Выполнение логистических функций. Задачи и функций логистической системы

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала «сайт»! Сегодня мы поговорим про логистику — что это такое простыми словами, какие задачи и цели она имеет, а также приведем советы как выбрать логистическую компанию.

В современном мире вопрос грузоперевозок является неотъемлемой частью работы любого предприятия. Грамотно организованная доставка позволяет экономить ресурсы организации при ведении коммерческой деятельности. Пожалуй, нет такой сферы, где абсолютно не нужны подобные услуги. Эти и многие другие задачи решает правильно проводимая логистическая политика .

Современные ВУЗы подготавливают узких специалистов в этой области, а сама наука логистики раскрывает секреты успешного бизнеса и учит оптимизировать потоки материалов, средств и информации.

Из этой статьи Вы узнаете:

  • Что такое логистика и какие у неё задачи;
  • Какие виды логистики бывают;
  • Как правильно выбирать транспортную компанию для сотрудничества;
  • О специфике российской логистики и самой профессии логиста.

Данная статья будет полезна начинающим логистам , представителям бизнеса , которые хотят оптимизировать транспортный процесс, организовать логистический контроль внутри самого предприятия (например, бизнес по системе ), а также правильно выбрать партнёра для долгосрочной и выгодной работы в области доставок и экспедирования грузов.

Хотите ознакомиться с всеми тонкостями логистической науки? Тогда читайте об этом прямо сейчас!

Про логистику — что это такое и какие функции и задачи она имеет, как выбрать логистическую компанию и кто такой логист — читайте далее

🔔 Логистика — это моделирование , контроль и рационализирование процесса передачи товаров , услуг или информации от поставщика к потребителю . Ее можно оценить, как стратегическое управление процессом снабжения. Логистический контроль направлен на сокращение издержек при реализации или передачи материальных, финансовый и информационных потоков.

Логистическая структура может быть представлена следующими процессами:

  • управление со стороны покупателя или потребителя, с целью минимизации издержек;
  • управление со стороны поставщика, направленное на повышение прибыльности поставки.

Процесс логистического управления нельзя свести к одному какому-то постоянному действию, он включает в себя сразу несколько аспектов:

  • оформление договоров;
  • система управления запасами;
  • схема доставки продукции;
  • тесная сообщение с таможенными органами;
  • мониторинг рыночного спроса;
  • и прочее.

Для оптимизации данного процесса используются разнообразные модели логистики на различных этапах. Некоторые из таких моделей можно отнести к маркетингу, однако все они сводятся к конечной цели – повышению прибыльности коммерческой деятельности .

Логистика , как самостоятельная область, возникла в связи с рядом трудностей, связанных с доставкой грузов .

Существуют специализированные логистические организации, к которым обращаются предприниматели и юридические лица, не имеющие собственного отдела логистов.

Хотя, фактически логистика возникла достаточно давно. Даже во времена аграрного общества существовала международная торговля, а ее участники старались снизить затраты на перевозку грузов. В современных экономических условиях и промышленных масштабах производства, логистика вышла на новый уровень.

Затраты на логистику являются одной из крупнейших статей в определении себестоимости продукции.

2. Задачи, функции и цели логистики 📑

Предметом логистической науки выступает состояние материальных , финансовых или информационных ресурсов на различных уровнях в той или иной системе и оптимизация их потоков.

Целью логистики является увеличение эффективности экономической системы, с помощью управления логистическими процессами.

Среди задач логистики можно выделить:

  • управление товарными потоками;
  • развитие системы управления потоками товаров, услуг и информации;
  • мониторинг рынка и выявление спроса на материалы и товары, прогнозирование будущей ситуации на рынке.

Логистика включает в себя следующие понятия:

Логистическая операция – операции, направленные на изменения материальных потоков или потоков услуг.

Логистическая система – это система планирования и осуществления всех логистических операций.

В современной науке логистические системы делятся на:

  • прямые (устанавливают связь между поставщиком и потребителем);
  • посреднические (включают как минимум одного дополнительного участника).

Материальный поток – объект логистических действий, который измеряется физическими показателями веса, размера и времени.

Функция логистики – направленные на повышение эффективности работы действия на том или ином этапе процесса логистики.

Среди них можно отметить:

  • транспортные услуги;
  • хранение продукции;
  • закупка товаров;
  • создание запасов.

Логистические издержки – траты, связанные с проведением и оформлением логистических операций. Они могут становиться составляющими сбытовых расходов или входить в себестоимость продукции.

Фактически, формирование системы логистики представляет собой балансирование производственных интересов и обеспечение ликвидности.

Эффективность работы логистической системы напрямую зависит от объемов имеющихся у организации запасов, что можно представить в виде сравнительной таблицы:

№ п/п Показатель Много запасов Мало запасов
1 Логистические затраты выше (-) ниже (+)
2 Выгода от применения оборотного капитала ниже (-) выше (+)
3 Адаптивность к росту или снижению спроса по количеству выше (+) ниже (-)
4 Вероятность нарушения условий контракта ниже (+) выше (-)
5 Контроль за системой логистики проще (+) сложнее (-)
6 Адаптивность к росту или снижению ассортимента потребностей рынка ниже (-) выше (+)

Из данной таблицы видно, что количество запасов предприятия определяет то, что работа системы логистики связана с количеством ресурсов предприятия.

3. Понятие и основные виды логистики — 7 самых популярных видов ✈🚚⛴

Процесс логистического управления включает в себя различные составные части, обеспечивающие оптимальные результаты работы данной системы. Исходя из этого, можно выделить несколько видов логистики.

1) Транспортная логистика (Логистика транспортных перевозок)

Определение наиболее выгодного маршрута движения средств, обеспечивающего передачу материальных ресурсов в нужном объеме и необходимые сроки из одной точки в другую, с целью дальнейшей переработки, перераспределения или потребления данных ресурсов.

2) Таможенная логистика

Осуществление контроля за материальным потоком, проходящим через государственные границы.

Таможенная логистика позволяет решить сразу несколько задач:

  • осуществление самой перевозки груза;
  • получение необходимых сертификатов на ввозимый товар;
  • оформление таможенной документации;
  • оценка стоимости, состояния и соответствия таможенным требованиям груза;
  • сопровождение дальнейшего движения груза, прошедшего таможенную границу;
  • обеспечение соответствия валютному законодательству.

Таможенная логистика обязует учитывать правовые таможенные требования и затраты, связанные с их выполнением.

3) Производственная логистика

Когда производственные ресурсы проходят несколько этапов внутри самого предприятия в процессе создания и переработки, необходимо установить контроль за этим процессом с целью его оптимизации.

Этим занимается производственная логистика, путем решения следующих задач:

  • согласование графиков работ, производимых в различных подразделениях производства;
  • соответствие сроков выполнения работ всеми подразделениями процессам закупки ресурсов и продажи продукции;
  • выявление потребностей потребителей с целью эффективного планирования производственного процесса;
  • быстрое реагирование на сбои в работе производства, его корректировка и контроль выполнения поставленных задач в заданные сроки.

4) Логистика запасов

Основной задачей логистики запасов является установление постоянного бесперебойного процесса производства и реализации продукта. Ее решение осуществляется путем контроля за имеющимися запасами товаров и ресурсов производства, с учетом рисков, сезонной специфики и постоянства поставок

5) Закупочная логистика (Логистика снабжения)

Осуществляет контроль движения материальных потоков, обеспечивающих процесс производства необходимыми ресурсами. Включает в себя снабжение производства, поставку материалов, их хранение до отпуска в производство.

Необходимость логистики снабжения обуславливается:

  • Неслаженность процесса снабжения неизбежно влечет за собой простой в производстве. Необходимо контролировать закупки по количеству, качеству, организации поставок, целостности упаковки и ассортименту.
  • Больше половины себестоимости производимого товара создается именно в процессе снабжения.

Для повышения и поддержания нужного уровня конкурентоспособности бизнеса организация логистики снабжения обязательна. Для этого производится постоянный контроль состояния рынка закупаемых материалов и определяется выгодность закупок или самостоятельного изготовления необходимого сырья.

6) Информационная логистика

Это направление логистики занимается контролем и координацией потоков данных, которые идут в дополнение к материальному. По отношению к самому предприятию такие потоки можно разделить на внутренние и внешние , а в рамках организации – горизонтальные и вертикальные .

Положения информационной логистики определяются внутренними распоряжениями о документообороте на предприятии.

В случаях десинхронизации материального и информационного движения, важно , чтобы информационный не шёл впереди материального.

При невозможности синхронизировать материальный и информационный потоки, желательно, чтобы информационный поток несколько опережал материальный.

7) Складская логистика

Данный вид логистики нацелен на контроль работы склада – приемка , хранение , выдача материалов . Также определяются такие вопросы, как оптимальное расположение складов и ведение складского учета, который напрямую влияет на оценку себестоимости продукции в бухгалтерии.

Складская логистика также решает задачи организации складского хозяйства, оптимизации размещения складов. Характер ведения складского учета может влиять на бухгалтерскую оценку себестоимости.

Логистическая компания — основные критерии как выбрать логист. компанию

4. Как выбрать логистическую компанию - ТОП-8 критериев выбора 📝

Российский рынок логистических услуг представлен множеством компаний. На нем нет монополий и высокая конкуренция, однако качество предоставляемых услуг не всегда должного уровня.

Есть несколько критериев , которыми следует пользоваться при выборе такой компании, даже в малоизученном регионе.

Критерий 1. Перевозчик обязательно должен иметь собственный автопарк, иначе это посредник, что повысит стоимость перевозки. Поинтересуйтесь у компании — имеет ли она хотя бы и намерено серьезно предоставлять услуги или компания предоставляет исключительно посреднические услуги.

Критерий 2. Компания-перевозчик обязательно должна обеспечивать гарантии. В договоре должно быть указано точное время доставки товара и время в пути.

Критерий 3. Если предприятие не имеет собственного автопарка или его недостаточно, использование услуг транспортных компаний необходимо. Но, даже при наличии своих средств перевозки имеет смысл оценить затраты, возможно доставка логистической компанией обойдется дешевле.

Дело в том, что те фирмы, которые специализируются на перевозках имеют больше возможностей в этой сфере за счет экономии затрат, путем формирования сборных грузов в одном направлении и преференций при оптовой закупке топлива, обслуживании транспортных средств и прочем.

Критерий 4. Страхование ответственности перевозчика – это важный аспект, позволяющий получить гарантии сохранности груза или возмещения ущерба при наступлении страхового случая.

Критерий 5. Необходимо сравнивать условия и стоимость сразу нескольких перевозчиков.

Критерий 6. Способность логистической фирмы работать с нестандартными заказами говорит о ее серьезности. Возможно заключение дополнительного соглашения на предоставление альтернативного транспорта, в случае экстренной потребности, само собой, что тариф при этом будет выше.

Критерий 7. Важно ознакомиться с отзывами о работе компании посредством интернета.

Критерий 8. Особое внимание нужно уделить при использовании дополнительных услуг таможенного брокера. Погрешности в оформлении документации могут существенно задерживать поставки.

5. Основные проблемы и особенности российской логистики 📊

В России обстановка в сфере логистики не самая благоприятная. Это обуславливается климатическими условиями, большими расстояниями, состоянием дорожного покрытия и техническими возможностями транспорта.

Транспортные расходы в РФ сильно превышают показатели в среднем по миру и составляют около 20% ВВП , это, в первую очередь, связано со спецификой действий РФ на международном рынке в качестве одного из крупнейших поставщиков сырья, а также территориальными размерами.

Россия имеет ряд проблем в сфере логистики:

  • высокий уровень цен на складские и разгрузо-погрузочные услуги;
  • скрытый характер многих затрат;
  • неисполнительность сторон договора;
  • нестабильная обстановка на рынке и неэффективное сбытовое планирование;
  • плохая развитость транспортной инфраструктуры, ограничивающая экономический рост до предела 4% в год, в лучшем случае;
  • ограниченное количество поставщиков;
  • дефицит квалифицированных кадров и, как следствие, ошибочные логистические модели;
  • сложные природные условия в большей части регионов.

В связи с кризисом, многие системы логистики сокращаются, что приводит к снижению рентабельности множества отраслей экономики страны. Однако, в условиях снижения конкуренции остаются более «крепкие» фирмы, способные поддержать соответствующий уровень предоставляемых логистических услуг и занять освобождающиеся ниши на рынке.

6. Кто предоставляет услуги логистики — обзор ТОП-5 компаний на российском рынке логистических услуг 📄

На российском рынке существует множество частных перевозчиков и крупных логистических компаний, способных представлять широкий спектр услуг и работающих по всей стране или большинству регионов.

1) Деловые линии

Наиболее крупная транспортно-логистическая компания в России. Работает по всей стране уже более 12 лет и предоставляет разнообразные услуги в сфере логистики:

  • автомобильные, железнодорожные и авиаперевозки;
  • перевозки отдельным транспортом;
  • наличие филиалов и пунктов выдачи грузов в большинстве регионов России, Казахстана и Белоруссии;
  • перевозки сборных грузов;
  • наличие услуг по быстрой доставке грузов;
  • возможность соблюдения температурного режима перевозки при помощи специализированного оборудования по специальному рейсу;
  • возможность отслеживания груза и система оповещений;

В этой компании заботятся о спокойствии клиентов и контролируют качество обслуживания, предоставляются гарантии и страховые услуги

2) ПЭК

Данная компания работает на территории всей страны и имеет более 100 представительств, постоянно расширяясь.

Уже более 10 лет компания ПЭК повышает качество услуг и их разнообразие:

  • адресная доставка груза и забор от клиента;
  • система информирования клиентов о пересечении ключевых точек в пути следования;
  • разнообразие упаковки перевозимого материала;
  • погрузка и разгрузка доставляемых грузов.

3) Delko

Компания работает более 17 лет, имеет более 1000 единиц автотранспорта и осуществляет доставку любых грузов, весом до 20 т различными транспортными средствами по России и Казахстану:

  • рефрижераторными полуприцепами (режим ±20C);
  • полуприцепами с тентом — 90 м3;
  • тентовыми полуприцепами 110 м3 (16,5 м, 40 паллет) с использованием коников.

4) TTG

Фирма работает около 5 лет по России и СНГ, осуществляя перевозки грузов от 0,5 до 20 тонн, и имеет более чем 5000 единиц различной техники, что позволяет быстро ставить на погрузку транспорт в любом регионе страны и так же оперативно находить замену при необходимости.

В электронной базе перевозчиков АТИ компания TTG имеет самый высокий рейтинг и несколько сотен положительных отзывов от клиентов. Компания удостоена премии «Гарант качества и надежности»-2014 и представляет свои услуги множеству крупных клиентов на постоянной основе

5) ДА-ТРАНС

Данная компания предоставляет как логистические, так и экспедиторские услуги в полном объеме. Перевозки осуществляются по всей территории РФ, включая Крымский полуостров, а также странам СНГ – Армения, Казахстан, Белоруссия. Есть возможность доставки «до двери» клиента. К перевозке принимаются грузы от 500 кг или 2м³ по объему и доставляются как отдельным транспортом, так и сборной машиной. Негабарит и грузы с требованием соблюдения режима температуры также принимаются в работу.

Специалисты компании оптимизируют маршруты следования груза, обладая полными данными о состоянии трассы, дорожно-ремонтных работах и пробках, что помогает снизить затраты на перевозку.

Расчет величины оплаты за перевозку в любом из направлений рассчитывается за 15 минут.

7. В чем отличие экспедиторской деятельности от логистики 📎

Экспедиторская деятельность является неотъемлемой частью работы логиста, но она ограничивается лишь координацией перемещения грузов, сопровождением и доставкой до места назначения.

Логистика же, сама по себе, более широкое понятие. Она подразумевает оптимизацию материальных и информационных потоков параллельно с экспедиторской деятельностью.

Полный объем услуг транспортной экспедиции включает в себя:

  • забор груза, перевозку и доставку до места назначения
  • погрузку и выгрузку товара;
  • контроль оплаты перевозки;
  • оформление необходимых документов;
  • возможные услуги таможенного брокера;
  • информирование сторон договора о маршруте и этапе перемещения груза
  • и прочее.

То есть, экспедиторская деятельность – это лишь одна составная часть логистики.

8. Логистик — что это за профессия или кто такой логист 📄

Человек, занимающийся логистической деятельностью, именуется как «логист» (логистик) .

Логистик отвечает за оптимизацию потоков продуктовой реализации, посредством исполнения различных задач для рационализации и повышения эффективности следования материальных и информационных потоков в условиях ограниченного времени и конкретизации начального и конечного пункта.

Сферы работы специалиста (менеджера) по логистике следующие:

  • перевозки, осуществляющиеся более чем одним транспортным средством, в рамках одного договора, называемые мультимодальными;
  • экспедирование грузов;
  • складское управление и контроль хранения материалов;
  • контроль материально-технической базы;
  • заполнение и предоставление необходимых таможенных документов;
  • планирование и управление в рамках корпоративной логистики;
  • обеспечение контроля над услугами, связанными с информационной, справочной и сервисной деятельностью;
  • сбытовой контроль распределения товарно-материальных ценностей;
  • прочее.

Преуспевающий логист обязательно должен освоить свободное использование компьютерных программ , таких как: , Банк-клиент и прочие , а также уметь оперативно находить качественную и достоверную информацию, актуальную в данный момент.

Обязательным условием деятельности логиста является умение составлять прогнозы продаж, закупок и возможных транспортных затруднений, усваивать и применять данные статистики в ежедневной работе.

9. Заключение + видео по теме 🎥

Важность правильной организации доставки товаров при реализации, координирования закупочных процессов и контроль над складскими операциями, неоспорима. При этом, важно понимать какие именно услуги может предоставить логистическая фирма , а также чем должны заниматься логисты внутри предприятия.

Эффективность любого бизнеса напрямую зависит от издержек, в том числе на транспортные операции . Например, при ведении , важно понимать какая часть затрат придётся на доставку товара, так как, как правило, покупателям китайских «трендовых» товаров (обычно товары со стоимость около 10-20 $) приходится тратить треть стоимости на доставку.

В наше время российский рынок представлен широким выбором партнёров по транспортным перевозкам и ассортиментом предоставляемых услуг. Не менее важны гарантии, которые может обеспечить экспедитор.

Логистика, как отдельная отрасль бизнеса, появилась сравнительно недавно , однако уже прочно укрепилась на рынке. При этом существует множество ее видов и направлений, с которыми Вы уже ознакомились в статье.

Теперь Вы знаете, как важно правильно выбрать партнера для перевозок, какими умениями должен обладать логист и какие компании занимают топовые позиции на рынке логистических услуг.

Уважаемые читатели журнала «РичПро.ru», будем Вам благодарны, если поделитесь своими пожеланиями, опытом и замечаниями по теме публикации в комментариях ниже.

В наиболее общем плане с позиции логистики исследуется возникновение, преобразование или поглощение МП в определенном экономическом объекте, функционирующем как целостная система. Таким образом, определяются действия, прикладываемые к МП в этой системе. Называются эти действия логистической операцией и логистической функцией (в обобщенном варианте - логистическими активностями).

Логистической операцией (элементарной логистической активностью) называется любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему потоков (информационных, финансовых, сервисных).

К логистическим операциям относятся, например, такие действия, совершаемые над материальными ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т. п.

Логистическими операциями, связанными с сопутствующими информационными и финансовыми потоками, могут быть сбор, хранение и передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и покупателями товаров, страхование грузов, передача прав собственности на товар и т.п.

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, фасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например в фасовочном цехе оптовой фирмы.

Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними.

Логистической функцией (комплексной логистической активностью) называется обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

В зависимости от уровня организации бизнеса логистические функции подразделяются на базисные, ключевые и поддерживающие.

К базисным логистическим функциям относятся снабжение, производство и сбыт (распределение). Действительно, указанные три логистические функции осуществляется практически любым товаропроизводителем.

Снабжение – обеспечение фирмы – производителя или торговой компании необходимыми видами материальных ресурсов или готовой продукции.

Производство – создание необходимых обществу продуктов личного и производственного потребления с использованием орудий и предметов труда.


Сбыт (распределение)- физическое перемещение и управление запасами готовой продукции и/или логистических посредников.

В качестве ключевых логистических функций выделяются следующие:

поддержание стандартов обслуживания потребителей;

организация и управление закупками;

транспортировка;

управление запасами;

управление процедурами заказов;

управление производственными процедурами или операционный менеджмент;

ценообразование;

физическое распределение.

Поддержание стандартов обслуживания потребителей означает обеспечение потребителей заданного уровня качества продукции, дистрибуции товаров и послепродажного сервиса

Организация и управление закупками на фирме включают комплекс таких задач, как выбор поставщиков материальных ресурсов, планирование потребности в ресурсах, определение рациональных сроков и объемов их поставок, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки материальных ресурсов производственным фирмам и т. п.

Транспортировка здесь рассматривается как совокупность процессов перевозки, погрузки – разгрузки, экспедирования и, других сопутствующих логистических операций.

Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта, определение рациональных маршрутов и т. п.

Управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыта продукции.

Запасы, с одной стороны снижают риск возникновения дефицита материальных ресурсов в процессе производства или неудовлетворенного спроса на готовую продукцию у потребителей, с другой стороны они играют негативную роль в экономике, замораживая большие финансовые средства организаций. Поэтому важнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровня запасов в логистических цепях и системах при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей.

Функция управления процедурами заказов определяет порядок получения и обработка заказов, моменты получения готовой продукции или оказания услуг потребителю, а также инициирует работу фирменной распределительной сети или логистических посредников по доставке и продаже готовой продукции потребителям.

Эта функция напрямую определяет уровень качества обслуживания потребителей.

Задача операционного менеджмента заключается в наиболее эффективном (с токи зрения снижения затрат и повышения качества продукции) управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства в технологических процессах выпуска готовой продукции.

При этом определяющее значение имеют логистические задачи календарного планирования, минимизация уровня запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, прогнозирование потребности в материальны ресурсах, сокращение длительности производственного цикла и т. п.

Функция ценообразования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы – производителя продукции. Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, составляющих базу цены готовой продукции, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю, определяемая конъюнктурой рынка, уровнем цен конкурентов и прогнозами спроса.

К функциям физического распределения относятся:

Определение и удовлетворение покупательского спроса;

Накопление и размещение запасов готовой продукции;

Установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказание услуг потребителям и выбор рациональных форм товародвижения.

К поддерживающим логистическим функциям относятся: складирование; грузопереработка (обработка грузов) и защитная упаковка товара.

Рассмотрим подробнее содержание этих функций.

Складирование представляет собой функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает выполнение таких задач, как определения числа, типа и дислокации складов; определения объема (площади) хранения материальных ресурсов, готовой продукции; планирование размещения запасов; выбор складского оборудования и т. п.

Грузопереработка обычно осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает функцию поддержания запасов. Элементарные логистические операции, из которых складывается процесс грузопереработки, представляют собой перемещение материальных ресурсов или готовой продукции на складе, оптимальное размещение продукции на складских стеллажах и т. п.

Защитная упаковка обеспечивает сохранность грузов, доставляемых потребителям различными видами транспорта в процессах распределении готовой продукции.

С концептуальных позиций выделяются: системообразующая;

интегрирующая; регулирующая и результирующая функции. Т т Системообразующая функция представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами различного назначения.

Интегрирующая функция обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией их на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе.

Регулирующая функция – логистическое управление материальными и сопутствующими потоками, направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыке различных организационно – экономических уровней и отраслей.

Результирующая функция направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках. Логистика стремится охватить все этапы взаимодействия « снабжение-производство-распределение-потребление», иначе говоря, она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии существующим спросом.

Под функцией понимается совокупность действий, однородных с точки зрения цели последних, заметно отличается от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Поэтому понятие логистическая функция может быть определено как укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Если речь идет о укрупненные группы логистических операций, и формируют ту или иную логистическую функцию, то следует выделить и основные функциональные области логистики. Это будут следующие: закупка (поставка), транспортировки, хранения, управления запасами, производство, распределение и сбыт готовой продукции.

Каждая из перечисленных функциональных областей логистики порождает и так называемые логистические функции - закупка (поставка) материалов, сырья, полуфабрикатов и др.; транспортировки материалов, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции к местам их потребления; складирования и хранения материальных ресурсов; управление запасами материалов, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; производство продукции или услуг, распределение и сбыт готовой продукции потребителям.

Поскольку функция представлена совокупностью действий, то, очевидно, их можно формализовать как логистический процесс, имеющий свои цели и задачи. Коротко опишем последние.

Функция закупки (поставки) материалов, сырья, полуфабрикатов и т.д. имеет целью полное удовлетворение производителя материальными ресурсами. Для достижения цели необходимо решать следующие основные задачи: определение потребности в материальных ресурсах для изготовления указанной продукции или услуг; установление оптимального режима поступления материальных ресурсов на предприятие; исследование и анализ рынка поставщиков; оценка и выбор поставщиков материальных ресурсов (эти две задачи решаются и логистикой, и маркетингом), осуществления закупок; контроль выполнения закупок; соблюдения графика закупок.

Функция транспортировки имеет целью вовремя доставить материалы, сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию в места их потребления. Выполнение данной цели осуществляется решением следующих основных задач: выбор вида и типа транспортных средств для перевозки грузов; организация рациональных маршрутов доставки грузов клиентам; обоснование и выбор перевозчика; обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса; сбор и подготовка информации для обеспечения сопряженности транспортно-складского процесса; сбор и подготовка информации для обеспечения совместного планирования производственного, транспортного и складского процессов; планирование, проектирование и организация транспортных систем, коридоров и цепей; обоснование транспортных тарифов.

Функция складирования и хранения материальных ресурсов имеет целью обеспечения эффективного функционирования складского хозяйства. Достижение цели реализуется решением комплекса следующих задач: формирование складской сети; определение необходимого количества складов; выбор вида состава; выбор системы складирования; выбор технологии хранения продукции; управление складскими операциями.

Функция управления запасами материалов, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции имеет целью минимизировать затраты на хранение материальных ресурсов за счет эффективного управления ими. Это возможно при условии решения следующих задач: определение рациональных объемов запасов материальных ресурсов и оптимизация их закупок; контроль уровня запасов во всех фрагментах логистической цепи и своевременное их пополнение; выбор стратегии и систем управления запасами в соответствии с ситуацией на рынке.

Сфера производства продукции определила и функцию логистики - производственную . Ее цель - обеспечение логистической поддержки управления производством. В сфере производства логистика интегрируется с операционной менеджментом, то есть управления операциями. Таким образом, к основным задачам производственной функции логистики следует отнести: организацию перемещения материальных потоков в рамках внутрипроизводственной логистической системы; организация работы внутрипроизводственного транспорта; организация управления запасами незавершенного производства; физическое распределение материальных ресурсов в пределах внутрипроизводственной логистической системы; стратегическое и оперативное планирование материальных ресурсов и т др.

Функция распределения и сбыта имеет целью интегративное управления логистическим процессом загрузки готовой продукции с сопутствующим сервисом от производителей или оптовых продавцов до конечных потребителей. Для реализации этой цели решаются следующие группы задач:

1) организация : получение и обработки заказа, организация отгрузки продукции, организация доставки продукции и контроль за процессом транспортировки нефти, организация послепродажного обслуживания;

2) выбор : упаковка для продукции заказана, "формата" выполнение заказа;

3) определение : объемов и направлений перемещения материальных потоков и схемы их распределения, оптимального количества логистических объектов (складов и т.п.) на логистическом полигоне, оптимального места расположения логистических объектов (складов и т.п.) на логистическом полигоне, последовательности продвижения товаров через места складирования.

Обобщающие выводы

Философия бизнеса на рубеже XX - XXI веков получила очень много изменений. Эти изменения характеризуются большим количеством факторов. Однако современность неустанно доказывает, что ведение деятельности на современном рынке осуществляется в условиях большого количества трансформаций и в первую очередь - трансформации времени. Если сюда добавить еще и фактор дефицита ресурсов, то становится понятным, что сама философия бизнеса должна меняться. Для современности основой такого изменения должна стать концепция логистики, которая предусматривает рационализацию хозяйственной деятельности предприятий, фирм и компаний путем оптимизации потоковых процессов в условиях дефицита и времени, и ресурсов. Иными словами, деятельность организаций нуждается сегодня логистизации всех процессов, осуществляемых.

Логистические процессы состоят из набора отработанных логистических технологий, совершенствуются на протяжении практической деятельности организаций. Не секрет, что, имея самую прогрессивную технологию, невозможно достичь высокой эффективности, не создав адекватной системы управления материальными потоками. Только симбиоз логистических технологий и создаваемых систем управления может предоставить организациям возможность усиления их конкурентоспособности на рынке за счет реализации логистических технологий. Вот именно это сегодня и должна иметь в базу современная концепция бизнеса.

  • Майлыбаев Ерсайын Курманбайулы , магистр
  • Институт путей сообщения, при Гуманитарном университете транспорта и права им. Д.А. Кунаева
  • Хасенова Гульбану Ибрагимовна , профессор
  • АО "Международный университет информационных технологий"
  • ФУНКЦИЙ ЛОГИСТИКИ
  • ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ
  • ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
  • ВИДЫ ЛОГИСТИКИ
  • ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Логистические системы и сети соединенные связями, которые передают товары и информационные потоки. Оперативно обрабатываются входящие потоки товаров и конвертируются в исходящие потоки. Административные станции генерируют и обрабатывають информацию и данные, для сопровождения материальных потоков товаров через сеть.

  • Проблемы обеспечения устойчивости логистических систем
  • Методы определения сил резания механической обработки древесины
  • Ассортиментная политика сети супермаркетов «Барс» в городе Рязани
  • Сравнительный анализ программных продуктов оценки инвестиционных проектов

В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики :

  • логистика, связанная с обеспечением производства материалами (закупочная логистика)
  • производственная логистика
  • сбытовая (маркетинговая, или распределительная, логистика)
  • транспортная логистика (которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики).
  • неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной или информационной логистикой.

Понятие системы является базовым понятием логистики. На рисунке-1, показана схематическое представление объекта в виде системы. Система в общенаучном понятии представляет собой такую взаимосвязанную организованную совокупность элементов, которая обладает качествами, не свойственными отдельным составляющим её элементам .

При этом некоторая совокупность объектов представляет собой систему лишь при наличии следующих свойств:

  • целостность и делимость: система состоит из элементов, выступающих как единое целое, но в то же время её можно ить на подсистемы и отдельные элементы;
  • наличие связей между элементами;
  • организованность: система должна быть определёнными образом структурирована;
  • интегративные качества: наличие у системы таких качеств, которые не свойственны ни одному из её элементов.

Для представления объекта как системы используют системный подход. При этом различают внутреннюю и внешнюю среду системы, а также вход и выход.

Рисунок-1. Схематическое представление объекта в виде системы

Логистика является системой, содержащей функциональные области. Между областями логистики существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, когда для основного производства характерно пространственное сосредоточение оборудования, создание резервов производственных мощностей (так называемых систем «островов производства»), в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы.

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистических организованных систем так называемых интегративных свойств; т.е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.

Принципы организации логистических систем:

  • Системный подход. Транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, обработка заказов и т. д. как логистические функции рассматриваются в качестве находящихся во взаимосвязи и взаимодействии элементов системы. Такой подход оптимизирует всю систему в целом, а не отдельные ее элементы.
  • Учет общей целостности издержек логистической цепи. Минимизация суммы издержек цепи в целом и отдельных ее элементов в частности является критерием эффективности функционирования логистической цепи.
  • Обеспечение адаптивности, эластичности, надежности, большой скорости и качества работы всей системы и ее элементов.

Задачи логистики:

  • снизить запасы на всем пути движения материального потока,
  • сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
  • снизить транспортные расходы;
  • сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Анализ логистических систем – это процедура выработки, обоснования и принятия решений в процессе исследования и формирования логистических систем предприятий. Порядок исследования логистической системы:

  • Логистическая система разбивается на составляющие элементы в целях выделения задач, более доступных для решения.
  • Выбираются и применяются наиболее подходящие специальные методы для решения отдельных задач.
  • Частные решения объединяются таким образом, чтобы было построено общее решение глобальной задачи логистической системы.

В цепи логистических операций, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья:

  • поставка материалов, сырья и полуфабрикатов
  • хранение продукции и сырья
  • производство товаров
  • распределение (включая отправку товаров со склада готовой продукции)
  • потребление готовой продукции

На рисунке-2, показаны звенья цепи логистических операций.

Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся:

  • транспортные средства и обустройства,
  • складское хозяйство,
  • средства связи и управления.
  • логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.

Рисунок-2. Звенья цепи логистических операций

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макрологистику и микрологистику.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.

Усложнение производства и обострение конкуренции потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы.

Главная задача логистики заключается в достижении с наименьшими затратами максимальной приспособленности предприятия, фирмы, компании к изменяющейся рыночной обстановке, в повышении на рынке их доли и получении преимуществ перед конкурентами.

Общая задача логистики состоит в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.

Главная задача логистики заключается в достижении с наименьшими затратами максимальной приспособленности предприятия, фирмы, компании к изменяющейся рыночной обстановке, в повышении на рынке их доли и получении преимуществ перед конкурентами.

Основные задачи логистики решаются и реализуются на операционном уровне управления предприятием, фирмой либо компанией и состоят в следующем:

  • сборе, аккумулировании, анализе и передаче информации о движении материальных потоков;
  • планировании, формировании и содержании материальных запасов;
  • выборе и обосновании местоположения логистического объекта (промежуточного склада, распределительного центра, оптовой базы и пр.) на логистическом полигоне;
  • управлении процессом складской переработки материального потока в требуемый клиентом «формат»;
  • упаковке продукции в соответствии с требованиями на поставку и сохранение качества;
  • выборе типа и вида транспортных средств для доставки грузов клиентам;
  • организации и планировании доставки грузов потребителям;
  • расчете и выборе оптимальных маршрутов доставки грузов клиентам.

Логистической операцией (logistical operation) называется любое элементарное действие или их совокупность, приводящие к преобразованию параметров материальных и/или сопутствующих им информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащие дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы.

К логистическим операциям относятся, например, такие действия с материальными ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, комплектация, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.

Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным каналам, расчеты с поставщиками, покупателями товаров и логистическими посредниками, страхование груза, операции таможенного оформления грузов и т.п.

Логистическая операция может рассматриваться как самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков.

К логистическим операциям следует отнести не только погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские операции (которые обычно исчисляются бухгалтерским методом), но и коммерческие операции по формированию хозяйственных связей, подбору деловых партнеров, процесс принятия предпринимательских решений (исчисленные на основе экономического метода с учетом возможной альтернативной стоимости указанных составляющих). Логистические операции подразделяются на внешние, направленные на реализацию логистических функций снабжения и сбыта, и внутренние - для реализации логистических функций фирмы.

Трансакционная природа логистики предопределяет разделение логистических операций на одно- и двухсторонние, связанные с переходом права собственности на товар и страховых рисков с одного юридического лица на другое, с добавленной стоимостью или без таковой. Наиболее часто встречающимися логистическими операциями являются складирование, хранение, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, перемещение ресурсов внутри фирмы (internal inventory transfer), а также сбор, хранение и обработка информации, адекватной данному материальному потоку.

Степень детализации логистических операций зависит от следующих основных факторов:

  • вида логистической системы (микро или макроуровень);
  • характеристик окружающей экономической среды; видов и параметров основных и сопутствующих потоков; целей логистических стратегий, концепций, технологий и базовых систем;
  • комплексных показателей эффективности логистики;
  • имеющейся или проектируемой системы учета, контроля и мониторинга показателей логистического плана (системы логистического контроллинга);
  • корпоративной информационной системы, поддерживающей логистику;
  • технологии и техники моделирования логистических бизнес-процессов и т.д.

Декомпозиция логистического процесса до уровня однозначно детерминированного набора операций - сложная и трудоемкая задача. Она решается обычно на уровне фирмы в рамках построения информационно-управляющей модели предприятия, выбора соответствующей корпоративной информационной системы и моделирования логистических процессов.

Эффективность планирования и принятия решений в логистических системах во многом определяется правильно построенной корпоративной базой данных по логистическим операциям, являющейся частью общей базы данных корпоративной информационной системы. При этом на каждую логистическую операцию должны быть отнесены затраты финансов, времени и труда, что является базой для нормирования затрат ресурсов в компании и позволяет эффективно контролировать показатели логистического плана.

Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленная на реализацию целей логистических систем.

Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды (например, при колебаниях рыночного спроса на конечную продукцию, изменениях условий поставки или закупки материальных ресурсов, транспортных тарифов и т. д.).

При значительных колебаниях стохастических факторов внешней среды логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.

Логистическая функция часто варьируется на уровне контекста в зависимости от объекта исследования или позиции исследователя. С практической точки зрения выделение логистических функций связано с теми же основными факторами, что и детализация логистических операций. Классификация логистических операций и функций представлена на рисунке-3.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций, оперативные и координационные

Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения.

Рисунок-3. Классификация логистических операций и функций

К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.

В фазе производства функцией логистики становится:

  • управление запасами,
  • контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса,
  • перемещение готовой продукции на оптовые склады
  • розничные рынки сбыта

Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям. На рисунке-4, показано функциональная схема логистики.

К числу функций логистической координации относятся:

  • выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства,
  • анализ рынков, на которых действует предприятие,
  • прогнозирование поведения других источников этих рынков,
  • обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры

Рисунок-4. Функциональная схема логистики

Перечисленные функции логистики заключаются в координации

спроса и предложения на товар. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации .

В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.

Список литературы

  1. Лубенцова В.С., Математические модели и методы в логистике.Самара, 2008г
  2. Motoryzacja, 1988, №2, s. 27
  3. Тулембаева А.Н.Логистика.- Алматы.: Триумф-Т,2008. c. 27.

Введение

Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике.

Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, то есть работу, которая является значимым составляющим боевого успеха. Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. На рубеже столетия термин «логистика» в России широкого применения не имел.

Тем не менее, наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым.

Другое направление развития логистики - экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60 - 70 е годы и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров.

1 Понятие логистики

Логистика - часть экономической науки и область деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контролем движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Логистика - это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими. По сути, область применения логистики настолько специфична и нова, что в настоящий момент специалисты данной профессии на рынке труда очень нужны.

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах, но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика, городская логистика и др.

Основной задачей логистики является оптимизация внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационных и финансовых потоков, оптимизация бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов. Сущность классического определения общих целей функции логистики таково, что потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству товары, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания (как до осуществления продажи продукции, так и после нее) и при заданном уровне общих затрат.

Объектом логистического управления являются потоки, потоковые процессы, любые процессы, связанные с перемещением.

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных потоков, потоков услуг и сопутствующих им финансовых и информационных потоков.

Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:

груз– нужный товар;

качество– необходимого качества;

количество– в необходимом количестве;

время– должен быть доставлен в нужное время;

место– в нужное место;

затраты– с минимальными затратами.

2 Функции л огистики

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок, задачи определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами.

При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:
- транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;
- предприятия оптовой торговли;
- коммерческо-посреднические организации;
- предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, а также непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающихся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Выделяют базисные, ключевые и поддерживающие функции. Базисные – это функции, осуществляемые любым товаропроизводителем. К ним относятся: снабжение, производство, сбыт. Рассмотрим ключевые логистические функции:

1. Поддержание стандартов обслуживания потребителей, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибьюции и послепродажного сервиса. Широкое распространение получила идеология всеобщего управления качеством, принята обязательная сертификация товаров на основе стандартов ISO 9000.

2. Управление закупками, включающее: - выбор поставщиков материальных ресурсов, - планирование потребности в ресурсах, - определение рациональных сроков и объемов поставок, - выбор форм поставок и товаропроводящих путей, - выбор типов транспорта для доставки материальных ресурсов.

3. Управление транспортировкой. Под транспортировкой понимается совокупность процессов перевозки, погрузки, разгрузки и др. сопутствующих операций. Управление транспортировкой предполагает: - выбор перевозчика и экспедитора, - выбор вида транспорта, - определение рациональных маршрутов, - подбор транспортного средства под определенный вид груза.

4. Управление запасами, т. е. процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте.

5. Управление процедурами заказов.

6. Управление производственными процедурами (операционный менеджмент). Функция заключается в управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства, нацеленном на минимизацию уровня запасов и сокращение длительности производственного цикла.

7. Ценообразование, связанное с маркетинговой и логистической стратегиями предприятия-производителя. Логистическая стратегия задаёт уровень общих издержек. От маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю.

3 Организационная структура логистики на предприятии

Организационная структура службы логистики и ее подразделений (отделов или групп) зависит от целого ряда факторов, к которым относятся следующие:

    направле­ние производственно-хозяйственной деятельности предприятия или организации;

    размеры и мощность предприятия (занимаемая площадь, объем станочного парка);

    количество наименований, типов, марок, сортов и размеров материально-техниче­ских ресурсов, используемых на предприятии;

    структура материально-технических ресурсов, потребляемых предприятием, по направлениям производственно-хозяйст­венной деятельности;

    количество поставщиков материально-технических ресурсов и их территориальное расположение;

    назначение и количество складов на предпри­ятии, предназначенных для хранения материально-технических ресурсов;

    наличие в собственности предприятия магистральных и внутризаводских транспортных средств, их количество по видам и типам; количество потребителей промежуточной или конечной готовой продукции, выпускаемой предприятием.

В зависимости от перечисленных факторов и других факторов внешней и внут­ренней среды устанавливается соответствующая организационная структура службы логистики на каждом отдельном промышленном предприятии или в торгово-посреднической организации.

В теории и практике организации службы логистики на предприятиях существует так называемая классическая трех­уровневая организационная структура службы логистики (рисунок 1).

Рисунок 1 – Классическая структура трехуровневой организации службы логистики на предприятии

Основными функциями первого уровня - общего управления (общего планиро­вания) являются: проверка всей организации логистики на предприятии и, при необ­ходимости, осуществление корректировки разработанных ранее планов по различ­ным направлениям логистической деятельности; разработка стратегии организа­ции - долгосрочного плана развития службы логистики в соответствии с возможной диверсификацией предприятия - процесса создания принципиально новых сфер и направлений производственно-хозяйственной деятельности предприятия в неста­бильной и гетерогенной внешней среде (сегментированный и пресыщенный рынок); оценка деятельности отдельных подсистем логистики и системы в целом; координа­ция тактической деятельности отделов (групп) службы логистики в отношении стра­тегических целей предприятия; осуществление при необходимости определенных из­менений в процедурах и операциях, выполняемых службой логистики; установление норм затрат на выполняемые логистические процедуры и операции, а также стандар­ты сервисного обслуживания.

Исходной информацией этого уровня управления являются показатели производ­ственно-хозяйственной деятельности предприятия в широком масштабе, общие про­блемы подсистем логистики и внешние факторы, влияющие на систему в целом, напри­мер, возрастание или снижение конкуренции на рынке, а также другие изменяющиеся условия рынка.

Функции второго уровня - программного управления (управления по программе) включают в свой состав практически все функции подсистем логистики: получение и обработка заказов; организация закупок материально-технических ресурсов; органи­зация транспортного хозяйства, организация складской и сбытовой деятельности.

Данный уровень управления состоит из руководителей-менеджеров, но направле­ниям логистической деятельности (материально-техническое снабжение, складское и транспортное хозяйство, распределение материальных ресурсов по производствен­ным подразделениям предприятия, сбытовая деятельность). Кроме того, данный уро­вень управления имеет в наличии персонал, обеспечивающий логистическую дея­тельность, - инженеров, контролеров и аналитиков, которые планируют логистиче­скую деятельность, проверяют возникшие изменения в системе и отдельных ее подсистемах, разрабатывают направления и решения по восстановлению планируе­мого процесса, а также решают вопросы сервисного обслуживания, окупаемости логи­стических затрат, локальной и общей тактики поведения на рынке (по каждой подсис­теме логистики), эффективной реализации общей стратегии предприятия.

В функции третьего уровня - оперативное управление (оперативные компонен­ты), представляющее собой простые составляющие деятельности отдельных подсис­тем. В оперативное управление входит:

управление операциями и процедурами дви­жения материально-техническими ресурсов;

работа с поставками продукции, по кото­рым нарушается график ее движения; подготовка и предоставление на уровень программного управления информации о зафиксированных нарушениях деятельно­сти в подсистемах;

оперативное управление подсистемами в режиме времени и затрат, установленных управлением программного уровня; отчет перед уровнем программ­ного управления о результатах деятельности подсистем в соответствии с запланиро­ванным временем и затратами.

Управление на данном уровне является в принципе «рутинным» процессом и включает в себя функциональные обязанности сотрудников отделов (групп) служ­бы логистики, а также специальные функциональные контрольные операции и адми­нистративную деятельность, что не требует особой ответственности, так как практи­чески каждая возникающая в подсистемах проблема имеет определенный, регламен­тируемый и утвержденный метод решения.

Особое место в трехуровневой структуре организации службы логистики на пред­приятии занимают информационные потоки. При этом иерархия движения и использования информационных потоков в логистической деятельности имеет, как правило, также три самостоятельных уровня (рисунок 2). На каждом уровне управления информационный поток выполняет свои строго определенные функции.

Рисунок 2 – Иерархия движения информационного потока в службе логистики

Оперативный уровень контроля. Информационный поток на этом уровне имеет довольно широкий диапазон данных. Здесь осуществляется реализация решений, но­сящих оперативный характер, - реакция на любое содержание получаемой норматив­ной, справочной, оперативной, аналитической или другой информации. Информация этого уровня, как правило, используется для осуществления оперативного планиро­вания по различным направлениям деятельности службы логистики, а также для про­ведения контроля за решениями, принятыми на оперативном уровне управления.

Уровень тактического принятия решений. Диапазон информационного потока этого уровня несколько уже, чем на оперативном уровне контроля, но информация здесь более концентрирована, максимально обработана и сгруппирована. На этом уровне управления используется часто управленческая информация, необходимая для осуществления тактического планирования и принятия управленческих решений по различным процессам производственно-хозяйственной деятельности службы ло­гистики предприятия.

Уровень стратегического принятия решений. Весь информационный поток на этом уровне управления максимально сконцентрирован. Справочная, нормативная, оперативная и аналитическая информация в данном случае предназначена для осуще­ствления стратегического планирования производственно-хозяйственной деятельно­сти службы логистики. По аналитической информации (ее анализу и оценке) прини­маются глобальные перспективные решения развития службы логистики предпри­ятия.

Существует 6 вариантов мо­дульного построения структуры службы логистики на предприятии:

Первый вариант может быть использован на промышленных предприятиях с полным производствен­ным циклом, значительной номенклатурой потребляемых материальных ресурсов и широкой номенклатурой выпускаемой продукции.

Второй вариант характерен для торгово-посреднических организаций, имеющих незначительную номенклатуру за­купаемой и реализуемой продукции, а также для предприятий бытового обслужива­ния.

Остальные четыре варианта используются на предприятиях и в организациях ис­ходя из направлений их производственно-хозяйственной деятельности, количества наименований потребляемых материально-технических ресурсов, количества наиме­нований выпускаемых базовых изделий и изделий-модификаций. Эти варианты мо­гут быть использованы в неполной, короткой, однозвенной производственной цепи и производственно-сервисной цепи.

Модульная организация службы логистики предполагает использование про­странственной структуры ее формирования и представляет собой многоитерацион­ный процесс, осуществляемый в следующей последовательности (по итерациям):

производится набор функциональных блоков логистики, количество которых зави­сит от направлений деятельности субъектов хозяйствования;

компонуются отделы или группы службы логистики в зависимости от количества работающих на предпри­ятии и номенклатуры используемых материально-технических ресурсов;

устанавли­ваются принципы формирования организационной структуры по каждому отделу или группе службы логистики;

определяются функции отделов и групп службы логи­стики на основе полного комплекса логистических операций, выполняемых на пред­приятии в зависимости от направления ее производственно-хозяйственной деятель­ности;

рассчитывается необходимое количество сотрудников по каждому отделу или группе службы логистики на основе объемов выполняемых логистических операций;

формируются материальные и информационные потоки при взаимодействии службы логистики с другими организационными структурами предприятия.

Реализация функции управления материальными по­токами в исторически сложившихся структурах управле­ния показана на рисунок 3.

Рисунок 3 – Традиционная система управления материальными потоками на предприятиях

Принципиальный недостаток данной структуры заклю­чается в том, что перечисленные на рисунке группы логи­стических операций соединены в материалопроводящую функцию по классическому, но не по системному методу. Проанализируем данный рисунок в разрезе четырех свойств систем (элементы, связи, организация, интегративные свойства).

Элементы (операции) есть, однако состав их склады­вается случайно, т. е. не исключено, что при проектирова­нии сквозного логистического процесса какие-то операции придется добавить, а какие-то исключить. Связи между операциями четко не определены и уста­навливаются зачастую по случайному закону. Организация этих операций в единую функцию специ­ально не осуществляется, нет и носителя этой функции на предприятии.

Интегративные свойства так взаимосвязанной и так организованной совокупности операций в результате не обес­печивают возможности оптимизации управления материаль­ными потоками на предприятии. На практике это означает, что логистическая функция "растаскивается" по различным службам.

Например, одноподразделение производственного предприятия занимает­ся закупками материалов, другое - содержанием запасов, третье - сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями ра­циональной организации совокупного материального пото­ка, проходящего через предприятие. Логистический подход предусматривает управление все­ми операциями как единой деятельностью.

Для этого на пред­приятии необходимо выделить специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с постав­щиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

Возможная структура органа управления сквозным мате­риальным потоком на предприятии представлена на рисунок 4.

Рисунок 4 – Структура и функции органа управления сквозным материальным потоком на предприятии

Предлагаемая структура позволяет выделить на пред­приятии единую функцию управления сквозным матери­альным потоком.

Заключение

Организация службы логистики на предприятии очень важно в настоящее время. Так как, благодаря данной службы вся продукция должна заказываться строго под конкретного потребителя и после подтверждения факта оплаты. А также чтобы продукция доставлялась с таможенного склада или от поставщика непосредственно на склад получателя. Тем самым, наблюдается сокращение затрат на погрузо-разгрузочные операции, складирование, хранение, транспортировку и устранение опасности появления неликвидов. Деятельность службы логистики на предприятии или в организации нацелена на достижение необходимых конечных результатов с помощью ряда управленческих воздействий, осуществляемых как внутри предприятия (внутренняя среда - внут­ренняя логистика), так и вне его (внешняя среда - внешняя логистика). Но для того, чтобы служба логистики работала хорошо нужно обучать работников организации. Необходимо провести работу по выработке единообразной стандартизированной логистической терминологии. Специалисты функциональных подразделений компании должны говорить на одном языке, оперировать схожими терминами и понимать друг друга.

Одним из наиболее важных ресурсов, определяющих степень эффективности деятельности компании, являются люди. Одним из важных условий проникновения логистической идеи во все сферы бизнеса компании является наличие высококвалифицированных специалистов по логистике.

В настоящее время ощущается определенный недостаток специалистов, имеющих не только опыт практической работы, но и владеющих фундаментальными теоретическими знаниями в области логистики. Хорошие специалисты по логистике должны обладать знаниями из различных областей, а также знать общие взаимосвязи между функциональными областями бизнеса.

Если мы будем побольше обращать внимание на обучение работников логистики, то предприятие будет иметь меньше затрат на приобретение, перевозку сырья и готовой продукции.

  1. Программа Korston Hospitality и её функции

    Курсовая работа >> Информатика

    2006г. Содержание. Программа Korston Hospitality и её функции Korston Hospitality и AVK-Soft Финансовый... всеми операциями по продажам, производству и в логистике . Решение разработано на платформе Microsoft ...

  2. Логистика в агропромышленном комплексе

    Реферат >> Логика

    Региональной и локальной субоптимизацией. Логистика АПК – одно из основных... значение критерия эффективности (целевой функции ) операции и соблюдаются заданные ограничения... литература, базовые учебники по логистике , экономико – математическому моделированию, ...

  3. Логистика и её сущность

    Реферат >> Логика

    ... . Логистика в полной мере работает на потребителя. Поэтому считают, что реализация функции сбыта... в сфере логистики осуществляется через посредство “richtig ...