За что сидел знаменитый актер Георгий Жжёнов. За что сидел знаменитый актер Георгий Жжёнов  Из досье «кп»


Человек несгибаемой роли

8 декабря 2005 года в Москве в Национальном медико-хирургическом центре имени Пирогова на 91-м году жизни умер народный артист СССР, кавалер многих орденов и лауреат многих премий Георгий Жженов. Его жизнь вместила в себя около 200 ролей и 16 лет тюрем, лагерей, ссылок.

Возможно, тайна активного долголетия Георгия Жженова, до самой смерти выходившего на сцену Театра имени Моссовета в пьесе Эрнста Томпсона "На Золотом озере", как раз в том, что у него украли 16 лучших лет жизни. Была такая уникальная порода людей, отсидевших невероятные сроки и словно решивших, что пропащие годы "не в счет" и надо сделать все то, что они сделали бы, сложись их жизнь по-человечески, а до тех пор не умирать. Такими были писатель Олег Волков, отсидевший 28 лет и доживший почти до 100, художник Александр Батурин, отсидевший 20 и доживший до 90, и Георгий Жженов.

Актеру начать жизнь сначала труднее, чем писателю. Второй кинодебют Жженова состоялся после реабилитации в 1955 году, первый - в 1932 году в "Ошибке героя" Эдуарда Иогансона, где дебютировал и его друг Ефим Копелян. Он уже отучился на акробата в Ленинградском эстрадно-цирковом техникуме, куда поступил в 15 лет по документам старшего брата Бориса, выступал в цирковом номере каскадных эксцентриков "2-Жорж-2". Закалка помогала в лагере, хотя сам Жженов считал, что выжил благодаря "малоинтеллигентности" и тому, что еще до ареста не имел "никакой веры в справедливость, в закон".

В 1932 году Георгий Жженов поступил в мастерскую Сергея Герасимова в Ленинградском институте сценических искусств, снимался в небольших ролях, зато в громких фильмах: в "Чапаеве" (1934) играл Тимошку, адъютанта Фурманова. На съемки "Комсомольска" (1938) по просьбе Сергея Герасимова его отпустил уже НКВД. Ехать-то ему полагалось в ссылку: Борис уже сидел, он погибнет в Воркуте в 1943 году, тогда же в Мариуполе румынские оккупанты убьют второго брата. Жженов считал, что живет с тех пор за троих.

Вернувшись со съемок, он был арестован, попросил жену не ждать его, прошел пытки в "Крестах". Не забыл и не простил ничего. В перестройку опубликовал рассказы, по градусу ужаса и зоркости взгляда сравнимые с прозой Варлама Шаламова. Поехал с режиссером Сергеем Мирошниченко по Колыме. В телефильме "Русский крест" из-под невозмутимой маски актера сверкнул отчаянный оскал, как его звали блатные, "мутного фраера", с которым лучше не связываться: неизвестно, как ответит на наезд. Освободившись с Колымы в 1945 году, играл в Первом заполярном театре драмы (1945-1946), по ходатайству не забывшего его Герасимова, работал на Свердловской киностудии (1947-1948), после ее перевода в Москву, куда путь ссыльному был заказан, в Театре драмы Павлова-на-Оке, откуда его и взяли повторно и отправили в пожизненную ссылку. В ожидании смерти Сталина играл в Норильском театре вместе с прятавшимся там от репрессий "за плен" опасливым Иннокентием Смоктуновским. Жженов буквально выпихивал его, чтобы такой талант не пропал, в Москву с рекомендательными письмами к другу юности Аркадию Райкину.

В 1955 году он вернулся в Ленинград, играл в областном театре на Литейном, Театре имени Ленсовета, в 1968 году Юрий Завадский пригласил его в Москву - играть в пьесе "Бегство от жизни" последние дни Льва Толстого. Пьесу закрыли, но Театр имени Моссовета стал для Жженова домом на 35 лет.

Бывают в жизни странные рифмы. Жженова посадили как "американского шпиона": в транссибирском поезде актеры выпивали с американским военно-морским атташе. В своей "второй жизни" он был самым "американским" актером советского кино. Сравнить его можно лишь со звездами "золотого века" Голливуда - Хамфри Богартом, Джеймсом Стюартом. Он не "перевоплощался". Он наполнял экран гордым индивидуализмом, сдержанной мужественностью, умудренной проницательностью взгляда, весомостью присутствия в любой роли. Он гордился, что писатель Джеймс Олдридж представлял именно его в роли летчика из "Последнего дюйма", а американец-консультант на съемках "Всей королевской рати" (1972) Наума Ардашникова и Александра Гуткевича назвал его лицо "самым американским". Роль демагога-губернатора Вилли Старка, воплощенного властного безумия, он справедливо считал лучшей в жизни. Дрожь пробирает, когда Вилли камлает перед толпой: "Кровь! Я вижу кровь на Луне! Дайте мне топор!"

Про другие роли он говорил, не жалуясь, а констатируя: "Я играл лишь то, что не могли переварить Олег Ефремов, Михаил Ульянов и еще Евгений Матвеев". Неизменно достойно Жженов играл в крепком жанровом кино. Военном ("Горячий снег", 1973), шпионском ("Меченый атом", 1972), историко-революционном ("Гибель эскадры", 1965), производственном ("Выбор цели", 1974). Даже в первом советском как бы фильме катастроф "Экипаж" (1980). Два персонажа резко выделялись из череды сыгранных им суровых и благородных мужчин: автоинспектор, преследующий вора Деточкина, но понимающий его, в "Берегись автомобиля" (1966) Эльдара Рязанова и белоэмигрант граф Тульев в "Ошибке резидента" (1968) Вениамина Дормана. В четырех фильмах о резиденте Жженов играл не шпиона, распропагандированного КГБ, а ломаную русскую судьбу ХХ века, героя, всегда бравшего, пусть и ошибочно, ответственность на себя.

За роли чекистов Жженов был осыпан наградами КГБ и МВД. Получая одну из них, пошутил: "Вы мне за это хотя бы место солнечное дадите в камере, если снова посадите?" За последние 17 лет он сыграл только в "Незримом путешественнике" (1998) Игоря и Дмитрия Таланкиных: говорил, что приглашают сниматься "в том, что я презираю, ненавидел и ненавижу". В 2000 году ему открыли памятник в Челябинске; он не знал, "смеяться или плакать", испытывая лишь неловкость. Давали одну за другой награды "За честь и достоинство": ну а какую формулу можно было еще приложить к этому невероятному человеку и актеру? Плавал в море, пил водку, работал в комиссии по помилованию, сетовал, что "только вот-вот перестал ухаживать за девушками", "присматривался" к Путину взглядом старого лагерника и горячо радовался "актам возмездия" обиженных властью людей.

Георгий Жжёнов - актёр, народный артист СССР, хорошо известный любителям кино по таким фильмам, как «Берегись автомобиля», «Экипаж» и «Судьба резидента». Он родился на Васильевском острове в Петрограде в семье выходцев из простого крестьянского рода. У Георгия был старший брат Борис, который несколько раз сыграл весьма значимую роль в судьбе Жжёнова.

Гоша учился в школе с физико-математическим уклоном, но науки на самом деле его мало привлекали. В 15 лет он воспользовался документами брата и поступил в эстрадно-цирковой техникум на акробатическое отделение. Позднее юноша признался педагогам в своем поступке и итоговый диплом получал уже на свое имя. Именно в цирке молодого парня заметили режиссеры и пригласили в кино.

Снявшись в первой картине, Георгий Жжёнов бросил карьеру артиста цирка и поступил в Ленинградский техникум сценических искусств. Еще во время учебы много снимался и к окончанию актерского факультета был уже достаточно известен. Но в 1937 году Георгия ждала беда.


Его брат Борис был осужден за то, что не вышел на траурную демонстрацию по поводу убийства . Всю семью выслали в Казахстан, а сам Борис погиб под Воркутой. Но Георгий отказался уезжать из Ленинграда. Его поддержал режиссер , и актеру удалось остаться.

Но ненадолго – власти быстро нашли новый ключик. В одной из гастрольных поездок Георгий Жжёнов познакомился и пообщался с другим пассажиром поезда, который оказался американским дипломатом. Эта встреча стала достаточным поводом, чтобы обвинить актера в шпионаже и предательстве родины. Жжёнов был сослан и до 1953 года проживал в изгнании.


Правда, по ходатайству все того же Герасимова ему удалось устроиться в театры в Павлове-на-Оке и Норильске, где Георгий Степанович подружился с . Также Жжёнов снимался в кино при Свердловской киностудии. Только в 1955 году ему удалось реабилитироваться и вернуться в большие города. Сначала он жил и работал в Ленинграде, а в 1968 году перебрался в Москву и вошел в труппу Театра имени Моссовета.

Фильмы

Когда Георгий Жженов начал выступать в цирке, его пригласили сняться в фильме «Путёвка в жизнь», правда, в титрах он указан не был. Зато этот опыт показал молодому человеку то дело, которым он хотел бы заниматься. Но кинокарьера складывалась сложно.


В основном ему доставались либо второстепенные роли, либо картины не пользовались успехом. Из большого потока кинолент начального этапа можно выделить знаменитую историческую драму « », где Жженов сыграл ординарца Фурманова по имени Терешка.


Но к самому Жженову интерес у зрителей возник после выхода на экраны трагикомедии «Берегись автомобиля», где он сыграл автоинспектора. После этого Георгия тут же пригласили на съемочную площадку «Иду искать» и «Человек, которого я люблю». В этих драмах сюжет вертелся вокруг героев Жженова, что упрочило популярность актера.

Вскоре последовала фантастическая дилогия «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна», социальная драма «Вся королевская рать», знаменитая военная картина «Горячий снег», детектив «Лекарство против страха».


Настоящий бум вокруг артиста начался в 1968 году после выхода на экраны первой части тетралогии о советском разведчике «Ошибка резидента».

Чтобы удовлетворить интерес зрителя, было снято продолжение фильма «Судьба резидента», а через несколько лет «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент». Всего Георгий Жженов играл резидента западной разведки Тульева на протяжении 20-ти лет.


Еще одной легендарной ролью актера считается командир самолета Андрей Тимченко в фильме-катастрофе «Экипаж». Кстати, в 2016 году выходит на экраны ремейк этой картины. В кино Георгий Степанович снимался до 1998 года, в последнее время появляясь в исторических картинах «Иван Великий», «Незримый путешественник» и «Загон».

Личная жизнь

За долгую жизнь у Георгия Жженова было четыре жены. Впервые он женился еще в студенчестве на начинающей актрисе Евгении Голынчик, которую сам попросил развестись с ним, когда его арестовали. В ссылке в 1943 году он стал жить с другой изгнанницей, тоже актрисой, Лидией Воронцовой, которая родила ему дочь Елену.


Старшая дочка Жженова после развода родителей жила с матерью, потом в детском доме, откуда Георгий Степанович забрал ее к себе и воспитывал, пока мама не освободилась от нового срока.


Третья супруга, актриса Ирина Махаева служила, как и Жженов, в Норильском театре. Именно ей актер обязан своей реабилитацией. Ирина Ефимовна около двух лет моталась в Москву и обратно и смогла доказать невиновность мужа. В их семье росла дочь Марина, ставшая впоследствии филологом. Но после возвращения в Ленинград пути Жженова и Махаевой разошлись.


Последней спутницей актера с 1962 года была Лидия Малюкова, известная актриса Театра имени Ленсовета. С ней Георгий Степанович жил вплоть до своих последних дней. Кстати, и в этом браке у него была дочь – Юлия Жженова, тоже актриса, а также преподаватель во ВГИКе.

Смерть

21 ноября 2005 года Георгий Жжёнов случайно упал и сломал бедро. Его успешно прооперировали, но, как оказалось, это было лишь начало трагедии. Через две недели 90-летний актер снова попал в больницу с воспалением дыхательных путей. Обследование показало, что у Жженова запущенная стадия рака легких.


Как ни боролись врачи за жизнь знаменитого пациента, спасти его не удалось. Георгий Жженов скончался 8 декабря 2005 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где последние 33 года жил актер, была установлена мемориальная доска.

Фильмография

  • 1934 - «Чапаев»
  • 1966 - «Берегись автомобиля»
  • 1968 - «Путь в «Сатурн»
  • 1968 - «Ошибка резидента»
  • 1971 - «Вся королевская рать»
  • 1973 - «Горячий снег»
  • 1977 - «Посейдон» спешит на помощь»
  • 1978 - «Лекарство против страха»
  • 1979 - «Экипаж»
  • 1982 - «Возвращение резидента»

Родился Георгий Степанович Жжёнов в марте 1915 года в Петрограде, в семье булочника. Несмотря на то, что семья была бедной, дети тянулись к учебе. Старший брат Георгия Борис в начале 30-х годов поступил в университет, а сам Георгий после окончания восьмилетки с физико-математическим уклоном был принят на акробатическое отделение эстрадно-циркового училища. Вскоре вместе с одним из сокурсников, своим тезкой, он стал выступать на арене Ленинградского цирка в акробатическом дуэте «2-Жорж-2».

Именно в цирке его увидели сотрудники «Ленфильма». Молодой человек получил главную роль в фильме «Ошибка героя» (1932). После этого, бросив цирк, Жжёнов поступил в Ленинградский техникум сценических искусств на курс Сергея Герасимова. Он снялся в нескольких фильмах, включая легендарного «Чапаева».

Хождение по мукам

В декабре 1934 года в Ленинграде был убит Киров. Борис Жженов, как и другие студенты ЛГУ, должен был принимать участие в траурной процессии. Но он отказался, так как у него не было исправной обуви, чтобы провести несколько часов на морозе… Это расценили как враждебное отношение к Советской власти. Вскоре Бориса исключили из университета. Позднее его восстановили, но в декабре 1936 года снова вызвали в НКВД. Оттуда он уже не вернулся, получив семь лет за «антисоветскую деятельность».

Семью Жжёновых выселили из Ленинграда. Кроме Георгия - за него заступились друзья-киношники и сам Герасимов.

Летом 1938 года Жженов вместе с группой киноактеров отправился на съемки в Комсомольск-на-Амуре. В поезде они встретились с американским дипломатом, ехавшим во Владивосток в составе делегации. Разумеется, попутчики вели разговоры друг с другом. После поездки в НКВД поступил рапорт о «контактах с иностранцем». Этого плюс репутации родственника «врага народа» оказалось вполне достаточно для обвинения Жжёнова в шпионаже. Когда Георгий вернулся в Ленинград, за ним пришли.

В знаменитой ленинградской тюрьме «Кресты» Жжёнову пришлось пройти все круги ада. Его допрашивали с пристрастием - пытали, били, лишали сна… Другие не выдерживали издевательств и признавались в самых абсурдных вещах. Но спортивный, тренированный артист наотрез отказался признать обвинение в шпионаже. В результате его не расстреляли, а дали пять лет лагерей.

Так Жженов попал на Колыму, где ему пришлось вынести голод, холод, изнурительный труд, ежедневную борьбу за выживание… В войну в колымские лагеря почти не завозили продуктов, и зэки вымирали сотнями.

В 1943 году руководитель разъездной актерской агитбригады Никаноров случайно узнал бывшего киноактера в покрытом струпьями доходяге из штрафного лагеря на прииске Глухарь, и добился сначала его перевода в свою агитбригаду, а затем - в Магаданский музыкальный драматический театр, труппа которого почти вся состояла из заключенных.

В 1944 году срок заключения актера подходил к концу. Однако его вызвали к лагерному начальству и попросили расписаться в постановлении о дополнительном сроке - еще 21 месяц лагерей.

Вторая попытка

В 1945 году Жжёнова наконец освободили, и благодаря Герасимову он нашел работу на Свердловской киностудии, где снялся в фильме «Алитет уходит в горы» - о советской Чукотке. Но в 1949 году актера арестовали снова. На этот раз, правда, его приговорили не к лагерям, а к ссылке в Норильск. Там он устроился в местный драмтеатр имени Маяковского, где играл вместе с Иннокентием Смоктуновским, уехавшим в Сибирь, чтобы пересидеть смутное время - он опасался ареста за то, что в 1943 году попал в плен к немцам.

В Норильске Жжёнов попытался создать семью с актрисой Ириной Махаевой. Для него это был уже третий брак - два предыдущих были прерваны арестами… Позднее у них родилась дочь Марина.

Только в 1955 году, будучи полностью реабилитированным, актер смог вернуться в Ленинград. Сначала работал в областном драмтеатре, но уже в 1956 году стал сниматься на «Ленфильме». Всенародная известность пришла к нему в конце 60-х - начале 70-х после съемок в картинах «Ошибка резидента» и «Судьба

резидента». Актер был удостоен многих государственных наград, а в 2005 году вся страна отмечала 90-летие Георгия Жжёнова - народного артиста и бывшего зэка.


Георгий Степанович Жжёнов (9 (22) марта 1915, Петроград - 8 декабря 2005, Москва) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1980).

Георгий Жжёнов родился 22 марта 1915 года в Петроградe на Васильевском острове. Его родители Степан Филиппович Жжёнов и Мария Фёдоровна Щёлкина были родом из бедных крестьянских семей Тверской губернии. Степан Жжёнов в детстве переехал в Петербург, где начал работать у земляка-булочника. Позже он женился, но остался вдовцом и женился во второй раз на молодой сироте Марии Щёлкиной. К этому моменту у него уже было пятеро детей, а тут пошли и общие дети. Георгий Жжёнов вспоминал, что жила их семья бедно, и чем жёстче становилась нужда, тем больше пил отец, пропивая всё, что было в доме, нередко поднимая руку на жену. Мама Георгия Жжёнова была человеком добрым, мудрым и любящим, и для Георгия всегда осталась «моей прекрасной Мамой».

Свою биографию Георгий Жжёнов ясно помнил с 4 лет, в это время он вернулся из деревни, куда был отвезён с братом Борисом из-за революции. Последующие 22 года жизни Георгия прошли на Васильевском острове, где семья Жжёновых жила на углу Первой линии и Большого проспекта. Весной 1930 года Георгий окончил 7-й класс 204-й Ленинградской трудовой школы с физико-математическим уклоном, и для того, чтобы продолжить обучение в 8-м классе, ему было необходимо сдать экзамены. Однако юный Георгий увлёкся цирком, кино и театром, и в 1930 году, одолжив документы у старшего брата Бориса, он поступил на акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума под именем Бориса Жжёнова. Впоследствии он признался в техникуме в своем проступке, и его простили.

Спустя год Георгий Жжёнов вместе с сокурсником Жоржем Смирновым отрепетировал каскадный эксцентрический номер под названием «Китайский стол», и начал выступать в Ленинградском цирке «Шапито» как дуэт «2-ЖОРЖ-2» в жанре каскадной акробатики. Во время одного из выступлений его заметили сотрудники киногруппы, занимавшиеся подбором артистов для новой кинокартины, и пригласили сниматься на «Ленфильм», предложив главную роль тракториста Пашки Ветрова в фильм «Ошибка героя». Через много лет Жжёнов шутил по поводу названия своего первого фильма: «Вся моя жизнь - сплошная ошибка: героя, резидента и так далее. Вот… Попал в кинематограф, заразился им, променял здоровый запах манежа на запах ацетона в павильонах киностудии».

В 1931 году Жжёнов снялся в эпизоде фильма «Путёвка в жизнь» (нет в титрах). Участие в съёмках изменило планы Георгия, и в 1932 году, оставив цирковую карьеру, Георгий стал студентом отделения киноактёра Ленинградского театрального училища.
В театральном училище преподавателем Жжёнова был режиссёр Сергей Аполинариевич Герасимов, и ещё до окончания училища в 1935 году Жжёнов успел сняться в фильмах «Наследный принц Республики», «Золотые огни», «Комсомольск» и «Чапаев».

После убийства С. М. Кирова был осуждён старший брат Борис за то, что он не вышел на траурную демонстрацию. Семью выслали в Казахстан, Борис погиб в Воркуте. Георгий Жжёнов проявил упрямство, отказался от высылки и был арестован, но по ходатайству С. А. Герасимова он был освобождён и отправлен на киностудию «Ленфильм». Во время съёмок картины «Комсомольск» (1938) Георгий Жжёнов выехал на поезде в Комсомольск-на-Амуре. В поезде он познакомился с американским дипломатом, ехавшим во Владивосток для встречи деловой делегации. Это знакомство заметили работники кино, что послужило поводом для обвинения Жжёнова в шпионской деятельности. 4 июля 1938 года он арестован по обвинению в шпионаже и осуждён на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Этапирован на Колыму 5 ноября 1939 года.

С первой женой- белорусской актрисой Женей Голынчик, Георгий Жжёнов познакомился ещё во время учёбы. «Когда она была на последнем свидании в пересылке в Питере, я ей сказал: "Женя, не жди меня. Девяносто с лишним процентов, что я где-то погибну. Во всяком случае, свою жизнь ставить в зависимость от моей не надо. Ты молода. Спасибо за всё, но живи как тебе захочется. Пусть я не буду теми веригами, которые на твоей совести останутся". Я с ней встретился, когда вернулся из первого заключения. Мы увидели, что жизни наши разошлись совершенно»,- вспоминал Жжёнов.

До 1943 года Георгий Степанович находился на золотых приисках Дальстроя, где работал диспетчером в гараже экскаваторной станции. Иногда ему приходилось работать шофёром. Вскоре ему продлили срок заключения ещё на 21 месяц. 26 марта 1945 года за хорошее поведение и добросовестную работу Жжёнов был досрочно освобождён из лагеря, и до декабря 1946 года работал в Магаданском заполярном драматическом театре, где познакомился со своей второй женой Лидией Воронцовой, арестованной в 1935 году в Ленинграде «за связь с иностранными моряками», и получившей за это 10 лет лагерей на Колыме.

В июне 1946-го у Лидии и Георгия родилась дочка Лена. Жжёнов нашёл работу актёра в маленьком городке Павловске-на-Оке. Лидию освободили только через два года. К тому времени их семейная жизнь расстроилась. Но осталась дочь Лена. И когда Жжёнов получил письмо из Свердловской области от жены: «Я арестована повторно, ребёнок в распределителе детского дома», - бросился спасать дочь. Леночку ему удалось переправить к матери в Ленинград. Лена в дальнейшем стала художником-дизайнером.

А вскоре его арестовали повторно. Полгода Жжёнов провёл в тюрьме в Горьком, после чего его отправили в ссылку в Норильск. Уезжать на Север Георгий Степанович не хотел, но, как сейчас стало известно, его ссылки именно в Норильск добилась Лидия Воронцова. Так она пыталась вновь соединить разрушенную семью. Первое время Георгий и Лидия в ссылке в Норильске действительно жили вместе. Но вскоре актёр стал жить отдельно. Лидия Воронцова встретила второго мужа - Сергея Прокопьевича Таёжного. После реабилитации Воронцовой они уехали в Ригу.

В Норильском ИТЛ (Норильлаг) Жжёнов до 1953 года проработал в Норильском Заполярном театре драмы,где познакомился с И. М. Смоктуновским и был его партнёром на сцене. В местном клубе он освоил фотоаппарат и стал первым в Норильске делать цветные снимки. По тем временам немыслимая роскошь. «У старых норильчан до сих пор сохранились следы моей деятельности, - вспоминал Георгий Жжёнов. - Иногда люди даже посылают мне письма и вкладывают в них ТЕ мои снимки».

Со своей третьей женой- Ириной Махаевой, Георгий Жжёнов встретился на собрании труппы в норильском Заполярном театре в 1950 году. Ирина Махаева была там вольнонаёмной актрисой. Выйти замуж за заключённого в то время означало разделить с ним его незавидное положение. Ирочка была на 10 лет моложе Георгия, но не испугалась трудностей. Именно она добилась освобождения Жжёнова. После снятия ссылки и реабилитации 2 декабря 1955 года Георгий и Ирина вернулись в Ленинград, где Ирина официально стала женой Жжёнова и взяла его фамилию. В 1956 году у них родилась дочь- Марина, которая в дальнейшем стала педагогом.

В 38 лет Жжёнов начал свою профессиональную жизнь с нуля. Он устроился работать актёром в Ленинградский областной драматический театр и в Театр имени Ленсовета. Там Жжёнов встретил свою четвёртую, последнюю жену- Лидию Петровну Малюкову. У них родилась дочь Юля, в настоящее время работает в Театре Моссовета и преподает во ВГИКе.

Вскоре он снова стал киноактёром «Ленфильма», и стал работать в кино, но его актёрская судьба складывалась достаточно тяжело. Долгое время он снимался в ролях второго плана, и в фильмах, не имевших большого зрительского успеха. Наиболее заметными работами актера тех лет стали роли в картинах «Исправленному верить» и «Ночной гость». Ещё одним увлечением Жжёнова был футбол. Он играл в сборной профсоюзов Ленинграда и, говорят, играл неплохо. Ему даже предлагали заняться спортом профессионально, предложив выбор – либо футбол, либо кино. Жжёнов выбрал последнее.

В 1961 году на экраны СССР вышел фильм режиссёра Павла Клушанцева «Планета бурь», и сразу стал настоящим хитом. Появление картины совпало с полётом Гагарина и повальной увлечённостью космонавтикой, покорение планет виделось не за горами, и Клушанцев предложил зрителю познавательную и увлекательную картину - как это может начать происходить в недалёком будущем. Для Георгия Жжёнова работа над ролью в «Планете бурь» стала одной из первых заметных ролей в кино после возвращения из лагерей.

Первая известность к Георгию Жжёнову пришла после небольшой роли в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», в которой он в 1966 году сыграл автоинспектора. Актёр настолько точно попал в образ, что его персонаж сразу запомнился зрителям. Ещё одной яркой и запоминающейся работой стала главная роль в дилогии «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна».

В 1968 году Георгий Степанович переехал в Москву и стал работать в театре имени Моссовета. За долгие годы на сцене этого театра им было сыграно более ста ролей. В том же 1968 году в кино наступил звёздный час Жжёнова после выхода на экраны приключенческого фильма Вениамина Дормана «Ошибка резидента». В 1970 году вышел второй фильм «Судьба резидента». Через двенадцать лет Вениамин Дорман вновь вернулся к полюбившимся зрителям героям, и в 1982 году вышел третий фильм «Возвращение резидента», а в 1986 году вышел четвёртый фильм тетралогии «Конец операции «Резидент».

За годы творческой деятельности Георгием Жжёновым было сыграно около 70 ролей в кино, фильмы с его участием пользовались всенародной любовью, и стали классикой отечественного кино. Георгий Степанович автор более 10 книг-воспоминаний, в том числе о лагерной жизни на Колыме и заполярном Норильске: «От глухаря до Жар-птицы», «Омчагская долина», «Прожитое» и другие. Жжёнов любил жизнь, поэтому наверное, не старел - никогда не выглядел на свой возраст. В 90 лет сам возил жену на дачу и плавал в море. «Лида, мы с тобой молодые, - говорил ей. - Просто не надо делать резких движений».

В последние годы Георгий Жжёнов играл в Театре имени Моссовета единственную роль в спектакле «На Золотом озере». В «великой пьесе о двух стариках», как называл её Жжёнов, он выходил на сцену с народной артисткой России Ириной Карташёвой. После смерти Жжёнова она рассказывала: «Я потеряла не только прекрасного человека и актёра, но и удивительного партнёра. Последний раз мы играли спектакль 3 октября – он шёл замечательно, зал принимал его всей душой. Мне и в голову не могло прийти, что больше Жжёнов никогда не выйдет на сцену. Он скрывал свои болячки и жутко не любил, когда о них расспрашивали. Георгий Степанович прекрасно держался, был удивительно прямым и честным человеком – если ему что-то не нравилось, говорил об этом порой довольно резко».

За 3 недели до смерти Георгий Жжёнов неудачно упал дома, после которого у него был обнаружен перелом шейки бедра. Его привезли в Национальный медико-хирургический центр имени Пирогова, где на следующий день врачи сделали артисту операцию и поставили французский эндопротез. Как рассказал врач-ортопед Антон Серебряков, оперировавший артиста, операция шла всего пятьдесят минут. Пожилому артисту сделали не общий наркоз, а щадящую спинномозговую анестезию - все-таки Георгию Степановичу исполнилось 90 лет.


Сиденко Сергей. Портрет Г. С. Жжёнова.

Ещё находясь в реанимации, Георгий Жжёнов с помощью врачей и жены начал пытаться ходить, для чего ему приспособили специальные ходунки. Врачи не сомневались, что Георгий Степанович обязательно станет на ноги, но 4 декабря 2004 года Георгий Жжёнов был снова госпитализирован с воспалением дыхательных путей. После тщательного обследования у него обнаружили рак легкого. Врачи не сообщали ему о роковом диагнозе, но настаивали на операции. Возможно, это помогло бы победить коварную болезнь и продлить жизнь замечательному актёру. Медики надеялись, что актёр справится с травмой, но лёгкие не выдержали. Произошло кровоизлияние в плевральную полость, и 8 декабря 2005 года на 91-м году жизни жизнь Георгия Жжёнова оборвалась.

Отпевание усопшего состоялось утром в субботу, 10 декабря, в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского монастыря. Прощание с Георгием Жжёновым прошло в Театре имени Моссовета, после чего артист был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В Москве, на доме, где жил Г. С. Жжёнов (ул. Зоологическая, 12/2), в 2010 году была установлена мемориальная доска.

В 2009 году о Георгии Жжёнове был снят документальный фильм «Георгий Жжёнов. Агент надежды».

«Отец буквально вытолкал Смоктуновского из Заполярья. Сказал: «Я - ссыльная морда, обязан здесь сидеть. А ты-то чего? Времена изменились, поезжай на материк!» С Иннокентием Смоктуновским в фильме «Берегись автомобиля». 1966 г. Фото: РИА НОВОСТИ

До места, по этапу, добирались больше двух месяцев, половина людей за это время погибла в дороге. И вот - леспромхоз. Заключенные там работали на лесоповале, но Жженов стал проситься в автомеханический цех шофером. Никакого опыта у него не было. Он просто сидел в камере с директором автодорожного техникума, и тот «преподавал» им, молодым ребятам, автодело. Так папа стал шофером. И начальство лагерное его зауважало. В соседний поселок привезли фильм «Истребители», Георгий услышал об этом. Пошел к начальнику лагеря: «Разрешите свидание с женой». - «С какой женой?» Он пояснил, что Женя Голынчик, снявшаяся в этом фильме, - его жена и сам он в прошлом артист. «Отпустите на кинопоказ, чтобы увидеть жену хотя бы на экране…» Его отпустили, начальник даже обрадовался: «Смотри-ка, кто у меня сидит! Артист!»

В 1943 году срок Жженова закончился, но до конца войны никого из репрессированных не освобождали. Просто продлевали срок. Вдобавок ко всему Георгия перекинули на золотой прииск, где приходилось работать кайлом и лопатой в ледяной воде по колено 16 часов в сутки. Отец вспоминал, что начал «доходить»… И тут на прииск приехал руководитель концертной бригады Константин Никаноров. Ему посоветовали посмотреть «артиста Жженова». Этот показ Константин Александрович помнил всю жизнь. Перед ним предстал типичный зэк с грубыми руками и обветренным лицом, на котором горели мукой и болью огромные синие глаза. Горьковский Васька Пепел! Папа стал читать «Шуточку» Чехова, тончайшую психологическую прозу. Никаноров был так поражен, что поклялся этого парня из лагеря вытащить. И сдержал клятву. Так Георгий попал сначала в концертную бригаду, а потом в Магаданский драмтеатр, труппа которого наполовину состояла из заключенных. Здесь «на Жженова» стали ходить, у него появились поклонники, в том числе среди лагерного начальства. И однажды жена начальника Управления лагерями сообщила ему: «Поздравляю вас с освобождением! Муж подписал приказ…»

Пересидев свой срок на два года, отец был освобожден в марте 45-го. В Магадане он во второй раз женился, на «японской шпионке» Лидии Воронцовой. Ленинградка, она прошла через такие же испытания, что и он, - и тоже уцелела. У них родилась дочь Алена. В этот день отец решил устроить торжество, в числе прочих позвал в гости известного певца Вадима Козина. Он тоже отбывал срок в Магадане. Посуды не хватало. Георгий Степанович пошел в хозяйственный магазин, скупил там все ночные горшки, отбил у них ручки - ими и сервировали стол! Вот так они жили... Казалось, испытания закончились. Жженов даже воспользовался помощью Герасимова, который его помнил и дал рекомендацию на Свердловскую киностудию. Папа там снимался в фильме «Алитет уходит в горы». Но потом Свердловская киностудия была реорганизована, Жженову пришлось искать работу в других местах. Тем временем людей стали сажать повторно. Георгий Степанович вспоминал: «Задаешь вопрос: «На сколько?» - отвечают: «Навечно!» Спрашиваешь следователя: «За что?» - он говорит: «Если б я знал…»