История жизни и смерти мэрилин монро. Мэрилин Монро – биография великой актрисы

1 июня - день рождения актрисы, певицы, модели, признанного секс-символа Голливуда и всеобщей любимицы Мэрилин Монро. Являясь идолом для миллионов мужчин по всему миру, она прожила очень яркую, короткую и далеко не самую счастливую жизнь.

Трудно поверить, но в этом году этой роскошной женщине исполнилось бы 90 лет. «Не волноваться, а волновать!», «Дайте девушке пару туфель на шпильках, и она завоюет весь мир!» - ее слова по сей день являются ориентиром для многих представительниц слабого пола. Но что же действительно скрывалось за ее образом самой знаменитой привлекательной и желанной женщины в мире?

Биография Мэрилин Монро

Мэрилин Монро, урожденная Нормой Джин Мортенсон, родилась 1 июня 1926 года. Почти все ее детство прошло в детских приютах и приемных семьях, т.к. отца своего Норма не знала, а ее мать никогда особо не заботил ни материнский инстинкт, ни материнские обязанности. Но, несмотря на это, в 1933 году Норма с матерью уезжают в Голливуд, где будущая знаменитость приближается вплотную к миру кино.


Звездный путь актрисы

В 1942 году, в 16-летнем возрасте, Норма выходит замуж, после чего бросает учебу в школе и устраивается на свою первую работу на авиационном заводе Radioplane. Именно это неприглядное место становится для нее путевкой в жизнь: однажды репортеры приехали на предприятие, чтобы снять процесс работы женщин, которые трудятся на благо успеха военных Второй мировой войны.


Один из фотографов делал снимки Нормы и отметил, что она ничем не хуже профессиональной модели, - поэтому совсем скоро девушка решила обратиться в модельное агентство, в котором ее с радостью приняли.

Вплоть до 1946 года она успела появиться на страницах 30 журналов, и ей удалось приблизиться к своей главной мечте - карьере в кино. В августе 46-ого года Норма подписывает контракт с киностудией «20th Century Fox» и меняет имя на более благозвучное - Мэрилин Монро.


Одной из первых серьезных для Мэрилин работ стала роль в фильме «Хористки», затем она появилась в фильме «Счастливая любовь». Но успех опять не торопится к ней навстречу, и Мэрилин возвращается к работе модели, ее впервые снимают в обнаженном виде, а сделанные фотографии в 1953 году появляются на одном из разворотов «Playboy».


Монро не оставила попытки стать звездой кино: постепенно она продолжала получать новые роли - актрису приглашали в фильмы «Асфальтовые джунгли», «Правый крест», «Из жизни родного города». Участие в фильме «Все о Еве» было для Мэрилин незначительным, хотя сама картина получила 14 номинаций на «Оскар». Все это время девушку брали в кино скорее в качестве украшения, нежели из-за ее таланта.


По словам самой Мэрилин, она всегда хотела быть драмматичесой актрисой:

«Я устала играть секс-бомб, я хочу играть другие роли. Я актриса, а не машина».

Но доказать наличие актерских способностей она смогла лишь в 1951 году после выхода фильмов «Давай поженимся» и «Можно входить без стука». После съемок в лентах «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Как выйти замуж за миллионера» Монро стала самой кассовой актрисой Голливуда. Она удостаивается награды «Самая популярная актриса», а на голливудской Аллее славы появляется звезда Мэрилин Монро.


«Каждый является звездой и заслуживает
право на сияние»

За все популярные фильмы она не получала серьезных гонораров. Мэрилин была крайне недовольна их несоответствием с прибылью, получаемой от кассовых сборов, поэтому она оставляет «20th Century Fox» и основывает собственную кинокомпанию - «Marylin Monroe Production», первыми фильмами которой стали «Автобусная остановка» и «Принц и танцовщица».


«То единственное, что хочется больше всего в жизни,
как правило, нельзя купить за деньги»

В 1958 году М.Монро возвращается в Голливуд, где снимается в знаменитом «В джазе только девушки» и еще нескольких фильмах вплоть до августа 1962 года.

Знаменитые высказывания Мэрилин:

«Я эгоистичная, нетерпеливая и немного неуверенная в себе. Я делаю ошибки, выхожу из под контроля и порой со мной трудно справиться. Но если вы не можете общаться со мной, когда я в плохом настроении, то не заслуживаете меня в хорошем.»

«У нас, женщин, есть только два оружия… Тушь для ресниц и слёзы, но мы не можем использовать оба одновременно.»



«Мы, красивые женщины, обязаны казаться глупыми, чтобы не беспокоить мужчин».

«Честно говоря, мне не нужен тот, кто видит во мне только хорошее. Мне нужен тот, кто видит во мне и плохое, но при этом все еще хочет быть со мной».

«То, в чем действительно нуждается мир, - это реальное чувство родства. Все: звезды, рабочие, негры, евреи, арабы - мы все братья. Пожалуйста, не выставляйте меня несерьезной. Закончите интервью тем, во что я верю» (из последнего интервью актрисы).



«Не волноваться, а волновать!»

«Дайте девушке пару туфель на шпильках, и она завоюет весь мир!»

Мэрилин Монро – легендарная sex-appeal Америки 50-х годов прошлого века, равнозначно сводившая с ума как простых работяг, так и президентов. Непризнанные Киноакадемией ее роли в кино (голливудская кинодива ни разу не была номинирована на «Оскар») знает весь мир: «Зуд седьмого года» (режиссёр Билли Уайлдер), «Автобусная остановка» (Джошуа Логан), «Принц и танцовщица/статистка» (Лоуренс Оливье), «Некоторые любят погорячее/В джазе только девушки» (Билли Уайлдер)… Жизнь, творчество и загадочная смерть самой непревзойденной блондинки эпохи и сегодня интересуют ее многочисленных поклонников.

Норма: детство и юность

Если хоть у одной голливудской звезды и было детство, о котором не хочется вспоминать, то это именно Мэрилин Монро. Рожденная 1 июня 1926 года в приюте при больнице Лос-Анджелеса, она за всю жизнь так и не узнала доподлинно, кто был ее родным отцом. Новоиспеченная мать, Глэдис Перл Монро, назвала дочку Нормой Джин, а отцом записала своего второго мужа – Мартина Мортенсона, который бросил ее, не дожидаясь рождения ребенка.


В некоторых источниках родителем значится первый супруг Глэдис – Джон Нэйтон Бейкер, но с ним мать новорожденной к этому времени была давно разведена. В дальнейшем возникла еще одна версия отцовства, неоднократно озвучиваемая матерью Нормы. Та утверждала, что родила ее от Чарльза Стэнли Гиффорда, недолгий роман с которым у нее случился во время работы монтажером в кинокомпании «Консолидэйтэд филм».


Но такие заявления никто не воспринимал всерьез, поскольку у Глэдис начала прогрессировать наследственная болезнь, из-за которой она все чаще находилась на лечении в психиатрической больнице Норуолка. Нищета и одиночество, сопровождавшие девочку с самого рождения, наложили отпечаток на всю ее дальнейшую судьбу.


Не от большой любви, а от поселившейся в душе тоски шестнадцатилетняя Норма приняла предложение Джеймса (Джима) Догерти (по разным источникам – то ли рабочего авиазавода, то ли гробовщика), надеясь в семейной жизни обрести так отчаянно недостающую стабильность и заботу. Новоиспеченный муж не дал ей ни того, ни другого и вскоре ушел в море с торговым флотом. Америка воевала, а юная женщина устроилась на работу на авиационный завод, куда в 1944 году приехал военный фоторепортер Дэвид Коновер, в корне изменивший серую жизнь сироты.


Пораженный сексуальным магнетизмом очаровательной «простушки», фотограф заплатил ей 5 долларов за час позирования. Фотографии он разослал по модельным агентствам, вскоре Норма украшала собой обложки многочисленных журналов. 1946 год принес ей первый контракт с киностудией 20th Century Fox, развод с Догерти, полную смену облика и имени: Норма стала Мэрилин. Из прошлой жизни осталась лишь девичья фамилия матери – Монро.

Мэрилин: карьера в кино

Роскошная платиновая блондинка с неподражаемой улыбкой и манящим взглядом снималась в своих первых эпизодических ролях. Фильмы откровенно слабые, проходящие, но начинающая актриса радовалась каждой возможности поучиться актерскому мастерству. Монро мечтала играть настоящие, полные драматизма роли и брала частные уроки у эмигранта Михаила Чехова, русского актера, служившего раньше в Московском художественном театре. Попутно она занималась в актерской студии Ли Страсберга в Нью-Йорке, читала по совету Чехова русскую классику.


Увы, режиссеры нещадно эксплуатировали образ недалекой, но притягательной секс-бомбы, и Мэрилин снималась в «Любовном гнездышке» (1951), «Столкновении в ночи» (1952), «Ниагаре» (1953). Всеобщее восхищение и зашкаливающую популярность принесла ей роль в фильмах «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Как выйти замуж за миллионера» (оба сняты в 1953 году). На фоне небывалого успеха, толп поклонников и ежедневных признаний в любви, Мэрилин так и осталась внутренне одинокой, опасающейся разочарований юной Нормой.


В 1956 году Монро снималась в паре с Джоном Мюрреем в мелодраматичной комедии «Автобусная остановка» и впервые за актерскую карьеру номинировалась на премию «Золотой глобус». Далее актриса работала в совместном британско-американском проекте «Принц и танцовщица» (1957). Ее партнером и одновременно режиссером картины был Лоуренс Оливье.

Мэрилин Монро - I Wanna Be Loved By You (из фильма «В джазе только девушки»)

И вновь Монро в числе номинанток (теперь уже в Британской киноакадемии), как лучшая иностранная актриса, но… приз ушел к Симоне Синьоре . И лишь после фильма «Некоторые любят погорячее/В джазе только девушки» американские кинокритики наконец признали ее лучшей комедийной актрисой и Мэрилин в 1960 году достался первый в жизни кинематографический приз – «Золотой глобус» за роль Душечки.


Монро все же получила ту самую драматическую роль, о которой так долго мечтала. Актриса играла практически саму себя: отчаявшуюся, разочаровавшуюся в мужчинах разведенную женщину, путешествующую вместе с двумя друзьями-ковбоями в надежде найти заработок. Снималась она в картине «Неприкаянные»(1961) вместе с эффектным Монтгомери Клифтом и все еще харизматичным Кларком Гейблом , для которого эта работа, как и для Мэрилин, оказалась последней в кино.

Мэрилин Монро на съемках фильма «Что-то должно случиться» (который так и не был закончен)

Личная жизнь Мэрилин Монро

Долгое время избегавшая серьезных свиданий, в 1954 году актриса все же отважилась выйти замуж во второй раз. Ее избранником стал сицилийский эмигрант, игрок высшей бейсбольной лиги Джо Ди Маджио. Самовлюбленный и сам привыкший к поклонению фанатов, Ди Маджио никак не мог смириться с невероятной популярностью жены. Брак не продержался и года. Разрушительная ревность Джо, особенно после съемок Монро в фильме «Зуд седьмого года» (1955), который все помнят по эпизоду развевающегося платья, привели к скандалу с рукоприкладством и последующему разводу.

Мэрилин Монро в фильме «Зуд седьмого года»

В 1956 году актриса в третий раз вышла замуж за драматурга и признанного в Америке интеллектуала Артура Миллера. Их взаимный интерес возник гораздо раньше, тем не менее, серьезные отношения завязались лишь когда Мэрилин развелась с Ди Маджио, а брак Миллера дышал на ладан. Церемония бракосочетания была скромной, в числе приглашенных – только родственники и близкие друзья.


Несмотря на профессиональные успехи, какой-то злой рок висел над самой роскошной блондинкой Америки, что касалось семейной жизни, которая и в третий раз потерпела крах. Все мужчины, с которыми Мэрилин Монро официально решалась связать свою судьбу, до свадьбы практически боготворили свою избранницу. Как только же становились мужьями, словно забывали, с какой женщиной живут и всеми силами пытались переделать ее «под себя», сделать из Мэрилин обычную земную женщину.


Третий развод в 1961 году вверг Мэрилин в отчаянную депрессию. Не получилось у нее создать крепкую и счастливую семью, о которой она мечтала с детства. Остается кино, любовь публики, мимолетные романы и… алкоголь, которым она запивала снотворное.

Смерть Мэрилин Монро

29 мая 1962 года Америка праздновала 45-летие самого молодого президента Джона Кеннеди . Торжественный прием в Madison Square Garden оглашался волнующим «Happy Birthday, Mr. President, Happy Birthday to you». Прекрасная женщина со сцены поздравляла своего любимого и, как она думает, любящего мужчину. Скоро сбудется ее самая заветная мечта, у нее будет самая чудесная семья, она станет самой неповторимой первой леди Соединенных Штатов!

Мэрилин Монро - Happy Birthday Mr. President

…Такие мысли и даже высказывания приписывали Мэрилин Монро, перед чьим обаянием, сексуальностью и искренностью не устоял даже президент страны. Как было на самом деле, непосредственные участники разворачивающейся в те дни драмы уже не расскажут. Можно лишь догадываться, какие бури бушевали в душе Жаклин Кеннеди, официальной жены президента, какую роль в скорой развязке сыграл брат президента Роберт и о чем молчал сам Джон Кеннеди. Заветной мечте все равно не суждено было сбыться.


Со дня рождения прошло два месяца. 5 августа служанка Мэрилин вызвала полицию, поскольку ей непривычно видеть свет в окнах хозяйки во внеурочное время. Полиция нашла актрису в спальне, с телефонной трубкой в руках и зафиксировала ее смерть. В заключении врача, которое впоследствии вызвало массу версий гибели Мэрилин Монро, было написано: «Вероятно, самоубийство». Но личность предполагаемой самоубийцы такова, что поверить в официальную версию ни журналисты, ни ее поклонники не могли.


Возникли слухи о причастности клана Кеннеди к смерти всеобщей любимицы, а также мафии и спецслужб, доведении ее до самоубийства личным психологом Монро. Загадочная смерть актрисы не давала покоя исследователям всех мастей, о ней писали книги, снимали кинофильмы. В возрасте всего 36 лет талантливая и прекрасная Мэрилин Монро ушла из жизни с последними словами из интервью Ричарду Мэриману: «Я прошу вас, не делайте меня смешной».


P.S. Незабвенное наследие

Образ Мэрилин Монро стал эксплуатироваться почти сразу же после ее смерти. Тысячи женщин по всему миру и по сей день пытаются быть похожими на нее хотя бы внешне, поскольку мало кому удается понять внутренний мир актрисы, даже голливудским подражательницам, начиная с Джейн Мэнсфилд и заканчивая Скарлетт Йоханссон .

«Мэрилин Монро. Последний сеанс»

Документалист Патрик Жеди создал в 2008 году фильм «Мэрилин Монро. Последний сеанс». Расследование ведется и в публицистическо-документальном фильме «Улика из прошлого. Мэрилин Монро» (2017). Создано немало художественных картин, в одной из которых «7 дней и ночей с Мэрилин» (2011) роковую блондинку играет Мишель Уильямс . За эту роль актриса получила «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар».

Мишель Уильямс в роли Мэрилин Монро в фильме «7 дней и ночей с Мэрилин» (трейлер)

Мэрилин Монро была ходячей энциклопедией секретов женской привлекательности. Ее фразы разлетались на цитаты, передавались из уст в уста как сокровенные знания. В конце концов, кто еще знал столько о мужской природе? Это ей принадлежат известные афоризмы: «Дайте девушке пару туфель на шпильках, и она завоюет весь мир!», «Я совершенно определенно женщина, и это меня радует». Что ж, она имела право учить других. Ведь, пожалуй, ни одна другая женщина не имела изначально меньше шансов на успех, чем девочка из неблагополучной семьи с нависшим над ней родовым проклятием безумия и прозвищами «мышь» и «фасоль» за спиной. Однако этот неприметный уголек сам себя сделал сияющим бриллиантом.

Поэтому: Про Мэрилин Монро можно сказать то же самое, что и про Скарлетт О’Хара, если слегка перефразировать писательницу Маргарет Митчелл: она не была красавицей, но мужчины едва ли отдавали себе в этом отчет, если попадали под огонь ее чар. Актеры и спортсмены, писатели и президенты - никто не мог устоять перед ней, если она пускала в ход свое обаяние. Сама же она объясняла свой секрет успеха очень просто: «Всегда верь в себя, потому что если ты не поверишь, то кто другой поверит?»

Урок второй: Сама себе Пигмалион

Волосы, губы и, чего греха таить, роскошный бюст - вот формула успеха! Это первое, что приходит на ум при упоминании имени Мэрилин Монро, но что из этого было настоящим? Точно не волосы! На всех детских фотографиях волосы Нормы Джин Бейкер (урожденной Мортесон), как звали ее тогда, прямые, красновато-коричневого оттенка. Норма становится платиновой блондинкой во время первого замужества. Но если не чудесные волосы подарок природы, то, может быть, грудь?

Сохранились свидетельства, что Мэрилин Монро несколько раз обращалась к хирургам, но тайна лечения оставалась за семью печатями. Так, когда 11 ноября 1954 года Мэрилин выписалась из лос-анджелесской клиники, где ей делали некую операцию, врачи дали лишь скупой комментарий по этому поводу: «коррекция женских качеств». Злопыхатели утверждают, что на фотографиях Монро разного периода «золотой бюст», как его прозвали современники, то увеличивается, то уменьшается, хотя понятия «фотошоп» тогда не существовало. Возможно, что Мэрилин закачивала в грудь парафин, чтобы увеличить размер.

Некоторые биографы приписывали секрет пышного бюста Мэрилин специальным бюстгальтерам с корректирующими подушечками. Между прочим, эта догадка получила подтверждение после смерти Монро. Один из служащих похоронной конторы, взявшей на себя организацию похорон актрисы, украл подушечки прямо с тела легендарной блондинки, чтобы позже продать на аукционе. Таким образом, бюст был еще одной чертой внешности, которую Мэрилин сделала сама.

А что же губы? Косметика сыграла не последнюю роль в перевоплощении скромной Нормы Джин в женщину века. Она обожала духи, была буквально помешана на уходе за кожей. Добавим к этому волнующую походку, ставшую еще одной узнаваемой чертой Монро. Говорили, что Мэрилин специально подпиливала каблуки, чтобы бедра при ходьбе аппетитно покачивались.

Поэтому: «В девушке должны быть красивы две вещи - это взгляд и губы, потому что взглядом она может влюбить, а губами доказать, что любит», - говорила Мэрилин и не уставала подтверждать это на практике. Она, словно Пигмалион, создавала из себя великолепную Галатею с продуманностью, которой невозможно не восхищаться, лепила свой образ тщательно, кирпичик за кирпичиком, как строят дом на века. А умению Монро делать тайны из самых, казалось бы, обыденных фактов можно только позавидовать!

Урок третий: Не бойтесь перемен

Она твердо знала, что мужчины всегда превозносили женщин в первую очередь за «красивую обертку» и только потом за все остальное. Мэрилин фанатично следила за внешностью. Позже Джеймс Доэрти, ее первый муж, вспоминал о необычной, как ему казалось, привычке экс-супруги постоянно протирать лицо оливковым маслом. Судя по всему, именно интрижки Джеймса с другими женщинами заставили Норму кардинально изменить свой имидж, чтобы стать лучшей из лучших.

В 1942 году Норма Джин устроилась работать на завод Radioplane Company, куда вскоре приехала команда режиссеров и фотографов для очередного фоторепортажа. Фотограф Дэвид Коновер сделал серию снимков девушки. Впервые она почувствовала, что способна на что-то большее, нежели всю жизнь перебирать детали на заводе.

С Джимом Доэрти

«Глядя на ночное небо, я думала, что, наверное, тысячи девушек также сидят в одиночестве и мечтают стать звездой. Но я не собиралась беспокоиться о них. Ведь моя мечта не сравнится ни с чьей другой», - сказала Норма самой себе и, разведясь с Джеймсом, отправилась покорять Америку. Сексапильной модели предложили заключить контракт на киностудии 20th Century Fox при одном условии - что она сменит имя. Норме не оставалось больше места в ее нынешней жизни.

Поэтому: В браке с первым мужем Норма вывела для себя главное правило: «Мудрые девушки целуют, но не любят, слушают, но не верят, и бросают до того, как их бросят». Не побоявшись развода и неизвестности, она отправилась покорять вершины славы. А когда ей предложили сменить имя, она рассудила так: Нормой Джин мужчины могут пренебречь, а вот Мэрилин Монро запомнят навсегда. И ведь запомнили!

Урок четвертый: Спортивная страсть

К 1948 году, когда вышел в прокат фильм «Хористки», актриса довела свою внешность до совершенства, выпрямив и отбелив зубы. Фотографии блистательной блондинки разлетались, как горячие пирожки. Ее красота казалась простой, как молоко и мед. Неудивительно, что режиссеры подбирали ей именно те роли, которые могли заставить каждого солдата желать эту «соседскую девчонку». Сама Мэрилин никогда не отказывалась от единожды найденного образа, однако постоянно искала новые ракурсы.

Она прекрасно знала, чего хотят мужчины. Так, всемирно известный бейсболист Джозеф Пол Ди Маджо заинтересовался Мэрилин, именно когда увидел ее фотографию, где она играет в бейсбол. Мало того, что белокурая бестия была сказочно хороша собой, так у них еще и нашлись общие интересы (а кроме спорта, Джо ничем не интересовался)! Мэрилин не стала разубеждать обаятельного спортсмена.

С Джо Ди Маджо

Поэтому: Она очень быстро поняла, что мужчины влюбляются в мечты, которые сами для себя создают. Актриса признавалась: «Я никогда никого не дурачила. Я просто позволяла людям дурачить самих себя. Они не пытались понять, кем и чем я была на самом деле. Вместо этого они сами придумывали мне характер. Я не спорила с ними». Эта мудрая политика помогала Монро нанизывать мужские сердца на ниточку, как бусины.

Урок пятый: Роман с писателем

Ревность разрушила и второй брак Мэрилин. Только на этот раз ревновала не она, а Джо. Спустя годы Джо признает, что на месте Мэрилин он бы «тоже с собой развелся». Спортсмен так и не смог забыть бывшую супругу. Незадолго до смерти Мэрилин они воссоединились и даже собирались вступить в повторный брак.

А пока актриса очаровывала другого известного мужчину. В 1956 году знакомство актрисы с писателем Артуром Миллером перерастает в любовь, а затем и в брак. И снова на сцене семейной жизни появляется не реальная женщина, а тщательно созданный образ. Артур Миллер получает уже не спортивную блондинку, как его предшественник, а образованную красавицу. Мэрилин появляется на людях только с книгой в руках. Снова любовь по фотографии? О да! Мэрилин даже пишет стихи и посвящает их мужу: «Твое сердце - это единственное, что дарит мне счастье и гордость».

Этот брак не выдержал популярности Мэрилин, но через много лет уже совсем старенький Артур Миллер будет тайком уходить от жены и детей в маленькую студию, где у него хранятся фильмы с участием бывшей супруги. Расстаться с ней можно, забыть - никогда!

Поэтому: Вспоминается чеховская «Душечка», которая подстраивалась под своих мужчин. Монро, посещавшая театральные курсы Михаила Чехова, была прекрасно знакома с этой героиней и многое переняла у нее. Она умела использовать свои сильные стороны, ведь, что бы ни говорили, актрисой Монро была великой.

Урок шестой: Мистер президент

Казалось, что все предыдущие браки готовят Мэрилин к самой важной встрече в ее жизни. Так и есть, Мэрилин нацелена на роман с президентом Джоном Кеннеди - ведь она всегда выбирает лучших! Сейчас, когда она на пике своей формы, кто мог бы устоять перед этой обворожительнейшей богиней? Уж точно не сенатор Кеннеди (в то время он еще был сенатором). На вечеринке, где они познакомились, Джон напропалую флиртовал с Мэрилин. Позже, когда Кеннеди становится кандидатом в президенты, он просит Монро принять участие в предвыборной кампании. И она не боится срывать графики съемок, чтобы колесить за любимым по штатам.

Что любопытно, Монро по-прежнему считает красоту своим главным помощником в любовных делах. Когда возлюбленный начинает ее забывать, она решается напомнить о себе экстравагантным способом: заказывает платье у модельера, создавшего известный концертный наряд для Марлен Дитрих, с которой у Джона Кеннеди когда-то тоже был роман. Мэрилин хочет доказать Джону, что не хуже его бывших женщин и одновременно вызвать нужные романтические ассоциации. Полупрозрачное платье Мэрилин надевает без белья и в таком виде появляется на гала-концерте в честь дня рождения президента Кеннеди. Там она исполняет песню Happy Birthday так откровенно, что воздух густеет от страсти. Разумеется, этот экспромт, как и все прочие поступки, тщательно подготовлен.

Поэтому: Из отношений с любым из своих мужчин Монро извлекала пользу. С первым мужем она научилась следить за своей внешностью, второй рассказал ей, как заботиться о собственном теле, общение с третьим пополнило ее интеллектуальный багаж. В своих записных книжках Мэрилин задает векторы развития: «всегда работать над актерскими упражнениями», «позаботиться о своем инструменте - морально и физически (упражнения)».

Она была прекрасным стратегом, точно знающим, чего хочет. Не потому ли миллионы мужских сердец до сих пор бьются учащенно при звуках ее имени?..

Дневники и наброски Мэрилин Монро показывают ее чувствительный характер и поэтическую душу.

Икона гламура

Одной из причин того, почему Мэрилин Монро остается такой мощной и видимой иконой красоты и гламура, является то, что она никогда не старела перед камерами. В отличие от своих современниц Элизабет Тейлор, Дебби Рейнолдс и Джейн Рассел, она была образцом совершенства: пушистые светлые волосы, глаза под сонными веками и улыбка, которая одновременно кажется ослепительной и беззаботной... Ее беззаботность была главной причиной того, почему интерес к ее фильмам и выступлениям не проходит и сегодня.

Обстоятельства смерти Монро всегда рассматривались как темная сторона этого светящегося видения. Это стало поучительной историей о влиянии на жизнь излишеств и наркотиков, подпитанной слухами о Кеннеди, Синатре и Джо Ди Маджио. Биографы Мэрилин и журналисты знают множество историй о наркомании и психических заболеваниях, с которыми боролась звезда. Все они способствовали формированию легенды о Монро как о трагической жертве - девочке, которая с детства жила в приемных семьях, и которую во взрослой жизни использовали мужчины, тогда как она жаждала от них привязанности. В конечном счете это привело ее к одинокой и таинственной смерти.

Публикация дневников

Однако в 2010 году публикация ее личных документов показала более созерцательную и поэтическую Монро, о чем свидетельствуют ее рукописные стихи, письма и записи дневника. Эти документы были опубликованы в сборнике под названием «Фрагменты: стихи, интимные заметки, письма Мэрилин Монро». Эти записки Мэрилин можно назвать трудами поэта - человека, который хочет писать и выражать себя в тщательно подобранных словах. Она пыталась найти точную фразу, чтобы передать настроение или чувство, а также показывала понимание своего звездного статуса.

Как говорят редакторы сборника, документы, опубликованы в нем, являются настоящим кладом. В них нет ничего грязного или низкого. Это не путь Мэрилин. Ее дневники не раскрывают тайн, а, скорее, создают их еще больше.

"Чувство себя"

В заметках она писала о раннем периоде ее брака с Джеймсом Догерти в начале 1940 годов. Ее записи показывают, что сам процесс написания был неотъемлемой частью жизни Монро и ее благополучия. В своих дневниках она могла быть честной, возможно, даже больше, чем в любом другом месте. В одном из своих дневников она сделала запись, которая осталась без даты: «Иногда я не могут понять других людей. Я знаю, что у всех у них есть проблемы, как и у меня, но я действительно слишком устала от всего этого. Я пытаюсь понять, но вижу многие вещи, которые просто докучают мне».

В одном из своих дневников, датированным 1955 годом, она пишет, что ее первым желанием было стать актрисой, и что она стремится работать на полную, не стыдясь этого. Ее стремление работать над собой было беспощадным: «Я могу и стараюсь аналитически работать над вещами, независимо от того, насколько это болезненно». В одной из строк она напоминает себе, что нужно иметь "чувство себя", как будто эти слова в некотором роде заземляют ее и напоминают о том, что она должна иметь в виду.

Страхи и семейная жизнь

В блокноте, находясь в одном из отелей, она пишет, что «не должна принимать на себя обязательства или связывать себя». Там есть еще одна запись, которая гласит: Мэрилин должна помнить, что нет ничего, чего бы ей не хватало, - ничего, чтобы концентрироваться на себе, за исключением дисциплины и техник, которые она изучает и сама ищет. Она работала над тем, чтобы преодолеть свой страх, но он присутствовал в каждом аспекте ее жизни, в том числе и в браке с Артуром Миллером. Находясь в Англии, где снимали «Принца и Белоснежку», Мэрилин обнаружила страницы из дневника Миллера, где, как он утверждал, были наброски нового персонажа. В этом дневнике он выражал разочарование своим браком и признавался, что иногда ему стыдно за жену перед друзьями. Это стало сокрушительным ударом для Монро, и ее записки, сделанные в то время, показывают, насколько сильным он был. Она пишет: «Я думаю, что всегда была слишком сильно напуганной, чтобы быть чьей-то женой, так как по своей жизни знаю, что один человек не может слишком сильно любить другого. Начиная с завтрашнего дня, я буду заботиться о себе и обо всем, что у меня действительно есть, и что я когда-либо имела».

Фрагменты, которые она писала в своих записках, показывают, что эта женщина постоянно стремилась "приземлить" себя, и помочь себе совладать со своими внутренними демонами. Они также показывают решимость Монро и ее сильную волю. Будь то планирование вечеринок или подготовка к выступлению, Монро всегда стремилась сделать все как можно лучше.

Личные документы

Для тех, кто по настоящему увлечен личной и семейной жизнью Монро, есть также книга о содержании ее личных бумаг, названная «ММ - Персонально». В ней историк Льюис Баннер использует фактуры, квитанции, письма, контракты и деловые документы, чтобы бросить вызов многим мифам о Монро. Одним из них была идея о том, что Мэрилин ничего не понимала в финансовой отчетности. Содержание ее документов показывает, что это неправда. Баннер также демонстрирует, что Монро была способной женщиной, которая увлекалась приготовлением блюд и имела много хороших друзей. Личные предметы из архивов Монро, такие как поздравительные открытки, чеки и телеграммы, создают ощущение, что вы на самом деле можете понять внутренний мир Монро, приблизиться к ее тайнам.

Современная популярность

Такой доступ к жизни Монро за кадром подпитывает ее современную популярность в социальных медиа, с бесчисленными публикациями и страницами, посвященными ей. Однако нужно помнить, что ее дневники и наброски изначально не были предназначены для публикации. Это творческие и поэтические размышления и наблюдения женщины, в которых выражается ее характер и творчество. В них она могла честно сказать, что она чувствует и чего хочет. Они больше согласуются с теми фотографиями Монро, на которых она показана как созерцательный мыслитель и заядлый читатель.

Самое важное, что сделали эти дневники и письма, - это то, что они дали Мэрилин Монро собственный голос, созданный ее рукой. И он полностью противоречит образу, созданному СМИ. Другими словами, они добавляют творческий и личный аспект в культурную икону, которой является Монро, что позволяет нам относиться к ней как к реальной женщине, со всеми ее желаниями и личным мнением.

На заре своей карьеры Мэрилин Монро выглядела немного не так, как мы привыкли. К образу платиновой блондинки с алыми губами актриса пришла постепенно. Даже имя у девушки было другое.

Норма Джин Мортенсон - а именно так звали будущую звезду экрана - родилась в Лос-Анджелесе в 1926 году. Мать назвала девочку в честь Джин Толмадж - звезды Голливуда того времени. Возможно, именно это и определило судьбу будущей актрисы. Детство Мэрилин трудно назвать счастливым. Мать актрисы страдала психическим расстройством, из-за чего ребенка было решено устроить в приемную семью. За несколько лет Норма Джин сменила несколько опекунов и приютов. Одно время девочку воспитывала подруга матери, которая часто брала её в кинотеатры и, можно сказать, открыла для неё мир большого экрана.

Как только Норма Джин исполнилось шестнадцать, она поспешила выйти замуж за своего приятеля. Брак не сложился: уже в 1945 году перед будущей звездой открывается перспектива новой жизни - её приглашают поработать моделью у армейского фотографа. В то время в армии были очень популярны снимки хорошеньких девушек: солдаты вешали их над своими кроватями. Уже через несколько месяцев фотографии Нормы Джин украшают обложки журналов.

Предложение от киностудии тоже не заставило себя долго ждать: в 1948 году девушка заключает контракт с могущественной «20-й век Фокс». Норму Джин приняли на студию в качестве статистки. Агенты требуют, чтобы девушка сменила имя и кое-что подправила в своей внешности. Так на свет рождается Мэрилин Монро. Их трех предложенных вариантов: Кэрол Линд, Клэр Норман, Мэрилин Миллер, девушка выбирает последний, но с некоторой поправкой. Вместо фамилии «Миллер» решено использовать девичью фамилию матери Нормы - Монро.

Имидж будущей звезды тоже нуждался в корректировки. Агент девушки настоял на нескольких пластических операциях: Норма подправила форму носа и губ. Но главное преобразование коснулось цвета волос. По совету наставника, Мэрилин из шатенки перекрасилась в платиновую блондинку. Небольшие преобразования - и всем известный образ был готов! Оставалось дело за малым - получить интересную роль, которая заставит публику обратить внимание на новую звезду.

Сначала Мэрилин предлагали только эпизоды. Переломный момент наступил после роли в картине «Хористки», которую сняла студия «Коламбиа Пикчерс». Здесь Мэрилин впервые доверили большую роль. Картина быстро стала популярной и на студии «20-й век Фокс» было принято решение заключить с девушкой 7-летний контракт, чтобы не потерять перспективную актрису. Сделав ставку на Мэрилин, студия не прогадала. Её популярность росла с каждым фильмом.

Первый крупный проект с Монро - лента «Асфальтовые джунгли», где у актрисы была не главная, но заметная роль, принес «20-й век Фокс» приличные дивиденды, а Мэрилин - столь желанное признание. Актриса сразу же получила титул «секс символа». Девушки того времени стараются быть похожими на Монро, а мужчины все поголовно тайно или явно влюблены в обворожительную блондинку.

Постепенно Мэрилин вырабатывает свой неповторимый стиль: взгляд, манера говорить и одеваться, походка, улыбка, жесты - все служит созданию нужного флера. Говорят, что звезда даже специально подпиливала один каблук, чтобы при ходьбе её бедра немного покачивались.

Карьера Мэрилин развивалась стремительно. Публика желала видеть свою любимицу чаще. Студия предоставляла ей такую возможность: Мэрилин появлялась во многих картинах. Правда, почти всегда ей доставались однотипные роли глупеньких блондинок. Режиссеры боялись менять амплуа актрисы, предпочитая снимать её в привычном образе. Один за другим на экраны выходит знаменитые ленты: «Ниагара», «Как выйти замуж за миллионера», «В джазе только девушки», «Джентльмены предпочитают блондинок». Эти картины навсегда вошли в золотой фильмофонд Голливуда.

Однако Мэрилин все время мечтала о серьезной драматической роли, ей хотелось реализовать себя в другом амплуа. Она занималась с преподавателями, старалась расширить свой кругозор, но режиссеры по-прежнему видели в ней только красавицу, способную привлечь зрителя только своими аппетитными формами и забавными песенками.

Кроме актерской профессии, Мэрилин продолжала сниматься как модель. Её фотографии украшали обложки самых влиятельных журналов того времени. Каждый известный фотограф того времени мечтал запечатлеть яркую красоту актрисы.

Личная жизнь Мэрилин Монро была довольно бурной. Она несколько раз выходила замуж, но так и не смогла создать крепкую семью. В 1962 году знаменитая актриса была найдена мертвой в собственном доме. По заключению экспертов, причиной смерти стала передозировка антидепрессантов.
Идут годы, но образ Мэрилин продолжает будоражить умы: ей посвящают песни, о ней пишут книги и ставят фильмы. Сегодня можно с уверенностью сказать, что годы не властны над славой актрисы: она, как и много лет назад, остается