Ада Якушева и Юрий Визбор. Жизнь и судьба

Было это в сельском клубе, на картошке, куда нас по осени посылали от радиостанции «Юность». Я пела первым голосом, Алла - вторым. И что с того? Голос у Пугачевой уже тогда был очень сильный. Долгое время мы с Аллой очень дружили, встречались, созванивались. Потом судьба развела. Но подозреваю, что добрые отношения все же сохранились. Мой сын Максимка в нее просто влюблен. С детства хотел, чтоб его мамой была именно Пугачева, а папой - Визбор.

- Когда-то ваша дочь Татьяна призналась: «Моя мама, конечно, не Нефертити, но двух прекрасных мужиков все же ухватила».

Неужели я похожа на хищницу? Любовь приходила всегда нежданно, красиво и очень весело.

О, Боже мой, какое горе

Любить такого трепача! -

такие строки я написала, когда положила на Визбора глаз. А у него всегда была огромная толпа воздыхательниц. Но что толку ревновать такого человека? Хотя поводов было предостаточно. Юра всегда жил по своим непредсказуемым законам. От любвеобильности Визбора я все же настрадалась. «Легкость» наших отношений как бы подразумевалась сама собой: разве могут два поэта спокойно жить рядом друг с другом? Обладая неуемным чувством юмора, Юра очень любил выражение нашего общего друга Зиновия Гердта - «три жены тому назад», которое вполне достоверно определяет этапы его жизненного пути. Несмотря на моральный фактор, я все же «рискнула» опубликовать письма Визбора ко мне.

Удрал к другой юбке

Лучшие дня

- Якушеву называют музой Визбора. И ваше с ним расставание покрыто завесой тайны…

Первой музой, может, я и была, потом у него почему-то появились другие. Сама не могу понять, как все произошло. Он то уходил, то возвращался. Удрал, короче, к другой. Очень уж влюбчивым был. Бегал от одной юбки к другой, как мартовский кот. Но, несмотря на все эти уходы-приходы, между нами всегда оставались светлые отношения.

Поженились мы в 1957 году. Юре всегда по-благородному хотелось, чтоб все было законно. У меня даже когда-то была его фамилия. Со всеми своими женами Визбор сочетался законным образом. Кто какая из них по счету, я уж и не помню. Актриса Женя Уралова, у которой от Визбора осталась дочь Аня, кажется, вторая. С Ураловой он вместе снимался в фильме «Июльский дождь». А Нина Тихонова, выходит, - третья. В промежутке между ними была, кажется, еще какая-то художница, забыла вот только ее имя.

- Правда, что и Визбор, и Кусургашев поочередно были свидетелями на обеих ваших свадьбах?

И смех, и грех, как говорится. Они ведь дружили с юности. Максим действительно был свидетелем на нашей свадьбе. А Юра, узнав, что мы с Кусургашевым сочетаемся законным браком, притащил пару бутылок коньяка. Вместе и распили.

Отсутствие отца наша общая дочка Таня использовала на полную катушку: чуть что, в сердцах бросала Кусургашеву, которого любовно называла «отчим наш»: «Ах так! Я пошла к отцу!»

- Редкая фамилия Визбора всегда вызывала массу вопросов?

Отец Юры родом, кажется, из Литвы. Там осталась какая-то его дальняя родственница по имени Гражина. Отец его, к несчастью, был репрессирован и расстрелян.

Забавная история произошла у моей дочери, носящей ту же фамилию. Когда ей задали в школе вопрос о национальности, она стала живенько рассказывать об украинских и прибалтийских бабушках. На что учительница отреагировала несколько странно: «Напишем пока - еврейка, а там разберемся». Фамилию эту как только не коверкали. На каком-то жизненном этапе произошла путаница и с Юриным отчеством. Во всяком случае, Визбор должен был быть Иозефовичем, а никак не Иосифовичем.

Бродяжничала с дочкой

- Совместное сочинительство стихов и песен с Визбором имело место?

Да-да-да. Характеры наши сталкивались при этом так, что искры высекались. Помню, в споре из-за одной строки мы с Юрой устроили грандиозный скандал. Я тогда с маленькой Танькой на руках даже убежала из дома. Бродяжничала по улицам, пока не успокоилась. Вернулась домой, а он уже и забыл, что мы ругались. Возможно, мы были очень похожими людьми. Поэтому обоюдные творческие порывы встречали порой с детской капризностью. Битва за строку - это было нормально. Но наша категоричность зашкаливала все возможные пределы. Только что не дрались.

- Рядом с вами сейчас любимые и любящие вас люди - дети, внуки. Часто навещают?

Я, конечно, живу сегодня их жизнью. Для самой себя мало что остается. Это грустно. Но так, похоже, живут все люди. Сын моей дочери Даши - Миша бывает у меня часто. Ему 13 лет, и его здесь никто не воспитывает, поэтому он любит у бабушки торчать. Второму внуку Володе всего-то два с половиной годика. А всего у меня четыре внука: у Татьяны растут сын Юра и дочка Варя.

А тут еще под ногами любимый котяра крутится. Таких очумелых от жизни хвостатых созданий, как наш Кузя, надо еще поискать. Отец у него русский голубой, а мать белая персиянка. Получилась такая странная помесь, и котик с юных лет начал, почему-то, гоняться за котиками. Ухлестывал даже за одним совершенно кастрированным существом. В общем, бурно живем.

ада якушева
александр 28.04.2006 02:33:42

рад что у ады жизнь сложилась более-менее я благодарен судьбе что знаком с ее замечательными песнями нам очень повезло что в нашей жизни были походные песни ПЕРЕДАЙТЕ ЕЙ БОЛЬШОЙ ПРИВЕТ И НАИЛУЧШИЕ ПОЖЕЛАНИЯ!

Ада Якушева - поэтесса, исполнительница бардовской песни и радиожурналистка.

В детстве учалась играть на виолончели, но так и не окончила музыкальную школу.

В 18 лет поступила Московский педагогический государственный институт им. В. И. Ленина. Там познакомилась с будущими бардами и поэтами Юрием Визбором, Юлием Кимом, Юрием Ряшенцевым, писателем Юрием Ковалем и режиссером Петром Фоменко.

Юрий Визбор стал ее первым мужем. На втором-третьем курсах Ада Якушева начала писать стихи и песни.

"За Визбором бегали все студентки, включая молоденьких аспиранток. Но ревновать его было бессмысленно. Он купался в любви. Жил и творил по ее законам. Мне оставалось только страдать. Что я и делала - писала стихи и песни. Да в нашем институте все что-то сочиняли", - рассказывала поэтесса в интервью "Экспресс-газете".

В браке с Юрием Визбором родилась дочь Татьяна.

В начале 1960-х Якушева руководила женским песенным октетом, гастролировала с ним по всей стране. С 1966 по 1968 год работала редактором на радиостанции "Юность". Тогда же познакомилась с Аллой Пугачевой, с которой долго потом дружила.

"Не перепевала, а пела с ней на сцене на два голоса: я - первым, она - вторым. Потом наоборот. Нас посылали вместе от радиостанции «Юность» на картошку. Дружили мы долго. Но я все же чуток постарше ее… Да и кем была Алла в 60-е годы? Она только начинала. А Якушева полстраны к тому времени уже объездила. Правда, Пугачева - девка была хорошая: не кривлялась, не ломалась. Подружка, одним словом. Мой сын Максим с ее дочкой Кристинкой дружил", - вспоминала Ада Якушева.

В 1968 году Ада Якушева вступила в брак с радиожурналистом Максимом Кусургашевым, который был свидетелем на ее первой свадьбе:

"Со своими будущими мужьями мы учились в одном институте. Максим Кусургашев был свидетелем на нашей с Юрой свадьбе. Он и Таньку мою вместе со мной из роддома забирал. Юра в это время был где-то в командировке".

Среди изданных аудиозаписей певицы: "На время позабудь", "Ты мое дыхание", "Вечер бродит по лесным дорожкам", "Синие сугробы", "Лучшие песни" и др.

Литературовед Лев Аннинский писал об Аде Якушевой:

"Ей говорили, что надо напоминать о себе, появляться перед слушателями, «а то могут и забыть». Отвечала: «Ничего страшного». В смысле: и пусть забудут... Так не забыли! Песни — с первого же исполнения становились бардовской классикой и в золотом фонде остаются по сей день".

Ада Якушева скончалась 6 октября 2012 года после трехмесячной борьбы с онкологическим заболеванием.

"Ада распространяла вокруг себя необыкновенный свет, добро, нежность, искренность. Она жила совсем негромко и дарила нам такие песни, которые знали и любили все. Эти песни бессмертны - они никогда не забудутся, как и сама Ада", - сказала исполнитель авторской песни Галина Хомчик РИА Новости.

Фото: eg.ru, jpop.com, russian-bards.jacum.com, bardsclub.com


Появились душераздирающие подробности последних месяцев жизни известного поэта, барда, журналистки Ады Якушевой, которая скончалась в Москве в субботу, 6 октября, на 79-ом году жизни.

Подробности о смерти матери рассказала ее дочь Татьяна Визбор. (Первым мужем Ады Якушевой был заметиной российский бард, поэт, артист Юрий Визбор, который посвятил своей жене знаменитую песню «Ты у меня одна»).


«Это случилось сегодня в 07:45 утра в Москве. Она (Якушева) долго болела, уже три месяца – это онкология была. В последнее время она практически все время была дома, и в больницу мы ездили только на обезболивание. Она умерла спокойно и безмятежно, боли были сняты», - цитирует слова Татьяны Визбор РИА Новости.

Но, как выяснилось, агентство привело не всю информацию об обстоятельствах смерти Ады Якушевой. В ночь на понедельник в социальных сетях распространилась запись известной журналистки Ирины Петровской, из которой стало известно, что именно предшествовало тому моменту, когда, согласно информации РИА «Новостей», «она умерла спокойно и безмятежно, боли были сняты».

«В нашей стране страшно не только жить, но и умирать, - пишет Ирина Петровская . - Только что вернулась от Татьяны Визбор, дочери Ады Якушевой, умершей вчера. Нашей любимой Ады. Болезнь обнаружили в начале лета – Ада никогда к врачам не обращалась, но тут стало невмоготу: кашель, удушье. Операция по удалению опухоли легкого прошла успешно. Ада даже реабилитировалась, начала дышать и ходить. А потом случился обморок, и исследование показало метастазы в мозгу, увы, не операбельные. И дальше началось хождение по мукам. Районная 98-я поликлиника СВАО – это гестапо! Врач по фамилии П*** – доктор, ***, Менгеле!!! Ада, маленькая, хрупкая, весившая к моменту смерти 37 кг (!!!) умирала в страшных мучениях, потому что в этой е***ной поликлинике не было то печати, то МарьИванны, выдающей справки... «Мама страдает!» - кричала дочь. «Все страдают!» - отвечали ей врачи, которых язык не повернется назвать врачами. Накануне ухода Ады приехал врач из хосписа, ужаснулся страданиям, которые она испытывает, потому что районные *** не прописывают ей наркотики, и увез ее с собой. Там ей впервые вкололи морфий, и наша любимая Ада впервые за месяц, наверное, заснула, повернувшись на бочок и подложив кулачок под щечку. Утром она ушла без страданий», - пишет журналистка Ирина Петровская, много лет дружившая с Адой Якушевой.

Однако, как утверждают столкнувшиеся с подобными ситуациями люди, проблема не только в бессердечных врачах одной конкретной московской поликлиники. Такие истории случаются сплошь и рядом, причем самое страшное, такое происходит, в том числе, с детьми.

«К сожалению, я знаю множество случаев, когда раковым больным в районных поликлиниках не давали наркотики, потому что это «вредно», - пишет блогер Наталия в комментарии под заметкой Ирины Петровской.

Ариа́дна Ада́мовна Я́кушева, известная как Ада Якушева (Кусургашева; 24 января 1934 года, Ленинград — 6 октября 2012 года, Москва) — российская поэтесса, бард, радиожурналистка.

Проблема еще и в том, что из-за крайне запутанных и сложных правил выдачи наркотиков многие врачи, боясь попасть «под статью» просто не хотят рисковать.

«Я дам вашему сыну наркотики, а потом мои дети останутся без отца», - прямым текстом говорил один врач матери исходящего на крик ребенка с неизлечимой онкологией, которого выписали из больницы домой умирать. К сожалению, только врачи хосписов имеют возможность на законных основаниях грамотно обезболивать онкологических больных в терминальной стадии, а в эти заведения не так-то просто попасть.

Неделю назад блогосферу потряс материал подмосковного реаниматолога Дениса Савченко, работающего в «Медицине катастроф», который писал о том, что медиков-сотрудников МЧС полностью лишили права пользоваться эффективными обезболивающими препаратами, что неизбежно должно привести к резкому росту смертности при различных ЧС. Доктор Савченко также, не стесняясь, сравнивал российских медиков, вынужденных работать «под крикаином» с доктором Менгеле.

Ада Якушева Другие города

Ада Якушева родилась в Ленинграде 24 января 1934 года. В 1952 году она поступила в Московский педагогический государственный институт, где училась вместе со знаменитыми в будущем бардами Юрием Визбором, Юлием Кимом и Юрием Ряшенцевым. Песни и стихи Якушева стала сочинять на втором курсе. Среди самых известных песен Якушевой – «Вечер бродит по лесным дорожкам».

Первым мужем Ады Якушевой был Юрий Визбор, у них родилась дочь Татьяна. Визбор посвятил жене знаменитую песню «Ты у меня одна».

Больше, чем любовь. Юрий Визбор и Ада Якушева

Сам Юрий Визбор также скончался от онкологического заболевания, дожив всего лишь до 50 лет.


На видео с YouTube: Ада Якушева «Другие города». Запись с концерта. Музыка, слова А. Якушева.

Лидия Чебоксарова и Евгений Быков - «Эпоха Визбора. Песни Юрия Визбора и его друзей». Выступление в Гнезде глухаря http://www.gnezdogluharya.ru/concerts 28.09.2012 г.
Ариа́дна Ада́мовна Я́кушева, известная как Ада Якушева (Кусургашева; 24 января 1934 года, Ленинград — 6 октября 2012 года, Москва) — российская поэтесса, бард, радиожурналистка.
Биография

Ада Якушева родилась 24 января 1934 года в Ленинграде. Её отец погиб во время Великой Отечественной войны в Белоруссии, будучи комиссаром партизанского отряда. В детстве Ада училась музыке по классу виолончели, но музыкальную школу не окончила. В 1952 году поступила в Московский педагогический государственный институт им. В. И. Ленина на факультет русского языка и литературы, где училась одновременно с будущими бардами и поэтами Юрием Визбором, Юлием Кимом, Юрием Ряшенцевым, писателем Юрием Ковалем, а также с режиссёром Петром Фоменко. Педагогический институт был одним из главных в стране центров авторской песни, и в 1954 году, на втором курсе, Ада стала сочинять песни и стихи.

Окончила институт в 1956 году, а в 1958 году вышла замуж за Юрия Визбора. Вскоре у них родилась дочь Татьяна. В начале 1960-х годов Якушева руководила женским песенным октетом, гастролировала с ним по стране. С 1966 по 1968 год работала редактором на радиостанции «Юность». В 1968 году она вступила в брак с радиожурналистом Максимом Кусургашевым.

У Якушевой вышла пластинка на фирме «Мелодия». Среди изданных аудиозаписей певицы: «На время позабудь», «Ты — моё дыхание», «Лучшие песни», «Ада Якушева» (в серии «Российские барды»).

Кроме того, вышли три книги Ады Якушевой — «Если бы ты знал», «Песня — любовь моя» и «Три жены тому назад. История одной переписки».

Скончалась 6 октября 2012 года в своей квартире в Москве
http://ru.wikipedia.org/

Биография

Ада Якушева родилась 24 января 1934 года в Ленинграде . Её отец погиб во время Великой Отечественной войны в Белоруссии , будучи комиссаром партизанского отряда . В детстве Ада училась музыке по классу виолончели, но музыкальную школу не окончила. В 1952 году поступила в на факультет русского языка и литературы, где училась одновременно с будущими бардами и поэтами Юрием Визбором , Юлием Кимом , Юрием Ряшенцевым , писателем Юрием Ковалем , а также с режиссёром Петром Фоменко . Педагогический институт был одним из главных в стране центров авторской песни, и в 1954 году, на втором курсе, Ада стала сочинять песни и стихи .

Окончила институт в 1956 году, а в 1958 году вышла замуж за Юрия Визбора . Вскоре у них родилась дочь Татьяна. В начале 1960-х годов Якушева руководила женским песенным октетом, гастролировала с ним по стране. С 1966 по 1968 год работала редактором на радиостанции «Юность». В 1968 году она вступила в брак с радиожурналистом Максимом Кусургашевым .

У Якушевой вышла пластинка на фирме «Мелодия». Среди изданных аудиозаписей певицы:

  • «На время позабудь»,
  • «Ты — моё дыхание»,
  • «Лучшие песни»,
  • «Ада Якушева» (в серии «Российские барды»).
Кроме того, вышли три книги Ады Якушевой — «Если бы ты знал», «Песня — любовь моя» и «Три жены тому назад. История одной переписки».
Ада Якушева посещала также и объекты социальной защиты населения Москвы — ЦСО, где она давала бардовские музыкальные концерты для инвалидов. В ЦСО Фили-Давыдково Ада Якушева была столь частым гостем
Ада Якушева скончалась 6 октября 2012 года в своей квартире в Москве. Похоронена на Троекуровском кладбище 9 октября.

Песни

  • «А мне везёт: к вершинам белым»… — «А мне везет»…
  • «А мне давно знакомо время старта»… — «Моя орбита»
  • «Бегут, бегут, бегут колеса»… — (Слова и музыка Ю. Визбора и А. Якушевой)
  • «Бродит дождик за окошком»… — «Колыбельная Тане»
  • «В институте, под сводами лестниц»… — «Любимый город» («Песня Москве»)
  • «В речке Каменной бьются камни»…
  • «Ветер листья по асфальту кружит»… — «Город — самый лучший» (Песня-репортаж)
  • «Ветер песни поет, он с привычками твоими»…
  • «Вечер бродит по лесным дорожкам»…
  • «Вроде немало мне бед и побед»… — «Поворот»
  • «Говоришь, что ты несчастна»… — «Не печалься, Танька»
  • «Да обойдут тебя лавины»… — (Стихи А. Якушевой и Ю. Визбора, музыка А. Якушевой)
  • «Если б ты знал»…
  • «Живёт на свете девочка»…
  • «За поездом по полю»… — «Песня о путях» («Дорожная»)
  • «Записную книжку вновь листаю я»… — «Записная книжка»
  • «Здравствуй, это главное — ты здравствуй»…
  • «Иду я ночью лесом со станции одна»… — «Попутчик»
  • «Каждый год в осеннем месяце»… — «Первый курс»
  • «Мне кажется, что я давно»… — «Мне кажется»…
  • «Мой друг рисует горы, далёкие, как сон»…
  • «Мою страну зовут Наедине»… — «Наедине»
  • «Мы — горожане, зарею ранней»… — «Горожане»
  • «Мы становимся старше и старше»… — «Мы становимся старше»
  • «Не могу я разобраться в Братске»… — «Песня о Братске»
  • «Ночи бродячие — синие, белые»… — «Песня тебе»
  • «Подари на прощанье мне билет»… — «Билет»
  • «Понимаешь, ночь немая»… — «Понимаешь»
  • «Попрощались мы до вокзала»… — «Мой солдат»
  • «Привыкла я за столько лет»… — «Корреспондент»
  • «Прозрачная роща смолкла»… — «Прозрачная роща»
  • «Прошёл меня любимый мимо»… — «Песенка про трепача»
  • «Разведу я над плитой»…
  • «Светлые камушки из Конаково»… — «Камушки из Конаково»
  • «Сегодня мы с тобой в институте»… — «Сегодня»
  • «Синие деревья в инее»… — «Моё сокровище»
  • «Снова твое бесконечное „жди!“»… — «Я не хочу, чтобы ты уходил»…
  • «Слушай, на время время позабудь»… — «Синие сугробы»
  • «Снег да снег. Ни дорог, ни рек»… — «Снег да снег»
  • «Собрался товарищ в дорогу»…
  • «Созвонятся парни на неделе»… — «Парни»
  • «Солнышко, помнишь ли ты наш апрель»… — «Солнышко». (Слова и музыка Ю.Визбора и А.Якушевой)
  • «Спешат нам сумерки навстречу»… — «Попутная»
  • «Становятся помехою другие города»… — «Другие города»
  • «Сумерки. Ты поднимаешь глаза от картин»… — «Сумерки»
  • «Так вышло, что Измайлово»… — «Измайлово»
  • «Там в океан течёт Печора»… — «Печора»
  • «Там давно, наверное»… — «Северный»
  • «Ты говоришь: „Выход один“»… — «Дожди»
  • «Ты — моё дыхание, утро мое ты раннее»…
  • «Ты очень похож на меня, человек»… — «А я жду»
  • «Уже, наверно, первый час»… — «Зеленоглазое такси»
  • «Ходят суда то туда, то сюда»… — «Города-корабли»
  • «Шёл человек, а куда — неизвестно»… — «Здравствуй, песня!»
  • «Я открываю тебя, побережье Камчатки»… — «Камчатка»
  • «Я приглашаю вас в леса»…
  • «Я с детства люблю лабиринты метро»… — «Метро»
  • «Я шагаю дорогой длинной»… — «Я шагаю»
(2012-10-06 ) (78 лет) Место смерти Страна Профессии

поэт, бард, радиожурналист, писатель

Инструменты Сотрудничество

Ариа́дна Ада́мовна Я́кушева , известная как Ада Якушева (Кусургашева; 24 января , Ленинград - 6 октября , Москва) - российская поэтесса, бард, радиожурналистка и писательница. Первая жена Юрия Визбора .

Биография

Песни

  • «А мне везёт: к вершинам белым»… - «А мне везёт»…
  • «А мне давно знакомо время старта»… - «Моя орбита»
  • «Бегут, бегут, бегут колёса»… - (Слова и музыка Ю. Визбора и А. Якушевой)
  • «Бродит дождик за окошком»… - «Колыбельная Тане»
  • «В институте, под сводами лестниц»… - «Любимый город» («Песня Москве»)
  • «В речке Каменной бьются камни»…
  • «Ветер листья по асфальту кружит»… - «Город - самый лучший» (Песня-репортаж)
  • «Ветер песни поёт, он с привычками твоими»…
  • «Вечер бродит по лесным дорожкам»…
  • «Вроде немало мне бед и побед»… - «Поворот»
  • «Говоришь, что ты несчастна»… - «Не печалься, Танька»
  • «Да обойдут тебя лавины»… - (Стихи А. Якушевой и Ю. Визбора, музыка А. Якушевой)
  • «Если б ты знал»…
  • «Живёт на свете девочка»…
  • «За поездом по полю»… - «Песня о путях» («Дорожная»)
  • «Записную книжку вновь листаю я»… - «Записная книжка»
  • «Здравствуй, это главное - ты здравствуй»…
  • «Иду я ночью лесом со станции одна»… - «Попутчик»
  • «Каждый год в осеннем месяце»… - «Первый курс»
  • «Мне кажется, что я давно»… - «Мне кажется»…
  • «Мой друг рисует горы, далёкие, как сон»…
  • «Мою страну зовут Наедине»… - «Наедине»
  • «Мы - горожане, зарёю ранней»… - «Горожане»
  • «Мы становимся старше и старше»… - «Мы становимся старше»
  • «Не могу я разобраться в Братске»… - «Песня о Братске»
  • «Ночи бродячие - синие, белые»… - «Песня тебе»
  • «Подари на прощанье мне билет»… - «Билет»
  • «Понимаешь, ночь немая»… - «Понимаешь»
  • «Попрощались мы до вокзала»… - «Мой солдат»
  • «Привыкла я за столько лет»… - «Корреспондент»
  • «Прозрачная роща смолкла»… - «Прозрачная роща»
  • «Прошёл меня любимый мимо»… - «Песенка про трепача»
  • «Разведу я над плитой»…
  • «Светлые камушки из Конаково»… - «Камушки из Конаково»
  • «Сегодня мы с тобой в институте»… - «Сегодня»
  • «Синие деревья в инее»… - «Моё сокровище»
  • «Снова твоё бесконечное „жди!“»… - «Я не хочу, чтобы ты уходил»…
  • «Слушай, на время время позабудь»… - «Синие сугробы»
  • «Снег да снег. Ни дорог, ни рек»… - «Снег да снег»
  • «Собрался товарищ в дорогу»…
  • «Созвонятся парни на неделе»… - «Парни»
  • «Солнышко, помнишь ли ты наш апрель»… - «Солнышко». (Слова и музыка Ю. Визбора и А. Якушевой)
  • «Спешат нам сумерки навстречу»… - «Попутная»
  • «Становятся помехою другие города»… - «Другие города»
  • «Сумерки. Ты поднимаешь глаза от картин»… - «Сумерки»
  • «Так вышло, что Измайлово»… - «Измайлово»
  • «Там в океан течёт Печора»… - «Печора»
  • «Там давно, наверное»… - «Северный»
  • «Ты говоришь: „Выход один“»… - «Дожди»
  • «Ты - моё дыхание, утро моё ты раннее»…
  • «Ты очень похож на меня, человек»… - «А я жду»
  • «Уже, наверно, первый час»… - «Зелёноглазое такси»
  • «Ходят суда то туда, то сюда»… - «Города-корабли»
  • «Шёл человек, а куда - неизвестно»… - «Здравствуй, песня!»
  • «Я открываю тебя, побережье Камчатки»… - «Камчатка»
  • «Я приглашаю вас в леса»…
  • «Я с детства люблю лабиринты метро»… - «Метро»
  • «Я шагаю дорогой длинной»… - «Я шагаю»

Напишите отзыв о статье "Якушева, Ада"

Примечания

Литература

  • Среди нехоженых дорог одна - моя: Сборник туристских песен / Составитель Л. П. Беленький. - М .: Профиздат, 1989. - С. 427. - 200 000 экз. - ISBN 5-255-00032-9 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Якушева, Ада

– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.
– Пуста!
Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.
– Отлично! Молодцом! Вот так пари! Чорт вас возьми совсем! – кричали с разных сторон.
Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.

(Ариадна Адамовна Якушева) - российская поэтесса, легенда авторской песни, радиожурналист. Член Союза журналистов (1973). Она занимала в бардовском движении совершенно особое место - будучи, в почти стопроцентно мужском контексте первого поколения творцов «авторской песни», единственной женщиной-бардом. Её песни «светлы, чисты, отзывчивы, прелестны... У них была короткая первая жизнь. Рождённые на гибельном краю большого чувства, они пропелись разом, на одном коротком вздохе, и, - лопнула струна, больше Ада уже не пела...» (Д. Сухарев).

Родилась в Ленинграде. Отец, комиссар партизанского отряда, погиб в Белоруссии во время Великой Отечественной войны. В детстве Ада училась музыке по классу виолончели, но музыкальную школу не окончила.

В 1952 году поступала в МГУ, но не прошла по конкурсу. В своих воспоминаниях она писала: «Сейчас поражаюсь своей дерзости, но твёрдо решив поступать на журфак МГУ, сочинение по литературе на вступительных экзаменах я написала в стихах. Куча грамматических ошибок перечеркнула все мои надежды. И только непонятной благосклонностью преподавателей можно было объяснить то, что они выставили всё же удовлетворительную оценку, которая позволила мне быть зачисленной на вечернее отделение МГПИ. А через год появилась возможность перевестись на дневное» .

В Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина Ада Якушева училась на факультете русского языка и литературы одновременно с будущими бардами и поэтами Юрием Визбором , Юлием Кимом , Юрием Ряшенцевым , Владимиром Красновским , писателем Юрием Ковалем , с будущим режиссёром Петром Фоменко. Ада Якушева вспоминала:«За Визбором бегали все студентки, включая молоденьких аспиранток. Но ревновать его было бессмысленно. Он купался в любви. Жил и творил по её законам. Мне оставалось только страдать. Что я и делала - писала стихи и песни. Да в нашем институте все что-то сочиняли»

Педагогический институт был одним из главных в стране центров авторской песни (недаром об аббревиатуре МГПИ шутили, что это не «московский педагогический», а «московский поющий»), и в 1954 году, на втором курсе, Ада начала сочинять песни и стихи. Она стала организатором ансамбля студенческой песни МГПИ. Ирина Демакова (Олтаржевская), руководившая легендарным женским октетом МГПИ после Ады Якушевой, вспоминает, что песни Ада писала очень быстро. Кто-то пытался их подсчитать, дошёл до трёхсот и сбился. К сожалению многие из песен Ады Якушевой (особенно студенческой поры) остались неопубликованными и ныне фактически утеряны.

Окончив институт в 1956 году, некоторое время работала учителем в московской школе № 106, корреспондентом многотиражки МАИ (1956-1957). В 1958 году вышла замуж за Юрия Визбора, в ноябре того же года у них родилась дочь Татьяна. Ада Якушева рассказывала: «Оказывается, такие интриги вокруг нас были! Искры сыпались! Но мы были очень дружны. Спорили, орали, скандалили - куда же без этого? Наша категоричность зашкаливала за все возможные пределы. Разве два поэта могут жить спокойно рядом друг с другом? Славу богу, что не дрались. Но от такого человека, как Юра, можно было многое и вытерпеть... Юрка ходил постоянно в кого-то влюбленный. Да и я от него не отставала: вокруг сплошь одни поклонники... У Юры было поэтическое чувство юмора. Он очень любил выражение нашего общего друга Зямы Гердта - «три жены тому назад». Со всеми своими женами Визбор сочетался законным браком. Конечно, сердце мое греет мысль, что Якушеву называют первой музой Визбора. После того как Визбор от меня сбежал, мне передавали: видели твоего Юру на телевидении с красивой молодой девушкой. Оказалось, это наша дочка - Таня» . Остаётся только добавить, что когда Таня выходила замуж - её свадьбу дружно отпраздновали все три жены Юрия Визбора.

В 1964-1965 годах Якушева руководила женским песенным октетом и гастролировала с ним по стране. В 1965 году на радиостанции «Юность» была записана программа, посвященная творчеству Якушевой, где её песни исполняли М. Кристалинская, Е. Камбурова, Л. Барашков, А. Иошпе и другие известные в то время певцы. С 1966 работала редактором на радиостанции «Юность», где вела самую искреннюю и призывающую к поступкам передачу «Здравствуй, товарищ» - о романтиках и людях, для которых героизм - обычная часть жизни.... Тогда же познакомилась с Аллой Пугачевой, с которой долго потом дружила. »...пела с ней на сцене на два голоса: я - первым, она - вторым. Потом наоборот. Нас посылали вместе от радиостанции «Юность» на картошку. Дружили мы долго. Но я все же чуток постарше её… Да и кем была Алла в 60-е годы? Она только начинала. А Якушева полстраны к тому времени уже объездила. Правда, Пугачева - девка была хорошая: не кривлялась, не ломалась. Подружка, одним словом» , - вспоминала Ада Якушева.

В 1968 году Ада Якушева вступила в брак с радиожурналистом Максимом Кусургашевым , который был свидетелем на её свадьбе с Визбором: «Со своими будущими мужьями мы учились в одном институте. Максим Кусургашев был свидетелем на нашей с Юрой свадьбе. Он и Таньку мою вместе со мной из роддома забирал. Юра в это время был где-то в командировке. Танька моя как-то ляпнула: «Моя мама, конечно, не Нефертити, но двух прекрасных мужиков все же ухватила»" . В этом браке у Якушевой родились двое детей - Максим (1969) и Дарья (1973).

В 70-80-е годы выступления Ады Якушевой стали редким событием, хотя был написан ряд новых песен и практически все они записывались на радиостанции «Юность». В конце 70-х, когда Владимир Высоцкий по причине болезни не смог выступить с концертом в Ленинграде, - Ада Якушева отработала целую концертную программу со своими песнями. Уходящих из зала - не было!

Первая сольная пластинка Ады Якушевой появилась только в 1991 году: фирма «Мелодия» наконец-то сподобилась выпустить сольный альбом «На время позабудь» с записями середины 60-х, причем таким мизерным тиражом, что альбом стал раритетом... А до этого - только вставки «Кругозора» и редкие стихи в песенниках, порой даже и без упоминания авторства.

«Ада распространяла вокруг себя необыкновенный свет, добро, нежность, искренность. Она жила совсем негромко и дарила нам такие песни, которые знали и любили все. Эти песни бессмертны - они никогда не забудутся, как и сама Ада », - сказала исполнитель авторской песни Галина Хомчик. Литературовед Лев Аннинский писал об Аде Якушевой: «Ей говорили, что надо напоминать о себе, появляться перед слушателями, «а то могут и забыть». Отвечала: «Ничего страшного». В смысле: и пусть забудут... Так не забыли! Песни - с первого же исполнения становились бардовской классикой и в золотом фонде остаются по сей день» .

С нами, читателями, навсегда останется и её (наверное, практически никогда не исполняемое под гитару) знаковое для Фантлаба стихотворение, начинающееся строкой: «Всю фантастику от корок и до корок прочитав и полюбив на много лет...»

©borch для сайт (по материалам сети)

Примечание к биографии:

Можно два видеоролика:

1. «Вечер бродит по лесным дорожкам» исполняют Ада Якушева с дочерьми Татьяной Визбор и Дарьей Кусургашевой (Грушинский фестиваль, вторая половина 80-х годов).

2. «Ты - моё дыхание» исполняют Татьяна Визбор с дочерью Варей; гитары: Юра Визбор-младший, Дима Григорьев (Пятый концерт «Наших песен удивительная жизнь»)