Детские общественные организации и объединения. Материалы к семинару «Детские общественные объединения – особый социальный институт воспитания Значение для общества
Основные понятия
Общее дело начинается с обсуждения, диалога. При этом чаще всего непонимание друг друга связано с тем, что употребление понятий сторонами неоднозначно.
Пусть ключевые понятия станут ориентиром для участников фестиваля «Берега детства» и, надеемся, в последующей деятельности организаторов детских общественных объединений.
ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ – совокупность состояний жизнедеятельности общественных формирований, обеспечивающих вхождение, адаптацию и интеграцию личности в социальную среду (И.А.Валгаева, В.В.Ковров, М.Е.Кульпединова, Д.Н.Лебедев, Е.Л.Рутковская).
ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – формирование детей, объединившееся на основе общности интересов для реализации целей саморазвития по инициативе и при педагогическом управлении взрослых (А.В.Волохов).
СПО-ФДО – Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций», учрежденный 1 октября 1990 года делегатами Х Всесоюзного слета пионеров, объединяет юридические лица - детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах.
СПО-ФДО – правопреемник Всесоюзной пионерской организации – является некоммерческим негосударственным общественным объединением, независимым от каких-либо партий и политических движений, и действует на основе законодательства Российской Федерации, а также в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательствами иностранных государств, где имеются члены СПО-ФДО, и Уставом СПО-ФДО.
Являясь частью международного детского движения, СПО-ФДО участвует в работе различных международных и общероссийских общественных объединений и некоммерческих организаций.
СПО-ФДО стремится создать благоприятные условия для реализации интересов, потребностей детей и детских проектов, познания детьми окружающего мира, воспитания гражданина своей страны и мирового демократического сообщества, защиты прав и интересов детей и детских организаций, укрепления межнациональных и международных связей.
СПО-ФДО помогает детям ориентироваться в условиях экономических реформ, жить в обществе на демократических основах; сочетать добро и справедливость, милосердие и гуманность с уважением к каждому члену организации.
Девиз СПО-ФДО: «За Родину, Добро и Справедливость!» (В.Н.Кочергин)
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СПО-ФДО (НПЦ СПО-ФДО) - структурное подразделение Аппарата управления Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), призванное:
- формировать основы содержания деятельности СПО-ФДО;
- стимулировать создание новых детских и подростковых объединений как базы развития СПО-ФДО;
- инициировать и отрабатывать элементы механизма государственной молодежной политики;
- определять перспективы развития СПО-ФДО;
- разрабатывать приоритетные направления и новые модели деятельности СПО-ФДО;
- проводить научные исследования и мероприятия; выполнять заказы и создавать научно-методическое обеспечение деятельности организаций – субъектов СПО-ФДО;
- организовывать подготовку и переподготовку организаторов детского движения; устанавливать контакты с общественными объединениями и организациями, средствами массовой информации, укреплять и расширять эти связи.
На базе созданной в НПЦ СПО-ФДО Концепции социализации ребенка в деятельности детских организаций были разработаны программы «Детский орден милосердия», «Школа демократической культуры», «Хочу делать свое дело», «Игра – дело серьезное», «Древо жизни», «Мир красотой спасется», «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни», «Сотрудничество», «Алые паруса», «Свой голос», «Каникулы», «Лидер», «Познай себя», «Я и мы», «Экология и дети», «Дети есть дети», «Рост», «Золотая игла», «Аленка» и другие.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ представляет собой объективные резервы, способные проявить себя, обеспечив качественно новый позитивный результат как с государственной точки зрения, так и с позиции личностного роста юного гражданина (Т.А.Лубова).
ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – добровольное, самодеятельное, самоуправляемое на основе Устава (и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся (А.В.Волохов).
ФУНКЦИИ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ – это те однородные задачи, которые определяют содержание деятельности детских организаций, раскрывают и развивают цель, реализуемую участниками объединения.
Социально-педагогические функции детских организаций – это функции, регулирующие социальные отношения детей и способствующие созданию условий для их социального благополучия.
К социально-педагогическим функциям относятся:
- функция социальной защиты;
- функция формирования социальной грамотности;
- функция коррекции социального поведения и социальных связей;
- функция профилактики асоциального поведения;
- функция социальной реабилитации (Е.Е.Чепурных).
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
Принцип (лат.principium основа, начало) – 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутренне убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; 3) основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки. (Словарь иностранных слов. – М., Рус.язык, 1985, с.400).
Принципы социализации личности в детском общественном объединении:
- включенность детей в различные виды социальной практики на основе осознанного выбора средств и способов удовлетворения социальных, предпрофессиональных, личностных склонностей, приобщение детей и подростков к богатству человеческого опыта с его использованием в конкретных социальных условиях;
- реализация интересов личности и общества, их сочетание, взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообогащение;
- освоение демократических форм личного гражданского участия в общественных делах на основе конституционных норм и законов;
- формирование системы открытых для молодежи социальных и культурных ценностей, сопровождающееся воспитанием потребности в выборе ценностных приоритетов для себя, своей социальной группы.
Стержень совокупности принципов - обеспечение социальной защищенности детей и подростков как граждан, субъектов социального творчества, носителей и проводников многообразия человеческих ценностей (А.В.Волохов).
САМОУПРАВЛЕНИЕ – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами (Советский энциклопедический словарь. Гл.ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд., М., 1988).
Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения целей. Составляют это определение следующие ключевые слова:
- развитие самостоятельности – поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирование готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации деятельности групп;
- принятие и реализация управленческих решений – признак развивающегося самоуправления, вовлеченности детей в управление делами коллектива;
- групповые цели наполняют самоуправление реальным содержанием, способствуют объединению детей на основе совместных интересов (М.И.Рожков).
СИМВОЛИКА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ - совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к какому-либо объединению, организации, значимому событию. (Н.И.Волкова).
ПРОГРАММЫ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ – Документы, отражающие последовательную систему действий, направленных на достижение социально-педагогической цели.
В новейшей истории детского движения СССР и России мощный программный бум был связан с решениями IX Всесоюзного слета пионеров (1987 г.), отменившего единую пионерскую программу – Всесоюзный марш юных ленинцев.
В ноябре 1988 года в Москве состоялась научно-практическая конференция «Программы в пионерской организации: назначение, научно-методические основы разработки и внедрения», на которой были представлены программы практиков из различных регионов страны – Челябинска, Харькова, г.Красноармейска Донецкой области и др. Журнал «Вожатый» опубликовал ряд программ, ориентированных на личностный рост ребенка в пионерской организации: «Помни! Узнай! Научись! Участвуй! «Действуй!» (автор: доктор педагогических наук А.П.Шпона), «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!» (автор доктор педагогических наук М.Г.Казакина), «Компас» (авторский коллектив – Г.Иващенко, Е.Титова, Е.Бойко и др.).
В 1991 году Научно-практическим центром СПО-ФДО на основе вариативно-программного подхода к деятельности детских объединений (автор –А.В.Волохов) создан первый пакет программ, таких как «Детский Орден милосердия», «Школа юных парламентариев» (Школа демократической культуры), «Каникулы», «Свой голос», «Дети есть дети», «Древо жизни», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Игра – дело серьезное», «Мир красотой спасется», «Алые паруса». В разработке этого пакета программ приняли участие 57 ученых и практиков из 15 регионов страны.
Стратегия вариативно-программного подхода ориентировала руководителей детских общественных объединений на поддержку различных региональных программ, гибкость в отношении к перспективам их развития, на учет социально-экономических, политических изменений окружающей среды, на предоставление каждому ребенку реальной возможности попробовать себя в различных социальных ролях (журналист, парламентарий, патронажная сестра, лидер) и сделать выбор вида деятельности в соответствии со своими потребностями и опытом.
Многие из программ стали основой либо для создания профильных детских объединений, либо для разработки разнообразных территориальных профильных программ самых различных коллективов, объединений, организаций.
В деятельности многих детских организаций (как отечественных, так и зарубежных) существует иной подход к программам. Так, у скаутов они носят прагматический характер и имеют целью получение конкретного результата – навыка, качества. В деятельности детской образовательной организации «4-Н» (США, Канада) программы разрабатываются специалистами университетов на уровне штата в зависимости от результатов социологического исследования интересов и потребностей детей и подростков, которое проводится раз в пять лет. Базовые программы обеспечиваются мощнейшим методическим оснащением. Ребенок считается участником программы (М.Р.Мирошкина).
Фришман Ирина Игоревна, доктор пед. наук, зам. директора ИППД РАО, директор НПЦ СПО - ФДО, профессор.
Изначально заложенная вариативность программ детских и молодежных общественных организаций предопределяет возможность и стимулирует разработку каждым объединением собственных планов, отвечающих запросам и способностям конкретных детей, условиям объединения и социальной среды, в которой действует эти организации.
Позитивные изменения в структуре детского движения и содержании деятельности объединений (организаций) обусловили значительное расширение возможностей выбора воспитательных стратегий, и это важное условие формирования демократического общества, обеспечивающего свою целостность благодаря разнообразию и вариативности подходов, форм и способов деятельности. Однако возникшая свобода выбора ребенком, подростком подходящей для себя организации сегодня проявляется главным образом как свобода не выбирать ни одну из них. По данным социологических исследований, лишь немногим более 17% детей соответствующего возраста являются членами детских и молодежных общественных объединений (организаций). Фактически охват детей различными формами самоорганизации упал до критически низкой отметки, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с молодежью.
В свое время комсомол и пионерская организация успешно вели работу, связанную с профилактикой правонарушений несовершеннолетних, организацией досуга по месту жительства, помогали противопожарной, пограничной службам и т.п. В результате перестройки эти направления почти исчезли из поля зрения новых объединений и организаций, став объектом дополнительных забот государственных органов и затрат из госбюджетных средств. Заметим, что современные подростки по-прежнему испытывают естественную тягу к разнообразным видам внеурочной деятельности в кругу сверстников и более 60% 11-15-летних ребят выражают желание быть членами детских объединений. Есть немало и других фактов, свидетельствующих о незаменимости детского и молодежного движения как особого института социализации.
Анализ современной практики позволяет классифицировать детские объединения по следующим критериям.
С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются объединения:
1) ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал представлены прежде всего объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации);
2) социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские организации);
3) связанные с начальной профессиональной подготовкой детей («Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т.д.);
4) детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т.д.);
5) культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов);
6) борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристические).
Решающую роль в молодежном и детском общественном объединении играет личность взрослого лидера (организатора, руководителя, вожатого). От его взглядов, гражданской позиции, увлечений и профессионализма зависит судьба детского объединения (в первую очередь это касается тех, что возникают вне школ и учреждений дополнительного образования). Взрослым в этом отношении фактически предоставлена почти полная свобода. При этом резко снижается роль профессиональных педагогов, конкурентами (или союзниками) им становятся служители церкви, представители финансово-монопольных и частных структур.
Зарегистрированные общественные объединения детей и молодежи в РФ распределяются по чрезвычайно широкому спектру уставных целей и задач, статусу (международные, национальные, межрегиональные, муниципальные и др.), профилю деятельности, организационно-правовой форме. Многообразие социальных инициатив детей и молодежи, их направленность на конкретные практические проблемы людей демонстрируют позитивную прагматичность и социальный оптимизм подрастающих поколений современной России.
Значительное место среди молодежных и детских объединений занимают малые, временно действующие группы, создаваемые по инициативе детей и их взрослых лидеров для конкретной цели и деятельности. Это самоуправляемые, самоорганизующиеся структуры с высоким уровнем самостоятельности.
Некоторые детские общественные объединения перерастают в организации менее демократичные, в структуры со строго определенными правами и обязанностями членов, жесткой иерархией управления, возрастными ограничениями, подражанием взрослым государственным структурам. «Золотая середина» представлена многочисленными объединениями досугового характера, доступными для каждого ребенка: самодеятельными клубами, студиями, союзами, содружествами, лигами, в которых ребята выступают преимущественно в качестве активных участников. Здесь царит дух сотрудничества детей и взрослых, проявляется увлеченность общим делом, все основано на взаимопонимании, уважении, доверии. Это подлинные «оазисы» детской жизнедеятельности, относительно самостоятельные мини воспитательные системы.
По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются:
а) относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнеры;
б) существующие в качестве базы многочисленных взрослых общественных организаций (многие из них зарегистрированы как «детские») или взрослых неполитических движений (например, экологического).
Исторически «сложилась взаимосвязь детского движения и внешкольных учреждений. В нашей стране эти две уникальные системы воспитания зародились практически одновременно. На базе детских самодеятельных объединений были созданы первые государственные внешкольные учреждения (в 2003 г. они отметили свое 85-летие) . В свою очередь, внешкольные учреждения являются центром детского движения (дворцы, дома пионеров и школьников), его научно-методической базой, «кузницей кадров» организаторов, руководителей детского. движения. Что объединяет эти формы государственного и общественного воспитания? Во-первых, специфическая сфера их деятельности - «досуговое пространство» детей, его педагогически разумное наполнение в интересах личностного развития. Во-вторых, цели, содержание, форма деятельности ребенку предлагаются (и вовсе не обязательны); ему предоставляется возможности выбора, «проб и ошибок», смены занятий, проявления своего «Я» в различных ролях, условия для творчества, самодеятельности, установления широких социальных связей со сверстниками и взрослыми.
Возникновение неформальных, чаще протестных, организаций связано с неприятием молодежью социальных и духовных ценностей. В 90-е гг. XX в. появились своеобразные объединения детей и подростков, предпочитающих уйти от обыденной жизни в созданную силой своего воображения новую реальность. Пример такого современного объединения - движение «толкинистов», распространившиеся во многих странах мира. Оно образовано поклонниками творчества английского писателя Д. Толкиена, в произведениях которого существует специфический фантазийный мир со своей идеологией, философией, населенный хоббитами, эльфами и другими сказочными существами. В крупных городах мира и в России появились группы скинхедов -фашиствующие подростковые банды, объединяющихся на основе ксенофобии, расизма, национализма и шовинизма. В подростковой среде скинхеды воспринимаются как современные борцы за социальную справедливость и как идейные герои, их количество растет. К относительно новым можно отнести антиглобалистские, а также виртуально-компьютерные молодежные объединения.
Следует отметить, что в современном детском движении упрочилась база правового регулирования сферы деятельности детских общественных объединений, которые впервые в истории России получили правовой статус. Федеральные законы «Об общественных объединениях» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) определили основные понятия молодежного и детского общественного объединения и примерные направления их деятельности. При этом выделена и закреплена законодательно новая защитная функция; установлены гарантии создания детских объединений на базе образовательных учреждений; предусмотрены основные направления государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, Определены меры ответственности органов исполнительной власти и руководителей объединений за исполнение принятых законов.
На нормативно-правовом уровне закрепляется приоритет молодежных и детских объединений в государственной поддержке проектов и программ, направленных на развитие и воспитание детей и молодежи. По состоянию на начало 2002 г. в систему государственной поддержки включались 48 организаций, в том числе 32 молодежных и 16 детских; 20 организаций были общероссийскими, 26 - межрегиональными и 2 - международными. Произведенные изменения в порядке проведения конкурса на соискание государственных грантов расширили возможности молодежных и детских объединений по представлению своих проектов и программ. В целом за последние 4 года проведения конкурса рассмотрено 350 проектов и программ, из них 120 рекомендовано на предоставление государственной поддержки на сумму около 4 млрд. рублей.
Принципы партнерства, договорного характера отношений, активного участия молодежных и общественных объединений в реализации государственных программ и мероприятий включены в концептуальные основы деятельности государственных органов. Данная позиция на нормативном уровне представлена в ряде федеральных законов, но ее реализация остается пока не всегда эффективной.
Детским и молодежным общественным объединением считается юношеское общественное формирование для совместной деятельности или единой социальной цели. С течением времени облик детского движения в России принимает кардинальные изменения, например, по сравнению со всесоюзным периодом, когда общественность наблюдала знаменитую пионерскую организацию. Современный лад диктует другие приоритеты и взгляды, к которым стремится молодежь.
В этой статье будут рассмотрены современные признаки детских и молодежных общественных формирований, особенности и направления, вариации государственной помощи объединений.
Понятие и задача объединения
Под детским общественным объединением подразумевается добровольное социальное движение, образованное группой совершеннолетних и несовершеннолетних граждан для совместной деятельности и общей цели.
Исторические данные упоминают ученические организации возникшие, в начале XX века. На слуху были «Майские Союзы», занимающиеся защитой животных и птиц, «Артели тружениц», организовавшие дружеские летние площадки, и многие другие. Еще во времена СССР активно существовали подобные детские объединения, но после распада союза они утратили свое значение в обществе. Однако сейчас общественные организации молодежи довольно успешно ведут свою деятельности и имеют множество направлений.
Их основная цель заключается в саморазвитии, следовании своим интересам, создании общественных проектов. Задачи определяются в зависимости от целей, но, в общем понимании, организация такого товарищества помогает реализовать творческие и организационные способности, развить качества, направленные на улучшение окружающей среды и помощи людям.
- При царе Алексее Михайловиче возникло особое молодежное движение под названием «Потешные войска», созданное для военных игр. Для этого в 1682 году прямо у Кремлевского дворца была разбита территория, где регулярно проходили военные игры. Вскоре они переросли в настоящее военное обучение, а в 1961 году "Потешные войска" разделили на две организации: Преображенский полк и Семеновский.
- Царь Николай II предложил использовать школам новую методику воспитания, описанную в книге Scouting for boys. Эта идея очень вдохновила первого капитана лейб-гвардии стрелкового полка, что и навело его на мысль образования первого в России отряда русских скаутов. Первый такой отряд был создан 30 апреля 1909 года, назывался «Бобер» и состоял всего из 7 мальчиков.
- Во время войны Московская пионерская организация активно участвовала в боевых действиях. Она занималась построением танковой колонны «Московский пионер», которая по изготовлению была передана в распоряжение Красной Армии. Позже пионеры получили звания героев Советского Союза за свой подвиг.
- Приближенная к нашим дням молодежная ассоциация «Идущее вместе» возникла в 2000 году и существовала до 2007 под руководством общественного и государственного деятеля, а также идеолога молодежных движений, Якеменко В.Г. Организация "Идущее вместе" была создана в целях проведения массовых акций, в основном государственного характера. В архивах истории запечатлен странный случай, когда в августе 2004 данной организацией была проведена акция против Филиппа Киркорова, с требованием осудить знаменитого певца за недостойное поведение.
Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку детского и молодежного общественного объединения. Некоторые положения по данному вопросу прописаны и в Конвенции о правах ребенка.
Поддержка детских общественных объединений осуществляется на основе Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в соответствии со следующими принципами:
- Законность.
- Толерантность.
- Гражданская активность.
- Признание самостоятельности и равенства прав на господдержку.
- Приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей.
Действия закона не распространяются на молодежные и детские коммерческие студенческие союзы профессионального направления; объединения, созданные политическими партиями.
Государственная поддержка детских общественных объединений осуществляется при следующих положениях:
- Объединение имеет статус юридического лица и существует не менее года (с момента официальной регистрации).
- В объединении, которое заявляет о программе, требующей финансирования, состоит не менее 3 000 молодых граждан.
Государственные права объединений
Организация деятельности детского общественного объединения имеет право:
- подавать доклады в Правительство Российской Федерации с разъяснением положения детей и молодежи;
- вносить свои предложения по реализации молодежной политике;
- вносить предложения по корректированию законов, касающихся интересов детей и молодежи;
- принимать активное участие в обсуждениях и подготовке федеральных проектов государственной молодежной политики.
Виды государственной поддержки
Основные виды поддержки деятельности детского общественного объединения:
- Предоставление льгот.
- Информационное обеспечение.
- Заключение контрактов на выполнения государственного заказа.
- Подготовка кадров молодежного и детского общественного объединения.
- Проведение конкурсов на финансирование.
Финансирование
Финансирование программ детских общественных объединений и организаций производится из средств федерального бюджета и фондов РФ. Материальная поддержка ведется на законодательной основе и предусматривается разными социальными программами. Закон предусматривает выделение денежных средств в виде субсидий.
Не субсидируются такие организации, как студенческие профсоюзы, религиозные организации и подобные объединения, поддержка которых не предусматривается законом.
Типы объединений
Детские общественные объединения могут различаться по:
- направленности;
- формированию;
- целям;
- времени осуществления;
- степени интересов;
- составу участников;
- общественному статусу.
Объединения, направленные на развитие и потребности детей, могут реализоваться в школах и группах. Изначально организации имели только образовательный характер, но со временем стали формироваться творческие коллективные объединения, также направленные на созидательные действия и пользу окружающему миру.
Направленности объединений
Свободный режим нашего времени позволяет создавать самые разнообразные детские общественные объединения. На данный момент их сложно перечислить, так как ежедневно образуются новые несущие индивидуальную идею самовыражения. Из них можно выделить самые распространенные категории объединений.
- экологические;
- спортивные;
- туристические;
- творческие;
- скаутские;
- исследовательские;
- профессиональные;
- культурологические;
- социально-информационные и т.д.
По формальным критериям:
- официально зарегистрированные;
- незарегистрированные, но основанные под воздействием официальных структур (например, школ);
- Неформальные.
По идеологическим принципам:
- политические;
- религиозные;
- национальные;
- светские.
Классификации объединений
Организаций коллективного объединения детей и молодежи, существующих на данный момент, рассматривается огромное множество. Они имеют разные названия, структуру программы, общественные цели и играют разную социальную роль. Самые известные из них:
- Союз Может быть международным, межрегиональным, региональным, областным, краевым, городским, районным. Такие организации действуют в рамках собственных интересов и объединяются в социальные группы детей и взрослых по разным уклонам направленности: спорт, музыка, образование и т.д.
- Федеративные. Действуют в рамках различных международных и общероссийских общественных объединений с заранее обговоренными целями и имеющемся представительном органе для представления интересов на государственном уровне.
- Ассоциация детских организаций. Занимаются реализацией общественной программы для удовлетворения своих потребностей. Они могут быть школьными, студенческими, игровыми, выступать на российском или международном уровне.
- Лига - широкомасштабное сообщество, основанное на профильных и культурных интересах.
- Коммуна - коллектив лиц, объединившийся на началах общего имущества и труда.
- Дружина - объединение, состоящее из отрядов. В прошлом к этому виду относили пионерство. Сейчас это может быть, например, лагерный отряд, имеющий вожатого или другие подобные группы с участием ведущего.
- Отряд - команда, объединенная в соответствии с личными интересами.
- Общественные группы, выдвигающие интересы общества или какой-либо общественной категории, социального слоя. Они могут отличаться по материальному состоянию, национальности, месту жительства, критериям трудовой сферы и даже по уровню здоровья.
Примеры объединений
- «Сделай шаг».
- Скауты.
В нижегородской школе №91 было зафиксировано небольшое объединение взрослых по инициативе директора. Цель была одна - научить детей тому, что не прописано в школьных учебниках. Идея была связана с развитием определенных навыков в трудных жизненных условиях. Таким образом, сформировались занятия по выживанию в экстремальных условиях. Далее это переросло в обязательный государственный предмет по туристической подготовке, альпинизму, изучению боевых искусств и методов обороны, оказание первой медицинской помощи.
- «Морская лига».
Молодежное объединение любителей пароходства, яхт спорта и судомоделирования. В лигу входило 137 организаций, в которых состояли юные моряки и речники, что в свое время дало развитие популярности данному направлению и достигло международного уровня. Объединение возглавляло учебные парусные мероприятия и осуществляло дальние морские походы.
- «Зеленая планета».
Детское экологическое движение. Членом данного объединения можно было стать всего с 8 лет. Ключевой задачей проекта было объединить как можно больше юных граждан для решения экологических проблем, призыва к здоровому образу жизни и соблюдения норм чистоты и порядка.
Заключение
С точки зрения воспитательного процесса, цели деятельности любого детского общественного объединения эффективно влияют на аспект личностного роста каждого члена объединения. В процессе деятельности он сталкивается со многими общественными задачами и начинает лучше понимать принципы управления, самоорганизации, уважения и т.д., что положительно сказывается на его будущем. Объединения повышают социальную значимость и готовность человека исполнять социальные общественные потребности.
Наряду с неформальными течениями молодежи сегодня в стране существует ряд детских и молодежных организаций и движений, руководимых, как правило, взрослыми. Среди институтов социализации детские организации, работа которых строится прежде всего с учетом интересов детей и предполагает их инициативу и общественную активность, занимают особое место.
Детское движение - объективное явление, порождение общественной жизни. В определенном возрасте, примерно от 9 до 15 лет, развивается потребность подростков в значительном расширении контактов и в совместной Деятельности. Дети стремятся к социальной деятельности наряду со взрослыми и вместе с ними. Своего рода законодательным подтверждением наличия этого явления стала Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), провозгласившая свободу ассоциаций и мирных собраний как норму жизни детей (ст. 15.1).
Ученые отмечают, что социальная активность детей и подростков в последние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообразнее. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка. Все исследователи отмечают, что большинство подростков высказывают пожелание состоять в детской организации, при этом почти 70% из них предпочитают быть членами организации по интересам; 47% утверждают, что организация нужна, чтобы интересно проводить свободное время; более 30% - чтобы лучше подготовиться к взрослой жизни.
В России дети в силу распада массовых пионерской и комсомольской организаций оказались в социальном вакууме. Между тем детские организации составляют неотъемлемую часть общества во всех современных странах, они - реальная разновидность социальных движений. Кроме удовлетворения потребностей детей и подростков в общении, совместной деятельности по интересам, эти организации выполняют и другие социальные функции. Они включают подростков в жизнь общества, служат средством формирования социальных навыков, защиты интересов и прав детей. Участие в детских организациях позволяет приобрести социальный опыт, способствует формированию гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе. Трудно переоценить роль детских и подростковых общественных организаций в социализации личности ребенка.
Законодательной базой развития детских общественных объединений являются Законы Российской Федерации «Об общественных объединениях» и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (1995). Закон РФ «Об общественных объединениях» (ст. 7) определяет, что формами детских общественных объединений могут быть детская организация, детское движение, детский фонд, детское общественное учреждение*.
Наиболее распространенной формой сегодня является детская общественная организация - самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.
В России более 200 молодежных общественных организаций и объединений (спортивные, скаутские, творческие и др.). Некоторые из них называются ассоциациями, лигами, союзами 2 . Современный этап развития детского движения характеризуется переходом от одной в прошлом детской организации к многообразию (по целям, содержанию, формам и методам деятельности, степени включенности в социальную практику) общественных формирований, отличающихся динамичностью, определенной независимостью от государственных и общественных структур и личностной ориентацией. Они отражают все те инновационные процессы и явления,
1 Закон РФ «Об общественных объединениях», 1995 // Вожатый века. 2001. № 1.
2 Детские и молодежные общественные объединения России: Справочник. М.,
1995; Теория, история, методика детского движения. Вып. 4. М., 1998.
которые происходят в сферах жизни нашего общества. Но, будучи явлением социальным, детское движение выступает как фактор развития личности, как педагогическое средство.
В детском движении сложились на основе опыта некоторые принципы, определяющие его влияние на молодежь. Среди них следует выделить принцип самоорганизации, что обусловливает особенность детских формирований - создание и становление их по инициативе «снизу», их деятельность основывается на волеизъявлении членов, программы носят поисковый характер, отражая результаты самодеятельности и коллективного творчества.
Ведущим направлением, целью детского общественного объединения является развитие личности посредством включения в деятельность, способствующую вхождению, адаптации, интеграции личности в социальную среду. Этим определяются основные функции, задачи детской организации:
Широкое разностороннее включение личности в систему общественных отношений, в социальную жизнь;
Организация жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию и возрастным особенностям;
Защита прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды;
Корректировка различных влияний на личность, ее сознание и поведение (формирование социально-нравственных идеалов, ценностей, потребностей).
Особые социально-педагогические возможности детского общественного объединения обусловлены открытостью и добровольностью членства, эмоционально-нравственной атмосферой, наличием более широких социальных прав (по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможностью выбора разных видов и форм деятельности. Специфику воспитательного потенциала определяют сущность и структура детского объединения. Оно открыто, демократично, не является государственным учреждением, создается добровольно, может пользоваться финансовой, кадровой, технической поддержкой различных государственных учреждений.
В управлении самодеятельным детским объединением нет жестких рамок, органы управления определяются самими членами, подвижны, взрослые и дети тесно сотрудничают, в управление периодически включают по возможности всех членов объединения.
Вместе с тем могут создаваться детские организации, имеющие более жесткую структуру: органы управления, подчиненность, первичные коллективы, источники финансирования - все то, что определяется законом об общественных организациях.
Сравнительно новым явлением в современном детском движении является членство взрослых в общественных объединениях детей. Статус взрослого предполагает его педагогическую, воспитательную, защитную функцию (создание условий для развития личности и объединения, охрана прав и интересов, здоровья и безопасности) и функцию организационную. Взрослый, руководящий организацией, выступает источником социального опыта детей, их знаний и предметно-практических, коммуникативных, со-
циальных умений, он является образцом человека, гражданина, помощником и другом.
В сущности, союз взрослых и детей, их совместная и свободная деятельность являются мощным социально-педагогическим средством воспитания и имеют давнюю историю. Еще в начале XX в. С. Т. Шацкий с друзьями организовал детскую колонию, такое полуформальное объединение старших и младших для образования, развития последних. В то же время в Англии возникает скаутское движение, распространившееся по всему миру. В России оно тоже было, но после 1917 г. прекратило свое существование, вместо него возникло пионерское движение.
Вот что пишут об этом специалисты. В 1906 г. полковник Р. Бадей Пауль, создатель скаутского движения в Англии, издал книгу «Юный разведчик», которую перевели на русский язык. Общество решило, что подобные формы воспитания приемлемы и для русской молодежи.
До появления этой книги подобные детские объединения были и в нашей стране. Как вспоминает один из первых скаутов А. М. Вязьмитинов, подростки в городах объединялись в группы, уходили за город в самые глухие места, строили шалаши, пели песни, обсуждали таинственные истории, искали клады, помогали нуждающимся. Это было стремление молодежи к чистой правдивой жизни на лоне природы, стремление к благородному. «Мы и раньше, - пишет Вязьмитинов, - правда, ощупью и неуверенно, шли тем же путем».
В 1909 г. штабс-капитан Олег Иванович Пантюхов в районе Царского Села организовал первое скаутское звено, вскоре разросшееся в отряд. На эмблеме отряда были написаны слова, которые стали девизом всего движения: «Вера в Бога, Верность Царю, Помощь Ближнему» и далее - «Будь готов».
Покровителем русских скаутов был избран святой Георгий Победоносец, изображенный на стяге. Походы за город назывались «разведкой»; чтобы не терять ни минуты, даже на марше велись «беседы» о жизни великих людей, о событиях из русской истории.
Руководителем отряда - «скаутмастером» - мог быть человек, хорошо подготовленный настолько, чтобы иметь право сказать детям: «Смотрите на меня. Делайте, как я. Следуйте за мной». Во время похода поощрялись скауты, которые первыми увидят какие-то малозаметные предметы, растения или птиц, или человека, нуждающегося в помощи. Каждый день скаут должен был оказывать кому-нибудь помощь. Отряд организовывал также новогодние елки для детей из бедных семей.
Скауты называли себя «разведчиками», носили спортивную форму защитного цвета, шляпу «бурского» типа, имели посох. Новички, вступавшие в отряд, младшие по возрасту, назывались «волчатами». Формой руководства в отрядах были «приказы». Например, «Приказ № 150. Беседа о Суворове», «Приказ № 149. Беседа о храбрости и правдивости». Руководители отрядов назывались вожатыми.
С первых лет возникновения скаутских отрядов появились их стихи и песни. Одной из песен, причем самой любимой, была «Картошка». В 1910 г. преподаватель латинского языка 1-й Петербургской гимназии Василий Григорьевич Янчевский организовал большой отряд скаутов. О Петроград-
ской дружине скаутов в 1915 г. вспоминал старший скаутмастер К. А. Пер-цов. Отряд под командой прапорщика состоял из юношей 16-18 лет и делился по 10 человек. Каждый носил свой цвет галстука.
Во время рождественских каникул 1915 и 1916 гг. проходили съезды (в 1917 г. «летний лагерь») скаутов со всей России. Скауты выезжали на летние сельскохозяйственные работы. На приобретение инвентаря для этих работ им выделялись кредиты. Выезжал отряд до 200 человек. Петроградские отряды ехали на юг России, в Херсонскую губернию.
В Москве скаутские отряды возникли в 1911 - 1912 гг. В 1915 г. они находились под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны и адмирала И. И. Чайковского (брата композитора). Было организовано Общество содействия Организации юных разведчиков города Москвы. В 1917 г. несколько отрядов объединились в дружину. В августе 1921 г. скаутские дружины Москвы были разгромлены комсомолом. Скаутов избивали, громили их квартиры и лагеря, арестовывали, высылали скаутмастеров 1 .
Дружины скаутов были во многих городах России: Киеве, Анапе, Астрахани, Архангельске, Воронеже, Гомеле, Евпатории, Ереване, Керчи, Кисловодске и др.
Н. К. Крупская, создавая пионерскую организацию, имела перед собой прецедент, эталон - скаутское движение, воспитательное значение которого оценивала очень высоко.
Типология детских объединений в настоящее время возможна по направленности и содержанию деятельности, по формам организации, по длительности существования. Так, имеются объединения познавательной, трудовой, общественно-политической, эстетической и другой направленности: клубы по интересам, военно-патриотические, военно-спортивные, туристические, краеведческие, юнкоровские, экономические, объединения по оказанию помощи старикам и работе с малышами, миротворческие и другие профильные детские объединения.
Имеются также организации и объединения, работающие на основе различных ценностей: религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские организации и объединения, коммунар-ские группы (пионерские организации и объединения).
Самым крупным детским объединением является Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций (СПО - ФДО). Она является независимым международным добровольным формированием, в состав которого входят самодеятельные общественные объединения, ассоциации, организации с участием детей или в их интересах.
В состав СПО - ФДО входят региональные, территориальные организации в статусе республиканских, краевых, областных, детские объединения по интересам, профильные организации и ассоциации. Среди них Федерация детских организаций «Юная Россия», детские организации стран СНГ, региональные детские организации и объединения - детская организация Москвы «Радуга», Воронежская областная организация, детско-юношеская организация «Искра» и др.; организации республик России - детс-
1 Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М., 1999. С. 194-195.
кая общественная организация «Пионеры Башкирии», детская общественная организация Удмуртии «Родники» и др.; профильные организации различного уровня - Молодежная морская лига, Союз юных авиаторов, Лига малой прессы, Детский орден милосердия, Ассоциация детских творческих объединений «Золотая игла» и др. 1
Цели СПО - ФДО имеют вполне педагогический характер:
Помочь ребенку познавать и улучшать окружающий мир, развивать свои способности, стать достойным гражданином своей страны и мирового демократического сообщества;
Оказывать всестороннюю помощь и поддержку организациям - членам Федерации, развивать детское движение гуманистической направленности в интересах детей и общества, укреплять межнациональные и международные связи.
Основными принципами СПО - ФДО являются:
Приоритет интересов ребенка, забота о его развитии и соблюдение его прав;
Уважение религиозных верований и национальной самобытности детей;
Сочетание деятельности по реализации общих целей и признание прав членских организаций осуществлять самостоятельную деятельность на основе собственных позиций;
Открытость для сотрудничества во имя детей.
Высшим органом СПО - ФДО является Ассамблея. СПО - ФДО - прообраз единого гуманитарного пространства, которое столь трудно создается взрослыми на просторах СНГ. О характере деятельности СПО - ФДО свидетельствуют его программы. Назовем только некоторые из них: «Детский орден милосердия», «Золотая игла», «Хочу сделать свое дело» (начинающий менеджер), «Древо жизни», «Свой голос», «Игра - дело серьезное», «Мир красотой спасается», «Алые паруса», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Школа демократической культуры» (движение юных парламентариев), «Каникулы», «Экология и дети», «Лидер» и др. Всего более 20 программ 2 . В ряде регионов страны действуют скаутские организации.
Детские объединения по длительности существования могут быть постоянными и временными. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы, экспедиционные отряды, объединения для проведения какой-либо акции и т. п. Временные объединения обладают особыми восстановительными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные возможности для творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ребенку изменить свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском
1 Детские общественные организации, объединения, движения. Вып. 1. М., 1991;
Вып. 2. М., 1993.
2 Будем работать вместе!: Программы деятельности детских и подростковых
организаций. М., 1996.
объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнь и деятельность, занимая при этом позицию от робкого наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс общения и деятельность в объединении проходят в доброжелательной обстановке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологической реабилитации.
Школа и детские общественные объединения могут и должны действовать согласованно. В жизни сложились различные варианты взаимодействия школы с детскими общественными объединениями. Первый вариант: школа и детское объединение взаимодействуют как два самостоятельных субъекта, находя общие интересы и возможности их удовлетворения. Вариант второй предполагает, что детская организация является частью воспитательной системы школы, имея определенную долю автономии.
Учитывая особую значимость детских и молодежных объединений для воспитания детей, Министерство образования РФ разработало методические рекомендации в адрес руководителей учреждений образования и учреждений дополнительного образования о необходимости широкого взаимодействия с ними (детскими молодежными объединениями)". Рекомендуется создавать скоординированные совместные программы, проекты, формировать позитивное общественное мнение о деятельности детских и молодежных объединений, привлекать к этому педагогическую и родительскую общественность. В штате образовательного учреждения или учреждения дополнительного образования следует предусмотреть ставку куратора детских организаций (педагог-организатор, старший вожатый и др.); выделить помещения для работы этих объединений во внеурочное время; создавать условия для проведения занятий и различных мероприятий (сборы, встречи и др.); предусмотреть совместные акции, проекты, мероприятия в плане учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Все это дает ребенку возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, участвовать в созвучных ему образовательных программах, проектах, что способствует конкурентности программ детских и молодежных объединений и улучшению их качества.
Целесообразно ежегодное обсуждение результатов деятельности общественных объединений на педагогических советах школы с участием заинтересованных лиц. Такая работа требует соответствующей квалификации, педагогических кадров, методических служб, работающих в детских объединениях и в системе образования, педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей и др.
4. Учреждения дополнительного образования для молодежи
В стране, кроме обязательного для всех образования, действует система внешкольных учреждений, которая в соответствии с Законом Российской Фе-
" О детских и молодежных объединениях: Методические рекомендации Министерства образования РФ // Народное образование. 2000. № 4-5.
дерации «Об образовании» называется системой дополнительного образования. Имеется также проект отдельного закона о дополнительном образовании. Систему дополнительного образования составляют разнообразные детско-юношеские учебно-воспитательные учреждения и общественные организации:
Дома, центры детского и юношеского творчества;
Специализированные школы и студии (музыкальные, художественные, спортивно-туристические и др.);
Многопрофильные клубы по месту жительства;
Творческие объединения детей и молодежи при музеях, театрах;
Научные общества школьников;
Туристическо-краеведческие, экологические, культурологические и другие экспедиции;
Досуговые непрофильные объединения.
К учреждениям дополнительного образования относятся также летние и каникулярные лагеря разного типа: труда и отдыха, оздоровительные, юных математиков, геологов, спортивные и др.
Учреждение дополнительного образования - это тип образовательного учреждения, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Согласно Типовому положению об учреждениях дополнительного образования в них могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций.
Деятельность внешкольных учреждений прежде всего связана с досугом и свободным временем школьников, это в основном определяет их цель и задачи. Целью учреждений дополнительного образования является создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности молодежи в избранной ими сфере деятельности на основе их интересов, потребностей. Главными задачами являются следующие:
Выявление интересов, склонностей, способностей молодежи к различным видам деятельности;
Формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности и создание условий для их реализации (отчетные концерты, смотры, конкурсы, выставки, конференции и др.);
Помощь в общем социальном развитии, решение коммуникативных и других проблем в жизни ребенка, оказание психологической поддержки, психотерапевтической помощи;
Решение вопросов профессионального самоопределения школьников, помощь в выборе профессии и получении первоначальных знаний по профессии;
Развитие творческих способностей, научных интересов детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование обшей культуры, организация содержательного досуга.
Работа учреждений дополнительного образования имеет в некоторых аспектах выгодные отличия от обучения по обязательной государственной программе. Ее отличает:
Добровольность в выборе деятельности, содержания и форм организации;
Свободный, творческий характер деятельности педагогов и детей;
Многопрофильность (в одном учреждении разные по форме и содержанию работы позволяют подростку выбирать занятия по интересам, переходить к другим занятиям, общаться с разными людьми);
Отсутствие обязательного контроля и оценок;
Опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с творческими личностями, сверстниками,
Опыт содружества поколений.
В практике дополнительного образования имеются самые разные по целям и содержанию учебные программы и формы организации обучения, общения с детьми. Вот пример одной из образовательных программ учреждения дополнительного образования Детский парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках» - Программа «Мир русской усадьбы», курс по дополнительному образованию. Данная программа является пропедевтической к разрабатываемым в детском парке курсам: «История России и русская усадьба», «Знаменитые Трубецкие», «Великая усадебная литература», «Музыкальная культура русской усадьбы», «Усадьба - колыбель русского искусства», «Зодчество русской усадьбы», «Столица и усадьба», «Садоводство», «Зверинец в русской усадьбе», «Мир цветов», «Оранжерея в русской усадьбе», «Организация праздников и забав», «Практическое экологическое образование», «Экология города», «Бальные танцы и русская усадьба», «Верховая езда», «Культура России и французский язык» и др. По перечню видно, что дети могут получать не просто информацию по интересующим их вопросам, но имеют возможность заниматься историко-культурной, экологической деятельностью, в процессе которой получают шанс для гармоничного восприятия и построения собственной жизни в гармонии с природой и культурой 1 .
Учреждения дополнительного образования и общеобразовательные школы могут по-разному взаимодействовать. Дополнительное образование может быть составной частью образовательной системы школы. Чаще,же их отношения строятся как партнерские отношения двух субъектов образовательной деятельности: проводятся совместные акции, проекты, мероприятия. Может быть и такой вариант, когда общеобразовательная школа функционирует в составе учреждения дополнительного образования. Пример тому средняя школа «Аничков лицей», обучающая детей, склонных к научной, творческой деятельности, находящаяся в составе Санкт-Петербургского дворца творчества юных. Можно сказать, что появление такой школы в структуре Дома творчества детей в известной степени - естественное явление: чтобы не ходить в два разных учреждения, которые им одинаково нужны, дети стали учиться и заниматься углубленно по своим интересами в одном доме. Это потребовало разработки содержательных и организационных вопросов. Сегодня лицей имеет образовательные программы, отвечающие самым серьезным требованиям 2 .
1 Дополнительное образование детей / Под ред. О. Е. Лебедева. М., 2000. С. 104.
2 Там же. С. 78-83.
Итак, мы видим, что воспитание молодежи осуществляется под воздействием многих факторов, которые действуют на детей неодинаково, порой несогласованно и противоречиво, что усложняет и одновременно обогащает возможности воспитательной системы общества. Это обстоятельство накладывает ответственность на профессиональных педагогов в первую очередь. Однако ответственность за растущие поколения лежит и на всех социальных институтах, на каждом гражданине страны.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте молодежную среду и ее влияние на формирование подростка.
2. Опишите характер девиантного поведения подростков и методы работы с ними.
3. В чем проблема межнационального общения в молодежной среде и каковы пути ее решения?
4. Какова роль детских общественных объединений в воспитании школьников?
5. Раскройте роль учреждений дополнительного образования в формировании молодежи.
Основная литература
1. Гасанов 3. Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999.
2. Рожков М. И., Волохов А. Б. Детские организации: возможность выбора. М., 1996.
3. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. М., 1991.
Дополнительная литература
1. Волохов А. В., Рожков М. И. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации. М., 1991.
2. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учеб. пособие. М., 1999.
3. Шнекендорф 3. К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. № 2.
4. Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990.
5. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие / Под ред. О. Е. Лебедева. М.,2000.
Глава 12. Семейное воспитание
Люди, воспитанные без родительской ласки, часто искалеченные люди. А. С. Макаренко
1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности.