Соловьев те с которыми я татьяна друбич. Соловьёв совратил Друбич, имея беременную жену! А над чем вы сейчас работаете

Сам себе режиссер

Интеллигент, энциклопедист, оптимист и хохотун "САС" - Сергей Александрович Соловьев - культовый режиссер

Интеллигент, энциклопедист, оптимист и хохотун "САС" - Сергей Александрович Соловьев - культовый режиссер, снявший такие легендарные фильмы, как "АССА", "Чужая Белая и Рябой", "Сто дней после детства", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Нежный возраст", - вот уже более 10 лет трудится над экранизацией романа Льва Толстого "Анна Каренина". В главной роли, конечно же, Татьяна Друбич, его бессменная Муза. Когда-нибудь парадоксальный и прекрасный роман Соловьева и Друбич непременно перенесут на кинопленку: эта история достойна экранизации! ...Они познакомились во время съемок фильма "Сто дней после детства", режиссером которого был 28-летний Соловьев, а главную роль исполняла 13-летняя Таня Друбич. 15 лет разницы в возрасте, женатый мужчина и школьница, их страстный и нежный роман на фоне заката столь блюдущей мораль Советской империи. Родители девочки пребывали в "тихом ужасе", а вот бывшая жена Соловьева не молчала, жаловалась на него в горком партии. Увы, ничего не помогло: в их жизни, как и в кино, любовь победила! Сегодня маститый Сергей Соловьев декларирует вечную любовь, а Татьяна Друбич после развода с ним в одном из интервью не удержалась от горькой реплики: "Слава Богу, все закончилось, я освободилась"... Но их творческий тандем продолжается: как и 30 лет назад, Сергей Александрович никого другого не видит исполнительницей главных ролей в своих фильмах, кроме Татьяны. В его ближайших планах - снимать "АССУ-2". Только будьте готовы - теперь это будет совсем другое кино!

"Я СНЯЛ "АССУ", ЧТОБЫ СГЛАДИТЬ В ПАМЯТИ ПОЗОРНУЮ ЦИФРУ - 5,5 МИЛЛИОНА ОТ ПРОКАТА "ЧУЖОЙ БЕЛОЙ И РЯБОГО"

- Услышав, что вы собираетесь снимать продолжение "АССЫ", я, приз наться, была шокирована и удивлена: ведь это был фильм того времени. Какой будет "АССА-2"?

Это будет картина под названием "АССА-2, или Вторая смерть Анны Карениной" - театральный роман про то, как я снимал фильм "Анна Каренина". Все из первой "АССЫ", кто выжил, будут в нем участвовать: и Баширов, и Леша Иванов... Из "героев нашего времени" добавятся Шнур, Башмет, Земфира... И поверьте - все вместе будут прекрасно сосуществовать! Потому живем же мы все вместе в жизни, и ничего! Так же хорошо, очень дружески и любовно, все соединяется и на экране.

По поводу названия я, конечно, еще буду думать, это "рабочее". Видите ли, никак не могу забыть слова Владимира Досталя, некогда гендиректора "Мосфильма", который все время наставлял нас: "Товарищи, я прошу вас - обращайте внимание на названия фильмов!". Вот мне недавно привезли сценарий под названием "Метастазы". Скажите, кто из нормальных людей скажет своему другу: "Ты "Метастазы" видел? Пошли посмотрим! Такие, говорят, интересные "Метастазы"!..

По поводу съемок второй "АССЫ": знаете, я ведь долго думал, стоит ли дважды в одну реку входить? Как-то Сергей "Африка" Бугаев принес мне замечательный набросок сценария, просто замечательный! Ну, правда, казалось бы: "АССА-2" - ну что может быть лучше? Мне все, даже милиционеры на улице, только и говорят: "Что вы все туды-сюды ездите бессмысленно - сняли бы лучше продолжение "АССЫ"!". Но в какой-то момент я понял: нельзя этого делать. Нельзя! Ведь как первый фильм снимался? Просто так сошлись все звезды, все обстоятельства, эпоха, люди, понимаете?

"АССА" снималась три с половиной месяца, и все это время в Ялте была зима, и снег падал и не таял. Как мне потом сказали, такого не было больше ни после съемок, ни до того никто не припомнит. Это было какое-то совершенно особое знаковое время...

Но с другой стороны, думая про "АССУ-2" почти все время, я жил в душе с одним из самых гнусных ощущений, которые подарила мне жизнь, - ощущением "кладбища нереализованных идей": что я сделал и что я мог сделать. Скажу так: с одной стороны, моя жизнь выкинута на помойку - ничего не сделано. Но по сравнению с другими можно считать, что все получилось. (Смеется).

- Есть ли в вашей фильмографии картина, которую лично вы считаете провальной?

Конечно, есть! "Чужая Белая и Рябой" - картина, которую я очень люблю, которая в Венеции получила большой специальный приз жюри и вообще большой успех у интеллектуалов имела, но в прокате набрала всего 5,5 миллиона рублей. Я тогда буквально сошел с ума от несчастья! Помню, когда я пришел на премьеру фильма, увидел за кинотеатром "Ударник" несколько грузовичков с солдатами: меня это очень насторожило.

Оказалось, устроители премьеры решили меня не расстраивать пустыми местами в зале и запустить солдат, чтобы у меня было ощущение большого зрительского успеха. Я вам больше скажу: я снял "АССУ" только для того, чтобы сгладить в собственной памяти эту позорную цифру - 5,5 миллиона от проката "Чужой Белой и Рябого"!

Поэтому мне смешно видеть, как сегодня из-за 7 миллионов, полученных от проката "9 роты" Федора Бондарчука, поднимают такой шум! (Справедливости ради стоит отметить, что упомянутые 7 миллионов долларов - прибыль "9 роты" за первые четыре дня показа! Всего за одну неделю проката, в том числе в Украине, фильм Федора Бондарчука собрал 9,8 миллиона долларов. - Авт. ).

Я, например, лично очень хорошо отношусь к Феде, говорят даже, что и картина у него хорошая получилась (иначе и быть не может, потому что он не из рабов - он другой человек). Но если его "9 рота" в прокате заработала 7 миллионов - это же смешная цифра! 7 миллионов в советском прокате назывались не иначе как провалом !

Судите сами: на все производство моей двухсерийной картины "АССА" было затрачено 460 тысяч рублей. На экраны она вышла в апреле 1988 года, а к концу года фильм посмотрели 27 миллионов зрителей. Билет стоил 1 рубль 50 копеек. Посчитайте теперь конечную прибыль от этой совершенно не самой кассовой картины! Вернулось что-то около 40 миллионов рублей! А ведь рядом со мной Гайдай всегда был гением сборов! Вот что такое "неуспешная, разбитая, бесперспективная" экономика Советского Союза!

Советская кинематография, которую ругали за ее несовершенство, за ее ленивых директоров кинотеатров, которые сидели и ждали, пока Гайдай снимет фильм, а с другими им лень было возиться - на самом деле это была фантастическая по своему уму и экономическим расчетам кинематография, имевшая своим собеседником всех без исключения зрителей Советского Союза, всех национальностей, вероисповеданий и возрастов. Это было кино для всех! Для интеллектуалов работал Андрей Тарковский, и все ждали, пока выйдет "Солярис", и когда он вышел, вокруг кинотеатров стояла очередь в четыре ряда! А патриоты ждали новой картины Бондарчука. А бабушки ждали выхода фильма Матвеева, в духе: "Или партбилет на стол, или я ее люблю!". На Гайдая шли и смотрели все! Это была грандиозная по своей успешности кинематография, ориентированная на собственный народ, на диалог с этим народом, на то, чтобы каждый советский человек на всем пространстве нашел в кино своего собеседника.

Вы заметили такую вещь: ни один иностранец даже не улыбается на картинах Гайдая? (Кричит). Они не понимают! Они считают, что мы - куча кретинов и у нас есть свой кретинский режиссер!... (После паузы, тихим голосом) . А это и есть национальное кино. А вот превратиться в кретина в джинсах со жвачкой в зубах - это совсем другая задача. Сейчас мы прекрасно ее решаем.

"ГАЙДАЙ ВЗДЫХАЛ: "ТЫ БЫ ЗНАЛ, КАК МНЕ ВСЕ ЭТО ОСТОХРЕНЕЛО. ХОЧЕТСЯ СДЕЛАТЬ ЧТО-НИБУДЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ! В ДУХЕ АНТОНИОНИ!.."

- Но кто же заставляет нас смотреть американское кино?! И почему бы тогда нам так же не заставить американцев смотреть наши фильмы?

Поймите: все мы явились жертвами колоссальной финансовой аферы, связанной с американской кинематографией. В результате этой гигантской авантюры был сознательно разрушен национальный кинопрокат России. Наверное, за взятки. (Так как я не видел, кто и кому их давал, точно сказать не могу. Но догадываюсь, что было именно так). Потому что такой случайности быть не может, чтобы вдруг вся Россия - от Тихого океана до Балтийского моря - вдруг стала смотреть только кино американское! Это сегодня уже в результате оболванивания нескольких поколений российских зрителей все заговорили о наступлении эпохи жанрового кино - но это все прекрасно спланированная авантюра!

Я как-то в Каннах общался с самым главным продюсером Америки Джеком Валенти, которого я, будучи тогда председателем Союза кинематографистов России, пригласил приехать в Москву. Он говорит: "Я приеду, если ты организуешь мне встречу с Черномырдиным". Я сказал: "Хорошо, я устрою!" И он приехал. Черномырдин, в то время премьер-министр, нас принял. У Валенти в ходе встречи было страшно печальное лицо: "Я приехал, чтобы прекратить это безобразие с видеопиратством! Мы теряем ежегодно столько-то миллионов, будь оно все проклято!".

Вечером, уже слегка подвыпивший, Валенти сказал мне: "Поздравляю тебя с началом новой эпохи в российском кино!". А я ему и говорю: "Что ж вы столько времени сидели и никто из вас не дергался, когда с первого дня перестройки переписывались кассеты с вашими фильмами во всех наших гастрономах!? Почему раньше вас не волновало, что вас грабят?". - "Потому что раньше надо было ваш рынок наполнить видеомагнитофонами. У нас даже была договоренность с японцами. А как иначе насытить ваш рынок, если вам смотреть нечего было на видеокассетах? И вы смотрели нас. На то время нам это нужно было, и мы разрешили вам воровать наши фильмы...".

То есть с нами поступают, как с мартышками. Поступали и поступают! Сейчас нам разрешили иметь самостоятельное кино, но иметь их формы, их зрителя, воспитанного на блокбастерах и попкорне. Мы должны по этому замыслу стать преемниками этого стандарта американского кино. И они блистательно делают это, когда выпускают по Первому каналу этот "Ночной позор" ("Ночной дозор" . - Авт. ). Это совершенно осознанная и спланированная кампания по перелопачиванию мозгов, уж мне поверьте!

А вам не хотелось бы, в пику тому же "Ночному дозору", самому создать культовое кино для нынешнего поколения, как вы это сделали в свое время, сняв "АССУ"?

Я никогда не делал кино для кого-то, кроме как для себя и для всех. Когда я делал "Нежный возраст" - я делал его для себя и для всех. Потому что я сам был поражен происходившим, этой реальной историей, легшей в основу фильма. Ведь наяву все это происходило с моим сыном Дмитрием (сын от брака Сергея Соловьева и актрисы Марианны Кушнировой, сыгравшей главную роль в его фильме ("Станционный смотритель" . - Авт. ). И более того... (Вдруг плачет) . Ведь за день до премьеры убили этого мальчика, Алексея Дагаева, сыгравшего в фильме одноклассника, самого себя сыгравшего. Его взяли и убили какие-то подонки за его старые прегрешения. И в день московской премьеры фильма мы всей съемочной группой его хоронили.

Вот вы говорите "культовое кино"... Понимаете, наш кинематограф иначе устроен. Тот же Матвеев: он же не вычленял специально "свою аудиторию" - старушек, которые все еще верят в Коммунистическую партию, - и уже потом с ориентацией на эту аудиторию делал свое кино. Наше кино так не делается!

Василий Шукшин был прав, когда говорил: "Завяжись узлом, но не ори в пустом зале!". Помню, однажды я встретил его в аэропорту, когда он вернулся, получив за "Калину красную" главный приз какого-то фестиваля. Я его таким счастливым не видел никогда в жизни! В одном сапоге, пьяный-пьяный и плачет. Я говорю: "Вася, что с тобой? Сапог мы найдем!". - "Да какой сапог! Ты бы видел, как мою картину смотрели! Как ее смотрели!!! Я был на восьми сеансах - в зал зайти было нельзя!". Он был абсолютно счастливым человеком, который делал не жлобские картины из учета зрителя и жанра.

Я вам больше скажу: в России "жанра" в искусстве не существовало никогда! Скажите, какого жанра "Преступление и наказание"? Какого жанра "Ревизор"? Неужели вы верите гоголевской подписи, что это комедия? Эта самая фантасмагорическая и трагическая пьеса русского репертуара! Не существует понятия жанра для славянского сознания! Или вот какого жанра фильмы Гайдая - эта сложнейшая, почти ионесковская комбинация? Это наш смех над самими собой, из которого изъяли интеллектуальный стержень. "Кто купил билетов пачку - тот получит водокачку!". Что это ?! Какой жанр?

(Хохочет) . У меня однажды была просто истерика. Мы с Гайдаем монтировались рядом на "Мосфильме" и часто сидели в перерывах в курилке вместе. Я был очень молодым режиссером, а он уже именитым. И вот, помню, сидит Гайдай с папиросой и негодует (пародирует мрачным философским тоном): "Ты бы знал, как мне все это ос-то-хре-не-ло! Раз Гайдай - значит, с кого-то штаны упали! Раз Гайдай - значит, кто-то зеленой соплей обмотался! Так хочется сделать что-нибудь... психологическое! Про несчастную любовь! Что-нибудь в духе Антониони!..". (Хохочет до слез) .

Я недавно с дочкой Аней и Таней Друбич был в Венеции. Там, как всегда, наводнение. Мы выпили в каком-то ресторане и ночью возвращались в отель: полная луна на небе, кругом вода плещется по щиколотку, мы пьяные еле плетемся... И вдруг Аня (взрослая девка, Мюнхенскую консерваторию заканчивает, 21 год) говорит: "Ах, как жаль, что умер Гайдай!". - "???". - "Как бы он замечательно снял "Смерть в Венеции"!".

"МЫ ВМЕСТЕ СО ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ НЕ ЗНАЛИ, КАК СДЕЛАТЬ РЕЙТИНГОВОЕ МОДНОЕ КИНО"

- Признайтесь, Антониони и Висконти по-прежнему ваши любимые режиссеры?

А как же! А что тут может поменяться? Неправда, что фильмы надо смотреть новыми, сразу после выхода на экраны. И самая великая картина для индивидуального просмотра на все времена сделана здесь - это "Зеркало" Андрея Тарковского. Попробуйте смотреть ее ни с кем, не в кинотеатре, а в одиночку - это будет иное "Зеркало", и вы поймете мои слова. Неправда, что Тарковский - не кассовый режиссер! Вранье! "Мосфильм" каждый год от мертвого Тарковского получает 250 тысяч долларов прибыли! А все эти "кассовые ленты" - через год никто не вспомнит даже их названия. Нельзя питаться этой дешевкой кино, что у всех на устах.

Если верить рейтинговому телевидению, то мы народ безнадежных кретинов. Но дело-то обстоит прямо наоборот... Знаете, мне вот один американский продюсер, серьезный человек, начитанный, сказал: "Я тебе дам на "Анну Каренину" столько денег, сколько ты скажешь, но у меня одно-единственное условие - этот финал американский зритель не примет!". - "Ты что, больной?!" - говорю я ему. "То, что слышишь: Анна Каренина - очень хороший роман с никуда не годным финалом!". Ну кто он после этого? Кто его народ, если они не поймут такой финал? Кто кого должен излечивать?

Это мы должны давать им потихоньку читать Василя Быкова, Василия Шукшина, потому что жизнь состоит из другой материи, а не из той каши пережеванной, которую они нам предлагают. Есть, конечно, примеры обратного, примеры удивительные. Я, например, когда познакомился с режиссером Питером Богдановичем, никак не верил, что "Бумажную луну" и "Последний киносеанс" снял этот человек. Я не мог себя заставить в это поверить: ну не мог он снять это !

- А над чем вы сейчас работаете?

- (Тихо) . Над "Анной Карениной". (И замолкает) .

- Можно подробнее...

А подробнее - у Льва Толстого! (Хохочет) . Хотите спросить, почему я так долго ее снимаю? Да потому, что я насмерть переругался с продюсерами, которые хотели получить из моего фильма рейтинговое модное кино. И они знали, как это сделать, а я вместе со Львом Николаевичем Толстым - мы не знали. Эта битва продолжалась все последние четыре месяца: мы спорили по поводу всего. В итоге мне это надоело, и я сказал: "Ребята, я, кажется, не нанимался быть исполнителем ваших замыслов!". И ушел, хлопнув дверью.

Это совершенно ужасный элемент сегодняшнего российского кинематографа - так называемое "внедрение продюсерского кинематографа". Кто такой продюсер в мире? Человек, помогающий режиссеру реализовать его замысел. А кто такой продюсер на территории бывшего СССР? Это тот же самый безголовый начальник, который, наняв режиссера, хочет реализовать свои безголовые замыслы. И при этом - при любых обстоятельствах - еще и денег заработать! Не догадываясь, что есть вещи, на которых зарабатывают деньги, а есть такие, в которые деньги вкладывают и еще благодарят Бога за это.

Поэтому я выкупил картину. Это адская история: я должен был достать миллионы, выкупить права и сам стать генеральным продюсером. Картина должна выйти на экраны 2 февраля 2007 года. И в ней - увы! - будет самый предсказуемый финал истории Анны Карениной...

Хотя варианты, конечно, были разные: звонит мне как-то режиссер Роман Виктюк и кричит в трубку: "Я тебе нашел такое! Ты обалдеешь! "Анна Каренина-2"! Она прыгнула под поезд, ей выбило глаз, отрезало аппендицит, но она осталась жива!...". Я говорю: "Не надо мне это!". В романе все написано! Больше ни слова не надо!

- И все-таки любопытно, почему вы взялись за экранизацию этого известного до последнего слова романа?

Потому что есть только несколько книжек в мире, читающихся, как ворожба... Знаете, Набоков, который был всегда очень скуп и строг в своих оценках, говорил своим американским студентам в начале лекции: "Сегодня мы начнем говорить о лучшем романе русской литературы... Собственно: о лучшем романе мировой литературы!". Или Иван Бунин, к русскому слову относившийся с предельной строгостью, будучи уже лауреатом Нобелевской премии по литературе, вдруг делал такую запись в своем дневнике: "Перечитал "Анну Каренину". Боже, как же это прекрасно! Но как же кошмарно этот роман написан! Все эти бесконечные "если бы да кабы" - это же просто варварство! Как же ужасно написано!.. Надо будет найти время и переписать все по-человечески".

Вот чем я сейчас и занимаюсь: нашел время и переписываю всю историю Анны Карениной на язык зрительных образов.

Или вот еще в этой связи вспомнилась такая история: легендарный пианист Лео Оскарович Арнштам дружил с Дмитрием Шостаковичем еще со времен учебы в консерватории: потом они вместе подрабатывали таперами в синематографе, играя через сеанс, и вообще - были как братья. И всякий раз, когда Шостакович писал новое произведение, он отправлял его Арнштаму первому. И вот была написана 15 симфония, отправил он ее Арнштаму, а тот смотрит - там целый кусок из Малера, нота в ноту... "Митенька, ты, наверное, перетрудился! Что ты мне прислал?". - "Это ты про Малера?". - "Это же плагиат!". - "Но, Левушка, какое же это было удовольствие переписывать эту прекрасную музыку: нота за нотой, нота за нотой...".

"АКТРИСЫ, ПОХОЖЕЙ НА АННУ КАРЕНИНУ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДРУБИЧ, СЕГОДНЯ НЕ НАЙТИ"

- Анну Каренину в вашей картине играет, конечно же, Татьяна Друбич?

Знаете, меня часто спрашивают: "Чем вы руководствовались, когда брали Таню Друбич на роль Карениной?". Я отвечаю: "Похожестью!". Я, например, очень люблю "Анну Каренину" предыдущую. Потому что Татьяна Самойлова фантастически была похожа на Анну. Похожа! Более похожей актрисы, чем Татьяна Самойлова, в то время найти было невозможно. Вот Смоктуновский был похож на Гамлета. Что тут сделаешь - похож, и все! Актрисы, больше похожей на Анну Каренину, чем Татьяна Друбич, сегодня не найти. Именно степень ее похожести вдохновила меня на этот проект.

Помните, когда снимали первые фильмы о Ленине, на роль утверждали актера по принципу похожести (а играли Ленина Щукин в 1937 году у Михаила Ромма в фильме "Ленин в Oктябре", а потом Штраух в 1938 году у Юткевича). И вот после выхода картин весь советский народ обсуждал: "Вот Штраух играет лучше, зато Щукин больше похож". Как будто кто-то видел Ленина - никто не видел! Но для того, чтобы снимать эти картины, режиссерам в первую очередь нужно было иметь похожего на Ленина актера.

Когда я начинал снимать "Сто дней после детства", я на кастинге встретил Таню Друбич почти сразу, на третий или пятый день. Но потом искал исполнительницу главной роли еще четыре месяца: мне казалось, что там должна была сниматься "молодая Ирина Купченко". А Таня никак не годилась в молодые Купченки. И это меня раздражало, и то, что вся съемочная группа совала мне непрестанно фотографии Тани в разные карманы, чтобы я унялся. А я говорил: "Нет, ищите мне молодую Купченко". Я искал типаж. А рядом со мной уже была Личность, которую я не хотел замечать, потому что был зациклен на типаже.

"Анна Каренина" - это тот самый случай, когда Таня необыкновенно похожа на персонаж. Есть изначальная "личностная идентификация". И я взялся за экранизацию романа только потому, что у меня уже была Анна Каренина.

- Сергей Александрович, почему же съемки этого фильма растянулись почти на десятилетие?

Действительно, в первый раз мы "Анну Каренину" запускали в 1994-м: самый кризисный год, самые глухие времена для кино. Но когда я на "Мосфильме" сказал эти два слова - "Анна Каренина", все сразу поняли, что именно это нужно сейчас снимать, что именно эта картина даст людям хотя бы иллюзию кино. Изначально было подписано соглашение о съемках пятисерийной телевизионной версии и двухсерийного кино. И было даже торжественно провозглашено, что это будет последняя картина, которую закроют. Ее последней и закрыли. Я сам ее закрыл, потому что был тогда председателем Союза кинематографистов России и не хотел парализовать все кинопроизводство в стране. Это было время "чубайсовского обрезания", когда секвестрировали весь бюджет. И если бы я стал продолжать работу над лентой со 150 персонажами, историческими декорациями и костюмами, то все остальные картины по стране пришлось бы закрыть.

И вот прошло много лет с того момента... Вдруг мне звонят с Первого телеканала: мол, Константин Эрнст приглашает поговорить о съемках "Карениной". Поначалу все гладко шло, полюбовно. Первый кастинг был такой: Анна - Татьяна Друбич, Вронский - Александр Домогаров, Сергей Гармаш - Левин. Только по поводу Каренина шел мучительный выбор между Александром Абдуловым и Олегом Янковским.

- И вы выбрали Янковского, да?

На роль Каренина - да, Янковского. Абдулов играет Стиву. Я не мог от него совсем отказаться, потому что Саша один из самых уникальных из всех встреченных мной актеров, самый подлинный! Мне иногда говорят: "Слушай, поговори с Абдуловым, чтобы он не снимался в сериалах! Погубит ведь себя как актера!". А я говорю: "Пусть снимается где хочет: ему не опасно!".

- А кто же будет Вронским?

Мы начинали съемки уже с Сережей Безруковым: замечательный совершенно актер. Мы с ним работали душа в душу, и у меня даже какой-нибудь маленькой претензии по отношению к Сереже не было - ничего, кроме восхищенных слов удивления. Но потом так стали складываться обстоятельства, что у него на одну работу наскакивала другая работа, на следующую - третья. А у нас сбился график в обратную сторону, напротив. И с очень большой грустью мы расстались, и я провел очень тяжелое время в поисках нового Вронского... А потом нашел Славу (Ярослава Бойко. - Авт. ) и успокоился!

Расскажу вам еще такую историю, связанную с этим проектом. Я ее уже с десяток раз рассказывал, но не боюсь повториться, уж больно смешная. Так вот, в первый съемочный день "Анны Карениной" стоим все мы на Киевском вокзале: Таня - в гриме, Сережа Безруков - в гриме. Все перекрыла милиция, чтобы люди не попадали в кадр случайные. И вдруг прорывается какой-то человек с микрофоном на длинной палке (оказалось, корреспондент какой-то газеты, то ли "Гудок", то ли "Железнодорожник") и, чуть своим микрофоном не вышибая глаз нашей Карениной, кричит: "Таня, скажите, пожалуйста, как вы считаете, можно ли назвать Льва Николаевича Толстого "поэтом железных дорог"?"... Дальше снимать в тот день, как вы понимаете, уже было невозможно: со всей съемочной группой случилась буквально истерика!

Парень в общении со звездой был достаточно развязен. Трогал актрису за руки, с улыбкой заглядывал ей в глаза, не соблюдая дистанции. Но Друбич, похоже, это не смущало. Закрыв лицо воротником от злого ветра, она благожелательно слушала юношу, а порой даже откровенно смеялась над его репликами. «Возможно, они старые знакомые?» - подумалось нам. Но тут Татьяна Люсьеновна достала мобильный телефон и начала набирать клавиши под диктовку молодого человека, очевидно, записывать его координаты. А затем стало еще интереснее: артистка подошла к краю тротуара и начала ловить машину. Паренек нетерпеливо топтался в сторонке… Наш водитель (наблюдение велось из автомобиля) с тоской произнес: «Ну вот, опять гонки на дорогах! Когда ж я домой попаду?!» Похоже, нас ожидала бессонная ночь

Горе экономиста

…Наш водитель стал уже прогревать мотор, чтобы отправиться в погоню за сладкой парочкой. Но вдруг из ГЦКЗ «Россия» повалила толпа народу. Группа мужчин в пальто направилась в сторону Татьяны Друбич. В одном из них мы с удивлением узнали Сергея Соловьева! Зафиксировать на пленку их бурную беседу оказалось непросто, мешала толпа, валившая из «России». В результате Татьяна так и не села в такси, а была увлечена Соловьевым и его приятелями в сторону припаркованных автомобилей. Что мы добросовестно и засняли. Белокурый паренек остался в одиночестве, и мы поспешили с ним познакомиться. Парень представился 23-летним Максимом из Киева. Работает экспедитором на ликероводочном заводе, учится на вечернем отделении на экономиста в престижном столичном вузе.

Вообще-то я пришел сюда, чтобы снять номер с девочкой, - признался Макс. - Но тут заломили аж 500 баксов за ночь! Мне это не по карману. И пока я стоял - чесал репу, тут она идет. Ножки точеные, глазки живенькие… И, кажется, под легким «градусом». Я что-то ляпнул, она улыбнулась. Наговорил ей какой-то чуши. Согласилась взять мой номер телефона. Потом словно в шутку говорит: «Ну, поехали со мной!» И такси стала ловить. А тут эти мужики откуда-то выскочили и ее увели… Весь кайф обломали!

Так ты даже не узнал знаменитую актрису Татьяну Друбич?! - поразились мы.

У парня округлились глаза.

Да вы гоните! Чё, правда?! Во прикол!

Когда мы направились к машине, он все еще стоял на месте и вслух сокрушался об упущенных возможностях.

Служебный роман

Первый же роман с мужчиной у Татьяны носил явно скандальный оттенок. Режиссер Сергей Соловьев, утвердив в 1973 году юную Танечку на главную роль в фильме «Сто дней после детства», тут же завел с ней роман. Ему было 28, ей - 14. (По другим данным – 13. См. «Кстати».) В киношной тусовке любят вспоминать, как тогдашняя жена Соловьева жаловалась на «этого совратителя малолеток» в горком партии.

Лучшие дня

Мы обо всем догадывались и шушукались в своей детской компании, - рассказывает актриса Ирина Малышева, сыгравшая в «Ста днях» вторую по значимости роль. - По идее во время киноэкспедиции за нами должны были присматривать женщины-педагоги, но так как они «квасили» по-черному, то в свободное время мы делали, что хотели. По вечерам устраивали танцы, крутили шуры-муры. А Татьяна была от нас обособлена. И пока мы скакали на танцах, она, например, старательно мыла Сергею машину.

Сама же Друбич вспоминает о своем первом мужчине и детских чувствах к нему восторженно:

Я просто его любила. Сейчас трудно представить, что это был совсем другой человек. Молодой, худой, легкий, обаятельный, веселый! И редчайшего ума, таких больше я в жизни не встречала.

В то время режиссер был женат на актрисе Марианне Кушнировой, имел от нее сына Митю (кстати, это был второй брак Сергея Александровича, первая его супруга - актриса Екатерина Васильева). Десять лет Татьяна «носила титул» любовницы эпатажного режиссера. Ситуация резко поменялась, когда друг Сергея Александровича, некий талантливый скрипач, сделал ей предложение руки и сердца. Испугавшись, что Друбич даст согласие, Соловьев быстренько развелся с Марианной и женился на Татьяне. В ту пору ей было 23 года. Спустя некоторое время у счастливой четы родилась дочка Анечка.

Форма брака

Через семь лет Соловьев и Друбич развелись. В актерской среде к тому времени давно судачили, что вспыльчивый режиссер иной раз даже поднимал на Таню руку. Однако основной причиной расставания было не это. По одной из версий, у Соловьева возник роман с 18-летней поклонницей. Сама же Татьяна в журнале «Домовой» разрыв объяснила совершенно иначе.

В моей жизни появился мужчина, режиссер, которого зовут Иван, - призналась она.

Как можно было понять из интервью, актриса даже снималась в его фильме.

А полтора года назад на банкете в честь премьеры фильма Сергея Соловьева «О любви» (Татьяна Друбич сыграла там одну из главных ролей) сам виновник торжества подшофе признался окружающим: «Был у нее роман. Он прямо как я - намного ее старше, женат и известный режиссер. Только я этому роману жизни не дал!»

Единственным режиссером с именем Иван, у которого снималась Татьяна, был Иван Дыховичный (фильм «Черный монах»). Он действительно гораздо старше Тани и тоже был женат… Не исключено, что интрижка Соловьева с 18-летней девушкой проходила параллельно роману Друбич с Дыховичным. Как бы там ни было, сейчас Сергей Александрович во всех интервью категорически заявляет:

Мы с Таней вовсе не разведены. Просто это у нас форма брака такая. Подумаешь, свои закорючки в документе о разводе поставили! Это не мешает нам любить друг друга и быть вместе.

Сама же Татьяна как-то на вопрос журналиста о Сергее Соловьеве вдруг заявила:

Слава богу, все закончилось, я освободилась!

Кстати

Официально этим летом Татьяне Друбич исполнилось 46 лет. Хотя в ее паспортных данных, обнаруженных нами в учетной записи жилфонда Москвы, указан 1960 год рождения. Получается, что Соловьев и Татьяна познакомились, когда ей было всего 13.

Справка

Татьяна ДРУБИЧ снималась в фильмах: «Сто дней после детства», Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви», «Асса», «Иван Тургенев. Метафизика любви», «Десять негритят», «Привет, дуралеи!» и др.

Скоро на экраны выходит фильм Сергея СОЛОВЬЕВА «Анна Каренина». Заглавную роль в нем сыграет экс-жена режиссера Татьяна ДРУБИЧ, которую зритель увидит в кадре обнаженной. Об этом в основном и идет оживленная дискуссия на интернет-сайтах.

О противоречивой личности Сергея Соловьева я побеседовал с писателем и сценаристом Александром АЛЕКСАНДРОВЫМ.

- Александр Леонардович, что думаете о новой «Анне Карениной»? Говорят, Друбич там голенькой будет бегать…

Ну какая из Друбич Анна Каренина? А насчет голой… Знаю я эти киношные штучки.

Вы что, рассчитываете реальные Танины прелести на экране увидеть?! Помню, мы как-то снимали одну молоденькую актрису, у нее одна сиська была длиннее другой чуть ли на десять сантиметров. Гримеры так все подтянули, ни сучка, как говорится, ни задоринки.

Считаю, что после 60 лет человек вообще не должен снимать кино. Драйв у него пропадает. Соловьев давно впал в маразм. А Друбич в будущем году полтинник исполнится. 50-летняя тетка полезла голой на экран! Не надо тогда врать, что сниматься ей не хочется. Знаю, что Соловьев все время уговаривает Таню вернуться к нему. Они ведь не живут вместе больше десяти лет.

- Классикой считается Каренина в исполнении Татьяны Самойловой…

Конечно же, ее Карениной веришь, такой глубокий образ! Бедная, спившаяся Таня Самойлова…

- В одном из своих последних интервью Соловьев говорит, что Друбич «необыкновенно умна».

Ум у нее чисто женский и очень, извините, бл…витый. Историй с мужчинами было множество. Все же знают, что у Друбич случился роман с Ваней Дыховичным. До того, как она родила от Соловьева Аньку, бегала с огромными букетами цветов на концерты к Владимиру Спивакову… А вообще я к ней прекрасно отношусь. Знаете, года два назад Друбич взяла на воспитание из детского дома маленькую девочку. Танечка - замечательная женщина, добрейшая душа. Поэтому она и не живет с Соловьевым.

Высокие отношения

В биографии Соловьева белых пятен хватает, - говорит Александров. - Второй его женой была киновед Марианна Кушнерова, которую он отбил у оператора, ушедшего служить в армию. (Кушнерова играла главную роль в фильме Соловьева «Станционный смотритель». - Б.К. ). На съемках «Ста дней после детства» Соловьев закрутил с Друбич роман, а ей тогда было лет 14 - 15. Мы все прекрасно понимали, что дело-то подсудное.

И как раз в сентябре 1974 года Марианна родила сына - Митеньку. Выходит, Серёня спать с Таней начал при беременной жене. Вот такие «высокие отношения»! А сиделкой при младенце я был. Каждый вечер вместе с его супругой купал сына Соловьева. Правда, приезжал я обычно подшофе. Поэтому держать головку и ушки ему закрывать у меня получалось с трудом. А Марианна все повторяла: «Санечек, отвернись! Дыхнешь - маленький помереть может!»

- Где же был счастливый отец?

А счастливый отец в это время под предлогом монтажа картины на каких-то диванах, извините, валялся с несовершеннолетней Друбич. Причем «монтировал» он картину чуть ли не по пять раз в день. Я считаю позором иметь близкие отношения с актрисой, с которой работаешь. Скотоложство какое-то! Она же зависима, как лошадь, животное практически.

И вот прошло месяца полтора. Славная, но наивная Марианна вдруг осторожно спрашивает меня: «Санечек, ты умный, подскажи, может ли человек в 30 лет стать импотентом?» Я насторожился: «Что, какие-то проблемы?» Она, конечно, отмолчалась. И тогда я все понял. Возмущаюсь до сих пор: если 30-летний мужик не может обслужить двух баб, спрашивается, зачем заводить любовницу?!

Мозгов не хватает

- У Соловьева недавно вышел сборник сценариев к его фильмам. У вас, я знаю, он восторга не вызвал.

Разумеется. Смотрите, что там написано: «Сто дней после детства» - автор С.Соловьев. А вот пожалуйста - диплом лауреата Государственной премии, выданный мне, АВТОРУ СЦЕНАРИЯ этой картины. А вот договор со мной, подписанный гендиректором «Мосфильма». Да и повесть с таким эксклюзивным названием была написана тоже мной. Когда-то я над ней надругался - выбросил. А Соловьев ее прочитал. Мы вместе на ресторанных салфетках буквально за час набросали полный план сценария. Соловьев просто на Александрова наплевал! Потому что патологический врун и больной человек. Об этой ситуации я подробно написал в своем блоге grandbadger.livejournal.com . Никто не отрицает наличия у Соловьева таланта. Но то, что он вор, уже доказано. Говорил и говорить буду - Александров сделал Соловьеву карьеру! Он единственный раз в жизни получил престижную премию именно за картину «Сто дней…» - «Серебряного медведя» (Берлинский фестиваль, 1975 год. - Б.К. ). Вот крыша у него и поехала.

Тогда я стал называть Сережу «самым большим в мире советским карликом». А фильм-то весь, от подбора героев до интерьеров и одежды актеров, через меня был пропущен! После того как наш творческий союз с Соловьевым распался, мы как-то случайно встретились, крепко выпили у него на кухне. И с ним случилась самая настоящая истерика: с белой пеной на губах, с ором и стенаниями. «Мне были нужны твои мозги! А ты меня предал!» Прямо Сальери какой-то… То-то Каренину делал 15 лет! Мозгов ему явно не хватает.

- Александр Леонардович, а не подумают люди - брюзжит, мол, Александров, потому что давно не у дел?

Как сказал один мой друг: «У тебя безупречная репутация скандалиста!» К вашему сведению, мы с Павлом Лунгиным работаем сейчас над сценарием. Сюжет раскрывать не стану. Скажу лишь, что съемки будут проходить в Иерусалиме. А что до славы… У меня 12 книг написано, три пьесы, 20 поставленных картин. Текст своровать, конечно, можно. А вот имя украсть нельзя!

Татьяна Люсьеновна Друбич. Родилась 7 июня 1960 года в Москве. Российская актриса театра и кино.

Отец - Люсьен Израилевич (Ильич) Друбич (1932-1978), инженер, родом из Белоруссии.

Мать - Любовь Владимировна Друбич (род. 1933), экономист.

Отец умер, когда Татьяне было 18 лет, по словам актрисы, для нее это было большое потрясение.

Ее мама имела экономическое образование, но в юности хотела стать актрисой. Одна из семейных историй связана с актером Михаилом Жаровым: мать Татьяны собрала коллекцию фотографий артистов, в которую попало фото со съемок фильма «Беспокойное хозяйство», где были запечатлены Михаил Жаров и Людмила Целиковская - позже известный артист умолял продать ему эту фотографию, но она отказалась.

Актрисой становиться не мечтала. Но уже в в 11 лет Татьяна впервые попала на съемочную площадку: ее утвердили на роль Алены в фильме «Пятнадцатая весна» режиссера Инны Туманян.

Дебют оказался удачным и на нее обратили внимание другие режиссеры. Тогда как раз Сергей Соловьев задумал снимать свои «Сто дней после детства» . Ему показали фото Татьяны. Ей было 14, когда ее утвердили на роль Лены Ерголиной.

На съемочной площадке однажды разразился страшный дождь. Девочка успела скрыться под крышей одного из павильонов вместе с режиссером. «В этой будке, под этим дождем, каким-то непостижимым образом возникло у нас с Таней странное чувство труднообъяснимой, но несомненно естественной сопричастности друг другу. Как будто мы вдруг узнали, что нам обоим известна одна, возможно, даже самая главная, тайна жизни», - рассказывал Соловьев.

А картина «Сто дней после детства» имел огромный успех, удостоился нескольких призов, в том числе и «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля.

Такой же успешной оказалась и ее работа в фильме Павла Арсенова «Смятение чувств» , в котором она исполнила роль Маши.

Татьяна Друбич в фильме "Смятение чувств"

Несмотря на успешные дебютные роли в кино, Татьяна Друбич, окончив школу в 1977 году, избрала профессию врача. "Самым ценным я считаю образование медицинское. Оно способно заменить и актерское, и почти любое другое, если речь идет о понимании человека, мотивов его действий, реакций. Но главное, оно дает иное – полноценное – восприятие жизни. Ведь ничто так не проявляет, не проясняет жизнь... как смерть. А это факт медицинский", - поясняла она.

Окончив Московский медицинский стоматологический институт им. Семашко, Татьяна Друбич устроилась работать врачом в поликлинику, работала врачом-эндокринологом.

В то же время Татьяна продолжала сниматься в кино. Сыграла у Сергея Соловьёва в «Спасателе», затем в «Избранных» (по окончании съемок они поженились). Далее были «Асса» (1987), «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989).

Татьяна Друбич в фильме "Асса"

Татьяна Друбич в фильме "Десять негритят"

В 1990-е годы она решила попробовать себя в роли бизнес-леди. Сначала у неё появился клуб «Актовый зал», который пользовался популярностью, но просуществовал недолго. "То, что я за два месяца получила, я за всю жизнь не получала: бандиты, разборки", - вспоминала она.

В 1999 году снялась в клипе «Рассветная».

В 2000-е годы вышли фильмы с ее участием «2-АССА-2» , экранизация романа Льва Толстого «Анна Каренина» , лента в жанре фэнтези «Последняя сказка Риты» и несколько других. В 2009-м получила на кинофестивале «Созвездие» приз Гильдии актёров кино России «За лучшую Анну Каренину в XXI веке на мировом экране» за фильм «Анна Каренина». В 2012 стала лауреатом кинопремии «Ника» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Последняя сказка Риты».

Татьяна Друбич в фильме "Анна Каренина"

Передала свои акции в управление, поскольку, говорила она, "нельзя одновременно заниматься бизнесом и сниматься в «Анне Карениной»".

Сотрудничает с , помогающей больным лейкозом детям. Работает в хосписе Веры Васильевны Миллионщиковой - является со-председателем попечительского совета московского благотворительного фонда помощи хосписам «Вера».

Критиковала принятии закона, запрещающего усыновление детей гражданами США. Негативно оценивает ситуацию в России. "После «закона Димы Яковлева» я поняла, что страна на данный момент мертва. Ждать тут больше нечего. Перемены возможны. Всякие. Я их не жду. Если кто-то может уехать – жить здесь не надо. Если вами владеет апатия – пересильте ее. Но одно серьезное преимущество у России есть. Здесь, где полгода зима и много других привходящих обстоятельств, надо уметь противопоставлять им что-то очень серьезное, чтобы быть счастливым. Если вы это умеете – вы уже состоялись. А уметь приходится. Потому что жить и не быть ни разу счастливым – это слишком большая роскошь, этого человек не может себе позволить", - говорила она.

Татьяна Друбич в программе "На ночь глядя"

"Счастье - это правильный выбор трех вещей. Человека рядом. Профессии. Места, где живешь" , - считает Татьяна Друбич.

Рост Татьяны Друбич: 176 сантиметров.

Личная жизнь Татьяны Друбич:

Была замужем за кинорежиссёром , который старше ее на шестнадцать лет. Их отношения начались, когда Татьяна была несовершеннолетней (14 лет) и первое время ее роман с Сергеем Соловьевым попахивал уголовным делом: девочка училась в восьмом классе.

27 июня 1984 года у пары родилась дочь Анна Друбич, композитор и пианистка. Анна в 2006 году окончила высшую школу театра и исполнительского искусства в Мюнхене - факультет по классу фортепиано. Выступала с концертами, сотрудничала с оркестром «Зальцбургер Моцартеум», оркестром «Виртуозы Москвы», Крымским Симфоническим оркестром, Камерным оркестром KREMLIN. Три фильма Сергея Соловьева - «2-Асса-2», «Анна Каренина» и «Одноклассники» - получили музыкальное оформление от Анны. С 2013 живёт в Лос-Анджелесе, пишет музыку для фильмов.

Развелись в 1989 году. "В моей жизни появился мужчина, режиссер, которого зовут Иван", - поясняла Друбич. По предположениям СМИ, она имела в виду Ивана Дыховичного.

В то же время дочь Анна рассказывала, что после развода ее родители не расставались, поэтому психологических травм у ребенка бракоразводный процесс не вызвал. Аня была так же окружена любовью и заботой родителей, которые по–прежнему, кроме своей личной жизни, занимались и совместной работой в кино.

Татьяна Друбич, Сергей Соловьев и дочь Анна

Позднее у Татьяны Друбич появилась вторая дочь - Мария (в экранизации «Анны Карениной» она появляется в кадре - в роли полуторогодовалой дочери Анны Карениной и Вронского). Кто отец - актриса скрывает. Ходили слухи, что возможным отцом мог быть Сергей Соловьев. Среди других версий, что ребенок приемный. Сама Друбич на все вопросы отвечает коротко: «Без комментариев».

Фильмография Татьяны Друбич:

1971 - Пятнадцатая весна - Алёна
1975 - Сто дней после детства - Лена Ерголина
1977 - Смятение чувств - Маша
1979 - Особо опасные - Таня Шевчук
1980 - Спасатель - Ася Веденеева
1982 - Наследница по прямой - Валерия
1982 - Избранные - Ольга Риос
1985 - Испытатель (к/м) - дочь испытателя
1986 - Храни меня, мой талисман - Таня
1987 - Воскресные прогулки
1987 - Десять негритят - Вера Клейторн
1987 - Асса - Алика
1988 - Чёрный монах - Таня (озвучила Марина Неёлова)
1989 - Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви - Саша
1991 - Анна Карамазофф
1994-2002 - Иван Тургенев. Метафизика любви - Полина Виардо (фильм не был завершён)
1996 - Привет, дуралеи! - Ксения
2000 - Москва - Ольга
2002 - Гололёд - женщина в лифте
2003 - О любви - Eлена Попова
2009 - 2-Асса-2 - Алика
2009 - Анна Каренина - Анна Каренина
2009 - Доброволец - мама Шторма
2012 - Последняя сказка Риты - Надя



Татьяна родилась в Москве, в интеллигентной еврейской семье. Ее папа был инженером, а мама экономистом. Когда Татьяна была совсем маленькой, ее папа умер. Его уход наложил отпечаток на хрупкую детскую психику.

Девочка долго не могла отойти от потери столь близкого человека, а впоследствии, уже будучи взрослой, говорила в интервью, что смерть родителей всегда катастрофа, после которой человек начинает строить жизнь иначе.

Тонкая и ранимая девочка ответственно относилась к учебе, с занималась прилежно и без труда добивалась высоких результатов. Учась в средней школе, она еще не знала кем ей захочется стать, а сама судьба нашептывала ей путь артистки.

В 11 лет Татьяна впервые попала на съемочную площадку. Девочку утвердили на роль Алены в «Пятнадцатой весне». Роль оказалась удачной, девочку, мастерски ведшую себя на съемочной площадке, быстро рассмотрели другие режиссеры. Поэтому, когда молодой режиссер Сергей Соловьев задумал снимать свои «Сто дней после детства», съемочная группа подсунула ему фотографию именно этой школьницы.

Ей было 14, когда ее утвердили на роль Лены Ерголиной. На съемочной площадке однажды разразился страшный дождь. Девочка успела скрыться под крышей одного из павильонов вместе с режиссером. По его словам, именно там Соловьев рассмотрел милые черты маленькой красавицы и уже тогда понял, что это не только главная актриса его жизни, но и главная женщина.

Скандальный роман


к/ф «Сто дней после детства» (1975)

Ему было 28, ей едва исполнилось 14. У него была жена и маленький сынишка, а у нее — мама и школа. Об их романе перешептывались все вокруг. Другие актеры, подростками снимавшиеся в этом кинофильме, теперь рассказывают: к несовершеннолетним должны были быть приставлены педагоги-воспитатели, но те спутали съемочную площадку с базой отдыха и по вечерам устраивали веселье.

А дети были предоставлены сами себе. И если другие с азартом бегали на танцульки и свидания внутри своего подросткового коллектива, то Таня с самого начала держалась обособлено. Много раз маленькую актрису заставали за тем, что она, например, с любовью и гордостью, моет автомобиль режиссера.

Она признается, что легкого, умного и веселого Соловьева полюбила сразу и по-юношески решила, что это чувство навсегда.

Роман школьницы и режиссера имел характер скандальный и даже криминальный — здесь попахивало совращением малолетней. Пара о своих чувствах старалась не распространяться, но работавшим с ними на съемочной площадке, а также их семьям было все ясно.

Супруга Соловьева, актриса Марианна Кушнирова даже писала заявление на собственного супруга в горком партии, чтобы хотя бы сильные мира сего повлияли на «этого совратителя малолеток», но все было тщетно.

Вопреки ожиданиям, после окончания совместной работы любовная связь не прервалась, напротив — крепла с каждым днем. Свои отношения влюбленные привезли со съемок в Москву, там они стали развиваться еще стремительней.

Брак


Тем временем Друбич окончила школу с хорошим аттестатом и призналась сначала маме, а потом любимому, что никогда не хотела стать актрисой. Она поступила в медицинский институт. Мама выбору дочери образовалась, а вот как отреагировал Соловьев до сих пор неясно.

Одни источники утверждают, что режиссер был обижен и настаивал на том, что Татьяна должна профессионально заниматься своей карьерой в кино, а, следовательно, подавать документы в театральный. Другие же свидетельствуют: выбрать «настоящую» профессию ей помог именно любимый.

В любом случае сама Татьяна, комментируя свой выбор, подчеркивает, что профессия врача — самая важная для человечества — и чтобы его спасать, и чтобы его понять. Ведь главная загадка бытия — это смерть, а смерть — это медицинский факт.

Несмотря на то, что Марианна была в курсе происходящего, не разводились они еще добрых десять лет. Сергей, возможно, и не решился бы на этот шаг никогда, если бы его приятель вдруг внезапно не сделал Татьяне предложение — совершенно не стесняясь того, что Друбич, вообще-то любовница режиссера.

И Соловьев понял, что никогда не простит себе, если потеряет эту женщину — а Татьяне тогда уже исполнилось 23 года. Сергей развелся с супругой и сам сделал предложение любимой. Они поженились.

Развод


Она продолжала учиться — впереди был еще диплом и ординатура, а также снималась у мужа и других режиссеров. А спустя некоторое время у супругов появилась дочь Анечка. Но счастье длилось всего семь лет, после которых пара снова обратила на себя внимание.

Они развелись официально, оформив все соответствующие бумаги. Однако их дочь, теперь уже взрослая женщина, ставшая композитором, над разрывом посмеивается. Говорит, якобы папа и мама так и не смогли расстаться. Документы оформили, а вот жить продолжали вместе и любили друг друга так же пылко, как и до этого развода.

Однако о том, что в необычной семье произошло, судачили все сплетники. Якобы режиссер закрутил интрижку с 18-летней поклонницей, а параллельно с этим и Друбич не осталась в долгу — по уши влюбилась в режиссера, у которого тогда снималась. Называли даже имя — Иван.

Учитывая, что Татьяна снималась только у одного Ивана — Дыховичного, общественность тут же снова называла эту связь скандальной: режиссер женат, к тому же намного старше актрисы! Но она никогда не комментировала этих сплетен.

Хорошее кино

О романе Друбич прессе рассказал сам Соловьев — на одном из своих дней рождения. Признался, что начинались у Татьяны отношения, но он сделал все, чтобы они быстро прекратились и вроде у него получилось.