Михаил Боярский: личная жизнь д'Артаньяна, дети и внуки. Елизавета Боярская актриса: личная жизнь, фото, муж, дети Известные российские актрисы

На свой первый творческий вечер 26-летняя актриса Лиза Боярская, недавно ставшая мамой, пригласила поклонников не в какой-то пафосный зал, а в ротонду в Комарово, на берег Финского залива. В интервью она рассказала, в том числе, о своей благотворительной деятельности.

Михаил Садчиков,

«Вечерний Петербург» (Санкт-Петербург), № 118, 03.07.2012

На свой первый творческий вечер 26-летняя актриса, недавно ставшая мамой, пригласила поклонников не в какой-то пафосный зал, а в ротонду в Комарово, на берег Финского залива

Идея такой встречи пришла в голову давнему знакомому Лизы телеведущему Петру Фадееву, который стал куратором проекта "Арт-прибой". Камерный зал на двести мест в двух шагах от залива, ласковое солнце, шум сосен и прибой... Тем не менее Лиза волновалась, как на вступительном экзамене в Театральную академию, но постепенно взяла себя в руки - читала стихи Ахматовой и Цветаевой, прозу Толстого и Чехова, отвечала на записки. Поддержать ее приехала любимая тетя - театровед и писатель Екатерина Боярская, а вот знаменитые родители остались на даче с двухмесячным Андреем, там же был и супруг Лизы, актер Максим Матвеев, только что вернувшийся после полуторамесячных съемок на Мальте.

На сцену я просто рвалась!

Лиза, еще раз от лица всех читателей "Вечёрки" поздравляем вас с рождением сына! Расскажите, пожалуйста, об Андрее Максимовиче Матвееве.

- (Счастливо улыбается.) Что рассказывать... У этого молодого человека еще очень короткая биография, за два месяца он многому научился, уже осознанно смотрит на родителей и всю нашу семью. Могу сказать, что он окружен невероятной любовью со стороны моей, мужа, двух бабушек, дедушки, дяди и тети, двух сестер, бесконечных нянек в лице подруг, потому что сейчас мы живем на даче, и подруги Кати, моей старшей племянницы, по очереди с ним с удовольствием нянчатся. В общем, растет Андрей Максимович в море любви - это самое главное, потому что это вообще самое главное для любого ребенка.

Вы удивили многих, буквально через месяц вернувшись на сцену МДТ - Театра Европы в сложнейший спектакль "Жизнь и судьба"... Легко ли далось вам это возвращение?

Скажу честно, на сцену я просто рвалась. Не потому, что мне было плохо дома, - нет, мне дома очень хорошо, и я готова теперь заниматься сыном 24 часа в сутки. Но просто сцена - это наркотик, хороший наркотик, без которого мне уже не прожить. Когда я вышла из дома, села в машину и поехала в театр, мне как будто бы влили невероятную дозу кислорода, у меня было замечательное настроение, я чувствовала легкость, полет. Я была очень рада, что вернулась, и достаточно быстро. Спектакль по роману Василия Гроссмана "Жизнь и судьба" я очень люблю, но в новом качестве все было немножко по-другому. Удивительно, что появилось какое-то спокойствие. Не покой, потому что Лев Абрамович всегда делает акцент на этих вещах: "Не покой, а внутреннее спокойствие". Я попыталась наполнить роль каким-то новым смыслом. Это было так здорово, возникли какие-то новые ощущения, и я надеюсь, что буду их и дальше испытывать в других спектаклях. С нетерпением жду сентябрьской премьеры спектакля Льва Абрамовича Додина "Коварство и любовь" по пьесе Шиллера, где играю роль Луизы. А вот сниматься буду реже, потому что не хочу и не могу надолго уезжать от сына...

Все лето в петербургском Мемориальном музее семьи актеров Самойловых открыта выставка "Актерские династии. Боярские". Личные вещи, старые фотографии, театральные афиши и костюмы, газетные вырезки, письма с фронта... Живые розы стоят у портрета Екатерины Николаевны Бояновской-Боярской: образованная петербургская девушка времен Серебряного века, большая театралка, а затем жена священника, репрессированного в сталинские времена, дала начало актерской династии - Боярских. После просмотра этой экспозиции возникает такое ощущение, что вам, Лиза, на роду предначертано быть актрисой!

Наверное, так - раз выпала судьба родиться в такой семье. Моя тетя театровед Екатерина Боярская написала книгу "Театральная династия Боярских". Из нее, из рассказов отца я узнала многие поразившие меня факты.

Конечно, я была в курсе, у нас большая семья, но не предполагала, что корни так глубоки.

Моим прадедушкой был Александр Иванович - отец Александр, батюшка, профессор богословия, митрополит Ивановский и Кинешминский, архиепископ... Его судьба трагична: после революции начались гонения на церковнослужителей, и с начала 20-х прадеда много раз арестовывали, потом отпускали, но большевики забрали его в 1936-м, а всю семью раскидало по стране. И вот с 1936-го по 1956 год, долгие двадцать лет, моя прабабушка Екатерина Николаевна, не желая считать себя вдовой, ждала мужа. Молилась, надеялась, что случится чудо и он вернется... Родили они с Екатериной Николаевной четырех сыновей, четырех богатырей! Удивительно и то, что каким-то неведомым образом в семье священнослужителя, у его сыновей, возникла непреодолимая тяга к театру! Мои дедушки Боярские стали замечательными театральными актерами, а уже потом передали свое искусство моему отцу. Дух захватывает от сознания, сколько всего бурных, драматических, невероятных событий происходило в той семье, где ты родилась... Я ведь сначала хотела поступать в Университет, на отделение пиара, а решение пойти в Театральную академию пришло в последний момент и, как ни странно, во многом спонтанно. Что-то меня подтолкнуло... И я решила, что в академии мне надо не просто учиться, а как "рок" себе придумать. И этим "роком" стала идея продолжения династии Боярских...

Если Андрей, когда вырастет, решит стать актером, мы с Максимом, конечно, будем "за", хотя выбор будет делать только он сам.

Горе-папаши, испугавшись проблем, бегут с корабля

Семья, театр, съемки... Но, несмотря на свою занятость, вы продолжаете активно участвовать в благотворительных проектах петербургского фонда "Солнце", помогать детям... Что это за потребность такая - совершать добрые дела?

Я стараюсь не просто заниматься благотворительными проектами из серии "все подряд", а сосредоточиться на одной проблеме - судьбе детей, родившихся раньше срока. В нашем государстве существует программа реабилитации таких детей. Она длится в течение месяца-двух, после чего ребенок с мамой возвращаются домой и сталкиваются с букетом проблем, особенно если это мамы-одиночки (а это не редкость, потому что горе-папаши, испугавшись проблем, бегут с корабля!). Многие мамы, совсем растерявшись, отдают своих малышей в детские дома, отказываются от них, а потом об этом горько жалеют... Вот мы вместе с фондом "Солнце" и решили помогать мамам, что остались одни после реабилитации: находить врачей, медикаменты, полноценное питание. Структуры для последующей реабилитации пока не существует. В прошлом году на встрече представителей благотворительных фондов с Дмитрием Анатольевичем Медведевым в Петербурге я поднимала этот вопрос и получила поддержку, но воз и ныне там. Но мы рук не опускаем, разработали целую программу помощи, находим деньги. Если поможем десяти-двадцати мамам, то уже немало.

Идея такой встречи пришла в голову давнему знакомому Лизы телеведущему Петру Фадееву, который стал куратором проекта «Арт-прибой ». Камерный зал на двести мест в двух шагах от залива, ласковое солнце, шум сосен и прибой… Тем не менее Лиза волновалась, как на вступительном экзамене в Театральную академию, но постепенно взяла себя в руки — читала стихи Ахматовой и Цветаевой, прозу Толстого и Чехова, отвечала на записки. Поддержать ее приехала любимая тетя — театровед и писатель Екатерина Боярская, а вот знаменитые родители остались на даче с двухмесячным Андреем, там же был и супруг Лизы, актер Максим Матвеев, только что вернувшийся после полуторамесячных съемок на Мальте.

На сцену я просто рвалась!

— Лиза, еще раз от лица всех читателей «Вечёрки » поздравляем вас с рождением сына! Расскажите, пожалуйста, об Андрее Максимовиче Матвееве.
— (Счастливо улыбается.) Что рассказывать... У этого молодого человека еще очень короткая биография, за два месяца он многому научился, уже осознанно смотрит на родителей и всю нашу семью. Могу сказать, что он окружен невероятной любовью со стороны моей, мужа, двух бабушек, дедушки, дяди и тети, двух сестер, бесконечных нянек в лице подруг, потому что сейчас мы живем на даче, и подруги Кати, моей старшей племянницы, по очереди с ним с удовольствием нянчатся. В общем, растет Андрей Максимович в море любви — это самое главное, потому что это вообще самое главное для любого ребенка.

— Вы удивили многих, буквально через месяц вернувшись на сцену МДТ — Театра Европы в сложнейший спектакль «Жизнь и судьба »… Легко ли далось вам это возвращение?
— Скажу честно, на сцену я просто рвалась. Не потому, что мне было плохо дома, — нет, мне дома очень хорошо, и я готова теперь заниматься сыном 24 часа в сутки. Но просто сцена — это наркотик, хороший наркотик, без которого мне уже не прожить. Когда я вышла из дома, села в машину и поехала в театр, мне как будто бы влили невероятную дозу кислорода, у меня было замечательное настроение, я чувствовала легкость, полет. Я была очень рада, что вернулась, и достаточно быстро. Спектакль по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба » я очень люблю, но в новом качестве все было немножко по-другому. Удивительно, что появилось какое-то спокойствие. Не покой, потому что Лев Абрамович всегда делает акцент на этих вещах: «Не покой, а внутреннее спокойствие ». Я попыталась наполнить роль каким-то новым смыслом. Это было так здорово, возникли какие-то новые ощущения, и я надеюсь, что буду их и дальше испытывать в других спектаклях. С нетерпением жду сентябрьской премьеры спектакля Льва Абрамовича Додина «Коварство и любовь » по пьесе Шиллера, где играю роль Луизы. А вот сниматься буду реже, потому что не хочу и не могу надолго уезжать от сына…

— Все лето в петербургском Мемориальном музее семьи актеров Самойловых открыта выставка «Актерские династии. Боярские ». Личные вещи, старые фотографии, театральные афиши и костюмы, газетные вырезки, письма с фронта… Живые розы стоят у портрета Екатерины Николаевны Бояновской-Боярской: образованная петербургская девушка времен Серебряного века, большая театралка, а затем жена священника, репрессированного в сталинские времена, дала начало актерской династии — Боярских. После просмотра этой экспозиции возникает такое ощущение, что вам, Лиза, на роду предначертано быть актрисой!
— Наверное, так — раз выпала судьба родиться в такой семье. Моя тетя театровед Екатерина Боярская написала книгу «Театральная династия Боярских ». Из нее, из рассказов отца я узнала многие поразившие меня факты.

Конечно, я была в курсе, у нас большая семья, но не предполагала, что корни так глубоки.

Моим прадедушкой был Александр Иванович — отец Александр, батюшка, профессор богословия, митрополит Ивановский и Кинешминский, архиепископ… Его судьба трагична: после революции начались гонения на церковнослужителей, и с начала 20-х прадеда много раз арестовывали, потом отпускали, но большевики забрали его в 1936-м, а всю семью раскидало по стране. И вот с 1936-го по 1956 год, долгие двадцать лет, моя прабабушка Екатерина Николаевна, не желая считать себя вдовой, ждала мужа. Молилась, надеялась, что случится чудо и он вернется… Родили они с Екатериной Николаевной четырех сыновей, четырех богатырей! Удивительно и то, что каким-то неведомым образом в семье священнослужителя, у его сыновей, возникла непреодолимая тяга к театру! Мои дедушки Боярские стали замечательными театральными актерами, а уже потом передали свое искусство моему отцу. Дух захватывает от сознания, сколько всего бурных, драматических, невероятных событий происходило в той семье, где ты родилась… Я ведь сначала хотела поступать в Университет, на отделение пиара, а решение пойти в Театральную академию пришло в последний момент и, как ни странно, во многом спонтанно. Что-то меня подтолкнуло… И я решила, что в академии мне надо не просто учиться, а как «рок» себе придумать. И этим «роком» стала идея продолжения династии Боярских…

Если Андрей, когда вырастет, решит стать актером, мы с Максимом, конечно, будем «за», хотя выбор будет делать только он сам.

После творческого вечера в Комарове Лиза Боярская посадила елочку на аллее звезд «Арт-прибоя ».

Горе-папаши, испугавшись проблем, бегут с корабля

— Семья, театр, съемки… Но, несмотря на свою занятость, вы продолжаете активно участвовать в благотворительных проектах петербургского фонда «Солнце », помогать детям… Что это за потребность такая — совершать добрые дела?
— Я стараюсь не просто заниматься благотворительными проектами из серии «все подряд», а сосредоточиться на одной проблеме — судьбе детей, родившихся раньше срока. В нашем государстве существует программа реабилитации таких детей. Она длится в течение месяца-двух, после чего ребенок с мамой возвращаются домой и сталкиваются с букетом проблем, особенно если это мамы-одиночки (а это не редкость, потому что горе-папаши, испугавшись проблем, бегут с корабля!). Многие мамы, совсем растерявшись, отдают своих малышей в детские дома, отказываются от них, а потом об этом горько жалеют… Вот мы вместе с фондом «Солнце » и решили помогать мамам, что остались одни после реабилитации: находить врачей, медикаменты, полноценное питание. Структуры для последующей реабилитации пока не существует. В прошлом году на встрече представителей благотворительных фондов с Дмитрием Анатольевичем Медведевым в Петербурге я поднимала этот вопрос и получила поддержку, но воз и ныне там. Но мы рук не опускаем, разработали целую программу помощи, находим деньги. Если поможем десяти-двадцати мамам, то уже немало.

Фото Михаила Садчикова-младшего Звезда «Стиляг», «Анны Карениной», «МосГаза» и «Бесов», незаменимый член труппы МХТ им. Чехова, актер Максим Матвеев прошел долгий путь, прежде чем его стали именовать «звездой молодого поколения» как верные зрители, так и требовательные критики.

Детство и семья Максима Матвеева

Максим Александрович Матвеев появился на свет 28 июля 1982 года в городе Светлый Калининградской области. Его родные, простые советские труженики, были далеки от мира искусства.


Мама Людмила Владимировна – филолог, работала библиотекарем. Родного отца мальчик не знал. Воспитанием мальчика в основном занимался дед, у которого, по воспоминаниям актера, были золотые руки. «Он просил меня нарисовать, что хочу. Я рисовал, а через три часа дедушка по моему эскизу делал игрушку», – рассказывал Максим.


Бабушка Максима работала билетером в местном кинотеатре и, разумеется, пропускала внука на все сеансы бесплатно. Там мальчик познакомился со многими шедеврами голливудского кинопрома, но сильнейшее впечатление на него произвели «Звездные войны». Еще долго в своих фантазиях он представлял себя джедаем с лазерным мечом наперевес.

Когда Максиму исполнилось 10 лет, его мама обрела новую любовь, и у юноши появился отчим, моряк по профессии. В 1992 году семья перебралась в Саратов, на родину мужа, где у Максима появился единоутробный братик Володя.

Максим Матвеев. Белая студия

В школе Максим учился хорошо, окончил ее с серебряной медалью. Ребенок он был довольно замкнутым: почти ни с кем не общался, на переменах предпочитал не играть со сверстниками, а готовить домашнее задание. Но к старшим классам в нем проснулся бунтарский дух: он отрастил длинные волосы и стал слушать хэви-метал.

В детстве Максим Матвеев хотел стать хирургом, затем загорелся идеей стать фехтовальщиком. Однако творчество всегда оставалось важной частью его жизни. В юности он посещал художественную школу, позже к урокам изобразительного искусства добавились внеклассные занятия актерского мастерства. Несмотря на это, после окончания школы о профессии актера Максим не задумывался. Он никак не мог определиться, чем хочет заниматься во взрослой жизни, и родители просто поставили его перед фактом: «Поступаешь на адвоката». Но тут курс его судьбы изменил господин Случай.

Начало карьеры

В выпускном классе Матвеев решил принять участие в конкурсе пар на театральном факультете Саратовской консерватории. Там-то на него и обратил внимание театральный педагог Владимир Смирнов, предложивший парню попробовать свои силы в актерстве. Вняв совету, он подал документы и стал студентом сразу второго курса театрального факультета Саратовской консерватории. Благодаря усилиям его педагога Валентины Ермаковой Максим быстро прибавлял в мастерстве, отвергая многочисленные предложения сняться в рекламе, фотосессии или даже фильме для взрослых (предлагали ему и такое!). В итоге за свои дипломные спектакли «Божий клоун» и «Дон Хуан» Максим получил наивысшие оценки членов комиссии.

Получив диплом Саратовской консерватории, Максим попытал счастья в Школе-студии МХАТ. В столицу он, скромный мальчик из Саратова, ехал без особой подготовки, по его собственным словам, материал для прослушивания был однобоким. Когда экзаменаторы поинтересовались, подготовил он что-либо еще, Максим ответил: «Нет, но скоро!». На следующее утро после бессонной ночи он пришел во всеоружии, а его попросили станцевать. Он был уверен, что провалился, однако талантливому юноше нашлось место на курсе Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова.


Параллельно с учебой Максим Матвеев стал часто выступать на сцене. Так, он исполнил роль рыцаря Жорфея в известном спектакле «Пьемонтский зверь», а затем также появился в постановке «Последняя жертва». Хотя свой первый выход на сцену МХТ актер вспоминал со стыдом: «Я играл в одном спектакле с Олегом Табаковым и Мариной Зудиной . И меня не было слышно. Совсем. После спектакля Олег Павлович сказал мне: „Ну, старик, надо работать и работать“».


В итоге успешно окончив Школу-студию МХАТ, в 2006 году Максим Матвеев устроился на работу в МХТ имени Чехова. В последующие годы на местной сцене актер сыграл огромное множество замечательных ролей. Среди его лучших работ значатся спектакли «Кабала святош», «Король Лир», «Художник». По мнению известных театральных критиков, лучшей работой молодого актера является роль Горинга в постановке «Идеальный муж» по Оскару Уайльду.

Максим Матвеев в кино

Еще во время учебы Матвееву предложили роль в сериале «Бедная Настя» с Еленой Кориковой . Персонаж был немаловажен для сюжета, и гонорара за съемки хватило бы на четырехкомнатную квартиру в Москве. Но Максим внял словам Золотовицкого, который убедил своего подопечного не спешить, а прилежно учиться. Понимал это и сам актер, для которого место в МХТ уже тогда значило больше, чем мимолетная слава сериального красавца.


Первой ролью Максима в кино стала лента Валерия Тодоровского «Тиски», а год спустя зрители увидели его в «Стилягах», пестром мюзикле того же режиссера с Антоном Шагиным и Оксаной Акиньшиной .

«Стиляги»: Максим Матвеев – «Моя маленькая бейби»

Затем последовали роли в лентах «Тариф Новогодний», «Не скажу», «На крючке», «Свадьба по обмену». Все эти фильмы имели коммерческий успех, так что имя Максима Матвеева не пропадало с радаров режиссеров и продюсеров


Любили Максима Матвеева и простые зрители. На его спектаклях всегда был аншлаг. А во время различных кинематографических фестивалей очередь к нему за автографами всегда была особенно внушительной.


Во второй половине нулевых Максим Матвеев стал часто появляться не только на больших экранах, но и на телевидении. В мир российских сериалов он вновь-таки шагнул очень уверенно, сыграв главную роль в телепроекте «Тульский Токарев». После этого были съемки в сериалах «Ялта-45», «Охотники за бриллиантами», «Военный госпиталь», а также роли в телевизионных лентах «Капитаны», «Дед Мороз всегда звонит трижды» и многих других.


В 2012 году фильмография Максима Матвеева пополнилась сразу несколькими успешными проектами: сериалом «МосГаз» с Андреем Смоляковым (артист оперетты Влад Вихров), и военной драмой «Август. Восьмого» (командир миротворцев Алексей).


В 2013 году популярность актера подкрепило участие в детективе Станислава Говорухина «Weekend», романтической комедии со Светланой Ходченковой и Любовью Аксеновой «Любит не любит» и приключенческой «Форт Росс», где партнершей Максима стала Анна Старшенбаум .


А после 2014 года Максима Матвеева начали узнавать на улице как Николая Ставрогина из мини-сериала Владимира Хотиненко «Бесы», киноадаптации одноименного произведения Достоевского, над которой актер работал совместно с уже хорошо знакомым Антоном Шагиным, Сергеем Маковецким и Марией Луговой .


В том же году он исполнил главную роль в экранизации романа Сергея Минаева «The Телки», а также появился в спортивной драме «Они играли за Родину».

В начале 2017 года зрители могли насладиться игрой Максима Матвеева сразу в двух крупных проектах. Первый – многосерийная экранизация биографии шпионки-танцовщицы Маты Хари, которую сыграла француженка Ваина Джоканте . Сам же Максим Матвеев предстал в образе капитана Владимира Маслова, влюбленного в прекрасную девушку.


Через месяц после премьеры сериала «Мата Хари» публике был представлен сериал Карена Шахназарова «Анна Каренина» (хотя его съемки закончились раньше). Максим Матвеев сыграл Алексея Вронского, ну а роль его возлюбленной, Анну Каренину, исполнила Елизавета Боярская.


Главным конкурентом актера стал Константин Крюков , но так как Лизу утвердили на роль Анны до кастинга на роль Вронского, у Максима появилось преимущество – им с супругой не надо было «сыгрываться» и играть страсть. «Играть любовь с женой гораздо проще, чем с любой другой актрисой», – поделился в одном из интервью Максим.

Актер Михаил Боярский сегодня празднует 65-летний юбилей. Накануне коллега именинника Кира Крейлис-Петрова раскрыла о Боярском и его личной жизни неожиданную правду.

Оказывается, у самого известного д"Артаньяна страны есть внебрачный ребенок. "Мишка - бабник, да он этого и не скрывает. У него всегда была масса дам, которые его обожали, вешались на шею", - рассказала она "Экспресс-газете".

Актриса призналась, что однажды, еще до брака с Ларисой Луппиан, у Михаила завязался роман с ее подругой. Он был непродолжительным, однако после него у женщины остался ребенок от Боярского, которого она родила «для себя».

Сейчас Михаил Боярский не общается ни с внебрачным сыном, ни со своей бывшей возлюбленной.

Напомним, что Боярский женат, его супруга - актриса Лариса Регинальдовна Луппиан (26 января 1953). В браке родилось двое детей.

Дочь - актриса Елизавета Михайловна Боярская (20 декабря 1985). В 2007 году окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (курс Льва Додина).

Муж Лизы и зять Боярского - актёр Максим Александрович Матвеев (28 июля 1982). Внук - Андрей Максимович Матвеев (7 апреля 2012), сын Елизаветы Боярской и её мужа Максима Матвеева.

Сын - Сергей Михайлович Боярский (24 января 1980 года), в детстве сыграл в двух фильмах: 1984 - "Букет мимозы и другие цветы" (Никита, сын Марьяны) и 1992 - "Мушкетёры двадцать лет спустя" (Карл II в детстве).

В середине 1980-х годов Виктор Резников и Михаил Боярский создают музыкальный квартет, в его состав вошли также их сыновья - Андрей Резников и Сергей Боярский. В 1986 году квартет становится известным с песней Динозаврики, Сергей впервые вышел на сцену.

Повзрослев Сергей Боярский создал группу и выпустил музыкальный альбом. Там стал бизнесменом. Парень закончил Северо-Западную академию государственной службы при Президенте Российской Федерации, факультет экономики и финансов.

Получил второе высшее образование на факультете государственного и муниципального управления Северо-Западной академии государственной службы.

Был кандидатом в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член партии «Единая Россия», но проиграл выборы. В 2012 возглавил петербургский телеканал "Санкт-Петербург" (Пятый Канал).

Старшая внучка - Екатерина Сергеевна Боярская (род. 28 ноября 1998), старшая дочь Сергея Боярского и его жены Екатерины Сергеевны Боярской.

Младшая внучка - Александра Сергеевна Боярская (род. 27 мая 2008), младшая дочь Сергея Боярского и его жены Екатерины Боярской.

В молодости Михаил Боярский сильно увлекался алкоголем, что привело к панкреатиту, когда Боярскому исполнилось тридцать пять лет.

А в 1994 году у актёра обострился сахарный диабет. В настоящее время актёр вынужден делать себе по четыре-пять уколов инсулина ежедневно.