Фаина раневская в молодости биография личная жизнь. Фаина Раневская - биография, фото, личная жизнь: одиночество за талант

Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская (урождённая Фаина Гиршевна Фельдман) родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Отец – Фельдман Гирши Хаймович – был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода «Святой Николай». Когда Фаину Георгиевну попросили написать автобиографию, она начала так: «Я дочь небогатого нефтепромышленника…» Дальше дело не пошло.

Детство Фаины Раневской

В семье было четверо детей – два брата и старшая сестра Белла. Когда Фаине было 5 лет, умер младший брат. В юности Фаина очень завидовала красоте своей сестры, и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами». С подросткового возраста Фаина увлекалась театром, поэтому окончив женскую таганрогскую гимназию, стала посещать занятия в частной театральной студии А. Ягелло.

Фаина Ранеская в детстве

В 19 лет молодая девушка уехала из провинции в Москву. В юности, после революции, Раневская очень бедствовала и в трудный момент обратилась за помощью к одному из приятелей своего отца. Тот ей сказал: » Дать дочери Фельдмана мало я не могу. А много у меня уже нет.»

Работа Фаины Раневской в Москве

В Москве она поступила на работу в труппу мадам Лавровской. Работа предполагалась в Керчи, но там театр не имел успеха у публики. Именно в Керчи Фельдман превратилась в Раневскую. Это случилось, когда она выходила из банка и денежные купюры из ее рук разлетелись по ветру. Посмотрев вслед уносимым ветром деньгам, она произнесла «как грустно, когда они улетают». Свидетель этого инцидента сказал ей, что «так могла сказать только Раневская». Тогда Фаина и взяла сценический псевдоним - Раневская, позаимствовав его у знаменитой чеховской героини из «Вишневого сада».


«Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: «Шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея…» После этих слов мне удалось свалить декорацию,изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер,стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены.

Белую лисицу, ставшую грязной, я самостоятельно выкрасила чернилами.Высушив, решила украсить ею туалет, набросив лису на шею. Платье на мне было розовое, с претензией на элегантность. Когда я начала кокетливо беседовать с партнером в комедии «Глухонемой» (партнером моим был актер Ечменев), он,увидев черную шею, чуть не потерял сознание. Лисица на мне непрестанно линяла. Публика веселилась при виде моей черной шеи, а с премьершей театра, сидевшей в ложе, бывшим моим педагогом, случилось нечто вроде истерики… (это была П.Л.Вульф). И это был второй повод для меня уйти со сцены.»

Слава Богу этого не случилось. Раневская поработала во множестве театров - от Крыма до Ростова-на-Дону. В кино Раневская пришла в 38-летнем возрасте, снявшись в «Пышке» у Михаила Ромма. Затем был «Подкидыш». Роль властной супруги Ляли, которой на пути встречается маленькая потерявшаяся девочка, мгновенно принесла Раневской популярность у советского зрителя. А ее фраза «Муля, не нервируй меня!» — адресованная мужу-хоюпику, стала крылатым выражением.

Фаина Георгиевна о своей жизни

О своей жизни Фаина Георгиевна говорила: » Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба — шлюха»… В театре меня любили талантливые, бездарные ненавидели, шавки кусали и рвали на части… Как я завидую безмозглым!.. Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной… Страшно грустна моя жизнь. А вы хотите, чтобы я воткнула в жопу куст сирени и делала перед вами стриптиз… Я — выкидыш Станиславского… Я провинциальная актриса. Где я только ни служила! Только в городе Вездесранске не служила..»


В 1939-ом она сыграла в фильме «Ошибка инженера Кочина», затем в еще одной литературной адаптации, на этот раз произведения Чехова, «Человек в футляре». В 1940-ом Фаина снялась в ленте Ивана Пырьева «Любимая девушка», где исполнила роль тетки Добрякова. Затем последовали роли в фильмах «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Мечта», «Александр Пархоменко», «Родные берега», «Новые похождения Швейка».

Личная жизнь Фаины Раневской

Фаина Георгиевна не слишком отличалась красотой. С мужчинами у неё никак не складывалось. По легенде от неё самой, всё началось с того, что нравившийся ей молодой человек однажды спросил её: «А ты будешь дома вечером?» В ожидании приятного вечера Фаина Георгиевна стала ждать гостя, накрыла на стол, а в итоге молодой человек пришел к ней со своей девушкой, да ещё и попросил хозяйку погулять где-нибудь пару часов. Семьей она так и не обзавелась.


Долгие годы Раневская жила в Москве в Старопименовском переулке. Ее комната в большой коммунальной квартире упиралась окном в стену соседнего дома и даже в светлое время суток освещалась электричеством. Приходящим к ней впервые Фаина Георгиевна говорила: » Живу, как Диоген. Видите, днем с огнем! Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили.»

Эта жуткая комната с застекленным эркером была свидетельницей исторических диалогов и абсурдных сцен. Однажды ночью сюда позвонил Эйзенштейн. И без того неестественно высокий голос режиссера звучал с болезненной пронзительностью: «Фаина! Послушай внимательно. Я только что из Кремля. Ты знаешь, что сказал о тебе Сталин?! «Вот товарищ Жаров хороший актер, понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду, и все равно сразу видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает и все равно всегда разная.»

«Жизнь это затяжной прыжок из п…зды в могилу. Жизнь это небольшая прогулка перед вечным сном. Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка. Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи. Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения». Жизнь отнимает у меня столько времени, что писать о ней совсем некогда.»

С началом войны Фаина Раневская была эвакуирована в Ташкент, где находилась до 1943 года. В 1943 году Раневская вернулась в Москву. Ее пригласили сняться в роли Мамаши в фильме «Свадьба» режиссера Исидора Анненского. В 1947 году на экранах появилась комедия Григория Александрова «Весна», главные роли в которой исполнили Любовь Орлова и Николай Черкасов. Фаина Раневская сыграла Маргариту Львовну, которая подавала завтрак своей знаменитой племяннице.


В том же году Раневская снялась в роли мачехи в сказке «Золушка» режиссера Надежды Кошеверовой. Эта картина очень понравилась Раневской. Автор сценария был Евгений Львович Шварц, который позволял Раневской вставлять свои фразы. Мачеха стала одной из лучших комедийных ролей Раневской.
Фаина Раневская на вопрос, как она себя сегодня чувствует, ответила: » Отвратительные паспортные данные. Посмотрела в паспорт, увидела, в каком году я родилась, и только ахнула… Паспорт человека это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть восемнадцать, а паспорт лишь напоминает, что ты можешь жить, как восемнадцатилетняя.

Старость- это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости… Господи, уже все ушли, а я все живу. Бирман, и та умерла, а уж от нее я этого никак не ожидала… Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!»

Раневская снималась до 82 лет. Ее последним фильмом стала телекартина «Дальше - тишина» 1978 года. Также Раневская до 1980 года продолжала играть в театре. Она была трижды награждена Сталинской премией - в то время высшей наградой Советского союза, за актерские работы в фильме «У них есть Родина» и спектаклях «Рассвета над Москвой» и «Закон чести».

«Старая харя не стала моей трагедией, в 22 года я уже гримировалась старухой, и привыкла, и полюбила старух моих в ролях… Старухи бывают ехидны, а к концу жизни бывают и стервы, и сплетницы, и негодяйки… Старухи, по моим наблюдениям, часто не обладают искусством быть старыми. А к старости надо добреть с утра до вечера! … Одиноко. Смертная тоска. Мне 81 год…

Сижу в Москве, лето, не могу бросить псину. Сняли мне домик за городом и с сортиром. А в мои годы один может быть любовник — домашний клозет… Стареть скучно, но это единственный способ жить долго. Старость это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы…»

Актриса умерла 19 июля 1984 года после перенесенного инфаркта и пневмонии. Она похоронена в Москве на Донском кладбище. После ее смерти в 1992 году редакционный совет английской энциклопедии «Кто есть кто» включил ее в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.

Памятник Фаине Раневской в Таганроге

Подводя итоги, Раневская говорила: » Я родилась недовыявленной и ухожу из жизни недопоказанной. Я недо… У меня хватило ума прожить жизнь глупо… Жизнь моя… Прожила около, все не удавалось. Как рыжий у ковра… Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй… Ничего кроме отчаянья от невозможности что-либо изменить в моей судьбе.»

Фанни Гиршевна Фельдман - а именно таково настоящее имя легендарной актрисы - появилась на свет 15(27) августа 1896 года в Таганроге, в богатом еврейском семействе. Мать девочки всю себя посвятила заботам о детях: у малышки Фанни было еще три брата и сестра. Отец был влиятельным человеком в городе, владевшим фабрикой по производству красок, магазином, несколькими домами и даже пароходом.

Родители старались дать детям хорошее образование, однако Фанни не любила учиться. Виной тому был врожденный недостаток девочки - заикание, которого она очень стеснялась. Она некомфортно чувствовала себя среди сверстниц в престижной женской гимназии, и родители были вынуждены перевести ее на домашнее обучение.

Огромное впечатление на тринадцатилетнюю девочку произвел спектакль «Вишневый сад». Оно оказалось столь сильным, что Фанни экстерном сдала все положенные экзамены, чтобы свободно посещать театральную студию.

Повзрослев, Фаина поделилась с родителями своими планами на будущее - она непременно станет актрисой. Разгневанный отец пригрозил ей отлучением от дома, если она не одумается. Однако желание связать свою судьбу с театром у Фаины было столь велико, что в возрасте 17 лет она покинула отчий дом и отправилась в Москву.

Театр

Столица, вопреки ожиданиям Фаины, не приняла ее с распростертыми объятиями. Девушку не приняли ни в одно театральное училище, и ей пришлось поступать в частную школу.

Деньги, тайком переданные матерью, таяли буквально на глазах. От неизбежной нищеты юную Фаину спасла известная актриса Гельцер, похлопотавшая о том, чтобы девушка выступала в одном з подмосковных театров.

1917 год оказался непростым в судьбе начинающей артистки: ее семья эмигрировала заграницу, но талант Фаины, наконец, был оценен по достоинству и ее приняли в труппу Театра актера. В этом театре ею было сыграно немало спектаклей, но наиболее значимой постановкой стал ее любимый «Вишневый сад».

Проработав в Театре актера вплоть до 1931 года, актриса пробовала свои силы в различных театрах, но нигде подолгу не задерживалась. Сказывался непростой характер Раневской, которая могла спорить и даже скандалить с режиссерами из-за собственного прочтения роли.

Кинематограф

Впервые зрители смогли насладиться самобытным талантом актрисы в 1934 году, когда в прокат вышла кинолента «Пышка».

Именно благодаря кинематографу, к которому Раневская относилась с откровенным презрением, она получила всенародную популярность и признание.

Наиболее яркими и запоминающимися стали ее роли в картинах «Подкидыш», «Человек в футляре», «Весна», «Свадьба» и, конечно же, «Золушка». В любимой всеми сказке Фаина Георгиевна блестяще воплотила образ злой мачехи.

Краткая биография Раневской всегда пестрела меткими, колкими цитатами актрисы, которые в дальнейшем переходили в народ, становясь афоризмами. Живой ум, проницательность и непревзойденное чувство юмора и самоиронии всегда выделяли Фаину Георгиевну среди актерской братии.

Личная жизнь

Яркая и насыщенная творческая жизнь Раневской не обеспечила ей счастья в личной жизни. Актриса никогда не было замужем, не имела детей. Причиной тому стала неразделенная любовь, которую она испытала в молодости. С тех пор Фаина Георгиевна всячески избегала любых отношений, которые могли бы ей причинить боль.

Великая советская актриса театра и кино 20 века Фаина Раневская – легендарная женщина, навсегда оставившая свой след в истории кинематографа и театральной жизни СССР. Это уникальный человек, которому суждено было прожить в одиночестве, но купаться в славе миллионов поклонников. Кого-то она раздражала своим характером, но большинство восхищались ею и продолжают это делать спустя многие годы. Актриса одна из немногих, кто сумел прославиться благодаря незначительным и эпизодичным ролям. Фаиной Раневской восхищались тогда и восхищаются сегодня, а ее знаменитые колкие фразы будет повторять не одно поколение.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Фаины Раневской

В годы популярности актрисы, многие хотели знать, какой у нее рост, вес, возраст. Годы жизни Фаины Раневской 1896-1984. Она была немаленького роста (180 см) и никогда не отличалась точеной фигурой. С самого детства Фаина ощущала себя гадким утенком, а также постоянно поддавалась насмешкам дворовых детей из-за заикания.

Кто бы знал, что Фаина Раневская, уроженка Таганрога, станет такой популярной и почитаемой актрисой не только всесоюзного, но и международного масштаба. А возможно, что именно закалка сделала ее такой грубой и острой на язык. Неповторимая и незабываемая советская актриса навсегда останется в сердцах миллионов зрителей.

Биография Фаины Раневской

Родилась Фаина Раневская в Таганроге, в 1896 году. Росла она в зажиточной еврейской семье. Отец актрисы обеспечивал большому семейству безбедную жизнь. Мама же, трудилась в качестве домохозяйки, воспитывая пятерых детей. Помимо Фаины, в семье росли еще три брата и сестра. Один из братьев скончался еще ребенком. Несмотря на обеспеченность и хорошие условия, Фаина Раневская не была счастлива, ведь постоянно скучала и была одиноким ребенком, над которым смеялись многие сверстники. Все из-за того, что она не отличалась красивой внешностью и складным характером. Да и взгляды на будущее стали преградой в дальнейшем общении дочери и родителей.

С самого детства Фаина Раневская обучалась в элитной гимназии, но заикание стало поводом для насмешек и, вскоре, она отказалась там обучаться. Дальнейшее получение знаний происходило на дому, куда приходили учителя и репетиторы. Впрочем, это не помешало ей стать умной и образованной. Помимо обычной школьной программы, Фаина Раневская обучалась музыке, а также хорошо изучила несколько иностранных языков. Будущая знаменитая актриса также любила пение, а ее страстью стало увлечение чтением книг.

Все же, не только сверстники, но и сами родители иногда не нарочно напоминали Фаине о ее внешности, что изначально сеяло в ней неуверенность в себе и закалило ее. Со временем она научилась смеяться над собой, а также высмеивать человеческую глупость с присущим ей сарказмом.

Будучи пятилетней девочкой, Фаина Раневская заинтересовалась театром и кино. В особенности, впечатлил ее спектакль «Вишневый сад». Тогда, она твердо решила, какую профессию выберет и стала посещать театральные кружки. Когда Фаина поведала родителям о планах стать актрисой, те были не в восторге. Мало того, серьезно настроенная юная леди, не собиралась смириться с родительским запретом и уехала в Москву еще в 19 лет. Отец отказался оказывать дочери финансовую поддержку, из-за чего первое время ей пришлось туго. Она даже не смогла окончить театральный вуз по причине тяжелого финансового положения. Но это не станет преградой для ее будущей профессии.

В незнакомом городе, в мало знакомом театральном обществе, Фаину Раневскую заметили не сразу, ведь у нее даже не было возможности показать себя, так как ее имя никому и ни о чем не говорило, а внешность и грубость даже иногда отпугивали.

Познакомившись с известной советской актрисой Гельцер, которая заметила юное дарование и всячески ее поддерживала, понемногу проталкивая в актерские круги. Так Фаина Раневская получила свою первую работу в качестве актрисы в одном из подмосковных театров. Здесь она могла наслаждаться прекрасной игрой талантливых актеров, но сама приглашалась лишь изредка в массовку. Далее, Фаина Раневская сменила не одно место работы, перебираясь от театра одного города к другому.

Когда актрисе исполнился 21 года, она окончательно потеряла связь с родными из-за их вынужденной эмиграции, но зато, в это время происходит важное для нее событие – она становится сотрудницей московского Театра актера. Именно тут она смогла себя проявить как актриса в полной мере и именно с этого момента биография Фаины Раневской становится все красочней.

Первая заметная работа Фаины Раневской – спектакль «Роман», где ей досталась роль Маргариты. Далее она неоднократно играла не главные, но очень значимые роли, которые позволили выбраться таланту актрисы наружу. Именно на сцене этого столичного театра узнали об актрисе Фаине Раневской и благодаря всем работам, она обрела первую популярность.

Одну из ярких ролей (героиня Шарлотта) сама актриса сыграла в спектакле «Вишневый сад». Сотрудничество с данным театром длилось до 1931 года. Следующим местом работы стал уже прославившийся Камерный театр, где Фаина Раневская впервые вышла на сцену во время спектакля «Патетическая соната». Проработав здесь 4 года, актриса уходит театр Красной Армии, в котором она прекратит выступать уже в зрелом возрасте. Тут она часто получала различные роли, однако, самой известной становится роль в постановке «Васса Железова», где она сыграла в главной роли.

Год спустя Фаину Раневскую приглашают на работу в Театр им. Моссовета, где она отличилась не только своей талантливой игрой, но и многократными скандалами. Актриса оказалась настолько талантливой, что во многом превосходила не только партнеров по сцене, но и режиссеров, что казалось для многих возмутительным. Были случаи, когда зрители приходили в театр, а после сыгранного Раневской эпизода, уходили домой.

Фаина Раневская неоднократно переделывала тексты по-своему, что позволяло ей выделяться из массы других, но вызывало массу бурных эмоций у сотрудников. Скандалы с режиссером Завадским стали поводом для нескольких афоризмов и шуточек Фаины Раневской, которые надолго запомнятся и станут крылатыми. Несмотря на это, актриса проработала в этом театре почти 25 лет, именно в стенах этого театра Фаина Раневская обрела славу и стала известной театральной артисткой.

Последним театром, в котором выступала Фаина Раневская, стал Театр Пушкина, ранее называвшийся Камерным и с которого начинала свой творческий путь великая советская актриса. Карьера актрисы, как театралки, закончилась именно здесь в начале 60-х годов.

Часть своей карьеры актриса также посвятила съемкам в мире кинематографа, хотя всегда считала кино – недоискусством, отдавая предпочтение театру. Но, тогда, как и сейчас, истинную популярность можно было обрести лишь с помощью телевидения.

Первый опыт киноактрисы Фаина Раневская получила в фильме «Пышка», где она сыграла госпожу Луазо. Позже актриса также была приглашена вместе с труппой для постановки спектакля во Францию. Там она впечатлила не только публику, но и местного режиссера, который в мгновенье стал поклонником ее искусства.

Хотя Фаина Раневская снялась в небольшом количестве кинолент, однако, этого хватило, чтобы обрести всесоюзную узнаваемость и миллионы поклонников. Возможно, в тот тяжелый период, когда походила революция, а потом и война, люди не так часто посещали театры, а потому известность пришла к Фаине Раневской именно из-за нескольких ролей в кино.

Кстати, в военные годы актриса проживала в Ташкенте, однако не отсиживалась там, дожидаясь окончания Великой Отечественной. Фаина Раневская наоборот часто ездила выступать на фронт, поднимая боевой дух советских солдат и заставляя их на миг забыть о страшной реальности. За это она была удостоена медали «За доблестный труд».

Киносказка «Золушка», в которой Фаина Раневская сыграла роль феи, стала одной из самых запомнившихся зрителям и одной из самых заметных киноработ известной советской актрисы.

Одной из немногих, удостоившихся почетного звания Народной артистки СССР, в 1961 году стала и Фаина Раневская. Цитаты и афоризмы про мужчин и женщин, которые зачастую были произнесены в процессе съемок актрисы, пользуются успехом спустя десятилетия.

Личная жизнь Фаины Раневской

Личная жизнь Фаины Раневской, в отличие от карьеры, полетела под откос, а вернее не состоялась. Отчасти это из-за того, что актриса не блистала внешними данными, а отчасти от того, что была очень критичной и грубой. Умная и успешная женщина, способная на грубую критику часто отталкивала от себя мужчин. Фаина Раневская так и прожила всю жизнь в одиночку, не оставив за собой даже наследника.

В жизни актрисы был один молодой человек, в которого она была влюблена, но решившись на серьезный шаг, она была беспощадно отвергнута, поддавшись при этом насмешкам. Скорее всего, это стало одной из многих причин, повлиявших на тот факт, что Фаина Раневская так и не побывала замужем. Судя по колким высказываниям в адрес мужского пола, вероятно, что она в нем разочарована.

Кстати, довольно симпатичной была Фаина Раневская в молодости, фото можно найти в сети.

Однако актриса не была совсем одна, еще в 60-х к ней приехала на постоянное проживание вдовствующая сестра. К сожалению, вскоре сестра скончалась, и тогда, единственным верным другом и спутником жизни Фаины Раневской стал пес, которому она дала кличку Мальчик.

Великая советская актриса жила сценой, всю свою жизнь она посвятила искусству, отдавала себя без остатка. Это позволяло ей забыть о личных проблемах и неудачах. Часто случается так, что успешные актеры жертвуют всем ради своей карьеры, и действительно добиваются потрясающих успехов. Фаина Раневская также выбрала путь одинокой, но успешной и состоявшейся женщины.

Именно ради своего будущего, как актрисы, Фаина Раневская практически полностью разорвала отношения с родней и так и не завела свою собственную семью.

Семья Фаины Раневской

Семья Фаины Раневской большая – три брата и сестра. Один из братьев умер еще в детстве, а сестра скончалась уже, будучи вдовой. Хотя семейство было зажиточным, однако, это не означало, что они все жили мирно, дружно и счастливо. Бунтарство и упрямый характер Фаины Раневской нередко вызывали у родителей возмущения. Из всех пяти детей, именно Фаина Раневская приносила в дом больше всего хлопот, была довольно трудным и замкнутым ребенком.

Сообщив родителям о том, что собирается стать известной актрисой, она сразу же попала в немилость, так как отец был категорически против. Интересно, что юная Фаина, покинув отчий дом, испытывала острый недостаток средств для существования, а ее мать высылала ей переводы втайне от отца.

Дети Фаины Раневской

Дети Фаины Раневской – лишь мечта, которую она так и не смогла осуществить. Дело в том, что в то время не было возможности сделать искусственное оплодотворение или взять ребенка из дома малютки. Тогда признавались лишь официальные браки и дети, рожденные в них. Да и когда известной актрисе было заниматься этим? Многие декретные актрисы так и не сумели добиться высот в карьере. Все потому, что пока ты рожаешь и воспитываешь ребенка, на сцену выходят другие актеры, все время найдется тот, кто будет еще лучше.

Фаина Раневская настолько легендарная личность, что вряд ли ее имя сможет что-то или кто-то затмить.

Муж Фаины Раневской

Муж Фаины Раневской – лишь домысел, ведь она никогда не была замужем. Мимолетные романы и единицы мужчин, которыми она действительно восхищалась, были, но дальше не зашло. Здесь имел место быть первый горький опыт, когда в совсем юном возрасте, актриса влюбилась в мужчину, очень гадко поступившего с ней при первом же свидании.

Фаина Раневская не скрывала своей неприязни к мужчинам, высмеивала их, нередко давала советы девушкам, которых окрыляла любовь. Хотя актриса заводила несколько романов своей жизни, но ни один из них дальше не дошел.

Фаина Раневская: цитаты и афоризмы про мужчин и женщин

За всю свою жизнь Фаина Раневская прославилась не только как актриса, но и как мудрая женщина, слова которой цитируют и сегодня. Пользователи сети Интернет часто просматривают материал по теме «Фаина Раневская: цитаты и афоризмы про мужчин и женщин». Актриса неоднократно высказывалась о жизни, о поведении людей и их последствиях. Несмотря на не сложившуюся личную жизнь, многие современные люди пользуются ее советами, которые прозвучали когда-то из ее уст. Прожив 87 лет, Фаина Раневская многое повидала, многое пережила, а потому, ее мнение имеет место быть. Кто-то соглашается с фразами и мыслями актрисы, а кто-то относится к ним критически.

Инстаграм и Википедия Фаины Раневской

Есть ли Инстаграм и Википедия Фаины Раневской? Аккаунта в соцсети конечно же нету, а вот развернутая биография на сайте Википедии имеется. Любой желающий имеет возможность узнать здесь не только о семье великой актрисы 20 века, но и прочесть все работы Фаины Раневской в различных театрах и в кино.

На сайте Википедия также содержится информация о многочисленных наградах выдающейся актрисы и интересные факты из ее жизни. Помимо вышеперечисленного, Википедия содержит перечень документальных работ о Фаине Раневской.

Биография

Фаина Раневская - актриса театра и кино. В ее судьбе, творческой биографии так и не случилось главной роли, а в личной жизни - большой взаимной любви. «За талант нужно платить», - любила повторять Фаина Георгиевна. Сама она заплатила за него своим одиночеством...

Гастроли столичной труппы в провинциальном Таганроге - большое событие. Показывали «Вишневый сад» Чехова. После положенных долгих аплодисментов зрители лениво поднялись со своих кресел и двинулись к выходу. И только девочка лет четырнадцати, не шелохнувшись, сидела на своем месте, словно приклеенная. На ее вдохновленном лице застыло выражение безграничного счастья.

«Фаня, Фаня, где ты?!» -недовольно позвала мать. Словно вернувшись из небытия, девочка медленно, как ей казалось, грациозно поднялась с кресла и поплыла на зов матери. Так, как еще несколько минут назад двигалась по сцене главная героиня пьесы Раневская. Фаня чувствовала, что ее жизнь уже не будет прежней: в ней появилось то настоящее, ради чего стоит дышать. Отныне она будет служить Театру. В память об этом душевном потрясении через много лет девочка возьмет псевдоним - Раневская.

Будущая легендарность - Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) была рождена в богатой еврейской семье 27 августа 1896 года.
Ее родителей, Гирша Хаимовича и Милку Рафаиловну Фельдман, в Таганроге знали и уважали. На их дом на Николаевской улице показывали пальцем: «Вот так хоромы!» Через два года после рождения Фанни отец выкупил особняк у купца и заново его отстроил, благо средства позволяли. Кроме фабрики красок, мельницы и магазина стройматериалов, в собственности Фельдманов числился пароход «Святой Николай».


Отец был серьезным и очень занятым человеком, мать - отличной хозяйкой. Вот только на детей времени у нее почти не было: четверо сыновей и обе дочери были на попечении гувернанток. Впечатлительной с детства Фанни Фельдман не хватало материнской ласки.

Страдала она и оттого, что считалась в семье гадким утенком: девочка родилась на редкость некрасивой. Особенно это бросалось в глаза на фоне сестры - красавицы Беллы. Позже, играя в спектакле по пьесе Ибсена, над фразой «Мама, дай мне солнца!» Фаина неожиданно даже для себя разрыдается. Это был девиз ее сытого, но лишенного любви детства.

Театр

Раневская получила классическое для девушки дореволюционной России домашнее образование. Дополнительно занималась в частной театральной студии. Отец воспринял ее увлечение как блажь: таланта актрисы в младшей дочери он не видел. Робкая и застенчивая, девочка к тому же часто заикалась. Однако любовь к театральным подмосткам заставила 19-летнюю Фаину впервые в жизни проявить твердость и даже непокорность.

Словно чеховская героиня, она бредила столицей, театральным вузом, жизнью московской богемы. Отец пришел от ее идеи в ярость, и тогда на собственные средства Раневская купила билет на поезд - в один конец. На вокзале тайком от отца мать успела сунуть дочери несколько смятых купюр.


Увы, столица в биографии Раневской не ждала Фаину с распростертыми объятиями, а приговор комиссии в театральном вузе был ужасен: «Некрасивая и неспособная». Но отходных путей не было, и девушка устроилась в Малаховский дачный театр. Сняла комнатку на Большой Никитской, куда частенько заглядывали ее новые знакомые: Марина Цветаева , Макс Волошин, Осип Мандельштам , Владимир Маяковский.

Раневская поступила в частную театральную студию и параллельно играла в массовке, колеся с театром по захолустьям. Но деньги быстро закончились, и из студии пришлось уйти. Актриса, занесенная ныне в десятку лучших в мире, так и не получила театрального образования...

Мать тайком от отца посылала ей деньги. А потом грянула революция, и вся семья Фельдман на собственном пароходе «Святой Николай» покинула Россию. Навсегда. Больше своих близких Фаина не видела никогда.

"Я переспала со многими театрами..."


Нет средств, нет крыши над головой. Кругом все рушится, бунтует, разваливается... Как выжить в такой обстановке? Раневская смирила гордость и обратилась к старинному другу отца, столичному еврею-ростовщику, за финансовой помощью. Но тот отказал: "Дать дочери Фельдмана мало я не могу, много у меня уже нет..." Униженная, Фаина больше никогда и ни у кого ничего не просила. В этот сложный период руку помощи замерзающей и умирающей от голода девушке протянула ее педагог, актриса Павла Вульф. Актриса долгое время жила в ее квартире, и они стали настоящими подругами.

Раневская на сцене театра
В быту Фаине существовать всегда было трудно. Она не умела считать деньги и экономить, хотя была непритязательна в своих требованиях: скромно питалась, занашивала платья до дыр и всю жизнь спала на узкой тахте. Говорят, единственной слабостью актрисы были ароматные ванны, отдыхая в которых, она непременно пила чай из любимой фарфоровой чашки.

Раневская еле сводила концы с концами, но была вынуждена нанять помощницу по дому: готовить и убирать она так и не научилась. Домработницы постоянно ее обкрадывали, а Фаина Георгиевна делала вид, что не замечает этого. Она всегда относилась к вещам не по-женски мудро: «Ну вот, пальто украли, я зря купила к нему новые сапоги...»

Фаина Раневская в спектакле "Игрок"
За всю свою жизнь Раневская не отложила никакой суммы. Если получала большой гонорар, могла тут же раздать его друзьям, которые просили в долг. Дарить подарки знакомым и даже малознакомым людям было любимым хобби актрисы. Гости, выходившие из ее квартиры, проверяли карманы: хозяйка норовила засунуть в них духи, безделушки, купюры - порой последние.

Но как бы ни было трудно, своему актерскому предназначению Раневская ни разу не изменила. Долгое время она не могла найти «свою» сцену. «Я переспала со многими театрами, но так и не получила удовольствия», -скажет Фаина годы спустя. На смену провинциальным театрам пришли московские: Камерный театр, Центральный театр Красной армии, Театр драмы им. Пушкина, Театр Моссовета. В последнем актриса прослужила почти 30 лет. Несмотря на это у нее часто случались конфликты с главным режиссером Юрием Завадским, ставшие основой для анекдотов.

Так, однажды на репетиции Завадский заметил:

Фаина, вы своими выходками сожрали весь мой замысел!

То-то у меня чувство, как будто дерьма наелась! - донеслось до Завадского бурчание Раневской.

Вон из театра! - воскликнул разъяренный режиссер. На что актриса парировала:

Вон из искусства!

Фильмы

Дебют Раневской в кино состоялся поздно: в 38 лет. Она сыграла госпожу Луазо в немом фильме Михаила Ромма «Пышка» по новелле Ги де Мопассана. На съемках экономили на всем, в том числе отоплении: в промерзших павильонах актеры еле двигались от холода. После такого дебюта Фаина Георгиевна дала себе слово, что больше никогда не будет сниматься. К счастью для нас, она его не сдержала. Фильмография актрисы удивительно коротка: меньше трех десятков фильмов. Но зрителю запоминается каждый эпизод с участием актрисы.


Однажды уже пожилая Раневская прогуливалась по бульвару со знакомым молодым человеком. Остановилась, чтобы закурить папиросу. Рядом оказалась тумба с афишей нового фильма. Юноша спросил:

Фаина Георгиевна, вас все любят и уважают. Вы снялись в популярных фильмах. Почему же на афише никогда не печатают ваше имя?

Отчего же, дорогуша? На каждой афише упоминается обо мне. Вот, видите, написано: «и другие».


В чувстве юмора, порой переходившем в самоиронию, а иногда - в злословие, Фаине Георгиевне отказать было сложно. Многие ее фразы переродились в цитаты и анекдоты и до сих пор живут своей, отдельной жизнью. Знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня!» из фильма «Подкидыш» придумала актриса. Но сама злилась, если ее называли Мулей. Когда Брежнев, вручая ей очередную награду, произнес это имя, Раневская прямо на сцене Кремля погрозила ему пальцем: «Так меня называют только хулиганы!»

Личная жизнь

Фаина Николаевна часто влюблялась - иногда в самых неожиданных персонажей. Так, первым ее увлечением стал пожилой таганрогский полицейский, о котором она писала: «В нашем городе очень любила старика, доброго, веселого, толстого грузина-полицмейстера. Дни и ночи мечтала, чтобы полицмейстер, плавая в море, стал тонуть, и чтобы я его вытащила, не дала ему утонуть и за это мне дали медаль, как у нашего таганрогского дворника».

Уже живя в Москве, актриса стала объектом ухаживаний коллеги по театру. Правда, молодой человек обходился без цветов и конфет, ограничиваясь комплиментами. А однажды сам напросился в гости. Раневская волновалась. Накрыла стол, купила бутылку самого дорогого вина. С утра перемыла всю посуду, полы, вытерла пыль раза четыре.

Все-таки в ее девической келье впервые должен был появиться мужчина! Наконец, в назначенный час поклонник явился, но не один. Он пришел с девушкой и с порога бесцеремонно заявил: «Фанечка, душечка, погуляйте где-нибудь пару часиков, а? Мы тут у вас пообщаемся...»

Любовью всей жизни Раневской стал известный актер Василий Качалов. История их знакомства была таковой:

Москва, Столешников переулок. Юная Фаина бесцельно бродила по улицам, как вдруг ее сердце замерло: в стеклянной витрине кондитерской она увидела Его - своего кумира, лучшего актера на свете, статного бородатого красавца Василия Качалова. Раневская хотела подойти и познакомиться, но природная скромность и воспитание не позволяли ей этого сделать. Не кинется же она к нему в объятия, как какая-то влюбленная девчонка! А действовать нужно было быстро - момент может быть упущен. И она не придумала ничего лучше, как упасть ему в ноги - в прямом смысле этого слова.

Раневская переусердствовала: падая, ударилась головой о мостовую. Очнулась уже в кондитерской. Она лежала на полу, а голова ее покоилась на коленях перепуганного кумира. Сама не своя от счастья, Фаина снова лишилась чувств. С такого необычного знакомства и началась их дружба.

Конечно, поначалу влюбленной Раневской было непросто наблюдать за интрижками Качалова: он был женат, но часто позволял себе романы на стороне. Фаина прекрасно осознавала, что в число его красоток-любовниц она никогда не войдет. С годами ей стало легче. Она поняла, что интрижки - это ненадолго, а дружба - навсегда. В своем дневнике Раневская напишет:

«В своей жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню...»


Василий Качалов, первая любовь Фаины Раневской
В личной жизни женского счастья актриса так и не обрела. Она никогда не была замужем, не родила детей. С мужчинами всегда предпочитала только дружить. Представители сильного пола либо были чрезвычайно глупы, либо очень умны и понимали, что до уровня Фаины Георгиевны им еще нужно дорасти.

Как-то, в послереволюционные годы, один красноармеец из числа зрителей прислал Раневской записку с приглашением на свидание. Полное орфографических ошибок послание заканчивалось так: «...и попробуй только не прийтить!» Уже будучи в преклонном возрасте, актриса шутила, что нужно было сохранить ту записку: «Все-таки не так часто меня приглашали на свидание!»

О личной жизни актрисы практически ничего не известно. Может, потому, что ее на самом деле просто не было, а все время занимала работа. Ходили даже слухи, что актриса ненавидела детей и сделала несколько абортов, что она вообще предпочитала женский пол и ее любовницами были Анна Ахматова и Павла Вульф. Но все эти сплетни ушли в небытие, едва зародившись.

Раневская стала лауреатом Сталинских премий, обладала множеством других орденов и наград. Ах, если бы они могли согреть холодными ночами или поддержать разговор бесконечным вечером!.. «Будь он проклят, этот талант, сделавший меня одинокой», - писала она. Судьба отмерила актрисе долгую жизнь: целых 87 лет. Она пережила всех своих друзей и в последние годы очень страдала от одиночества. Скончалась Раневская от инфаркта в 1984 году.

Фаина Раневская – женщина-легенда, актриса-эпоха, одна из самых ярких и противоречивых личностей 20 века, родилась 27.08.1896 года в провинциальном тогда Таганроге.

Детство

Фаина Георгиевна появилась на свет в семье зажиточного фабриканта. Ее настоящая фамилия – Фельдман. Раневская – псевдоним, который она взяла, уже будучи профессиональной актрисой. Это одна из чеховских героинь, с которой актриса ощущала духовное родство. А со знакомства с Чеховым началась ее бесконечная любовь к театру.

В детстве

Как было принято в богатых семьях, мать ее не работала. Дохода отца от фабрики красок, нескольких домов и речного пароходика вполне хватало на обеспеченную безбедную жизнь. Детей, как водилось на Руси, была много. Младший брат умер еще в младенчестве, но у Фаины осталось еще двое братьев и старшая сестра.

С детьми она не ладила. Во-первых, девочка всегда была более развитой, чем ее сверстники, и намного рассудительнее. Во-вторых, у нее был скверный по мнению всей семьи характер, так как она имела свое собственное мнение и не боялась его высказывать. Но больше всего ее травмировали насмешки ровесников и братьев по поводу ее заикания, которым она страдала с ранних лет.

Девочки из богатых семей обычно воспитывались в закрытых пансионах. В такое заведение отдали и Фаину, когда той пришла пора идти в школу. О тех годах она вспоминает с содроганием. Не обладая усидчивостью и большими способностями к учению, а главное, не желая зубрить уроки, Фаина при каждом визите родителей горько плакала, умоляя забрать ее домой из Мариинки. И те, в конце-концов поддались на уговоры.

Дома девочка ожила. Ей наняли частных педагогов и предупредили, что если она не будет стараться, то снова окажется в пансионе. С математикой она так и осталась не в ладах. Но вот пению, танцам и музыке училась с удовольствием. Позднее увлеклась чтением, и ей начали легко даваться иностранные языки.

Но главной страстью девочки стало кино. Оно казалось Фаине совершенно другим волшебным миром, в который так хотелось попасть хоть ненадолго. Но переломный момент в ее сознании произошел, когда она впервые попала в театр.

В 1913 вся семья отправилась в Москву, и там на сцене МХАТа давали «Вишневый сад», который Фаина смотрела просто как завороженная. В этот день она твердо решила стать актрисой.

Понимая, что для этого надо иметь хотя бы базовое образование, Фаина начала учиться более старательно и уговорила родителей записать ее в театральную студию. К увлечению родня отнеслась снисходительно, будучи уверенными в том, что она рано выйдет замуж, и эта блажь пройдет.

Но когда 17-летняя дочь заявила отцу, что собирается сделать театр своей профессией, он пригрозил ей выгнать ее из дома, если она не передумает.

Начало карьеры

И тогда Фаина ушла сама. Она имела кое-какие личные сбережения и на них купила билет в столицу. Там девушка попыталась поступить в театральную школу при МХАТе, но ее туда не приняли. Понимая, что обратной дороги нет, она поступила в частную школу, за которую приходилось платить. Доучиться средств не хватило.

Возможно, мир потерял бы великую актрису, если бы Фаина сдалась и все же вернулась домой. Но вмешалось провидение в лице известной московской актрисы Гельтцер. Она заприметила девушку на одном из выступлений и порекомендовала ее труппе Малаховского летнего театра.

Ей не могли отказать, и Фаина начала регулярно выходить на сцену в массовках, набираясь опыта и зарабатывая себе на скромное существование.

Но Фаина мечтала об известности и гастрольной жизни. Поэтому, когда ей предложили играть героинь-кокеток в частной труппе Мадам Лавровской, она тут же согласилась и укатила выступать в Крым. Труппа поселилась в Керчи, но гастролировала по всему полуострову. К сожалению, театр не приносил такого дохода, на который все рассчитывали, и вскоре он закрылся.

В революционные и военные годы Фаина Раневская продолжала играть. В поисках лучшей жизни она переезжала из города в город. География ее гастролей охватывает буквально полстраны. С 1915 по 1931 годы она успела поработать в Сталинграде, Архангельске, Смоленске, Баку и Ростове. Пока, наконец, снова не вернулась в столицу.

Известность

В столице она, уже будучи опытной и яркой актрисой, без труда устроилась в Камерный театр, где дебютировала в роли проститутки Зинки в спектакле Александра Таирова «Патетическая соната». Образ, созданный ею, сразу покорил зрителей своей многогранностью и пронзительностью. О ней заговорила вся столица.

Через несколько лет Раневскую переманил Театр Красной Армии, где она сразу же стала ведущей актрисой, и больше всего запомнилась зрителям в роли Вассы Железновой. А затем она перешла в Театр Драмы, с которым в суровые военные годы гастролировала с патриотическим спектаклем «Молодая Гвардия». За этот подвиг она была удостоена медали «За доблестный труд».

Больше всего Фаина Раневская прослужила в Театре Моссовета, который считает своим вторым домом. Там она блистала, и часто зрители приходили смотреть именно на нее, хотя главные роли ей доставались далеко не всегда.

Причиной тому были постоянные скандалы с режиссером Завадским. Ее детская привычка отстаивать свое мнение мешала ее актерской карьере, но Раневская ничего не могла с собой поделать.

С 1934 года актриса регулярно появлялась и на киноэкране. Ее первая роль была в немом кино, экранизации романа Ги де Мопассана «Пышка». Совершенно бесподобно сыграла она роль мачехи в «Золушке» — из злобной старухи она превратила ее в смешной и немного несчастный персонаж.

Всего же в фильмографии актрисы около 20 эпизодических ролей. Но главным в ее жизни навсегда остался театр.

Одним из способов самовыражения стали пародии и книги, которые Раневская начала писать в те годы. В них вошло множество ее высказываний и выражений, которые стали крылатыми. А ее размолвки в Завадским нашли свое отражение в анекдотах. И пусть иногда она далеки от правды, но очень точно передают независимый и ироничный характер Раневской.

В театре Моссовета легендарная актриса в последний раз вышла на сцену. В возрасте 84 лет, в 1980 году, она еще играла в спектакле по роману Островского «Правда хорошо, а счастье – лучше!». В 1984 талантливой актрисы не стало. Она умерла 20 июля от сильной пневмонии, которой не выдержало немолодое уже сердце.

Похоронили Фаину Георгиевну на Новом Донском кладбище, а ее покой охраняет статуя любимой собачки Мальчика, который был ей надежным другом, скрашивающим глубокое одиночество последних лет. Даже сейчас, много лет спустя после смерти актрисы на ее могиле всегда есть свежие цветы. Память о ней будет жить еще долгие-долгие годы.