьев Карамазовых» в одном из эпизодов выявляет сложные внутренние процессы, ведущие к созданию этого искусственного «я». Он говорит, что от непрочности этого созданного «я» происходят крайняя обидчивость, замкнутость, вызванная страхом открыться и быть судимыми, презрение к другим, что означает, по мнению старца, неспособность любить и принимать жизнь такой, какая она есть.

Осознание этой «ошибочной идеи» и ложь самому себе являются, по мнению не только Зосимы, но и старца Леонида, одним из главных источников несчастий, самым трудным препятствием на пути «схождения ума в сердце».

На стиль поучений Зосимы Достоевский указывал сам в цитированном уже письме Н.А. Любимову: «Эта глава («О Священном Писании в жизни отца Зосимы») восторженная и поэтическая, прототип взят из некоторых поучений Тихона Задонского, а наивность изложения - из книги странствований инока Парфения». (30, кн. 1; 229) В качестве возможного прототипа Зосимы, давшего имя герою Достоевского, назывался схимонах Зосима Тобольский (1767-1835). Приводились также параллели к образу старца Зосимы из агиографии: св. Зосима Палестинский (VI в.) из жития Марии Египетской, св. Зосима Соловецкий (ум. 1478) и др. Существуют также сравнения Зосимы с русскими подвижниками св. Серафимом Саровским и Сергием Радонежским.

Все возраставший в 1870-е гг. интерес Достоевского к «Святой Руси» и ее виднейшим представителям - от древнерусского периода до современного - вполне закономерен. Именно здесь ищет писатель реальные прообразы типа «идеального христианина», православного «делателя».

Н. Буданова пишет, что Достоевскому был близок такой тип русской святости, как «труженичество во Христе», и в частности, «труженический» подвиг преподобного Сергия Радонежского, органически сочетавшего духовное и общенациональное созидание.

У Достоевского Зосима вспоминает эпизод из «Жития» Сергия Радонежского (прямо не называя имени святого). Он рассказывает о том, как «приходил раз медведь к великому святому, спасавшемуся в лесу, в маленькой келейке, и умилился над ним великий святой, бесстрашно вышел к нему и подал ему хлеба кусок: «Ступай, дескать, Христос с тобой», и отошел свирепый зверь послушно и кротко, вреда не сделав» (14; 178). Этот рассказ Зосимы намечен черновой записью в «Исповеди старца», где уже прямо называется имя святого.

Еще одна художественная деталь связывает роман с Сергием Радонежским: в главе «Великий инквизитор» Иван Карамазов упоминает, что «к иным праведникам, по жизнеописанию их, сходила сама Царица Небесная». (14; 219) Здесь речь идет об известном из жития преподобного Сергия видении ему (первому из русских святых) Божьей Матери.

Из числа византийских и древнерусских православных святых, получивших отражение в творчестве Достоевского (Иоанн Лествичник, Феодосий Печерский, Нил Сорский и некоторые другие), Сергия Радонежского, Тихона Задонского и Феодосия Печерского следует выделить особо. В «Дневнике писателя» в 1876 г. Достоевский охарактеризовал их как носителей высоких религиозно-нравственных и исторических идеалов русского народа, святость которых, по неоднократным разъяснениям писателя, состоит, прежде всего, в том, что в глубинах народного духа сохранился - как высочайший идеал - неискаженный образ Христа, утраченный или замутившийся в западном христианстве.

Названные прототипы и прообразы, ни один не равняясь полностью Зосиме, в совокупности складываются в «образно реальный» обобщенный тип «русского инока».

Б. Тарасов справедливо отмечает, что мысли старца Зосимы выражают в «Братьях Карамазовых» многовековой опыт православной культуры, сосредоточивавшийся на Руси в монастырях. Народ русский, рассуждает Зосима, хотя и отягощен, подобно другим народам, своим и мировым грехом, все равно молится святому и высшему, знает, что «где-то есть святой и высший, у того зато правда, тот знает правду, значит не умирает она на земле» (14; 29). И пока «русский инок» несет в себе образ Христов и «чистоту Божией правды», пока сохраняются православные ценности, это «тысячелетнее орудие для нравственного перерождения от рабства к свободе и к нравственному совершенствованию» (14; 27), до тех пор живет и надежда на спасение человека, на изменение его отношений с другими через осознание онтологической вины и взаимное служение. «Всякий пред всеми за всех виноват, не знают только этого люди, а если б узнали - сейчас был бы рай» (14; 270). Это откровение умирающего брата Маркела, усиленное затем «таинственным посетителем», Зосима вспоминает в критический момент своей светской жизни. Оно подвигает и Митю Карамазова к внутреннему перевороту, определяя его всепрощающую логику вслед за Тем, Кто, по словам Алеши, «может все простить, всех и вся и за все», потому что Сам отдал «неповинную кровь Свою за всех и за все» (14; 24).

Еще одна важная особенность проповеди старца заключается в учении о «деятельной любви» к ближнему, опыт которой убеждает в бытии Бога и бессмертии души и которою «все покупается, все спасается», свои и даже чужие грехи. Деятельную любовь или конкретное добро, не содержащее внутренней противоречивости, он считает великой силой, способной неисповедимыми путями «на другом конце мира» отдаваться, ибо, как известно, «все связано со всем».

Многие исследователи, по мнению Дунаева, указывают на прямое влияние трудов преподобного Исаака Сирина, отразившихся в речах Зосимы.

Профессор Р. Плетнев сделал ценное обобщение, выделив в учении старца Зосимы следующие основные идеи:

«1. Христос - Богочеловек, идеал, цель и венец мира, и этот Христос у нас, это русский, православный Христос.

2. Божественный лик заключен в каждом человеке.

3. Основа всего мира - Любовь: а) Любовью связуется мир; б) Любовь сердечная претворяет мир в рай; в) Любовь - основа для чувства смиренной всеответственности одного за всех; г) невозможность деятельно любить - ад.

4. Путем страданий добиваемся смирения и приобретаем любовь сердечную.

5. Необходимость свободной веры без чуда - веры сердца.

6. Возможность для верующего мгновенного покаяния - перерождения сердцем».

Плетнев справедливо замечает, что эти идеи встречаются у Достоевского «и много ранее», но «самое яркое воплощение» они нашли именно в речах Зосимы. В системе идей старца отражены важные вероучительные истины Православия, и лишь замечание о «русскости» Христа есть особая мысль самого Достоевского. Но для писателя понятия русский и православный тождественны. Поэтому сочетание русский Христос означает лишь утверждение, что полнота веры Христовой заключена в Православии, хранимом прежде всего в церковности русского народа, основного носителя православных истин.

Дунаев продолжает, что систему Плетнева можно дополнить следующими идеями, важными для уяснения строя воззрений старца, составляющих основу романа:

7. Понимание свободы, основанное на принципе полнейшего удовлетворения земных потребностей человека, ложно и ведет к еще большей несвободе и кровавым трагедиям. Истинное понимание свободы заложено в идее отречения такого принципа. В этом важнейшее значение иноческой жизни, утвержденной на отказе от лишних и ненужных потребностей и на отказе от своеволия.

8. Попытка устроения в мире без Христа приведет к отказу от понятия греха и преступления - и к возрастанию их в мире. Но Христос обережет мир «ради кротких и смиренных» от всеобщего самоуничтожения.

9. В молитве человек укрепляет в себе образ Христов и тем спасается от гибели в житейских блужданиях.

10. Смирение есть сознание собственной сугубой греховности. Судить поэтому надобно прежде себя, но не ближних своих.

11. Гордыня есть приобщение сатане, поэтому пребывание в духе гордости - «ад добровольный и ненасытимый».

12. Гордыня есть причина отказа признать свою ответственность за весь грех людской.

Учение старца есть во многом опровержение системы идей, утверждаемых Инквизитором. Как известно, Зосима является идейным антиподом Ивану Карамазову. Старец как бы по пунктам отвечает на измышления Ивана - и этим объясняется содержание поучений Зосимы: Достоевский изложил то, что, по его мнению, имело наипервейшее значение именно для его времени, что было злободневно в эпоху возрастания конкретных дьявольских соблазнов.

Таким образом, Достоевский усиливает духовно-православную традицию через образы православной обители и старца Зосимы. Святоотеческое учение, вложенное писателем в уста старца, становится в романе ключевыми текстами, без которых концептуальная глубина его не может быть осмыслена до конца.

Касательно сюжетной линии стоит отталкиваться от содержания. Как писал Набоков «всю длинную, вялую историю старца Зосимы можно было бы исключить без всякого ущерба для сюжета, скорее это только придало бы книге цельности и соразмерности».

ЗОСИМА (старец Зосима) («Братья Карамазовы»), старец, духовный наставник Алексея Карамазова. Повествователь , пре­жде чем повести речь о старце Зосиме, кратко излагает в главе «Старцы» историю и суть старчества , что очень важно для по­нимания образа и Зосимы, и Алеши Кара­мазова, а также одной из основных тем романа в целом.

"Если удастся, то сделаю дело хорошее: заставлю сознаться, что чистый, идеальный христианин - дело не отвлеченное, а образно реальное, возможное , воочию предстоящее, и что христианство есть единственное убежище Русской Земли ото всех ее зол". Эти строки писал Ф.М. Достоевский в письмах к Н.А. Любимову по поводу образа старца Зосимы , отсылая в редакцию очередные части романа "Братья Карамазовы".

Здесь видна авторская установка на создание не только правдоподобного, но реального, будто взятого из самой жизни героя . Подобная установка реализуется уже в первых упоминаниях о Зосиме в романе, в том кратком экскурсе в историю старчества (гл. "Старцы"), где Зосима ставится в ряд с реальными старцами-подвижниками XVIII-XIX вв.: Паисием Величковским, оптинскими старцами, чем создается впечатление исторически реального образа.

Понимание образа старца Зосимы шло во многом по пути его соотнесения с реальными лицами. Как известно, летом 1878 г. Достоевский вместе со своим другом Вл. Соловьевым посетил Оптину пустынь, где встретился со старцем Амвросием, который его глубоко потряс . Поездка Достоевского в Оптину Пустынь была одним из важнейших событий в духовной жизни писателя. Вызванная личным переживанием смерти младшего сына Алеши, эта поездка во многом определила творческие идеи и характер романа "Братья Карамазовы". Знакомство с Оптинским старцем Амвросием, этим живым воплощением русской святости, "хранителем образа Христова", носителем народной правды, подвело итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя . Встреча эта носит глубоко символический характер (после почти векового разрыва встретились Церковь и интеллигенция, Православие и культура, святость и гениальность). Мнение о том, что Амвросий Оптинский является прототипом старца Зосимы , стало общепринятым в литературе.

Жизненный путь старца Зосимы выясняется из "Сведений биографических" (гл. "Русский инок") и разрозненных замечаний в романе. "Старец Зосима <…> происходил из помещиков , когда-то в самой ранней юности был военным и служил на Кавказе обер-офицером", "…родился я, - рассказывает о себе Зосима, - в далекой губернии северной, в городе В., от родителя дворянина, но не знатного и не весьма чиновного…"

После смерти старшего брата Маркела мать определила Зиновия "в Петербург в кадетский корпус", "чтобы в императорскую гвардию потом поступить". В кадетском корпусе Зиновий пробыл "долго, почти восемь лет…", по окончании получив звание обер-офицера.

В "Сведениях биографических " лишь единственный раз указывается точная хронологическая дата - поединок Зиновия , ставший поворотным моментом в его жизни . О нем сказано: "в двадцать шестом году дело было ". Сразу после поединка Зиновий подал прошение об отставке , "а через пять месяцев удостоился Господом Богом стать на путь твердый и благолепный…". Таким образом, обер-офицер Зиновий ушел в монастырь в конце 1826 - начале 1827 г. На этом заканчивается "послужной список" обер-офицера Зиновия и начинается житие старца Зосимы.

Шестая книга, «Русский инок», раскрывающая учение старца Зосима , следует непосредственно за исповедью Ивана Карамазова. Таким образом, писатель композиционно ставит старца З. в положение идейного антипода брата Ивана. Их главное разногласие - в отношении к миру . Зосима . выражает его умиленно-восторженно , Иван бунтует против действительности, основанной на слезах и крови детей . Однако именно З. дано понять «богомученичество» Ивана . Старец учит о восхождении души к Богу: «Землю целуй и неустанно, ненасытимо люби, ищи восторга и исступления сего, омочи землю слезами радости твоея и люби сии слезы твои».

Современная Достоевскому либеральная критика не приняла образ старца 3. Он был также отвергнут и оптинскими старцами . К.Н.Леонтьев в статье «О всемирной любви» (1880) упрекал Достоевского в серьезном уклонении от «церковного пути»: «Братство по возможности и гуманность действительно рекомендуются Св. писанием Нового завета для загробного спасения личной души; но в Св. писании нигде не сказано, что люди дойдут посредством этой гуманности до мира и благоденствия . Христос нам этого не обещал… Это неправда…» В письмах к В.В.Розанову Леонтьев повторил свои упреки Достоевскому в незнании подлинного монашества и «неправославном» изображении монахов в романе «Братья Карамазовы». Вл.С.Соловьев в письме к К.Н.Леонтьеву (середина 1880-х гг.) написал, что Достоевский рассматривал религию лишь «в подзорную трубу» и «стать на действительно религиозную почву никогда не умел». Можно предположить, что в последнем замечании философа содержится ключ к пониманию «святого» героя: Достоевский не стремился к буквальной религиозной достоверности. Он не был религиозным писателем . Создавая образ 3. как учителя Алеши Карамазова (заметим, главного героя повествования, как это заявлено в начале романа, которому предстояло, по мысли писателя, повторить путь 3.), доверяя старцу слова, опровергающие идеи Великого инквизитора, писатель опирался прежде всего на нравственные устои внутри самого человека, в пробуждении которых он видел главную задачу религии. Для этого он и вел своих героев от безверия к вере. А проводником был избран 3осима.

ЛК: Старцы - это качество духовного состояния монаха, достигается путем молитвы . Старец – это пророческий тип служения церкви. +дар исцеления, дар пророчества. Достоевский природы старчества не знал, но у него был личный опыт общения с Амвросием в Оптиной пустыни. Глава из Евангелие – Кана Галилейская(в которой Иисус совершил первое своё чудо: стал свидетелем свадьбы очень бедных людей, которые пили воду, потому что не было вина. Иисус обратил воду в вино) соответсвует тому, чему всю жизнь учил Зосима. Он старался не обличать людей; от самого человека зависит рай или ад у него в душе. Старался учить людей выстраивать этот рай в душе своей. Зосим хотел, чтобы Алёша сам выбрал, чем в жизни хочет заниматься. Антипод Зосимы – Иван Карамазов , который ищет рационального решения всех проблем . Зосима же понимает простую вещь: 1) история не может быть бесконечна . Если она бесконечна – в ней нет смысла. 2) в мире по определению нет гармонии и быть не может, потому что этот мир делает грешный человек . Зосима пытается внушить, что всё зависит от человека, от его усилий. Это его свободный выбор.

Старца отличают красота жизни, вера, любовь к людям. Зосима не является портретом канонического старца, это герой Достоевского. Учение Зосимы о человеке и мире преобладает над учением о Боге. Это литературный образ старца. Уклон в земную жизнь делает образ Зосимы радостным.

Основные идеи, высказанные старцем:

1) Христос - Богочеловек, идеал, цель и венец мир а, и этот Христос у нас, это русский, православный Христос.

2) Божественный лик заключен в каждом человеке.

3) Основа всего мира - Любовь : а) Любовью связуется мир , б) Любовь сердечная претворяет мир в рай , в) Любовь – основа для чувства смиренной всеответственности одного за всех, г) невозможность деятельно любить - ад.

4) Путём страданий добиваемся смирения и приобретаем любовь сердечную .

5) Необходимость свободной веры без чуда - веры сердца.

6) Возможность для верующего мгновенного покаяния - перерождения сердцем .

7) Понимание свободы, основанное на принципе полнейшего удовлетворения земных потребностей человека, ложно и ведёт к ещё большей несвободе и кровавым трагедиям . Истинное понимание свободы заложено в идее отречения от такого принципа. В этом важнейшее значение иноческой жизни, утверждённой на отказе от лишних и ненужных потребностей и на отсечении своеволия.

8) Попытка устроения в мире без Христа приведёт к отказу от понятия греха и преступления - и к возрастанию их в мире . Но Христос обережёт мир "ради кротких и смиренных" от всеобщего самоуничтожения.

9) В молитве человек укрепляет в себе образ Христов и тем спасается от гибели в житейских блужданиях.

10) Смирение есть сознание собственной сугубой греховности . Судить поэтому надобно прежде себя , но не ближних своих.

11) Гордыня есть приобщение сатане , поэтому пребывание в духе гордости - "ад добровольный и ненасытимый".

12) Гордыня есть причина отказа признать свою ответственность за весь грех людской.

ЛК: Достоевский: нравственное богатство – в христианстве. Идеал будет хранить, по мысли Д, русский инок , поэтому он в своем романе пытался уравновесить образ Ивана-разрушителя образом старца Зосимы . Почему образ Зосимы не мог оказаться таким удачным, как образ Ивана? Одна из причин: Достоевский не понимал и не мог понимать природы старчества.

Старец Зосима находится в центре по­вествования в книгах 2-й («Неуместное соб­рание»), 6-й («Русский инок») и даже после своей кончины в книге 7-й («Алеша»), и образ его, нравственная тема, связанная с ним, его духовное учение противопостав­лены в романе «карамазовщине». Кредо его учения сконцентрировано в простых, но все­объемлющих по смыслу словах: «...по­смотрите кругом на дары Божии: небо яс­ное, воздух чистый, травка нежная, птички, природа прекрасная и безгрешная, а мы, только мы одни безбожные и глупые и не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит только нам захотеть понять - и тотчас же он настанет во всей красоте своей, обни­мемся мы и заплачем...»

Эпиграфом к роману стали слова из Евангелия от Иоанна: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Это одно из любимых евангельских изречений Достоевского, в котором заложена великая и универсальная мысль о глубокой связи всего со всем в этом мире , где малое, незаметное, на первый взгляд, случайное может нести в себе большой общечеловеческий смысл.

(про эпиграф в ЛК еще было, но у меня, к сожалению, нет, если найду у кого-нибудь, пришлю)

Касательно сюжетной линии стоит отталкиваться от содержания. Как писал Набоков «всю длинную, вялую историю старца Зосимы можно было бы исключить без всякого ущерба для сюжета, скорее это только придало бы книге цельности и соразмерности». Сколько раз я вспомнила эти слова. Готовя этот вопрос…!

ЗОСИМА (старец Зосима) («Братья Карамазовы»), старец, духовный наставник Алексея Карамазова. Повествователь, пре­жде чем повести речь о старце Зосиме, кратко излагает в главе «Старцы» историю и суть старчества, что очень важно для по­нимания образа и Зосимы, и Алеши Кара­мазова, а также одной из основных тем романа в целом.

"Если удастся, то сделаю дело хорошее: заставлю сознаться, что чистый, идеальный христианин - дело не отвлеченное, а образно реальное, возможное, воочию предстоящее, и что христианство есть единственное убежище Русской Земли ото всех ее зол". Эти строки писал Ф.М. Достоевский в письмах к Н.А. Любимову по поводу образа старца Зосимы, отсылая в редакцию очередные части романа "Братья Карамазовы".

Здесь видна авторская установка на создание не только правдоподобного, но реального, будто взятого из самой жизни героя. Подобная установка реализуется уже в первых упоминаниях о Зосиме в романе, в том кратком экскурсе в историю старчества (гл. "Старцы"), где Зосима ставится в ряд с реальными старцами-подвижниками XVIII-XIX вв.: Паисием Величковским, оптинскими старцами, чем создается впечатление исторически реального образа.

Понимание образа старца Зосимы шло во многом по пути его соотнесения с реальными лицами. Как известно, летом 1878 г. Достоевский вместе со своим другом Вл. Соловьевым посетил Оптину пустынь, где встретился со старцем Амвросием, который его глубоко потряс. Поездка Достоевского в Оптину Пустынь была одним из важнейших событий в духовной жизни писателя. Вызванная личным переживанием смерти младшего сына Алеши, эта поездка во многом определила творческие идеи и характер романа "Братья Карамазовы". Знакомство с Оптинским старцем Амвросием, этим живым воплощением русской святости, "хранителем образа Христова", носителем народной правды, подвело итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя. Встреча эта носит глубоко символический характер (после почти векового разрыва встретились Церковь и интеллигенция, Православие и культура, святость и гениальность). Мнение о том, что Амвросий Оптинский является прототипом старца Зосимы, стало общепринятым в литературе.

Жизненный путь старца Зосимы выясняется из "Сведений биографических" (гл. "Русский инок") и разрозненных замечаний в романе. "Старец Зосима <…> происходил из помещиков, когда-то в самой ранней юности был военным и служил на Кавказе обер-офицером", "…родился я, - рассказывает о себе Зосима, - в далекой губернии северной, в городе В., от родителя дворянина, но не знатного и не весьма чиновного…"

После смерти старшего брата Маркела мать определила Зиновия "в Петербург в кадетский корпус", "чтобы в императорскую гвардию потом поступить". В кадетском корпусе Зиновий пробыл "долго, почти восемь лет…", по окончании получив звание обер-офицера.

В "Сведениях биографических" лишь единственный раз указывается точная хронологическая дата - поединок Зиновия, ставший поворотным моментом в его жизни. О нем сказано: "в двадцать шестом году дело было". Сразу после поединка Зиновий подал прошение об отставке, "а через пять месяцев удостоился Господом Богом стать на путь твердый и благолепный…". Таким образом, обер-офицер Зиновий ушел в монастырь в конце 1826 - начале 1827 г. На этом заканчивается "послужной список" обер-офицера Зиновия и начинается житие старца Зосимы.

Шестая книга, «Русский инок», раскрывающая учение старца Зосима, следует непосредственно за исповедью Ивана Карамазова. Таким образом, писатель композиционно ставит старца З. в положение идейного антипода брата Ивана. Их главное разногласие - в отношении к миру. Зосима. выражает его умиленно-восторженно, Иван бунтует против действительности, основанной на слезах и крови детей. Однако именно З. дано понять «богомученичество» Ивана. Старец учит о восхождении души к Богу: «Землю целуй и неустанно, ненасытимо люби, ищи восторга и исступления сего, омочи землю слезами радости твоея и люби сии слезы твои».

Современная Достоевскому либеральная критика не приняла образ старца 3. Он был также отвергнут и оптинскими старцами. К.Н.Леонтьев в статье «О всемирной любви» (1880) упрекал Достоевского в серьезном уклонении от «церковного пути»: «Братство по возможности и гуманность действительно рекомендуются Св. писанием Нового завета для загробного спасения личной души; но в Св. писании нигде не сказано, что люди дойдут посредством этой гуманности до мира и благоденствия. Христос нам этого не обещал… Это неправда…» В письмах к В.В.Розанову Леонтьев повторил свои упреки Достоевскому в незнании подлинного монашества и «неправославном» изображении монахов в романе «Братья Карамазовы». Вл.С.Соловьев в письме к К.Н.Леонтьеву (середина 1880-х гг.) написал, что Достоевский рассматривал религию лишь «в подзорную трубу» и «стать на действительно религиозную почву никогда не умел». Можно предположить, что в последнем замечании философа содержится ключ к пониманию «святого» героя: Достоевский не стремился к буквальной религиозной достоверности. Он не был религиозным писателем. Создавая образ 3. как учителя Алеши Карамазова (заметим, главного героя повествования, как это заявлено в начале романа, которому предстояло, по мысли писателя, повторить путь 3.), доверяя старцу слова, опровергающие идеи Великого инквизитора, писатель опирался прежде всего на нравственные устои внутри самого человека, в пробуждении которых он видел главную задачу религии. Для этого он и вел своих героев от безверия к вере. А проводником был избран 3осима.

ЛК: Старцы - это качество духовного состояния монаха, достигается путем молитвы. Старец – это пророческий тип служения церкви. +дар исцеления, дар пророчества. Достоевский природы старчества не знал, но у него был личный опыт общения с Амвросием в Оптиной пустыни. Глава из Евангелие – Кана Галилейская(в которой Иисус совершил первое своё чудо: стал свидетелем свадьбы очень бедных людей, которые пили воду, потому что не было вина. Иисус обратил воду в вино) соответсвует тому, чему всю жизнь учил Зосима. Он старался не обличать людей; от самого человека зависит рай или ад у него в душе. Старался учить людей выстраивать этот рай в душе своей. Зосим хотел, чтобы Алёша сам выбрал, чем в жизни хочет заниматься. Антипод Зосимы – Иван Карамазов, который ищет рационального решения всех проблем. Зосима же понимает простую вещь: 1) история не может быть бесконечна. Если она бесконечна – в ней нет смысла. 2) в мире по определению нет гармонии и быть не может, потому что этот мир делает грешный человек. Зосима пытается внушить, что всё зависит от человека, от его усилий. Это его свободный выбор.

Старца отличают красота жизни, вера, любовь к людям. Зосима не является портретом канонического старца, это герой Достоевского. Учение Зосимы о человеке и мире преобладает над учением о Боге. Это литературный образ старца. Уклон в земную жизнь делает образ Зосимы радостным.

Основные идеи, высказанные старцем:

1) Христос - Богочеловек, идеал, цель и венец мира, и этот Христос у нас, это русский, православный Христос.

2) Божественный лик заключен в каждом человеке.

3) Основа всего мира - Любовь: а) Любовью связуется мир, б) Любовь сердечная претворяет мир в рай, в) Любовь – основа для чувства смиренной всеответственности одного за всех, г) невозможность деятельно любить - ад.

4) Путём страданий добиваемся смирения и приобретаем любовь сердечную.

5) Необходимость свободной веры без чуда - веры сердца.

6) Возможность для верующего мгновенного покаяния - перерождения сердцем.

7) Понимание свободы, основанное на принципе полнейшего удовлетворения земных потребностей человека, ложно и ведёт к ещё большей несвободе и кровавым трагедиям. Истинное понимание свободы заложено в идее отречения от такого принципа. В этом важнейшее значение иноческой жизни, утверждённой на отказе от лишних и ненужных потребностей и на отсечении своеволия.

8) Попытка устроения в мире без Христа приведёт к отказу от понятия греха и преступления - и к возрастанию их в мире. Но Христос обережёт мир "ради кротких и смиренных" от всеобщего самоуничтожения.

9) В молитве человек укрепляет в себе образ Христов и тем спасается от гибели в житейских блужданиях.

10) Смирение есть сознание собственной сугубой греховности. Судить поэтому надобно прежде себя, но не ближних своих.

11) Гордыня есть приобщение сатане, поэтому пребывание в духе гордости - "ад добровольный и ненасытимый".

12) Гордыня есть причина отказа признать свою ответственность за весь грех людской.

ЛК: Достоевский: нравственное богатство – в христианстве. Идеал будет хранить, по мысли Д, русский инок, поэтому он в своем романе пытался уравновесить образ Ивана-разрушителя образом старца Зосимы. Почему образ Зосимы не мог оказаться таким удачным, как образ Ивана? Одна из причин: Достоевский не понимал и не мог понимать природы старчества.

Старец Зосима находится в центре по­вествования в книгах 2-й («Неуместное соб­рание»), 6-й («Русский инок») и даже после своей кончины в книге 7-й («Алеша»), и образ его, нравственная тема, связанная с ним, его духовное учение противопостав­лены в романе «карамазовщине». Кредо его учения сконцентрировано в простых, но все­объемлющих по смыслу словах: «...по­смотрите кругом на дары Божии: небо яс­ное, воздух чистый, травка нежная, птички, природа прекрасная и безгрешная, а мы, только мы одни безбожные и глупые и не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит только нам захотеть понять - и тотчас же он настанет во всей красоте своей, обни­мемся мы и заплачем...»

Эпиграфом к роману стали слова из Евангелия от Иоанна: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Это одно из любимых евангельских изречений Достоевского, в котором заложена великая и универсальная мысль о глубокой связи всего со всем в этом мире, где малое, незаметное, на первый взгляд, случайное может нести в себе большой общечеловеческий смысл.

(про эпиграф в ЛК еще было, но у меня, к сожалению, нет, если найду у кого-нибудь, пришлю)

Шестидесятипятилетний старец Зосима (Зиновий) болеет и чувствует скорую смерть, он рассказывает своим близким ученикам про те обстоятельства, которые заставили его сорок лет назад, когда он был молодым офицером, внезапно принять постриг. В то время его звали Зиновием.

Как и Дмитрий Карамазов, Зиновий обладал вспыльчивым и норовистым характером. Узнав, что любимая им прекрасная девушка, пока он находился в командировке, вышла замуж за образованного молодого помещика, он приходит в ярость, оскорбляет своего соперника, что приводит к дуэли, накануне дуэли после пирушки пьяный Зиновий возвращается домой. Без всяких на то оснований он серчает на своего денщика Афанасия, и, хотя тот ни в чем не виноват, избивает его до крови. Для молодых офицеров того времени такое жестокое поведение не было чем-то необычным. Денщики были крепостными крестьянами, и для них такое обращение не являлось чем-то из ряда вон выходящим.

Проснувшись, Зиновий видит прекрасное утро и вдруг чувствует стыд и греховность своей души. Нет, он не боится дуэли, что-то другое тревожит его сердце. Его неприятие себя чувствуется все острее и становится невыносимым. И тогда его осеняет, что его терзания обусловлены тем, что накануне он избил своего денщика. Он вспоминает, что когда он бил Афанасия, тот стоял не шелохнувшись и даже не поднимал руки, чтобы заслониться. И тогда «словно игла острая прошла мне всю душу насквозь».

За окном светит солнце, зеленеет листва, птички поют и бога хвалят... Зиновий бросается на постель, закрывает руками лицо и плачет навзрыд. Вместе с угрызениями совести он ощущает, что до сегодня он жил вне этого прекрасного сотворенного богом мира, будучи погружен в иной, безрадостный мир.

В эту минуту он припоминает старшего брата Маркела, умершего от чахотки в семнадцать лет. Зиновию же было тогда девять. Находясь при смерти в окружении слуг, он говорит матери: «Матушка, кровинушка ты моя, воистину всякий пред всеми за всех виноват, не знают только этого люди, а если б узнали — сейчас был бы рай!»

Эти слова покойного брата приносят в сердце Зиновия какой-то новый и очищающий свет. Сознание того, что все греховны, заполняет его душу, но это не приводит к мрачной ненависти к самому себе. Наоборот, Зиновий ощущает единение со всеми и огромную радость от пребывания в совместности, он ощущает, что находится в «раю». Он понимает, что жизнь — это совсем не то, что он считал жизнью раньше.

Так получается, что избитый им бессловесный денщик вызывает в Зиновии страшные угрызения совести, в результате чего он переживает духовное возрождение. Зиновий идет

в каморку Афанасия, становится передним на колени, ударяется лбом об пол и проект прощения. Афанасий вначале не может понять, что происходит, но потом заливается слезами. Несмотря на разное социальное положение между ними зарождается братская любовь.

После этого Зиновий садится вместе с секундантом в повозку и едет в лес — на место дуэли. Первым выпало стрелять его сопернику. Пуля лишь задевает ухо Зиновия. Вместо того чтобы теперь выстрелить самому, Зиновий швыряет пистолет в лес, оборачивается к только что стрелявшему в него сопернику и просит у него прощения. Тот сердится, а секунданты кричат, что, стоя у барьера, просить прощения — это позор для полка. Но Зиновий все-таки мирится со своим дуэлянтом.

Это неожиданное происшествие жарко обсуждается в полку, сослуживцы Зиновия находят его человеком странным, но люди все-таки относятся благосклонно к его отказу стрелять на дуэли. Когда же они узнают, что Зиновий намеревается подать прошение об отставке и стать монахом, они начинают относиться к нему еще более сочувственно, ибо «монаха судить нельзя». Городское общество, и в особенности его женская часть, тоже одобряют поступок этого «чудака», Зиновия зазывают к себе, «сами смеются надо мной, а меня же любят.

Зиновий уходит в монастырь, нарекается Зосимой и сорок лет проводит в монастыре.

В ответ на недоуменные вопросы о причинах своего поступка Зиновий говорит о том, что люди погрязли во лжи, и ему захотелось порвать с этим миром. Об этом же говорит Достоевский и в своих ранних произведениях — «Двойнике», «Зимних заметках о летних впечатлениях», «Записках из подполья».

Через переживание своей греховности и страдания Зосима осознает свою приобщенность к людям. Как я уже отмечал в главе Такой душевный опыт был свойствен Достоевскому. Раскольников видит сон об уничтожении человечества, и через «грустный и мучительный отзвук» этих горячечных грез он осознает, что он не один на этом свете. Таким образом, духовный опыт Зиновия (Зосимы) имеет непосредственное отношение к опыту самого Достоевского, который был неоднократно изображен в судьбах его персонажей. Старец Зосима, выделяющийся среди этих персонажей своей «святостью», Раскольников, князь Мышкин — все это «двойники» самого Достоевского.

До «Братьев Карамазовых» Достоевский изображал своих персонажей вплоть до момента их преображения в «нового человека». Он не описывал их судьбу после этого преображения. Мы не знаем, что произошло с Раскольниковым в дальнейшем. Аркадий («Подросток»), Дмитрий («Братья Карамазовы») — тоже молодые люди, которые находятся в процессе преображения. В этом смысле образ Зосимы является для Достоевского новым и исключительным.

Для Зосимы из «Братьев Карамазовых», стоящего на пороге превращения в «обновленного человека», представляется важным его радостное ощущение слиянности с природой и чувство гармонии с миром. Он не говорит о свете, исходящим от религии. Вместо этого он тихо, но жарко говорит о «соприкосновении с природой». В молодые годы он вместе с отцом Анфимом отправился путешествовать по стране собирать пожертвования в пользу монастыря. В это время он глубоко проникается чувством красоты природы, той природы, которая является божественным созданием, дающим нам жизнь.

Однажды летом ему пришлось заночевать вместе с рыбаками на берегу большой реки. Зосима глубоко ощущает, что тихо струящиеся сквозь время воды и огромная умиротворенная земля вокруг принадлежат к созданному богом миру. Этому богу возносят хвалу и трава, и муравьи, и пчелы. Как и Макар («Подросток») во время своих странствований, Зосима ощущает во всем божественную тайну. «Соприкосновение с природой» этого божественного мира позволяет Зосиме чувствовать свою приобщенность ко всем проявлением жизни, что является для него источником радости. Таким образом, высшая цель человека заключается в общении с природой. Восхищение Зосимы косыми закатными лучами обусловлено тем, что этот свет для него связан с вечными принципами жизни на этой земле, тем, что это дает возможность и мертвым, и живым ощутить свою сопричастность к единой жизни. Преображенный Зосима воспринимает природу не в рамках пантеизма, это живое восприятие живого человека.

В то же самое время Зосима далек от мистицизма. Он не слишком увлечен богословскими построениями — намного больше он озабочен разговорами, которые могут принести непосредственную помощь человеку, в чем он и преуспевает. Чтобы увидеть досточтимого Зосиму и услышать от него слова утешения, к нему в монастырь являются многочисленные крестьянки из самых разных дальних мест. Беседы с ними и составляют «работу» Зосимы. Внимательно выслушивая их полные отчаяния горестные признания, герой отвечает точно, просто и с чувством. В этом деле он достиг большого мастерства. Он не вдается в теоретизирование, не прибегает он и к «дешевым» словам утешения, сообразованным с безграмотностью женщин. В нем нет актерства и шутовства, свойственных для многих персонажей Достоевского. Зосима из «Братьев Карамазовых» — не мечтатель, который ощущает внутренний конфликт.

Зосима обладает зорким глазом, который позволяет ему немедленно понять беды женщин. По отношению к каждой из них он выбирает соответствующий подход. Вот несчастная мать, у нее уже умерли два ребенка, вот умер и третий... Выслушав ее полный отчаяния рассказ и помолившись за детей, Зосима дожидается минуты, когда женщина немного придет в себя, и велит ей возвращаться к мужу. Другая молодая женщина, добравшись до него, шепотом начинает открывать ему страшную тайну. Она дрожит от страха. Всего через несколько слов Зосима понимает, что страх женщины обусловлен ее беспокойством за судьбу мужа, он останавливает ее, тут же приникает ухом к ее губам — так, чтобы ее слова не были слышны окружающим, и продолжает выслушивать ее. После этого он говорит ей, что бог непременно простит и помилует того, кто без страха покается в своих грехах. Он снимает свой крест и надевает его на шею женщины.

Помещице Хохлаковой, которая слаба верой и мучается оттого, что не верит в будущую жизнь, Зосима велит через конкретные поступки проявлять любовь к ближнему — и тогда мучения ее прекратятся. Эту любовь через дела сам Зосима осуществляет посредством тех утешительных бесед, которые он ведет с несчастными женщинами. Этот герой — поборник деятельной любви, и в этом отношении он представляет собой разительный контраст по сравнению с Версиловым — с его абстрактной любовью к человечеству. Из поведения Зосимы, этого «психологического консультанта», понятно, что он готов делать добро всякому. Например, в общении с отвратительным и законченным шутом — Фёдором Карамазовым — он проявляет откровенную холодность. В то же самое время он отнюдь не призывает порвать с миром потому, что в нем есть такие отвратительные люди, как Фёдор. Не призывает он и к тому, чтобы человек затворялся в монастырской жизни и посвящал себя служению богу. Своему любимому послушнику Алёше Карамазову он велит идти в мир и соединиться со своим отцом и братьями. Открытый характер Зосимы обладает силой, которая позволяет ему помогать людям и приносить им пользу.

Зосима из «Братьев Карамазовых» не производит впечатление особой торжественности и чистоты, свойственной знаменитому монаху. Это касается не только его внешнего облика. Да, от него исходит свет, но он не умеет «подать» себя, он описывается, словно бы это был самый обыкновенный человек. В нем нет крайностей и эксцентричности. По тому, как он разговаривает с бедными женщинами, видно, что Зосима горит желанием помочь людям, но харизматичность в нем отсутствует. Зосима — монах, но он отнюдь не против того, чтобы люди прибегали в случае болезни к лекарствам. Он не призывает к страданию. В том, как написано его «житие», можно обнаружить черты, свойственные «настоящим» житиям православных святых, но в то же самое время там нет той торжественности и величественности, тех чудес, которые так любит русская православная церковь. В сущности, Зосима не совершает ни одного поступка, которое можно было бы назвать «чудом». Его жизнь далека от драматического религиозного подвижничества, это жизнь самого заурядного монаха.

Отсутствие мистицизма в образе Зосимы из «Братьев Карамазовых» хорошо видно по тому, как описана его кончина. Хотя многие люди верят в то, что тело богоугодного знаменитого монаха должно быть нетленным, уже на второй день после смерти от тела этого почти святого человека начинает исходить тлетворный дух. Люди судачат об этом. Таким образом, Достоевский лишает Зосиму ореола мистической святости.

Тем не менее, в пантеистическом ощущении Зосимой бога в природе есть и элемент мистицизма. Но это какой-то «обыденный» мистицизм, в нем нет отрицания рационального начала. В этой интерпретации природа предстает не как холодное, механическое и неорганическое начало, в нем есть место для любви к жизни. Для Достоевского был, видимо, привлекателен образ человека, обладающего здравым смыслом и сохраняющего какие-то остатки пантеистического и мистического восприятия мира.

Считается, что прообразом для Зосимы из последнего романа Достоевского послужили реальные личности (в частности, монах Тихон Задонский), но все-таки Достоевский создал такой «приземленный» и соответствующий прозе жизни конструкт, который был далек от канонического. Это такой человек, который живет на одной с другими людьми земле, разговаривает с ними и любит их.

В течение длительного времени Достоевский мечтал о новом типе интеллигента, который родится в России для совместного бытия с простыми людьми. Сразу после завершения «Братьев Карамазовых» он писал Благонравову (19 декабря 1880): «Возрождается и идет новая интеллигенция, та хочет быть с народом. ...Эта новогрядущая интеллигенция русская, кажется, именно теперь начинает подымать голову».

Старец Зосима из «Братьев Карамазовых» облачен в монашеские одежды, но на самом деле речь идет о чаемом Достоевским новом образованном человеке, который идет вперед вместе с народом.

Главная > Литература

АНТИТЕЗА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА

СТАРЦА ЗОСИМЫ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»

Антитеза широко используется Достоевским в его итоговом романе с целью противопоставления персонажей. Воссоздание особенностей внешности, быта, речи, идей героев – на этих и других уровнях писатель настойчиво вводит прием контраста. Ярким примером в данном случае выступает образ старца Зосимы: он строится в том числе и на четких антитезах с фигурами отца Ферапонта, игумена монастыря, Ивана и его Великого инквизитора, Федора Павловича Карамазова и даже самого старца в его юности. Ввиду обширности темы в рамках статьи остановимся на средствах выражения противостояния в монастырской среде, в свою очередь, резко отличающейся от мирского общества. Старец Зосима представлен Достоевским несколько необычным способом, идущим вразрез с ожиданиями читателя. Портрет старца он рисует несколько сниженный, что опровергает представление о возвышенном герое как обладателе величественной внешности: «Это был невысокий сгорбленный человечек с очень слабыми ногами, всего только шестидесяти пяти лет, но казавшийся от болезни гораздо старше, по крайней мере лет на десять. Все лицо его, впрочем, очень сухенькое, было усеяно мелкими морщинками, особенно было много их около глаз. Глаза же были небольшие, из светлых, быстрые и блестящие, вроде как бы две блестящие точки. Седенькие волосики сохранились лишь на висках, бородка была крошечная и реденькая, клином, а губы, часто усмехавшиеся, – тоненькие, как две бечевочки. Нос не то чтобы длинный, а востренький, точно у птички» . Нетрудно заметить, что среди эпитетов преобладают слова с экспрессивной стилистической окраской, указывающей на уменьшительный признак. Даже присутствует переизбыток: мелкие морщинки, седенькие волосики, бородка крошечная и реденькая, губы тоненькие. Можно сказать, это умаление доведено до литоты. Характеристика губ эпитетом «усмехавшиеся», на взгляд современного читателя, имеет неприятный смысловой оттенок – улыбка с некоторым налетом лукавства, ассоциируется с его синонимом «ухмыляться». Однако у В.И. Даля дается и другое значение слова «усмехаться» - «смеяться немо, одним движением губ, лица» . Такое прочтение позволяет вновь убедиться в сдержанности отца Зосимы: он, как и положено монаху, не смеется вслух. Нос старца сравнивается с клювом птички – тоже маленькой, причем писатель подбирает для более точного обозначения нужного ему признака просторечный вариант прилагательного – востренький. Эпентеза усиливает характерную черту. Да и сам подвижник назван «человечком». Однако, говоря о глазах, писатель не называет их глазками, хотя они и небольшие, потому что именно через них светит душевная сила старца, то, что глаза быстрые и блестящие, говорит о пронзительности взгляда. Сравнение глаз с точками сопоставимо с выражением статичности, неподвижности точки зрения, позиции и завершенности его идей. В воображении читателя формируется облик иссушенного годами и болезнью старичка-младенца, с одной стороны, отталкивающий из-за этих заостренных черт, с другой – вызывающий сочувствие. На восприятие читателя сильно влияет еще и впечатление Миусова: «По всем признакам злобная и мелко-надменная душонка». По внешнему виду этот ученый человек делает выводы и о внутренних качествах старца, тоже используя уменьшительную оценку, имеющую, однако, смысл презрительности. Из-за худощавости и некой остроты черт внешности в совокупности с видом убранства кельи ему видится образ, отдаленно напоминающий гоголевского Плюшкина, который как раз и обладал обозначенными Миусовым качествами. Но по ходу действия романа выясняется, что первое впечатление оказалось обманчивым: злоба и надменность совершенно несвойственны старцу. В отличие от эстетически невыгодной характеристики этого возвышенного героя, призванной «не допустить того, чтобы сам облик его… пленял, завораживал, порабощал» , его антиподы имеют величественную наружность. Отец игумен не противостоит старцу в идейном плане, он как главный в монастыре по-отечески любит каждого насельника. Заметна большая разница на внешнем уровне. Это «высокий, худощавый, но все еще сильный старик, черноволосый, с сильною проседью, с длинным постным и важным лицом» . Его облик являет следы аскетизма, что писатель определяет эпитетами «худощавый», «с длинным постным» лицом. С одной стороны, это говорит о физических качествах – о лице, как бы вытянутом, осунувшемся от строгого воздержания, с другой – о суровом настроении и сдержанном поведении. Не случайно два эпитета «постным и важным» спаяны союзом. Через подобную характеристику проглядывают некоторые черты натянутой строгости и даже высокомерия, появляющиеся от осознания своего главенствующего положения. Отец Ферапонт – высокий, прямой старик атлетического сложения, со свежим лицом и густыми волосами. Обращает на себя внимание описание его глаз: «Глаза его были серые, большие, светящиеся, но чрезвычайно вылупившиеся…» . Заметим, у старца глаза маленькие, у отца Ферапонта – большие, но при их характеристике писатель использует синонимичные эпитеты: блестящие – светящиеся. Этот объединяющий признак говорит о внутренней, духовной силе обоих персонажей. Однако тут же автор неожиданно снижает сформировавшийся в представлении образ, используя эпитет с негативной окраской – «вылупившиеся» глаза. Подробно описывается грубая одежда аскета и дается намек на наличие вериг, что создает именно видимый образ великого подвижника. На самом же деле, считает протоиерей Дмитрий Григорьев, отец Ферапонт – «представитель непросвещенного, темного, изуверского монашества… дегенеративный последователь иосифлянства в XIX в.» . Для этого духовного потока характерны «внешняя строгость и преобладание обрядности» . Во-вторых, резко отличаются характеристики быта и вещей в кельях монахов. Описание обстановки кельи старца Зосимы построено на контрастах: указание на роскошь тут же переменяется указанием на убожество. Так, например, старец садится на «красного дерева диванчик», который в то же время «очень старинной постройки»; гости размещаются «на четырех красного дерева» стульях, но «обитых черною сильно протершеюся кожей». Постоянно подчеркивается небольшой, подстать самому хозяину, размер окружающих вещей и самого жилища: либо они прямо названы маленькими (маленькие часы), либо это обозначено уменьшительным суффиксом (диванчик, спаленка, кровать узенькая). Только одна икона Богородицы имеет большую величину, что, вероятно, является указанием на особое благоговение старца перед Матерью Божией. Убранство кельи, где соседствуют «изящные и дорогие» образы и произведения народных умельцев, кажется безвкусным. Однако, как справедливо отмечает В. Лепахин, «они подобраны не по своим художественным достоинствам, а значит, критерий может быть один – благочестие. Если в изображении святого видны какие-либо технические недостатки, неуверенная или не совсем умелая рука, - это не главное. Важно, чтобы в изображении была видна искренняя вера художника, просвечивало его личное благочестие» . Впоследствии повествователь вводит читателя и в скрытое от посторонних помещение – спальню отца Зосимы: «Это была очень маленькая комнатка с необходимою мебелью; кровать была узенькая, железная, а на ней вместо тюфяка один только войлок. В уголку, у икон, стоял налой, а на нем лежали крест и Евангелие» . Как видно, здесь беднейшее убранство, свидетельствующее о тайной подвижнической жизни: нестяжании, умерщвлении плоти (даже время отдыха проходит с минимальным комфортом), молитве и постоянном памятовании о Боге (иконы, крест, Евангелие). В этом уединенном месте проходит сокровенная жизнь, и здесь присутствует только то, что необходимо монаху. Комнаты игумена приличествуют его сану, они «гораздо обширнейшие и удобнейшие, чем у старца» . Писатель здесь употребляет, так сказать, «сверхпревосходную» степень – с целью явственнее выделить этот контраст. Обстановка кельи игумена тоже была скромная, не отличалась пышностью и комфортом, зато поражала чистота и бросалась в глаза деталь – «на окнах было много дорогих цветов» . Повествователь акцентирует внимание не на их красоте, а именно на цене, на том, что это лучшие, избранные цветы. Такая подробность не с очень хорошей стороны характеризует игумена, говорит о предпочтении дорогостоящих вещей. Жилище отца Ферапонта, хоть и полуразвалившееся, но уединенное, древнее, прославленное подвигами предшествующего его насельника, что создает вокруг этого места и его обитателя некий загадочный, пленяющий ореол. Внутри келья «весьма похожа была на часовню, ибо заключала в себе чрезвычайно много жертвованных образов с теплившимися вековечно пред ними жертвованными лампадками…» . Не случайно писатель дважды употребляет эпитет «жертвованные»: эта утварь принесена в дар обители состоятельными людьми, имеет богатое, изящное убранство и весьма дорога. Такое роскошное, приличествующее храму или часовне убранство, множество теплившихся огоньков создают особую таинственную атмосферу. Хотя отец Ферапонт и был лишь приставлен смотреть за порядком в этой келье, повествователь оговаривается, что монах сам добился того. Следовательно, он имел какие-то свои цели: например, отъединение от братии для спокойного совершения подвигов по своему разумению. Между тем отец Зосима, напротив, призывает к единению, жертвует своим временем ради людей и заботится об их духовном благополучии. Особую роль при создании образа старца играет организация его речи. Для живого языка старца характерно использование в основном общеупотребительной лексики, что придает его речи легкость и доступность для восприятия светским человеком. Не избегает он и церковнославянских слов (ибо, сие, посему, узрите, предрекая, ныне и так далее), в его устах появляются также просторечные и разговорные слова (навыдумал, взаправду, надо-ть быть, по вас, ýдержу). Выбор для образа отца Зосимы подобной манеры речи соответствует его специфике: это человек, ежедневно читающий духовную литературу, молитвы и общающийся с людьми разных социальных слоев и образованности – братией монастыря, интеллигенцией, простонародьем. Подбор слов и их последовательность, наличие инверсий (идея эта, вся мука его ), грамматические особенности – сокращение или наращение слога и слов («любовь деятельная сравнительно с мечтательною есть дело жестокое и устрашающее» ; «почти никакого преступника и не устрашают» ; «он сознает и вину свою пред самим обществом» ) – создают эффект размеренной, удерживающей внимание слушателя, внушающей речи, даже можно назвать ее ритмической прозой. Сравнивая речь отца Зосимы с речью других монахов, нетрудно заметить, что они существенно различаются. Игумен монастыря отец Николай, встречая приглашенных к обеду, использует слова, обнаруживающие его вежливость и гостеприимство: «Милости просим, господа, откушать» , «благодарим вас с покорностью, гость драгоценный!» . Но впоследствии речь игумена становится насыщенной церковнославянскими словами и оборотами («оставив случайные распри ваши, сойтись в любви и родственном согласии, с молитвой ко Господу» ). При шутовской выходке Федора Павловича он цитирует малопонятные гостям фрагменты древних книг, подходящие к ситуации: «И начат глаголати на мя многая некая, даже и до скверных неких вещей. Аз же вся слышав, глаголах в себе: се врачевство Иисусово есть и послал исцелити тщеславную душу мою» . Цитирование этих фраз помогает ему удержать душевное равновесие и воспринять неприятную сцену как испытание. Однако старика Карамазова подобное поведение еще больше раздражает. Получается, отец Николай как бы отгораживается от своих посетителей, пытается поддержать только свою невозмутимость, попыток же утихомирить и примирить гостей он не делает. Язык отца Ферапонта также пресыщен церковнославянизмами и книжными выражениями (восстани, како, сие, на персях, во чреве, извергая извергну, чесо, аки; Христос победил заходящу солнцу), но есть у него и своя особенность – часто встречающиеся грубые слова (поганцы, в самом нечистом брюхе его, дурак, подохну). Подобная речь соответствует творимому образу отстранившегося и возвышающегося над другими человека, одержимого собственной идеей. Кроме того, его манера общаться проиллюстрирована рядом характеристик: завопил, возопил, прокричал, загремел, расходившийся. Любопытно, что отец Ферапонт, обозначая в своей речи старца Зосиму, не называет его по имени, а лишь использует указательные местоимения или эпитеты, чем выражает свое презрение. Как показывает проведенный анализ, прием антитезы позволяет писателю художественно представить различные типы мироощущения и понимания духовного подвига. Достоевский намеренно формирует эффектные образы носителей абстрактных идей и неприглядный внешний облик героя, выражающего выстраданные самим автором взгляды на мир. Это противоречие порождает желание поразмыслить над романом, дойти до его сути, обратить взор на внутреннее содержание образов, а не брать с легкостью то, что лежит на поверхности.

Список литературы:

1. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусскаго языка: В 4-х ч. Ч.4. – М.: Типография Т.Рисъ, у Мясницких воротъ, 1866. – 712 с. 2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман в четырех частях с эпилогом: В 2-х ч. – М.: Сов.Россия, 1987. – 352 с. 3. Григорьев Д., протоиерей. Преподобный Амвросий и старец Зосима Достоевского (У истоков религиозно-философских взглядов писателя) // Достоевский. Материалы и исследования. Т.16. – СПб: Наука, 2001. – С.150-163. 4. История русской святости. – Православный приход храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево, 2001. – 544 с. 5. Кунильский А.Е. «Спорные» мудрецы в романах Ф.М. Достоевского // Жанр и композиция литературного произведения: Межвузовский сборник. – Петрозаводск, 1986. – 176 с. 6. Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2002. – 736 с. Н.М. Немцова М. ГОРЬКИЙ: ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ВЕРОЙ И РАЗУМОМ Пути напряженных нравственных раздумий М. Горького сводились к обобщению судеб России и народа: потребности взглянуть на их настоящее и будущее с точки зрения заложенных в человеческой природе возможностей, раскрытия этих потенций в условиях российской действительности, в свете связей общественного прогресса с различными сторонами народной души. В 1900-м году Горький делится с Л.Толстым сокровенной своей мыслью: «<…> человек – вместилище бога живого, бога же я понимаю как неукротимое стремление к совершенствованию, к истине и справедливости <…>. Глубоко верю, что лучше человека ничего нет на земле <…> существует только человек, все же прочее есть мнение. Всегда был, есть и буду человекопоклонником <…>». Мир, напротив, для него не привлекателен: «Меня давит эта жизнь, нищая, скучная <…>, и я живу как во сне»; «Лица людей, поднятые вверх, смешно напоминали мне грязные тарелки после обеда. Здесь смеялись мало, и не всегда было ясно, над чем смеются <…>. Я чувствовал себя чужим в доме, и вся эта жизнь возбуждала во мне десятки уколов, настраивая подозрительно <…>. «Порою меня душила неотразимая тоска…». Воспринимая как-то слишком прагматически и рационально основные постулаты христианства, будучи далеким от так называемой «живой веры», о которой много говорили в XIX веке Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, ранние славянофилы, Горький совершенно неправомерно видел в христианской религии только лишь ставки на жалость, а в феномене Христа – некий «психологический казус» (так писал С.Аверинцев о ницшеанском Христе). С другой стороны, сам характер восприятия Горьким исконно христианских, онтологических понятий таких, как «жалость», было, надо признать, в сущности своей не христианским, а обыденно, даже обывательски житейским. Ему не суждено было художественно проникнуться во весь сокровенно мудрый смысл этого ключевого понятия христианства. Будочник (полицейский) Никифор разъяснил герою автобиографической трилогии его именно в таком ключе: « - Жалости много в Евангелии, а жалость – вещь вредная. Так я думаю. <…>. Надо понять – жизнь давно отвернулась от Евангелия, у нее – свой ход» . Так может рассуждать и рассуждает обычный обыватель. Говорить о христианских постулатах как о категориях вполне приземленных, обывательски-бытовых было принято и становилось вполне само собой разумеющимся на рубеже XIX-XX веков, когда человеческое общество мало-помалу утрачивало веру, а понятие «духовность» все более отождествлялось с признаками обыкновенной нравственности. Еще Ф.М.Достоевский это приметил и вложил в уста князя Мышкина («Идиот») следующие мысли: «<…> сколько я ни встречался с неверующими и сколько ни читал таких книг, все мне казалось, что и говорят они, и в книгах пишут совсем будто не про то, хотя с виду кажется, что про то. <…> сущность религиозного чувства ни под какие рассуждения, ни под какие поступки и преступления и ни под какие атеизмы не подходит; тут что-то не то, и вечно будет не то; тут что-то такое, обо что вечно будут скользить атеизмы и вечно будут не про то говорить <…>» . С другой стороны, как когда-то заметил И.В.Кириевский, «<…> находясь на высшей ступени мышления, православно верующий легко <…> может понять все системы мышления, исходящие из низших ступеней разума, и видеть их ограниченность и вместе относительную истинность. Но для мышления, находящегося на низшей ступени, высшая не понятна и представляется неразумным. Таков закон человеческого ума вообще» . В то же время есть в высказывании Горького и еще один показательный смысл. Жалость, оказывается, вредна не сама по себе, а только лишь к слабым: «Жалость требует громадных расходов на ненужных и вредных даже людей. Богадельни, тюрьмы, сумасшедшие дома. Помогать надо людям крепким, здоровым, чтоб они зря силу свою не тратили. А мы помогаем слабым, слабого разве сделаешь сильным?» . Хотя это слова одного из персонажей, они в основном созвучны мировосприятию автора. Возникает даже впечатление, что апофеоз М. Горького базируется вот на таких вполне «реалистических» высказываниях, откровенно перевернувших смысл старой народно-христианской поговорки: «Не жалей того, кто скачет, а жалей того, кто плачет».

Кроме того (и это очень показательно), возникает парадокс. Любящий, обожествляющий, почитающий человека Горький любит вроде бы не всякого человека, а конкретного: сильного, мечтательного, возвышенного, творческого и даже преступающего; слабый же при этом остается на обочине.

Очевидно, что ранние произведения Горького навсегда остались в его художественной памяти. Его частые рассуждения от первого лица с художественно-философскими обобщениями позволяют сделать вывод о непосредственном соотношении автора и рассказчика: автор вкладывает в уста рассказчика свои собственные мысли, то есть фактически сливается с ним, иными словами, у М.Горького слишком очевидна откровенная оценочность. То, что А.С.Пушкин называл «нравоучением», напоминая, что не оно является целью художника, но идеал. Идеал, в сою очередь, по напоминанию В.Непомнящего, не означает то, «что больше всего нравится»; это «<…> понятие о единстве истины, добра и красоты, то есть о той полноте совершенства, в которую верует человеческое сердце. Представления об истине, добре и красоте – индивидуальные, национальные, вероисповедные и пр. – могут различаться, и сильно; но само триединство, сама полнота его и степень, есть конкретное существо идеала, его содержание, его иное имя символ всякой веры; неполнота или ущербность представлений есть степень поврежденности образа Божия в человеке, степень удаленности от Христа – поскольку конкретная попытка идеала воплотилась во Христе».

Повышенные функции нравоучительности были более чем лаконичны в эпоху так называемого ренессанса – эпоху, которую определяли как «монологичную»: «Монологизм, - писал В.Непомнящий, - был основой той идеологии и философии, которые утверждались в XVII- XVIII веках как самое могущественное мировоззрение <…>. Идею величия человеческого разума, провозглашавшую ренессансным гуманизмом, это мировоззрение толковало как идею первенства рассудка и позитивного знания, под диктовку которых можно изменять мир, приспосабливая его к потребностям и интересам человека. <…>. Мир становился на второе место, подчинялся его диктаторскому монологу» .

«Монолог» Горького был местами вызывающ; он упрямо противостоял мирозданию, «бесконечно воспроизводя перед ним себя» . Вот поэтому, думается, его «рассказчик» (или назовем его условно «лирический герой») отнюдь не «бесстрастен» или «беспристрастен» (А.С.Пушкин), а, напротив, если можно так выразиться, «сверхпристрастен».

И если взять на себя смелость, то можно утверждать, что М.Горького в этой связи вполне можно провозгласить одним из основоположников русского ренессанса начала XX века, взяв бердяевский термин, ибо его «активным героем признавался только homo sapiens, мироздание не было полноправным собеседником человека, оно было призвано быть лишь объектом монологического воздействия человека, его строительным материалом, пассивным полем его деятельности, покорно внимающей аудиторией» .

Именно такая идеология в истории была «предгрозовой»; «ренессансная» эпоха предвосхитила глобальные революционные изменения, происшедшие в Европе.

«Ренессанс» в России в начале XX века также сопровождался как реальными революционными порывами, так и почти мистическим предчувствием неотвратимости, неизбежности глобальных катастроф. Идеал М.Горького по мере развития все настойчивее проявляется через свет научного знания, которое должно преобразовать мир и уничтожить противоречия жизни. В центре мира М.Горького – человек, человеческое начало. Человек творить Богов, и он же их низвергает. Такое «творение Богов» означает глубочайшую апостасию, которая в немалой мере определяет развитие человечества в XX столетии. Горький близок к той разновидности гуманизма, которая возносит рациональное начало в человеке: «Мое оружие – Мысль, твердая уверенность в свободе Мысли, в ее бессмертии и вечном росте творчества ее – неисчерпаемый источник моей силы!» . Смысл жизни он видит в творчестве. Утверждая высшую ценность Мысли, Горький вновь касается противоречия между верой и разумом.

Список литературы:

1. Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями: В 2 т. – М.: Худ. лит.; 1978. – Т. 2. – С. 377. 2. Горький М. Полн. собр. соч.: В 25 т. – М., 1968-1976. – Т. 15. – С. 276. 3. Там же. Т. 15. – С. 43. 4. Там же. Т. 15. – С. 98. 5. Там же. Т. 16. – С. 73. 6. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 20 т. – М.: Терра, 1998. – Т.7. – С. 247, 249. 7. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984, - С. 261. 8. Горький М. Полн. собр. соч.: В 25 т. – М., 1968-1976. – Т. 16. – С. 73. 9. Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии А.С.Пушкина. – М.: советский писатель, 1987. – С. 492. 10. Там же. С. 265-266. 11. Там же. С. 268. 12. Там же. С. 266. 13. Горький М. Полн. собр. соч.: В 25 т. – М., 1968-1976. – Т. 6. – С. 41. Т.О. Савенкова Тамбовский государственный технический университет (Россия)