Как использовать землю с канавки богородицы. Молитва которую читают на святой канавке в дивеево

January 25th, 2012


Четыре места на Земле Богородица взяла под своё особое покровительство. Это земные её уделы, земные жребии. Первый удел Богородицы - Иверия (современная Грузия), второй - Афон, третий - Киево-Печёрская Лавра, четвёртый (последний, где являлась матерь Божья)- Дивеево (Серафимо-Дивеевский монастырь). Николай Александрович Мотовилов - дворянин и благотворитель Дивеевской обители (как он сам себя называл "Служка Божьей Матери и Серафимов") писал Императору Николаю первому: "Благословение Ея для всех четырёх мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом из сих мест - и ни одного из жителей их не допустит до погибели".

Про канавку Дивеевского монастыря один из самых почитаемых русских святых - Батюшка Серафим Саровский сказал, что кто пройдёт Канавку Пресвятой Богородицы и прочитает «Богородице - Дево, радуйся…» 150 раз, тот побывает в Киеве, Иерусалиме и Афоне. "Если вам грустно (плохо), то вы возьмите чёточки и пройдите по канавке, почитайте эти молитовки и вам обязательно Матушка Богородица подарит радость и утешение. И станет легко на сердце." Вы получите утешение, наставление, покров.


Это на самом деле так! Я точно знаю! В Дивеево душа человеческая и духовное зрение очищаются! И можно получить ответы на терзающие душу вопросы...

На фото начало Канавки, вырытой монахинями, по которой каждый день проходят тысячи паломников с молитвой. Вот эта молитва:

«Богородице Дево, радуйся ,
Благодатная Марие, Господь с Тобою,
Благословенна Ты в женах
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших!»
Считается, что можно продолжить этой молитвой канавку до того места, где вы живёте.

За 100 метров до окончание Канавки. Зимой

Это самая удивительтная из существующих границ, на сооружение которой благословил Дивеевских девиц-монахинь батюшка Серафим Саровский, т.к. по этому пути прошла своими стопочками матерь Божья. Канавка пресвятой Богородицы по научению Батюшки Серафима должна была выглядеть так: 3 аршина глубиной, 3 аршина шириной и вал должны были насыпать 3 аршина. И сказал Батюшка, что за этой 800 метровой границей встанет последняя твердыня православия, встанет в конце времён. Время придёт такое, что ангелы не будут успевать принимать души, а вас всех Господь сохранит. Когда Антихрист станет все монастыри и храмы разрушать, кресты сбрасывать на землю. Подойдёт он к Дивеево, а канавка встанет от земли до небес и не сможет он её перейти. Постоит, постоит и уйдёт. Не допустит канавка Антихриста.

Рыли канавку в 1829 - 30 годах. А Несколько лет тому назад её восстанавливали с помощью специалистов Московского Строительного Университета. Они искали, где она была ранее. Но копали её всё равно девицы-монахини, так Батюшка благословил. Девство - добродетель, достигающая до небес, так же как молитва. Ведь «отыми от ангела крылья - будет дева. И наоборот. Приставь деве крылья - будет ангел».

Про канавку Царицы Небесной Серафим Саровский говорил: «Возродится канавка - воскреснет Россия».

Матушки в холода утепляются серыми пуховыми платками (у моей бабушки был точно такой)) и идут с чёточками в руке, читая молитвы. Идут и по одной и Крестным ходом раз в день. За ними пристраиваются паломники и помогают своей молитвой держать щит России.

Совершая Крестный ход, монахини проходят по канавке с Иконой Умиления. Икона Умиления была любимой иконой Серафима Саровского. Он даже отошёл ко Господу, молясь перед этой иконой.
Икона Умиления находится в правом пределе Троицкого Храма, она увешана вся драгоценностями, подаренными разными людьми, в знак благодарности Богородице за помощь и исцеления.

Дивеево - четвёртый удел Богородицы. Матушка Александра - благочестивая вдова Агафья Семёновна Мельгунова, основала здесь монастырь. Ей было видение на этом месте. Богородица появилась и сказала остаться здесь, в Дивеево, где находится древнейший последний удел Матери Божьей, ценившийся монахами.

Перед кончиной матушки Александры в Дивеево появился молодой иеродьякон Серафим и обещал не оставлять сестёр своим духовным попечением. Но до исполнения этого обещания он удалился в затвор на долгие годы, где жил в келье, на горке, названной им Афоном. После этого Серафим Саровский стал прозорливым и предрёк много того, что до сих пор сбывается.

В декабре 1927 года разогнали всех насельниц монастыря, многих сослали в лагеря. Батюшка и это предвидел. Говорил, что посыпятся сироты мои в рождественские ворота, как горох…

В Храмах сняли все иконы, Крест с распятым Христом был очень большой, не могли его вынести, решили отпилить ручку Спасителя, вместе с частью креста. Начали, но быстро остановились. В месте распила засочилась кровь, испугались. Утром пришедшие и впрямь нашли под крестом застывшую кровь… В одном из Храмов устроили кинотеатр, в котором показывали антирелигиозные фильмы. Канавку закидали отходами, провели через неё канализацию, на территории, огибаемой канавкой, построили школу и многое другое. Но прошло время и продолжили сбываться предсказания Батюшки Серафима. Он говорил: «Тогда в Дивеево будет диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою перенесёт в Дивеево». И наконец в 1991 году мощи святого были перенесены из Санкт-Петербурга (где они оказались после революции) в Дивеево. Перед своей кончиной батюшка дал сёстрам свечку и сказал, что с этой свечой они его должны встретить, когда он вернётся к ним в обитель. Так и произошло. Эту свечу монахини сохранили, передавали друг другу, пронесли через все годы скитаний и мощи батюшки встречала последняя, выжившая из дореволюционных монахинь с этой свечой в руках. В Дивеево так же находятся личные вещи батюшки Серафима, его мотыжка, которой он обрабатывал землю и которой он исцелял людей. Когда его просили полечить, он ударял легонько мотыжкой по больному месту и происходило исцеление. Сейчас это изредка делают его мотыжкой монахини монастыря. Они открывают вещи батюшки иногда перед закрытием храма и лечат страждущих, кому посчастливится. Из 6 поездок, совершенных в Дивеево, нам дважды посчастливилось и матушки первый раз мотыжкой спины полечили, а второй раз головы)). Батюшка Серафим помог) По его воле приняли лечение от его дочерей духовных) Очутились ровно в том месте и в тот момент, когда матушки брали мотыжку)


Дивеево место кристальное, намоленное. Очень красиво здесь в Рождество.

Здесь был и государь император Николай второй, царственный мученик нашей страны со своей семьёй.

Старец Серафим говорил такие слова. «Царь, который меня прославит, того и я прославлю». А прославление Серафима Саровского (причисление к лику Святых) состоялось в 1903 году. Государь Николай второй настаивал на этом, т.к. много чудес совершалось по молитвам на могилке Старца... Иногда Господь разговаривает языком чудес.
Синод сомневался. Да, исцеления были, но от Батюшки остались только косточки. Нетленных мощей не осталось… Афонские старцы говорят в таких случаях, что святость другого может узреть только Святой!

После причисления батюшки к лику святых, Николай второй сам пошёл крестным ходом из Дивеево в Саров. В июле «среди лета пели Пасху»!!! А старица Саша Саровская, причисленная сейчас к лику Святых, тогда предсказала нашему Императору рождение наследника. Через год родился царевич Алексей) В честь рождения Алексея монахини посадили недалеко от канавки лиственницу. Это дерево оказалось необыкновенным. Оно иногда вдруг начинает благоухать и так, что далеко от него слышен этот запах. А ещё особенность этой лиственницы в том, что смола у неё красного цвета. Дерево плачет кровавыми слезами. И стоит в бурых пятнах, как-будто на нём застывшая кровь. Народ связывает это с трагической судьбой Алексея и всей царской семьи. Дерево ограждено, на нём иконы царя, Алексея, рядом молитвы.

В год причисления царской семьи к лику святых монахини посадили ещё 7 маленьких лиственниц неподалёку.

Множество предсказаний Батюшки Серафима ещё не разгадано. Например речь старца о вознесении Казанского Храма, где сейчас покоятся мощи самых почитаемых сестёр - монахинь Дивеева, причисленных к лику святых. Батюшка говорил о том, что когда Антихрист подойдёт к этому Храму, а Храм вознесётся, вместе со всеми, кто будет в нём. На воздух поднимется. Достойные туда зайдут и останутся, а недостойные хоть и зайдут, но будут падать оттуда. Так и не сможет достать Антихрист вас оттуда. Таков будет Новый малый Ковчег спасения для малого стада. Странные слова, сложно понимаемые…

Считается, что через живое общение, которое ощущаешь здесь, с Матерью Божьей и батюшкой Серафимом Саровским, можно обрести веру - дар Божий…

Много интересного есть на территории монастыря. Например, берёза с мордой медведя, которого приручил святой. Это дерево пытались после революции выкорчевать, но только сломали зуб экскаватора, который там торчит до сих пор, но так и не смогли ничего сделать этому дереву. Здесь свой дух, аура, здесь правит Игумения небесная - Богородица.

Счастлив тот, кто сутки пробудет в Дивеево, т.к. раз в сутки здесь проходит сама Царица небесная. Здесь происходит молитвенное предстояние русского народа. Каждый день нескончаемый поток людей, проходящих путём Богородицы по канавке, вырытой девицами-монахинями, создает молитвенный ЩИТ ЗЕМЛИ нашей! Слёзное покаяние на канавке очищает сердце, даже доверху засыпанное грехами.

Многие люди едут в Дивеево поработать, подумать над своей жизнью, внести свой вклад в восстановление монастыря, кто-то вносит пожертвования по своим возможностям, а кто то молится за монастырь и его насельниц. И монастырь с каждым годом становится всё краше.

Источник Серафима Саровского, который мы посетили впервые в 2007 году в 6 утра, перед въездом в Дивеево. Чтобы очиститься, как сказала наша замечательная сопровождающая. Этот источник расположен в посёлке Цыгановка, в Саровском лесу. Но источник отнесли к группе Дивеевских источников, т.к. он появился чудесным образом на границе с закрытой зоной. Очень многое, связанное с Преподобным находится в Сарове. Но по известным нам всем причинам (чтобы не выдавать государственные тайны, не буду их писать;) город закрыт во времена Союза и до сих пор

Водица в нём студёная! Аж дух захватывает. И благодатная. Вот история источника Батюшки Серафима. Произошло это в 60-е годы 20 столетия, на берегу реки Сатис. Солдаты, нёсшие службу на границе охраняемой зоны, увидели старичка в белом балахончике. На вопрос:"Дедушка, что ты здесь делаешь?" - старец ничего им не ответил, только трижды ударил посохом о землю и ушёл. В трёх местах забили источники. Так Преподобный перенёс свой источник из Сарова на место, где его могли посещать люди... Сам старец часто исцелял людей водичкой из своего источника и сухариками, приготовленными им в чугунке. Кстати, насчёт сухариков... Эту традицию продолжили матушки Серафимо-Дивеевского монастыря

Источник этой зимой. Вообще рядом с Дивеево множество святых источников. Помимо источника Батюшки Серафима, есть: источник Матушки Александры, Пантелеймона Целителя, Иверской иконы Божьей Матери, Казанской иконы Божьей Матери, иконы Умиления..

Кошечка, живущая рядом с источником Батюшки Серафима. Красивейшая голубо-кремовая черепаха!!! Я только присела на корточки, чтобы сфотографировать эту очаровашку, как она устремилась ко мне и полезла на ручки! У Источника она не одна. Кошки живут милостью приезжающих на источник людей, которые их подкармливают. И котяток, рождаемых здешними кисками, можно забрать себе, как подарок от Батюшки Серафима)...

Дорога домой...
Чаще всего м ездим Дивеево через Муром, заезжая к Петру и Февронье, порой к Илье Муромцу. А обратно чере Арзамас. Замечательные места земли русской!

В этом году узнали в Муроме новость, переполошившую жителей города. Там собираются строить атомную электростанцию... И никакие митинги народные пока не помогают...

Использованная информация про Дивеево, получена от православного экскурсовода, сопровождающего паломнические группы, Соловьёвой Ларисы Николаевны и из программы «Русский Дом» из сборника лучших программ «Дивеево - Четвёртый Удел Пресвятой Богородицы».

Особую сердечную благодарность хочу выразить Ларисе Николаевне! Дивеево это была наша с супругом первая паломническая поездка в 2007 году (фото сделаны с 2007 по 2012 год). Очень важно было, какой сопровождающий окажется рядом. И нам достался самый лучший! Душевная, искренняя, любящая Дивеево всем сердцем! В следующий раз, зимой, когда мы приехали в Дивеево самостоятельно, вечером, в Троицком Храме, перед закрытием, у вещичек Батюшки Серафима, встретили второй раз нашего ангела-хранителя Ларису Николаевну, которая сказала, чтобы мы не уходили, что сейчас откроют вещи. Затем, ещё через год встретились с ней же, приехав к нашей Светочке, хозяйке дома на Арзомасской, где мы теперь останавливаемся ежегодно. (Про Светлану можно так же много рассказывать! Удивительной души человек! Светлый!) На этот раз Лариса Николаевна тоже остановилась у Светланы, вместе с девушкой из Сербии, которая совершала паломническую поездку по Святым местам России. Проговорили с ними до самой ночи… Каждая встреча и разговор со Светой и с Ларисой Николаевной приносит много нового, интересного и светлого. Поговорить с такими людьми, что воды родниковой напиться! Спаси Вас, Господи, наши дорогие!

Что представляла собой канавка вокруг киновии? Она была создана в последние годы жизни преп. Серафима. Батюшка очень торопился с устройством этой канавки, т. е. той дорожки, по которой прошла Царица Небесная. Вот что писал о. Василий Садовский в своих записках: "Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, что это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в Удел Сама Госпожа Пречистая Богородица.

Тут у меня, говорил батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел". Старица Анна Алексеевна, одна из первых сестер, рассказывает: " Шесть лет жила я на мельнице, куда нас семерых избрал батюшка Серафим, где и поместил нас жить. Тут я была самовидицей следующего чуда. Раз одна из нас, очередная, вышла из келий и видит: батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келию и всем нам сказывает. Все мы в неописуемой радости, кто в чем был, бросились на то место и, увидев батюшку Серафима, бросились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли его, лишь лопатка и мотыжка лежат перед нами на вскопанной земле". Евдокия Ефремовна (монахиня Евпраксия) подтверждает тоже этот рассказ. Елена Васильевна Мантурова, несмотря на то что считалась начальницей мельничной обители, трудилась наравне с прочими и рыла канавку. В посту 1829 года пришло распоряжение о жертве трех десятин земли по просьбе батюшки Серафима. Отец Василий свидетельствует, что батюшка был в таком восхищении и радости, что и сказать нельзя, и было великое торжество, все запасли камушки и стали класть между вбитыми колышками. Весной о. Серафим велел опахать эту землю сохою по одной борозде три раза, причем должны были присутствовать Михаил Васильевич [Мантуров], о. Василий и старшие сестры. Землю опахивали по камушкам, расположенным заранее. Батюшка Серафим приказывал вырытую землю бросать внутрь обители, чтобы образовался вал также в три аршина. Батюшка прислал семян цветов для того, чтобы посадить их на канавке. Позже внутри канавки на территории киновии были посажены красивые деревья, а в 1922 году они были уже могучими и красивыми и склонялись над канавкою. Когда канавка уже была хорошо заметна, скончалась великая госпожа дивеевская схимонахиня Марфа - 21 августа 1829 года. Память ее приходится на день равноап. Марии Магдалины 22 июля, на 4-й день памяти батюшки Серафима. Схимонахиня Марфа и Елена Васильевна жили в Дивееве одновременно. Какое это было благодатное чувство идти по канавке с четками в руках, читая 150 раз молитву "Богородице Дево, радуйся!". Особенно под вечер, когда стихает вся дневная озабоченность и наступает полная тишина. Небо становится как-то ближе к земле, медленно идут молящиеся по канавке, как будто это и не наш суматошный век, а древняя Святая Русь, Бог знает, каким путем пришедшая сюда из глубины веков.

Русь создала сказание о Китеж-граде, и это была ее вековечная мечта - уйти от грешного мира, но здесь была не мечта, а истинная реальность, здесь было истинное богообщение небожителей с людьми. Здесь имели место истинные видения батюшки Серафима и других святых и праведных людей, здесь все жили духовной жизнью и духовными радостями. Здесь небо сходилось с землей. Здесь "шла брань с духами злобы поднебесной", которые всячески пугали подвижниц и тех, которые хотели следовать их путем. Даже паломники были стращаемы в темноте бесовскими явлениями, но всех ограждала благодать Божия, по молитвам батюшки Серафима и матушки Александры. Наш дорогой братчик однажды встретил на канавке фигуру в два этажа ростом и ужаснулся, но тотчас ужас сменился полным миром душевным - батюшка Серафим никого в обиду не давал. По канавке шли паломники, повторяя путь Богоматери, шли монахини, священники и архиереи, шли умиротворенные, набравшиеся духовных сил для трудного жизненного пути в то страшное время. Шли с незабываемыми впечатлениями на всю жизнь. Многие брали горсточку земли с канавки, и иногда она их ограждала от вражьих нападений. Канавка была сделана четырехугольником и на углах нами были сделаны, по древнему обычаю, на столбах красивые резные башенки со вставленными в них иконами Богоматери, идущей по этой канавке, - башенки были съемные и на ночь снимались сестрами. Подходя к ним, паломники крестились - это было им видимым напоминанием, что по этой дорожке прошла Царица Небесная. Как все это было прекрасно!

1 января 1992 года впервые после долгого перерыва была возобновлена традиция ежедневного прохождения по святой Канавке, когда сестры вместе с игуменией, предводительствуемые иконой Божией Матери «Умиление» обходят весь монастырь.

Только спустя шесть лет начались работы на участке, ближе всех примыкавшем к территории, переданной монастырю, — от начала до первого поворота. После торжественного молебна 25 августа 1997 года были начаты первые работы.

Поскольку Канавка во многих местах была почти засыпана мусором и плохо различалась, то несколькими поперечными разрезами уточнили ее местонахождение. В разрезах ясно были видны профиль первоначальной Канавки, слои, заполнявшие ее в результате оплывов краев в первые сто лет существования Канавки, и слой засыпки в советское время. В одном из разрезов удалось найти начало святой Канавки. Замечательно, что на глубине трех аршин (2,15 м) начинается слой песка, в который уходила вода, благодаря чему Канавка оставалась сухой после дождей.

За три дня до празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Канавку вырыли почти полностью и благоустроили. Последний участок Канавки был передан монастырю в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление.

27 апреля 1995 года возобновили традицию после поздней литургии в течение Пасхальной недели ежедневно и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке крестным ходом. Крестные ходы по ней совершаются также впраздник памяти преподобного Серафима 2/15 января; в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа; на погребение Матери Божией 16/30 августа; в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря; 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.

Вот уже почти два столетия идут и идут непрерывным потоком по святой Канавке люди, идут по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам.

Издательская группа
Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского
женского монастыря.



Святая Канавка
Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка. Прп. Серафим говорил, что Царица Небесная Сама Своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех. Именно поэтому в Дивееве обязательно нужно пробыть сутки, обязательно переночевать, чтобы сподобиться этого благословения Божией Матери, Которая ночью проходит по Канавке. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями, потом к другому окну: «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ее красоты!». - сказал Владыка Серафим со слезами.

Канавка эта до Небес высока. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», «Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет она нам вместо золота!» Ежедневно все сестры ходят по Канавке вечером, после вечерней трапезы, неся впереди икону Божией Матери Умиление. Преподобный Серафим говорил, что антихрист не перейдет Канавку. Многие понимают это духовно (в частности, так считал Владыка Серафим (Звездинский)) - кто будет читать с благоговением Богородичное правило, душу того антихрист не одолеет.

После закрытия Дивеевского монастыря Святая Канавка потерпела большие повреждения. Во многих местах ее засыпали, вал сровняли, в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации. Восстанавливать ее начали в 1997 году.

Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник. Прежде же, Преподобный приказал, чтобы все сестры обошли землю и после скушали мед с мягким хлебом. Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что Батюшка ерафим в белом балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает. Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает: «Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января преподобный Серафим отошел ко Господу.


Из рассказа «Дивеево - Русская Земля Обетованная».
О Дивеево писать трудно. До поездки сюда я читала разные отзывы про него и всегда удивлялась их аскетичному стилю повествования. Я люблю, и сама имею склонность, к цветистости изложения, к подробностям и деталям, а такая скупость слов и чувств меня озадачивала. Но, теперь, вернувшись из этого воистину дивного места, сама не знаю, ни с чего начать, ни как написать о том, что мы там увидели и прочувствовали - очень трудно найти нужные слова. Попытаюсь.
Дивеево - это особая земля. Это особый кусочек нашей планеты, где человек имеет возможность очистить свою душу.
Дивеево - это не просто прекрасная природа и красивый монастырь. Дивеево - это очень сильное энергетически и обдирающее от всего лишнего душу место.

О монастыре: Наши впечатления. Канавка Богородицы .

Сам Серафимо-Дивеевский монастырь занимает достаточно большую по площади территорию, но даже и её, похоже, мало - очень много паломников и людей, которые сюда приезжают. В монастырской ограде с улицы Октябрьской есть несколько входов в монастырь . Мы совершенно случайно пошли правильным путём - через Колокольню . Правильным - потому что так получается более торжественно , не просто выскочить где-то сбоку на территорию, а именно пройти через арку колокольни , увидеть Троицкий собор салатового цвета через ажурные чугунные ворота, большую мощёную площадь, яркие цветники, за ними величественный Преображенский собор кипенно-белого цвета , почти копию первого, только с более округлыми формами. Купола на этом соборе и колокольне - не просто горят золотом, а ослепительно сияют, как полноценные дополнительные солнца к основному светилу. Очень много золота в небе. Это очень красиво .

На территории монастыря, почему-то отчётливо ощутилось, что Троицкий собор (там находятся мощи святого Серафима Саровского) - мужского рода, а Преображенский - женского . Хотя, на самом деле, конечно, такого разделения нет. Может быть, так кажется, исходя из их внешнего облика: Троицкий - высокий, чуть угловатый, зелёный, серо-стальные маковки, а Преображенский - стройный, мягкий, белее снега и купола золотые .



Дивеево. Троицкий и Преображенский соборы



Дивеево. Троицкий собор

Мы зашли в Троицкий собор . Шла служба и внутри было чрезвычайно много людей, поэтому мы немножко постояли, вышли и стали обходить его кругом. Слева увидела большую очередь. Она стояла к мощам святого Серафима Саровского, вход к которым отдельный . Мы стоять не стали. Не знаю, как объяснить честно почему, скажем так - почувствовали себя не вправе обращаться к нему в том состоянии, в котором мы тогда находились. Конечно, это очень обидно, что так у нас нелепо получилось. Но с другой стороны его невидимое присутствие в Дивеево чуть ли не материально ощутимо. Рассказывают, что и монашки часто встречают седобородого старца у Святой Канавки, и строители, видели его в храме, и дети, которых он особенно любил, часто рассказывают родителям о добром дедушке, который с ними разговаривал. В Троицком соборе можно также увидеть некоторые вещи, принадлежавшие отцу Серафиму: мантию, нательный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, башмаки и чугунок. В этом соборе также находится любимая икона батюшки Серафима «Божья Матерь Умиление».

Мы ходим по территории, присматриваемся, ориентируемся, прислушиваемся к многочисленным экскурсоводам, водящим группы. Слушать очень интересно, тем более что мы никуда не торопимся в отличие от тургрупп, поэтому слушаем, как несколько гидов рассказывают об одном и том же, но по-разному. За Троицким собором расположен небольшой некрополь. Здесь нашли своё последнее пристанище игуменьи, несколько блаженных стариц из монастыря, монахи. Такого мы никогда не встречали. О них расскажу чуть ниже. Могилки - бархатные зелёные холмики все в цветах почитаются святыми местами. Сюда люди специально приезжают, чтобы мысленно пообщаться с блаженными, попросить их помощи.

Дальше мы заходим в Преображенский собор . Там внутри тоже стоит очередь, чтобы приложиться к мощам трёх дивеевских блаженных (о них тоже расскажу отдельно). Здесь в соборе я узнаю о святом масле, о сухариках из чугунка преподобного, и о землице с Канавки (подробности будут ниже, сейчас не хочу отвлекаться). Но нам сейчас не до этого. Выходим из Собора и спрашиваем, где Канавка. Она начинается сразу за Преображенским собором , чуть правее, а заканчивается тоже примерно за ним, но уже левее.

Я подготовилась к ней ещё заранее . По Канавке можно, конечно, прогуляться и просто так, но что-то я сомневаюсь, что это удастся. Это очень намоленное и сильное место, и когда заходишь за кованую калиточку, там, где её Начало, и вступаешь на эту высокую дорожку на гребне вала, а внизу под тобой высокий склон и узкая канавка, это как переходишь из земного притяжения в отсутствие гравитации. Здесь совсем другой воздух даже и совсем другое направление мыслей - старое осталось за калиткой .



Начало Канавки Пресвятой Богородицы

Святую Канавку надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице или Архангельское приветствие (этими словами приветствовал Архангел Гавриил Деву Марию при Благовещении): «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Отец Серафим говорил так: «Канавка эта - стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев» .



Канавка. Мы начинаем свой путь

У меня в руках чётки, правда, признаюсь, они буддистские, сувенирные и в них 108 бусинок-горошинок, а молитву Пресвятой Богородице надо прочитать 150 раз, поэтому дома я нужную бусинку отметила красной ленточкой. Чётки очень удобно использовать, они нужны для того, чтобы не сбиться со счёта. Люди, которые ходят по Канавке, безусловно, все очень разные, и есть очень и очень своеобразные. Когда кто-то громко нараспев вслух читает молитву, это, конечно, неудобно, но терпимо, но и встречается и пуленепробиваемый контингент, который впереди тебя буднично и самозабвенно обсуждает «поведение Надьки с Ленкой» - это за гранью моего понимания.



Канавка

Канавка - очень длинная, у неё ломаная траектория, она по-разному изогнута, окружена цветами . Весной здесь на склонах (вижу) цветут ландыши, летом - разные цветы, есть даже очень ухоженные огородики вдоль неё.




Почти дошли до завершения

Обходя Канавку, мы увидели невдалеке за монастырской оградой огромное дерево , которое было чем-то украшено и привлекло наше внимание. Потом мы туда сходили. Оказалось - это огромная лиственница царевича Алексея . Это дерево было посажено в честь первой годовщины рождения цесаревича - то есть в 1905 году. Кора этой лиственницы на срезе имеет цвет запёкшейся крови, и смола - тоже. Других подобных деревьев в природе не найдено. Она огорожена небольшим заборчиком, рядом с ней есть стенд, и висит его фотография. На лиственнице и оградке повешены иконы царской семьи, служатся молебны.

Лиственница царевича Алексея

Любимая икона Серафима Саровского .

Это Божия Матерь «Умиление».

Перед этим образом всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим.

Божия Матерь изображена без младенца Иисуса, с перекрещенными на груди руками и нежной чуть заметной улыбкой. На этой иконе запечатлён момент Благовещенья, когда Пресвятая Дева отвечает Архангелу Гавриилу на весть о будущем рождении ею сына: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему». Серафим Саровский очень любил этот образ и называл его «Всех радостей радость». Николай II подарил для этой иконы очень богатую золотую ризу, украшенную драгоценностями - нимб, в виде сияющих лучей, состоит из драгоценных камней и жемчуга. Когда на икону падают солнечные лучи, она сияет необычным образом: лик Богородицы становился живым, краски - нежными, а украшения, написанные маслом, трудно было отличить от настоящих драгоценных камней. С иконы было сделано множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными. В Троицком соборе в Дивеево сейчас висит список, а оригинал находится в Москве, в Патриархии.

Отец Серафим оставил сёстрам монастыря заповедь - по воскресеньям совершать особое молебное пение Пресвятой Богородице по уставу Афонской горы - Параклис . «И если эту заповедь мою исполните, то все хорошо у вас будет, и Царица Небесная не оставит вас. Если же не исполните, то без беды беду наживете». Эта заповедь свято исполняется в обители.

Что привезти из Дивеева .

Иконы, конечно же.
А также масло и сухарики святого Серафима, и землю со Святой Канавки .
Пакетики для них - небольшие прозрачные - настоятельно рекомендую взять с собой. Иначе за ними вы будете стоять в большой очереди в церковную лавочку на входе (притворе) в Преображенский собор, и их ещё может и не быть. Бутылочки для маслица продаются здесь же. Напротив этой лавочки - окошко, где вам в них нальют маслица, освященного на мощах преподобного Серафима, а также на мощах святых блаженных - Дивеевских матушек.
Сухариков (горсточку) вам насыплют в пакетик в бревенчатой часовенке имени отца Серафима (там, где заканчивается Святая Канавка) - летом, или в притворе Преображенского собо ра (там, где наливают масло) - зимой. Считается, что нужно капнуть буквально капельку такого маслица в бутылку обычного, и всё масло приобретёт благодатные свойства.

Сухарики - маленькие кусочки ржаного хлебца . Когда я стояла за ними в очереди в часовенку, то прочитала на деревянной доске, что «в Дивеевском монастыре после кончины великого старца появилась традиция раздавать сухарики в память о преподобном и как его благословение. Отец Серафим многим приходящим к нему давал в благословение сухарики - кому горсточку, а кому и большую ношу. В наши дни эти сухарики освящаются в чугунке батюшки Серафима , в котором старец готовил себе скудную пищу, а потом отдавал дивеевским сёстрам для церковных нужд (в нём хранили уголь в алтаре). Многие паломники увозят эти сухарики в разные страны и потом пишут об чудесных исцелениях и необычных случаях, связанных с ними». Сухарики раздаются монашкой бесплатно, но своё вознаграждение любого размера вы можете оставить в рядом стоящем ящичке с пожертвованиями.



Часовня в которой раздают сухарики. И сами сухарики из Дивеево

Земля со Святой Канавки имеет силу очищать «от бесов помещения и территорию». Совсем небольшую часть этой землицы можно смешать с речным песком или обычной чистой землёй в любой пропорции, и эта смесь будет благодатной и сохранит все свойства земли со Святой Канавки. Целая насыпь этой землицы находится за часовенкой, где раздают сухарики. Это место, где раньше стояла та самая первая монастырская Мельница. В монастыре просят брать её по горсточке, не более, чтобы досталось всем.
Ещё здесь в монастыре продаётся уникальная книжка «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря ». Её автор - митрополит Серафим (Чичагов). Мы её видели, но не купили, потому что ничего о ней не знали. Только позже прочитали в книжечках про Дивеево.

О Дивеевских матушках .

Когда мы заходили в Рождественский и Преображенский соборы, внутри них всегда стояли очереди к мощам дивеевских блаженных женщин, а за первым собором в некрополе экскурсоводы подводят группы к зелёным бархатным холмикам и тоже рассказывают про них. Кто это? Оказывается, Дивеево выбрали своим местом несколько блаженных стариц . Их всем сердцем привечал батюшка Серафим.

Блаженные - это особые люди . Блаженность - очень трудно объяснить словами материалистически настроенному человеку, потому что это не врождённое качество, а приобретённое. В книжках пишут, что это - «один из труднейших подвигов христианства», что юродивые это - «люди, которые представлялись как бы лишёнными рассудка». Для чего? - Чтобы побороть гордость, чтобы, изъясняясь иносказательным языком, сильнее воздействовать на людей, мимо которых слова обычные проходят мимо.

Но это не совсем понятное объяснение: получается, что какое-нибудь актёрство или любое сумасбродство, тоже можно назвать блаженностью. А это неправильное понимание.
Блажённые - это полуспящие люди. Мы с вами тоже спим, и видим сны, и знаем, что сон это всегда иная, другая реальность. Особенно эта граница отчётливо ощущается, когда мы просыпаемся - где мы - там или тут? Блажённые люди - находятся больше Там, чем Здесь. Но их другая реальность - всегда светлая. Там - они очень близко видят Бога. Там - они разговаривают с Богом, а не с тёмными сущностями. Поэтому они ясновидят, поэтому они говорят правильные вещи, хотя при этом они ведут себя по- разному - играют в куклы, передразнивают, выясняются образно, а также здесь могут присутствовать и сопли, грязь, лохмотья, т.е. весь тот набор, который обычных людей отпугивает и внушает (может внушать) страх, презрение, отвращение. Но блажённым нет никакого дела до искусственных правил нашей обыденной жизни. Они - светлые люди, они - взрослые дети . А вот мы, обычные нормальные люди, имея и трезвый ум, и здравую память, находясь в этой реальности и говоря красивые слова, часто творим ужасные гадости.

Вот ещё одно интересное понимание блаженности: «В какой-то момент на Руси стали считать, что юродивый - это умный человек, прикидывающий дурачком. Смирение гордого ума - это, может, и очень большой подвиг, но все-таки в первую очередь это всего лишь притворство. Настоящее же юродство - отнюдь не притворство, не имитация дурости, но - неподдельная дурость. Которая, впрочем, вовсе не отменяет подлинный ум. Ты просто впадаешь в состояние, когда обыденный ум (умение ориентироваться в условностях мира) вдруг отлетает, и на его место приходит что-то другое: мудрость, которой уже нет никакого дела до глупых условностей ».

И ещё пришла в голову странная мысль (Дивеево ведь): блаженные - это удивлённые люди. Удивлённые Богом .

В некрополе (за Рождественским собором), помимо других священнослужителей, захоронены блаженные - Пелагия (в центре), Параскева (справа), Наталья (слева).
Блажённая Пелагия (Пелагия Ивановна Серебрянникова, в монастыре прожила до 1884г.) - «безумная Палага», «дурочка» для одних людей и «великий светильник света», «духовная мать», «второй Серафим» для самого батюшки и остальных. Она была замужем, родила детей, но её душа стремилась к иному. Её очень любил отец Серафим. Когда Пелагея с мужем приехали в Саров (в 1828 году), Серафим беседовал с ней шесть часов наедине. Провожая, прилюдно ей поклонился до самой земли и сказал, чтобы скорей шла в Дивеевскую обитель.
Блаженная Параскева - Паша Саровская (Параскева Ивановна, в монастыре прожила до 1915г.) - «третий Серафим». У неё очень была тяжёлая судьба. Она крепостная. Помещица придралась к ней, навела ложь из-за якобы «воровства», отдала её, честную жену, пьяным солдатам. Параскева потом ушла в Киевскую Лавру и там приняла схиму, что для женщин практически недоступно. 30 лет жила в лесу, там её нищую, тоже ограбили разбойники, так же, как и святого Серафима, а вдобавок отрезали ей ухо. Она пришла в Дивеево, в монастырь и здесь осталась. Жила блаженная Паша в маленьком домике-келье, который называла «пустынькой». Играла в куклы, за её переменчивым настроением, иносказательными разговорами и поступками скрывалась высочайшая любовь, смирение и сострадание. К ней вереницей текли люди. Она привечала всех и никого не выделяла ни по чину, ни по регалиям, ни по званиям. Только блажённые так могут поступать. К ней приезжали Николай II с женой. И Паша ему всё предсказала: революцию, гибель династии… Она даже показала куклу мальчика и сказала: «Это ваш». Но Императрица проявила недопонимание: не верю. Тогда блаженная протянула ей кусок кумача: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится, поверишь».
Здесь на территории монастыря есть её голубой домик, та самая «пустынька», а сейчас в нём размещается её музей и паломнический центр.
Блажённая Наталья (Наталья Дмитриевна, в монастыре прожила до 1900г.). Она также обладала даром совета.

Как это ни странно звучит , в советское время на месте их захоронения стоял …пивной ларёк. Там среди местных алкашей часто появлялись и сидели на лавочке эти блаженные старицы - Пелагея, Паша и Мария, чьё место было попрано ларьком. Особенно смущалась ларечница при виде этих трёх неведомо откуда взявшихся блаженных старушек.



Вход в Преображенский собор

Где поесть в Дивеево .

Можно перекусить на территории монастыря . Там, во-первых, есть большая трапезная . Мы даже где-то прочитали, что для паломников она бесплатная. Потом там есть несколько палаток, где продаются очень вкусные монастырские пирожки . И ещё там есть крохотные кафешки-блинные «Монастырская трапезная». Но народу там, особенно в обеденное время, гораздо больше чем самих блинов. Поэтому нужно либо запасаться терпением и стоять в очереди, либо куда-то ехать, для более основательного перекуса.



Тут вкусные блинчики

Мы попали в блинную удачно, народу никого, потому что девушки ушли за новой порцией блинов. Мы подождали всего 5 минут, за нами уже выстроился хвост, а блинчики как-то быстро прибыли. Очень вкусные, с разными начинками, но необычные. Тесто, видимо, скоромное, поэтому немножко резиновое.

Продолжение в рассказе «Дивеево - Русская Земля Обетованная »

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В Дивеево, или, как его часто называют, Дивное Дивеево, я стремилась давно. Но все как-то не складывалось. И поэтому когда моя коллега по работе предложила мне поехать туда, я ни минуты не раздумывала. Конечно же! Тем более, многие рассказывали о том, какие чудесные изменения происходили с ними после посещения этой обители. Поездка в Дивеево состоялась в мае 2013 года, во время большого .

Село Дивеево расположено в 180 км от и в 65 км от , почти на границе с Мордовией. Возникло оно в 1559 году. Согласно одному из преданий, первым его владельцем был мурза Дивей, от которого и пошло это название. Иван Грозный за особые заслуги даровал Дивею княжеский титул и наградил землями.

Дивеево оказалось на пересечении паломнических дорог. Во второй половине XVIII века здесь была построена деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. В ней паломники и странники находили кров и приют. В 1760-х годах сюда пришла странница Агафья Семеновна Мельгунова (кон. 1720/нач. 1730 — 1789), урожденная Белокопытова, вдова богатого владимирского помещика. После смерти мужа она приняла монашеский постриг под именем Александры. Она-то и стала основательницей Дивеевской обители.

На собственные средства она заложила храм во имя Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами — Святителя Николая и первомученника архидьякона Стефана. Преподобный Серафим Саровский предрекал:

Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая … (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!

В 1788 году на землях, пожертвованных местной помещицей Ждановой, поблизости от Казанской церкви началось строительство. Здесь поселились матушка Александра и четыре послушницы. Именовались они Казанской общиной и жили по строгому Саровскому уставу. Также по благословению Серафима Саровского в 1826 году была устроена Мельничная община.

В 1842 году обе общины были объединены и стали называться Серафимо-Дивеевской. В 1861 году община получила статус монастыря, первой игуменьей которого стала матушка Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова). В 1848 году по проекту архитектора А.И.Резанова началось строительство Троицкого собора, освященного 28 июля (9 августа) 1875 года.

К 1917 году в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало 270 монахинь и 1474 послушницы. После революции для монастыря, как и других храмов и монастырей по всей России, настали трудные времена. В 1919 году на базе монастыря была зарегистрирована трудовая артель, а в 1927 году монастырь был закрыт. В 1937 году был закрыт Казанский храм.

С 1988 года началось возрождение монастыря. 31 июля 1991 года в Свято-Дивеевский монастырь были перенесены мощи преподобного Серафима Саровского.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь: фотографии и впечатления от посещения

Село Дивеево

Итак, мы приехали в Дивеево. Само село, население которого около 6,5 тысяч человек, кажется, все ориентировано на паломников. Около монастыря расположились торговцы, вернее, торговки, торгующие тем, что необходимо паломнику. Продаются платки, юбки — в Серафимо-Дивеевском монастыре с этим строго, женщины обязательно должны быть в юбке/платье и с покрытой головой.

Проблема с парковкой около монастыря

Около монастыря есть парковка для машин. Однако к нашему разочарованию, там висела табличка, что мест нет. Учитывая, что я была за рулем Mitsubishi L-200 огромных размеров, это несколько огорчило. Впрочем, как выяснилось, места все-таки есть — наши знакомые, которые ехали на второй машине, запарковались спокойно. Оказалось, что мест нет только для тех, кто приезжает с ночевкой. Но мне, видя надпись, как-то не пришло в голову поинтересоваться, есть ли все-таки парковочные места или нет. Проездив несколько кругов по Дивеево и не найдя свободных (была суббота Пасхальной недели, поэтому народу было много), в результате поставила машину у местных жителей около дома, прямо напротив обители. Все удовольствие — 100 рублей. Правда, помогли развернуться в узком месте.

Как получить разрешение на фотосъемку?

Дальше нужно было получить разрешение на фотосъемку. Меня отправили в паломнический центр. К работающему окошку была очередь. Второе окошко было открыто, но около него никого не было. Однако там сидела суровая монахиня, которая не удосужилась ответить, можно ли получить разрешение. В результате, отстояв очередь, я получила разрешение на фотосъемку, заплатив то ли 30, то ли 50 рублей. Попутно выяснилось, что то же самое я могла сделать и на территории монастыря, там, где оформляют требы.

Здание на территории монастыря

Собор Троицы Живоначальной и Спасо-Преображенский собор в Дивеево

И вот, мы внутри монастыря. Перед нами два огромных собора. Первый, зеленого цвета — собор Троицы Живоначальной , построенный между 1848 и 1875 годами учеником Тона А.И.Резановым, который также принимал участие в строительстве в Москве. В Троицком соборе находится рака с мощами Серафима Саровского.

Чуть дальше расположен красивый белый храм — . Его начали строить еще до революции, но освятить не успели. В советские годы в нем помещался тир, потом гараж. Достроен он был в 90-е годы и освящен 3 сентября 1998 года. Увидеть Преображенский собор изнутри нам не удалось — он был закрыт на уборку 🙁

Паломников и людей внутри монастыря было много — напомню, была суббота Пасхальной недели.

Мы медленно шли в сторону Святой Канавки — одного из самых знаменитых мест Дивеево. Но о ней — чуть ниже.

И вот, наконец мы у Святой Канавки. Серафим Саровский так говорил о ней:

Канавка эта — стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев.

Полтораста «Богородиц» — это молитва «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших» , которую надо прочесть 150 раз.

Людей, кто идет по Святой Канавке, много. Кто-то читает молитву, перебирая в руках четки. Некоторые идут босиком, останавливаются после каждого прочтения молитвы и крестятся. Другие просто идут, глядя вокруг, разговаривают друг с другом.

Вид на монастырские строения

Меня, когда я шла по Святой Канавке, поразил контраст: внутри нее — монастырские строения и стройка большого собора. С другой стороны — обыкновенные дома, огороды.

Небо хмурилось, парило — приближалась гроза (но она все-таки так и не дошла, только несколько капель упало, и все). Оглушительно каркали вороны — в Дивеево их много.

Постепенно приближаемся к окончанию Канавки.

А вот и описание Благовещенского собора, который будет построен на территории обители:

Фотографии Дивеево

На фоне грозового неба белоснежный Спасо-Преображенский собор смотрится особо эффектно:

А потом выглянуло солнце, и соборы засияли.

Впечатления от поездки в Дивеево

Затем мы пошли пообедать в одну из трапезных. Еда — постные щи и плов с грибами, щедро сдобренные подсолнечным маслом. Работницы трапезной — трудницы, паломницы. К сожалению, о таком слове, как вежливость, они не слышали от слова совсем. Может, слишком много людей и сказалось усталость. Но это их нисколько не извиняет — в одной из тарелок супа обнаружился… таракан 🙁

Уже после обеда, когда все члены нашей группы собрались вновь, выяснилось, что 2-летнюю Софи, дочку Галины, выгнали из храма, когда они стояли в очереди к мощам Серафима Саровского. Вина маленькой девочки была в том, что она стянула с головы платок — было слишком жарко и голова ребенка промокла насквозь от пота. Мать пыталась снова надеть на девочку платок, однако ребенок стягивал его вновь и вновь. Работник храма в грубой форме вытолкал их прочь.

Из Дивеево я уезжала со смешанными чувствами. С одной стороны — да, безусловно, сильное место, связанное с именем Серафима Саровского. Очень красивый монастырь, кругом — великолепные места. С другой стороны — пресловутый человеческий фактор. Дальше мы поехали на , а затем — в .

Экскурсии в Дивеево

В Дивеево можно ехать как самостоятельно, так и с экскурсией. И тот, и другой вариант имеет свои плюсы и минусы. Скорее всего, если вы поедете с экскурсией, то избежите тех накладок, с которыми столкнулись мы. Экскурсовод или сопровождающий возьмет на себя все организационные моменты.

Экскурсии в Дивеево с выездом из Москвы

Экскурсии в Дивеево с выездом из Нижнего Новгорода

Где остановиться в Дивеево

В Дивеево лучше ехать как минимум на два дня, чтобы никуда не торопиться. Думаю, тогда поездка будет вызывать совершенно другие ощущения. Дивеевский монастырь очень красив в вечерней подсветке. Стоит сходить и на службу. В Дивеево немало мест, где можно переночевать, как в весьма скромных, так и роскошных гостиницах. Цены начинаются примерно от 1000 рублей, можно найти и дешевле. Подборку гостиниц и апартаментов в Дивеево смотрите на сайте Booking.com .

(function(d, sc, u) { var s = d.createElement(sc), p = d.getElementsByTagName(sc); s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = u + "?v=" + (+new Date()); p.parentNode.insertBefore(s,p); })(document, "script", "//aff.bstatic.com/static/affiliate_base/js/flexiproduct.js");

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь на карте

Координаты: 55°2’26″N 43°14’44″E

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.