Профессор множественное число именительный падеж ударение. Именительный падеж множественного числа существительных

Состояние языковой культуры в современной России оставляет желать лучшего. И виной тому отнюдь не ориентация на западную культуру и не отсутствие тяги к чтению, как сокрушаются СМИ.

Широкий ассортимент словарей, в которых можно встретить различное написание одного и того же слова, жаркие споры ученых-лингвистов вокруг правописания отдельных слов, огромный поток литературы, не отработанной грамотным корректором, засорение речи неуместными жаргонными словами – вот истинная причина процветания безграмотности. Языковые нормы существуют не ради самих себя, а, прежде всего, для того, чтобы люди понимали друг друга, избегали двусмысленности и, наконец, сохраняли национальное языковое богатство.

Как часто в офисах можно услышать звОнит вместо звонИт, катАлог вместо каталОг и т. д. Более того, все чаще собеседники начинают задумываться над произношением слов во множественном числе: директорА или дирЕкторы, бухгалтерА или бухгАлтеры, договорА или договОры? Все это медленно, но верно расшатывает традиционные литературные нормы русского языка и приводит к общему падению культуры.

В современном русском языке примерно 300 слов, в которых именительный падеж множественного числа – «колеблющийся», с вариантами. Более того, норма ударения в некоторых словах с течением времени менялась, отражая развитие системы склонений русских существительных. Так, например, в конце XIX – начале XX века директорОв называли дирЕкторами, а профессорОв – профЕссорами. В течение же прошлого века произошли необратимые изменения. Окончания на -а (-я) стали царить в просторечии и «профессиональном» жаргоне, а формы на -ы (-и) оказались более нейтральными, более традиционными для литературного языка (редакторы, инструкторы, корректоры). Но не стоит забывать, что во всех правилах существуют исключения.

ДиректорА, договОры, бухгАлтеры – именно эти нормы стали ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫМИ!

  • Приехали директорА крупных заводов, собрались директорА, мы написали письмо директорАм.
  • Наша компания заключила договОры.
  • БухгАлтеры посчитали смету и т. д.

Правописание (окончание и ударение) слов директор, бухгалтер, договор и др. подчиняется правилу «Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода -ы(-и) – -а(-я)». Это правило довольно сложное. Если окончание -ор/-ёр/-ер ударное, то оно чаще сохраняется в форме множественного числа, т.е. даёт -ёры, -оры: договоры, шофёры, планёры, моторы, заборы, инженеры, кавалеры. В остальных случаях существительные, особенно одушевлённые, на -ор/-ер во множественном числе имеют сильную тенденцию к смещению ударения на окончание: доктора, юнкера, катера и пр. Но есть и масса обратных примеров, в частности, бухгалтеры, тренеры и др. Кроме того, существует ряд факторов, непосредственно влияющих на написание то или иного окончания в слове. Все это подробно расписано (с многочисленными примерами) в справочниках по правописанию.

Однако простому человеку (не филологу) образовать форму множественного числа именительного падежа, руководствуясь пунктами правил, будет затруднительно. Поэтому поверьте на слово – лучше некоторые слова просто запомнить. В противном случае можно легко «перепутать» искомое правило. А еще лучше, хотя бы изредка, заглядывать в словарик.

Немного юмора

При запоминании можно руководствоваться рифмами-ассоциациями:

  • директорА – мастерА
  • договОры – вОры
  • бухгАлтеры – планЁры

1. Граммы/килограммы. Самый болезненный вопрос, связанный с множественным числом. В журналистском коллективе вас обязательно поправят, если услышат форму «грамм»: «Правильно «граммов»!» Однако на самом деле формы с нулевым окончанием — грамм и килограмм — уже давно (как и кофе среднего рода) допустимы в разговорной речи. В академической «Грамматике русского языка» 1952 (!) года форма «грамм/килограмм» вообще указывается в качестве единственной формы. Так что грамм сто колбаски можете просить смело. Правда, если вы выступаете с публичной речью, пишете официальный документ или журналистский текст, то лучше выбрать полную, более литературную, форму.

Но вот в выражении «фронтовые сто грамм» ни при каких обстоятельствах менять ничего не надо — это устойчивое сочетание.

2. Грузины, осетины, турки. Запомните, что существительные, обозначающие некоторые национальности, в родительном падеже множественного числа не имеют окончания. Правильно будет «грузин», а не «грузинов», «осетин», а не «осетинов», «цыган», а не «цыганов».
Запомните и вариант «турок». «Нет турков» — неправильно.

3. Носки/чулки. Если вам никак не удается запомнить «чулок» или «чулков» и с носками вы тоже вечно путаетесь, обратитесь к мнемоническому правилу. Чулки длинные, а окончание у них короткое: нет чулок. А вот носки, наоборот, короткие, а окончание имеют длинное: нет носков. Это самый простой для запоминания вариант.

4. Оладьи. Если вы запнулись, пытаясь сообщить родственникам, что напекли оладий/оладьев, конечно, лучше всего сказать «оладушков». Но как быть тем, кто не переносит уменьшительные формы? Запомнить верный вариант: оладий.

5. Помидоры/апельсины/макароны. С наименованиями еды вообще много проблем. Положить макаронов или макарон? Нарезать апельсин или апельсинов? Кинуть тухлых помидоров или помидор?

С макаронами все просто: их надо укоротить, чтобы было удобнее. Правильный вариант: макарон. Окончания нет.

С помидорами и апельсинами (а также, например, абрикосами) немного сложнее. Верным вариантом считается полный: апельсинов, помидоров. Но в разговорной речи допустима и форма с нулевым окончанием. Так что на рынке и в магазине можно взять «пакет апельсин». Но помните, что литературная норма все-таки полная!

Кстати, есть названия овощей и фруктов, у которых нулевое окончание считается недопустимым даже в устной речи. Нельзя, например, «взвесить полкило банан», но вот «пару кило баклажан» — можно.

6. Туфли и ясли. Вопрос «туфлей или туфель» и где там ставить ударение возникает довольно часто. Литературная норма — «нет тУфель», с ударением на первый слог. Вариант «нет туфлЕй» почти все словари помечают как недопустимый. Хотя некоторые — как допустимый в разговорной речи.

Справочная служба портала «Грамота.ру» рекомендует использовать только один вариант: тУфель. Единственное число — тУфля.

А вот у слова «ясли», наоборот, правилен вариант на «-ей»: Яслей. Ударение падает на первый слог.
Запомните фразу: «Ушел без тУфель из Яслей» — и вам все станет ясно.

7. Солдаты/погоны. Помните младшего лейтенанта из песни Ирины Аллегровой? «Только две звезды упали на его погон…» А вот если бы они упали не НА, а С? С погон или с погонов?

Тут надо вспомнить «принцип национальности», он тут работает точно так же. Грузин — осетин — погон.

Кстати, то же правило распространяется и на слово «солдаты». Верный вариант: «нет солдат».

8. Рельсы. Если случается железнодорожная катастрофа, то журналисты все время путаются: одни говорят, что поезд сошел «с рельс», а другие — что «с рельсов». А вот тут уже надо вспомнить «правило овощей». Верный вариант тот, который более полный: «Поезд сошел с рельсов».

Запомните фразу: «Поезд вез тонну помидоров и сошел с рельсов».

Правда, в разговорной речи вариант «сошел с рельс» допустим.

9. Караты. Когда речь идет о драгоценностях, словари допускают послабления. Можно и «карат», и «каратов». Носите на здоровье!

10. Донья, простыни, кочерги. Последний пункт посвятим особо трудным случаям. Думаю, вы не раз пытались просто ради развлечения образовать множественное число (родительный падеж) от слова «кочерга». В быту умение изменять слово «кочерга» вряд ли пригодится, но все же знать не помешает. Правильно — кочерёг.

Что касается слова «дно», то тут верным вариантом будет форма «доньев».

Простыня — простЫнь.

Вот вам совет: «Не простынь без простынь». Эта фраза поможет вам запомнить еще и ударение.

Вопрос без ответа

Совершенно непонятно, что же делать с современной обувью народов мира — уггами. Как правильно: угг или уггов? И то и другое звучит ужасно коряво. Скорее всего, более правилен вариант «уггов». Но если вы все-таки хотите избежать этого нелегкого выбора, скажите, что в магазине много «уггочек». Да, противно, а что делать?

Существительные множественного числа в родительном падеже практически ничем не отличаются от форм единственного числа: они выполняют схожие синтаксические функции, отвечают на одинаковые вопросы. В этой статье рассмотрены способы образования форм родительного падежа множественного числа, а также наиболее трудные случаи.

Что такое родительный падеж множественного числа существительных?

Родительный падеж множественного числа существительных представлен падежными формами существительных с окончаниями -ов (-ев), -ей, -ий и нулевым окончанием. Как и формы единственного числа, они отвечают на вопросы Кого? Чего? , выполняют те же синтаксические функции и могут выражать субъектное, объектное либо определительное значение в речи.

Примеры форм родительного падежа множественного числа существительных : яблок, дорог, надежд, стаканов, столов, углов, деревьев, листьев, поленьев, матерей, мышей, падежей.

Образование форм родительного падежа множественного числа

Окончания существительных множественного числа в родительном падеже в разных склонениях с примерами показаны в таблице.

Трудные случаи образования форм

При образовании форм родительного падежа множественного числа 2 склонения часто делают ошибки, неверно подбирая падежное окончание.

Нулевое окончание во множественном числе Р. п. имеют существительные:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Обозначающие парные предметы (преимущественно одежда и обувь). Примеры: рук, ботинок, сапог, чулок, штанин (но носков, рельсов );
  • Названия крупных воинских групп, родов войск. Примеры: в значении собирательного существительного – (отряд) солдат, гусар, улан, кадет, партизан, гардемарин ; но в значении отдельных лиц – (трех) гардемаринов, гусаров, кадетов ;
  • Названия некоторых национальностей преимущественно с основой на -н, -р . Примеры: цыган, осетин, туркмен, болгар, хазар и др.;
  • Названия некоторых единиц измерения. Примеры: аршин, вольт, ватт, ньютон, герц и др. (но каратов – карат, граммов – грамм, омов – ом, микронов – микрон и др.);
  • Слова с основой на -ца . Примеры: сердец, колец, блюдец, щупалец.

Окончания -ов (-ев) в Р. п. множ. числа имеют существительные:

апельсинов, помидоров, абрикосов, мандаринов, бананов, баклажанов, томатов, джинсов, консервов, комментариев, носков, рельсов

A также некоторые названия национальностей.

Директоры либо директора?

В современном российском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме именительного падежа множественного числа , насчитывают выше 300 слов. Очагом распространения окончания -а (-я) являются сферы просторечия и проф языка. В связи с этим формы на -а (-я) имеют нередко разговорную либо профессиональную расцветку: контракта, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают обычным нормам литературного языка. Но в неких случаях формы на -а (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .

Чтоб решить вопрос о «спорной» форме слова необходимо обратиться к словарю. Не считая этого, есть возможность уяснить ряд закономерностей , облегчающих выбор окончания именительного падежа множественного числа:

  • Склоняемые существительные среднего рода, исходная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударное окончание мн.ч. им.п. : лица, перышки, яблоки, брюхи . Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн.ч.: войска и облака .
  • Другие существительные среднего рода в форме мн.ч. имеют окончание -а (-я) : болота, поля, моря, окна .
  • Форма на -а (-я) у неких слов может быть единственной либо преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки веков, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .
  • Формы могут иметь различное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).
  • Формы существительных могут различаться по стилистической расцветке: борта и устаревшее борты; обители и устаревшее домы; корма и устаревшее кормы; рога и устаревшее и поэтическое роги; сорта и устаревшее сорты; тома и устаревшее томы, также громы и поэтическое грома; гробы и поэтическое гроба.
  • В конце концов, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (однако: годы молодости, томных лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .
  • Неординарно множественное число появляется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и неких других.

    См. подробнее: Окончания и варианты окончаний в именительном падеже множественного числа имён существительных (хл бы - хлебá, прóзапуски - пропускá и др.).

    Как верно проверить окончание имени существительного по словарю

    Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется по словарю (к примеру, см. рубрику «Проверка слова» на портале gramota.ru).

  • Поиск слова в словарях осуществляется по исходной форме (именительный падеж, единственное число).
  • 1-ая помета в словарной статье после существительного - это указание на окончание род.п. ед.ч.;
  • В том случае дальше в статье нет особенных указаний на форму множественного числа (т.е. нет пометы мн. ), то для образования формы им.п. мн.ч. употребляется окончание либо .
  • В том случае же требуется другое окончание (либо допустимы варианты), то ставится соответственная помета: мн. -а либо мн. -я .
  • Словарная статья

    Как прочесть пометы после имени существительного

    директор , -а, мн. -а, -ов

    Форма род.п. ед.ч. - дир ктора ; верная форма им.п. мн.ч. - директорá, род.п. мн.ч. - директорóв

    слесарь , -я, мн. -и, -ей и -я, -ей

    Форма род.п. ед.ч. - сл саря; правильные формы им.п. мн.ч. - сл сари и слесаря, род.п. мн.ч. - сл сарей

    крем , -а и -у

    Форма род.п. ед.ч. - крема и крему; верная форма им.п. мн.ч. - кр мы (т.к. нет пометы, означает, употребляется окончание )

    Упражнения к теме «Имя существительное. Именительный падеж множественного числа»

    Упражнение 1. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного/винительного падежа множественного числа. Проверьте себя по словарю.

    1. (Инженер) необходимы всюду.

    2. Рыболовецкие (судно) не выходили в море уже три месяца.

    3. (Дно) сосудов были покрыты копотью.

    4. По просёлочной дороге расслабленно бегали (курица) и (цыплёнок), а в пыли возились (поросёнок) и (телёнок). 5. В Историческом музее я с энтузиазмом рассматривал древние (ружьё).

    6. На границе пограничники очень кропотливо инспектировали наши (паспорт) и багаж.

    7. (Ребёнок) нередко рыдают по ночам.

    8. (Гражданин), пройдите чуть-чуть вперёд!

    9. (Владелец) что-то издавна не заходили.

    10. Масляные (пятно) отдельно чётко выделялись на светлом пиджаке.

    11. В больших залах висели древние (зеркало).

    12. (Крестьянин) всегда с особенной нежностью относились к корове-кормилице.

    13. Адмирал отдал команду подымать (якорь).

    14. (Штурман) кораблей были вызваны в штаб флота.

    15. Тихоокеанский и Северный (флот) провели учения.

    16. (Крестьянин) получили в аренду заброшенные (хутор).

    17. (Диспетчер) аэропорта решили начать стачку.

    18. (Директор) заводов были вызваны в городскую администрацию, а (председатель) кооперативов - нет.

    19. (Тренер) олимпийской сборной - общепризнанные (мастер).

    20. Использованные (шприц) укладываются в особые (контейнер) и потом уничтожаются.

    21. На таёжных трассах могут работать только бывалые (шофёр).

    22. (Вентиль) на газопроводе были немедля перекрыты.

    23. Заводу требуются бывалые (бухгалтер, токарь, столяр, маляр, охранник).

    24. Практически на всех крышах домов в рыбачьем посёлке были установлены (флюгер).

    25. По бокам сцены были установлены калоритные (юпитер).

    26. Все (штопор) куда-то делись.

    Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением существительных в единственном и во множественном числе. Постарайтесь разъяснить, в чём сущность этих ошибок. Проверьте себя по словарю.

    1. Раскольников желал признаться в содеянном, однако ему не хватило сил и мужеств.

    2. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков зашифровал свои взоры и миропонимания.

    3. Наш завод производит телек высочайшего свойства.

    4. Супруга принесла целый поднос чаёв.

    5. На женитьбу он пришёл весь в трепьях.

    6. У обеспеченного брата было много скотин, а у бедного - только одна скотина.

    7. Им отдали приказ немедля сдать все орудия.

    8. Недро земли очень богатое.

    9. Мы с сестрой вымыли все посуды, убрали их в буфет и стали ожидать маму.

    10. Профессия милиционера мне нравится тем, что в ней много угроз и рисков.

    11. Мальчишка научился играть на гармошке всякие музыки.

    12. Ребята в зале заорали и свистами прогнали Бармалея.

    13. Это лечущее средство мне повелели принимать до всех ед.

    14. Во дворе у нас качель сломалась.

    15. Я желаю, чтоб на день рожденья мне подарили небольшой тисок.

    16. Обрежь ножницей нить.

    17. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать.

    18. Окна мы выкрасили белилом.

    19. В сочинении отлично поведано про округа школы.

    20. Вода употребляется также в хозяйственной цели.

    21. Небо затянуто сплошным сероватым облаком.

    22. Мы с подругой приехали с дач в один день.

    23. Этот доктор воспринимает только по подготовительным записям.

    24. Шофёры возили хлеб через Ладогу и доставляли боец на фронты.

    25. Один людь ничего тут не сумеет сделать.

    26. Каждую зиму он болеет гриппами.

    27. В представлениях героев Толстого всё было по-другому.

    28. Герои Бородинского схватки, как показал Л.Н. Толстой, принадлежали к разным соц средам.

    29. Некорректные выражения часто есть возможность услышать в речах малышей.

    30. Сначала войны наши войска пару раз попадали в окружения.

    31. На данный момент тяжело воспитать у малышей правильные дела к труду.

    32. На предприятии организована работа по обмену опытами.

    Источник материала Интернет-сайт

  • Глава «Трудные формы множественного числа имен существительных» в пособии «Русская грамматика». Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н.Ю. Шведова (гл. ред.). - М.: Наука, 1980.
  • Упражнения к теме «Окончания и варианты окончаний в именительном падеже множественного числа существительных»
  • Дополнительно на сайт:

  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён существительных?
  • Какие есть особенности образования форм множественного числа существительных?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы потребления и образования имён существительных»?


    • К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа:
    • директоры или директора, клапаны или клапана?
    • и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных:
    • пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин?

    • Директор, -а, мн. -а, -ов.
    • директор а .
    • Слесарь, -я, мн. -и, -ей и -я, -ей.
    • Правильные формы им. п. мн. ч. – слесар и и слесар я.
    • Крем, -а и –ы.

    Правильная форма им. п. мн. ч. – крем ы


    • Формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря.
    • В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов.

    • Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей:
    • бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки);
    • век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков),
    • глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка.

    • Формы на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и).

    Мн. число существительных среднего рода.

    • Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударное окончание мн. ч. им. п. -и (личики, перышки, яблоки, брюхи).
    • Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.:
    • (войска и облака.)
    • Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): (болота, поля, моря, окна.)

    • Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).
    • Формы существительных могут различаться по стилистической окраске:
    • борта и устар. борты ; дома и устар . домы ; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. с орты ; тома и устар. томы , а также громы и поэт. г рома.

    • Формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми:
    • Примеры:
    • года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы),
    • цеха и цехи (на предприятии),
    • шторма и штормы .

    • Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети ,
    • человек - люди,
    • дно - донья и некоторых других.

    • Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный, например:
    • апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок,
    • характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа : апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д.

    • Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание:
    • Пример:
    • один чулок - нет чулок
    • один осетин - пятеро осетин
    • один грамм - пять граммов и пять грамм

    • Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям , преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении:
    • туркмены - туркмен
    • гардемарины - гардемаринов и гардемарин партизаны - партизан
    • солдаты - солдат
    • сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек.

    • Названия парных предметов:
    • Примеры:
    • ботинки - ботинок
    • глаза - глаз
    • манжеты - манжет
    • погоны - погон
    • чулки - чулок
    • эполеты - эполет
    • сапоги - сапог.

    • Названия мер и единиц измерения:
    • Пример:
    • 220 вольт,
    • 1000 ватт,
    • 5 ампер,
    • 500 гигабайт

    • Названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный
    • Пример:
    • апельсин, баклажан, помидор, мандарин ,
    • в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов :
    • пять апельсинов, килограмм баклажанов ,
    • Новый год без мандаринов , салат из помидоров.

    • Пример:
    • мечта
    • мольба
    • башка